Дефекты речи у вашего ребенка

Дефекты речи у детей: что должны знать родители

Ваш очаровательный кудрявый карапуз с сосредоточенным выражением лица декламирует: «Наса Тая голько пачет улоила в еску мясик»? Безусловно, если крохе 1-2 года, то подобное прочтение известного стихотворения Агнии Барто вызывает у родителей только улыбку, а вот если ребенку уже исполнилось 5-6 лет, то ситуация принимает достаточно серьезный оборот. Как реагировать на подобные проявления «фефектов фикции» у ребенка и к кому из специалистов необходимо обратиться, если вы заметили проблемы с произношением у своего малыша, попробуем выяснить в нашей статье.

Для начала, давайте определимся, в каком же именно возрасте физиологическая детская незрелость речевого аппарата переходит в серьезные проблемы, помочь в решении которых могут занятия со специалистом-логопедом или дефектологом.

Итак, в возрасте 1 год малыш должен уметь говорить от 5 до 10 слов. Если же он не произносит ни одного – это тревожный сигнал, но когда ребенок молчит и в 3 года, не замечать этой детской «особенности» просто нельзя.

К трем годам в норме ребенок уже оперирует небольшими фразами, и если ваш малыш до сих пор говорит односложно, это сигнал для визита к логопеду. Также необходимо обратить внимание на речь ребенка, если и после трех лет ребенок неправильно произносит один или несколько звуков, визит к логопеду также лучше не откладывать.

Инна Бас, логопед: «Родители часто ждут, пока малышу исполнится 3 года, и он заговорит сам, но эти ожидания редко оправдываются, а упущенное уже сложнее наверстывать.

Если родители не помогают ребенку освоить речь в раннем возрасте, это может привести к появлению целого ряда последствий недоразвития речи. Лучше всего управлять процессом овладения речью в раннем возрасте, в период лепета.

Часто причиной долгого молчания ребенка становится то, что у родителей не всегда есть время на занятия с ребенком, а иногда просто не хватает желания». 

Чаще всего у детей возникают проблемы с произношением звуков «р», «с», «з», «ц», «ш», «ж», «щ», «ч», «л», в образовании которых принимает участие передняя часть и кончик языка, а движения языка должны быть очень мелкими и точными.

Также причиной плохого звукопроизношения может быть неправильное строение артикуляционного аппарата, например укороченная подъязычная уздечка, массивный язык, высокое нёбо или неправильный прикус.

Разобраться в причинах дефектов речи ребенка и устранить их поможет визит к логопеду.

Читай также: Ребенок плохо говорит: советы родителям

Куда обращаться за помощью

Итак, родители решили, что ребенка следует показать логопеду. Возникает логичный вопрос: куда именно следует обращаться?

Прежде всего, сходите в районную поликлинику. Теоретически к каждой детской поликлинике должен быть прикреплен такой специалист.

Если специалиста нет в районной поликлинике, обратитесь в городские медицинские учреждения соответствующего направления.

В зависимости от сложности конкретной проблемы, логопед либо запишет вашего ребенка на занятия, либо, если сочтет нужным, направит в логопедический детский сад.

Частный специалист.

В различных развивающих речевых центрах, а также частным образом принимают специалисты, которые могут осмотреть вашего ребенка, сделать соответствующие выводе о состоянии его речи, а также провести необходимое количество коррекционных занятий. О том, насколько профессионально тот или иной логопед или дефектолог работает с детками можно узнать, почитав мнении мам, столкнувшихся с такой же проблемой, посетителей профильных  форумов.

Наша мама-форумчанка  Marisabel  пишет: «Девочки, советую логопеда.

Правда не знаю из какого она района, но эффект от занятий потрясающий, я так рада! Мой сын с фонетическим нарушением речи, так она за две недели нам активизировала ему С,З,Ш,Щ, Л, и главное научила говорить Р.

До этого было гортанное такое хрипящее, что я уже опустила руки, ведь малой уже в первый класс ходит. Теперь мы красиво все слова говорим, а я просто счастлива! Сейчас, наш логопед работает с ребенком коллеги, они тоже очень довольны. Теперь всем ее советую!»

Также специалисты-логопеды работают в специализированных логопедических садиках, где организовывается несколько групп с небольшим количеством человек в каждой или занимаются с детьми в логопедических группах в обычных дошкольных учреждениях.

Наша мама-форумчанка Еvga рассказывает: «Чтобы попасть в логопедический садик необходимо пройти медкомиссию. Но сначала нужно пойти к районному логопеду в поликлинику, он даёт направление к другим спеиалистам на обследование: невропатолог, лор, психиатр и т. д. Районные комиссии по отбору детей в логопедические садики работают весной и осенью, а городская — весь год».

Читай также: Если ребенок плохо говорит…

Виды дефектов речи

Итак, вы попали к специалисту и он поставил ребенку диагноз. Давайте разберемся, что же означает пугающая запись в медицинской карточке, ведь существуют определенные виды дефектов речи:

Дислалия – самое распространенное нарушение детской речи, когда при нормальном слухе и правильно построенной речи у ребенка наблюдается фонетические дефекты.

Наиболее частыми проявлениями дислалии являются нарушения произношения свистящих и шипящих звуков (сигматизмы) или их затрудненное произношение (парасигматизмы). Среди них чисто фонетические сигматизмы (межзубный, боковой, губно-зубной, щечный и т.п.) и парасигматизмы (призубный, свистящий, шипящий и т.

п.). Именно к дефекту дислалии относится ротацизм или в просторечии «картавость» и ринолалия (гнусавость).

Заикание – нарушение темпа, ритма и плавности речи вследствие судорожного состояния мышц речевого аппарата.

Ребенок часто повторяет отдельные звуки, слоги или целые фразы, в неестественных растягиваниях звуков (при клонической форме заикания звуки, слоги повторяются, например: «м-м-м-м-м-м-м-м-м-мячик», «па-па-па-па-па-паровоз», при тонической форме заикания часто возникают паузы в речи, например: «м….ячик», «авт…обус»).

Мария Савинова, врач-педиатр, гомеопат: «При симптомах заикания в первую очередь можно обратиться к педиатру, а уже потом к логопеду, психологу и неврологу. Также стоит пойти в центры развития речи, в Киеве таких несколько. В этих центрах проводят лечение заикания с помощью разных методик».

