Воспитание предприимчивости в школе

5 способов воспитать ребенка целеустремленным и предприимчивым

Нынешние родители, идущие в ногу со временем, с самого юного возраста пытаются вырастить успешного ребенка, внушив ему правильные цели.

Для этого они перечитывают тонны литературы, но наиболее действенными методами воспитать в ребенке предприимчивость и целеустремленность, как и раньше, считаются правильные игры и аргументы для мотивации.

 В этой статье мы рассмотрим 5 способов, как сделать так, чтобы дети не выросли бездельниками и «заложить» в них навыки предпринимательства.

Как бы вам или дедушкам с бабушками не хотелось баловать ребенка, помните, что ваша главная цель — воспитать в нем цельную личность, поэтому мы рекомендуем вам намотать на ус следующие 5 правил.

1. Покупать детям нужно только самое необходимое.

Всем знакомы моменты, когда ребенок просит купить дорогую одежду или игрушки. Не ведитесь на провокацию, а посоветуйте отпрыску заработать часть денег самостоятельно.

Для начала укажите, какую сумму вы готовы выделить на покупку желанной вещи, а остальное предложите ему заработать.

При этом приведите пример того, как можно это сделать, а затем дайте возможность проявить креативность. Право выбора за ним.

2. Научите детей правильно аргументировать свои «хочу».

Выражая желание получить какую-то вещь, ребенок редко может объяснить, зачем она ему нужна.

Ваша задача научить его «продавать» вам свою идею, как в бизнесе, то есть, ребенку нужно описать, какую выгоду получите вы, купив то, что он просит.

Этот прием полезный еще и с той стороны, что малыш научится думать и о выгоде других. Кроме того, умение договариваться будет очень полезным на протяжении всей жизни, не только в бизнесе.

Читай также: Успешная мама: как сделать ребенка счастливым

3. Не жалейте денег для их стартапов.

Ни для кого не секрет, что практика — самый лучший учитель. Цените момент, когда ребенок пришел к вам с идеей какого-то своего бизнеса, нужно обязательно вложить туда время и деньги.

Во первых, детские идеи часто бывают инновационными, поэтому, превратив этот процесс в реальные инвестиции, вы потенциально можете получить свой доход в случае успешного исхода проекта.

Но еще важнее тот факт, что ребенок будет знать, что вы поддерживаете его начинания, что ему есть, на кого положиться, и вместе с этим это будет его первый опыт в бизнесе. 

4. Не разрешайте детям увлекаться тяжелой работой.
В нашем обществе очень часто дети становятся заложниками бытующего мнения, что тяжелая физическая работа может стать заменой умственной. А в связи с этим дети могут подумать, что получение знаний и образования им абсолютно ни к чему.

5. Играйте с детьми в бизнес-ориентированные игры.
Многочисленные исследования доказали, что настольные игры — один из лучших способов объяснить ребенку принцип ведения бизнеса.

К примеру, «Монополия» обучает основам инвестирования в недвижимость. Поэтому детей стоит оградить от стрелялок или гоночных симуляторов, чтобы у них не возникало желания повторить опыт в реальной жизни.

Вместо этого пусть играют Minecraft или SimSity.

Источник: ain.ua

Читай также: Маргарита Сичкарь: «Будьте с детьми честны»

Читай также: Будущее человека определяется при рождении

Читай также: Успех детей – залог здоровья родителей

Источник: http://www.uaua.info/ot-6-do-9/psihologiya-ot-6-do-9/news-43030-5-sposobov-vospitat-rebenka-tseleustremlennym-i-predpriimchivym/

Опыт формирования предприимчивости в педагогической практике

В процессе перехода государства от тоталитарно-административного к демократически-рыночному состоянию ведения экономики, перед обществом стоит задача воспитания нового типа личности, способной активно участвовать во всех преобразованиях.

Многие современные исследователи рассматривают проблему формирования деловых качеств (а предприимчивость таковым является), в реальной трудовой деятельности. Но не только сегодня проблема воспитания деловых качеств вызывает интерес у общества.

Первые практические шаги в приближении производительного труда и обучения детей были сделаны еще социалистами-утопистами в начале XIX века-Р.Оуэном, А.Сен-Симоном, Ш.Фурье. К примеру, Р.

Оуэн, одним из первых заговорил о большом воспитательном значении соединения производительного труда учащихся с обучением, обосновал положение о всестороннем развитии личности, связывая его с достигнутыми успехами в развитии науки.

Вопросы, связанные с научным обоснованием трудовой и социально-экономической ролью воспитания, были разрешены К.Марксом Ф.Энгельсом, которые подняли научное знание о воспитании на качественно новый уровень. В своих работах К.Маркс и Ф.Энгельс убедительно доказали, что «главный стимул развития человечества-не сознание людей, а способ материального производства, их бытие».

Целесообразным считается развитие деловых качеств именно посредством практического опыта. Яркими выразителями этой идеи являются сторонники прагматизма. Ещё Д.

Дьюи отстаивал ценность практической деятельности и личного опыта, рассматривая проблему формирования деловых качеств с позиций, основывающихся на решении тех задач и вопросов, которые возникают в ходе конкретной работы. Таким образом, обучение и воспитание осуществляется посредством практической деятельности.

Многие исследователи формирования предприимчивости стоят именно на этих позициях, и отмечают, что именно реальная предпринимательская деятельность является ведущим средством формирования предприимчивости.

Обратимся к истории становления школьного предпринимательства в нашей стране, которая была изучена исследователем Н.В.Новожиловой.

Становление школьного предпринимательства своими корнями уходит ещё в дореволюционную Россию начала XX века, когда возникают и начинают развиваться первые кооперативы школьников. Особое развитие они получают на Украине и Сибири 1910-13 гг.

Характерными особенностями кооперативов школьников в предреволюционный период было то, что они создавались по инициативе учителей. Главой кооператива был учитель, членами дети крестьян, малообеспеченных слоев населения.

Единственной формой всех школьных кооперативов того периода были школьные потребительские общества.

