Диагностика психологической готовности ребенка к школе

Проверяем психологическую готовность ребёнка к обучению в школе – лучшие методики

Психологическая готовность ребенка к школе и методики ее диагностики

Уровень готовности малыша к школе складывается из нескольких одинаково важных компонентов: физическая готовность,  социальная, психологическая. Последняя, в свою очередь, разделяется еще на несколько компонентов (личностную, интеллектуальную и волевую). О них, как о наиболее важных, и пойдет речь.

Содержание статьи:

Что такое психологическая готовность ребенка к школе – портрет идеального ученика

Такой компонент, как психологическая готовность к школе, представляет собой весьма многогранный фактор, подразумевающий присутствие у ребенка готовности к получению новых знаний, а также поведенческих, бытовых и прочих навыков. Разбираемся…

Интеллектуальная готовность. Она состоит из следующих составляющих:

  • Любознательность.
  • Уже имеющийся запас навыков/знаний.
  • Хорошая память.
  • Большой кругозор.
  • Развитое воображение.
  • Логическое и образное мышление.
  • Понимание ключевых закономерностей.
  • Сенсорное развитие и мелкая моторика.
  • Речевые навыки, достаточные для обучения.

Маленький дошкольник должен…

  • Знать — где он живет (адрес), ФИО родителей и сведения об их работе.
  • Уметь рассказать о том, каков состав его семьи, какой образ ее жизни и пр.
  • Уметь рассуждать и делать выводы.
  • Обладать информацией о временах года (месяцы, часы, недели, их последовательность), об окружающем мире (флора и фауна в регионе проживания малыша, самые распространенные виды).
  • Ориентироваться во времени/пространстве.
  • Уметь систематизировать и обобщать информацию (например, яблоки, груши и апельсины — это фрукты, а носки, футболки и шубы — одежда).

Эмоциональная готовность.

Этот критерий развития предполагает лояльность к обучению и понимание, что выполнять придется и те задания, к которым душа не лежит. То есть…

  • Соблюдение режима (дня, школьного, питания).
  • Способность адекватно воспринимать критику, делать выводы по результатам обучения (не всегда положительным) и искать возможности для исправления ошибок.
  • Способность ставить цель и достигать ее, несмотря на препятствия.

Личностная готовность.

Одна из самых больших сложностей в школе для малыша — социальная адаптация. То есть, готовность к знакомству с новыми ребятами и учителями, к преодолению сложностей в отношениях и пр. Ваш ребенок должен уметь…

  • Работать в коллективе.
  • Общаться с детьми и взрослыми, разными по характеру.
  • Подчиняться старшим «по званию» (учителя, воспитатели).
  • Отстаивать свое мнение (при общении со сверстниками).
  • Искать компромисс в спорных ситуациях.

Что должно насторожить родителей?

Уровень развития малыша предполагает соответствие «зоны ближайшего развития» чада программе обучения (сотрудничество ребенка со взрослыми должно давать определенные результаты).

При низком уровне данной «зоны» относительно той, что нужна для освоения школьной программы, малыша признают психологически неготовым к учебе (он просто не будет способен усвоить материал).

Процентное соотношение малышей, не готовых к учебе, на сегодняшний день весьма велико — у более 30% семилетних детей отмечается несформированность как минимум одного компонента психологической готовности. Как понять, что малыш не готов к школе?

  • По проявлениям его детской непосредственности.
  • Не умеет слушать — перебивает.
  • Отвечает без поднятия руки, одновременно с другими детьми.
  • Нарушает общую дисциплину.
  • Не способен 45 минут просидеть на одном месте, слушая взрослого.
  • Имеет завышенную самооценку и не способен адекватно воспринимать замечания/критику.
  • Не интересуется происходящим в классе и не способен слышать учителя, пока тот не обратится непосредственно к ребенку.

Стоит отметить, что мотивационная незрелость (отсутствие стремления к учебе) становится причиной значительных пробелов в знаниях со всеми вытекающими последствиями.

Признаки интеллектуальной неготовности к учебе:

  • Вербализм: весьма высокий уровень развития речи, хорошая память, большой словарный запас («вундеркинды»), но неспособность к сотрудничеству с детьми и взрослыми, недостаточность включения в общую практическую деятельность. Результат: неумение работать по шаблону/образцу, неспособность соотношения заданий и своих действий, одностороннее развитие мышления.
  • Страх, тревожность. Или страх сделать ошибку, совершить плохой поступок, который опять приведет к раздражению взрослых. Прогрессирующая тревожность ведет к закреплению комплекса неуспешности, к снижению самооценки. В этом случае все зависит от родителей и адекватности их требований к ребенку, а также от учителей.
  • Демонстративность. Данная особенность предполагает высокие потребности малыша во всеобщем внимании и успехе. Ключевая проблема — дефицит похвалы. Таким детям нужно искать возможности для их самореализации (без назиданий).
  • Уход от реальности. Данный вариант наблюдается при сочетании тревожности и демонстративности. То есть, высокая потребность во всеобщем внимании с неспособностью ее выразить, реализовать по причине страха.

Как проверить психологическую готовность ребенка к школе – лучшие методики и тесты

Определить — готово ли чадо к школе — можно с помощью определенных методик (благо, недостатка в них нет), как самостоятельно в домашних условиях, так и на приеме у специалиста. Конечно же, готовность к школе — это не только способность сочетать, отнимать, писать и читать. Важны все компоненты готовности для адаптации к новым условиям.

Итак, самые популярные методики и тесты — определяем уровень развития малыша.

Тест Керна—Йирасека.

  • Проверяем: зрительное восприятие малыша, его уровень развития моторики, сенсомоторную координацию.
  • Задание №1. Рисунок фигуры по памяти (мужчины).
  • Задание №2. Срисовывание письменных букв.
  • Задание №3. Срисовывание группы точек.
  • Оценка результата (5-балльная шкала): высокое развитие — 3-6 баллов, 7-11 баллов — среднее, 12-15 баллов — ниже нормального значения.

Метод Узор Л.И. Цеханской.

