Как воспитать оптимиста

Как воспитать и вырастить ребенка-оптимиста? Советы для родителей

Любящие родители хотят видеть своих детей счастливыми. Оптимизм – непременная черта счастливого человека. Он помогает получать удовольствие от жизни, учит справляться с отрицательными эмоциями. Истоки оптимистичного взгляда на жизнь закладываются в детстве.

Все мамы и папы хотят, чтобы ребенок вырос счастливым, уверенным в себе, целеустремленным, жизнерадостным человеком. Эти качества свойственны оптимистам: людям, которые видят жизнь с позитивной стороны, уверены в лучшем будущем. Советы родителям, как воспитать оптимизм в своем ребенке.

Что дает оптимизм как свойство личности?

  • Помогает формированию открытого взгляда на мир, независимой точки зрения, целеустремленности и решительности;
  • Является способом управления своими эмоциями. Справляется с сомнениями, страхами, разочарованием;
  • Помогает человеку преодолевать препятствия в жизни;
  • Способствует развитию общительности и доброжелательности;
  • Помогает поддерживать иммунитет;
  • Формирует установку к здоровому образу жизни.

Откуда берется оптимизм?

Все дети рождаются на свет оптимистами. Они радостно улыбаются нам с пеленок; изо всех сил учатся переворачиваться; делают свои первые шаги, несмотря на падения и ушибы.

Задача мам и пап – не погасить в своем ребенке стремления радоваться жизни, получать удовольствие от повседневных событий.

Часто мы своими «нельзя!», «не трогай!», «опасно!» гасим у ребенка желание познавать мир и получать радость от собственных действий. Тем самым формируется чувство опасности, боязнь активных действий.

Общаясь с ребенком, родители во многом передают ему свое видение мира. Если мама и папа излучают уверенность в завтрашнем дне, радуются настоящему, спокойно воспринимают и преодолевают трудности, этому учится и их ребенок.

Оптимистичное мировоззрение закладывается в малыше, когда ему предоставляется возможность чего-то добиться собственным трудом, когда его усилия замечены и положительно подкреплены, когда он чувствует себя уверенно и комфортно. Очень важна при этом психологическая поддержка взрослых, она укрепляет уверенность в том, что окружающий мир стабилен и прекрасен. Перед родителями стоит задача укрепить ребенка в таком видении мира.

Как воспитать оптимизм?

Чтобы воспитать оптимиста, родителям нужно начать с себя.

Являетесь ли вы сами жизнерадостным человеком, воспринимающим жизнь в позитивном ключе? Вспомним простой пример: стакан, наполненный водой или любой другой жидкостью ровно наполовину.

Оптимист скажет, что стакан наполовину полон, а пессимист – что он наполовину пуст. Так и мы должны учиться видеть в самых обыкновенных вещах позитивное начало, использовать открывающиеся возможности, а не концентрироваться на минусах.

Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет…

Персональное видеопоздравление от Деда Мороза

Рекомендации для родителей по воспитанию оптимизма:

