Воспитание детей. педагогические взгляды демокрита (ок. 460 — ок. 370 гг. до н. э.)

Педагогические взгляды Демокрита

Демокрит был выдающимся древнегреческим философом-материалистом, создателем атомистической теории.

По дошедшим до нас отрывкам его многочисленных сочинений можно видеть, что Демокрит разрабатывал все отрасли тогдашнего знания: известны его труды по философии, математике, физике, биологии, медицине, психологии, искусству… «Первый энциклопедический ум среди греков» — так назвал его К. Маркс.

Мысли Демокрита о воспитании имеют важное значение в истории педагогических идей. На основе своей атомистической теории Демокрит выдвинул материалистическую концепцию развития личности.

Он считал, что мир материален, состоит из атомов, отличающихся друг от друга по форме, порядку и положению. Жизнь и смерть организмов сводятся к соединению и разложению атомов. Душа также состоит из атомов и есть их временное соединение.

Демокрит отвергал бессмертие души, чем подрывал устои обычных религиозных представлений: греческие боги лишались сверхъестественных свойств и силы.

Демокрит считал, что становление личности человека зависит от его природы и воспитания, которое было для него то же, что обучение, упражнение.

Вот фрагменты из сочинений философа на эту тему: “Никто не достигнет ни искусства, ни мудрости, если не будет учиться”, “Больше людей становятся хорошими благодаря упражнению, чем от природы”, “Иногда молодым людям присущ разум, а старцам безрассудство, ибо разуму учит не время, а надлежащее воспитание и природа”.

Огромное значение Демокрит придавал среде, примеру взрослых (“Благомыслие отца — лучшее наставление детям”), словесному воздействию, воспитанию “убеждением и “доводами”, приучению к труду, без которого дети не могут “обучаться ни письму, ни музыке, ни гимнастике… ни способности стыдиться”. Идеолог рабовладельческой демократии, он нравственным считал человека умеренного, действующего по долгу перед обществом, способного участвовать в общественной и политической жизни.

В дошедших до нас фрагментах трудов Демокрита отражено требование начинать воспитание детей с малых лет.

Материалистическая теория познания Демокрита, согласно которой началом знания являются ощущения (“темное познание”), а истина постигается разумом (теоретическое мышление), который свои доказательства берет из ощущений, имела значение при решении им вопросов умственного воспитания. Демокрит высказался за развитие ума выразительными словами: “Многие многознайки не имеют ума”.

Педагогические идеи Платона

Древнегреческий философ-идеалист, идеолог рабовладельческой аристократии, Платон родился в знатной аристократической семье и получил блестящее для того времени образование.

Автор многочисленных сочинений, Платон во многих из них говорил о воспитании. Свою систему взглядов на организацию воспитания он изложил в трактатах «Государство» и “Законы”. Эти взгляды составляют органическую часть социальных воззрений Платона и подчинены общим задачам укрепления рабовладельческого аристократического государства и формирования рабовладельца.

Совершенное государство Платона зиждется на разделении труда между четырьмя разрядами свободных граждан: философами, воинами, ремесленниками и земледельцами. Каждый разряд должен выполнять только свои обязанности и не вмешиваться в функции других. В учении о делении граждан на разряды Платон руководствовался своей классификацией частей души.

В противоположность Демокриту, считавшему мир единым и материальным, Платон выступил с учением о делении мира на мир идей и мир вещей. По его идеалистическому учению, духовная часть человека — душа живет до своего вселения в телесную оболочку в мире идей.

Душе свойственны три части: разумная, волевая и чувственная, но одна из них преобладающая, и это зависит от того, среди каких идей обитала душа. Трем частям души у Платона соответствуют три добродетели: мудрость, мужество и умеренность.

Вселившись в свое временное обиталище (в тело), бессмертная душа человека определяет возможности его развития и его место в обществе. Имеющие душу с преобладанием разумной части станут правителями— философами, волевой — воинами, чувственной — ремесленниками или земледельцами.

Первые два разряда — привилегированные: философы управляют, воины охраняют государственный порядок; функция же ремесленников и земледельцев — материальное обеспечение привилегированных. В государстве Платона сохранялись и рабы, составлявшие низший социальный слой, не имевшие каких-либо прав, удел рабов — физический труд.

В целях укрепления рабовладельческого государства Платон рекомендовал свою систему воспитания, в которой сочетались некоторые моменты воспитательного опыта Спарты и Афин.

Воспитание, по мнению Платона, обозначает воздействие взрослых на детей, формирование в детях нравственность и добродетели.

В понятие “учение» он включал приобретение знаний посредством изучения наук, а главное свойство науки, по Платону, состоит в том, что она “будит душу пользоваться мышлением для истины”.

Платон считал, что внутренней основой воспитания маленьких, детей являются эмоции. Он утверждал, что первые детские ощущения — это наслаждение и страдание и что они окрашивают детские представления о добродетели и благе.

Особое значение как средству воспитания он придавал играм, а также чтению и рассказыванию детям литературных произведений, мифов. При этом он считал необходимым установить законодательно, что именно нужно читать и рассказывать маленьким детям.

Платон также требовал, чтобы взрослые следили за детскими играми: дети должны строго выполнять правила игры, не вносить в них каких-либо новшеств; иначе, приучившись к этому в игре, они захотят внести изменения и в законы рабовладельческого государства, а этого допустить нельзя. Платон считал в то же время, что “все науки надо преподавать детям не насильно, играючи”, ибо “свободный человек никакой науке не должен учиться рабски”. Большое место в воспитании он отводил песням и танцам.

В «Государстве» Платон выдвинул идею общественного воспитания детей с самого младшего возраста и предложил определенную систему ее организации. С 3 до 6 лет всех детей всех жителей города или поселка нужно собирать в особых местах для игр.

При этом специально назначенные стражами закона женщины должны следить за порядком и руководить играми. С 6 до 12 лет дети в государственной школе учатся читать, писать, считать, а также петь и играть на музыкальных инструментах.

