Амонашвили шалва александрович

Шалва Александрович Амонашвили

Ректором Академии является профессор Шалва Александрович Амонашвили.

Он доктор психологических наук, академик Российской Академии Образования, иностранный член Академии Педагогических  Наук Украины, почётный доктор Софийского Университета имени  Климента  Охридского, руководитель Международного Центра Гуманной Педагогики, лауреат премии Правительства РФ, «Рыцарь Гуманной Педагогики», «Рыцарь  детства».

Награждён медалями: «К.Д.Ушинского, «Учитель Великой России».

Организатор ежегодных Международных Педагогических Чтений.

Шалва Александрович автор следующих книг:

  • «Педагогическая симфония» («Здравствуйте, дети!» «Как вам живётся, дети?», «Единство цели»);
  • «Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников»;
  • «В школу с шести лет»;
  • «Размышления о гуманной педагогике»;
  • «Школа Жизни»;
  • «Вера и любовь»;
  • «Исповедь отца сыну»;
  • «Письма к дочери»;
  • «Баллада о воспитании»;
  • «Истина Школы»;
  • «Без  сердца что поймём?»;
  • «Спешите, дети, будем учиться  летать!»
  • «Почему не прожить нам жизнь героями духа»

А также он автор художественных произведений: «Амон-Ра», Саломея», «Вся Земля ждёт нас», «Свет во тьме», «Рука ведущая».

Шалва Александрович развивает идеи духовного гуманизма и утверждает их в педагогической теории и практике.

Проводит семинары для учителей, воспитателей, школьных психологов, работников образования по системе гуманно-личностного подхода к детям в образовательном процессе.

Основал более двухсот центров и лабораторий гуманной педагогики в России, на Украине, в Белоруссии, Киргизии, Казахстане, Латвии, Литве, Эстонии. Является научным руководителем ряда экспериментальных школ.

Краткая биографическая справка

Родился 8 марта 1931 года в Тбилиси. Окончил Тбилисский государственный университет, факультет востоковедения. Педагогическую деятельность начал пионервожатым в 1952 году, будучи студентом  второго курса. В 1958 году закончил аспирантуру при НИИ педагогики им. Я.С.

Гогебашвили  и защитил кандидатскую диссертацию по педагогике в 1960 году. В 1972 году защитил докторскую диссертацию по психологии на Учёном Совете Института общей и педагогической психологии АПН СССР.

В 1985 году был  избран членом-корреспондентом, а в 1989 году — действительным членом АПН СССР.

С 1958 года по 1991 год работал в НИИ педагогики Грузии — лаборантом, научным сотрудником, учёным секретарём, заведующим лабораторией, заместителем  директора, директором, генеральным директором Научно-производственного педагогического объединения.

В 1989 — 1991 годах был народным депутатом СССР, членом Верховного Совета СССР.

С 1991 по 1998 год заведовал кафедрой начального образования в Педагогическом университете им. С.С.Орбелиани г. Тбилиси.

С 1998 года по сей день работает заведующим  лабораторией гуманной педагогики в ГОУ  ВПО  Московский городской педагогический  университет (МГПУ).

Источник: https://xn--80aagyardii6h.xn--p1ai/amonashvili/

«Гуманная педагогика в 12 цитатах Шалвы Амонашвили»

Редактор Мамсила<\p>

Шалва Амонашвили, грузинский педагог и психолог, награжден Почетным званием «Рыцарь детства» за свои новаторские идеи, которые сложились в гуманную педагогическую систему.

Несмотря на резкую критику со стороны приверженцев авторитарного стиля воспитания, Шалва Александрович верен своим убеждениям: любить и понимать детей, уважать их личность и подпитывать детскую любознательность.

«Если доверили тебе ребенка на воспитание, то верни его крылатым». «В воспитании детей не допустимы ложь, грубость и насмешка». «Суть детской дисциплины заключается не в подавлении шалостей, а в преобразовании их». «Дорисовывайте» своих детей и друг друга.

Общайтесь с ребенком так, словно он уже сейчас такой, каким вы хотите его видеть. Ищите в нем хорошее и регулярно это подмечайте. Перед сном вы садитесь рядом с ним и говорите: «Я не ожидал, что ты такой щедрый  –  можно тебя за это поцеловать?».

Девяносто процентов нашей жизни управляется подсознанием, и каждая подобная фраза  – это штрих, которым мы буквально дорисовываем подсознание человека. В будущем этот человек станет таким, каким вы его видели уже сейчас. Дорисовывайте мужа или жену, друзей, коллег. Преувеличивайте.

Мы ведь все любим комплименты и добрые слова. Так вы поливаете семена нравов других в будущем».

«Научите детей быть внимательными. Без внимательности, наблюдательности трудно учиться, узнавать новое, открывать законы, воспринимать мир во всей его красоте. В воспитании первое место принадлежит восприятию красоты. Научите ребенка видеть и слышать прекрасное».

«Грубость унижает человека. Следует всеми силами искоренять жестокость и грубость. Дети не жестоки, пока они не столкнутся с первой жестокостью по отношению к себе. Лишь немногие готовы сами противостоять потоку темного хаоса».

«Ребенок может все! Для этого важно не запрещать ему что-то делать, а лучше перевести его внимание на более привлекательное и полезное. Многие взрослые навязывают детям игры по своему усмотрению, вместо того, чтобы наблюдать, куда устремляется внимание ребенка.

Дети любят разбирать игрушки, чтобы применять их по-своему» 8. «Любовь близких не должна подавлять ребенка, важно, чтобы создавались условия для развития духовных сил и способностей. Важно разумно сочетать нежность любви с суровостью долга». 9. «Дети от рождения несут в себе добрые намерения.

Ребенок не зол, но он очень быстро может усвоить дурные привычки»

10. «Всякая школа, прежде всего, должна показать человеку то, что в нем есть самого драгоценного, заставив его познать себя частицей бессмертного и живым органом мирового, духовного развития человечества. Без этого все фактические познания – иди они даже до глубочайших математических и микроскопических исследований – не только не принесут пользы, но нанесут положительный вред самому человеку, хотя, может быть, и сделают его полезной, а иногда и очень вредной машиной в общественном устройстве». 11. «Нельзя было бы строить настоящую педагогику, не будь детских шалостей, не будь озорников. Они дают пищу для того, чтобы педагогическая мысль двигалась дальше и чтобы воспитатели были постоянно озабочены необходимостью думать творчески, проявлять новаторство, педагогическое дерзание. Какая скука для педагога заниматься с детьми, имеющими сознательность и поведение умудренных жизненным опытом взрослых!» 12. «Каждая мать, подходя к колыбели ребенка, скажет первую формулу образования: «Ты все можешь».

