Демонстративный ребенок

Консультация ( группа) по теме: Демонстративные дети

Особенности поведения и возможности его корректировки.

Рекомендации для воспитателей

В каждой группе детского сада есть дети, которые постоянно требуют внимания со стороны воспитателя. такие дети у педагогов не всегда вызывают приятные чувства. что же служит причиной такого поведения? чего  добиваются такие дети? и как с ними работать?

Общение и отношение ребенка к другим людям на протяжении дошкольного возраста существенно изменяются. Так, в середине дошкольного возраста (4-5 лет) появляется и начинает доминировать потребность в признании и уважении.

Если до 3-4 лет дети получали непосредственное удовольствие от игры с игрушками, то теперь им важно знать, как воспринимают и оценивают их действия окружающие люди. Дети начинают привлекать внимание других и улавливать в их реакциях отношение к себе.

Если же в ответ не было никакой реакции, то такие дети начинают демонстрировать обиду. Закономерным и необходимым  для развития межличностных отношений в этом возрасте является проявление конкурентного и соревновательного начала. Дети начинают сравнивать себя с другими.

Через такое сравнение своих конкретных качеств, навыков и умений ребенок может оценить и утвердить себя как обладателя определенных достоинств.

Если при сравнении у ребенка будет несоответствие того, что он думает о себе и того, что думают о нем другие, то может появиться стойкое желание доказывать во всем свою правоту и требовать к себе внимания со стороны взрослого больше, чем к другим детям. Получается, что у дошкольника выходит на первый план необходимость положительной оценки со стороны окружающих, чтобы удовлетворить гипертрофированную потребность в самоутверждении.

Негативной стороной этого становится агрессия. Ведь если дошкольника кто-то не принимает, то он начинает раздражаться, провоцировать скандалы, жаловаться.

Невозможность быть выше другого подталкивает ребенка к такому решению: если я не могу быть выше, пусть другой станет ниже.

К примеру, увидев, что у кого-то поделка из пластилина лучше, демонстративный ребенок поспешит сказать: «Какая у тебя некрасивая поделка! Я умею делать лучше тебя!»

В речи дошкольника с демонстративным поведением постоянно встречаются сравнительные формы: быстрее/медленнее; красивее/некрасивее; лучше/хуже и т.д. Все сравнения в любом случае идут в их пользу — как же иначе?

Дети с демонстративным поведением критикуют других ребят, запоминая все их плохие действия, и припоминают их в нужный момент. Иногда эти дети не дают другому что-либо сказать или сделать, они постоянно вмешиваются и перебивают, чтобы подсказать как сделать или научить.

Но собственная моральность зачастую страдает. Однако, если присутствует важный взрослый, то они постараются вести себя правильно: поделиться игрушкой, поднять предмет, пожалеть.

А если вокруг лишь дети, то поступки могут быть далеко не идеальными. Таким демонстративным поведением дошкольники заботятся о внешней картине одобряемого поведения, а вовсе не о том, что бы реально помочь кому-нибудь.

Добрые поступки делаются ради похвалы и одобрения, оценки, примера.

Дети с демонстративным поведением обладают еще одним интересным качеством. Они не отвечают на просьбы о помощи, а потом сами, как бы снисходя, предлагают ее.

Демонстративную Марину на занятии сосед просит дать карандаш, Марина делает вид, что не слышит.

Через время она смотрит на рисунок соседа и громко восклицает: « Ой, у тебя все такое мрачное! Хочешь я дам тебе желтый карандаш, чтобы ты украсил свой рисунок?»

Другим детям будет дана оценка в зависимости от того, как этот ребенок относится к демонстратору. Например, если с ним поделились игрушкой, то ребенок хороший.

Демонстративное поведение у ребенка не так трудно распознать. Гораздо труднее разобраться с ним и подкорректировать развитие ребенка.

На что же следует в первую очередь обратить внимание педагогам и родителям детей с демонстративным поведением.

Сосредоточенность на себе и собственных достоинствах не дает возможность ребенку увидеть другого, превращает его в конкурента и соперника. Поэтому отсутствие оценок и сравнения детей (кто лучше, а кто хуже) должно стать одним из первых условий преодоления демонстративности.

Родители и педагоги должны избавить ребенка от необходимости самоутверждаться и доказывать свое превосходство. Ребенок должен и без этого чувствовать любовь и уважение к себе. И только тогда он будет ощущать бесценность своей личности и не будет нуждаться в постоянных поощрениях и сравнениях с другими.

Необходимо также отказаться от соревновательного начала в играх и занятиях. Конкурсы, игры-соревнования, поединки и состязания весьма распространены и широко используются в практике воспитания. Однако все эти игры направляют внимание ребенка на собственные качества и достоинства, порождают ориентацию на оценку окружающих и на демонстрацию своих преимуществ.

Для преодоления демонстративности главное — показать ребенку, что оценка и отношение других — далеко не самое главное в его жизни, и что другие дети вовсе не сосредоточены на его персоне. Они имеют свои интересы, желания и проблемы, которые не хуже и не лучше, а просто другие.

Конечно, объяснять все это на словах дошкольнику бесполезно. «Сдвинуть» ребенка с такой фиксированности на себе можно, открывая ему новые интересы, переключая на сотрудничество и полноценное общение. Открывают богатые возможности для этого традиционные занятия – рисование, лепка, конструирование и, конечно, игра.

Ребенок должен испытать удовольствие от рисования или игры — не  потому, что он делает это лучше всех и его за это похвалят, а потому, что это интересно, особенно если все это делать вместе. Интерес к сказкам, песенкам, рассматриванию картинок отвлекает ребенка от оценки себя и мыслей о том, как к нему относятся другие.

Другие дети должны стать для него партнерами по общему делу, а не источником обиды. Он должен понять, что другие дети существуют вовсе не для того, чтобы уважать и хвалить его. У них есть свои интересы и желания, которые совсем не связаны с его персоной.

