Как развивать творческое воображение в дошкольном возрасте

Развитие воображения в дошкольном возрасте

Воображение дошкольника отличается от воображения взрослого, за кажущимся его богатством скрывается бедность, смутность, схематичность и стереотипность образов. Ведь в основе образов воображения лежит перекомбинирование материала, хранящегося в памяти. А у дошкольников знаний и представлений еще недостаточно.

Видимое богатство воображения связано с низкой критичностью детского мышления, когда дети не знают, как бывает, а как не бывает. Отсутствие такого знания — недостаток и достоинство детского воображения.

Дошкольник легко объединяет разные представления и некритически относится к полученным комбинациям, что особенно заметно в младшем дошкольном возрасте (Л.С.Выготский).

Дошкольник не создает ничего принципиально нового с точки зрения общественной культуры. Характеристика новизны образов имеет значение только для самого ребенка: было ли подобное в его собственном опыте.

До достижения детьми 5-6 лет, почти на протяжении всего дошкольного возраста, у них отсутствует замысел или он крайне неустойчив, легко разрушается. А подчас (особенно в 3-4 года) замысел рождается только после действия.

Ребенок не задумывается о возможностях практической реализации образов, которые он создает. Для взрослого мечта выступает как побудитель к действию. А у ребенка комбинации образов практически бесперспективны. Он фантазирует ради того, чтобы фантазировать.

Его привлекает сам процесс комбинирования, создания новых ситуаций, персонажей, событий, имеющий яркую эмоциональную окрашенность.

На первых порах воображение неразрывно связано с предметом, выполняющим функцию внешней опоры. Так, в игре ребенок 3-4 лет не может вообразить действие с предметом. Он не может переименовать предмет, если не действует с ним.

Он представляет стул кораблем или кубик кастрюлькой, когда действует с ними. Сам предмет-заместитель должен иметь сходство с замещаемым предметом. Именно игрушки и предметы-атрибуты наталкивают малыша на тот или иной сюжет игры (М.Г.Витязь).

Например, увидел белый халат — стал играть в больницу, увидел весы — стал «продавцом». Если для младших дошкольников опорой в игре выступают игрушки, то для средних и старших — выполнение взятой на себя роли.

Постепенно — воображение начинает опираться на предметы, вовсе не похожие на замещаемые. Так, старшие дошкольники в качестве игрового материала используют природный (листья, шишки, палки, камешки и пр.).

Особенно ярко проявляется роль наглядной опоры в воссоздании художественного текста. Таковой служит иллюстрация, без которой младший дошкольник не может воссоздать описанные в сказке события.

У старших дошкольников слова текста начинают вызывать образы и без наглядной опоры. Но они все-таки испытывают трудности в понимании внутреннего смысла произведения.

Для детей этого возраста важна иллюстрация, наглядно изображающая те действия и взаимоотношения героев, в которых ярче всего обнаруживаются их внутренние особенности и черты характера.

Постепенно необходимость во внешних опорах отпадает. Происходит интериоризация действий воображения в двух планах. Во-первых, переход к игровому действию с предметом, которого в действительности нет.

Во-вторых, переход к игровому использованию предмета, придание ему нового смысла и представление действий с ним в уме, без реального действия. В этом случае игра происходит полностью в плане представления.

В 4-5 лет у детей возрастают творческие проявления в деятельности, прежде всего игре, ручном труде, рассказывании и пересказе. В возрасте пяти лет появляются мечты о будущем. Они ситуативны, нередко неустойчивы, обусловлены событиями, вызвавшими у детей эмоциональный отклик.

Приведем пример. Даша Н. (5 лет 3 мес.) объясняет желание быть феей следующим образом: У феи есть крылья. Она может летать как самолет. Можно полететь по небу в Севастополь к бабушке. Мама тоже полетит. Надо прикоснуться волшебной палочкой к ее плечу, и у нее будут крылья.

Таким образом, воображение превращается в особую интеллектуальную деятельность, направленную на преобразование окружающего мира. Опорой для создания образа теперь служит не только реальный объект, но и представления, выраженные в слове.

Начинается бурный рост словесных форм воображения, тесно связанных с развитием речи, мышления, когда ребенок сочиняет сказки, перевертыши, продолжающиеся истории. Дошкольник «отрывается» в воображении от конкретной ситуации, у него возникает чувство свободы, независимости от нее.

Он как бы поднимается над ситуацией и видит ее глазами не только разных людей, но и животных, предметов.

Воображение дошкольника остается в основном непроизвольным. Предметом фантазии становится то, что сильно взволновало, увлекло его, поразило: прочитанная сказка, увиденный мультфильм, новая игрушка. В 5-7 лет внешняя опора подсказывает замысел и ребенок произвольно планирует его реализацию и подбирает необходимые средства.

Так, просмотр мультфильма «Спящая красавица» наталкивает Дашу Н. (5 лет 3 мес.) на игру в фею. Она вырезает крылья, клеит и раскрашивает волшебную палочку и шапку.

Воображая себя феей, снимает крылья и шапку только во время еды и сна, носит этот наряд несколько дней, дотрагивается до предметов палочкой, чтобы их во что-нибудь превратить.

Рост произвольности воображения проявляется у дошкольника в развитии умения создавать замысел и планировать его достижение.

У младших дошкольников замысел рождается нередко после того, как выполнено действие. А если и формулируется до начала деятельности, то очень неустойчиво. Замысел легко разрушается или теряется по ходу его реализации, например при встрече с трудностями или при изменении ситуации.

Само возникновение замысла происходит стихийно, под влиянием ситуации, предмета, кратковременного эмоционального переживания. У детей до 5 лет создание новых образов протекает непреднамеренно. Поэтому несмотря на то, что они с удовольствием фантазируют, часто в ответ на просьбу взрослого «Нарисуй, что хочешь» или «Придумай сказку» отвечают отказом.

Отказы объясняются тем, что малыши еще не умеют руководить деятельностью воображения.

О возрастании целенаправленности воображения на протяжении дошкольного детства можно сделать вывод по увеличению продолжительности игры детей на одну и ту же тему, а также по устойчивости ролей.

Так, в приведенном примере Даша Н. играла в фею три дня, предварительно подготовив атрибуты для роли. Первоначально вырезанные из ватмана крылья показались ей маленькими, и она вырезала из картона новые, большие.

Младшие дошкольники играют 10-15 минут. Внешние факторы приводят к появлению побочных линий в сюжете, и первоначальный замысел теряется.

Они забывают переименование предметов и начинают их использовать в соответствии с реальными функциями. В 4-5 лет игра длится 40-50 минут, а в 5-6 лет дети могут увлеченно играть несколько часов и даже дней.

У старших дошкольников игровые замыслы относительно устойчивы, и дети часто осуществляют их до конца.

С возможностью планирования прямо связано умение создавать целостные произведения (О.МДьяченко). У детей 3-4 лет наблюдаются лишь элементы предварительного планирования игры или продуктивных видов деятельности. В 4-5 лет возникает ступенчатое планирование. План — это цепочка образов, отражающая основное содержание деятельности.