  • Проверяем: сформированность умения осознанно подчинять требованиям свои действия, способность слушать взрослого.
  • Суть метода. В 3 ряда располагаются фигуры: треугольники наверху, квадраты внизу, круги — посередине. Задача — нарисовать узор, внимательно соединяя квадраты с треугольниками через круги в порядке (по инструкции), определяемом педагогом.
  • Оценка. Правильная — при соответствии соединений диктанту педагога. За разрывы линий, пропуски, лишние соединения — очки минусуются.

Графический диктант Д.Б. Эльконина.

  • Проверяем: сформированность умения осознанно подчинять требованиям свои действия, способность слушать педагога, способность ориентироваться на образец.
  • Суть метода: на листе в клетку ставят 3 точки, с которых приступают к воспроизведению узора по инструкции педагога. Линию прерывать нельзя. Другой узор ребенок рисует самостоятельно.
  • Результат. Точность рисунка под диктовку — это способность слушать, не отвлекаясь на раздражители. Точность самостоятельного рисунка — степень самостоятельности малыша.

Рисование по точкам А.Л. Венгера.

  • Проверяем: уровень ориентировки на определенную систему требований, осуществление задания с одновременной ориентировкой на образец и восприятием на слух.
  • Суть метода: воспроизведение фигур-образцов путем соединения точек линиями по заданному правилу.
  • Задача: точное воспроизведение образца без нарушения правил.
  • Оценка результата. Оценивают тест с помощью суммарного балла за 6 задач, который снижается соответственно качеству выполнения задания.

Методика Н.И. Гуткиной.

  • Проверяем: психологическую готовность малыша и ее главные компоненты.
  • Суть метода: 4 части программы для оценки нескольких сфер развития крохи — произвольная, речевая, на интеллектуальное развитие, а также мотивационно-потребностная.
  • Сфера мотивационно-потребностная. Здесь применяется метод определения доминирующих мотивов и беседа на предмет выявления внутренней позиции будущего ученика. В первом случае ребенок приглашается в комнату  с игрушками, где педагог предлагает ему прослушать интересную сказку (новую). На самом интересном моменте сказку прерывают и предлагают малышу выбор — дослушать сказку либо поиграть. Соответственно, ребенок с познавательным интересом выберет сказку, а с игровым — игрушки/игру.
  • Интеллектуальная сфера. Ее проверяют с помощью методик «Сапожки» (в картинках, для определения логического мышления) и «Последовательность событий». Во второй методике также применяются картинки, по которым следует восстановить последовательность действий и составить небольшой рассказ.
  • Звуковые прятки. Взрослый с ребенком определяют звук, который они будут искать (с, ш, а, о). Далее педагог называет слова, а малыш отвечает — присутствует ли искомый звук в слове.
  • Домик. Ребенок должен срисовать домик, некоторые детали которого состоят из частей прописных букв. Результат будет зависеть от способности малыша к копированию образца, от внимательности, тонкой моторики.
  • Да и нет. По мотивам всем известной игры. Малышу задают вопросы, которые его провоцируют на ответ «да» либо «нет», которые произносить запрещено.

Методика Дембо-Рубинштейн.

  • Проверяем: самооценку малыша.
  • Суть метода. На нарисованной лесенке малыш рисует своих друзей. Сверху — самые хорошие и положительные ребята, внизу — те, кто отличается не самыми лучшими качествами. После чего малышу нужно найти на этой лесенке место и для себя.

Также маме с папой стоит ответить себе на вопросы (о социальной адаптации):

  • Способен ли малыш самостоятельно ходить в общественный туалет.
  • Может ли он самостоятельно справиться со шнурками/молниями, со всеми пуговицами, обуться-одеться?
  • Уверенно ли чувствует себя вне дома?
  • Хватает ли усидчивости? То есть, сколько времени выдерживает, сидя на одном месте.

Куда обращаться при проблемах психологической готовности ребенка к школе?

На уровень готовности малыша к школе следует обратить внимание не в августе, перед началом занятий, а гораздо раньше, чтобы успеть исправить недочеты и максимально подготовить чадо к новой жизни и новым нагрузкам.

Если родители обнаружили проблемы, касающиеся психологической неготовности своего ребенка к учебе, следует обратиться к детскому психологу для индивидуальных консультаций. Специалист подтвердит/опровергнет родительские опасения, подскажет, что делать дальше, и, возможно, посоветует отложить учебу на год.

Помните, развитие должно быть гармоничным! Если вам категорически заявляют, что малыш к школе не готов, есть смысл прислушаться.

Поделитесь с друзьями и оцените статью:

 (2

Источник: http://www.colady.ru/psixologicheskaya-gotovnost-rebenka-k-shkole-i-metodiki-ee-diagnostiki.html

Диагностика психологической готовности ребенка к школе

Коршикова С. Г. Диагностика психологической готовности ребенка к школе // Молодой ученый. — 2016. — №29. — С. 328-329. — URL https://moluch.ru/archive/133/35930/ (дата обращения: 12.12.2018).



Проблема психологической готовности ребенка к школе сегодня очень актуальна. Традиционно выделяется интеллектуальная, мотивационная и волевая готовность к обучению.

Когда речь идет об интеллектуальной готовности, то в первую очередь говорят о развитии мышления.

К концу дошкольного возраста у ребенка появляются предпонятия, основанные на эмпирических обобщениях на основе существенных признаков.

Для отслеживания эффективности развивающей работы с дошкольниками 6–7 лет мы рекомендуем проведение мониторинга, на основании данных которого происходит заполнение карт динамики школьной зрелости [1, с. 88]. В нашей работе мы фиксировали такие компоненты, как:

– педагогическая готовность;

– интеллектуальная готовность;

– мотивационная готовность;

– эмоционально — волевая;

– коммуникативная готовность.

В качестве основных диагностических методов, позволяющих отслеживать динамику характер компонентов школьной зрелости, использовалось наблюдение за деятельностью детей (Ананьева Т. В. Программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению.), а также:

– Зрительная произвольная память [3, с. 20].

– Слуховая произвольная память [3, с. 21].

– Беседа об окружающем (анкета).

– Четвертый лишний (наглядный материал) [3, с. 11].

Психолог Л. И. Божович отмечала, что ведущую роль в готовности ребенка к школе играет развитие мотивационно — потребностной сферы.

Мотивационная готовность связана с так называемым кризисом семи лет и «феноменом горькой конфеты», о котором уже говорилось ранее.

