Занятие по декоративному рисованию в подготовительной группе

Конспект занятия по декоративному рисованию в подготовительной группе «Путешествие по городам народных мастеров»

Конспект НОД по изобразительной деятельности в подготовительной к школе группе

Тема:«Путешествие по городам народных мастеров»

Цель : Развитие представления детей о декоративно-прикладном искусстве

Интеграция образовательных областей

Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Задачи

Образовательные

— Закрепить у детей знания о народных промыслах: дымковском, гжельском, городецком, хохломском, жостовском.

— Совершенствовать навыки роспись, используя характерные для каждого промысла элементы и цветную гамму.

— Формировать у детей умение создавать композицию, гармонично размещать детали на заданной площади.

— Учить самостоятельно выбирать колорит росписи в зависимости от основного тона, развивать чувство цвета.

Развивающие:

Развивать у детей познавательный интерес

-Развивать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности

Воспитательные

— Воспитывать интерес к русскому декоративно-прикладному искусству.

— Воспитывать любовь к народным традициям, показывая, что народное изобразительное искусство связано с народной музыкой и устным народным творчеством.

Материалы

— Изделия из хохломы, Гжели, Городца, Дымково.

— Заготовки для росписи, клеенки.

— Тряпочки, подставки, гуашь, кисти, тычки, палитра, банки с водой.

Технические средства

— Телевизор для просмотра,

— Фото городов

— Магнитофон для прослушивания русских народных мелодий.

Предварительная работа

— Рассматривание изделий народных промыслов, иллюстраций, альбомов.

— Занятие по-декоративному рисованию.

Ход занятия

Сегодня я ребята приглашаю вас в путешествие по городам русских мастеров. Завет нас в путешествие мелодия русской народной песни. Отправимся мы в путешествие на волшебной карусели. Слышите музыку. «Светит месяц».

Игра «Карусель»

Еле-еле, еле-еле завертелись карусели,

А потом, потом, потом все бегом, бегом, бегом,

Тише, тише, не бегите, карусель остановите,

Раз-два, раз-два, вот и кончилась игра

Вот и первая остановка (на экране деревня Дымково) Мы приехали в деревню Дымково из-под города Вятки. Знаменито это село своими игрушками.

Мы игрушки знатные, Складные да ладные,

Мы повсюду славимся,

Мы и вам понравимся.

Из чего делают эти игрушки? (из глины)

Игрушки лепили из глины, потом обжигали в печь, затем белили мелом и расписывали.

А каким узором расписывали игрушки? (кружочки, клеточки, полоски)

Какие цвета используют мастера? (синий, красный, желтый, зеленый)

Получались все игрушки непростые, а волшебно-расписные.

Белоснежны, как березки, Кружочки, клеточки, полоски.

Простой казалось бы узор,

А отвести не в силах взор.

Музыка «Русский сувенир»

Игра «Карусель»

Вторая остановка «Гжель»

На экране иллюстрации. Мы приехали в старинный русский город Гжель.

Чем знаменит этот город? (Гжельской посудой)

Есть в России такое местечко,

Где белая рощица, синяя речка

В этой негромкой российской природе

Слышится эхо негромких мелодий,

И светлеет вода родниковая,

И дыхание ветра свежей,

Расцветая Гжель васильковая,

Незабудковая Гжель.

Ребята, а почему в стихотворении Гжель называется незабудковая и васильковая? ( Потому что мастера используют в росписи синие и голубые цвета)

Где расположен узор? (в центре изделия)

С чего начинали расписывать узор ( с крупных деталей: лепестков, стебля, листьев, бутона)

А что раскрашивали потом? (край, дно, затем рубку)

Молодцы ребята! Понравились вам изделия гжельских мастеров? (Да)

А музыка нас снова зовет в путешествие

Мелодия русской народной песни.

Игра «Карусель»

Третья остановка. Хохлома.

(На экране село … Нижегородская область)

Как волшебница жар-птица не выходит из ума

Чародейка, мастерица, золотая Хохлома.

Хохломская роспись – алых ягод россыпь

Отголоски лета в зелени травы,

Рощи – перелески, шелковые всплески

Солнечно – медовой золотой листвы

Вот она, какая Хохлома. В такой посуде любая еда покажется праздничной, сказочно вкусной.

А какие элементы хохломской росписи вы знаете?

(разные ягоды: смородина, малина, клубника, гроздья рябины, травка, завитки, листья, цветы)

А какие цвета используют мастера? (золотой, красный, черный, зеленый)

Снова звучит музыка, дети садятся в карусель.

Четвертая остановка. Городец.

(На экране г. Городец)

Есть на Волге город древний, по названью Городец

Славится на всю своей росписью, творец

Распускаются букеты, ярко красками горя,

Чудо — птицы там порхают, будто в сказку нас зовя.

Посмотрите на городецкие изделия. Какие изделия используют мастера? ( Много листьев и цветов)

А какие цветы используют? (купавки, ромашки, самые большие и пышные розаны)

А цвета? (зеленые, розовые, голубые)

А еще, какой элемент используют? (городскую птицу)

Птицу рисуют в центре изделия, а края изображают другими элементами росписи.

