Авторитет и престиж учителя

» Авторитет и престиж учителя

Одних учителей школьники уважают, любят, а других — нет или к ним безразличны, а некоторых даже игнорируют. Почему? Причина — наличие авторитета и престижа учителя или их отсутствие.

Смысл этих понятий близок, но не совпадает. Сначала разберемся, что представляет авторитет и из чего он складывается (структура). Что такое авторитет вообще? В литературе отмечается, что авторитет (от лат.

auctoritas — власть, влияние) — это общепризнанное влияние и значение какого-либо лица, группы, которое основано на знаниях, нравственных достоинствах, заслугах, жизненном опыте. Носитель авторитета оказывает внушающее воздействие и способен направлять мысли, чувства, поступки, действия других людей, не прибегая к принуждению, а уж тем более — к насилию.

Для авторитетного педагога успех дела в известной мере авансируется. В этом феномене, в частности, заложено преимущество воспитывающего воздействия авторитетного педагога на воспитанников и даже коллег. Каковы же слагаемые авторитета педагога, учителя? Их несколько, притом трудно по степени значимости подразделить их на «главные и «неглавные».

В разных ситуациях они могут меняться местами. И если обратиться к профессиональным функциям и качествам педагога, то надо начинать с общих личностных.

Авторитетом пользуются учителя высоконравственные, с гуманистической направленностью личности, милосердные, эмпатийные, умеющие сочувствовать другому, понять его и в то же время деловые, справедливые, принципиальные, трудолюбивые, оптимистически настроенные. У таких педагогов ученик получает заряд уверенности, находит поддержку своей инициативе в разных делах. Это все — общечеловеческие качества и свойства безотносительно к какой-либо профессии.

Из профессиональных особенностей авторитетного учителя важное место занимает педагогическое мастерство. И.А. Зязюн под мастерством понимает «комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности».

Авторитетный педагог обладает эрудицией в широком диапазоне: это глубокое владение наукой своего предмета, хорошее знание многих других или ориентировка в них. Это и осведомленность (иногда увлечение) в разных областях искусств. Это относится к владению языками, знанию техники, спорта, политики, многих бытовых вопросов и т.д.

Про такого педагога говорят: эрудит (от лат. eruditio — ученость, просвещенность; «ходячая энциклопедия». Эрудиция достигается постоянным самообразованием.

Педагогическое мастерство включает высокое искусство обучения и воспитания, которое учитель постоянно оттачивает, шлифует, неустанно совершенствует, критически осмысливает свой опыт и осваивает лучший опыт коллег.

С точки зрения мастерства обучения исследователи А. И. Пискунов, О. А.

Абдуллина выделяют (снизу вверх) пять уровней работы учителя: — самый низкий, репродуктивный; — низкий, адаптивный; — средний, локально-моделирующий; — высокий, системно-моделирующий;

— самый высокий, системно-моделирующий».

Авторитетность и педагогическое мастерство

Вопрос о педагогическом мастерстве — большой, самостоятельный и важный. Мы здесь упоминаем о нем лишь только для понимания связи с авторитетом учителя. Естественно, авторитет имеет учитель, обладающий (владеющий) высоким и высшим уровнем качества учебно-воспитательной работы.

Авторитетный учитель коммуникабелен, отличается высокой культурой общения: тактичен, уважителен к собеседнику, умеет выслушать его, убедить в чем-либо фактами. Такой учитель понимает и сам использует шутку, юмор, дружеский шарж, умеет не заметить замешательство собеседника, если такое случится, раскован, даже в малознакомой компании может стать активным собеседником.

На авторитет педагога влияет также его гражданский облик: честный ли и порядочный ли он человек, приятный ли сосед по дому, хороший ли семьянин, ответственный ли родитель и т.п. Авторитет к учителю приходит не сразу. Для этого нужно много времени общаться с учащимися и показать, проявить свои лучшие черты и качества в разных областях жизни и не только в чисто профессионально работе.

Говорят, что педагог сначала работает на авторитет, а потом авторитет работает на него. Психологи (М.С. Клевченя, Г.М. Красневская и др.) отмечают явление иррадиации (от лат.

irradiare — сиять, испускать лучи; распространение процесса возбуждения или торможения в цен- тральной нервной системе) авторитета: «распространение его на те области деятельности, где человек еще себя не проявил и пока сам себя не считает авторитетным». Хотя сам носитель авторитета в чем-то и не считает себя таковым, но другие так о нем думают.

А если специалист в какой-то конкретной области знаний или деятельности обнаружит некомпетентность, то другие оценят его как ни в чем не сведущего и, значит, вообще неавторитетнбго. Это тоже явление иррадиации, только направленное против авторитета. Сильное и благотворное влияние авторитетного учителя на воспитанников отмечается многими педагогами прошлого и современности.

Есть специальные научные исследования об авторитете учителя и его воспитательной роли (Н. А. Петров, М. Ю. Кондратьев, С. Б. Елканов, Л. М. Митина и др.). Формирование авторитета у учителя было постоянной и приоритетной заботой многих поколений педагогов. Заметим, что в последнее время авторитет учителя исследователи оценивают не так однозначно положительно, как в недавнем прошлом.

Имеются и другие взгляды и оценки. Воспитательная сила авторитетного педагога заключена — в этом и особенность ее тоже — в непреднамеренном внушающем воздействии на окружающих, в предубежденном восприятии его влияния учащимися только как положительного. Авторитетный учитель может стать примером, эталоном поведения, образцом для подражания и даже идеалом для учащихся.

В подобных ситуациях авторитет как фактор воспитывающего воздействия приобретает не только положительное влияние, но может иметь и отрицательный эффект.

Негативная сторона авторитета потенциально возможна по двум причинам: авторитетный педагог не всегда идеален («и на солнце есть пятна»), но это иногда не замечают (эффект иррадиации) и берут от него не только лучшее; о внушающем эффекте авторитета и некритическом его восприятии уже говорили. Следовательно, авторитетный педагог обязан очень требовательно относиться к самому себе.

