Как определить уровень школьной тревожности с помощью методики филлипса

Тест Филлипса на школьную тревожность. Методика диагностики уровня тревожности по Филипсу

Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса (Филипса) позволяет оценить не только общий уровень школьной тревожности, но и составляющие общей тревожности, связанные с различными областями школьной жизни.

Школьная тревожность – это самое широкое понятие, включающее различные аспекты устойчивого школьного эмоционального неблагополучия.

Она выражается повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в волнении и ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны учителей, одноклассников.

У ребенка пониженная самооценка и он постоянно не уверен в правильности своего поведения.

Методика Филлипса предназначена для диагностики уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста. Опросник достаточно прост в проведении и обработке, поэтому хорошо зарекомендовал себя.

Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить “Да” или “Нет”.

Диагностика может проводиться как в индивидуальной, так и групповой форме. Вопросы предъявляются либо письменно, либо на слух. Присутствие учителя или классно­го руководителя в помещении, где проводится тестирование, крайне не­ желательно.

Тест Филлипса на школьную тревожность (Методика диагностики уровня тревожности по Филипсу):

Инструкция.

Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь.

Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ “+”, если Вы согласны с ним, или “-”, если не согласны.

Вопросы-утверждения методики.

  1. Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?
  2. Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал?
  3. Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?
  4. Снится ли тебе временами, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок?
  5. Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?
  6. Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит?
  7. Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?
  8. Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?
  9. Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?
  10. Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?
  11. Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?
  12. Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год?
  13. Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?
  14. Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?
  15. Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, чего хочешь ты?
  16. Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?
  17. Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители?
  18. Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?
  19. Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, ли ты сделаешь ошибку при ответе?
  20. Похож ли ты на своих одноклассников?
  21. Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?
  22. Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь?
  23. Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?
  24. Верно ли, что большинство ребят относится к тебе по-дружески?
  25. Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников?
  26. Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?
  27. Боишься ли ты временами вступать в спор?
  28. Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?
  29. Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?
  30. Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием?
  31. Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?
  32. Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не справляются с учебой?
  33. Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимание?
  34. Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?
  35. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?
  36. Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?
  37. Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?
  38. Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?
  39. Считаешь ли ты, что одеваешься в школу так же хорошо, как и твои одноклассники?
  40. Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие?
  41. Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе?
  42. Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?
  43. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?
  44. Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?
  45. Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение?
  46. Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята?
  47. Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?
  48. Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе?
  49. Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше?
  50. Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием?
  51. Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание?
  52. Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?
  53. Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним?
  54. Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, чего не можешь ты?
  55. Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты?
  56. Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу?
  57. Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо?
  58. Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом?

Обработка результатов.

При обработке результатов выделяют вопросы; ответы на которые не совпадают с ключом теста. Например, на 58-й вопрос ребенок ответил “Да”, в то время как в ключе этому вопросу соответствует “-”, то есть ответ “нет”. Ответы, не совпадающие с ключом — это проявления тревожности.

Ключ к тесту.

1 — 7- 13- 19- 25 + 31 — 37- 43 + 49- 55-
2 _ 8- 14- 20 + 26- 32- 38 + 44 + 50- 56-
3- 9- 15- 21 — 27- 33- 39 + 45- 51 — 57-
4- 10- 16- 22 + 28- 34- 40- 46- 52- 58-
5- 11 + 17- 23- 29- 35 + 41 + 47- 53-
6- 12- 18- 24 + 30 + 36 + 42 — 48- 54-

Интерпретация, расшифровка и содержательная характеристика каждого синдрома (фактора).

При обработке подсчитывается общее число несовпадений по всему тексту. Если оно больше 50 %, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75 % от общего числа вопросов теста – о высокой тревожности.

Также подсчитывается число совпадений по каждому из 8 факторов тревожности, выделяемых в тексте. Уровень тревожности определяется так же, как в первом случае. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.

Факторы № вопросов
1. Общая тревожность в школе 2, 3, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53. 54. 55, 56, 57, 58;сумма = 22
2. Переживание социального стресса 5. 10, 15. 20, 24. 30, 33, 36. 39, 42, 44; сумма = 11
3. Фрустрация потребности в достижение успеха 1. 3, 6. 11. 17. 19, 25, 29, 32, 35, 38, 41, 43; сумма = 13
4. Страх самовыражения 27, 31, 34, 37, 40, 45; сумма = 6
5. Страх ситуации проверки знаний 2, 7, 12, 16, 21, 26; сумма = 6
6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих 3,8,13,17.22; сумма = 5
7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу 9,14.18.23,28; сумма = 5
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями 2,6,11,32.35.41.44.47; сумма = 8
  1. Общая тревожность в школе — общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.
  2. Переживания социального стресса – эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего — со сверстниками).
  3. Фрустрация потребности в достижении успеха — неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д.
  4. Страх самовыражения — негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.
  5. Страх ситуации проверки знаний — негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно — публичной) знаний, достижений, возможностей.