Данный феномен свидетельствует о том, что к концу дошкольного возраста на первый план начинает выступать социальный мотив, который необходим для успешного обучения в группе сверстников в школе.

Ребенок стремится занять позицию ученика. Изменяется его «внутренняя позиция». Он стремится к выполнению общественно значимой деятельности (учебной деятельности), пытается войти в новую систему взаимоотношений со взрослыми. У ребенка появляется такое важное качество, как произвольность.

В связи с этим особое внимание следует обратить на мотивы, которые наблюдаются у ребенка.

В качестве адекватных мотивов выступают: учебный и познавательный; к неадекватным мотивам при поступлении в школу относят игровой мотив, мотив общения со сверстниками и мотив ориентации на внешние признаки учебной деятельности (наличие тех или иных атрибутов школьника — ранца, пенала, формы и т. д.).

Для диагностики мотивационной готовности к обучению мы использовали методику «Мотивация учения» (М. Р. Гинзбурга) [3, с. 26].

Читайте также:  Вовлеченность подростков в процесс приема алкоголя

Под волевой готовностью понимают способность действовать в соответствии с правилом. Д. Б.

Эльконин отмечал, что для успешного школьного обучения необходимы следующие умения: сознательно подчинять свои действия правилу, внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме.

Для диагностики волевой готовности используется методика «Учебная деятельность» (Л. И. Цеханская), с помощью которой проверяется способность ребенка удерживать заданные правила. Для комплексной диагностики готовности к школе также применимы тест школьной зрелости Керн — Йерасека.

Совершенно очевидно, что коррекционная работа, нацеленная на формирование готовности детей к школьному обучению, должна проводиться иначе, нежели коррекционная работа в других возрастных группах. В ходе этой работы необходимо обращать внимание ребенка на изменение его позиции: теперь он уже почти школьник, а значит, к нему предъявляются другие, более высокие требования.

Коррекционные занятия способствуют развитию таких психических качеств, как мышление, внимание, память, воображение, а также развитию речи, словарного запаса, мелкой моторики. Кроме того, на занятиях уделяется внимание развитию эмоций и чувств детей; развитию навыков общения, установления контакта со сверстниками, умения проявлять взаимное внимание и уважение.

Однако наибольшее внимание уделяется развитию произвольность поведения. Как показывает опыт, развивать произвольность невозможно только в процессе занятий с детьми — она формируется в ходе ежедневного взаимодействия со взрослым. Для развития произвольности психолог устанавливает на занятии правило — «нельзя подсказывать», то есть каждый должен выполнять задание сам.

Если же ребенок не может справиться с задачей, то он обращается за помощью к другим детям. Поначалу детям сложно удерживать это правило — они начинают выкрикивать или шептать правильный ответ. Тогда психолог может сказать детям: «Ребята, а все взяли с собой головки? У каждого есть голова, давайте потрогаем! Тогда пусть каждый думает своей головой».

Как правило, нескольких таких напоминаний достаточно, чтобы ребята не мешали друг другу.

На базе МБДОУ детский сад № 21 «Сказка» Старооскольского городского округа (г. Старый Оскол Белгородской обл.) нами было проведено психодиагностическое обследование уровня психологической готовности детей подготовительных групп № 7, 12 и старших групп № 2, 6, 10 к обучению в школе.

Цель обследования: определение уровня сформированности предпосылок к учебной деятельности. Сроки проведения: 12.05.2016–30.05.2016.

Было обследовано: 47 детей.

Обследование готовности детей к обучению в школе проводилось в соответствие с годовым планом при помощи мониторинга, на основании данных которого происходило заполнение карт динамики дошкольной зрелости [1, с. 88].

Фиксировались такие компоненты как:

  1. педагогическая готовность

– владеют хорошо — 88 % (41 чел.),

– владеют недостаточно — 12 % (6 чел.);

  1. интеллектуальная готовность

– владеют хорошо — 94 % (44 чел.),

– владеют недостаточно — 6 % (3 чел.);

– владеют хорошо — 100 % (47 чел.);

  1. эмоционально-волевая готовность

– владеют хорошо — 94 % (44 чел.),

– владеют недостаточно — 6 % (3 чел.);

  1. коммуникативная готовность

– владеют хорошо — 98 % (46 чел.),

– владеют недостаточно — 2 % (1 чел.).

Результаты, полученные в ходе психодиагностического обследования уровня психологической готовности детей старших групп № 2, 6, 10 и подготовительных групп № 7, 12 к обучению в школе распределились следующим образом:

– старшие группы № 2, 6, 10 (8 чел):

7 чел. (88 %) — готовы к школьному обучению,

1 чел. (11 %) — условно готов к школьному обучению.

– подготовительная группа № 7 (11 чел.)

9 чел. (91 %) — готовы к школьному обучению,

2 чел. (9 %) — условно готовы к школьному обучению.

– подготовительная группа № 12 (28 чел.)

27 чел. (96 %) — готовы к школьному обучению,

1 чел. (4 %) — условно готов к школьному обучению.

Можно сделать вывод, что 43 чел (91 %) продиагностированных воспитанников готовы к школьному обучению, а 4 чел. (9 %) — условно готовы.

У детей сформировано позитивное отношение к занятиям; отсутствует тяжелое эмоциональное состояние (агрессия, тревожность, враждебность); выстроена система отношений при взаимодействии с взрослыми и сверстниками.

Литература:

  1. Ананьева Т. В. Программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению. — СПб.: ООО «Издательство «Детство — Пресс»», 2011. — 96 с. (Серия «Кабинет психолога».)
  2. Веракса А. Н., Гуторова М. Ф. Практический психолог в детском саду: Пособие для психологов и педагогов. — 2 — е изд., испр. — М.: МОЗАИКА — СИНТЕЗ, 2016. — 144 с.
  3. Виноградова А. Д., Коновалова Н. Л., Михаленкова И. А., Посохова С. Т., Хилько А. А., Шипицына Л. М. Психологическая диагностика отклонений развития детей младшего школьного возраста. Методическое пособие / Под науч. ред. Л. М. Шипицыной — СПб.: Речь, 2004. — 48 с.

Основные термины (генерируются автоматически): школьное обучение, мотивационная готовность, ребенок, школьная зрелость, учебная деятельность, интеллектуальная готовность, волевая готовность, дошкольный возраст, коммуникативная готовность, коррекционная работа.