С феноменом авторитета связано близкое к нему понятие «авторитарный», имеющее негативный смысл: основанный на беспрекословном подчинении авторитету, власти. Говорят об авторитарной педагогике, авторитарной системе воспитания, авторитарном управлении и т.п.

В частности, авторитарное воспитание основано на безоговорочном, слепом приятии авторитета и признающем бесспорное, беспрекословное ему подчинение воспитанников. Авторитарная педагогика утверждает средоточие в руках педагога полноты власти, не допускающей воспитанников к участию в учебно-воспитательном процессе.

Она игнорирует инициативу ребят, предпочитает жесткие и принудительные меры воздействия, стиль отношений — безоговорочная требовательность педагогов к воспитанникам. В истории педагогики вообще, да и в истории советской педагогики, существовала и авторитарная педагогика, и авторитарное воспитание.

Их корни оказались так глубоки и живучи, что за годы перестройки в постсоветское время мы еще не успели (не сумели?) полностью преодолеть их последствия, хотя пагубность их осознаем и стараемся не повторять ошибок прошлого.

По-видимому, эта ситуация живучести авторитарной системы воспитания стала для некоторых педагогов основанием для резко негативного отношения не только к авторитарности, но и к авторитету вообще: так сказать, попытка вместе с водой выплеснуть и ребенка. Так, В.И.

Слуцкий в книге «Элементарная педагогика» прямо говорит, что влияние на ученика авторитетного учителя «есть своего рода гипноз, и это влияние весьма часто мешает ему (ученику) правильно ориентироваться в жизни». Подобный «бытовой гипноз есть только одна из форм подчинения человека человеком». Влияние авторитета, считает автор книги, равносильно принуждению.

И потому-де духовно более сильному постыдно «пользоваться своей силой для подчинения духовно более слабого», как и при физическом принуждении. Главный итог воспитания, основанного на авторитете, полагает В.И. Слуцкий, состоит в том, что дети (т.е. объекты воспитания авторитетного учителя) «приучаются подчиняться сильному и издеваться над слабыми» (выделено мною — И.Пр.).

Он делает вывод: «Авторитет— это средство, которое, так сказать, должно стремиться к самоуничтожению, или, вернее, к самонеприменению». Отмечая негативное влияние авторитета, В. И. Слуцкий отводит ему лишь ограниченную роль, «пока воспитанник еще не умеет пользоваться своей свободой».

Автор не уточняет, имеется ли в виду только малый возраст детей или это касается и детей среднего и старшего школьного возраста, но на первоначальных ступенях групповой сплоченности (первая стадия, по А. С. Макаренко; песчаная россыпь, по А. Н. Лутошкину; конгломерат, по Л. И. Уманскому; диффузная группа, по А.В. Петровскому). В критических рассуждениях В.И.

Слуцкого об авторитете учителя, безусловно, есть здравый момент в том, что воспитательное воздействие авторитета может быть как благожелательным, так и негативным, и что он может обратиться в авторитарность — систему безоговорочного подчинения воспитанников педагогу. Вместе с тем в этих же рассуждениях он не обратил внимания на следующее: сложившийся («заработанный», достигнутый) авторитет влияет на окружающих стихийно, независимо от намерения и желания его носителя. И управлять этим влиянием практически невозможно. Кроме того, даже в благородных воспитательных целях учитель, имеющий авторитет (а большинство из них со временем его приобретают), не будет его специально разрушать. А преднамеренная попытка коллег развенчать авторитет своего же товарища по «цеху» выглядела бы делом аморальным, так как была бы похожа на злонамеренную попытку дискредитировать его как классного педагога и мастера-профессионала. Это было бы безнравственно. Даже благих целей добиваться безнравственными путями недопустимо. Авторитет учителя как противоречивый фактор воспитания более «мягко» критикует исследователь В.Д. Шадриков. Вообще-то он анализирует негативные стороны авторитарной педагогики, идущей от авторитета учителя (хотя пути формирования авторитарной системы прежде всего не в этом). Получается, по В.Д. Шадрикову, следующая логическая конструкция: авторитарная педагогика порочна, она идет от авторитета учителя, значит, и авторитет… (порочен? — И.Пр.). Хотя он дословно так не говорит, но этот вывод напрашивается логически из его рассуждений.

Сделаем небольшое обобщение. Авторитет— это общепризнанное неформальное влияние педагога на воспитанников. Оно сильное и во многом внушающее, не всегда осознанное воспитанниками и тем более — некритическое.

Авторитет формируется у учителя нравственно чистого, эрудированного, владеющего педагогическим мастерством, отличающегося высокой культурой общения и педагогической этикой.

По своему воспитывающему воздействию авторитет разнонаправлен и имеет как положительные, так и негативные стороны. Особенно порочна авторитарная система воспитания.

Кратко расскажем о престиже учителя. Престиж напрямую связан с авторитетом учителя, но отличается от последнего тем, что предполагает, кроме уважения, предпочтение одного перед другими, даже авторитетами. Иными словами, воспитанник на основе собственных представлений о ценностях и ценностных ориентациях «выбирает» для себя педагога.

Мы уже говорили о стихийном и внушающем характере воздействия авторитета на воспитанника. Если речь идет о престиже, то воспитывающий фактор (в лице воспитателя) воздействует уже не стихийно, а по предпочтительному выбору самого воспитанника, причем по выбору одного из многих, нескольких возможных.

В глазах ребят престижным бывает не всегда и не обязательно только авторитетный учитель. Нередко школьники отдают предпочтение педагогу-либералу, попустительствующему анархии и неорганизованности ребят, или добряку. Наряду с понятием «престиж» существует понятие «престижность».

Первое означает вообще психолого-педагогический и социальный феномен; второе — наличие и степень (уровень) выраженности престижа у конкретной личности. Престижность учителя, как правило, заведомо создает у учащихся установку на положительное отношение к предстоящей деятельности и — наоборот.

О престижности учителя школьники судят по его профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также по его личностным качествам.

