Дидактика как отрасль педагогики

Характеристика дидактики как раздела педагогики

Дидактика – теория обучения. Обучение включает в себя процесс учения и преподавания. Дидактика – составная часть педагогики, которая раскрывает содержание задач обучения детей и взрослых.

Описывает процесс овладения знаниями, умениями и навыками, характеризует принципы, методы и формы организазионного обучения. Автор дидактики – Коменский (1592-1670).

Предмет – общие теории обучения, охватывающие обучение по всем предметам, обучение отдельным дисциплинам – прерогатива частных методик.

Задачи:

1) познание закономерностей успешного обучения,

2) анализ, описание и повышение эффективности методов обучения,

3) подбор эффективных средств и форм обучения с опорой на возраст и индивидуальную особенность учащегося.

Функции:

1) Образовательная – формирование ЗУН учащихся, в усвоение законов, теорий, видов дея­тельности,

2) воспитательная – формирование черт личности (нравст­венных, трудовых, эстетических и других).,

3) развивающая: развитие психомоторной, сенсорной, интеллектуальной, эмоционально- волевой и мотивационно-потребностной сферы лично­сти. Обучение, осуществляемое на высоком уровне трудности, при быстрых темпах усвоения, высо­кой активности учащихся, способствует прогрессу в их развитии, 4) побудительная, 5) организационная.

Одна из задач — устанавливать закономерности обучения и, давая знание об этом преподавателю, делать процесс обучения для него более осознанным, управляемым, эффективным.

Дидактические закономерности устанавливают связи между преподавателем, студентам и изучаемым материалом.

Знание этих закономерностей позволяет преподавателю построить процесс обучения оптимально в разных педагогических ситуациях.

В современном понимании дидактика представляет собой важнейшую отрасль научного знания, которая изучает и исследует проблемы обучения и образования. Впервые это слово появилось в сочинениях немецкого педагога Вольфганга Ратке (Ратихия) для обозначения искусства обучения.

В том же значении употребил это понятие и чешский педагог Ян Амос Коменский. Неизменными со времен Ратихия остаются и основные задачи дидактики – разработка проблем: чему учить и как учить; современная наука интенсивно исследует также проблемы: когда, где, кого и зачем учить.

Дидактика – теоретическая и одновременно нормативно-прикладная наука. Ее основой является общая теория образования, основы этой теории являются основополагающими для всех воспитательно-образовательных наук.

Объектом изучения дидактики являются реальные процессы обучения.

Дидактические исследования своим объектом делают реальные процессы обучения, дают знания о закономерных связях между различными его сторонами, раскрывают сущностные характеристики структурных и содержательных элементов процесса обучения.

В этом заключается научно-теоретическая функция дидактики.

Полученное теоретическое знание позволяет решать многие проблемы, связанные с обучением, а именно: приводить в соответствие с изменяющимися целями содержание образования, устанавливать принципы обучения, определять оптимальные возможности обучающих методов и средств, конструировать новые образовательные технологии и т. д. Все это говорит о нормативно-прикладной (конструктивной) функции дидактики.Дидактика охватывает систему обучения по всем предметам и на всех уровнях учебной деятельности. По ширине охвата изучаемой действительности выделяют общую и частную дидактику.

Общая дидактика исследует процесс преподавания и учения вместе с факторами, которые его порождают, условиями, в которых он протекает, а также результатами, к которым он приводит.

Частные (конкретные) дидактики называются методиками преподавания. Они изучают закономерности протекания процесса, содержания, формы и методы преподавания различных учебных предметов. Каждый учебный предмет имеет свою методику.

Являясь отраслью научного знания, дидактика решает ряд теоретических задач:

– установление целей и задач теории;

– анализ процесса обучения, установление его закономерностей;

– обоснование принципов и правил обучения;

– определение содержания и форм организации обучения;

– разъяснение методов и средств обучения;

– характеристика материальных средств обучения.

Прослеживается взаимодействие и взаимосвязь дидактики с другими науками, например с философией, социологией, логикой, психологией, кибернетикой, математикой и т. д. Методологическую основу дидактики составляет философская теория познания. Изучение законов функционирования и развития общества, социальных отношений сближает дидактику с социологий.

Развитие современной дидактической системы носит название процесса демократизации и гуманизации.

Отличие современной дидактики в том, что целью обучения является общее развитие индивида, процесс обучения рассматривается как двусторонний процесс, управляемый учителем, при этом учитываются интересы и потребности обучаемых.

Основные категории дидактики

Основными категориями дидактики являются: преподавание, учение, обучение, образование, знания, умения, навыки, цель, содержание, организация, виды, формы, методы, результаты (продукты) обучения.

Следовательно, дидактика – это наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах, организации, достигаемых результатах.

Преподавание – упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения (образовательных задач), обеспечение информирования, воспитания, осознания и практического применения знаний.

Учение – процесс (точнее, сопроцесс), в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта возникают новые формы поведения и деятельности, изменяются ранее приобретенные.

Обучение – упорядоченное взаимодействие педагога с учащимися, направленное на достижение поставленной цели.

Образование – система приобретенных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления.

Знание – понятия, схемы, факты, законы, закономерности, обобщенная картина мира, ставшие достоянием сознания человека.

Знания могут быть эмпирическими, приобретенными опытным путем, и теоретическими, полученными в результате рассмотрения закономерностей, связей, отношений между предметами и явлениями.

Знания играют побуждающую и регулирующую роль. Их структуру составляет единство познавательных, эмоциональных, мотивационных и волевых компонентов.

Умения – овладение способами (приемами, действиями) применения усвоенных знаний на практике.

Навыки – умения, доведенные до автоматизма, высокой степени совершенства. Навыки бывают сенсорными, умственными, двигательными, комплексными.

Цель (учебная, образовательная) – то, к чему стремится обучение, будущее, на которое направлены его усилия.