Источник: https://moluch.ru/archive/133/35930/

Диагностика психологической готовности ребенка к школе (2)

Сохрани ссылку в одной из сетей:

В связи с этим особую содержательную наполненность при­обретает для детей их будущее. Т.В. Ермолова и И.С. Комогорцева, исследовавшие временной аспект образа себя у дошкольников, выявили, что в 7-летнем возрасте особую значи­мость и привлекательность приобретают для ребёнка юность и взрослость.

Именно эти возрасты кажутся детям наиболее сча­стливыми и желанными. Причём в 7 лет дети впервые начина­ют выделять для себя такой критерий, как социальный статус человека (его профессия, положение в обществе, семейный ста­тус и пр.).

Ребенок начинает думать о своем будущем и хочет занять определенное место в обществе (милиционера, началь­ника, ветеринара, мамы и пр.).

Представление о себе в новом социальном качестве высту­пает у семилеток в виде освоения ролевого поведения как наи­более адекватной формы социальной активности. Именно в роли объективируется социальная по смыслу перспективная цель.

В уже упомянутой работе Ермоловой и Комогорцевой детям предлагалось принять участие в предстоящем через месяц соревновании с другой группой детского сада, для чего необходимо было выбрать команду игроков и подго­товиться к соревнованиям.

Выбранный на роль игрока ребенок должен был в течение месяца выполнять опре­деленные правила, в противном случае он лишался мес­та в команде.

Этот эксперимент показал, что 6-7-летние дети, посещающие детский сад, в отличие от 4-5-летних, не только охотно принимают такую задачу, но и удержива­ют ее в течение месяца.

Они выполняют все необходимые правила и специально готовят себя, чтобы получить желан­ную для них роль игрока. Социальный статус в группе свер­стников и выполнение определенной социальной (а не иг­ровой) роли становится главным смыслообразующим моментом их деятельности.

Итак, характерными психологическими особенностями детей младшего школьного возраста являются:  умение детей сознательно подчинять свои действия правилам, обобщенно определяющим способ действия;  умение ориентироваться на заданную систему требований; умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме; умение самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.

Кроме указанных составляющих психологической готовности  к школе выявляют и уровень развития речи.

Основными показателями речевой готовности первоклассников к обучению являются: более сложная самостоятельная форма речи развернутое монологическое высказывание; развитие звуковой стороны речи, завершается процесс фонематического развития; развитие грамматического строя речи; усвоение закономерностей морфологического порядка и синтаксического;  усвоение грамматических форм языка и приобретение большего активного словаря;  совершенствование словесно логического мышления. Эти аспекты важны как для того, чтобы учебная деятельность ребёнка была успешной, так и для его скорейшей адаптации к новым условиям, безболезненного вхождения в новую систему отношений.

Одним из глав­ных новообразований, которое возникает на рубеже до­школьного и младшего школьного возраста, является способ­ность и потребность к социальному функционированию, т. е. осуществлению общественно значимой деятельности.

В совре­менных условиях стремление 6-7-летних детей занять соци­ально значимую роль обычно и наиболее естественно реализу­ется в позиции ученика, которую занимает ребенок с переходом к школьному обучению. Один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства – психологическая готовность ребёнка к школьному обучению. И.Ю.

Кулагина выделяет два аспекта психологической готовности к школе: личностная (мотивационная) и интеллектуальная.

Исходя из выше сказанного можно сделать вывод, к концу дошкольного возраста имеется три линии развития: линия формирования произвольного поведения, линия овладения средствами и эталонами познавательной деятельности; линия перехода от эгоцентризма к децентрации (дифференциации себя от другого и предположение точки зрения партнера по общению). Центральные новообразования этого возраста – соподчинение мотивов и самосознание. Таким образом, в период дошкольного детства происходит интенсивное освоение мотивационно-потребностной сферы учебной деятельности

    1. Обзор методик диагностики психологической готовности ребёнка

к обучению в школе

Психологическая готовность к школьному обучению — целостное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы производительности.

Отставание в развитии одного из компонентов психологической готовности влечет за собой отставание развития других, что определяет своеобразные варианты перехода от дошкольного детства к младшему школьному возрасту.

В настоящее время для диагностики готовности методики объединяют в блоки, батареи или исследовательские программы, руководствуясь необходимостью изучения разных психологических качеств. Но поскольку взгляды психологов на структуру и содержание готовности оказываются различными, то различными являются и предлагаемые ими программы изучения готовности к обучению.

Существует большое количество диагностических программ, которые можно разделить на три группы:

  • программы, диагностирующие уровни развития отдельных психических функций, используемых в учебной деятельности;
  • программы, диагностирующие сформированность предпосылок овладения учебной деятельностью;
  • смешанные программы, диагностирующие и отдельные психические функции и предпосылки учебной деятельности.

К первой группе можно в первую очередь отнести ориентационный тест школьной зрелости Керна—Йирасека14. Он направлен на диагностику зрительного восприятия, сенсомоторной координации, уровня развития тонкой моторики руки. Его классический вариант состоит из трех заданий.

Первое — рисование по памяти мужской фигуры; второе — срисовывание письменных букв; третье — срисовывание группы точек. Методика стандартизирована; результат выполнения каждого задания оценивается по 5-балльной системе (1 — высший балл, 5 — низший балл). Итоговая оценка получается путем сложения оценок всех трех заданий.

Развитие детей, получивших в итоге от 3 до 6 баллов, рассматривается как высокое, выше среднего; от 7 до 11 — как нормальное, среднее; от 12 до 15 — ниже нормы.

Я. Йирасек исследовал связь успешности выполнения этого теста и успеваемости в школе. Оказалось, что дети, хорошо справившиеся с тестом, как правило, хорошо учатся в школе. Но плохой результат в тесте еще не означает, что ребенок не может хорошо учиться. Поэтому Я.

Йирасек предлагает свой тест для выявления школьной зрелости, ноего показатели нельзя использовать как основу для вывода о школьной незрелости (неготовности к школе). Отчасти это объясняется недостаточностью информации о психическом развитии ребенка, которую предоставляет этот тест.

Так, он не оценивает такие важные аспекты психического развития, как интеллектуальное и речевое развитие.