Музыка «Колокольчики»

Игра «Карусель»

Пятая остановка. Жостово. (фотографии)

А кто знает где находится город Жостово ( Рядом с городом Мытищи)

Знаменитый жостовский букет!

Красно-алые бутоны

В изумрудах листьев тонут,

Незабудки и пионы

Обрамляют розы омут.

А что же делают мастера из Жостова? (расписывают подносы)

Посмотрите, ребята, среди этих подносов не одинаковых. Все они расписаны по-разному. Как вы думаете, почему? (потому что мастера пользуясь одними и теми же красками, основными элементами, проявляют фантазию, по-разному их сочетают)

А какой главный элемент в жостовской росписи?

(цветок)

Правильно, мастера рисуют разные цветы, используют разные оттенки, проявляют творчество и получают вот такие красивые подносы.

Вот и закончилось наше путешествие, и музыка зовет нас обратно.

«Светит месяц»

Игра «Карусель»

Мы с вами вернулись в наш детский сад.

А сейчас, ребята, я предлагаю вам превратиться в мастеров, кто в дымковских, кто в жостовских, кто в хохломских, а кто в городецких. Посмотрите, для каждого мастера приготовлено рабочее место со всем необходимым. Проходите и садитесь.

Но прежде чем приступить к работе, давайте подготовим пальчики.

Разотру ладошки сильно

Каждый пальчик покручу

Поздороваюсь с ним сильно, и вытягивать начну.

Затем руки я помою

Пальчик в пальчик и вложу

На замочек их закрою и тепло поберегу

Выпущу, я пальчики

Пусть бегут, как зайчики.

А теперь приступайте к работе.

Дети расписывают , звучит негромкая музыка. Во время работы воспитатель помогает детям в основном советом, словесной подсказкой.

Рефлексия

После работы дети выставляют свои изделия на выставку. Говорят, кто какую роспись использовал.

Молодца ребята! Вы славно потрудились, работали как настоящие русские мастера!

Муниципальное автономное

Дошкольное образовательное учреждение детский сад №27 «Радость» комбинированного вида

«Путешествие по городам народных мастеров»

Конспект занятия по рисованию

Из опыта работы: воспитатель

МАДОУ №27 «Радость

Вертемягина Наталия Андреевна

г. Мытищи -2018г.

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/konspiekt-zaniatiia-po-diekorativnomu-risovaniiu-v-podghotovitiel-noi-ghruppie-p.html

Портал педагога | «Конспект ООД по декоративному рисованию в подготовительной группе по мотивам городецкой росписи.»

Автор: Сахарова Анастасия Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ » Детский сад № 314″
Населённый пункт: г.

Нижний Новгород
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Конспект ООД по декоративному рисованию в подготовительной группе по мотивам городецкой росписи.»
Дата публикации: 10.11.

2018
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «

Детский сад № 314»

Конспект ООД по декоративному рисованию по мотивам

городецкой росписи в подготовительной группе

Выполнила: Сахарова А.В.

Нижний Новгород 2018 г.

Программное содержание: Продолжать знакомство с городецкой росписью.

Продолжать формировать интерес к народному декоративно – прикладному

искусству, отмечать яркие, жизнерадостные узоры. Закреплять знания о

характерных особенностях городецкой росписи: колорите. Составных

элементах, композиции. Развивать умение создавать более сложные узоры по

мотивам городецкой росписи. Закреплять технические приемы рисования

гуашью, смешивания красок на палитре.

Тип занятия: творческий.

Форма занятия: групповая, индивидуальная.

Продолжительность: 30 минут

Участники: дети подготовительной группы.

Возраст обучающихся: 6-7 лет.

Материалы.

Иллюстрации изделий, расписанные городецкими узорами; изделия,

расписанные городецкими узорами; шаблоны разделочных досок; гуашь,

кисти, палитры, подставки для кистей, салфетки , стаканы с водой.

Предварительная работа. Знакомство с легендой городецкой росписи,

рассматривание изделий декоративно – прикладного искусства, словарная

работа: розан, купавка, бутон.

Методы и приемы: наглядный (показ образца), словесный (рассказ,

объяснение), практический.

Ход занятия.

Организационный

момент

.

Внимание

!

Дети

сегодня

нас

ждёт

увлекательное

путешествие

в

старинный

русский

город

,

расположенный

на

реке

Волга

.

Прошу

Вас

занять

места

в

автобусе

.

Чтобы

наше

путешествие

не

было

скучным

,

я

расскажу

об

этом

замечательном

старинном

городе

.

На

реке

Волге

расположен

город

Городец

.

Это

очень

красивый

город

.

Дома

в

нём

похожи

на

сказочные

терема

,

украшенные

росписью

и

резьбой

.

Раньше

в

Городце

делали

много

деревянных

изделий

сани

,

качалки

,

прялки

,

мебель

.

