Воспитание в школе особенности, которые стоит учитывать взрослым

Специфика воспитания личности взрослого человека

Педагогика является наукой, которая призвана изучать воспитание и обучение. Но ни в одном определении нет указаний на то, какого возраста должен быть воспитываемый. Следовательно, воспитание личности должно охватывать и детей, и взрослых.

Воспитание и формирование личности взрослого человека, конечно, проходит сложнее. У него сложилась система ценностей, собственный взгляд на мир, отношения с социальным окружением. Многие считают, что сформировавшуюся личность не стоит воспитывать, потому что сделать это попросту невозможно.

Миф это или реальность попробуем разобраться в этой статье.

Воспитательный процесс

Человек развивается под воздействием трех основных факторов: наследственности, социального окружения и воспитания.

Влияние наследственности всегда бессознательно. Социальное окружение оказывает воздействие на уровне подсознания. А воспитание – сознательный процесс формирования личности.

Следовательно, воспитание можно охарактеризовать как целенаправленное формирование личности, которое воздействует на людей с помощью социума и наследственных факторов.

Причем оно предусматривает тесную связь воспитателя с воспитуемым и имеет четко определенные цели, к достижению которых направлен весь воспитательный процесс.

Содержание воспитания состоит из определенных элементов, которые направлены на достижение результата:

  • Четко поставленных целей;
  • Определенных методов и средств;
  • Приемов педагогического воздействия.

Воспитание как фактор развития личности представляет собой многоступенчатую структуру, которая занимается исследованием влияния на человека таких воздействий:

  • Семья;
  • Социальное окружение;
  • Природные задатки и склонности;
  • Особенности темперамента;
  • Сфера профессиональной деятельности;
  • Искусство, культура и литература.

Все эти причины, влияющие на развитие личности, можно условно разделить на две группы:

  1. Объективные обстоятельства
  • Генетическая предрасположенность и физическое здоровье;
  • Социальный статус семьи и уровень ее культурного развития;
  • Особенности процесса воспитания в детском и подростковом возрасте;
  • Семейные традиции, особенности профессиональной деятельности и социальный статус;
  • Менталитет, особенности культурных традиций страны, в которой проживает индивид.
  • Особенности психических процессов, нравственные позиции и особенности мировоззрения воспитывающего и воспитываемого;
  • Взаимоотношения с социальным окружением;
  • Воздействие на личность отдельных людей, объединений и общества в целом.

Кого считать воспитанным человеком

Мнения по этому поводу разнятся. Приведем основные критерии, по которым в современном обществе судят о степени воспитанности личности:

  • Умение делать добро людям, независимо от наличия материальной выгоды;
  • Желание постигать истину во всех сферах ее проявления; стремление самосовершенствоваться и развиваться;
  • Видеть, чувствовать и создавать красоту вокруг себя;

Воспитанность проявляется в умении держаться, во внешнем облике, умении с уважением относиться к мнению других, иметь цели, которые не противоречат нравственным ценностям других людей и т. д.

Разновидности воспитания

Личность как предмет воспитания изучается в нескольких направлениях, которые объединены едиными целями и содержанием.

Рассмотрим эти направления.

Умственное воспитание.

Его важная цель – развитие интеллектуальных способностей. Оно ориентировано на онтогенез познавательных возможностей ребенка и взрослого, помогает формироваться таким качествам:

  • Память, интеллект, сила воли;
  • Культура учебного и интеллектуального труда;
  • Способность работать с источниками познания: книгой, средствами массовой информации, интернетом;
  • Самостоятельность, целеустремленность, творчество.

Нравственное воспитание.

Нравственное воспитание личности происходит путем передачи накопленных этических правил от одного поколения другому. Основные правила нравственности отображены в Библии и Коране.

Проблема нравственного воспитания решается с помощью ряда задач:

  • Использование накопленных поколениями нравственных знаний и опыта; применение их в повседневной жизни;
  • Воспитывая нравственность, развивают лучшие качества ребенка, основанные на гуманном, толерантном отношении к другим людям. Впоследствии честность, забота, терпимость и деликатность становятся главными положительными качествами взрослого человека.
  • Формирование дисциплинированности, ответственности за свои поступки;
  • Воспитание трудолюбия как основы бережного отношения к национальным богатствам.

Трудовое воспитание.

Воспитание трудолюбия является основой, на которой базируется развитие личностных качеств человека.

Творческий подход и добросовестное отношение к трудовой деятельности, способность к накоплению профессиональных навыков, привитая культура труда – главный показатель человека, который полезен обществу.

В современном обществе, которое базируется на принципах конкурентности, важно воспитание трудолюбивой и конкурентоспособной личности. В этом случае ее возможности в деле гармоничного развития значительно расширятся.

Эстетическое воспитание

Способность чувствовать прекрасное, уметь наслаждаться им поможет нравственное воспитание личности. Ведь отношение к действительности во многом определяет жизненную позицию человека.

Умение переносить красоту из произведений искусства в повседневную жизнь помогает личности достичь гармонии с самим собой и обществом.

В школьном возрасте эстетическое воспитание ребенка предусматривает оформление классов к различным праздникам, разработку ландшафтного дизайна, озеленение пришкольных участков.

Перенеся эстетические возможности и чувство вкуса во взрослую жизнь, человек продолжит внедрять прекрасное дома, на работе, в социуме.

Физическое воспитание

Личность может быть развита гармонично только при комплексном подходе к физическому и психическому здоровью. Воспитание духовно и физически здоровой личности является составной частью физического воспитания.

Желание совершенствоваться появляется только у здорового человека. Поэтому развитие личности должно сопровождаться процедурами закаливания, формированием силы воли, которая способствует повышению ее работоспособности и выносливости.

Физическое воспитание как процесс осуществляется в учреждениях образования и домашних условиях. Его важным условием является непрерывность, контроль, соблюдение режима дня и личная заинтересованность.