Другой пример функционального подхода к диагностике школьной зрелости представляет программа X. Бройер и М. Войффен. Она целиком сконцентрирована на оценке речевого развития детей. Эта программа состоит из двух методик: «Проверка способности к дифференциации» и «Краткий метод проверки уровня развития устной речи».

Первая из этих методик диагностирует развитие разных типов дифференциации (зрительной, фонематической, речедвигательной, мелодической и ритмической), являющихся предпосылками развития устной и письменной речи. Вторая методика позволяет оценить артикуляцию, словарный запас, речевую память и понимание речи.

Она ориентирована на выделение тех детей, которые нуждаются в коррекции речевого развития.

Читайте также:  Изучение английского в москве. как выучить английский быстро

Недостатком этой программы, как и программы Керна—Йирасека, является ее односторонний характер. Хотя речевая функция чрезвычайно важна для успешного школьного обучения, все же ее диагностика недостаточна для прогноза учебной деятельности школьника.

Диагностические методы, определяющие сформированность психологических предпосылок к обучению, основываются на сформулированных Д.Б.

Элькониным положениях о том, что в переходном возрасте (от дошкольного к младшему школьному) следует оценивать как сформированность новообразований предыдущего возрастного этапа (развитие игровой деятельности, наглядно-образного мышления), так и появление симптомов, характеризующих наступление нового переходного периода — учебной мотивации, развития самоконтроля и др. Предметом диагностики являются уже не отдельные психические функции (восприятие, моторика, речь), а отдельные элементы учебной деятельности.

Среди методик, диагностирующих сформированность предпосылок овладения учебной деятельностью, нужно отметить «Узор» Л.И. Цеханской, «Графический диктант» Д.Б. Эльконина, «Рисование по точкам» А.Л. Венгера.

Все эти методики направлены на изучение сформированности у ребенка умения сознательно подчинять свои действия правилам, определяющим способ действия. Такое умение является важнейшим среди учебных умений и навыков.

«Узор» и «Графический диктант» оценивают также умение внимательно слушать указания взрослого, а «Рисование по точкам» и «Графический диктант» — ориентироваться на зрительно воспринимаемый образец.

Три вышеописанные методики очень популярны среди психологов, но они оценивают лишь один из аспектов деятельности — ее произвольность. Поэтому информация, получаемая с помощью этих методик, должна дополняться сведениями, полученными другими методиками.

Наиболее удачной в отношении практического использования представляется методикадиагностики психологической готовности к школьному обучению Н.И. Гуткиной.15

Её достоинства заключаются в том, что при своей компактности она позволяет оценить самые важные компоненты психологической готовности.

Отбор вошедших в эту методику заданий теоретически обоснован, вследствие чего характеристика психологической готовности отличается разумной необходимостью и достаточностью.

Эта диагностическая программа состоит из четырех частей, оценивающих мотивационно- потребностную, интеллектуальную, речевую и произвольную

сферы развития детей.

Для исследования мотивационно- потребностной сферы применяются экспериментальная беседа по выявлению «внутренней позиции школьника» и методика по определению доминирования познавательного или игрового мотивов.

Для диагностики интеллектуальной сферы применяется методика «Сапожки», позволяющая исследовать обучаемость детей, а также особенности и уровень развития обобщения.

Для оценки интеллектуального компонента психологической готовности используется и еще одна методика «Последовательность событий».В качестве экспериментального материала в ней используются три сюжетные картинки, предъявляемые испытуемому в неправильной последовательности.

Ребенок должен понять сюжет, выстроить правильную последовательность событий и составить по картинкам рассказ. Выполнить это задание можно при наличии достаточного уровня логического мышления.

Кроме того, эта методика диагностирует речевой компонент психологической готовности, так как составление рассказа по картинкам позволяет оценить, свободно ли ребенок владеет языком, есть ли у него повествовательная речь, каков его словарный запас.

Речевое развитие характеризуется также уровнем фонематического слуха (умением на слух выделять в слове различные звуки). Неразличение фонем приводит к тому, что ребенок неправильно произносит и пишет слова, поэтому так важна диагностика фонематического слуха. С этой целью используется методика «Звуковые прятки».

Для диагностики произвольной сферы Н.И. Гуткина использует две методики — «Домик» и «Да и нет». Методика «Домик»представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв.

Задание выявляет умение ребенка скопировать образец, что зависит от развития произвольного внимания, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки. Анализ допущенных ошибок в рисунке позволяет оценить вышеперечисленные психические характеристики.

Методика «Да и нет»применяется для исследования умения действовать по правилу и является модификацией известной детской игры «Да и нет не говорите, черного с белым не носите».

Методика Н.И. Гуткиной проверена на валидность и имеет хорошие прогностические показатели. На основе этой методики Н.И. Гуткина разработала систему коррекционно-развивающих игр, позволяющую сформировать психологическую готовность детей к школе.

Наиболее полной, учитывающей всестороннее исследование готовности детей к школе является программа исследований Н.В. Нижегородцевой и В.Д. Шадрикова.

Ее достоинство в том, что авторы, применили системный подход к исследованию и, используя свои методики и самые популярные методики, применяемые в психодиагностике, создали комплексную программу исследований.

Данная программа включает исследования уровня физиологического, социального и психологического развития ребенка.

Исследования физиологического развития включают: медицинские показания здоровья ребенка (наличие или отсутствие хронических заболеваний, функциональных нарушений внутренних органов, состояние зрительного аппарата), биологические показания (соотношение окружности головы и длины тела, количество постоянных зубов),физические данные (длина и масса тела, окружность головы, грудной клетки); развитие опорно-двигательной системы (двигательная активность, состояние позвоночника, развитие мускулатуры); развитие мелкой моторики (развитие мелких мышц пишущей руки и нервной регуляции мелкой моторики); состояние нервной системы (утомляемость, истощаемость, развитие внимания, памяти и т.д.).

Исследования социального развития включают: формирование внутренней социальной позиции; формирование самооценки; опыт общения с чужими взрослыми; опыт общения со сверстниками; индивидуальный опыт ребенка (обобщение знаний о своих способностях и возможностях); умственное развитие ребенка (обобщение собственных переживаний).

