Искусство запоминания: всё о методике «запомни и расставь точки»

Запомни и расставь точки

Внимание

Методика «Запомни и расставь точки»

Цель

Оценивается объем внимания ребенка

Оборудование

Лист с точками (Рис.1), лист с пустыми карточками (Рис.2).

Лист с точками предварительно разрезается на 8 малых квадратов, которые затем складываются в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу — квадрат с девятью точками (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек)Рис.1 Лист с точками к заданию «Запомни и расставь точки»Рис.2 Лист с пустыми карточками к заданию «Запомни и расставь точки»

Инструкция

«Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисова­ны точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках».Далее ребенку последовательно, на 1-2 сек, показывается каждая из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди. После каждой очередной карточки предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке за 15 секунд. Это время дается ребенку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке

Оценка результатов

Объемом внимания ребенка считается максимальное число точек, которое ребенок смог правильно воспроизвести на любой из карточек (выбирается та из карточек, на которой было воспроизведено безошибочно самое большое количество точек)Результаты эксперимента оцениваются в баллах следующим образом:

Количество баллов Воспроизведенные точки
10 баллов 6 и более
8-9 баллов от 4 до 5 точек
6-7 баллов от 3 до 4 точек
4-5 баллов от 2 до 3 точек
0-3 балла не более 1

 

Выводы об уровне развития объема внимания

Количество баллов Уровень развитияобъема внимания
10 баллов очень высокий
8-9 баллов высокий
6-7 баллов средний
4-5 баллов низкий
0-3 балл очень низкий

Источник: Р.С. Немов Психология — Кн.3: Психодиагностика

Методика «Найди и вычеркни»

Цель

Определение продуктивности и устойчивости внимания

Оборудование

Ребенку показывают рисунок

Для детей 3-4 лет— рисунок, на котором в случайном порядке даны изображения: грибок, домик, ведерко, мяч, цветок, флажок, елочка, звездочка (Рис.1)

Для детей 4-6 лет— рисунок, на котором в случайном порядке даны изображения простых фигур: треугольник, прямоугольник, флажок, круг, звездочка, полукруг (Рис.2)

Для детей старше 6 лет рекомендуется пользоваться матрицей с кольцами Ландольта

Инструкция

«Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных, знакомых тебе предметов. Когда я скажу слово «начинай», ты по строчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать те предметы, которые я назову. Искать и зачеркивать названные предметы необходимо до тех пор, пока я не скажу слово «стоп». В это время ты должен остановиться и показать мне то изображение предмета, которое ты увидел последним. После этого я отмечу на твоем рисунке место, где ты остановился, и снова скажу слово «начинай». После этого ты продолжишь делать то же самое, т.е. искать и вычер­кивать из рисунка заданные предметы. Так будет несколько раз, пока я не скажу слово «конец». На этом выполнение задания завершится»

Описание

В этой методике ребенок работает 2,5 мин, в течение которых пять раз подряд (через каждые 30 сек) ему говорят слова «стоп» и «начинай».Экспериментатор в этой методике дает ребенку задание искать и разными способами зачеркивать какие-либо два разных предмета, например, звездочку перечеркивать вертикальной линией, а домик — горизонтальной.

Экспериментатор сам отмечает на рисунке ребенка те места, где даются соответствующие командыРис.1 Матрица с фигурками к заданию «Найди и вычеркни» для детей 3-4 летРис.2  Матрица с фигурками к заданию «Найди и вычеркни» для детей в возрасте 5-6 летРис.

3  Матрица с кольцами Ландольта к заданию «Найди и вычеркни» для детей старше 6 лет

Обработка и оценка результатов

При обработке и оценке результатов определяется количество предметов на рисунке, просмотренных ребенком в течение 2,5 мин (150 секунд), т.е.

за все время выполнения задания, а также отдельно за каждый 30-секундный интервал.

Полученные данные вносятся в формулу, по которой определяется общий показатель уровня развитости у ребенка одновременно двух свойств внимания: продуктивности и устойчивости:

S = (0,5 * N – 2,8 n)/120,

где S — показатель продуктивности и устойчивости внимания обследованного ребенка;N — количество изображений предметов на рисунке, просмотренных ребенком за время работы;t — время работы, в секундах;n — количество ошибок, допущенных за время работы. Ошибками считаются пропущенные нужные или зачеркнутые ненужные изображения.

В итоге количественной обработки психодиагностических данных определяются по приведенной выше формуле шесть показателей, один — для всего времени работы над методикой (2,5 мин), а остальные — для каждого 30-секундного интервала. Соответственно, переменная t в методике будет принимать значение 150 и 30.

По всем показателям S, полученным в процессе выполнения задания, строится график (Рис.4), на основе анализа, которого можно судить о динамике изменения во времени продуктивности и устойчивости внимания ребенка.

При построении графика показатели продуктивности и устойчивости переводятся (каждый в отдельности) в баллы по десятибалльной системе следующим образом:

Количество баллов Показатель S
10 баллов выше 1,25
8-9 баллов от 1,00 до 1,25
6-7 баллов от 0,75 до 1,00
4-5 баллов от 0,50 до 0,75
2-3 балла от 0,24 до 0,50
0-1 балл от 0,00 до 0,2

Рис.

