Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника по фгос: его цель, разработка, образец с примерами заполнения + фото

Индивидуально-образовательный маршрут: цель, разработка, образец с примерами оформления :

Документы, касающиеся модернизации системы российского образования, непременно содержат мысль о необходимости смены направлений педагогического процесса.

Основной целью деятельности коллектива общеобразовательной школы должна стать не столько реализация абстрактных воспитательных задач, сколько развитие уникальных способностей личности, которые основаны на новых социальных ценностях и потребностях.

Достижение подобной цели невозможно без индивидуализации образовательного процесса, что вполне выполнимо. Для этого понадобится лишь проводить обучение детей по индивидуальному образовательному маршруту. ФГОС указывают на ценность данного направления.

Оно позволит каждому ребенку, основываясь на оперативно-регулируемой самооценке, а также на активном стремлении к совершенствованию сформировать и развить ценностные ориентации собственных убеждений и взглядов.

Обеспечение работы по индивидуально-образовательному маршруту (ИОМ) позволит сделать большой шаг в решении вопросов по развитию личности и по ее готовности к определению смысла и цели жизни через образование. Педагогам при этом можно будет взглянуть на учебный процесс с точки зрения ученика.

Индивидуализация обучения

В последние десятилетия работа школы отмечена появлением большого разнообразия педагогических систем, концепций и теорий, которые ориентированы на саморазвитие личности ученика и учителя, а также на разнообразные способы, позволяющие поддержать это проявление.

В связи с этим локально и повсеместно используемые обучающие направления корректируются в сторону индивидуализации и гуманизации.

Что это означает? Под гуманизмом в образовании понимается обеспечение внешней и внутренней свободы каждого человека, а также признание его самоценности.

Благодаря развитию данного направления основной задачей образования становится познание учеником собственного «Я». Подрастающая личность должна оценить свои возможности и притязания. Ведь они необходимы ей для реализации собственных сил, а также для самоопределения.

В своем развитии юный человек сталкивается с множеством проблем. Как только у ребенка, желающего приобщиться к чему-либо, возникают первые трудности, сразу должна вступать в силу поддержка педагога.

Основной идеей обновления образования является его индивидуализация. Это позволит обучающему процессу быть максимально эффективным и функциональным.

Одним из способов достижения этой цели является разработка и последующее внедрение индивидуального образовательного маршрута обучающегося. Для одного и того же ученика их может быть составлено несколько.

Их реализация может осуществляться как последовательно, так и параллельно друг другу.

Определение понятия

Что такое индивидуальный образовательный маршрут школьника? Это дифференцированная, образовательная, целенаправленно проектируемая программа. Ее реализация призвана обеспечить ученику позицию субъекта выбора. Взрослый при следовании ребенка по индивидуально-образовательному маршруту призван осуществлять педагогическую поддержку самоопределения и самореализации своего воспитанника.

Существует и более широкое понимание данного термина. Это индивидуальная образовательная траектория. Подобное определение подразумевает реализацию сразу нескольких направлений учебной программы и множества планов.

В данном понимании индивидуально-образовательный маршрут служит содержательным компонентом.

Также в учебную траекторию входит способ реализации разработанной программы, то есть технология для организации педагогического процесса.

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка необходим для конструирования деятельности по получению знаний. Подобная система обучения создается для реализации личностно-ориентированного подхода и предназначена для обучения одаренных личностей. Такой маршрут производит учет интеллектуальных способностей детей, определяет их личные пути образования и развития.

Основные цели

В чем необходимость использования индивидуально-образовательного маршрута? Внедрение подобной системы позволяет создавать определенные психолого-педагогические условия, обеспечивающие активное стимулирование у учеников самоценной деятельности, основанной на саморазвитии, самообразовании, а также на самовыражении в ходе процесса овладения умениями и знаниями.

Принимая во внимание идею о всеобщей генетической одаренности каждого ребенка, учитель в современной школе должен обеспечить своим воспитанникам такое поле деятельности, которое даст почву для проявления всех их способностей.

Однако стоит учесть и тот факт, что далеко не всех детей можно назвать одаренными. Большому количеству школьников весьма трудно справиться с предложенной системой образования программой.

Для таких учеников индивидуальный образовательный маршрут от класса начальной школы и далее должен стать существенным подспорьем в обучении.

Подобное может быть связано и со слабым здоровьем детей, и с низкой степенью их мотивации, и с целым рядом иных причин, которые педагог должен знать и учитывать в процессе обучения.

Выбор ИОМ

Какой индивидуальный образовательный маршрут может быть составлен педагогом для конкретного ученика? Выбор того или иного ИОМ будет зависеть от целого ряда факторов. Среди них:

  • Особенности, интересы и потребности в достижении образовательного результата и ученика, и его родителей.
  • Профессионализм педагога.
  • Возможности образовательного учреждения.

Самыми эффективными средствами при формировании навыков для самоопределения ребенка считаются педагогические ситуации, а также совместное планирование с детьми и их родителями программы развития ребенка, что происходит в процессе чтения, общения, игры и т.д. Подобную ситуацию и называют индивидуальным образовательным маршрутом.

Виды ИОМ

Согласно новой концепции обучения, ребенок может повторять тему, изучать новый или закреплять уже изученный материал. Разработанный педагогом индивидуальный образовательный маршрут для конкретного ученика непременно должен учитывать его психологические особенности, а также уровень знаний.