Содержание (обучение, образование) – система научных практических умений и навыков, способов деятельности и мышления, которыми учащимся необходимо овладеть в процессе обучения.

Организация – упорядочение дидактического процесса по определенным критериям, придание ему необходимой формы для наилучшей реализации поставленной цели.

Форма – способ существования учебного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания. Форма прежде всего связана с количеством обучаемых, временем и местом обучения, порядком его осуществления и т. п.

Метод – путь достижения (реализации) цели и задач обучения.

Средство – предметная поддержка учебного процесса. Средствами являются голос (речь) педагога, его мастерство в широком смысле, учебники, классное оборудование и т. д.

Результаты (продукты обучения) – это то, к чему приходит обучение, конечные следствия учебного процесса, степень реализации намеченной цели.

В последнее время статус основных дидактических категорий предлагается присвоить понятиям дидактической системы (совокупность методов, средств и процессов, направленных на достижение эффективности процесса образования) и технологии обучения (система приемов, способов).

Между основными дидактическими категориями как структурными компонентами целостного дидактического процесса существует тесная взаимосвязь, но при этом каждая категория остается самостоятельным элементом дидактической системы.

Основные дидактические концепции

Процесс обучения базируется на психолого-педагогических концепциях, которые называются часто также дидактическими системами.

Под дидактической системой понимается выделенное по определенным критериям целостное образование.

Дидактические системы характеризуются внутренней целостностью структур, образованных единством целей, организационных принципов, содержания, форм и методов обучения.

Можно выделить три принципиально отличающиеся между собой дидактические концепции:

1) традиционная (Я.А. Коменский, И. Пестолоцци, И. Гербарт);

2) педоцентрическая (Д. Дьюи, Г. Кершенштейн, В. Лай);

3) современная дидактическая система (П. Гальперин, Л. Занков, В. Давыдов, К. Роджерс, Брунер).

Разделение концепций на три группы производится на основе того, как понимается процесс обучения.

В традиционной системе обучения доминирующую роль играет преподавание, деятельность учителя.

Дидактика Гербарта характеризуется такими понятиями, как управление, руководство учителя, регламентации, правила, предписания.

Главный вклад Гербарта в дидактику состоит в вычленении этапов (ступеней) обучения. Его схема такова: ясность – ассоциация – система – метод.

Процесс обучения протекает от представлений к понятиям и от понятий к умениям теоретического характера. Практика в этой схеме отсутствует.

Эти формальные уровни не зависят от содержания обучения, определяют ход учебного процесса на всех уроках и по всем предметам.

К началу XX в. рождаются новые подходы. Традиционная система подверглась критике за авторитарность, книжность, оторванность от потребностей и интересов ребенка, за то, что данная система обучения лишь передает ребенку готовые знания, но не способствует развитию мышления, активности, творчества, подавляет самостоятельность ученика.

В основе педоцентрической концепции – деятельность ребенка, главная роль отводится учению.

Дьюи предлагал строить процесс обучения исходя из потребностей, интересов и способностей ребенка, стремясь развивать умственные способности и разнообразные умения детей, обучая их в «школе труда, жизни», когда учеба носит самостоятельный, естественный, спонтанный характер, получение знаний учениками происходит в ходе их спонтанной деятельности, т. е. «обучение через делание».

Абсолютизация такой дидактики приводит к переоценке спонтанной деятельности детей, к утрате систематичности обучения, к случайному отбору материала, к снижению уровня обучения.

Современную дидактическую концепцию создают такие направления, как программированное, проблемное обучение, развивающее обучение (П. Гальперин, Л. Занков, В. Давыдов), гуманистическая психология (К. Роджерс), когнитивная психология (Брунер), педагогическая технология и педагогика сотрудничества.

Цели обучения в этих современных подходах предусматривают не только формирование знаний, но и общее развитие учащихся, их интеллектуальных, трудовых, художественных умений, удовлетворение познавательных и духовных потребностей учеников.

Педагогическое сотрудничество – это гуманистическая идея совместной развивающей деятельности детей и педагогов на основе взаимопонимания, проникновения в духовный мир друг друга, коллективного анализа хода и результатов этой деятельности.

2.

Дата добавления: 2016-07-18; просмотров: 3787;

Источник: https://poznayka.org/s36942t1.html

Дидактика, её происхождение и развитие

Процессы образования и обучения, тесно связанные с воспитанием являются не только предметом дидактики, но и являются органической частью воспитания.

Всем известно, что наше общество волнуется и заботится о том, чтобы накопленный ранее опыт, а также навыки, умения и знания также хорошо входили и осваивались вступающими в новую жизнь поколениями. Обучение и образование служит оной единственной цели. Этой самой целью и является освоение потомками ранее изученного опыта нашими предками.

Но на всех этапах исторического развития дидактики ее задачей было и остается до сих пор то, чтобы определить содержание образования поколений новых, а также найти все новые способы вооружения потомков умениями, знаниями и навыками и раскрыть закономерности данного процесса.

Именно поэтому дидактика определяется как теория обучения и образования. Но всем известно, что процесс обучения всегда неразрывно связан с воспитанием не только нравственным, но и умственным. И, учитывая этот фактор, есть прочные основания для определения дидактики как теорию обучения и образования, а также и воспитания.

К этому, в первую очередь, относится формирование мировоззрения обучающихся.

Процесс обучения и образования в настоящее время являются предметом дидактике на современном этапе развития.

Это значит, содержание образования, которое реализуется в учебных планах, учебниках, программах, а также средства и методы обучения, воспитательная роль всего учебного процесса, организационные формы обучения и условия, которые благоприятствуют творческому и активному труду обучающихся, а также их умственному и физическому развитию.