4  Варианты графиков, показывающих динамику продуктивности и устойчивости внимания по методике «Найди и вычеркни»Устойчивость внимания в свою очередь в баллах оценивается так:

Количество баллов Устойчивость внимания
10 баллов все точки графика не выходят за пределы одной зоны, а сам график своей формой напоминает кривую 1
8-9 баллов все точки графика расположены в двух зонах наподобие кривой 2
6-7 баллов все точки графика расположены в трех зонах наподобие кривой 3
4-5 баллов все точки графика расположены в четырех зонах наподобие кривой 4
3 балла все точки графика расположены в пяти зонах наподобие кривой 5

На графике представлены различные зоны продуктивности и типичные кривые, которые могут быть получены в результате психодиагностики внимания ребенка по данной методике

Выводы об уровне развития

Количество баллов Продуктивность и устойчивость внимания
10 баллов Очень высокая
8-9 баллов Высокая
4-7 баллов Средняя
2-3 баллов Низкая
0-1 балл Очень низкая

Источник: Осипова А.А., Малашинская Л.И. Диагностика и коррекция внимания: Программа для детей 5-9 летДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТИ

Методика Рене Жиля

Цель

Выявление особенностей межличностных отношений ребенка

Оборудование

Картинки, вопросы, карандаш для ребенка  

Инструкция

Ребенку предлагаются картинки и ситуации:

  1. Вот стол, за которым сидят разные люди. Покажи, где сядешь ты (Рис.1).
  2. И на этой картинке покажи, где ты сядешь (Рис.2).
  3. А теперь размести за этим столом свою семью (Рис.3). (Здесь необходимо предложить ребенку нарисовать свою семью, сидящую за круглым столом, таким же, как в предыдущих картинках.

    )

  4. Ты имеешь возможность уехать на несколько дней отдыхать. Ты можешь взять с собой одного человека. Кого бы ты взял с собой?
  5. Ты потерял очень дорогую для тебя вещь. Кому  первому ты расскажешь об этой неприятности?
  6. Ты на прогулке за городом. Покажи, где находишься ты (Рис.4).
  7. Размести на этом рисунке себя и еще нескольких человек.

    Скажи мне, что это за люди (Рис.5).

  8. Тебе и некоторым другим дали подарки. Кто-то один получил подарок гораздо лучше других. Кого бы ты хотел видеть на его месте?
  9. Твои друзья идут на прогулку.Где находишься ты (Рис.6)?
  10. С кем ты больше всего любишь играть?
  11. Вот твои товарищи. Они ссорятся и, по-моему, даже дерутся. Покажи, где находишься ты.

    Расскажи, что произошло (Рис.7).

  12. Товарищ взял твою игрушку без разрешения. Что ты будешь делать: плакать, жаловаться, кричать, постараешься отобрать, начнешь бить?
  13. Мама не разрешает тебе идти гулять. Что ты сделаешь: надуешь­ся? заплачешь? закричишь? уйдешь, несмотря на запрет? или что-то еще?
  14. Вечером вы всей семьей находитесь дома.

    Расскажи, кто из вас чем занимается.

Интерпретация результатов
1-5-я ситуации связаны с диагностикой семьи. Психологи считают, что те члены семьи, рядом с которыми ребенок себя располагает, душевно ближе всего ему. Тот, кого ребенок располагает напротив себя, наименее приемлем в семье. С ним малыш чувствует внутреннее противоречие.

Интересные сведения могут дать 4-я и 5-я ситуации. Если ребенок отдает предпочтение кому-то, кто не входит в семью, это означает некоторую его изолированность, чувство одиночества в семье

6-7-я ситуации помогают выяснить, отношения с какими людьми ребенок предпочитает поддерживать.

Если он называет только взрослых, это означает, что он испытывает трудности в контактах со сверстниками или сильную привязанность к значимым взрослым. Отсутствие же на рисунке родителей может означать отсутствие эмоционального контакта с ними

Ситуации 8-12 определяют отношения вашего ребенка с другими детьми. Выясняется, есть ли у ребенка близкие друзья, кто получает вместе с ним подарки (8), находится рядом на прогулке (9), с кем малыш предпочитает  играть (10)

11-я и 12-я ситуации определяют стиль поведения ребенка в конфликтных положениях и его умение решать их

13-я и 14-я ситуации определяют особенности реакций ребенка и его поведение при общении с матерью (13) и отцом (14)

Источник: Клюева Н.В., Филиппова Ю.В. Общение. Дети 5-7 лет

Тест на развитие самоконтроля

Цель

Выявить уровень самоконтроляСпособность к самоконтролю предполагает обращение внимания ребенка на содержание собственных действий, способность к оценке результатов этих действий и своих возможностей

Оборудование

4 картинки, которые по очереди предлагаются ребенку

Инструкция

Р ебенку предлагают рассмотреть по очереди 4 картинки, на которых изображены его сверстники в ситуациях неуспеха в деятельности, просят рассказать, что нарисовано (если ситуация понята ребенком неправильно, взрослый дает необходимые разъяснения), объяснить причину неудач детей, изображенных на картинках, и предложить свои варианты решения практической задачи

На первой картинке (рис. 1) изображено, как девочка берет лейку, хочет полить цветы, но не может ее поднять.

На второй картинке (рис. 2) нарисована скамейка, через которую прыгает мальчик, но видно, что он зацепился и падает.
На третьей картинке (рис. 3) девочка собирается качаться на качелях, но никак не может забраться на них.
На четвертой (рис. 4) нарисован мальчик на склоне снежной горы со сломанной лыжей.