Исследования психического развития включают: мотивация учения; развитие образного мышления; предпосылки логического мышления; способность принимать учебную задачу; развитие речи; математические навыки; учебные знания и умения; графические навыки; произвольность регуляции деятельности (в условиях пошаговой инструкции взрослого); обучаемость (восприимчивость к обучающей помощи).

Использование рассмотренных выше методик позволяют выявить особенности психического развития детей, а это первый шаг на пути создания условий оптимизации периода школьной адаптации первоклассников и предотвращения неуспеваемости.

Источник: https://works.doklad.ru/view/XRjDk9uHHok/6.html

Психологическая готовность ребенка к школе — тест, диагностика, определение уровня у дошкольников 6-7 лет

Многие современные родители отдают детей в школу уже в 6 лет, а не в 7 — как раньше. Но сегодняшние реалии требуют, чтобы была психологическая готовность ребенка к школе, а также социальная адаптивность и эмоциональная устойчивость.

С целью определения уровня подготовки дошкольника к поступлению в первый класс, особенно в гимназию или лицей, либо более элитную или частную школу, могут быть вступительные испытания у школьных педагогов-психологов в виде тестирования и другой диагностики социально-психологической готовности детей к обучению в школе.

Чтобы вам самим, как родителям, было понятно, готов ли ребенок к школе, на сайте Психоаналитик-Матвеев.РФ вам предлагается пройти тест и другую диагностику на эмоциональную, социальную и психологическую готовность дошкольника к обучению в первом классе.

Для чего необходима психологическая готовность ребенка к обучению в школе

Сейчас, в современной российской школе, к первоклассникам предъявляются такие требования, такая высокая психологическая готовность к обучению в школе (уровень психологического развития, интеллекта, эрудированности, общих знаний, адаптивности в социуме и т.д. и т.п.), что многие родители вполне, казалось бы, правомерно возмущаются, типа «а зачем школа и учителя, если ребенок должен иметь готовность к школе (к первому классу), как раньше ко второму…».

«Раньше дети (обычно семилетки) шли в первый класс, чтобы научиться читать, писать и считать, а теперь это все надо уже уметь до поступления в школу…» — негодуют многие родители будущих первоклашек, которым по сути самим приходится обучать всему этому своих чад.

В чем-то, конечно, может они и правы — на плечи мам и пап ложится великое множество проблем, связанных не только с воспитанием своих детей, но и их развитием и образованием, что в советское время было делегировано детским садам и школе, зачастую вместе с воспитанием…

Но современный подход к развитию и образованию детей и их готовность к обучению в школе, практически всецело возложен на родителя.

Такое ощущение, что нынешняя школа лишь намекает на предмет, который типа изучают, дает задания, тестирует и экзаменует, а в конце выдает «бумажку с печатью», как бы подтверждающую, что выпускник школы имеет готовность к дальнейшей, более взрослой жизни — «аттестат зрелости».

Можно, конечно, сказать, что это такая современная специфика школьного образования, связанная с бОльшими требованиями жизни, что так необходима готовность ребенка к обучению в школе, но родителям лучше все же брать всю ответственность за своих детей и их будущее на себя и формировать психологическую готовность своего ребенка к школе самостоятельно, либо с помощью детских психологов и репетиторов.

Что такое диагностика готовности к школе

Диагностика готовности к школе, особенно шестилетних детей, включает в себя различные психологические тесты: интеллектуальные, эмоциональные и социальные виды тестирования.

Практически любой радивый родитель может самостоятельно определить готовность своего ребенка к обучению в школе, протестировав его уровень знаний, эрудиции, развития интеллекта, мышления, социальной адаптированности, эмоциональности и др.

При необходимости, мама и папа могут обратиться к социальному, детскому психологу или психотерапевту для консультации о формировании готовности ребенка к школе и, если понадобится, психокоррекции и повышения мотивации к обучению.

Существует множество тестов, чтобы проверить готов ли ребенок к школе, мы вам предложим некоторые, самые популярные и востребованные их них.

Тест — готовность ребенка к школе

Чтобы вам, родителям, определить психологический уровень готовности вашего ребенка к обучению в школе, вам нужно провести тестирование с ним самостоятельно, задавая ребенку вопросы из данного теста и отмечая подходящий вариант ответа, согласно инструкции.

Инструкция для родителя, как правильно пройти тест на готовность ребенка к школе:
Проводить опрос с ребенком лучше, когда у него хорошее настроение, выстроив так с ним диалог, чтобы он воспринимал это как игру (не напрягаясь).

Это один из тестов на определение готов ли ребенок к школе, выявляет уровень психосоциальной зрелости.

Задайте по очереди ребенку следующие вопросы, и в зависимости от его ответа, отметьте результат.

Консультация семейного психолога

Подростковый психолог (для родителей)

Отдавать ли ребенка в школу с 6 лет?

Пройдите другие Тесты для детей (и родителей)

Рисуночные тесты для детей

Личность ребенка — тест

Правила воспитания детей

Советы родителям

Источник: https://xn—-7sbabkauaucayksiop0b0af4c.xn--p1ai/testy-detyam/gotovnost-k-shkole-test/

Диагностика готовности ребенка к школьному обучению

Основной целью психологического обследования (диагностики) ребенка при приеме в школу является выявление актуального уровня его психического развития, а также индивидуально-психологических особенностей, специфики поведенческих характеристик. Только своевременная диагностика может обеспечить надежный прогноз дальнейшего развития и обучения ребенка, а также успешность построения коррекционно-развивающей работы, приводящей к полноценному формированию готовности к обучению к школе.

Обычно, когда говорят о готовности к школьному обучению, имеют ввиду такой уровень физического, психического и социального развития ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для его здоровья.

Физиологическая готовность к школе определяется уровнем развития основных функциональных систем организма ребенка:

вес мозга 6 — 7 летних детей составляет 90% веса мозга взрослого человека, что способствует решению более сложных интеллектуальных задач;

к началу школьного обучения достаточно развиваются большие полушария мозга, особенно лобные доли, которые отвечают за развитие речи ребенка;

в результате достаточно выраженной асимметрии левого и правого полушария познавательная деятельность дошкольников становится более осмысленной и целенаправленной;

развиваются мелкие мышцы руки, которые обеспечивают формирование навыков письма.