С 12 до 16 лет они посещают палестру, где главное внимание уделяется разностороннему физическому воспитанию. С 16 лет юноши изучают арифметику, геометрию, астрономию, преимущественно с практическими целями (предвоенная подготовка).

С 18 до 20 лет они в эфебии получают специальную военно-физическую подготовку. На этом этапе заканчивается образование тех, кто по своим возможностям должен остаться в разряде воинов, ремесленников, земледельцев и купцов.

Только лица, у которых разумная часть души, до 30 лет изучают философию, развивают отвлеченное мышление, изучая в этих целях геометрию, арифметику, астрономию, теорию музыки, и готовятся к государственной деятельности. Выделившиеся в этой группе самые сильные в интеллектуальном отношении продолжают свои занятия и, овладев философией, становятся правителями государства.

Воспитание женщин, считал Платон, должно быть таким, как было в Спарте. Дети рабов к образованию не допускаются.

Как видим, Платон заботился прежде всего о правильном, с его точки зрения, воспитании и образовании детей рабовладельцев и свободных граждан. Воспитание должно подготовить их к выполнению определенных социальных функций и к управлению государством.

Необходимо отметить, что Платон впервые рассматривал вопросы воспитания маленьких детей в системе, что было очень важно для дальнейшего развития теории дошкольного воспитания.

Источник: https://pdnr.ru/a18577.html

ДЕМОКРИТ

Одним из величайших представителей классической древнегреческой философии является Демокрит (ок. 460-370 гг. до н. э.). Его учение – одно из наиболее целостных, последовательных и устойчивых традиций в мировой философии.

Демокрит родился в г. Абдеры. Около десятка лет он провел в путешествиях по Востоку, целью которых было приобретение знаний и обретение мудрости. Долгое время жил в Афинах. Рассказы о нем свидетельствуют о глубокой житейской мудрости философа, о его наблюдательности, обширных познаниях.

Демокрит написал несколько десятков сочинений в различных областях знаний, многие из которых дошли до нас лишь как фрагменты или в изложении других мыслителей. Величайшей заслугой Демокрита является разработанная им концепция атомизма.

Проблемы атомизма излагались в трудах «Малый мирострой», «Большой мирострой» и др.

Атомизм Демокрита. Как философа Демокрита интересует проблема основ бытия. Первоначала всего сущего – атомы и пустота. Все существующие в мире вещи состоят из атомов и пустоты.

Атом (по-гречески – «неделимое») – это неделимая, совершенно плотная, непроницаемая, не содержащая в себе никакой пустоты, вследствии своей малой величины, невоспринимаемая чувствами частица вещества. Атом является материальной причиной всех вещей.

Атом обладает свойствами, которые элеаты приписывали бытию. Он неделим, вечен, неизменен, тождественен самому себе, не имеет частей, внутри него не происходит никаких движений.

Бесконечное число форм атомов, объясняет бесконечное разнообразие вещей и явлений окружающего мира. Кроме форм, атомы отличаются порядком и положением, что является причиной разнообразия соединений атомов.

Атомы обладают подвижностью в пустоте. Атомисты первыми стали учить о пустоте как таковой. Пустота неподвижна, беспредельна, едина и бесформенна, она не оказывает ни какого влияния на находящиеся в ней тела.

Демокрит вводит пустоту, полагая, что «движение не возможно без пустоты». Атомы парят в пустоте подобно пылинкам, которые мы видим в солнечном луче, сталкиваясь друг с другом и меняя направление своего движения. Движение присуще атомам от природы.

Оно вечно. Движение – вечное свойство вечных атомов.

Атомы лишины каких бы то ни было качеств. Качества возникают в субъекте вследствие взаимодействия атомов и органов чувств.

Качества существуют лишь по установлению, по природе же существуют только атомы и пустота, утверждает философ. Ничто не возникает из несуществующего и не уходит в ничто. Атомы не превращаются друг в друга.

Возникновение и уничтожение вещей – результат сцепления и разделения атомов. Все возникает на некотором основании и по необходимости.

Взгляд Демокрита на существование вечных, неизменных и неделимых атомов как основы чувственного мира был воспринят Эпикуром (ок. 342-271 гг. до н.э.), а затем древнеримским философом и поэтом Титом Лукрецием Каром.

Его поэма «О природе вещей», по существу, посвящена развитию и защите учения Эпикура об атомах.

В Новое время атомизм оформился в естественнонаучную теорию и до сих пор, хотя и в преобразованном виде, выступает важнейшей составной частью естественнонаучной картины мира.

Космогония. Мир в целом – это беспредельная пустота, наполненная многими мирами, их число беспредельно, поскольку эти миры образованы беспредельным числом атомов, находящихся в «вихреобразном» движении.

Миры преходящи. Внутри всеобъемлющего космоса происходит возникновение одних, развитие других, гибель третьих. Это происходит циклично и бесконечно. Никаких сил или стихий, творящих миры, не существует.

Учение о познании. Учение Демокрита о познании непосредственно связано с учением о бытии. Оно основано на различении двух родов познания в соответствии с двумя видами существования. Демокрит различает то, что существует в «действительности», и то, что существует «в общем мнении».

В действительности существуют лишь атомы и пустота. Чувственные качества существуют лишь в общем мнении. Гален (II в.

) приводит слова Демокрита: «только считают, что существует – горькое, в действительности – атомы и пустота». Т.

е цветовые, вкусовые и другие качества не существуют в действительности, не присущи атомам, а существуют лишь во мнении как результат воздействия атомов на наши чувства.

Двум видам существования соответствуют два вида познания – посредством чувств и посредством мысли. Познание посредством мысли Демокрит называет истинным, законнорожденным и приписывает ему достоверность в суждениях об истине. Познание посредством чувств он называет незаконнорожденным или темным и отрицает его пригодность в распознании истины.