Заикание почти всегда сопровождается напряжением, тревогой и страхом перед речью,  у малыша во время разговора возможны неестественные движения, гримасы лица или тики, с помощью которых заикающийся ребенок пытается преодолеть заикание.

Читай также: Заикание у детей: как действовать родителям

Ринолалия

Источник: http://www.uaua.info/ot-3-do-6/zdorovye-ot-3-do-6/article-34195-defekty-rechi-u-detey-chto-dolzhny-znat-roditeli/

Научите ребенка говорить правильно или как исправить дефекты речи

С рождения ребенок окружен мно­жеством звуков: разговоры людей, ше­лест листьевл щебетание птиц… Но из всех звуков—лишь звуки слова помога­ют реально общению маленького чело­века со взрослыми, являются средством передачи различной информации. Речь — это основа общения человека.

А пра­вильная речь — гарантия того, что ребе­нок в любом возрасте будет успешно усваивать знания. Для лучшего запоми­нания ребенок должен в уме правильно «проговорить» полученную информацию. Если у малыша правильная речь — он чувствует себя защищенным и уверен­ным.

При дефекте речи, даже неболь­шом, дети становятся робкими, стесни­тельными, постепенно развивается ком­плекс неполноценности, они стараются не говорить, а молчать, замыкаются в себе. Не принимая участия в общем раз­говоре, дети мысленно уходят в сторону и лишают себя нужной информации, эмо­ционально обедняются.

В дальнейшем вовремя не исправленные дефекты речи могут существенно повлиять на судьбу молодого человека.

Немало профессий, где правильная речь просто необходима: воспитатели детских садов, учителя, преподаватели, артисты. Например, военные командиры должны кратко и четко отдавать приказы и уметь быстро в нужный момент сфор­мулировать команду, особенно если она отдается по рации.

Весной все абитури­енты военных и летных училищ прохо­дят медицинскую комиссию. При заика­нии, нечеткости речи их сразу отправля­ют на консультацию к логопеду. И быва­ли случаи, когда именно логопед ставил крест на военной карьере абитуриентов.

То же самое происходит при поступле­нии в театральные училища и институты. А что за юрист с плохой речью? Или дик­тор телевидения? В последние 10—15 лет сильно снизились требования к речи. Включая ежедневно телевизор, мы часто наблюдаем косноязычие многих ведущих.

Считаю это недопустимым, хотя бы пото­му, что это слышат дети, которые их ко­пируют, поскольку подобные речи вос­принимают как норму.

Как и почему

Чаще всего это случается по направ­лению участкового педиатра, но иногда родители сами приводят своих детей к логопеду. Врач обследует ребенка, уточ­няет, какой именно у него дефект речи, и устанавливает его причины.

Детей с заиканием логопед направляет в пси­хоневрологический диспансер, где ими последовательно будут заниматься спе­циалисты восьми врачебных специаль­ностей.

Детьми с врожденными анато­мическими челюстно-лицевыми дефектами оудут заниматься сначала логопе­ды, затем в детской хирургической больнице врачи — пластические хирур­ги, а потом опять логопеды.

Если у ре­бенка выявляется патология слуха (он слышит плохо или совсем не слышит) — его направляют в сурдологический центр, где с ним будут заниматься сур­допедагоги. Дети со сниженным интел­лектом наблюдаются и проходят меди­цинскую и педагогическую коррекцию у психиатров в психдиспансере.

Если ребенок физически и психи­чески здоров, но выявлены явные де­фекты речи — он пациент логопеда. В России создана и успешно рабо­тает целая сеть учреждений, занимаю­щихся такими детьми. Для малышей есть центры ди­агностики дефектов речи и их коррек­ции, где работают логопеды.

Дошколь­ников родителям рекомендуют отдать в детский садик, где есть специальные речевые группы для детей с серьез­ными дефектами речи. В такой группе обычно 10—12 детей, с ними работают по специальным программам два вос­питателя и логопед.

В некоторых дет­ских садиках существуют логопедичес­кие пункты, где логопед индивидуаль­но занимается с детьми из разных групп, у которых выявлены недочеты в звукопроизношении или речи. Подоб­ные пункты есть в некоторых школах города, но не во всех.

Поэтому врачи-логопеды работают и в Центрах соци­альной помощи, и в группах при Домах культуры. Потребность в логопедичес­кой помощи, к сожалению, велика.

Основные причины различных де­фектов речи здоровых детей — чер­ствость родителей и социальная бе­зысходность. Папы и мамы не занима­ются своими детьми, не разговаривают с ними, не рассказывают сказок, не чи­тают книжек. Порой из-за тяжелых ма­териально-бытовых условий оба роди­теля и бабушка вынуждены работать.

Ребенок никому не нужен, растет как сорная трава. Никого из родных совер­шенно не интересует, правильно ли развивается и говорит их малыш, на­сколько богат его словарный запас. А ведь для малыша так важно внимание родителей. И для этого не надо много времени.

Порой достаточно по дороге в детский сад поговорить с малышом о погоде, обратить его внимание на небо, деревья и саму дорогу. Вечером же прочитать сказку и обязательно по­говорить с ребенком о ней: кто в сказ­ке хороший, а кто плохой и почему. Но в реальности — нет желания у родите­лей заниматься ребенком.

Спохваты­ваются только перед школой, когда неправильное произношение стано­вится устоявшимся. И требуются боль­шие усилия и долгие упражнения, что­бы исправить дефекты речи.

Формирование правильной речи на­чинается в младенчестве со звукопро-изношения. Сначала ребенок осваива­ет простые гласные звуки: «а», «у», «и». Затем согласные—»м», «п», «б», «к», «г» и др. Следующий этап —звуки «ы», «э», «х» и твердые свистящие — «с», «з». И в последнюю очередь — звук «ц», все шипящие: «ж», «ч», «щ» и звуки «р» и «л».

Окончательное формирование звуко-произношения заканчивается к 5 годам. В норме малыш начинает «гулить», то есть произносить отдельные глас­ные и согласные звуки, в 2—3 месяца. А к 6 месяцам он уже должен начать произносить отдельные слоги: «ба-ба-ба, ма-ма-ма…» и тому подобное. К году ребенок должен произносить 10—15 слов типа «мама, папа, баба, дай».

