Авторитет педагога

Авторитет учителя педагогический феномен



АВТОРИТЕТ  УЧИТЕЛЯ  КАК  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ  ФЕНОМЕН

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения авторитета учителя  как  педагогического  феномена……………………………………………………………. 7
1.1 Понятие    авторитета учителя………………..……………………… 7
1.2 Виды  авторитета  учителя………….…………………………………. 14
1.3 Факторы, влияющие  на  развитие педагогического  авторитета……… 23
Резюме по 1 главе………………………………………………………… 29
Глава 2. Задачи, методы и организация исследования……………………… 30
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение………………………………..
3.1 Диагностика уровня сформированности педагогического  авторитета (Использование профессиограммы для определения уровня авторитета учителя)…………………………………………………………
3.2 Рекомендации по   повышению  авторитета учителя..
3.3 Результаты контрольного этапа эксперимента………………………
Выводы……………………………………………………………………………
Практические рекомендации…………………………………………………….
Список использованных  источников…………………………………………
Приложения…………………………………………………………………………

ВВЕДЕНИЕ

  Актуальность темы исследования  обусловлена  тем,  что  стремительное развитие информационной среды делает учителя менее значимым в качестве источника передачи знаний, положительного социального опыта.

Более того, в современном образовании все отчетливее проявляется тенденция разрушения принципа социальной иерархии, в котором коренятся важнейшие черты традиционных культур – почитание старших, наставников-учителей, с одной стороны, и ответственность последних за воспроизводство духовного опыта социума – с другой.

    Педагогическая деятельность – это тот вид деятельности, на результат которой оказывает влияние характер отношений между ее участниками. Успешное решение сложных и ответственных задач обучения и воспитания младших школьников в решающей степени зависит от личности учителя, его нравственной позиции, профессионального мастерства, эрудиции и культуры.

Учитель, педагог, преподаватель, наставник, мастер – человек, имеющий специальную подготовку и профессионально занимающийся педагогической деятельностью.

Профессиональный педагог – это единственный человек, который большую часть своего времени отводит на обучение и воспитание детей. Если бы обучением и воспитанием детей не занимались педагоги, то через несколько поколений общество прекратило бы свое развитие.

Новое поколение людей оказалось бы просто недостаточно подготовленным для того, чтобы поддерживать социальный, экономический и культурный прогресс.

В современном цивилизованном обществе авторитет учителя не столь высок, как это было еще несколько десятилетий назад.

Вместе с тем учитель был и остается тем социально значимым специалистом, который по своему профессиональному долгу и призванию ответственен за судьбу каждого обучающегося, всего подрастающего поколения, общества и государства.

Трудно представить себе другую деятельность, кроме педагогической, от которой так много зависит в судьбе каждого человека и всего народа.

Феномен авторитета учителя в общественном сознании российских граждан складывался веками и изменялся в зависимости от отношения общества к целям и задачам образования.

Авторитет учителя – это сложный феномен, который качественно характеризует систему отношений к педагогу. Отношения учащихся к авторитетному педагогу положительно эмоционально окрашены и насыщены. И чем выше этот авторитет, чем важнее для воспитанников науки, основы которых преподает учитель, тем справедливее кажутся его требования, замечания, тем весомее каждое его слово.

Природа и сущность авторитета как психологической и социальной категории в литературе рассматривается с разных точек зрения. Отечественные и зарубежные социальные психологи Д.М.Карбышев, В.Д.Комарова, А.А. Ершов, В.А.

Зозуль, С. Милграм, Д.Петерс и др. рассматривают авторитет как насильственное (т.е. осуществляемое с помощью физической илы) или ненасильственное влияние человека на окружающих и признание со стороны последних этого влияния.

В отечественной педагогической психологии категория «авторитет» (А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, И.П. Андриади, М.Ю. Кондратьев, Н.В. Кузьмина, А.К.Маркова и др.) рассматривается как влияние учителя, основанное на знаниях, нравственном достоинстве и жизненном опыте.

В исследованиях этих ученых важна мысль о том, что авторитет педагога выражается в его способности направлять мысли, чувства и поступки учеников, не прибегая при этом к прямому принуждению.

На первый план выдвигается не сама роль педагога, не авторитет роли учителя, а сама личность учителя.

На сегодняшний день в научной литературе проблема авторитета учителя в основном изучена с позиций слагаемых авторитета и этапов его становления. Недостаточно изученными остаются вопросы, связанные с проявлением педагогического авторитета в профессиональной деятельности учителя и его диагностического исследования.

Это определило объект исследования – авторитет учителя в его педагогической деятельности.

Предмет исследования: особенности проявления авторитета учителя.

Цель исследования  разработать практические рекомендации для становления авторитета учителя в общеобразовательном учреждении, разработать программу по повышению педагогического авторитета.

Гипотеза исследования: предположение о том что значение различных компонентов,  составляющих содержание авторитета учителя, дифференцированно  для различных категорий субъектов учебно-воспитательного процесса и зависит от их возраста и педагогического опыта.

Для достижения поставленной цели в работе будут решены следующие задачи:

1)              Изучение научной психолого-педагогической литературы с целью  выявления  сущности  понятия «авторитет учителя»;

2)              Определение  видов   авторитета учителя;

3)              Выявление  и анализ факторов становления авторитета учителя.

Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленной задачи использовались следующие методы исследования:

    анализ научно-методической литературы;

  методы психологической диагностики;

 метод математико-статистической обработки данных.

База исследования:  Исследование проводилось на базе МОУ СОШ № 48. В исследовании  приняли  участие  учащиеся 3-го класса (20 человек), учащиеся 8-го класса (16чел.), учащиеся 11 класса (24 чел.).

Исследование  проходило  в 4 этапа:

Первый этап: анализ научной психолого-педагогической литературы, выявление предмета, объекта исследования, определение цели и задач.

Второй этап:  проведение психолого-педагогической диагностики.

Третий этап: разработка практических рекомендаций для становления авторитета учителя в общеобразовательном учреждении.

Четвертый этап: обработка  и анализ полученных результатов.

     ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ АВТОРИТЕТА УЧИТЕЛЯ  КАК  ПЕДАГОГИЧЕСКОГО  ФЕНОМЕНА

1.1 Понятие    авторитета  учителя

Понятие «авторитет» буквально означает общепризнанное значение человека, его влияние на людей, поддержку его идеи и деятельности общественным мнением, проявление уважения, доверия к нему, даже веры в него: в его ум, волю, нравственность, способность сотворить благо, отдать все силы общему делу.

Возникновение педагогики авторитета (как осознавшей себя системы взглядов) связано с именем Платона (427 – 347 гг. до н.э.). По Платону жизнеспособное государство стремится к самосохранению путём воспитания граждан в духе добродетели.

Человек не автономен, не автаркичен, нуждается во взаимодействии с другими людьми. «Свободный выбор» и «свободное воспитание» миф.

«Режиссером» совместных целенаправленных, согласованных усилий и действий является государство, оно же во многом «обуславливает» те или иные индивидуальные «выборы» [33, c.55]. 

В  настоящее  время  сущность, специфические особенности и функции собственного педагогического авторитета обусловлены тем, что десятки и сотни ребячьих глаз, как рентгеном, насквозь просвечивают и выявляют нравственное состояние личности педагога. У настоящего учителя-воспитателя нет другого морального выбора кроме чистоты, искренности, открытости и прямоты.

В противном случае учитель неизбежно утрачивает свое влияние на детей и право быть их воспитателем. Суть педагогического авторитета в постоянном развитии педагогом в себе гражданской, творческой, человеческой личности, подлинной духовности и интеллигентности.