Источник: https://psycabi.net/testy/571-test-fillipsa-na-shkolnuyu-trevozhnost-metodika-diagnostiki-urovnya-trevozhnosti-po-filipsu

Методика «Тест уровня школьной тревожности Филлипса»

ТЕСТ УРОВНЯ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ФИЛЛИПСА

Одной из самых распространённых проблем, с которой сталкивается школьный психолог, является школьная тревожность.

Своевременное выявление этого состояния чрезвычайно важно, поскольку оно оказывает отрицательное влияние на все сферы жизни ребёнка: здоровье и состояние психики, общение со сверстниками и учителями, успеваемость в школе, поведение как в учебном заведении, так и за его пределами.

Определение школьной тревожности. Причины

Школьная тревожность — довольно многогранное понятие, включающее в себя различные формы психологического напряжения ребёнка в школе и имеющее следующие признаки:

  • неуверенность и неадекватность поведения;
  • необоснованная уверенность в несправедливом, предвзятом отношении к себе со стороны учителей и одноклассников;
  • чрезмерная скованность как на занятии, так и во время перемены;
  • чувство дискомфорта в обычных школьных ситуациях;
  • беспокойство по незначительным поводам;
  • повышенная ранимость, чувствительность;
  • нежелание ходить в школу;
  • раздражительность и агрессивные проявления;
  • отсутствие усидчивости при выполнении заданий учителя;
  • полная потеря интереса к происходящему на уроке;
  • болезненное восприятие критических замечаний в свой адрес;
  • постоянная неуверенность в правильности своих действий;
  • страх сделать что-то неправильно и выглядеть аутсайдером в глазах сверстников;
  • ожидание неодобрения и порицания со стороны учителей;
  • снижение концентрации внимания на уроках, рассеянность;
  • страх потерять или испортить школьные принадлежности.

Часто именно школьная тревожность является провоцирующим фактором, пусковым механизмом расстройства внутренней эмоциональной сферы личности.

Основными причинами школьной тревожности являются:

  • внутренний конфликт, в основании которого потребности самого ребёнка;
  • конфликты с одноклассниками и педагогами;
  • завышенные требования, не соответствующие психофизиологическому развитию ребёнка;
  • противоречивые требования со стороны родителей и учителей;
  • специфика воспитательной и образовательной системы школы;
  • особенности психофизиологической организации ученика, его склада характера;
  • привитые в семье нормы поведения.

Описание методики диагностики уровня школьной тревожности Филлипса

Для диагностики уровня тревожности у школьников младшего и среднего возраста (6–13 лет) в настоящее время активно используется методика британского психотерапевта Б. Н. Филлипса (Beeman N. Phillips), разработанная в 1970-х годах.

Именно ему принадлежит идея о том, что для нормальной социализации и формирования адекватной самооценки ребёнка важно вовремя снизить школьную тревожность.

Методика Филлипса позволяет определить как общий уровень тревожности испытуемого, так и определённые тревожные синдромы, чётко указывающие на конкретные проблемы. Данная методика представлена в виде теста.

Простой в проведении и интерпретации результатов, тест уровня школьной тревожности Филлипса (School Anxiety Questionnaire) хорошо зарекомендовал себя при проведении психологических исследований в средней школе.

Тест Филлипса представляет собой 58 общих вопросов о том, как ребёнок чувствует себя в школе, которые подразумевают однозначные ответы: «да» или «нет».

Текст опросника:

  1. Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?

  2. Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал?

  3. Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?

  4. Снится ли тебе временами, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок?

  5. Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?

  6. Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит?

  7. Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?

  8. Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?

  9. Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?

  10. Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?

  11. Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?

  12. Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год?

  13. Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?

  14. Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?

  15. Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, чего хочешь ты?

  16. Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?

  17. Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители?

  18. Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?

  19. Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, ли ты сделаешь ошибку при ответе?

  20. Похож ли ты на своих одноклассников?

  21. Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?

  22. Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь?

  23. Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?

  24. Верно ли, что большинство ребят относится к тебе по-дружески?

  25. Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников?

  26. Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?

  27. Боишься ли ты временами вступать в спор?

  28. Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?

  29. Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?

  30. Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием?

  31. Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?

  32. Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не справляются с учебой?

  33. Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимание?

  34. Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?

  35. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?

  36. Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?

  37. Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?

  38. Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?

  39. Считаешь ли ты, что одеваешься в школу так же хорошо, как и твои одноклассники?

  40. Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие?

  41. Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе?

  42. Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?

  43. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?

  44. Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?

  45. Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение?

  46. Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята?

  47. Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?

  48. Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе?

  49. Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше?

  50. Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием?

  51. Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание?

  52. Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?

  53. Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним?

  54. Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, чего не можешь ты?

  55. Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты?

  56. Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу?

  57. Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо?

  58. Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом?

Читайте также:  Воспитываем коммуникабельного ребёнка с помощью детской мебели

Тестирование обычно проводится в письменном виде: ребёнку предлагается заполнить специальный бланк с проставленными номерами (от 1 до 58), в котором при ответе на вопросы нужно поставить «+» (при положительном ответе) или «–» (при отрицательном ответе) в соответствующей каждому вопросу графе.

