Воспитание воли у маленьких детей

Воспитание силы воли у ребенка

– Ты же знаешь, что тебе нельзя конфеты, а все равно ешь. У тебя что, нет никакой воли? – Есть у меня воля, бабушка, и она очень сильная… Но эта конфетка оказалась сильнее.

Быть настойчивым, выдержанным, обладать самодисциплиной – это очень важно для человека. Большая часть наших успехов и достижений зависят именно от этих качеств. Именно поэтому мы стремимся воспитать у своих детей силу воли, научить самостоятельности и ответственности. Только вот результаты наших стараний долго бывают не видны.

Ну вот, опять ребенок плачет в садике, хотя сегодня обещал взять себя в руки и расстаться с вами мирно. Опять разбросал свои вещи и не собирается их складывать на место. И рисунок не дорисовал, и книжку не дочитал. Неужели так и будет бесхарактерным и безвольным? Конечно, нет. Просто воспитание воли – процесс медленный и трудный.

Не только для родителей, но и для самого ребенка.

На раннем этапе

Воля – это не врожденное качество. Но формироваться оно начинает рано – уже на первом году жизни. Трехмесячный малыш, случайно задев рукой игрушку и услышав, что она издает звуки, будет стремиться повторить свое действие снова и снова.

Это простейший двигательный навык, но его уже можно назвать управлением своим поведением.

В течение первого года движения ребенка становятся все более точными, к тому же появляются навыки речевые, подражательные, и все это способствует развитию произвольного поведения.

Проявлением воли в полном смысле слова такое поведение еще не называют (воля  – это сознательное управление своей психикой и поступками), но волевые задатки определенно уже видны. Причем у всех разные. «У моей подруги ребенок – ровесник моего, и мы часто гуляем вместе.

Ее сын может всю прогулку просидеть в коляске спокойно. Смотрит по сторонам, что-то говорит, занимается игрушками. Если вдруг захнычет, то ему достаточно дать попить или просто по голове погладить, чтобы он успокоился. В общем, гулять с ним – одно удовольствие.

А мой сидит спокойно минут пять. Потом начинает вставать, пытается вылезти из коляски, и уже никакой силой его не удержишь. Если начинать его усаживать опять в коляску, то будет настоящий скандал. Очень своевольный мальчик.

Года нет, а уже такой настойчивый!» Точно так же можно заметить разницу, когда дети едят или, например, играют.

Многие черты характера базируются на свойствах нервной системы. Это значит, что в воспитании таких качеств, как самостоятельность, настойчивость, сдержанность, нужно учитывать индивидуальные различия.

Один ребенок будет складывать пирамидку, пока не получится, другой оставит ее при первой же неудаче. Одного можно уговорить доесть всю кашу (пусть и с ухищрениями), другой не будет есть даже за папу и за маму. Если сказал «нет» − значит «нет».

А все потому, что многие черты характера базируются на свойствах нервной системы. Это не значит, что у послушных, податливых детей не будет развита воля вообще, а те, кто демонстрирует упрямство, будут и дальше поступать только так, как хочется им.

Это значит, что в воспитании таких качеств, как самостоятельность, настойчивость, сдержанность, нужно учитывать индивидуальные различия.

Как сказал – так и сделал

«Спи-спи, и мама придет, спи-спи, и мама придет», − скороговоркой повторяет двухлетняя Катя. Ей очень не нравится ходить в садик и очень не нравится расставаться на целый день с мамой. Особенно грустно ложиться спать в тихий час. Она вообще бы сейчас расплакалась, но утром мама пообещала забрать ее сразу после сна. Поэтому Катя держится. Кто бы знал, как тяжело это ей дается!

Ближе к двум годам у детей появляется одно из важнейших качеств воли – самообладание. Ребенок может сдержаться и, например, не заплакать, даже если очень хочется.

Может отказаться от чего-то приятного или, наоборот, согласиться на что-то неприятное, если очень уж надо.

Правда, такое поведение пока обусловлено послушанием, чувством вины или страхом – внутреннего чувства необходимости в этом у ребенка еще нет.

«Я уже очень долго держу себя в руках, − говорит маме Павлик, гроза детской площадки, − не могу больше. Пойду отберу у того мальчика машинку». Получается, зря мама рассказывала ему о том, почему нельзя делать все, что хочется? Нет, не зря. Указания, примеры, конкретные требования взрослых – необходимый этап в развитии волевых качеств.

И эти дисциплинарные меры должны быть достаточно строгими. Но не жесткими. Родителям нужно запастись терпением, чтобы все свои требования объяснять на понятном и доступном для ребенка языке, а потом еще неоднократно повторять. Только такая строгость принесет хороший результат.

Ребенок сможет строить свое поведение, находя компромисс между собственными желаниями и нормами поведения в обществе. Если на все вопросы отвечать просто «нет», то изначально результат тоже будет хорошим. Ребенок будет прекрасно выполнять все, что требуется, но к развитию воли это не будет иметь никакого отношения.

Более того, именно такие дети потом проявляют полное отсутствие самостоятельности. Они просто не знают, что это такое.

Радость свершений

Максиму четыре года. Он спокойно ходит с мамой к зубному врачу, потому что достаточно взрослый, чтобы самому справляться с волнением. Надо не думать о враче, а рассматривать разные картинки на стенах.

Тогда не будешь бояться и не расплачешься, как маленький. Только вот зачем все это? Какая от этого польза? Вот он не плакал – и ему просто вылечили зуб.

А мальчик, сидящий напротив, плакал – так ему еще и игрушку купили.

Да, это очень важный момент в воспитании воли – показать преимущества этого качества. И, наверное, один из самых сложных. Ведь дети долго остаются существами эмоциональными, им трудно что-то понять сознательно, им надо почувствовать пользу.

Игрушка, купленная в качестве поощрения, бывает прекрасным стимулом к дальнейшему проявлению хороших качеств. Но с такими «заслуженными» подарками стоит быть осторожнее. Например, не надо особо фиксировать, за что конкретно был куплен подарок, и вообще много говорить с ребенком на эту тему.

Не надо вести учет правильных и неправильных дел («Сегодня ты рассказал стишок, но потом не доел суп, и тебе сделали три замечания на прогулке. Значит, подарка не будет – хорошие мальчики всегда знают, как себя вести»). Такой подход обеспечит стремление к выгодному поведению, а не к сознательному.