Для этого важно создавать ситуации и организовывать игры, в которых дети могут пережить общность и сопричастность друг с другом в реальном взаимодействии. Это прежде всего ролевые игры, хороводные игры, простые игры с правилами и др.

Приведу примеры нескольких игр, которые помогут детям с демонстративным поведением лучше увидеть своих сверстников, оценить их и пережить с ними чувство общности.

В этих играх могут принимать участие от 2 до 6 детей 5 – 6 летнего возраста.

«Эхо»

Взрослый рассказывает детям про Эхо, которое живет в горах или в большом пустом помещении; увидеть его нельзя, а услышать можно: оно повторяет все, даже самые странные звуки. После этого дети разбиваются на две группы, одна из которых изображает путников в горах, а другая — Эхо.

Первая группа детей гуськом (по цепочке) «путешествует по комнате» и по очереди издает разные звуки (не слова, а звукосочетания), например: «Ау-у-у-у», или: «Тр-р-р-р», и т.п. Между звуками должны быть большие паузы, которые лучше регулировать ведущему. Он же может следить за очередностью произносимых звуков, т.е.

показывать, кому из детей и когда следует издавать свой звук. Дети второй группы прячутся в разные места комнаты, внимательно прислушиваются и стараются как можно точнее воспроизвести все, что услышали. Если Эхо работает несинхронно, т.е. воспроизводит звуки не одновременно, это не страшно.

Важно, чтобы оно не искажало звуки и в точности воспроизводило их.

«Зеркало»

Перед началом игры проводится «разминка». Взрослый становится перед детьми и просит как можно точнее повторять его движения. Он демонстрирует легкие физические упражнения, а дети воспроизводят его движения. После этого дети разбиваются на пары и каждая пара по очереди «выступает» перед остальными.

В каждой паре один совершает какое-либо действие (например, хлопает в ладоши или поднимает руки, или делает наклон в сторону), а другой пытается как можно точнее воспроизвести его движение, как в зеркале. Каждая пара сама решает, кто будет показывать, а кто воспроизводить движения. Если зеркало искажает или опаздывает, оно испорченное (или кривое).

Паре детей предлагается потренироваться и «починить» испорченное зеркало.

Когда все зеркала будут работать нормально, взрослый предлагает детям делать то, что люди обыкновенно делают перед зеркалом: умываться, причесываться, делать зарядку, танцевать. Зеркало должно одновременно повторять все действия человека. Только нужно стараться делать это очень точно, ведь неточных зеркал не бывает!

«Волшебные очки»

Взрослый торжественно объявляет, что у него есть волшебные очки, в которые можно разглядеть только хорошее, что есть в человеке, даже то, что человек иногда прячет от всех. «Вот я сейчас примерю эти очки…

Ой, какие вы все красивые, веселые, умные!» Подходя к каждому ребенку, взрослый называет какое-либо его достоинство (кто-то хорошо рисует, у кого-то новая кукла, кто-то хорошо застилает свою кровать).

«А теперь пусть каждый из вас примерит очки, посмотрит на других и постарается увидеть как можно больше хорошего в каждом. Может быть, даже то, чего раньше не замечал». Дети по очереди надевают волшебные очки и называют достоинства своих товарищей.

В случае если кто-то затрудняется, можно помочь ему и подсказать какое-либо достоинство его товарища. Повторения здесь не страшны, хотя по возможности желательно расширять круг хороших качеств.

«Связующая нить»

Дети сидят в кругу, передавая друг другу клубок ниток так, чтобы все, кто уже держали клубок, взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что дети хотели бы пожелать другим. Начинает взрослый, показывая тем самым пример.

Затем он обращается к детям, спрашивая, хотят ли они что-нибудь сказать. Когда клубок вернется к ведущему, дети по просьбе взрослого натягивают нить и закрывают глаза, представляя, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.

«Царевна Несмеяна»

Взрослый рассказывает сказку про царевну Несмеяну и предлагает поиграть в такую же игру. Кто-то из детей будет царевной, которая все время грустит и плачет. Дети по очереди подходят к царевне Несмеяне и стараются утешить ее и рассмешить. Царевна же изо всех сил будет стараться не рассмеяться. Выигрывает тот, кто сможет вызвать улыбку царевны. Затем дети меняются ролями.

Такие игры способствуют формированию общности с другими и возможности видеть в сверстниках друзей и партнеров.

Когда ребенок почувствует радость от общей игры, от того, что мы делаем вместе, когда он разделит эту радость с другими, его самолюбивое «Я», скорее всего, перестанет требовать похвал и восхищений.

Чувство общности и интерес к другому являются тем фундаментом, на котором только и может строиться полноценное общение людей и нормальные человеческие отношения.

«Конкурс хвастунов»

Взрослый предлагает детям провести конкурс хвастунов. «Выигрывает тот, кто лучше похвастается. Хвастаться мы будем не собой, а своим соседом.

Ведь это так приятно — иметь самого лучшего соседа! Посмотрите внимательно на того, кто сидит справа от вас. Подумайте, какой он, что в нем хорошего, что он умеет, какие хорошие поступки совершил, чем может понравиться.

Не забывайте, что это конкурс. Выиграет тот, кто лучше похвалится своим соседом, кто найдет в нем больше достоинств».

После такого вступления дети по кругу называют преимущества своего соседа и хвастаются его достоинствами. При этом совершенно не важна объективность оценки — реальные эти достоинства или придуманные.

Не важен также и «масштаб» этих достоинств — это могут быть и громкий голос, и аккуратная прическа, и длинные (или короткие) волосы. Главное, чтобы дети заметили эти особенности сверстника и смогли не только положительно оценить их, но и похвалиться ими перед сверстниками.

Читайте также:  Понятие педагогики в древние времена

Победителя выбирают сами дети, но в случае необходимости взрослый может высказать свое мнение. Чтобы победа стала более значимой и желанной, можно наградить победителя каким-либо маленьким призом (бумажная медаль «Лучшего хвастуна» или значок).