Читайте также:  Кондиционер в детскую комнату

Но речь идет о дидактике общей. Общая дидактика раскрывает закономерности обучения и образования, но не занимается исследованиям особенностей обучения какому — либо учебному предмету. Эта задача решается дидактикой частной или как ее еще называют, предметной.

Происхождение дидактики

Всем известно, что дидактика развивалась исторически, как и педагогика в целом. Дидактика развивалась, при этом выполняла те задачи, которые возникали перед учебным заведением на конкретных этапах развития всего человеческого общества.

Нынешняя дидактика есть сформировавшаяся, развитая отрасль педагогической науки, которая характеризуется особенным предметом и соответствующей системе методов и задачами, которые выдвигаются перед дидактикой ходом научно — технической революции, а также развитием не только культуры, но и экономики современного социалистического общества.

Рассмотрим важнейшие и самые главные этапы исторического развития дидактики, чтобы как можно глубже раскрыть дидактику, как теорию обучения и образования нового поколения.

Потребность в создании условий, при которых молодые поколения могли овладевать добытыми их предками знаниями и опытом, возникала по мере того, как в историческом развитии всего человечества происходило обобщение материальной и духовной жизни, обобщение практического опыта человечества в сфере труда, а также развитие искусства и науки. Такие условия созревали очень и очень редко на первых этапах культурного развития человечества. Это было обусловлено тем, что темп эволюции человечества в условиях примитивной трудовой деятельности был очень замедлен, кроме этого, человеческая способность к учению формировалась крайне трудно.

Как известно, способность к учению формировалась наряду с человеческой способностью изготовлять орудия. Это значит, что способность к учению формировалось и развивалось одновременно с усложнением человеческой трудовой деятельности.

Непрерывное развитие обучения как сферы человеческой деятельности в средние века, да и в древнем мире было вызвано ростом производства, развитием наук, а также ростом торговли. Это привело к тому, что начали создаваться определенные условия для возникновения теории обучения.

Это произошло в XVII веке, когда Яном Амосом Коменским (1592—1670) был создан его величайший капитальный труд «Великая дидактика». Коменский первым выдвинул задачу, которая заключалась в том, чтобы «всех учить всему». Кроме этого, он изложил последовательно все правила и принципы обучения детей.

Педагог, несмотря на борьбу между новыми идеями в области науки и философии и между идеологией феодального общества, которые были так характерны для семнадцатого века, создал дидактику, которая не только содержала в себе новые идеи обучения и воспитания, но и продолжила их практики .

Хотя при этом дидактика и не смогла освободиться от влияния религиозной идеологии.

Коменский в своих педагогических трудах опирался и на своих идейных предшественников, и на труды английского философа Френсиса Бэкона (1561—1626).

Дидактика Яна Амоса Коменского построена на идее природосообразности воспитания (педагог утверждал, что человек — часть природы и подчиняется ее универсальным законам). Он стремился выявить закономерности, проявляющиеся в процессе обучения и воспитания человека, исходя из своего смелого для того времени утверждения.

Коменский ставил перед собой задачу раскрыть «естественный порядок вещей» в обучении, который всегда и во всем приводит к успеху. Это и было также главной задачей его дидактики.

Развитие дидактики

Обучение — это процесс, в котором главную роль играет чувственное восприятие вещей.

Коменский говорил, что ощущения являются источником всех знаний, поэтому он и считал, что учить детей нужно так, чтобы дети приобретали знания не из словесных рассуждений и книг, а путем изучения причинных связей и наблений за окружающими их вещами.

При обучении, как говорил педагог, нежно равномерно развивать у учеников все органы чувст, а также подводить их к следующим, тонким наблюдениям явлений и предметов окружающего мира.

Такие положения давали дальнейшую дорогу для развития дидактики, но в них были и существенные недостатки.

Чувственное познание само по себе не может привести к истине, а одностороннее увлечение им, приводящее к формуле: «вещь — ядро, слова — кора и шелуха», не может стать основой теории обучения, обеспечивающего движение к истинным знаниям.

Ян Амос создал не только учебные пособия и учебники для детей, но и разработал методы обучения наукам и языкам. Эти методы значительно повысили успешность обучения детей.

Значение Коменского, как педагога, в истории самой педагогики заключается в том, что, он раскрыл в обучении две стороны: объективную (законы обучения) и субъективную (искусное применение этих законов), а также положил начало теории обучения (дидактики) и искусству преподавания.

Следующим великим педагогом стал Жан Жак Руссо (1712- 1778). Он боролся за свободное развитие каждого человека, а также за идею всемерной активности ребенка.

Педагог критиковал и был недоволен существовавшим в то время обучением в школе, его книжным характером, скованностью действий детей и отрывом их от жизни.

Руссо выдвинул концепцию обучения, которая опиралась на непосредственные запросы ребенка и его потребности.

Согласно этой концепции, нельзя в угоду подготовке ребенка к будущей жизни игнорировать его потребности и интересы; в действительности, наилучшую подготовку к будущей жизни ребенок получит в том случае, если в детстве будет заниматься тем, что имеет важное значение в его сегодняшней жизни. Только в этих условиях, как считал педагог, произойдет умственное развитие ребенка.

Но есть и отрицательная сторона концепции Жан Жака Руссо. Она заключается в том, что педагог пришел к выводм о том, что ребенок сам определяет свой путь учения и развития.

Однако идеи Руссо получили дальнейшее развитие и практическое воплощение в трудах великого швейцарского педагога-демократа Иоганна Генриха Песталоцци (1746—1827). Его дидактика неразрывно связана с педагогикой.

Высшую цель воспитания Песталоцци видел в том, чтобы пробуждать спящие силы народа, развивать в нем уверенность в своих силах.

Для этого он предлагал три средства: культуру сердца, развитие ума, заключающееся в расширении круга наблюдений, в анализе наблюдений и приведении их в логические связи, в ознакомлении с языком для их выражения, и нравственное развитие.

