Эвристическая беседа

Реферат: Эвристическая беседа как метод активизации познавательной деятельности учащихся

Эвристическая беседа как метод активизации познавательной деятельности учащихся

Бельских А.А.

Методы обучения, применяемые на уроках, играют огромную роль не только в вооружении учащихся полноценными знаниями, но и в развитии их познавательных сил и способностей.

Долгое время основное внимание учителей было приковано к первой функции методов — усвоению знаний. Вторая же их функция — развитие познавательных способностей — оставалась в тени. В результате в школах сложился определенный тип учебного процесса, характеризующийся стремлением учителя преподнести все знания в готовом виде.

Такая методика обучения приводит к тому, что познавательная деятельность учащихся приобретает односторонний воспроизводящий характер: главные усилия учащихся направлены на восприятие готовых знаний, их запоминание и последующее воспроизведение.

Для правильной, научной организации учебного процесса учителю необходимы знания не только теоретических основ физики и методики ее преподавания, но и общих психологических закономерностей процесса обучения и усвоения знаний, формирования умений и навыков, развития мышления.

Как указывается в современных работах по психологии усвоения знаний, наибольшая активность мышления побуждается при возникновении . Такой подход лежит в основе проблемного обучения, которое реализуется с помощью трех методов: проблемное изложение знаний, частично-поисковый (эвристическая беседа), исследовательский.

В данной работе подробно будет рассмотрен один из этих методов — эвристическая беседа.

Эвристические методы (не только в педагогике) можно рассматривать с двух точек зрения:

— эвристические методы и приемы являются лишь предварительными моментами в процессе решения задач; часто они наводят нас на правильное решение, но существует вероятность ошибочных действий;

— эвристический метод часто рассматривается как то, что сокращает перебор различных вариантов решения, или возможных путей в поиска.

Мастером ведения беседы в эвристической форме был философ Сократ. Он никогда не давал готовых ответов. Своими вопросами и возражениями он старался навести самого собеседника на правильные решения. Эта форма беседы называется сейчас также сократическим методом.

Дистервег пытался на примере преподавания стереометрии обосновать преимущества эвристического метода. Он пришел к выводу, .

Характерным признаком эвристической беседы является то, что учащиеся с помощью умелой постановки вопросов учителя и благодаря собственным усилиям и самостоятельному мышлению подводятся к приобретению новых знаний.

Излагая учебный материал методом эвристической беседы, учитель время от времени обращается к классу с вопросами, которые побуждают школьников включаться в процесс поиска.

Однако не всякая беседа активизирует познавательную деятельность учащихся, способствует развитию их мышления. Иногда учитель задает учащимся вопросы на воспроизведение ранее усвоенных знаний. Например: , и т.д.

Такая вводная беседа необходима, она подготавливает базу для усвоения нового материала. Но все вопросы ее обращены лишь к памяти учащихся. Активизация познавательной деятельности определяется не самим методом беседы, а характером задаваемых вопросов.

Ответ на вопрос должен опираться на имеющуюся базу знаний, но при этом не содержаться в прежних знаниях.

Поставив вопрос, учитель внимательно, не перебивая, выслушивает ответ, затем обращается к классу с предложением дополнить или исправить ошибки.

В случае, когда ученики затрудняются с ответом или начинают уходить в сторону от правильного пути поиска, с помощью подсказки, которая может быть дополнительным вопросом, учитель направляет мысль учащихся по нужному руслу.

Метод эвристической беседы может и должен применяться как на первой ступени изучения физики, так и на второй настолько, насколько это необходимо для максимальной эффективности обучения.

Различными же на разных ступенях являются цели применения данного метода.

В VIII классах основной целью применения метода эвристической беседы является поддержание устойчивости внимания, а в IX классах на первое место выходит развитие мышления учащихся.

Для применения метода эвристической беседы учитель должен обладать довольно высоким уровнем мастерства, чтобы вовлечь в беседу весь класс.

Стоит ли учителю продумывать каждый вопрос, связь между ними, все возможные варианты ответов, подсказок при подготовке к уроку или беседу можно проводить экспромтом? Это также зависит от уровня мастерства учителя. Если учитель только начинает осваивать данный метод, то, конечно, подетальное, подробное планирование просто необходимо.

С целью помочь учителям освоить метод эвристической беседы, в данной работе приведен пример изучения в Xклассе общеобразовательной школы темы в вопросно-ответной форме. Здесь приведены вопросы учителя и те ответы учеников, к которым учитель в случае затруднения должен их подвести, давая небольшие подсказки.

Например, нужно вывести формулу работы газа при изобарном процессе.

Учитель: Что будет происходить с объемом газа при изобарном нагревании?

Ученики: Объем увеличивается.

Учитель: Верно. Рассмотрим наиболее наглядный пример — сосуд с поршнем.

Что будет происходить, если мы будем нагревать этот сосуд?

Ученики: Объем будет увеличиваться, поршень подниматься.

Учитель: Поршень поднимается, то есть совершается работа. Мы знаем, по какой формуле рассчитывается работа в механике?

Ученики:

Учитель: В нашем случае совершается работа, изменяются параметры газа. Попробуем выразить работу через изменение параметров газа. Как, исходя из основной формулы работы, вывести формулу для работы газа через изменение его объема?

Ученики: Найдем связь между силой и давлением. Давление — это сила, действующая на единицу площади, то есть:

=или

Подставив это выражение в формулу работы, учтя, что в нашем случае направление действия силы и направление перемещения совпадают, то есть cos α =1, получим:

,

гдеV — изменение объема.

Учитель: Молодцы.

Итак, мы выразили работу газа при изобарном процессе через изменение объема. Но при этом процессе изменяется не только объем, а и температура. Попытаемся выразить работу газа теперь через изменение температуры. Есть идеи?

Ученики: Мы знаем выражение, которое связывает между собой температуру и объем газа — уравнение Менделеева-Клайперона:

Если мы запишем это уравнение дважды: для двух состояний, затем вычтем одно из другого, мы получим:

Другой пример. Тема урока: . Перед учителем стоит задача ввести понятие и продемонстрировать адиабатный процесс.

Учитель: Представим себе какой-либо сосуд: бутылку, банку. Скажите, что будет происходить, если этот сосуд заткнуть пробкой и начать накачивать в него воздух?

Ученики: В сосуде будет увеличиваться концентрация молекул, следовательно, увеличится давление. Как только давление внутри сосуда станет больше, чем давление, удерживающее пробку, пробка вылетит.

Учитель: Проверим, так ли это?

Пробка действительно вылетела. Но как объяснить образование тумана?

Ученики: Системой была совершена работа, а значит, внутренняя энергия газа уменьшилась, значит, уменьшилась и температура газа. Растворенные в воздухе пары воды охладились и сконденсировались в виде тумана.

Учитель: Посмотрим еще один опыт. В толстостенный сосуд раскрошим одну спичечную головку, поршнем резко уменьшим объем.

Как мы видим, внутри сосуда произошел взрыв, как это объяснить?

Ученики: Над системой была совершена работа, ее внутренняя энергия увеличилась, увеличилась температура газа, от высокой температуры зажглась головка спички.

Учитель: В обоих случаях совершалась работа, изменялась внутренняя энергия. Что происходило с теплотой?