Вопросы предъявляются или в письменном виде, или зачитываются школьникам. Методику Филлипса можно использовать как для индивидуального опроса, так и для исследования тревожности в группе (школьном классе).

Безусловно, для получения достоверных результатов крайне нежелательно присутствие взрослых (помимо экспериментатора) в помещении, где проводится тестирование.

Проведение тестирования

Перед началом тестирования необходимо дать ребёнку точные инструкции относительно того, как давать ответы на предложенные вопросы. Важно обратить внимание испытуемых на то, что не нужно долго размышлять над каждой ситуацией, учитывая всевозможные варианты развития событий и додумывая всевозможные обстоятельства.

Лучше сразу давать ответ, к которому ребёнок изначально склоняется. Он с большой долей вероятности и будет соответствовать действительности.

Необходимо также объяснить детям, что отвечать нужно самостоятельно, одинаковых ответов на все вопросы быть не может, в тесте нет единственно правильных или совершенно неверных ответов.

Проявление излишней тревожности может принимать различные формы и выявляет следующие аспекты:

  • преобладающий эмоциональный фон ученика;
  • неумение выстраивать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
  • беспокойство, связанное с необходимостью участия в общественной жизни школы;
  • различные страхи (страх наказания, боязнь при проверке знаний, боязнь расстроить родителей);
  • отношение к личному успеху (чаще индифферентное, но проявляется и «сверхценность» школьной оценки);
  • потеря контроля над собственным поведением в стрессовых ситуациях;
  • проблемы со здоровьем (снижение работоспособности, повышенная утомляемость, выраженные вегетативные реакции, нервные срывы).

Обработка и анализ результатов

Процедура обработки результатов достаточно проста и понятна: необходимо лишь сравнить ответы испытуемых с ключом к тесту и выявить несовпадения. Именно несовпадающие ответы указывают на качественные особенности переживания тревожности каждым испытуемым.

Ключ к тесту:

1 — 7- 13- 19- 25 + 31 — 37- 43 + 49- 55-
2 _ 8- 14- 20 + 26- 32- 38 + 44 + 50- 56-
3- 9- 15- 21 — 27- 33- 39 + 45- 51 — 57-
4- 10- 16- 22 + 28- 34- 40- 46- 52- 58-
5- 11 + 17- 23- 29- 35 + 41 + 47- 53-
6- 12- 18- 24 + 30 + 36 + 42 — 48- 54-

Далее необходимо подсчитать общее количество несовпадений, на основании чего и делается вывод об уровне тревожности ребёнка: 50% от общего количества вопросов в тесте говорит о повышенном уровне тревожности, 75% свидетельствует о её высоком уровне. Если выявлено менее 50% несовпадений, можно утверждать, что уровень тревожности респондента находится в пределах нормы.

Аналогичные показатели используются при качественном анализе результатов, позволяющем выделить те или иные тревожные синдромы (факторы), каждый из которых отдельно определяет и оценивает как личностную, так и ситуационную школьную тревожность испытуемых. Для этого несовпадающие с ключом ответы соотносятся со специально разработанной шкалой опросника Филлипса.

Факторы Номера вопросов Сумма
1. Общая тревожность в школе 2, 3, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58; 22
2. Переживание социального стресса 5, 10, 15, 20, 24, 30, 33, 36, 39, 42, 44; 11
3. Фрустрация потребности в достижение успеха 1, 3, 6, 11, 17, 19, 25, 29, 32, 35, 38, 41, 43; 13
4. Страх самовыражения 27, 31, 34, 37, 40, 45; 6
5. Страх ситуации проверки знаний 2, 7, 12, 16, 21, 26; 6
6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих 3, 8, 13, 17, 22; 5
7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу 9, 14, 18, 23, 28; 5
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями 2, 6, 11, 32, 35, 41, 44, 47; 8

Для получения полного представления о каждом из выше перечисленных факторов тревожности необходимо обратиться к их содержательной характеристике.

  1. Общая тревожность в школе — общее эмоциональное состояние ребёнка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.

  2. Переживания социального стресса — эмоциональное состояние ребёнка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего — со сверстниками).

  3. Фрустрация потребности в достижении успеха — неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребёнку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д.

  4. Страх самовыражения — негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряжённых с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.

  5. Страх ситуации проверки знаний — негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно — публичной) знаний, достижений, возможностей.

Источник: https://multiurok.ru/files/mietodika-tiest-urovnia-shkol-noi-trievozhnosti-fi.html

Online Test Pad

Выполнение заданий типовых экзаменационных вариантов предоставляет обучающимся возможность самостоятельно подготовиться к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ, а также объективно оценить уровень своей подготовки к экзамену. ►Теорию к заданию бесплатно можно найти у нас на сайте: CHEM-MIND.com ►Таблица Менделеева и таблица растворимости как в ЕГЭ:

Справочный материал для ЕГЭ и ОГЭ

Пройти тест

Тестовые задания выполняются на основе прочитанного текста. Всего в тесте   13 заданий (2– 14).
Ответы к заданиям 2–14 записываются в виде слова (словосочетания),числа, последовательности цифр в поле ответа в тексте работы или выбирается один из предложенных вариантов.