Такой приз вызывает даже у самого себялюбивого ребенка интерес к сверстнику и желание найти у него как можно больше достоинств.

Источник: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2016/04/09/demonstrativnye-deti

Демонстративные дети — Психологос

Сравнение себя со сверстником и демонстрация своих преимуществ являются закономерными и необходимыми для развития межличностных отношений: лишь противопоставив себя сверстнику и выделив таким образом свое Я, ребенок может вернуться к сверстнику и воспринять его как целостную, самоценную личность.

Однако часто демонстративность перерастает в личностную особенность, черту характера, которая приносит массу негативных переживаний человеку. Основным мотивом действий ребенка становится положительная оценка окружающих, с помощью которой он удовлетворяет собственную потребность в самоутверждении.

Даже совершая добрый поступок, ребенок делает это не ради другого, а ради того, чтобы продемонстрировать окружающим собственную доброту. Обладание привлекательными предметами является также традиционной формой демонстрации собственного Я.

Как часто, получив в подарок красивую игрушку, дети несут ее в детский сад не для того, чтобы поиграть в нее с другими, а чтобы показать, похвастаться.

Демонстративных детей выделяет стремление привлечь к себе внимание любыми возможными способами. Такие дети, как правило, достаточно активны в общении. Однако в большинстве случаев дети, обращаясь к партнеру, не испытывают к нему реального интереса.

Преимущественно они говорят о себе, показывают свои игрушки, используют ситуацию взаимодействия как средство привлечения внимания взрослых или сверстников. Отношения с другими для таких детей являются средством самоутверждения и привлечения внимания.

Как правило, такие дети стремятся во что бы то ни стало получить положительную оценку себя и своих поступков.

Однако в случаях, когда отношения с воспитателем или группой не складываются, демонстративные дети применяют негативную тактику поведения: проявляют агрессию, жалуются, провоцируют скандалы и ссоры.

Нередко самоутверждение достигается путем снижения ценности или обесценивания другого. Например, увидев рисунок сверстника, демонстративный ребенок может сказать: «Я рисую лучше, это совсем некрасивый рисунок».

Вообще в речи демонстративных детей превалируют сравнительные формы: лучше/хуже, красивее/некрасивее.

Демонстративное поведение отражает определенную общую направленность личности и отношение к другим людям.

Представления о собственных качествах и способностях демонстративных детей нуждаются в постоянном подкреплении через сравнение с чьими-то другими, носителем которых выступает сверстник.

У этих детей ярко выражена потребность в другом, при сравнении с которым можно оценить и утвердить себя.

Соотнесение себя с другим проявляется в яркой конкурентности и сильной ориентации на оценку окружающих.

Даже собственная «доброта» или «справедливость» подчеркиваются как личные преимущества и противопоставляются другим, «плохим» детям.

В отличие от других проблемных форм межличностных отношений (таких, как агрессивность или застенчивость), демонстративность не считается отрицательным и, собственно, проблемным качеством.

Более того, в настоящее время некоторые особенности, присущие демонстративным детям, напротив, являются социально одобряемыми: настойчивость, здоровый эгоизм, способность добиться своего, стремление к признанию, честолюбие считаются залогом успешной жизненной позиции.

Однако при этом не учитывается, что противопоставление себя другому, болезненная потребность в признании и самоутверждении являются зыбким фундаментом психологического комфорта и мотивации тех или иных поступков.

Ненасыщаемая потребность в похвале, в превосходстве над другими становится главным мотивом всех действий и поступков. Такой человек постоянно боится оказаться хуже других, что порождает тревожность, неуверенность в себе, которая компенсируется хвастовством и подчеркиванием своих преимуществ.

Гораздо более прочной оказывается позиция, основанная на принятии себя и отсутствии конкурентного отношения к окружающим. Именно поэтому важно вовремя выявить проявления демонстративности как личностного качества и помочь ребенку в преодолении такой конкурентной позиции.

Другие проблемные формы отношения к сверстникам

  • Агрессивные дети
  • Обидчивые дети
  • Застенчивые дети

Особенности детей с проблемами в поведении

Несмотря на различия в проблемном поведении детей, в основе почти всех проблем лежат сходные причины. В общих чертах суть этих психологических проблем можно определить как фиксацию ребенка на оценке себя.

Причем проблемы этих детей заключаются не в уровне их самооценки и даже не в степени ее адекватности. Самооценка этих детей может быть чрезмерно завышенной, средней или заниженной; она может соответствовать реальным достижениям ребенка, а может существенно расходиться с ними.

Все это само по себе не является источником личностных проблем. См. →

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/demonstrativnye-deti

Демонстративный ребенок

Содержание:

  • Особенности демонстративных детей
  • Советы психологов

В детской психологии особое место занимает такое понятие, как демонстративные дети.

Данная особенность характеризуется определенным поведением, связанным со стремлением ребенка привлечь к своей персоне повышенное внимание окружающих его людей.

Отличительной чертой таких индивидуумов является яркая, экзотическая одежда, экстравагантная внешность и другие способы выделиться среди общей массы людей.

Основная цель демонстративного человека – быть неповторимым и совершенно не похожим на других. От подобных психологических проявлений, прежде всего, страдают другие дети, а также родители, воспитатели и учителя.

Особенности демонстративных детей

Каждый такой ребенок является потенциальным нарушителем дисциплины. С данной категорией детей очень сложно работать воспитателям и учителям. Это связано, в первую очередь, с особенностями личности, выражающимися в необходимости повышенного внимания других людей.

Демонстративные дети отличаются эгоцентричностью, постоянно требуют к себе проявлений восхищения, удивления, сочувствия. Они с раннего возраста вполне осознанно заботятся о впечатлении, производимом на окружающих.

Желая добиться того, чтобы ими постоянно восторгались и хвалили, каждый такой малыш активно привлекает к себе внимание исполнением песен, чтением стихов, танцами, рисунками и другими достижениями.

Если в его присутствии хвалят кого-то другого или уделяют повышенное внимание, это воспринимается, как настоящая трагедия и личная обида.