Источник: https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=2091

Формирование предприимчивости и культуры предпринимательства школьников в США и Китае как педагогическая проблема

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПРИИМЧИВОСТИ И КУЛЬТУРЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ШКОЛЬНИКОВ В США И КИТАЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА1

THE FORMATION OF ENTERPRISE AND ENTREPRENEURIAL CULTURE OF SCHOOL CHILDREN IN THE UNITED STATES AND CHINA AS A PEDAGOGICAL PROBLEM

Т.П. Грасс, В.И. Петрищев, Е.С. Латынина Т.P. Grass, V.I. Petrishchev, E.S. Latynina

Предприимчивость, культура предпринимательства, школьники, школа, самозанятость.

В статье раскрываются подходы к формированию предприимчивости и культуры предпринимательства школьников в двух крупнейших экономически развитых странах, США и Китае. Анализируется предпринимательское образование в обеих странах, которое представляет собой не отдельный предмет, а целое направление, связанное с комплексом предметов, изучаемых школьником.

Enterprise, entrepreneurial culture, school children, school, self-employment.

The article deals with the approaches to the formation of enterprise and entrepreneurial culture in two biggest economically developed countries, namely, the USA and China.

It analyses business education in both countries, which is not a separate discipline but the whole field connected with a complex of disciplines studied by a student.

В новом тысячелетии крупные экономически развитые страны, такие как США и Китай, вектор внимания перенесли на развитие предприимчивости и формирование культуры предпринимательства в качестве главной концепции образования подрастающих поколений, ибо именно предприимчивость молодежи и ее активная гражданская позиция являются залогом экономического процветания и социального благополучия населения этих стран, что способствует успешной социализации школьников в данных социумах [Грасс, Петрищев, Петрищева, 2013]. Экономические кризисы, которые происходили в первой декаде XXI века способствовали появлению инновационного подхода при формировании предприимчивого общества и воспитании предприимчивых граждан, которые могут «думать и действовать по-предпринимательски» и «воплощать идеи в действия».

Инновационный подход к формированию предприимчивости и культуры предпринима-

1 Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ, проект N9

тельства у школьников направлен на обеспечение целенаправленной экономической социализации посредством формирования мировоззрения, системы знаний, общих и специальных компетенций, связанных с предпринимательской деятельностью, ибо инновационная деятельность — это неотъемлемая сущность всего процесса предпринимательства [Грасс, Петрищев, Рыбакова, 2014, с. 187].

Компетенция предприимчивости определяется как «способность человека превращать идеи в действия». Сюда входит творческий потенциал, инновации и готовность взять на себя риск, а также способность планировать и управлять проектами для достижения поставленной цели.

Все это помогает человеку в повседневной жизни и дома, и в обществе понять суть своей работы и не упустить представившиеся возможности, а также является фундаментом для овладения более конкретными навыками и знаниями, которые так нужны тем, кто занимается социальной или коммерческой деятельностью.

14-06-00084.

Сюда должно входить понимание этических ценностей и продвижение добросовестного управления [Европейская комиссия …, 2007]. Первоначально предприимчивость рассматривается как набор качеств личности:

— обладать способностью видеть возможности для деятельности и, следовательно, хорошо знать соответствующий экономический контекст и рынок труда;

— следовать этическим принципам предприятий и предпринимателей;

— планировать, организовывать, управлять, вести за собой, делегировать, анализировать, информировать, оценивать и вести учет;

— представлять организацию и вести переговоры;

— работать самостоятельно и в коллективе;

— делать суждения и определять сильные и слабые стороны, оценивать и рисковать;

— брать инициативу на себя, действовать на опережение, быть самостоятельным и инициативным в личной и общественной жизни, а также на работе;

— мотивировать других и быть мотивированным и решительным в достижении целей (самому или вместе с другими, в том числе и на работе) [Обучение предприимчивости …

, 2011], На рубеже XXI века американцы стали активно реализо-вывать предпринимательские программы в своих школах, в основе которых лежал подход Дж.

Дьюи, который придавал большое значение ценности практической деятельности и личного опыта, рассматривая проблему формирования деловых качеств с позиций, базирующихся на решении тех задач и вопросов, которые возникают в ходе конкретной работы [Дьюи, 1925].

Таким образом, получалось практико-ориентированное обучение предприимчивости и культуре предпринимательства. Такой подход позволил США продемонстрировать свои стратегии достижения конкретного успеха в этом направлении. В настоящее время в стране успешно функционируют более 27 млн малых предприятий, включая молодежные микропредприятия.

По мнению европейских чиновников, «не следует путать обучение предприимчивости с

общим обучением бизнесу и экономике», его цель состоит в том, чтобы продвигать творческий потенциал, новаторство, самозанятость, и оно может включать следующие элементы: развитие личных качеств и навыков, которые формируют основу предпринимательского мышления и поведения (творческий потенциал, инициативность, умение рискнуть, самостоятельность, уверенность в себе, лидерские качества, умение работать в команде и т.д.) [Обучение предприимчивости …, 2011, с. 21];

— повышение осведомленности учащихся о том, что самозанятость и предпринимательство могут быть вариантами возможной карьеры;

— работа над конкретными проектами и выполнение конкретных действий;

— привитие конкретных деловых навыков и знаний о том, как можно создать предприятие и успешно им управлять» [Обучение предприимчивости …, 2011, с. 22]. Не случайно школьники рассматривают предприимчивость как инструментальную ценность, которая помогает им преодолеть экономические проблемы, обрести уверенность и независимость.

Другими словами, предприимчивость становится способом выживания. Школьники, участвуя в предпринимательских программах, получают больше шансов проявить себя, продемонстрировать свои таланты, смекалку, настойчивость и трудолюбие и тем самым заслужить уважение одноклассников.

Чувство того, что их принимают и ценят, что они могут внести свой вклад в достижение общего успеха, помогает школьникам значительно повысить самооценку.

Поэтому оказание помощи молодым людям в организации собственного бизнеса — это реальный шаг на пути создания и расширения количества рабочих мест, которые в определенной степени позволят молодежи стать самозанятыми и реально снизят уровень безработицы.

Следует понимать, что предпринимательское образование — это не отдельный предмет, а целое направление, которое связано с комплексом предметов, изучаемых школьником.

Предпринимательское образование школьной молодежи предусматривает два компонен-

< 03

щ

УЗ

I %

С

03 £ §

и 5

о

Рч

и

03

н

о

Рн

о ^

п ^

а и

« с *

н

и

ш

та. Первый включает обучение тому, как развивать бизнес и управлять им. Второй способствует развитию предпринимательских качеств с помощью разнообразных методов обучения, которые формируют у молодежи ответственность, инициативу, умение решать проблемы и др.