Интерпретация ответов (возможные варианты детей)

  1. Если ребенок объясняет, что причина неудач в лейке, скамейке, качелях, горке, т.е. неудачи происходили по не зависящим от персонажей причинам, значит, он еще не научился оценивать себя и контролировать свои действия. Скорее всего, столкнувшись с неудачей, он бросит начатое дело и займется чем-нибудь другим
  2. Если ребенок видит причину события в самих персонажах и предлагает им потренироваться, подрасти, набраться сил, позвать на помощь, значит, у него хорошая способность к самооценке и самоконтролю
  3. Когда ребенок видит причину неудач и в персонаже и в объекте, это говорит еще и о хорошей способности к разностороннему анализу ситуации

Второй и третий варианты ответов свойственны детям, прошедшим кризис 7 лет и способным более правильно (адекватно) оценивать себя и контролировать свою деятельностьПервый вариант ответов — типично «дошкольный», как правило, сочетается с неадекватно завышенной самооценкой, с неумением контролировать и оценивать себя ДИАГНОСТИКА ПАМЯТИ

Методика  «Запомни рисунки»

Цель

Определение объема кратковременной зрительной памяти

Оборудование

Две картинки: рисунок 1, 2

Инструкция

На этой картинке (рис.1) представлены девять разных фигур. Постарайся запомнить их и затем узнать на другой картинке (рис.2), которую я тебе сейчас покажу. На ней, кроме девяти ранее показанных изображений, имеется еще шесть таких, которые ты до сих пор не видел.

Постарайся узнать и показать на второй картинке только те изображения, которые ты видел на первой из картинок».Время показа первой картинки (рис.1) состав­ляет 30 сек. После этого данную картинку убирают из поля зрения ребенка и вместо нее ему показывают вторую картинку (рис.2).

Эксперимент продолжается до тех пор, пока ребенок не узнает все изображения, но не дольше чем 1,5 мин.

Оценка результатов

10 баллов — ребенок узнал на второй картинке (рис. 2) все девять изображений, показанных ему на первой картинке (рис.1), затратив на это меньше 45 сек

8-9 баллов — ребенок узнал на второй картинке (рис. 2) 7 — 8 изображений за время от 45 до 55 сек

6-7 баллов — ребенок узнал 5 — 6 изображений за время от 55 до 65 сек

4-5 баллов — ребенок узнал 3 — 4 изображения за время от 65 до 75 сек

2-3 балла — ребенок узнал 1 — 2 изображения за время от 75 до 85 сек

0-1 балл — ребенок не узнал на второй картинке (рис. 2) ни одного изображения в течение 90 сек и более

 

Выводы об уровне развития кратковременной зрительной памяти

10 баллов —  очень высокий, 8 — 9 баллов —  высокий, 4 — 7 баллов — средний, 2 — 3 балла —  низкий, 0 — 1 балл —  очень низкий Источник: Р.С. Немов Психология — Кн.3: ПсиходиагностикаМышление

Методика «Изучение скорости мышления»

Цель: определение скорости мышления. Оборудование: набор слов с пропущенными буквами, секундомер.

 Слова:

п-ра д-р-во п-и-а п-сь-о
г-ра з-м-к р-ба о-н-
п-ле к-м-нь ф-н-ш з-о-ок
к-са п-с-к х-кк-й к-ш-а
т-ло с-ни у-и-ель ш-ш-а
р-ба с-ол к-р-ца п-р-г
р-ка ш-о-а б-р-за ш-п-а
п-ля к-и-а п-е-д б-р-б-н
с-ло с-л-це с-ег к-нь-и
м-ре д-с-а в-с-а д-р-в-

Порядок исследования. В приведенных словах пропущены буквы. Каждая черточка соответствует одной букве. За три минуты необходимо образовать как можно больше существительных единственного числа. Обработка и анализ результатов: 25-30 слов — высокая скорость мышления; 20-24 слова — хорошая скорость мышления; 15-19 слов — средняя скорость мышления; 10-14 слов — ниже средней; до 10 слов — инертное мышление.

Этими критериями следует пользоваться при оценке учащихся 2-4-х классов, первоклассников можно исследовать со второго полугодия и начинать отсчет с третьего уровня: 19-16 слов — высокий уровень мышления; 10-15 слов — хороший; 5-9 слов — средний; до 5 слов — низкий.

Источник: http://netnado.ru/zapomni-i-rasstave-tochki/page-1.html

Методика 3 «Запомни и расставь точки»

С помощью данной методики оценивается объем внимания ребенка. Для этого используется стимульный материал, изображенный на рис.3.

Лист с точками предварительно разрезается на 8 малых квадратов, которые затем складываются в стопку та­ким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу — квадрат с девятью точками (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек).

Перед началом эксперимента ребенок получает следующую инструкцию:

«Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисова­ны точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустыхклеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках».

Далее ребенку последовательно, на 1-2 сек, показывается каждая из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди и после каждой очередной карточки предлагается вос­произвести увиденные точки в пустой карточке (рис. 4) за 15 сек..Это время дается ребенку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке.

Оценка результатов

Объемом внимания ребенка считается максимальное число точек, которое ребенок смог правильно воспроизвести на любой из карточек (выбирается та из карточек, на которой было вое произведено безошибочно самое большое количество точек). Ре­зультаты эксперимента оцениваются в баллах следующим образом:

10 баллов — ребенок правильно за отведенное время воспроизвел на карточке 6 и более точек.

8-9 баллов — ребенок безошибочно воспроизвел на карточке от 4 до 5 точек.

5-7 баллов — ребенок правильно восстановил по памяти от 3 до 4 точек.

4-5 баллов — ребенок правильно воспроизвел от 2 до 3 точек.

0-3 балла — ребенок смог правильно воспроизвести на одной карточке не более одной точки.