Очень сильно бросается в глаза манерная, нарочитая форма поведения. Демонстративный ребенок часто становится перед зеркалом, кокетничает, принимает различные позы. Большинство его эмоций являются обычной игрой на публику. Заметно стремление выставит себя исключительно с положительной стороны.

Это проявляется в подчеркнутом послушании, в роли наиболее примерного и воспитанного ребенка. Чтобы привлечь внимание, широко используется ложь и фантазии.<\p>

Чаще всего, причиной демонстративных проявления считается недостаточное внимание к детям со стороны взрослых, особенно, если те широко практикуют гипоопеку.

Ребенок, предоставленный сам себе, лишается нормального внимания и заботы и начинает с этим бороться. Однако, в некоторых случаях, даже достаточное или повышенное внимание не приносит удовлетворения таким детям.

Потребность в этом разрастается до гипертрофированных размеров и проявляется детьми, которые с детства избалованы и являются всеобщими любимцами.

Источник: https://shop-kid.ru/demonstrativnye-deti

Демонстративные дети

Демонстративность – это плохо или хорошо? Отвечает Мой клуб.

Как и любая другая личностная особенность, демонстративность сама по себе не является отрицательной или нежелательной чертой, хотя подчас она может приводить к трудностям в воспитании ребенка.

Зато она может стать источником очень действенной мотивации: человек с высоким уровнем демонстративности готов затрачивать большие усилия на ту деятельность, которая приносит ему внимание окружающих и успех.

Например, подавляющее большинство отличников – это дети с высокой демонстративностью. Кроме того, демонстративность необходима для занятий почти любым видом искусства.

Если у человека нет потребности привлечь внимание окружающих к себе и к своим переживаниям, то вряд ли он сможет и станет успешно рисовать, играть на гитаре или выступать на сцене (для актерской деятельности демонстративность имеет особенно большое значение).

Особенности поведения демонстративных детей

В отличие от обидчивых и застенчивых детей, демонстративных детей выделяет ярко выраженная активность и стремление привлечь к себе внимание любыми возможными способами. Такие дети, как правило, достаточно активны в общении.

Однако в большинстве случаев, обращаясь к партнеру, они не испытывают к нему реального интереса или желания что-то делать вместе. Преимущественно они хотят показать себя и вызвать восхищение других: говорят о себе, показывают свои игрушки, демонстрируют любые способы привлечения внимания взрослых или сверстников.

«Смотрите, как я умею рисовать, прыгать, как я быстро кушаю, какое у меня платье, и пр.». Самоутверждение и восхищенное внимание других являются для них главной целью и ценностью.

При этом способом привлечения внимания могут быть как положительные формы поведение («смотрите, какой я хороший»), так и действия, выражающие агрессию. Демонстративные дети очень ориентированы на оценку окружающих, особенно взрослых.

Как правило, такие дети стремятся во что бы то ни стало получить положительную оценку себя и своих поступков. Однако в случаях, когда отношения со взрослым или со сверстниками не складываются, демонстративные дети применяют негативную тактику поведения: проявляют агрессию, жалуются, провоцируют скандалы и ссоры.

Демонстративность может проявляться не только в стремлении показать собственные достоинства и достижения. Обладание привлекательными предметами является также традиционной формой демонстрации собственного «я».

У многих детей острое желание обладать какой-нибудь машинкой или куклой связано не с собственными игровыми потребностями, а с желанием продемонстрировать свое имущество (а значит, преимущество) перед другими.

Как часто, получив в подарок новую игрушку, дети несут ее в детский сад не для того, чтобы поиграть в нее, а чтобы показать, похвастаться.

Нередко самоутверждение достигается путем снижения ценности, или обесценивания другого.

Например, увидев рисунок сверстника, демонстративный ребенок может сказать: «Я рисую лучше, это совсем не красивый рисунок».

Вообще в речи демонстративных детей превалируют сравнительные формы: лучше/хуже; красивее/некрасивее и т.д. Они постоянно сравнивают себя с другими, и понятно, что это сравнение всегда «в свою пользу».

Демонстративные дети очень эмоционально и даже болезненно реагируют на порицание и похвалу других детей. Когда взрослый дает отрицательную оценку действиям сверстника, демонстративный ребенок с жаром и с большим удовольствием поддерживает ее. В ответ на похвалу сверстника, он, напротив, начинает возражать.

Что лежит в основе детской демонстративности?

Итак, представления о собственных качествах и способностях демонстративных детей нуждаются в постоянном подкреплении через сравнение с чьими-то другими, носителем которых выступает сверстник.

У этих детей ярко выражена потребность в других людях, им постоянно нужно общество и общение. Но другие люди нужны для того, чтобы показать себя, чтобы было с чем сравнивать.

При сравнении себя с другим проявляется ярко выраженная конкурентность и сильная ориентация на оценку окружающих.

Одним из способов самоутверждения является соблюдение моральной нормы, которое направлено на получение поощрения взрослых или на ощущение собственного морального превосходства.

Поэтому такие дети иногда совершают хорошие, благородные поступки.

Однако соблюдение моральных норм носит явно формальный и демонстративный характер; оно направлено не на других детей, а на получение положительной оценки, на утверждение себя в глазах других.

Собственная «доброта» или «справедливость» подчеркиваются как личные преимущества и противопоставляются другим, «плохим» детям.

В отличие от других проблемных форм межличностных отношений (таких, как агрессивность или застенчивость), демонстративность не считается отрицательным и, собственно, проблемным качеством.

Более того, в настоящее время некоторые особенности, присущие демонстративным детям, напротив, являются социально-одобряемыми: настойчивость, здоровый эгоизм, способность добиться своего, стремление к признанию, честолюбие считаются залогом успешной жизненной позиции.

Однако при этом не учитывается, что противопоставление себя другому, болезненная потребность в признании и самоутверждении являются зыбким фундаментом психологического комфорта и тех или иных поступков. Ненасыщаемая потребность в похвале, в превосходстве над другими становится главным мотивом всех действий и поступков.