Можно просто сказать: «Какой ты молодец!» − а в ближайшее время предложить купить игрушку.

Ближе к двум годам у детей появляется одно из важнейших качеств воли – самообладание. Ребенок может сдержаться и, например, не заплакать, даже если очень хочется.

Но можно и не предлагать, и не покупать – особенно если подарки и так бывают частыми. Моральные стимулы действуют на ребенка тоже очень положительно. Дети любят, когда их хвалят и когда результатами их труда восторгаются.

И вот тут можно и даже нужно уделить внимание деталям.

«Какой чудесный рисунок! Как же ты нарисовала такие красивые цветы?! И эти тоненькие стебельки! И лучики у солнышка!» Такая похвала – когда не просто «умница», а перечисление всего, за что «умница», и позитивное удивление, очень способствует развитию волевых качеств. Вот в следующий раз ребенку, может, не захочется так тщательно рисовать. Настроения не будет или, например, мультфильм захочется посмотреть. Но он все равно будет стремиться к тому, чтобы сделать красиво – чтобы порадовать вас и порадоваться самому.

С возрастом занятия ребенка, конечно, усложняются, и он не всегда может справиться с ними сам. И здесь велика опасность занижения планки. «Я прекрасно рисую цветочек, и меня за него хвалят. Вот и буду его рисовать.

Животные-то у меня не очень получаются». Помогайте ребенку в освоении новых и трудных для него дел. Успокаивайте, поддерживайте, предлагайте сделать вместе. Получается не сразу? Это очень хорошо.

Больше будет радость от результата − больше стремление доводить начатое дело до конца.

Я сделаю это!

Важный этап в развитии воли наступает в возрасте трех – четырех лет. Ребенок уже прекрасно понимает, что такое «надо», «нельзя», и в то же время стремится к самостоятельности.

По большому счету, сейчас он уже может управлять своим поведением сознательно и целенаправленно. Но все же считать его полностью взрослым и ответственным, конечно, рано.

Ребенок еще очень часто нуждается в контроле взрослых.

Психологи любят проводить опыт, показывающий, как трудно ребенку этого возраста поступать против своих желаний. Группе четырехлетних детей предлагается достать лопаткой шарик из коробки. Задание очень трудное (на самом деле оно невыполнимое, но детям об этом не говорят), и за него обещают приз.

Когда дети остаются вместе, то они действительно стараются доставать шарик, как им объясняли, а вернувшемуся взрослому говорят, что не получилось.

А если после объяснения детям предлагают достать шарик по очереди, в одиночестве, то все они с заданием справляются и радостно показывают экспериментатору шарик.

«Как ты его достал?» − спрашивает взрослый. «Лопаткой», − не моргнув глазом отвечает ребенок.

После эксперимент немного меняют − перед началом задают детям вопросы типа «Почему так важно всегда говорить правду?», «Можно ли обманывать взрослых?». Все отвечали правильно и четко, но… результаты были точно такие же. Тяжело быть принципиальным, оставшись один на один с возможным призом.

Не давайте ребенку слишком ответственных и серьезных в моральном плане заданий и относитесь к нему строго, если он не смог продемонстрировать железную волю. Вообще не стоит часто говорить ребенку «Ты должен» − ни в этом возрасте, ни позже.

Слишком большое число обязательств вызывает либо пассивность и желание избежать любой ответственности, либо агрессию и стремление делать все наперекор. Перевоспитать ребенка потом, избавить его от негативизма, упрямства бывает гораздо сложнее.

Давайте возможность проявить самостоятельность, иногда даже настоять на своем.

Не будет ничего страшного, если после того, как вы что-то запретили, вы это разрешите. Ребенку нужны победы такого рода – именно они укрепляют его волю. И именно они способствуют тому, что в своих действиях он будет руководствоваться здравым смыслом.

Читать на эту тему:

  • Стеснительный ребенок
  • Не просто ребенок, а личность!

Источник: http://www.parents.ru/article/vospitanie-sily-voli-urebenka/

Особенности воспитания ребенка с сильной волей – Развитие ребенка

Некоторые дети приходят в мир с невероятным даром сильной воли и неукротимого духа. Такие дети часто испытывают глубокое непонимание по отношению к себе.

Существуют целые ряды книг, выстилающие полки книжных магазинов, с инструкциями о том, как сломить их волю, подчинить дух, заставить повиноваться.

Какие невероятные потери лидерства, увлеченности и озарений несет этот мир, когда родители следуют таким карательным методам воспитания! Мы должны воспитывать таких детей мягко, бережно и уважительно, ведь дары, которые мы получаем взамен, просто бесценны.

Взгляните на некоторые распространенные слова, используемые для описания характеристик волевого ребенка: требовательный, придирчивый, упрямый, своенравный, властный, дерзкий, трудный, зацикленный, капризный, строптивый, непослушный, непокорный.

А теперь посмотрим на некоторые общие характеристики взрослых людей, которые являются мировыми лидерами, крупными руководителями, предпринимателями, новаторами, спортсменами мирового класса и т. п.: решительный, волевой, настойчивый, целеустремленный, авторитетный, уверенный, храбрый, находчивый, непрогибающийся.

Обратите внимание, что черты характера, по сути, одинаковы, но применительно к ребенку используются характеристики с негативным оттенком, а в отношении взрослых людей – с позитивным.

Вот еще несколько характеристик волевых детей, которые совпадают с характеристиками взрослых людей – лидеров в своих областях:

  • Они обычно творческие и интеллектуальные.
  • Они, как правило, страстно и пылко следуют своим интересам и убеждениям.
  • У них бывает неудержимая потребность знать «почему».
  • Они чаще всего учатся на собственном опыте.
  • Для них характерна сильная потребность проверять и ставить под сомнение статус-кво.
  • Они, как правило, в высшей степени перфекционисты, но часто более требовательны к себе, чем к другим людям.
  • Им необходим высокий уровень признания.
  • Им необходимо, чтобы их слышали.
  • Они часто имеют сильную потребность в эмоциональной безопасности.
  • Они, как правило, устойчивы к изменениям, если чувствуют, что контролируют их.
  • Они обычно очень чувствительны.
  • Они, как правило, полностью сосредоточены на текущем проекте или сфере интересов.
  • Они, как правило, добросовестны и преданны.
  • Они, как правило, очень независимы.