Источник: https://mamsila.ru/post/1486-gumannaya-pedagogika-v-12-citatah-shalvy-amonashvili

Амонашвили Шалва Александрович — российский педагог и психолог

Амонашвили Ш.А. – знаменитый российский педагог, психолог, ученый-новатор в сфере педагогической психологии.

Он ведет педагогическую работу с детьми, основываясь на гуманно-личностном подходе, который является синтезом философии, педагогики сотрудничества и основ бытия.

Его методика обучения и воспитания направлена на личностное развитие детей, построение доверительных и уважительных взаимоотношений между детьми, педагогами и родителями.

Шалва Александрович родился в $1931$ году в Грузии в городе Тбилиси. Амонашвили окончил Тбилисский университет и стал членом НИИ педагогики Грузии, где и проработал до $1991$ года.

В $1958$ году он закончил аспирантуру, а в $1960$ году защитил диссертацию по педагогике, но от которой впоследствии отказался, так как она входила в противоречие с его новыми педагогическими взглядами.

Именно в это период он занимался исследованием и обобщением религиозных первоисточников, педагогических трудов знаменитых педагогов и психологов. На базе этого им была создана новая гуманная педагогика.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

В $1961$ году началось первое в качестве эксперимента внедрение его разработок в тбилисской «Школе радости» с шестилетними детьми. Целью эксперимента было воспитание гармоничных членов общества. Начиная с $1964$ года, Шалва Александрович участвовал и руководил экспериментом по внедрению педагогической системы «Гуманно-личностный подход к детям в образовании» во многих школах Грузии.

В $1972$ году он получил степень доктора наук по педагогической психологии в Московском институте педагогической психологии и начал преподавать в московской школе, превратив ее из отстающих в процветающую всего за два года.

В $1980$ году Амонашвили стал профессором Московского педогогического университета. С $1987$ года по совместительству занимает должность гендиректора экспериментального НПО Министерства образования Грузии.

С $1993$ года он активно включился в проект «Школа $2100$». Но ВНИК закрыли, а разработки остались не нужными, при этом основа будущих изменений в образовании была положена.

С $2001$ года Шалва Александрович возглавляет в Москве Международный Центр Гуманной Педагогики при центре Рерихов. Деятельность этого ученого признана во многих странах мира.

Гуманная педагогика Амонашвили

Замечание 1

Амонашвили стал первым педагогом-новатором, провозгласившим педагогику сотрудничества, синтезировавшим педагогический опыт предшественников и современников. Педагогика Амонашвили не надламливает ребенка, не изменяет, а полностью принимает.

Шалва Александрович придерживается следующих принципов в работе с детьми:

  • любовь к ребенку;
  • очеловечивание среды жизнедеятельности ребенка, обеспечение его душевного комфорта и равновесия;
  • проживание в ребенке своего детства, вникание в его жизнь, получение его доверия.

В результате использования данных принципов педагог начинает чувствовать детей, а у детей рождается доверие к нему.

Соответственно, педагогический процесс становится эффективным, так как ученики уверены, что всегда смогут получить ответ на заданный вопрос.

Ответ педагога затрагивает глубинные чувства детей и стимулирует у них интерес к явлениям действительности. Это самый надежный путь к саморазвитию и многостороннему познанию ребенка.

Амонашвили полагает, что эффективность воспитания и обучения полностью зависит от личности педагога, который должен:

  • понимать детей и их позицию, быть снисходительным;
  • верить в результат и быть деятельным оптимистом;
  • обладать лучшими личностными качествами.

При выполнении этих условий ребенок превращается в соратника в процессе своего воспитания, а учитель является проводником между духовностью и ребенком.

Гуманность по отношению к детям, вера в них провоцируют детское саморазвитие. Дети вступают в сотрудничество с педагогом, а он в свою очередь их энергию направляет на эффективное познание.

Амонашвили придерживается мнения, что нет отстающих детей. Их надо просто любить, а воспитанием с ними заниматься в подходящей духовно-нравственной среде, создаваемой учителем.

В школах Шалвы ставятся следующие задачи:

  • подтолкнуть ребенка к культурному саморазвитию;
  • сделать занятия познавательными, развивающими коммуникацию, позволяющими детям взрослеть;
  • перенаправить умело энергию детей на занятия;
  • постоянно подстегивать детский познавательный инстинкт.

В его школах отсутствует оценочная система, унижающая достоинство ребенка. Детские успехи не сравнивают. Ребенок соревнуется исключительно сам с собой и с собственными достижениями. В результате этого исчезает соперничество, которое заменяется взаимопомощью и взаимовыручкой. Дети учатся радоваться чужим успехам.

Учеников в таких школах привлекают к выстраиванию учебного процесса. Ребята сами составляют задания, пишут собственные учебники и организуют уроки.

Познание проходит на добровольной основе и высочайшем духовном уровне.

В процессе обучения педагог-гуманист не просто дает знания, а помогает в освоении моральных и духовных ценностей общества, в понимании целостности взрослой жизни и жизни ребенка.

Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/amonashvili_shalva_aleksandrovich/

Ш. А. Амонашвили

Педагог и психолог, специалист в области гуманно-личностной психологии и педагогики в начальной школе. Доктор психологических наук, профессор, почетный академик Российской академии образования, руководитель Международного Центра гуманной педагогики и Лаборатории гуманной педагогики при Московском городском педагогическом университете.

Шалва Александрович Амонашвили — автор научного направления, известного в мире как «Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе». Его перу принадлежат десятки педагогических, психологических и художественных произведений. В настоящее время он возглавляет одноименный Издательский Дом и совместно с академиком Д. Д. Зуевым издает 100-томную «Антологию гуманной педагогики».

Читайте также:  Высказывания участников форума «умная школа»

Шалва Александрович Амонашвили — лауреат Государственной премии Российской Федерации, иностранный член Украинской академии педагогических наук, почетный доктор Софийского университета им. Св.

Климента Охридского (Болгария); В 2008 году Шалва Александрович был награжден в составе группы авторов — создателей образовательной системы «Школа 2100» Премией Правительства РФ в области образования — за цикл трудов «Образовательная система нового поколения (теоретические основания и опытно-экспериментальное осуществление)».

