Как улучшить технику чтения?

Калейдоскоп — Карточки для улучшения техники чтения

Ваш ребенок читает, но учительница говорит, что не достаточно быстро, вы сами замечаете, что нет улучшений  в течении полугода, а ведь в школе так нужна техника чтения и ее регулярно проверяют. Именно эти карточки помогли резко улучшить чтение детей буквально за весенние каникулы.

Суть методики в том, что ребенку показываются карточки, на которых написаны предложения, вначале предложения короткие, написаны крупными буквами, время показа 8 секунд, но с каждой карточкой увеличивается количество букв, время показа постепенно начинает уменьшаться и это приводит к тому, что ребенок начинает читать быстрее.

Занятия надо проводить 4 раза в неделю, желательно в понедельник, вторник, четверг и пятницу. За один раз вы показываете только 6 карточек. Вам надо скопировать предложения, сделайте так, чтобы вначале предложения были напечатаны более крупным шрифтом, постепенно уменьшая его до 14.

Распечатайте и разрежьте их так, чтобы все предложения были на отдельных листах. Если вы собираетесь заниматься только с одним ребенком, то можете не наклеивать их на картон, а если более, чем с одним, то лучше наклейте на картонные карточки, так, чтобы каждое предложение было на отдельной карточке.

Я так же привожу таблицу, по которой вы можете написать с обратной стороны римской цифрой номер серии, арабской — номер карточки в серии и рядом количество секунд для показа ребенку. Считать надо так: двадцать один, двадцать два… 

Вы можете скачать их одним файлом здесь http://detpsy.ucoz.net/load/kartochki_dlja_uluchshenija_tekhniki_chtenija/1-1-0-33

Как проводить занятие. Предложите ребенку почитать, но не обычным способом. Сядьте напротив ребенка на расстоянии около метра, положите карточки перед собой на стол или на колени текстом вниз так, чтобы первая карточка серии была сверху.

Скажите ребенку, что как только вы поднимите карточку и покажете ему он сразу должен начать читать обязательно вслух, первые карточки у вас для тренировки. Итак, вы показываете карточку и начинаете про себя считать. А ребенок не начал читать в течении пары секунд, опускаете карточку и повторяете, что читать он должен начинать сразу, еще раз.

Опять показываете первую карточку. Дайте ребенку времени столько, чтобы он прочитал карточку, опустите ее и попросите повторить то, что он прочитал. Это важно, ведь вам нужно не механическое чтение, а чтобы ребенок понимал то, что прочитал. Перейдите ко второй карточке. Повторите все так же.

Если ребенок не смог прочитать карточку, тогда положите ее сначала вниз, под все, в конце вернитесь к ней, положите перед ребенком и попросите прочитать медленно, прочитайте вместе.

Обязательно обратите внимание на те слова, которые ребенок не может прочитать, делает ошибки, это для вас знак, что ребенок не понимает смысл этого слова, объясните, лучше будет, если вы найдете картинку, которая поможет лучше понять смысл слова. Если ребенок не укладывается в отведенное время больше чем в половине карточек, значит ему надо дать время и заниматься с ним другими способами, а через месяц, два вернуться к карточкам.

Если ребенок читает быстрее первые карточки, чем надо показывать, вы все равно обязательно держите карточку перед ним столько, сколько надо, это очень сильно стимулирует детей, так и говорите, что время написано сзади, можете даже показать и оно не вышло.

Карточки так сделаны, что примерно по середине времени на чтение дается значительно больше, чем нужно ребенку, это сделано специально, обычно в этом месте дети начинают очень радоваться, что успевают читать намного быстрее чем надо. 

Как правило, в какой-то момент предложение становится достаточно длинным и ребенок не успевает его прочитать за отведенное время, не страшно. показывайте столько, чтобы ребенок прочитал ПОЧТИ ВСЕ. Т.е.

ему остается прочитать последний слог последнего слова, именно в этот момент закройте карточку, пусть он догадается по смыслу.

Но если это происходит часто, отложите карточки на некоторое время, затем вернетесь  к ним.

Часто задают вопрос ,если ребенок не прочитал все предложения на карточке, можно ли вернуться к ним на следующий день. Я это не рекомендую делать. Лучше занимайтесь другим способом, это значит, что ребенок еще не готов к этой методике.

Предложения для карточек 

Тает снег.            

Идёт дождь.

Небо хмурое.

Коля прыгает.      

Запели птицы.

Поле опустело.

Трещат морозы.      

Я ищу землянику.

В лесу росла ель. 

Наступила осень.

Дни стали короче.

В лесу много берёз.

Прилетели птички.

Ярко светит солнце.

Лида вытерла доску.  

Весело бегут ручьи.

Подул резкий ветер.

Зоя прилежно учится. 

Дятел долбил дерево. 

Я хочу посадить цветы.

Иней украсил деревья. 

Без воды цветы завянут.

Пролетело жаркое лето.

Возле дома посадили ель.

Солнышко светит и греет.  

Федя решал задачу у доски.

Загорелась в небе зорька. 

На деревьях сверкал иней.

Улетели перелетные птицы.

В лесу собирают землянику.

Зимой река покрылась льдом. 

Мальчик подарил маме цветы. 

Дежурные стёрли пыль с доски.

Серые чайки парили над водой. 

На огород забрались цыплята.

Мы жили возле березовой рощи.

Небо покрылось серыми тучами.

Дети посадили во дворе акацию. 

Бабушка купила внуку букварь. 

Землю согрело тёплое солнышко.

Ира делала из бумаги кораблики.

Ласково грело весеннее солнце.

Идёт тёплый дождик.        

Мы любим наш город.

Бабушка печёт пирог.         

У Андрея чистая тетрадь.

Помогай своему товарищу.

Вода в море солёная на вкус. 

Котёнок жалобно замяукал.       

На стене висят большие часы.

Дети ходили в лес за грибами. 

Руки надо мыть водой с мылом.

Красивы улицы нашего города.