Хотя нет никаких сомнений в том, что ребенок, который бросает вызов всему окружению, сам является сложным вызовом, существуют способы совместной работы с ним, а не против него, направленные на сохранение и развитие его уникальных черт характера.

Читайте также:  Школьные неврозы

Поддержание здоровых отношений между родителями и ребенком имеет исключительное значение, и вам необходимо найти баланс и установить ограничения для своего яркого ребенка, не ограничивая при этом его свободу роста, развития и становления таким человеком, каким он был создан.

Ключ к сохранению доверительных отношений с ребенком заключается в том, что необходимо сохранять спокойствие, быть рядом с ним и помогать ему, даже устанавливая и поддерживая разумные границы дозволенного.

Полезно помнить, что самые волевые дети обычно больше, чем кто-либо, идентифицируют себя с родителями.

Поэтому не нужно рассматривать их постоянные требования как сопротивление или попытки подвергнуть сомнению ваш авторитет, просто воспитывайте волевых детей, понимая, что они находятся в постоянном поиске и постижении.

Они проводят над вами бесконечные «исследования», многократно проверяя, узнавая и испытывая все ваши причуды и слабости, взлеты и падения, сильные и слабые стороны.

Такого рода тестирование не является негативным, если только вы не превращаете его в ссору вместо того, чтобы реагировать с помощью мягкого и уважительного руководства.

Приняв разумную позицию, вы не будете рассматривать проблемы, связанные с ребенком, как личное оскорбление, а вместо этого будете видеть в задачах, которые он ставит перед вами, его попытки учиться, расти и обретать понимание.

Однако также верно и то, что воспитание ребенка с даром сильной воли это постоянное упражнение в терпении и саморегуляции.

Вы достигнете небывалого личностного роста, так как станете родителем, проявляющим эмпатию, мудрость и сострадание, хотя этот процесс может опустошить вас и вывести далеко за пределы вашей зоны комфорта.

Только знания и внутренняя готовность помогут вам справиться с неизбежными стрессами, а дальновидность и некоторые специфические стратегии решения задач помогут реагировать на них спокойно и эффективно.

Стоит вспомнить правило мягкой дисциплины под названием «Три С» – связь, средства общения и сотрудничество.

Связь – очень важно постоянно поддерживать связь с вашим энергичным, ярким и сильным ребенком. Это основа, на которой строятся все ваши взаимодействия с ним, и это точка отсчета, к которой вы оба будете возвращаться снова и снова, когда ваши взаимоотношения будут натянутыми, помрачневшими и напряженными.

  • Играйте в словесные, настольные игры и неструктурированные игры на открытом воздухе, стройте рожицы перед зеркалом. Игра – это язык детства, поэтому старайтесь ежедневно говорить на языке вашего ребенка.
  • Смейтесь вместе. Юмор – это недооцененный инструмент воспитания детей. Он снижает уровень сопротивления, вызывает улыбки, объединяет людей и воссоединяет сердца.
  • Читайте сказки, рассказы, туристические брошюры, энциклопедии и все, что помогает вам вместе мечтать, разговаривать, строить планы, волноваться и разделять интересы.
  • Уделяйте больше внимания самому ребенку, чем его поступкам. Помните: вы воспитываете человека, а не исправляете проблему. Поэтому старайтесь уделять время на то, чтобы лучше узнать всего человека, его личность, а не только ипостась ребенка. Это не требует больших усилий. Просто гуляйте вместе, разговаривайте друг с другом, делитесь мороженым, выискивайте облака интересной формы и получайте удовольствие друг от друга.

Общение – у детей есть собственный внутренний мир мыслей и планов, проблем и забот, надежд и мечтаний, которые занимают их время и внимание, поэтому нехватка сотрудничества зачастую просто является результатом того, что у детей и у нас, взрослых, разные цели и задачи. Для уважительного и мягкого наставничества и воспитания родителям важно получить некоторое представление об этом «внутреннем мире».

  • Слушайте сердцем. Прислушивайтесь «между строк» к тому, что ваш ребенок пытается сообщить вам с помощью своего поведения. Слушайте, слушайте и еще раз слушайте. Это самый первый шаг на пути к правильному общению с ребенком.
  • Задумывайтесь, связывайтесь и перенаправляйте ребенка. Задумайтесь над тем, что вы слышите, будь то слова или поведение вашего ребенка. Так вы не только покажете, что цените его эмоции, слышите и понимаете, но и поможете ему самому понять собственные чувства и переживания. Например, если ваш ребенок расстроен, потому что вы не разрешаете ему съесть печенье после того, как он почистил зубы перед сном, попробуйте сказать: «Я тебя услышал(а). Ты расстроен потому, что хочешь печенье». Затем восстановите связь с ним: «Я тоже люблю печенье!». И предложите решение: «А что, если мы выберем два самых вкусных печенья, положим их в специальную коробку и утром возьмем их с собой в парк на прогулку?».
  • Не принимайте непослушание как личное оскорбление. Волевой ребенок зачастую самостоятелен и имеет собственные цели и задачи. Приглашайте его к сотрудничеству вместо того, чтобы требовать послушания. Будь то время отхода ко сну, уборка комнаты или любой другой вопрос, сделайте это делом команды и планируйте свои подходы заранее. Например, вы можете сказать: «Тебе, судя по всему, трудно заставить себя лечь в постель. Как ты думаешь, что поможет тебе подготовиться к отходу ко сну?» или «Нужно убирать за собой свои вещи, чтобы они не ломались. Давай включим таймер, вместе за десять минут уберем твои игрушки, и посмотрим, кто из нас сможет убрать их больше и быстрее».
  • Примите твердое обязательство не прибегать к наказаниям с целью управления поведением. Обида, которая приходит в результате наказания, в сознании ребенка освобождает его от ответственности. Наказание не учит ответственности, а обида может служить причиной поведения, которое вы пытаетесь искоренить.
  • Ежедневно обсуждайте с вашим ребенком и внутренне с самими собой положительные аспекты его личности. Когда вы пытаетесь «исправить» ребенка, он получается информацию о том, что с ним что-то не в порядке, а это не способствует развитию позитивного восприятия самого себя, которое ребенок должен пронести через всю жизнь.
  • «Нет» – это не завершенная мысль. Это требование, команда. Команда не учит, она приказывает. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок научился думать, как взрослый, обстоятельно объясняйте ему ход своих взрослых рассуждений.
  • Помните, что дети, особенно когда они расстроены, «говорят» своим поведением, и только мы, взрослые, можем мягко направлять их в сторону выражения своих мыслей и эмоций при помощи слов, а также вооружать их необходимыми для этого инструментами.
  • Также имейте в виду, что такие негативные манеры, как хамство и грубость, не являются врожденными и не проявляются у детей в раннем возрасте. Они учатся такому поведению, повторяя его за нами, родителями. Вежливость – ключевой вопрос, и она не может появиться у одного человека по воле другого, если мы не хотим, чтобы она стала внешней оболочкой, фасадом ребенка, а не его искренним чувством. Вы научите своего ребенка разговаривать по-доброму, вежливо и любезно, если сами будете обращаться к нему по-доброму, вежливо и любезно, а также направлять и исправлять его, если он проявляет грубость. Вы можете сказать: «Тон твоего голоса неприемлем» или «То, что ты сказал, нельзя назвать вежливым», а затем предложите способ исправиться: «Попробуй сказать мне это более приветливым голосом. Я всегда буду стараться изо всех сил быть с тобой вежливой (вежливым) и хочу, чтобы ты старался проявлять вежливость и по отношению ко мне».