Ребенок авансирует воспитателю свое уважение, доверие, расположение, исходя из естественного предположения о высоких качествах его личности.

Авторитет педагога – это, прежде всего, средство воспитательного воздействия на учащегося. Авторитетной личности как бы авансируется успех.

Основатель педагогики и сторонник строгой дисциплины Я.А.Коменский писал, что авторитет учителя должен происходить из доброжелательного  отношения к детям. Учитель будет авторитетен, если дети будут знать, что он на самом деле заботится о них [33, c.5].

Д.Локк выделил два основания для авторитета родителя, как  воспитателя. Первое  страх и почтительность ребенка перед родителем как основное условие. Второе – любовь и дружба как условия авторитета в будущем, когда ребенок вырастет [33, c.5].

И.Ф.

Гербарт пишет, что авторитет, как одно из средств управления детьми вместе с угрозой, надзором и любовью, приобретается исключительно духовным превосходством, которое не может быть почерпнута из книг, а существует сама по себе, вне воспитания. Он указывает, что авторитет, даже уже приобретенный, всегда должен совмещаться с разумным объяснением всех требований, выдвигаемых педагогом к ученику [2, c.24].

С.И. Гессен уже рассматривает три основы подчинения ребенка. Первая – это сила, в самом широком смысле. Ребенок вынужден ей подчинятся, так как не может ее преодолеть по объективным обстоятельствам. Вторая основа подчинения – это авторитет.

Авторитет он понимает как добровольное следование воспитанником за наставником, которого он сам же хорошо оценил. Третья основа подчинения – разум. Ученик слушается учителя, если сам соглашается с тем, что слышит от него.

Гессен таким образом призывает отходить от авторитета силы, когда ученик как более слабый подчиняется, к разумному авторитету, при котором ученик подчиняется по собственной воле, выбору [48, с.84].

Становится ясно, что во взглядах и суждениях педагогов 17-19 веков уже присутствует разделение позиции учителя на учителя-руководителя с должностным авторитетом и на учителя-лидера с личностностным авторитет, но оно выражается еще в не совсем ясной форме.

Авторитет педагога стал одним из центральных образов классической педагогической системы в современных общеобразовательных школах. Принято считать, что педагог, добившийся авторитета среди учеников, теперь может уверенно достигать разнообразные педагогические цели.

Государственный стандарт образования становится для учеников целью и задачей, преподносится как идеал образованности.

В образовательной системе, существующей  в современных социально-экономических условиях страны и тесно взаимосвязанной с множеством других структур,  авторитет школьного учителя становится труднодостижимым [1, c.6].

Как  отмечает Е.В. Старожук, современный учитель уже не является примером образованности, культуры, гражданской ответственности, он становится лишь «обслуживающим персоналом» для молодого растущего человека.

Труд  учителя, возможно, все еще признается государством ценным, также как и труд медсестры, повара, летчика, программиста, водителя. Государством, обществом, или школой, как общественным институтом, учитель не преподносится ученикам как безусловный авторитет.

Поэтому слова Кондратьева, о том, что личностный авторитет должен строиться на основе должностного авторитета в настоящее время теряют свою актуальность [47, c.43].

Источник: http://student.zoomru.ru/pedagog/avtoritet-uchitelya-pedagogicheskij-fenomen/125457.987172.s1.html

 Авторитет и престиж учителя

Авторитет (от лат. auctoritas — власть, влияние) — это общепризнанное влияние и значение какого-либо лица, группы, которое основано на знаниях, нравственных достоинствах, заслугах, жизненном опыте.

Авторитет учителя в глазах учащихся — это признание за ним права принимать ответственные решения в различных ситуациях совместной деятельности, а также значимость для учащихся профессиональных, гражданских и духовных качеств личности учителя.

Престиж напрямую связан с авторитетом учителя, но отличается от последнего тем, что предполагает, кроме уважения, предпочтение одного перед другими, даже авторитетами. Иными словами, воспитанник на основе собственных представлений о ценностях и ценностных ориентациях “выбирает” для себя педагога.

Если речь идет о престиже, то воспитывающий фактор (в лице воспитателя) воздействует уже не стихийно, а по предпочтительному выбору самого воспитанника, причем по выбору одного из многих, нескольких возможных. В глазах ребят престижным бывает не всегда и не обязательно только авторитетный учитель.

Нередко школьники отдают предпочтение педагогу-либералу, попустительствующему анархии и неорганизованности ребят, или добряку. Наряду с понятием “престиж” существует понятие “престижность”. Первое означает вообще психолого-педагогический и социальный феномен; второе — наличие и степень (уровень) выраженности престижа у конкретной личности.

Престижность учителя, как правило, заведомо создает у учащихся установку на положительное отношение к предстоящей деятельности и — наоборот.

О престижности учителя школьники судят по его профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также по его личностным качествам

Основные стадии становления авторитета учителя

  1. Педагог — источник информации. Взаимоотношения, характеризующие исходную стадию формирования авторитетных отношений, основаны на значимости учителя как источника важной для учащегося информации. На этом этапе учитель в глазах ученика может оказаться в некоторой степени лишенным своей индивидуальности, его личностные качества могут вообще не фиксироваться или восприниматься сугубо негативно, что не умаляет его ценности как обладателя необходимых сведений. В этом случае учащихся далеко не всегда интересует мнение учителя, оценка ситуации, его интерпретация сообщаемых фактов. Школьнику необходима не личностная позиция учителя, а тот объем знаний, которым он располагает. Подобные отношения во многом ситуативны — складываются и реализуются лишь в условиях дефицита информации и разрушаются, если она в достаточном объеме оказывается доступной заинтересованному лицу. Учитель в силу самой своей роли практически всегда в большей или меньшей степени является значимым для школьников как источник важной для них информации.
  2. Педагог — референтное лицо. На следующей стадии формирования авторитета педагога в центре внимания ученика оказывается не только и не столько сама информация, за которой он обращается к педагогу, сколько ее оценка данным конкретным и, таким образом, оказывающимся референтным для него лицом. Именно его мнение признается важным и выступает как необходимое основание для осуществления действий в условиях значимой для школьника ситуации. Этот тип отношений, в отличие от свойственных первой стадии становления авторитета, характеризуется наличием личностного различения. Высокая референтность педагога не исключает возможности негативного отношения учащегося к нему как к личности. Несмотря на то что отношение референтного учителя к интерпретируемым фактам и обстоятельствам играет роль своего рода ориентира в жизни, ученик часто бывает не согласен с этой оценкой, не принимает ее как неоспоримо верную, тем не менее именно к нему обращается для того, чтобы окончательно убедиться в правильности избранного решения. Наделенный полномочиями своего положения и в силу этого способный существенно влиять на жизнедеятельность классного коллектива, учитель, как правило, является для учащихся референтным лицом, мнение которого они учитывают при решении как личных, так и общегрупповых задач. Так, например, практически любой школьник, прежде чем избрать ту или иную тактику своего поведения, пусть даже и идущую вразрез с требованиями педагога, должен соотнести свои намерения с позицией учителя. И хотя эта позиция не обязательно будет им принята, ее анализу будет уделено внимание и она окажет определенное влияние на его последующие поступки.
  3. Педагог — авторитетное лицо. Эта стадия характеризуется качественно более высоким, чем два предыдущих этапа становления авторитетных отношений, уровнем значимости педагога для школьника. Авторитетному учителю авансируется доверие, его мнение признается изначально верным, воспринимается как руководство к действию, а успех ожидается и предвидится. Такие отношения являют собой пример ярко выраженного личностного предпочтения и имеют глубоко эмоциональную окраску.
Читайте также:  Что делать, если ребёнок прогуливает школу?