Старшие дошкольники способны фантазировать произвольно, заранее до начала деятельности планируя процесс воплощения замысла. Они намечают план достижения цели, предварительно отбирают и готовят необходимое оборудование.

Целенаправленное развитие воображения у детей сначала происходит под влиянием взрослых, которые побуждают их произвольно создавать образы. А затем дети самостоятельно представляют замыслы и план по их реализации.

Причем в первую очередь этот процесс наблюдается в коллективных играх, продуктивных видах деятельности, то есть там, где деятельность протекает с использованием реальных объектов и ситуаций и требует согласованности действий ее участников.

Позже произвольность воображения проявляется в индивидуальной деятельности, которая не обязательно предполагает опору на реальные предметы и внешние действия, например в речевой.

Важным моментом в целеполагании и планировании выступает оформление замысла и плана в речи. Включение слова в процесс воображения делает его осознанным, произвольным. Теперь дошкольник в уме проигрывает предполагаемые действия, рассматривает их последствия, понимая логику развития ситуации, анализирует проблему с разных точек зрения.

Воображение позволяет малышу познавать окружающий мир, выполняя гностическую функцию. Оно заполняет пробелы в его знаниях, служит для объединения разрозненных впечатлений, создавая целостную картину мира.

Датский сказочник Иб Спанг Ольсен писал: «Когда нам, взрослым, кажется, что ребенок большой фантазер, то вполне возможно, что ребенок просто пытается найти чему-то разумное объяснение…»

Воображение возникает в ситуациях неопределенности, когда дошкольник затрудняется найти в своем опыте объяснение какому-либо факту действительности. Такая ситуация роднит воображение и мышление. Как справедливо подчеркивал Л.С.Выготский, «эти два процесса развиваются взаимосвязанно».

Мышление обеспечивает избирательность в преобразовании впечатления, а воображение дополняет, конкретизирует процессы мыслительного решения задач, позволяет преодолеть стереотипы. И решение интеллектуальных проблем становится творческим процессом.

Растущая познавательная потребность малыша во многом удовлетворяется с помощью воображения. Оно как бы снимает дистанцию между тем, что ребенок может воспринять, и тем, что недоступно его непосредственному восприятию. Ребенок представляет лунный пейзаж, полет в ракете, тропические растения, арктических животных.

Следовательно, воображение значительно расширяет границы познания. Кроме того, оно позволяет дошкольнику «участвовать» в событиях, которые не встречаются в обыденной жизни.

Например, в игре ребенок спасает товарищей во время шторма, мужественно ведет корабль через рифы, преодолевает бурю.

Это «участие» обогащает его интеллектуальный, эмоциональный, нравственный опыт, позволяет более глубоко познать окружающее, природную, предметную и социальную действительность.

Подчеркнем, что, фантазируя, дети выделяют объективные закономерности окружающего.

Создание новых образов — это не умозрительный, а тесно связанный с действительностью процесс. Именно в реальном мире находится источник образов воображения.

Воображение помогает дошкольнику найти нестандартное творческое решение познавательной проблемы (опираясь на реальные характеристики объектов, черпая образы из окружающей действительности). Поэтому важнейшей характеристикой воображения ребенка является его реализм, понимание того, что может быть и чего быть не может.

Как совершенно справедливо заметил В.А.Сухомлинский, «населяя окружающий мир фантастическими образами, создавая эти образы, дети открывают не только красоту, но и истину».

Реалистический подход к фантастике в сказке возникает в дошкольном возрасте. Трех-четырехлетние дети часто не отличают возможное от невозможного. Они соглашаются с любым замыслом, подчас смешивая сказочные и реальные образы.

Рост критического отношения к образам воображения связан с расширением опыта детей. Они начинают понимать, что в сказке не все возможно. Нарушение в сказке типичных свойств предметов, характера производимых с ними действий вызывает отрицательное отношение у дошкольника.

Он чувствует меру, которую не должно переходить воображение.

В игре дошкольник также понимает логику жизненных связей и следует ей. Он отказывается съесть сначала третье блюдо, а потом первое, объясняя, что так не бывает.

Новые образы в словесном творчестве дошкольника оказываются не менее реалистичными, чем в игре. Ребенок наделяет героев действиями и характерами в соответствии с их реальными особенностями, поведением и образом жизни.

Развитие воображения приводит к тому, что в возрасте 5-7 лет дети создают воображаемые миры, населяют их персонажами, имеющими определенные характеристики и действующими в соответствующих ситуациях.

Дошкольник, например, придумывает себе друга — маленького человечка, который участвует во всех его играх и вместе с которым ребенок как будто переживает приключения.

Нередко и дети более младшего возраста рассказывают о вымышленных, не вполне реалистических событиях в своей жизни, утверждая, что им купили собаку, подарили котенка, отпустили одних в магазин и пр. Причина подобных фантазий кроется в личностных проблемах, которые есть у ребенка.

Поэтому их появление — серьезный повод для взрослого задуматься: какие потребности малыша не удовлетворяются, о чем он мечтает и к чему стремится, какими видит свои отношения со взрослыми и сверстниками.

Фантазирование пронизывает всю жизнь малыша. В раннем детстве ребенок просто дополняет воспринимаемое тем, что было в прошлом опыте.

У детей 3-4 лет, а часто и в более старшем возрасте воображение носит воспроизводящий характер, а его образы совпадают с образами памяти.

Фантазирование в этом случае есть не что иное, как воспоминание о прошлых событиях. Так, сюжеты детских сказок описывают реальные ситуации из жизни ребенка.

Творческий характер воображения зависит от того, в какой мере дети владеют способами преобразования впечатлений, используемыми в игре и художественной деятельности.

Средства и приемы воображения интенсивно осваиваются в дошкольном возрасте. Дети не создают новых фантастических образов, а просто преобразуют уже известные.

Действенный способ преобразования действительности дополняется оперированием образами, которые не опираются на сиюминутно воспринимаемую ситуацию.

Наиболее распространенным приемом в словесном творчестве является создание ситуаций с помощью наделения персонажей реалистическими действиями. Дошкольник включает героев в специфически человеческие жизненные ситуации, приписывая им человеческие мысли, чувства, поступки. Он интерпретирует поведение животных на человеческий лад, отражая опыт социальных взаимоотношений.

В изобразительном творчестве дети создают фантастические образы сначала с помощью элементарных приемов — изменяя цвет или изображая необычное взаиморасположение объектов. Такие образы бедны по содержанию и, как правило, невыразительны.

Постепенно рисунки приобретают конкретную содержательность, например ребенок рисует фантастическую чудо-машину, используя агглютинацию, олицетворение, парадоксальное комбинирование (то есть помещение объекта в несвойственную ему ситуацию). А содержание эпизодов дети заимствуют из литературных произведений с известными изменениями. У старших дошкольников образы в рисунках становятся все более оригинальными.

Освоение приемов и средств создания образов приводит к тому, что и сами образы становятся разнообразнее, богаче. Сохраняя конкретный, наглядный характер, они приобретают обобщенность, отражая типическое в объекте.

Образы воображения у ребенка становятся все более эмоциональными, пронизанными эстетическими, познавательными чувствами, личностным смыслом.

