Воспитание приемного ребенка

Воспитание приемного ребенка, проблемы и пути решения

В основу статьи лег клинический случай. Из рассказа родителей — приемный ребенок не слушается:

Родные и приемные дети — есть ли разница? Почему возникают проблемы воспитания приемных детей

Когда женщина рожает своего ребенка, она не знает, каким он будет, она не выбирает ни пол, ни психические особенности малыша. Естественным образом рождается ребенок такой, какой есть, и к нему у женщины возникает материнский инстинкт. Это природный механизм, он необходим для сохранения потомства как у животных, так и у людей.

При наличии материнского инстинкта жизнь малыша оценивается матерью как приоритет над своей собственной жизнью. Мать заботится о ребенке, вкладывает в него самое лучшее и бессознательно не ожидает отдачи от него. Родного дитя любят, каким бы он ни был и что бы ни натворил.

При усыновлении люди могут выбрать ребенка сами. Когда люди усыновляют, они руководствуются своим разумом и предпочтениями. Выбирают того, кто понравился. Тех, кто не понравился — не берут, а если и усыновляют, то с целью сделать из него такого, который нравился бы.

К приемным детям не возникает материнского инстинкта. Сознательно приемные родители делают для малыша все, но что-то может идти не так, как им хочется.

Если при наличии материнского инстинкта мать естественным образом нацелена природой на отдачу ребенку всего, что у нее есть, даже собственной жизни, то к приемным детям формируется другое отношение.

При усыновлении не срабатывает природный механизм приоритета ребенка над родителями. Природой все задумано правильно, ведь будущее — это дети, которые должны выжить и получить все лучшее, чтобы человеческий вид продолжал существовать и развиваться. Поэтому мать готова отдать жизнь за своего ребенка. Приемные же родители действуют иначе.

Самые лучшие побуждения могут толкать людей на усыновление малыша из детского дома. Одни не могут родить своего ребенка и берут в семью, чтобы любить его, как родного. Чтобы было, кому передать семейное дело, наследство. Другие хотят дать обездоленному, брошенному чаду дом из сострадания.

Так или иначе, люди действуют из своего желания, то есть из своего бессознательного эгоистического стремления, которое не осознают. А это значит, что они совершают действие с ожиданием возврата, то есть получения. Дать, чтобы получить взамен.

Между приемными детьми и родителями не возникает бессознательной регуляции, как это происходит с родным малышом через материнский инстинкт. Приемные родители руководствуются свои умом, что может быть ошибочно.

Собственные дети могут радовать достижениями — отличной учебой, послушанием, помощью, успехами в спорте. Но могут не радовать, а наоборот, расстраивать. Тем не менее, они остаются своими, и даже если сын — малолетний вор и преступник, мать будет защищать его и оправдывать.

От приемного ребенка мы ждем отдачи. Это внутреннее отношение, и оно неосознанно. Получается мена: «я тебе, а ты мне». Если приемный малыш не оправдывает ожиданий, ведет себя плохо, то родители не получают то, чего хотят бессознательно.

Не получая желаемого послушания и развития приемного ребенка, родители наказывают его так, как не стали бы этого делать с родными детьми. Бессознательное ожидание отдачи от приемного малыша делает отношения с ним очень сложными.

Поэтому в воспитании приемных детей возникает столько проблем — они могут начать воровать, проявлять агрессию, выражать протест разными способами. Нередки случаи, когда родители возвращают ребенка обратно в детский дом, потому что не смогли справиться с ним.

Семилетнего Васю били, унижали перед публикой, наказывали. Родители поступали так непроизвольно, ведь и родных детей часто наказывают и бьют. В этом же случае ребенок стал настолько неуправляем, что родители обратились за помощью к психиатру.

Как решить психологические проблемы воспитания приемного ребенка в этой семье?

Любой ребенок, родной или приемный, нуждается в чувстве защищенности и безопасности, и Вася не исключение. Это необходимо для развития его психики.

Малыш бессознательно ощущает, что родители, прежде всего, мама, сохраняют его жизнь и здоровье, в том числе психическое равновесие.

Значит, он может спокойно развиваться и впоследствии начать сохранять себя самостоятельно, когда психически созреет к пубертатному периоду.

Психика развивается до подросткового возраста, а до этого времени ребенок проявляет себя как еще не зрелый, не взрослый. С него нельзя спрашивать, как с взрослого. Как это делали с Васей — «ворует». Он не воровал. Вася, будучи лишенным чувства защищенности и безопасности, был вынужден сохранять себя сам, то есть психически ему пришлось вести себя по-взрослому с незрелой психикой.

Так возникают задержки развития психики — как у приемных, так и у родных детей. Разница в том, что приемный ребенок изначально не получает чувства защищенности и безопасности на базе материнского инстинкта.

Если родной ребенок теряет защищенность и безопасность, когда на него кричат, бьют, унижают, то те же самые действия у приемного Васи усугубляли его задержки развития все больше и больше.

Поэтому неправильное воспитание приемных детей, незнание психологических нюансов и особенностей воспитания приемных детей может приводить семью к плачевным последствиям.

Материнского инстинкта к приемному ребенку не возникнет. Но возможно создать с ним эмоциональную связь. Это чувственное, доверительное общение. Начать можно с чтения сказок на ночь.

Эмоциональная связь позволит создать и сохранить крепкие отношения с ребенком на всю жизнь. А чтение сказок на ночь, совместное семейное чтение — это воспитание чувств, залог будущей способности ребенка воспринимать мир прекрасным, видеть красоту души другого человека, создавать счастливые парные отношения.

Традиция общего семейного стола укрепляет отношения. Когда люди совместно получают удовольствие от пищи и при этом делятся своими чувственными переживаниями по поводу чего-либо, это сближает их еще больше. Совместные обеды должны быть во всех семьях, а не только там, где воспитывается приемный ребенок.

Для правильного воспитания приемного ребенка, а также для того, чтобы избежать проблем в воспитании и приемных, и родных детей, необходимо знать особенности их психики. Малыш рождается с уже заданными способностями.

Согласно системно-векторной психологии Юрия Бурлана, психика состоит из частей (векторов), всего их восемь. Это значит, что у ребенка уже есть врожденные несколько векторов из восьми, которые составляют его психику.

Каждый вектор наделен своими особенными свойствами и талантами.

Они находятся в зачаточном состоянии и нуждаются в развитии. В процессе развития ребенок сам своим поведением показывает, где совершаются ошибки воспитания. Вася делал это много раз. Воровство — это признак того, что физически наказывают ребенка, который из маленького воришки способен развиться в талантливого инженера, управленца, представителя закона.

Чувство защищенности и безопасности, эмоциональная связь, семейные традиции, правильное развитие согласно врожденным свойствам (векторам) позволит решить проблемы в воспитании не только приемного Васи, но и родного ребенка тоже.

Как избежать проблем при усыновлении ребенка и воспитании его в приемной семье?