Ученики: Ничего. Учитель: Верно, за время процесса она не успевала куда-либо переходить. Такой процесс, протекающий в теплоизолированной системе, называют адиабатным. Как будет выглядеть первый закон термодинамики в этом случае?

Ученики: Работа внешних сил идет на увеличение внутренней энергии газа. Или изменение внутренней энергии равно работе, совершенной системой.

.

Как видно из данных примеров, характер вопросов, задаваемых учащимся, постоянно меняется: сначала они требуют воспроизведения знаний, а затем — размышлений, построения умозаключений, с каждым разом все более усложняются. Такое построение урока должно развивать познавательные способности учащихся, формировать у них как конкретно-образное (анализ опытного факта), так и абстрактное (предсказание новых фактов) мышление.

С целью проверки этой гипотезы в X классе Алтайского Краевого Педагогического Лицея был проведен педагогический эксперимент. В течение месяца уроки по физике проводились с использованием метода эвристической беседы.

Результаты исследования позволяют сделать ряд выводов.

Применение метода эвристической беседы способствует усилению интеллектуальной активности учащихся на уроке, развитию мышления, глубокому пониманию учащимися изучаемого материала, умению применить имеющиеся знания для решения новых познавательных и практических задач.

Положительная роль интеллектуальной активности сказывается не сразу после обучения, а через некоторый промежуток времени. Из-за этого оценка эффективности данного эксперимента, проведенного в столь короткие сроки, становится практически невозможной.

Важно помнить, что как бы ни хорош был этот метод, метод эвристической беседы, его нельзя гипертрофировать и считать универсальным методом. Выделив познавательную задачу урока, учитель должен решить, целесообразно ли давать ее методом эвристической беседы.

Источник: http://www.referatmix.ru/referats/77/referatmix_76820.htm

Эвристическая сократическая беседа как метод обучения Эвристическая

Эвристическая (сократическая) беседа как метод обучения

Эвристическая беседа – вопросно-ответный метод обучения, при котором учитель не сообщает учащимся готовых знаний, а умело поставленными вопросами побуждает их самих на основе уже имеющихся знаний, наблюдений, личного жизненного опыта подходить к новым понятиям, выводам и правилам.

Функции эвристической беседы: 1) раскрытие пути поиска решения или доказательство истинности решения; 2) стимулирование поиска; 3) формирование умения учащихся строить систему рассуждений; 4) текущий контроль.

Структурные элементы эвристической беседы: 1. Вопросы учителя. 2. Ответы ученика. (1 вопрос + 1 ответ = 1 шаг беседы) 3. Высказывания учителя в форме корректирующих замечаний, разъяснений типа: «покажи на карте…» , «прочитай оба предложения и скажи…» , «вспомните…» , «опишите…» , оценочные суждения, небольшие отвлечения (между шагами и внутри шага).

Признаки эвристической беседы: 1. 2. 3. 4. 5. Каждый вопрос – небольшая мыслительная задача. Каждый ответ – микропродукт, обладающий субъективной новизной. Каждый последующий вопрос вытекает из ответа на предыдущий.

Вся совокупность вопросов последовательно ведет учащихся к искомому. Если учащийся не дает ответа на вопрос, значит, вопрос поставлен неверно или несвоевременно.

Ошибочные ответы ученика опровергаются контрвопросами, вскрывающими ошибку ученика.

Типы эвристической беседы по характеру искомого: Учащиеся знают ответ. Решение сводится к мотивировке, доказательству ответа Учащиеся не знают ответа, но знают способ решения. Решение сводится к поиску ответа. Учащиеся не знают ни ответа, ни способа решения. Вначале ищут способ, а затем находят ответ.

Типы эвристических бесед по месту в структуре урока: 1. Вводная (при актуализации опорных знаний). 2.

Сообщающая: а) при изучении свойств объекта познания, частных закономерностей отдельных явлений; б) при разборе причин и следствий тех или иных событий, явлений; в) при анализе картины, схемы, иллюстрации, документа; г) при сравнении, сопоставлении событий, фактов, явлений. 3. Заключительная (с целью закрепления либо перехода к новому материалу, когда он является частным случаем уже изученного).

Место эвристической беседы на уроке зависит от: — уровня развития учащихся; — логической структуры учебного материала; — наличия достаточного запаса исходных знаний.

Этапы проведения эвристической беседы: 1. Организационноподготовительный (логикотеоретический анализ материала, выстраивание шагов). 2. Исполнительский (создание познавательной напряженности, постановка искомого).

Приемы создания познавательной напряженности: 1) сопоставление фактов, событий; 2) практическая работа, демонстрация лабораторного опыта; 3) обобщение новых фактов; 4) создание фона трудностей и противоречий; 5) подведение учащихся к осознанию недостаточности своих знаний.

Способы постановки искомого: 1. Его может выдвинуть сам учитель. 2. К нему учащиеся приходят в ходе ситуации, созданной учителем. 3. Учащиеся усматривают искомое сами.

Условия успешного применения эвристической беседы: 1) вопросы должны быть посильными для учащихся и вызывать у учащихся познавательный интерес; 2) степень проблемности целесообразно варьировать, чтобы в беседе приняли участие все учащиеся; 3) исправления неправильного ответа желательно осуществлять силами самих учащихся; 4) диалог целесообразно чередовать с монологом преподавателя; 5) в процессе монолога учащимся сообщается определенный объем информации, на основе которой им предъявляются новые проблемные вопросы; 6) в конце беседы или какого-то ее этапа необходимо сделать выводы.

Источник: http://present5.com/evristicheskaya-sokraticheskaya-beseda-kak-metod-obucheniya-evristicheskaya/

2.2 Эвристическая беседа

В системе методов проблемного обучения особое место занимает эвристическая беседа. Ее создателем считается Сократ, в честь которого беседа именуется также сократической.

Эвристическая беседа имеет двухтысячелетнюю историю, однако наиболее продуктивный период ее изучения начался с середины 50-х годов XX века в связи с разработкой концепции проблемного обучения. В общей педагогике ее исследовали И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, Н.М. Плескацевич, С.И.

Брызгалова; в частных методиках — В.И. Капинос, Н.М. Кудряшов (русский язык и литература), Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская (математика), Н.Г. Дайри, Н.И. Запорожец, П.С. Лейбенгруб, И.Я. Лернер (история); в методике начального обучения — Н.Г. Каневская, Н.А. Погорелова.

В результате этих исследований определились сущность эвристической беседы, ее структура, типы, функции, место в обучении школьников; разработана также система методических приемов, позволяющих практикующему учителю реализовать эвристическую беседу в своей педагогической деятельности.

Эвристическая беседа — это вопросно-ответная форма обучения, при которой учитель не сообщает учащимся готовых знаний, а умело поставленными вопросами заставляет их самих на основе уже имеющихся знаний, наблюдений, личного жизненного опыта подходить к новым понятиям, выводам и правилам

Характерная особенность эвристической беседы состоит в том, что в ней выдвигается проблема, требующая решения. “Эвристическая беседа — это взаимосвязанная серия вопросов, большая или меньшая часть которых является небольшими проблемами, в совокупности ведущих к решению поставленной учителем проблемы, — пишет И.Я. Лернер.