У Миши был маленький котёнок.

Школьники поливают саженцы.  

На ночь мама читает мне сказки.   

Надо быть честным и правдивым.

Дарья бежит в сад кормить птиц.

Летом наша семья жила на Волге.

Весело колосится густая рожь.

Поля запорошило белым снегом. 

Мы читали интересный рассказ.

Новые дома растут очень быстро.

Из машины вышел наш учитель. 

Мальчики принесли сухих веток.

В поле поспевает рожь и пшеница.

На стройку привезли рамы и двери. 

Дети всех стран хотят жить в мире.

Свежий ветерок повеял прохладой.

Сверкнула молния, загремел гром.

Белка взобралась на верхнюю ветку.

Давно скосили и убрали луга и поля.

Солнце светило ярко, и дети купались.

Травы скашивают во время их цветения.

Дедушка Филипп пасёт коров, коз и овец.

Люблю я в поле встречать восход солнца.

Поднялась за рекой большая серая туча.

В далёкой тайге живут охотники — эвенки.

Все радовались встрече с космонавтами.

На деревьях появляются зелёные листья.

Дружная семья и землю превратит в золото.

Обувь всегда необходимо очищать от пыли.

Зацветет, зазеленеет наш весёлый огород.

Ребята пускали в классе солнечных зайчиков.

Весенний ливень забарабанил по крышам домов.

На голых ветках рябины видны красные гроздья ягод.

В большом тенистом саду висят румяные налитые яблоки.

Барсуки зимой засыпают, как ежи и медведи.

У орла большой клюв, могучие крылья, острые когти.

Вышла луна, засверкали, заблестели снежинки на елках.

 № серии № карточки  Время, сек   № серии № карточки   Время, сек
 1  5  9  7
 2  5  2  7
 3  5  3  7
 4  5  4  7
 5  6  5  7
 6  6  6  7
 2  1  6  10  1  5
 2  6  2  5
 3  6  3  5
 4  7  4  5
 5  7  5  5
 6  8  6  5
 3  1  8  11  1  4
 2  8  2  4
 3  8  3  4
 4  8  4  4
 5  8  5  4
 6  8  6  4
 4  1  8  12  1  4
 2  7  2  4
 3  7  3  4
 4  7  4  4
 5  7  5  4
 6  7  6  4
 5  1  6  13  1  4
 2  6  2  4
 3  6  3  4
 4  6  4  4
 5  6  5  4
 6  6  6  4
 6  1  5  14  1  5
 2  5  2  5
 3  5  3  5
 4  5  4  5
 5  5  5  5
 6  5  6  5
 1  4  15  1  5
 2  4  2  5
 3  4  3  6
 4  4  4  6
 5  4  5  6
 6  4  6  6
 1  5
 2  7
 3  8
 4  10
 5  10
 6  10

Источник: http://detpsy.net/index/kartochki_dlja_uluchshenija_tekhniki_chtenija/0-36

Эврика — Центр Интеллектуального Развития | Ментальная арифметика

С тем, что ребенок читает недостаточно быстро для своего возраста, сталкиваются многие родители. В первом классе это еще не вызывает больших проблем, но в дальнейшем, ребенок может начать сильно отставать в учебе.

Поэтому, начинать работать над техникой чтения необходимо с того самого момента, когда вы заметите, что она недостаточна хороша. Это может выясниться, например, при проверке.

Каждый учитель начальных классов проводит их регулярно.

Выясните, как в действительности читает ваш ребенок. Как правило, техника чтения определяется по тому, насколько быстро и внятно он читает вслух. Есть дети, которые даже в первом классе читают про себя и великолепно понимают прочитанное, но запинаются и медлят, если их просят сделать это вслух.

Выяснить это достаточно просто. Дайте своему ребенку прочитать отрывок и спросите, что же он понял. В этом случае можно особенно не беспокоиться, а проблема решается с помощью игры. Если вы привыкли читать с ребенком по вечерам сказки, поменяйтесь ролями.

Пусть теперь он будет чтецом, а вы — слушателем.

Важно-фонетический слух

Если ребенок плохо читает и вслух, и про себя, причин тому может быть несколько. Возможно, он не совсем понял, каким образом буквы складываются в слова.

Может быть, сам процесс чтения отнимает у него столько сил, что на понимание смысла их уже не остается. В этом случае помогут кубики с буквами, разрезные азбуки, игры типа «Эрудит».

Но сначала определите, насколько у ребенка развит фонематический слух, и умеет ли он отличать звук от буквы.

Предложите вашему школьнику выполнить несколько упражнений. Напишите какое-либо хорошо знакомое ему слово. Попросите сосчитать, сколько в нем букв. Это он наверняка сделает с легкостью. Затем попросите посчитать звуки.

Если это вызовет затруднения, объясните, что буква — это значок, что этим значком вовсе не обязательно обозначается звук. Предложите определить, какие гласные и согласные звуки есть в слове, какие звуки произносятся мягко. Повторяйте упражнение периодически.

Оно напрямую не связано с техникой чтения, ребенок даже не поймет, что вы волнуетесь тем, как он читает, а соответственно, не будет зацикливаться.

Большую пользу могут принести звуковые модели. Чтобы научиться их составлять, достаточно обычной школьной тетрадки в клеточку и набора карандашей или фломастеров.

Договоритесь, каким цветом вы будете обозначать гласные, а каким — согласные. Когда ребенок научится делать это быстро и без ошибок, усложните задание.

Читайте также:  Не хочу учиться, а хочу жениться, а также о натали портман

Например, предложите разные цвета для мягких и твердых согласных, шипящих, свистящих и т.д.

Убедитесь, что ваш ребенок правильно произносит все звуки. Для техники чтения может оказаться важной даже легкая дислексия. Например, если ребенок путает два звука, то он и при чтении будет невольно запинаться, когда нужно произнести один из них. Проконсультируйтесь с логопедом. Возможно, потребуется несколько занятий, чтобы избавиться от этого недостатка.