В сказках старших дошкольников значительное место занимает не только событийная сторона, но и внутренний мир героев, их переживания, мысли. Дети пытаются мотивировать поступки персонажей. Старшие дошкольники наделяют героев особо ценными, со своей точки зрения, нравственными качествами.

Действия персонажей в их сказках пронизаны социальными эмоциями: сочувствием, сопереживанием. Поэтому
эпизоды в придуманных детьми сказочных историях не просто нанизываются один на другой, а приобретают внутреннюю логику развития.

Так в словесном творчестве ребят проявляется процесс становления личностных смыслов.

Читайте также:  Педагогическое общение.

Укажем особенности развития воображения в дошкольном возрасте: — воображение приобретает произвольный характер, предполагая создание замысла, его планирование и реализацию; — оно становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование; — ребенок осваивает приемы и средства создания образов;

— воображение переходит во внутренний план, отпадает нeобходимость в наглядной опоре для создания образов.

Источник: https://psyera.ru/2334/razvitie-voobrazheniya-v-doshkolnom-vozraste

Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста

Что такое воображение? Нетрудно догадаться, что прежде всего это – умение конструировать в уме новые сочетания предметов и явлений, накопленных опытом человека. Оно дает человеку возможность осуществлять любой вид деятельности и по сути, является его основой.

Творческое воображение обеспечивает ребенку возможность ребенку максимально проявлять уже имеющиеся у него свои интеллектуальные способности, а также приобретать новые навыки.

Но несмотря на то, что именно в период дошкольного детства творческое воображение развивается и проявляет себя наиболее интенсивно, вопрос о развитии творческого воображения в этом возрасте является наиболее спорным и неизученным.

Творческое воображение — элемент полноценной личности

Также творческое воображение неразрывно связывают с такими понятиями, как «интеллект» и «креативность».

Что же в первую очередь отличает творческое мышление?

  1. Оно связано, главным образом, не с сознанием, а с подсознанием (то есть, ребенок не осознает подлинные цели и мотивы, которые руководят им)
  2. Оно направлено на осуществление конкретных видов деятельности и взаимодействия с окружающей средой
  3. Выражается не словами, а символами и образами
  4. Может оставаться непонятным окружающим людям

Воображение, как функция психики, находится в тесной связи с речью. Именно поэтому психологи отмечают, что зачастую именно задержка речевого развития очень часто ведет за собой и нарушения воображения. Связь воображения и речи проявляется, главным образом в том, что речь дает ребенку возможность вербально выразить свои впечатления, эмоции и переживания. А также оперировать в уме понятиями, запас которых будет расширяться из года в год. Помимо этого, детское воображение имеет целый ряд отличительных качеств.

Что такое воображение — определение

Отличительные особенности воображения ребенка

Воображение ребенка отличается яркостью, неординарностью и богатством

К сожаление стоит отметить, что чаще всего со временем эти качества заметно притупляются и с возрастом становятся все менее выраженными.

Ярким подтверждением этого являются тесты креативности: если большинство детей все же старается давать на вопросы оригинальные ответы, для взрослых процент ответов, отличающихся от эталонных не превышает и двух процентов.

Неординарность детского мышления проявляется практически во всем: они сочиняют невероятные истории, приписывают удивительные свойства и функции самым простым вещам. Причинами подобных явлений являются, главным образом опыт, который накапливает ребенок (в виде сказок, стихов, мультфильмов и т.д.

), высокая познавательная потребность на фоне ограниченных представлений об окружающем мире (не зная объяснения тому или иному явлению, ребенок пытается его придумать). А также то, что ребенок еще не испытывает на себе давление социальных норм и не заинтересован в одобрении или порицании со стороны окружающих.

Виды воображения — классификация

Ребенок не всегда способен четко разделить реальность и вымысел

И те переживания, которые вызывают у них воображаемые или вымышленные события, герои и т.д. у них значительно сильнее, чем у взрослых. И объяснить ему, что «это всего лишь мультфильм (фильм, сказка и т.д.) бывает очень непросто. Во многом именно эта особенность детского воображения объясняет формирование у детей проявлений страхов, а то и невротических реакций.

Поэтому, родителям нужно проявлять осторожность, используя сказочных персонажей в качестве мер воспитательного воздействия (например, рассказывая о том, как непослушных детей забирают колдуны и ведьмы), а также быть разборчивых в телепередачах и фильмах.

Увидев на экране Бабу-Ягу или Кощея, ребенок может испугаться также, как взрослый человек при виде вооруженного преступника.

Таким образом, воображение является одним из ключевых психических процессов, оказывающих огромное влияние на как моральное, так и интеллектуальное развитие. Можно ли каким-то образом стимулировать развитие этого познавательного процесса и обрести возможность направлять его?

На сегодняшний день психологи выделяют три основных этапа развития воображения ребенка.

Развитие воображения — это высвобождение способностей

Этапы развития воображения ребенка

Согласно данным исследований Б.М.Неменского, Г.Каринского следует выделять три главных этапа развития у ребенка творческого мышления.

Первый этап – обучение. В это время происходит освоение ребенком азов использования на практике навыков нестандартного мышления. Дети учатся использовать обычные материалы не по назначению, находить новые свойства привычных предметов, либо использовать нетрадиционные материалы для творчества и т.д.

На втором этапе происходит закрепление уже усвоенных навыков. Ребенок ставит перед собой творческие задачи и учится решать их доступными ему способами. В его распоряжении уже находится значительно больше приемов и средств выразительности, чем раньше.

Тематика занятий может быть абсолютно любой. Конечно же, во главу угла необходимо ставить потребности ребенка и его интересы.

Но также можно соотносить их с текущим временем года, погодными условиями, значимыми событиями в жизни каждого ребенка (походом в школу, днем рождения, любимым праздником и т.д.).

Задачи развития творческого воображения

Ребенок уже владеет достаточным количеством средств художественной выразительности, приемами и некоторыми техниками.

Если взять в качестве примера живопись, получится, что ко второму этапу он уже способен равномерно заполнять лист изображением, видит разницу между передним и задним планом, составляет композицию из нескольких фигур, выделяет отдельные элементы при помощи нажима, плотности краски, цвета.

На рисунке может быть передано движение. Ребенок уже умеет рисовать не только карандашом, но красками, мелками, углем и т.д.

На третьем этапе ребенок уже переходит непосредственно к самостоятельной творческой активности. Он способен самостоятельно выбирать определенную цель в качестве творческого замысла и стремиться к ее реализации. Он свободен и в выборе средств достижения результата.

Но, несмотря на то, что развитие творческих способностей можно и нужно стимулировать, стоит отметить, что большинство из них заложены в человека изначально.

Идея и материалы для развития воображения

И для того, чтобы они начали проявиться, нужно не создавать их с нуля, а помочь им пробудиться. К условиям, необходимым для этого, можно отнести:

  1. Обеспечение ребенку возможности иметь доступ к разным материалам для творчества.
  2. Расширение представлений ребенка о доступных ему материалах для творчества.
  3. Пробуждение в ребенке эмоций, испытываемых в отношении процесса творчества и его результата.
  4. Организация систематического наблюдения за творческим процессом.
  5. Методы развития творческого мышления ребенка старшего дошкольного возраста

Методы, при помощи которых будет осуществляться развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста, весьма разнообразны. Они затрагивают большинство сфер жизни и могут легко и ненавязчиво применяться абсолютно в любых условиях. Родители, в свою очередь, смогут легко оценить полученные результаты.