«Суть эвристической беседы в том, что для поиска учениками решения какой-либо проблемы учитель выстраивает серию взаимосвязанных и вытекающих один из другого вопросов». И еще: «Сущность эвристической беседы состоит в том, что учитель планирует шаги поиска, расчленяет проблемную задачу на подпроблемы, а учащиеся осуществляют эти шаги…

Читайте также:  Обидчивые дети

Каждый из шагов или большинство их требует проявления каких-то черт творческой деятельности».

Выделяют основные признаки эвристической беседы:

а) каждый вопрос представляет логический шаг поиска;

б) все вопросы взаимосвязаны;

в) поиск протекает при частичной самостоятельности учащихся под руководством учителя: учитель направляет путь поиска, а учащиеся решают частичные задачи, то есть шаги целостной задачи;

г) поиск ориентирован на получение знаний и способов получения знаний либо на доказательство истинности последних;

д) успех поиска обеспечивается наличным запасом исходных знаний.

Весьма важно для более полного понимания природы эвристической беседы вскрыть ее структурно-функциональные особенности.

Очевидно, что основными структурными элементами эвристической беседы становятся вопрос и ответ, причем ведущим элементом является вопрос.

Движение в эвристической беседе к последующему, новому шагу возможно, если завершен процесс предыдущего шага, то есть каждый новый вопрос возможен в том случае, если поступил ответ на предыдущий вопрос.

Если на вопрос учителя следует ошибочный ответ, то учитель с помощью контрвопросов вскрывает в ответе ученика ошибку, подводит к самостоятельному отысканию верного ответа и только потом ставит новый вопрос проблемное обучение урок эвристическая беседа

Между шагами, как и внутри самого шага, могут быть высказывания учителя в форме корректирующих замечаний, разъяснений типа «покажи на карте», «прочти оба предложения и скажи», «проанализируй поступок», «вспомни», «отыщите», «составьте рассказ — описание» и т.п., играющих вспомогательную роль.

Эти замечания — не что иное, как вопросы, правда, выраженные не в вопросительной форме.

Например, задание — «Посмотрите вновь на карту и назовите формы поверхности, характерные для степей», —аналогично вопросу: «Какие формы поверхности характерны для степей?»; требование — «Расскажите о последних минутах жизни Матвея Кузьмина» — аналогично вопросу «Как прошли последние минуты Матвея Кузьмина?» Педагог ставит перед учащимися проблему и предлагает решать её совместно. Задавая новые вопросы, уточняя и дополняя ответы (но не критикуя неудачные), педагог структурирует, систематизирует высказывания и подводит к общим выводам по отдельным разделам лекции. Он является как бы ведущим беседы, и классическое представление о лекторе здесь исчезает. Проведение проблемной лекции-беседы требует от педагога глубоких знаний обсуждаемой темы. Он должен уметь ставить вопросы ясно и понятно, быстро ориентироваться в высказываниях учащихся, развивать их и направлять на решение проблемы дополнительными уточняющими вопросами. Эту форму можно использовать в небольшом классе при положительном отношении учащихся к педагогу.

Так, при изучении в шестом классе темы «Образование средневековых городов» ставится проблема:

Почему и каким образом стали возникать средневековые города?

Если учащиеся не могут уцепиться за какую-нибудь определенную мысль, то задаю вопрос, который подтолкнет к рассуждению:

Как успехи в хозяйстве привели к отделению ремесла от сель-ского хозяйства и образованию городов?

Этот более конкретный вопрос начинает активизировать мышление учащихся. Ставлю другие вопросы более узкого характера:

Какие успехи в хозяйстве были в Европе в Х1V-ХV веках?

Почему с успехами в хозяйстве появляются люди, специализирующиеся на каком-то отдельном ремесле («умельцы»)?

Почему «умельцы» уходят из деревни?

Куда они уходят? Где поселяются?

Что еще кроме мастерской ремесленника появляется на их месте поселения?

Кто еще селится в этой местности?

Таким образом, мы в результате беседы создаем такую логическую цепочку, которая приводит к ответу на заданный вопрос о возникновении городов. Чтобы закрепить этот материал и систематизировать его, записываем логическую схему.

излишки продуктов крестьяне меняют на ремесленные изделия Успехи в хозяйстве ремесленникам трудно совмещать появляются новые сложные виды ремесла он меняет свои изделия на сельское занятие сельским хозяйством и ремеслом сельское хозяйство отделяется от ремесла хозяйственные продукты ремесленники селятся отдельно в тех местах, где можно сбыть свои изделия образование городов. [4, с. 187]

Источник: http://ped.bobrodobro.ru/37384

Мбоу степновская школа — эвристическая беседа

ЭВРИСТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА.

Постановка перед учащимися проблемы, требующей решения, создание в обучении проблемной ситуации служат исходными позициями для эвристической беседы.

Цель эвристической беседы – подвести учащихся к осмысленному и убедительному решению проблемы, к усвоению знаний, постигаемых мышлением: исторического понятия, закономерности общественного развития и т.п.

Своими вопросами, заданиями, замечаниями учитель подводит учащихся к соответствующему выводу.

Эвристическая беседа— это совместное размышление вслух учащихся и учителя при его руководящей роли.

Элементы эвристической беседы могут включаться в изложение материала учителем. Изложив факт или группу фактов, учитель предлагает учащимся дать им оценку, сопоставить их с ранее известными фактами. Данное учащимися объяснение обсуждается классом, корректируется учителем и входит в общий процесс изучения материала в качестве одного из его звеньев.

Более развёрнутый характер имеет эвристическая беседа, охватывающая содержание целого урока, а при повторении – ряда уроков, объединённых общей темой.

Эвристическая беседа включает три основных  компонента:

а) постановку проблемы;

б) решение проблемы, обоснование, обсуждение;

в) вывод правильного решения проблемы.

Умение вести класс путём эвристической беседы к познанию сущности проблемы- показатель методического мастерства учителя.

Эвристическая беседа требует подготовки учителя. Необходимо чётко определить конечную её цель-вывод, идею, оценку. Учителю необходимо сформулировать исходную для учащихся основную проблему беседы, стимулирующую их мышление.

Поставленная перед учащимися проблема определяет основное направление логического пути, по которому идёт эвристическая беседа. В беседе со сложным содержанием постановки одной исходной проблемы недостаточно.

Применительно к цели беседы и отобранному для осмысления фактическому материалу учитель намечает тот логический путь, которым он поведёт учащихся. Этот путь разделяется на последовательные шаги (мыслительные действия), формулируются соответствующие вопросы и задания.

Чем выше подготовленность класса, тем крупнее могут быть эти шаги, менее детализированы вопросы. В конце урока необходимо обязательно выделить время для подведения итогов беседы.

В беседе могут быть использованы любые дидактические материалы, которые помогут учителю более доходчиво ставить перед учащимися логические задачи и разъяснять их решение, а учащимся- актуализировать нужные знания, осмыслять связи и отношения между историческими явлениями.

Важно не только хорошо продумать план эвристической беседы, но и не подходить формально к его реализации. План – это ориентир, руководство. Невозможно предусмотреть все вопросы и ответы учащихся; их можно только прогнозировать.

В ходе беседы может выясниться, что запланированный вопрос оказался лишним, так как ученики уже осветили его в связи с другим вопросом, и напротив, возникает необходимость в разъяснении вопроса, который не был предусмотрен планом.