Читайте также:  Аппликация праздничный хоровод в подготовительной группе: конспект занятия, коллективная в том числе с шаблонами, картинками и видео

Демокрит подчеркивает, что атомы и пустота, как первоначала мира лежат за пределами чувственного познания, и открыть их можно лишь в результате напряженного размышления. Но такое размышление опирается на эмпирические наблюдения. Демокрит не противопоставлял чувства и разум, а брал их в единстве: разум идет далее чувств, но он опирается на их показания.

Демокрит говорит о сложности и трудности процесса познания, достижения истины, поэтому субъектом познания является не любой человек, а лишь мудрец.

Мышление, так же как и чувственное восприятие, он понимает материалистически. Это подтверждает и Демокритово понимание души, частью которой, согласно его представлениям является разум.

Душа – это совокупность наилегчайших атомов, имеющих идеальную шаровидную форму. Душа смертна и погибает вместе с телом.

Материалистичность в понимании природы и мира привела Демокрита к атеистическим воззрениям: «Разумом выдумали люди божественные дела».

Взгляды на человека и общество. Подобно всем древнегреческим философам, Демокрит большое внимание уделяет нравственным вопросам. Для человека наиболее важным является то, как, во имя чего человек должен жить. Демокрита волнуют вопросы нравственного основания жизни.

«Не телесные силы и не деньги делают людей счастливыми, но правота и многосторонняя мудрость», – говорит Демокрит. Он настаивает на том, что надо обуздывать желания и страсти, воспитывать умеренный характер. Сильные желания, направленные на достижение чего-то одного, делают душу слепой ко всему прочему, подчеркивает Демокрит, которого привлекает полнота жизни.

Счастье – в хорошем расположении духа, в его невозмутимости, гармонии, симметрии, в неустрашимости души. Все эти качества объединяются в понятии о высшем благе. Достигнуть такого состояния очень нелегко, поскольку душа и тело ведут непрекращающуюся тяжбу.

Особое значение Демокрит придает таким ценностям, как справедливость, честность, истина и утверждает этический идеал человека, устремленного к духовным благам. Его нравственные принципы дошли до нас в виде отдельных афоризмов.

Рассуждения Демокрита о нравственности тесно связаны с его представлениями об обществе и государстве. Он, как многие древние греки, проявляет уважение к закону и государству. «Интересы государства превыше всего, нельзя применять насилие против общего блага.

Хорошо управляемый город есть величайший оплот», – говорит Демокрит. Зло в государстве заключено не в законах, которые сами по себе не плохи: они не мешали бы каждому жить свободно, если бы люди подчинялись закону, власти.

Государство, с точки зрения Демокрита, должно помогать бедным, постоянно ориентироваться на них и окружать их заботой. В обществе между людьми должны господствовать отношения человечности, гуманизма.

В воззрениях Демокрита заложена идея о государственном управлении как особом искусстве, которому нужно специально обучаться.

Таким образом, учение Демокрита – это целостная и органичная философская система, которая представлена учением о бытии и познании. Этика Демокрита пронизана идеями гуманизма. Своеобразна концепция религии Демокрита: люди создают богов – таково его заключение. Политическое учение связано с основными принципами Демокритовой этики: судьба общества и судьба индивида едины.

Источник: http://www.SoleCity.ru/philosophy/demokrit

Педагогика в древней греции план 1 воспитание

ПЕДАГОГИКА В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

ПЛАН 1. Воспитание, школа и педагогическая мысль в Древней Греции 2. Воспитание и школа в Афинах 3. Педагогические взгляды Демокрита 4. Педагогические взгляды Квинтилиана

1. Воспитание, школа и педагогическая мысль в Древней Греции Древняя Греция — страна, объединявшая множество рабовладельческих городов-государств — полисов. В истории Греции особое значение имели два полиса Афины и Спарта.

В каждом из них сложились особые системы воспитания, своеобразие которых было обусловлено, с одной стороны, закономерностями рабовладельческого строя вообще и, с другой особенностями развития данной страны. Спартанское государство было одним из самых ранних в Древней Греции. Оно возникло в начале IX в. до н. э.

в результате вторжения на территорию Лаконии племенных группировок дорян, завладевших землей и подчинивших себе коренных жителей.

Население Спарты резко делилось на спартиатов господствующий класс (завоеватели), периэков — граждан имущих, лично свободных, но лишенных политических прав, и илотов — порабощенных людей, лишенных всяких прав, но оставленных завоевателями на их прежней земле, ставшей собственностью всего государства.

Следствием жестокой эксплуатации илотов были их частые восстания. Это заставляло спартиатов силой оружия поддерживать свое господство. В связи с этим быт спартиатов имел своеобразную военизированную форму — все взрослое мужское население спартиатов составляло войско, которое держало рабов-илотов в постоянном страхе и повиновении.

В этих условиях сложилась особенная спартанская государственная система воспитания, целью которой было готовить из детей спартиатов воинов, стойких и закаленных, будущих рабовладельцев. Государство контролировало семенное воспитание детей с момента их рождения.

Старейшины осматривали новорожденных и только здоровых передавали обратно отцу, больные и слабые уничтожались (по преданию их бросали в Тайгетскую пропасть).

Малышей, как правило, воспитывали матери с помощью кормилиц-рабынь. Часто это были женщины образованные, уже имеющие педагогический опыт. Кормилицы заботились о жизни и здоровье детей, закаляли их, прививали свойственные спартиатам навыки поведения.

Детей не пеленали, растили неприхотливыми в еде, приучали не бояться темноты, легко переносить голод, жажду, неудобства и трудности, возможные в будущих военных походах. В 7 лет мальчиков забирали из семьи и помещали в специальные государственные воспитательные учреждения — агелы, где они находились до 18 лет.