Источник: https://paidagogos.com/avtoritet-i-prestizh-uchitelya.html

 Авторитет и престиж учителя

Авторитет (от лат. auctoritas — власть, влияние) — это общепризнанное влияние и значение какого-либо лица, группы, которое основано на знаниях, нравственных достоинствах, заслугах, жизненном опыте.

Читайте также:  Помощь детям

Авторитет учителя в глазах учащихся — это признание за ним права принимать ответственные решения в различных ситуациях совместной деятельности, а также значимость для учащихся профессиональных, гражданских и духовных качеств личности учителя.

Престиж напрямую связан с авторитетом учителя, но отличается от последнего тем, что предполагает, кроме уважения, предпочтение одного перед другими, даже авторитетами. Иными словами, воспитанник на основе собственных представлений о ценностях и ценностных ориентациях “выбирает” для себя педагога.

Если речь идет о престиже, то воспитывающий фактор (в лице воспитателя) воздействует уже не стихийно, а по предпочтительному выбору самого воспитанника, причем по выбору одного из многих, нескольких возможных. В глазах ребят престижным бывает не всегда и не обязательно только авторитетный учитель.

Нередко школьники отдают предпочтение педагогу-либералу, попустительствующему анархии и неорганизованности ребят, или добряку. Наряду с понятием “престиж” существует понятие “престижность”. Первое означает вообще психолого-педагогический и социальный феномен; второе — наличие и степень (уровень) выраженности престижа у конкретной личности.

Престижность учителя, как правило, заведомо создает у учащихся установку на положительное отношение к предстоящей деятельности и — наоборот.

О престижности учителя школьники судят по его профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также по его личностным качествам

Основные стадии становления авторитета учителя

  1. Педагог — источник информации. Взаимоотношения, характеризующие исходную стадию формирования авторитетных отношений, основаны на значимости учителя как источника важной для учащегося информации. На этом этапе учитель в глазах ученика может оказаться в некоторой степени лишенным своей индивидуальности, его личностные качества могут вообще не фиксироваться или восприниматься сугубо негативно, что не умаляет его ценности как обладателя необходимых сведений. В этом случае учащихся далеко не всегда интересует мнение учителя, оценка ситуации, его интерпретация сообщаемых фактов. Школьнику необходима не личностная позиция учителя, а тот объем знаний, которым он располагает. Подобные отношения во многом ситуативны — складываются и реализуются лишь в условиях дефицита информации и разрушаются, если она в достаточном объеме оказывается доступной заинтересованному лицу. Учитель в силу самой своей роли практически всегда в большей или меньшей степени является значимым для школьников как источник важной для них информации.
  2. Педагог — референтное лицо. На следующей стадии формирования авторитета педагога в центре внимания ученика оказывается не только и не столько сама информация, за которой он обращается к педагогу, сколько ее оценка данным конкретным и, таким образом, оказывающимся референтным для него лицом. Именно его мнение признается важным и выступает как необходимое основание для осуществления действий в условиях значимой для школьника ситуации. Этот тип отношений, в отличие от свойственных первой стадии становления авторитета, характеризуется наличием личностного различения. Высокая референтность педагога не исключает возможности негативного отношения учащегося к нему как к личности. Несмотря на то что отношение референтного учителя к интерпретируемым фактам и обстоятельствам играет роль своего рода ориентира в жизни, ученик часто бывает не согласен с этой оценкой, не принимает ее как неоспоримо верную, тем не менее именно к нему обращается для того, чтобы окончательно убедиться в правильности избранного решения. Наделенный полномочиями своего положения и в силу этого способный существенно влиять на жизнедеятельность классного коллектива, учитель, как правило, является для учащихся референтным лицом, мнение которого они учитывают при решении как личных, так и общегрупповых задач. Так, например, практически любой школьник, прежде чем избрать ту или иную тактику своего поведения, пусть даже и идущую вразрез с требованиями педагога, должен соотнести свои намерения с позицией учителя. И хотя эта позиция не обязательно будет им принята, ее анализу будет уделено внимание и она окажет определенное влияние на его последующие поступки.
  3. Педагог — авторитетное лицо. Эта стадия характеризуется качественно более высоким, чем два предыдущих этапа становления авторитетных отношений, уровнем значимости педагога для школьника. Авторитетному учителю авансируется доверие, его мнение признается изначально верным, воспринимается как руководство к действию, а успех ожидается и предвидится. Такие отношения являют собой пример ярко выраженного личностного предпочтения и имеют глубоко эмоциональную окраску.

Виды ложного авторитета

Авторитет подавления: завоевывается путем систематической демонстрации превосходства в правах и возможности держать учеников в постоянном безотчетном страхе перед наказанием или высмеиванием за неудачный ответ или выполнение упражнения, перед окриком, наказанием.

Сейчас такие учителя встречаются нечасто, но вред, наносимый ими огромен. Они провоцируют учеников на трусость, подхалимство или, наоборот, агрессивное отношение к старшему, стремление насолить ему, но тонко замаскировать нарушение дисциплины, неуважение к педагогу.

Никакой речи о воспитании, сознательной дисциплины, в данном случае идти не может. Кроме того, грубость расшатывать нервную систему учащихся, прививает отвращение к учебе, к учебному заведению, подрывает уважение к старшему.

Требовательность преподавателя, не подкрепленная уважением к личному достоинству учащихся, приобретает формально — бюрократический характер.

Авторитет расстояния. Педагог, воспитатель стремится всегда держать учащихся на дистанции. Вступает с ними только в официальные контакты.

Стремясь быть недоступным и загадочным, такой преподаватель возвеличивает свою персону, создает для себя привилегии вплоть до занятий на уроке посторонними делами, прохождения в президиум школьного или студенческого собрания, хотя его никто туда не выдвигает, получения в столовой еды без очереди.

Авторитет педантизма. У учителя-воспитателя существует система мелочных, никому не нужных условностей, традиций. Он постоянно придирается к занимающимся.

Причем его придирки не согласуются со здравым смыслом, они просто неразумны. Педант несправедлив и его действия малоэффективны.