Виды ложного авторитета

Авторитет подавления: завоевывается путем систематической демонстрации превосходства в правах и возможности держать учеников в постоянном безотчетном страхе перед наказанием или высмеиванием за неудачный ответ или выполнение упражнения, перед окриком, наказанием.

Сейчас такие учителя встречаются нечасто, но вред, наносимый ими огромен. Они провоцируют учеников на трусость, подхалимство или, наоборот, агрессивное отношение к старшему, стремление насолить ему, но тонко замаскировать нарушение дисциплины, неуважение к педагогу.

Никакой речи о воспитании, сознательной дисциплины, в данном случае идти не может. Кроме того, грубость расшатывать нервную систему учащихся, прививает отвращение к учебе, к учебному заведению, подрывает уважение к старшему.

Требовательность преподавателя, не подкрепленная уважением к личному достоинству учащихся, приобретает формально — бюрократический характер.

Авторитет расстояния. Педагог, воспитатель стремится всегда держать учащихся на дистанции. Вступает с ними только в официальные контакты.

Стремясь быть недоступным и загадочным, такой преподаватель возвеличивает свою персону, создает для себя привилегии вплоть до занятий на уроке посторонними делами, прохождения в президиум школьного или студенческого собрания, хотя его никто туда не выдвигает, получения в столовой еды без очереди.

Авторитет педантизма. У учителя-воспитателя существует система мелочных, никому не нужных условностей, традиций. Он постоянно придирается к занимающимся.

Причем его придирки не согласуются со здравым смыслом, они просто неразумны. Педант несправедлив и его действия малоэффективны.

У такого педагога ученики теряют уверенность в своих силах, на занятиях одна часть учащихся грубо нарушает дисциплину, другая — держится скованно, напряженно.

Авторитет резонерства. Учитель, пытающийся завоевать авторитет таким образом, бесконечно поучает воспитанников, полагая, что нотации — главное средство воспитания.

К словопрениям таких педагогов учащиеся быстро привыкают, перестают на них реагировать и раздраженно, а иногда посмеиваясь, слушают поток нравоучений, вытекающих из уст увлеченного собеседника красноречием педагога.

Авторитет мнимой доброты. Чаще, чем другие виды ложного авторитета, встречаются у молодых педагогов.

Не имея достаточного педагогического опыта, эти руководители молодежи считают, что учащиеся оценят их доброту, попустительства и ответят послушанием, вниманием, любовью. Получается лишь наоборот.

Ученики игнорируют указания и даже просьбы старшего и вдобавок над ним же смеются.

Каковы же слагаемые авторитета педагога?

Личностный компонент педагогического авторитета

Во-первых, это любовь к детям и педагогической профессии.

Решающее значение в каждой профессии имеет любовь человека к своему делу. Если человек не любит свою работу, если она не приносит ему морального удовлетворения, то о высокой производительности труда не приходится говорить. Педагог же не только должен любить свою профессию, но и любить детей.

Следует различать любовь учителя к своей профессии и любовь к детям. Отношение человекак своей профессии, любовь к ней зависит от общественно-исторических условий. Зависит это от потребностей общества в специалистах тех или других профессий и от склонностей и способностей человека.

Любовь к детям является важным условием формирования педагогического авторитета. Некоторые учителя ставят перед собой вопрос: «Почему мне так дорога педагогическая профессия?» — и отвечают: » Прежде всего, мне близки и дороги растущие, молодые люди, способные верить и критиковать, любить и ненавидеть, уважать и презирать, сохранять благородную память о лучших своих воспитателях».

«Всякий моральный здоровый человек любит детей.

А любить детей по-настоящему — значит любить их в горе, и в радости, и даже тогда, когда их развитие в чем-нибудь отклоняется от нормы… Любить — значит уважать человека, понимать его, заботиться о нем, оберегать его и находить во всем этом величайшее удовольствие. Жить среди детей, работать с ними, воспитывать и учить их — что может дать больше счастья? Важно только, чтобы в каждом ребенке видеть не шалуна Ваньку, а человека, маленького, но настоящего человека…»

Уважение и доверие к школьнику — важнейшее слагаемое личностного компонента авторитета учителя. Для того чтобы прийти к этому выводу, не нужно тратить особых усилий на скрупулезный анализ педагогических систем таких учителей. Этот принцип составляет основу всей их педагогической деятельности.

Взаимное уважение — обязательное условие отношений авторитетности не только в системе «педагог — ученик». И в ребячьей среде личностный авторитет сверстника также строится именно на этой основе. Фундаментом подлинного дружеского отношения является взаимная значимость людей.

Авторитетность одного, базирующаяся на неавторитетности для него остальных, — практически стопроцентная гарантия общегруппового неуспеха, типичная причина, по которой группа оказывается не в состоянии решить стоящие перед ней задачи.

Особенно ярко проявляется эта закономерность, когда дело касается взаимоотношений в учебно-воспитательном коллективе.

Педагогический авторитет во многом зависит от общей культуры поведения учителя (умение владеть речью, мимикой и жестами, опрятность в костюме и т. п .).

Внешность учителя и его культура поведения в значительной мере влияют на завоевание учителем авторитета. Лучшие учителя на занятия приходят в хорошем костюме, постоянно следят за собой, всегда подтянуты и организованы. Личным примером они воспитывают такие же качества и у своих воспитанников. Всё это укрепляет авторитет учителя.

Учащиеся ценят скромность, простоту, естественность во внешности и поведении своих учителей.

Одним из положительных качеств хороших учителей является обладание правильной и выразительной речью.

Лучшие учителя на уроке немногоречивы, не допускают разговоров, не относящихся к делу. Сила голоса учителя тоже имеет большое значение. О значении выразительности речи в педагогической работе Макаренко А.С. сказал, что педагогом — мастером он сделается только тогда, когда научится говорить «иди сюда» с пятнадцатью — двадцатью оттенками.

Недостаточность общего развития учителя, его низкая речевая культура подрывает авторитет учителя-воспитателя и снижает качества учебно-воспитательной работы.

Педагогический оптимизм — необходимое качество хорошего учителя. Чуткое, отзывчивое отношение к детям сочетается у такого учителя с требовательностью, которая не принимает характера придирчивости, а педагогически оправдана, то есть проводится в интересах самого ребенка. За теплое, чуткое отношение к ним дети платят такой же теплотой и привязанностью.

Учитель должен быть настойчивым и до конца требовательным. Насорил — убери, оскорбил — извинись, не выучил урока — останься после уроков и выучи урок. Не уговаривать, а категорически требовать.

Требовательность учителя проявляется во всем — в выполнении домашних заданий, в оценке знаний школьников, в соблюдении правил поведения на уроке и вне урока.

Авторитетом пользуются учителя высоконравственные, с гуманистической направленностью личности, милосердные, эмпатийные, умеющие сочувствовать другому, понять его и в то же время деловые, справедливые, принципиальные, трудолюбивые, оптимистически настроенные. У таких педагогов ученик получает заряд уверенности, находит поддержку своей инициативе в разных делах. Это все — общечеловеческие качества и свойства безотносительно к какой-либо профессии.

На авторитет педагога влияет также его гражданский облик: честный ли и порядочный ли он человек, приятный ли сосед по дому, хороший ли семьянин, ответственный ли родитель и т.п.