Наблюдение за миром — один из методов развития воображения

Наблюдение за окружающим миром и его явлениями

  • Наблюдение за явлениями природы, их активное обсуждение и объяснение причин
  • Рассказы о животных и растениях, наблюдение за их жизнью
  • Обсуждение происходящих вокруг событий совместно с ребенком (дома, на улице, за городом)
  • Ответы на всевозможные детские «почему?», «зачем?», «отчего?»

Детские развивающие игры

  • Старайтесь, чтобы ребенок принимал участие в настольных играх, рассчитанных на участие нескольких человек
  • Игрушки ребенка должны носить не только развлекательный, но и полезный для него характер
  • Игрушки должны обязательно соответствовать возрасту ребенка
  • К числу наиболее полезных для ребенка игрушек относятся конструкторы, а также пазлы для сборки

Изобразительное искусство

Учитывая то, что изобразительное искусство является одним из наиболее мощных инструментов развития творческих способностей ребенка, необходимо чтобы ему были доступны самые разнообразные средства художественной выразительности – карандаши и краски, фломастеры и цветные мелки.

Занятие по рисованию помогает развивать творческие способности

  • Материалы для рисования также должны отличаться разнообразием. Разрешите ребенку порисовать на разных поверхностях – гладких, шероховатых и т.д.
  • Ничего страшного, если в процессе рисования ребенок испачкает одежду или руки. Более того, рисование пальцами признается психологами не только средством творческого развития, но и отличной антистресс-терапией. Но, в то же время обязательно приучайте ребенка следить за чистотой и порядком на рабочем месте.
  • Совмещайте рисование с изучением формы, цвета; изучайте разнообразные техники живописи, позволяющие получить результат, который нужен ребенку.

Лепка

Лепка – одно из лучших средств развития и совершенствования навыков мелкой моторики, а также позволяют наиболее полно раскрыть творческие способности и фантазию ребенка.

Лепка — способ развития воображения

  • Начинать лепку лучше всего с самых простых деталей – геометрических фигур (шариков, кубиков, колечек, колбасок и т.д.).
  • После того как ребенок освоит наиболее простые формы, предложите ему попробовать вылепить что-нибудь посложнее.
  • Ребенку будет легче и приятнее работать с пластилином, если он будет ярким и приятным на ощупь. Желательно также размять его перед началом занятия.

Чтение книг

Приобщать ребенка к чтению книг необходимо начиная с самого раннего возраста. Это не только позитивно скажется на его интеллектуальном и творческом развитии, но сформирует у него привычку к чтению, а также хороший литературный вкус в будущем.

Чтение книг и воображение тесно взаимосвязано

  • Чтение должно занимать не менее получаса в день – причем, как утром, так и перед сном, когда ребенку будет легче воспринимать информацию
  • Подбирая материалы для чтения, необходимо учитывать как возраст ребенка, так и его интересы
  • По мере взросления ребенка обогащайте его литературные представления сказками, детской поэзией, простыми рассказами и т.д.
  • После прочтения книги старайтесь организовывать обсуждение каждой книги с ребенком. Это позволит решить задачу не только творческого, но и морально-нравственного развития
  • Ближе к окончанию дошкольного детства запишите ребенка в библиотеку, регулярно посещайте ее вместе
  • Немалую пользу ребенку принесет проигрывание с детьми сценок из полюбившихся книг. Причем, будет хорошо если вы дадите ребенку возможность не только исполнять ту или иную роль, но участвовать в подготовке сценария, оформлении костюмов и т.д.
  • Развитие речевого творчества дошкольников также невозможно без хорошего словарного запаса, который также обеспечивается чтением.
  • Немаловажную роль в воспитании детей также будет играть устное народное творчество. Обязательно читайте детям сказки народов мира и объясняйте, чему именно они учат.
  • Если к моменту наступления старшего дошкольного возраста ребенок уже овладеет навыками чтения, вы можете доверять ему самостоятельно чтение книг. Если же нет – не стоит торопить его. Излишне интенсивные занятия на развитие школьных навыков не только создадут излишнюю нагрузку, но могут негативно сказаться на мотивации ребенка к обучению в будущем.

Музыкальное развитие ребенка

Музыка, особенно классическая, благотворно влияет не только на интеллектуальное развитие, но и настроение ребенка. Она успокаивает ребенка, устраняя излишнюю тревожность и возбудимость. Поэтому с самого раннего возраста его нужно приобщать к классике (похожий эффект также имеют натуральные звуки живой природы).

Музыку можно объединить с изобразительным искусством

Учитывая то, что классическая музыка довольно непроста для восприятия, начинать можно с классических произведений в специальной аранжировке для самых маленьких.

Развитие мелкой моторики

  • Развитие мелкой моторики обязательно для ребенка старшего дошкольного возраста потому, что именно эти навыки дают ему возможность осуществлять большинство видов творческой деятельности.
  • Наиболее существенную роль в развитии мелкой моторики играют пальчиковые игры, лепка, раскрашивание.

Обязательные условия творческого развития ребенка

Регулярность и систематичность – вот основные условия, творческого развития ребенка, несоблюдение которых может свести на нет большую часть усилий.

Театр для развития воображения играет важную роль

  • Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста успешно происходит там, где родители заботятся о создании благоприятной среды для этого (то есть, где ребенок обеспечен необходимым инструментарием и т.д.)
  • Для того чтобы укрепить самооценку ребенка и его уверенность в себе, важно хвалить его за любые, даже не самые значительные на первый взгляд достижения.
  • Творческая фантазия ребенка лучше всего раскрывается там, где ребенку предоставляется свобода фантазии и ему дают возможность не бояться своих творческих задумок и идей.

Упражнения на развитие воображение у детей дошкольного возраста

Развитие творчества у дошкольников как правило происходит спонтанно, что неудивительно: такие черты, как желание творить, развивать в себе креативное начало, чаще всего заложены у детей самой природой и обнаруживаются у них в первые месяцы жизни. Тем не менее, специально организованная творческая деятельность позволяет существенно увеличить его эффективность.

«Дорисуй фигуру»

Разложите перед ребенком карточки с изображением разных геометрических фигур. Объясните ребенку, что каждая из этих карточек волшебная – и каждая фигура может превратиться настоящий рисунок.

Для этого ему нужно будет превратить квадрат, например, в домик, машину или трамвай. Круг – в солнце, часы и т.д. Если ребенок не поймет инструкцию с первого раза, можно нарисовать первую картинку самостоятельно, а после – предложить ему сделать то же самое.

Когда он доделает предложенное ему задание, попросите рассказать, что именно нарисовано.

Обратите внимание на то, что именно нарисовал ребенок: сделал ли он выбор в пользу более простого, или сложного изображения? Насколько оно детализировано? Попросил ли ребенок цветные карандаши и активно ли он использовал цвет?