Мастера

использовали

для

их

росписи

красные

,

синие

,

желтые

,

зелёные

,

и

другие

цвета

.

Вы

знаете

,

что

и

в

наше

время

в

г

.

Городце

в

художественной

мастерской

работают

мастера

и

обучают

своих

учеников

.

Старинный

промысел

продолжает

жить

в

современных

игрушках

мебели

,

сувенирах

,

посуде

.

Ну

,

вот

мы

и

приехали

в

г

.

Городец

.

Выходите

из

автобуса

и

проследуйте

в

художественную

мастерскую

.

Обратите

внимание

на

выставку

работ

здешних

мастеров

.

— Дети, обратите внимание какие красивые расписные предметы перед вами:

разделочные доски, конь – качалка, шкатулка, солонки. Все эти предметы

расписаны

городецкой

росписью.

Сегодня

мы

с

вами

превратимся

в

городецких мастеров.

Сегодня

,

уважаемые

мастера

наша

задача

расписать

разделочные

доски

для

Читайте также:  Как сделать так, чтобы статья попала в журнал научных публикаций?

гостей

нашего

города

.

— Ребята, мы с вами уже немного знакомы с городецкой росписью. Давайте

вспомним, из каких элементов состоят городецкие узоры и как они

располагаются в гирлянде. А чтобы вам легче было вспомнить, я загадаю вам

загадки:

1. Словно чудо тут и там распускается… (розан).

2. Она круглая, как чашка, а зовут её … (ромашка).

3. Ей в жару не будет жарко. Она в воде, она … (купавка).

4. Он не броский, круглый он — нераскрывшийся … (бутон)

Городецкая роспись – как ее нам не знать.

Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.

Здесь такие букеты, что нельзя описать.

Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

— Посмотрите, пожалуйста, внимательно на иллюстрации и скажите, что ещё

рисуется в городецкой росписи, помимо цветочных гирлянд?

— Кони, птицы.

-Теперь подумайте, что делает нарядными и живыми городецкие узоры?

Дети: оживки.

-Да это белая и чёрная оживки.

Обратите свое внимание на то, как можно расположить гирлянды.

Гирлянды могут располагаться и снизу, и сверху, и посередине, но везде в

центре гирлянды располагается большой цветок – розан, справа и слева от

розана рисуются цветы среднего размера – ромашки, купавки.

Давайте

вместе

вспомним

технику

выполнения

городецкой

розы

.

Сначала

крупной

кистью

рисуем

красный

круг

.

Пока

краска

подсыхает

,

вокруг

располагаем

листья

.

Затем

вверху

круга

рисуем

синюю

горошину

,

а

внизу

синюю

окантовку

.

Внутри

круга

и

на

лепестках

можно

порисовать

белые

точки

или

штрихи

.

— Ребята у вас на столах есть краски. Какие вы видите цвета? (красный,

синий, белый, зеленый).

— Как вы думаете, каких цветов вам не хватает для рисования узоров?

(розового и голубого).

— Как нам получить эти цвета? (ответы детей).

— Правильно, нам надо взять немного красной краски и добавить в белую.

Какой цвет получиться? (розовый).

— А как нам получить голубой цвет? (ответы детей).

— Правильно. Немного синего добавить в белую.

— А для оживок, какие цвета возьмёте цвета?

Дети: Белый и черный.

— Дети, посмотрите, как правильно надо рисовать оживки и дуги.

— Оживку рисуем кончиком кисти.

-А дугу — начинаем концом кисти, затем нажимаем на кисть, рисуя всем

ворсом, и заканчиваем концом кисти.

Тогда вы можете выбрать узор такой, какой вам нравится больше всего и

приступать к работе. Но перед работой нам необходимо отдохнуть.

Физкультурная минутка.

Раз – согнуться, разогнуться,

Два – нагнуться, потянуться,

Три – в ладони три хлопка,

Головою три кивка,

На четыре руки шире,

Пять, шесть – тихо сесть

Семь, восемь – лень отбросим.

— А теперь вы самостоятельно можете приступить к работе и изобразить свою

гирлянду.

Звучит спокойная русская народная музыка.

Дети самостоятельно работают.

В конце занятия дети выставляют свои работы. Рассматривают.

— Городецкие узоры,

Столько радости для глаз.

Подрастают мастера

Может быть и среди нас

Легенда о городецкой росписи.

Источник: https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=35037

Нод по декоративному рисованию на объемной форме в подготовительной группе

Нод по декоративному рисованию на объемной форме в подготовительной группе

Тема: «Дымковский петушок».
Задачи:

Образовательная

— Учить детей расписывать узорами игрушку – фигуру по народным (дымковским) мотивам. Использовать разные элементы росписи (прямые линии, волнистые, точки, круги,).Воспитательная:

Воспитывать эстетические и этические чувства у детей.

Развивающая:

Развивать память, творческие способности детей, чувства цвета композиции.