ИОМ разрабатываются для сильных и для слабых учеников, а также для тех детей, которые часто болеют. Однако среди учеников всегда есть такие, которым обучение дается легче, чем остальным.

Образец индивидуального образовательного маршрута для ребенка с выдающимися способностями, представленный ниже, позволяет понять, какая работа должна проводиться с одаренными учениками.

Маршруты могут быть длинными и короткими. Но, вне зависимости от их вида, подобные программы помогают решать задачи, связанные с формированием и развитием личности ученика, повышением у него интереса к предмету, желания к самостоятельному получению знаний и применению их на практике. В результате обучающийся начинает плодотворно работать и достигает успеха.

ФГОС предлагает педагогам разработать и индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с ОВЗ. Подобная деятельность будет находиться в рамках совершенствования коррекционного образования.

Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с ОВЗ должен определить путь качественного воспитания и обучения детей, имеющих ограниченные возможности.

В дальнейшем это будет способствовать их успешной социализации.

Особенности создания ИОМ

Педагогу невозможно «начертить траекторию» обучения своих воспитанников, так как процесс получения знаний всегда находится в динамике и в развитии. Индивидуальный образовательный маршрут нельзя составить по единому «рецепту».

Это обосновывает необходимость в корректировке элементов ИОМ. Основной задачей педагога при этом является предложение учащемуся широкого спектра возможностей, а также оказание помощи в том, чтобы тот сделал свой окончательный выбор.

Разработка ИОМ происходит с участием педагога, ученика и его родителей. Однако процесс выбора определенного маршрута должен принадлежать только ребенку.

Этапы построения ИОМ

Создание индивидуального образовательного маршрута возможно при прохождении следующих шагов:

  • Педагогом определяется содержание образования.
  • Выявляется уровень и режим усвоения ребенком учебного материала.
  • Планируются действия учителя по достижению цели.
  • Разрабатываются критерии оценки результатов работы.

Компоненты ИОМ

Что является основными элементами индивидуального образовательного маршрута? Это такие компоненты:

  1. Целевой. Он выражает постановку конкретных образовательных целей, которые должны быть сформулированы на основе ФГОС, а также потребностей и мотивов ученика.
  2. Содержательный. Данный элемент ИОМ представляет собой обоснование структуры, а также систематизацию и группировку содержания учебных предметов с установлением межцикловых, внутрипредметных, а также межпредметных связей.
  3. Технологический. Данный компонент определяет предполагаемые к использованию методики, методы и педагогические технологии в сфере систем воспитания и обучения.
  4. Диагностический. Данный компонент указывает на используемую систему определения уровня знаний.
  5. Организационно-педагогический. Это те условия и пути, которые должны привести к достижению поставленной цели.
  6. Результативный. Данный элемент призван сформулировать ожидаемые результаты.

Составление пояснительной записки

Это документ, в котором дается описание составленного педагогом индивидуального образовательного маршрута. Он должен включать в себя описание:

  • Особенностей развития ребенка.
  • Потенциальных возможностей и способностей ученика.
  • Особенностей, характерных для образовательного процесса.
  • Ожидаемых результатов.
  • Критериев результативности.
  • Форм и способов отслеживания результатов образовательного процесса.

В самом индивидуальном маршруте педагог должен указать такие пункты:

  • Предложить набор заданий повышенной или упрощенной сложности.
  • Предоставить тематику творческих или исследовательских проектов.

Необходимые материалы должны быть размещены в приложении к разработанной программе.

Рассмотрим конкретные примеры составления пояснительной записки ИОМ.

Обучение в ДОУ

Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника по ФГОС необходим для создания в детском саду таких условий, которые способствуют позитивной социализации детей. При этом малыши должны получить социально-личностное развитие, неразрывно связанное с физическим, эстетическим, эмоциональным и интеллектуальным направлениями.

Каким образом должен быть составлен индивидуальный образовательный маршрут дошкольника по ФГОС?

Первый раздел пояснительной записки касается общих сведений о ребенке. Здесь педагогом указываются такие данные:

  • Откуда поступил воспитанник.
  • Были или нет у него длительные перерывы в посещении ДОУ.
  • Оценка по адаптации дошкольника в группе (хорошая или удовлетворительная, недостаточная или плохая).

Второй раздел документа разъясняет характеристику семьи. Здесь воспитателем предоставляются следующие сведения:

  • Данные о родителях.
  • Информация о составе семьи (неполная или полная, многодетная или нет, а также указывается наличие сестер и братьев).
  • Тип семьи (благополучная, неблагополучная, нравственно неблагополучная или с наличием семейного диктата, с чрезмерной опекой над ребенком, пассивная или готовая к сотрудничеству).

Третий раздел предназначен для указаний особенностей внешнего вида ребенка. Здесь педагог кратко должен отметить:

  • Походку ребенка.
  • Осанку.
  • Мимику.
  • Жесты.
  • Наличие у него слюнотечения и т.д.

Четвертый раздел посвящен соматическому здоровью. Здесь педагогу следует указать:

  • Характеристику дневного сна дошкольника.
  • Частоту его заболеваний.
  • Наличие энуреза или энкопреза.
  • Группу здоровья ребенка.

Пятый раздел касается особенностей моторной сферы. В нем преподаватель должен описать общую и ручную моторику ребенка. Указывается и то, какая из его рук является ведущей.