При этом система предпринимательского образования базируется на следующих подходах:

1) ориентация на учебный план в общеобразовательной школе, в основе которого — предпринимательство, являющееся интегративной составляющей всех предметов;

2) понимание того, что предпринимательство проходит через все предметы. Такой подход в целом помогает развивать у школьников блок предпринимательских качеств;

Читайте также:  Дошкольник и компьютер: функциональная готовность

3) создание программ по обучению предпринимательству: бизнес-курсы, позволяющие обучать школьников планированию и управлению бизнесом;

4) создание программ, связанных с выбором карьеры предпринимателя. Эти программы знакомят молодежь на ранней ступени обучения с элементами бизнеса;

5) продвижение ролевой модели предпринимателя;

6) укрепление связи школы и промышленности (предприятие в классе) и т.п.

Главным компонентом всех предпринимательских программ выступает подготовка творческого, инициативного молодого человека с ключевыми компетенциями, способного эффективно решать проблемы своего трудоустройства, создавать собственный бизнес и принимать грамотные решения по экономическим вопросам.

Современный социальный заказ требует от школы определенной ясности в задачах образовательных учреждений, конкретных взаимоотношений с промышленностью и создания инновационной системы подготовки современного конкурентоспособного выпускника школы. Такой подход позволил создать систему учебного процесса с инновационными педагогическими технологиями, ориентированными:

1) на коммерческую составляющую. В ходе обучения по этим программам молодые пред-

приниматели понимают, что их предприятия будут производить какой-то продукт, создавать прибыль, осуществлять выплаты банкам по кредиту и т.п.;

2) инициативу, которая должна исходить от самой школьной молодежи;

3) обучение молодежи управлению рисками. Известно, что предпринимательское образование не в силах устранить риски в бизнесе. Главное заключается в том, чтобы предприниматели разумно брали их на себя и понимали, что они всегда остаются частью любого бизнеса.

Безусловно, предпринимательство включает как врожденные, так и приобретенные навыки и умения, к которым можно отнести веру в успех и достижения поставленной цели, желание быть независимым, т.е.

обладать способностью, принимать независимые решения, выражать собственные мнения и иметь возможность работать независимо.

Напористость и решительность являются также важными качествами предпринимателя [Петрищев, Грасс, 2011].

Государство оказывает значительную поддержку мелкому инновационному производству, создавая благоприятные условия для его развития. Не случайно в стране наблюдается рост молодежного инновационного предпринимательства. Получается, что предприимчивость выступает образом мышления и действия, который способствует занятиям предпринимательской деятельности.

В докладе департамента труда США от 2013 г. «Какие требования мир труда предъявляет к школе?» показано, что эффективное профессиональное поведение включает ключевые компетенции и группу базовых навыков и личностных качеств. Эти навыки необходимы всем учащимся, оканчивающим среднюю школу.

Наиболее успешно эти навыки формируются при непосредственном включении старшеклассников в производственные отношения на реальном рабочем месте.

К ключевым компетенциям относятся умения: эффективно работать с ресурсами; работать в коллективе с клиентами, в условиях поликультурного окружения; находить нужную информацию, пользоваться компьютером; иметь понятие о социаль-

ных, организационных, технологических системах, уметь корректировать их деятельность; работать с разными технологиями и технологическим оборудованием [Емельянова, 2009, с. 53].

Анализ вариативных форм обучения, которые реализуются в школах, показал, что именно вариативные программы нового типа устраняют однообразность.

Соответственно, необходимость вариативности предпринимательского образования в США можно рассматривать как условие, которое обеспечивает возможность применения таких моделей и технологий обучения предпринимательству, как деятельная (реальные и имитационные мини-предприятия), модульное обучение, общешкольные подходы, которые характеризуются межпредметной интеграцией, позволяющей развивать предпринимательские знания, т. е. предпринимательскую грамотность как обязательный элемент предпринимательской культуры, а также предпринимательские навыки.

Существуют многочисленные определения понятия культуры предпринимательства.

Мы придерживаемся понятия, предложенного известным британским ученым, занимающимся теорией и практикой культуры предпринимательства, Аланом Гиббом.

Он подчеркивает, что культура предпринимательства представляет собой «набор ценностей, отношений, верований, поддерживающей деятельности в общине в контексте бизнеса» [в1ЬЬ, 1998, р. 17].

Существенным компонентом подготовки американских школьников является предпринимательское образование. Изучение экономических и предпринимательских проблем включено в программы общественных дисциплин.

Помимо традиционных форм обучения, проводятся занятия в фирмах и на производстве.

Широко применяются поисково-исследовательские методы, деловые игры, выполнение проектов, организуется конкретная предпринимательская деятельность.

Соединенные Штаты Америки всегда уделяли большое внимание развитию предпринимательского мышления и деловой активности школьников, реализуя разнообразные программы и проекты по обучению предпринимательству в средних школах. В школы приглашают успешных пред-

принимателей, которые знакомят учащихся с этой деятельностью. Они объясняют технологии создания собственного дела, раскрывают основные факторы, способствующие и определяющие успешность бизнеса.

Предприниматели учат школьников развивать навыки творческой самостоятельной работы на уроке, принимать самостоятельные решения, разрабатывать бизнес-план, помогают им в продвижении от идеи до продукта и его продажи.

Таким образом, эта практико-ориентированная модель приобщает школьников к основам предпринимательства, обеспечивая ей возможность работы [Грасс, 2015, с. 134].

Изучение примеров различных предпринимательских программ позволило определить, что они обеспечивают формирование предпринимательского намерения по следующей схеме:

1) анализ информации о разнообразии и самой возможности участия в предпринимательской деятельности;

2) интерес к предпринимательской деятельности;

3) осознание необходимости предпринимательской деятельности;

4) потребность в предпринимательской деятельности.

Зарубежные исследователи Н. Петерман, Дж. Кеннеди рассматривают предпринимательское образование как необходимое условие формирования предпринимательского намерения, которое может быть развито только при наличии специально разработанного педагогического обеспечения для обучения школьников [Ре1егтап, 2003].

Мы предполагаем, что предпринимательское образование также способствует развитию уверенности школьников в своих способностях. При помощи создания ситуации успеха в учебной проектной деятельности формируются позитивные ожидания относительно предпринимательской деятельности.