Нередки случаи, когда ребенок просто очень медленно говорит. Можно немного увеличить темп речи. Используйте скороговорки. Поможет в этом случае и артикуляционная гимнастика. Не надейтесь полностью перевоспитать своего флегматика, изменить природу не получится, но научить его произносить слова чуть-чуть быстрее вполне реально.

Интерес ребенка-залог успеха в чтении

Человек легче усваивает какое-либо действие, когда понимает, что оно ему необходимо или как минимум интересно. Ребенку упражнения на технику чтения могут показаться надоедливыми или занудными. Он должен понять, зачем ему нужно читать.

Интереса к книгам он может и не проявлять. Определите, чем увлекается ваш ребенок, и дайте ему понять, что в книгах он может почерпнуть нужную ему информацию.

При этом многие современные дети с недоверием относятся к обычным типографским книгам, но им может понравиться электронная.

Текстовый редактор на компьютере у вас наверняка есть. Предложите ребенку поиграть. Напечатайте слово или фразу и предложите прочитать. Затем поменяйтесь ролями.

Пусть ребенок что-то напечатает, а вы прочитайте, точно произнося звуки. Поначалу фраза может быть абсолютно бессмысленной, а в словах, вы наверняка, найдете кучу ошибок. Не ругайте своего ученика.

Он очень быстро поймет, что делает что-то не так.

Многие упражнения вы можете выполнять в свободное время дома, но лучше, если с ребенком занимается специалист. В этом помогут курсы скорочтения.

Источник: https://evrika30.ru/kak-uluchshit-texniku-chteniya-u-rebenka.html

» Как улучшить технику чтения?

Усовершенствование навыков техники чтения — очень важный вопрос подготовки ребенка к школе и обучения в целом. На сегодняшний день ребенок, поступая в первый класс уже должен знать алфавит и уметь читать по слогам.

Поэтому очень важно, чтобы и родители самостоятельно подготавливали свое чадо к школе, занимаясь с ним чтением, счетом, развитием логики и тренировкой памяти и т.д. Можно задействовать много различных игр, купить книги онлайн, чтобы заинтересовать ребенка и сделать чтение – интересным и увлекательным занятием.

Придумывая новые игры, вы сумеете научить читать малыша быстро и без ошибок. Главным правилом тут остаётся принцип не навязывания своих действий, все должно быть построено на заинтересованности и грамотном вовлечении ребёнка в процесс.

Для начала можно закрепить знания алфавита, если малыш посещает детский сад, то эти навыки он уже приобрёл. Начинать лучше с простых слов, меняя при этом буквы местами. Чтобы ребенок сам попытался отгадать, какое слово было зашифровано.

В помощь вам придет специальная учебная литература, благо сегодня есть множество готовых обучающих методик. Первое время эти упражнения будете выполнять (и отгадывать) вы, так как таким образом малыш сможет сложить представление о том, что от него требуется.

А уж потом можно переходить и к самостоятельному решению.

Важно поощрять ребёнка, помните, что похвала в этом деле никогда не бывает лишней. Все дети очень зависимы от поддержки и одобрения. И не стоит журить их, если не все складывается, как бы вам хотелось.

Затем предложите на повестку дня — «неправильно» составленное предложение из 3 или 4 слов. Таким образом, обычный текст читать ребенку будет намного комфортнее, а значит, улучшится и техника чтения.

Если у вас двое детей, то можно предложить читать им детские книги по очереди. Или же, к примеру, сын может просто водить пальцем по буквам, произнося все слова про себя, пока читает дочка, а потом они поменяются местами.

Также чтение можно объединить с рисованием. Для этого нужно взять лист бумаги, написать слово на нем с помощью белой, а затем предложить ребенку взять краски и ними закрасить лист. Сразу же сообщите малышу о том, что на листе его ждет сюрприз. Как только проявятся белые буквы, то ему нужно будет их прочитать, интерес ребенка гарантирован.

В целом, есть очень много разных приемов, позволяющих улучшить технику чтения. Тут уж все зависит от ваших способностей и фантазии.

Источник: https://paidagogos.com/kak-uluchshit-tehniku-chteniya.html

Как повысить технику чтения

Если ребёнок плохо читает — успеха ему не достичь. Такие ярлыки очень часто детям ставят учителя. Как же родителям помочь ребёнку научиться быстро, читать?

Проблема техники чтения относиться не только к детям, но и к взрослым. В младшей школе, когда ребёнка учат читать, а потом контролируют технику чтения, родители могут контролировать, как продвигаются успехи.

В средней и старшей школе техникой чтения уже никто не занимается.

И когда ребёнок собирается поступать учится в высшее учебное заведение, оказывается, что он не может обработать нужное количество информации: прочитать, пересказать, составить конспекты.

Потому что техника чтения осталась на уровне младшей школы.

В целом довольно низким результатом для взрослого человека является 125 слов в минуту. А 200 слов в минуту – это высокий показатель. Большинство людей обладают именно средними показателями скорочтения. Что не позволяет быстро обучатся и запоминать много новой информации.

Поэтому можно освоить упражнения, которые направлены на развитие памяти, ритма, внимания, а также для расширения поля зрения. Угол зрения достаточно важен для скорочтения. Так как это позволяет охватить больше слов на строке.
Эти упражнения позволят после 10 занятий увеличить показатель скорочтения в 2 раза.

Также помните, что все упражнения, проводимые с ребёнком должны иметь игровую форму и занимать не больше 20 минут времени.

Упражнения можно проводить между играми, чтобы ребёнок не уставал. И помните, что ребёнок развивается лучше вместе с интерактивными игрушками.

Как развить скорочтение

1. Подавление внешней артикуляции.
Очень часто, когда ребёнок или взрослый читает, то он проговаривает слово, а это замедляет скорость чтения. Поэтому при чтении необходимо приложить палец к губам и контролировать их неподвижность.

2. Подавление внутренней артикуляции
Это когда мы проговариваем слова про себя. Ею, как правило, страдают взрослые.