Обучение Песталоцци считал важнейшим путем воспитания. Общее образование, по его мнению, должно предшествовать специальному. Цель обучения — в развитии человечности, в гармоническом развитии всех сил и способностей человека, в воспитании трудолюбия. Обучение должно сообразовываться с психологией ученика, развивающегося в процессе обучения.

Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/didaktika_ee_proishozhdenie_i_razvitie/

Дидактика как раздел педагогики. Понятие дидактики

Общее понятие о дидактике. Определение понятия дидактика. Вы найдете в данном посте.

Педагогика — многоотраслевая наука, т.к. она изучает человека всесторонне, при этом решая комплексную задачу: обучения, воспитания и развития.

Кроме того, педагогика занимается организацией и управлением образования и воспитания.

Для   более   целенаправленного   и   предметного   решения   каждой   из   этих компонент, педагогика делится на подразделы (составные части): общие основы педагогики, дидактику, теорию и методику воспитания, организацию управления и др.

Дидактика — это раздел педагогики, который занимается изучением и разработкой вопросов образования и обучения.

Дидактика — это педагогическая теория обучения, дающая научное обоснование его содержания, методов и организационных форм.

Она должна дать ответ на два наиболее общих вопроса: «Чему учить?» и «Как учить?».

Однако при решении этих вопросов возникает и много других, среди которых есть и такие «Как протекает обучение, какие ему свойственны закономерности?», «Кого учить?», «Для чего учить?» и «Где учить?».

Итак, дидактика — это педагогическая дисциплина, исследующая обучение на  теоретическом уровне.

Знание дидактики необходимо каждому педагогу, т.к. в педагогической деятельности нельзя решить ни одной практической задачи обучения без опоры на науку, на теоретические знания.

Дидактика, среди прочего, разрабатывает способы прогнозирования последствий введения в практику школы новых методов, новых учебных материалов. А учителя нуждаются в научном обосновании своей работы и в ее осмыслении с позиции науки.

Однако неправильно было бы понимать, что дидактика может дать практике окончательное и универсальное решение всех вопросов.

Дидактика не разрабатывает рецептурных рекомендаций, а дает общие рекомендации, позволяющие учителю, учитывая многие факторы, творчески конструировать свою деятельность, сопоставлять цели и результаты и тем самым оптимизировать процесс обучения.

Однако изучением процесса обучения, содержания образования занимается не только дидактика, но и методики преподавания отдельных предметов, которые еще называют «частными дидактиками».

Таким образом, задачи дидактики состоят в том, чтобы:

  • с научной точки зрения описать и объяснить процесс обучения и условия его организации;
  • разработать более совершенную организацию процесса обучения, новые обучающие системы.

Данные задачи решаются в ходе выполнения двух функций исследования:

  • научно-теоретической, когда выявляются знания о реализованном или реализуемом процессе обучения, т.е. это знания о сущном;
  • конструктивно-технической, когда ученый переходит от отображения обучения к конструированию его новых моделей.

В решении своих задач общая дидактика использует достижения других наук: философии, психологии, кибернетики, информатики.

Источник: http://neudoff.net/info/pedagogika/didaktika-kak-razdel-pedagogiki-ponyatie-didaktiki/

Педагогика: тезисы лекций и практические занятия | Тема 9. Введение в дидактику

Основные категории, задачи, проблемы, принципы. Обучение как целостная система. Функции обучения.

Дидактика (от греч. didakitos — поучающий, didasko — изучающий) — отрасль педагогической науки, раскрывающая теоретические основы образования и обучения в их наиболее общем виде.

Дидактика выявляет закономерности, принципы обучения, задачи, содержание образования, формы и методы преподавания и учения, стимулирования и контроля в учебном процессе, характерные для всех учебных предметов, на всех возрастных этапах обучения.

Дидактика изучает закономерности и специфику образования и обучения в общеобразовательной, профессиональной, средней специальной, высшей школе и других системах обучения. Объект дидактики — процесс обучения.

Предмет — вскрытие закономерностей процесса обучения, изучение системы отношений: ученик — учебный материал, учитель-ученик, ученик-другие ученики.

Впервые это слово появилось в сочинениях немецкого педагога Вольфгана Ратке (1571-1635) для обозначения искусства обучения. Аналогичным образом, как «универсальное искусство обучения всех всему», трактовал дидактику и Я.А. Коменский. В начале XIX века немецкий педагог И.Ф.

Гербарт придал дидактике статус целостной и непротиворечивой теории воспитывающего обучения.

Неизменными со времен Ратке остаются и основные задачи дидактики — разработка проблем: чему учить, как учить; современная наука интенсивно исследует и такие проблемы: когда, где, кого и зачем учить, как учить эффективно.

Взаимосвязи между основными дидактическими категориями как структурными компонентами целостного дидактического процесса изображены на рисунке:

Основные категории дидактики: обучение, преподавание, учение, образование, знания, умения, навыки, а также цель, содержание, организация, виды, формы, методы, средства, результаты (продукты) обучения. В последнее время статус основных дидактических категорий предлагается присвоить понятиям «дидактическая система» и «технология обучения».

Обучение — целенаправленный процесс взаимодействия педагога с учащимися, их совместной деятельности, в ходе которой осуществляется образование, воспитание и развитие. Общение, в ходе которого происходит накопление знаний, умений, навыков, развитие, образование. Обучение делится на преподавание и учение.

Читайте также:  Как сделать поездку на поезде интересной для ребенка

Преподавание — упорядоченная деятельность педагога, направленная на реализацию цели обучения, обеспечение информирования, осознания и практического применения знаний.

Учение — процесс деятельности учащегося по освоению знаний, умений и навыков, опыта, творчества и эмоционально-ценностных отношений, в ходе которого возникают новые формы поведения и деятельности, применяются ранее приобретенные знания и навыки.