Важно умело распределять время для беседы. Предоставлять возможность учащимся высказать и обосновать, не повторяя друг друга, разные точки зрения.

Даже краткая дискуссия стимулирует самостоятельное мышление учащихся, формирует их мировоззрение.

Источник: http://stepnovskaya.ucoz.net/index/ehvristicheskaja_beseda/0-556

Эвристическая (сократическая) беседа как метод обучения

Cлайд 1

Эвристическая (сократическая) беседа как метод обучения

Cлайд 2

Эвристическая беседа – вопросно-ответная форма обучения, при которой учитель не сообщает учащимся готовых знаний, а умело поставленными вопросами побуждает их самих на основе уже имеющихся знаний, наблюдений, личного жизненного опыта подходить к новым понятиям, выводам и правилам (М. Н. Скаткин)

Cлайд 3

Функции эвристической беседы: раскрытие пути поиска решения или доказательство истинности решения; стимулирование поиска; формирование умения учащихся строить систему рассуждений; текущий контроль.

Cлайд 4

Структурные элементы эвристической беседы: Вопросы учителя. Ответы ученика. (1 вопрос + 1 ответ = 1 шаг беседы) 3. Высказывания учителя в форме корректирующих замечаний, разъяснений типа: «покажи на карте…», «прочитай оба предложения и скажи…», «вспомните…», «опишите…», оценочные суждения, небольшие отвлечения (между шагами и внутри шага)

Cлайд 5

Признаки эвристической беседы: Каждый вопрос – небольшая мыслительная задача. Каждый ответ – микропродукт, обладающий субъективной новизной. Каждый последующий вопрос вытекает из ответа на предыдущий.

Вся совокупность вопросов последовательно ведет учащихся к искомому. Если учащийся не дает ответа на вопрос, значит, вопрос поставлен неверно или несвоевременно.

Ошибочные ответы ученика опровергаются контрвопросами, вскрывающими ошибку ученика.

Cлайд 6

Типы эвристической беседы по характеру искомого: Учащиеся не знают ни ответа, ни способа решения. Вначале ищут способ, а затем находят ответ. Учащиеся знают ответ. Решение сводится к мотивировке, доказательству ответа Учащиеся не знают ответа, но знают способ решения. Решение сводится к поиску ответа.

Cлайд 7

Типы эвристических бесед по месту в структуре урока: 1. Вводная (при актуализации опорных знаний). 2.

Сообщающая: а) при изучении свойств объекта познания, частных закономерностей отдельных явлений; б) при разборе причин и следствий тех или иных событий, явлений; в) при анализе картины, схемы, иллюстрации, документа; г) при коллективном сопоставлении событий, фактов, явлений. 3. Заключительная (с целью закрепления либо перехода к новому материалу, когда он является частным случаем уже изученного).

Cлайд 8

Место эвристической беседы на уроке зависит от: уровня развития учащихся; логической структуры учебного материала; наличия достаточного запаса исходных знаний.

Cлайд 9

Этапы проведения эвристической беседы: Организационно-подготовительный (логико-теоретический анализ материала, выстраивание шагов). Исполнительский (создание познавательной напряженности, постановка искомого).

Cлайд 10

Приемы создания познавательной напряженности: сопоставление фактов, событий; практическая работа, демонстрация лабораторного опыта; обобщение новых фактов; создание фона трудностей и противоречий; подведение учащихся к осознанию недостаточности своих знаний.

Cлайд 11

Способы постановки искомого: Его может выдвинуть сам учитель. К нему учащиеся приходят в ходе ситуации, созданной учителем. Учащиеся усматривают искомое сами.

Cлайд 12

Условия успешного применения эвристической беседы: вопросы должны быть посильными для учащихся и вызывать у учащихся познавательный интерес; 2) степень проблемности целесообразно варьировать, чтобы в беседе приняли участие все учащиеся; 3) исправления неправильного ответа желательно осуществлять силами самих учащихся; диалог целесообразно чередовать с монологом преподавателя; в процессе монолога учащимся сообщается определенный объем информации, на основе которой им предъявляются новые проблемные вопросы; 6) в конце беседы или какого-то ее этапа необходимо сделать выводы.

Источник: http://bigslide.ru/pedagogika/16108-evristicheskaya-sokraticheskaya-beseda-kak-metod-o.html

Эвристические беседы — это… Эвристические беседы: определение, особенности и примеры

Теоретическая основа проблемного обучения включает в себя несколько различных подходов. Одним из них является метод эвристической беседы. Это особый способ донесения знаний, существующий с давних времен. Считается, что данный подход был создан Сократом.

Эвристическая беседа – что такое?

Наиболее продуктивное изучение этого подхода началось в середине 50-х гг. XX в. В этот период как раз стала разрабатываться теоретическая основа проблемного обучения. Подход исследовали разные педагоги. В результате была сформулирована сущность, определены структура, функции, классификация эвристической беседы.

Впоследствии педагоги разработали систему приемов, позволяющую использовать подход в образовательном процессе. Эвристические беседы – это вопросно-ответный способ обучения. Она предполагает не сообщение педагогом готовых сведений, а направление детей к выявлению новых понятий. Сценарий эвристической беседы должен включать в себя правильно поставленные вопросы.

Ответы на них обучающиеся находят, используя свой опыт, наблюдения и знания.

Специфика

Одна из особенностей, которой обладают эвристические беседы, — это выдвижение проблемы, требующей решения. Педагог задает детям серию вопросов, которые взаимосвязаны между собой и вытекают друг из друга.

Каждый из них формулирует небольшую проблему. Вместе с этим в комплексе они приводят к решению главной задачи, поставленной преподавателем. Вопросы, которые включаются в эвристические беседы, — это основной компонент подхода.

Они исполняют важнейшую познавательную функцию.

Пример эвристической беседы

В начальной школе дети активно изучают окружающую среду. Как правило, большую часть сведений они получают из наблюдений. Для более эффективного понимания детьми происходящего в природе преподавателем может использоваться эвристическая беседа.

Так, педагог задает вопрос: «Какая в городе зима?» Он может получить короткий ответ: «Короткая и теплая». Тогда педагог начинает задавать дополнительные подвопросы. Они необходимы, так как полученный короткий ответ недостаточный и не дает ребенку возможности его обосновать.

Преподаватель может спросить о расположении города на карте относительно лесополосы или водного объекта, уточняя при этом климатические особенности региона. После этого «горизонт» вопроса расширяется: учитель спрашивает, одинакова ли зима на всей территории области. В результате педагог подводит детей к исходному вопросу.

Однако теперь обучающиеся могут дать на него более развернутый ответ и обосновать свое мнение. В результате может получиться весьма увлекательная эвристическая беседа. Пример: по истории изучается период правления какого-либо князя.

Вопросы педагога могут начинаться со слов «прочтите и скажите», «вспомните», «проанализируйте поступки». Отвечая на каждый поставленный вопрос, дети четче понимают происходившие события, оценивают действия лиц, делают выводы, обосновывают мнение.

Характеристики

Эвристические беседы – это цепочки взаимосвязанных вопросов. Благодаря им диалог принимает развертывающийся характер. Вопросы в цепочке соединяются не механически, а логически. Они располагаются так, чтобы каждый последующий вытекал из ответа.