Что бы от этого избавиться, необходимо во время чтения считать от 0 до 10. Когда станет легко, можно считать в обратном порядке. Сначала вы можете не запомнить о чём читали, но со временем ситуация изменится.

Также для подавления внутренней артикуляции, можно петь про себя или проговаривать какие либо стихи.
Ещё одним способом подавления внутренней артикуляции является выстукивание ритма.

А, чтобы стук, песня или стих не раздражал ваше сознание, ведь вам нужно запомнить то, что вы читаете, попробуйте взять книгу с интригующим сюжетом и сконцентрироваться на нём.

Это упражнение позволяет развивать внимание, переключатся с одной информации на другую, выполнять сразу несколько действий.

Это упражнение позволит вам читать, не отвлекаться на посторонние факторы.

3. Упражнение «буксир».
Это упражнение направлено на повышение техники скорочтения вслух у детей. Для этого ребёнок должен читать с кем- то одновременно, желательно с тем, у кого техника чтения намного выше. Чтобы ребёнок удерживал ритм взрослого.

4. Упражнение для концентрации внимания. Для выполнения этого упражнения возьмите какой либо текст и за определённое время подчеркните, например, букву «Н». параллельно можно подчёркивать, например, букву «Т». Принцип зачёркивания и выбор буквы может быть произвольным.

При этом нужно видеть только буквы, отключившись от смыла текста.

Также для развития внимания можно выполнять следующее упражнение. Дайте ребёнку какой- либо текст и дайте задание подчеркнуть небольшое слово. Это может быть союз, местоимение и так далее.

Здесь ребёнок должен уже бегло просмотреть текст.

Тренировать память можно с помощью числовых упражнений. Для этого нарисуйте ребёнку таблицу с цифрами от 1 до 20, пропустив несколько цифр.

И попросите ребёнка найти и сказать эти цифры.

Взрослые тоже могут выполнять это упражнение, увеличив цифровой диапазон (1-50).

Более сложным вариантом упражнений для тренировки памяти внимания является правильно прочтение слов с переставленными словами.
Все эти упражнения тренируют быстроту восприятия, быстроту мышления и, конечно, же, способствует увеличению скорости чтения.

5. Упражнение «шторка» основана на предугадывании событий, когда должна сработать интуиция, что будет дальше.
Для этого из бумаги вырезаем пирамиду и накладываем на текст в книге. Затем прочитываем текст, пересказываем его. И проверяем с полным текстом, правильно ли вы его поняли.

Со временем размер трафарета можно уменьшать.

6. Упражнение для взрослых – чтение на горизонтали.
Мы уходим от чтения, по словам, а, стараемся воспринимать сразу 2-3 слова. Для этого мы берём текст и простой карандаш. Проводим вертикальные линии, разделяя страницу на 3 части. Ставим карандаш на середину каждого поля и стараемся увидеть сразу 2-3 слова от центра.

7. Чтение на вертикали.
То есть читаем всю строчку целиком.

Кроме того, помимо этих упражнений нужно как можно больше запоминать стихов и текстов.

2014  © mamzel.com.ua

Добавить ссылку в социальные сети

Источник: http://mamzel.com.ua/nash-malysh/razvitie/kak-povysit-tehniku-chteniya.html

Упражнения для скорочтения

Скорочтение возможно и без выполнения ряда специальных упражнений, если вы уже владеете навыками высокой концентрации внимания, качественного восприятия и усвоения прочитанного и обладаете превосходной памятью.

Упражнения для освоения техники скорочтения будут максимально полезны тому, кто недоволен своей скоростью понимания и запоминания информации при прочтении текстов различного типа и уровня сложности.

С какого возраста можно упражняться в скорочтении?

Для взрослого человека крайне важно не просто уметь продемонстрировать способность как можно быстрее прочитать кусок текста “на секундомер”, а реально необходима возможность экономить время благодаря скоростному чтению. Поэтому при прочтении текста на ту или иную тему взрослый просто обязан уметь «пропускать мимо» ненужные, неинформативные части текста, при этом вылавливая взглядом ключевые слова, отражающие главную мысль автора.

Наиболее распространенная рекомендация в отношении детей: не стоит обучать ребенка скорочтению до 14 лет. Мы согласны, что поверхностное чтение “по диагонали” — не самый лучший вариант для школьников, которым прежде всего нужно качественно усвоить учебную программу и научиться наслаждаться произведениями художественной литературы.

Безусловно, каждый ребенок и его способности уникальны, поэтому разумно будет ориентироваться на ключевые моменты готовности детей к освоению техники скорочтения.

Так, если ваш ребенок уже умеет читать вслух, легко прочитывает страницу за пару минут и понимает смысл прочитанного (может пересказать суть своими словами), можно ставить задачу повышения скорости чтения с помощью набора упражнений для скорочтения.

Читайте также:  Домашнее чтение

5 ключевых навыков для высокой скорости чтения

Обучаясь скорочтению, важно постоянно тренировать следующие умения:

  • концентрация внимания;
  • подавление артикуляции (привычки проговаривать текст);
  • улучшенный зрительный навык — широкое поле периферического зрения;
  • умение быстро выделять в тексте ценную, полезную информацию и не растрачивать внимание на «воду»;
  • хорошая память — усвоение ценной информации из прочитанного материала;
  • повышение скорости мышления.

Секрет освоения техники скорочтения — регулярные упражнения в развитии памяти, внимания и овладении другими навыками быстрого чтения.

Какие упражнения для повышения скорости чтения будут полезны в любом возрасте?

Наибольшую пользу несут те упражнения, которые устраняют причину низкой скорости восприятия и обработки визуальной информации.

Основным ошибками, создающими барьер в скорости чтения и у детей, и у взрослых, считают непроизвольные возвратные движения глаз (регрессию) и ненужную артикуляцию, которой обучились мы как раз в детстве.