У такого педагога ученики теряют уверенность в своих силах, на занятиях одна часть учащихся грубо нарушает дисциплину, другая — держится скованно, напряженно.

Авторитет резонерства. Учитель, пытающийся завоевать авторитет таким образом, бесконечно поучает воспитанников, полагая, что нотации — главное средство воспитания.

К словопрениям таких педагогов учащиеся быстро привыкают, перестают на них реагировать и раздраженно, а иногда посмеиваясь, слушают поток нравоучений, вытекающих из уст увлеченного собеседника красноречием педагога.

Авторитет мнимой доброты. Чаще, чем другие виды ложного авторитета, встречаются у молодых педагогов.

Не имея достаточного педагогического опыта, эти руководители молодежи считают, что учащиеся оценят их доброту, попустительства и ответят послушанием, вниманием, любовью. Получается лишь наоборот.

Ученики игнорируют указания и даже просьбы старшего и вдобавок над ним же смеются.

Каковы же слагаемые авторитета педагога?

Личностный компонент педагогического авторитета

Во-первых, это любовь к детям и педагогической профессии.

Решающее значение в каждой профессии имеет любовь человека к своему делу. Если человек не любит свою работу, если она не приносит ему морального удовлетворения, то о высокой производительности труда не приходится говорить. Педагог же не только должен любить свою профессию, но и любить детей.

Следует различать любовь учителя к своей профессии и любовь к детям. Отношение человекак своей профессии, любовь к ней зависит от общественно-исторических условий. Зависит это от потребностей общества в специалистах тех или других профессий и от склонностей и способностей человека.

Любовь к детям является важным условием формирования педагогического авторитета. Некоторые учителя ставят перед собой вопрос: «Почему мне так дорога педагогическая профессия?» — и отвечают: » Прежде всего, мне близки и дороги растущие, молодые люди, способные верить и критиковать, любить и ненавидеть, уважать и презирать, сохранять благородную память о лучших своих воспитателях».

«Всякий моральный здоровый человек любит детей.

А любить детей по-настоящему — значит любить их в горе, и в радости, и даже тогда, когда их развитие в чем-нибудь отклоняется от нормы… Любить — значит уважать человека, понимать его, заботиться о нем, оберегать его и находить во всем этом величайшее удовольствие. Жить среди детей, работать с ними, воспитывать и учить их — что может дать больше счастья? Важно только, чтобы в каждом ребенке видеть не шалуна Ваньку, а человека, маленького, но настоящего человека…»

Уважение и доверие к школьнику — важнейшее слагаемое личностного компонента авторитета учителя. Для того чтобы прийти к этому выводу, не нужно тратить особых усилий на скрупулезный анализ педагогических систем таких учителей. Этот принцип составляет основу всей их педагогической деятельности.

Взаимное уважение — обязательное условие отношений авторитетности не только в системе «педагог — ученик». И в ребячьей среде личностный авторитет сверстника также строится именно на этой основе. Фундаментом подлинного дружеского отношения является взаимная значимость людей.

Авторитетность одного, базирующаяся на неавторитетности для него остальных, — практически стопроцентная гарантия общегруппового неуспеха, типичная причина, по которой группа оказывается не в состоянии решить стоящие перед ней задачи.

Особенно ярко проявляется эта закономерность, когда дело касается взаимоотношений в учебно-воспитательном коллективе.

Педагогический авторитет во многом зависит от общей культуры поведения учителя (умение владеть речью, мимикой и жестами, опрятность в костюме и т. п .).

Внешность учителя и его культура поведения в значительной мере влияют на завоевание учителем авторитета. Лучшие учителя на занятия приходят в хорошем костюме, постоянно следят за собой, всегда подтянуты и организованы. Личным примером они воспитывают такие же качества и у своих воспитанников. Всё это укрепляет авторитет учителя.

Учащиеся ценят скромность, простоту, естественность во внешности и поведении своих учителей.

Одним из положительных качеств хороших учителей является обладание правильной и выразительной речью.

Лучшие учителя на уроке немногоречивы, не допускают разговоров, не относящихся к делу. Сила голоса учителя тоже имеет большое значение. О значении выразительности речи в педагогической работе Макаренко А.С. сказал, что педагогом — мастером он сделается только тогда, когда научится говорить «иди сюда» с пятнадцатью — двадцатью оттенками.

Недостаточность общего развития учителя, его низкая речевая культура подрывает авторитет учителя-воспитателя и снижает качества учебно-воспитательной работы.

Педагогический оптимизм — необходимое качество хорошего учителя. Чуткое, отзывчивое отношение к детям сочетается у такого учителя с требовательностью, которая не принимает характера придирчивости, а педагогически оправдана, то есть проводится в интересах самого ребенка. За теплое, чуткое отношение к ним дети платят такой же теплотой и привязанностью.

Учитель должен быть настойчивым и до конца требовательным. Насорил — убери, оскорбил — извинись, не выучил урока — останься после уроков и выучи урок. Не уговаривать, а категорически требовать.

Требовательность учителя проявляется во всем — в выполнении домашних заданий, в оценке знаний школьников, в соблюдении правил поведения на уроке и вне урока.

Авторитетом пользуются учителя высоконравственные, с гуманистической направленностью личности, милосердные, эмпатийные, умеющие сочувствовать другому, понять его и в то же время деловые, справедливые, принципиальные, трудолюбивые, оптимистически настроенные. У таких педагогов ученик получает заряд уверенности, находит поддержку своей инициативе в разных делах. Это все — общечеловеческие качества и свойства безотносительно к какой-либо профессии.

На авторитет педагога влияет также его гражданский облик: честный ли и порядочный ли он человек, приятный ли сосед по дому, хороший ли семьянин, ответственный ли родитель и т.п.

Профессиональный компонент педагогического авторитета

Читайте также:  Упражнения дыхательной гимнастики для дошколят

Во-первых, авторитетный учитель знает свой предмет. Он должен хорошо владеть методикой каждого предмета.

Учащиеся любят учителей, которые не только знают свой предмет, но и умеют его хорошо преподнести, объяснить.