В КНР времен Мао Цзедуна понятия «предприимчивость» и «культура предпринимательства» были чужды населению, поскольку проводилась политика самоограничения во всем. Сегодня государство активно поощряет предпри-

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-predpriimchivosti-i-kultury-predprinimatelstva-shkolnikov-v-ssha-i-kitae-kak-pedagogicheskaya-problema

Статья по теме: Необходимость формирования у обучающихся предприимчивости

Необходимость формирования у обучающихся предприимчивости

При изучении различных взглядов на предприимчивость выделяются два направления: первое – рассматривает предприимчивость как необходимое качество личности бизнесмена, коммерсанта; второе – как качество личности, необходимое каждому человека в условиях рыночной экономики.

Предприимчивость является основой творческой, результативной деятельности в любой профессиональной сфере.

Изучение зарубежного опыта свидетельствует, что на вопрос «Кто должен обучать студентов предприимчивости?» — ответ один – семья и учебное заведение. Но в нашей российской действительности семья имеет очень незначительный социальный опыт формирования предприимчивости.

Поэтому научить студентов цивилизованной предприимчивости большинство семей не может. Остается учебное заведение и система дополнительного образования. Именно они призваны формировать это качество личности.

Для этого необходимо, чтобы преподаватель сам обладал элементарной предприимчивостью.

Для достижения поставленной цели следует решить следующие задачи:

— дать представления студентам о роли и значении предпринимательства в развитии общества и личности;

— способствовать формированию у студентов внутренне положительной мотивации, стимулирующей активную, познавательную и практическую деятельность в области предпринимательства;

— помогать в определении индивидуальной жизненной стратегии, основанной на знании своих индивидуальных особенностей;

 обеспечивать выбор стратегии индивидуального успеха студентов через постановку социально-позитивных целей, согласующихся с общим направлением развития общества.

При формировании содержания обучения особое внимание должно быть уделено следующим вопросам: определению и теоретической обоснованности социально-экономической значимости предприимчивости; психолого-педагогическим основам предпринимательства; анализу отечественного и зарубежного опыта формирования предприимчивости; правовой и нравственной подготовке студентов; дифференциальному подходу к формированию предприимчивости у студентов; рассмотрению аспектов предпринимательского успеха, мастерства делового взаимодействия (этике и этикету предпринимательства).

Особое внимание следует уделить формированию качеств личности, входящих в понятие «предприимчивость». К этим качествам относятся:

ответственность – способность отвечать за свои дела и поручения;

самостоятельность – способность свободно ориентироваться в новой ситуации, оценивать свои способы действия, искать новые методы работы;

инициативность – умение личности по собственному желанию организовывать свою и коллективную деятельность;

трудолюбие – любовь к труду, способность работать в полную силу, сосредоточенно и рационально;

творчество – деятельность, порождающая качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-значимой уникальностью;

настойчивость – преодоление встречающихся в работе трудностей;

организованность – умение планировать свои действия и поступки, руководствоваться эти планом в процессе деятельности;

честность – умение говорить правду. Возрождать традиции русский купцов, у которых был девиз «Прибыль превыше всего, но честь выше прибыли».

 Коммуникабельность – общительность, интерес к людям, способность выслушивать, понимать. Убеждать и располагать к себе людей;

 решительность – твердость и непоколебимость в поступках;

 способность идти на риск – вид деятельности, связанной с опасностью.

На формирование предприимчивости существенное влияние оказывает понимание роли среды (экономической, политической, правовой, социально-культурной, технологической, организационно-технической), в которой происходит формирование этого интегрированного качества личности.

Все сказанное выше подтверждает развитие предприимчивости в процессе обучения студентов.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2012/11/25/neobkhodimost-formirovaniya-u-obuchayushchikhsya

Как развивать и поддерживать в ребенке навык предприимчивости

Вокруг мы можем наблюдать людей, которые отмечаются определенным признаком, которого другие не имеют, или имеют слабо выраженный признак. Речь идет о жизненной предприимчивости. Многие люди не умеют жить в безумное время современности.

Не успевает за изменениями и также не умеет устраивать свои дела. Это может возникать из многих факторов, в т.ч. из лености, но мы хотим сосредоточиться на одной, важной причине.

Люди вероятно беспомощны потому, что родители не научили их как управляться со своими делами в детстве.

Как развивать и поддерживать в ребенке навык предприимчивости?

Учите ребенка ответственности за его поведение. Если мы хотим, чтобы ребенок был предприимчив, мы должны его научить ответственности за его поступки. В ином случае ребенок будет предприимчив по принципу ,,по труппам к цели”.

Тогда предприимчивость может вылиться в то, что ребенок начнет воровать или творить еще что-то противозаконное, чтобы где-то взять деньги на содержание. И тогда предприимчивость выльется в такую черту характера как жульничество.

Объясняйте ребенку, что жизнь связана с проблемами. Жизнь человека все время связана с наличием проблем. Меньших или больших, но проблем. Большинство из них мы не можем игнорировать, если хотим иметь влияние на свою собственную жизнь.

Если мы хотим, чтобы ребенок был предприимчив, мы должны, прежде всего, объяснить ему, что проблемы существуют всегда. Настоящая жизнь не выглядит как телесериал.

Это часто борьба за выживание, которую легко проиграть, если ранее не приготовится к битве.

Объясните ребенку, что книжное знание — это не все. Между родителями господствует убеждение, что если ребенок будет хорошо учиться, то получит созданную в мечтах работу и будет существовать в достатке.

Этот тезис – наивен! В сегодняшнее время каждый второй человек в возрасте 25-30 лет имеет высшее образование, и при этом каждый четвертый не может найти работы. Не говоря уже о большом заработке.

Уравнение под заглавием «я получил в школе много знаний = я буду хорошо зарабатывать» – больше не считается верным!

Не рассчитывайте на школу! Школа в своем предназначении должна учить, а вместо этого она забивает головы детворы информационным мусором. Подумайте, какое практическое значение для будущего ребенка имеет знание о политическом строе в Конго, или какие фабрики есть на территории Японии. Старайтесь скорее передавать свой практический жизненный опыт ребенку.