Читайте также:  Формирования характера у ребенка, на что обратить внимание

Сре­ди этих слов есть и «лепетные» слова, например: «ням-ням, куп-куп» и прочие. Это — первый этап развития речи. Че­рез эту норму проходят почти все ма­лыши. И не надо бояться этих слов, тем более сердиться, когда малыш их про­износит.

Именно этим облегченным «лепетным» фразам —»ляля бух», «киса ням-ням» — рекомендуют логопеды родителям учить молчащего полутора­годовалого малыша, чтобы стимулиро­вать его начать говорить.

Когда малыш освоит эти лепечущие фразы, тогда родители вслед за ребенком должны говорить эти фразы правильно: «Кукла упала», «Кошка ест», то есть переводить на правильную речь. А вот сюсюкать и разговаривать с малышом теми словами, которые он произносит неправильно, нельзя, ина­че ребенок будет «лепетать» долго.

В норме же лепет прекращается к двум годам, когда ребенок уже может стро­ить правильные фразы из 2—3 слов. То есть лепет в полтора года—норма, а в два с половиной — три ребенок — пациент логопеда.

У каждого участкового врача-педи­атра есть специальные методические разработки, где четко прописаны все возрастные речевые и двигательные нормы у ребенка. По ним педиатры сверяют развитие своих маленьких па­циентов.

Начинаем говорить правильно

Есть специальный правительствен­ный декрет, который четко определил: логопед должен осмотреть ребенка при любом состоянии развития речи трижды: в 3 года, когда заканчивается формирование связной речи, в 5 лет, когда сформировано звукопроизношение, и перед школой — в 7 лет.

Но если педиатр считает, что у ребенка опазды­вает развитие речи по сравнению с нормой или если родители считают, что есть какой-то дефект речи у их ребен­ка — независимо от возраста, стоит сразу обратиться к специалисту — логопеду. И чем раньше — тем эффективнее будет помощь.

Бывают случаи, когда ре­бенком надо заниматься еще до года, а не ждать 3-летнего возраста.

Все логопеды ведут большую разъяснительную работу. Это — и бе­седы с родителями в детских садиках, и оформление специальных стендов в детских поликлиниках. Обратите на них внимание.

Там расписано не только что и в каком возрасте должен говорить ре­бенок, но и рассказано об общей дви­гательной активности детей. Если ма­ленький ребенок плохо двигает рука­ми и ногами, то он будет плохо рабо­тать и языком.

Логопеды обращают на двигательную активность ребенка очень большое внимание. Для развития речи необходимы и гимнастика, и массаж, и всевозможные игры, направленные на развитие движений.

Например, чтобы хорошо работали пальчики рук, надо научить малыша рисовать, вырезать, за­стегивать пуговицы и собирать мелкую мозаику, а для хорошего развития ног — научить играть с мячом, ходить боси­ком по камушкам, перепрыгивать и пе­решагивать через полоски…

Чем больше вы разговариваете с ребенком, тем лучше развивается его речь и быстрее пополняется словарный запас. Но надо обязательно следить не только за тем, что вы ему говорите, но и за тем, как вы говорите.

При разгово­ре с малышом любого возраста речь взрослого должна быть спокойной, яс­ной, по возможности выразительной. Логопеды не раз замечали, что родите­ли их маленьких пациентов говорят очень быстро и невнятно, проглатывая целые слоги.

Они не могут взять в толк, что ребенок просто не понимает их речи или сам начинает неправильно произ­носить слова и звуки, а впоследствии и писать с немыслимыми ошибками.

Если вас смущает произношение ва­шего ребенка — не слушайте советов тетушек и соседок. Только врач-лого­пед поможет вашему ребенку испра­вить речь.

Материал подготовила Татьяна Попова

Источник: http://kraszdrav.su/bud-zdorov/zdorove-rebenka/2955/

Дефекты речи: виды, причины, исправление

Сегодня мы предлагаем вам поговорить о разновидностях дефектов речи. Их существует целое множество, мы постараемся уделить внимание каждому в отдельности.

Очень важно за помощью обращаться к профессионалу, не спешите сами поставить диагноз! Врач не только может правильно выявить проблему, но и подскажет, как ее устранить.

Начнем с того, что дефекты речи необходимо лечить в раннем возрасте, так велика вероятность того, что малыш будет говорить красиво и правильно. Выделяют только две группы детей, которые развиваются нормально с точки зрения медицины:

  • говоруны (проявляют активный интерес к окружающему миру, легко адаптируются к новой обстановке, рано начинают говорить и задают большое количество вопросов);
  • молчуны (созерцатели, начинают говорить позже своих сверстников, но сразу практически без дефектов, таким деткам нужно внимание и понимание родителей).

Однако если ваш «молчун» не начал говорить к трем годам, стоит бить тревогу. Возможно, вы столкнулись с серьезной проблемой. Откуда она взялась? Выясним в следующем разделе статьи.

Причины

Прежде чем говорить о разновидностях и исправлении дефектов речи, выявим причины недуга. Их можно разделить на две категории:

  • врожденные (наследственность, особенность организма, тяжелое протекание беременности);
  • приобретенные (запущенность, частые болезни, снижение слуха, стресс и так далее).

Помимо этого, частой проблемой являются болезни гортани или губ, неправильное строение челюсти, болезни коры головного мозга и так далее.

Виды дефектов речи

Здесь мы приведем только перечисление, конкретнее о каждом виды вы узнаете далее. Выделяют следующие типы:

  • проблема скорости воспроизведения (быстро или медленно);
  • патология речевого аппарата;
  • заикание;
  • дефекты произношения различных звуков;
  • неправильная работа речевого аппарата, ЦНС (центральной нервной системы), головного мозга.

Не стоит самостоятельно бороться с проблемой. Если вы заметили какое-либо нарушение речи у своих домочадцев или у себя, отправляйтесь за консультацией к логопеду.

Дислалия

Начнем мы с такого дефекта речи, как дислалия. Эта проблема является самой распространенной. У человека наблюдается довольно большой словарный запас, он способен правильно выстраивать и согласовывать предложения, но неправильно произносит один или несколько звуков.

Этот дефект является фонетическим, то есть нарушено звукопроизношение. У людей, страдающих от данного недуга, не наблюдается плохого слуха.