Последний, в свою очередь, является своего рода отдельной мыслительной ступенькой. Она выступает как часть решения исходной задачи.

Таким образом, к основным характеристикам, которыми обладает эвристическая беседа в начальной школе, можно отнести:

  1. Каждый поставленный вопрос выступает как логический шаг поиска.
  2. Все звенья цепи взаимосвязаны и исходят одно из другого.
  3. Поиск ответов осуществляется детьми самостоятельно при частичной поддержке педагога. Преподаватель направляет, а обучающиеся решают каждый шаг единой задачи.
  4. Поиск ориентирован на варианты получения знаний либо на обоснование их правильности.
  5. В успехе решения особое значение имеет запас знаний.

Структурно-функциональные особенности

Как выше было сказано, вопросы и ответы являются ключевыми элементами, из которых состоит эвристическая беседа. История древнего мира, география, литература могут эффективно изучаться с использованием этого подхода. Цепочка вопросов предполагает ответы, приводящие в итоге к общему выводу.

Читайте также:  Как сделать поездку на поезде интересной для ребенка

Каждое отдельное решение (ответ) формирует определенный шаг. Движение к следующему вопросу возможно только в том случае, когда получен ответ на предыдущий. Внутри каждого такого шага педагог может высказать корректирующие замечания или дать разъяснения. Они наделяются вспомогательной функцией.

Вне зависимости от того, где используется эвристическая беседа – в детском саду, младших или старших классах, — она не имеет жестких рамок чередующихся и последовательных вопросов и ответов. В нее включаются высказывания обучающихся, оценочные суждения, разъяснения педагога.

Цепочки вопросов могут формироваться так, чтобы ответ объединял их все.

Особенности элементов

Вопрос в эвристической беседе выступает в качестве сложного взаимодействия разнообразных отношений синтаксического, логического, психологического, предметного характера. Он считается обязательным элементом диалога, рассматриваемого в форме общепедагогической категории.

Вопросы и ответы органически связываются друг с другом, имеют ряд точек соприкосновения. У каждого элемента свое назначение. В частности, вопрос выступает как компонент, несущий противоречивое отношение между видами знаний. Вместе с этим он исполняет побудительную функцию.

Вопрос в эвристических беседах выступает как первый шаг выхода за рамки уже имеющихся знаний, но без которых направленное и познавательное мыслительное движение неосуществимо. Это связано с тем, что его форма указывает на наличие проблемы и определяет ее. Вопрос – это мыслительная задача.

Ее решение открывает детям путь к дальнейшему поиску истины. Вопрос помогает найти выход тогда, когда кажется, что новое решение отсутствует. В этой связи данный компонент в эвристических беседах выступает как шаг в направлении мысли к достижению конкретной цели. Каждый новый вопрос побуждает детей искать выход.

Это, в свою очередь, способствует актуализации имеющихся знаний, которые необходимы для решения задачи.

Разница функций

Несмотря на разные роли, которые играют ответы и вопросы, они тесно друг с другом связаны. Последние предназначены для определения предмета искомого. Ответы, в свою очередь, устанавливают содержание найденного. В эвристической беседе они выступают не только как представление результата знаний, но и как процесс их усвоения.

Постановка каждого вопроса указывает на незаконченность познавательной деятельности. Поэтому они побуждают детей пополнить имеющиеся знания. Ответ на поставленный вопрос ученик формулирует самостоятельно. Он не видел решения в учебнике, не слышал его от педагога.

Ответ ребенка формируется в процессе мыслительной деятельности на базе тех обобщений и фактов, которые у него вырабатываются собственными усилиями.

Содержание подхода

В связи с тем, что вопрос и ответ присущи любой беседе, необходимо обозначить их специфику в рамках эвристического диалога. Первым этапом в общем обсуждении выступает искомое. Эвристические беседы в старшей группе, младших, старших классах выступают подведением к истине, ее постановкой, выражающейся в проблеме.

Задача является осознанием того, что еще не узнано, но должно стать известным. Учебная проблема выступает в качестве понимания детьми познавательного вопроса. Его решение невозможно только на основании имеющихся знаний. Однако найти ответ необходимо для того, чтобы преодолеть затруднение. Вместе с этим нельзя отождествлять вопрос и проблему. Между ними, несомненно, есть связь.

Но проблема в эвристической беседе выступает как своего рода разновидность вопроса.

Путь поиска

Предмет, который необходимо познать, основывается на противоречии материала, имеющегося у детей, и сведений, которые нужно изучить. Это активизирует мыслительный процесс. Он, в свою очередь, устраняет противоречивость. При этом запас знаний, заложенный в ней, не указывает непосредственно само решение.

Имеющийся у детей материал направляет их на путь поиска новых данных. В эвристической беседе именно этот процесс имеет место. Началом выступает постановка искомого, а завершением – нахождение правильного ответа.

Как выше было сказано, знания сами по себе не указывают путь, поэтому необходимо пройти все шаги и отыскать решение самостоятельно. Ответ на поставленный вопрос зачастую является недостаточным. В этой связи возникает необходимость проверять решение каждый раз.

Только в этом случае можно установить, удовлетворяет ответ или нет. Из всего вышесказанного можно составить следующую структуру эвристической беседы:

  1. Искомое.
  2. Вариант решения.
  3. Непосредственный вывод, построение преподавателем шагов поиска и исполнение их детьми.
  4. Результат.

Функции

Эвристическая беседа выполняет общие и специальные задачи. Диалог обладает такими функциями, как:

  1. Побудительная.
  2. Образовательная.
  3. Контрольно-коррекционная.
  4. Развивающая.
  5. Воспитательная.

К специфическим относят следующие задачи:

  1. Формирование диалектического образа мышления.
  2. Обучение разным методам решения проблемы, руководство познавательной деятельностью детей. Последнее реализуется посредством раскрытия и показа пути поиска, его стимулирования и обоснования его правильности, а также через формирование способности выстраивать систему доказательств.
  3. Формирование у детей познавательной самостоятельности.

Классификация

Достичь общепедагогических и специальных целей помогает установление роли, места, типов эвристической беседы. К основным видам можно отнести диалоги, направленные на поиск:

  1. Ответов, когда детям известен способ. В этом случае воедино сливаются определение пути и его прохождение. В такой ситуации познавательная деятельность предполагает следующее. Система вопросов, которые ставит педагог, указывает на шаги поиска. При этом каждый последующий ответ дети ищут самостоятельно. Таким образом, ученики задействованы в поиске по элементам.
  2. Метода, когда известно решение. В данном случае предполагается раскрытие пути, по которому идет поиск, обоснование истинности знаний. Познавательная деятельность состоит из упорядочивания педагогом воспроизведения имеющегося у детей материала в последовательности, необходимой для построения знаний при нахождении ответа. Система вопросов актуализирует им
    еющиеся сведения. При этом непосредственный поиск не производится.
  3. Способа и ответов. В этом случае деятельность детей направлена на поиск ответов, обоснование этапов, позволяющих найти метод решения. Данный тип считается промежуточным между первым и вторым.

Эвристическая беседа способствует получению прочных и глубоких знаний, побуждает к определению закономерностей и связей, обеспечивает проникновение в суть материала.