Профессиональный компонент педагогического авторитета

Во-первых, авторитетный учитель знает свой предмет. Он должен хорошо владеть методикой каждого предмета.

Учащиеся любят учителей, которые не только знают свой предмет, но и умеют его хорошо преподнести, объяснить.

Из профессиональных особенностей авторитетного учителя важное место занимает педагогическое мастерство.

Авторитетный педагог обладает эрудицией в широком диапазоне: это глубокое владение наукой своего предмета, хорошее знание многих других или ориентировка в них.

Это и осведомленность (иногда увлечение) в разных областях искусств.

Это относится к владению языками, знанию техники, спорта, политики, многих бытовых вопросов и т.д.

Про такого педагога говорят: эрудит (от лат. eruditio — ученость, просвещенность; «ходячая энциклопедия». Эрудиция достигается постоянным самообразованием.

Учитель — мастер своего дела обладает наблюдательностью ученого и в понимании душевных переживаний своих учеников — знаниями психолога.

Педагогический такт чисто профессиональное качество учителя.

Педагогический такт есть профессиональная, психолого-педагогическая особенность поведения учителя во взаимоотношениях с учащимися, соответствующая целям и задачам воспитания и проявляющаяся

  • в творческой, педагогически оправданной изобретательности,
  • находчивости,
  • инициативности,
  • в обдуманности действий,
  • в самообладании,
  • выдержке,
  • в чутком и требовательном отношении к детям.

Источник: http://sch1.kirovsk.edu.by/ru/main.aspx?guid=1851

Авторитет педагога как средство воспитания

Содержание

Введение……………………………………………….…………………………..3

Глава I. Развитие понятия «авторитет» в истории педагогической мысли

§1. Понятие авторитет: основные подходы………………………………………

Глава II. Сущность и содержание авторитета личности …………………….

§1.Понятие и  виды авторитета…………………………………………………..

§3.Структура авторитета ……………………………….

Глава III. Педагогические условия формирования авторитета учителя

§1. Основные стадии становления авторитета учителя……………………. 

§2. Авторитет педагога: личностный и профессиональные компоненты………..

Заключение………………………………………………………………………

Список использованных источников и литературы……………………

Введение 

Педагогическая деятельность – это тот вид деятельности, на результат которой оказывает  влияние характер отношений между  ее участниками. Успешное решение сложных и ответственных задач обучения и воспитания младших школьников в решающей степени зависит от личности учителя, его нравственной позиции, профессионального мастерства, эрудиции и культуры.

Опыт убеждает, что влияние учителя на ученика, успешная его педагогическая деятельность зависит от авторитета учителя.

Авторитет педагога – это, прежде всего, средство воспитательного воздействия  на учащегося. Авторитетной личности как бы авансируется успех. Личности, признающейся авторитетной, приписывается компетентность и в других областях.

Авторитет учителя – это сложный феномен, который качественно характеризует систему отношений к педагогу. Отношения учащихся к авторитетному педагогу положительно эмоционально окрашены и насыщены.

И чем выше этот авторитет, чем важнее для воспитанников науки, основы которых преподает учитель, тем справедливее кажутся его требования, замечания, тем весомее каждое его слово.

Проблемой авторитета педагога (учителя, воспитателя) занимались И. П. Андриади1, М. Ю. Кондратьев2, Н. К. Крупская3, А. С. Макаренко4, Н. А. Морева5, Д. Ф. Самуйленков6, М. И. Станкин7, В. А. Сухомлинский8 и др.

Начиная с XVI в. до начала XX в рамках данного направления (Я.А. Коменский, Д. Локк, И.Ф. Гербарт и др.) проблема авторитета связывается, помимо эффективной возможности влиять на развитие и воспитание воспитанников, прежде всего со строгостью, почтительностью, угрозой, принуждением, подчинением воле наставников, силе.

Проблема авторитета имеет существенное значение не только для педагогики, но и для психологии как общей, так и педагогической.

Вопрос о влиянии, воздействии одной личности на другую, в особенности — личности авторитетной для тех, на кого она воздействует, должен занимать значительное место, прежде всего, в характерологии, так как он тесно связан с решением одной из важнейших ее проблем — с проблемой формирования личности.

Но даже и та часть общей психологии, которая трактует о психических процессах и функциях, в известной мере также включает в себя проблему авторитета. Вполне правомерно говорить о влиянии авторитета на восприятие, запоминание, воображение и другие познавательные процессы.

В эмоциональной же и волевой жизни влияние авторитета заметно еще более, и, в сущности говоря, трудно понять до конца какую-либо более или менее сложную эмоцию или волевое действие, отвлекаясь от возможных и фактически имеющих место влияний одной личности на другую, в том числе и от воздействия авторитета.

Предметом данной работы является такой феномен педагогического процесса как авторитет педагога.

Цель данной работы состоит в том, чтобы подробно изучить и проанализировать те процессы, которые влияют на формирование авторитета и так же рассмотреть мнение различных специалистов по этой проблеме.

Для достижения указанной  цели необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть понятие авторитет и основные подходы;

2. Изучить взгляды ведущих педагогов;

3. Проанализировать виды авторитета;

4. Вывести структуру авторитета

5. Проследить основные стадии становления авторитета учителя

6.Определить слагаемые авторитета педагога: личностный и профессиональные    компоненты

§1. Понятие  авторитет

Мастерство педагога, являясь составляющей авторитета, находится  с ним в неразрывном единстве. Эффективность влияния педагога на обучающихся, всегда находится в центре внимания преподавателей. Один из возможных путей решения данного вопроса —построение авторитетных отношений, поскольку авторитетная личность более эффективно и убедительно воздействует на других.

Итак, становления авторитета в практическом плане всегда остается актуальной для педагогов, работающих в разных типах учебных заведений.

Современная интерпретация  авторитета позволяет рассматривать  его как социальное отношение, выраженное в сознательном подчинении массы людей своему руководителю на основе доверия к нему, разумности, справедливости его требований.

Авторитет рассматривается  в научной литературе в широком  и узком смысле: в первом случае это форма существования общественных отношений; во втором — общественная значимость какого-либо лица.

Авторитет (от лат. auctoritas)—достоинство, сила, власть, влияние. В педагогическом энциклопедическом словаре под ред. Б.М. Бим-Бада авторитет, трактуется как добровольно принимаемое индивидом влияние какого-либо лица, основанного на признании его достоинств.

Происхождение этого термина связано с историей Древнего Рима, где авторитетом называлась власть сената в отличие от власти других органов управления. В работах Цицерона неоднократно упоминается об «auctoritassenates»9. Положение об авторитете можно найти в учениях Платона, Аристотеля, Демокрита, Антифона, Гиппия.

Концепция о политической целесообразности авторитета выдвинуты Гоббсом, Спинозой, Локком, Гольбахом, Гегелем.

Авторитет заключается  в признании за субъектом (носителем) выдающихся достижений, знаний, умений, навыков, способностей, его особого положения в обществе, их значимости для человечества, для того или иного объекта, сферы социальной жизни, науки, и базирующемся на этом ненасильственном влиянии его носителя на тот или иной объект, обуславливающем определенную исторически изменяющуюся форму подчинения действий и мыслей людей положениям и нормам, вытекающим из установок субъекта10

Филологически термин «авторитет» (с латинского autoritas) означает, прежде всего, власть, силу. Авторитет личности основан, следовательно, на «силе» личности в каком-либо отношении (не в физическом, конечно), на том, что личность является «сильной» в том или ином отношении.