Выводы об уровне развития

10 баллов —очень высокий

8-9 баллов —высокий

6-7 баллов —средний

4-5 баллов —низкий

0-3 балла —очень низкий

7 5 3 1
n n n n
n n n n n n
n n n n n
n n n n n
8 6 4 2
n n n n n
n n n n n n n
n n n n n n n n
n n n n
рис. 3. Стимульный материал к заданию «Запомни и расставь точки».

рис. 4. Матрицы к заданию «Запомни и расставь точки».

II Память

Методика 1 Оценка объема кратковременной зрительной памяти

Ребенку поочередно предлагают каждый из следующих двух рисунков (рис. 1 А, Б). После предъявления каждой части рисунка, А и Б, ребенок получает трафаретную рамку (рис. 2 А, Б) с просьбой нарисовать на ней все линии, которые он видел и запомнил на каждой части рис. 1. По результатам двух опытов устанавливается среднее количество линий, которое он воспро­извел по памяти правильно.

рис.1. Стимульные изображения ломаных линий для методики определения объема кратковременной и оперативной зрительной памяти.

рис.2. Трафаретные рамки для воспроизводства стимульных изображений в методике определения объема кратковременной зрительной памяти.

Правильно воспроизведенной считается линия, длина и ори­ентация которой не намного отличаются от длины и ориентации соответствующей линии на исходном рисунке (отклонение на­чала и конца линии не более чем на одну клетку, при сохранении угла ее наклона).

Полученный показатель, равный числу правильно воспро­изведенных линий, рассматривается как объем зрительной памяти.

Методика 2 «Запомни рисунки»

Данная методика предназначена для определения объема кратковременной зрительной памяти. Дети в качестве стимулов получают картинки, представленные на рис. 3 А. Им дается ин­струкция примерно следующего содержания:

«На этой картинке представлены девять разных фигур. Постарайся запомнить их и затем узнать на другой картинке (рис. 3 Б), которую я тебе сейчас покажу. На ней, кроме девяти ранее пока­занных изображений, имеется еще шесть таких, которые ты до сих пор не видел. Постарайся узнать и показать на второй картинке только те изображения, которые ты видел на первой из картинок».

Время экспозиции стимульной картинки (рис. 3 А) составляет 30 сек. После этого данную картинку убирают из поля зре­ния ребенка и вместо нее ему показывают вторую картинку — рис. 3 Б. Эксперимент продолжается до тех пор, пока ребенок не узнает все изображения, но не дольше чем 1,5 мин.

Оценка результатов

10 баллов —ребенок узнал на картинке 3 Б все девять изобра­жений, показанных ему на картинке 3 А, затратив на это меньше 45 сек.

8-9 баллов —ребенок узнал на картинке 3 Б 7-8 изображений за время от 45 до 55 сек.

6-7 баллов —ребенок узнал 5-6 изображений за время от 55 до 65 сек.

4-5 баллов —ребенок узнал 3-4 изображения за время от 65 до 75 сек.

2-3 балла —ребенок узнал 1-2 изображения за время от 75 до 85 сек.

0-1 балл —ребенок не узнал на картинке 3 Б ни одного изображения в течение 90cек. и более.

Источник: https://studopedia.net/3_36392_metodika—zapomni-i-rasstav-tochki.html

Методика, Автор Источник Дети Постановка диагноза Диагностические критерии по классификации dsm IV заваденко Н. Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. М., 2005

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Выбор этой методики обусловлен тем, что с помощью данной методики оценивается объём внимания ребёнка. Для этого использовался стимульный материал, изображённый на рисунке 3.

Лист с точками предварительно разрезался на 8 малых квадратов, которые затем складывались в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу – квадрат с девятью точками (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек).

Перед началом эксперимента ребенок получал следующую инструкцию:

«Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках».

Далее ребенку последовательно, на 1–2 сек, показывалась каждая из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди и после каждой очередной карточки предлагалось воспроизвести увиденные точки в пустой карточке за 15 сек. Это время давалось ребенку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке.

Методика Е.Е. Кравцовой «Да и нет».

Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты, опросники). Сост. Е.В. Доценко. – Волгоград, 2007.

Цель: выявить уровень сформированности контекстного общения со взрослыми у детей 6 – 7 летнего возраста.

Метод: эксперимент, беседа.

Материал: два комплекта вопросов.

Процедура проведения.

Методика Е.Е. Кравцово построена на основе общеизвестной детской игры в фанты. Согласно инструкции ребенок должен отвечать на вопросы экспериментатора с таким расчетом, что требуют употребления именно запрещенных слов.

Предполагается, что дети, утратившие непосредственность поведения, смогут перейти от импульсивных ответов, на которые провоцировал прямой смысл задаваемых вопросов, к ответам, соответствующим правилам игры.

В этом случае количество верных ответов становится прямым показателем произвольности в общении.

Эксперимент состоит из трех серий. Проводится индивидуально, ответы протоколируются.

Первая серия. Дети отвечают на вопросы взрослого, не используя слов «да», «нет». Экспериментатор объясняет ребенку правила игры, приводит примеры вопросов и ответов на них, задает пробные вопросы, а затем переходит к собственно игре.

Всего ребенку задается 25 вопросов: 20 провоцирующих и 5 нейтральных. В этой серии экспериментатор никак не оценивает ответы детей и на их прямые вопросы «Правильно?» не отвечает. По окончании игры в этой серии ребенок должен повторить правила игры, а затем оценить свои ответы, то есть сказать, использовал он или нет запрещенные слова.