Гражданское воспитание

Многие педагоги считают, что личность сформирована только тогда, когда понимает свою ответственность перед Родиной. Моральный долг каждого человека — выполнять законы своей страны, вносить посильный вклад в развитие и процветание государства.

Экономическое воспитание

Достаточно новое направление в современной педагогике, которое предполагает развитие деловых личностных качеств в сфере производственных отношений. Они должны находить применение не только на профессиональном поприще, но и в масштабах семьи и всей страны.

Навыки экономически правильного мышления развивают такие качества личности, как бережливость и предприимчивость.

Экологическое воспитание

Учитель и воспитатель учат ребенка любить и ценить все, что их окружает, прививая бережное отношение к природе и всему живому. Они делают акцент на том, что каждый человек обязан принять участие в сохранении благоприятной экологической обстановке на Земле.

Правовое воспитание.

Отличительная черта современной молодежи – знание своих гражданских прав, но полное игнорирование обязанностей.

Гражданское воспитание призвано научить соблюдать и уважать законы своей страны, права человека, умение отстаивать свою позицию и уважать позицию других граждан.

Влияние образования на процесс становления личности

Современное образование является важным звеном между семьей и развивающимся человеком. Влияние личности педагога на развитие ребенка сложно переоценить.

Ведь для эффективной работы образовательной системы недостаточно эрудиции и интеллектуальных способностей учителя.

От того, насколько педагог сможет заинтересовать учащегося, проявить свою индивидуальность в творчестве, будет зависеть решение любой педагогической проблемы.

Известный деятель педагогической науки Булатова О. С. предполагает, что творческая индивидуальность педагога должна проявиться в следующих аспектах:

  • Мотивация учителя для ответа на поставленный педагогический вопрос;
  • Личностные качества;
  • Особенности мышления педагога.

Учитель должен осознать важность саморазвития и совершенствования творческих навыков, развитие индивидуальности и креативного мышления.

Настоящий педагог – это артист, который способен «сыграть» каждый урок как отдельно взятую пьесу. При этом активная деятельность детей не станет для него помехой, а поможет проявить импровизацию для установления тесного контакта с учащимися.

Развивая на уроках всесторонне развитую личность, педагог-артист применяет различные средства и методы, используя народные традиции и современные компьютерные технологии. Только такой учитель способен воспитать толерантного, думающего, гуманного и ответственного гражданина.

Коллектив и личность

Говоря о социализации личности, важно понимать, что человек должен не только соответствовать тем правилам, которые выдвигает общество, но и уметь противостоять его негативному влиянию.

Воспитание личности в коллективе должно носить целенаправленный и контролируемый характер. В обратном случае есть опасность полного растворения в обществе и общественном мнении. Это чревато потерей индивидуальности и самостоятельности в принятии решений.

Развитие, социализация и воспитание личности должны находиться в тесном взаимодействии. Только их совокупность сможет помочь становлению гармоничной личности.

https://www.youtube.com/watch?v=U70BHW90KdQ

В современном обществе существует два вида определения социализации.

Первый вид предполагает, что общество является главным фактором воздействия на человека. Личность же не может оказывать на него никакого влияния, выступая в роли пассивного объекта.

Второй вид базируется на тесном взаимодействии социума и индивида. Причем последний оказывает непосредственное влияние на развитие общества. Считается, что социальное воспитание и социализация личности происходят на протяжении всей жизни.

Выделяют первичную социализацию, которая происходит в период формирования личности ребенка, и вторичную, решающую проблемы включения в социум взрослых личностей.

В настоящее время педагогический словарь пополнил термин «социальное воспитание». Оно включает в себя все виды развития, однако направлено на проблемы воспитания с точки зрения полезности обществу, формированию гражданской позиции.

Социализация и воспитание личности происходит под воздействием противоречий, возникающих между потребностями растущей личности и возможностью их реализации. В процессе образования и воспитания личность формируется через отражение ее социальной сущности.

При этом человек ищет ту социальную среду, которая максимально бы удовлетворяла его потребности, давала чувство комфорта и защищенности.

Важным моментом является выбор «правильной» социальной среды, которая поможет сформироваться положительному или отрицательному социальному опыту.

Личность социальная

Формирование личности, которое происходит под воздействием определенных условий, принятие и развитие социального опыта называется социализацией.

Существует несколько стадий социализации:

  • Первичная, адаптационная стадия. Она охватывает период от рождения до подросткового возраста, когда малыш не способен к критическому осмыслению действительности, а занимает позицию наблюдателя.
  • Период начала индивидуализации. Попытки критического осмысления реальности, противопоставления собственного «я» обществу.
  • Интеграция, проявляющаяся в желании индивидуума найти свое место в обществе, занять принадлежащую ему общественную «нишу».
  • Стадия трудовой практики. В это время происходит не только освоение накопленного опыта, но и воспроизведение его путем внесения личного вклада на пользу обществу.
  • Стадия окончания трудовой деятельности. Происходит передача накопленного социального опыта молодому поколению.

Как уже было сказано, процесс вовлечения личности в социальное пространство никогда не заканчивается. При этом социализация ребенка отличается от социальной активности взрослого.

Выделяют следующие особенности социального поведения взрослых индивидуумов:

  • У взрослого человека социализация считается успешной, если под воздействием коллектива происходят изменения в поведении;
  • Зрелый индивидуум способен оценивать социальные нормы;
  • Сформировавшаяся личность способна различать «оттенки» поведенческих характеристик с точки зрения толерантности;
  • Социализация взрослого имеет цель помочь овладеть специальными социальными навыками.

Психологи считают, что неправильно рассматривать социализацию взрослых в аспекте продолжения детской. Наоборот, данный процесс направлен на преодоление психологических особенностей становления личности в детстве.

В качестве заключения

Развитие взрослой личности не только возможно, но и необходимо. Ее внутренний потенциал раскрывается через целенаправленное воздействие общества, семьи, сферы профессиональной деятельности.

Важным моментом в развитии взрослого человека необходимо считать желание и потребность к самореализации и совершенствованию.