Факты биографии

Шалва Александрович Амонашвили родился в 1931 году в г. Тбилиси (Грузия). Окончил востоковедческий факультет Тбилисского университета. С 1983–91 гг. он возглавлял НИИ педагогики МП Грузинской ССР, с 1987 он — генеральный директор Экспериментального научно-педагогического производственного объединения MHO Грузии.

Педагогический эксперимент по исследованию развивающего обучения начался ещё в 60-е годы прошлого века в Грузии — в Тбилиси, в лаборатории экспериментальной дидактики, руководил которой Барнаб Иосифович Хачапуридзе.

В этой работе участвовал молодой педагог Шалва Амонашвили.

Вот несколько слов Шалвы Александровича об этом этапе его педагогической деятельности: «Была поставлена задача — уйти от авторитаризма… Я отучался кричать, наказывать, смотреть на детей сверху вниз, старался не ущемлять их чувство собственного достоинства… Дети начинали всё больше мне доверять, спешили поговорить и поспорить со мной».

В 60 — 70-х годах Шалва Александрович возглавил массовый эксперимент в школах Грузии, который обрел известность по всему миру под названием ««Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе».

Первым проектом Амонашвили была «Школа радости» в Тбилиси. В ней в 1961 году он первым в СССР начал эксперимент по работе с детьми-шестилетками.

Цель эксперимента была одна — вырастить просто хороших людей, и Шалва Александрович считает, что она была достигнута.

В начале педагогической деятельности Амонашвили дали самую ужасную школу в Москве, куда «ссылали» всех отстающих детей. За два года он превратил её в образцовое учебное заведение.

Когда в школу пришла министерская комиссия с проверкой, чиновники были изумлены произошедшей переменой.

Все спрашивали: а где же недоразвитые дети? На что Амонашвили отвечал, что детей надо любить и с ними заниматься, тогда в них расцветают чудесные цветы талантов.

В 1988-89 году Шалва Александрович работает вместе с А. А. Леонтьевым в уникальном коллективе — ВНИК «Школа». Перед содружеством учёных поставлена историческая задача: создать научно-методологические основы образовательной системы нового поколения, системы, которая обеспечила бы стране образование будущего.

К сожалению, в связи со сменой руководства в образовании ВНИК закрылся, а подготовленные им материалы были не востребованы. Но основы методологической платформы образовательной системы будущего были определены. С 1993 года Ш. А.Амонашвили принимает активное участие в работе объединения «Школа 2100», возглавляемого А. А. Леонтьевым, которое продолжило идеи ВНИК «Школа».

Шалва Александрович принимает участие в подготовке основных документов, вписывает свою концепцию гуманной личностно  ориентированной педагогики в общую схему Образовательной системы «Школа 2100». После смерти Алексея Алексеевича Леонтьева становится одним из научных руководителей  этой образовательной системы.

Одновременно Шалва Александрович Амонашвили руководит Лабораторией гуманной педагогики при Московском городском педагогическом университете, он — глава Издательского Дома Шалвы Амонашвили.

Область научных интересов

Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе, идеи гуманной педагогики в истории человеческой мысли, оценочная основа педагогического процесса, жизнь ученика, личность учителя.

Основной постулат учительской философии Амонашвили заключается в следующем: «Каждый ребенок пришел в этот мир не случайно: он рождается потому, что должен был родиться, он пришел как бы на зов людей.

У него своя жизненная миссия, которой мы не знаем, может быть, великая, и для того он наделен величайшей энергией духа. И наш долг — помочь ему выполнить её».

Отношения «учитель — ученик», по Амонашвили, состоят в том, что «ребенок может всё, а учитель должен сам верить в эту формулу и внушать её ребенку».

Основа основ в школе Амонашвили — «уроки духовной жизни». Ради чего мы живем? Что такое жизнь и как она могла возникнуть? Что такое любовь? Что такое бессмертие? Первый принцип — это любить ребенка.

Учитель должен излучать человеческую доброту и любовь, без которых невозможно воспитать гуманную душу в человеке.

Ребёнок становится счастливым, как только ощущает, что учитель его любит, любит искренне и бескорыстно.

Наиболее полный ответ на вопрос «Что такое гуманная педагогика?» мы находим у Шалвы Александровича: «Эта педагогика принимает ребенка таким, какой он есть, соглашается с его природой. Она видит в ребенке его безграничность, осознает его космичность и ведет, готовит его к служению человечеству на протяжении всей жизни».

Клятва учителя (от Ш. А. Амонашвили)

Я — Амонашвили Шалва Александрович, добровольно выбрав профессию Учителя и находя в ней свое призвание, глубоко сознавая свою причастность к сохранению и процветанию жизни на Земле, с полной ответственностью принимая на себя заботу о судьбе Ребёнка, о судьбах детей, клянусь:

Обязуюсь постоянно и усердно заботиться:

Клянусь:

Список основных трудов

  • «Обучение. Оценка. Отметка», 1980.
  • «Здравствуйте, дети!», «Как живете, дети?», «Единство цели»: Педагогическая трилогия, 1983–1986.
  • «Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников», 1984.
  • «Основы формирования навыков письма и развития письменной речи в начальных классах», 1970.
  • «Созидая человека», 1982.
  • «В школу с шести лет», 1986.
  • «Размышления о гуманной педагогике», 1996.
  • «Школа Жизни». Трактат о начальном образовании, 1996.
  • «Гуманно-личностный подход к детям», 1998.
  • «Личностно-гуманная основа педагогического процесса», 2000.
  • «Улыбка моя, где ты?».
  • «В чаше ребенка сияет зародыш зерна культуры».
  • «Баллада о воспитании».
  • «Исповедь отца сыну».
  • «Спешите дети, будем учиться летать!».
  • «Без сердца что поймем?».
  • «Почему не прожить нам жизнь героями духа?».
  • «Тайна Альбрехта Дюрера III–IV классы».
  • «Школа жизни».
  • «Истина Школы».
  • «Рука Ведущая».

3.151544625000

Источник: http://school2100.com/school2100/advisers/sa_amonashvili/

Шалва Александрович Амонашвили

Шалва Александрович Амонашвили родился в 1931 году в городе Тбилиси в Грузии. Закончил востоковедческий факультет Тбилисского университета.