Главные недостатки, препятствующие эффективному и быстрому восприятию информации:

  • проблемы с концентрацией внимания;
  • небольшой угол (поле) зрительного охвата текстовой информации.

Так, упражнения для скорочтения в 1 классе должны быть направлены в первую очередь на развитие способности концентрировать внимание и на расширение поля охвата информации.

«Малое поле зрения» является, пожалуй, важнейшей причиной, по которой детей учат читать сначала по буквам, по слогам, затем по целым словам, фразами и предложениями с выражением, подтверждающим понимание читающим смысла написанного.

Умением воспринимать длинные фразы и целые предложение «одним взглядом» может похвастаться и далеко не каждый взрослый. На этом развитие зрительных навыков чтения у большинства людей и останавливается.

Расширяем поле зрения

Детям любого возраста рекомендуем развитие ряда перечисленных навыков с помощью увлекательной онлайн игры-упражнения на основе таблиц Шульте.

«Развитие периферического зрения по таблицам Шульте»

Регулярные тренировки с помощью таблиц Шульте позволят Вашему ребенку не только интересно провести время, но и поспособствуют повышению концентрации внимания, расширению периферического зрения и развитию памяти.

“Расфокусированный взгляд”. Основная задача тренировки — использование рассредоточенного взгляда для восприятия большей площади страницы или экрана.

Упражнение можно выполнять в различных вариантах, например, для поиска с помощью рассеянного зрения одинаковых элементов или для запоминания большего количества элементов, которые удалось охватить не перемещая взгляд с центрального объекта внимания.

Улучшаем концентрацию внимания

“Активизация обоих полушарий”. Возьмите текст знакомой для вас тематики и читайте по абзацу попеременно то правым, то левым глазом. Благодаря такому нехитрому приему вы по очереди активизируете оба полушария мозга.

“Выделение главного”. Многие выдающие личности пользовались этим приемом. Просто взять маркер или карандаш и выделить 2-3 самые важные мысли со страницы. Еще лучше это упражнение усовершенствовать и не просто выделить главное, а знаками проставить свои критические замечания: очень важная информация — “!” или “NB”, согласны — ставим “+”, не согласны — “-” и т.п.

“Называем цвет”. Называйте вслух при чтении следующего цветного текста цвета слов. Именно цвета, а не то, что написано.

Красный. Зеленый. Синий. Желтый. Фиолетовый. Оранжевый. Коричневый. Синий.

Красный. Синий. Зеленый. Фиолетовый. Желтый. Коричневый. Синий. Зеленый. Синий.

Не спешите сделать это с невероятной скоростью. Хорошо, если после тренировки вам в принципе удалось выполнить упражнение без ошибок.

“Найди слово”. Варианты выполнения упражнения:

  1. Искать на странице все слова, начинающиеся на определенную букву.
  2. Искать на странице все случаи упоминания определенного слова или фразы.

Отгадывание загадок – простой и очень эффективный способ тренировки навыков концентрации внимания в любом возрасте. Лучше всего, если это будут загадки обманки или вопросы на логику с подвохом.

Избавляемся от регрессии

“Режем пол строки”. Читая текст, закрывайте листом бумаги половину строчки (верхнюю часть). Таким образом, вы заставите мозг догадываться о написанном и в то же время в такой ситуации закономерно захочется увидеть следущую строку еще до того, как Вы “срежете” ее часть. Это упражнение приучит вас при чтении забегать вперед и одновременно не возвращаться к прочитанному.

“Указка”. Чтобы отучиться от привычки возвращать взгляд назад к уже прочитанному, пусть ваш взгляд постоянно следует за ручкой, карандашом или пальцем, который будет все время вести вас вперед.

“Чтение на скорость”. Вспомним тест на скорость чтения в начальной школе. Берем таймер и замеряем свой нынешний результат по прочтению одной страницы, главы или статьи.

Подавляем артикуляцию

“Альтернативный текст”. Параллельно с чтением проговариваем что-либо, не имеющее отношения к предмету внимания. Например, напеваем мотив песни (“ля-ля-ля, тру-лал-ла”) или произносим в уме другой текст, например, пословицы, скороговорки, или ведем счет по порядку независимо от количества прочитанных слов или строк. Главное при этом не терять концентрацию.

“С закрытым ртом!” Если во время чтения у вас еще и шевелятся губы или двигается язык, нужно их чем-то занять. Эта ошибка нередко присутствует у детей после постоянного чтения вслух в младших классах. Попробуйте параллельно грызть карандаш или сухари или жевать жевательную резинку.

“Барабанная дробь”. Выстукиваем пальцами по столу какой-нибудь ритм, чем сложнее он будет, тем лучше. Если заняты пальцы рук, автоматически будет хотя бы частично блокироваться речевой центр мозга.

“Чтение под отвлекающую музыку”. Отличный способ для подавления желания проговаривать читаемый текст — прослушивание музыки, не имеющей постоянного ритма. Лучше всего для этой цели подойдет джаз.

Развиваем память

“Нестандартное чтение”. Чтение текста, повернутого от вас на 90 градусов, на 180, 45 и т.д. Пример выполнения упражнения: переворачиваем страницу вверх ногами и ставим задачу прочтения текста задом наперед (т.е. справа налево). Такая тренировка особенно полезна для детей с целью сформировать в памяти эталоны целостных букв независимо от того, как они расположены.

“Восстанови пропущенные буквы”. Отличное упражнение на развитие словесно-логической памяти.

Во время прочтения текста с пропущенными буквами остановки для “отгадывания” очередного слова вынуждают держать в памяти слова и смысл прочитанного ранее.

Хорошая тренировка не только для памяти, но и для устранения таких помех быстрого чтения, как возвратные движения глаз и артикуляция.

Развитие скорости мышления

Одна из основных причин, по которой возможно существенно развить скорость чтение у любого человека — избыточность информации на всех уровнях текстов (особенно, размещаемых в интернете), начиная от предназначенных для привлечения внимания заголовков и вводных конструкций, до отдельных слов со слабой или вовсе отсутствующей смысловой нагрузкой.