Воспитание – весьма трудоемкий и длительный процесс становления личности, который будет успешным при его целенаправленном использовании всеми членами общества.

Источник: https://vospitannie.ru/vzroslogo/lichnosti.html

Воспитание детей в школе, Школы

В воспитании детей школа играет очень большую и важную роль, поскольку после семьи это один из самых важных и социально значимых институтов, оказывающих влияние на формирование целостной и социально активной личности. При этом эффективность воспитательной работы напрямую зависит от того, насколько тесно взаимодействуют между собой родители и педагоги.

В воспитании детей школа играет очень большую и важную роль, поскольку после семьи это один из самых важных и социально значимых институтов, оказывающих влияние на формирование целостной и социально активной личности.

Читайте также:  Внеурочная деятельность в начальной школе по фгос, её задачи и направления, программы и пособия с фото и видео

При этом эффективность воспитательной работы напрямую зависит от того, насколько тесно взаимодействуют между собой родители и педагоги.

Иначе говоря, только при условии полноценного сотрудничества школы и родителей возможно формирование высоконравственной, культурной, творческой и социально зрелой личности.

Роль школы в воспитании детей

Воспитание детей в школе начинается с первых же дней обучения, поэтому и классный руководитель и учитель начальных классов в средней и старшей школе занимают особое место в становлении личности ребенка.

Кроме того, именно от этих людей во многом зависит степень комфортного нахождения ребенка в школьном коллективе.

Они контролируют уровень усвоения учебного материала, успехи и неудачи как каждого ученика в отдельности, так и всего класса в целом, вопросы взаимоотношений в классном коллективе и воспитания каждого ребенка.

С каждым годом роль школы в воспитании учащихся увеличивается, а требования к преподавателям повышаются.

И это неудивительно, поскольку ребенок проводит в стенах школы под присмотром педагогов половину дня, и именно эта среда оказывает большое влияние на его воспитание и поведение.

В школе ребенок приобретает не только знания, но и особенности поведения, укрепляет сильные черты своего характера и приобретает новые.

Для максимально эффективной работы по воспитанию учащихся педагогу необходимо владеть полной информацией о формирующей роли семьи и зависимости этой роли от ценностных приоритетов каждого ее члена.

Владение такой информацией помогает классному руководителю или учителю начальных классов предвидеть, каким образом отношения в семье ребенка могут повлиять на его личностное развитие, поведенческие реакции и характер.

Поэтому педагоги используют различные формы связи с родителями, позволяющие выяснить все особенности отношений в каждой конкретной семье.

Формы связи с родителями учеников

Естественно, изучение внутрисемейных отношений достаточно сложный, но очень нужный этап воспитательной работы в школе.

Без этого педагог не сможет дать конкретные советы родителям, найти подход к каждому ребенку и проводить воспитательную работу с наибольшим успехом.

Для выяснения внутрисемейных отношений используются как индивидуальные формы связи (например, посещение педагогом семьи ребенка), так и общепринятые. Среди общепринятых форм связей классного руководителя с родителями можно выделить:

Родительские собрания. Как правило, родительские собрания проводятся 3-4 раза в течение учебного года.

В ходе собрания педагог, совместно с родителями, разрабатывает план по воспитательной работе, обсуждает успехи и проблемы всего класса или каждого ученика в отдельности.

Если у педагога возникли вопросы по воспитанию какого-либо конкретного ученика, он может пригласить его родителей на индивидуальную встречу, чтобы обсудить новые методы воспитания и дать профессиональные советы.

Классные мероприятия. Поводом для проведения классных мероприятий может стать любой праздник или значимое событие для класса.

Такие мероприятия, в которых принимают участие и ученики, и их родители, способствуют сближению всего классного коллектива, помогают найти общий язык и взаимопонимание, проявить индивидуальные способности и семейные увлечения.

Во время совместных мероприятий педагог имеет возможность понаблюдать за семьями в непринужденной обстановке, что позволяет планировать воспитательную работу с учетом особенностей каждой семьи и проводить ее с большим успехом.

Тандем родители-педагоги: воспитание всесторонне развитой личности

Воспитание ребенка — это огромная, практически необъятная тема, которую можно изучать на протяжении всей жизни. Однако практика показала, что только совместные усилия педагогов и родителей способны дать положительные результаты.

Невозможно воспитать целеустремленную, всесторонне развитую личность, если родители и педагоги не объединятся в тандем. Только в процессе совместной слаженной деятельности этого тандема у ребенка формируется сознание и накапливается опыт правильного поведения в разных ситуациях.

Благодаря единым требованиям учителей и родителей укрепляется воля детей: они становятся более настойчивыми в достижении цели, заметно активнее и решительнее в преодолении трудностей.

Материал полезен?

Источник: https://fulledu.ru/articles/361_Vospitanit-detey-v-shkole.html

Системно-векторная психология. Верните воспитание в школу, или Почему ребенку мало быть умным?

Автор: канд. психол. наук, психолог высшей категории Лариса Пересыпкина

Давайте вместе подумаем над вопросом: «Что нам дала школа?» Оказывается, много интересного. Для одних это воспоминания о первой чистой любви. Для других – горькая обида на родителей за то, что наказывали за двойки и плохое поведение. Для третьих – радость встречи с друзьями. Для четвертых – это просто нежеланное место, уж лучше болеть и сидеть дома.

Для некоторых школа ассоциируется со жгучей ненавистью к одноклассникам. Кому-то повезло с Учителем, который вложил душу в свои уроки и привил любовь к знаниям. Люди старшего поколения вспомнят о том, как в школе прививали любовь к Родине и труду.

Проблемы современной школы

Сегодня школа как социальный институт не справляется с выполнением своих воспитательных функций. Прямо из школьных кабинетов дети выходят на порносайты со своих гаджетов. Обычное дело — распитие спиртных напитков, продажа наркотиков на территории школы. Неимоверный рост случаев детского подросткового суицида, агрессивности и ранней половой жизни.