Читайте также:  Как выбрать матрас для ребенка

В шестом разделе указывается на необходимость описания характеристики познавательной сферы дошкольника. Здесь должны быть разъяснены следующие особенности воспитанника:

  • Внимательность.
  • Сосредоточенность (может ли он во время занятия концентрировать внимание на предлагаемой деятельности или постоянно отвлекается).
  • Аккуратность при выполнении заданий.
  • Старательность.
  • Характеристика памяти воспитанника (быстро или медленно он запоминает предложенный материал, тяжело ли заучивает стихи, способен ли уловить главную мысль сказанного).
  • Характеристика мышления ребенка (способен ли он ориентироваться в пространстве, осуществляет ли простейшую классификацию по образцу, выделяет ли счетные операции, а также может или нет сформировать временные представления при изучении программного материала).

В седьмом пункте приводится описание уровня знаний дошкольника по разделам программы. Здесь необходимо указать такую информацию:

  • Навыки ребенка в рисовании и математике.
  • Имеющиеся у него представления об окружающем мире.
  • Какие трудности дошкольник испытывает в процессе обучения.
  • При описании запаса общих знаний об окружающем мире воспитателем разъясняется, называет ли ребенок свое имя и возраст, знает ли имена родителей, времена года, домашний адрес, признаки времен, способен ли описать растительный и животный мир.
  • Сформированность у воспитанника навыков рисования. То есть может ли тот изобразить человека, дерево, дом и т.д., а также слепить брусок или шарик из пластилина.
  • Его элементарные математические представления, касающиеся количества и счета.

Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника в восьмом разделе поясняет его отношение к занятиям:

  • Может ли ребенок контролировать свою деятельность, доводя ее до конца.
  • Принимает ли малыш помощь (обучающую, организующую, направляющую, практическую или словесную).
  • Каким образом он преодолевает возникшие трудности (плачет, бросает работу, ищет выход самостоятельно).

В девятом разделе индивидуальный образовательный маршрут дошкольника включает описание речи ребенка. При этом рассматриваются такие ее особенности:

  • Звуковая сторона (фонетический строй, правильность произношения звуков и т.д.).
  • Словарный запас ребенка. Достаточно или нет он развит, соответствует ли возрастной норме.
  • Грамматический строй речи ребенка. Достаточно ли она сформирована и соответствует ли возрасту воспитанника.
  • Употребление (или нет) глаголов и существительных в уменьшительно-ласкательной форме.
  • Способность дошкольника согласовывать с существительными прилагательные и числительные.
  • Связность речи. Соответствует ли она возрастной норме или требуется ее дальнейшее развитие.

Десятый раздел касается характеристики деятельности дошкольника, то есть наличия у него навыков самообслуживания, насколько он интересуется играми, конструктивной и графической работой (сбором матрешек и пирамидок, простых фигурок и т.д.).

В одиннадцатом разделе педагогом указывается наличие трудностей в общении с ребенком. Может ли он поддерживать игры или стремится остаться в одиночестве, конфликтен или нет и т.д.

В двенадцатом разделе указываются личностные особенности ребенка. Здесь педагог должен предоставить следующие данные:

  • Насколько адекватны его эмоциональные реакции.
  • Пассивен он или активен.
  • Капризен или застенчив в общении со взрослыми и детьми.

Тринадцатый раздел должен рассказать об особенностях эмоционально-волевой сферы дошкольника. Здесь педагог описывает преобладающее настроение ребенка, испытывает ли он страх перед возможной неудачей, переключается ли по просьбе взрослого на другой вид деятельности и т.д.

Последний раздел указывает на дополнительные особенности, которыми обладает дошкольник. Есть ли у его склонности к какому-то определенному виду деятельности, каковы причины его отставания в развитии (если они имеются).

Мы рассмотрели особенности составления индивидуального образовательного маршрута ребенка. Образцы, представленные в статье, помогут в его написании.

Источник: https://www.syl.ru/article/384913/individualno-obrazovatelnyiy-marshrut-tsel-razrabotka-obrazets-s-primerami-oformleniya

Журнал Педагог | Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника

Автор: Фомина Инна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДСКВ «Родничок»
Населённый пункт: г.п. Междуреченский
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника
Дата публикации: 19.05.2017
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида «Родничок»

Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника

логопедической группы

…….

г.п. Междуреченский

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ)

ФИО ребенка :………

Дата рождения : …….

Фамилия имя отчество мамы, образование: …….

Фамилия имя отчество папы, образование: ……..

Возраст на начало коррекционно-развивающей работы: 5 лет______________________________________________________

Цель ИОМ: Создание благоприятного климата для конструктивного общения ребенка, развитие коммуникативных умений , навыков и

сотрудничества и преодоления всех видов трудностей.

Задачи:

создать условия для совместной игровой деятельности ….. с другими детьми , повышать уровень коммуникативных умений ,

развивать

эмоционально-чувственную

и

волевую

сферу

ребенка;

оказать

помощь

родителям

детей,

имеющих

ограниченные

возможности здоровья.

Сформировать мотивацию достижения успеха. Научить …. понимать чувства других, оказывать поддержку и

сопереживать, оказать помощь в преодолении речевых нарушений

Количество занятий в неделю: 2 занятия_________________________________________________________________________

Форма проведения:

занятие, игровая деятельность, совместная деятельность,самостоятельная деятельность , беседы, наблюдения,

индивидуальная работа.____

Ожидаемый результат:

В результате планомерной и систематической работы с …., имеющей небольшие трудности в общении со

сверстниками и не совсем адекватную самооценку,а так же испытывающую речевые трудности, планируем повысить у ребенка

самооценку, волевые качества.