Из профессиональных особенностей авторитетного учителя важное место занимает педагогическое мастерство.

Авторитетный педагог обладает эрудицией в широком диапазоне: это глубокое владение наукой своего предмета, хорошее знание многих других или ориентировка в них.

Это и осведомленность (иногда увлечение) в разных областях искусств.

Это относится к владению языками, знанию техники, спорта, политики, многих бытовых вопросов и т.д.

Про такого педагога говорят: эрудит (от лат. eruditio — ученость, просвещенность; «ходячая энциклопедия». Эрудиция достигается постоянным самообразованием.

Учитель — мастер своего дела обладает наблюдательностью ученого и в понимании душевных переживаний своих учеников — знаниями психолога.

Педагогический такт чисто профессиональное качество учителя.

Педагогический такт есть профессиональная, психолого-педагогическая особенность поведения учителя во взаимоотношениях с учащимися, соответствующая целям и задачам воспитания и проявляющаяся

  • в творческой, педагогически оправданной изобретательности,
  • находчивости,
  • инициативности,
  • в обдуманности действий,
  • в самообладании,
  • выдержке,
  • в чутком и требовательном отношении к детям.

Источник: http://sch1.kirovsk.edu.by/ru/main.aspx?guid=1851

Авторитет учителя и его составляющие

Авторитет — это мера социальной значимости субъекта, складывающаяся в общественном мнении в процессе эффективной деятельности, направленной на удовлетворение объективных социальных потребностей и интересов.

Авторитет проявляется в неформальном, ненасильственном влиянии субъекта на объект воздействия и только в значимой деятельности.

Авторитет учителя (с позиции учащихся) — это признание за ним права принимать ответственные решения в различных ситуациях совместной деятельности, значимость для учащихся качеств личности учителя.

Механизмы воздействия авторитета (по И. П. Андриади) — внушение и подражание.

Структура авторитета педагога

Профессиональный компонент — включает специальную эрудицию, методическое мастерство, технологическое разнообразие.

Личностный компонент — включает ценностную, характерологическую и культурологическую составляющие (культура поведения, общая эрудиция, круг интересов, стиль общения).

Социальный компонент — социальная перцепция, на которую оказывают влияние социальная значимость, социальный престиж профессии и социальные (профессиональные) стереотипы.

Ролевой компонент — характеризуется занимаемой должностью и обусловленными ею правами и обязанностями.

Все компоненты взаимосвязаны, могут усиливать или ослаблять друг друга. Социальный и ролевой компоненты характеризуют объективную сторону авторитета педагога, профессиональный и личностный компонент — субъективную сторону.

Виды авторитета педагога (по М. Ю. Кондратьеву)

Авторитет роли — подчинение учащихся учителю только на основании признания за ним права на выполнение ряда функций, связанных с принятием различных решений, определяющих жизнедеятельность школьного коллектива.

Авторитет личности учителя—доверие учащихся к учителю, убежденность в его правоте, внутренняя готовность разделить с педагогом ответственность за принимаемые им решения, признание за ним права принимать значимые для школьников решения.

Авторитет роли и авторитет личности учителя взаимосвязаны. Ролевой авторитет — важная предпосылка авторитета личности, условие успешности педагогической деятельности.

Стадии становления авторитета учителя (М. Ю. Кондратьев)

1) Педагог — источник информации. Личностные качества учителя могут восприниматься учащимися негативно, что не уменьшает его ценности как обладателя необходимых сведений. Школьнику необходима не личностная позиция учителя, а его объем знаний.

2) Педагог — референтное лицо. В центре внимания ученика — не столько информация, сколько ее оценка референтным учителем. Его мнение признается важным и выступает как основание для осуществления действий в условиях значимой для школьника ситуации.

3) Педагог — авторитетное лицо. Ему авансируется доверие, его мнение признается изначально верным, воспринимается как руководство к действию, успех ожидается.

Если педагог обладает авторитетом, он одновременно для ученика — референтное лицо и источник информации. Эффективная педагогическая деятельность гармонично сочетает три уровня авторитета.

Источник: http://lartdoll.net/shpargalki-po-distsipline-pedagogicheskaya-psikhologiya/50-pedagogicheskaja-psihologija-shpargalki/1352-avtoritet-uchitelja-i-ego-sostavljajushhie.html

Престиж профессии учителя

И.В. Воробьева ПРЕСТИЖ ПРОФЕССИИ УЧИТЕЛЯ

Статья посвящена противоречивости социального положения в обществе социально-профессиональной группы школьных учителей.

С одной стороны, в обществе декларируется и признается высокая социальная значимость педагогического труда, с другой — наблюдается снижение социального статуса и престижа профессии, что сказывается как на ее востребованности со стороны молодежи, так и на социальном самочувствии людей, занятых в данной сфере.

Ключевые слова: учителя, престиж профессии, социальный статус, социальное самочувствие.

Престиж профессии можно определить как авторитет, уважение к профессии со стороны общества, репутацию профессии в социуме, ее положение в иерархии относительно других профессий в представлениях людей1.

В современных условиях представления о престиже и статусе той или иной профессии становятся одним из оснований при выборе вуза, направления обучения, специальности и специализации, работы.

Именно поэтому знания о существующих тенденциях престижности профессий могут выступать в качестве методологической основы как маркетинговой стратегии образовательных заведений, так и регулирования рынка труда в различных профессиональных сферах.

Социально-экономические и политические трансформации, происходящие последние 30 лет в России, способствовали серьезным изменениям в социальной структуре общества. В последние десятилетия появляются новые социальные и профессиональные группы, изменяются положение и сущностные характеристики имеющихся групп.

Одной из системообразующих фигур образовательного пространства является учитель. Именно он участвует в разработке и реализации процесса трансляции знаний, он — главный актор первой ступени образовательного процесса, который готовит человека к дальнейшему повышению образования. Между тем современное учительство испытывает на себе все сложности и противоречия

© Воробьева И.В., 2014

общесистемной трансформации общества и процессов, происходящих именно в сфере образования. Наблюдаются такие негативные тенденции, как снижение престижа учительской профессии, отсутствие интереса со стороны молодежи, старение педагогических кадров, отток профессиональных специалистов в другие сферы.