Эта «сила» может иметь  различное содержание, но во всех случаях  характерным для авторитета является то, что «сила» личности того, кто  обладает авторитетом, признается другими  людьми и что слова и дела того, кто считается авторитетом, воспринимаются как критерий правильности суждений и поступков, уважаются тем, кто признает этот авторитет, являются образцом для подражания, для следования авторитету. 11

Характерным для отношения  к авторитету является уверенность в «правоте» авторитета и в том, что от личности, признанной авторитетной, можно получить не только то, что она уже имеет в своем распоряжении, но и то, что она может или должна дать, уверенность в больших возможностях этой личности, в большом потенциале ее компетентности и в силе ее влияние не только фактического, но и возможного. Авторитетной личности как бы авансируется успех, он ожидается и предвидится у нее.

Читайте также:  Изучение английского в москве. как выучить английский быстро

Существенно также то, что личность, являющаяся авторитетной, признается иногда авторитетом не только в той области, в какой возник ее авторитет, в какой она определенно выявила свою «силу», но и в других областях; происходит как бы иррадиация авторитета.

В отличие от этого в других случаях может наблюдаться обратное явление: спецификация авторитета, признание авторитета личности только в какой-либо определенной области, авторитет в которой только оттеняет неавторитетность этого же лица в другой сфере, в других отношениях12. Традиционно понятие авторитет раскрывается как общепризнанное неформальное влияние, значение, общее уважение.

Как социальное явление авторитет охватывает не только право руководить другими людьми, но и другие общественные отношения. Он проявляется в различных сферах жизни. Авторитет рассматривается в научной литературе в широком и узком смысле.

В первом случае — это общепризнанное неформальное влияние какого-либо лица, коллектива или организации в различных сферах общественной жизни; в более узком значении — одна из форм осуществления власти. В социологии традиции в понимании авторитета связаны с именами Т. Гоббса, М. Вебера, Э. Шилза и др.13

 Анализ феномена  авторитета с социологических  позиций характеризуется выделением  значения авторитета власти, который  по существу определяется социальной  ролью его носителя. В этом  случае анализируется его значение в стабилизации и упорядочении системы отношений в обществе.

С другой стороны, формирование авторитетных отношений зависит от отношения к данному субъекту, коллективу других субъектов, коллективов , что представляет собой психологическую сторону власти. Авторитетный, значит заслуживающий безусловного доверия. Такая трактовка рассматриваемого понятия дается во многих толковых словарях.

В педагогическом словаре (1960) уточняется, что для построения авторитета учителя ему необходимы эрудированность, педагогическое мастерство, умение связывать теорию с практикой, оптимизм, справедливость, гражданское лицо и общественные идеалы.

Профессиональный авторитет учителя, по мнению авторов словаря, во многом зависит также от его общественного авторитета, то есть от положения в обществе. Следует отметить, что в словарях более позднего издания (1984, 1993) уже не упоминается о такой необходимой стороне авторитета учителя как его положение в обществе.

Однако рассматривать общественный авторитет, как часть профессионального неправомерно. Корректнее рассматривать эти стороны авторитета учителя как компоненты, в определенной степени независимые. В педагогическом словаре более позднего издания (1993) уточняется, что влияние авторитетного лица основывается на знаниях, нравственных достоинствах, жизненном опыте.

Авторитетные отношения отражаются в способности носителей авторитета направлять, не прибегая к принуждению, мысли, чувства и поступки других людей, а также в признании последними за носителями авторитета права на руководство, в готовности следовать их указаниям и советам.14

Таким образом, ….(должны быть выводы или логическое завершение!!)

§2.Взгляды  ведущих педагогов

Рождение авторитета опирается не на силу и устрашение, слепое подчинение, а на уважение и доверие, одним из первых обратил внимание польский педагог-гуманист Януш Корчак (первая половина XX в.).

Должное отношение детей к воспитателю, по его мнению, можно завоевать прежде всего конкретными действиями и поступками. Сухие приказы, нравоучения, запреты и ограничения принесут лишь вред. Необходим контакт с детьми.

Они должны чувствовать и понимать, что о них заботятся.15

Позиция Я. Корчака нашла свое отражение во взглядах педагогов XX столетия. Так, русский философ и педагог В.В.

 Зеньковский считает, что педагогическая ценность авторитета заключается в стимуляции творческих сил, создании условий для более плодотворного педагогического взаимодействия, окрыляющего учеников. А.С.

 Макаренко отмечал, что смыл авторитета состоит в том, что он не требует никаких доказательств и принимается как несомненное достоинство старшего, как его ценность.16

И. П. Андриади отмечает, что авторитет выражается в способности направлять (не прибегая к принуждению) поступки и логику мышления другого человека (или людей) по желательному пути. Авторитет связан с ценностной ориентацией и особенностями деятельности группы и определяет степень внушаемого действия данного человека.17

Н. А. Морева, утверждает, что авторитет— общепризнанное значение лица или организации в различных сферах общественной жизни, основанное на глубоких знаниях, компетенции, достижениях в своей области, а также само лицо, пользующееся влиянием или признанием.

К специфическим особенностям авторитета педагога, определяемого как авторитет знаний, общения, личности, внешности, она относит:

·нравственную сущность личности педагога (открытость, искренность, настойчивость, отсутствие давления и  т. п.);

·нравственное самосовершенствование (требовательность к себе, принципиальность, идейная позиция, гражданская убежденность);

·интеллектуальную развитость, духовность, независимость суждений и образованность;

·уважение личности воспитанника, создающее благоприятную атмосферу взаимодействия обучающихся и педагога, нравственно-эстетическое взаимопритяжение .18

Н.Д. Левитов отмечает, что отношение обучаемых к педагогу, пользующемуся у них авторитетом, характеризуют эмоциональная окрашенность, эмоциональная насыщенность.19

М.Ю. Кондратьев, исследуя роль авторитета в педагогической деятельности, выделил три стадии его становления. На первой стадии (педагог — источник информации) авторитет определяется ценностью информации, которая передается преподавателем.

Особенно значимым выступает его профессиональный уровень. На второй стадии (педагог — референтное лицо) важной становится его оценка информации, его личностное видение.

Кондратьев считает, что на этой стадии педагог выступает в качестве референтного лица, с помощью которого учащиеся определяют свое отношение к предмету.

И только на третьей стадии (педагог — авторитетное лицо) формируется подлинный авторитет, когда преподавателю авансируется доверие со стороны студентов, его мнение признается изначально верным, воспринимается как руководство к действию.20

По утверждению Г.Р. Амирян, авторитет учителя-воспитателя —это важнейшее средство воспитательного воздействия. Авторитет учителя —особая профессиональная позиция, определяющая влияние на учащихся, дающая право принимать решение, выражать оценку, давать советы.

Подлинный авторитет учителя-воспитателя опирается не на должностные и возрастные привилегии, а на высокие личностные и профессиональные качества: демократический стиль сотрудничества с воспитанниками, способность к открытому общению, его стремление к постоянному совершенствованию, эрудированность, компетентность, справедливость, доброту, общую культуру и т. п.

Источник: http://referat911.ru/Pedagogika/avtoritet-pedagoga-kak-sredstvo-vospitaniya/143034-2120188-place1.html

Родионов А.Ф. Авторитет педагога: советские и современные практики формирования

Родионов Алексей Федорович
Юго-Западный государственный университет

Rodionov Alexey Fedorovich
Southwestern State University

Библиографическая ссылка на статью:
Родионов А.Ф. Авторитет педагога: советские и современные практики формирования // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/06/3230 (дата обращения: 24.09.2018).