Прежде всего, необходимо осознать, что усыновляя ребенка, мы берем ответственность за его жизнь на себя. Ему необходимо ощущать чувство защищенности и безопасности.

Когда родители стоят над ним, как строгие цензоры, готовые в любой следующий момент наказать его за то, что он не оправдал того, что в него вложено, — это путь к возникновению проблем воспитания и задержек развития приемного ребенка.

Возникает вопрос: как выбрать ребенка для усыновления? Такого, от которого родителям нечего получить, а можно только вкладываться в него — можно усыновлять. Речь о физических инвалидах. Те дети, которые не могут порадовать нас достижениями в чем-либо, даже внуками.

Таким образом, приемные родители заведомо ставят себя в ситуацию, когда они будут только вкладывать в развитие малыша и не будут ожидать за это ничего взамен. Бессознательно это сработает, и это правильный выбор.

Психически больных детей усыновлять нельзя — их можно патронировать, но не брать в семью.

Когда усыновляют ребенка погибшего родственника, тоже срабатывает механизм отдачи ребенку и его приоритета над родителями. Такой ребенок бессознательно воспринимается как свой, его можно и нужно усыновлять.

Чтобы узнать больше о воспитании детей согласно их врожденным способностям, начните изучение системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Регистрируйтесь на бесплатные лекции по ссылке.

Автор Екатерина Крестникова, врач – психиатр, психиатр-нарколог
Корректор Ирина Щербакова

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»
Раздел: Психология

Источник: http://svp.expert/psixologiya/vospitanie-priemnogo-rebenka-kak-spravitsya/

Воспитание приемных детей в семье: ключевые особенности и проблемы

Когда в семье появляется приемный ребенок, то вопросы возникают практически на каждом шагу:

  • как вести себя в той или иной ситуации?
  • как отнесутся к новому брату или сестре другие дети, если они есть?
  • наказывать или нет? и т. д.

Чем старше ребенок, тем сложнее возникают проблемы и тем быстрее их придется решать. Поэтому прежде чем совершить этот серьезный шаг, следует внимательно изучить особенности воспитания приемного малыша и объективно оценить свои силы.

Если вы усыновили новорожденного ребенка, то ваши действия могут быть такими же, как с родным малышом, тогда процесс адаптации будет безболезненным. Но когда в семье появляется ребенок постарше, то этот период окажется сложным для обеих сторон: и родителям, и детям придется освоить новые социальные роли и научиться считаться друг с другом.

Важно понимать, что малыш уже приобрел негативный жизненный опыт, у него есть определенные привычки и убеждения, система ценностей и ориентиров. Чаще всего его характер формируется в сложной социальной среде, и это заставляет ребенка отвечать миру негативом.

В нем живет постоянный, почти животный страх, что его снова предадут, он останется голодным, замерзшим и совсем один – без близкого человека и дома. Многие дети из детских домов прошли через побои, голод, сексуальное насилие, потерю любимых близких родственников. Свои опасения дети неосознанно переносят и на новых приемных родителей.

Они не привыкли к ласковому отношению и просто не знают, что такое нормальная семья. Всегда об этом помните и постарайтесь не терять терпения.

Особенности воспитания в период адаптации

Итак, вы уже оформили необходимые документы, познакомились с ребенком и наконец-то забрали сына или дочь из детского дома домой. Первые несколько месяцев уйдут на то, чтобы ребенок привык к новому жилищу и приемным родителям.

В этот период он, скорее всего, будет самым примерным и счастливым, ведь он обрел настоящий дом. Некоторые дети начинают сразу звать приемных родителей мамой и папой. Кому-то трудно переступить этот барьер, особенно, если ребенок хорошо помнит биологических мать и отца.

И вы так и останетесь «тетей Машей» и «дядей Сашей». Что важно сделать в это время?

  • Уделяйте ребенку достаточно внимания, если в семье есть еще дети, они не должны чувствовать себя заброшенными, делите любовь и заботу поровну на всех.
  • Постепенно знакомьте ребенка с правилами, по которым живут в вашей семье. Нельзя, чтобы сначала вы что-то разрешили в великодушном порыве, а потом резко запретили.
  • Привлекайте ребенка к домашним обязанностям, семейным занятиям, чтобы он почувствовал себя частью команды.

Следующий период самый трудный, поскольку ребенок осваивается в новом коллективе и пространстве и начинает проявлять характер: грубит, портит вещи, не слушается, игнорирует. Плохое поведение он использует как инструмент для определения границ дозволенного.

Кроме того, многие дети, брошенные безответственными родителями, просто не знают принятых норм поведения, не забывайте об этом. Самое сложное для мамы и папы в такие моменты – не сорваться и не сдать сорванца обратно в детский дом.

Но вы-то мудрые родители и знаете, как себя вести.

  • Наберитесь терпения, спокойно разъясняйте ребенку, почему так поступать нельзя. С первого раза он может и не воспринять ваших увещеваний, поэтому повторять придется несколько раз. Не кричите, разговаривайте спокойным ровным тоном.
  • Ни в коем случае не игнорируйте плохое поведение. Рамки дозволенного должны быть четко очерчены. Установите правила поведения и будьте последовательны в запретах и разрешениях.
  • Не старайтесь исполнить абсолютно все желания ребенка. Не пытайтесь купить послушание подарками, деньгами, развлечениями, потаканием капризам. Он должен понимать, почему должен вести себя хорошо, а не стараться угодить вам ради вознаграждения.
  • Постарайтесь переключить внимание ребенка на интересное занятие, которое могло бы его увлечь.

В этот период приемные родители могут испытывать чувство растерянности, беспомощности, им может казаться, что они совершили ошибку, усыновив ребенка. Многие испытывают соблазн обвинить приемного сына или дочь в черной неблагодарности. Ведь если бы не они, то ребенок продолжал бы жить в детдоме.

Запаситесь терпением и спокойствием, покажите ребенку, что любите его, несмотря ни на что и не предадите никогда. Постепенно он примет вас, перестанет бояться, что «его вернут обратно», начнет доверять и привыкнет к приемной семье и образу жизни по новым правилам.

Сколько времени требует адаптация? Как правило, от трех до пяти лет, это во многом зависит от возраста ребенка, его жизненного опыта и тактики воспитания, выбранной приемными родителями.

С какими проблемами вы можете столкнуться?

1. Нужно ли раскрывать тайну усыновления?

Этот вопрос следует решить раз и навсегда. Безопаснее, если ребенок будет знать правду, потому что как бы тщательно вы ни оберегали тайну, все равно найдутся «доброжелатели», которые ему все расскажут.

Такую информацию ребенок должен услышать от вас, иначе его доверие к вам может пошатнуться.

Если вы решили молчать, но ребенок задал вам вопрос, следует честно все рассказать и объяснить, что вы все равно любите его как родного.