Материал и оборудование к занятию: 
* Дымковские игрушки (для рассматривания); 

* образцы элементов росписи на доске;* палитра, кисть (тонкая), салфетки; тычок* гуашевые краски: синяя, красная, зеленая и желтая, черная.* стаканы с водой;

Предварительная работа: 

— Лепка петушков из соленого теста на занятии по лепке;- Декоративное рисование в художественном альбоме 

«Дымковская игрушка»;

Ход занятия:

Доброе утро и придумано кем-то

Просто и мудро при встречи здороваться

Дети – доброе утро солнцу и птицам

Доброе утро улыбчивым людям

И каждый становится добрым доверчивым

Пусть доброе утро длиться до вечера

Какая сегодня ждет нас работа,

Поскорее узнать вам, конечно охота.

Не будем мы клеить, ни шить, ни плясать,

Предстоит нам рисовать.

Воспитатель: Ребята, сегодня я нашла вот это письмо, давайте его прочитаем

Письмо.

Здравствуйте мои хорошие девочки и мальчики пишет вам сказочница. Прослушала я добрую весть о вас. Знаю, что вы ребята, мастера умелые и росписи все народные знаете.

В нашем царстве, тридесятом государстве живут мастера, которые умеют лепить разные игрушки из соленого теста, а вот расписывать они их не умеют.

Всем жителям сказочного царства хотелось бы ярких красивых игрушек. Прошу вашей помощи, дорогие ребята.

В: дети поможем сказочнице?

Д: да.

В: Но чтобы помочь нашей сказочнице нужно попасть в село Дымково, а это очень далеко.

А полетим мы туда на ковре — самолете, занимаем места пристегиваем ремни безопасности, во время полета как нужно себя вести?

Д: не шуметь, не вставать со своих мест.

В: ребята, а ковер — самолет не летит, а что бы он полетел нам нужно отгадать загадку.

Веселая белая глина,

Кружочки, полоски на ней.

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собачки, гусары, и рыбы.

А ну назови-ка меня!

(Дымка)

В: отгадали, молодцы и вот и полетели!

Пока летим я прочитаю вам стихотворение.

Если спят у большака в инеем седом,

Спят деревья, спит река, скованная льдом.

Мягко падает снежок, вьется голубой дымом.

Дым идет из труб столбом, точно в дымке все кругом.

Голубые дали, и село большое «Дымково» назвали!

Там любили песни, пляски, и в селе рождались чудо – сказки,

Вечера зимою длинны, и лепили там из глины

Все игрушки не простые, а волшебно – расписные.

(В. Фофанов)

В: все ребята прилетели.

Презентация

В: — Создание дымковской игрушки — трудоемкое ручное производство.

Рассматривание образцов дымковских игрушек.

В: — Какие элементы росписи вы видите на игрушках?

Д: — Прямые и волнистые линии, точки, кольца, круги, овалы, ромбы.
В:- Какие цвета использовали художники для росписи дымковской игрушки?Д:- Синий, красный, желтый, зеленый, малиновый цвета. Еще черный и золотистый.- Правильно, все цвета яркие, нарядные, праздничные.

В:- Узоры в дымковских игрушках не случайные, а традиционные. 

— «Много-много лет назад мастерицы стали расписывать свои игрушки кругами, прямыми и волнистыми линиями. Такие узоры всем понравились, полюбились. Эти мастерицы научили других мастериц – своих дочек и внучек, а те своих дочек. И в наши дни мастерицы в селе Дымково продолжают расписывать игрушки так, как это делали их бабушки и прабабушки». 

В: Ребята, а вы помните зачем мы сюда прилетели? (Помочь нашей сказочницы)

Повторяйте все за мной. Физминутка.

Мы ногами топ-топ, мы руками хлоп-хлоп, мы глазами миг-миг, мы плечами чик-чик, раз сюда, два туда, повернись вокруг себя, раз присели, два привстали, руки кверху все подняли, раз два три четыре превратились в мастера.

В: мастера, прошу пройти на свои места.

-Давайте еще раз рассмотрим с вами нашего вылепленного петушка.- Какие части тела есть у петушка?- Правильно, голова, туловище, хвост, лапы; на голове гребешок и бородка, клюв, глаза.- Узор на хвосте идет рядами сверху вниз и по туловищу. Сначала нужно нарисовать все вертикальные линии. Это лучше сделать тоненькой кисточкой.

Затем линии горизонтальные. А потом поставить точки – вокруг кругов или вдоль уже нарисованных рядов. Рисую схему на доске, показывающую последовательность работы, и предлагаю детям приступить к работе. Напоминаю детям о том, что мы раскрашиваем петушка с двух сторон одинаково, не забываем поворачивать игрушку, узор чередуем.

Советую быть аккуратными, промачивать кисточку о салфетку, краску брать густо.

В: приступайте к раскрашиванию петушка. (После завершения работы дети оставляют петушков на свободном столе для высыхания.)

В: Петушок у нас горластыйПо утрам кричит он здравствуй.На ногах его сапожки,На ушах его сережки.На головке гребешок

Вот какой наш петушок.

