Блатная субкультура и подростки

» Блатная субкультура и подростки

Современная молодежная культура формируется на основе самых разных течений и направлений, движений и субкультур. Среди них есть такие, которые пришли с Запада вместе с музыкой, и с Востока вместе с модной ныне философией. Но есть и такие самобытные течения, которые возникли в нашей некогда большой стране без постороннего влияния.

Одна из них это так называемая блатная субкультура.

Ее проникновение в среду подростков чаще всего связывают с периодом жестоких сталинских репрессий, когда тысячи человек находились в исправительно-трудовых колониях.

Среди них было большое количество подростков, детей врагов народа, беспризорных, а также осужденных за мелкое хулиганство или по наговору анонимных «доброжелателей».

Система ГУЛАГ была предназначена не столько для исправления, сколько для воплощения грандиозных коммунистических идей. Ей как воздух требовались крепкие молодые работники. Сроки в то время были такими большими, что человек уже заранее был обречен закончить свои дни за колючей проволокой.

Из 155 тысяч подростков, находившихся в 53 лагерях и 50 колониях для несовершеннолетних с 1935 по 1940 год, более трети были осуждены за хулиганство. Подростки вносили в фольклор лагерей и колоний свои традиции, сформировавшиеся еще в дворовых компаниях на воле.

Тема потерянного детства, нищеты и беспризорности проходила через суровый климат отношений старших заключенных, обретала новые жесткие очертания и постепенно прижилась повсюду, где сидели подростки. Стала формироваться и крепнуть особая подростковая субкультура.

Однако в сороковые годы эта субкультура уже фактически сформировалась, а вот ее начало относится, скорее всего, к периоду Гражданской войны, когда миллионы людей остались без крова над головой, потеряли своих родных и близких и вынуждены были любыми средствами добывать себе пропитание.

Уже с начала 1920-х годов в школьной подростковой среде приживается блатной язык, этот жаргон, на котором освобожденные из царских застенков «свободные пролетарии» среды воров и грабителей пели во дворах свои песни и выкрикивали с трибун лозунги. Впоследствии, когда зародившаяся милиция рассадила бывших союзников обратно по камерам, жаргон перешел к подрастающему поколению беспризорников и хулиганов.

Между блатными и беспризорниками было много общего, включая особую игровую манеру поведения и свободный образ жизни. Все это очень привлекало подростков. Подростки перенимали своеобразную культуру у блатных, а те перенимали новые веяния молодежи. Таким образом, обе субкультуры как бы дополняли друг друга.

В среде подростков стали популярны песни и мелодии блатных, наколки и стиль одежды. Применение в повседневной речи и письме ненормативной лексики и жаргонных словечек становится настолько привычным и обыденным, что некоторые взрослые начинают принимать это за особый признак подросткового возраста. И даже удивляются, если не наблюдают у подростков этого признака.

Однако сложившаяся подростковая субкультура по-прежнему остается вне общества, ее представители существуют в нем на правах изгоев.

На разных этапах своего развития общество изгоняет из своих рядов определенный человеческий материал.

Таким образом, обществом могли быть изгнаны активные личности, бунтари, протестующие против сложившихся норм и правил и находящие выход своей энергии в творчестве, чудачестве или преступлении.

Подростковая субкультура представляла собой неформальное движение пассивного характера.

По сравнению с блатной субкультурой субкультура подростков не выражала собой активный протест, она не призывала к каким-то определенным действиям, а потому на первый взгляд не представляла никакой угрозы для общества.

Тем не менее, влияние блатной субкультуры сказалось впоследствии на росте подростковой преступности уже в брежневскую эпоху Застоя.

Источник: https://paidagogos.com/?p=1694

Школьников увлекает уголовная субкультура

Фото: DPA/ТАСС

Уже привычное для регионов увлечение набирает популярность в Москве. Почему среди российских школьников стала модной уголовная субкультура?

А. У. Е. (или АУЕ) означает «арестантский уклад един» или «арестантско-уркаганское единство». Это и приветствие, и в какой-то степени образ жизни.

«Подростки с криками „АУЕ“ убили мужчину, который сделал им замечание», «Сторонники АУЕ жестоко избили прохожего», «Адепты АУЕ собирают в школах деньги на общак, чтобы греть зоны», — подобные заголовки нередко встречаются в региональной прессе.

Многие помнят ролик, снятый весной в Челябинске на празднике красок Холи. В кадре школьники окружили полицейский уазик, пинают машину ногами и пытаются ее раскачать. «А. У. Е! А. У. Е!» — скандируют на видео дети.

В сети есть огромное количество сайтов и тематических групп, посвященных АУЕ, шансон перекочевал в рэп, все в воровских звездах. Тот же рэпер Баста, сидевший в жюри шоу «Голос», на сайте своего лейбла продает футболки и толстовки с символикой АУЕ и с все теми же звездами.

Интерес молодежи к блатной романтике для России не новость. В 90-е все это уже было, но не было интернета, отмечает председатель коллегии адвокатов «Ваш юридический поверенный» Константин Трапаидзе:

«В 90-е были города, где формировались такие банды, подростковые бригады, были свои кураторы. Для этого им надо было находиться на свободе. Здесь получается, что они даже из тюрьмы ведут агитационную работу, имеют доступ к интернету, компьютеру, мобильным устройствам и таким образом рекрутируют молодежь. Их задача понятна: поставить подростков на системный сбор пожертвований».

Если верить СМИ, во многих школах одни подростки объясняют другим, что от тюрьмы у нас не зарекаются, оказаться там можно в любой момент — лучше быть к этому готовым. А еще лучше уже сейчас с воли поддерживать правильных сидельцев.

Не скидываешься на общак — не по понятиям, могут избить. Рассказал родителям, а те обратились в полицию — дело может кончиться еще хуже.

В Москве это звучит дико, за Уралом — уже нет, говорит практикующий психотерапевт Марк Сандомирский:

«Можно говорить о сугубо региональном реальном явлении — в Забайкальском крае, может, еще в некоторых регионах, дошло до Челябинской области, Урала.

А вот в более благополучных регионах России можно говорить о формировании определенной молодежной субкультуры, когда оживление интереса подростков к криминальной культуре объединилось с современными средствами массовой информации, и именно интернет стал своего рода рупором или рассадником этой субкультуры, пробудил у массы молодых людей интерес к этому явлению».