Процесс образования является основополагающим в становлении и формировании человека как личности. Отправным пунктом служит школа – один из наиболее важных социальных институтов, в котором помимо получения фундаментальных знаний, мы проходим процесс социализации.

В школе проявляется индивидуальность и присваивается социальный опыт. Происходит непрерывный процесс развития личностных и социальных отношений, развитие духовной и материальной культуры. Эта задача возложена на плечи педагогов и контролируется системой образования.

Так как этот момент является базовым, на нем и стоит заострить внимание.

За два предыдущих столетия сложилась определенная мировоззренческая матрица (образ мышления, мировосприятие) общества. По выражению Данилевского, культурно-исторический тип. Он был сформирован социально-гуманитарным знанием, и смог достойно провести Россию через сложнейшие периоды 19-20 веков.

Но в конце 20 века вместе с Советским Союзом канул в лету и сложившийся образ мышления. В современной России постоянное реформирование, особенно последние 20 лет, привело образование к незавидным результатам. В результате мы наблюдаем два совершенно разных типа педагогов: советского и современного российского.

Перед ними ставилась задача научить, но результат и подход абсолютно разные.

Наряду с почетной и уважаемой, профессия учителя всегда оставалась крайне сложной и ответственной. Яркий пример такой ответственности – образование советское, которому уделялось особое внимание, а значит личным и профессиональным качествам педагогов.

В 20-е годы прошлого столетия В.И. Ленин назвал в качестве первостепенных задач коренной революционной перестройки всей системы народного образования «подбор учителей, внутренние реформы по организации и подбору преподавательского персонала» [1, c. 161].

Успех педагогической деятельности зависит от авторитета педагога. «Для ребят идея неотделима от личности, – писала Н. К. Крупская. – То, что говорит любимый учитель, воспринимается совсем по-другому, чем то, что говорит презираемый или чуждый им человек» [3, с. 265].

Под авторитетом педагога не следует понимать превосходство. Авторитет опирается на уважение и доверие, а не слепое подчинение, замечал польский педагог-гуманист Януш Корчак.

Для детей это образец культуры и нравственности, обладающий обширными знаниями (в разных областях) и широким кругозором.

При поставленной задаче «воспитывать с ранних лет коллективизм, требовательность к себе и друг к другу, честность и правдивость, доброту и принципиальность, стойкость и мужество характера» просто невозможно ограничится знаниями одного лишь предмета. Получается, что свой статус в глазах учеников нужно заслужить.

Путь к этому – работа над собой, развитие в себе разносторонне развитой личности. По душе такой путь не каждому, отсюда и рождаются проблемы современного воспитания. А именно приобретение ложного авторитета.

Первым разделять педагогический авторитет на истинный и ложный предложил А.С. Макаренко. Истинный существует лишь в одном виде (примером может быть представленный выше) и ложный, который имеет множество подвидов [5, с. 202].

С последним мы сталкиваемся в современных российских школах. Младший преподавательский состав часто страдает авторитетом мнимой доброты.

Заключается он в том, что учителя проявляют излишнюю снисходительность и заниженные требования, надеясь, что со своей стороны ученики оценят их «доброту» и проявят больше старания.

Корень проблемы кроется в неопытности, и осознание неверных действий приходит довольно скоро, т.к. результат подобного обучения получается четко противоположный (вплоть до полного игнорирования).

Авторитет расстояния состоит в желании дистанцироваться от воспитанников, стараясь вступать только в официальные контакты. Такой воспитатель склонен преувеличивать свое положение и полномочия (например, позволяет себе заниматься посторонними делами на уроке).

Не менее часто можно встретить авторитет педантизма. Воспитатель педант свойственен проявлять к ученикам придирки, основанные на личных условностях, в результате чего одни ученики начинают вести себя слишком вызывающе, а другие напротив замыкаются в себе.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что учителя ставят себе целью добиться послушания. Это грозит получить из непослушного ребенка еще более непослушного и агрессивно (или деструктивно) настроенного. Либо же наоборот, проявляя излишние послушание в ребенке склонны развиться несвойственные качества личности.

Разумеется не все и каждый в наше время такие, но знающих, и обладающих педагогическим талантом действительно немного. И почти все они выпускники тех самых советских школ.

Не стоит забывать и про преподавателей вузов, ведь в высшей школе все обстоит несколько иначе, чем средней. Вопросы воспитания высокой морали и нравственности остались позади, и приоритетной задачей стало обучение специальности.

Отличительной особенностью лекционного занятия в вузе является присущая ему монологичность. И личностный авторитет здесь помогает предопределить настрой обучаемых, служит неким мотиватором. Как писал советский партийный деятель М.И.

  Калинин «иные люди много знают, я знаю много людей, которые великолепно владеют предметом, а если назначить такого человека учителем, он не сумеет хорошо свой предмет изложить. Надо не только знать предмет, но и уметь изложить его так, чтобы он хорошо воспринимался слушателями» [2, с. 258]. Т.е.

можно рассматривать знание своего предмета и способность донести его до слушателей – преподавательским мастерством.

Большой вклад в изучение этого вопроса внесла отечественный психолог и педагог Н.В. Кузьмина. Целью ее работы было определить уровень эффективности деятельности педагогов, и какого рода их действия можно признать наиболее продуктивными. В ходе исследования были выявлены гностический, конструктивный, коммуникативный и организаторский компоненты.

Гностический представляет собой набор профессиональных знаний, конструктивный отвечает за планирование занятий, коммуникативный – это поставленный голос и речь, общительность и настроение, организаторский состоит в мотивации студентов на работу. [4, с. 55-61]. Этот набор в конечном итоге и определяет авторитет преподавателя.

На мой взгляд как раньше, так и сейчас главными остаются профессиональные и личностные качества. Не секрет, что процесс образования зависит и от педагога и от обучаемого. И на основании всего вышесказанного можно судить о том, что авторитет первого является залогом успеха второго в этом процессе.

Библиографический список

  1. Ленин В.И. // Полное Собрание Сочинений. Том 40, 1919. – 161с.
  2. Калинин М. И. // Речь на совещании учителей-отличников городских и сельских школ, созванном редакцией «Учительской газеты». – О воспитании и обучении, М., 1957. – 258с.
  3. Крупская Н.К. // Педагогические сочинения, Том.3. 1959. – 265с.
  4. Кузьмина Н.В. // Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. – М.: Высшая школа, 1990. – 55-61с.
  5. Макаренко А.С. // О воспитании. М. Политиздат, 1990. – 202с.

Количество просмотров публикации: Please wait

Источник: http://human.snauka.ru/2013/06/3230

Взаимосвязь авторитета личности и авторитета роли учителя | Мир Психологии

Взаимосвязь авторитета личности и авторитета роли учителя // Вопр. психол. — 1987. — №2.

М.Ю. КОНДРАТЬЕВ

Еще в 20-х гг. в качестве первостепенных задач коренной революционной перестройки всей системы народного образования В.И. Ленин называл «подбор учителей, внутренние реформы по организации и подбору преподавательского персонала» [1; 161].

Качественно новые, несравнимо более сложные задачи, поставленные перед педагогом уровнем развития современного советского общества, закономерно повышают значение роли учителя.