Развить у …. умение контролировать собственную речь , носящую активный характер.

Форма работы с родителями:консультации, практикум, собеседование, обмен опытом._________________________________

Родитель ______________________________________________________________________________________________

Диагностика развития ребенка

Цель: – обобщение и анализ информации о состоянии общего развития для осуществления оценки, планирования коррекционно –

развивающего процесса и прогнозирования конечного результата.

….. поступила в группу компенсирующего вида «Колобок» для детей с нарушениями речи в сентябре 2016г. с заключением ПМПК:

общее недоразвитие речи.

Характеристика на ребенка

Физическое развитие

Девочка

физически развита. Движения скоординированы. …

девочка

активная , подвижная. Воспринимает показ как образец,

выполняет уверенно (общеразвивающие упражнения, основные движения, спортивные упражнения) . Соблюдает и

контролирует

правила в подвижных играх. Запас двигательной энергии …..

настолько велик, что она самостоятельно реализует потребность в

движении естественным путем – в подвижной игре. Движения скоординированы.

Соматическое здоровье.

Болеет редко, аппетит хороший, засыпает быстро, сон спокойный

Настроение у ….быстро меняется. Часто ищет похвалы, ласкового слова, но бывает обидчива.Не стремится к лидерству, радуется

победам коллектива и своим собственным.

Задания и поручения взрослых выполняет охотно и старательно, ждет поощрения. Может занять себя; любит играть с куклами,

рисовать .Очень любит мягкие игрушки и имеет любимую.

На занятия идет охотно. В процессе работы активна, любит отвечать правильно ,ждет похвалы. Очень любит работу в тетради в

клеточку, справляется с заданиями по образцу. Графические навыки развиты достаточно.

При обследовании тонкой моторики выполняет движения по подражанию, сложностей в переключении от одного движения к другому

не испытывает. Ведущая рука – правая.

Артикуляционная моторика развита недостаточно. Непроизвольное внимание сформировано неполностью. Объем зрительного и

слухового внимания недостаточен.

Объем произвольного внимания также не совсем сформирован, распределяемость и переключаемость

внимания не нарушены.

устойчивость развита достаточно.

… знает и называет основные и оттеночные цвета. Называет все плоскостные фигуры.

Восприятие схемы тела, его частей сформировано.

Представление о последовательности частей суток, времен года сформировано не полностью . Воспроизводитс опорой на картинки.

У ребенка недостаточно сформировано представление о последовательности расположения месяцев друг за другом и наполняемости

месяцами времен года.

Способность к запоминанию стихотворений сформирована в достаточной мере.

Наглядно

действенное

мышление

сформировано

недостаточно.

Наглядно

образное

мышление

на

среднем

уровне

сформированности.

Классифицирует и обобщает. Сюжетные картинки объединяет в сюжет, рассказ составляет.

Представления о количестве сформированы. Счет до 10. Счетные операции в пределах 10 на наглядном материале. Обратный счет

сформирован.

Словарный запас у Юли значительно расширен. Познавательная активность у Юли выше среднего.

Виды, причины трудностей и содержание коррекционной работы

Виды трудностей

Причины трудностей

Содержание коррекционной работы

Личностные:

Не вполне адекватное отношение к

себе: самооценка (я не смогу, у меня не

получится)

Тревожность,

неуверенность

в

своих

возможностях или способностях.

Беседы : «Что я умеею, чему я научусь». Папка «Наши

достижения».

Оформление

уголка

«Звезда

недели».

Игры: «Люблю — не люблю»; «Кем я стану»; «Ласковое

имя»

Игры:

«Я

умею»;

«Отгадай,

кто

какой»;

«Мое

будущее»; «Если бы я была звездой».

Рисование:

«Рисую

имя»;

«Мой

смешной

портрет»;

«Ладошка достижений»; «Цветок качеств»

Ролевые игры. Использование пословиц и поговорок

(чтение и беседы, заучивание).

Речевые игры: «Договори предложение»; «На кого я

похожа».

Игровой массаж «Что? Где?»

Похвала,

поддержка.

Исключение

соревновательных

моментов ). Психогимнастика. Ролевые игры. Игры (при

отсутствии

самокритичности):

«Угадай,

что

нравится

маме (друзьям)» Упражнение «Я не могу — я могу — я

сумею». Психогимнастика. Игры: «Давай поговорим»;

« В о л ш е б н ы е

о ч к и » ;

« П у т е ш е с т в и е

п о

картине».Тематическое

рисование

с

учетом

трудности

р е б е н к а .

М и м и ч е с к а я

з а р я д к а

( в ы р а ж е н и е

эмоциональных состояний). Использование междометий

с

различной

интонацией

(«ай»,

«ой»,

« у х » ) .

Интонационное выделение. Игра «Попроси игрушку».

Коммуникативные:

Небольшие трудности во

взаимодействии со сверстниками

Не совсем сформированна способность

понимать другого человека. (почему он

поступил так,а не иначе)

Трудовые

поручения

в

парах

(тройках,

команде).

Разработка системы поощрений «Самая дружная пара».

Ролевые

игры.

«Комплименты

другу».