Бороться нужно не с АУЕ, а с бедностью в регионах, уверен писатель Александр Сидоров, также известный как исследователь блатного языка Фима Жиганец:

«В лагере эти АУЕ через пару-тройку месяцев отскакивают, а в строгих хатах и СИЗО не употребляются вообще. Это просто низшее понимание уголовного мира. Там есть свои законы, традиции, плохие они или хорошие. Не нужно что-то абсолютизировать, что появилась какая-то русская молодежная мафия, собирает общаки. Это бред».

Однако не любить полицейских модно. Пока в Забайкалье школьники набивают звезды и «АУЕ», в столицах, где многие семьи могут позволить купить своим детям одежду Stone Island, Lonsdale и Fred Perry, подростки выбирают более дорогой способ выразить свое неуважение к правоохранительным органам и набивают аббревиатуру A. C. A. B. — all cops are bastards.

Источник: https://news.rambler.ru/articles/37481628-shkolnikov-uvlekaet-ugolovnaya-subkultura/

6 типов подростковых субкультур или как найти своего ребенка

Что скрывает их вид: ирокез или рваная челка, мешковатые штаны, кеды в цветочек. Современные юноши и девушки нередко выглядят экзотично. О чем говорит их облик? Постараемся расшифровать эти выразительные послания.

Журнал PSYCHOLOGIES и издательство Clever выпустило серию книг, совместно переработав лучшие статьи и материалы по тематике воспитания детей.

Это одни из тех книг, которые можно всегда держать под рукой, их можно читать с любой страницы и возвращаться к пройденному материалу. Это одновременно ваш справочник, помощник и консультант.

Над книгой «Как сделать счастливыми наших детей: подростки» работала большая группа специалистов по детской психологии, среди которых Марина Бебчук , директор Института интегративной семейной терапии,
Татьяна Бедник , детский психотерапевт, автор тренинга «Эффективное взаимодействие родителей с детьми»,
Александр Войскунский , психолог, заведующий лабораторией интеллектуальной деятельности и информатизации МГУ им. М. В. Ломоносова и другие. В книге приведены наиболее актуальные и распространенные проблемы и ситуации, с которыми сталкиваются родители подростков. Книга дает родителям подростков рекомендации на тему поведения в тех или иных житейских ситуациях и помогает выбрать правильную стратегию поведения по отношению к тем, кто проходит такой ответственный и важный период в жизни.

«Подростковый возраст как этап взросления не проходит гладко. Смена ожиданий и требований ребенка, рождение взрослой сексуальности, переход к более самостоятельной жизни – с иной ответственностью, иными возможностями, – даются нелегко. Все меняется: тело, эмоциональные проявления, образ мышления, интересы и поведение. Ребенок уже никогда не будет таким, как прежде.

Они подолгу молчат, почти забрасывают учебу, слушают странную музыку. Не желают «выглядеть прилично», отказываясь от «нормальной» одежды. Их друзья и подруги не внушают нам доверия, а близкие отношения пугают. Если мы рискнем спросить, что случилось, ответ вряд ли нас удовлетворит.

Но на самом деле это происходит потому, что мы больше не находимся на первом месте для своих детей, и это нужно принять. Сейчас подросткам гораздо важнее сверстники, с такими же интересами, переживаниями и проблемами. Им необходимо быть частью своеобразного закрытого сообщества, со своими ценностями, правилами, языком.

Нашим детям нужно чувствовать себя свободными, имеющими право на принятие решений и личную жизнь. Им важно научиться отвечать за свои поступки, а сделать это можно только если мы им позволим взрослеть.

В каждой семье границы и нормы отношений свои, но в любом случае у родителей поведение ребенка должно вызвать беспокойство, если он на протяжении многих месяцев не развивается интеллектуально, физически или социально. Мягкие формы проблемного (или часто протестного) поведения – это демонстрация новых черт своей личности, нового стиля поведения.

Избыток косметики, длинные или очень короткие волосы, рваные джинсы, громкая музыка, постеры на стенах, курение, нецензурная лексика, грубость, хамство… Крайние, порой опасные формы поведения тоже хорошо известны: уходы из дома, отказ от учебы, разного рода зависимости (от игромании до наркомании), попытки суицида.

В период полового созревания подростки эмоционально очень нестабильны: их настроение может меняться несколько раз в течение часа. Они (особенно мальчики) чаще утомляются, становятся раздражительными и ранимыми. Любую критику в этот момент воспринимают как еще одно подтверждение нелюбви к себе. Парадокс: подростки ищут себя, пробуя то и это, продвигаясь рывками и отступая назад, создают себя, окружая свой мир завесой тайны.»

Большая статья книги посвящена описанию современных подростковых субкультур. Чтобы родителям было проще идентифицировать, как какому сообществу тяготеет их подрастающий ребенок и чем в перспективе это может грозить авторы выделили 6 направлений, наиболее распространенных сейчас в подростковых средах.

«Как и во все времена, сегодняшние молодые очень внимательны к своему внешнему облику. Выбирая свой стиль, дресс-код и манеры, они хотят выделиться и быть особенными, тщательно соблюдая при этом неписаные законы своего круга.

Панки, эмо, толкиенисты, байкеры, хипхоперы… Демонстрируя свой экзотичный облик, они символически отделяют себя от тревожного мира взрослых, в котором им предстоит жить. И одновременно выражают надежду на новое общение — более яркое, провокативное, динамичное, нежели «устаревшие» отношения поколения их родителей.

Они бросают вызов обыденному сознанию, которое пользуется четкими оппозициями: дети – взрослые, чистое – грязное, приличное – неприличное. Но поскольку у нас нет ключа к их странной, дерзкой внешности, она вызывает беспокойство, раздражает.
Хиппи, готы, фрики всем своим видом демонстративно игнорируют нормы и правила истеблишмента.

Подобно древнегреческим актерам, они скрываются за масками, которые помогают им пережить очередной этап взросления, а с помощью юмора освобождаются от напряжения беспокоящих их порывов. Андрогинный, бесполый характер их одежды дает юношам и девушкам возможность избегать пугающих вопросов, связанных с выбором сексуальной идентичности.