Вторая серия. Взрослый задает детям аналогичные вопросы (но не те же, что в первой серии, а из второго набора). В отличие от первой серии, после каждого ответа дается оценка его верности – соответствия правилам игры. Если ребенок отвечает неверно, то экспериментатор забирает у него фант. Фантами могут служить, например, игрушки, разрезные картинки.

Третья серия. Детям предлагаются вопросы, аналогичные тем, которые задавались в предыдущих сериях. Однако, отвечать на эти вопросы дети должны только после «знака» экспериментатора.

Взрослый подавал «знак» через десять секунд после каждого вопроса.

Если дети пытаются отвечать на вопрос, не дожидаясь «знака», то экспериментатор останавливает их и обращает внимание на то, что «знака» еще не было и отвечать пока нельзя.

Обработка данных.

По результатам эксперимента для каждой возрастной группы вычисляют среднее количество верных ответов и среднее время работы, выделяют самые трудные и самые легкие вопросы, определяют количество детей в каждой группе, правильно оценившие свои ответы.

На основании полученных данных выявляют уровень сформированности контекстного общения ребенка со взрослыми. Рассматривают результативность деятельности детей в эксперименте (количество верных ответов) во взаимосвязи с показателем уровня произвольности в общении со взрослым.

Вопросы к методике «Да и нет не говорите»

(первый комплект)

  1. Ты любишь смотреть мультфильмы?

  2. Ты видел когда-нибудь кошку?

  3. Солнышко какого цвета?

  4. Ты сейчас ешь конфету?

  5. Днем есть на небе звезды?

  6. Сейчас ночь?

  7. Завтра ты пойдешь в школу?

  8. В каком городе ты живешь?

  9. Когда выходной, ты ходишь в детский сад?

  10. Птички в норках живут?

  11. Может ли кошка съесть мышку?

  12. Рыбки живут в воде?

  13. После зимы наступает осень?

  14. Летом в пальто ходят?

  15. Ты любишь рисовать?

  16. На день рождения тебе подарили подарок?

  17. Как зовут твоего друга?

  18. Снег летом бывает?

  19. Ты хочешь стать космонавтом (артисткой)?

  20. Ты делаешь утром зарядку?

  21. Игрушки живые?

  22. Какого цвета халат у врача?

  23. Ты сейчас спишь?

Вопросы к методике «Да и нет не говорите»
(второй комплетк)

  1. Сейчас идет дождь?

  2. Ты красивый?

  3. Ты умеешь разговаривать?

  4. Какого цвета небо?

  5. У тебя есть нос?

  6. Ты любишь жевательную резинку?

  7. Ты хотел бы уехать в Америку?

  8. Купить тебе самолет?

  9. Где живут лягушки?

  10. Хочешь стать волшебником?

  11. Пойдешь ко мне жить?

  12. Любишь папу с мамой?

  13. У тебя есть кот?

  14. Тебе нравится в садике?

  15. Сколько ножек у стола?

  16. Хочешь стать летчиком?

  17. Сейчас весна?

  18. Зимой шуба греет?

  19. Солнце светит всегда?

  20. Когда снег бывает?

  21. Белые медведи живут на севере?

  22. У тебя есть бабушка?

  23. Вода мокрая?

  24. Тебя зовут Сережа?

  25. Кем ты хочешь стать?

Методика «10 слов» (А.Р. Лурия).

Бобченко Т.Г., Пронина Е.В. Организация производственной практики в дошкольном образовательном учреждении. – Владимир, 2008.

Методика предназначена для изучения развития речевой кратковременной непосредсвенной механической памяти, динамики запоминания. Методика может быть использована для обследования детей, начиная с 5 лет. Проводится индивидуально.

Содержание методики включает инструкцию, стимульный материал, бланк для фиксирования ответов.

Стимульный материал представлен 10 именами существительными, не связанными между собой по смыслу, значение которых знакомо дошкольнику: лес, хлеб, окно, стул, вода, брат, конь, гриб, игла, мед.

Провдится в 5 этапов

Инструкция: «Сейчас я прочту 10 слов. Слушать надо внимательно. Когда окончу читать, сразу же повтори столько слов, сколько запомнишь. Повторять можно в любом порядке. Понятно?»

Экспериментатор читает слова медленно, четко. Когда испытуемый повторяет слова, экспериментатор в своем протоколе ставит крестики под этими словами. Записываются в соответствующей ячейке слова, которые ребенок запомнил с ошибкой.

Затем экспериментатор продолжает инструкцию (второй этап). Продолжение инструкции. «Сейчас я снова прочту те же самые слова, и ты опять должен повторить их — и те, которые уже назвал, и те, которые в первый раз пропустил,— все вместе, в любом порядке».

3 – 5 этапы. Инструкция: «Еще раз».

Ответы ребенка не исправляются и не критикуются. В конце надо обязательно похвалить: «Задание было трудное, ты молодец, много запомнил».

Количественный анализ

1. Подсчитать количество правильно воспроизведенных слов после каждого предъявления – Рn, где n – порядковый номер предъявления

2. Вычислить показатель продуктивности запоминания – среднее значение правильно воспроизведенных слов

P cp = (P1 + P2 + P3 + P4 + P5) / 5

3. Построить диаграмму «Динамики продуктивности запоминания».

Качественный анализ

  • Уровень патологии – 0-1 слово
  • Слабый уровень, субнорма – 2 слова
  • Средний уровень – 3-4 слова
  • Хороший уровень – 5-7 слов
  • Высокий уровень – 8-10 слов

Таким образом, для 5-7 летних детей показатель продуктивности запоминания в норме равен 3-5 единицам.