Выставка работ
В: ой, какая красота у вас получилась, молодцы ребята!

(Оценка детьми)

Когда высохнут ваши петушки мы положим их в коробочку и отправим к сказочнице, я думаю ей понравятся ваши работы.

А нам пора возвращаться назад в детский сад.

Повторяйте все за мной. Физминутка.

Мы ногами топ-топ, мы руками хлоп-хлоп, мы глазами миг-миг, мы плечами чик-чик, раз сюда, два туда, повернись вокруг себя, раз присели, два привстали, руки кверху все подняли, раз два три четыре превратились в дошколят.

В: Заходим все на ковер –самолет занимаем места пристегиваем ремни безопасности полетели.

Деревенька-невидимка –До того она мала –Утонула в сизой дымке,Притаилась, залегла.Избы, избочки, избушки…Тает Дымково в дымах.

В избах делают игрушки:Куры, барыни в санях,Петушок – и молодица,Конь – и парень молодой,По воду идёт девица –Коромыслице дугой.Презабавные свистульки –На потеху детворе.

Вот растают все сосульки,Потеплеет на дворе –Враз корзины под завязкуПонагрузят млад и стар,На пароме, через Вятку,

Читайте также:  Как правильно заказать курсовую

В город повезут товар.

Рефлексия.

В: ребята от куда мы летим?

Чем там занимались?

Кому помогали?

Вам занятие понравилось? А что понравилось? А что вам показалось трудным?

Ну вот и прилетели.

Занятие закончилось.

Наши петушки.

Источник: https://multiurok.ru/files/nod-po-diekorativnomu-risovaniiu-na-obiemnoi-formi.html

Конспект занятия (Декоративное рисование) Завиток в подготовительной группе

HYPERLINK «https://vk.com/club_sunduk_ru» https://vk.com/club_sunduk_ru

Декоративное рисование

«Завиток»

( по мотивам хохломской росписи)

(подготовительная группа ) Воспитатель : Пермякова В.Н.

Программное содержание. 

Знакомить детей с декоративным творчеством разных народов. Учить выделять композицию, основные элементы, цвет и использовать их в своем рисунке. Закреплять умение свободно и легко концом кисти рисовать завитки в разные стороны.

Совершенствовать разнонаправленные слитные движения руки, зрительный контроль над ними. Развивать эстетические чувства (цвета, композиции). Продолжать учить оценивать выполненные рисунки в соответствии с поставленной задачей.

Материал.

Презентация «Сказ о хохломе»; клип «Хохлома» (группа «Непоседы»); аудиозапись музыки для рисования. Предметы быта, украшенные хохломской росписью, выполненные по мотивам Хохломы. Вырезанные из бумаги контуры разделочных досок желтого, красного, черного и зеленого цветов; краски: акварель, гуашь; палитра; кисти; вода; салфетки; образцы.

Связь с другими образовательными областями.

Знакомство с декоративно-прикладным и современным искусством (ткани, посуда, платки и др.), рассматривание альбомов с хохломской росписью, создание «Музея хохломской росписи».

Ход занятия.

I Организационный момент.

Клип «Хохлома» (группа «Непоседы»).

Здравствуйте ребята я приехала к вам в гости из села Хохлома Нижегородской области. У нас в области есть замечательный музей хохломской росписи там есть много интересных и красивых предметов. Все эти предметы изготовили и расписали наши народные умельцы. Вы бы хотели увидеть их своими глазами. Тогда я вас приглашаю посмотреть фильм «Сказ о хохломе». Присаживайтесь на стульчики.

II Основная часть.

Часть 1

Педагог начинает показывать презентацию «Сказ о хохломе». Дети, вместе с педагогом читают название презентации.

Слайд 1

-Сказ о хохломе. Начинается сказ не про нас, не про вас, а про чудесный рисунок волшебной травы.

Слайд 2

-Рассказывают, жил в древние времена в городе Москве мастер – иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер свое ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса.

Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками.

Слава о великом мастере разнеслась по всей земле.

Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили здесь избы и селились рядом.

Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла.

А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо-художника. Сгорела изба, а самого мастера как ни искали, нигде не нашли.

Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени и чернь пепелища.

Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера – кисть из солнечных лучей.

Такова легенда. Рассказывают её всегда чуть-чуть по-разному, и каждый любознательный сможет прочитать её в сборниках легенд и сказок Нижегородской области. Как и во всякой легенде, в ней много вымысла, но её правда в том, что большое мастерство и большое искусство сохраняются только тогда, когда передаются из рук в руки, от учителя к ученику. Так и случилось с Хохломой.

Слайд 3-7

-Полюбуемся изделиями мастеров Хохломы.

Что вы видите? Опишите словесно какая посуда? ( красивая посуда, яркая , радостная , богатая, красочная!)

-Из какого материала изготовлена эта посуда? (Из дерева.)