Сотрудничество – ставьте своей главной воспитательной целью вдумчивое сотрудничество, а не бездумное подчинение. Так вы будете помнить, что нужно относиться к своему ребенку как к мыслящему человеку с собственными идеями, потребностями и чувствами, а не как к бездумному роботу, предназначенному выполнять ваши распоряжения.

  • Установите четкие ограничения и объясните их понятными ребенку словами. Помните: если вы хотите привлечь его к сотрудничеству с вами, вы должны пригласить его!
  • Ограничьте количество ограничений. Энергичные, яркие дети часто подвержены стрессам просто по причине собственных сильных эмоций и реакции, поэтому настраивайте их на успех, устанавливая немногочисленные и четкие ограничения и последовательно придерживаясь их.
  • Предоставьте ребенку право голоса при определении ограничений, чтобы он чувствовал некоторый контроль над своей жизнью и считал принятые ограничения своими собственными.
  • Вместе с ребенком обдумывайте способы совместной работы. Можно придумать несколько сигнальных жестов или слов, которые станут вашими секретным языком и будут служить знаками того, что пришло время заканчивать прогулку или выполнять домашнее задание или снизить уровень активности или громкости на несколько делений.
  • Пригласите ребенка к сотрудничеству, вместе составляя режим дня. И не удивляйтесь, если он станет строго придерживаться совместно разработанного режима и потребует того же от вас. Одаренные дети, как правило, склонны полностью сосредотачиваться и выполнять свои обязательства и хотят, чтобы так же поступали все!
  • Сотрудничайте с потребностями и личностью вашего ребенка, будьте на его стороне, а не против него. Например, если вы знаете, что ребенку трудно оторваться от выполнения задания, дайте ему достаточно времени, чтобы найти хороший момент остановиться, если вам действительно нужно, чтобы он на время прервался. Или, если вы знаете, что ребенку трудно выполнять все процедуры перед сном, попытайтесь написать или нарисовать задания, которые ему необходимо выполнить, на шариках для настольного тенниса (например, почистить зубы, надеть пижаму и т. д.) и поместить их в «банку для отхода ко сну». Ребенок будет чувствовать определенный контроль над выполнением своих процедур, так как сможет доставать шарики по одному и выполнять задания в произвольном порядке или достать их все и решить самостоятельно, в каком порядке он будет выполнять процедуры перед отходом ко сну.
  • Если вы уже вступили в противоборство с ребенком, первым снимите свои «боксерские перчатки», чтобы ребенок (в конце концов!) почувствовал себя в безопасности и тоже снял свои. Когда вы боретесь с ребенком, то можете победить в одном-двух столкновениях, но вы потеряете главное сокровище – ваши доверительные отношения. «Снять перчатки» означает остановиться, выдохнуть собственные эмоции и найти способ решения проблемы вместе с ребенком. Помните: в ваших взаимоотношениях взрослый человек – это вы, но это не дает вам права подавлять ребенка; на вас лежит ответственность вдохновлять его и расширять его возможности. Это означает, что вы должны обучать и моделировать использование инструментов дипломатии – общения, сотрудничества, компромисса, которые вооружат ребенка на всю жизнь.

Помните: дети, которые рождаются в «боксерских перчатках», часто становятся теми, кто изменяет этот мир намного больше, чем другие. Воспитывать личностей такого масштаба нелегко, но награда за правильное воспитание необыкновенна!

Оцените публикацию

Рейтинг статьи: 5 из 5 на основе 3 оценок.

Источник: https://childdevelop.ru/articles/upbring/1618/

Как воспитать силу воли у ребенка

Проявление силы воли у взрослого человека обычно вызывает восхищение. Поэтому нет ничего удивительного в том, что многие родители мечтают воспитать у своего ребенка волевой характер. Но не все знают, что для этого надо делать.

Развивать у ребенка силу воли надо обязательно. Тем самым вы закладываете надежный фундамент полноценной, зрелой личности.

Под этим подразумевается такой человек, который верит в собственные возможности, умеет в нужный момент проявить инициативу или сделать в той или иной ситуации единственно правильный выбор.

Если вы хотите видеть свое взрослое чадо именно таким, воспользуйтесь, пока оно еще маленькое, рекомендациями психологов.

Воспитывайте у ребенка уверенность в себе. Ведь человек, который не верит в свои силы, или не догадывается о своих достоинствах, или страдает комплексом неполноценности, не сможет проявить силу воли, когда ему это понадобится.

Если вы взяли маленькую дочку в поход, а она через несколько километров «скисла» и отказывается идти дальше, не называйте ее слабой, не укоряйте за то, что слишком быстро выдохлась. И уж тем более не взывайте к ее силе воли. Это не прибавит ей уверенности.

Лучше сделайте общий привал со словами: «Ну ты и молодец! Столько пройти без остановки даже не каждому взрослому под силу». Вот увидите — она воодушевится и следующий отрезок пути сможет преодолеть гораздо быстрее, не показывая, как ей приходится трудно.

Научите ребенка различать приятные и неприятные цели. Не говорите ему в любой без исключения ситуации, что стоит только захотеть и… вот оно, блюдечко с голубой каемочкой.

Да, никто не будет спорить с тем, что под силой воли мы, как правило, подразумеваем нашу способность делать возможные (а порой и невозможные!) усилия для достижения поставленной перед собой задачи.