По форме кривой можно делать некоторые выводы относительно особенностей запоминания детей. У здоровых детей количество правильно воспроизведенных слов планомерно увеличивается.

Если количество правильно воспроизведенных слов на одном из этапов начинает планомерно уменьшаться, это свидетельствует о повышенной утомляемости, снижении концентрации внимания.

Кривая, имеющая вид плато, характерна для эмоционально вялых детей, не заинтересованных в том, чтобы запомнить лучше.

Неустойчивая продуктивность запоминания и зигзагообразная кривая имеет место при неустойчивом внимании.

Анализ допущенных ошибок.

Если ребенок заменяет исходные слова близкими по смыслу «конь» — «лошадка», «хлеб» — «булка», «брат» — «мальчик» и т.д. – это значит, что происходит образное кодирование информации, и зрительная память дошкольника доминирует над аудиальной.

Ребенок запоминает не то, что слышит, а тот образ, которые при этом у него активизируется. В этом случае понимать и запоминать информацию ребенок будет неточно, искаженно.

В этом случае при проведении коррекционно-формирующей работы важно контролировать точность воспроизведения информации ребенком, следить за правильностью его речи, уточнять значения слов.

Употребление уменьшительно-ласкательных форм слова – «братик», «грибок», «лошадка» — характерно для инфантильных детей.

Застревание на ошибках – повторяют одну и ту же ошибку от этапа к этапу – свидетельствует об инертности познавательных процессов.

Динамика продуктивности запоминания.

У здоровых детей количество правильно воспроизведенных слов планомерно увеличивается.

Если количество правильно воспроизведенных слов на одном из этапов начинает планомерно уменьшаться, это свидетельствует о повышенной утомляемости, снижении концентрации внимания.

Кривая, имеющая форму плато, характерна для эмоционально вялых детей, не заинтересованных в том, чтобы запомнить лучше.

Неустойчивая продуктивность запоминания и зигзагообразная кривая имеют место при неустойчивом внимании.

При написании выводов учитываются результаты количественного и качественного анализа.

Протокол обследования

Фамилия, имя _______________________________ Возраст ________________

Дата обследования _____________________________

Этап Лес Хлеб Окно Стул Вода Брат Конь Гриб Игла Мёд Лишние слова Рn
1
2
3
4
5
Рср

Методика «Лабиринт»

Павлова Т.Л. Диагностика готовности ребенка к школе. – М., 2007

Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. – М., 1999

Методика направлена на выявление уровня сформированности наглядно-образного (в частности, наглядно-схематического) мышления (умения пользоваться схемами и условными изображениями при ориентировке в ситуации).

Материал представляет собой изображение полянок с развет­вленными дорожками и домиками на их концах, а также «писем», условно указывающих путь к одному из домиков, по­мещенных под полянкой. Вводные задачи состоят из двух задач — задачи «А» и задачи «Б». Решение каждой из задач проверяется экспери­ментатором. Далее следуют основные задачи.

На рисунках к задачам 1-2 изображены только разветвленные дорожки и до­мики в конце них; на всех остальных каждый участок дорож­ки помечен ориентиром, причем в задачах 3-4 одинаковые по содержанию ориентиры даны в разной последовательности; в задачах 5-6 каждое разветвление помечено двумя одинаковыми ориентирами.

В задачах 7-10 два одинаковых ориентира даны в разных последовательностях и расставлены не на отрезках пути, а в точках разветвления. На «письмах» к задачам 1-2 изображена ломаная линия, показывающая направление пути, по которому должен вестись поиск. В «письмах» к задачам 3-6 в определенной последовательности снизу вверх даны изображения тех предметов, мимо которых надо идти.

В «письмах» к задачам 7-10 изображены одновременно и повороты пути (ло­маная линия), и необходимые ориентиры.

Чтобы найти нужный путь, ребенок должен учитывать в задачах 1-2 направления поворотов, в задачах 3-4 — харак­тер ориентиров и их последовательность, в задачах 5-6 — со­четания ориентиров в определенной последовательности, в за­дачах 7-10 — одновременно ориентиры и направления пово­ротов.

  1. Документ

    А. В. Карпов (отв. ред.), Л. Ю. Субботина (зам. отв. ред.), А. Л. Журавлев, М. М. Кашапов, Н. В. Клюева, Ю. К. Корнилов, В. А. Мазилов, Ю. П. Поваренков, В.

  2. Документ

    Валеопедагогические проблемы здоровьеформирования у детей, подростков и молодежи. Материалы IV межвузовской студенческой научно-практической конференции.

  3. Документ

    Современная ситуация в методологии психологии характеризуется противостоянием традиционного (академического) направления и огромного количества школ и течений, новых психологических подходов к пониманию теории и практики этой науки.

Источник: https://refdb.ru/look/2437210-p3.html

Методика «запомни и расставь точки»

С помощью данной методики оценивается объем внимания ребенка. Для этого используется стимульный материал, изображенный на рис. 1.

Лист с точками предварительно разрезается на 8 малых квадратов, которые затем складываются в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу – квадрат с девятью точками (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек).

Перед началом эксперимента ребенок получает следующую инструкцию:

«Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках».

Далее ребенку последовательно, на 1–2 сек, показывается каждая из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди и после каждой очередной карточки предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке (рис. 2) за 15 сек. Это время дается ребенку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке.