Пройти тест

Тест поможет проверить, насколько прочно усвоена тема «Правописание гласных о-а в корнях с чередованием кос-кас, лож-лаг, рос-раст, ращ». В тесте встретятся и слова-исключения.

Пройти тест

Тест для проверки базовых знаний по русскому языку в форме ЕГЭ (3 класс)

Пройти тестТесты для подготовки к аттестации на V группу допуска по электробезопасности в ростехнадзоре и на предприятии, бесплатно, без регистрации, без смс.Пройти тест

Тест для учащихся 7 класса на для проверки знаний по разделу «Вулканы»

Пройти тест

Данный тест предназначен для подготовки к ОГЭ по географии. Раздел «Источники географической информации»

Пройти тест

Тест предназначен для широкого круга студентов, изучающих русский язык как иностранный.

Пройти тестПройти тестПри ознакомлении с тренировочным вариантом следует иметь в виду, что задания, включённые в тренировачный вариант, не отражают всех элементов содержания, которые будут проверяться с помощью вариантов КИМ. Полный перечень элементов содержания, которые могут контролироваться на экзамене, приведён в Кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения основного государственного экзамена, размещённом на сайте: www.fipi.ru.

Тренировачный вариант предназначен для того, чтобы дать возможность любому участнику экзамена и широкой общественности составить представление о структуре экзаменационной работы, количестве и форме заданий, а также об их уровне сложности.

Приведённые критерии оценивания выполнения заданий с развёрнутым ответом, включённые в демонстрационный вариант экзаменационной работы, позволят составить представление о требованиях к полноте и правильности записи развёрнутого ответа.

Эти сведения дают выпускникам возможность выработать стратегию подготовки к сдаче экзамена по информатике и ИКТ.

Пройти тест

Вы еще помните те длинные летние дни, когда занятия в школе прекращались, у вас не было никаких обязанностей, а было только время с рассвета до заката? Время игр и приключений, время мечтаний и странствий. Часы, проведенные за детскими развлечениями… запусканием воздушного змея… наблюдений за облаками… пусканием мыльных пузырей.

Пройти тест

Данный тест используется после изучения темы «Химическая связь» в 8 классе

Пройти тест

Тест по предмету «Современные технологии анализа информации», раздел «Методы Data Maning»

Пройти тестТест Фагерстрома определяет связь между индивидуальным баллом и тяжестью проявления абстинентного синдрома. Включает в себя 6 вопросов. Тест разработан доктором Карлом Фагерстромом, одним из ведущих специалистов по влиянию курения на организм. Отвечая на предложенные вопросы необходимо быть абсолютно честным.Пройти тест

Читайте также:  Повышаем самооценку

Опросник предназначен для изучения индивидуально-психологических черт личности с целью диагностики степени выраженности свойств, выдвигаемых в качестве существенных компонентов личности: нейротизма, экстра-интроверсии и психотизма.

Пройти тест

Сетевой этикет — это несложные правила, которые придумали люди, много общающиеся друг с другом через интернет. Он нужен для того, чтобы всем — и опытным пользователям, и новичкам было в равной мере комфортно общаться между собой.

Большинство правил не носит никакого специального характера, а просто представляет собой повторение правил хорошего тона, принятых в обществе в целом. Эти правила — всего лишь пожелания.

Но поскольку мы все — сообщество, соблюдение этих правил поднимает наш авторитет, привлекает к себе внимание как приятного и интересного собеседника.

Пройти тестТест на знание терминологии менеджмента качества и требований стандарта ИСО 9001:2015.
Учебный материал УМЦ «Бизнес класс» www.bsclass.ruПройти тест

Проверьте, как вы усвоили тему «Правописание суффиксов причастия» 

Пройти тест

Источник: https://onlinetestpad.com/ru/test/816-metodika-diagnostiki-urovnya-shkolnoj-trevozhnosti-fillipsa

Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса

Шкалы: уровень тревожности; общая тревожность в школе, переживание социального стресса, фрустрация потребности в достижении успеха, страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний, страх несоответствовать ожиданиям окружающих, низкая физиологическая сопротивляемость стрессу, проблемы и страхи в отношениях с учителями

Изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста.

Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «Да» или «Нет».

Инструкция к тесту

«Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь.

Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ «+», если Вы согласны с ним, или «-», если не согласны».

Тестовый материал

  1. Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?
  2. Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал?
  3. Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?
  4. Снится ли тебе временами, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок?
  5. Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?
  6. Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит?
  7. Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?
  8. Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?
  9. Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?
  10. Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?
  11. Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?
  12. Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год?
  13. Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?
  14. Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?
  15. Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, чего хочешь ты?
  16. Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?
  17. Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители?
  18. Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?
  19. Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, ли ты сделаешь ошибку при ответе?
  20. Похож ли ты на своих одноклассников?
  21. Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?
  22. Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь?
  23. Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?
  24. Верно ли, что большинство ребят относится к тебе по-дружески?
  25. Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников?
  26. Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?
  27. Боишься ли ты временами вступать в спор?
  28. Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?
  29. Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?
  30. Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием?
  31. Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?
  32. Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не справляются с учебой?
  33. Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимание?
  34. Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?
  35. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?
  36. Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?
  37. Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?
  38. Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?
  39. Считаешь ли ты, что одеваешься в школу так же хорошо, как и твои одноклассники?
  40. Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие?
  41. Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе?
  42. Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?
  43. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?
  44. Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?
  45. Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение?
  46. Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята?
  47. Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?
  48. Чтобы увидеть материал целиком, вам необходимо зарегистрироваться или войти на сайт.