Но психологи предостерегают от иллюзий: исполнения всех без исключения желаний быть не может, даже если вы будете круглосуточно желать этого всеми фибрами своей души и вывернетесь наизнанку. Легко достигаются только приятные и заманчивые цели.

Читайте также:  Нужно ли учить альтруизму?

А если ситуация диктует необходимость уступить, преодолеть препятствие или подавить какое-то желание, то волевых усилий понадобится гораздо больше, а результат может наступить далеко не сразу. И пусть маленький человек будет к этому готов.

Приучите ребенка к терпению. Объясните ему, что иногда бывает необходимо просто подождать, прежде чем действовать дальше. Ведь многое зависит и от состояния физического здоровья, и от сиюминутного настроения. Поменяется что-то одно — а ребенок уже сам удивляется: и откуда только силы взялись? Например, учил школяр стихотворение весь вечер и ничего не запомнил.

Настроение сразу же испортилось, посыпались нелепые капризы. А все потому, что накануне ребенок не выспался, да еще на шести трудных уроках пришлось отсидеть. Чтобы помочь чаду, успокойте его и уложите спать, убедив, что утром он со свежей головой сядет за учебник и через полчаса будет знать стихи наизусть.

Убедившись на следующий день, что вы были абсолютно правы, он приобретет очень ценный опыт.

Расскажите ребенку о пользе неудач. Поэтому, как бы ни было вам его жалко, ни в коем случае не рыдайте вместе с ним, не посыпайте дружно свои головы пеплом, если что-то у него идет совсем не так, как ему хотелось бы. Лучше успокойте расстроенное чадо, а потом не спеша сделайте «работу над ошибками».

Благодаря этому ребенок не будет страшиться непредвиденных осложнений на пути к достижению цели, а воспримет их как стимул к более активным действиям. Ведь отрицательный опыт — тоже опыт, и, как это ни парадоксально звучит, довольно часто проходные неудачи становятся трамплином к будущему успеху.

Помните, что лучший способ воспитания — собственный пример родителей. Ваш ребенок только тогда поймет, что без силы воли порой не добиться заветной цели, когда увидит это на конкретном примере из вашей собственной жизни. Главное — помочь ему все заметить и осознать.

Взять хотя бы ставшее уже традиционным для многих женщин желание похудеть и направленные на достижение этой цели ограничения в питании. Пусть ваша дочь видит не только то, что вы на данном этапе придерживаетесь строгой диеты и из-за этого вынуждены отказывать себе в удовольствии, но и то, как периодически стрелка весов сдвигается в нужном направлении.

А папа может время от времени брать сына в тренажерный зал и с гордостью показывать ему, как с каждым разом тяжелеет штанга и какими мощными становятся от этого мускулы.

Не заставляйте ребенка совершать какой-то поступок насильно. Вместо этого организуйте его жизнь так, чтобы он сам увидел способ достижения цели и смог им осознанно воспользоваться.

Например, если вашего чересчур упитанного сына каждый день дразнят одноклассники за неуклюжие движения и из-за этого ему не хочется ходить в школу, не говорите ему с укоризной: «Стисни зубы, терпи и не обращай внимания». Этим советом вы только усугубите его страдания, а проблема останется.

Лучше помогите действием. Например, отдайте ребенка в спортивную секцию, которую он выберет сам, и через пару месяцев поводов для расстройства у него будет все меньше и меньше. Или помогите ему справляться с домашними заданиями так, чтобы он стал получать одну пятерку за другой.

Благодаря этому ребенок почувствует себя более уверенно и сможет воспринимать шуточки сверстников с легким сердцем.

Не делайте акцент на половой принадлежности ребенка.

Психологи предостерегают от этой ошибки тех родителей, которые пытаются воспитывать у своих сыновей силу воли с использованием расхожих фраз вроде: «Как тебе не стыдно, ты же мужчина!» И, сами того не желая, провоцируют возникновение у ребенка комплекса неполноценности в том случае, если мальчик по каким-то причинам так и не сможет преодолеть себя.

Но зато при воспитании девочек многие взрослые вообще не оперируют этой категорией, считая, что слабый пол прекрасно обойдется и без силы воли. На самом деле ученые установили: способность к волевым поступкам ни в коей мере не зависит от того, кем родился ваш ребенок — мальчиком или девочкой.

И у того, и у другого ее можно выработать с одинаковым успехом, и с таким же успехом она может не прижиться в характере вашего чада. А надобность в проявлении силы воли может возникнуть в равной степени как в жизни любого мужчины, так и в жизни любой женщины. Поэтому всегда надо помнить о главном: половые признаки тут ни при чем. Все зависит только от правильной тактики родителей, которые должны вовремя придти на помощь своему ребенку.

Используйте любую возможность для воспитания ребенка. В повседневной жизни найдется немало очень эффективных способов, с помощью которых вы укрепите силу воли у маленького человека.

  • Читая малышу сказку на ночь, обратите внимание на поведение литературных героев. Если среди них есть целеустремленный человек, способный планомерно и сосредоточенно добиваться исполнения намеченного, возьмите его в союзники. И на интересном примере покажите ребенку, как это приятно, когда благая цель бывает достигнута. Таким героем может быть кто угодно — и Айболит Чуковского, и Руслан Пушкина.
  • Начните закаливающие процедуры в виде обливаний после предварительной консультации с врачом. Как известно, это долгий процесс, который проводится по определенной схеме, с постепенным понижением температуры и увеличением закаливаемой поверхности тела. Следуя рекомендациям специалистов, поведите ребенка по этому пути. Ни в коем случае не сворачивайте с него сами и не давайте ребенку отлынивать от процедур. Чем дольше вы с ним продержитесь, тем нагляднее будет урок по воспитанию силы воли, который получит ваше чадо.
  • Не пренебрегайте приобщением ребенка к всевозможным правилам этикета. Умение в определенных ситуациях вести себя так, как это принято в обществе, напрямую связано с проявлением силы воли. В свою очередь четкое следование установленным правилам помогает человеку владеть собой в критические моменты, а значит, учит его выстраивать свою жизнь без посторонней помощи и зависеть только от самого себя.

Ирина Андреева

Источник: http://LadiesMagazine.ru/semya-i-deti/doshkolyata-i-shkolniki/362-kak-vospitat-silu-voli-u-rebenka

Как развить силу воли у ребенка?