2. Ребенок сравнивает вас со своими настоящими родителями

Если он хорошо помнит биологических маму и папу, такие сравнения неизбежны. Какими бы они ни были, он все равно их любит, и этот факт нужно принять. Не пытайтесь выиграть соревнование, не отзывайтесь о них плохо (даже если эти люди заслуживают такого отношения). Проявите выдержку и продолжайте заботиться о ребенке и любить его. Время все расставит по своим местам.

Читайте также:  Программированное обучение

3. Воровство, асоциальное поведение, дурные привычки

Чаще всего эти проблемы возникают, если ребенка усыновили в старшем возрасте, и он рос в неблагополучной социальной среде. Он просто живет по тем нормам, которые усвоил с раннего детства. В случае воровства, подумайте, все ли необходимое есть у ребенка.

Например, если он ворует деньги, может, стоит выделять ему небольшую сумму на карманные расходы. Самое главное не игнорируйте проступки ребенка и не обвиняйте в плохой наследственности. Спокойно и твердо объясняйте, почему нельзя брать чужие вещи, ругаться матом, хулиганить, драться и т. д.

При необходимости проконсультируйтесь с психологом. Постепенно ребенок привыкнет и примет новые нормы поведения.

Не пренебрегайте помощью психолога. Специалист обязательно поможет разобраться в трудной ситуации и построить доверительные отношения с ребенком.

Источник: http://karkusha.su/vospitanie-priemnyih-detey-v-seme-klyuchevyie-osobennosti-i-problemyi/

Особенности воспитания приемных детей

Что может быть важнее для ребенка, чем семья, уют родного дома, теплота маминых и сила папиных рук? К сожалению, многие дети бывают лишены этого, оказываясь в домах ребенка и детских домах после того, как от них отказались родители или родители были лишены родительских прав.

Также немало взрослых людей, которые хотят, но не могут иметь своего ребенка. А также тех, кто просто не равнодушен к проблеме брошенных детей и хотел бы, что бы добра на Земле стало чуть-чуть больше. Именно эти люди стремятся стать приемными родителями.

Чем младше ребенок, которого забирают из детских учреждений, тем легче ему адаптироваться в новой семье. Легче и для приемных родителей.

Однако именно дети постарше, которые понимают, что у них нет мамы и папы, нет своего дома, пронзительно хотят иметь свою семью. Конечно, взрослые должны обладать определенной смелостью и запастись терпением, чтобы сердечко такого ребенка «оттаяло» в домашнем тепле.

Но, несмотря на эти различия, в поведении детей можно отметить некоторые общие закономерности. Поведение и самочувствие ребенка не остается постоянным, оно меняется с течением времени по мере того, как он осваивается в новой обстановке. Как отмечают психологи, при адаптации ребенка в новых условиях имеется несколько стадий.

Первую стадию можно охарактеризовать как «Знакомство», или «Медовый месяц». Здесь отмечается опережающая привязанность друг к другу. Родителям хочется обогреть ребенка, отдать ему всю накопившуюся потребность в любви.

Ребенок испытывает удовольствие от своего нового положения, он готов к жизни в семье. Он с удовольствием выполняет все, что предлагают взрослые. Многие дети сразу же начинают называть взрослых папой и мамой.

Но это совсем не значит, что они уже полюбили — они только хотят полюбить новых родителей.

Вы заметите, что ребенок испытывает и радость, и тревогу одновременно. Это приводит многих детей в лихорадочно-возбужденное состояние. Они суетливы, непоседливы, не могут долго сосредоточиться на чем-то, за многое хватаются.

Учтите: перед ребенком в этот период появляется много новых людей, которых он не в состоянии запомнить, ребенок пока не в силах запомнить и усвоить ту массу новых впечатлений, которая обрушилась на него.

Особое значение для ребенка имеет подтверждение, что это действительно его новые родители.

Вторую стадию можно определить как «Возврат в прошлое», или «Регрессия».

Первые впечатления схлынули, эйфория прошла, установился определенный порядок, начинается кропотливый и длительный процесс притирания, привыкания членов семьи друг к другу — взаимная адаптация. Ребенок понимает, что это — другие люди, в семье — другие правила.

Он не сразу может приспособиться к новым отношениям. Он почти беспрекословно подчинялся правилам, пока это было в новинку. Но вот новизна исчезла, и он пробует себя вести как прежде, присматриваясь, что нравится, а что не нравится окружающим.

Происходит очень болезненная ломка сложившегося стереотипа поведения. В эти месяцы могут обнаруживаться психологические барьеры: несовместимость темпераментов, черт характера, ваших привычек и привычек ребенка.

У многих взрослых, столкнувшихся с этими проблемами, не хватает сил, а главное терпения дождаться пока ребенок сделает то, что им нужно.

Особенно ярко в этот период проявляются: отсутствие знаний об особенностях возраста, умений устанавливать контакт, доверительные отношения и выбирать нужный стиль общения.

Попытки опереться на свой жизненный опыт, на то, что их так воспитывали, часто терпят поражение.

Привыкнув к новым условиям, ребенок начинает искать линию поведения, которая удовлетворила бы приемных родителей. Этот поиск не всегда удачен. Чтобы привлечь к себе внимание, ребенок может изменять поведение неожиданным образом.

Поэтому вас не должно удивлять, что веселый, активный ребенок вдруг стал капризным, часто и подолгу плачет, начинает драться с родителями или с братом, сестрой (если они есть), делает назло то, что не нравится им.

А угрюмый, замкнутый — проявлять интерес к окружающему, особенно, когда за ним никто не наблюдает, действует исподтишка либо становится необыкновенно активным.

Неподготовленные к этому родители могут испытывать испуг, шок. «Мы желаем ему добра — а он… Мы его так любим, а он нас не ценит», — обычные для этого периода жалобы. Некоторыми овладевает отчаяние: «Неужели всегда так будет?!»

Третья стадия — «Привыкание», или «Медленное восстановление». Вы можете заметить, что ребенок как-то неожиданно повзрослел. Исчезает напряжение, дети начинают шутить и обсуждать свои проблемы и трудности со взрослыми.

Ребенок привыкает к правилам поведения в семье и в детском учреждении. Он начинает вести себя также естественно, как ведет себя родной ребенок в кровной семье. Ребенок принимает активное участие во всех делах семьи. Без напряжения вспоминает о своей прошлой жизни.

Поведение соответствует особенностям характера и полностью адекватно ситуациям.

Приспособившись к новым условиям, дети реже вспоминают прошлое. Если ребенку хорошо в семье, он почти не говорит о прежнем образе жизни, по достоинству оценив преимущества семьи, не хочет в него возвращаться.

Дети дошкольного возраста могут спрашивать взрослых, где они так долго были, почему так долго его искали? Если ребенок чувствует хорошее отношение к себе, возникает привязанность к родителям и ответные чувства. Он без труда выполняет правила и правильно реагирует на просьбы. Проявляет внимание и интерес ко всем делам семьи, посильно участвуя во всем.

Сам отмечает происходящие с собой изменения, не без иронии вспоминает свое плохое поведение (если оно было), сочувствует и сопереживает родителям.