Источник: http://4u-pro.ru/obrazovanie/evristicheskie-besedi-eto-evristicheskie-besedi-opredelenie-osobennosti-i-primeri

Конспект эвристической беседы по теме «Все работы хороши»

В группе появляется Незнайка. Он решил выучиться профессии. Но оказывается их так много, а ему надо выбрать самую нужную и важную. Как быть? Что делать?.

— Ребята, поможем Незнайке определится с профессией?

— Ребята, посмотрите внимательно на эти кар­тинки и скажите очень коротко, не перечис­ляя всех по отдельности, кто изображен на этих картинках?

— Давайте представим себе время, когда люди жили в лесу, в пещерах. У них еще не было со­временных домов, современной одежды. Чем они занимались?

— Да, мужчины ходили на охоту, приносили до­бычу. Женщины готовили еду из того, добыва­ли мужчины, выделывали шкуры животных, чтобы потом сшить из них одежду. Как вы думаете, какие профессии людей могли зародиться в те очень древ­ние времена? Почему?

— Но вот люди научились делать из глины посу­ду, из дерева строить для себя более удобные жилища. Как вы думаете, какие новые профессии появились?

—Подумайте, что происходило дальше? Как по­явились новые профессии?

-Человеку всегда хотелось жить лучше. Ему надо было преодолевать большие расстояния. Какие профессии появились? Почему?

—Человек все время трудился. Люди все разные, и каждый старался выбрать себе профессию, которая ему нравится. Подумайте. Какие про­фессии существуют с очень давних времен?

— Какие профессии появились, когда стала развиваться техника, электричество?

-Какие профессии появились в последнее вре­мя в нашей стране? Зачем они нужны людям?

-Мы с вами сейчас перечислили много профес­сий. А как вы думаете, какая профессия самая важная, главная, без которой мы не смогли бы ни за что обойтись?

-Мы с вами так и не смогли определить, какая же профессия самая важная, потому что все они нужны. Вы видите картинки, на которых изображены люди разных профессий. Давай­те мы попробуем их разделить на несколько групп. Пригласим и Незнайку, пусть посмотрит.  Найдите картинки с изображением профессий людей, которые создают необходимые нам  предметы.

-Это еще далеко не все профессии людей, кото­рые могут что-то сделать своими руками. Есть профессии людей, которые трудятся не в городе.  Без их труда у нас не было бы ни хлеба, ни моло­ка, ни сметаны и многих-многих других продук­тов. Найдите картинки с изображением людей этих профессий.

-А теперь давайте отберем картинки с изобра­жением профессий, которые обслуживают людей, как бы служат людям.

-А еще есть профессии людей, которые своей работой доставляют нам удовольствие, помо­гают нам отдыхать.

Какие бы картинки вы отобрали? Почему?

— Посмотрите, какие картинки у нас остались? Как бы вы назвали людей этих профессий? Почему?

-О разных профессиях написано много книг. Какие книги о профессиях вы можете мне на­звать? Мы с вами много их читали.

— А мы с вами наблюдали работу каких людей, с кем познакомились?

— О работе каких людей вам рассказывали на занятиях в детском саду?

-Посмотрите, как много разных и интересных профессий. А какую профессию вы выберете, когда станете взрослыми?

— Незнайка, а ты решил, какую выберешь профессию?  

— Вы назвали очень много профессий. А что же вам нужно будет делать, чтобы стать тем, кем вы хотите? Незнайка, а ты согласен учиться?

-Правильно, надо много знать, многому нау­читься. А как вы думаете, учиться легко?

-Если вы будете внимательно слушать объясне­ния учителей, вам будет учиться легче, хотя и не всегда у вас все будет получаться. Но надо быть очень упорным, чтобы добиться своей цели. Не зря у русского народа есть такая по­словица: «Ученье и труд все перетрут», то есть ученье и труд помогут вам стать тем, кем вы хотите.

-Незнайка благодарит ребят за то, что помогли ему разобраться в профессиях и даёт ребятам слово, что будет хорошо учиться, чтобы стать тем, кем он задумал.

— На этом наша беседа окончена. Надеюсь, что и вы, ребята, узнали много интересного о профессиях.

—Дети стоят полукругом

— Поможем

Люди труда, люди разных профессий.

(Предположения детей.

Охотник, повар, портной.

—Гончары, строители.

Водитель, механик, конструк­тор. Человекпридумал транспорт.

-Ответы детей. Это те профессии, которые в первую оче­редь необходимы людям для жизни: строи­тель, повар, портной, врач.

Водитель, летчик, рабочие, которые работают на станках и делают различные детали, механики, слесари.

-Компьютерщик, про­граммист, банкир, бизнесмен.

-Ответы детей.

— Дети подходят к столам и с помощью воспитателя выбирают картин­ки с изображением разных профессий. Если каких-то картинок нет, воспитатель предлагает детям вспомнить такие профес­сии.

-Хлебороб, животновод, овоще­вод, пастух.

-Дети отбирают картинки: продавец, врач, учитель; люди, ремонтирующие разные предметы сапожник, часовщик, слесарь.

-Пианист, скрипач, балерина, певец, экскурсовод, арти­сты)

—Военные.

-Дети сидят на стульях полукругом

-Ответы детей.

-Ответы детей

— Ответы детей

-Учиться

-От­веты детей.

Источник: https://konspekteka.ru/konspekt-evristicheskoj-besedy-po-teme-vse-raboty-horoshi/

Эвристическая беседа – метод развития речи – доказательства

Эвристическая беседа – метод развития речи доказательства.

Мы с вами знаем, что дети – пытливые исследователи окружающего мира. Любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины этого мира.

Ребенок, играя, экспериментирует, пытается установить причинно-следственные связи и зависимость. У него возникает множество вопросов по поводу явлений окружающей жизни.

Чем активнее в умственном отношении ребенок, тем больше он задает вопросов и тем разнообразнее эти вопросы.

Эта особенность заложена от природы. С овладением речью познавательная деятельность дошкольника поднимается на новую качественную ступень. В речи обобщаются знания детей, формируется способность к аналитическо-синтетической деятельности не только в отношении непосредственно воспринимаемых предметов, но и на основе представлений.

Познавательная активность ребенка, направленная на обследование окружающего мира, организует его внимание на исследуемых объектах довольно долго, пока не иссякает интерес. Роль взрослого – поддержать этот интерес с помощью разнообразных методов и приемов.

Эту возможность обеспечивает технология проблемного обучения.

Суть проблемного обучения заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Т.е.

Создаваемая на занятии проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой субъект хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.

Проблемная ситуация не всегда становится проблемой для ребенка. Об этом явлении можно говорить лишь в том случае, если к этой проблеме дети проявили интерес. От мастерства воспитателя зависит, заинтересует ли детей новый материал, преподнесённый в виде проблемы, или нет. Цель воспитателя – побудить ребенка к поиску верного решения поставленной проблемы.

Характерные признаки проблемного обучения:

возникает состояние интеллектуального затруднения;

возникает противоречивая ситуация;

появляется осознание того, что ребенок знает и умеет и того, что ему необходимо узнать для решения задачи;

проблемная ситуация может возникнуть на этапе решения задачи, а иногда – в самом начале решения.