Игры

и

хороводы с диалогами

Игры

на

формирование

адекватной

самооценки:

«Горячий стул»; «Я сильный, умный, смелый»; «Я могу,

Читайте также:  Упражнения дыхательной гимнастики для дошколят

хочу, умею». «Скульпторы»;

Организация

взаимопроверки

выполнения

заданий.

Упражнение «Похвали за…». «Нарисуйте в паре с …»,

«Сложи слово вместе с …» Игры на обогащение словаря

Игры: «Встань на его место»; «Волшебные очки»; «Ты

похож

на…»;

«Спина

к

спине».

Тренинг

эмоций

с

использованием

фраз:

«Иди

сюда»;

«Не

мешай

мне»

(учить произносить фразы с разной интонацией: грубо,

ласково, обидно и т. д.)

Упражнение на установление причинно-следственных

связей — закончить фразу: «С ребенком никто не хотел

играть, потому что…». Упражнение «Два друга».

Речевые:

Общее недоразвитие речи

Недостаточно

развит артикуляционный

ап п а р ат,

п с и х и ч е с к и е

п р о ц е с с ы :

внимание,

память,

мышление,

лексико-

грамматические

категории,

нарушение

звукопроизношения,

про содиче ская

сторона речи и эмоциональная сфера.

Речевые игры.

Формирование словаря: осуществлять

словарную

работу,

расширяя

и

уточняя

знания

об

окружающем;

обогащать

речь

существительными,

обозначающими предметы; наречиями, обозначающими

взаимоотношения

людей,

упражнять

в

подборе

существительных к прилагательному, слов со сходным

з н ач е н и е м ,

с

п р от и в о п ол ож н ы м

з н а ч е н и е м ;

Гр а м м ат и ч е с к и й

с т р о й

р еч и:

п р о д о л ж а т ь

совершенствовать

умение

согласовывать

слова

в

предложениях:

существительные

с

числительными

и

прилагательные с существительными;

учить

правильно

употреблять

существительные

множественного числа в именительном и винительном

падежах;

глаголы

в

повелительном

наклонении;

прилагательные

упражнять

в

употреблении

простых,

сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

Индивидуальный маршрут ребенка .

Месяц/день

Тематика

Цели.

Деятельность

воспитателя

(используемые

технологии, формы и

методы)

Индивидуальная

деятельность воспитателя и

воспитанника

Самостоятельная работа

Взаимодействие воспитанника с другими детьми

Взаимодействие

с

другими

специалистами

Источник: https://zhurnalpedagog.ru/servisy/publik/publ?id=5432

Мб доу «детский сад № 252»

Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника ДОУ

Ф.И.О. воспитанника______________________________________________________________________________________

Группа_____________ Дата рождения_________ Возраст_______ Дата составления маршрутного листа _______________

Диагнозы _______________________________________________________________________________________________

Воспитатели_____________________________________________________________________________________________

Результаты педагогической диагностики:

Начало года Середина года Конец года
Речевое развитие
Познавательное развитие
Социально-личностное развитие
Художественно-эстетическое развитие
Физическое развитие
Общий балл

Проблема ребенка________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

Задачи__________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

Периодичность индивидуальных занятий_____________________________________________________________________

Продолжительность  индивидуальных занятий________________________________________________________________

Работа с родителями______________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

Дата Название игры (упражнения) Цель Отчёт о работе
1.  Дидактическая игра «Цифры заблудились» Расставить цифры по порядку. Учить называть цифры по порядку в пределах первого десятка. Ребёнок понял задание сразу, понадобилось повторное объяснение задания; выполнил задание быстро, выполнял долго;самостоятельно, с помощью воспитателя;старался, не старался; с интересом, без интереса;выполнил верно, допустил несколько незначительных ошибок, неверно; навык сформирован, не сформирован; повторить данное упражнение ещё раз, предложить задание с усложнением,предложить подобное задание
2. Дидактическая игра «Что изменилось?» Учить называть числа предыдущее и последующее. Ребёнок понял задание сразу, понадобилось повторное объяснение задания; выполнил задание быстро, выполнял долго;самостоятельно, с помощью воспитателя;старался, не старался; с интересом, без интереса;выполнил верно, допустил несколько незначительных ошибок, неверно; навык сформирован, не сформирован; повторить данное упражнение ещё раз, предложить задание с усложнением,предложить подобное задание
3. Дидактическая игра «Весёлый паровозик». Учить образовывать последующее число путем прибавления числа 1. Ребёнок понял задание сразу, понадобилось повторное объяснение задания; выполнил задание быстро, выполнял долго;самостоятельно, с помощью воспитателя;старался, не старался; с интересом, без интереса;выполнил верно, допустил несколько незначительных ошибок, неверно; навык сформирован, не сформирован; повторить данное упражнение ещё раз, предложить задание с усложнением,предложить подобное задание
 4. Дидактическая игра «Поставь машину в гараж».Закреплять навык образования последующего числа путём присчитывания 1. Ребёнок понял задание сразу, понадобилось повторное объяснение задания; выполнил задание быстро, выполнял долго;самостоятельно, с помощью воспитателя;старался, не старался; с интересом, без интереса;выполнил верно, допустил несколько незначительных ошибок, неверно; навык сформирован, не сформирован; повторить данное упражнение ещё раз, предложить задание с усложнением,предложить подобное задание
5. Дидактическая игра « Почтальон».Учить образовывать предыдущее число путём отсчитывания 1. Ребёнок понял задание сразу, понадобилось повторное объяснение задания; выполнил задание быстро, выполнял долго;самостоятельно, с помощью воспитателя;старался, не старался; с интересом, без интереса;выполнил верно, допустил несколько незначительных ошибок, неверно; навык сформирован, не сформирован; повторить данное упражнение ещё раз, предложить задание с усложнением,предложить подобное задание
6. Дидактическая игра «Незнайка в школе»Учить решать примеры  на сложение и вычитание числа 1 в пределах 10. Ребёнок понял задание сразу, понадобилось повторное объяснение задания; выполнил задание быстро, выполнял долго;самостоятельно, с помощью воспитателя;старался, не старался; с интересом, без интереса;выполнил верно, допустил несколько незначительных ошибок, неверно; навык сформирован, не сформирован; повторить данное упражнение ещё раз, предложить задание с усложнением,предложить подобное задание
7. Дидактическая игра «За грибами с ёжиком».Учить присчитывать число 2. Ребёнок понял задание сразу, понадобилось повторное объяснение задания; выполнил задание быстро, выполнял долго;самостоятельно, с помощью воспитателя;старался, не старался; с интересом, без интереса;выполнил верно, допустил несколько незначительных ошибок, неверно; навык сформирован, не сформирован; повторить данное упражнение ещё раз, предложить задание с усложнением,предложить подобное задание
8. Упражнение в  счёте по 2 предмета в пределах 10. Ребёнок понял задание сразу, понадобилось повторное объяснение задания; выполнил задание быстро, выполнял долго;самостоятельно, с помощью воспитателя;старался, не старался; с интересом, без интереса;выполнил верно, допустил несколько незначительных ошибок, неверно; навык сформирован, не сформирован; повторить данное упражнение ещё раз, предложить задание с усложнением,предложить подобное задание
9. Упражнение в обратном счёте предметов по2. Ребёнок понял задание сразу, понадобилось повторное объяснение задания; выполнил задание быстро, выполнял долго;самостоятельно, с помощью воспитателя;старался, не старался; с интересом, без интереса;выполнил верно, допустил несколько незначительных ошибок, неверно; навык сформирован, не сформирован; повторить данное упражнение ещё раз, предложить задание с усложнением,предложить подобное задание