«Волшебные превращения»

Может использоваться как немного усложненный вариант первого упражнения. Поставьте на лист бумаги пятно или кляксу чтобы ребенок дорисовал его до какой-либо картинки, добавляя к нему определенные детали. Критерии качества выполнения задания те же.

«Каракули»

Предложите ребенку закрыть глаза и нарисовать на листе бумаги абсолютно любые каракули. Изображать их можно любым цветом и в любом порядке – чем меньше ребенок будет контролировать процесс – тем лучше. После того как этот этап работы будет завершен, попробуйте найти в получившемся изображении черты сходства с теми или иными предметами, либо живыми существами.

Читайте также:  Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника по фгос: его цель, разработка, образец с примерами заполнения + фото

Упражнение Кляксы детям очень нравится

«Скажи художник»

Эта игра позволяет развить у ребенка не только творческое, но и ассоциативное мышление (в частности – колоритмический язык). Ведущий, или взрослый называет любые предметы, явления и т.д.

, предлагая ребенку сказать, какого они цвета («Ты скажи, художник, какого цвета… (дождик, солнце, трава и т.д.).

Если ребенку будет сложно справляться с этой задачей, ее можно будет немного переформулировать, предложив ему сказать, что бывает красным, желтым, синим, зеленым и т.д.).

Развитие речевого творчества детей дошкольного возраста может успешно осуществляться при помощи игротерапии, куклотерапии и т.д.

При помощи уже готовых или сделанных своими руками игрушек можно разыгрывать короткие сказки или детские пьесы.

Понятие «творческая личность» сегодня во многом является синонимом «успешной личности». Соблюдая условия развития творческих способностей дошкольников можно добиться немалых результатов, обеспечив ему возможность реализовать себя во многих сферах.

Как правило, у родителей остаётся мало времени на развитие творческих способностей ребенка. В таком случае ребенку можно предложить посещать занятия в кружке, студии развития и тд. На  KidsVisitor можно легко найти подходящее место для таких занятий рядом с вашим домом.

Источник: http://detki.guru/razvitie-rebenka/zanyatiya-s-rebenkom/razvitie-voobrazheniya.html

Системно-векторная психология. Особенности развития воображения у детей дошкольников

Многие родители дошкольников стремятся, чтобы их дети росли успешными. И главное средство к достижению этого видят в их умственном развитии, основательной подготовке к школьному обучению: научить читать, считать, даже писать.

Некоторые начинают изучение иностранных языков, а также отдают во всевозможные секции, студии, вооружающие детей спортивными и эстетическими навыками.

В ответ на такой запрос педагоги — в дошкольных учреждениях, в развивающих центрах, группах временного пребывания детей для подготовки к школе — направляют свои усилия в работе с дошколятами на эти сферы развития. И упускают то, что является необходимым именно в дошкольном возрасте — развитие воображения.

О том, почему необходимо развитие воображения у дошкольников и как это делать, рассмотрим в данной статье.

Развитие творческого воображения у детей — это очень серьезно

Большинство родителей считают, что развитие воображения у детей дошкольного возраста, их игры по принципу «как будто» — это глупые пустяки, откровенная ерунда: зачем поощрять детские фантазии, которые не дают значимого результата? Только пустая трата времени, которое можно использовать на что-то более полезное, на обучение нужным знаниям, умениям и навыкам. По их мнению, чтобы стать успешным и счастливым, нужно быть умным.

К сожалению, в этой позиции есть недопонимание всей важности развития воображения, и особенно творческого[1], для полноценного общепсихического развития ребенка, для его успешности в ближайшем и отдаленном будущем (в школе и затем в самостоятельной взрослой жизни) и, главное, для его счастья.

Несмотря на то, что воображение — познавательный процесс и относится к познавательным способностям, тем не менее механизм его развития и работы тесно связан с эмоциями:

• Содержание построенного в воображении образа ярко переживается ребенком, эмоционально наполняется и тогда приобретает для него особую чувственную значимость, ценность.

• Проживание самого процесса создания образа — продукта воображения — невозможно без эмоций интереса и радости от получения результата.

• Выбор элементов, из которых конструируется новый образ, часто происходит на основе эмоциональных ассоциаций, значимого эмоционального опыта ребенка.

То, уделяют ли родители внимание развитию воображения у ребенка и как именно они это делают, существенно определяет его жизненную перспективу. Развитие детского воображения — это инвестиция в будущее ребенка.

Как ни парадоксально это звучит, но развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста позволяет закладывать основы для формирования способностей, необходимых в дальнейшей их жизни не только в школе, но и главным образом во взрослый период:

Способность создавать творческий продукт, придумывать то, до чего никто раньше не додумывался.

В не столь отдаленном будущем, когда все рутинные трудовые операции будут механизированы, самыми успешными, конкурентоспособными и востребованными людьми будут те, кто сможет освоить творческие профессии, то есть люди с развитым воображением.

Сейчас все больше растет социальный запрос на талант придумывать, создавать новое, а он немыслим без развитого воображения.

Активное творчество на пользу людям приносит человеку радость и полноту реализации в обществе, что делает его жизнь счастливее.

• Способность изменять свою жизнь согласно желаниям: воображая детали своей жизни, о которой мечтаешь, и то, как этого достичь, можно построить в воображении план, осуществление которого через практические усилия в выбранном направлении делает человека воистину хозяином своей судьбы.

Хитрость в том, что все эти замечательные способности, такие нужные в жизни любого человека, начинают формироваться именно в дошкольном возрасте, когда ребенку от 3 до 7 лет — период, который называют «сенситивным», то есть особо чувствительным для развития воображения. И начинается все с тех элементарных форм, которые серьезным взрослым кажутся пустяками и ерундой.

Стоит предупредить: если у дошкольника (то есть с 3 до 7 лет) воображение не развивается в должном объеме, то позже восполнить этот пробел будет практически невозможно.

Ребенок останется в определенном смысле ущербным, будет существенно уступать своим сверстникам и даже младшим, чье воображение развито гораздо больше.

Поэтому лучше не торопиться учить малыша написанию букв и цифр, но не опаздывать с развитием воображения.

С чего начинается развитие воображения?

Дошкольный возраст начинается примерно с 3 лет, ребенок вступает в него через определенный кризисный период развития — так называемый «кризис 3 лет»[2]. В это время малыш в своем сознании начинает отделять себя от окружающих людей, различать «Я» от «не-Я», впервые психологически самоопределяться.

Это становится предпосылкой к развитию способности разделять реальный и воображаемый план.

Но условия для такого развития создаются в игре, которая в течение всего дошкольного периода является ведущим видом деятельности, так как в ней развиваются психические новообразования, среди которых воображение — одно из основных.

Почему игра, главным образом сюжетно-ролевая, — благодатная деятельность для развития воображения? В ней создается «мнимая», воображаемая ситуация, которая позволяет ребенку осваивать смысл взрослых действий и социальных взаимоотношений, которые он — в силу своих ограниченных практических и коммуникативных умений — не в состоянии выполнять в реальной деятельности. Ребенок хочет быть как взрослый, но не может — например, управлять машиной, готовить обед, лечить людей. Однако в игре ему доступно представить, вообразить, что он — шофер, повар, врач. Выполняя имитационные действия, которые не ведут к практическому результату, малыш постигает их социальный смысл: перевозить людей и грузы для людей, кормить людей, облегчать их страдания, — то есть делать что-то для других, помогать им, чувствовать себя нужным.