Воспитанием в агеллах руководили педономы, люди, специально выделенные государством. Наибольшее внимание они уделяли военно-физической подготовке детей, учили их бегать, прыгать, бороться, метать диск и копье, приучали беспрекословно подчиняться старшим, презирать рабов и их главное занятие — физический труд, быть беспощадными к рабам.

Образование в агеллах ограничивалось обучением письму и счету. Особое внимание уделялось развитию у детей умения четко и кратко отвечать на вопросы (“лаконическая речь”).

Воспитание было делом всей спартанской общины; часто военачальники, государственные деятели посещали агеллы, вели с детьми беседы на моральные и политические темы, присутствовали при состязаниях, вразумляли и наказывали провинившихся.

Важным средством воспитания будущего воина и рабовладельца было участие подростков 14 -15 лет в криптиях — ночных облавах и истреблении наиболее строптивых рабов. С 18 до 20 лет юноши проходили специальную военную подготовку в эфебии, затем они зачислялись в войско.

Лишь с 30 лет молодые спартиаты считались полноправными гражданами. Девочки воспитывались дома, но и в их воспитании на первом месте было физическое развитие, военная подготовка, приучение их управлять рабами.

Когда мужчины уходили на войну, женщины сами охраняли свой город и держали в повиновении рабов. Девушки участвовали в общественных празднествах и спортивных состязаниях.

СТАТУЯ РАБА ПЕДАГОГА В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Воспитание и школа в Афинах. Афины представляли собой наиболее развитое рабовладельческое государство — демократическую республику, которая достигла своего расцвета в V в. до н. э. Афины оставили человечеству богатое наследство в области философии, искусства, литературы, педагогики. Воспитанию и обучению детей и юношества в Афинах придавалось большое значение.

Афиняне стремились при этом к сочетанию умственного, нравственного, эстетического и физического развития человека, поскольку считали идеальным того, кто прекрасен и в физическом, и в нравственном отношении. Но в рабовладельческом обществе физический труд считался обязанностью лишь рабов.

Общая направленность афинской воспитательной системы — презрение к физическому труду и рабам.

До 7 лет все дети воспитывались в семье, часто с помощью кормилиц из Лаконии. Большое внимание уделялось физическому развитию детей. Заботясь об умственном воспитании маленьких граждан, им рассказывали сказки, читали литературные произведения, играли с ними.

Жизнь афинян постоянно сопровождала музыка, одним из любимых музыкальных инструментов была флейта, на ней играли, читая стихи. С малых лет детей водили на общественные торжества и праздники, спортивные состязания. С 7 лет мальчики посещали различные школы.

До 13 -14 лет они учились в школе грамматиста и кифариста (одновременно или сначала в школе грамматиста, затем кифариста). В школе грамматиста учителя дидаскалы обучали детей чтению, письму, счету. Счету учили при помощи пальцев, использовали также и камешки, и специальную счетную доску, напоминающую счеты.

Писали дети на вощеных досках тонкими палочками (стилем). В школе кифариста мальчики получали литературное образование, здесь специально занимались их эстетическим воспитанием — учили петь, декламировать, играть на музыкальных инструментах.

В 13 -14 лет подростки переходили в палестру, где занимались физическими упражнениями, овладевали пятиборьем (бег, борьба, метание копья и диска, плавание). Наиболее уважаемые граждане вели с учениками беседы на политические и нравственные темы.

Богатые рабовладельцы Афин отдавали своих детей в гимнасии (позже — гимназии), где они изучали философию, литературу, готовились к управлению государством. В 18 лет, как и в Спарте, юноши переходили в эфебию, где в течение двух лет продолжалась их военно-физическая подготовка. Такое разностороннее воспитание и образование было доступно лишь детям крупных рабовладельцев.

Для большинства свободного населения — демоса — оно заканчивалось в палестре, рабы были полностью отчуждены от школы. Жизнь афинских женщин была ограничена семейным кругом и проходила на женской половине дома — в гинекее.

Педагогика развивалась как часть единой тогда науки философии и занимала видное место в учениях античных мыслителей: Сократа, Платона, Демокрита, Аристотеля и др.

Демокри т Абдерский (Δημόκριτος; Абдеры, ок. 460 до н. э. — ок. 370 до н. э. )

Педагогические взгляды Демокрита Демокрит был выдающимся древнегреческим философомматериалистом, создателем атомистической теории.

По дошедшим до нас отрывкам его многочисленных сочинений можно видеть, что Демокрит разрабатывал все отрасли тогдашнего знания: известны его труды по философии, математике, физике, биологии, медицине, психологии, искусству, . . “Первый энциклопедический ум среди греков — так назвал его К. Маркс.

Мысли Демокрита о воспитании имеют важное значение в истории педагогических идей. На основе своей атомистической теории Демокрит выдвинул материалистическую концепцию развития личности. Он считал, что мир материален, состоит из атомов, отличающихся друг от друга по форме, . порядку и положению.

Жизнь и смерть организмов сводятся к соединению и разложению атомов. Душа также состоит из атомов и есть их временное соединение. Демокрит отвергал бессмертие души, чем подрывал устои обычных религиозных представлений: греческие боги лишались сверхъестественных свойств и силы.

Демокрит считал, что становление личности человека зависит от его природы и воспитания, которое было для него то же, что обучение, упражнение.

Вот фрагменты из сочинений философа на эту тему: “Никто не достигнет ни искусства, ни мудрости, если не будет учиться”, “Больше людей становятся хорошими благодаря упражнению, чем от природы”, “Иногда молодым людям присущ разум, а старцам безрассудство, ибо разуму учит не время, а надлежащее воспитание и природа”.

Огромное значение Демокрит придавал среде, примеру взрослых (“Благомыслие отца — лучшее наставление детям”), словесному воздействию, воспитанию “убеждением и “доводами”, приучению к труду, без которого дети не могут “обучаться ни письму, ни музыке, ни гимнастике. . . ни способности стыдиться”.