Для того чтобы «воспитывать с ранних лет коллективизм, требовательность к себе и друг к другу, честность и правдивость, доброту и принципиальность, стойкость и мужество характера» [3; 48], педагогу недостаточно обладать лишь глубокими знаниями своего предмета, уметь излагать учебный материал и проверять его усвоение учащимися. Порой педагогу, отвечающему, казалось бы, всем предъявляемым к нему требованиям, несмотря на хорошие знания учеников и вполне удовлетворительную дисциплину в классе, нечем гордиться, если речь заходит о воспитании у учащихся тех качеств, которые характеризуют зрелую личность подлинного коллективиста. Решающим фактором здесь оказывается личность самого учителя. В деле воспитания ключевые вопросы о том, как и чему учить, обречены на формальный бессодержательный подход, если в расчет не принимается личность того, кто учит. «Для ребят идея неотделима от личности, — писала Н.К. Крупская.- То, что говорит любимый учитель, воспринимается совсем по-другому, чем то, что говорит презираемый или чуждый им человек» [2; 265].

Именно поэтому первостепенной задачей каждого учителя является налаживание делового и эмоционального контакта со школьниками, организация подлинного взаимодействия с ними, завоевание авторитетной позиции в учебно-воспитательном коллективе. Лишь в том случае, если эта цель будет достигнута, мы сможем обоснованно утверждать, что сегодняшний учитель — поистине «ключевая фигура осуществления реформы» [3; 25].

Теоретическим аспектам, касающимся в первую очередь типологии взаимоотношений в системе «учитель — ученики», их источникам и динамике, формам проявления, посвящено множество работ, в которых уделяется большое внимание проблеме авторитета учителя.

Читайте также:  Декоративное украшение фартука: рисование в средней группе, конспект занятия, картотека с образцами, фото и видео

Несмотря на устойчивый интерес, который вот уже долгие годы вызывает у исследователей указанная проблематика, было бы ошибочно говорить об исчерпывающем решении связанных с ней вопросов.

Основной причиной сложившегося положения дел является несовершенство теоретических построений, не позволяющее большинству исследователей четко определить лежащую за категорией «авторитет» психологическую реальность.

Некоторая размытость в понимании феномена авторитета учителя, наблюдаемое порой пересечение понятий «любимый учитель», «значимый учитель», «референтный учитель» и понятия «авторитетный учитель», по сути дела, лишь следствие незавершенной проработки психологического понятия «авторитет».

Теория деятельностного опосредствования межличностных отношений, особенно на современном этапе своего развития — концепция персонализации (А.В. Петровский, В.А. Петровский), — может выступить в качестве адекватной и наиболее эвристичной теоретической платформы для анализа проблем авторитетных отношений в учебно-воспитательном коллективе.

Чтобы определить авторитет как понятие социальной психологии, необходимо выяснить его основания, понять, что определяет его наличие или отсутствие, что благоприятствует и что затрудняет завоевание авторитетного положения.

Практика показывает, что наличие самых, казалось бы, необходимых личностных качеств, подкрепленных высоким профессионализмом, не всегда гарантирует учителю авторитет в глазах школьников.

Так, ценимые в педагоге принципиальность, высокий интеллект, доброта, несомненно, помогают ему занять достойное место в системе межличностных отношений школьного коллектива, тем не менее не обеспечивают авторитетной позиции.

А бывает и так, что несовместимые со званием советского учителя жестокость, нетерпимость к критике, заносчивость иногда помогают достичь внешнего послушания, добиться подчинения и выступают основанием, поддерживающим если не авторитет, то доминирующее положение педагога.

Этот, казалось бы, парадоксальный факт становится легко объяснимым, если при анализе авторитетных отношений будет учтена такая важная характеристика коллектива, как уровень его социально-психологического развития.

Одни и те же личностные характеристики учителя по-разному проявляются и воспринимаются в коллективах различного уровня развития. Так, разумная требовательность педагога в высокоразвитом классе может выступить одним из тех оснований, на которых строится авторитет личности учителя. В классах же, не достигших уровня развития коллектива, эта же личностная характеристика, будучи расценена школьниками как излишняя строгость и придирчивость, окажется серьезным препятствием, мешающим педагогу найти общий язык с учащимися.

Сама ролевая позиция учителя предполагает обязательность выполнения им целого ряда функций, непосредственно связанных с принятием различных решений, определяющих жизнедеятельность школьного коллектива.

Существует мнение, что учитель как бы изначально, вне зависимости от своей профессиональной подготовленности и личностных качеств наделен в глазах учащихся устойчивым авторитетом.

В определенном смысле так оно и есть, если понятие «авторитет» рассматривать как синоним «власти», а авторитетным считать учителя, который легко добивается от школьников подчинения и любой совет которого воспринимается ими как приказ, подлежащий немедленному и беспрекословному исполнению. Но, как известно, сам по себе факт послушания еще ни о чем не говорит.

Порой демонстрируемое некоторыми школьниками послушание может быть лишь внешним, показным. В этом случае учащийся, действия которого внешне полностью отвечают предъявляемым ему требованиям, в ситуации ослабленного контроля со стороны педагога принципиально меняет свое поведение.

В связи с этим немаловажно выяснить, почему мнение педагога оказалось для учащегося определяющим? Причины здесь могут быть принципиально различны. Как правило, в основе послушания лежит доверие к учителю, убежденность в его правоте, внутренняя готовность школьника разделить с педагогом ответственность за принимаемые последним решения. Но случается, что картина внешнего благополучия скрывает лишь покорность, боязнь проявить самостоятельность.

Результатом упрочения авторитета личности учителя оказывается признание за ним права принимать значимые для школьников решения. Однако это ни в малейшей степени не означает снижения самостоятельности учащихся, ответственности за последствия их сотрудничества с педагогом.

Наоборот, атмосфера, создаваемая действиями авторитетной личности, подстегивает их инициативу, стремление творчески, вдумчиво, заинтересованно работать.

Жизнедеятельность настоящего коллектива попросту невозможна без власти авторитета личности, власти, являющейся прямым продолжением заслуженного в реальных делах доверия.

Принципиально новая ситуация складывается, если педагог ориентирован преимущественно на свое ролевое превосходство.

Характерные для данного стиля руководства авторитарные методы ролевого давления закономерно приводят к потере школьниками интереса к учебе, к безволию, к бездумному, слепому повиновению.

Авторитет роли или, точнее сказать, авторитет власти, не подкрепленный авторитетом личности учителя, оказывает на учащихся деморализующее влияние, неизбежно порождая стремление уйти от ответственности, не брать на себя груз самостоятельных решений.

В то же время было бы неверно рассматривать факт наличия в глазах учащихся авторитета личности учителя как обстоятельство, исключающее авторитет его роли. Ролевой авторитет является одной из важнейших предпосылок становления авторитета личности, немаловажным условием успешности педагогической деятельности.

Без опоры на него педагогу приходится преодолевать серьезные препятствия, порожденные недоверием, отчужденностью, настороженностью некоторых школьников по отношению к учителю вообще.

В этих случаях уже авторитет личности конкретного педагога может оказаться той основой, на которой строится по каким-то обстоятельствам разрушенный ранее авторитет роли учителя.

Таким образом, авторитет учителя в глазах учащихся — это признание за ним права принимать ответственные решения в различных ситуациях совместной деятельности, а также значимость для учащихся профессиональных, гражданских и духовных качеств личности учителя.

Формирование авторитетных отношений в школьном коллективе представляет собой сложный, развернутый во времени процесс, протекающий в условиях совместной деятельности учителей и учащихся.