Дизартрия

Следующий дефект речи, на который мы хотим обратить внимание — дизартрия. При данной проблеме мы наблюдаем неправильное произношение всех групп звуков. Какова же причина проблемы? Все дело в работе нервов, которые связывают наш речевой аппарат и ЦНС. При дизартрии наблюдается недостаточная работа этих нервов.

У болезни есть ряд особенностей:

  • невнятная речь;
  • нарушение голосообразования;
  • неправильный ритм, темп и интонация.

Ринолалия

Дефект речи, имеющий название ринолалия, проявляется нарушением тембра голоса. Все мы когда-нибудь пробовали пародировать слона, то есть говорить «в нос». Но встречаются случаи, когда это у человека происходит само собой. Так называемое носовое звучание появляется в результате анатомического дефекта речевого аппарата.

Заикание

Сейчас рассмотрим еще один дефект речи — заикание. Характеристики его представляют совокупность нарушений нескольких составляющих:

  • темп;
  • ритм;
  • плавность речи.

Проблема данного рода возникает из-за судорог мышц лица. Заикание появляется у детей с двух лет. Особенностями заболевания являются:

  • вынужденная остановка речи;
  • повторение звуков или слогов;
  • возможно добавление ненужных звуков («а» или «и»).

Профилактика заикания

Сейчас очень коротко об исправлении дефекта речи под названием заикание. В этом разделе коротко перечислим все, что нужно строго соблюдать родителям ребенка, который страдает от данного недуга.

  1. Начнем с речи окружающих малыша людей. Все должны говорить четко, правильно и неторопливо.
  2. По возможности избегайте контакта с заикающимися людьми.
  3. Не стоит кричать и скандалить при ребенке.
  4. Любыми силами избегайте травм (как психологических, так и физических), особенно это касается головы.
  5. Не стоит перегружать малыша различными впечатлениями и большим количеством информации.
  6. Не торопите развитие ребенка, не стоит стараться сделать из него вундеркинда.
  7. Избегайте испуга (страшные истории, фильмы и так далее).
  8. Не бейте малыша и не отправляйте одного в темное помещение в качестве наказания.

Алалия

Данным термином принято называть отсутствие речи у детей возраста от 3 до 5 лет. Отсутствие может быть как полное, так и частичное. Чем вызван недуг? Недоразвитием или поражением речевой области левого полушария коры головного мозга. Это поражение может наступить во внутриутробном периоде развития или на ранней стадии.

Помимо этого, различают два вида алалии:

  • моторная (случаи, когда малыш все понимает, но воспроизвести не может);
  • сенсорная (отсутствие понимания речи, часто замечаются повторения чужих фраз, если задать ребенку вопрос).

Мутизм

Данное заболевание может развиться из-за сильной психической травмы. Малыши с таким диагнозом просто перестают говорить (речевое развитие останавливается). Как и в предыдущем случае, различают две разновидности мутизма:

  • общий (полное отсутствие речи);
  • избирательный (выражается в виде протеста на какие-либо действия или обстоятельства).

Детский аутизм

При данном заболевании дети не только полностью перестают разговаривать (хотя раньше их речевое развитие никак не отличалось от сверстников), но и погружаются в переживания, отстраняясь от окружающего их мира.

При детском аутизме наблюдается отсутствие элементарных бытовых навыков и речи. К особенностям болезни относятся:

  • возбудимость и даже агрессивность;
  • зацикленность на чем-то (предпочтение одного продукта, отказ от всего остального, при этом основной показатель — внешний вид, а не вкусовые качества; пример — малыш отказывается пить сок из бутылки, так как всегда его употребляет из картонной коробки);
  • отсутствие желания контактировать со взрослыми людьми, минимальный контакт с матерью;
  • у малышей развито чувство страха, только есть одна особенность — ребенок может не бояться темноты или высоты, а вот чайник или ложка его могут сильно напугать (эти предметы были взяты в качестве примера).

ОНР

Существует и такой дефект речи у ребенка, как ОНР (общее недоразвитие речи). Такой диагноз могут поставить, если постановка конкретного диагноза затруднена.

Под ОНР понимают различные расстройства речи, которые могут касаться фонетики, лексики или грамматики. Отличительные особенности заболевания:

  • нарушение произношения;
  • затрудненность в различении звуков;
  • скудный словарный запас;
  • трудности со словообразованием и изменением слов;
  • несвязная речь;
  • малыш начинает говорить поздно (3-5 лет);
  • неоформленная с точки зрения грамматики и фонетики речь;
  • невозможность оформления своих мыслей.

Куда обратиться за помощью?

Если вы столкнулись с логопедическими дефектами речи, то вам необходима консультация врача-логопеда. Помимо этого, причина может крыться и в другом. Возможно, нарушение речи вызвано более серьезными проблемами. Иногда при дефектах речи, характеристики которых были представлены выше, необходима консультация следующих специалистов:

  • психолог;
  • дефектолог;
  • отоларинголог;
  • стоматолог;
  • невролог;
  • ортодонт и так далее.

Не стоит пытаться самостоятельно поставить диагноз и заниматься самолечением. Говорить красиво вам поможет только опытный специалист, способный выявить точную проблему.

Избавление

Лечение дефектов речи происходит по индивидуальному плану. Сначала специалисту необходимо выявить причину, которая влияет на произношение, только после этого — составить индивидуальный план занятий.

Если у вашего ребенка выявили какой-либо дефект речи, то родителям стоит запастись терпением. Ведь хороший результат зависит от нескольких факторов:

  • регулярность;
  • усердие;
  • настойчивость.

Так как дефектов речи существует большое множество, методов избавления от них также наличествует большое количество. Если после излечения основной проблемы речь пациента не улучшается, то логопеды советуют дыхательную гимнастику или речевую терапию. Эти два метода очень часто применяют после инсульта.

Источник: https://www.nastroy.net/post/defektyi-rechi-vidyi-prichinyi-ispravlenie

Дети с дефектом речи. Виды нарушений речи у детей. Исправление, коррекция дефектов речи

Дефекты речи подлежат коррекции в детском возрасте. Своевременные занятия с логопедом могут исправить даже тяжелые нарушения.