Однако в 3 года дошкольник не может сразу представить себя кем-то. Для становления его воображения нужна материальная опора, в качестве которой выступают «предметы-заместители», помогающие выполнять ролевые действия.

Например, чтобы представить себя всадником на боевом коне, ребенку необходимо изобразить, как он скачет верхом, но в качестве «боевого коня» требуется длинная палочка, оседлав которую, он скачет, как будто настоящий кавалерист.

Или, чтобы представить себя доктором, ребенок использует щепочку вместо медицинского градусника, чтобы поставить его «больному» (кукле или сверстнику — партнеру по игре).

Примеры можно продолжить: кубик, замещающий мыло, чтобы изобразить намыливание рук; бумажки (или листочки, оборванные с куста) вместо денег, чтобы расплатиться с «продавцом в магазине»; обод из фанеры вместо руля, крутя который, можно изобразить, как водитель управляет машиной, и так далее.

Главная особенность предмета-заместителя — чтобы он по форме и размерам напоминал воображаемый предмет, тем самым обеспечивая возможность действовать с ним определенным образом. По таким ролевым действиям опознается исполняемая игровая роль.

Ролевые действия — это знак роли, выполняя их, дошкольник воображает себя тем или иным персонажем, представляет себя в выдуманной ситуации.

Смысл ролевых действий обогащается при изображении ребенком переживаний и психологических качеств передаваемого персонажа — сосредоточенности водителя, дисциплинированности пассажиров, заботливости мамы или врача, страдании больного, отважности бойца и так далее. Эмоциональное наполнение роли помогает ребенку постичь смысл человеческих чувств и отношений.

Особенности воображения дошкольников

Выполняя ролевые действия в игре, ребенок строит образ исполняемого персонажа посредством собственного тела — это основа для того, чтобы представить образ в воображении, у себя в голове. Именно поэтому особенностью детского воображения является его двигательный характер[3].

Это хорошо видно и тогда, когда (начиная с 4-5 лет и позже) необходимость в наличии предметов-заместителей может частично отпадать: дошкольник способен действовать с воображаемыми предметами, не используя для этого какие-либо реальные предметы.

Но его действия (благодаря предшествующему опыту предметных действий) выстраиваются таким образом, как будто изображаемый предмет присутствует, и его свойства — размер, форма, даже вес — определяют рисунок и качество (выразительность) имитационных действий.

Например, ребенок изображает, что поднимает какой-то предмет, и по «захвату», по позе, по темпу движений можно угадать, какой это предмет (мяч или чемодан), тяжелый он или легкий и т. п.

И к концу дошкольного детства игра может переходить полностью в план воображения: дети ничего не делают, они могут сидеть на скамеечке и просто придумывать и рассказывать сюжет. И лишь иногда — от полноты переживаний — вскакивают, чтобы действием изобразить, показать, как ведет себя персонаж в придуманной ситуации.

Когда дети играют вместе, то часто используют волшебное слово «как будто». «А давай как будто дочка не слушается маму, а мама ее наказывает?» — говорит один играющий другому, а тот соглашается или предлагает свой вариант. Так создается ближайшая перспектива развития сюжета.

«А давай как будто солдата ранили в бою, он падает, и медсестра его перевязывает и выносит с поля боя?» «А давай как будто…» — в этой формуле видно сразу несколько линий психического развития: и способность договариваться, координировать совместные действия, и планировать в уме, и, конечно, четко отличать воображаемый план («как будто») от реальной ситуации.

Как развивать творческое воображение у детей

Существует много приемов и методов развития воображения у дошкольников — на материале игр, рисования, сочинения сказок самими детьми.

«Системно-векторная психология» Юрия Бурлана обращает внимание на значение чтения детям произведений художественной литературы для развития у них воображения, а также на то, как это эффективнее делать. Данный способ — почитать своему ребенку нужную книжку — доступен каждому родителю. Казалось бы, нет ничего трудного. Однако на некоторых моментах стоит заострить внимание.

Важно, чтобы совместное чтение (когда родитель читает ребенку книжку) было систематическим, лучше — в какое-то определенное время, например после ужина или перед сном. Иногда ребенок сам просит почитать ему понравившуюся историю или сказку, но, кроме этого, родитель может выбрать и новое произведение, подходящее малышу по возрасту.

Чтобы дошкольник внимательно слушал, нужно заинтересовать его, эмоционально вовлечь в процесс восприятия.

Для этого чтение должно быть интонационно выразительным: в какие-то моменты таинственно завораживающим, в какие-то — динамичным, а в другие — спокойным, неторопливым (все в зависимости от развития сюжета).

Если в истории, сказке есть диалоги между героями, желательно читать их, изменяя голос (у каждого персонажа — свой тембр, выразительная манера говорить) — так, чтобы по особенностям голоса (на слух) можно было догадаться, кто это из героев.

Ребенок, эмоционально вовлеченный в чтение (слушание сказки), очень активно сопереживает персонажам, отождествляет себя с положительными героями — и тогда ярче и полнее представляет в воображении все, что происходит по сюжету.

При выборе книги для чтения немаловажно, чтобы она была с красивыми, крупными и эмоционально выразительными, но не агрессивными иллюстрациями. Это тоже помогает ребенку сосредоточиться на содержании и воссоздать в своем воображении всю историю.

Для дошкольников характерно играть в героев любимых сказок, драматизируя особенно яркие эпизоды, в центре которых — главный персонаж. Ребенок исполняет его, представляет себя в его образе: экспрессивно произносит реплики, имитирует действия своего героя.

Если этого не случается спонтанно (по инициативе самого ребенка), можно предложить ему поиграть в такую игру (театр), предварительно спросив, какой из эпизодов ему понравился больше всего.

Такое действенное проигрывание дополнительно обогащает воображение, развивает его.

Совместное чтение активно развивает не только воображение, но и эмоциональную сферу ребенка, его способность к сопереживанию, отзывчивость на чувства других людей, расширяет его представления о человеческих взаимоотношениях, укрепляет эмоциональную связь родителя с ребенком, взаимное доверие. А также готовит основу для развития любви к чтению, значение которого трудно переоценить для развивающейся психики ребенка.

Об этом и многом другом можно узнать на бесплатных лекциях по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Регистрируйтесь здесь.

[1] Воображение бывает двух видов — воссоздающее и продуктивное (творческое).

[2] Название, принятое в детской, возрастной психологии.

[3] Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 1991. — С. 65

Автор Елена Горшкова, педагог-психолог
Корректор Алла Антипина

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»
Раздел: Врачи, Психология — все о детях

Источник: http://svp.expert/vrachi/razvitie-voobrazheniya-v-doshkolnom-vozraste/

Методика развития воображения у дошколят

Творческое мышление играет особую роль в жизни каждого человека. Его первоначальные признаки проявляются в раннем детстве, когда совсем еще маленький член семьи пытается производить определенные игры с предметами.