Идеолог рабовладельческой демократии, он нравственным считал человека умеренного, действующего по долгу перед обществом, способного участвовать в общественной и политической жизни. В дошедших до нас фрагментах трудов Демокрита отражено требование начинать воспитание детей с малых лет.

Материалистическая теория познания Демокрита, согласно которой началом знания являются ощущения (“темное познание”), а истина постигается разумом (теоретическое мышление), который свои доказательства берет из ощущений, имела значение при решении им вопросов умственного воспитания. Демокрит высказался за развитие ума выразительными словами: “Многие многознайки не имеют ума”.

Марк Фабий Квинтилиан

Читайте также:  Детский невроз

Педагогические взгляды Квинтилиана Марк Фабий Квинтилиан, наиболее известный римский оратор и педагог, был основателем одной из лучших школ риторов в Риме, которая вскоре приобрела широкую известность и стала государственной.

На основе опыта своей школы и достижений педагогической мысли античного мира Квинтилиан создал первый специальный педагогический труд “О воспитании оратора”, в котором нашли отражение и некоторые общепедагогические проблемы. Квинтилиан внес свой вклад в понимание вопроса о роли природы человека в его развитии.

Он придавал большое значение природным данным, высоко оценивал природные способности детей и не сомневался в том, что уже в раннем возрасте можно определить степень способностей (первые признаки ума маленьких детей — память, быстрая и меткая, восприимчивость и долгое удержание приобретенного, раннее развитие в ребенке стремления к подражанию), однако полагал, что воспитанием можно достигнуть очень многого.

Квинтилиан критиковал семейное воспитание в высших слоях римского-общества, где дети допускались на пиршества и становились свидетелями неблаговидного поведения взрослых; осуждал родителей за потворство детям и недооценку важности периода детства для становления личности человека.

Квинтилиан требовал от родителей, кормилиц и нянь, чтобы они помнили, что ребенок очень восприимчив и в нем легко укореняется как хорошее, так и дурное; следует учитывать это и при выборе товарищей-сверстников и педагогов. Возраст от 5 до 7 лет Квинтилиан, как и Аристотель, отводил на подготовку к школе.

Он считал, что дети до 7 лет должны практически овладеть двумя языками — родным и греческим, причем сначала греческим, а затем параллельно и родным. Он допускал и систематические занятия с детьми при условии, что обучение будет радостным.

Квинтилиан советовал поощрять малышей похвалой, просьбами, вызывать их на соревнования со сверстниками, не жалеть и наград. Римский педагог дал методические советы по обучению детей грамоте.

Он настаивал на одновременном ознакомлении их с видом ч названием букв с помощью наглядных пособий (буквы из слоновой кости), настаивал на соблюдении систематичности и последовательности в обучении.

В истории развития педагогической мысли Квинтилиан занимает важное место как автор первого специального педагогического труда, заложивший основы дидактики и методики, систематизировавший требования к воспитанию детей дошкольного возраста.

Список литературы Андреев В. И. Педагогика. — Казань, 2002. — С. 117. 2. Бабишин С. Д. История школы и народных педагогических воззрений в свете фольклорных, этнографических и археологических материалов. М. , 1999. — С. 102. 3.

Марруа А. И. История воспитания в античности. — М. , 1998. — С. 80. 4. Подласый И. П. Педагогика. — М. , 1996. — С. 33. 5. Сластёнин В. А. Педагогика. — М. , 1997. — С. 71 -75. 6. Соловков И. А. История педагогики. — М. , 2003. — С. 82.

1.

Источник: http://present5.com/pedagogika-v-drevnej-grecii-plan-1-vospitanie/

Демокрит

Демокрит (лат. Democrĭtus, ок. 470/460 г. до н. э. — умер в глубокой старости) — древнегреческий философ из Абдера (Фракия), один из основателей античной атомистики.

По Демокриту, существуют только атомы и пустота. Атомы — неделимые материальные элементы, вечные, неразрушимые, непроницаемые. В этике развил учение об атараксии (гр. ataraxia — невозмутимость) — т. е.

о душевном спокойствии, безмятежности как высшей ценности.

Грейдина Н.Л., Мельничук А.А. Античность от А до Я. Словарь-справочник. М., 2007.

+ + +

Демокрит (Demokritos) (род. в Абдере ок. 460 г. до н.э.). Философ. Много путешествовал по Египту и Азии (вплоть до Индии). Бывал и в Афинах. Учился у Левкиппа и, возможно, у Анаксагора.

Ему приписывается более 60 работ, охватывающих столь же широкий круг философских и научных вопросов, как и труды Аристотеля. До нашего времени дошло около 300 фрагментов его произведений.

Согласно источникам, Демокрит дожил до весьма преклонного возраста, однако дата его смерти неизвестна.

Адкинс Л., Адкинс Р. Древняя Греция. Энциклопедический справочник. М., 2008, с. 447.

+ + +

Демокрит (ок. 460—370 до н. э.). Греческий философ из Абдер во Фракии. До нашего времени не сохранилось ни одной из его работ, охватывавших многие области науки. В этике он был предшественником Эпикура и поздних материалистов.

Однако в первую очередь Демокрит известен в связи с развитием атомистической теории, которой он обучался у Левкиппа. Демокрит считал, что все тела образуются в результате случайных столкновений и «слипания» крошечных неделимых однородных частиц, и что другие миры постоянно образуются вследствие самопроизвольных движений во вселенной.

В народе Демокрит получил прозвище «смеющегося философа», а Ювенал говорил, что его всегда забавляла глупость людей.

Кто есть кто в античном мире. Справочник. Древнегреческая и древнеримская классика. Мифология. История. Искусство. Политика. Философия. Составитель Бетти Редис. Перевод с английского Михаила Умнова. М., 1993, с.91.

+ + +

Демокрит (ок. 460—370 до н. э.) — древнегреческий философ-материалист, создатель атомистической теории, на основе которой выдвинул материалистическую концепцию развития личности. Считал, что воспитание можно получать везде и всегда: «ночью и днем, на родине и на чужбине».