    Войти через ВКонтакте

    Внимание!
    1. Никто не увидит в результатах тестов ваше имя или фото. Вместо этого будет указан только пол и возраст. Например, “Женщина, 23” или “Мужчина, 31“. 2. Имя и фото будут видны только, в комментариях или других записях на сайте.

    3. Права в ВК: “Доступ к списку друзей” и “Доступ в любое время” требуются, чтобы Вы могли увидеть тесты, которые прошли Ваши друзья и посмотреть сколько ответов в процентах у вас совпало. При этом друзья не увидят ответы на вопросы и результаты Ваших тестов, а Вы – не увидите результаты их (см. п. 1).

    4. Выполняя авторизацию на сайте, Вы даете согласие на обработку персональных данных.

Ключ ко всему тексту

1 – 7 – 13 – 19 – 25 + 31 – 37 – 43 + 49 – 55 –
2 – 8 – 14 – 20 + 26 – 32 – 38 + 44 + 50 – 56 –
3 – 9 – 15 – 21 – 27 – 33 – 39 + 45 – 51 – 57 –
4 – 10 – 16 – 22 + 28 – 34 – 40 – 46 – 52 – 58 –
5 – 11 + 17 – 23 – 29 – 35 + 41 + 47 – 53 –
6 – 12 – 18 – 24 + 30 + 36 + 42 – 48 – 54 –

Ключ к шкалам

Факторы№ ВопросовСумма
1. Общая тревожность в школе 2, 3, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58; 22
2. Переживание социального стресса 5, 10, 15, 20, 24, 30, 33, 36, 39, 42, 44; 11
3. Фрустрация потребности в достижение успеха 1, 3, 6, 11, 17, 19, 25, 29, 32, 35, 38, 41, 43; 13
4. Страх самовыражения 27, 31, 34, 37, 40, 45; 6
5. Страх ситуации проверки знаний 2, 7, 12, 16, 21, 26; 6
6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих 3, 8, 13, 17, 22; 5
7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу 9, 14, 18, 23, 28; 5
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями 2, 6, 11, 32, 35, 41, 44, 47; 8

Обработка и интерпретация результатов теста

При обработке результатов выделяют вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом теста. Например, на 58-й вопрос ребенок ответил «Да», в то время как в ключе этому вопросу соответствует «-», то есть ответ «нет». Ответы, не совпадающие с ключом – это проявления тревожности. При обработке подсчитывается:

I. Общее число несовпадений по всему тексту. Если оно:

  • больше 50% – можно говорить о повышенной тревожности ребенка,
  • больше 75% от общего числа вопросов теста – о высокой тревожности.

II. Число совпадений по каждому из 8 факторов тревожности, выделяемых в тексте. Уровень тревожности определяется так же, как в первом случае. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.

Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора)

Общая тревожность в школе – общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.

Переживания социального стресса – эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего – со сверстниками).

Фрустрация потребности в достижении успеха – неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д.

Страх самовыражения – негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.

Страх ситуации проверки знаний – негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно – публичной) знаний, достижений, возможностей.

Источник: https://vsetesti.ru/229/

Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса: цель методики и инструкция

Образование 24 декабря 2016

Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса позволяет своевременно выявить состояние ребенка. Имея информацию о приближающейся опасности, необходимости принятия определенных мер, психолог начинает работать со школьником. Выявим основные причины появления такого состояния у детей, методику проведения исследования, специфику состояния.

Характеристика тревожности

Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса необходима для своевременного выявления состояния ребенка. В зависимости от природных и приобретенных качеств характеризуется смутным ощущением опасности, либо агрессивности.

В качестве дополнительных симптомов тревожности могут рассматриваться следующие параметры: потливость, тошнота, головная боль, сердцебиение, стеснение в груди. Уровень тревожности у школьников отличается достаточно существенно.

Ребенок не способен оставаться на одном месте, сильно обеспокоен. Страх является реакцией на внешнюю опасность.

Виды тревожности

Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса позволяет выявлять разные ее уровни:

  • нейроэндокринный вид изменения гормонального фона;
  • двигательно-висцеральный уровень (подергивание рук, коленей);
  • осознанное понимание (ребенок ощущает лишь телесный дискомфорт).

Компоненты тревожности

Основной составляющей данного чувства является покраснение, сердцебиение, одышка, потливость.

Ребенок осознает, что он нервничает или боится какого-то определенного момента (ситуации). Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса определяет и чувство стыда, опасение того, что кто-то увидит действия ребенка. Из-за повышенной тревожности у школьника появляется рассеянность, возникают проблемы в учебе, понижается концентрация внимания.