Итак, в семью вошел новый ребенок. До его появления взрослые были уверены в себе, в том, что готовы к решению всех проблем, готовы любить ребенка таким, какой он будет. Иллюзии и некоторая эйфория, уверенность в том, что хватит сил для преодоления всех препятствий и преодоления трудностей, — типичные состояния, характерные для большинства новых родителей.

Почти все уверены в своих воспитательных способностях и в том, что смогут успешно использовать эти способности на благо чужого ребенка. Особенно это характерно для тех родителей, которые были успешны в воспитании собственных детей, и смогли создать атмосферу тепла и любви в своей семье. Но появление чужого ребенка — это серьезное испытание для всей семьи.

Источник: https://azbyka.ru/deti/osobennosti-vospitaniya-priemny-h-detej

Воспитание приемного ребенка в семье: Особенности воспитания. Советы

     С каждым годом семей, которые усыновили ребенка из детского дома, становится все больше и больше. И в связи с этим, с каждым годом становится все больше людей, которых мучают вопросы о воспитании приемного ребенка. И действительно воспитывать приемного ребенка совсем не просто и не каждый сможет с этим справиться.

Намного проще будет, если ребенка взять совсем маленького, в возрасте до года. У него еще не сформировано понятие о мире, родителях, нет представление о том, как все должно быть. Сложнее будет с ребенком постарше, ведь у него уже имеются свои интересы, привычки, вкусы, с которыми нужно будет считаться.

Если уже все обдумано, и решено усыновить ребенка, то обязательно нужно знать о некоторых  нюансах в воспитании приемного ребенка в семье.

Воспитание приемного ребенка в семье — Особенности

     Перед тем как привезти ребенка домой, нужно узнать все особенности воспитания приемного ребенка, и взвесить свои силы.

Ведь нельзя сначала ребенка взять в свою семью и в скором времени вернуть его в детский дом, из-за того что он капризный, непослушный и родителям трудно справляться с новыми обязанностями.

Для ребенка это будет еще одним предательством, и он окончательно разочаруется в людях, в существовании добра, любви и чуда.

     Перед тем как усыновить ребенка с ним нужно пообщаться, узнать о нем больше от персонала детского дома. На это уйдет месяц. Ребенок будет делать все, чтобы понравиться своим, возможно, новым  родителям. Ведь каждый ребенок мечтает обрести свою семью, маму и папу.

После того как ребенок будет уже дома ему понадобиться около месяца (в лучшем случае) чтобы привыкнуть к новым родителям, да и родители так же будут привыкать к ребенку. Если в доме он не первенец, то внимание и любовь дети должны получать в равной степени, кого-то выделять из них нельзя.

В этот период он может быть слишком активным, и самым счастливым. Наконец-то он обрел дом и семью, о которой он так мечтал. Буквально с первых дней он может начинать называть приемных родителей мамой и папой. Но говорить о полной адаптации еще рано, малыш просто всеми своими силами хочет понравиться взрослым.

   Следующий период адаптации проходит намного сложнее. Ребенок старается привыкнуть к новой обстановке. Он может начать грубить, капризничать, проявлять свой характер. Таким образом, следя за реакцией родителей,  он пытается понять свои границы дозволенного.

Тут главное набраться терпения, понимания. Ребенку нужно спокойно объяснять, почему так поступать ненужно, срываться и кричать на ребенка нельзя. И так же не стоит все спускать ему с рук, и полностью потакать всем его желаниям.

От такого поведения ребенка, у мамы может начаться депрессия и появиться неуверенность в себе и своих силах.

Как бы не было тяжело, но даже в отчаянии категорически нельзя выкрикивать ребёнку то, что он обязан приемным родителям в своем усыновлении, и только благодаря им, сейчас он находится в семье, а не в детском доме. После этих слов он начнет испытывать ненависть к родителям.

   Когда самый сложный, предыдущий период будет пройден, ребенок вновь обретет спокойствие и начнет делиться с родителями своими мнениями и планами. От ребенка начнут отступать страхи, что родители его предадут и бросят.Он начнет привыкать к новому образу жизни, и к своим приемным родителям.

Это все самые основные особенности воспитания приемного ребенка. Полный период адаптации ребенка может достигнуть от 3-х и до 5-ти лет. Поэтому нужно запастись терпением, любовью и окружить ребенка своим теплой и заботой.

Возможные проблемы при воспитании приемного ребенка в семье

     Нужно быть готовым к тому, что могут возникнуть проблемы в  воспитании приемных детей. И к ним желательно подготовиться заранее.

  1. Нужно хорошо подумать и решить, говорить ли ребенку о его усыновлении или всегда молчать об этом. Лучше, будет, если ребенок будет знать всю правду. Но если родители решают молчать, то необходимо все взвесить, и сделать так, чтоб ребенок не узнал правду от посторонних. Если ему кто-то раскроет эту тайну, доверие к родителям пропадет, и ребенок получит сильнейший стресс.
  2. Если ребенок помнит своих биологических родителей, то он постоянно будет сравнивать с ними своих приемных родителей. Причем это сравнение в большинстве случаев «выигрывают» биологические родители. И пусть они сильно пьют, совершенно не заботились о ребенке, для него они всегда будут лучшие, и он будет стараться их найти. Не нужно в такой ситуации нелестно отзываться о биологических родителей, иначе в лице своих приемных родителей ребенок будет видеть  врагов. Нужно продолжать заботиться о ребенке и любить его.
  3. Если усыновленный ребенок достиг школьного возраста, наверняка он будет замечен в воровстве. Украсть он может и у родителей, брата, сестры, школы, магазина. Оставлять такое без внимания нельзя. Ребенку нужно объяснить, что это очень плохо и делать так нельзя. Чтобы этого избежать, изначально ребенка нужно обеспечить всем самым необходимым, но и не стоит его баловать.
  4. Поначалу ребенок не сможет понять, что можно брать, а что нельзя. В детском доме все было общее .Сегодня ботиночки одел он, а завтра их уже может одеть другой ребенок. Поэтому ребенку нужно объяснить, где его вещи и что их он может брать, когда захочет, и что есть вещи другого человека, которые брать можно только с его разрешения. Со временем ребенок к этому привыкнет.

Первое время с приемным  ребенком  будет не просто, но  когда все трудности и проблемы воспитания приемных детей будут позади, он отблагодарит за все старания приемных родителей своей любовью и искренней улыбкой.

Источник: http://razvitiedetei.info/obuchenie-i-vospitanie/vospitanie-priemnogo-rebenka-v-seme.html

Воспитание ребенка в приемной семье

Не все супружеские пары могут иметь детей, поэтому единственный способ испытать радость материнства и отцовства – это усыновить малыша. Воспитание ребенка в приемной семье – сложный процесс, связанный с психологическими трудностями как для родителей, так и для самого усыновленного малыша.

Первые дни в новом доме

Когда все бюрократические формальности улажены и счастливая семья радуется пополнению, то родителям нужно быть предельно внимательными и учтивыми с новым членом семьи.