-Все ли предметы быта расписаны в одинаково? Знаете ли вы эту роспись? (Хохломская)

Слайд 8-10

-Это – музей хохломской росписи. Сейчас мы пройдемся по залу этого музея. Что же в нем есть?

Слайд 11

-Рассмотрим внимательно изделия хохломы – подносы. Какие основные цвета использовали хохломские мастера для фона? (Красный, желтый, зеленый, черный).

-Каждому цвету придаёт народ свое значение. Красный – огнь, любовь, преданность. Золотой – солнце, свет, тепло. Черный – земля, торжественность. Зеленый – жизнь.

-Травный орнамент, или «травка»,

Так характерен для всей хохломы,

Чудесный рисунок волшебной страны!

Слайд 12

Элементы травной росписи.

-Как вы думаете элементов в росписи мало или много? Конечно много.

“Осочки” — самый простой элемент. Он выполняется легким движением кончика кисточки сверху вниз.

“Завитки” выполняют, как и “усики”, только с легким нажимом в середине элемента.

“Капельки” выполняют, прикладывая кисть к изделию.

“Кустики” изображают непрерывной линией одинаковой толщины, закрученной в спираль.

Слайд 13

Криуль Завитки – простые по форме, а радуют взор.

Богат и наряден чудесный узор.

По золоту фона затейливой змейкой

Орнамент здесь вьётся – попробуй сумей-ка!

Слайд 14

Листики

Пожеланием добра, благополучия и счастья с давних пор на Руси считались изображения цветущих кустов и плодов.

Слайд 15

Ягодки

Хохломские художники называют ягоды ласково, и никогда один и тот же мастер не напишет их одинаково.

Слайд 16

Ягодки смородины

Ягоды смородины, рябины рисуют «тычком» или «ляпушкой» (кусочек овечьей шерсти, обмотанный вокруг палочки), а мы сможем нарисовать их ватной палочкой.

Слайд 17

А вот посмотрите – знакомый сюжет.

Узнали вы сказку? Узнали, иль нет?

-Жар- птицу никто не видел, поэтому каждый мастер рисует её по-своему. Вы уже в аппликации делали уже тоже по своему представлению.

Слайд 18-20

-Хохлома – искусство современное. Ее роспись можно где угодно, на любых предметах.

Слайд 21

-Как вы думаете, кто это? (Мастера росписи.)

Слайд 22

Кисть хохломская! Большое спасибо!

Сказывай сказку для радости жизни!

Ты, как душа у народа, красива,

Ты, как и люди, служишь Отчизне!

Ребята, посмотрите на выставку хохломской посуды, я ни чего не перепутала?

Игра « Убери лишний предмет»

Ребята вы обратили внимания, какой на мне нарядный фартук.

Игра «Найди завиток на моем фартуке».

Молодцы! Вы очень хорошо запомнили элемент хохломской росписи «Завиток»

Часть 2

-А вы бы хотели сегодня поработать мастерами хохломской росписи? Я – главный мастер, а вы – мои подмастерья.

-Сегодня я хочу научить вас рисовать один из элементов «завиток», который очень важен для хохломы. Какой элемент росписи мы будем учится, рисовать ? (завиток). Правильно завиток.

Я хочу напомнить, с чего нужно начинать рисовать.

Набрать гуашь на кончик кисточки и легкими движениями руки, кончиком кисти, рисуем тонкую веточку в одну сторону, в другую сторону.

Вот теперь от веточки рисуем «завиток» с одной стороны, длиннее с другой стороны короче. И так на каждой веточке. Напоминаю, завиток может быть длинным и коротким.

Получается очень красивая роспись. А какими элементами можно еще украсить веточку? (ягодками, листочками, травкой). Кто, из вас хочет дополнить мою веточку. (Ребенок украшает веточку узором по своему желанию).

А теперь, я предлагаю вам самим нарисовать узор хохломы. Но не забудьте: Главный узор росписи — завиток. Расписывать будете досочки. Я привезла для вас заготовки. Предлагаю вам выбрать фон доски красный, желтый, черный. Выбирайте, чем вы будете работать и присаживайтесь.

Подумайте, какие цвета гуаши вы будете использовать в работе. Какой цвет будет ярче выделяться на фоне досочки.

Давайте возьмем в руки сухую кисточку и попробуем выполнить движения в воздухе, а теперь на доске, как будто вы рисуете легко без нажима веточку в одну сторону, в другую. А от нее завиток. Теперь наберите гуашь на кончик кисточки и начинайте расписывать досочку.

Дети рисуют под музыку.

III Итог

Анализ

Какие замечательнее росписи у вас получились. Все доски такие красивые. Давайте устроим выставку ваших работ. Я помогу вам в этом. Пусть все дети детского сада приходят к вам на выставку и любуются вашими произведениями.

Источник: https://freedocs.xyz/docx-457912853

Конспект итогового занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе «Спешим на помощь городецким мастерам»

Автор:

Ламкова Елена Александровна
педагог дополнительного образования
МБДОУ №84 «Одуванчик»
ХМАО-ЮГРА г.Сургут

Цель:

-Прививать любовь к русскому народному прикладному искусству

 ( городец).