Широкие брюки и обтягивающие джинсы – это две стороны одной и той же медали: я скрываю или демонстрирую свое тело, ибо его трансформации меня пугают. Выбирая «странный» (с точки зрения взрослых) стиль одежды, вчерашние подростки дают себе возможность продлить успокаивающий период игровой и нарциссической бисексуальности.

Но одежда человека субкультуры – это и костюм, который меняется гораздо медленнее, чем мода, если молодой человек обозначает свою принадлежность к группе, он транслирует в своем облике не только актуальную на данный момент идеологию этого сообщества, но и его историю.

Читайте также:  Кто автор и в чем сущность методики простых аналогий в интерпретации для младших школьников

К примеру, красный, зеленый и желтый – главные цвета субкультуры растафарианцев, которая возникла на Ямайке в 30-е годы прошлого века. Современные растаманы, выбирая это же сочетание цветов, демонстрируют свою принадлежность к сильной субкультуре, которая сохраняет свои традиции десятилетиями.

Они противопоставляют себя культуре «белого Вавилона», ориентированной на материальные ценности, и сознательно сохраняют связь с природой, стремясь обрести гармонию и покой. Внешний вид молодых людей помогает нам лучше понять их самих и общество, в котором мы живем.

Для формирования личности каждому необходимо какое-то время оставаться непрозрачным для своих родителей. У взрослых же возникают подчас полярно противоположные реакции на внешний вид подростков, а желание разобраться, что они хотят сказать этим вызывающим видом, скрывает чувство беспомощности и вины за то, что их ребенок не такой, как все. Но нам стоит умерить свое любопытство по отношению к молодым, научиться быть наблюдательнее и сдержаннее.»

Растафарианцы – это не только традиционная цветовая гамма одежды (зеленый, желтый, красный), но и протестная прическа – дреды.

По легенде, сторонники эфиопского императора Рас Тафари дали обет не мыть волосы, пока император не вернется из изгнания – а оно продолжалось шесть лет. Естественно, дреды воспринимаются как вызов общественным конвенциям, потому что кажутся грязными.

Да и само название «дреды» означает «внушающие ужас». По сути, это прическа, сочетающая в себе элементы порядка и анархии одновременно.

Понятие «хипстер» возникло в Америке в 1940 – 1950 гг. Так называли представителей субкультуры, которая формировалась вокруг джазовых музыкантов, писателей и художников. Современный хипстер – как правило, потребитель дорогих вещей, пристально следящий за модой. Вид такого подростка подчеркнуто небрежен.

Его гардероб составляют обтягивающие джинсы (у девушек возможны цветные колготки или лосины), длинная свободная футболка с ярким рисунком («принтом») или клетчатая рубашка, кеды или ботинки (желательно желтого, зеленого или оранжевого оттенка), часто – массивные пластмассовые очки (как правило без диоптрий, «для вида»).

Облик дополняют всевозможные аксессуары, начиная от большой сумки или рюкзака (в которых обязательно будет фотоаппарат) и заканчивая маленьким стильным блокнотом и дорогими гаджетами.

Претендуя на оригинальность, эти подростки становятся жертвами нередкого эффекта моды: вместо того чтобы подчеркнуть свою индивидуальность, они сливаются с толпой, а андрогинный облик входит в общую субкультурную политику расшатывания базовых оппозиций: женское – мужское, дешевое – дорогое, чистое – грязное и т. д.

Несмотря на то, что у них много претензий к этому миру, хипстеры очень миролюбивы и предпочитают жить полной жизнью, ни во что не вмешиваясь. Быть хипстером – значит жить молодо, в мире дискотек и современных технологий.

Такое жизненное кредо позволяет сохранить фантазию о собственной исключительности и довольно долго оставаться незрелым, инфантильным человеком, ведь «жить молодо» – это и избегать взросления, связанного с принятием множества ограничений и серьезных решений.

Мешковатая одежда больших размеров, кепка, массивные цепочки, нередко татуировки – таков портрет молодого рэпера. Образ крутого, уверенного в себе парня может скрывать неразрешенный внутренний конфликт с авторитарной отцовской фигурой. Сын считается «раздолбаем».

Невозможность получить одобрение и почувствовать уважение отца, его власть над матерью могут рождать внутри человека очень сильную и запретную агрессию.

Желание самому стать «хозяином жизни», в детстве блокированное страхом наказания со стороны могущественного отца, позднее может реализоваться защитным образом: внутри себя я буду одновременно и сыном-раздолбаем, и крутым отцом. В этом случае вся агрессия, изначально направленная вовне, разворачивается вовнутрь человека.

Бессознательно подросток делает себе больно (тату), чтобы постоянно подтверждать и сомневаться в том, что он настоящий мужчина. Одежда большого размера говорит себе и окружающим: «Я выгляжу большим и устрашающим, я всегда готов к бою».

Визитка панка – диссонанс. Элементы костюма вырваны из привычного контекста и соединены воедино: например, рубашка «милитари» комбинируется с узкими стиляжными брюками, но при этом традиционной шотландской расцветки. Разные серьги в ушах, нарочитая асимметрия, на голове ирокез, а сзади локоны. Основное послание панка – сочетание несочетаемого.

Это семиотическая партизанская война, желание непременно эпатировать обывателей. Нередко шоковый элемент в облике панка возникает за счет атрибутики фетишизма, что восходит к эстетике сексуального садомазохизма.

Выставленные напоказ агрессивность и воинственность здесь скорее маска, защищающая тонкую и очень ранимую душу человека, который уверен в том, что мир не любит и не принимает ни его самого, ни его чувства. Не желая умерщвлять себя, превращаясь в хорошего для матери, но мертвого внутри человека, он переворачивает ситуацию. Снаружи – мертвый, внутри – живой.

Ключевым моментом в одежде может быть пугающая нашивка: нужно показать негатив, чтобы спрятать глубокую потребность в нежных отношениях и боль от их кажущейся невозможности. Страх этой боли не дает возможности получать и отдавать нежность и любовь, заставляя выпускать шипы и так защищать себя.