Образование — процесс становления культурного человека и результат обучения, система приобретенных знаний, умений, навыков, способов мышления, мировоззрения, нравственности и общей культуры.

Знания — информация, которая может преобразовываться и использоваться, совокупность информационных идей человека, в которых выражается теоретическое овладение этим предметом. И.Н. Лернер говорит о трех уровнях знаний: усвоение и воспроизведение, использование на практике, перенос на нестандартные ситуации.

Умения — овладение способами применения знаний на практике. Разделяются на четыре группы: общечеловеческие, общие учебные (письмо), поисково-информационные (библиотеки), организационные.

Навыки — умения, доведенные до автоматизма.

Целью в дидактике является образ конечного результата, то, к чему стремится процесс обучения.

Под содержанием обучения понимается система знаний, умений, навыков, способов деятельности и мышления, ценностных отношений, которыми учащиеся овладевают в процессе обучения.

Познавательная активность — характеристика деятельности учащихся, заключающаяся в мобилизации интеллектуальных, нравственных и волевых сил для решения учебно-познавательной задачи. Без активности учащегося процесс обучения не состоится. Однако и учитель должен активно воздействовать на учащихся, мотивировать их.

Задачи дидактики:

  1. Научное описание и объяснение процесса обучения и условий его реализации.
  2. Усовершенствование процесса обучения и создание новых технологий обучения.

Как теория обучения и образования дидактика разрабатывает следующие проблемы:

  • она определяет педагогические основы содержания образования;
  • исследует сущность, закономерности и принципы обучения, а также пути повышения его развивающего влияния на учащихся;
  • изучает закономерности учебно-познавательной деятельности учащихся и пути ее активизации в процессе обучения;
  • разрабатывает систему общепедагогических методов обучения и условия их наиболее эффективного применения;
  • определяет и совершенствует организационные формы учебной работы в образовательно-воспитательных учреждениях.

Дидактика как наука изучает закономерности, действующие в сфере ее предмета, анализирует зависимости, обуславливающие ход и результаты процесса обучение, определяет методы, организационные средства, обеспечивающие осуществление запланированных целей и задач. Благодаря этому она выполняет две главные функции:

  1. Теоретическую (главным образом, диагностическую и прогностическую).
  2. Практическую (нормативную, инструментальную).

Дидактика охватывает систему обучения по всем предметам и на всех уровнях учебной деятельности. По ширине охвата изучаемой действительности выделяют общую и частную дидактику.

Предмет исследования общей дидактики — процесс преподавания и учения вместе с факторами, которые его порождают, условиями, в которых он протекает, а также результатами, к которым он приводит.

Частные дидактики называют методиками преподавания. Они изучают закономерности протекания процесса, содержание, формы и методы преподавания различных учебных предметов. Каждый учебный предмет имеет свою методику.

Основополагающие требования к практической организации учебного процесса педагогике принято называть дидактическими принципами. К наиболее важным дидактическим принципам относятся:

  • Обучение должно быть научным и иметь мировоззренческую направленность.
  • Обучение должно характеризоваться связью теории с практикой.
  • Обучение должно быть наглядным.
  • Обучение должно быть активным и сознательным.
  • Обучение должно быть доступным.
  • Обучение должно быть систематическим и последовательным.
  • Обучение должно быть прочным.

Эти принципы составляют систему, определяются целями воспитания и имеют исторический характер. Некоторые принципы утрачивают свое значение в новых условиях, и появляются новые, в которых отражаются новые требования общества к обучению.

Принципы реализуются через правила обучения, которые есть средства реализации принципов. Правила — конкретные указания учителю в том, как нужно действовать в типичной педагогической ситуации. Это руководящие положения, которые раскрывают отдельные стороны применения того или иного принципа обучения. Правила вытекают из принципов обучения.

Обучение как целостная система. Охарактеризовать процесс обучения как систему можно только в динамике, проследив за ее составом (элементами), структурой (связями) в соответствии с функциями:

Характерные черты учебного процесса как системы:

  • целостность в единстве учения и преподавании, объединении знаний, умений, навыков в систему мировоззрения;
  • системность, комплексность;
  • целенаправленность и упорядоченность;
  • динамичность;
  • неопределенность результата.

Учебный (дидактический) процесс содержит следующие главные звенья взаимодействия:

Деятельность педагога Деятельность обучаемых
Разъяснение учащимися целей и задач обучения Собственная деятельность по созданию положительной мотивации учения
Ознакомление обучаемых с новыми знаниями (явлениями, событиями, предметами, законами) Восприятие новых знаний, умений
Управление процессом осознания и приобретения знаний и умений Анализ, синтез, сравнение, сопоставление, систематизация
Управление процессом перехода от теории к практике Приобретение умений и навыков, их систематизация
Организация эвристической и исследовательской деятельности Практическая деятельность по самостоятельному решению возникающих проблем
Проверка, оценка измерений в обученности и развитии учащихся Самоконтроль, самодиагностика достижений

Для обучения характерны следующие признаки:

  1. Двусторонний характер.
  2. Совместная деятельность учителей и учащихся.

  3. Руководство со стороны учителя, заключающееся в организация деятельности учащихся, их стимулировании и мотивации
  4. Развитие творческих способностей.
  5. Планомерная организация и управление.

  6. Целостность и единство целей, средств и результат.
  7. Соответствие закономерностям возраста.
  8. Наряду с обучением, развитие и воспитание учащихся.

Функции — отображение свойств какого-либо объекта. Функции характеризуют сущность процесса обучения. Выделяют три функции: образовательную, воспитательную, развивающую.

Образовательная. Состоит в том, что процесс обучения направлен на формирование знаний, умений, навыков, мировоззрения и опыта творческой деятельности. Имеет значение то, что усвоенные знания должны характеризоваться полнотой, системностью, осознанностью и действенностью.