Огромное значение в воспитании придавал среде, примеру взрослых, воздействию «доводами». Одним из первых выдвинул принцип природосообразности в воспитании.

При решении вопросов умственного воспитания руководствовался своей материалистической теорией, согласно которой началом знаний служат ощущения, истина постигается разумом, который свои доказательства берет из ощущений. Выступал за включение в систему воспитания труда.

Был убежден, что в воспитании без принуждения не обойтись. Призывал остерегаться дурного примера и упражняться в нравственных поступках.

Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001, с. 34.

Другие биографические материалы:

Подопригора С.Я., Подопригора А.С. Ученик Левкиппа (Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. — Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013).

Фролов И.Т. Марксистский взгляд (Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991).

Лосев А.Ф. Древнегреческий философ-материалист (Большая советская энциклопедия).

Пискунов А.И. Считается наиболее ярким выразителем материализма древности (Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. Сост. А.И. Пискунов. 2 изд. перераб. М., 1981).

Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Сторонник атомизма (Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010).

Румянцева Т.Г. Ученый-энциклопедист (Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998).

Солопова М.А. Основоположник атомистического учения (Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010).

Кондаков И.М. В качестве цели человеческой жизни рассматривал достижение спокойного расположения духа (Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. И перераб. – СПб., 2007).

Баландин Р.К. Полезно уметь не только говорить, но и молчать (Баландин Р.К. Сто великих гениев / Р.К. Баландин. — М.: Вече, 2012).

Блинников Л.В. Сыграл огромную роль для всей последующей философии (Блинников Л.В. Краткий словарь философских персоналий. М., 2002).

Целью жизни Демокрит считал хорошее расположение духа (Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983).

Далее читайте (Сочинения Демокрита, статьи о нём, справочные материалы).

Источник: http://www.hrono.ru/biograf/bio_d/demokrit.php

История развития педагогических идей

С возникновением общества появилась и традиция передачи накопленного опыта молодому поколению. Долгое время этот процесс происходил естественно. Так, в первобытном обществе передача социального опыта осуществлялась в основном через игровые и имитационные действия, то есть младшие копировали поведение старших.

Однако с увеличением объема передаваемой информации стал актуальным вопрос о повышении эффективности данного процесса. Общественная значимость успешной передачи информации стала возрастать.

Общество не могло бы существовать и развиваться, если бы молодое поколение, приходящее на смену старшему, вынуждено было начинать все сначала, без творческого освоения и использования того опыта который оно получило в наследство.

Итак, накопление человечеством знаний, развитие орудий и способов труда, их усложнение исторически привели к необходимости специально заниматься обучением и воспитанием детей. Каждому новому поколению необходимо было решить четыре основных задачи: — усвоить опыт предыдущих поколений; — обогатить и приумножить приобретенный опыт; — дать жизнь новому поколению людей;

— передать новому поколению людей все то, что усвоено, понято и принято (свои знания).

Процесс передачи знаний от старшего поколения к молодому получил название педагогического и является наиважнейшим с древних времен. Так, например, по античным законам отец обязывался обучать своего сына какому-либо ремеслу, а если он этого не делал, то сын мог не кормить отца в старости.

В Древнем Вавилоне, Египте, Сирии учителями чаще всего были жрецы, а в Древней Греции — наиболее умные, талантливые вольнонаемные граждане: педономы, педотрибы, дидаскалы, педагоги.

В Древнем Риме от имени императора учителями назначались государственные чиновники, хорошо знавшие науки, но главное, много путешествовавшие и, следовательно, много видевшие, знавшие языки, культуру и обычаи разных народов.

В древних китайских хрониках, дошедших до наших дней, упоминается, что еще в хх в. до Н.Э. В стране существовало министерство, ведавшее делами просвещения народа, назначавшее на должность учителя мудрейших представителей общества.

В средние века педагогами, как правило, были священники, монахи, хотя в городских школах, университетах ими все чаще становились люди, получившие специальное образование.

В Киевской Руси обязанности учителя совпадали с обязанностями родителя и властителя.

В «Поучении» Мономаха раскрывается основной свод правил жизни, которым следовал сам государь и которым советовал следовать своим детям: любить свою Родину, заботиться о народе, творить добро близким, не грешить, уклоняться от злых дел, быть милостивым, Он писал: «Что умеете хорошо, то не забывайте, а чего не умеете, этому учитесь … Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а что не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленись ни на что хорошее …»». В Древней Руси учителей называли мастерами, подчеркивая этим уважение к личности наставника подрастающего поколения. Но и
мастеров-ремесленников, передававших свой опыт, называли, и сейчас, как известно, называют уважительно — «учитель».

Термин педагогика — греч. Paidagogike (детовождение, дето водство) возник в Древней Греции.

Педагогом в Древней Греции называли раба, который в буквальном смысле слова брал за руку ребенка своего господина и сопровождал его в школу Постепенно термин «педагогика» стал употребляться в более общем смысле для обозначения искусства «вести ребенка по жизни», т.е. воспитывать его и обучать, направлять духовное и телесное развитие. Со временем накопление знаний привело к возникновению особой науки о воспитании детей.

Древнегреческие корни имеют и ряд других педагогических терминов: гимназия — gumnasion и др.

Однако развитие педагогики от Древней Греции до Средневековья еще не было периодом развития науки. Наука о воспитании сформировалась значительно позже.

В то время в наиболее развитых странах древнего мира — Греции, Египте, Индии, Китае шел процесс обобщения воспитательного опыта, сбора информации и аккумуляции ее в философии — науке, которая положила начало первым педагогическим системам.

По характеру системы педагогических знаний выделяют три периода развития педагогики как науки: 1-й период — педагогические знания донаучного периода — систематизированные на основе эмпирического опыта воспитания и образования в форме народной мудрости поколений.

Читайте также:  Все ли игры воспитывают?