Внутри при этом может быть ощущение пустоты, незаполненности – как дыра в собственном теле (ухе). Поддержание прически-ирокеза требует много времени и заботы. Это и есть та скрытая забота о себе, которую в такой причудливой форме осуществляет живое «Я» подростка, отчасти восполняя возможный недостаток раннего материнского ухода.

Готы – любители темной и мрачной романтики, заигрывающие с темой смерти. Эта субкультура возникла на волне пост-панка, от панков готы унаследовали и многие свои агрессивные, воинственные, фетишистские черты.

Готы одеваются в черное, носят много металлических украшений, используют (как девушки, так и юноши) очень заметный «вампирский» макияж: на лице густой слой белой пудры, губы (как и ногти) – черные или темно-синие, глаза подведены черным. Волосы – обычно длинные и распущенные — часто тоже красят в черный цвет.

С вампирской и кладбищенской тематикой связаны и украшения: кресты, черепа, летучие мыши. Одеваются, конечно же, тоже в черное, часто – в бесформенные балахоны, очень любят высокие черные ботинки на шнуровке.

Порой на готах можно увидеть одежду в романтическом стиле («викторианские готы») – это, опять же, отсылка к вампирской тематике и «готическим» романам ужасов – длинные юбки и платья, корсеты, перчатки, кружева, у юношей – фраки или камзолы, цилиндры. В текстах песен их любимых групп (а это – несколько отдельных музыкальных направлений: готик-рок, готик-металл, death-rock и т.

д.) часто встречаются темы депрессии, смерти, самоубийства и насилия. Готами часто становятся неуверенные в себе подростки, склонные к депрессии и суицидальным настроениям. Именно такие подростки получают в готической субкультуре понимающее и принимающее сообщество, свою нишу для социализации. Хотя готов из-за их атрибутики иногда путают с сатанистами, прямой связи между готами и сатанистами нет.

Субкультура эмо – одна из самых популярных среди подростков 13 – 17 лет. Черно-розовая гамма в одежде, экстравагантный грим, пирсинг, эстетизация смерти – многое из этого тревожит родителей. Эмо делают ставку на нарочитый инфантилизм облика – дети, которые не хотят взрослеть и развлекаются, пуская мыльные пузыри.

Двойной цветовой код (черное и розовое) говорит: за угрожающей внешностью таится беззащитная душа, оазис сентиментальности в мире жесткого андеграунда. Эмо обыгрывают сочетание нежности и открытости темным энергиям. Современные тургеневские девушки, мечтательные и отрицающие сексуальные отношения, инфантильные ранимые юноши.

Облик этих подростков говорит: «Встреча с реальным миром людей заставляет меня страдать».

Мнение экспертов:
Сергей Ениколопов – психолог, заведующий отделом медицинской психологии Центра психического здоровья РАМН, заведующий кафедрой криминальной психологии Московского городского психолого-педагогического университета.

— Каковы особенности поведения эмо и как общаться с таким подростком?

  • Поведение эмо характерно для подростков: это и резкие перепады настроения, и самодеструктивное поведение, которое выражается в порезах, проколах бровей или пупка. Подросткам вообще свойственно выражать недовольство своим телом (и пирсинг – важный показатель такого отношения). Но эмо очень активно это декларируют и охотно делятся опытом: «А ты сколько раз резал вены?» Конечно, большинство подростков включаются в это движение просто так, за компанию, чтобы не выпасть из коллектива. Однако импульсивных, склонных к спонтанным поступкам детей такие игры могут травмировать и даже подтолкнуть к суициду. Кроме того, эмо-культура поощряет повышенную чувствительность. Здесь не стыдно биться в истерике, бурно хохотать или рыдать. Такая эмоциональная распущенность тормозит процесс взросления, ведь расти – это значит учиться сдерживать себя, контролировать свои чувства. Постарайтесь говорить с ребенком о его увлечении спокойно, без долгих нотаций и не осуждая его. Можно выразить сомнение относительно внешних проявлений – цвета волос или одежды, но только не душевного состояния подростка. Будьте внимательны к его поведению. Порезы на руках, частые истерики, потеря интереса к прежним занятиям – все это повод обратиться к психологу. Если же такой возможности нет, попробуйте увлечь сына или дочь любой яркой, интенсивной деятельностью, будь то творчество, путешествия или спорт, где выплеск эмоций безопасен и конструктивен.

Владимир Козлов — автор книг о молодежной субкультуре, в том числе книги «Эмо» (Издательство: Амфора, 2008).

— Насколько оправданы опасения по поводу проявлений эмо-культуры, которую многие считают «опасной» и «суицидальной»?

  • Эмо представляют не большую опасность, чем панки или готы, а в чем-то эта субкультура может быть даже полезна своим приверженцам. Субкультура – это не более чем тусовка: попав туда, ты в лучшем случае найдешь единомышленников и друзей, а в худшем – хотя бы получишь иллюзию того, что не одинок. Эмо-культура – подходящее место для искренних, чувствительных, скромных, интровертных тинейджеров. В ней они не только одеваются в соответствующем стиле и слушают эмо-группы, но и сами занимаются творчеством: рисуют, фотографируют, пишут стихи…»

Источник: https://letidor.ru/otdyh/6-tipov-podrostkovyh-subkultur-ili-kak-nayti-svoego-rebenka.htm?full

АУЕ: как появилась самая опасная субкультура российских подростков

Наверное, еще немногие россияне знают, что такое АУЕ. Тем не менее под этой аббревиатурой скрывается криминальное молодежное движение, которое несет угрозу безопасности и стабильности общества.

АУЕ имеет несколько расшифровок: арестантское уркаганское единство; арестантский уклад един; арестанты, уркаганы едины. Специалист в области криминальной субкультуры Вадим Тулегенов сообщает, что впервые с аббревиатурой АУЕ он столкнулся в середине 2000-х во время работы в Центральном федеральном округе, позднее этот термин перекочевал в Забайкалье и на Дальний Восток.

По словам обозревателя «Новой газеты» Алексея Тарасова, осознанно аббревиатура АУЕ впервые прозвучала в 2010 году в ходе массового погрома, устроенного несовершеннолетними осужденными в Белореченской воспитательной колонии Краснодарского края.

Сегодня к АУЕ себя причисляют в основном молодые люди в возрасте от 13 до 17 лет, чаще всего из неблагополучных семей, живущие в населенных пунктах, расположенных недалеко от мест заключения. Среди крупных городов, где глубоко пустила корни АУЕ, выделяются Челябинск и Чита.