Читайте также:  Педагогика доу

В первые дни и недели у малыша могут проявиться странности, не стоит их считать каким-либо отклонением.

Это нормальная адаптация к новым условиям, не стоит воспринимать эти странности как отклонение от нормы и уж тем более ругать ребенка за них.

Отрыв от привычной для чада обстановки и резкая смена распорядка часто приводят к беспокойству, снижению аппетита, расстройству сна, появляются неадекватные реакции на слова и действия приемных родителей.

Особенности воспитания в интернатах и отпечаток на детской психике

В интернатах, детских домах и других учреждениях подобного типа к детям обычно относятся обезличено, при этом всячески подавляется их индивидуальность и желание проявить себя. Это нужно для выработки дисциплины, строгому приучению к существующим в заведении правилам и нормам.

Другой проблемой детских домов является практически полное отсутствие мужчин. Они не принимают участие в воспитании, а излишняя женская нежность может плохо сказаться на формировании характера. Особенно это касается мальчиков, которым при воспитании нужна твердая мужская рука.

Как помочь ребенку адаптироваться в новой обстановке?

Рекомендуем следующие действия:

  1. Узнайте, какой режим дня был у малыша до переезда в вашу семью. Старайтесь не сильно изменять этот распорядок дня, на какое-то время дайте ребенку вольности. Например, если он ложился спать позже всех, часов в 11 вечера, то дома дайте ему такую возможность.
  2. Поинтересуйтесь предпочтениями в еде, что больше всего ребенок любил покушать. Не стоит настаивать, если малыш не захочет есть привычные по вашему мнению продукты. Например, белый хлеб. Кто знает, может за годы пребывания в интернате малыш наелся хлеба на несколько лет вперед, так как других продуктов не было. Относитесь к приемным детям с поблажками, хотя бы временно. Не стоит сразу проявлять свой родительский гонор.
  3. Не перегружайте чадо эмоционально, в первые пару недель переезда излишними будут шумные банкеты и застолья по поводу пополнения семейства. Пусть малыш привыкнет к новой обстановке, знакомить его со своими друзьями и родственниками лучше потом. Вечер знакомств лучше организовывать постепенно, не стоит приглашать большое количество гостей сразу.
  4. Излишним будет покупать чаду сразу много игрушек и ждать от него бешеного восторга. Лучше попросить в учреждении, где он находился, одну-две самых любимых игрушек малыша. Они создадут ощущение знакомого и приятного, вместе с игрушкой будет гораздо легче адаптироваться в новом доме.
  5. Устраните из дома все источники резкого звука, уберите источники сильного запаха. Лишними будут сильно пахнущие духи, громкая музыка, слишком пахучие растения.
  6. Если ребенку что-то очень понравилось в вашем доме – например, игра на компьютере или домашняя выпечка, то не стоит пресыщать чадо именно этим продуктом или развлечением. Всегда должно быть место умеренности во всем, не стоит компенсировать ребенку за пару недель все лишения, которые он терпел всю свою жизнь в интернате.
  7. Познавательные нагрузки проводите умеренно. Не стоит за первый месяц пребывания ребенка в новой семье стараться показать ему все и сразу. Для детской психики может быть губительным получение сразу большого количества удовольствий. То же самое касается новой информации. Если у малыша имеются явные пробелы в знаниях, то не стоит загружать его изучением энциклопедий и требовать познания всего сразу.
  8. Не стоит надеяться на мгновенную эмоциональную привязанность, что ребенок сразу же станет таким же, как будто он рос с вами всю жизнь. Могут быть слезы, приступы плача с истериками, безразличие, отрешенность. Все это нормальный процесс притирки к новой семье, привыкания к новому дому.

Самое главное для процесса адаптации к новому дому – быть как можно больше вместе с ребенком. Смотрите ему в глаза, побольше общайтесь, старайтесь настроить его на доверительную волну в разговоре. Говорите на интересные для него темы, не ругайте за грубые слова, нецензурный лексикон. Просто потом постарайтесь убедить чадо, что надо потихоньку отучаться от старой жизни, привыкать к нормальному общению.

Три стадии адаптации ребенка к новой семье

Передача ребенка в приемную семью осуществляется одномоментно, но сам процесс привыкания может растянуться на годы. Здесь многое зависит от возраста малыша, его характера, умения приемных родителей создать комфортные в моральном плане условия для жизни.

Читайте еще:  Проблемы воспитания в семье

Первая стадия: знакомство

Это своеобразный медовый месяц для ребенка и новоиспеченных приемных родителей. Здесь ярко заметно опережающее желание понравиться друг другу. Малыш может сразу начать называть приемных родителей мамой и папой, но это еще далеко не признак настоящей искренней любви. Дети только лишь хотят полюбить своих новых родителей, делая для этого первые шаги.

Большинство приемных родителей на этой стадии знакомства отмечают, что чадо испытывает тревогу и радость одновременно.

Радость по причине исполнения своей давней мечты о приемной семье, а тревога – из-за боязни не понравиться новым родителям.

Процесс воспитания в интернате очень жесткий и детей часто запугивают тем, что их могут вернуть обратно приемные родители по причине плохого поведения. Теперь представьте, как сложно ребенку в вашем доме, особенно первые дни.

На стадии знакомства ребенку нужно просто дать время переварить все те новые впечатления, которые навалились на него за короткий промежуток времени.

Вторая стадия: возврат в прошлое

Эйфория от знакомства проходит, начинается болезненный процесс привыкания к новым правилам, чадо изучает особенности характера родителей. Нужно отказаться от предыдущих стереотипов поведения, допустимых в интернате. Для малыша сложно изменить свою речь, манеры, стиль общения. Иногда на это уходят годы. Комплекс сироты также должен со временем пройти сам по себе.

Ребенок пытается найти ту линию поведения, с которой ему будет комфортно наладить отношения с новыми родителями. Неподготовленные морально родители очень болезненно переживают процесс привыкания ребенка к новой семье. Очень частые жалобы для этого периода звучат следующим образом: «Мы для делаем все, а он не ценит» и «Неужели мы будем всегда терпеть такое неуважение и хамство».

Читайте еще:  Типы и стили воспитания в семье

Третья стадия: привыкание

Однажды родители внезапно для себя заметят, что их ребенок как-то изменился и повзрослел. Напряжение исчезает само по себе, появляются непринужденные шутки, дети доверяют взрослым и начинают обсуждать с ними свои проблемы, трудности в школе, накладки с общением со сверстниками.

Ребенок уже полноправный член семьи и активно принимает участие во всех ее делах. Дети редко вспоминают свою прошлую жизнь и связанные с ней моменты. Им хорошо с новой семьей, они не хотят думать о прошлых лишениях.

Чадо адаптировалось к новым правилам, привыкло к существующим в семье порядкам. Правила соблюдаются не потому, что так заставляют новые родители, а формируется чувство сознательности, желание изменить свою жизнь к лучшему.