По данным ВЦИОМ, индекс профессии учителя по критериям «престиж» и «перспективность» является крайне невысоким по сравнению с другими профессиями2 (табл. 1, 2).

Таблица 1

Рейтинг профессий с точки зрения престижности по 5-балльной шкале

Распределение ответов на вопрос «Какое положение в обществе, по вашему мнению, сегодня занимают представители следующих профессий?»

2010 г. 2013 г.

Работник государственных органов, админист- 3,92 4,12

рации

Предприниматель 3,94 4,10

Политик 4,03 4,06

Врач 3,49 3,55

Журналист 3,53 3,51

Ученый 3,49 3,43

Военнослужащий 3,09 3,42

Полицейский 3,06 3,37

Священнослужитель 3,60 3,27

Учитель 2,83 2,90

Эти данные соотносятся с результатами исследований, проведенных Фондом «Общественное мнение» (ФОМ) в 2012 г.

3 Мнения россиян относительно престижности профессии учителя разделились: 47% опрошенных считают, что профессия учителя не пользуется уважением в обществе, а 43% респондентов полагают, что профессия учителя является в обществе уважаемой.

Наблюдается противоречие, при котором уровень образования и общественная значимость труда школьных учителей уступают «в весе» стратификационным критериям «доход» и «престиж» как в общественном мнении населения, так и в самооценках самих специалистов.

Для сравнения, в 2008 г. результаты опроса ФОМ демонстрировали следующие результаты. Половина россиян (50%) считали, что профессия учителя не пользуется уважением, а 39% — что пользуется. На основании этих данных можно говорить о слабовыраженной тенденции к повышению престижа учительской профессии, но не более того4.

Представление о высоком или низком положении профессии в обществе во многом основано на представлениях о системе оплаты труда в данной профессиональной сфере.

Опрос, проведенный ФОМ, показал следующее: отвечая на вопрос «У большинства учителей там, где вы живете, зарплата выше или ниже среднего уровня зарплат в вашем регионе? Или зарплата учителей примерно такая же, как средняя зарплата в вашем регионе?», 37% россиян сделали предположение, что зарплата учителей ниже средней по региону, 23% считают, что зарплата учителей соответствует средней по региону, 32% затруднились с ответом на данный вопрос5.

Как следствие, представление о статусе профессии и оплате труда данной профессиональной группы несомненным образом сказывается на привлекательности профессии для молодежи и на желательности данного профессионального выбора взрослыми для своих детей с позиции перспективности.

Таблица 2

Рейтинг профессий с точки зрения перспективности по 5-балльной шкале

Распределение ответов на вопрос «Если у вас есть (были бы) подрастающие дети, внуки, какую профессию, род занятий вы бы для них пожелали, а какую — нет?»_

2010 г. 2013 г.

Врач 3,90 3,74

Предприниматель 3,51 3,72

Работник государственных органов, адми- 3,54 3,69

нистрации

Ученый 3,30 3,34

Политик 2,73 3,11

Журналист 3,08 3,06

Военнослужащий 2,74 2,96

Полицейский 2,38 2,73

Учитель 2,67 2,57

Священнослужитель 2,08 2,25

Одной из характеристик социально-профессиональной группы учителей является ее феминизация. В марте-июне 2013 г. автором статьи было проведено исследование6, направленное на изучение учителей как социально-профессиональной группы (на примере учителей московских школ).

Чтобы узнать, почему мужчин в данной профессии не так много, был задан открытый вопрос на эту тему. Так, 50% респондентов отметили, что причина данного явления в том, что профессия учителя не престижна в современном российском обществе, а мужчине важно иметь престижную работу, высокий общественный статус.

Также, по мнению респондентов, работа должна приносить достаточное количество средств, для того чтобы обеспечить семью. 60% респондентов высказывались о том, что мужчины реже выбирают профессию учителя именно потому, что она низкооплачиваемая.

Так, мужчина 38 лет со стажем работы до 20 лет пишет: «Учитель-мужчина с трудом способен обеспечить семью». С этим мнением согласно и большинство респондентов.

Еще одной из причин, которую отметили 20% респондентов, является то, что женщина от природы обладает навыками воспитания и материнским инстинктом, она традиционно занимается воспитанием детей, в отличие от мужчины.

Девушка 24 лет с опытом работы до 3 лет пишет: «Воспитанием издревле занимались женщины», ее поддерживает и женщина 54 лет: «Традиционно женщина воспитывала детей, а мужчина содержал семью, поэтому женщины идут в педагогику чаще».

Говоря об особых навыках, которыми женщины обладают в отличие от мужчин, многие респонденты (15%) отметили, что для профессии учителя у женщин больше терпения и это облегчает их работу с детьми.

Женщина 45 лет пишет: «Женщинам проще контактировать с детьми, они более терпимы, легче прощают чужие недостатки, более гибки в психологическом плане», ее мнение также подтверждает девушка 22 лет: «Наверное, женщины более терпимы к детям, их порой не совсем примерному поведению, нежели мужчины.

Возможно, срабатывает материнский инстинкт». Еще 5% отметили, что многие женщины работают учителями из-за своих детей, так, женщина 44 лет со стажем работы более 20 лет пишет: «Женщины часто «приходят» в школу со своими детьми». Это действительно нередкое явление, поскольку так можно обеспечить место ребенку в хорошей школе и быть уверенной в качестве его образования.

Таким образом, мужчины реже выбирают профессию учителя по той причине, что они (по их мнению) не обладают некоторыми специфическими навыками и характеристиками, присущими только женщинам, что облегчает им работу в школе. Также мы видим,

что профессия учителя недостаточно престижна и приносит малый доход по сравнению с другими профессиями, что также отталкивает мужчин от этой работы, так как в большинстве семей мужчина -это кормилец, следовательно, он должен получать достаточные для этого средства.