Читайте также:  Важные уроки – принципы здоровья

«Я» такого ребенка находится в центре его мира и сознания; он постоянно рассматривает и оценивает себя глазами других, воспринимает себя исключительно через отношение окружающих, причем это отношение должно быть восторженным. Он уверен, что другие должны думать только о нем, восхищаться его достоинствами и выражать свое восхищение.

Такой ребенок постоянно боится оказаться хуже других. Этот страх порождает тревожность, неуверенность в себе, постоянное напряжение, что компенсируется хвастовством и подчеркиванием своих преимуществ.

Главная трудность даже не в том, что такой ребенок неверно оценивает себя, а в том, что эта оценка становится главным содержанием его жизни, закрывая весь окружающий мир и других людей. Он буквально ничего не видит, кроме того, что о нем думают и говорят другие. Такое напряжение может вызвать не только зависть и ревность при встрече с более удачливым сверстником, но и различные невротические отклонения. Именно поэтому важно вовремя выявить проявление демонстративности как личностного качества и помочь ребенку в преодолении такой конкурентной позиции.

Как вести себя с демонстративным ребёнком?

Основной принцип – это четкое распределение, регуляция внимания к ребенку по формуле: внимание уделяется ему не тогда, когда он плохой, а когда он хороший. Здесь главное – замечать ребенка именно в те минуты, когда он незаметен, когда не скандалит и не пытается привлечь к себе внимание хулиганскими выходками. Если же начинаются такие выходки, то любые замечания надо свести к минимуму.

Особенно важно, чтобы взрослые отказались от ярких эмоциональных реакций, ибо их-то ребенок и добивается. Активно эмоциональное отношение к проделкам демонстративного «негативиста» – это фактически не наказание, а поощрение. Если на него накричат и натопают ногами, то он расценит это как свое большое достижение.

Если проступок настолько серьезен, что оставить его без внимания невозможно, то наказание должно быть предельно безэмоциональным.

Например, если ребенок хочет смотреть телевизор – выключить его, вынуть шнур и спрятать, сказав только: «До завтра смотреть телевизор не будешь», а затем не обращать внимания на все крики о том, что он «заставит отдать шнур», «разобьет и выбросит телевизор» и т.п.

Удовлетворить ненасытную потребность ребенка с негативным самопредъявлением во внимании к себе бывает очень непросто. Необходимо найти сферу, в которой он может реализовать свою демонстративность. В данном случае особо подходят театральные занятия.

Ребенок с негативным самопредъявлением все время играет какую-то роль – вот и надо дать ему играть ее не в жизни, а на сцене. При этом нет необходимости специально заботиться о его успешности.

Он почти наверняка сумеет добиться успеха на сцене и без чьей-либо помощи: актерство – его стихия.

Можно ли преодолеть конкурентную позицию дошкольника?

В последнее время формирование положительной самооценки, поощрение и признание достоинств ребенка становятся чуть ли не главными методами социального и морального воспитания.

Этот метод опирается на уверенность в том, что положительная самооценка обеспечивает эмоциональный комфорт ребенка, способствует развитию уверенности в себе. Такое воспитание действительно подкрепляет и укрепляет положительную самооценку, уверенность в том, что «я лучше всех».

В результате ребенок начинает воспринимать и переживать только самого себя и отношение к себе. А это, как было показано выше, является главной проблемой демонстративных детей.

Такая сосредоточенность на себе и собственных достоинствах не дает возможности увидеть другого, превращает его в конкурента и соперника. Поэтому отсутствие оценок и сравнения детей (кто лучше, а кто хуже) должно стать одним из первых условий преодоления демонстративности.

Взрослые должны стремиться избавить ребенка от необходимости самоутверждаться и доказывать свое превосходство. Малыш и без постоянных похвал и оценок должен чувствовать уважение к себе и любовь близких взрослых. Только тогда он будет ощущать бесценность своей личности и не будет нуждаться в постоянных поощрениях и сравнениях с другими.

Похвала и порицание в меру

Слушая подобные рекомендации, родители нередко высказывают опасения в том, что при постоянном похваливании, повышенном внимании к детским успехам у ребенка может развиться «самомнение» (усилиться демонстративность).

При таких сомнениях , Вам необходимо знать, что демонстративность – это не недостаток, а личностная особенность, которая, как и любая другая личностная особенность, приводит к положительным или отрицательным проявлениям в зависимости от обстоятельств жизни ребенка.

Эта особенность складывается очень рано.

Далее она может развиваться либо естественно (если встречает понимание у окружающих) и тогда приведет вовсе не к «самомнению», а к адекватной самооценке и умению мужественно преодолевать трудности и неудачи, либо противоестественно – в негативистических формах или в форме ухода от деятельности, грозящей неудачей.

Источник

Источник: http://mammamia.blog/page/demonstrativnye-deti

Детская демонстративность

Когда говорят или пишут о демонстративности ребенка, то самой главной чертой считают потребность в признании. Такой малыш привлекает внимание своей артистичностью: прекрасно вживается в роли, читает стихи, разыгрывает сценки даже просто так.

Он, казалось бы, совершенно лишен смущения, выступая публично или оказываясь в центре внимания, — именно это ему больше всего и нравится.

Он сам старается стать заметным: «А я! А я! Посмотрите, что я умею, что у меня есть!» — порой расталкивая на своем пути менее активных товарищей.

Для получения внимания ребенок действительно готов подключить все средства. Он может быть подчеркнуто примерным, но так, чтобы его «примерность» не осталась без внимания. Например, может сказать: «Я помог Ване, дал ему свои краски. Ведь именно так должны поступать настоящие друзья!»

Нередко такие примерные дети бывают любимчиками воспитателей и учителей, а еще… «серыми кардиналами» и ябедами. Они подмечают любое нарушение правил другим ребенком и подходят ко взрослому.