Итак, в семью вошел новый человек. Эйфория и излишняя самоуверенность в своих воспитательных способностях быстро проходят. Родители изо всех сил стараются преодолеть навалившиеся на них трудности, связанные с воспитанием. Нерастраченная на своих детей забота обрушивается на приемных, что не всегда хорошо для их психологического состояния.

Источник: https://vospitanie.guru/semejnoe/v-priemnoj-seme

Авторский сайт доктора Капитоновой — Особенности воспитания приёмных детей

ПодробностиОпубликовано 03.09.2013 19:49

Усыновлённые дети – это дети особые. И не потому, что на них непременно должен давить тяжёлый груз дурной наследственности.

Наследственных заболеваний у «брошенных» детей ничуть не больше, чем у «домашних». Тем более, что, как правило, детей с серьёзными заболеваниями на усыновление не отдают. У «казённых» малышей другие проблемы.

И самая главная среди них – это нарушение взаимодействия с окружающим миром.

В обычной ситуации ребёнок рождается и сразу же попадает в руки любящей матери, которая и накормит, и согреет, и защитит. И у малыша с первых мгновений после рождения формируется чувство защищённости, осознание того, что все его проблемы – голодный, мокрый, что-то болит – тут же найдут разрешение.

У оставленных детей такого чувства защищённости нет. Ведь с самого нежного возраста за ними ухаживала не любящая мама, а медперсонал, а это всё-таки не одно и то же. Какой бы доброй ни была медсестра, но у неё таких крошек как минимум десяток.

Кроме того, медсёстры меняются каждый день, ребёнок не может привыкнуть к этому калейдоскопу лиц, рук, запахов. В результате у него развивается то, что на медицинском языке называется депривация – нарушение привязанности, что самым тяжёлым образом отражается на его судьбе в дальнейшем.

Вместо спокойствия и удовлетворённости малыш постоянно встревожен и напряжён, потому что не знает, что ждёт его в каждый последующий момент. Чтобы хоть отдалённо понять такие чувства, нужно представить себя в чужой стране без одежды, денег, документов и знания языка.

Что делать? Как объяснить, чтобы тебе помогли? Немудрено, что «брошенные» дети имеют повышенный уровень тревожности и различные невротические проявления.

А тут ещё и кризисы детского возраста, которые бывают у всех детей и которые нелегко проживают и дети, и родители. Особенно важен возраст с 3 до 6 лет. В этот период ребёнок активно осваивает окружающий мир, причём хочет большей самостоятельности. А родители бывают не готовы к такому активному освоению, контролируют каждый шаг, многое запрещают.

На запреты ребёнок отвечает упрямством, негативизмом. Родители стараются настоять на своём, «сломать» непослушание любыми методами, вплоть да жестоких наказаний. Результат – ещё хуже: ребёнок совсем «слетает с катушек».

Родители в шоке, им кажется, что это результат «дурной наследственности», что с родным ребёнком ничего подобного бы не случилось, а этот приёмыш – исчадие ада.

А причина в другом. Дети с нарушением привязанности стремятся всё взять под контроль, поскольку их предшествующий негативный жизненный опыт говорит им, что с ним в любой момент могут произойти неприятные события. Поэтому такие дети становятся активными манипуляторами – они жульничают, обманывают, проявляют агрессию.

Важным признаком является то, что такие дети стараются не смотреть в глаза родителям, чтобы не позволить им сломать себя и одержать верх. Дети с нарушением привязанности не способны вступать в дружественные отношения с другими людьми, в том числе, с приёмными родителями. У них нет сочувствия к другим людям.

Они воспринимают внимание, ласку и заботу, как угрозу своей личной независимости и отвергают любую попытку сближения. Их поступки нелогичны.

Попытки уговорить такого ребёнка бесполезны – ребёнок сам хочет контролировать родителей, поэтому будет делать всё наоборот, чтобы сорвать усилия родителей заставить его подчиниться. Дети с нарушением привязанности не реагируют на «нормальные» методы воспитания.

Но это не вина их, а огромная беда, которую должны знать и понимать приёмные родители, чтобы окончательно не подорвать веру ребёнка в доброту взрослых и не вырастить морального урода и зависимого человека. Здесь одной любви и заботы недостаточно.

Если приёмные родители попали в подобную ситуацию, им в первую очередь нужно успокоиться, не ругать и не винить себя, постараться понять огромную беду несчастного «брошенного» ребёнка и опыт страхов, тревоги, злости на окружающий мир, который уже был у этого малыша, и с которым он сейчас живёт. Ведь первые детские впечатления никогда не уходят из памяти. Они могут только лишь на время перекрываться более свежими впечатлениями.

Наказывать таких детей бесполезно и жестоко – эти дети уже и так наказаны всем произошедшим с ними. Кроме того, эти дети и так круто замешаны на озлобленности, им даже нравится возбуждать в себе злость, им нравится злить родителей – так они чувствуют себя победителями. Им кажется, что лучший способ управлять взрослыми – это вступать с ними в борьбу и побеждать их.

И дети побеждают, когда своими поступками выводят взрослых из себя и заставляют их хвататься за ремень, ругаться, кричать, грозить. Родители рассуждают логично, дети с нарушениями привязанности действуют нелогично, им недоступна логика, известная взрослым.

Чтобы одержать победу в этой неравной борьбе, родители должны действовать так, как ребёнок не ждёт, то есть, непредсказуемо и нелогично.

Обычная схема: ребёнок что-то «сотворил» назло родителям, чтобы вызвать их реакцию – и реакция незамедлительно появляется. Вначале ребёнка стыдят, он «заводится» ещё больше, «заводит» родителей, мама плачет, папа хватается за ремень – цель достигнута, родители «на конях», ребёнок доволен: все взрослые гады и сволочи, мои родители такие же, как все, так им и надо.

Как можно по-другому? Ребёнок нашкодил – а родители никак не реагируют. Вообще не замечают проделки. Или же, если проступок серьёзный, спокойно позволяют ребёнку самому нести ответственность за последствия совершённого.

Например, нарочно испачкал одежду – пусть ходит в испачканной или сам её почистит (постирает). Сломал игрушку – пусть играет со сломанной или сам её чинит. Не хочет одеваться – пусть идёт на улицу раздетым, без шапки, даже босиком зимой – пусть сделает так, как задумал и сам посмотрит, что из этого выйдет.

Родителям стоит на какой-то период превратиться в простых наблюдателей за жизнью и поступками бунтующего приёмного ребёнка, просто выполняя свои обычные родительские функции – приготовить еду, постирать, предложить погулять, прочитать книжку. Не хочет — не нужно, пусть делает, что хочет.

Нужно поступать непредсказуемо для ребёнка, чтобы сбить его с толку. Например, он громко кричит – с улыбкой попросить его покричать ещё громче, лучше в открытое окно, чтобы больше народу услыхало. Он нарочно ломает игрушку – принести ему ещё парочку «на слом».