В 70-х годах он возглавлял массовый эксперимент «Гуманно-личностный подход к детям в воспитательном процессе» в школах Грузии. Этот эксперимент получил широкий отклик по всему миру.

Амонашвили является автором десятков книг, переведенных на многие языки: «Здравствуйте, дети», «Единство цели», «Размышления о гуманной педагогике», «Школа жизни», «Исповедь отца сыну», «Письма к дочери», «Истина школы» и др.

Шалва Александрович Амонашвили проводит большую деятельность по распространению идей гуманной педагогики, проводит семинары с учителями России и стран СНГ, также в странах Балтии. Основал свыше 150 лабораторий гуманной педагогики в этих странах.

Вместе с академиком Д.Д.Зуевым издает «Антологию Гуманной Педагогики». Его система «Школы Жизни» рекомендована Министерством образования РФ для применения на практике.

В настоящее время Шалва Александрович Амонашвили: Доктор психологических наук. Профессор. Академик Российской Академии Образования. Действительный иностранный член Академии Педагогических Наук Украины. Почетный доктор Софийского Университета имени Святого Климента Охридского.

Почетный профессор Тюменского, Дагестанского, Уральского (Казахстан), Нефтекамского государственных университетов, Новосибирского, Челябинского, Самарского и других педагогических университетов. Руководитель Международного Центра Гуманной Педагогики. Организатор ежегодных Международных Педагогических Чтений.

Руководитель Лаборатории гуманной педагогики при Московском Государственном Педагогическом Университете. Глава Издательского Дома Шалвы Амонашвили. Научный руководитель экспериментальных школ № 200, № 1607, № 1715 г.Москвы и №38 г.Санкт-Петербурга. Международным Общественным Жюри признан «Рыцарем Гуманной Педагогики», награждён золотым значком «Сердце и лебедь».

Международная Ассоциация Детских Фондов наградила Амонашвили почетной золотой медалью имени Льва Николаевича Толстого. Почетный доктор Софийского Университета имени Святого Климента Охридского.

Гуманная педагогика

Внешние ссылки:

Видео

1) О фундаментальных допущениях в Гуманной Педагогике

2) Духовная суть ребенка.Часть 1 

3) Духовная суть ребенка.Часть 2

4) О движущих силах природы в Ребенке

5) О базовых понятиях в ГП. Часть 1. Школа.

6) О базовых понятиях в ГП. Часть 2. Школа

7) О базовых понятиях в ГП. Часть 3. Учитель

8)Мастер-класс «Тайна славянской азбуки»1

9)Мастер-класс «Тайна славянской азбуки»2

10)Мастер-класс «Тайна славянской азбуки»3

11)Мастер-класс «Тайна славянской азбуки»4

12)Мастер-класс «Тайна славянской азбуки»5

Беседа о природных силах ребёнка.

Видео «Шалва Амонашвили».

Страница о Ш.А. Амонашвили.

Интервью:

«Невозможно найти миллион учителей и всех сделать новаторами». (Гуманитарные технологии в социальной сфере)
«Вслед за человеком разумным приходит человек духовный». (Столетие)
Интервью Российской газете.
«Педагог — художник жизни».

(Амурская правда)
ЕГЭ должен уйти (Издательская группа «Номер один»)
«Утверждающий — богат, отрицающий – беден». (Грани эпохи)
«Урок — это когда ребёнок набирает света». (Моя Удмуртия)
Доброта и строгость в школьном классе глазами педагога-гуманиста. (НООС)
«Мы живем правдами, мы любим друг друга».

(1 сентября)
«Понятие духовности — четвертое измерение сознания учителя». (Вечерний Новосибирск)

Источник: http://vp-ch.ru/amonashvili

Педагог Амонашвили Шалва Александрович :

Шалва Амонашвили – выдающийся учитель, профессор, доктор психологических наук, академик АПН СССР и РАО. Получил известность в преподавательской среде как автор уникальной системы работы со школьниками, названной «Гуманная педагогика».

Биографическая справка

Родился Амонашвили Шалва Александрович в столице Грузии, Тифлисе, 8 марта 1931 года. Отец, Александр Дмитриевич, погиб на фронте в 1942 году, поэтому вся тяжесть воспитания легла на плечи матери – Марии Ильиничны.

По окончании школы Шалва Александрович поступает на факультет востоковедения Тбилисского госуниверситета. Попав на 2 курсе вожатым в пионерлагерь, он понял, что его призвание – учить детей. В 1958 году Амонашвили заканчивает аспирантуру НИИ педагогики, а два года спустя защищает кандидатскую. В 1972-м становится дипломированным психологом, защитив докторскую диссертацию.

Профессиональная деятельность

Своими учителями ученый считает таких выдающихся гуру как Хачапуридзе, Гогебашвили, Ушинский, Коменский, Руссо. Сегодня в один ряд к ним можно поставить и самого Амонашвили Шалву Александровича.

Педагогическую деятельность начал в Грузии, затем переехал в Москву, где активно перенимал опыт и щедро делился своим с такими же талантливыми преподавателями. Особенно ученый сдружился с будущим академиком АПН СССР Давыдовым. Система гуманной педагогики, разработанная Шалвой Александровичем, хоть и приносила выдающиеся результаты, жестко критиковалась официальными органами.

С конца 1950-х до начала 1990-х Амонашвили работал в Научно-исследовательском институте педагогики Грузинской ССР, где прошел путь от простого лаборанта, до гендиректора Научно-производственного педагогического объединения.

В 1989 году, благодаря выдающимся заслугам, ученого избирают народным депутатом СССР, которым он был до развала страны.

Проработав 8 лет на кафедре начального образования Тбилисского педуниверситета, в 1998 году Шалва Амонашвили перебирается в Московский городской педуниверситет, где ему предложили возглавить лабораторию гуманной педагогики.

Заслуги уважаемого учителя не остались незамеченными. С 1985 года он являлся действительным членом АПН СССР, с 1993-го – Российской академии образования.

Профессор ведет активную просветительскую деятельность, выступает в школах, научных центрах, университетах, издает книги и альманах. Часто бывает в Украине, где его система весьма популярна.

Впрочем, часть специалистов критически относятся к его идеям и подходам, что нормально для академической среды.

Педагогика Шалвы Амонашвили

В чем секрет феномена преподавателя и ученого из Грузии? Почему одни учителя его боготворят, а другие считают чуть ли не сектантом? Гуманная педагогика Шалвы Александровича призывает к пробуждению сердца, развитию интуиции, уделяет внимание творчеству, фантазии, свободному самостоятельному мышлению школьников с самого первого класса.