Некоторые специалисты считают, что родиной АУЕ является Забайкалье, а организатором этого движения — вор в законе Георгий Углава. В 2015 году криминальный авторитет был задержан в одном из ресторанов столицы на воровской сходке, в данный момент он находится в заключении.

Говорят, что Углава решил вернуть традицию пополнять общак с помощью школьников, попутно насаждая среди подростков воровскую идеологию. Так или иначе, молодежь очень быстро заразилась новым увлечением: к настоящему времени в Забайкалье практически не осталось ни одной школы или ПТУ, где бы ни присутствовали члены АУЕ.

Читайте также:  Обидчивые дети

Кодекс АУЕ фактически копирует блатной закон, запрещая любое сотрудничество с полицией и властями. «Ауешники» исповедуют культ силы, воровства и тунеядства. В их задачи также входит вербовка новых членов банды и регулярный сбор подати, которую они передают криминальным авторитетам, в том числе и отбывающим свой срок на зоне.

Модель обложения данью своих соучеников в каком-то смысле копирует государственную налоговую систему. Члены АУЕ мыслят так: деньги, которые мы собираем работают на будущее: сейчас мы финансово обеспечиваем зэков, а впоследствии уже новое поколение АУЕ будет снабжать нас деньгами, если мы окажемся в тюрьме.

Система поборов во многих городах Забайкалья и Дальнего Востока приняла настолько массовый характер, что о ней не говорит лишь ленивый. Родители, администрация учебных заведений и правоохранительные органы прекрасно осознают масштабы бедствия, однако серьезно изменить ситуацию пока не в силах.

Субкультура АУЕ в считанные годы охватила почти всю восточную часть России, постепенно подбираясь к крупным городам центрального региона. Полиция без дополнительной помощи противостоять многочисленным группировкам подростков не в состоянии. Остановить обезумевшую толпу может разве что оружие.

Так, в 2014 году в Чите в ходе задержания одного из криминальных авторитетов он прокричал: «АУЕ! Ворам свободу!». На призыв откликнулся десяток молодых людей, которые набросились на полицейских, и только предупредительные выстрелы отрезвили нападавших.

В том же году в Казани, по информации «Новой газеты», произошел гораздо более страшный инцидент. Отец подростка, у которого члены АУЕ вымогали деньги, решил пойти к ним на встречу вместе с сыном.

В результате 16-летние преступники убили обоих, потом обыскали и забрали ключи от квартиры. После этого они проникли в их дом, где расправились с матерью и вынесли все ценные вещи.

Позднее следствие установило причастность группировки к убийству двух таксистов.

В городке Хилок Забайкальского края февральской ночью 2016 года толпа подростков с камнями и металлическими прутьями напала на полицейский участок, намереваясь освободить своего сообщника. Штурм удалось отбить, однако участок и полицейские машины были сильно повреждены.

Масштабы проникновения этой субкультуры в общеобразовательные заведения поражают. По мнению экспертов, к АУЕ себя причисляют сотни тысяч подростков. Это наглядно видно также и из социальных сетей.

К примеру, сетью «ВКонтакте» пользуются несколько сообществ, посвященных тематике АУЕ, с общим числом подписчиков свыше 200 тыс. человек.

К сожалению, одурманенных воровской романтикой школьников становится все больше.

Самое страшное, что в скором времени эта неуправляемая шпана войдет во взрослую жизнь и многие из бывших членов АУЕ пополнят ряды организованных преступных группировок. И это может стать для государства большой головной болью, похлеще, чем разгул бандитизма в 1990-е.

Власти регионов все еще надеются решить проблему своими силами. Однако не получается. В поселке Новопавловка Читинской области дело дошло до того, что родители детей, подвергшихся издевательствам со стороны членов группировки АУЕ, устроили над подростками самосуд. Несмотря на откровенно незаконный характер акции, полиция не торопится наказывать родителей.

Только в 2016 году наличие проблемы растущей подростковой преступности стали признавать на федеральном уровне.

Ответственный секретарь Совета по правам человека России Яна Лантратова в интервью газете «Известия» заявила, что «молодежное криминальное движение АУЕ взяло под свой контроль учебные заведения в 18 регионах России, в том числе в Бурятии, Московской, Челябинской, Ульяновской и Тверской областях, а также в Забайкальском и Ставропольском краях».

Президент России поручил разработать комплекс мер, которые бы защитили детей от влияния тюремной субкультуры. Первым шагом на этом пути стал законопроект, внесенный депутатом Думы Антоном Беляковым. Он предусматривает запрет «пропаганды преступных ценностей и криминального образа жизни».

Источник: http://russian7.ru/post/aue-kak-poyavilas-samaya-opasnaya-subku/

Виды субкультур и их влияние на подростков

Субкультура- это общность людей, чьи убеждения, взгляды на жизнь и поведение отличны от широкой публики, что отличает их от более широкого понятия культуры, ответвлением которой они являются. Субкультуры могут различаться по возрасту, расе, полу, или классовой принадлежности.

Черты, служат определяющим для субкультур, могут иметь эстетический, религиозный, политический, сексуальный или любой другой характер. Субкультуры обычно возникают как оппозиция к ценностям более широкого культурного направления, к которому они относятся.

Поклонники субкультуры могут демонстрировать свое единство посредством использования отличного от всех стиля одежды, поведения, а также специфических символов.

Однако не все субкультуры считают своей отличительной чертой внешний вид. Очень многие современные течения делают особый акцент на моральных или политических убеждений. Если не брать во внимание музыкальные предпочтения, представители субкультур могут отличаться от других людей своими взглядами на природу, человека, искусство, стиль, жизни, моральные ценности и так далее.

Я уверенна, что каждому из нас случалось идти по улице, ехать в метро, или просто смотреть телевизор и видеть людей, которые чем-то не похожи на других. У кого-то на голове ирокез, кто-то весь в металле, а кто-то мимо вас несется на мотоцикле. Это и есть неформалы, представители различных субкультур.

Молодежь, как наиболее чуткая и восприимчивая группа, первой воспринимает новые формы развития в сфере досуга и принимает их со всеми позитивными и негативными явлениями.