Уясните для себя одну простую вещь: ребенок не должен быть пассивен в решении своих собственных проблем или при участии в решении дел всей семьи! В подавляющем большинстве случаев пассивность человека перед проблемами только ухудшает его ситуацию, и эти дела принимают каждый раз худший вид. Давайте своим детям возможность убедиться на собственном опыте: ни одно оставленное ими дело само по себе не развяжется, если они не займутся им!

Позвольте ребенку решать его проблемы. По мере возможности и в зависимости от степени эмоционального развития ребенка мы можем позволить ему улаживать некоторые свои дела. Мы не должны непрерывно нянчить и контролировать ребенка, если хотим, чтобы он со временем все больше собственных дел улаживать сам.

Читайте также:  Неправильное воспитание

Учите детей экономии и управления деньгами. Это очень важный пункт. Научите ребенка, что нельзя одалживать излишне и что жизнь в кредит — это ловушка.

Учите ребенка — труду. Вопреки тому, что модно и удобно, учите ребенка работе, окак физической, так и умственной. Если ему дано быть менеджером, то не навредит, если он будет уметь копать лопатой

+ 6 принципов воспитания от мамы –миллионера: http://www.vospitaj.com/blog/6-principov-vospitaniya-ot-mamy-millionera/

Источник: https://smart-school.livejournal.com/22324.html

Школа должна образовывать и воспитывать

Школа мало занимается воспитанием детей, сетуют родители. Подростки часто руководствуются прагматическими соображениями, а не нормами морали, хотя и прекрасно знают, что такое добро и зло, отвечают учителя.

Им крайне сложно воспитывать учеников при бездействии семьи: слишком непрост моральный климат в обществе и невысок статус профессии учителя, а в самом образовательном учреждении больше всего ценятся достижения учеников в учебе, рассказали на семинаре в НИУ ВШЭ Елена Аржаных и Елена Новикова

Подростки ведут себя хорошо, когда им это выгодно, а в остальных ситуациях исходят из своих интересов, рассказали завлабораторией мониторинговых исследований МГППУ Елена Аржаных и научный сотрудник лаборатории Елена Новикова в докладе «Место духовно-нравственного образования и воспитания в школьной программе обучения». Любовь, добро и милосердие для школьников – прежде всего инструменты, с помощью которых можно извлечь некие бонусы, например, поощрение со стороны родителей или учителей. Такое поведение учеников отчасти оказывается следствием сокращения воспитательной работы в школе. Она или почти не ведется, или превращается в формальность.

Дело в том, что школы переориентировались почти исключительно на образование, поясняют эксперты. Воспитательные же достижения в рейтингах учебных заведений не учитываются.

Вместе с тем, и учитель так загружен преподаванием и отчетами, что у него нередко просто нет сил на общение с учениками.

При этом в школах уменьшены и учебные часы на литературу и русский язык – предметы, которые дают детям лучшие уроки нравственности, отмечают исследователи.

Между тем, как показал прошлогодний опрос (число респондентов-школьников составило 400 человек, родителей – 250 человек, педагогов – 30 человек), родители ждут от школы серьезной воспитательной работы. Да и сами педагоги заинтересованы в успешности воспитания в школе. Аржаных и Новикова дали свой рецепт развития воспитательного потенциала школы.

Школа – второй по значимости воспитатель

Родители, подчеркивая роль семьи в воспитании ребенка, тем не менее, видят в качестве второго значимого «ментора» именно школу. Более трех четвертей респондентов среди родителей (77%) считают, что именно школа должна воспитывать детей. В то же время, лишь половина (49%) родителей согласны с тем, что школа действительно влияет на формирование личности подростка.

Как бы то ни было, запрос со стороны родителей на воспитательную работу школы очевиден. Но школа, выполняя ее, вынуждена сопротивляться негативному влиянию изменившейся социальной среды, которая часто агрессивна к ребенку. В итоге эффект воспитательных усилий школы может не оправдывать ожиданий.

У подростков нет высоких идеалов

И учителя, и родители указывают на то, что дети стали «другими». Педагоги почти ежедневно сталкиваются с такими проявлениями в поведении детей, которые, по их мнению, в прошлом были редкостью и характеризовались как из ряда вон выходящие, пишут Аржаных и Новикова.

Речь идет о повышенной нетерпимости, агрессивности и эгоизме.

Неумение сочувствовать, дружить и уважать старших, излишняя рациональность и зацикленность на деньгах, на взгляд педагогов, связаны с недостатком воспитания, с тем, что современные дети «в своей жизни не ориентируются на духовно-нравственные идеалы». Альтруизм и коллективизм как ценности уходят, их место все чаще занимают прагматизм и индивидуализм. Это плохо влияет на учебу, добавляют авторы доклада.

Родители также отмечают тревожные симптомы в поведении подростков. Так, прагматизм детей подчеркнули 39,8% респондентов, инфантилизм и нежелание взрослеть – 33,8%, неуважение к старшим – 27,9%, эгоизм – 27,1%. Об агрессии, равнодушии и хамстве детей говорили примерно по 20% родителей. Печально, но доброту и способность к сопереживанию увидели в школьниках лишь 14% родителей.

Доброта с прагматическими целями

Социальная среда, которую многие педагоги считают агрессивной, подталкивает ребенка к выбору в пользу приспособленчества. Отсутствие положительных примеров в ближайшем окружении и обилие негатива формирует у подростков соответствующее поведение, отмечают и родители, и педагоги. Моральные нормы постепенно заменяются прагматичными правилами поведения, отметили 68% родителей.

Весьма тревожным симптомом состояния общества, по мнению авторов доклада, оказалось распределение ответов на вопрос: «Насколько сегодня в обществе ценятся любовь к ближнему, милосердие, справедливость и достоинство?» Эти ценности девальвировались в обществе – таков был ответ половины (50,1%) родителей.

При этом часть педагогов считает, что большинство детей прекрасно знают, что такое хорошо и что такое плохо. Но такое знание нередко остается сугубо теоретическим, отметили Аржаных и Новикова.

То есть на уровне деклараций подростки демонстрируют приверженность традиционным ценностям, а на деле, по мнению учителей, часто руководствуются прагматическими резонами. Добро и любовь порой представляются школьникам инструментами, с помощью которых можно получить награду в виде одобрения взрослых.