Цель гуманной педагогики простая и величественная – воспитание благородного человека, высокодуховного, культурного, этичного. Который стремится к совершенствованию и расширению познания. Который ставит перед собой задачу принести как можно больше пользы окружающим и направляет свой талант на служение общему благу.

Читайте также:  Оптимальные условия для достижения целей воспитательного процесса.

Кстати, идеи гуманной педагогики не новы. Они отражены в творческом наследии Пирогова, Макаренко, Сковороды, Сухомлинского, Льва Толстого, Ушинского, Коменского, Узнадзе, Гессена, Песталоцци и многих других выдающихся учителей. Но Амонашвили предоставил им современное звучание, связал с проблемами сегодняшнего дня, разработал соответствующие методики и рекомендации.

Новаторство

Шалву Амонашвили по праву называют педагогом-новатором. Каким-то шестым чувством он ощущает детей, вселяет в них уверенность, раскрепощает, а те отвечают доверием и любовью.

Уроки выдающегося учителя в корне отличаются от скучного повествования многих преподавателей. Он контактирует с аудиторией, привлекает внимание детей к себе и, соответственно, к излагаемому материалу.

Учебный процесс сопровождается разминкой и релаксацией.

Недаром Международная Ассоциация Детских фондов удостоила его почетной золотой медали имени Льва Толстого, и это далеко не единственная награда. Но самой почетной Шалва Александрович считает благодарные глаза своих воспитанников.

Названия авторских программ говорят сами за себя: уроки любви, мудрости, терпения, увлечения. Опираясь в основном на творчество, они дают толчок к раскрытию личности. Амонашвили говорит о том, что дети любят трудности, поэтому надо опережать события, чтобы стать для них действительно помощником.

Он предлагает ученикам задания, которые заставляют задуматься даже взрослых. А дети через несколько минут уже выдают ответы. Он — сторонник домашних заданий, но задает он их не детям, а семье — родители решают задачки вместе со своим чадом.

Педагог убежден, что с помощью взрослого ребенок становится умнее.

Книги

Шалва Амонашвили выразил свои мысли и наблюдения в многочисленных трудах, ставших настольными книгами для многих учителей. Отметим некоторые из работ:

  • 1982: «Созидая человека».
  • 1986: «Как живете, дети?»
  • 1987: «Единство цели».
  • 1986: «В школу – с 6 лет».
  • 1996: «Школа жизни».
  • 2003: «Улыбка моя, где ты?»
  • 2006: «Истина школы».
  • 2009: «Вера и любовь».
  • 2009: «Рука водящая».
  • 2010: «Опыт самоанализа».

Критика

Как уже отмечалось, не все специалисты одобряют предлагаемые автором принципы воспитания. Шалва Амонашвили не раз оказывался в центре скандалов. Порой его обвиняют в культе самого себя и даже в сектантстве.

Основные аргументы оппонентов ученого сводятся к его свободной интерпретации текстов «Евангелия» и «Жития святых», сопоставлении себя как учителя с Христом, который также наставлял своих учеников. В пример приводят слова Шалвы Александровича: «Я учитель. И Христос Учитель.

В чем разница между мной и Христом?» При этом фразу «Я носитель света!», которую ученый советует троекратно произносить перед зеркалом для уверенности и собранности, оппоненты из церковных кругов трактуют не иначе как магическое заклинание.

Между тем такие кодовые фразы являются типичными в психологии и повсеместно применяются, например, в аутотренинге.

Источник: https://www.syl.ru/article/374599/pedagog-amonashvili-shalva-aleksandrovich

Амонашвили Шалва Александрович — российский педагог и психолог

Краткие биографические сведения

Отличительные особенности методики Амонашвили

Образовательный процесс в школах Амонашвили

Имя Ш.А. Амонашвили хорошо знакомо отечественным педагогам. Шалва Александрович является талантливым ученым, разработавшим несколько инновационных методик в такой области, как педагогическая психология.

Его работа с представителями подрастающего поколения базируется на принципах гуманизма и уважения к личности.

Принадлежащая его авторству методика позволяет детям развиваться всесторонне и устанавливать доверительные отношения с окружающими их людьми.

Краткие биографические сведения

Год рождения Амонашвили – 1931, место – город Тбилиси. Шалва Александрович успешно окончил один из университетов Тбилиси и начал свою карьеру в грузинском НИИ педагогики, сотрудником которого являлся вплоть до начала 90х годов. 1958 год – дата окончания аспирантуры. Два года спустя прошла успешная защита диссертации.

Позже ученый отказался от своего труда по той причине, что изложенная в нем информация шла вразрез его текущим убеждениям. В это же время Амонашвили работал над исследованием книг по религии и психологии. Проделанная работа позволила ему представить широкой общественности авторскую методику, названную гуманной педагогикой.

На экспериментальном уровне ее внедрение прошло уже в 1961 году в тбилисской «Школе радости».

В 1964 году Амонашвили руководил проектом внедрения образовательной программы «Гуманно-личностный подход к детям в образовании». Позже им была получена степень доктора наук в области педагогической психологии. Дата этого события в жизни ученого – 1972 год.

Позже он стал преподавателем одной из столичных школ. 1980 год оказался знаменательным для Шалвы Александровича, т.к. в это время он заслужено пополнил ряды профессоров Московского педагогического университета.

В 1987 году Амонашвили вернулся на родину, где занял пост генерального директора экспериментального НПО, созданного министерством образования. В 1993 году ученый стал участником проекта под названием «Школа 2010».

В 2001 году ученый становится главой Международного Центра Гуманной Педагогики, созданного при центре Рерихов в российской столице.

Отличительные особенности методики Амонашвили

Новаторский подход к психологии позволил Шалве Александровичу стать первым ученым, который на практике начал использовать педагогику сотрудничества. Разработанная им методика впитала в себя черты, взятые из трудов других известных педагогов. Ее главная особенность – принятие личности ребенка такой, какая она есть.

Амонашвили пришел к выводу, что работа с представителями подрастающего поколения должна быть построена на трех принципах, а именно на:

• Любви и уважении к ребенку;

• Проживании в воспитаннике собственного детства, понимании его проблем и получении взаимного доверия;

• Сохранении душевного равновесия ребенка.