Взаимоотношения между ними до того момента, когда они уже могут быть охарактеризованы как отношения авторитетности, должны пройти ряд этапов, отражающих качественное повышение уровня значимости педагога для школьника.

На основании проведенных исследований были выделены следующие основные стадии становления авторитета учителя.

1. Педагог — источник информации. Взаимоотношения, характеризующие исходную стадию формирования авторитетных отношений, основаны на значимости учителя как источника важной для учащегося информации.

На этом этапе учитель в глазах ученика может оказаться в некоторой степени лишенным своей индивидуальности, его личностные качества могут вообще не фиксироваться или восприниматься сугубо негативно, что не умаляет его ценности как обладателя необходимых сведений.

В этом случае учащихся далеко не всегда интересует мнение учителя, оценка ситуации, его интерпретация сообщаемых фактов. Школьнику необходима не личностная позиция учителя, а тот объем знаний, которым он располагает.

Подобные отношения во многом ситуативны — складываются и реализуются лишь в условиях дефицита информации и разрушаются, если она в достаточном объеме оказывается доступной заинтересованному лицу.

Учитель в силу самой своей роли практически всегда в большей или меньшей степени является значимым для школьников как источник важной для них информации.

2. Педагог — референтное лицо. На следующей стадии формирования авторитета педагога в центре внимания ученика оказывается не только и не столько сама Информация, за которой он обращается к педагогу, сколько ее оценка данным конкретным и, таким образом, оказывающимся референтным для него лицом.

Именно его мнение признается важным и выступает как необходимое основание для осуществления действий в условиях значимой для школьника ситуации. Этот тип отношений, в отличие от свойственных первой стадии становления авторитета, характеризуется наличием личностного различения.

Высокая референтность педагога не исключает возможности негативного отношения учащегося к нему как к личности.

Несмотря на то что отношение референтного учителя к интерпретируемым фактам и обстоятельствам играет роль своего рода ориентира в жизни, ученик часто бывает не согласен с этой оценкой, не принимает ее как неоспоримо верную, тем не менее именно к нему обращается для того, чтобы окончательно убедиться в правильности избранного решения.

Наделенный полномочиями своего положения и в силу этого способный существенно влиять на жизнедеятельность классного коллектива, учитель, как правило, является для учащихся референтным лицом, мнение которого они учитывают при решении как личных, так и общегрупповых задач.

Так, например, практически любой школьник, прежде чем избрать ту или иную тактику своего поведения, пусть даже и идущую вразрез с требованиями педагога, должен соотнести свои намерения с позицией учителя.

И хотя эта позиция не обязательно будет им принята, ее анализу будет уделено внимание и она окажет определенное влияние на его последующие поступки.

3. Педагог — авторитетное лицо. Эта стадия характеризуется качественно более высоким, чем два предыдущих этапа становления авторитетных отношений, уровнем значимости педагога для школьника.

Авторитетному учителю авансируется доверие, его мнение признается изначально верным, воспринимается как руководство к действию, а успех ожидается и предвидится.

Такие отношения являют собой пример ярко выраженного личностного предпочтения и имеют глубоко эмоциональную окраску.

Таким образом, позиции «источник информации», «референтное лицо» могут быть определены как узловые точки процесса количественного увеличения значимости учителя для ученика, как рубежи, обозначающие качественно различные уровни межличностного предпочтения в школьном коллективе. Это позволяет не только развести, но и соотнести указанные позиции.

Очевидно, если педагог обладает авторитетом в глазах школьника, это предполагает как само собой разумеющееся, что он одновременно выступает для него и в качестве референтного лица, и как источник важной, необходимой информации. Что касается референтного учителя, то он, будучи изначально значимым и в качестве источника информации, далеко не всегда обладает авторитетом.

Позиция же «источник информации» не гарантирует ни высокогореферентного статуса, ни тем более авторитетного положения. Таким образом, закрепление на каждой предшествующей позиции подготавливает, но ни в коей мере не предопределяет переход на следующую ступень в иерархии отношений межличностных предпочтений, т.е.

является необходимым, но недостаточным условием этого качественного скачка.

Педагогическая практика показывает, что учитель нередко выступает в качестве авторитетного лица для учащихся любого возраста. В то же время основания его авторитета могут быть совершенно различны.

В одном из наших экспериментальных исследований, выполненных в русле теории деятельностного опосредствования межличностных отношений, было показано, что авторитет педагога в глазах учащихся, как правило, имеет различные детерминанты в зависимости от возрастных особенностей развития личности.

В младшем школьном возрасте ученики признают авторитет учителя, как правило, в первую очередь в силу авторитетности для них самой ролевой позиции педагога. Таким образом, здесь мы можем говорить скорее об авторитете роли, чем об авторитете личности.

При этом в большинстве случаев, особенно в I классе, за учителем признается право на принятие ответственных решений как в ситуации, значимой для данного ученика лично, так и в значимой для класса в целом, в условиях учебной и внеучебной деятельности. В советской психолого-педагогической науке было неоднократно показано (Н.Д. Левитов и др.

), что авторитет индивида может признаваться не только в той области, в которой он был реально завоеван. Явление его переноса на те сферы жизнедеятельности группы, где право данного лица на подобное положение не проверялось, получило в психологии Название иррадиации авторитета.

Таким образом, выявленную закономерность можно расценить как отражение своего рода иррадиации авторитета роли педагога в глазах учащихся начальных классов.

В подростковом возрасте картина оказывается принципиально отличной: на данном этапе уже недостаточно одного только авторитета роли. Хотя за учителем, как правило, признается право на принятие ответственного решения в ситуации, значимой для класса в целом, и в условиях учебной деятельности.

В ситуации же личной заинтересованности подростка и особенно в условиях внеучебной деятельности такое доверие авансируется учителю в меньшей степени, чем это происходит в младшем школьном возрасте. Такое сужение сферы авторитетного влияния, признание авторитета лишь в одной или нескольких областях определяется как спецификация авторитета.

Психологические исследования (И.С. Кон, Н.В. Кузьмина и др.) показали, что подростки более дифференцированно по сравнению с младшими школьниками подходят к оценке личности педагога и своих взаимоотношений с ним.

Если при этом за учителем признается право на принятие ответственного решения в ситуации личной заинтересованности подростка и тем более в условиях внеучебной деятельности, есть все основания расценивать это как подлинный авторитет личности педагога.

В старшем школьном возрасте чаще всего проявляется дальнейшее усиление личностной избирательности за счет уменьшения ориентации преимущественно на роль. Какие-то учителя оказываются авторитетными, а какие-то нет не столько потому, что они учителя, а в силу авторитетности или неавторитетности их личности.

В данной статье излагается лишь один из возможных подходов к исследованию многогранной и многоплановой проблемы авторитета педагога в глазах учащихся.

Анализ вопросов зарождения, формирования, становления и реализации авторитета учителя направлен на поиск путей эффективного управления учебным процессом, коррекцию отклоняющегося поведения, организацию оптимального воспитательного воздействия в условиях средней школы.

От того, авторитетен ли педагог, во многом зависит, насколько успешно он сможет выполнить свои основные функции преподавателя и воспитателя.

[1] Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т 40.
[2] Крупская Н.К. Пед. соч.: В 10 т. Т.3. М., 1959.
[3] О реформе общеобразовательной и профессиональной школы. М., 1984. — 111с.

Поступила в редакцию 26.V 1986г. 

Источник: http://www.persev.ru/bibliography/vzaimosvyaz-avtoriteta-lichnosti-i-avtoriteta-roli-uchitelya

Ссылка на основную публикацию