Педагоги на родительских собраниях жалуются, что дети не хотят учиться. Родители не знают, как помочь педагогам.

Огромные армии психологов и других специалистов приходят на помощь семье и школе, а воз проблем у их подопечных и ныне там.

Неужели все так безнадежно? Может ли школа притормозить нравственную деградацию общества?

Почему у нас такие разные представления о школе?

Мы наблюдаем сплошь и рядом такой парадокс: при одинаковых условиях обучения в одной и той же школе дети совершенно по-разному воспринимают и школьные предметы, и школьных учителей, и самих себя в качестве учеников, и своих товарищей по классу.

От чего это зависит? От детей, учителей или от школьной системы воспитания и обучения?

Исчерпывающий и точный ответ на этот вопрос дает системно-векторная психология Юрия Бурлана. Оказывается, каждому из нас задано особое восприятие мира, самих себя и других людей, которое зависит от набора векторов человека.

Вектор — это набор врожденных желаний и свойств психики, которые формируют нашу систему ценностей, задают мотивы нашего поведения, наши цели и даже жизненный сценарий каждого человека.

Каждый ребенок талантлив по-своему, в зависимости от его векторов.

Все дети разные

Ребенок с кожным вектором — это лидер, организатор, дисциплинированный сам и умеющий добиться от других дисциплины и порядка. Именно он может стать гордостью школы и завоевать звание чемпиона мира в каком-либо виде спорта. Может стать прекрасным инженером, юристом, бизнесменом.

Самый лучший ученик, радость для учителя — ребенок с анальным вектором. Послушный, внимательный, дотошный, обстоятельный, обладающий феноменальной памятью. Если уж он что-то понял, то это на всю жизнь. Более того, он может стать очень хорошим наставником для других. В нем скрыт талант преподавателя, ученого.

Школьники со зрительным вектором лучше воспринимают образную информацию. Для них полезны яркие картинки, тексты.

Им интересно познание окружающего мира и людей, уроки литературы, биологии, географии, культурологии.

Именно зрительные дети легко создают эмоциональные связи с другими детьми и становятся примером, проводником доброты и искренности. Это будущие деятели культуры, врачи, воспитатели, психотерапевты, волонтеры.

Душой класса станет ребенок с оральным вектором. Когда вырастет, он будет прекрасным комментатором, поваром или оратором.

А дети со звуковым вектором могут быть гениями в науке, философии, музыке. Каждый ребенок призван внести свой положительный вклад в развитие общества, если педагог нашел к нему верный подход, питал его ось, развивал его душу.

Так почему же не все дети раскрывают свои таланты? Откуда берутся «трудные» дети, хулиганы, двоечники?

Человек – социальная форма жизни

Как объясняет Юрий Бурлан на тренингах по системно-векторной психологии, ребенок рождается с векторами в архетипе: кожник хочет добыть все себе-себе, оральник стремится все обсмеять, болтать без умолку и т.д. Это потом кожник становится талантливым организатором, а оральник выдающимся оратором. Но нередко случается так, что, повзрослев, ребенок так и остается в архетипичном состоянии.

Дело в том, что развитие врожденных свойств человека идет до 12-15 лет.

Как ребенок сможет развить, а затем и реализовать свои врожденные свойства, зависит от окружающих взрослых, в том числе от системы воспитания в школе.

В современной школе больше внимания уделяется формальной стороне обучения, а развитие нравственности у детей остается на втором плане. И как вообще реализовать нравственное воспитание детей?

Системно-векторная психология понимает воспитание как привитие навыков жизни среди других людей. Обезьянка может вырасти и в берлоге, а человек состоится как человек только среди других людей.

Именно поэтому важно научить ребенка понимать других людей. При таком воспитании ребенок состоится в паре, в коллективе, в обществе.

Нравственное воспитание детей в школе складывается из личного примера поведения учителей и чтения хорошей литературы.

Важнее всего атмосфера в классе

Системно-векторная психология Юрия Бурлана утверждает: чтобы ребенок состоялся в жизни, важно обеспечить ему чувство защищенности и безопасности. Первоначально это чувство обеспечивается матерью, однако свой вклад вносят отец, воспитатели и учителя в школе.

С 6 до 9 лет у детей наиболее активно формируются нравственные ценности и осознаются правила поведения среди других. Здесь на первый план выходят отношения со сверстниками в школе и во дворе. Ребенок учится сам выбирать друзей. Выбирает с кем сидеть за партой, с кем бегать на перемене, с кем дружить.

А учителя, в свою очередь, должны создавать атмосферу доброжелательности и поддержки в классе, защищать кожно-зрительных детей, которые часто становятся объектом насмешек.

Если этого не происходит, то ученики медленнее развивают свои свойства, остаются в архетипе векторов, устраивая травлю слабым, как, например, в фильме «Чучело». Ведь человечность и нравственность требуют усилий, работы души. А сбиться в стайку и поддаться простейшим инстинктам — гораздо легче.

Поэтому создавать для малышей ориентиры человеколюбия и сострадания должны взрослые: воспитатели, учителя, родители.

Любое грубое слово, любое унижение со стороны воспитывающих взрослых наносит серьезный ущерб психике детей. У детей с кожным вектором при этом может закладываться жизненный сценарий на неудачу. А у звуковиков разрушаются нейронные связи, и они понемногу теряют способность к обучению.

Для ребенка с анальным вектором большой стресс, который может замедлить его развитие, когда перед всем классом его отчитывают за плохо выполненное домашнее задание, вместо того чтобы дать возможность исправить ошибки. Такого ребенка, наоборот, нужно поощрять и поддерживать, тогда он будет стремиться хорошо учиться и когда-нибудь станет ценным профессионалом.

Выбор книг – это выбор окружения

Системно-векторная психология Юрия Бурлана рекомендует чтение классической литературы для развития у ребенка способности к сопереживанию, образного интеллекта.