Сила воли — капризное качество характера. Чем больше ее воспитываешь, тем больше она капризничает. И тем больше нужно терпения для преодоления собственной лени и страхов.

Волевая готовность в психике ребенка занимает особое место. Для дошкольника слово «хочу» — самое главное и значимые слова в жизни. Уже в младшем школьном возрасте появляется еще одно слово — «надо».

Как уживаются «хочу» и «надо» в детском сознании?

Всем известный факт, что свобода — качество приобретенное, а не полученное в наследство.

Развиваем силу воли

Первое и главное условие — не ломать ее! Не ломать то, что еще не  выстроилось и только зарождается. Кроме того, нельзя создавать парниковые условия для развития личности. Дети должны чувствовать вкус живой жизни, реальности, с радостью и болью, потерями и победами, с предательством и преданностью.

Оберегать их от бед и проблем, которые могут произойти, — значит собрать их волю в свой кулак и ослабить ее, не дать ей возможности расцвести и проявиться. Твердость характера закаляется в преодолении трудностей.

Это не означает, что с ребенка нужно сделать спартанца. Просто ему следует дать возможность набивать собственные шишки, получать личный опыт.

А с другой стороны, он должен быть уверенным, что если вдруг он споткнется, ошибется, то всегда найдет надежную опору со стороны  родителей.

Нужно быть последовательными в своих требованиях, чтобы помочь развить силу воли ребенка. Если сегодня «можно», а завтра «нельзя»  или папа  позволил, а мама против, ребенку непонятно, как быть в действительности. Во-первых, это рождает неуверенность.

Во-вторых, ребенку становится скучно от  этих отношений: он или вообще будет лениться что-то предпринимать, или начнет бунтовать (что даже лучше в данной ситуации), или подыгрывать сильной стороне.

Родительские требования должны стать справедливыми условиями, с помощью которых развивается сила воли ребенка.

Жесткие условия извне могут сформировать железный характер, а внутри зажать реальное «я» ребенка. В дальнейшей жизни он может стать игрушкой в ​​руках людей-кукольников. Некоторые родительские запреты должны быть точными, ясными и безоговорочными. Другие могут иметь плацдарм для развития темы: «можно, если», «пока нельзя, потому что …».

Мягкость и вседозволенность («он же еще маленький!») Приводят к тому, что дети перекладывают ответственность на плечи родителей. В старшем возрасте это может вылиться в конфликты с родителями, взаимные обиды и обвинения.

Отец всегда должен держать свое слово! Это еще один пример воспитания волевых качеств. Родительское «да» всегда должно быть «да», без всяких дополнительных смыслов и условий. Периодически следует просматривать темы «табу» и делать это вовремя.

Дети растут, взрослеют, зона их ближайшего развития становится все шире, им нужно больше свободы.

Распорядок дня помогает ребенку распределять свои ресурсы, ставить цели и достигать их. Начинать нужно с элементарных жизненных бытовых правил, чтобы достичь чего-то большого и значимого в жизни.

Доказано, что волевые качества прекрасно формируются в спорте. Еще одно физическое усилие — это еще одно преодоление себя. Это новый вызов самому себе. «Новая высота» свидетельствует о скрытых возможностях не только тела, но и человеческого духа.

Это касается не только большого спорта, но и любых физических нагрузок. Здесь ребенок видит результат своих усилий. Это дает ему дополнительную энергию, удовольствие и уверенность в том, что он может справиться с трудностями

Источник: https://rebyonok.com.ua/kak-razvit-silu-voli-u-rebenka

Как тренировать силу воли у ребенка

Лучше правильно воспитать малыша, чем потом перевоспитывать

Издавна учеными было доказано, что любой человек вовсе не рождается с силой воли, более того, она не передается по наследству, поэтому родителям ребенка необходимо формировать у малыша это качество в процессе воспитания.

Очень даже понятно, что каждому взрослому хочется вырастить стойкого, смелого и волевого ребенка, следовательно, у них часто возникает вопрос: «Как развить у малыша силу воли и с какого возраста это лучше начинать делать?».

Главное – найти единый подход к воспитанию, чтобы не было споров и разногласий в семье.

Воспитываем силу воли

От условий, в которых ребенок проживает, и особенностей воспитания зависит развитие и формирование характера. Когда родители излишне опекают свое чадо, постоянно предупреждают и угадывают все его желания, то скорее всего он вырастет человеком со слабым характером.

Избалованный и мягкотелый малыш с раннего возраста будет доставлять взрослым много хлопот и проблем. Следовательно, необходимо как можно раньше начинать мотивировать малыша выполнять посильные задания, конечно, немного помогая ему и направляя в правильную сторону.

В конечном итоге следует анализировать результат деятельности ребенка и вместе с ним проводить работу над ошибками.

Ребенок должен пробовать все делать сам

Главная рекомендация психологов для воспитания волевого ребенка заключается в том, что необходимо предоставлять ему возможность самостоятельно делать большинство вещей.

Взрослые, а особенно мамы, должны осознавать, что их малыш может уже делать сам, а в чем ему еще надо помогать. К примеру, ребенку чтобы достать интересную игрушку, которая лежит недалеко от него, необходимо проявить усилие и доползти до нее.

Не стоит помогать ему и пододвигать заинтересовавший предмет, малыш получит больше положительных эмоций, если сам ее достанет.

Кроме этого, малыша можно с раннего детства приучать убирать за собой вещи, одеваться, умываться и прочее.

Конечно, это будет сложно делать в пять лет, когда дети не могут усидеть на одном месте, но вполне реально научиться многим необходимым вещам – мыть руки, раздеваться, чистить зубы.

В процессе совершения подобных действий ребенок будет проявлять сосредоточенность и настойчивость, так как он осваивает новые навыки, и в будущем это воспитает в нем аккуратность и волевые качества.

Главное — терпение

В первое время у малыша редко что будет получаться делать хорошо, поэтому для него будет важна мамина и папина поддержка, а в некоторых случаях взрослые должны будут переделывать за ребенком результат задания.

В этот период придется проявить ангельское терпение, не переживать и ни в коем случае нельзя торопить малыша. Подобными действиями можно погубить всю заинтересованность ребенка в задании.

Но, если родители найдут правильный подход к своему малышу, будут терпеливы, то в будущем их малыш будет стремиться к развитию и достижению целей.