Перечисленные выше принципы хороши тем, что их использование приводит к тому, что педагог начинает чувствовать психологическое состояние ребенка, который начинает доверять своему учителю. Это приводит к тому, что эффективность образовательного процесса значительно повышается.

Дети легко идут на контакт и задают интересующие их вопросы, т.к. понимают, что им будут даны честные ответы, которые повлияют на их чувства и вызовут огромное желание изучать окружающий мир. Это приводит к тому, что дети всесторонне развиваются и познают незнакомые ранее истины.

Шалва Александрович неоднократно заявлял, что в разработанном им методе огромную роль играет личность воспитателя. Согласно его мнению, хороший педагог должен:

• Верить детям и стараться понять их, не забывая о снисходительности;

• Позитивно смотреть на вещи;

• Быть развитой личностью с высокоморальной системой ценностей.

Если все условия будут соблюдены, ребенок увидит в лице педагога верного товарища, который поможет ему понять мир духовности. Это объясняется тем, что проявление гуманности по отношению к представителям подрастающего поколения, приводит к тому, что они начинают активно развиваться в нравственном плане.

В ситуации, когда ребенок сотрудничает с воспитателем, последний получает какое-то подобие энергии, которую ему нужно направить в правильное русло. Амонашвили считает, что детей, которые отстают в развитии, нет. Он полагает, что некоторые из них могут попросту испытывать недостаток любви, который может быть компенсирован за счет общения с педагогом.

Образовательный процесс в школах Амонашвили

Школы, созданные Амонашвили, ставят перед собой следующие цели:

• Подталкивание детей к духовному саморазвитию;

• Перенаправление детской энергии на образовательный процесс;

• Постоянное поддержание у учащихся стремления к познанию;

• Наполнение занятий полезной информацией, получение которой постепенно подталкивает детей к взрослению.

Источник: https://sciterm.ru/spravochnik/amonashvili-shalva-alexandrovich/

Педагог Шалва Амонашвили: «Воспитывать нужно вовремя и соразмерено с мудростью…»

— Шалва Александрович, в лекции вы упомянули слова Иисуса: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царствие Небесное…» Как вы понимаете эту фразу?

— Во-первых, в детях есть первозданная чистота. Скажем, малыши не умеют лгать… В них ведь не прописано это Творцом. Но пройдет время и они станут этим заниматься. Кто научит? Взрослые. В нас уже накоплены пороки, а в детях — чистота и искренность, к которым нужно стремиться в любом возрасте!

Во-вторых, малыши, не разбираясь в религиозных теориях и философских размышлениях, просто и без условий верят в Создателя. Мы чаще всего опираемся на знания, к примеру, что есть Бог, о котором можно прочесть в Евангелие или другом священном писании. Нужно ли нам сохранять эту первозданную веру?

— Вы говорили, что слово «воспитание» несет в себе скрытые смыслы и знания. Какое его определение есть в вашем личном словаре?

— Вслушайтесь в звучание. В-ось-питание. У каждого человека есть внутренняя основа, его ось и духовный стержень — образ Творца. Раскрытие и познание этой сути — и есть процесс воспитания.

Объясню проще. Когда человек рождается, в нем уже присутствует образ, который вложил Бог, создавая существо по своему подобию. Это, кстати, прописано в постулатах основных религий. Появляясь на этот свет, мы уже несем с собой несметные богатства: чувства красоты, чистой любви, сострадания, способность сочувствовать, совесть и другие дары.

— Как это возможно сделать?

— Только своим примером. Как сказал Лев Толстой: «Истинное воспитание ребенка — в воспитание самих себя». Помните, что каждый из нас — источник образов: как стоите, говорите, улыбаетесь, повышаете голос, какие нотки в нем звучат, какие эмоции появляются.

Постепенно замечаю, что дитя становится добрым, чутким, отзывчивым. Почему? Потому что я «напитывал» это существо именно такими примерами, они отозвались в нем. И не только я. Бабушка, учитель, а в каких-то ситуациях и обычный прохожий…

Закон воспитания: сейчас или никогда

— Какие правила нужно соблюдать, общаясь с детьми?

— Специально выдумывать я их не стану. Это известнейшие 10 заповедей. Живите ими, и все правила сами будут исполнены. Если иначе, то нужно быть добрыми, чуткими, отзывчивыми, внимательными…

— Чего нельзя себе позволять?

— В первую очередь, раздражения. Это главный враг воспитания! Мама и папа, которые запросто кричат, повышают голос и обижаются, вредят своему чаду. Иногда можно какие-то эмоции, не неся их в душе, мягко разыгрывать. Как будто вы актер.

И даже наказывать можно с любовью. Тогда ребенок принимает это как норму и не выплескивает на родителей ответную агрессию. Наказать — это не в угол поставить, лишить чего-либо или избить — это путь указать.

Еще раз повторюсь, какой образ создаем, тот и раскрывается в ребенке. Если глобально: как живем, так и будет жить наше чадо, копируя наши программы поведения.

— Получается, задача родителей — быть максимально осознанными в общении с детьми, постоянно наблюдать за собой?

— Конечно. В отношении ребенка редко могут быть случайности. Все должно быть сотворено осознанно и преднамеренно. Ведь воспитание устроено так: какой-то важный период пройдет, и обратного пути к нему не будет. Мы не сможем вернуться к той же точке, чтобы что-то исправить.

Кроме того, нужно иметь более возвышенное представление о вашем ребенке, чем, возможно, есть на самом деле. Тогда вы будете искать пути в педагогике, чтобы это ваше воображение было доказано. Какие наши мысли, таким и становится мир вокруг нас. В начале было слово, а не дом, дача, гараж…

«Воспитание нужно начинать до зачатия»

— У одного философа спросили: «Когда начинается воспитание детей?» Он поинтересовался: «А сколько лет Вашему ребенку?». Мать ответила: «Шесть недель от зачатия». Мудрец заметил, что она уже на шесть недель опоздала. Вы приводили в пример эту притчу. Так когда начинать воспитание?

Читайте также:  Структура педагогической науки

— До зачатия. Важно, как мама готовится к принятию будущего ребенка. Мы даем лишь тело, а душа приходит. Ее воспитание начинается в наших мечтах. Мы начинаем создавать и направлять образы: кого мы видим, насколько сильно хотим.

Представляете, что происходит, если мама мечется и думает, избавится ей от ребенка или нет? И малыш получает нечто отрицательное, и у женщины появляется ужасный образ…

— Вы упоминали, что будущие родители могут притягивать душу, звать… Как это?