Читайте также:  Секреты приятного и продуктивного общения

Человек отличается от животного способностью мыслить и говорить, умением связно выражать то, о чем он думает. Но в некоторых случаях человеческая речь невнятна и непонятна окружающим. Одни дефекты речи подлежат исправлению, другие — сопровождают человека всю его жизнь.

Ребенок с дефектом речи неверно произносит звуки

Причины нарушения речи у детей

Причины нарушения речи у детей:

  • негативное влияние некоторых неблагоприятных факторов на плод в период беременности и родов
  • недостаток общения с ребенком
  • родовые или послеродовые поражения мозга
  • травмы и повреждения головы у детей младше 3 лет
  • плохая наследственность
  • анатомические особенности, своеобразное строение челюстей
  • привычка сосать пальцы
  • психические травмы
  • испуг
  • длительная напряженная ситуация в семье

Испуг — одна из причин нарушения речи у детей

Особенности нарушения речи

Речь человека быстро развивается в первые 3-5 лет жизни.
Под нормальной речью подразумевают внятное проговаривание ребенком всех букв.

Различают следующие основные речевые недостатки:

  • афония — дефект произношения звуков
  • дислалия — проявляются дефекты фонетики
  • заикание – прерывистый ритм, отсутствие плавности
  • брадилалия — неестественное замедление темпа
  • тахилалия – слишком быстрая речь
  • ринолалия — патологии тембра
  • дизартрия — недоразвитие нерва, связывающего речевой аппарат и мозг
  • афазия — потеря речи при поражениях ЦНС
  • алалия — недоразвитие речи при поражениях мозга

Видео: Ринолалия, формирование речи

Афония проявляется в дефектах звучания слов

Основной формой коррекции речи являются логопедические занятия. Перед занятиями проводят обследование ребенка: его поведение в игре, учебе, общении с другими людьми.

Нарушения речи у ребенка негативно сказывается на его эмоциональном состоянии. У ребенка снижается интерес к занятиям, он замыкается в себе.

Логопедические дефекты речи у ребенка подлежат исправлению при помощи занятий со специалистом

Видео: Логопедия. Нарушения речи у детей

Впервые родители поймут, что у ребенка имеются проблемы с письменной речью при обучении его грамоте.

Дисграфия — неполное нарушение письма, проявляется в повторении одних и тех же ошибок при написании:

  • замене слогов или отдельных букв
  • нарушении порядка букв в словах
  • разрыве отдельных слов при их написании

Дислексия — частичное нарушение чтения. Проявляется в устойчивых ошибках, обусловленных отсутствием важных психических функций.

Нарушения письменной речи проявляются при обучении письму

Нарушение темпа речи у детей

Темп речи — это скорость речи, ее замедления и ускорения. Бывает быстрый, медленный и прерывистый темп речи.

Различают несколько видов нарушений:

  • речевые запинки — неожиданные остановки речи, прерывание разговора молчанием
  • тахилалия — паталогически быстрый темп речи, во время которого происходит расстройство речевого внимания. Часто сопровождается нарушениями моторики
  • брадилалия — неестественно медленный темп речи, чтения и написания слов

Причинами возникновения нарушений могут быть:

  • внутриутробные пороки
  • повреждения ребенка в родах
  • продолжительное воздействие на новорожденного младенца вредных факторов

Нарушение функции речи у детей

При правильном воспитании в полноценной языковой среде, а также при нормальном строении и функции анатомо-физиологических механизмов, у ребенка развивается правильная речь.

Психологическая травма может стать причиной нарушения функции речи у ребенка

Нарушения речи дошкольников

Основные нарушения речи у дошкольников – это мутизм, алалия и заикание.

Если родители вовремя не примут все необходимые меры для нормализации речи у ребенка дошкольного возраста, в школьные годы он будет испытывать трудности в учебе и общении. В тяжелых случаях дефекты речи становятся причиной отказа ребенка от устного чтения.

https://www.youtube.com/watch?v=9Ss9RMYE2k4

Нарушение речи у дошкольников требует немедленной коррекции

Обучение детей с нарушениями речи

Для детей, имеющих нарушения речи, предусмотрена комплексная логопедическая работа.

Обязательные коррекционные мероприятия:

  • устранение нарушений устной и письменной речи
  • устранение особенностей психического развития
  • профессионально-трудовая подготовка.

Учителя, имеющие специальные знания и опыт работы с данной категорией детей, могут заметно улучшить результаты учеников.

Обучение детей с нарушениями речи

Работа с детьми с нарушением речи

Работа с детьми с нарушением речи проводится в дошкольном учреждении воспитателем-логопедом.

Во время индивидуальных занятий с ребенком важно, чтобы остальные дети не отвлекали его от процесса. Лучше всего, если обучение проходит в отдельной комнате или специальном логопедическом уголке, оборудованном большим зеркалом.

Во время занятия воспитатель проговаривает материал четко, громко, медленно и требует того же от ученика. Занятия проводят не менее трех раз в неделю.

Видео: Алалия (диспраксия). Логопедическое занятие

Проведение игр с ребенком с нарушенной речью, должно сопровождаться эмоциональными движениями, демонстрацией ярких картинок. Это позволит снять нагрузку, улучшит качество усвоения знаний, подтолкнет ребенка к речевой активности.

«Волшебные колокольчики». Воспитатель предлагает детям прислушаться к звукам, которые издают звенящие колокольчики. Когда они звенят тихо — дети садятся на стульчики, когда громко — бегают по классу.

«Умный мячик». Если воспитатель бросает красный мячик, то, поймав его, ребенок называет любое слово с твердым звуком. Если воспитатель бросает желтый мячик, малыш произносит слово с мягким звуком.

Чистоговорки. Детям предлагают повторять за преподавателем или самостоятельно придумывать стишки, например: «Са-са-са, где сидит оса?», «За-за-за, прибежит коза».

Игры для детей с нарушениями речи

Видео: Логопедические игры с детьми

  • Если в 3-4 года малыш проговаривает не все звуки — это норма, а если нарушения речи присутствуют у пятилетнего ребенка — необходимо проконсультироваться у логопеда
  • Ни в коем случае нельзя закрывать глаза на проблемы с речью у детей. Сама собой ситуация может только усугубиться со временем. Своевременные индивидуальные занятия с ребенком логопеда-дефектолога помогут исправить имеющиеся дефекты речи
  • Родители должны проявить терпение, ведь успех зависит не только от квалификации специалиста и заинтересованности ребенка, но и от регулярности, частоты и продолжительности занятий

Нарушения речи у детей, возникшие в результате травм, исправляют в стационаре или реабилитационной клинике.