  1. Общайтесь с ребенком в позитивном ключе. Общение должно демонстрировать ребенку вашу любовь и нежность. Проявляйте искреннее участие и заинтересованность делами малыша, по мере возможности разделяйте его занятия. Почаще обнимайте и целуйте, просто гладьте по голове. Так ребенок будет чувствовать свою ценность, значимость. К сожалению, очень часто наше общение с детьми представляет собой нескончаемый поток замечаний и указаний. «Наведи порядок», «Помой руки», «Садись за уроки», — такое наше дети слышат от нас постоянно. Тогда как психологами доказано, что в течение дня человеку необходимо как минимум восемь объятий, чтобы чувствовать себя хорошо.
  2. Предоставляйте малышу разумную самостоятельность. Психологи советуют: не нужно делать за ребенка то, что он в состоянии сделать сам. Конечно, взрослый заправит кровать или завяжет шнурки быстрее и лучше, чем малыш. Но когда ребенок пыхтит и получает результат, он учится быть самостоятельным. Повышается его уверенность в собственных силах, самоуважение. Конечно, обязательно будьте рядом и при необходимости помогайте, подбадривайте, хвалите.
  3. Больше разрешайте, меньше запрещайте. Старайтесь формулировать необходимые запреты без приставки «не». Вместо «Не ешь конфеты» скажите: «Сначала поешь суп, а потом можно и конфеты». Психика ребенка устроена так, что он не слышит частицу «не», а концентрируется на самом утверждении.
  4. Формулируйте позитивные установки. То, что говорят значимые взрослые, малыш воспринимает как данность. «Ты еще мал, не сможешь», «Она у нас слабенькая», «У него нет способностей к учебе» — так мы программируем детей на отрицательный результат. Слыша такие вещи, карапуз не будет прилагать усилия преодолеть трудности, а постарается соответствовать навешанному «ярлыку».
  5. Ищите повод для похвалы и радости. Даже если у малыша что-то не получается, найдите плюсы в ситуации: вспомните его достижения и успехи, отметьте приложенные старания, ободрите своей верой в достижение цели. Ваша уверенность передастся маленькому человечку, вдохнет желание добиться результата.
  6. Отмечайте заслуги и достижения ребенка, не сравнивая с другими. Помогайте малышу ставить посильные задачи и достигать цели. Акцентируйте внимание на успехах, которых добился ребенок, не в сравнении с другими, а по отношению к самому себе. «Ты научился красиво писать буквы», а не «Вот у Ани очень красивый почерк, не то что у тебя». Человеку необходимо научиться радоваться от своих достижений, получать удовольствие от своего «роста».
  7. Учите воспринимать ошибки как стимул для их исправления. Ошибки – это неотъемлемый опыт в познании мира. Не ругайте ребенка за них, иначе в дальнейшем он будет пытаться скрыть их от вас, бояться ошибиться. А это может отбить желание к любой деятельности, способствует формированию неуверенности и безынициативности. Не стоит и жалеть, самому исправлять ошибки. Окажите необходимую помощь, если она требуется, или наметьте шаги для устранения недочетов самим ребенком.
  8. Не торопитесь получить желаемый результат. Мы хотим, чтоб чадо училось на отлично, говорило на английском, достигало успехов в спортивной секции, еще и играло на скрипке. Это по силам не каждому ребенку. Он нам подчиняется, при этом сам не получая удовольствия от своей деятельности и начиная тихо ненавидеть свои занятия, а может, и нас. Терпение и время – вот составляющие успеха в любом деле.
  9. Помогайте малышу отвлекаться от унылого настроения, плохих мыслей. Переключайте его внимание на веселые, радостные события. К неудачам относитесь с юмором, ищите положительные моменты в любой ситуации. Это научит карапуза радоваться жизни, сформирует позитивное мироощущение.
  10. Говорите с малышом о его чувствах. Этим вы поможете ему разобраться в своих эмоциях, научиться управлять ими. Кроме того, ребенок почувствует, что вы его понимаете и искренне сопереживаете ему. Вы – на одной с ним волне.

Итак… Правила «НИКОГДА НЕ…»

  • никогда не говорите ребенку: «Что ты натворил!» Грубый окрик и неконструктивная критика отбивают желание исправить промах;
  • никогда не лепите ярлыки: «Неудачник!», «Горе луковое!», «Простофиля!», «Тупой!», «Растяпа!», «Маша-растеряша!» и т.п. Помните — ребенок вам доверяет, раз вы так считаете про него, то подобные ярлыки могут приклеиться на всю жизнь;
  • никогда не ставьте на первое место недостатки и промахи малыша: «Ты вечно меня перебиваешь…», «Ты что, оглох?», «Неужели ты не понимаешь, что…», «Рисунок ничего, но тут ты обвел не так, а эта корова разве бывает синей?!» Акцент на неудачах стирает программу успеха в жизни ребенка;
  • никогда не обрывайте попытки ребенка рассказать вам то, что его интересует: «Ой, ну ты опять со своей куклой, вон лучше книжку почитай…», «Отстань от меня, я устала…»;
  • никогда, даже в самом страшном сне, не сравнивайте своего ребенка с другим сыном или другой дочкой той, «продвинутой», соседки, которая «всегда-все-делает-как-надо». Это совершенно разные «лекала».