— Мечтая. В своих мыслях нужно обласкивать будущее существо. Умеете рисовать — рисуйте, как-нибудь представляйте, воображайте своего ребенка. Мама или папа становятся магнитом, притягивая души из разных пространств высшего мира. Оттуда, куда смогла дотянуться мечта.

— А дети выбирают родителей?

— Философия говорит о том, что развитые души, конечно, делают свой выбор. А развитые родители могут притянуть существ из высших миров. Остальные — как получится.

«Дети научили меня искренней любви!»

— О духовном воспитании. Что ребятишкам нужно рассказывать о Боге и о мире?

— Это зависит от семейной культуры. Главное, говорить о духовном. Если в семье есть искренне верующие люди, то, конечно, они познакомят со своей религией. Ребенок пусть сам определяется: примет ли это, попросит ли повести в церковь, храм, мечеть.

Не нужно вести себя так, будто кроме моей религии других нет. Конечно, есть! Я православный христианин, но у меня есть друзья мусульмане и евреи. Я иду к ним от имени их Бога. И стараюсь узнать их обычаи. Иначе как уважать ближних? В противном случае мы разойдемся, истребим друг друга на религиозной почве. Сейчас как раз это и происходит в мире…

— Вы говорили, что дети — лучшие педагоги. Чему вас научили ваши дети и внуки?

— Во-первых, терпению. Я постоянно упражняюсь в этом. Во-вторых, любви. Ведь они умеют любить искренне. Это потом мы навязываем принцип тебе-мне. Но изначально у детей нет условий, почему нужно любить родных людей. Этой чистоте и доброте стоит учиться. Взрослым нужно возвращаться к ребенку внутри себя…

Досье

Шалва Амонашвили — всемирно известный педагог, доктор психологических наук, профессор, академик Российской академии образования и Академии педагогических и социальных наук, автор десятков педагогических, психологических и художественных произведений.

Его система построена не по принципу подготовки ребенка к жизни, а на основе понимания детства как важнейшего жизненного этапа, со своими проблемами и переживаниями, которые должны пониматься и приниматься педагогом.

Родился: 8 марта 1931 года в Тбилиси.

Образование. Окончил Тбилисский государственный университет, факультет востоковедения. В 1958 году окончил аспирантуру при НИИ педагогики им. Я. С. Гогебашвили. В 1960 году защитил кандидатскую диссертацию, а в 1972 году — докторскую.

Карьера. Педагогическую деятельность начал пионервожатым в 1952 году, участь на втором курсе университета.

С 1958 года по 1991 год работал в НИИ педагогики Грузии — лаборантом, научным сотрудником, ученым секретарем, заведующим лабораторией, заместителем директора, директором, генеральным директором Научно-производственного педагогического объединения.

В 1989 — 1991 годах был народным депутатом СССР, членом Верховного Совета СССР. С 1991 по 1998 год заведовал кафедрой начального образования в Педагогическом университете им. С. С. Орбелиани г. Тбилиси.

С 1998 года по сей день работает заведующим лабораторией гуманной педагогики в ГОУ ВПО Московский городской педагогический университет (МГПУ).

Источник: http://miraman.ru/posts/pedagog_shalva_amonashvili_vospityvat_nujno_vovremya_i_sorazmereno_s_mudrostyu

Амонашвили Шалва Александрович — Российский Психолог

Шалва Амонашвили родился 8 марта 1931 года в городе Тбилиси, Грузия. Окончил Тбилисский государственный университет, факультет востоковедения. Педагогическую деятельность начал пионервожатым в 1952 году, будучи студентом второго курса. В 1958 году закончил аспирантуру при НИИ педагогики им. Я.С.Гогебашвили и защитил кандидатскую диссертацию по педагогике в 1960 году.

     Шалва Амонашвили относится к числу редких учёных, которые отказываются от своей кандидатской диссертации, поскольку она опровергается его последующими идеями.

Своими учителями называет Академика Давида Онисимовича Лордкипанидзе и Барната Иосифовича Хачапуридзе.

В 1972 году защитил докторскую диссертацию по психологии на Учёном Совете Института общей и педагогической психологии АПН СССР.

     В 1970-1980-е годы он активно взаимодействует с известными московскими педагогами и психологами, в частности с В.В.

Давыдовым, который оказывает ему помощь, когда деятельность Амонашвили подвергается резкой критике со стороны официальной педагогики, и его пытаются освободить от должности заведующего лабораторией.

С 1958 года по 1991 год работал в НИИ педагогики Грузии — лаборантом, научным сотрудником, учёным секретарём, заведующим лабораторией, заместителем директора, директором, генеральным директором Научно-производственного педагогического объединения.

     В 1989-1991 годах был народным депутатом СССР, членом ВС СССР. С 1991 по 1998 год заведовал кафедрой начального образования в Педагогическом университете имени С. С. Орбелиани. С 1998 года по сей день работает заведующим лабораторией гуманной педагогики в Московском городском педагогическом университете.

     Член-корреспондент АПН СССР с 23 мая 1985 года, действительный член АПН СССР с 27 января 1989 год, почётный член РАО с 21 марта 1993 года, действительный член РАО с 30 мая 2001 года.

Состоит в Отделении психологии и возрастной физиологии. Доктор Honoris Causa Софийского университета. Научный руководитель экспериментальных школ в Москве, Санкт-Петербурге, Тюмени, Нижневартовске, Сургуте и других городах.

Ректор Академии педагогического искусства и социализации.

     В сентябре 2001 года для целей дальнейшего научного исследования и популяризации идей гуманной педагогики при Международном центре Рерихов был создан Международный Центр Гуманной Педагогики под руководством Ш.А.Амонашвили. Руководитель издательского дома «Шалва Амонашвили». Вместе с членом-корреспондентом РАО Д.Д.Зуевым издаёт «Антологию Гуманной Педагогики».

Источник: https://ruspekh.ru/people/item/amonashvili-shalva-aleksandrovich

Автор: Амонашвили Шалва Александрович

Родился 8 марта 1931 года в Тифлисе (ныне Тбилиси, Грузия). Окончил Тбилисский государственный университет, факультет востоковедения. Педагогическую деятельность начал пионервожатым в 1952 году, будучи студентом второго курса. В 1958 году закончил аспирантуру при НИИ педагогики им. Я. С. Гогебашвили и защитил кандидатскую диссертацию по педагогике в 1960 году.