Коррекция нарушений речи у детей проводится логопедом-дефектологом

Тяжелые нарушения речи

Наиболее тяжелые нарушения речи — алалия, афазия, заикание и различного типа дизартрии.

Возникают они вследствие воздействия неблагоприятных внутренних и внешних факторов.

Употребление алкоголя, курение беременной женщины, эндокринные заболевания будущей матери, токсикоз, несовместимость крови матери и плода приводят к нарушению развития и появлению речевой патологии.

Неблагоприятные условия, приводящие к тяжелым нарушениям детской речи:

  • заикание может появиться у ребенка, родственники которого имеют аналогичный дефект
  • недоразвитие происходит у хорошо слышащих детей, которых воспитывают глухие родители

Дети с тяжелым недоразвитием речи страдают от:

  • нарушений памяти
  • неустойчивого внимания
  • отклонений в проявлении эмоций

Тяжелые нарушения речи у детей могут возникать, если ребенка воспитывают глухонемые родители

Следование четким указаниям логопеда, соблюдение всех рекомендаций специалиста, регулярность занятий, и, конечно же, настойчивость и терпение родителей, – все это в совокупности приведет к необходимому результату в формировании правильной речи у ребенка.

Видео: Нарушение речи детей: рассказывает логопед детского сада-школы

Источник: https://heaclub.ru/deti-s-defektom-rechi-vidy-narushenij-rechi-u-detej-ispravlenie-korrekciya-defektov-rechi

Исправление дефектов речи: классификация и способы коррекции

Дефект речи – неправильное произношение звуков, вызванное недостаточной развитостью артикуляционного аппарата или нарушением его работы вследствие целого ряда причин. С патологий сталкиваются и дети, и уже взрослые люди. Исправление дефектов речи – задача для профессионалов. В ходе занятий используются различные методики, которые зависят от разновидности имеющегося нарушения.

Классификация

Виды дефектов речи достаточно многочисленны. Самыми распространенными являются картавость и шепелявость (виды дислалии).

Какие бывают дефекты речи? Принято выделять:

  • Дислалия. Подобное отклонение встречается у людей с хорошим слухом и развитым артикуляционным аппаратом. Это дефект, выражающийся в неверном произношении звуков, замещением другими либо полным отсутствием. Скорректировать нарушение можно при помощи специальных логопедических упражнений и регулярного произношения различных типов скороговорок для закрепления верно поставленной артикуляции.
  • Дизартрия. Причиной становится отсутствие полноценной взаимосвязи между отделами нервной системы и органами артикуляции. У больного отмечается нарушение подвижности нёбной занавески, губ и языка. Дефекты речи у детей в форме дизартрии выражаются в сложностях с написанием слов, прочтения текстов и общем речевом недоразвитии. У взрослых людей способность к восприятию устной речи, чтению и написанию слов сохранятся в полном объеме.
  • Ринолалия. Патология выражается в гнусавости, т.е. человек разговаривает так, словно у него сильнейший насморк. Причиной становится нарушение функций носоглотки.
  • Заикание. Состояние сопровождается повторным воспроизведением слогов, полных слов, их удлинением и т.д. Обусловлено развитие подобного речевого дефекта чрезмерным напряжением мышечной системы речевого аппарата. У детей формируется заикание в период двух – пяти лет, когда малыш активно учиться разговаривать. При этом патология у мальчиков выявляется в несколько раз чаще, чем у девочек. Потенциальными причинами могут выступать: сильный испуг, воздействие взрывной волны (типична для взрослых), слишком быстрая наработка словарно запаса, заикающийся родитель (в этом случае имеет место подражание), детский церебральный паралич и некоторые другие.
  • Афазия. Потеря вербальной речи после ее формирования в речевом центре при правильно функционирующем речевом аппарате.
  • Алалия. Развитие патологии обусловлено чаще всего родовыми травмами. У ребенка происходит повреждение частей мозга, отвечающих за развитие речи. При этом слух и умственное развитие не страдают.

Нарушения речи в детском возрасте – причины и лечение

Самые часто диагностируемые дефекты речи у детей – шепелявость и картавость. Это так называемые естественные нарушения, которые отмечаются практически у всех начинающих разговаривать малышей.

Появление и закрепление подобных нарушений зависит от многих факторов. В частности:

  • копирование родителями неверного звукопроизношения своего чада;
  • наличие подобных нарушений в ближнем окружении ребенка – малыш непроизвольно копирует подобную речь;
  • сильный психологический стресс.

Как мы уже писали выше эти дефекты речи логопеды и дефектологи называют по-научному дислалия. Для патологии типично нарушение в воспроизведении шипящих и свистящих звуков.

Нормой признается, если малыш до исполнения трех – четырех лет не выговаривает определенные звуки.

Исправление дефектов речи необходимо начинать и отправлять ребенка на логопедические занятия, если проблема не исчезла самостоятельно к 5-летнему возрасту.

Как избавиться от дефектов произношения? Прежде всего, родителям малыша необходимо проконсультироваться с логопедом и показать ребенка специалисту как можно раньше. Он сможет определить разновидность имеющего места речевого нарушения и подобрать индивидуальную программу занятий. Верно подобранные логопедические занятия очень быстро помогут откорректировать речевое отклонение.

Источник: https://VseoRechi.ru/narushenie-rechi/ispravlenie-defektov-rechi.html

Дефект речи

12.08.2015

У детей дошкольного возраста родители часто отмечают дефекты звукопроизношения. В норме к шести годам эти дефекты должны быть устранены. Однако очень часто в результате логопедических занятий удается быстро поставить нарушенный звук, но не ввести его в самостоятельную речь.

Бывает, что несмотря на то, что все звуки у ребенка поставлены, общее звучание его речи смазанное. Речь кажется невнятной.

При тяжелой патологии, в очень редких случаях, поставленный и автоматизированный звук «уходит», сформированный навык распадается.