-Закреплять знания детей об этом виде искусства.

-Закреплять умение выполнять узор на объемных формах (деревянные дощечки).

Читайте также:  Образование в другой стране

-Развивать память, творческие способности детей, чувство цвета, композиции, мелкую моторику пальцев рук.

-Активизировать словарь: «Городецкая роспись», бутон, розан, купавка, оживка,  разживка, подмалевок.

Материал: гуашь, белила, палитры, кисти № 2, № 5, доски  разделочные деревянные, ноутбук, запись послания  Сказочницы, музыкальное сопровождение.

Ход:

Воспитатель: Ребята. послушайте снова звучит волшебная музыка… А это значит, что волшебный экран снова приглашает нас в сказку. Давайте посмотрим. Что же там….

(дети подходят к ноутбуку и смотрят теле – письмо):

Сказочница: Здравствуйте мои хорошие девочки и мальчики. Вы меня узнали? Я сказочница. Прослышала я добрую весть о вас.  Знаю, что вы ребята, мастера умелые и росписи все народные знаете.

В нашем тридевятом царстве, тридесятом государстве случилась беда. Поселился в наших краях злой волшебник Кощей Бесцветный. Уж очень он не любил красоту и яркие краски. Все он перекрашивал в серый и черный цвет. Было у него волшебное зеркало. Глядя в него, он видел все, что делается в нашей сказочной стране.

Как-то раз заглянул он в свое сказочное зеркало и увидел: среди всей серости красивый город Городец. А жили в нем мастера-умельцы. Все в этом городе переливалось яркими красками. И люди лам были веселыми и радостными. Ах, как рассердился Кощей Бесцветный: не бывать такой красоте на земле русской.

Напустил он серой краски и город стал мрачным и унылым, а люди грустными и несчастными. А самое страшное, что он стер их память – они забыли свое дело. Забыли чудесную городецкую роспись. Так и останется все серым и унылым, если вы нам не поможете. А чтобы чары Кощеевы развеялись, нужно чтобы мастера вспомнили свою Городецкую роспись.

Если вы что-то знаете о городецкой росписи, отправьте нам свою весточку. Запоминайте адрес: тридевятое царство, тридесятое государство город мастеров «Городец», бабушке сказочнице.

Воспитатель:

Ребята, вы согласны помочь мастерам? А как мы можем послать весточку? (письмом, по телефону, голубями).

А можем мы послать видеописьмо?  Тогда садитесь поудобнее, вспоминайте все, что вы знаете о Городецкой росписи и начнем письмо записывать. 1, 2, 3- огонек гори.

(воспитатель включает видеокамеру)

Воспитатель: Здравствуй, бабушка сказочница, высылаем тебе видеописьмо с рассказом о городецкой росписи. Ребята, скажите:

-Почему роспись называется Городецкой?  (мастера жили в городе Городец, поэтому роспись и называется городецкой).

-Какие предметы расписывают Городецкой росписью? (деревянную посуду, игрушки, мебель).

-Из каких элементов состоит Городецкая роспись? (Розан, купавка, бутон, оживка, разживка, листья).

-Что кроме цветов изображается в Городецкой росписи? (кони, птицы).

-Какие цвета используются в росписи?

-Что такое «оживка»? Для чего она нужна?  (штрихи на элементах узора белым краской, оживляют, освежают рисунок).

-Что такое «разживка»? Для чего она нужна? (штрихи на элементах узора черной краской, делают рисунок ярким, более выразительным).

-Как правильно составить городецкий узор? Что сначала нужно сделать, а что потом?

*решить как расположить узор;

*сделать подмалевок;

*нарисовать листья,

*прорисовать цветы;

*нанести «оживку»;

*нанести «разживку».  (видеокамера выключается)

Ребята, а давайте вместе с видеописьмом в подарок мастерам  пошлем и   дощечки, расписанные городецкой росписью, чтобы этот прекрасный город украшали и наши работы. Вы согласны, ну тогда за работу.  (дети берут дощечки и приступают к рисованию).

Физминутка: Ах, как славно мы работаем, давайте немного разомнемся, да повеселимся.

Бабушка кисель варила                     имитируют движение ложки в кастрюле

На горушечке,                                   руки кверху домиком

В черепушечке,                                  ладошки  перед собой друг на  друге

Для Андрюшечки.                                

Летал, летал соколок,                         пальцы рук скрестили, поднимают

Через бабушкин порог.                     вверх-вниз

Вот он крыльями забил,                     похлопывания ладошками по бедрам

Бабушкин кисель разлил.                   разводят руки в разные стороны

Плачет бабка ай- яй — яй,                      кулачки возле глаз

Нету, нету киселька

На горушечке,                                    руки кверху домиком

В черепушечке,                                   ладошки  перед собой друг на  друге

Для Андрюшечки.                                

Не плачь бабка, не рыдай                   грозят пальцем

Мы наварим киселька,

Чтоб была ты весела.