Что нужно делать

  • просыпайтесь с детьми в радости, подмечайте самые лучшие мгновения утра: веселый солнечный зайчик, сказочная комната, залитая солнышком, веселая труженица стиральная машина, заботливо гудящий чайник и др.;
  • поощряйте деток видеть прекрасное вокруг себя на прогулке: красивый цветок, голубое небо, мило урчащая кошка, сильные и добрые папины руки и др.;
  • больше смейтесь и играйте с детками в веселые игры — это их естественный язык. Малыши обожают веселье! А мама, которая позволила себе «оторваться», в игре с ребенком, как правило, чувствует себя помолодевшей;
  • любые трудности и неудачи разбираем, начиная с признания успеха у ребенка, например: «У тебя хорошо получилась вот эта гусеница — как живая! А вот лягушку можно здесь немного поправить — и будет здорово!»
  • научите деток мечтать и поощряйте развитие смелого воображения. «Сынок, а что, если бы наша машина вдруг стала летать? Нажал на кнопку — иии — рраз! Улетел к обезьянам! Нажал — иии — два! Уже в пустыне!… Что бы ты стал делать там?»
  • правильно гасите проявления капризов на этапе их зарождения, а лучше всего — предвосхищайте. Чтобы этого достичь, нужно проанализировать реальные возможности ребенка, свой стиль воспитания, выделить часто возникающие проблемные ситуации и продумать другие пути разрешения.

Читаем также: «Воспитываю, как считаю нужным!» или 5 мифов воспитания | 7 ошибок воспитания, которые мешают детям добиваться успеха

И не забывайте главное правило: дети перенимают наше видение мира, наши ценности и установки. Будьте такими, какими вы хотите видеть собственного ребенка.

А если что-то в нем не нравится, присмотритесь повнимательнее к себе.

Быть может, он научился этому у вас? Старайтесь сами с оптимизмом смотреть на мир, получать удовольствие от обыденных дел, и ваши дети научатся этому. Ведь несмотря ни на что, жизнь прекрасна!

Читаем также:

Президент Ассоциации детских психологов, психолог, педиатр, отец пятерых детей Александр Кузнецов в гостях у утреннего шоу Сергея Стиллавина:

Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал

Персональное видеопоздравление от Деда Мороза

Источник: http://razvitie-krohi.ru/psihologiya-detey/kak-vospitat-i-vyirastit-rebenka-optimista-sovetyi-dlya-roditeley.html

Можно ли воспитать в себе оптимизм или с этим надо родиться?

?Инна Криксунова (inna_kriksunova) wrote,
2014-12-07 11:15:00Инна Криксунова
inna_kriksunova
2014-12-07 11:15:00

)

Оптимисты видят мир через радужное стекло. Они излучают радость жизни, к ним тянутся люди, они всегда окружены друзьями.Пессимистам, наоборот, жизнь представляется испытанием.

За каждым поворотом они видят повод для переживаний. Даже если их жизнь благополучна, все равно она видится им в мрачном свете.

Окружающие их сторонятся — кому захочется подцепить вирус скепсиса и пессимизма?

Темперамент — врожденное свойство?

Считается, что темперамент является врожденным качеством и изменить его невозможно. Мы видим, что один ребенок плаксив и, чуть что, бежит жаловаться маме. А другому все нипочем: упал, расшиб коленку, потер ладошкой, и снова бежит играть.

«Склонность человека к оптимистическому или пессимистическому взгляду на мир формируется в детстве, — говорит детский психолог Татьяна Бедник. — Дети перенимают наши действия, эмоции, отношение к миру и всегда улавливают то, что мы на самом деле чувствуем.

Если мама напряжена, постоянно ждет, что случится что-то плохое, у ребенка возникает ощущение того, что мир опасен. Если она спокойна, улыбчива, он чувствует себя защищенным и мир кажется ему дружественным и интересным».

Самые большие оптимисты — сангвиники. Они всегда видят стакан наполовину полным, а клопы у них всегда пахнут коньяком. Совсем не так у пессимистов: у тех даже пятизвездочный коньяк пахнет клопами.Флегматики тоже оптимистично смотрят на мир.

Просто у них реакция медленнее, чем у сангвиников, поэтому они выражают радость жизни спокойно. Холерики тоже не обязательно пессимисты. Если даже разозлятся, то буря в стакане воды через какое-то время проходит.А вот меланхоликам сложнее. Среди них пессимистов больше всего.

Но и они могут подкорректировать свое видение мира.

Отмечайте все хорошее, что произошло

Существуют психологические техники, которые помогут воспитать в себе оптимиста. Вот одна из них. Вечером, перед сном вспоминайте то хорошее, что произошло за день. Например, вы встретили очаровательную женщину, купили что-то по выгодной цене (пусть даже мелочь — пустячок, а приятно!).