Оценка результатов:

Объемом внимания ребенка считается максимальное число точек, которое ребенок смог правильно воспроизвести на любой из карточек (выбирается та из карточек, на которой было воспроизведено безошибочно самое большое количество точек). Результаты эксперимента оцениваются в баллах следующим образом:

10 баллов – ребенок правильно за отведенное время воспроизвел на карточке 6 и более точек.

8–9 баллов – ребенок безошибочно воспроизвел на карточке от 4 до 5 точек.

6–7 баллов – ребенок правильно восстановил по памяти от 3 до 4 точек.

4–5 баллов – ребенок правильно воспроизвел от 2 до 3 точек.

0–3 балла – ребенок смог правильно воспроизвести на одной карточке не более одной точки.

Выводы об уровне развития:

10 баллов – очень высокий.

8–9 баллов – высокий.

6–7 баллов – средний.

4–5 баллов – низкий.

0–3 балла – очень низкий.

Рис 1. Стимульный материал к заданию

«Запомни и расставь точки»

Рис 2. Матрицы к заданию «Запомни и расставь точки»

МЕТОДИКА «ПРОСТАВЬ ЗНАЧКИ»

Тестовое задание в этой методике предназначено для оценки переключения и распределения внимания ребенка. Перед началом выполнения задания ребенку показывают рисунок и объясняют, как с ним работать.

Эта работа заключается в том, чтобы в каждом из квадратиков, треугольников, кружков и ромбиков проставить тот знак, который задан вверху на образце, т. е., соответственно, галочку, черту, плюс или точку.

Ребенок непрерывно работает, выполняя это задание в течение двух минут, а общий показатель переключения и распределения его внимания определяется по формуле:

S=(0,5N – 2,8n)/120

где S – показатель переключения и распределения внимания;

N –количество геометрических фигур, просмотренных и помеченных соответствующими знаками в течение двух минут;

п –количество ошибок, допущенных во время выполнения задания. Ошибками считаются неправильно проставленные знаки или пропущенные, т. е. не помеченные соответствующими знаками, геометрические фигуры.

Оценка результатов:

10 баллов– показатель S больше чем 1,00.

8–9 баллов– показатель S находится в пределах от 0,75 до 1,00.

6–7 баллов– показатель S располагается в пределах от 0,50 до 0,75.

4–5 баллов– показатель S находится в интервале от 0,25 до 0,50.

0–3 балла– показатель Sнаходится в пределах от 0,00 до 0,25.

Выводы об уровне развития:

10 баллов – очень высокий.

8–9 баллов – высокий.

6–7 баллов – средний.

4–5 баллов – низкий.

0–3 балла – очень низкий.

Материал к методике «Проставь значки»

Восприятие

МЕТОДИКА «УЗНАЙ, КТО ЭТО»

Прежде чем применять эту методику, ребенку объясняют, что ему будут показаны части, фрагменты некоторого рисунка, по которым необходимо будет определить то целое, к которому эти части относятся, т. е. по части или фрагменту восстановить целый рисунок.

Психодиагностическое обследование при помощи данной методики проводится следующим образом. Ребенку показывают рисунок, на котором листком бумаги прикрыты все фрагменты, за исключением фрагмента «а». Ребенку предлагается по данному фрагменту сказать, какому общему рисунку принадлежит изображенная деталь.

На решение данной задачи отводится 10 сек. Если за это время ребенок не сумел правильно ответить на поставленный вопрос, то на такое же время – 10 сек – ему показывают следующий, чуть более полный рисунок «б», и так далее до тех пор, пока ребенок, наконец, не догадается, что изображено на этом рисунке.

Учитывается время, в целом затраченное ребенком на решение задачи, и количество фрагментов рисунка, которые ему пришлось просмотреть прежде, чем принять окончательное решение.

Оценка результатов:

10 баллов – ребенок по фрагменту изображения «а» за время меньшее, чем 10 сек, сумел правильно определить, что на целом рисунке изображена собака.

7–9 баллов– ребенок установил, что на данном рисунке изображена собака, только по фрагменту изображения «б», затратив на это в целом от 11 до 20 сек.

4–6 баллов– ребенок определил, что это собака, только по фрагменту «в», затратив на решение задачи от 21 до 30 сек.

2–3 балла– ребенок догадался, что это собака, лишь по фрагменту «г», затратив от 30 до 40 сек.

0–1 балл– ребенок за время, большее, чем 50 сек, вообще не смог догадаться, что это за животное, просмотрев все три фрагмента: «а», «б» и «в».

Выводы об уровне развития:

10 баллов– очень высокий.

8–9 баллов– высокий.

4–7 баллов– средний.

2–3 балла– низкий.

0–1 балл– очень низкий.



Источник: https://infopedia.su/12x1bdb.html

Методика Пьерона-Рузера

ДИАГНОСТИКА ВНИМАНИЯ

  1. Методика «Запомни и расставь точки»
  2. Методика «Проставь значки»
  3. Методика Пьерона Рузера
  4. Методика Когана
  5. Методика «Найди и вычеркни»

Методика «Запомни и расставь точки»

Цель
Оценивается объем внимания ребенка

Оборудование Лист с точками (Рис.1), лист с пустыми карточками (Рис.2).

Лист с точками предварительно разрезается на 8 малых квадратов, которые затем складываются в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу — квадрат с девятью точками (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек)

Рис.1 Лист с точками к заданию «Запомни и расставь точки»

Рис.2 Лист с пустыми карточками к заданию «Запомни и расставь точки»

Инструкция

«Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисова­ны точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках».