Что касается возрастных характеристик данной социально-профессиональной группы, анализ данных регионального российского исследования социально-профессиональных характеристик учительства, опубликованного в 2011 г.

, показывает следующую возрастную дифференциацию: «62,7% учителей общеобразовательных школ — старше 40 лет, причем почти треть всех педагогов — старше 50 лет. Учителей до 30 лет оказалось 13,5%»7.

Такие результаты выявляют серьезную проблему российского школьного образования — это старение кадров и низкий уровень их обновления, так как малое количество выпускников педагогических вузов идет работать по специальности — учителями школ.

Важно сказать, что старение педагогических кадров влияет на их профессиональную мобильность, снижает конкурентоспособность, создает социально-психологические установки на неприятие инноваций в учебно-воспитательном процессе, а также проявляется в снижении трудовой активности. Данные факторы в целом снижают конкурентоспособность не только самих кадров, но и всей системы школьного образования.

Читайте также:  Однобокое развитие

По данным федеральной службы государственной статистики, заработная плата работников общего образования в среднем по Российской Федерации в I квартале 2013 г. составила 25 672 руб. А по данным Минобразования и науки РФ, среднемесячная заработная плата педагогических работников общего образования во II квартале 2013 г.

выросла по сравнению с I кварталом на 25,5 % и составила 32,2 тыс. руб. В первом полугодии 2013 г. целевое соотношение среднемесячной заработной платы педработников общего образования к среднемесячной заработной плате в среднем по Российской Федерации составило 100,6 %.

Между тем остаются регионы, в которых зарплата учителей не превышает 15-20 тыс. руб.

По результатам авторского исследования, которое проводилось в Москве, где уровень жизни и соответственно требования к уровню заработной платы значительно выше, чем в регионах, заработная плата опрошенных учителей значительно превышает 15 тыс.

руб. Большинство респондентов получают зарплату от 40 до 50 тыс. руб. (62%), еще 15% получают свыше 50 тыс. руб., 4% опрошенных — до 30 тыс. руб. и 19% зарабатывают от 30 до 40 тыс. руб.

(что говорит о том, что заработная плата учителей в Москве

в 2-3 раза выше, чем по стране). Фактически все 4% респондентов, которые зарабатывают до 30 тыс. руб., — это учителя в возрасте 22-27 лет, имеющие стаж работы меньше 5 лет8.

Статусное положение профессии в обществе влияет на социальное самочувствие занятых в этой сфере работников.

По данным авторского исследования, практически половина опрошенных отметили, что «абсолютно довольны» своей работой, — это 48% респондентов, но доля тех, кто неуверенно ответил на этот вопрос, сказав, что «скорее доволен» своей работой, также велика — 45%, и еще 5% учителей «скорее не довольны» своей работой и видят в ней много недостатков. Важно отметить, что среди абсолютно довольных своей работой учителей половина — это респонденты в возрасте до 26 лет со стажем работы до 5 лет, в то же время большинство тех, кто видит множество недостатков в своей работе, — это учителя в возрасте 45-55 лет. Это говорит о том, что, только придя в профессию, молодые учителя не видят в ней такого множества недостатков, трудовая деятельность для них — это возможность заняться чем-то новым, в отличие от людей, стаж работы которых в одной профессии составляет свыше 20 лет.

Для полноты нашего анализа важно выявить, что влияет на уровень удовлетворенности своим трудом у современных учителей.

Полученные данные условно можно разделить на следующие группы: «творческий характер деятельности» — 31% ответов; специфические характеристики профессии: «гарантированная заработная плата» — 26% ответов, «длинный отпуск» — 25, «режим труда» — 6%.

Были и те, кто выделил как фактор удовлетворенности работой, ближайшее окружение, т. е. «коллег» — 11% и «учащихся» — 5%. Всего 1,2% респондентов отметили общественный престиж профессии в качестве того, что является привлекательным в работе учителя.

Данные авторского исследования подтверждаются результатами масштабного всероссийского исследования9, проведенного в 2008-2009 гг.

, в котором основными факторами удовлетворенности являются: возможность творческой самореализации (44%), большой отпуск (36%) и удобный график работы (20%).

Важно отметить, что по России также высоко ценятся возможность учить и воспитывать детей (44%) и возможность передавать детям свои жизненные взгляды (28%).

Результаты проведенных исследований показывают, что учителя демонстрируют высокую степень удовлетворенности разными аспектами своего труда. Привлекательность профессии учителя для них, прежде всего, связана с творческими условиями работы,

самовыражением, гарантируемыми условиями труда, пониманием социальной значимости своей профессии.

https://www.youtube.com/watch?v=YAq41GmyWLM

Основным фактором неудовлетворенности трудовой деятельностью, по мнению респондентов, является недооценка значимости труда учителя в обществе, что говорит о низком престиже профессии.

Так, в ответах в авторском исследовании на вопрос «Считаете ли Вы профессию учителя престижной?» 24% респондентов выбрали ответ «Скорее нет», а 48% — «Совершенно точно нет, профессия учителя не является престижной».

В авторском исследовании задавались и косвенные вопросы, которые помогают выявить отношение учителей к своей профессии, например: «Хотели бы Вы, чтобы Ваши дети тоже выбрали профессию учителя?» Большинство респондентов (38%) «скорее не хотят», чтобы их дети тоже выбрали профессию учителя, при этом еще 36% опрошенных «категорически против этого». Таким образом, мы наблюдаем ситуацию, при которой сами учителя (в данном исследовании принимали участие только учителя общеобразовательных школ г. Москвы) оценивают престиж своей профессии еще ниже, чем общество в целом. Социальная привлекательность и престиж профессии учителя за последние годы достигли предельно низкого уровня, в том числе и в оценках самих специалистов этой сферы. Несмотря на заявления политиков о повышении престижа профессии (например, в заявлениях Помощника Президента РФ А. Фурсенко)10, в России очевидна нехватка квалифицированных педагогических кадров, в то же время очевидна и непривлекательность данной профессии для молодежи.