Кто-то сделал вам комплимент или вы пришли на почту, а там ни души и вы отправили посылку за пару минут, или начальник неожиданно подписал вам заявление на отпуск и т. д. Специально замечайте хорошее, и вы увидите, что таких моментов наберется немало.

Лучше это записывать, тогда приятные моменты будут крепче фиксироваться в памяти. Заведите для этого блокнот, и вы воочию убедитесь, что в вашей жизни много хорошего. Когда потом вы перечитаете свои записи, то увидите, что ваша жизнь — это полоса маленьких радостей и больших удач.

А плохое не вспоминайте, не зацикливайтесь на нем. Пусть плывет мимо по реке жизни. Уплыло, и слава богу.

Примите и полюбите себя — таким, как есть

«Оптимистический взгляд на вещи можно и нужно в себе развивать, — говорит психолог Дмитрий Сотников. — Если вам грустно, приготовьте себе красивый ужин: хороший кусок мяса на листе салата в красивой тарелке, бокал красного вина. Банановый крем или кусочек шоколада на десерт. Зажгите свечу и насладитесь едой. Плохое настроение как рукой снимет. Для того чтобы помочь организму быть «на позитиве», можно завести традицию. Долька шоколада с ароматным чаем во время просмотра интересной программы или фильма как ежевечернее вознаграждение за достойно проведенный трудовой день. Каждодневный красивый ужин за столом, накрытом скатертью, с красивыми приборами, тоже помогает сосредоточиться на положительных ощущениях. Надо окружать себя тем и делать то, что приносит вам радость. Чтобы стать оптимистом, начать нужно с взращивания любви к самому себе».

Меняйте негативные убеждения на позитивные

Читайте также:  Математические сказки для дошкольников: с рисунками и без них; про геометрические фигуры, числа, величины и прочее + фото и видео

Вот еще прием для взращивания оптимизма: менять негативные убеждения на позитивные, убирать из сознания предрассудки, мешающие жить. Вот примеры того, как можно заменить негативные убеждения позитивными.«Если бы у меня были богатые родители или блат, тогда я смог бы подняться. А так…». Замените эту мысль следующей: «Я энергичен и открыт новым идеям.

Я ставлю перед собой цели и способен их добиваться».Или: «Приличных мужчин не осталось, все хорошие уже разобраны. Видать судьба у меня такая быть одинокой». Замените ее на: «Мне все мужчины не нужны, мне нужен всего один. Наверяка он где-то есть, и я его обязательно встречу в бдижайшее время. Буду готовиться к встрече!».

Чувствуете, как новые убеждения наполняют вас энергией?Не бойтесь открыться для новых убеждений. Прогоните из сознания пессимистичные мысли и замените их светлыми и радостными. А если вы будете продолжать бубнить: «Все равно ничего не получится…», то так и будете топтаться на месте.

«Для человека, вставшего на путь оптимизма, важно коренным образом изменить отношение к себе, — продолжает Александр Мутовкин. Надо принять себя со всеми недостатками и изъянами, полюбить свои несовершенства — именно с этого начинается оптимизм.

И тогда станет возможным прислушаться к себе, понять, чего я хочу на самом деле, и следовать за своими желаниями, не отступая назад, невзирая на стереотипы, сомнения друзей, недовольство родителей. Оптимизм поможет уйти от неудовлетворенности, зависти, сравнения и придти к любви, благодарности, радости».

Избегайте негативного окружения

Еще один мешающий фактор — негативно настроенное окружение. Бывает, встретишь знакомого и начинается… Ноет, жалуется, изливает потоки желчи, отравляет воздух миазмами. Услышав такое, уходите. Не вникайте, не поддакивайте.

Знакомый выльет на вас ушат пессимизма, и ваше настроение будет испорчено, и мысль засвербит: «Да, действительно, все плохо, все ужасно…». Оно вам надо?Как только кто-то начнет вас грузить, сразу аккуратно переведите разговор на другую тему.

Умейте управлять разговором, а не пассивно слушать чужое нытье. А если не получается, то под благовидным предлогом ретируйтесь: «Ой, извини, я так спешу. Всех благ!», — и ускользните по своим делам.Конечно, трудно, когда такие люди есть в близком окружении.