Далее ребенку последовательно, на 1-2 сек, показывается каждая из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди. После каждой очередной карточки предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке за 15 секунд. Это время дается ребенку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке

Оценка результатов

Объемом внимания ребенка считается максимальное число точек, которое ребенок смог правильно воспроизвести на любой из карточек (выбирается та из карточек, на которой было воспроизведено безошибочно самое большое количество точек)

Результаты эксперимента оцениваются в баллах следующим образом:

Количество баллов Воспроизведенные точки
10 баллов 6 и более
8-9 баллов от 4 до 5 точек
6-7 баллов от 3 до 4 точек
4-5 баллов от 2 до 3 точек
0-3 балла не более 1

Выводы об уровне развития объема внимания

Количество баллов Уровень развития объема внимания
10 баллов очень высокий
8-9 баллов высокий
6-7 баллов средний
4-5 баллов низкий
0-3 балл очень низкий

Источник: Р.С. Немов Психология — Кн.3: Психодиагностика

Методика «Проставь значки»

Цель
Оценка переключения и распределения внимания ребенка

Оборудование
Ребенку показывают рисунок

Инструкция
Перед началом выполнения задания ребенку показывают рисунок и объясняют, как с ним работать. Эта работа заключается в том, чтобы в каждом из квадратиков, треугольников, кружков и ромбиков проставить тот знак, который задан вверху на образце, т.е., соответственно, галочку, черту, плюс и точку.

Ребенок непрерывно работает, выполняя это задание в течение двух минут (120 секунд), а общий показатель переключения и распределения его внимания определяется по формуле:

S = (0,5 * N – 2,8 n)/120
где S — показатель переключения и распределения внимания;
N — количество геометрических фигур, просмотренных и помеченных соответствующими знаками в течение двух минут;
n — количество ошибок, допущенных во время выполнения задания

Ошибками считаются неправильно проставленные знаки или пропущенные, т.е. не помеченные соответствующими знаками, геометрические фигуры

Оценка результатов

Количество баллов Показатель S
10 баллов выше 1,00
8-9 баллов от 0,75 до 1,00
6-7 баллов от 0,50 до 0,75
4-5 баллов от 0,25 до 0,50
0-3 балла от 0,00 до 0,25

Выводы об уровне развития

Количество баллов Уровень развития внимания
10 баллов очень высокий
8-9 баллов высокий
6-7 баллов средний
4-5 баллов низкий
0-3 балл очень низкий

Лист к методике «Проставь значки»

Источник: Р.С. Немов Психология — Кн.3: Психодиагностика

Методика Пьерона-Рузера

Цель
Определение объема кратковременной зрительной памяти

Данная методика используется для исследования и оценки таких параметров внимания, как его устойчивость, возможность переключения, распределения, а также особенностей темпа деятельности, врабатываемость в зада­ние, проявление признаков утомления и пресыщения.

В своем классическом варианте предъявления методика в полном объеме реализует возможность вы­явления уровня сформированности произвольной регуляции психических функций (программирования собственной деятельности и ее контроля, удержания инструкции, распределения внимания по ряду признаков).

Методика также дает представление о скорости и качестве формирования простой программы дея­тельности, усвоения нового способа действий, степени развития элементарных графических навыков, зрительно-моторной координации

Материал
Бланк методики с изображением геометрических фигур (4 типа фигур), расположенных на одинаковом расстоянии друг от друга в квадратной матрице 10×10. Простой карандаш средней мягкости (ТМ)

Рис.1. Образец бланка методики Пьерона-Рузера

Возрастной диапазон применения
Методика может быть использована в работе с детьми 5-8 лет

Процедура проведения и регистрации результатов
Перед ребенком кладется чистый бланк методики. Психолог, заполняя пустые фигурки образца (в левой верхней части бланка), говорит:

Инструкция
«Смотри, вот в этом квадратике я поставлю точку, в треугольнике — вот такую черточку (вертикальную), круг оставлю чистым, ничего в нем не нарисую, а в ромбе — вот такую черточку (горизонтальную). Все остальные фигуры ты заполнишь сам, точно так же, как я тебе показал» (еще раз повторить, где и что нарисовать — устно). Иногда имеет смысл добавить, что фигу­ры в бланке надо заполнять все подряд, не выбирая одинаковых

Образец на листе остается открытым до конца работы ребенка.

В зависимости от возраста ребенка и задач исследования условные обозна­чения (точка, тире, вертикальная линия) могут ставиться в одной, двух или трех фигурах.

Четвертая фигура всегда должна оставаться «пустой». Важно, чтобы метки в фигурах не были «гомологичны» форме фигуры. Данная методика может быть использована и в ситуации групповой диагностики.

Детям до 5,5-6,5-летнего возраста можно уменьшить объем предлагаемого задания, например до 6-7 строк (60-70 фигур). Анализ результатов выполнения методики при этом остается прежним

После того, как ребенок приступил к работе, психолог включает секундомер и фиксирует количество фигур бланка, заполняемых ребенком каждые 30 секунд или 1 минуту, например, делая отметки в виде точек или черточек прямо на бланке. О подобной регистрации ребенка лучше предупредить заранее

Желательно отметить, хотя бы приблизительно, с какого момента ребенок начинает работать по памяти, то есть без опоры взглядом на образец

В протоколе необходимо указать, как ребенок заполняет фигуры: старательно, аккуратно или импульсивно; как это отражается на темпе работы; какая мотивация оказалась наиболее действенной для ребенка

Источник: https://megaobuchalka.ru/3/4536.html

Ссылка на основную публикацию