Он перевернул тарелку с едой – предложить есть прямо с пола, как щенку, на четвереньках. И всё это спокойно, без охов и ахов, с улыбкой и весёлыми комментариями.

Читайте также:  Педагогика и смежные науки

То есть, родители должны показать ребёнку, что он не может проконтролировать их действия, потому что не знает, как родители поступят в каждом конкретном случае. Этими действиями родители покажут ребёнку, что они всё-таки умнее и сильнее его, и что не они его, а он должен их слушаться – по старшинству. Это тяжёлая родительская практика, но единственно возможная в подобных ситуациях.

Нужно, чтобы ребёнок понял со временем, что от своих действий он же сам и будет страдать – останется голодным, не будет игрушек, замёрзнет и т.п. В то же время, он будет видеть, что взрослые таких проблем не имеют, потому что ведут себя по-другому, при этом, невозможно вывести их из себя никакими проделками. Со временем, ребёнок незаметно для себя станет делать так, как принято в семье.

Но нужно запастись терпением и родительской хитростью, чтобы победа досталась родителям. Невозможно быть ангелами постоянно. Если злость на маленького сорванца закипает в душе — не стоит её гасить.

Нужно от души выговориться, если есть с кем (не в присутствии ребёнка, конечно), пойти на улицу погулять, заняться каким-нибудь активным делом. Нельзя позволять негативным эмоциям разрушать здоровье. И ни в коем случае нельзя винить себя или ребёнка.

Нужно понимать, что это типичная ситуация, которую переживают практически все приёмные родители в большей или меньшей степени, и что только от запаса терпения, любви и родительской мудрости зависит результат.

Источник: https://kapitonova.info/eksklyuziv/priemnyj-rebenok/vospitanie/379-osobennosti-vospitaniya-prijomnykh-detej.html

Особенности воспитания ребенка в приемной семье

Особенности воспитания ребенка в приемной семье

В настоящее время немало семей воспитывает приемных детей. Основная причина этого – физическое здоровье супругов и их неспособность иметь своих детей. Иногда бездетность становится настоящей трагедией. Большинство супругов, чтобы сохранить семью и обрести смысл жизни идут на усыновление чужих детей.

Однако, приемные родители могут столкнутся с некоторыми проблемами.

Например, перед тем как взять на воспитание приемного ребенка с медицинскими противопоказаниями, будущим приемным родителям надо быть готовым к тому, что могут возникнуть трудности.

Не всегда родители готовы растить приемного ребенка, создавать ему определенные условия, опекать. Иногда бывает, что супруги, взяв на воспитание приемного ребенка, обнаруживают у него серьезные проблемы со здоровьем, отказываются от него, испугавшись последствий.

Такое отношение приемных родителей может быть серьезным ударом для ребенка.

Действительно, воспитывать приемного малыша довольно сложно и не каждому это под силу. Будущим родителям рекомендуется брать ребенка в возрасте до 1 года, так как в этот период у него еще отсутствует понятие о родителях и семье.

Воспитание приемных детей старшего возраста будет более сложным, так как у них уже имеются свои привычки, интересы и вкусы, которые нужно будет учитывать. Перед тем как привезти ребенка домой, психологи рекомендуют будущим приемным родителям хорошо рассчитать свои силы в отношении ребенка.

 Недопустимой будет та ситуация, если ребенка сначала берут в семью, а спустя некоторое время возвращают в детский дом, объясняя это тем, что он непослушный, капризный. Для ребенка это будет еще одной психологической травмой и предательством, после чего он окончательно утратит в будущем веру в добро и любовь.

Перед тем как усыновить ребенка, будущим родителям следует с ним пообщаться, узнать о его характере, особенностях его поведения. После приезда домой ребенку понадобится примерно около месяца на адаптацию к новым условиям жизни. В это же время родители тоже привыкают к новому члену семьи.

В этот период ребенок может быть счастливым и активным, так как он наконец-то обрел дом и семью, то, о чем так мечтал.

Привыкание ребенка к новой обстановке часто сопровождается проявлением капризов и агрессии в адрес других членов семьи. И в этом случае взрослым необходимо проявить понимание. Им следует объяснить ребенку, почему так поступать нельзя.

Воспитание приемных детей в семье требует от родителей большого терпения. Но когда наиболее сложный период адаптации пройдет и ребенок вновь обретет спокойствие и доверие к родителям, он начнет привыкать к новому образу жизни и к своим приемным родителям.

Полная адаптация ребенка длится от 3 до 5 лет, поэтому родителям следует запастись терпением, окружить ребенка заботой и любовью.  В воспитании приемных детей могут возникнуть некоторые проблемы, например, приемные родители должны решить, сообщать ребенку о его усыновлении или хранить это в тайне, так как в будущем это может привести к сильнейшему стрессу у ребенка.

Еще одной проблемой воспитания приемных детей является то, что ребенок не сразу знает, что в новом доме ему брать разрешено, а что нет, так как в детском доме все вещи были общими. И ребенку надо объяснить, какие вещи лично его, а какие принадлежат другим членам семьи, и которые можно брать только с их разрешения. Ребенок довольно быстро привыкнет в новой семье.

Первое время воспитание приемных детей требует от родителей много сил и терпения, но когда трудности будут позади, ребенок отблагодарит их своей любовью.

Источник: http://aksarka-mdou.ru/index.php/roditelyam/19-planrabot/908-osobennosti-vospitaniya-rebenka-v-priemnoy-semye

Премудрости воспитания приемных детей

Ни для кого не секрет, что сегодня в России детей-сирот больше, чем после Великой Отечественной войны, причем, большинство становятся сиротами при живых родителях, опустившихся на самое дно жизни, пьющих, обколотых, с асоциальным поведением, но живых.

Это накладывает особый отпечаток на проблему социального сиротства, растущую как снежный ком.

В средствах массовой информации активно проводится пиар-компания на тему, как хорошо взять на воспитание чужого ребенка. Однако так ли все просто обстоит с усыновлением и как правильно поставить воспитание приемных детей в семье, если вы уже взяли ребенка в семью? В этой статье мы рассмотрим эти вопросы с позиций системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Проблема воспитания детей. задано, но не обеспечено

Генетика отвечает, условно говоря, не только за форму носа, но и определяет врожденные психические особенности человека. Мы изначально разные, только не всегда знаем об этом. Каждый ребенок рождается с заданными природой психическими свойствами – векторами, которые ему предстоит развивать вплоть до пубертата и реализовывать в течение всей жизни.

Маленький ребенок по своим внутренним качествам, по сути, архетипичный, первобытный человек. Ему предстоит пройти долгий путь приобщения к культуре, становления Человеком в полном смысле этого слова.

При этом следует понимать, что приемный ребенок уже имеет не только заданные природой наклонности, которые можно развивать, но и свою историю жизни. Даже если он совсем маленький. В зависимости от возраста, социальной среды, где они жил, того воспитания, которое ему было дано, вектора получили то или иное развитие, а в худшем случае были травмированы.