Регулярное решение логических задач развивает умение отделять главное от второстепенного, вырабатывает навык «включения слепоты» в отношении избыточной информации и «мгновенного» восприятия важных мыслей.

Достигается это, в первую очередь, благодаря регулярным упражнениям в скорости восприятии условий задачи и понимания сути задаваемого вопроса.

Осознанный анализ структуры задач развивает навык дробления заданий на условия и группы условий, выделение одного или нескольких вопросов, осознание оптимального порядка решения подзадач, поиск вариантов решения.

Источник: https://logiclike.com/blog/vnimanie-i-pamyat/uprazhneniya-dlya-skorochteniya

Как увеличить скорость чтения у ребенка

Многие родители не понимают, зачем проверять технику чтения в начальной школе. Ребенок в первом классе читает – уже молодец! А тут еще проверка на скорость. И чем дальше (к пятому классу), тем требования ужесточаются.

Как известно, техника чтения проверяется дважды в течение учебного года: в первом и втором полугодии. Если школьник не укладывается в установленные нормативы по скорости чтения — снижается оценка при проверке этого показателя.

В результате – расстраивается ученик, беспокоятся родители, и не зря: ребенок с низкой скоростью чтения медленнее усваивает учебный материал, пока он вчитывается в условие задачи, его одноклассники уже начинают решать задание.

Поэтому скорость чтения является очень важным аспектом успеваемости, и задача родителей – помочь своему чаду научиться быстро читать.

Техника чтения

Да, чтение некоторым детям дается нелегко, поскольку в этом процессе участвуют и память, и воображение, визуальное и звуковое восприятие. И, тем не менее, нужно стремиться к тому, чтобы научить ребенка читать быстро.

И, кстати, при проверке техники чтения учитывается не только скорость. Во время этой «процедуры» учитель выясняет, насколько ребенок понял то, что прочитал; были ли ошибки; с выражением ли был прочитан текст.

Кроме того, среди критериев проверки техники чтения присутствует такой показатель как способ чтения: то есть, по слогам прочитал ребенок или полностью слово; насколько у него получилось это сделать плавно.

Поэтому родителям первоклассников (которым в первом полугодии оценок не ставят) не стоит «зацикливаться» именно на скорости чтения. Больше читайте с ребенком, расширяйте его кругозор, знакомьте с новыми словами, расширяйте его словарный запас, и результат придет.

Скорость чтения

И все же, поскольку скорость чтения сказывается на успеваемости в целом и не только в младшей школе, разработаны соответствующие нормативы, которые определяют, сколько слов в минуту должен читать ученик начальной школы. А именно:

  • в первом классе – от 25 слов в минуту;
  • во втором – от 50 слов;
  • в третьем классе – от 75;
  • в четвертом – от 95.

По окончании начальной школы ребенок в идеале должен уметь читать со скоростью 120-150 слов в минуту. Это как раз очень близко к скорости речи.

Однако, дорогие родители, обратите внимание на важный аспект: ребенок не будет читать быстрее, чем говорит, если он в жизни медлительный, долго думает, прежде чем ответить на вопрос. В таком случае, он, понятное дело, и читать будет медленнее. Но в этом нет ничего страшного. Главное, чтобы ваше дитя читало осознанно.

Почему ребенок читает медленно?

Есть и другие причины, кроме врожденного темпа деятельности, вследствие которых у ребенка «хромает» техника чтения. Наиболее распространенные их них такие:

  • ребенку не удается сконцентрироваться (к концу предложения он забывает, что было в начале);
  • недостаточный размер оперативного поля зрения (концентрируется на 2-3 буквах, которые читает, не видя слова целиком);
  • слабый словарный запас;
  • проблемы с артикуляционной системой и дикцией;
  • отсутствие интереса к чтению;
  • зрительная регрессия (возвращается глазами к словам, которые уже прочитал);
  • сложный текст (не по возрасту).

Читайте вместе

Чтобы увеличить скорость чтения ребенка, можно и нужно заниматься, причем, делать это систематически.

И родителям тут придется приложить определенные усилия, проявить настойчивость, возможно, преодолеть собственную лень, ведь нужно заниматься каждый день, но благородная цель – дальнейшее развитие ребенка – того стоит. Делайте все с любовью и ваши занятия не оттолкнут дитя от чтения, а наоборот, заинтересуют.

Проявите изобретательность, придумывайте различные ухищрения, чтобы ребенок полюбил читать и делал это не «из-под палки». Например, пишите ему записки, в которых просите, чтобы он ответил письменно. Если в семье есть младшие дети, пусть ваш школьник им почитает – и общение, и тренировка.

Читайте также:  Безопасность ребенка в доме

Читая на ночь любимую сказу, предложите малышу прочитать часть текста самостоятельно. Похвалите его, даже если прочитано так себе. Попросите ребенка пересказать прочитанное, ответить на вопросы.

Это тоже, своего рода, занятия, о которых ваше чадо даже не подозревает и потому не станет упрямиться.

Пусть у вас в доступном месте будет детская литература, красочные журналы, книги, любая печатная продукция, которая может заинтересовать вашего юного следопыта.

Очень может пригодиться детская энциклопедия. Там, как правило, яркие картинки, текст изложен доступно и разбит на небольшие блоки.

Можно поиграть с ребенком, задавая вопросы на различные темы из этой книги, привлекая его, таким образом, к чтению.

«Тяжело в учении – легко в бою»

Реально ли научить ребенка читать быстрее? Вполне. Для этого разработаны разнообразные методики, среди которых – развивающие игры. С ними можно познакомиться на интернет-сервисе IQКлуб. Но чтобы достичь результата – нужно набраться терпения.

Маме с папой придется на время отложить какие-то свои дела и посвятить свободное время развитию скорости чтения ребенка. Но при этом не стоит его ругать, если слова прочитаны неправильно; не нужно наказывать малыша чтением: «не пойдешь гулять, если не прочтешь 60 слов в минуту»…; не грозите своему школьнику «ремнем».