Психологическая готовность к школе определяется уровнем развития восприятия, памяти, внимания, мышления, речевого развития, воображения.

К 6-7 годам:

— Ребенок знает основные цвета и их оттенки, может правильно различать тяжесть предметов, допускает меньше ошибок при определении запахов, хорошо воспринимает предмет в целом, выделяет основные части и соотносит их между собой, умеет находить схожие и отличительные признаки предметов;

Читайте также:  Профессиональные качества современного учителя

— У ребенка достаточно развита произвольная память: старший дошкольник уже умеет ставить цель запомнить что-либо и достаточно свободно применяет способы запоминания;

— У дошкольников постепенно развивается произвольное внимание, которое выражается в умении выполнять что-либо по инструкции на протяжении определенного времени.

Шестилетние дети уже могут продуктивно заниматься одним и тем же делом в течении 20 и более минут.

Правда, им еще не всегда удается сосредоточиться сразу на нескольких существенных объектах и быстро переключить свое внимание с одного задания на другое;

— У дошкольников развивается наглядно – образное мышление с элементами абстрактного.

Тем не менее, дети еще испытывают затруднения в сопоставлении сразу нескольких признаков предметов, в выделении наиболее существенного в предметах и явлениях, в переносе усвоенных навыков мыслительной деятельности на решение новых задач.

Детям старшего дошкольного возраста присуще одушевление неживой природы или небесных тел, они не умеют посмотреть на себя со стороны, они опираются на кажущиеся им отношения вещей, а не на то, что есть на самом деле. Все это свидетельствует об особенностях мышления в данном возрасте;

— У ребенка достаточно большой словарный запас. Его речь отличается употреблением слов, связанных с движением и деятельностью, увеличением количества обобщающих слов, становится связной, логичной. Старший дошкольник уже может рассказать о событиях, которые произошли с ним некоторое время назад.

— У дошкольника воображение нуждается в опоре на предмет в меньшей степени, чем на предыдущих этапах развития. Оно переходит во внутреннюю деятельность, которая проявляется в словесном творчестве (считалки, дразнилки, стихи), в создании рисунков, лепке и т.д.

— У ребенка уже сформированы пространственные отношения: он может правильно определить положение предмета в пространстве (над-под, впереди-сзади, ниже-выше, слева-справа), правильно выделить такие отношения, как «уже-шире», «больше-меньше», «короче-длиннее». Старшие дошкольники уже воспринимают время, как категорию, которую нельзя вернуть или ускорить.

Социальная или личностная готовность к обучению в школе определяется уровнем развития эмоционально-волевой сферы ребенка, желанием ребенка учиться, принятием социального статуса школьника, сформированностью навыков совместной деятельности и навыков общения с детьми и взрослыми, ориентацией на социальные нормы и ценности, уровнем самооценки.

Итак, диагностика готовности к школьному обучению, которую проводит психолог, включает:

Диагностику физиологической готовности, т.е. изучение:

— общего физического развития;

— моторики руки;

— работоспособности;

— характеристики движений;

— произвольной регуляции действий.

Диагностику психологической готовности, т.е. изучение уровня развития:

— восприятия;

— памяти;

— внимания;

— мышления;

— речи;

— круга знаний и представлений об основных предметах и явлениях окружающей среды.

Диагностику социальной, или личностной готовности, т.е. изучение:

— уровня развития эмоционально-волевой сферы;

— уровня развития коммуникативных навыков;

— мотивации к обучению;

— самооценки.

Условия, которые необходимы для проведения эффективного психологического обследования:

  • специальное помещение, оборудованное для работы психолога;
  • наличие в нем игрушек, детской мебели, что создает комфортную и во многом знакомую для ребенка обстановку, и одновременно отсутствие каких-либо предметов или оборудования, которые могли бы отвлечь или испугать ребенка;
  • отсутствие при обследовании посторонних лиц, которые могут помешать или смутить ребенка;
  • психологическая поддержка и поощрение ребенка в течение всего обследования, сохранение благоприятной эмоциональной атмосферы .

Диагностическая программа, целью которой является определение готовности к школьному обучению, должна отвечать следующим требованиям:

  • обследование не может быть слишком длительным, так как оно должно вписываться во временные рамки записи детей в школу (апрель – май);
  • методики должны давать сведения о компонентах психологической готовности детей к школе;
  • программа обследования должна содержать необходимые и достаточные компоненты для заключения о готовности ребенка к школе.

Существует значительное количество методик по оценке психологической готовности ребенка к школе, которые различаются по следующим параметрам:

— по форме проведения – индивидуальные или групповые;

— по изучаемым признакам психологической готовности – интеллектуальные или личностные;

— по характеру показателей готовности – качественные или количественные;

— по степени формализованности процедур диагностирования – проведения, протоколирования, оценивания, интерпретации результатов;

— по достоверности полученных результатов – надежные, ненадежные, с неизвестными показателями надежности;

— по уровню прогностической валидности – валидные, невалидные, с неизвестными показателями валидности.

Поскольку готовность к школьному обучению – системный феномен, имеющий сложную, многокомпонентную структуру, то для ее изучения требуется целый методический комплекс.

При подборе методов необходимо соблюдать ряд важных условий.

— Методы должны быть короткими и простыми.

— Задания должны соответствовать возрастным особенностям и интересам детей.

— Интересы связаны со знакомыми видами деятельности и концентрируются в сфере воображения и наглядно-образного мышления (игра, рисование и т. д.).

— Обследование должно происходить на материале, понятном и интересном детям.

— Уровень сложности заданий должен быть подобран так, чтобы ребенок мог его выполнить.

— Обследование строится в соответствии с особенностями функционирования нервной системы детей 6—7 лет, так как они могут выдерживать интеллектуальную и эмоциональную нагрузку в течение ограниченного времени (в среднем индивидуальное обследование должно занимать 45 минут).

— Проводить диагностику готовности к обучению лучше в интервале 10—15 часов. В вечернее время информированность результатов снижается из-за усталости детей.

В настоящее время появляются новые диагностические программы, такие как экспресс-диагностики готовности к школьному обучению. Основным параметром подобных программ является минимизация длительности обследования, что удобно в ситуации массовой диагностики готовности детей к обучению в школе.

Данные программы позволяют условно разделить их на три категории.