                                ***                               ***                      ***

Пышка сметанная,                         рука на руке

Корочка румяная.                         поглаживание рук от кисти к локтю

В печи она сидела,                        руки на поясе

На нас она глядела.                       указательные пальцы  у глаз

Пыхтела, пыхтела,                         руки на поясе — приседания

И в рот залетела                            указательные пальцы  у рта.

                                         ***                               ***                      ***

А та та та та та та,                                              руки гребенкой

Пожалуйте решета.                                            вывороты в разные

Мучки посеять. пирожки затеять.                     стороны

А для милой лапушки,                                      Поглаживания от пальцев

Затеем оладушки                                                к локтям

Испекем блинка,                                               хлопают в ладоши

Накормим сынка                                             рука у рта имитация кормления.

Ребята, давайте посмотрим, что же у нас получилось.

-Расскажи, какие элементы росписи ты использовал? (2 ребенка)

-Аккуратно ли выполнены работы?

— Выберите работы, где розаны нарисованы аккуратно. (3 детей)

-Выберите работы, где оживки  и разживки нарисованы аккуратно. (2 детей).

-Почему ты выбрал эту работу?

— Как нарисованы линии?

-Какое качество работы?

-Что в ней положительного?

Ох, и хороши получились наши дощечки. Думаю, мастерам они тоже понравятся.  Как только они высохнут, отправим их вместе с видеописьмом сказочной почтой в тридевятое царство. Как увидят мастера наши работы, вмиг чары Кощеевы развеятся.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал: — Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;

— Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Источник: http://tmndetsady.ru/metodicheskiy-kabinet/konspektyi-istsenarii/news2268.html

4. Методические рекомендации по декоративному рисованию в подготовительной группе (седьмой год жизни ребенка)

Работа с детьми этой группы проводится при постепенном усложнении материала, данного в предыдущий год.

Задачи обучения детей седьмого года жизни декоративному рисованию следующие:

— развивать чувство композиции: учить составлять узоры на плоских и объемных формах в зависимости от их особенностей и назначения предмета;

— развивать чувство цвета: учить использовать разнообразные цвета с их оттенками в различных сочетаниях;

— учить видеть особенности разных видов народной декоративной росписи, использовать в рисунках отдельные элементы народных орнаментов;

— совершенствовать технические навыки рисования красками и карандашами.

В подготовительную группу приходят дети, знакомые с основными принципами построения узора на округлых и прямоугольных формах. Им предлагаются новые формы — прямоугольник и многоугольник и различные плоскостные формы предметов — вазы, кувшины, чашки, рукавички, шапки и т. п.

Эти предметы не имеют правильной геометрической формы, и узор на них требует применения разных принципов (например, на кувшине по краю горлышка — линейный орнамент, на округлой части — узор из центра). Усложняется и понятие о симметрии.

Кроме расположения одинаковых форм направо и налево, дети знакомятся с зеркальным отражением, где части узора соответственно меняют свое положение.

Затем дети осваивают еще один прием заполнения всей формы однородным узором по принципу сетчатого орнамента — повторение и чередование элементов в шахматном порядке. Дети рисуют различные узоры для тканей, кукольных платьев.

Узор на треугольнике строится не только по краю и в углах, а может начинаться из одного угла и распространяться на весь треугольник. В этом случае используется форма не равностороннего треугольника, а равнобедренного с прямым или тупым углом. Ребята рисуют на них всевозможные узоры косынок.

Для создания узора они учатся использовать элементы природных форм (растений, животных). Дети подготовительной к школе группы могут применять в своем узоре элементы народных декоративных росписей, сохраняя основной стиль.

Педагог должен учить детей по образцам народного искусства рисовать завитки, сочетать крупные и мелкие формы, украшать их мелким травчатым узором, использовать цвета в определенном сочетании, свойственном данной росписи (хохломская, дымковская, украинская и другие росписи).

Кроме росписи глиняных игрушек по образцу дымковских, дети могут раскрашивать блюдца, тарелочки, стаканчики из папье-маше по мотивам хохломской или жестовской росписи.

В подготовительной группе ребята учатся использовать не только краски, но и цветные карандаши.

В более младших группах карандаши применялись только в тематическом рисовании, так как дети не могут достигнуть в рисунке карандашом нужного цветового эффекта, который так важен в декоративном узоре.

Технические трудности в аккуратной равномерной яркой штриховке отняли бы слишком много внимания и сил детей.

В подготовительной группе у детей уже есть определенные навыки, и они могут использовать карандаш для получения разных оттенков, создавая узор одним цветом.

Например, каждый ряд лепестков цветка от центра заштриховывается карандашом с разным нажимом. Дети приучаются видеть красоту не только ярких сочетаний, но и более нежных, спокойных и в то же время приятных для глаза.

Эта задача решается в подготовительной группе как при рисовании карандашами, так и красками.

Источник: http://ped.bobrodobro.ru/7058

Ссылка на основную публикацию