Читайте также:  Воспитание ребенка в семье

Таким образом, он может играть плоским предметом, представляя, что это машина, а круглый заменит ему мяч, и так далее. Такие детские действия подавлять нельзя, потому что в будущем это может повлиять на их креативность.

Следует наоборот, поощрять малышей, помогать им, пофантазировать с ними, и создавать благоприятные условия.

Первичные признаки творчества выраженно проявляются у детей, достигших трехлетнего возраста. К этому моменту, малютка уже приобретает некоторый опыт, который и становится основой для дальнейшего формирования творческой фантазии. Например, ребенок, научившийся орудовать ложкой, берет вместо нее другой предмет и «кормит» с его помощью остальных членов семьи.

Так у него проявляется воображаемый процесс кормления.

Творческая фантазия определяется психической функцией, при помощи которой создаются различные образы в голове у малыша. Без усовершенствования фантазии крохе грозит утеря восприимчивости адаптации в группе других детей и в остальной социальной среде.

Благополучие усвоения любой программы основано именно на действии воображения.

Условия развития воображения

Формирование творческого мышления происходит в промежуток от 5 до 12 лет, а после будет весьма затруднительно наверстать упущенное. Малыши, с которыми родители не занимаются целенаправленно, в дальнейшем могут утратить способность фантазировать, они теряют заинтересованность в творчестве, и не имеют возможности рационально мыслить.

Основной особенностью воображения является невозможность его самостоятельного развития, для его активации необходимо применение специальных методов и создание необходимых условий. Помимо вышеперечисленного, способность малыша фантазировать зависит от способа жизнедеятельности, педагогической подготовленности родителей, их увлечений и навыков.

Характеристика творческой фантазии

В корреляции с причинами возникновения различных образов, классификация творческого мышления определяется двумя типами:

Непроизвольное – пассивное.

Принцип данного вида проявляется в том, что возникновение образов происходит независимо от волеизъявления человека. Наиболее характерно оно проявляется у дошкольников младшего возраста.

Наиболее яркими признаками являются сны малютки, его фантазии в состоянии легкой дремы, когда маленький человечек путает образ с действительностью.

В бодрствующем состоянии ребенок дошкольного возраста может представлять различные образы, его мышление отличается легкостью, а критика к получаемым результатам отсутствует. По истечении определенного периода, процесс придет в норму и будет контролироваться осмысленно.

Произвольное – активное.

Данный вид основания представлений зависит от непосредственных вопросов, установленных перед ребенком. Наибольшее развитие происходит в ходе ролевой деятельности, когда малыш представляет себя доктором, полицейским, поваром.

В таком случае фантазия работает на всю мощь, так как малютке необходимо правильно выстроить образ и полностью ему соответствовать. Далее умение проявлять фантазию направленно совершенствуется в творческих мероприятиях.

Существует еще одно основание, по которому разделяют фантазию – это особенности возникающих образов. Оно бывает трех видов:

  • Воссоздающее креативное мышление – кроха, в силу своего развития должен предположить в уме то, чего ранее ему не показывали;
  • Творческое – образование новых представлений на принципах отображения действительности, обработанной при помощи мозговой активности малютки;
  • Мечты – представления о будущем, которые определенно должны относиться к действительности, во избежание снижения активности малыша.

Особенности воображения

Развитие воображения в дошкольном возрасте психологи определяют по трем фазам совершенствования творческой фантазии:

  • Лидирующая позиция творческого мышления и сказок;
  • Переплетение фантазии с рациональным мышлением;
  • Полная покорность творческого мышления интеллектуальной функции.

Дошкольники находятся в первичной фазе совершенствования творческой фантазии. До достижения трехлетнего возраста игровой процесс лишь закладывает основу для своевременной идеализации способности создавать образы. На момент завершения этого периода ребенок вполне способен выразить появляющиеся представления словесным способом.

На протяжении последующих двух лет малыш учится заключать расстановку действий для получения необходимого результата при выполнении поставленной задачи. В более старшем возрастном периоде ребенок воссоздает содержательные представления. Его фантазия активно совершенствуется, а деятельность основывается на творческом мышлении.

Для того чтобы в совершенстве развить воображение в любом из этих периодов, разработаны специальные способы и методики. Создаваемые малышами представления крайне слабы. Однако все протекание творческого мышления наполнено веселыми и живыми эмоциями. Крохе будет приятно послушать сказку или посмотреть мультфильм.

Вся приходящая информация закладывается в голове и образует фундамент для совершенствования воображения.

Игры, как инструменты развития

Игры с самого раннего периода жизнедеятельности помогают приучить малютку к исполнению простых манипуляций самостоятельно. Таким образом можно научить чадо чистить зубы, мыть руки, складывать игрушки, это весело и полезно.

Есть малыши, которые от момента рождения наделены способностью фантазировать, однако некоторым это удается с большим трудом. Обе категории детей непременно нуждаются в поддержке мамы и папы для того, и создания определенных условия для совершенствования воображения.

Воображение и творческое мышление тесно взаимосвязаны, так как одно не существует без другого.

Детское воображение – это далеко не бесполезное действие, и без него во взрослой жизни невозможно достигнуть определенных высот. Когда кроха фантазирует, его мозговая активность активно развивается. Именно поэтому при ежедневных прогулках следует уделять внимание различным фантазиям.

Ребенка непременно нужно хвалить за выдумки, и ни в коем случае не ругать, идеальным вариантом станет процесс совместного фантазирования.

Для того, чтобы с раннего возрастного периода малютка развивал творческие способности, возможно применение таких методов:

  • Рисование – ребенок воплощает собственные представления при помощи бумаги, красок или карандашей;
  • Поделки из пластилина, картона, бумаги, природных элементов способствуют совершенствованию креативного мышления;
  • Игры со сказками (родитель придумывает начало и ждет продолжения от малыша);
  • Можно порекомендовать малютке изобразить несуществующее животное, дать ему имя, а затем описать;
  • Для формирования фантазии следует показывать ребенку картинки, а он должен суметь их описать.

Вся игровая практика в младшем возрасте оптимально воспринимается при участии картинок. Возможно предоставление готового изображения, а можно предложить ребенку дорисовать что – то на собственное усмотрение. Чем старше возрастом становится кроха, тем труднее должны становиться задания.

Можно использовать геометрические фигуры или бесформенные кляксы. Внедрять их в картинку затруднительно, поэтому использование воображение будет очень интенсивным.

Применение таких методик, как лепка или аппликация не только развивает воображение, но и обеспечивает работу мелкой моторики рук. Ребенку непременно понравится такое увлекательное занятие.

Однако следует учитывать, что все манипуляции должны производится самостоятельно, без наличия шаблонов и образцов. Карточки с нарисованными контурами также являются мощным инструментом для совершенствования мышления у ребенка.

На картинке изображается только контур какого – либо предмета, элемента обихода или животного, а ребенок должен угадать, кто или что это на самом деле.

Существует еще великое множество разнообразных способов для совершенствования творческого мышления у детей. Среди них стоит выделить дидактические игры.

Определяют три типа дидактической деятельности ребенка:

  • Словесный – малыши рассуждают, а при выполнении различных заданий происходит обмен мнениями;
  • Настольно – печатный – разнообразные карточки или поля для игровых действий с определенными правилами;
  • Игрушки и предметы – ребята используют в играх детскую посуду, кукол, машинки и прочие элементы.