В дошкольном возрасте — открыто требуя наказания (даже в том случае, если проступок не имел никакого отношения к нему самому). В школе — действуя более «тонко» и незаметно для сверстников.

Конечно же, такое поведение не может долго оставаться в тайне и вызывает неприятие у других детей.

Демонстративному ребенку важнее «казаться», чем «быть». Его вполне устраивает, если на него обращено внимание, и не так важно, хвалят ли его за действительные заслуги, показные или же выдуманные. И даже если его ругают — ничего страшного. Главное — быть в центре внимания. То, что при этом он готов расталкивать других, дружеских чувств к нему не добавляет.

Демонстративность сочетается со склонностью ко лжи. Причем ребенок может лгать очень искусно, и тем «лучше», чем становится старше.

Пока ребенок мал (4—8 лет), он рассказывает фантастические истории про свою силу, способности или приключения (например, про то, как капитан на корабле дал ему управлять штурвалом, притом что все лето отдыхал на даче). По мере взросления ребенка ложь прочно вплетается в его жизнь.

Он добавляет привлекательные штрихи к своему портрету более осторожно, но ярко. И это — еще один камень преткновения в общении. Люди обычно не любят, когда им врут.

Еще одной особенностью демонстративных людей (и детей) является склонность жалеть себя. Они часто рассказывают о том, какие несправедливости они терпят от других, как те обижают их. Обидчивые дети, о которых шла речь выше, вполне могут быть демонстративны, и тогда обида превращается в целое представление. Наблюдать за этим тягостно, и если это происходит часто, то коммуникация нарушается.

Демонстративные дети могут проявлять свою натуру и в демонстративной агрессии, и в демонстративной обиде (часто это сочетается). Какими они не бывают, пожалуй, так это застенчивыми. С демонстративным ребенком очень непросто и детям, и взрослым.

Мини-тест: «Демонстративный Ребенок»

Прочитайте утверждения и ответьте: «верно» или «не верно». Если бывает по-разному, выберите тот вариант, который проявляется чаще.

  1. Ребенок пользуется любыми способами, чтобы получить внимание к себе.
  2. Имея особенную игрушку или вещь, ребенок показывает ее сверстникам в основном для того, чтобы похвастаться.
  3. Даже когда он совершает доброе дело, кажется, что это в основном для того, чтобы все заметили его «жест».
  4. Общаясь с другими детьми, ребенок говорит преимущественно о себе, считает только свои желания важными, старается сконцентрировать на себе максимальное внимание.
  5. Ребенок обесценивает сверстника, его деятельность или ее результат («ты не умеешь; ты хуже делаешь, чем я; у тебя некрасиво; ты неумеха и т. д.»).
  6. В его речи доминируют сравнения (лучше/хуже и т. д.), и почти все они — в свою пользу.
  7. Ребенок часто лжет и делает это очень умело.
  8. Вам кажется, что признание окружающих ему необходимо, как воздух.
  9. Его поведение и реакции кажутся преувеличенными, как на сцене.
  10. Пожалуй, его можно было бы назвать эгоистичным и самолюбивым.

Чем больше раз вы согласились с приведенными утверждениями, тем больше вероятность, что у ребенка есть проблема демонстративности. В статье «Демонстративность — в мирное русло!» постараемся разобраться, как можно  помочь такому ребенку?

демонстративностьдетскаяродителиУкажите свой Email, чтобы получать информацию о свежих публикациях прямо на свой почтовый ящик.Вы можете отписаться в любое время

Источник: http://5psy.ru/roditeli-i-deti/detskaya-demonstrativnost.html

Демонстративные дети

     Демонстративным в психологии обычно называют индивида (взрослого или ребенка), чье поведение направлено на привлечение к себе повышенного внимания состороны окружающих.

Демонстративных людей легко узнать – они чрезвычайно ярко, крикливо одеты, любят экзотические наряды, та как для них очень важно, чтобы их внешность выделялась из толпы, бросалась в глаза. В компаниях они стремятся быть душой общества (и часто этого добиваются).

обычно демонстративность сочетается с эгоцентризмом – о чем бы ни шла речь, такие люди говорят только о себе, преувеличивая свои успехи и достижения.

Демонстративный человек может преувеличить и собственные неудачи и неприятности, так как главное для него – непохожесть на других, неповторимость, причем как с положительным, так и с отрицательным знаком.

     Демонстративность как стабильное свойство личности формируется очень рано. Демонстративные дети уделяют повышенное внимание своей одежде, любят различные украшения (девочки – бантики, ленточки; мальчики – ремни, пряжки и т.д.). Чаще, чем другие, они смотрятся в зеркало, примеряют одежду взрослых.

Такие дети не терпят, чтобы в их присутствии уделяли столько же (или больше) внимания другому ребенку. В детском саду они могут быть лидерами или активными озорникам, но всегда на виду. За всеми этими поведенческими проявлениями стоит чрезвычайно высокая потребность во внимании.

Для демонстративного ребенка лучше, чтобы его отругали или даже наказали, чем не заметили.

Особый вариант развития – негативистическая демонстративность, т.е. привлечение к себе внимания посредством сознательного нарушения требований взрослых. Такой ребенок делает все наоборот – если его попросят не шуметь, он кричит и т.д.

обычно так ведут себя дети с эмоциональной депривацией (т.е. не получившие от своих родителей необходимого тепла, ласки, любви). Не надеясь обратить на себя внимание другими способами, они прибегают к безотказному средству – нарушению поведенческих правил.

Этот вариант демонстративности наиболее неблагополучный.

     Когда демонстративный ребенок приходит на психологическое обследование, он обычно положительно относится к этой ситуации, так как есть возможность проявить себя перед новым человеком.

Но контакт гарантирован, если консультант даст понять, что ребенок ему понравился, похвалит его. В этом случае через несколько минут общения ребенок может сообщить о себе массу различных сведений (какую одежду ему недавно купила мама, какие у него дома есть хорошие игрушки и т.д.).