В современных условиях эту систему знаний относят к народной педагогике, основой которой является семейное и общественное воспитание, народное творчество, народная мудрость, нашедшая свое отражение в афоризмах, крылатых фразах, пословицах и поговорках, заповедях, сказках, традициях и обычаях народа. 2-й период — возникновение теоретических и педагогических концепций, для построения целостной системы светского образования. Этот период характеризуется прежде всего педагогическими идеями и положениями, содержащимися в философских системах древности.

3-й период- Античность. Древние философы в своих трудах уделяли достаточно много внимания вопросам воспитания и формирования личности человека (Демокрит (ок. 470 или 460 — нач. IV в. до н.э.), Сок/ч т (ок. 470-399 до н.э.), Платон (428 или 427-348 или 347 до нз.),Аристотель (384-322 до н.э.), Эпикур (341-270), Квинтипиан (ок. 35-ок. 96) и др.).

Демокрит — важнейший представитель древнегреческой философии. Во многих своих трудах касался вопросов педагогики. Дожившие до наших дней его крылатые афоризмы и сегодня не утратили своей актуальности.

Например: «Учение вырабатывает прекрасные вещи только на основе труда»; «Природа и воспитание подобны.

А именно воспитание перестраивает человека и, преобразуя, создает природу»; «Хорошими людьми становятся больше от упражнения, чем от природы».

Сократ поднял вопрос о существовании в творчестве нравственного начала, рассматривал творчество как духовную деятельность челове ка. Большое внимание в своих трудах уделял вопросам деятельности личности и самосознанию творящего субъекта, а также необходимости об щения, ибо считал творчество продуктом взаимодействия людей.

Платон, ученик Сократа, высоко ценил роль воспитателя в обществе. Считал, что если плохо свою работу будет выполнять башмачник, то интересы государства не будут сильно ущемлены, ибо население будет всего лишь хуже обуто, но в случае, если воспитатель станет хуже выполнять свою работу, то это породит на свет целое поколение невежественных людей.

Аристотель выступал за развитие трех главных, на его взгляд, сторон души человека: разумной, нравственной и волевой.

Период Античности знаменит также своими системами воспитания — спартанской и афинской, которые можно рассматривать в качестве родоначальниц многих направлений современного образования.

Образование в Спартанском государстве было привилегией рабовладельцев. Главной была общественная система воспитания. Дети (мальчики и девочки) рабовладельцев с 7 до 15 лет вне семьи учились чтению, письму, счету и очень много занимались военно-физической подготовкой.

В возрасте с 15 до 20 лет юные спартанцы получали музыкальное воспитание (хоровое пение), не прекращая усиленной физической и военной подготовки. Особое внимание в спартанских школах уделяли умению метко и кратко отвечать на заданные вопросы.

По преданию, этим искусством особенно славились жители Лаконии (область Спарты), отсюда пошло известное выражение «лаконичный стиль». В возрасте около 20 лет молодые спартанцы подвергались итоговым испытаниям, главным из которых было испытание на выносливость: юношей публично секли у алтаря Артемиды.

Выдержав испытание, они получали оружие, становились полноправными спартанцами и начинали принимать участие в систематических избиениях рабов с целью держать их в постоянном страхе.

Некоторые принципы спартанского воспитания пережили века и с поправкой на современные нормы: выносливость, непритязательность, скромность культивируются и в нашей жизни, особенно в военных учебных заведениях.

Более полной и развитой по сравнению со спартанской была афинская система воспитания. Дети в Афинах до 7 лет находились в сфере домашнего воспитания. Воспитание девочек этой сферой и ограничивалось. А мальчики с 7 лет обучались в частных и платных школах.

В школе грамматиста они учились основам грамоты, а несколько позже одновременно занимались музыкой, пением, декламацией в школе кифариста. С 12-16 лет подростки в школе палистра занимались гимнастикой и пятиборьем (бег, борьба, прыжки, метание копья и диска).

Юноши из наиболее знатных семей с 16-18 лет продолжали образование в гимназиях, где изучали философию, литературу, политику. Самый высокий уровень образования давала эфибия, куда поступали юноши в 18-20 лет.

В эфи-бии юноши продолжали изучение политических наук, изучали законы Афинского государства и одновременно проходили курс профессиональной военной подготовки. Окончание двухлетнего обучения в эфибии означало, что ее выпускники стали полноправными гражданами Афин.

Аристократический характер афинского образования проявлялся не только в том, что оплатить его могли только очень богатые люди, но и в том, что оно отличалось полным презрением к физическому труду, который был только уделом раоов.

Риторская школа Квинтилиана одной из первых получила статус государственного учебного заведения. Квинтилиан исповедовал принципы гуманистической ненасильственной педагогики. Он обосновал и применял в своей педагогической практике три метода обучения и воспита ния: подражание, наставление и упражнение.

По убеждению Квинтилиана, школьное образование имеет гораздо больше достоинств, чем до машнее (индивидуальное). Его главный научный труд «Наставление и ораторском искусстве» — это гораздо больше, чем руководство по изучению риторики, это по сути — педагогика современного Квинтилиану образования.

Вот почему научная педагогика ведет свою историю от Квинтилиана, а его знаменитый труд считается первым среди научных трудов по педагогике.

Трактат Квинтилиана подвел своеобразную черту под развитием античной педагогической мысли. В нем содержались предложения но развитию речи, а также по умственному и моральному воспитанию детей и подростков. Данный труд долгое время изучали во всех школах риторики.

Средневековье. Период от падения Римской империи (V в.) до первых революций (XVI в.) — это эпоха средних веков, характеризующаяся безраздельным господством церкви. В период средневековья воспита ние носило духовный характер. Его проблемами занимались философы богословы.

В связи с этим в педагогике того времени основу составляли идеи повиновения и аскетизма, принципы догматического и схоластического обучения. Применение таких методов, как зазубривание, угрозы, наказания (в том числе и телесные) стали нормой в воспитании детей.