Условия жизни в большом городе создают предпосылки для объединения молодежи в разнообразные группы, движения, являющиеся сплачивающим фактором, формирующие коллективно сознание в этих группах. Человек, попавший в субкультуру, становится с ней единым целым.

Он принимает все порядки и законы нового общества, у него меняется система ценностей и взгляд на мир. Чаще всего бывает, что молодежь не вникает в суть своей субкультуры. Иногда такое кратковременное и поверхностное прибытие приводит к непониманию своей неформальной организации.

Проблемы могут возникать в том случае, если еще неокрепшая личность подростка, попадает в субкультуру опасную даже для взрослых. Например, рокеры, которые пропагандируют наркотики, байкеры, увлеченные экстремальной ездой на мотоциклах и т. д. Опаснее всего секты. Например, секта сатанистов.

Очень не многие поступившие туда могут вернуться. Она действует словно гипнозом на своих последователей. Подросток, следуя правилам культа сатаны, начнет приносить животные или даже человеческие жертвы, участвовать в развратных действах. Это губительно действует как на самого человека, так и на окружающих.

К тому же детская психика может не вынести всего увиденного и содеянного.

Хотелось бы рассказать более подробно о некоторых видах наиболее современных и популярных неформальных течений.

1. Эмо.

В последнее время направление эмо становится очень популярно в России. Но не все знают, что это такое! Если говорить об эмо, как  о понятии, то можно сказать, что эмо это не просто направление, а особый образ жизни и мышления людей.

Слово эмо произошло от слова эмоции. Люди эмо живут только эмоциями, независимо от того позитивными они являются или негативными.

Для людей этой категории выражение чувств через эмоции это не проявление слабости, а вполне естественное состояние.

Эмо-кидов в толпе отличить так же просто, как и готов. Чтобы в полной мере выплеснуть свои эмоции и чувства, эмо-киды пишут стихи и песни, увлекаются фотографией и рисованием. А кто же такой эмо-кид? Если дословно переводить каждое слово, то выясняется, что эмо – это эмоции, а кид – это ребенок. Вместе получается эмоциональный ребенок.

Но в эмовском направлении это значит, что каждый из нас в душе остается ребенком. Эмо-киды, как дети воспринимают мир. Они находят радость в каких-то мелочах, и даже самая незначительная потеря или неудача может их очень сильно огорчить. Но существует и другой вид эмо-кидов.

Это те, которые не скрывают свои эмоцию и по особому воспринимают мир лишь потому, что просто хочет влиться в компанию эмо людей. Такая своеобразная оболочка является всего лишь имиджем, или просто пустой картинкой, за которой нечего не стоит. В основном увлечение эмо у эмо-кидов очень быстро проходит. Они не боятся мнения окружающих и с легкостью демонстрируют свои чувства.

Часто эмо-киды бросаются из одной эмоциональной крайности в другую: от горя к счастью, от грусти к радости и т. д. Именно такие особенности выделяет эмо на фоне других субкультур. Существует стереотипное представление об эмо, как о плаксивых мальчиках и девочках. В первую очередь для представителей этой субкультуры основными ценностями являются: разум, чувства, эмоции.

Умение сочетать эти 3 компонента, и есть основная суть эмо. Эмо-кид ранимый депрессивный человек, мечтающий на самом деле о чистой и счастливой любви. Представители этого течения, как правило, носят черные или розовые волосы, косые челки, закрывающие пол-лица (символ того, что эмо-кид открыт миру только на половину), а сзади короткие волосы, торчащие в разные стороны.

У девушек возможны детские, смешные прически – два маленьких хвостика, яркие заколочки по бокам, бантики и сердечки. Черно-розовая одежда означает смешанность чувств, (т. е. черный означает депрессию, а розовый — радость и прочие положительные эмоции. ) также, эмо-киды густо подводят глаза черным карандашом и красят ногти черным лаком независимо от пола.

Еще отличительной чертой представителя эмо является пирсинг, что означает отсутствие страха перед болью. Его в основном делают на лице. Также наличие ярких значков и разноцветных браслетов и бус. Характерная для эмо обувь – кеды.

Эмо — музыка появилась в 80-х годах двадцатого века в США — как одно из ответвлений тяжелого рока. Любовь и смерть – любимый сценарий эмо — музыкантов, которым свойственны к тому же романтизм, утонченность чувств и чистое, детское восприятие мира.

2. Готы.

Еще, есть такое направление, как готы. Они пришли на смену панкам в 1979 году в Великобритании. Эта субкультура пережила многих своих одногодок, и продолжает развиваться. Ее образная система и культурные предпочтения ясно демонстрируют связь с идеалами литературы готического стиля, датируемой девятнадцатым веком.

Готам свойственно носить одежду в черных тонах, равно как цвет волос и грим. Стиль одежды может варьироваться от панковского до средневекового. Кроме того, здесь можно встретить наряды викторианской эпохи. Девушки носят корсеты, кожаные юбки или длинные платья, а мужчины готы предпочитают черные плащи, или камзолы с черным поднятым воротником.

Общая тенденция заключается в печальных, иногда даже скорбных, мистических мотивах и внешнем виде. У готов есть странное притяжение ко всему мрачному и таинственному. Их стиль отличается темными цветами, траурностью, иногда в сочетании с эротизмом. В образе типичного гота присутствуют черные волосы, черные ногти, яркие подведенные глаза черным карандашом.

Прическа играет огромную роль. В основном это длинные прямые волосы, или большой пучок, поднятый вверх гелем. Украшения готы предпочитают из серебра, в виде различных символов смерти. Украшения с черепами, гробами, крестами, и т. д. Также у готов существует любовь к кладбищам, надгробиям и склепам.

К чисто готическим символам можно отнести летучих мышей, вампиров и тому подобные изображения.

3. Рокеры.

Читайте также:  Педагогические ценности и их понятие

Еще одни представители черного цвета- рокеры. Слово рокеры, изначально, служило для определения британской молодежи в Британии в шестидесятых годах прошлого века. Они позволяли себе рассекать по дорогам на мотоциклах весьма не почтительно.