Вне всяких сомнений, государству, осознавшему необходимость повышения статуса работников системы образования, необходимо не только принимать меры по повышению системы оплаты труда, но и вести целенаправленную деятельность по улучшению имиджа учительской работы. Престиж профессии учителя будет напрямую зависеть от престижа образования в обществе, положения дел в системе образования на всех ее уровнях.

Примечания

1 См. подробнее: Руднев М.Г. Методология и основные результаты исследований престижа профессий в зарубежной социологии // Вопросы образования. 2008. № 2.

2 См. подробнее: Профессия «учитель»: положение педагогов на рынке труда [Электронный ресурс] // Всероссийский центр изучения обще-

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/prestizh-professii-uchitelya-1

«Престиж учительского труда»

«Учитель! Слово-то какое!.. — лирично писал А. Фадеев в «Молодой гвардии».- В нашей стране, где учится каждый ребенок, учитель — это первый человек. Будущее наших детей, нашего народа — в руках учителя, в его золотом сердце. Мы б должны, завидев его на улице, за пятьдесят метров шапку снимать из уважения к нему…».

Учителем часто называют человека, чья мудрость и жизненный опыт оставили глубокий след в развитии отдельной личности и ее судьбе. В педагогическом, а, следовательно, более узком и непосредственном значении педагог-учитель – это специалист, ведущий учебно-воспитательную работу с учащимися.

Его задачи и функции, роль и место в общественной жизни менялись на различных этапах развития общества.

Отношение к учителю в российском обществе всегда было неоднозначным. Вероятно, причина этого заключается в том, что слишком большая ответственность ложится на педагогов. От них во многом зависит, какими будут следующие поколения, какие ценности будут преобладать у них.

Основная проблема тех людей, которые выбрали себе профессию — учитель. Это престиж учительского труда.

Судить о месте учителя в обществе, о его статусе могу на примере трех поколений.

Дедушка и бабушка обучались в период с 1950 по 1960 годы. По их воспоминаниям и рассказам можно судить, что не смотря на трудности того времени престиж профессии был очень высок. Учитель на селе был самым уважаемым человеком. К нему шли за советом и за помощью.

Мама работает в школе с 1990 года и по сей день. На ее глазах менялось отношение общества и государства к учителю и, к сожалению, не в лучшую сторону.

Я продолжила учительскую династию. Работаю в школе с 2015 года.

Как можно оценить престиж профессии учитель в наше время? В настоящие годы престиж нашей профессии достаточно низок, но намечается положительная динамика.

По данным социологических исследований, лишь небольшая часть россиян относит профессию учителя к категории престижных и привлекательных. В связи с этим наметилась тенденция оттока педагогических кадров в другие сферы.

В среднем, не более трети выпускников педагогических вузов идут в систему образования.

С учетом того, что на многие факультеты некоторые вузы, уже несколько лет не набирают студентов, то в школы приходят работать единицы выпускников.

Нельзя однозначно охарактеризовать престиж учительской профессии словами «низкий»» или «высокий».

Престиж — многостороннее явление: сравнительная оценка обществом социальной значимости профессии; функциональная важность профессии; степень уважения, признания, которым пользуется конкретный человек как представитель той или иной профессии.

Опираясь на это определение можно выделить основные характеристики престижа профессии учителя:

Общественной мерой признания выступает материальное вознаграждение труда. Рост заработной платы учителя сейчас возможен за счет её стимулирующей части. Учитель занимающий активную жизненную позицию, участвующий в различных конкурсных мероприятиях, имеющий высокие результаты своей педагогической деятельности может претендовать на высокую заработную плату.

Мнение коллег о достоинствах и недостатках учителя, его авторитет в глазах учеников, родителей. Учитель несмотря ни на какие жизненные коллизии должен быть прежде всего учителем. В этом заключается весь смысл учительской профессии.

В ученической среде свои критерии престижности. Учитель-профессионал не только тот, который отлично знает свой предмет, но и тот, кто может разделить с учеником его горести и печали, вместе порадоваться успехам и победам.

По мнению родителей престиж учителя определяется мастерством, человеческими качествами, стилем общения и результатами образованности учащихся. Но к сожалению не все родители помнят о том, что непосредственный труд воспитания детей лежит не только на учителях.

В 90 годах правительство предопределило положение учителя, как человека, предоставляющего образовательные услуги. В общем — то ничего зазорного не подразумевалось.

Просто, узаконенное положение родителей, как непосредственно участников образватеьного процесса, было донесено с точки зрения «Закона об образовании», что ответственность за воспитание и образование детей несут родители.

Об этом большенство родителей не догадываются, а некоторые и не хотят слышать. Зато СМИ быстро объяснило им же, что учителя не имеют права. Отсюда и отношение учеников к учителям. Ведь все идет из семьи….

Отто фон Бисмарк писал «Войны выигрывают не генералы, войны выигрывают школьные учителя и приходские священники». Я думаю, что стоит задуматься над этими словами.

Нелёгок хлеб добываемый, на учительской ниве, но поистине достоин всеобщей благодарности педагог, избравший свою профессию по призванию и высокому гражданскому долгу. Его труд, полных тревог и волнений, радостей и печалей, дерзаний и поисков — это вечное испытание на мудрость и терпение, профессиональное мастерство и человеческую незаурядность.

В своё время Я. А. Коменский находил должность учителя «настолько превосходной, как никакая другая под солнцем». Он требовал, чтобы, с одной стороны население относилось с уважением к учителю, а с другой – чтобы учитель понимал, какую важную функцию он выполняет в обществе, и был полон чувства собственного достоинства. Эти мысли великого педагога актуальны и в наше время.

Поскольку грань между учителем и учеником у меня еще тонка, я могу утверждать, что учитель не только профессия, суть которой дать знания. Это высокая миссия, предназначение которой — сотворение личности, утверждение человека в человеке. Жизнь в педагогической профессии — это неустанный труд души.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/vsemUchitelam/meropriyatia/priestizh_uchitiel_skogho_truda

Ссылка на основную публикацию