Но и при отсутствии патологии многие дети поступают в школу с нарушениями звукопроизношения, что мешает им успешно овладеть грамотой.

Типичные ошибки

Звукопроизношение считается нарушенным, если один или несколько звуков, сложных по артикуляции, ребенок произносит неправильно. Чаще всего это звуки [с, з, ц, ш, ж, щ, ч, р, л]. в образовании этих звуков принимает участие передняя часть и кончик языка. При этом движения языка должны быть очень мелкими и точными. Для произнесения [ш, ж, ч, щ, р, л] требуется подъем языка вверх.

Читайте также:  Нужно ли отправлять ребенка в лагерь?

Нарушение звукопроизношения может проявляться у детей следующим образом. Ребенок заменяет трудный для него звук, на более простой: рама – «ама». Часто родители замечают, что ребенок произносит звук искаженно, с неправильным артикуляционным укладом: язык виден между передними резцами, горловое произношение [р]. Проблемными у детей могут оказаться один или несколько звуков.

Родители должны знать: чтобы ребенок мог правильно произносить звуки, необходим ряд объективных условий. Прежде всего – правильное строение органов артикуляционного аппарата.

Укороченная подъязычная уздечка, массивный язык, высокое нёбо, неправильный прикус – все эти особенности могут стать препятствием для правильного произношения. В этих случаях следует обратиться к специалистами.

Кроме того, при речевом выдохе воздушная струя должна быть достаточно сильной. Для тренировки существуют специальные дыхательные упражнения. Посоветуйтесь с логопедом.

Когда обращаться к специалисту

Если звукопроизношение нарушено без видимых изменений в строении органов артикуляции, дыхания и т.д., то причина может быть в недостаточном функционировании определенных зон коры головного мозга к органам артикуляционного аппарата. В зависимости от степени поражения это может стать причиной смазанности речи (иногда это называют дизартрическим компонентом).

С точки зрения нейропсихологии, любое нарушение речи не может быть изолированным, так как звукопроизношение представляет собой сложную систему, в структуру которой входят различные компоненты. И если страдает какой-либо один компонент, то страдает вся функция.

Поэтому при более внимательном наблюдении детей с нарушением звукопроизношения можно обнаружить у них и другие особенности: нарушения в слоговой структуре слова (пропуски, перестановки слогов), в построении предложений (неправильное согласование слов), в собственном связном высказывании (нарушение причинно-следственных связей), недостаточное развитие моторики пальцев рук. В этих случаях есть смысл обратиться за консультацией к специалисту.

Терпение и труд

Дома в работе с такими детьми необходимо как бы «программировать» нужные артикуляционные движения, следить за плавностью и правильностью их исполнения. Если ребенок не ходит в специальную логопедическую группу, вы всегда можете получить консультацию у логопеда, который должен рассказать вам, как следует проводить занятия.

Источник: http://www.nanya.ru/stati/2015/08/12/defekt-rechi/

Исправляем дефекты речи

Многие родители сталкиваются с тем, что их ребенок плохо произносит отдельные звуки. Некоторые не придают этому особого значения, считая, что с возрастом все само пройдет, некоторые начинают искать способы, как помочь малышу.

Для тех родителей, которые беспокоятся о будущем своего ребенка, мы и подготовили статью «Исправляем дефекты речи», в которой вы найдете полезные советы, как научить малыша говорить ясно и четко.

Упражнения для языка

Чтобы помочь ребенку научиться воспринимать звуки, можно приложить его руку ко рту. Тогда малыш обязательно почувствует, что при произношении, например, звука [с] — изо рта выходит холодный воздух, а когда он говорит слова со звуком [ш] — воздух становится теплым.

Подготовить артикуляционный аппарат к правильному отчетливому произношению звуков можно с помощью гимнастики органов речи. Для этого родители должны сесть перед зеркалом и показать крохе, как правильно делать артикуляционные упражнения, которые помогают подготовить органы речи малыша к постановке звуков.

Упражнения есть динамические и статические. Например, статическое упражнение «лопаточка». При этом малыш кладет расслабленный язык на нижнюю губу и держит его в таком положении. Затем ему нужно будет спрятать язычок за нижние зубы в виде лопатки.

Ёще одно упражнение — «горка» Кончик языка упирается в нижние зубы, а сам язык выгибается горкой.

«Часики» — высунуть язык и двигать им из уголка в уголок рта. Или, например, облизать губы языком, сначала верхнюю губу, потом — нижнюю. Эти нехитрые упражнения помогут настроить артикуляцию.

Постановка звука

Чаще всего осуществляется с помощью логопеда — городская детская стоматология ждет вас с распростертыми обьятиями. Специалист после обследования должен знать, какой звук проблематичен, и положение, в котором находятся артикуляционные органы (язык, губы, зубы) для постановки этого звука. В процессе работы логопед соединит знания с индивидуальными особенностями ребенка.

На этом этапе важно выработать у ребенка безусловный рефлекс звукопроизношения. В таком случае кроха не будет задумываться над тем, как нужно сказать то или иное слово — он будет это делать «на автомате». Детям довольно легко приспособиться к нужному произношению и,  не вспоминая о звуках, говорить правильно.

Если же нарушения звукопроизношения есть у взрослого, ему будет гораздо сложнее научиться контролировать процесс выговаривания, хотя его коррекция может проводитъся в любом возрасте.

После трех этапов необходимо учить малыша отличать звуки, похожие по произношению, чтобы в будущем он подсознательно не путал схожие на слух звуки и отсеивал неправильные. Например, если мы ставим звук [с], то сравниваем его с [ш], повторяя при этом слова: сапка-шапка, шубка-субка.

Мама покажет как

Время, за которое можно исправить звук у ребенка, строго индивидуально. Кому-то хватает нескольких занятий, кому-то не удается справиться и за больший период времени. Правильное звукопроизношение налаживается тремя способами:

Механическим (при этом логопед в городской детской стоматологии придает артикуляционным органам специальное положение с помощью логопедических зондов, и ребенок с легкостью произносит непосильные ранее звуки).

Смешанным способом: родители могут помочь  исправить дефекты речи у детей и развить их артикуляцию, разговаривая с чадом так, чтобы он повторял речь мамы и папы. Ведь у малыша отлично развита способность подражать, и надо лишь показать и рассказать ему, как правильно произносить звук. Так можно поставить звук, если ребенок его вообще не выговаривает.