Их течение появилось в пятидесятых годах, в эпоху рок-н-ролла. Однако первых рокеров объединяет только один принцип- манера езды на мотоцикле, а уж потом появилось такое понятие как стиль.

Эти ребята могли разъезжать со скоростью 160 километров в час по окружным дорогам Лондона.

Стиль рокера породили необходимость и практичность. Рокеры носят кожаные мотоциклетные куртки, в изобилии украшенные кнопками, заплатками, нашивками и булавками. Прическа рокеров может, в принципе, зависеть от личных предпочтений, но нередко о ней говорят как о сглаженной или, наоборот, усиленной прическе в стиле помпадур, которая характеризует представителей рок-н-ролла пятидесятых годов.

Главным сегментом рокерской субкультуры в СССР, стала именно музыка. Но помимо позитивного отношения к музыке, у рокерской культуры есть и другая сторона. Это злоупотребление наркотиками, алкоголем, сигаретами. В отличие от других субкультур именно этой свойственно пропагандировать губящие здоровье вещи.

В идеале, рокер- это начитанный человек, который разбирается в общественной ситуации, умеет самостоятельно мыслить и делать выводы, которые излагает в соответствующих текстах, положенных на музыку. С такими легендами рока ассоциируется у нас Виктор Цой, Вячеслав Бутусов, Андрей Макаревич и другие.

Русский рок это отдельное понятие, не имеющее аналогов, зато очень уважаемое в остальном мире.

4. Скинхэды.

Также, хочу рассказать, о субкультуре скинхэдов, которая распространилась в последнее десятилетие по всей Европе, Северной Америке и другим континентам. Скинхэды получили свое название по внешнему виду: а именно по шарообразным и бритым головам. Это представители рабочего класса, субкультура которых была основана в Великобритании в шестидесятых годах прошлого века.

В России наиболее ярко представлены агрессивные направления, что может быть вызвано обилием приезжих людей, составляющих национальные меньшинства. Обычно они ходят толпой и отличаются агрессией.

Иногда их называют «очистителями леса», что значит, не признают другие нации и не позволяют им спокойно существовать в стране. Большое количество скинхэдов располагается в больших городах.

Например, в Москве, в Санкт-Петербурге, и т д.

Главным внешним признаком скинхэдов является их прическа. Волосы очень коротко подстрижены, или выбриты некоторые участки головы. Облачены скинхэды в плотные кожаные куртки черного или зеленого цвета.

На ногах тяжелая обувь, напоминающая армейскую, часто с титановыми пластинами. У представителей этого направления в большом почете татуировки.

Также как и у всех субкультур, у скинхэдов есть своя музыка, например ска, реггей и т. д.

5. Гопники.

Гопник — представитель субкультуры, которая образовалась в результате инфильтрации криминальной эстетики в рабочую среду. Близи к хулиганам.

Гопников отличает применение воровского жаргона, очень низкий уровень интеллектуального и духовного развития, склонность к насилию, пренебрежительное отношение к правопорядку в целом, а также к милиции, и законопослушным гражданам.

В отличие от большинства неформалов и объединений молодежи гопники не присваивали остальному населению каких-либо названий и не выделяли себя в отдельную группу относительно всего населения. Таким образом, гопники не осознают себя как субкультуру.

Сами гопники гопниками себя не называют, они называют друг друга «пацанами». Они проводят большую часть своего времени на улице, среди излюбленных мест — парки, скверы, автобусные остановки, гаражи и дворики при детских садиках. Гопниками, как правило, становятся дети из неблагополучных семей.

Еще, выращиванию гопников способствует наше государство, средство массовой информации и массовая культура в целом. Например, просмотр телесериалов про бандитов, фильмы с насилием и жестокостью и многое-многое другое. Обычно они одеты в спортивные костюмы, кепка или бейсболка, а также дешевые кроссовки.

Гопников характеризует развязная походка, фамильярное обращение к людям. Они с детства прибывают на улице и привыкли проводить время в подворотнях. Так же гопников отличает матерная и примитивная лексика, с обилием слов – паразитов («типа», «короче», «в натуре»).

У них нет семейных ценностей, и они потребительски относятся к женщинам. Пропагандируют употребление алкоголя и курение, а также любовь к блатной музыке.

Гопники любят носить вещи не сочетаемых стилей, например спортивного и делового, например спортивный костюм и туфли или наоборот, брюки с кроссовками и т. д.

Источник: http://www.hintfox.com/article/vidi-sybkyltyr-i-ih-vlijanie-na-podrostkov.html

Криминальная субкультура

Криминальная субкультура включает в себя субъективные человеческие силы и способности, реализуемые в групповой криминальной деятельности (знания, умения, профессионально-преступные навыки и привычки, этические взгляды, эстетические потребности, мировоззрение, формы и способы обогащения, способы разрешения конфликтов, управление преступными сообществами, криминальная мифология, привилегии для «элиты», предпочтения, вкусы и способы проведения досуга, формы отношений к «своим», «чужим», лицам противоположного пола и т.п.), предметные результаты деятельности преступных сообществ (орудия и способы совершения преступлений, материальные ценности, денежные средства и т.п.).

Все это находит отражение, прежде всего, в особой «философии» уголовного мира, оправдывающей совершение преступлений, отрицающей вину и ответственность за содеянное, заменяющей низменные побуждения благородными и возвышенными мотивами: в насильственных преступлениях — чувством «коллективизма», товарищеской взаимопомощи, обвинением жертвы и т.п.

; в корыстных преступлениях — идеей перераспределения имеющейся у людей собственности и ее присвоения с самой разнообразной «позитивной» мотивацией.

Переход к рыночным отношениям стимулировал в преступной среде идею быстрого обогащения, пренебрежения экономическими интересами других людей, что дало вспышку корыстной преступности со своими жесткими правилами игры.

Криминальная субкультура базируется на дефектах правосознания, среди которых можно выделить правовую неосведомленность и дезинформированность, социально-правовой инфантилизм, правовое бескультурье, социально-правовой негативизм и социально-правовой цинизм.

В молодежной криминальной среде складывается особое групповое правосознание со своими «законами» и нормами как элемент этой субкультуры.

При этом дефекты правосознания усугубляются дефектами нравственного сознания, пренебрегающего общечеловеческими принципами морали.

Однако этические воззрения уголовного мира неоднородны.