Лучше направьте свою энергию на то, чтобы привить вашему маленькому вундеркинду любовь к чтению.

Занимайтесь в день по 15-30 минут. Постарайтесь сделать урок интересным, чтобы ребенок не уставал, а читал с удовольствием. Если вы видите, что у ребенка нет настроения, он нервничает, волнуется – лучше перенести занятие.

Упражнения в домашних условиях

“ По словам Джозефа Аддисона, «Чтение для ума – то же, что физические упражнения для тела». Продолжая эту мысль, можно сказать, что не менее важными являются и упражнения для повышения скорости чтения.

Прежде всего, родителям нужно выяснить, что же все-таки влияет на скорость чтения их малыша, и после этого начинать «тренировки» по устранению проблемы.

А так как всякая тренировка начинается с разминки, это правило подойдет и здесь.

Начните свой домашний урок с проговаривания гласных, согласных букв, а также их сочетаний.

  • Например: Аоуыиэ, ауэиоы, оауэиы; ж-с-з-ш, б-п-д-т, ж-г-к-ш; ва-вя, лу-лю, ма-мя;
  • Читайте любые известные вам скороговорки: ехал грека через реку…; шла Саша по шоссе….

При выполнении этих упражнений следите за тем, чтобы ребенок четко выговаривал буквы и слова. Разминка поможет подготовить к чтению речевой аппарат.

Существует также артикуляционная гимнастика, в которой участвуют язычок и губы. Она выполняется перед зеркалом.

Далее можно приступать к специальным упражнениям, которые призваны устранить причину невысокой скорости чтения.

Какие существуют общие рекомендации?

  • Полезно читать в разном темпе: то быстро, то медленно (главное – четко).
  • Пробовать читать при посторонних звуках (это научит концентрироваться).
  • Практиковать чтение «через решетку» (для развития умения догадываться по смыслу, в таком случае нет необходимости дочитывать слово до конца — антиципация).
  • Чередовать знакомый/незнакомый текст (прочтя несколько раз знакомый текст, скорость чтения увеличивается и переносится, отчасти, и на незнакомый текст).
  • Развивать зрительную память.

Полезные советы

  • Проверяя в домашних условиях скорость чтения, дайте ребенку незнакомый, но понятный для него текст – не инструкцию к стиральной машине или кухонному комбайну.
  • Следите за тем, чтобы предложения были простыми, без обилия знаков препинания. Особенно это важно для первоклассников.
  • Не переживайте, если ребенок показывает разные результаты: «вчера читал лучше, чем сегодня» – технику чтения можно проверить несколько раз, в разное время суток.

Обратитесь за помощью в IQКлуб

Развить навыки чтения, память, внимание у ребенка поможет IQКлуб. Это – новый интернет-сервис, который порадует и детей, и родителей. Команда профессионалов подготовила для детей занимательные развивающие игры. Над разработкой трудились лучшие дизайнеры, психологи и педагоги.

Как воспользоваться услугами сервиса?

  • Зарегистрируйтесь в системе (можно через социальные сети).
  • Дайте ребенку пройти интересный тест.
  • После оценки сильных и слабых сторон вашего ребенка, для него будет сформирована индивидуальная программа обучения.

Результаты обучения можно отслеживать в онлайн режиме. Так вы оперативно узнаете о достижениях вашего чада и получите необходимые рекомендации для дальнейшего развития.

В современном мире, когда нас окружают разнообразные электронные гаджеты, проблема детского чтения становится все более актуальной: к сожалению, в последнее время все меньше детей читают книги.

Поэтому взрослым стоит на личном примере показать, что чтение на самом деле является очень увлекательным процессом. И притом, как сказал Ф.

Жанлис: «Люди, которые читают книги, всегда будут управлять теми, кто смотрит телевизор».

Источник: https://iqclub.ru/blog/2017/12/kak-uvelichit-skorost-chteniya-u-reben/

Как увеличить скорость чтения на 386%

Фактрум публикует обзор принципов техники «PX Project» — трёхчасового познавательного эксперимента, который позволяет увеличить скорость чтения в среднем на 386%.

Он был проведён с носителями пяти языков, и даже дислексики оказались способны читать со скоростью более чем 3000 слов в минуту, или 10 страниц за минуту. Или одну страницу за шесть секунд. Для сравнения, средняя скорость чтения в США составляет 200–300 слов в минуту (от полстраницы до страницы за минуту), и только 1% населения читает более 400 слов в минуту.

Если вы усвоите несколько основных принципов работы зрительной системы человека, вы сможете ликвидировать неэффективность и повысить скорость чтения, при этом улучшая и память.

Чтобы выполнить представленные ниже упражнения и увидеть результат вам понадобится: книга (более 200 страниц), которая должна лежать, не закрываясь, ручка и таймер (секундомер с сигналом или кухонный таймер тоже подойдут). Вы должны выполнить 20-минутное упражнений за один раз.

Но для начала несколько замечаний, касающихся специфики процесса чтения:

А) Сведите к минимуму количество и длительность остановок на строчке для увеличения скорости

Вы читаете не целыми строчками, а скорее скачкообразными движениями (прыжками). Каждый из этих скачков заканчивается остановкой или временным «снимком» текста в области, на которой вы сосредоточены (приблизительно 20 см² поверхности страницы).

Каждая пауза у новичка длится от ¼ до ½ секунды. Чтобы почувствовать это, закройте один глаз, прижмите кончиком пальца веко, а затем прочитайте строчку другим глазом — вы отчётливо ощутите эти скачки и остановки.

B) Избавьтесь от возвращений и неосознанных прыжков назад

У новичка возвращения (осознанное перечитывание) и прыжки назад (неосознанное перечитывание со смещением остановок) отнимает до 30% от всего времени чтения.