Основа проблемного обучения – вопросы и задания, которые предлагают детям. Часто используются вопросы, которые побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия. И это вполне закономерно: все в мире человек узнает через сравнение.

Благодаря сравнению ребенок лучше познает окружающую природу, выделяет в предмете новые качества, свойства, что дает возможность по-новому взглянуть на то, что казалось обычным, хорошо знакомым.

Воспитатель может использовать разные типы вопросов: вопросы-сравнения, вопросы-провокации, вопросы-предположения, вопросы этимологического характера, вопросы на классификацию; вопросы, побуждающие задавать вопросы самих детей. Детские вопросы к взрослому являются показателем познавательного интереса ребенка и его умственной активности.

Читайте также:  Амонашвили шалва александрович

Возможные вопросы:

— Как растения добывают пищу, ведь у них нет ни рук, ни ног?

— Почему ветви у деревьев зимой хрупкие, а весной, летом, осенью гибкие?

— Почему их так называют: мать-и-мачеха, иван-чай, подорожник, тысячелистник, росянка, пастушья сумка, лютик, пушица, черника, голубика, мокрица?

— Что случится, если цветы перестанут пахнуть?

Вопросы для сравнения ставятся так, чтобы дети последовательно выделяли сначала признаки различия, потом – сходства.

— Чем похожи, и чем отличаются: дерево и куст?

Среди проблемных вопросов особое место занимают те, которые побуждают вскрыть противоречие между сложившимся опытом и вновь получаемыми знаниями. Для этого дети должны пересмотреть свои прежние представления, перестроить их на новый лад.

При создании и решении проблемных ситуаций мы применяем следующие методические приемы:

– подводим детей к противоречию и предлагаем им самим найти способ его разрешения;

– излагаем различные точки зрения на один и тот же вопрос;

– побуждаем детей делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;

– ставим конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения), эвристические вопросы;

– определяем проблемные теоретические и практические задания (например, исследовательские);

– ставим проблемные задачи.

Можно иногда и ошибиться – пусть дети заметят ошибку, поправят. Важно воспитывать у детей интерес к чужому мнению. И не забудьте о шутке: она активизирует мысль, озадачивает детей. Неожиданные занимательные приемы пробуждают их к размышлению. Особенно, такие приемы нужны детям с недостаточной работоспособностью (неусидчивые): они мобилизуют их внимание и волевые усилия.

Первым этапом процесса решения проблемы считается поиск средств анализа условий проблемы с актуализации прежних знаний и способов действия: «Что нам надо вспомнить для решения нашего вопроса?», «Что мы можем использовать из известного нам для нахождения неизвестного?». А.М. Матюшкин, – этот этап характеризуется растерянностью ребенка, исчерпавшего все известные ему способы решения проблемы и не нашедшего нужного способа. Наступает отказ от известных способов решения.

На втором этапе происходит процесс решения проблемы. Он состоит в открытии новых, ранее неизвестных связей и отношений элементов проблемы, т.е. выдвижение гипотез, поиск «ключа», идеи решения. На втором этапе решения ребенок ищет «во внешних условиях», в различных источниках знаний.

Третий этап решения проблемы – доказательство и проверка гипотезы, реализация найденного решения. Практически это означает выполнение некоторых операций, связанных с практической деятельностью, с выполнением вычислений, с построением системы доказательств, обосновывающих решение.

Основными формами проблемного обучения являются:

а) проблемное изложение;

б) частично-поисковая деятельность;

а) самостоятельная исследовательская деятельность.

Частично-поисковый метод предполагает решение таких сложных задач, как выработка умения видеть проблемы и ставить вопросы, строить собственные доказательства, делать выводы из представленных фактов, высказывать предположения и определять планы их проверки.

В качестве вариантов частично-поискового метода рассматривают дробление большой задачи на серию более мелких подзадач, а также построение эвристической беседы, состоящей из серии взаимосвязанных вопросов, каждый из которых является шагом на пути решения общей проблемы и требует активизации имеющихся знаний и поиска новых. Вот мы вплотную подошли к рассматриваемому вопросу. Что же подразумевает эвристическая беседа?

Эвристическая беседа — один из словесных методов обучения. Свое название эвристическая беседа получила от греч.эвристика — отыскиваю, открываю.

Сущность эвристической беседы состоит в том, что воспитатель путем постановки перед детьми определенных вопросов и совместных логических рассуждений подводит их к определенным выводам, составляющим сущность рассматриваемых явлений, процессов, правил и т. п.

При этом воспитатель побуждает учащихся воспроизводить и использовать имеющиеся у них познания, сравнивать, сопоставлять, делать умозаключения. Коллективная беседа создает атмосферу общей заинтересованности, что в значительной степени способствует осмыслению к систематизации знаний и опыта учащихся, положительно влияет на развитие мышления, прежде всего творческого мышления.

Вместе с тем использование эвристической беседы, при явных ее достоинствах, имеет определенные ограничения. Во-первых, она как метод обучения требует наличия у дошкольников определенного запаса знаний, опыта. Во-вторых, эвристическая беседа — коллективная форма общения, и данный метод применяют преимущественно при проведении фронтальных и подгрупповых формах организации пед.

процесса. В-третьих, проведение и руководство эвристической беседы требует особой подготовки воспитателя: расчленения содержания будущей беседы на логически связанные части, формулировки вопросов, расположения их в соответствии с логикой рассуждений, продумывания возможных ответов и собственной реакции на них, формулировки; основных выводов.

Основанием для использования метода эвристической беседы служат уже полученные ранее знания и приобретённый опыт. Для успешного использования этих методов необходима активная совместная работа под чутким руководством воспитателя, равно как и тщательная подготовка самого воспитателя. Роль воспитателя сводится к тому, чтобы путем умело поставленных вопросов пробудить творческую мысль детей.

Как правило, в младших группах беседа должна продолжаться не более 10-15 мин. Что касается старших групп, то здесь её время может быть увеличено.

Решающее значение для эффективности проведения эвристической беседы имеет правильный подбор, формулировка и постановка вопросов, которые являются главным «инструментом» этого метода. Каждый вопрос, поставленный воспитателем, должен вызывать соответствующий вопрос в сознании детей, побуждать их к активной продуктивной мыслительной деятельности, сообразительности.

Подобные вопросы называют «продуктивными». Кроме того, следует отметить и такие требования к вопросам, как: краткость и точность; целенаправленность; четкость и простота формулировки; практическая направленность. Для эвристической беседы характерны вопросы основные, дополнительные и вспомогательные (наводящие).

С точки зрения содержания можно выделить следующие группы вопросов, направленных на сравнение и сопоставление предметов, изображений, фактов, явлений, процессов; на уточнение сущности обсуждаемых понятий; на выявление умений использовать знания в различных учебных и учебно-производственных ситуациях; на объяснение причин; на выявление последствий действий, применения различных способов; на доказательство, приведение доводов; на выявление межпредметных связей и др.

В процессе эвристической беседы выделено пять серий вопросов.

Первая серия вопросов должна быть направлена на то, чтобы выяснить целевую установку темы, как проблемы, требующей решения.

Кто, где, когда, что? В чем суть? Какова главная идея?

Вторая серия вопросов должна быть направлена на решение поставленной проблемы.

Почему? Отчего? Зачем? Что я об этом знаю?

Третья серия вопросов ставится в связи с выполнением намеченного плана.