После каждого задания необходимо похвалить ребенка, иначе он может отказаться от последующих.

     При анализе результатов обследования с использование различных методик необходимо обращать внимание на следующие диагностические показатели.

Читайте также:  Курсы английского онлайн

В рисуночных методиках (Рисунок человека», «Рисунок семьи», «Пиктограмма») демонстративность проявляется в украшательстве, наличии необязательных деталей (оборочки, цветки на платье, перья на шляпе).

Необязательные детали в рисунке человека не следует путать с второстепенными. Шея, уши – детали, обязательные для каждого человека, а бантики на туфлях – деталь украшательская.

     При выраженной демонстративности повышенное внимание к украшательству (на фоне посредственного уровня изображения основных деталей) нередко сочетается с изображением «демонстративных персонажей» (клоунов, бандитов, фей).

Если по рисунку человека трудно различить тенденцию к украшательству и хорошую технику рисования (при которой прорисовка деталей одежды и прически входит в изобразительный канон), то рисунок дома, где изображение занавесок с рюшечками ничем не может быть

продиктовано, кроме тенденций демонстративного ребенка подвергать украшательству все, не только людей, оказывается более показательным.

     В методике «Три желания» проявляется присущая этим детям склонность у украшательству – они хотят получить необыкновенно красивые платья, бантики, игрушки и т.п.

     Таковы основные диагностические показатели демонстративности. Первое, что должны помнить взрослые, общаясь с таким ребенком: не надо стремиться уничтожить демонстративность.

В этом случае она может трансформироваться в негативистическую, а при неблагоприятном развитии событий приобрести патологический характер, перейти в клиническую истерию.

Однако не нужно впадать в другую крайность, постоянно восхищаясь ребенком, обращая излишнее внимание на его внешний вид, пять раз в день меняя ему одежду, каждый раз подчеркивая, как она ему идет, и т.п. такой способ общения взрослых с ребенком может способствовать усилению демонстративности.

     Во-вторых, необходимо найти такую деятельность, которая способная насытить высокую потребность демонстративного ребенка во внимании. Это могут быть занятия театром, музыкой, изобразительной деятельностью и др.

Родителям не следует опасаться, что при постоянном внимании к детским успехам демонстративность ребенка усилится.

Наоборот, найдя естественный выход (деятельность, в которой демонстративность социально санкционирована), эта личностная особенность не будет препятствовать нормальному развитию.

     Третья рекомендация направлена на профилактику негативистической демонстративности. Взрослому следует общаться с ребенком в тот момент, когда он ведет себя хорошо, и игнорировать его в случае неблаговидного поведения.

Не следует поддаваться на провокации детей (ребенок нарочно делает все, что ему запрещено, чтобы добиться реакции взрослого любой ценой). Необходимо помнить, что самое тяжелое наказание для ребенка – отказ от общения с ним.

Мы рады помочь Вами и Вашим детям!

Источник: http://www.bestlogoped.com/psihologya/82-demonstrativnye-deti

Детская демонстративность: плохо или хорошо?

Экологичное родительство: В основе детской демостративности лежит повышенная потребность во внимании к себе. Для привлечения внимания могут использоваться самые разные средства: кривлянье, сознательное нарушение правил поведения, подчеркнуто «идеальное» поведение и даже нарочитая застенчивость, когда ребенок как бы говорит: «Посмотрите, как я стесняюсь!».

Демонстративность – это очень часто встречающаяся личностная особенность. Как явствует из самого названия, она проявляется в том, что ребенок все время старается себя показать, продемонстрировать окружающим.

В основе этого лежит

Повышенная потребность во внимании к себе

Иногда она настолько сильна, что ребенок стремится всегда быть в центре внимания.

Обычно детям с высокой демонстративностью свойственна любовь к украшениям.

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

Для привлечения внимания могут использоваться самые разные средства: кривлянье, сознательное нарушение правил поведения, подчеркнуто «идеальное» поведение и даже нарочитая застенчивость, когда ребенок как бы говорит: «Посмотрите, как я стесняюсь!».

Демонстративность – это плохо или хорошо?

Как и любая другая личностная особенность, демонстративность сама по себе не является отрицательной или нежелательной чертой, хотя подчас она может приводить к трудностям в воспитании ребенка.

Зато она может стать источником очень действенной мотивации: человек с высоким уровнем демонстративности готов затрачивать большие усилия на ту деятельность, которая приносит ему внимание окружающих и успех. Например, подавляющее большинство отличников – это дети с высокой демонстративностью.

Кроме того, демонстративность необходима для занятий почти любым видом искусства. Если у человека нет потребности привлечь внимание окружающих к себе и к своим переживаниям, то вряд ли он сможет и станет успешно рисовать, играть на гитаре или выступать на сцене (для актерской деятельности демонстративность имеет особенно большое значение).

 

Мнимые болезни

Нередко для привлечения к себе дополнительного внимания демонстративные дети «эксплуатируют» имеющиеся у них заболевания (ведут себя так, как будто их болезнь значительно более тяжела, чем она есть в действительности) или даже «создают» себе болезни.

Для этого достаточно особо внимательно прислушаться к своему организму. «Не болит ли у меня голова? Кажется, нет. А горло? Тоже нет. А живот? О, кажется, меня немного тошнит!». Внутренние органы «не любят» слишком пристального контроля за своей работой.

Такое прислушивание к себе нарушает нормальную автоматическую регуляцию телесных процессов – и действительно могут возникнуть тошнота, боли, спазмы.

Чрезмерные волнения окружающих по поводу самочувствия ребенка побуждает его все чаще прибегать к этому способу привлечения к себе внимания. Затем тот же механизм начинает использоваться и для более практических целей – например, для увиливания от предстоящей контрольной, к которой ребенок недостаточно готов.

 

Негативное самопредъявление

При этом варианте развития ребенок для привлечения к себе внимание окружающих использует нарушение правил поведения. Он изображает «ужасного ребенка», поскольку уверен в том, что никаким другим способом ему не удалось бы выделиться, стать заметным.