В привитии любви к классической литературе важна как роль учителя, так и роль родителей. Нужно приучить читать так, чтобы ребенок этим наслаждался. Пересказывать в ролях новеллы, рассказы на занятиях и дома.

На сайте Системно-векторной психологии Юрия Бурлана есть список отобранной классической литературы специально для воспитания у детей способности к сопереживанию и развития навыков жить счастливо среди других людей.

После 15 лет ребенок будет сам выбирать свое окружение. Именно в этом возрасте дети уходят в плохие компании, если не было соответствующего воспитания, фундамента, в семье и школе.

Воспитание ребенка на классической литературе помогает ему сделать правильный выбор, в какой бы сложной ситуации он ни оказался.

Читайте также:  Авторитет ли вы для своего ребенка

Начитанный ребенок никогда не выберет плохое окружение, он будет тянуться к лучшему, с кем есть общие интересы, общие прочитанные книги.

Нравственное воспитание детей зависит от взрослых

Если же ребенок остается в архетипичном состоянии (т.к. его таланты не развиваются), то ему присваивают категорию: «трудный», «неуправляемый», «эгоист», «аутист», «шизофреник», и т.д. Только на тренингах по системно-векторной психологии Юрия Бурлана мы можем понять, как помочь социализироваться такому ребенку, как сохранить для общества гения, а не преступника.

О том, как важно учителю, родителям и психологам знать психику ребенка, говорят и пишут многие лучшие педагоги прошлого и современности, и только в Системно-векторной психологии Юрия Бурлана раскрыты все секреты и тайны психики детей нового поколения.

Вот что говорят педагоги об СВП:

Так что мы будем делать? Смотреть «куда мир котится» и страдать или возвращать воспитание в школу и ликвидировать психологическую безграмотность?

Тренинг по системно-векторной психологии необходим как родителям, так и педагогам, психологам и всем, кто работает в сфере взаимодействия с людьми.

Регистрируйтесь здесь.

Автор канд. психол. наук, психолог высшей категории Лариса Пересыпкина

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана
Раздел: Педагогика

Источник: http://svp.expert/pedagogika/vernite-vospitanie-v-shkolu-ili-pochemu-rebenku-malo-byt-umnym/

Воспитание ребенка школьного возраста

Взгляды на воспитание детей меняются вместе с изменениями, происходящими в обществе.

В конце 20 века в странах бывшего Советского Союза основная роль по воспитанию ребенка школьного возраста отводилась именно школе.

Это было связано не только с существующей идеологией, но и с материальными трудностями, из-за чего в большинстве семей у родителей практически не оставалось времени на воспитание детей.

Сегодня ситуация достаточно сильно изменилась, и многие родители осознают, что именно семейное воспитание является определяющим в становлении ребенка как личности.

Однако при этом нельзя недооценивать и роль школы в этом процессе, поскольку большую часть своего времени ребенок школьного возраста проводит в кругу педагогов и сверстников.

Помимо получения необходимых знаний, роль школы в воспитании ребенка состоит в развитии умения сотрудничать и воспитании чувства терпимости к другому человеку, независимо от его убеждений, способностей и социального статуса.

Трудности воспитания ребенка школьного возраста

Многим родителям кажется, что процесс воспитания заканчивается тогда, когда ребенок идет в школу, а из всех своих функций они оставляют за собой исключительно проверку дневника. Однако это зачастую приводит к множеству негативных последствий, когда ребенок подросткового возраста замыкается в себе или же, наоборот, начинает проявлять агрессию.

В этом случае роль педагогов и психологов в воспитании ребенка школьного возраста значительно возрастает, поскольку известно довольно много случаев, когда неконтролируемая агрессия перерастает в крайние формы и может привести даже к человеческим жертвам. Поэтому достаточно часто именно педагоги обращают внимание родителей на недостатки в воспитании детей.

Также свои коррективы в воспитание ребенка школьного возраста вносит сегодня интернет и современные технологии. С одной стороны, в интернете можно найти необходимые знания и множество возможностей для самообразования. С другой, дети в большинстве случаев предпочитают проводить время в социальных сетях, подменяя живое человеческое общение виртуальными знакомствами и развлечениями.

Помимо психических расстройств, которые вызывает интернет-зависимость, возникает и масса проблем со здоровьем, связанных с низкой физической активностью.

В связи с этим усилия родителей и педагогов должны быть объединены для пропаганды здорового образа жизни. Детям необходимо предлагать интересную альтернативу в виде различных кружков и спортивных секций.

Со своей стороны, школа также должна усилить свою роль, показывая преимущества дружественного поведения и здорового образа жизни.

Роль школы в воспитании ребенка

Школа – это не просто учреждение, в котором дети получают узкий круг необходимых знаний, а своеобразный социальный институт, где дети учатся взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, готовясь тем самым к взрослой жизни.

В зависимости от возраста ребенка роль педагога меняется. С особым вниманием родители обычно относятся к выбору именно первого учителя. В начальной школе большое значение имеет не только то, насколько качественно преподаватель излагает материал, но и насколько легко пройдет адаптация малыша к школьному процессу и коллективу.

Очень важно, особенно в этот период, чтобы методы воспитания ребенка младшего школьного возраста, принятые в семье и дошкольном учебном учреждении, не противоречили школьному подходу. Это время самых больших волнений и пристального внимания со стороны родителей к процессу обучения.

В средней школе, как правило, на выбор учителей повлиять практически невозможно. Поэтому родителям остается только надеяться на то, что педагогический коллектив способен полноценно заниматься воспитанием ребенка школьного возраста.

Школа, являясь частью общества, отражает и концентрирует в себе весь позитивный и негативный опыт, накопленный в нем. Поэтому зачастую претензии многих родителей к качеству преподавания и отношениям в школе между педагогами и учениками хоть и являются обоснованными, но не могут быть учтены в полной мере.

Если при воспитании ребенка младшего школьного возраста проблемы взаимоотношений между ровесниками возникают крайне редко, то в подростковом возрасте они могут быть достаточно сильно проявлены.