Что лучше? Что правильнее? Перескажите. Сформулируйте. Объясните

Четвертая серия вопросов приводит к формулировке вывода самими детьми.

Согласны ли вы с этим? Найдите ошибки? Что правильнее?

Пятая серия вопросов выясняет применение этих знаний.

Как и где использовать? Что еще может интересовать?

Эти вопросы стимулируют творческое мышление, в результате которого дети открывают, приобретают новые знания. А эти новые знания развивают умения, навыки и творческие способности детей.

Основным условием эффективности эвристической беседы является правильное конструирование вопросов, т.к. в беседе вопрос воспитателя — это, по преимуществу, посильная проблемная подзадача, требующая решения небольшой части проблемы, поставленной в начале беседы.

Требования к вопросам:- посильность;- четкость формулировки;- направленность формулировки вопроса на стимулирование аргументированного ответа ребенка;- каждый последующий вопрос — логическое продолжение предыдущего или ответа ребенка;- опора вопроса на имеющийся запас знаний у детей с выходом за его рамки с целью получения новых знаний;- необходимость воспроизведения усвоенных ранее знаний, как опоры в дальнейшем поиске.

При использовании такой беседы приобретаются новые знания, открытия благодаря усилиям, прежде всего, самих детей. Получают они их в процессе самостоятельного мышления. Далее они подводят итоги и делают выводы.

Эвристические беседы в процессе ознакомления с природой часто вскрывают противоречия между знаниями и представлениями ребенка, поэтому воспитатель не только ставит вопросы, но и направляет ответы детей, ведет к правильным и ясным обобщениям и выводам.

Наблюдая за явлениями природы, воспитатель находит такие, в которых содержатся некоторые противоречия, и предлагает детям принять участие в их разрешении.

Есть у этого метода отличительные особенности. Для того чтобы выяснить эти особенности сравним два вида бесед: обычная беседа и эвристическая беседа и посмотрим, в чём их сходство и различие.

1. Беседа по рассматриваемой картине.

— Посмотрите, кто это?

— Где живет собака?

— Как выглядит ее жилье?

— Что она умеет делать?

— Какую пользу приносит собака?

2. Беседа на участке. Воспитатель заметил, что на участке детского сада одуванчики находятся в разном состоянии: цветущие, с зонтиком семян и с нераспустившимися бутонами.

— Посмотрите на наш участок, как вы думаете, отчего он стал таким красивым?

— Почему этот желтый цветок назвали таким словом – одуванчик?

— Вы заметили, что на нашем участке есть одуванчики только с бутончиками, есть цветущие, а есть уже с зонтиками семян? Почему так?

— Так почему же на открытом месте у одуванчика уже образуются семена, а за песочницей и под елью — еще только бутоны? Витя. Здесь больше света и теплее. Здесь они раньше выглянули весной на проталинках.Костя. Здесь раньше всех появились и быстро стали расти. Им надо больше тепла и светлое место.Нина. Здесь лучше всего расти.

Они любят, чтобы было тепло и светло.В и т я. А под елкой долго не таял снег. Там всегда мало света и прохладно, поэтому там позднее появились одуванчики и только теперь появились бутоны.Костя. На полянке одуванчики цветут! Я знаю почему! Там света меньше, чем здесь, но немного больше, под елью. И немножко теплее.

Им хватает тепла и света — они цветут!

Конечно, можно сделать вывод, что обычная беседа тоже способствует развитию памяти и мышления детей. И в тот момент, когда дети отвечают на вопросы воспитателя, они опираются уже на полученные ранее знания. Таким образом, происходит простая систематизация знаний.

Второй пример показывает, как в ходе совместного рассуждения дети устанавливают истину. Задачей воспитателя в руководстве эвристической беседой является обеспечение самостоятельности детей в формулировании выводов и точности высказываний. Во время такой беседы развиваются и логические способности самостоятельного мышления.

Посредством мыслительных усилий дети открывают для себя новые знания. И если в обычной беседе, когда воспитатель задаёт вопрос, на него отвечает только один ребёнок, то в эвристической беседе ответов детей множество, т. е. на один и тот же вопрос может быть несколько точек зрения. При этом возникает противоречивая ситуация, возникает рассогласование между детьми.

Каждый ребенок, предложивший свой ответ по-своему прав.

Использование методов проблемного обучения в процессе формирования экологических начал у дошкольников, позволяет правильно моделировать учебные занятия, четко определять конкретные результаты и основные виды деятельности на каждой ступени обучения и на каждом этапе занятия.

В процессе ознакомления с природой у ребенка расширяется кругозор, развивается любознательность, зрительная, слуховая и вербальная память, совершенствуются мыслительные процессы. Дети учатся думать и отвечать на вопросы, аргументируя свои высказывания, что позитивно влияет на развитие связной речи, овладение сложноподчиненным предложением.

На конкретном (фрагменте занятия) примере мы рассмотрим, как использование метода эвристической беседы способствуют решению задач речевой направленности.

Приведу пример: — Сегодня я расскажу историю, которая произошла осенним днем.

«Однажды мальчики Миша и Костя отправились в лес и обнаружили в березовом лесу очень много грибов. Миша сорвал гриб и обрадовался: «Вот так находка! Сколько березовых грибов!». «Нет, это – березовка», – сказал Костя. Стали мальчики спорить, кто из них прав.

Миша утверждает, что он прав, что гриб называется «березовый». А Костя говорит, что прав он, что гриб должен называться «березовка». Спорили-спорили, что даже поссорились. Так и не поняли, кто из них прав, как точно и правильно называется этот гриб.

Может быть, вы разберетесь в этой истории?

Эвристические вопросы:

– Ребята, что вы услышали сейчас?

– Когда произошла эта история? Где?

– Как назвали мальчики один и тот же гриб? (Березовый, березовка)

– Что произошло между мальчиками? Почему? (У них появилась проблема: они не знают, как называется гриб)

– Сможем ли мы им помочь? Сможем ли мы их помирить?

– Как можно решить проблему, которая возникла между Мишей и Костей?

– Как это сделать, каким способом? (Нужно узнать, как точно и правильно называется гриб, который растет в березовом лесу).

– Давайте разберемся в этой проблеме и поможем мальчикам. Ведь проблема мальчиков – теперь и наша проблема.

– От какого слова мы можем образовать нужное нам слово – название грибу, если он растет в березовом лесу?

– А как точнее и правильнее называется гриб, который растет под березой, давайте порассуждаем.

— Как назовем гриб, который растет по осиной?

– Задумывались ли вы над тем, откуда грибы получили свои названия?

– Оказывается, лисички похожи на лисичку-сестричку, а рыжики получили свое название так, потому что и шляпка, и ножка этого гриба ярко-рыжая.

Опенок получил себе такое название, потому что он растет на пнях и образовалось слово «опенок» от слова «пень», «пенёк».

Применение метода эвристической беседы способствует усилению интеллектуальной активности на занятии, развитию мышления, глубокому пониманию изучаемого материала, практическому использованию навыков словоизменения и словообразования, активизирует словарный запас.

Источник: http://sundekor.ru/uchebnyj-material/1-kurs/evristicheskaia-beseda-metod-razvitiia-rechi-dokazatelstva/

Ссылка на основную публикацию