В них проявляется ряд как бы противоположных тенденций, влияющих на установки личности и группы: 1) возврат к классическим «воровским традициям» (тенденция традиционализма); к «законам нэпманских воров»; 2) обновление «воровских законов» в связи с изменениями в обществе (тенденция модернизма); 3) ужесточение нравов преступного сообщества (тенденция вульгаризации криминальной субкультуры, так называемый «беспредел»);

4) копирование норм и законов жизни общества в связи с его демократизацией (тенденция демократизации).

«Воровские законы» прошли длительную апробацию жизнью преступных сообществ, постоянно совершенствовались и шлифовались.

Они четко и однозначно предъявляют требования к личности профессионального преступника, охватывая все сферы жизни преступных сообществ: на свободе и в тюрьме; в межличностных и межгрупповых отношениях; в регулировании зон и сфер преступного промысла; в проведении досуга; отношении к данному преступником слову и т.п.

Они приемлемы для несовершеннолетних своей стабильностью, определенностью и четкостью моральных требований; отсутствием двойного стандарта в жизни и поведении; четкостью правил продвижения в групповой иерархии.

«Воровские законы» не окостенели, они постоянно совершенствуются представителями «воровской элиты» с учетом социальных процессов в обществе, предпринимаемых правоохранительными органами мер, издаваемых законов. При этом авторитеты воровского мира четко учитывают при модернизации запросы и потребности современной молодежи, ее психологии. В этом и состоит сущность их модернизации.

Однако наблюдается и тенденция их эрозии и деградации, поскольку они ограничивают определенным образом преступные проявления личности, ее притязания в уголовном мире. Так, дававшееся ранее после серьезных испытаний и за «заслуги» в уголовном мире звание «вора в законе», оказывается можно сейчас купить, если имеются большие деньги.

Появились так называемые «воры в законе» — «апельсины», «лаврушники».

Повлиял на эту эрозию и рост вульгарной преступности, в сфере которой не существует таких жестких ограничений, как в воровском мире. Вульгарная преступность, морально-этический и правовой беспредел — это звенья одной цепи.

Правит бал в мире вульгарной преступности закон силы с постоянными «разборками», сопровождающимися перестрелками между группировками, ужесточением нравов преступного сообщества, актами вандализма, изощренными пытками, которым подвергаются жертвы преступных посягательств.

Беспределу вульгарной преступности противостоит тенденция демократизации жизни преступных сообществ с определенным учетом интересов между «верхами» преступного мира и «низами», что является в известной степени отражением процесса демократизации нашего общества. Указанные тенденции важно учесть в профилактической работе с несовершеннолетними.

В криминальной среде сложились свои внешне броские извращенные эстетические вкусы (приоритеты), которые охотно усваиваются подростками и юношами.

Эти, как правило, циничные вкусы и предпочтения проявляются не только в досуговой культуре и способах развлечения («красивая жизнь», порнография и секс, модная одежда и особая музыка), но и в способах совершения преступлений, во взаимоотношениях в преступной среде, наборе привилегий для «элиты», татуировках, кличках, во внешнем оформлении правил, «законов» и традиций уголовного мира.

Важное место в криминальной субкультуре занимают мифы (уголовная мифология), насаждающие среди подростков и юношей образы «удачливого вора», «смелого разбойника», «несгибаемого парня», культивирующие «воровскую романтику», «идею воровского братства», «воровскую честность» и т.п., способствующие сплочению преступных групп, возникновению определенных уголовных традиций.

Функции криминальной субкультуры. Все структурные элементы криминальной субкультуры взаимосвязаны, взаимопроникают друг в друга.

Однако в зависимости от выполняемых функций их можно классифицировать на следующие группы: 1) стратификационные (нормы и правила определения статуса личности в группе и уголовном мире, клички, татуировки, привилегии для «элиты»); 2) поведенческие («законы», «наказы», правила поведения для разных классификационных каст, традиции, клятвы, проклятия); 3) пополнения уголовного сообщества «кадрами» и работа с новичками («прописка», «приколы», определение сфер и зон преступного промысла); 4) опознания «своих» и «чужих» (татуировки, клички, уголовный жаргон); 5) поддержания порядка в уголовном мире, наказания провинившихся, избавления от неугодных («разборки», стигматизация, остракизм, «опускание»); 6) коммуникации (татуировки, клички, клятвы, уголовный жаргон, «ручной жаргон»); 7) сексуально-эротические (эротика как ценность, «вафлерство», «парафин», мужеложство как способы снижения статуса неугодным лицам и др.); 8) материально-финансовые (изготовление и хранение орудий совершения преступлений, создание «общей кассы» для взаимопомощи, аренда помещений под притоны и др.); 9) досуговые (извращенная культура отдыха и развлечений);

10) функция специфического отношения к своему здоровью — от полного пренебрежения им: наркомания, пьянство, членовредительство — до культуризма, активных занятий спортом в интересах криминальной деятельности.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что многие элементы криминальной субкультуры, во-первых, полифункциональны (татуировки, например — этические и эстетические ценности, выполняющие одновременно функции стратификации, стигматизации и коммуникации, опознания «своих», а клички — этические и эстетические ценности, выполняющие те же функции); во-вторых, каждый элемент криминальной субкультуры обладает основной функцией (например, татуировки — функцией стратификации, а клички — функцией коммуникации); в-третьих, каждый элемент криминальной субкультуры по-разному преломляется в психологии группы и интерио- ризируется индивидом (от удовлетворенности престижной кличкой или татуировкой до стремления всеми способами избавиться от них). Знание приверженности группы и личности к определенным ценностям (например, увлеченность карате) позволяет с достаточной вероятностью прогнозировать их поведение и принимать заранее необходимые меры профилактики.

Хотя приведенная классификация агрибутов криминальной субкультуры в известной мере является условной, носящей рабочий характер, но за неимением лучшего она позволяет моделировать элементы криминальной субкультуры для более глубокого и всестороннего изучения. При другом подходе те же татуировки пришлось бы изучать при исследовании криминальной идеологии, при изучении этических и эстетических воззрений преступных групп, их мифологии и т.п.

Источник: https://psyera.ru/kriminalnaya-subkultura-1851.htm

Ссылка на основную публикацию