Развивающая. Обозначает то, что в процессе обучения происходит развитие обучаемого обо всех направлениях: развитие речи, мышления, сенсорной, двигательной, эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной сфер личности.

Воспитательная. Состоит в формировании нравственных и эстетических представлений, системы взглядов на мир, способность следовать нормам поведения в обществе, исполнять принятые в нем законы.

Для понимания роли обучения как средства развития и формирования личности большое значение имеет то, что этот процесс не сводится только к овладению обучающимися знаниями, выработке практических знаний и умений.

Обучение оказывает более широкое развивающее и формирующее влияние на личность. Знания как предмет усвоения имеют 3 взаимосвязанных стороны:

  1. Теоретическую.
  2. Практическую.
  3. Мировоззренческо-нравственную.

При правильно поставленном обучении учащиеся овладевают всеми этими тремя сторонами материала.

Развивающее и воспитательно-формирующее влияние обучения на личность повлекло за собой возникновение в педагогике особого понятия, обозначающего этот процесс. Этот процесс называется образование.

Под образованием следует понимать овладение личностью определенной системой научных знаний, практических умений и навыков и связанный с ними тот или иной уровень развития ее умственно-познавательной и творческой деятельности, а также нравственно-эстетической культуры, которые в своей совокупности определяют ее социальный облик и индивидуальное своеобразие. Образование как понятие включает в себя с одной стороны, процесс овладения изучаемым материалом, т.е. обучение, а с другой — воспитательно-формирующее влияние этого процесса на личность, олицетворяя их единство и органическую взаимосвязь. И когда дидактику иной раз определяют как теорию обучения и образования, то тем самым хотят подчеркнуть, что она исследует как теоретические основы процесса обучения, так и его воспитательно-формирующее влияние на умственное, мировоззренческое и нравственно-эстетическое развитие личности.

Литература:

  1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. — СПб.: ПИТЕР, 2000.
  2. Харламов И.Ф. Педагогика. — М.: Просвещение, 1996.
  3. http://teacher.fio.ru/news.php?c=291&n=425
  4. Оконь В. Введение в общую дидактику. — М.: Высшая школа, 1990.
  5. Айсмонтас Б.Б. Теория обучения: схемы и тесты. — М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.

  6. Сластенин В.А. идр. Педагогика. — М.,1997.
  7. Педагогика / Под ред. Крившенко Л.П. — М.: ТК ВЕЛБИ Изд-во ПРОСПЕКТ, 2004.
  8. Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: Учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
  9. Хуторской А.В. Современная дидактика. — М., 2002.
  10. Педагогика / Под ред. Бабанского Ю.К. — М., 1988.

Источник: http://vaniorolap.narod.ru/theme9.html

Предмет, функции и задачи дидактики как науки

Лекция 1. Дидактика как отрасль педагогического знания

План

Предмет, функции и задачи дидактики как науки.

Основные категории и понятия дидактики.

Связь дидактики с другими науками.

Предмет, функции и задачи дидактики как науки.

Научная педагогическая сфера, изучающая особенности целенаправленного процесса систематического образования и обучения подрастающего поколения, определяющая его специфику и закономерности, называется дидактикой.

Термин греческий: дидактикос – поучающий, дидаско – изучающий.

Дидактику традиционно оп­ределяют как относительно самостоятельную часть педагогики, изучающую содержание, закономерности, принципы и методы образования и обучения, как общую теорию и методику обучения.

Она призвана в конечном итоге дать педагогу-практику (воспита­телю дошкольного учреждения, учителю, педагогу средней спе­циальной и высшей школы и т. д.

) ответы на ключевые вопросы образовательной практики: во имя чего и для чего учить (цели и ценности образования)? Кого обучать? Когда начинать система­тическое обучение? Где учить? Чему учить (содержание образова­ния)? Как учить (методы, приемы, технологии)? Как создать ус­ловия для полноценного и эффективного образования?

Из истории дидактики. Данное понятие было введено известным немецким ученым Волфгангом Ратке (1571-1635), который рассматривал дидактику как искусство обучения. Трактовка этой категории изменялась в различные исторические периоды.

Основоположником дидактики принято считать выдающегося чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592 – 1670), который в своем теоретическом трактате «Великая дидактика» высказал идею о том, что дидактика пред­ставляет собой «универсальное искусство обучения всех всему», «формирование нравов в направлении всесторонней моральности» и изложил систематизировано основные положения, идеи и выводы по теории обучения.

И. Ф. Гербарт (1762-1841) разрабатывая теоретические основы дидактики, понимал ее как внутреннюю, целостную и непротиворечивую теорию «воспитывающего обучения», объединяя процесс преподавания и обучения.

К.Д. Ушинский (1824-1870) выдвинул проблему необходимости установления связей между теорией и практикой обучения, психологией и педагогикой на основе единства чувственного и рационального в познании.

Д. Дьюи (1859-1952) основное внимание обращал на активную роль ребенка в процесс обучения, принцип практической деятельности на основе личного опыта и формирования способности к интеллектуальной деятельности.

Исторические этапы развития дидактики (по В.А. Ситарову)

1. – до Я.А. Коменского. Он характеризуется как этап донаучного «педагогического и дидактического творчества», ситуативного, непосредственного осмысления дидактического процесса, «воспитательных традиций и обычаев» в условиях господства средневековой схоластики.

2. – от Я.А. Коменского до середины 50-х гг. 20 столетия. Отмечен развитием педагогических и дидактических теорий, формированием основных законов и закономерностей. Вклад в разработку дидактик внесли: И.Г.Песталоцци, И.Ф.Гербарт, А.Ф.Дистервег, К.Д.Ушинский, Н.А.Корф, В.П.Вахтерев, П.Ф.Каптерев,и другие ученые.

Читайте также:  Как привить ребенку любовь к учебе

3.