Одной из важных проблем, которая возникает в обычных государственных школах – одновременное обучение детей из различных социальных групп. Обычно проблемы возникают между детьми, имеющими навык общения и достаточную культуру поведения, и детьми из неблагополучных семей, которым приходится всему этому учиться именно в школе.

В понятие неблагополучной семьи вкладывается много составляющих. Это неполные семьи, семьи, в которых один из родителей алкоголик, а также семьи, в которых существующие отношения далеки от гармоничных. Обострению конфликта зачастую способствует и неухоженный внешний вид детей из подобных семей.

Поэтому довольно часто при воспитании ребенка школьного возраста необходима помощь психолога. При этом он в одинаковой степени необходим как детям из неблагополучных семей, так и детям, которые негативно относятся к тем, кто ниже их по социальному статусу или уровню интеллекта.

Довольно часто роль школы воспитанием ребенка не ограничивается, а возникает необходимость работы с родителями, которые либо не справляются самостоятельно с воспитанием своих детей, либо же просто не уделяют им необходимого внимания, перекладывая всю ответственность на школьных учителей.

Поэтому очень важная роль отводится именно педагогу, который сможет создать комфортные отношения в классе, что послужит не только хорошему обучению, но и психическому здоровью детей.

Необходимо, чтобы в суете школьных будней учитель, независимо от социального статуса и успеваемости, мог разглядеть глубинный потенциал каждой личности.

Процесс воспитания довольно длительный и требует и от учителей, и от родителей терпения и самоотдачи.

Но без этих усилий, как правило, ребенок вырастет неприспособленным к современной жизни, которая, помимо знаний, предъявляет требования к толерантности и умению общаться.

Источник: https://www.neboleem.net/stati-o-detjah/6590-vospitanie-rebenka-shkolnogo-vozrasta.php

Особенности воспитания детей в школе

Проблема воспитания детей в школе во все времена являлась предметом изучения многих педагогов и психологов. Несмотря на различие подходов к ее рассмотрению, основной принцип воспитания остается неизменным – стремление вырастить гармоничного, старательного, уравновешенного, справедливого и доброго человека.

Воспитание детей в школе представляет собой продолжение воспитательного процесса в семье. Именно поэтому, подбирая для своего малыша школу, родители большое внимание уделяют выбору учителя, который сумеет продолжить начатый ими процесс, не вызывая при этом у ребенка внутреннего конфликта.

Основные аспекты воспитания школьника

Воспитание детей школьного возраста должно соответствовать основным принципам семейного воспитательного процесса. Хотя это скорее идеальная модель, следовать которой в современных условиях практически невозможно.

Роль школы в воспитании детей сложно переоценить, так как она оказывает значительное влияние на формирование целостной и социально активной личности. В то же время данная работа является эффективной лишь при условии полного взаимодействия между педагогами и родителями.

При воспитании детей в начальной школе роль первого учителя является необычайно важной. Именно от педагога зависит то, насколько ребенку будет комфортно в коллективе сверстников.

И это, несомненно, отразится на его психологическом состоянии, успеваемости, а также на формировании его личности в целом.

Во время обучения ребенок проявляет особенности своего поведения, приобретает и укрепляет черты характера. Для максимального обеспечения преемственности воспитательного процесса, педагог должен знать, какие ценностные приоритеты характерны для семьи каждого из учеников.

По утверждению психологов эффективность воспитания детей школьного возраста всегда зависит от совместных усилий родителей и педагогов. Это дает малышу возможность получить позитивный личностный опыт и сформировать правильную модель поведения в различных жизненных ситуациях.

Если требования педагогов и родителей являются едиными, воспитание детей в школе способствует тому, что малыши гораздо проще и быстрее проходят кризисные периоды и становятся более настойчивыми в достижении своих целей.

Предлагаем поговорить о том, каким правилам нужно следовать учителю, для того, чтобы сделать процесс воспитания ребенка в школе наиболее продуктивным.

Основные принципы воспитания детей младшего школьного возраста

Современными педагогами выработаны фундаментальные принципы, направленные на воспитание думающего и самостоятельного человека.

В данном случае главным правилом взаимодействия со школьником является уважение личности ребенка и приучение его к самостоятельности.

В первую очередь педагогу нужно правильно ставить задачи и не выдвигать жестких требований к способу их реализации. При этом учитель должен стремиться оказать ученику максимальную помощь.

Правильное воспитание младшего школьника основывается на принципах демократичности. Это означает, что к чувствам и эмоциям ребенка педагог должен относиться крайне внимательно и доброжелательно. В свою очередь авторитарный способ общения и взаимодействия с ребенком со временем может привести к его агрессивности, заниженной самооценке и зависимому поведению.

Таким образом, отсутствие детских психологических травм будет способствовать гармоничному развитию личности школьника. Соблюдение педагогами этих принципов в будущем обеспечит ребенку более высокую адаптивность, комфорт в общении с окружающими и чувство защищенности.

Источник: http://www.wjtoday.ru/osobennosti-vospitaniya-detej-v-shkole/

Воспитание подростков: типичные ошибки родителей и как их избежать

Кризис подросткового возраста – это не только важный этап взросления ребёнка, но и период, когда родители сами переосмысливают многое в своём поведении и общении с ним, развиваются вместе с ним и пробуют новые модели взаимодействия.

Во всяком случае это обязательно нужно делать. Уметь анализировать эффективность тех или иных действий и при необходимости корректировать их, чтобы сгладить острые углы этого непростого возраста.

Иначе не избежать типичных ошибок, которые родители допускают в воспитании подростков.

Особенности подросткового возраста

  • У детей примерно с 12-13 лет (иногда чуть позже) начинаются серьёзные физиологические изменения, которыми руководят гормоны. Наступает период полового созревания.

  • Гормональные изменения часто приводят к перепадам в настроении: подросток может проявлять то бурную активность, то агрессию, то вдруг погрузиться в апатию.