Виды тревожности

На невысоком уровне интенсивности тревога жизненно необходима человеку. Это чувство помогает предпринимать определенные действия, позволяющие ослаблять либо предупреждать опасность. К примеру, старшеклассники прикладывают массу усилий для того, чтобы подготовиться к экзамену. Нормальная тревога стимулирует рост и изменение ребенка, помогает ему переходить из одного возраста в другой.

Избыточная тревожность является неоднозначным ответом на стрессы и проблемы, появляющиеся в школьной жизни. Если тревожность в норме, у ребенка включаются внутренние механизмы, которые направлены на устранение источника опасности. К примеру, боязнь сдачи экзаменов стимулирует активную подготовку к ним.

Патологическая тревога вызывает дезадаптивные и неконструктивные действия. Ребенок не справляется с угрозами, он не уверен в себе, своих силах, избегает социального общения. Если не оказать такому школьнику своевременную психологическую помощь, у него могут развиться различные фобии.

У детей формируется агорафобия, подразумевающая боязнь одиночества.

Помогает решать проблему методика Филлипса диагностика уровня школьной тревожности). Обработка результатов позволяет психологу выявлять проблему, подбирать способы снижения страхов. Если не удается избавиться от страхов внешними методами (эриксоновским гипнозом, когнитивной психотерапией), врач назначает ребенку определенные препараты.

Тревожное расстройство считается диагнозом невротического расстройства, когда ребенок без серьезного повода ощущает дискомфорт и нервозность. Такое состояние и выявляет методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса. Цели исследования состоят в оценке психологической комфортности детей.

Портрет тревожного ребенка

Школьник со страхом относится ко всем событиям, происходящим вокруг него. Он робок, избегает общения с взрослыми, сверстниками. Ребенок ощущает себя абсолютно беспомощным, он боится вступать в разные виды деятельности. Он предъявляет к себе высокие требования, самокритичен, имеет низкий уровень самооценки.

Школьник убежден в том, что он глуп, неуклюж, некрасив. Дети с повышенной тревожностью нуждаются в одобрении со стороны взрослых, им нужна постоянная похвала и поощрение. При проявлении тревоги возникает слабость в ногах, сухость во рту, учащается сердцебиение.

У тревожных детей существуют соматические проблемы, такие как головокружения, тяжелое поверхностное дыхание, боли в животе.

Критерии детской тревожности

На чем базируетсяметодика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса? Автор использует определенные критерии:

  • систематическое беспокойство;
  • сложность концентрации на отдельном занятии;
  • напряжение мышц в области шеи, лица;
  • повышенную раздражительность;
  • проблемы со сном.

Если в поведении ребенка присутствует хотя бы один их перечисленных критериев, можно говорить о повышенной тревожности.

Признаки тревоги

Какие признаки тревожности выявляет методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса? Пример обработки позволяет выявить признаки подобного состояния:

  • быстрая утомляемость;
  • напряженность, скованность;
  • влажные и холодные руки;
  • страшные сны;
  • отсутствие аппетита;
  • чрезмерная эмоциональность;
  • неуверенность в своих силах;
  • нежелание преодолевать трудности.

Детские психологи уверены в том, что причина тревожности заключается во внутреннем конфликте, вызванном разными обстоятельствами:

  1. Противоречивость требований, которые предъявляют родители и учителя. К примеру, из-за болезни родители не пускают ребенка в школу, а педагог ставит ему за материал «двойку», ругает в присутствии одноклассников за отсутствие знаний.
  2. Завышенность (неадекватность) требований. Родители мечтают о том, чтобы их ребенок был отличником, они не хотят мириться с его «четверками» и «тройками».

Повышенная тревожность в младшем школьном возрасте проявляют мальчики, а в подростковом возрасте она характерна для девочек.

Особенности

Что собой представляет методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса? Описание ее приведем чуть ниже, пока остановимся на целесообразности ее применения.

Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса, бланк которой представлен на фото, считается стандартной психодиагностической технологией, позволяющей оценить общую школьную тревожность, а также связать выявленные проблемы с качественными переживаниями школьной жизни. Сам опросник прост в обработке и проведении, поэтому его часто используют для психодиагностических фронтальных обследований.

Для кого предназначена методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса? Инструкция создана для школьников младшего и среднего возраста (3-7 классы).

Проводят диагностику индивидуально либо в групповом виде. Вопросы можно читать на слух, или давать ребятам распечатанные анкеты. Во время диагностики в классе не должен присутствовать классный руководитель, достаточно наличия психолога.

Помимо текста опросника, для исследования потребуются листы бумаги, ручки.

Инструкция

«Постарайтесь честно ответить на вопросы о том, как вы себя чувствуете в школе. Тут нет хороших или плохих ответов, они должны быть правдивыми. На листе для ответов подпишите свой класс и фамилию. При ответе на вопрос ставьте знаки «плюс» или «минус».

Опросник.