– этап, когда была намечена тенденция на решение назревших научных и социальных задач по созданию и интеграции количественных и качественных теорий в педагогике и дидактике, по созданию и использованию новых дидактических материалов, технических обучающих средств, образовательных и контролирующих программ. В это время дидактику развивали Дж. Дьюи (США), П.Н.Груздев, М.А.Данилов, Б.П.Есипов, Л.В.Занков, М.Н.Скаткин, польский педагог В. Оконь, И.Я.Лернер, В.В.Краевский и другие ученые нашей страны.

О соотношении категорий «педагогика» и «дидактика» (по Ситарову В.А.):

• педагогика и дидактика — перекрещивающиеся (родствен­ные) понятия;

• педагогика и дидактика находятся в соотношениях целого и части;

• «дидактика» — более широкое по объему понятие, чем «педа­гогика»;

• педагогика и дидактика являются отдельными самостоятель­ными дисциплинами.

В большинстве современных работ (М.А.Данилов, В.Оконь, М.Н.Скаткин, Г.И. Щукина и др.) дидактика рассматривается как часть педагогики, имеющая свой предмет исследования.

Любая наука имеет свой особый предмет изучения. Дидактика как часть педагогики изучает цели, содержание, закономерности, условия, методы воспитания и развития личности. Но в предмете дидактики должна отразиться специфика именно обучения и об­разования.

Предмет дидактики — воспитание и развитие личности в процессе разных видов учебной деятельности (Загвязинский В.И.).

Цель дидактики: описать, объяснить, моделировать процесс современного обучения и образования для продуктивной реализации развивающих возможностей процесса обучения и образования в современном образовательном пространстве. Теория обучения призвана решить ряд задач, представленных, по мнению В.А.Ситарова, в некоторой иерархии.

Общая задача (для педагогических наук): приобщение подрастающего поколения к общечеловеческим ценностям посредством овладения наиболее значимыми достижениями человеческой цивилизации с целью приобретения прочных и истинных знаний об основных явлениях и закономерностях природы, общества и человека и их осознан­ной и активной реализации в собственной практической деятель­ности.

Кроме того, задачами являются исследование закономерных связей между развитием личности и процессом обучением, в котором она развивается; научное обоснование целей обучения и образования, отбор и конструирование содержание обучения и образования, отбор средств обучения (методов, форм, технологий и др.); изучение формы организации обучения и др..

Концептуальные основания дидактики, по мнению Б. С. Гершунского и Н.С.Розова, заключаются в следующих принципиальных положениях:

вариативность, т. е. теоретическое признание объективного мно­гообразия технологий обучения и их практической реализации;

фундаментальность, предполагающая направленность на обоб­щенные и универсальные знания, формирование общей культу­ры и развитие научного мышления;

индивидуализация, обусловленная потребностью в нерегламентированных, творческих видах деятельности в соответствии с осо­бенностями каждого отдельного индивида;

теоретизация, которая относится к общему содержанию обра­зования и к статусу компонентов преподаваемых знаний;

плюрализация, связанная с необходимостью принимать реше­ния в условиях множественности образования мира;

аксиологизация, предполагающая систематический учет возмож­ных ценностных ориентации и систем;

гуманизация, основанием которой является индивидуально-личностная, ценностно-смысловая, культурологическая и деятельностная ориентация субъектов учебного процесса;

целостность и интеграция как содержательного, так техноло­гического компонентов образовательного процесса, ориентирую­щихся на восприятие системно-структурированного знания на основе интеграции материалов из различных научных сфер, на­личие междисциплинарных связей и зависимостей и др.

Дидактика ставит три ключевых вопроса и отвечает на них в дидактических исследованиях и их теоретическом осмыслении.

Для чего обучать? — Цели образования, связанные с мотивационно-ценностными ориентациями субъектов образовательного процесса.

Чему обучать? — Определение содержания образования, раз­работка образовательных стандартов, учебных программ и мето­дического сопровождения к учебному процессу.

Каким образом (как?) обучать? — Отбор дидактических принципов, методов, технологий и форм обучения, соответствующих современным требованиям к организации образовательного процесса.

Таким образом, современная дидактика, имея более чем трехсотлетнюю историю развития, продолжает разрабатывать наиболее общие теоретические проблемы организации процесса обучения и образования с целью нормативно-прикладного обеспечения современной практики образовательного процесса.

2. Основные понятия и научные категории в дидактике.

Основными категориями дидактики являются: процесс обучения, закономерности и принципы обучения, содержание обучения и образования, формы и методы организации учебной деятельно­сти; каждая из них находится во взаимосвязи с другими и рас­сматривается как часть, элемент целостной научно-дидактичес­кой системы.

Базовые понятия дидактики: образование, обучение, преподавание, учение.

Существуют различные точки зрения по поводу взаимосвязи терминов «образование» и «обучение». По мнению Ситарова В.А., образование представляется более широкой категорией, имеющей целостную, полифункциональную и полисмысловую структуру

Образование (Загвязинский В.И.

) рассматривает как осуществляемый в образо­вательных учреждениях или самостоятельно (самообразование) про­цесс овладения системой знаний, человеческой культурой в целом, процесс развития и становления личности, а также (второй смысл указанного понятия) и как результат этого процесса — определен­ный уровень овладения культурой (образованности), развитие лично­сти в контексте культуры.

Следовательно, средствами, способами образования выступа­ют обучение, понимаемое как взаимодействие того, кто учит, и того, кто учится (учебный процесс), самообразование и воспита­тельный процесс, осуществляемый как в учебное, так и во вне-учебное время.

Воспитание же, включая в себя и учебный процесс, и самооб­разование, и организованную общественно полезную деятельность, охватывает всю жизнедеятельность человека, весь круг его позна­ния, все влияния общества и природы, т. е. понятие это более широкое и емкое по содержанию.

Образование рассматривают как: а) систему, б) процесс; в) результат; г) ценность и др.