  • Изменения во внешности могут отражаться на самооценке подростков: нередко они начинают хуже к себе относиться, испытывают неуверенность, которую стараются спрятать под маской грубости, протеста и смелости. При этом внутренне они становятся очень ранимыми и боятся критики.

  • В силу бурного желания стать взрослым ребёнок часто раздражительно реагирует на советы родителей, их попытки опекать и защищать его.
  • Подросток стремится к общению со сверстниками, их мнение становится для него очень значимым.

    Ребёнку в этот период важно чувствовать свою принадлежность к группе таких же, как он (или к нескольким группам).

  • В этом возрасте у детей могут сильно меняться вкусы, стиль в одежде, увлечения. Но обычно это временное явление. Через несколько лет всё снова может вернуться на круги своя.
  • В подростковом возрасте импульсивность поведения. Механизм контроля действий не всегда успевает срабатывать, чтобы унять бурную энергию.

Почему возникают сложности в воспитании подростка?

Проблемы в воспитании и общении с современными подростками могут быть связаны со следующими факторами:

  1. Различие в темпах развития детей и родителей.
  2. Трудности, которые возникали в воспитании и развитии на предыдущих возрастных этапах, особенно если со стороны взрослых не было проявлено должной любви и заботы к ребёнку.
  3. Во многих семьях уже задолго до подросткового возраста ослабляется контакт между поколениями, родители уделяют детям меньше внимания, а дети всё больше тянутся к компаниям сверстников.
  4. Стремление всё запрещать ребёнку, жёстко ограничивать его свободу, подавлять его чувства.
  5. Вспыльчивость подростков, желание показать своё «Я», протестовать против запретов и ограничений. Это характерно для развития подростков в этот период, поскольку есть сильное стремление показать свою самостоятельность и взрослость.
  6. Ослабление доверия между детьми и родителями. Оба поколения закрываются друг от друга, снижается взаимопонимание и искренность в общении.

Влияние социального окружения на подростка

В подростковом возрасте ребёнок становится очень открытым к восприятию информации из разных источников. Влияние на него оказывают следующие социальные группы:

  • Семья (родители, братья и сёстры и другие родственники): несмотря на то что в этот период дети психологически отдаляются от взрослых, родители остаются для него самым близким окружением. Для подростка важны принятие себя и доверие с их стороны. Наиболее значимо то, какие отношения сложились между родителями и детьми на предыдущих стадиях развития. На поведение, мышление и самосознание подростков влияют ценности и установки, привитые им ранее взрослыми; чувства, которые родители проявляли к детям. Оказывали ли взрослые должное внимание ребёнку? Не расходились ли их действия со словами? Стремились ли всегда услышать его, принять и поддержать?
  • Сверстники: друзья и просто знакомые, в чьих компаниях оказывается подросток. В этот период начинает казаться, что по-настоящему понять его смогут только такие же, как он (по возрасту, вкусам и взглядам). Появляются молодёжные субкультуры, принадлежностью к которым подросток обычно насыщается к юношескому возрасту и впоследствии выбирает себе более «взрослый» образ.
  • Средства массовой информации (интернет, телевидение, радио, журналы, кино): становятся мощным каналом воздействия, задавая подростку различные ориентиры. Желание следовать моде, выделяться, менять свою внешность, посвящать время развлечениям, быть всегда «в тренде» всего и т. д. – те струны, на которых играет этот социальный институт.
  • На стыке двух последних факторов возник мощный канал воздействия на подростков – социальные сети. Они позволяют реализовывать им множество мотивов: знакомства, общение, принадлежность к различным группам, стремление получить признание и одобрение, возможность выделиться и быть на виду и др. К сожалению, этот канал в наше время часто используется злоумышленниками с целью втянуть подростков в неблагоприятные занятия и сообщества.
  • Школа: влияние оказывают сам процесс обучения, педагоги и класс. Наиболее благоприятная ситуация складывается, когда у подростка сохраняется хорошая успеваемость и интерес к познанию, ему комфортно в школьном коллективе и в общении с учителями. Эти характеристики обычно неразрывно связаны. На желание ребёнка учиться влияет не только интерес к конкретным предметам, но и ощущение того, что в классе к нему хорошо относятся, принимают и уважают.

Воспитание подростков в школе

Школа является важным источником воспитания, поскольку в ней продолжают формироваться нормы и правила поведения, социальные установки личностные качества подростка. Притом на уроках он проводит около половины своего времени бодрствования. Помимо основных учебных занятий, в школе проводятся важные воспитательные мероприятия:

  1. Классные часы на острые и социально значимые темы для подростков: о вреде курения, алкоголизма и приёма наркотиков, о ценностях, личностном развитии и др.
  2. Уроки на тему полового воспитания: помогают родителям в вопросах сексуального просвещения детей, но, как правило, проводятся они с некоторым отставанием от реальной осведомлённости подростков в этом вопросе.
  3. Занятия по профориентации и самоопределению школьников: на них детей подробно знакомят с разными направлениями трудовой деятельности и проводят соответствующее тестирование на склонность к той или иной профессии.
  4. Культурно-массовая деятельность. Это все направления общественной жизни школы: проведение конкурсов, праздников, социальных акций, выходы на различные мероприятия в другие учреждения. Для детей это возможность проявить себя, развить ценные навыки и качества.

Воспитание подростков по половому признаку

На этом возрастном этапе различия между мальчиками и девочками усиливаются. Соответственно, и в воспитании их есть свои особенности.

Воспитание дочери

  • Помните, что девочка в подростковом возрасте особо восприимчива к мнениям о своей внешности. Не высказывайте никаких негативных суждений в её адрес, не позволяйте себе насмешек. Поддерживайте дочь и аккуратно давайте советы о том, как ей лучше выглядеть. Комплименты должны быть искренними, фальшь будет вредна, поскольку девочка её сразу же почувствует.