Яркие представители этого времени (Августин (354-430), Фома Аквинский (1225-1274)) и др.

В странах Востока школа в содержании образования и в методах преподавания отражала господствующие там религиозные идеологию и мировоззрение (индуизм, буддизм, ислам) и верно служила интересам церковных и светских феодалов.

В Западной Европе монополия церкви на образование видна уже из простого перечисления типов школ: при ходские (при церковном приходе), монастырские (при монастырях), соборные или кафедральные (при епископских резиденциях).

Во всех этих школах дети 7-15 лет обучались основам грамоты, религиозным догма там и пению псалмов и молитв.

Эпоха Возрождения. Мощный импульс к развитию педагогики дала эпоха Возрождения (XIV-XVI вв.). В 1623 г.

англичанин Фрэнсис Бэкон (1561-1626) вычленил педагогику из системы философских знаний как отдельную науку в своем трактате «О достоинстве и увеличении наук» (1623 г.).

Он назвал педагогику самостоятельной научной дисциплиной среди других отраслей знаний. Таким образом, была признана огромная роль педагогики в развитии общества, что привело к ее более активному развитию.

Период Возрождения выдвинул также идею гуманистического воспитания и всестороннего развития личности.

Поменялась направленность методов воспитания, которые стали основываться на уважении личности ребенка, обращении к нему как к высшему началу бытия, вере в его волю и разум и ориентации на его творческое начало.

Эти идеи развивали такие педагоги-гуманисты, как Эразм Роттердамский (14691536), ФрансуаРабле (1494-1553), Мишель Монтень (1553-1592). В их трудах идеалом выступала раскрепощенная творческая личность.

Начало самостоятельности педагогики как науки связывают с именем великого чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670).

Выпущенный им в Амстердаме в 1657 году труд «Великая дидактика» является одним из первых научно-педагогических трудов. Он до сих пор представляет интерес для педагогов.

Ядро современной теории обучения составляют большинство сформулированных в нем положений: предложенная классно-урочная система обучения, методы и принципы и т.д.

Я. А. Коменский доказал, что организация учебного процесса должна быть направлена на формирование у детей желания учиться. Одно из условий обеспечения познавательных стремлений-положительная мотивация учения. Поддержка интереса происходит благодаря положительному отношению к детям, похвале, использованию занимательного материала.

Великого чешского педагога интересовали также вопросы нравственности, которую он считал выше учености.

В это же время вопросами педагогики, поставив акцент на воспитании, занимался английский философ и педагог Джон Локк (16321704).

В своем главном труде «Мысли о воспитании» он предложил систему воспитания джентльмена — образованного, уверенного в себе молодого человека, умеющего вести коммерческие дела.

Из всех направлений воспитания Джон Локк особое внимание уделял нравственному и физическому.

Активную борьбу со схоластикой вели французские просветители XVIII в Д. Дидро (713~17U), К. Гельвеций (17'15-1771),Ж. Ж. Руссо.

Жан-Жак Руссо предложил модель общества, в котором гармонично сочетается природное и социальное развитие человека. При этом огромную роль отводил воспитанию природой, людьми и вещами. Среди дидактических принципов, которые содействуют воспитанию природой, Ж.Ж. Руссо выделял необходимость восприятия обучения с удовольствием, а таюке познание путем опыта.

Под воспитанием природой им понималось внутреннее развитие способностей и органов. В природу человека Руссо включал ряд склонностей, которые подчинены стремлению к действию и должны развиваться на каждом определенном этапе воспитания. Главное — это правильная организация воспитательно-образовательной системы.

Воспитание должно быть свободным, а главная цель его — подготовить воспитанника к жизни в обществе.

Идеи французских просветителей легли в основу творчества великого швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци (1746-1827). Целью воспитания он считал саморазвитие природных сил и способностей человека, постоянное его совершенствование, развитие нравственности. Им была выдвинута идея развивающего и воспитывающего обучения.

Выдающийся немецкий педагог Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (1790-1866) исследовал противоречия, присущие всем педагогическим явлениям, выступал против религиозного и сословного воспитания, считал, что воспитание должно способствовать гармоничному развитию физических и духовных сил человека.

В XIX веке Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1871) — основоположник русской педагогической науки в России — принес мировую славу русской педагогике.

Он считал необходимым переустройство всей системы образования и ее тесную связь с наукой. Его педагогические взгляды строились на принципах народности, воспитания в труде, самобытности русской педагогической науки.

Рассматривал воспитание как всестороннее развитие человека.

Основой для становления и развития современной педагогики как научной системы стал диалектический подход к теории развития личности, общества, человечества; целостный, всесторонний подход к формированию личности представлен трудами А. С. Макаренко, В. Сухомлинского, С. Шацкого, А. Пинкевича и др.

Антон Семенович Макаренко (1888-1936) разработал методику трудового воспитания, выдвинул и проверил на практике основные принципы создания и педагогического руководства детским коллективом, и изучал проблемы воспитания детей в семье. Огромное внимание уделин проблеме воспитания коллектива и через коллектив. Его педагогические взгляды изложены в книгах: «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях», «Книга для родителей».

Василий Александрович Сухомлинский (1918—1970) исследовал моральные проблемы молодежи. Широко известны его труды: «Руководство учебно-воспитательной работой в школе «Верьте в человека», «Павлышская средняя школа», «Сердце отдаю детям», которые и сегодня сохраняют свою актуальность.

В 1980-1990-х гг. в России возникло направление педагогики сотрудничества. Ее представители Ш.А. Амонашвили, С.Н. Лысенкова, В.Ф. Шаталов и др. — в обучении и воспитании ставили акцент на развитии творческого потенциала ребенка, вере в него и сотрудничестве с ним.

Источник: https://psyera.ru/istoriya-razvitiya-pedagogicheskih-idey-703.htm

Ссылка на основную публикацию