В детях нужно воспитывать человечность

Исследователи измерили и потребность родителей в том, чтобы вернуть в мир детей четкие нравственные установки. Респондентам предложили оценить справедливость двух высказываний: «Сегодня детям, в первую очередь, нужно прививать прагматичные, рациональные правила поведения» и «Детей нужно, прежде всего, воспитывать в нормах морали, прививать им духовные ценности».

Источник: https://iq.hse.ru/1775215.html

Проблемы организации воспитательного процесса в школе

Всеобщая модернизация отечественного образования — введение ФГОС, принятие Федерального закона об образовании в РФ, переход на новую систему оплаты труда – меняет кардинально основы учебно-воспитательного процесса в современной школе. Особенно неоднозначная ситуация складывается в области воспитания. Одной из приоритетных задач в концепции модернизации российского образования является воспитание подрастающего поколения.

Воспитание — важная и неотъемлемая часть образовательного процесса, направленная на достижение двух взаимосвязанных целей: обеспечение процесса социализации гражданина в обществе и поддержку процесса индивидуализации личности.

В связи с этим возникает закономерный вопрос: кто же должен воспитывать детей — семья или школа? Большинство людей бы ответили: и семья, и школа! А если перефразировать вопрос: кто должен быть ведущим в воспитании детей — семья или школа? Если выслушать ответы, то выясняется, что ни семья, ни школа не хотят взять власть в вопросе воспитания в свои руки. Наше общество столкнулось с этой проблемой особенно остро в связи с тем, что в последние два десятилетия страна претерпела много изменений, которые не могли не повлиять на социум.

Из-за нестабильного положения в государстве, отсутствия экономической стабильности, дезориентации населения, обострения политической ситуации, социальной напряженности, межнациональных распрей, криминализации жизни, ухудшения экологической обстановки, падения нравственности большинство семей оказалось в условиях выживания как материального, так и физического. В таких условиях семья перестала выполнять свои воспитательные функции как основной социальный институт. Во многих семьях недостает элементарной духовной близости между родителями и детьми. Естественно, что при таких условиях воспитание подрастающего поколения в семье отошло на второй план.

Но до сих пор многие педагоги считают, что семья является наиболее мощным фактором воспитания, так как ей доступен больший арсенал воспитательных средств, а школа не может скорректировать в ребенке то, что заложено родителями.

Результатом является отсутствие единого воспитательного пространства. Методика воспитательной работы школы — самый слаборазвитый отдел современной педагогики.

Кто прав — семья или школа — не мне решать, но я считаю, что школа может и должна выступать как руководящая воспитательная организация.

В чем же проблемы воспитания в школе?

  • Во-первых, школа уже долгое время выполняет функции «фабрики» по производству людей, начиненными неким набором знаний. Зачастую о вопросах воспитания начинают задумываться только тогда, когда случается какое-то происшествие. Многие видят воспитательный процесс только как средство повышения успеваемости, метод борьбы с правонарушениями.
  • Во-вторых, отсутствие единого педагогического коллектива. Педагоги до сих пор не осознали, что невозможно воплощать даже самые гениальные воспитательные идеи, не будучи единым, сплоченным коллективом единомышленников. До тех пор пока учитель отвечает только за «свой» класс, у процесса воспитания нет будущего.
  • В-третьих, отсутствие индивидуального подхода к ребенку. У многих педагогов индивидуальный подход ассоциируется с возней с капризными детьми и их родителями, забывая о том, что необходимо учитывать личные особенности ребенка для создания ситуации успеха при включении его в коллектив.
  • В-четвертых, отсутствие хорошей дисциплины. К ребенку необходимо предъявлять дисциплинарные требования с начальных ступеней образования. Детям необходимо четко сформулировать, что такое хорошо и что такое плохо. Ребенка необходимо учить нормам поведения в обществе, так же как и умению читать и считать! Только в этом случае ребенок может стать достойным членом этого общества, и независимо от того, где он будет находиться, он будет соблюдать те правила и нормы поведения, к которым был с детства приучен. Все это приведет к силе характера, воспитанию гражданской ответственности, самоконтролю.
  • В-пятых, отсутствие системы наказания. Наказания могут быть совершенно разными. Это и замечание наедине, и перед классом; это и обсуждение проступка на педсоветах или школьных собраниях. Главное, при любой форме наказания необходимо соблюдать принцип уважения к человеку. Нельзя забывать, что обсуждается конкретный поступок, и любому наказанию должны предшествовать беседы тет-а-тет. Наказание — процесс достаточно тонкий, поэтому нельзя допускать, чтобы все работники школы имели возможность наказывать. Необходимо сузить круг людей до директора и заместителей директора по учебно-воспитательной работе.
  • В-шестых, отсутствие единого коллектива учащихся школы. Ученики мало общаются между собой. Хорошо, если они знают учащихся из своей параллели. Вся школа разбита на множество маленьких коллективов, не общающихся между собой. Многие педагоги считают саму идею создания единого коллектива абсурдной и невыполнимой! Но, по моему мнению, это возможно. Как же добиться желаемого результата? Необходимо создавать школьное самоуправление, развивать идею совместных школьных мероприятий, в которых будут задействованы учащиеся разных возрастных категорий, проводить общешкольные собрания, на которых бы совместно решались вопросы, касаемые жизни школы, вводить шефство. Т.е., фактически, необходимо создавать школьную семью.

Проблема воспитания и организации воспитательного процесса имеет важное значение в современном обществе, и есть все основания считать, что в ближайшие годы оно станет ключевым в нашей педагогике.

При этом важно помнить, что воспитательная система — не самоцель. Она служит оптимизации процессов личностного развития.

Поэтому главным критерием ее эффективности будет результат — развитие и самовыражение личности воспитанника и педагога.

Литература:

  1. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред.В. В. Козлова, А. М. Кондакова. —4е изд.,дораб.—М. : Просвещение, 2011. — 79 с. — (Стандарты второгопоколения).
  2. Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА», утвержденная Президентом Российской Федерации от 04.02.2010 № Пр-271;.
  3. Федеральная целевая программа развития образования 2011–2015 г.г. утверждена постановлением Правительства РФ от 07 февраля 2011 г. № 61
  4. Лизинский В.М. «Практическое воспитание в школе”, М, Центр «Педагогический поиск”, 2002.
  5. Гуткина ЛД. Планирование и организация воспитательной работы в школе. М. Центр «Педагогический поиск”, 2002.
  6. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание… Воспитание – М, 2000.
  7. Аршинов В.И., Савичева Н.Г. Воспитательное пространство в контексте синергетического подхода // Воспитательное пространство как объект педагогического исследования. – Калуга, 2000.
  8. Воспитательный процесс: изучение эффективности /Под ред. Е.Н.Степанова- М.,2001.