С точки зрения психосоматики проблемы с произношением звуков у ребенка — это его боязнь высказаться, рассказать о своих потребностях и не быть услышанным. Что делать? Осознать право на собственное мнение. Говорить, не боясь, о своих желаниях. Родителям следует набраться терпения и выслушивать ребенка, пытаться его услышать и понять.

А также соблюдать простые правила профилактики дефектов звукопроизношения:

• Говорить с ребенком нужно достаточно громко и отчетливо, по возможности выделяя каждый звук интонацией и ударением. Обращаться к чаду стоит не торопясь.

• Если малыш не понял слова, спокойно повторите его два-три раза. Рассказывая о конкретном предмете, обратите внимание ребенка на него или опишите его свойства.

• Развивать речевое дыхание: просите сына или дочь надуть шарик, пускать мыльные пузыри, дуть на пушинки, не давая им упасть. Это будет профилактикой, что очень важно для правильной артикуляции.

Видео-материалы по теме статьи

О том, почему ребенок плохо говорит, рассказывается в этом видео:

Как предупредить возможные нарушения в произношении звуков у ребенка:

Зачем нужен логопед дошкольнику:

Занятие с логопедом:

Артикулярно акустическая дисграфия

Что такое артикулярно-акустическая дисграфия



Почему новорожденный ребенок плохо спит

Короткая уздечка у новорожденного

Как устранить короткую уздечку языка у новорожденного

Артикуляционные упражнения

Артикуляционная гимнастика для дошкольников, правила выполнения артикуляционных упражнений для самых маленьких

Развитие плода по неделям

Развитие плода на каждой неделе с фотографиями.

Что делать, если ребенок ругается

Попробуем разобраться в ситуации

Источник: http://webdiana.ru/deti/uhod-za-rebenkom/749-ispravlyaem-defekty-rechi.html

Дефекты речи у детей

4 Март 2015      admin74      Главная страница » Здоровье детей      Просмотров:   1218

Тем не менее, у многих ребят старше шести лет логопеды и педагоги отмечают наличие неправильного произношения, невнятности, шепелявости и других отклонений. Это приводит к трудностям в изучении письменной речи, а также к комплексам в более старшем возрасте.

Причины неправильного произношения

Речевой аппарат человека устроен очень мудро, и благодаря этому мы можем произносить не только слова, но и воспроизводить голосом звуки музыки или живой природы. Но зачастую попадаем в ловушку «упрощения» речи и неосознанно заменяем одни звуки другими. Кстати, это нарушение речевых норм свойственно и многим взрослым. Например:

– Включи дальнюю комфорку (правильно – конфорку)

– Поедем лучше на транвае (правильно – трамвае)

Стремление заменить одни звуки другими, более близкими по месту образования, приводит к искажению произношения.

Пропуск труднопроизносимых слогов – еще одна «уловка», к которой прибегают дети, неосознанно, конечно: «Хочу моко!» (молоко), «Купи ибу» (рыбу) и т.д. Эти особенности характерны для ребятишек примерно до четырех лет, дальше они должны идти на убыль вплоть до полного исчезновения.

Часто причиной неправильного произношения слов становятся врожденные недостатки в строении артикуляционного аппарата: например, короткая подъязычная уздечка, неправильный прикус, увеличенный язык и другие.

К нарушениям, связанным с несовершенством речевого аппарата можно отнести и дизартрию – невнятность речи.

Замечено, что дети, склонные к ней, мало едят, избегают твердой пищи, а это, в свою очередь, не дает правильно развиваться органам, ответственным за правильную артикуляцию.

К провоцирующим дизартрию факторам можно отнести токсикоз во время беременности, некоторые вирусные инфекции, трудные роды.

Заикание у ребенка

Одним из дефектов речи у детей часто становится заикание. Волнуясь, ребенок с трудом выговаривает даже простые слова. Это становится большой проблемой как при подготовке к школе, так и для его нормального сосуществования с ровесниками, среди которых непременно находятся «весельчаки», не упускающие случая посмеяться над ним.

Причиной заикания могут быть как проблемы психологического характера (сильный испуг, переезд, бытовая травма), так и перенесенные инфекции. Но все врачи сходятся во мнении: чем раньше вы заметите признаки заикания у ребенка, тем вероятнее будет его излечение.

К ранним признакам диагностики этого отклонения можно отнести:

  • появление необоснованных пауз в речи ребенка
  • внезапный отказ говорить
  • произнесение лишних гласных звуков в середине слов
  • повторы слов или отдельных слогов в начале фраз

Если вы обнаружили один или несколько признаков, непременно обратитесь за консультацией к логопеду, а при необходимости и к неврологу.

Заикание хорошо поддается лечению с помощью современных комплексных методик.

Как исправить недостатки речи?

К счастью, многие дефекты речи у детей хорошо поддаются лечению и профилактике. Только для этого необходимо терпение родителей и понимание ими важности регулярного развития речевого аппарата малыша:

  • Не повторяйте за малышом неправильно произнесенные слова и не разговаривайте с ним, «сюсюкая». Забудьте все «вавачки» (собачки), «бибики», «пумпончики» и т.д. Бывает, взрослые сами провоцируют детей на неправильное произношение, а потом удивляются
  • Если ребенок произнес слово с искажением, то спокойно и отчетливо повторите его несколько раз. Дошколята любят подражать взрослым и хотят похвалы. Если малыш повторит слово или предложение правильно, скажите ему ласково, что он молодец
  • Исправление сложных дефектов речи, которые иногда требуют хирургического вмешательства, лучше доверить хорошим специалистам. А рекомендации, которые они дадут, соблюдать. Например, делать с ребенком артикуляционную гимнастику, составленную логопедом. С ее помощью неправильно произносимые звуки исправляются путем принудительного напряжения тех участков речевого аппарата, которые развиты пока недостаточно
  • Приобщите ребенка к произнесению скороговорок. Наши предки, хоть и были неграмотными, придумали отличное средство для исправления сложных дефектов речи. Кроме того, скороговорки помогают тренировать концентрацию внимания, дикцию, память

Источник: http://sonyaclub.ru/defekty-rechi-u-detej/

Ссылка на основную публикацию