Наиболее сложная ситуация для приемных родителей – усыновление ребенка-подростка. Развить в нужном русле его задатки, скорректировать его поведение трудно, а после пубертата невозможно.

Отсюда растут ноги распространенных выводов приемных родителей: «гены оказались сильнее воспитания», «мы сделали все, что могли, а он тварь неблагодарная», «сколько волчонка не корми, все равно настоящим волком вырастет».

Но дело тут вовсе не в дурной наследственности, как это зачастую пытаются изобразить. А только и исключительно в том, о чем мы писали выше – а именно в степени развитости/неразвитости, травмированности врожденных векторов ребенка.

Как отсюда понятно, подводных камней в усыновлении детей намного больше, чем те, что лежат на поверхности. Преодолеть препоны российской бюрократии не так сложно, как взвалить на себя огромный груз ответственности за судьбу чужого ребенка, имеющего собственную жизненную историю.

С позиций системно-векторной психологии Юрия Бурлана мы не рекомендуем усыновлять детей, если только речь не идет о детях с тяжелыми, неизлечимыми заболеваниями.

Больные дети в семье получат гораздо больше ухода, внимания, заботы, возможностей для своего развития и реализации, чем в государственных учреждениях. Кроме того, это та категория детей, которая способна по достоинству оценить вклад приемных родителей.

Любовь и сострадание к больному ребенку делает приемных родителей, их собственных детей, чище, добрее, позволяя развивать чувство эмпатии, сопереживания другому человеку. История Джессики Лонг (урожденной Татьяны Кирилловой) параолимпийской американской пловчихи без ног, удочеренной американской семьей из российского детского дома – одно из ярких подтверждений данному утверждению.

А что же делать тем, кто уже взял в семью здорового физически ребенка? Не обратно же отдавать. Не игрушка ведь, человек. Обсудим далее сложности прохождения адаптации приемного ребенка в семье.

Адаптация приемного ребенка

Очень значимо, подберут ли родители или лица их заменяющие ключик к детской душе, обеспечат ли лучшие условия для его развития, сумеют ли построить такие взаимоотношения с ребенком, чтобы он чувствовал себя в безопасности.

Зачастую родители наступают на грабли своего зашоренного стереотипами сознания, наивно полагая, что то, что хорошо для них самих – это благо и для ребенка.

А что бы я сделал, если был бы на его месте? А что бы я хотел получить, когда был ребенком? Как вел себя в такой ситуации?

На самом же деле, врожденные особенности родителей и ребенка могут кардинально не совпадать, как и вектора сиблингов (братьев и сестер), и попытки переделать малыша под себя, переложить на него свои несбывшиеся мечты и чаяния, собственные желания, мы, руководствуясь самыми лучшими намерениями, направляем жизнь ребенка под откос.

Другим распространенным заблуждением родителей является постулат, что главное ребенка любить, а все остальное приложится. Любовь и воспитание идут рядом, но весьма опасно подменять одно другим.

Именно поэтому в школе жизни мы видим, что во внешне благополучной семье, у родителей с отличной родословной ребенок становится подзаборным пьяницей и разгильдяем. В одной семье, у одних и тех же родителей один малыш успешно находит свое место под солнцем, а другой остается на обочине жизни.

Системное видение позволяет родителям различать детей по их врожденным склонностям, а значит, отдавать себе полный отчет в том, какого ребенка вы взяли на воспитание и что ему действительно нужно для полноценного развития, для лучшей адаптации. Понимать, что вы сами «рыбка» и берете на воспитание «птичку» со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Так, нередко анальные родители выбирают в качестве приемной дочери кожно-зрительную девочку. Милую, красивую, стройную, активную.

Потом с ней буквально воюют «нельзя краситься так ярко — это не прилично», «да она бессовестная», «всем мужикам глазки строит»… Зная о том, что по своей природе кожно-зрительная девочка особенная, «подружка вождя», для которой ценна свобода, новые впечатления, что не будет она домашней, послушной дочерью, как ни крути, то, возможно, выбрали бы другого ребенка или же не надеялись перевоспитать «кошку» в «собачку».

Тем более, не стали бы ее пороть, физически наказывать за короткие юбки, своеволие, неумение доделывать любое начатое дело до идеального завершения, понимая, что это породит еще большие проблемы, в частности воровство, склонность к мазохизму.

Следует отметить, что развитие векторов происходит до пубертата, дальше мы пожинаем то, что посеяли. Следовательно, при усыновлении ребенка важно учитывать его возраст. Гораздо больше возможностей у родителей развить природный потенциал ребенка, если есть больший запас времени для этого. Легче в раннем возрасте пройдет и адаптация приемных детей.

Каждому ребенку нужен дифференцированный подход в воспитании, каждому приемному родителю необходимо знать о психических особенностях чада, дабы помочь ему успешно пройти адаптацию в приемной семье.

К примеру, анального ребенка важно адекватно хвалить за сделанные дела, не торопить его, не говорить плохо о его родных родителях (особенно о маме, для него она святая), подталкивать его в сторону действия, помогая адаптировать ландшафт.

Звуковому ребенку необходимо создать благоприятные для его психики условия тишины и спокойствия, дать ему возможность погружаться в себя, свои размышления, отвечать на его вопросы о смысле жизни, о устройстве Вселенной.

Орального малыша нужно слушать, понимая, что у него вербальный интеллект, ни в коем случае не бить по губам. Важно направить его вербальный интеллект в нужную сторону – показать ему, что вам интересно слушать не байки о тете Глаше из соседнего подъезда, а о научных открытиях, изобретениях, отдать его в кружок ораторского мастерства.

Уретральному ребенку, по своей сущности, природному вождю, одаренному природной ответственностью за стаю, от нас нужно восхищение, умение преподнести информацию для него снизу — вверх, апеллировать к его широте души и истинной справедливости.

Обонятельный ребенок не требует воспитания как такового. Его нельзя опекать, заботиться, его нужно выталкивать в социум, чтобы там он учился выживать во что бы то ни стало, оттачивая свои природные способности.

Мышечные дети нуждаются в трудовом воспитании, для них значимо быть как все, им доставляет удовольствие сам процесс работы, а не доброе слово, похвала, как анальнику, или материальное поощрение, как кожнику. Крепкие физически развитые дети, их лучше отдать не в спорт, а приучить к труду.

Восемь мер психического человека – вот та мозаика, из которой слагается душа человека. Осознание своих векторов и окружающих, самой природы становления человека является основой для понимания сути воспитания детей, оставшихся без родителей.

Это то, что останавливает благие намерения, приводящие к ужасным последствиям. То, что позволяет принять разумное решение и не наступать на одни и те же грабли психологической безграмотности родителей и воспитателей.

Это то, что способно помочь новому поколению не стать «потерянным»…

Статья написана по материалам тренингов по cистемно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Источник: http://styllzhizni.ru/systemno-vectornaya-psycologya/premudrosti-vospitaniya-priemnyih-detey

Ссылка на основную публикацию