К первой, наиболее содержательной и цельной, можно отнести диагностические программы, имеющие четкие, концептуально оформленные диагностические методы. К ним, в первую очередь, относятся программа И.В.

Дубровиной, основной составляющей которой является программа Н.И. Гуткиной, программа под редакцией Д.Б. Эльконина и его сотрудников, психодиагностический комплекс Л.И. Переслени, Е.М. Мастюковой, и др.

Из зарубежных, хорошо зарекомендовавших себя программ, можно отметить, в первую очередь, диагностическую программу Г. Витцлака и тест Керна-Йирасека.

Ко второй группе диагностических программ относится ряд пособий, представляющих собой простой набор самых разнообразных тестов и методик. К таким комплексам можно отнести диагностические программы таких авторов, как И.

Айзман, Г.Н. Жаровой, Л.И. Земцовой и многие другие. В большинство этих программ в той или иной комбинации вставлены методика «Узоры», разработанная Л.И. Цеханской, тест Керна-Йирасека, части диагностических программ Н.И. Гуткиной, А.Л.

Венгера и т.п. 

Диагностические программы, как «Метод фронтального изучения детей в предшкольный период» Г.Ф. Кумариной, «Экспресс – диагностика готовности к школе» Е.К. Вархатовой, Н.В. Дятко  и методика Н.Я. Семаго и М.М.

Семаго «Психолого-педагогическая оценка готовности ребенка к началу школьного обучения» разработаны на основе уже зарекомендовавших себя методик.

Ценностью данных диагностических программ является компактность и разумная быстрота проведения обследования.

Результаты определения готовности к школьному обучению заносится психологом в Индивидуальную карту психического развития ребенка.

По окончании обследования всех детей, после обработки и анализа их результатов психологи проводит индивидуальные консультации для родителей, в ходе которых знакомит их с итогами диагностики детей, а также в случае необходимости дает рекомендации, как лучше за оставшееся время подготовить ребенка к школе.

Полученные результаты диагностики достижений ребенка достоверны только на настоящий момент. Полностью спрогнозировать на их основе дальнейшие успехи ребенка в школе не представляется возможным.

Результаты могут быть недостаточно высоки. В данном случае необходимо учитывать особенность развития ребенка дошкольного возраста: часто малышу не хватает буквально одного-двух месяцев для того, чтобы произошло созревание организма, на основе которого произойдет скачок в его психическом развитии.

Примеры методик:

Среди наиболее известных зарубежных тестов определения школьной зрелости, применяющихся в нашей стране, можно выделить «Ориентационный тест школьной зрелости» Керна-Йнрасска.

Ориентационный тест школьной зрелости состоит из трех заданий:

Первое задание — рисование мужской фигуры по памяти,

Второе срисовывание письменных букв,

Третье срисовывание группы точек.

Для этого каждому ребенку раздаются листы бумаги с представленными образцами выполнения заданий. Все три задания направлены на определение развития тонкой моторики руки и координации зрения и движений руки, эти умения необходимы в школе для овладения письменности.

Также тест позволяет выявить (в общих чертах) интеллект развития ребенка. Задания срисовывание письменных букв и срисовывание группы точек выявляет умение ребят воспроизводить образец. Эти также позволяют определить, может ли ребенок работать некоторое время сосредоточенно, не отвлекаясь.

Результат каждого задания оценивается по пятибалльной системе (1 — высший бал; 5 — низший бал), а затем вычисляется суммированный итог по трем заданиям. Развитие детей, получивших в сумме по трем заданиям от 3 до 6 балов, рассматривается как выше среднего, от 7 до 11 — как среднее, от 12 до 15 — ниже среднего. Дети которые получили от 12 — 15 балов необходимо дополнительно обследовать.

Вторая методика «Домик» (Н.И. Гуткиной), используемая в целях определения готовности к школьному обучению, направлена на изучения произвольности.

Хорошее качество выполнения заданий, предлагаемых в методике, направленной на изучение произвольности, косвенным образом свидетельствует о существовании учебной мотивации, позволяющей ребенку справиться с задачей.

Методика представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающую домик, отдельные детали которого составлены из прописных букв.

Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки. Методика рассчитана на детей 5,5 — 10 лет.

Инструкция испытуемому : «Перед тобой лежит лист бумаги и карандаш.

На этом листе я прошу тебя нарисовать точно такую картинку, которую ты видишь на этом рисунке (перед испытуемым кладут листок с «Домиком») Не торопись, будь внимательным, постарайся, как чтобы твой рисунок был точно такой же, как этот на образце.

Если ты что — то не так нарисуешь, то стирать резинкой или пальцем ничего нельзя, а надо поверх неправильного или рядом нарисовать правильно. Тебе понятно задание? Тогда приступай к работе».

Обработка экспериментального материала проводится путем качественного анализа ошибок.

Ошибками считаются:

а) отсутствие какой-либо детали рисунка;

б) искажение пропорций рисунка: изменение относительных размеров деталей рисунка;

в) увеличение всего рисунка более чем в два раза;

г) неправильно изображенный элемент рисунка;

д) неправильное расположение деталей в пространстве рисунка;

е) отклонение прямых линий более чем на 30° от заданного направления;

ж) разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены;

з) «залезание» линий одна за другую.   

Хорошее выполнение рисунка оценивается в 0 балов. Чем хуже выполнено задание, тем выше полученная испытуемым суммарная оценка.

При интерпретации результатов эксперимента необходимо учитывать возраст испытуемого. Так, дети 5,5 — 6 лет редко выполняют задание совсем без ошибок в связи с недостаточной зрелостью мозговых структур, отвечающих за сенсомоторную координацию.

Методику «Домик» можно рассматривать как аналог второго и третьего заданий теста Керна—Йирасека, а именно срисовывания письменных букв (второе задание) и срисовывания группы точек (третье задание).

Сопоставление результатов по указанным методикам позволило сделать вывод, что методика «Домик» выявляет те же психологические особенности в развитии ребенка, что и второе, и третье задания теста Керна—Йирасека.

Источник: http://agespsyh.ru/shpargalki-po-vozrastnoj-psikhologii/37-shpargalka-po-discipline-vozrastnaja-psihologija/834-diagnostika-gotovnosti-rebenka-k-shkolnomu.html

Ссылка на основную публикацию