Объясните им, что такой пессимистичный взгляд на мир вам не близок. Или найдите возможность ограничить общение.

У нас принято жаловаться, а радоваться считается неприличным?

В нашем обществе не принято радоваться, улыбаться во весь рот, демонстрировать счастливый вид. А чтобы улыбнуться прохожему просто так, без причины — ни-ни! Именно у нас есть поговорка: «Смех без причины — признак дурачины».

Человек, который радостно и оптимистично смотрит на мир, кажется окружающим наивным и недостаточно информированным. Зато тот, кто постоянно серьезен, насуплен и подозрителен, выглядит солиднее, значительнее. Еще у нас принято жаловаться.

Это не Запад, где на вопрос, как дела, неизменно отвечают: «Отлично!» (fine! gut!). Там считается постыдным занудно рассказывать, как все плохо. Такой человек в глазах других выглядит лузером.

Постоянно жалуясь, человек программирует себя на негатив.

Что крутится в его голове, то он к себе и притягивает. Надо произвести перенастройку, заложить в себя новую программу: «У меня все хорошо!». И хорошее начнет притягиваться, проверено!

Источник: https://inna-kriksunova.livejournal.com/295386.html

Как воспитать в себе оптимиста?

Свет в конце тоннеля, или как воспитать в себе оптимиста? Многие из нас и не подозревают, что порой сами программируют себя на жизненные неу­дачи.

Каким образом, спросите вы, человек в здравом уме и трезвой памяти может обречь себя, любимого, на страдания? Между тем, мало кто даже после мелкой неприятности не ловил себя на мысли: «Ну, вот опять двадцать пять».

Таким образом, возводя случайные неу­рядицы в ранг закономерностей, мы не особенно задумываемся о том, что положительная или отрицательная оценка окружающего мира — это наш собственный выбор, плод нашего мышления.

На заметку мрачным скептикам: пессимизм — отнюдь не безобидное явление. Медики утверждают, что постоянное восприятие действительности в черных красках — состо­яние, весьма пагубное для здоровья человека.

Как же вырваться из трясины страхов и мрачных пред­чувствий? Лично мне помогает переживать неудачи и неприятные ситуации один простой принцип: не можешь изменить обстоятельства — измени отношение к ним. Следуя этому правилу, я на личном опыте убедилась: у оптимистов масса преимуществ! Да ну его все, вперед в однодневную поездку в Финляндию подробно на сайте! А если серьезно,то…

Долой стереотипы!

Мысли, как известно, материальны. А что может материализо­ваться в результате вечных сомнений по поводу любого начина­ния? «Я не справлюсь, ничего не выйдет, это мне не по плечу», — разумеется, удачу такими установками не заманишь.

Подобный «аутотренинг» чреват истощением внутренних ресурсов. Упадок сил — плохой помощник в делах.

Как победить синдром «трех­дневного киселя»? Как только почувствуете, что готовы впасть в уныние, подумайте, какие «дивиденды» может принести подоб­ное состояние? Уже через десять минут размышлений на эту тему здравый смысл возьмет верх.

Проанализируем, какие еще факторы могут стать шлагбаумом на пути к успеху? Несомненно, мнение окружающих. Я ни в коем случае не призываю игнорировать мудрые советы друзей и близ­ких. Кстати говоря, нет ничего ценнее, нежели опыт, которым с нами делятся из дружеских побуждений.

Другое дело — попытка подрезать крылья. Вот тут нужно научиться, так сказать, отделять зерна от плевел. Если «добрые пожелания» понижают нашу самоо­ценку, их точно не нужно брать на вооружение.

Зачастую желание «образумить» вызвано обывательской завистью к стремлению дру­гого человека реализовать свою мечту.

Спору нет, от общепринятых кри­териев отойти сложно. И, к сожа­лению, комплекс неполноценности в нас пытаются развить с детства. Психологи отмечают, что чуть ли не с первых страниц букваря наши дети боятся красных учительских пометок.

Ярким цветом педагоги выпячивают ошибки учеников, вызывая тем самым у ребят чувство неловкости и стыда перед сверстни­ками. Успехи же отмечаются зна­чительно скромнее. А вот, к при­меру, в Японии школьные настав­ники расставляют акценты совер­шенно иначе.