  1. Сложно ли тебе со всем классом быть на одном уровне?
  2. Переживаешь ли ты, если учитель хочет проверить, как хорошо ты выучил материал?
  3. Сложно ли тебе работать так, как требует педагог?
  4. Снилось ли тебе, что ты не знаешь ответа на порос учителя?

Источник: http://monateka.com/article/179240/

К вопросу о конструктной валидности теста школьной тревожности филлипса

Поэтому желательно повышение квалификации преподавателей именно по педагогике в условиях изменяющейся внешней среды: студентов, которые сильно отличаются по отношениям к жизни и учебе от студентов даже 5-летней давности, реформы высшей школы и т. д.

Все освещенные предложения могут осуществляться с помощью профсоюзного комитета, администрации, собственными силами факультета. Использование научного подхода к управлению преподавателями с учетом их психологического состояния вызывает положительный организационный, социальный и даже экономический эффект.

Разработанные рекомендации способствуют улучшению качества трудовой жизни преподавателей, росту экономической и социальной эффективности их работы и деятельности вуза в целом.

UDC 338.24

RESEARCH OF CONFLICTS AND STRESSES OF HIGH SCHOOL TEACHERS

Nataliya S. Matyushchenko, PhD, docent

The Sochi State University for Tourism and Recreation 26а, Sovieskaya Str., Sochi, Krasnodar territory, 354000, Russia

Results of the teachers research conducted with the purpose to study the reasons and a level of conflicts and stresses in collective are analysed. Offers on efficient conflicts and stresses management in a high school are resulted.

Keywords: conflict, stress, teacher, high school, management.

УДК 378.015.3

К ВОПРОСУ О КОНСТРУКТНОЙ ВАЛИДНОСТИ ТЕСТА ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ФИЛЛИПСА

Людмила Федоровна Мирзаянова,

кандидат психологических наук, доцент Барановичский государственный университет ул. Тельмана, 153 А, кв. 84, г. Барановичи, Брестская область, 225417, Беларусь

Представлены результаты валидизации теста школьной тревожности Филлипса. Описана проверка конструктной валидности, которая была изучена с помощью сопоставительного анализа содержания Теста школьной тревожности Филлипса с психодиагностической методикой «Шкала реактивной и личностной тревожности», предложенной Ч. Спилбергером (адаптация Ю. Ханина).

Ключевые слова: тревожность, личностная тревожность, ситуативная тревожность, факторы тревожности, валидность.

Одним из направлений деятельности психологической службы вуза является оказание поддержки студентам в период переживания ими адаптационных кризисов на этапе вхождения в вузовскую реальность.

Проведенные исследования показали, что многие первокурсники имеют недостаточный уровень сформированности умений гибко приспосабливаться к изменяющимся жизненным условиям.

Как следствие у многих из них ухудшается успеваемость в период вхождения в профессиональное образование, снижаются желание учиться и удовлетворенность профессиональным выбором; утрачивается вера в собственную успешность и компетентность [1; 2; 3; 4].

Когнитивная оценка результатов учебной деятельности, учебной ситуации вуза и себя как субъекта деятельности вызывает у студентов ответную реакцию в виде тревожности, сигнализирующей о предстоящей угрозе, с которой они не могут справиться [5, с. 498]. Данный симптом внутриличностного кризиса назван нами эмоциональным кризисом в дидактической адаптации, факторами детерминации которого могут выступить как учебные пере-

грузки и ситуации проверки знаний, так и фрустрация потребности в достижении успеха, страх несоответствия ожиданиям окружающих.

Низкий уровень развития адаптационных способностей, проявляющийся в несформированности у студентов умений саморегуляции, умений справляться со стресс-фактором выступает одной из предпосылок проявления неадаптивной активности: табакокурения, алкоголизации, наркомании [6].

Конкретным вариантом решения рассматриваемой проблемы может явиться разработка психодиагностического инструментария для выявления симптоматики и параметров эмоционального кризиса в дидактической адаптации студентов.

Среди методик, используемых в целях изучения психоэмоциональных состояний студентов, наиболее известными являются опросники состояний и настроений, личностные опросники, опросники-анкеты [7]. К их числу относят «Шкалу реактивной и личностной тревожности», предложенную Ч. Спилбергером (адаптация Ю. Ханина), шкалу «Проявления тревожности» Дж.

Тейлор, личностный опросник Г. Ю. Айзенка для взрослых (EPQ), методику «Ваше самочувствие», предложенную О. С. Копиной, Е. А. Сусловой и Е. В. Заикиным для диагностики психоэмоционального напряжения (основных составляющих и источников), Опросник нервно-психического напряжения, предложенный Т. А.

Немчиным, «Шкалу астенического состояния», созданную Л. Д. Малковой (адаптация Т. Г. Чертовой), «Шкалу сниженного настроения — субдепрессии», основанную на опроснике В. Зунга (адаптация Т. Н. Балашовой), Дифференциальные шкалы эмоций (по К. Изарду), опросник «Самочувствие. Активность. Настроение», разработанный В. А. Доскиным, Н. А.