Читайте также:  Взаимоотношения между родителями и сыном-студентом

Нельзя обманывать малыша

Очень важно для воспитания силы воли никогда не обманывать ребенка. Добиться от малыша честности и прямого общения можно только в том случае, когда и родители общаются с ним искренне и без лжи.

Ребенок должен знать, что взрослые всегда держат свое слово.

В целом, рекомендуется пораньше заняться воспитанием волевых качеств у ребенка, так как всегда лучше правильно воспитать малыша, чем потом перевоспитывать.

Источник: http://www.vospitaj.com/blog/kak-trenirovat-silu-voli-u-rebenka/

Как воспитать волю у ребенка

в разделе: Дети: развитие, воспитание
Для современного человека очень важно иметь силу воли — быть сдержанным, настойчивым, иметь самодисциплину. От этих качеств очень часто зависят успехи в профессиональной области.

Именно поэтому нас с детства приучают брать себя в руки, доделывать начатое до конца, даже, если не хочется.

Но не всем деткам воспитание в себе силы воли даётся успешно.

Часто этот процесс очень медленный и трудный не только для самого ребёнка, но и для его родителей.

Воля — это сознательное управление своими поступками. Конечно, воля не является врождённым чувством, но формируется она на раннем этапе.

Разницу в поведении уже можно заметить у годовалых карапузов: некоторые спокойно ведут себя во время прогулки, другие не могут посидеть и десять минут, одни кушают то, что дают, других нужно заставлять и отвлекать, чтобы он съел хоть ложечку.

Такие же различия можно заметить, когда малыши играют: кто-то будет строить домик, пока не получится, а кто-то бросит кубики при первой неудаче.Психологи основывают такую разницу в поведение на свойствах нервной системы. Но это вовсе не значит, что послушные малыши вырастут безвольными, а упрямые такими и останутся.

При воспитании силы воли и самостоятельности нужно лишь учитывать индивидуальные различия.Ближе к двум годам малыша уже можно уговорить что-то сделать, например, доесть то, что ему не особо нравится. Или пойти погулять не на детскую площадку, а в парк.

Такое качество можно назвать самообладанием, но вызвано оно, скорее, чувством вины или просто послушанием, нежели чувством необходимости.

Родители должны будут объяснить, почему нужно сделать именно то, что нужно, а не то, что хочется: почему нельзя отбирать игрушки у других, если хочется, почему нельзя топать по лужам в новых босоножках, почему нужно доесть нелюбимую, но полезную кашу…

Конечно, если на все просьбы и вопросы ребенка отвечать просто отказом, не объясняя причины, это тоже будет иметь результат, но до поры, до времени. Ребёнок будет просто выполнять просьбы, не зная, для чего всё это. Дети очень долгое время действуют на основе эмоций, им трудно сознательно понять пользу чего-то.

Ещё одна распространённая ошибка родителей — это подкуп. Например, ребёнок сходил в поликлинику и полечил зуб и за это ему покупают игрушку. Или малыш не дрался в детском саду, доел суп и убрал за собой все вещи — за это ему купили машинку.

У ребёнка происходит подмена ценностей — он будет стремиться делать только хорошие дела, не потому, что так правильно, а чтобы получить подарок. Чтобы избежать этого, достаточно малыша похвалить, а позже купить подарок. Конечно, даже взрослые очень часто задают себе вопрос: «Что я с этого получу, зачем мне это?» и на основании ответа строят дальнейшие планы. Ребёнку обязательно нужно объяснять, для чего нужно убрать игрушки, доесть кашу или идти в школу. Но пусть малыш получит за свои поступки не материальное, а что-то абстрактное или интересное — поход в цирк, поездка к морю, просмотр мультика. Быстро всё убрал — осталось время на игру, сходил полечил зуб — значит, можно есть сладкое и т.д. Ничего страшного, если мама разрешит малышу то, что один раз запретила — у ребёнка будет стимул для полезных дел.

Хорошо воспитывают силу воли и стремление к чему-то спортивные занятия, например, йога, танцы, детский фитнес.

В возрасте трех-четырех лет малыш уже способен понять, что делать необходимо, что можно, что нельзя и почему. Но всё же ещё нуждается в контроле со стороны взрослых.

Не стоит часто говорить ребёнку «ты должен», например, в этом возрасте делать то-то или уметь то-то — это слишком большая ответственность, которая может вызвать либо пассивность, либо агрессию, либо желание делать всё наоборот. А перевоспитать малыша потом будет намного сложнее.

Вы не вошли в свой аккаунт.

Источник: https://vkusnyasha.ru/statyi_na_saite/16837-kak-vospitat-volyu-u-rebenka.html

Воспитание воли у маленьких детей

Воспитание воли у маленьких детей

Для каждого, кто имеет детей, важно, чтобы они выросли стойкими, смелыми, волевыми.

Как развить волю ребенка и с какого возраста нужно воспитывать волевые качества? Человек не рождается с сильной или слабой волей, она не передается по наследству от родителей, но ее можно сформировать в процессе деятельности. Многое в ее развитии зависит от условий жизни и воспитания.

Если ребенок излишне опекаем и родители стремятся предупредить любое желание своего чада, вряд ли из него вырастет человек с твердым характером и стойкими убеждениями. Такой малыш будет избалованным и доставит родителям массу проблем.

Уже с самого раннего возраста, как только вы заметили, что ребенок начал понимать обращенную к нему речь, необходимо ставить перед ним посильные задачи и требовать их решения, конечно, в пределах его возможностей. Нельзя говорить о воле маленького человека в том смысле, какой вкладывается в понятие воли у взрослого человека. Но можно выработать зачатки волевых проявлений даже у самых маленьких детей.

Вот один из советов: не делайте за ребенка то, с чем он уже в состоянии справиться сам. Например: малыш впервые видит новую яркую игрушку и стремится достать ее. Он уже может это сделать самостоятельно, но ему нужно приложить усилия.

Не спешите вручать ребенку предмет его желаний, не лишайте его возможности проявить волевое усилие. Малыш испытает больше радости, если сам достигнет цели. Самостоятельное преодоление препятствий станет источником активных действий.

Конечно, возможности ребенка во многом ограничены, и очень часто он не может добиться результата. Если малыш не справляется сам, ему необходимо помочь.