Закон РФ «Об образовании» (1992 г.) представляет образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимися установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов), удостоверенных соответствующим документом.

В Законе РФ «Об образовании» определены важнейшие позиции государства в области образования.

Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Образование осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права. Область образования в нашей стране провозглашена одной из приоритетных.

Современное образование позволяет обеспечить непрерывное образование в единой системе государственных и общественных образовательных учреждений, обеспечивающую единство и взаимосвязь всех звеньев, совместно решающих задачи общеобразовательной, политехнической и профессиональной подготовки человека с учетом потребностей и возможностей самого человека и общества.

В современном образовании наблюдаются тенденции:

— демократизации (расширение прав и свобод всех субъектов образовательного процесса);

— гуманизации (постепенный переход к гуманистическому образовательному процессу через очеловечивание всех его проявлений и сторон);

— гуманитаризациии (увеличение удельного веса гуманитарных знаний: о человеке, его способностях, отношениях, возможностях и очеловечивание знания с целью духовного развития обучающихся);

— диверсификации (наличие многовариантности в образовательном пространстве: многообразие учебных программ, учебников, типов учебных заведений и др.);

— индивидуализации и дифференциации обучения;

— непрерывности образования;

— альтернативности образования (возможность выбора разных форм обучения: в государственном образовательном учреждении, дистанционное обучение, экстернат, индивидуальное обучение и др.);

— повышение роли и престижа образования (для общества в целом и для каждого человека в отдельности) и др.

В исследованиях Б.С.Гершунского, Е.И.Казаковой, Б.Т.Ли­хачева, А. П. Тряпицыной образование рассматривается как поня­тие, включающее следующие аспекты:

образование как процесс, т.е.

целостное единство обучения, вос­питания, развития, саморазвития личности; сохранение культур­ных норм с ориентацией на будущее состояние культуры; созда­ние условий для полноценной реализации внутреннего потенци­ала индивида и его становления в качестве интегрированного члена общества, выполняя функцию соединения поколений в общем со-бытийном пространстве;

образование как социокультурный институт, способствующий экономическому, социальному, культурному функционированию и совершенствованию общества посредством специально органи­зуемой целенаправленной социализации и инкультурации отдель­ных индивидов, выраженный в системе, включающей образо­вательные учреждения, органы управления ими, образовательные стандарты, обеспечивающие их функционирование и развитие;

образование как результат, т.е. уровень общей культуры и об­разованности подрастающего поколения, освоения того духовно­го и материального потенциала, который был накоплен челове­ческой цивилизацией в процессе своего эволюционного развития и нацелен на дальнейший социальный прогресс.

Образование как система – это специально организованная в обществе система условий и учебно-образовательных, методических и научных органов и учреждений, необходимых для развития человека. (Г,М. Коджаспирова.А.Ю.Коджаспиров. Педагогический словарь. М.: Академия, 2003,с.92).

В отечественной дидактике наиболее признанным является следующее определение понятия «обучение» (на основе теории И.Я. Лернера, М.Н.Скаткина, В.В.Краевского и др.).

Обучение — это специально организованный, педагогически целенаправленный процесс взаимосвязанной деятельности обучающего и обучающегося, направленный на усвоение обучающимся содержания образования (системы знаний, умений, навыков, способов творческой деятельности, жизненных ценностей и мировоззренческих идей).

В.Оконь рассматривает обучение как «совокупность действий (внешних и внутренних), позволяющих людям узнавать природу, общество и культуру, принимать участие в их формиро­вании и одновременно обеспечивающих многостороннее разви­тие навыков, способностей и талантов, интересов и симпатий, убеждений и жизненных установок, а также приобретение про­фессиональной квалификации».

Загвязинский В.И. понимает обуче­ние прежде всего как развивающий и воспитывающий процесс, как средство развития личности в соответствии с социально обус­ловленными целями и образовательными запросами граждан

По мнению В.А.Сластенина, «обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом».

Преподавание– деятельность педагога – рассматривается как система действий, направленная на организацию условий для учебно-познавательной деятельности учеников. Содержание преподавания составляют: система знаний по конкретному предмету, умение формировать систему знаний необходимого уровня у учеников, развивать их познавательные интересы и коммуникативные умения.

Учение– деятельность ученика – собственно освоение учебного материала. Целенаправленная, мотивированная, саморегулируемая, преобразующая деятельность по овладению, переработке, хранению и применению системы знаний, в результате которой происходит развитие и воспитание личности.

Саморазвитие – участников процесса обучения (педагога и ученика), которое рассматривается как активное, последовательное и прогрессивное изменение психологического статуса личности на основе потребности в самосовершенствовании.

3.Связь дидактики с другими науками.Дидактика связана:

с философией; с гносеологией (теорией познания), что позволяет найти методологическоеобоснование дидактическимявлениям и исследованиям);

с физиологией (позволяет понять механизмы управления физическим и психическим разви­тием учащихся);

с педагогической, возраст­ной, социальной психологией, с психологией личности (объясняют основные подходы к развитию личности в процессе обучения);

с психологией познания (усвоения, творчества, познавательных процессов и др.);

с историей (общей и историей образования);

с лингвистикой (посредством общих законо­мерностей обучения языкам в зависимости от учебных целей, за­дач и характера изучаемого материала в условиях моно- и билинг­визма);

с математикой (используются математические методы исследования);

с кибернетикой (наукой об управле­нии сложными динамическими системами по восприятию, хра­нению и переработке информации с целью моделирования и ис­следования психолого-педагогических процессов);

с социологией (используются социологические методы исследования) и др.

Дидактика связана с частными методиками, так как является основой для формирования предметных методик (частных дидактик), так как содержит конк­ретные технологии их практической реализации.

Источник: https://stydopedia.ru/4×9397.html

Ссылка на основную публикацию