Источник: http://www.edu42.ru/sites/ds252/primer-sostavleniya-individualnogo-obrazovatelnogo-marshruta/

Разработка индивидуального образовательного маршрута для дошкольника

Разработка индивидуального образовательного маршрута для дошкольника

(рекомендации воспитателям)

Среди ведущих методологических принципов, на которых должно строиться Российское образование 21 века, важное место занимает принцип индивидуализации.

В широком смысле индивидуализация образования предполагает переориентацию его на личность, на неповторимую индивидуальность воспитанника.

В практике процесс обучения и воспитания в основном ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности, а тем более ребенок, имеющий определенные трудности в обучении, общении и т.п.

Это ставит перед педагогом образовательного учреждения задачу на создание оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута (ИОМ).

Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем, который задает образовательная программа данной ступени, и реальными возможностями каждого воспитанника исходя из его особенностей.

Важность индивидуального подхода подчеркивается в ФГОС ДО:

поддержка индивидуальности признается одним из основополагающих моментов дошкольного воспитания: только на её основе могут осуществляться полноценное развитие личности дошкольника, раскрываться его особенности, уникальные способности.

Необходимость построения индивидуальных образовательных программ:

  • Растет число дошкольников, которые в связи с отклонениями в развитии и здоровье не могут обучаться по обычной системе.
  • Часть дошкольников не может в определенный период посещать детский сад из-за состояния здоровья, обстоятельств жизни в семье.
  • Появление педагогических систем, которые рассматривают индивидуализацию обучения как основной педагогический инструмент «Талантливые дети», «Смотри на меня как на равного», «Другие мы» и пр.
  • Расширяются материальные и технические возможности обеспечения индивидуального образования.

Разработка ИОМ

ИОМ может разрабатываться не на всех детей: на детей с проблемами в развитии и на детей, с опережающим развитием.

ИОМ представляет собой характеристику осваиваемых ребенком единиц образования в соответствии с индивидуальными способностями своего развития и способностями к учению.

ИОМ должен иметь цель

Цель ориентирована на достижение воспитанником образовательной программы в соответствии с индивидуальными возможностями и образовательными потребностями ребенка.

1. Временные отрезки, на которые составляется ИОМ

Невозможно определить весь путь развития ребенка сразу, задав его направление, поскольку сущность его построения состоит именно в том, что он отражает процесс изменения в развитии и обучении ребенка. Практика работы показывает, что наиболее оптимальный период работы – это планирование на 1-3 месяца.

2. Содержательная часть ИОМ

  • Введение, где объясняется, для чего составляется ИОМ, почему данный ребенок нуждается в индивидуальной поддержке, и кто эту поддержку будет осуществлять.
  • Анамнез – общие сведения о ребенке на момент разработки ИОМ; краткая характеристика состояния его здоровья (если необходимо медицинские рекомендации педагогу об учете необходимых данных при организации обучения).
  • Диагностические данные на ребенка. Диагностика развития ребенка является основой выстраивания ИОМ. Наряду с диагностикой в процессе реализации ИОМ проводится мониторинг в работе с дошкольниками – это контроль с периодическим отслеживанием уровня развития ребенка с обязательной обратной связью. Мониторинг позволяет не просто регистрировать состояние развития ребенка в данный момент, но и дает материалы для сравнения, анализа и коррекции нарушений и отклонений в развитии. Цель педагогического мониторинга – обобщение и анализ информации о состоянии общего развития для осуществления оценки, планирования коррекционно – развивающего процесса (разработка ИОМ) и прогнозирования конечного результата.
Читайте также:  Развитие ребенка

— Коррекционная работа по результатам диагностики, которая также планируется на срок, определенный временными отрезками;

— Сетка занятости ребенка (их может быть от 2 до 5), где указывается последовательность введения ребенка в общую со всеми детьми деятельность;

— Режим дня ребенка (тоже от 2 до 5);

— Рекомендации по работе с родителями, потому что родители являются основными заказчиками данной работы. Без согласования с родителями работа не проводится.