Лаврентьевой, В. Б. Шарай и М. П. Мирошнико-вым и др. [7; 8; 9].

Из перечисленных выше методик изучить личностную и ситуативную тревожность студентов-первокурсников, которые по-разному обусловливают адаптационный процесс, позволяет «Шкала реактивной и личностной тревожности» Ч. Спилбергера — Ю. Ханина. Все остальные методики, названные выше, не предусматривают диагностику этих разных по содержанию видов тревожности.

Однако использование «Шкалы реактивной и личностной тревожности», как, собственно, и всех перечисленных методик, не позволяет изучить характер тревожности первокурсников, т. е. тревожные синдромы, определяющие общее внутреннее эмоциональное состояние студентов в период вхождения в профессиональное образование и профессиональную деятельность на этапе вузовского обучения.

Вместе с тем адекватное понимание тревожности как одного из симптомов эмоционального кризиса дидактической адаптации, причин ее возникновения и длительности переживания диктует необходимость учета факторов, детерминирующих данное состояние, а также личности адаптанта в конкретной ситуации вузовской среды, в которой разворачивается его жизнедеятельность и происходит становление его учебно-профессиональной деятельности [10].

С целью выявления уровня тревожности и факторов, детерминирующих ее возникновение, мы использовали Тест школьной тревожности Филлипса, модифицированный нами.

Данный тест, предназначенный для работы с младшими школьниками и подростками, направлен на изучение тревожности, обусловленной действием совокупности факторов, рассматриваемых в качестве тревожных синдромов, каждому из которых в тесте дана содержательная характеристика.

В Тесте школьной тревожности Филлипса выделены восемь факторов тревожности: общая тревожность в школе, переживание социального стресса, фрустрация потребности в достижении успеха, страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний, страх не соответствовать ожиданиям окружающих, низкая физиологическая сопротивляемость стрессу, проблемы и страхи в отношениях с учителями. При обработке результатов теста подсчитывается общее число несовпадений по всему тесту, что позволяет определить уровень тревожности, а также число совпадений по каждому из восьми факторов тревожности. При этом уровень тревожности определяется так же, как в первом случае. Анализу подвергается общее внутреннее эмоциональное состояние испытуемых, которое «…во многом определяется наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством» [11, с. 154 — 171].

Использование теста потребовало проведения процедуры его валидизации. Проверка конструктной валидности, отражающей степень репрезентации исследуемого психологического конструкта в результатах теста была изучена с помощью сопоставительного анализа содержания Теста школьной тревожности Филлипса с другой методикой, валидность которой дока-

зана [7, с. 38 — 39]. В качестве такой психодиагностической методики выступила «Шкала реактивной и личностной тревожности» Ч. Спилбергера — Ю. Ханина [12, с. 120 — 127].

Выбор методики «Шкала реактивной и личностной тревожности» был обусловлен предположением, что существующие в содержании реактивной и личностной тревожности различия будут по-разному проявляться в период адаптации, по-разному влиять на адаптационный процесс.

Реактивная тревожность будет выступать как динамическая характеристика эмоциональных переживаний студента и характеризовать временные переживания им беспокойства и напряжения.

Возникновение реактивной тревожности будет отражать степень значимости для адаптанта факторов среды, его уязвимость к определенным факторам, восприятие которых вызывает у него высокое чувство тревоги. Высокий уровень личностной тревожности может также значительно осложнить его адаптацию [12, с. 120-122].

Согласно концепции Ч. Спилбергера, высоко тревожные индивиды воспринимают ситуации или факторы, содержащие в себе возможность угрозы или неудачи, более интенсивно [7, с. 309].

В качестве испытуемых при валидизации методики выступили студенты первого года обучения факультета иностранных языков Барановичского государственного университета в количестве 50 человек.

Возраст студентов выборки 17-18 лет. Исследование проходило в два этапа: начало первого года обучения в вузе, середина первого семестра.

Для решения исследовательской задачи рассчитывался коэффициент Кендалла (т).

Мы предположили, что фактор «Общая тревожность в вузе», характеризующий общее эмоциональное состояние студента, связанное с различными формами его включения в жизнь вуза, положительно коррелирует с «Ситуативной тревожностью», которая отражает высокую значимость для него ситуаций вузовской реальности.

Фактор «Переживание социального стресса», характеризующий эмоциональное состояние студента, на фоне которого развиваются его социальные контакты с однокурсниками в адаптационный период, предположительно коррелирует с «Ситуативной тревожностью», которая предполагает уязвимость адаптанта к ситуациям общения с членами новой группы.

Фактор «Страх самовыражения», связанный с негативными эмоциональными переживаниями ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей, положительно коррелирует с «Ситуативной тревожностью».

Фактор «Фрустрация потребности в достижении успеха» как неблагоприятный психический фон, не позволяющий студенту развивать потребности в успехе, положи

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Источник: http://naukarus.com/k-voprosu-o-konstruktnoy-validnosti-testa-shkolnoy-trevozhnosti-fillipsa

Ссылка на основную публикацию