Источник: http://pedsovet.su/publ/164-1-0-3894

Лекция 4. Психология воспитания личности школьника

  1. Понятие цели воспитания
  2. Средства и методы воспитания
  3. Основные социальные институты воспитания
  4. Психологические теории воспитания. Проблема устойчивости личности
Читайте также:  Как научить ребёнка прыгать через скакалку

Процесс воспитания начинается с определения его целей.

Главной целью воспитания является формирование и развитие ребенка как личности, которая обладает полезными качествами, необходимыми ей для жизни в обществе. Цель и задачи воспитания не могут устанавливаться раз и навсегда в любом обществе. Изменение общественного устройства и социальных отношений ведет к изменению и целей воспитания.

Они задаются каждый раз в виде требований, предъявляемых новыми тенденциями развития общества к личности человека. Цели воспитания остаются относительно устойчивыми лишь в стабильные периоды развития общества. Во времена значительных социально-экономических преобразований они становятся неопределенными.

Задачи воспитания на всех этапах социальной истории определяются в первую очередь так называемыми общечеловеческими и нравственными ценностями.

К ним мы относим понятия добра и зла, порядочности, гуманности и любви к природе, духовности, свободы, ответственности личности за то, что происходит с ней и вокруг нее, скромности, доброты и бескорыстности.

Под духовностью мы понимаем приоритет нравственных идеалов над сиюминутными влечениями и потребностями, она проявляется в стремлении личности к самосовершенствованию. Под свободой мы понимаем стремление личности к внутренней и внешней независимости.

Оно обязательно сопровождается признанием соответствующих прав за любой другой личностью, независимо от религиозной, национальной, социальной и иной принадлежности. Ответственность мы определяем как внутреннюю готовность человека добровольно взять на себя обязательства за судьбы других людей и общества в целом.

Общая цель современного воспитания — сделать детей высоконравственными, духовно богатыми, внутренне свободными и ответственными личностями. Кроме общей выделяют еще и специальные цели воспитания, которые ученые описывают лишь приблизительно. Это цели воспитания, которые могут стать другими, когда общество, завершив один этап своего развития, начинает двигаться дальше.
Специальные цели воспитания, соответствующие современным тенденциям общественного прогресса заключаются в том, чтобы вырастить школьников инициативными, предприимчивыми людьми, которые честолюбиво стремятся к достижению успехов.

2. Средства и методы воспитания

В широком смысле слова под средствами воспитания понимают способы организованного и неорганизованного воздействия, при помощи которых одни люди (воспитатели) воздействуют на других людей (воспитанников) с целью выработать у них определенные психологические качества и формы поведения.

Под психологическими средствами воздействия на личность (в узком смысле слова) мы понимаем действия, предпринимаемые воспитателем, направленные на изменение личности воспитуемого.

К ним относят всевозможные виды научения (которые связаны с формированием поступков человека), убеждение, внушение, изменение социальных установок, преобразование когнитивной сферы, а также психотерапию, социально-психологический тренинг и другие виды психологической коррекции.

Средствами воспитания, например, могут быть личный пример воспитателя, образцы поведения демонстрируемые окружающими людьми. Средства воспитания по характеру воздействия на человека делятся на прямые и косвенные. Прямые средства воспитания предполагают непосредственно личностное воздействие одного человека на другого, которое осуществляется в прямом общении друг с другом.

Косвенные средства воспитания содержат воздействия, которые реализуются с помощью каких-либо средств, без личных контактов друг с другом воспитателя и воспитанника (например, чтение книг, просмотр кинофильмов, телевизионных и видеофильмов, ссылка на мнение авторитетного человека). По включенности сознания воспитателя и воспитуемого в процесс воспитания его средства делятся на осознанные и неосознанные.

Осознанные средства воспитания: воспитатель сознательно ставит перед собой определенную цель, а воспитуемый знает о ней и принимает ее.

Неосознанные средства воспитания: воспитуемый принимает воспитательное воздействие без сознательного контроля со своей стороны, а воспитатель также не производит преднамеренного воздействия на воспитуемого.

По характеру того, на что в самом объекте воспитания направлены воспитательные воздействия, его средства делят на эмоциональные, когнитивные и поведенческие. На практике они чаще всего являются комплексными, т.е. включают разные стороны личности воспитуемого.

К достоинствам прямых средств воспитания относят то, что они:

  • Задействуют такие виды научения как заражение, подражание и внушение, которые основаны на механизме викарного научения (например, воспитатель демонстрирует нужный образец поведения и обеспечивает полное и правильное его восприятие испытуемым).
  • Расширяют возможности воспитания.
  • Это единственно возможные средства на ранних этапах детского развития (когда ребенок еще не понимает речь).

Недостатками являются: персональная и временная ограниченность их применения (воспитатель может передать только то, чем обладает сам). Не всегда воспитатель может находиться в личном контакте с воспитуемым.

Достоинствами косвенных средств воспитания являются: разносторонность и длительность их воздействия на воспитуемого (книги, средства массовой информации, другие системы кодирования и передачи информации).

Недостатки косвенных средств воспитания:

  • Лишены живой эмоциональной силы (она есть при прямом воспитательном воздействии).
  • Возрастные ограничения (они применимы к детям, обладающим речью, умеющим читать и понимать нравственный смысл сказанного или прочитанного).

Осознанные средства воспитания являются управляемыми с заранее контролируемыми и предвидимыми результатами. К их недостаткам относят возрастные ограничения (они не применимы к детям раннего возраста и даже отчасти к младшим школьникам).
Неосознанные средства воспитания трудно оценить из-за недостаточной контролируемости сознанием.

Они имеют место чаще, чем осознанные средства воспитания. Когнитивные воспитательные влияния в современных условиях являются основными, так как большинство ученых считают, что знания человека не только определяют его личность, но и его поведение.

Эмоциональные воспитательные влияния призваны вызывать и поддерживать у воспитуемого определенные аффективные состояния, которые облегчают или затрудняют принятие им других психологических влияний. Положительные эмоции «открывают», а отрицательные «закрывают» воспитуемого от воспитательного воздействия воспитателя.