3. Контролирующая часть структуры ИОМ:

  • Текущий контроль
  • Отчетность
  • Итоговая аттестация ребенка

4. Корректировка ИОМ

Корректировка индивидуального образовательного маршрута связана с изменениями условий.

5. Организационно – педагогические условия

  • Оценка готовности педагогов ИОМ. Это очень важный момент. Педагог должен понимать важность работы, знать всю глубину вопроса, знать индивидуальные особенности ребенка и хотеть помочь малышу.
  • Согласие родителей на то, чтобы их ребенок занимался по индивидуальной программе.

6. Формы реализации ИОМ

  • Фронтальная работа
  • Подгрупповая работа
  • Индивидуальная работа

ИОМ ребенка является документом, фиксирующим проводимые педагогом развивающие мероприятия, их эффективность в отношении ребенка, характер индивидуальных изменений в обучении и развитии дошкольника, а также данные об усвоении программного материала.

Эффективная реализация ИОМ позволит обеспечить позитивную динамику в личностном развитии детей. Несомненно, такая работа потребует от педагога профессиональной компетентности и заинтересованности в процессе и результате своего труда.

ИОМ могут быть разработаны для детей:

  • С нарушением зрения
  • Для детей с ЗПР
  • Для детей с нарушением опорно – двигательного аппарата
  • Для детей с тяжелыми нарушениями речи
  • Для детей с туберкулезной интоксикацией
  • Для детей с высоким интеллектуальным развитием.

Индивидуальный подход в среде:

Центрирование (зонирование) образовательной среды. Жизненное пространство в детском саду должно давать возможность построения непересекающихся сфер активности;

Создание уголков для уединения;

Насыщение предметной среды содержанием, рассчитанным на разные уровни развития ребенка;

Каждому ребенку должно быть обеспечено личное пространство (место для хранения личных вещей;

Стенды «Здравствуйте, Я пришел!» в интерьере группового помещения способствуют формированию и развитию «Я – образа».

3

Источник: https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/planirovanie/razrabotka_individual_nogho_obrazovatiel_nogho_marshruta_dlia_doshkol_nika

Образовательный портал

11.10.2017 12:09Орлова Екатерина Алексеевна

(для детей 6 — 7 лет)

Орлова Екатерина Алексеевна

 

Образовательные области Цели-результаты Задачи образовательного взаимодействия в детском саду
 
Задачи образовательного взаимодействия в семье Используемые педагогические технологии и методики, методы, приемы Возможность работы с другими специалистами
Речевое развитие
Проблема: «Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха»
 
Пересказывает и драматизирует небольшие литературные произведения; составляет по плану и образцу рассказы о предмете, по сюжетной картинке, набору картин с фабульным развитием действия. Употребляет в речи синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов. Различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение». Называет в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах. Находит в предложении слова с заданным звуком, определяет местозвука в слове. Чтение художественной литературы Различает жанры литературных произведений. Называет любимые сказки и рассказы; знает наизусть 2-3 любимых стихотворения, 2-3 считалки, 2-3 загадки. Называет 2-3 авторов и 2-3 иллюстраторов книг.  

Выразительно читает стихотворение, пересказывает отрывок из сказки, рассказа.

Создание речевой развивающей среды; свободные диалоги с детьми в играх, наблюдениях, при восприятии картин, иллюстраций, мультфильмов; ситуативные разговоры с детьми; называние трудовых действий и гигиенических процедур, поощрение речевой активности детей; обсуждения (пользы закаливания, занятий физической культурой, гигиенических процедур)
самостоятельное чтение детьми коротких стихотворений, самостоятельные игры по мотивам художественных произведений, самостоятельная работа в уголке книги, в уголке театра, сюжетно-ролевые игры, рассматривание книг и картинок; самостоятельное раскрашивание «умных раскрасок», развивающие настольно-печатные игры, игры на прогулке, автодидактические игры (развивающие пазлы, рамки-вкладыши, парные картинки);
Задача детского сада — вооружать родителей педагогическими знаниями, в частности конкретными знаниями по методике развития речи через использования традиционных и нетрадиционных форм работы:                            
 
Индивидуальные беседы, Консультации по проблеме, Анкетирование, Наглядность- (папки-передвижки, памятки, методическая литература); открытыеиндивидуальные  занятия с ребенком для родителя ( законного представителя) совместные мероприятия: организация игротеки с родителями, создание речевого альбома «Копилка слов и звуков», индивидуальные консультации с логопедом и сурдологом.                        
 