  • Если замечаете, что дочь выглядит вызывающе, не обрушивайте сразу же свою критику на неё и не тащите в ванную умываться. Спокойно объясните юной леди, что окружающие (в том числе сверстники) не будут воспринимать её всерьёз, открыто или втайне «наградят» насмешками. Кроме того, такое поведение и внешность привлекают тех, кто может сделать больно и причинить вред.

  • Маме необходимо быть для дочери примером успешной женщины: иметь ухоженный внешний вид, проявлять заботу о семье, следить за уютом в доме, демонстрировать позитивный настрой.
  • Приобщайте девочку к домашним делам, прививайте любовь к чистоте, красоте и порядку.
  • Создавайте условия для того, чтобы дочь сама хотела с вами общаться и делиться мыслями и чувствами.

    Будьте понимающими, терпеливыми и поддерживающими родителями.

Воспитание сына

  • Особо опасно в этом возрасте оказывать на мальчика чрезмерное давление и ломать его. Протест в таком случае неизбежен. Общение в спокойной строгой манере будет более эффективным, чем крик, подавление воли и физические наказания. Давайте сыну понять, что общаетесь с ним как со взрослым человеком.

  • Чаще возлагайте на него ответственность за выполнение определённых дел (по учёбе, по дому и др.)
  • Хвалите сына за любые успехи и достижения, за старания и за попытки чего-то добиться. Это повышает его самооценку.

  • Не игнорируйте попытки подростка блеснуть интеллектом: слушайте внимательно то, о чём он вам рассказывает и о чём размышляет (факты из интернета, случаи из жизни), сами задавайте вопросы, побуждайте к дискуссиям. Всячески подчёркивайте то, что воспринимаете его всерьёз.

  • Если хотите призвать сына к дисциплине, разработайте свод правил, которые на 100% необходимо соблюдать. Их нарушение должно повлечь определённые санкции (физические наказания не применяются).
  • Отец – пример для мальчика в том, как должен вести себя мужчина, что ему нужно уметь и как относиться к женщинам.

Трудный подросток – какой он?

Как правило, кризис подросткового возраста воспринимается большинством родителей как один из самых сложных в развитии ребёнка, поэтому автоматически каждый, кто в него вступает, становится «трудным».

И всё же если на более ранних стадиях взрослым и детям удалось наладить тесный психологический контакт, установить здоровую привязанность и доверительные отношения, то этот период в жизни подростка и старшего поколения будет более спокойным и гармоничным.

Наиболее трудными выступают две категории подростков. К первой относятся те, кто выбирает путь бунтарства, противостояния взрослым, использует в качестве защиты агрессию и недоверие. Вторая категория состоит из тех, кто замыкается в себе, впадает в апатию, отгораживается от внешнего мира собственными фантазиями.

В том и в другом случае воспитание трудных подростков требует приложения особых усилий со стороны взрослых, готовности понять, принять и поддержать своё чадо, каким бы ни было его поведение. В особо сложных ситуациях имеет смысл обратиться к психологу, чтобы получить квалифицированную помощь и наладить общение с ребёнком.

Как правильно воспитывать подростка

  1. Ребёнок нуждается в поддержке. Но именно во взрослой поддержке. Важно продемонстрировать, что вы видите в нём личность.
  2. Будьте максимально открыты в общении с подростком. Для него это сигнал вашего доверия к нему. Давайте понять своему ребёнку, что вы для него друг.
  3. Не бойтесь спрашивать у ребёнка-подростка совета.

    Например: «Как я выгляжу?» (когда готовитесь к важному мероприятию) или «Как думаешь, что подарить подруге или бабушке?» Дети идут в ногу со временем и могут подать нам много свежих идей. Притом обращение к ним как к экспертам будет очень приятно подросткам.

  4. Если чувствуете, что неправы или перегнули палку в ссоре с ребёнком, не бойтесь извиниться перед ним.

    Это не уронит ваш авторитет в его глазах, наоборот, создаст условия для сближения.

  5. Контроль поведения подростка со стороны родителей, безусловно, необходим, ведь в этот кризисный период ребёнок падок на различные соблазны и может подвергнуться отрицательному влиянию со стороны.

    Просто будьте внимательны к действиям, словам и внешнему виду своего чада, больше общайтесь с ним, искренне интересуйтесь его делами в школе, увлечениями, друзьями.

  6. При общении с ребёнком поддерживайте контакт глаз, не разговаривайте «через плечо», всегда внимательно его слушайте.
  7. Не навешивайте ярлыков, не давайте обидных характеристик личности. Это лишь усилит проблемы воспитания подростков. Называя ребёнка кем-либо (лентяем, хулиганом, грубиянкой и т. д.), вы способствуете тому, чтобы он именно так себя и вёл. В отношении положительных характеристик действует такой же эффект. Поэтому верьте в своё чадо и на словах наделяйте его хорошими качествами – увидите, на деле тоже будет результат.
  8. Почаще вспоминайте себя в подростковом возрасте: свои эмоции, желания, страхи. Часто это даёт возможность посмотреть на ребёнка другим взглядом и лучше понять его внутренний мир.
  9. Поделитесь со своим чадом какими-нибудь «сокровенными» мыслями или чувствами из своего подросткового возраста. Рассказывайте, как справлялись со своими страхами, переживаниями, как преодолевали трудности. Ваш пример по-прежнему значим для ребёнка.

Да, подростковый возраст – нелёгкое испытание как для родителей, так и для самих детей. Но трудными их часто делаем мы сами. Со стороны родителей подчас требуется лишь проявлять побольше искренней любви, желания выслушать и понять, верить в ребёнка и помочь ему вовремя повзрослеть. Тогда с большой долей вероятности количество проблем в воспитании уменьшится.

Воспитание подростков: типичные ошибки родителей и как их избежать Ссылка на основную публикацию

Источник: https://detiivzroslie.ru/vospitanie/vospitanie-podrostkov-tipichnye-oshibki-roditelej-i-kak-ih-izbezhat

Ссылка на основную публикацию