Двухлетний Илюша никак не может уложить в коробку кубики так, чтобы плотно закрыть крышку. Он нервничает, начинает хныкать и звать на помощь маму. Она быстро укладывает кубики и закрывает коробку. Илюша доволен и радостно улыбается. Рада и мама — ребенок перестал плакать.

Но через минуту все повторяется снова и снова, и теперь раздражается уже мама: сколько это может продолжаться, ведь ей необходимо заниматься домашними делами. Ошибка матери в том, что она все сделала за сына вместо того, чтобы показать ему, как надо сложить кубики, а потом проследить, чтобы он проделал это сам.

Мальчик приучался бы самостоятельно выходить из затруднений, не обращаясь к помощи.

С раннего возраста следует учить детей самостоятельности: убирать за собой игрушки, самим умываться, одеваться и раздеваться. Ребенку, не участвующему в этом, трудно сидеть и ждать, пока его, например, оденут или разденут. Он начинает баловаться, пытается заняться чем-то в этот момент, что мешает и раздражает.

Не стоит делать ему замечания, повышать голос и, тем более, шлепать ребенка. В таком возрасте трудно усидеть наместе, но он уже вполне способен сам надеть рубашку, помыть руки, причесать волосы. Решая эти непростые для себя задачи, он проявляет сосредоточенность и настойчивость, осваивает новые действия.

В результате ребенок приучается к аккуратности, самостоятельности и развивает волевые качества.

Возможно, поначалу не все будет удаваться правильно, потребует вашей переделки и большего количества времени.

Необходимо проявить терпение, не стоит нервничать или торопиться, иначе интерес к этим действиям у ребенка может пропасть, а в старшем возрасте, когда он привыкнет к тому, что все за него делают взрослые, потребуется больше усилий, чтобы привить ему навыки самостоятельности. Зато ваше терпение и затраченное время полностью окупятся: ребенок будет развиваться правильно, и значительно облегчится уход за ним.

Формированию организованности и волевых черт характера ребенка способствует продуманный режим и распорядок дня (см. раздел “Дисциплина и режим”).

Очень важно установить единый подход к ребенку, согласовать воспитательные усилия всех членов семьи. Разногласия между родителями в методах воспитания вырабатывают двойственность поведения ребенка, хитрость.

Никогда не следует обманывать ребенка, только в этом случае вы сможете требовать взаимной честности к себе. Часто, чтобы утешить ребенка, ему обещают игрушку, конфетку и т. д.

Ребенок перестает плакать, но помнит и ждет выполнения обещанного. Взрослые же забывают об этом и не держат слова.

В результате ребенок привыкает к необязательности родителей и сам приучается легко давать обещания и не выполнять их.

Не менее важно соблюдать принцип последовательности, т. е. нельзя разрешать ребенку то, что вчера было запрещено. Надо постепенно воспитывать в ребенке умение овладевать своими желаниями, приучать его сдерживаться, побеждать в себе чувства боли, обиды, страха. Все это укрепляет, тренирует его волю.

Вполне понятно, что родители стремятся всячески оградить ребенка от опасности. И в этих целях нередко, не задумываясь, запугивают его хорошо знакомыми многим фразами: “Если не будешь слушаться, придет серый волк и заберет тебя”.

Или: “Если не доешь кашу, позову тетю в белом халате, она сделает тебе укол”.

О последствиях этих необдуманных фраз родители не задумываются, а результаты бывают далеко не всегда положительными: ночные кошмары, страх и слезы при виде врачей и медсестер, скованность.

Важно, чтобы родители не упустили те годы жизни ребенка, когда закладываются волевые качества человека. Гораздо легче правильно воспитать ребенка, чем перевоспитывать его. Перевоспитание требует больше сил, знаний и терпения, не каждый родитель с этим справится.

Источник: https://crewtraffic.com/uk/lbparts/30june.html

❶ Как воспитать волю у детей

Инструкция

Если ребенок всегда окружен чрезмерной опекой взрослых, а также ему не приходится прикладывать никаких усилий в достижении желаемого, то вряд ли из такого ребенка вырастет человек, обладающий стойкими утверждениями и твердым характером.

Иногда родители говорят: «Ну, чего еще можно ожидать от трехлетнего ребенка? Ведь он еще совсем мал и ничего не понимает. Вот когда он подрастет, тогда и будем спрашивать».
Однако это неправильное суждение.

Требовать от малыша, конечно, только в пределах его возможностей, нужно с самого раннего возраста, начиная с того момента, когда малютка начинает понимать речь, обращенную к нему, и сам овладевает ею.При этом зрелая воля — это весьма зрелое качество.

Естественно, в этом случае нельзя говорить о воле совсем еще маленького ребенка в понимании, которое вкладывается в значение зрелой воли у взрослого человека. Однако можно говорить о зачатках проявлений воли даже у маленьких детей.

Такие зачатки выражаются:- в наличии у ребенка определенного стремления к достижению цели;- в сохранении данной цели, несмотря на отсрочку либо отвлекающие моменты;- в способности к отсрочке или задержке своего желания, то есть наличии терпения;

— в способности преодолевать свое нежелание ради достижения цели.

Для того чтобы развивать эти задатки, необходимо в воспитании ребенка твердо придерживаться определенных правил. В первую очередь должен быть установлен определенный режим дня и распорядок для того, чтобы ребенок точно знал, как, когда и что он должен делать: вставать, гулять, есть, ложиться спать, мыть руки перед едой, перед сном убирать игрушки.

Все это приучает малыша к аккуратности и этим самым способствует развитию волевых черт его характера.

Взрослым следует всегда быть очень честными с ребенком, то есть всегда держать свое слово. Ведь часто так бывает: чтобы утешить малыша, ему обещают многое — и игрушки купить, и в телефон поиграть, и на качелях покатать.

В этом случае ребенок перестает плакать или капризничать, но ожидает обещанного. Взрослые же сразу забывают о собственном обещании и порой не выполняют его. В итоге ребенок привыкает не верить обещаниям родителей. А также сам приучается легко давать определенные обещания, а впоследствии не выполнять их. При этом у него не воспитывается ответственность за свои слова.

А наоборот, начинает развиваться безответственность и безволие.

Постепенно воспитывайте в ребенке уменье овладевать собственными желаниями, чувствами, приучайте его сдерживаться, побеждать свое чувство страха, боли, а также обиды. Все это укрепляет и тренирует его волю.

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-71947-kak-vospitat-volyu-u-detey

Ссылка на основную публикацию