Взрослые своим поведением поддерживают это представление: они ругают шалуна и читают ему нотации, пока он безобразничает, и с облегчением забывают о нем, когда он ненадолго прекращает свои бесчинства.

Лучшие публикации в Telegram-канале Econet.ru. Подписывайтесь! 

Парадоксальным образом те формы обращения, которые взрослые используют для наказания, оказываются для ребенка поощрением.

Истинным наказанием является только лишение внимания.

Любые же эмоциональные проявления взрослого воспринимаются ребенком как безусловная ценность, независимо от того, выступают ли они в положительной форме (похвала, одобрение, улыбка) или в отрицательной (замечания, наказания, крик, ругань). Добиться положительной реакции труднее, чем отрицательной – и ребенок избирает простейший путь.

 

Как обходиться с «негативистом»

Рекомендации при негативном самопредъявлении просты, хотя им не всегда бывает легко следовать. Основной принцип – это четкое распределение, регуляция внимания к ребенку по формуле: внимание уделяется ему не тогда, когда он плохой, а когда он хороший.

Здесь главное – замечать ребенка именно в те минуты, когда он незаметен, когда не скандалит и не пытается привлечь к себе внимание хулиганскими выходками. Если же начинаются такие выходки, то любые замечания надо свести к минимуму.

Особенно важно, чтобы взрослые отказались от ярких эмоциональных реакций, ибо их-то ребенок и добивается. Активно эмоциональное отношение к проделкам демонстративного «негативиста» – это фактически не наказание, а поощрение. Если на него накричат и натопают ногами, то он расценит это как свое большое достижение.

Если проступок настолько серьезен, что оставить его без внимания невозможно, то наказание должно быть предельно безэмоциональным.

Например, если ребенок хочет смотреть телевизор – выключить его, вынуть шнур и спрятать, сказав только: «До завтра смотреть телевизор не будешь», а затем не обращать внимания на все крики о том, что он «заставит отдать шнур», «разобьет и выбросит телевизор» и т.п.

Удовлетворить ненасытную потребность ребенка с негативным самопредъявлением во внимании к себе бывает очень непросто. Необходимо найти сферу, в которой он может реализовать свою демонстративность.

В данном случае особо подходят театральные занятия. Ребенок с негативным самопредъявлением все время играет какую-то роль – вот и надо дать ему играть ее не в жизни, а на сцене. При этом нет необходимости специально заботиться о его успешности. Он почти наверняка сумеет добиться успеха на сцене и без чьей-либо помощи: актерство – его стихия.

 

Уход от деятельности

В некоторых случаях повышенная потребность во внимании к себе не находит непосредственных проявлений в поведении, поскольку они сдерживаются повышенной тревожностью.

При таком сочетании психологических особенностей у ребенка возникает внутренний конфликт: с одной стороны, ему хочется вести себя ярко, быть замеченным другими людьми; с другой стороны, из-за высокой тревожности он опасается, что такое поведение вызовет отрицательную реакцию окружающих.

Этот конфликт разрешается благодаря развитию защитного фантазирования. Внешне ребенок сохраняет пассивность, а его подлинная жизнь проходит в мечтах. Такой способ поведения называют «уходом от деятельности».

 

Как вернуть фантазера на землю

При уходе от деятельности надо развернуть активное воображение ребенка во внешней форме, направить его на решение реальных творческих задач.

Кроме того, ребенку нужна такая сфера, которая насытит его неудовлетворенную потребность во внимании к себе.

Обе эти цели одновременно могут быть достигнуты благодаря деятельности, связанной с искусством, – скажем, занятиям в кружке рисования.

В этой реальной творческой деятельности ребенку необходимо сразу обеспечить эмоциональное подкрепление, внимание, ощущение успеха.

Если у ребенка нет никаких художественных способностей, то можно рекомендовать занятия абстрактной живописью. После показа репродукций или, что еще лучше, картин на выставке, после того как ребенок убеждается, что абстрактная живопись действительно существует и пользуется общественным признанием, ему предлагается самому попробовать создать нечто подобное.

Яркие декоративные рисунки вообще хорошо удаются детям, а детям с развитым воображением (как при уходе от деятельности) — особенно. «Шедевры» обязательно следует вывешивать для украшения квартиры и с гордостью показывать всем, кто приходит в дом. Они действительно красивы, а главное, нет никаких критериев для строгой оценки и уж тем более – для осуждения.

Слушая подобные рекомендации, родители и учителя нередко высказывают опасения в том, что при постоянном похваливании, повышенном внимании к детским успехам у ребенка может развиться «самомнение» (усилиться демонстративность).

При таких сомнениях психолог должен еще раз подчеркнуть, что демонстративность – это не недостаток, а личностная особенность, которая, как и любая другая личностная особенность, приводит к положительным или отрицательным проявлениям в зависимости от обстоятельств жизни ребенка. Эта особенность складывается очень рано.

Далее она может развиваться либо естественно (если встречает понимание у окружающих) и тогда приведет вовсе не к «самомнению», а к адекватной самооценке и умению мужественно преодолевать трудности и неудачи, либо противоестественно – в негативистических формах или в форме ухода от деятельности, грозящей неудачей.

В психологии хорошо известно, что загнанная внутрь, нереализуемая демонстративность может породить одно из серьезных психических заболеваний – истерию.

Обычно не следует рассказывать об этом родителям, чтобы не вызывать у них ненужных опасений, которые могут повредить нормальному воспитанию ребенка.

Однако иным родителям – тем, кто слишком упорно настаивает на том, что «девочка должна быть скромной» или что «захваливать детей вредно», – консультант должен описать и такой неблагоприятный сценарий, чтобы они поняли, что реально угрожает их ребенку, если они не изменят своих педагогических взглядов.

опубликовано econet.ru. Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь

Источник: https://econet.ru/articles/179788-detskaya-demonstrativnost-ploho-ili-horosho

Ссылка на основную публикацию