Игровые действия такого плана отражают представления ребенка об окружающем его мире.

В ходе игровой деятельности малютка получает информацию о человеческих взаимоотношениях, природных явлениях, видах труда, различных событиях и прочем.

Для становления воображения в дошкольном учреждении и дома должен быть созданы соответствующие условия и иметься достаточный игровой набор, однако игрушек не должно быть слишком много, во избежание рассеивания внимания.

Основным условием в играх любых видов является соответствие возрастным особенностям и уровню интеллектуального развития ребенка. Он должен понимать предназначение той или иной игрушки, она должна вызывать у него интерес. Слишком простыми играми малютка попросту не заинтересуется, и у него пропадет мотивация для воображения.

Игры должны напрягать способности крохи, способствовать его развитию в целом, формировать навыки самоорганизации.
Предметные и ролевые игры помогают сформировать навык моделирования ситуации, что является крайне важным аспектом.

Процесс изобразительной деятельности является для ребенка полноценным трудом.

Во время таких занятий развивается мышечная активность, подключаются зрительные организаторы, проявляются наиболее яркие психические особенности, а также развивается мелкая моторика и творческое мышление. Постепенно ребенок привыкает к рисованию и на смену простых подражающих движений карандашом приходят вполне отчетливые фигуры и изображения.

Со временем у ребенка начинает проявляться образ завершенной работы в процессе ее исполнения.

Изображение представлений на бумаге формирует очень важные качества: произвольность, креативность, широту и устойчивость. Опытные психологи на основе рисунков могут определить, беспокоит ли что-то ребенка, узнать о его мыслях и фантазиях.

Следует обратить внимание на тот аспект, какими цветовыми вариациями в наибольшей степени манипулируют дети. Если преобладают темные цвета, возможно малыш чем-то встревожен. Наблюдать нужно на протяжении нескольких занятий, так как однократный выбор темных вариаций может означать исключительно перепады в настроении.

Примеры игровых заданий для дошкольников

  • Изготовьте самостоятельно различные игровые карточки, на которые вы можете наклеить или нарисовать любые, даже самые невероятные картинки. Раздайте их группе детей и пусть каждый, по очереди придумает какую-нибудь удивительную историю, навеянную ему изображением на картинке.

  • Весьма занимательная игра для вечернего времяпрепровождения, это разглядывание светящихся окон в доме, напротив. Предложите малышу описать на что похож узор из горящих окон и придумайте вместе с ним удивительную историю об этом.

    В подобную игру можно играть и в светлое время суток, рассматривая и фантазируя на тему бегущих облаков.

  • Предложить ребенку капнуть на лист бумаги краску, чтобы получилась клякса. Затем предложите ему пофантазировать на что она похожа.

    Пускай он проявит творческое мышление и представит, что можно дорисовать этой кляксе, чтобы получился тот или иной предмет.

  • Включить для детей любое произведение классической музыки и пока она звучит попросить закрыть глаза и представить картинку, соответствующую этому творению.

  • Всем известно, что ребятишки любят использовать различные предметы не по назначению. Допустим малыш приносит вам мяч, а вы предлагаете ему вообразить, что это арбуз. Делаете вид, что разрезаете на дольки, после чего угощаете им кроху.

Влияние сказок на ранее развитие воображения

Сказки несут в себе огромный потенциал для воспитания, они являются одними из наиболее эффективных методик развития воображения. Сказка является полноценной основой, как несущей в себе воображение, так и развивающей его у детей.

Необходимо как можно чаще читать их ребенку, ведь волшебство, интересные персонажи и добрые дела, это так интересно, а главное учит совершать хорошие поступки! Такие произведения не только расширяют познания крохи, но и помогают отличить добро от зла.

В процессе чтения необходимо разъяснять малышу некоторые моменты доступным ему языком, после чего выдерживать паузу для того чтобы он осмыслил услышанное и сделал определенные выводы. Сказки в плане совершенствования мышления это:

  • Многолетний опыт поколений и культурные особенности народа;
  • При восприятии сюжета сказки, малыши активируют собственный жизненный опыт;
  • Прекрасная база для формирования взглядов на окружающий мир;
  • Учебный материал: у малютки развивается понятие толерантности и познание процессов;
  • В процессе чтения открывается безграничный простор для креативности, становления речи и памяти.

Конструкторская деятельность тоже достаточно широко применяется для совершенствования детского креативного мышления. Создавая в голове образ моделирования, ребенок чувствует собственную значимость, в данном случае он — созидатель. Кроха проявляет признаки радости при удачной постройке и огорчается если что-то не выходит. Практика подобного рода учит малютку доводить начатое дело до конца.

Роль родителей и педагогов в развитии воображения

В абсолютно разных направлениях ребенку крайне необходимо чувствовать поддержку со стороны. В роли поддержки обязаны выступать родители, педагоги и психологи. Ответственность за становление крохи в раннем возрастном периоде полностью ложится на плечи родителей и специалистов, не является исключением и формирование воображения.

С самого рождения родители – это наиболее значимые люди для ребенка. Когда малыш входит в дошкольный период, им необходимо направить его энергию и инициативу в правильное русло. Помощниками могут стать профессиональные методики, созданные лично с учетом особенностей крохи или же советов специалистов.

Необходимо заниматься с малышом, развивать в нем творческий потенциал и не ждать, что развитие чудесным образом произойдет само по себе. На ежедневной основе следует проводить различные занятия, заниматься игровой деятельностью, как можно чаще разговаривать с дошкольником, и объяснять ему разнообразные процессы и явления.

Игровая активность с раннего возраста занимает крайне важную роль в формировании интеллекта малютки.

В дошкольных учреждениях педагоги и психологи проводят исследование среди детей и на основе обретенных результатов определяют способы коррекционной или образовательной работы.

В дошкольном возрастном периоде большая часть функций психики находится на первой ступени формирования, поэтому методики специалиста в основном преследуют профилактические цели.

Для положительной адаптации, педагоги и воспитатели составляют референции для предупреждения эмоциональной перегрузки крохи.

Совершенствование детского воображения является неотъемлемой частью общего развития детей. Креативность, создание новых идей на сегодняшний день определяются наиболее актуальными способностями умной личности.

Ранее при найме сотрудников на работу наиболее ценными кадрами были те, кто обладал профессиональными познаниями и навыками. В настоящее время более оптимальны такие качества, как одаренность и творческая фантазия.

Люди с креативным складом мышления сейчас востребованы в различных сферах деятельности. Такие личности производят рекламу, придумывают новейшие технологии, осуществляют крупные проекты и укореняют в бизнесе новейшие замыслы.

Современная жизнь ставит перед человеком множество трудноразрешимых задач. Одаренные личности с нестандартным подходом к различным вопросам смогут найти решение любой проблемы.

Именно поэтому стоит создавать все условия для развития в детях творческого воображения.

Источник: https://rebenokrazvit.ru/deti-doshkolnogo-vozrasta/razvitie-tvorcheskix-sposobnostej/metodika-razvitiya-voobrazheniya-u-doshkolyat.html

Ссылка на основную публикацию