C) Выполняйте упражнения на концентрацию, чтобы увеличить охват периферического зрения и количество слов, увиденных за одну остановку

Новичок во время чтения использует центральное зрение, а не периферическое, упуская до 50% слов за одну остановку, то есть то количество слов, которое может быть воспринято и прочитано за один скачок и «отснято» за одну остановку.

Теперь можно перейти непосредственно к упражнениям. Вы научитесь самой технике скоростного чтения, применению этой техники с увеличением скорости, а потом сможете проверить себя чтением на понимание.

Чтобы привыкнуть к последовательности упражнений, выполняйте их по-отдельности. Не беспокойтесь о понимании текста, если вы, например, учитесь увеличивать скорость. Последовательность упражнений следующая: на технику, на технику с увеличением скорости, проверка на понимание текста.

Общее правило: вам нужно тренировать технику на скорости, в три раза превышающей ту скорость чтения, которой вы хотите добиться. Таким образом, если сейчас вы читаете 300 слов в минуту и хотите читать 900 слов в минуту, вам нужно тренировать технику на скорости 1800 слов в минуту, или шесть страниц в минуту (10 секунд на страницу).

1. Определение исходной скорости

Чтобы определить вашу нынешнюю скорость чтения, возьмите вашу книгу для практики (которая должна лежать на столе, не закрываясь) и посчитайте количество слов в пяти строчках. Разделите это число на пять, и вы получите среднее число слов в строчке. Пример: 62 слова / 5 строк = 12,4, которые вы округляете до 12-ти слов в строчке.

Затем посчитайте количество строчек на пяти страницах и разделите на его пять, чтобы определить среднее количество строк на странице. Умножьте это число на среднее количество слов в строчке, и вы получите среднее количество слов на странице. Пример: 154 строки / 5 страниц = 30,8, округляем до 31 строчки на странице. 31×12 слов в строчке = 372 слова на странице.

Отметьте вашу первую строчку и читайте с таймером ровно одну минуту, при этом читайте, обращая внимание на смысл текста, и не быстрее, чем обычно. После одной минуты чтения умножьте количество прочитанных строчек на среднее количество слов в строчке, чтобы определить вашу скорость чтения.

2. Ориентир и темп

Возвращения, скачки и продолжительность остановок можно свести к минимуму, если вы будете использовать ориентир.

Пользовались ли вы ручкой или пальцем, когда считали количество слов или строчек в предыдущих вычислениях? Если да, у вас была визуальная помощь, ориентир для эффективных и аккуратных подсчётов.

В скоростном чтении, как нигде, ориентир имеет большое значение для увеличения скорости.

Для достижения вашей цели используйте ручку. Держите её в вашей доминирующей руке и подчёркивайте каждую строчку (с закрытым колпачком), следя за тем, что находится над кончиком ручки. Это будет служить не только ориентиром, но также и задавать темп для поддержания постоянной скорости и снижения длительности остановок.

Упражнение 1: техника (две минуты)

Практикуйтесь, используя ручку как ориентир и задавая ею темп. Подчёркивайте каждую строчку, фокусируя взгляд над кончиком ручки. Не беспокойтесь о понимании текста. Каждую строчку читайте не дольше одной секунды, увеличивайте скорость на каждой последующей странице. Ничто не должно задерживать вас на одной строчке дольше одной секунды.

Упражнение 2: скорость (три минуты)

Повторите предыдущее упражнение, но задерживайтесь на каждой строчке не дольше половины секунды (две строчки за секунду).

Велика вероятность, что вы не поймёте смысл текста, но сейчас главное поддерживать скорость и технику — так вы тренируете ваши рефлексы восприятия.

Фокусируйте взгляд над кончиком ручки и концентрируйтесь на технике и скорости. Концентрируйтесь на упражнении и не отвлекайтесь.

3. Третье — расширение восприятия

Если ваш взгляд сфокусирован на экране компьютера, вы всё ещё можете воспринимать и боковые стороны экрана.

Тренируя периферическое зрение на более эффективное восприятие, вы можете увеличить скорость чтения более чем на 300%.

Нетренированные чтецы уделяют до половины области периферического зрения на поля, двигаясь от первого слова к последнему и тратя 25–50% своего времени, «читая» пустые поля.

Для примера давайте возьмём строчку «Жили-были студенты, наслаждавшиеся чтением по четыре часа в день». Если вы способны начать ваше чтение со слова «были» и закончить строчку на слове «четыре», вы восприняли четыре из десяти слов периферическим зрением, увеличив вашу скорость чтения.

Упражнение 1: техника (одна минута)

Используйте ручку как ориентир и задавайте ею темп на постоянной скорости одна строчка в секунду. Начинайте с первого слова в строчке и заканчивайте последним. Не беспокойтесь о понимании текста. Каждую строчку читайте не дольше одной секунды, увеличивайте скорость на каждой последующей странице.

Упражнение 2: техника (одна минута)

Используйте ручку как ориентир и задавайте ею темп на постоянной скорости одна строчка в секунду. Начинайте со второго слова в строчке и заканчивайте вторым словом от конца строки.

Упражнение 3: скорость (три минуты)

Начинайте, по крайней мере, с третьего слова от начала строки и заканчивайте третьим словом от конца строки. Повторите упражнение на технику, задерживаясь на каждой строчке не более половины секунды.

4. Вычислите свою новую скорость чтения

Отметьте первую строчку и читайте ровно одну минуту, при этом читайте так быстро, как можете. Умножьте количество прочитанных строчек на среднее количество слов в строке, и вы получите вашу новую скорость чтения.

Поздравляем, вы окончили краткий курс по технике, которая может ускорить ваши познавательные способности.

Последние рекомендации: если вы пользуетесь этой техникой для учёбы, лучше не читайте три разных текста за то время, которое ушло бы у вас на один. Лучше прочитать один текст, но три раза, для улучшения восприятия и запоминания, в зависимости от вида тестирования.

Приятного чтения!

Источник: https://www.factroom.ru/facts/54100

Ссылка на основную публикацию