Поведенческие воспитательные влияния непосредственно направлены на поступки человека. В данном случае воспитуемый сначала совершает поступок и только потом осознает его полезность или вредность, в то время как во всех предыдущих случаях изменения вначале происходят во внутреннем мире личности, а уже потом проецируются на поведение.

Воспитательные воздействия наиболее эффективны, если они проводятся комплексно и затрагивают все сферы личности (т.е. включают когнитивные, эмоциональные и поведенческие воспитательные воздействия).

В последнее время широкое распространение получили различные средства и методы психотерапевтического, психокоррекционного воздействия на личность.

Это, например, социально-психологический тренинг, основной целью которого является научить человека лучше справляться с его жизненными проблемами, успешно решать деловые и личные проблемы, устанавливать нормальные, бесконфликтные и эмоционально благоприятные взаимоотношения с окружающими людьми.

3. Основные социальные институты воспитания

Под институтами воспитания мы будем понимать общественные организации и структуры, призванные оказывать воспитательные воздействия на личность. Наиболее известные из них — семья и школа. Кроме того, сюда относят еще средства массовой культуры и информации, друзей, сверстников, внешкольные и несемейные организации.

Традиционно главным институтом воспитания является семья. Все приобретенное в семье в детские годы, ребенок сохраняет всю жизнь.

Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности воздействия на личность ему нет равных среди других институтов воспитания. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более, чем наполовину, по мнению Р.С.

Немова, сформирован как личность. Семья может выступать в роли как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Семья обеспечивает ребенку тот минимум общения, без которого он никогда бы не стал человеком и личностью. Вместе с тем воспитательное воздействие семьи ограничено, т.к.

оно обычно не выходит за рамки индивидуальных возможностей членов семьи.
В этом плане школа и другие институты воспитания находятся в более благоприятном положении. В школе развивающийся ребенок проводит значительную часть своей жизни (всего 10-11 лет, учась 6-7 до 16-17 лет).

Здесь его воспитывают учителя и сверстники. В школе воспитание может вестись через предметы гуманитарного цикла (литературу, историю и др.). В школе каждый новый человек для ребенка несет для него что-то новое, а это обеспечивает широкие возможности для различных воспитательных воздействий.

Это все достоинства школы как института воспитания. К недостаткам школы, как института воспитания, относят: обезличивание (для работников школы все дети равны), что противоречит индивидуальному подходу к каждому ребенку. Это можно устранить за счет удачного сочетания семейного и школьного воспитания, их взаимодополнения.

Через средства массовой информации также осуществляются разнообразные воспитательные воздействия на их аудиторию.

Их достоинством является использование в качестве источника воспитательного воздействия лучших специалистов, лучших образцов и достижений педагогики и культуры.

Недостатки: влияние воспитательного воздействия рассчитано на среднюю личность и не может дойти до каждого ребенка.

Литература и искусство в отдельности выступают как источники нравственного и эстетического воспитания (а в наше время еще социального и экономического), они являются одним из главных источников формирования общей культуры у человека.

Личность, кроме того, воспитывается через многочисленные контакты, официальные и неофициальные отношения. В этом смысле на воспитание ребенка наиболее влияют его встречи и контакты с людьми в организованных и неорганизованных группах.

4. Психологические теории воспитания. Проблема устойчивости личности

Теории воспитания — это концепции, объясняющие происхождение, формирование и изменение личности, ее поведения под влиянием воспитателя. До второй половины 20 века была широко распространены теории воспитания, согласно которым личностные качества человека передаются по наследству,  под влиянием условий жизни мало меняются.

Поэтому, по крайней мере, часть характеристик личности воспитанию не подлежит. Так считали, например, З. Фрейд, Э. Кречмер, У. Макдауголл. Такие теории называют биогенетическими.
Второй группой теорией воспитания являются социогенетические теории.

Авторы этих теорий  утверждают, что все, что есть личностного в человеке, возникает при его жизни под влиянием социальных условий и в принципе поддается воспитанию, начиная от темперамента и заканчивая нравственными чувствами. Их недостатки: 1) некоторые свойства личности не могут быть воспитаны (например, темперамент), т.к.

они определяются генотипом (для темперамента — врожденными свойствами нервной системы); 2) из психиатрии и психопатологии известно, что существует связь между болезненными состояниями организма и изменениями в психологии личности больного человека.

Например, при истерии и шизофрении наблюдаются существенные изменения в эмоционально-мотивационной сфере личности больного, которое никаким воспитанием не компенсируешь. Это распространяется на наркоманию, хронический алкоголизм и ряд психосоматических заболеваний. Ряд теорий воспитания носят промежуточный, компромиссный вариант двух групп теорий, рассмотренных выше.

Согласно им, функционирование и развитие личности зависит как от биологических, так и социальных факторов. Сторонники этих теорий отводят воспитанию значительную, хотя и ограниченную роль. Психологические теории воспитания различаются по тому, какие психологические свойства человека в них подчеркиваются.

Например, есть группа теорий, предметом исследования в которой выступают характер человека, черты личности и т.д. Считается что, однажды сформировавшись (в раннем детстве), базисные черты личности в дальнейшем почти не изменяются и чем старше ребенок, тем меньше у него вероятности для воспитания соответствующих личностных черт.

Что же касается вторичных черт (возникающих и формирующихся позже), а тем более —  высших черт духовного и мировоззренческого характера, выступающих в форме моральных и социальных установок, то с их воспитанием связываются большие надежды. Утверждается, что их можно воспитывать у человека в течение всей жизни, но для этого необходима специальная практика.

Своеобразно решается вопрос о воспитании личности необихевиористами. Например, Б.

Скиннер и его последователи считают, что с помощью специальной техники поведенческого научения, основанной на разумном использовании поощрения за положительные и наказания за отрицательные реакции, можно преобразовать личность в любом возрасте в нужном направлении.

Отечественные же психологи считают, что уже в старшем школьном возрасте для личности характерна относительно устойчивая система нравственных убеждений, жизненных целей и перспектив (Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 1968).

Источник: И.Н.Логвинов, С.В.Сарычев «10 избранных лекций по педагогической психологии»

Источник: http://www.vashpsixolog.ru/lectures-on-the-psychology/103-educational-psychology/511-lecture-4-psych

Ссылка на основную публикацию