Ш. А. Амонашвили относится к числу редких учёных, которые отказываются от своей кандидатской диссертации, поскольку она опровергается его последующими идеями. Своими учителями называет Академика Давида Онисимовича Лордкипанидзе («…Он пристрастил меня к классической педагогике…

(Коменский, Ушинский, Гогебашвили, Руссо, Песталоцци. Вся классика) и Барната Иосифовича Хачапуридзе (доктор психологических наук, создал свою версию теории установки, исследовал невоспринимаемые раздражители в установке).

В 1972 году защитил докторскую диссертацию по психологии на Учёном Совете Института общей и педагогической психологии АПН СССР. В 1970—1980-е годы он активно взаимодействует с известными московскими педагогами и психологами, в частности с В. В.

Давыдовым, который оказывает ему помощь, когда деятельность Амонашвили подвергается резкой критике со стороны официальной педагогики, и его пытаются освободить от должности заведующего лабораторией.

С 1958 года по 1991 год работал в НИИ педагогики Грузии — лаборантом, научным сотрудником, учёным секретарём, заведующим лабораторией, заместителем директора, директором, генеральным директором Научно-производственного педагогического объединения.

В 1989—1991 годах был народным депутатом СССР, членом ВС СССР. С 1991 по 1998 год заведовал кафедрой начального образования в Педагогическом университете имени С. С. Орбелиани (Тбилиси). С 1998 года по сей день работает заведующим лабораторией гуманной педагогики в Московском городском педагогическом университете (МГПУ)

Член-корреспондент АПН СССР с 23 мая 1985 года, действительный член АПН СССР с 27 января 1989 г., почётный член РАО с 21 марта 1993 года, действительный член РАО с 30 мая 2001 г. Состоит в Отделении психологии и возрастной физиологии.

Доктор Honoris Causa Софийского университета (Болгария). Научный руководитель экспериментальных школ в Москве (№ 1715), С.-Петербурге (№ 38), Тюмени, Нижневартовске, Сургуте и других городах. Ректор Академии педагогического искусства и социализации.

В сентябре 2001 года для целей дальнейшего научного исследования и популяризации идей гуманной педагогики при Международном центре Рерихов (МЦР) был создан Международный Центр Гуманной Педагогики под руководством Ш.А.Амонашвили. Руководитель издательского дома «Шалва Амонашвили».

Вместе с членом-корреспондентом РАО Д. Д. Зуевым издаёт «Антологию Гуманной Педагогики» 

Источник: https://www.litmir.me/a/?id=108302

Амонашвили Шалва Александрович | Мир Психологии

Амонашвили Шалва Александрович

Амонашвили Шалва Александрович (род. 8 марта 1931, Тбилиси) — советский и российский педагог и психолог.

Доктор психологических наук, академик Российской Академии Образования, иностранный член Академии Педагогических Наук Украины, почётный доктор Софийского Университета имени Климента Охридского, руководитель Международного Центра Гуманной Педагогики, лауреат премии Правительства РФ, «Рыцарь Гуманной Педагогики», «Рыцарь детства».

Родился 8 марта 1931 года в Тбилиси. Окончил Тбилисский государственный университет, факультет востоковедения. В 1958 году закончил аспирантуру при НИИ педагогики им. Я.С. Гогебашвили и защитил кандидатскую диссертацию по педагогике в 1960 году.

В 1972 году защитил докторскую диссертацию по психологии на Учёном Совете Института общей и педагогической психологии АПН СССР. В 1985 году был избран членом-корреспондентом, а в 1989 году — действительным членом АПН СССР.

С 1958 года по 1991 год работал в НИИ педагогики Грузии — лаборантом, научным сотрудником, учёным секретарём, заведующим лабораторией, заместителем директора, директором, генеральным директором Научно-производственного педагогического объединения.

В 1989 — 1991 годах был народным депутатом СССР, членом Верховного Совета СССР. С 1991 по 1998 год заведовал кафедрой начального образования в Педагогическом университете им. С.С.Орбелиани г. Тбилиси.

С 1998 года по сей день работает заведующим лабораторией гуманной педагогики в ГОУ ВПО Московский городской педагогический университет (МГПУ).

Разработчик оригинальной концепции гуманной педагогики. Гуманная педагогика ориентирована на личность ребенка, абсолютное отрицание авторитарной, императивной (повелительной, приказной) педагогики. Ш.А.

Амонашвили выдвигает следующую установку в воспитании: принятие любого ученика таким, каков он есть: «мы должны быть людьми доброй души и любить детей такими, какие они есть». «Понимать детей — значит стать на их позиции».

Вся воспитательная система построена не по принципу подготовки ребенка к жизни, а на основе понимания детства как важнейшего жизненного этапа, со своими сложными проблемами и переживаниями, которые должны пониматься и приниматься педагогом.

Литература

Обучение. Оценка. Отметка. — М.,1980, Созидая человека. — М.,1982.,

Здравствуйте, дети!: Пособие для учителя/ Предисл. А.В. Петровского. — М.,1983.

Как живете, дети? — М., 1986
Единство цели. — М., 1987
Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. — М., 1984
В школу — с шести лет. — М., 1986
Размышления о гуманной педагогике.- М., 1996
Школа Жизни.- М.,1996. Улыбка моя, где ты? Мысли в учительской. — М., 2003.

Вера и любовь.- М., 2009.

Исповедь отца сыну.- М.,2009.
Письма к дочери
Баллада о воспитании

Истина Школы.- М.,2006.
Без сердца что поймём?
Спешите, дети, будем учиться летать!.- М..2005.
Почему не прожить нам жизнь героями духа.- М.,2003. В Чаше Ребёнка сияет зародыш зерна Культуры. — Артемовск, 2008. Рука водящая. — Артемовск, 2009. Чтобы дарить Ребёнку искорку знаний, Учителю надо впитать море Света. — Донецк, 2009.

Как любить детей (опыт самоанализа). — Донецк, 2010.

Автор художественных произведений: «Амон-Ра«: Легенда о Камне. — Артемовск, 2010г., «Саломея«, «Вся Земля ждёт нас«, «Свет во тьме«, «Рука ведущая«

назад в раздел: Известные психологи, философы мира  /  таблица

Источник: http://www.persev.ru/amonashvili-shalva-aleksandrovich

Ссылка на основную публикацию