Совместное проведение различных мероприятий с применением традиционных и нетрадиционных форм с узкими специалистами и социальными партнерами.
Социально-коммуникативное развитие:
Проблема: «Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками»
 
•           Самостоятельно отбирает или придумывает разнообразные сюжеты игр. Придерживается в процессе игры намеченного замысла, оставляя место для импровизации. Находит новую трактовку роли и исполняет ее.      Может моделировать предметно-игровую среду. •           В дидактических играх договаривается со сверстниками об очередности ходов, выборе карт, схем; проявляет себя терпимым и доброжелательным партнером. •           Понимает образный строй спектакля: оценивает игру актеров, средства выразительности и оформление постановки. •           В беседе о просмотренном спектакле может высказать свою точку зрения.  Владеет навыками театральной культуры: знает театральные профессии, правила поведения в театре.  Участвует в творческих группах по созданию спектаклей («режиссеры», «актеры», «костюмеры», «оформители» и т. д.).                        •           Самостоятельно ухаживает за одеждой, устраняет непорядок в своем внешнем виде. •           Ответственно выполняет обязанности дежурного по столовой, в уголке природы. •           Проявляет трудолюбие в работе на участке детского сада.     •           Может планировать свою трудовую деятельность; отбирать материалы, необходимые для занятий, игр. •           Соблюдает элементарные правила организованного поведения в детском саду, поведения на улице и в транспорте, дорожного движения. •           Различает и называет специальные виды транспорта («Скорая помощь», «Пожарная», «Милиция!>), объясняет их назначение. •           Понимает значения сигналов светофора. •           Узнает и называет дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта», «Подземный пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи». •           Различает проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, пешеходный переход «Зебра».

•           Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей природе).

Ситуативные беседы при проведении режимных моментов, подчеркивание их пользы; развитие трудовых навыков через поручения и задания, дежурства, навыки самообслуживания; помощь взрослым; участие детей в расстановке и уборке инвентаря и оборудования для занятий, в построении конструкций для подвижных игр и упражнений (из мягких блоков, спортивного оборудования); формирование навыков безопасного поведения при проведении режимных моментов;
индивидуальные игры, совместные игры, все виды самостоятельной деятельности, предполагающие общение со сверстниками;
Приобщение родителей к участию в жизни ДОУ; — повышение психолого-педагогической культуры родителей в вопросах формирования у детей уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к окружающему социуму;

— оказание помощи семьям дошкольников в воспитании у детей норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности

Проведение анкетирования, составление социального паспорта группы с указанием информации о семье, посещение на дому, проведение совместно с родителями праздников и различных нетрадиционных мероприятий, например, таких как родительские собрания в виде таких активных форм сотрудничества: деловые игры, круглые столы, тематические дискуссии, педагогические гостиные, КВН и др. Совместное проведение различных мероприятий с применением традиционных и нетрадиционных форм с психологами и социальными педагогами.
Художественно-эстетическое развитие:
Проблема: «Развитие предпосылок ценностного смыслового восприятия и понимания искусства, мира природы»
 
  • Различает виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное и народное искусство.
  • Называет основные выразительные средства произведений искусства. 

Рисование.

  • Создает индивидуальные и коллективные рисунки, декоративные, предметные и сюжетные композиции на темы окружающей жизни, литературных произведений.
  • Использует разные материалы и способы создания изображения.

Лепка.

  • Лепит различные предметы, передавая их форму, пропорции, позы и движения; создает сюжетные композиции из 2-3 и более изображений,
  • Выполняет декоративные композиции способами налепа и рельефа.
  • Расписывает вылепленные изделия по мотивам народного искусства.

Аппликация.

  • Создает изображения различных предметов, используя бумагу разной фактуры и способы вырезания и обрывания
  • Создает сюжетные и декоративные композиции. 

Музыка.

  • Узнает мелодию Государственного гимна РФ.       
  • Определяет жанр прослушанного произведения (марш, песня, танец) и инструмент, на котором оно исполняется.
  • Определяет общее настроение, характер музыкального произведения.
  • Различает части музыкального произведения (вступление, заключение, запев, припев).
  • Может петь песни в удобном диапазоне, исполняя их выразительно, правильно передавая мелодию (ускоряя, замедляя, усиливая и ослабляя звучание).
  • Может петь индивидуально и коллективно, с сопровождением и без него.
  • Умеет выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, музыкальными образами; передавать несложный музыкальный ритмический рисунок.
  • Умеет выполнять танцевальные движения (шаг с притопом, приставной шаг с приседанием, пружинящий шаг, боковой галоп, переменный шаг).
  • Инсценирует игровые песни, придумывает варианты образных движений в играх и хороводах.

Исполняет сольно и в ансамбле на ударных и звуковысотных детских музыкальных инструментах несложные песни и мелодии.

  • Изготовление предметов для игр, познавательно-исследовательской деятельности; создание макетов, коллекций и их оформление, изготовление украшений для группового помещения к праздникам, сувениров; украшение предметов для личного пользования;
  • оформление выставок работ народных мастеров, произведений декоративно-прикладного искусства, книг с иллюстрациями, репродукций произведений живописи и пр.; тематических выставок (по временам года, настроению и др.), выставок детского творчества, уголков природы;
  • • слушание и обсуждение народной, классической, детской музыки, дидактические игры, связанные с восприятием музыки;
  • • подыгрывание на музыкальных инструментах, оркестр детских музыкальных инструментов;

Источник: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/89-preschool/11550-Karta_individualnogo_obrazovatelnogo_marshruta_rebenka-doshkolnika.html

Ссылка на основную публикацию