Красным цветом выделяются успешные моменты в работе ученика, а ошибки фиксиру­ются карандашом: исправил недо­чет — можно стереть и напомина­ние о нем. Увы, об индивидуаль­ном подходе к обучающему про­цессу пока приходится только меч­тать.

Редкий случай, когда школа развивает в ребенке уверенность в себе. Это миссия родителей.

По кирпичику…

Позитив, заложенный в нас роди­телями, — базис, а надстройку мы должны воздвигнуть самостоя­тельно. Другими словами, ни на миг нельзя прерывать работу над собой, воспитывая в себе оптими­ста.

Прежде всего, следует изменить отношение к чередованию в соб­ственной жизни взлетов и падений.

Оптимист воспримет любую непри­ятность философски: «Так получи­лось, с кем не бывает?» Позитивно настроенный человек всегда остав­ляет себе право на ошибку.

Пес­симист же, которому свойственна заниженная самооценка, во всех горестях обвинит себя. В итоге — замкнутый круг: «Я изначально обречен на неудачи, поскольку у такого, как я, и не может быть по-другому».

Психологи советуют: чтобы оста­новить локомотив невзгод, необ­ходимо срочно начислить самому себе бонусные баллы. Сосредоточь­тесь на собственных достоинствах.

Лучше всего их выписать на лист бумаги и поместить список на вид­ном месте, чтобы почаще пробегать его глазами. Итак, вы выяснили, что обладаете многими умени­ями и способностями.

Следу­ющий шаг — установка не останавливаться на достигнутом. Девиз «Все в моих силах!» должен стать вашим постоянным спутником.

Довольно популярны сегодня техники визуа­лизаций. Итак, мы уже определились: мысль, как форма энергии, материальна. Следова­тельно, сделать желаемое действи­тельным вполне реально. Для тре­нинга, настраивающего на пози­тив, хватит и нескольких минут в день.

Сядьте поудобнее, расслабь­тесь и представьте-то, чего хотите достичь. Например, ваша мечта — вызывать положительные эмоции у окружающих. Вообразите, что с улыбкой идете по улице, а в ответ ловите доброжелательные взгляды прохожих.

И вы непременно почув­ствуете исходящую от вас энергию добра и хорошего настроения, а заодно и уверенность в том, что вы — позитивный человек.

И еще одно правило: в друзья выбирайте оптимистов. Хандра заразительна так же, как радость и энтузиазм.

Окружите себя заботой

Источником прилива внутрен­ней энергии может стать прият­ный сюрприз, который вы приго­товите себе сами. Кстати говоря, убеждение, что приятные эмоции нам могут доста­вить только другие люди, ошибочно.

Не стоит ждать у моря погоды — куда продук­тивнее устроить себе праздник собственными силами. Спо­соб «реанима­ции» не новый, но крайне эффективный.

Как утверждают успешные люди, начните бало­вать себя — и вас захотят побало­вать другие.

И не расстраивайтесь, если скромный бюджет не позволяет вам каприз вроде поездки к морю или новое платье от кутюр. Уве­ряю: замечательно возвращает к жизни диск с мелодией «шум при­боя», зажженная ароматическая свеча и классический фильм о любви (с хэппи-эндом, разумеется!).

Альтернативой может стать «вне­плановый» шопинг, поход к кос­метологу или отгул в середине недели. Неважно, чем вы запол­ните свой досуг, главное — чтобы вы доставили себе истинное удо­вольствие.

Когда необходимость доставлять себе маленькие радо­сти войдет у вас в привычку, можно будет с уверенностью сказать: вы себя полюбили! А человек, который себя любит, никак не может быть пессимистом!  

Источник: http://krasotagiznj.ru/umnye-sovety/kak-vospitat-v-sebe-optimista

Как вырастить ребенка оптимистом? Советы психотерапевта

Преимущества оптимизма доказали многие исследования. Они охватывают все сферы жизни (семейную, учебную, профессиональную), включая и психическую устойчивость. Оптимизм позволяет снизить стресс и защищает от депрессии.

Еще более удивительно то, что эффект оптимизма сказывается и на здоровье организма в целом. Оптимизм подпитывает самооценку и веру в себя. Это отражается на иммунитете. Оптимисты дольше остаются активными, быстрее восстанавливаются после травм, физических нагрузок и заболеваний.

Psychologies: Вы считаете, что воспитать счастливого ребенка — значит привить ему оптимистичное мышление. Что это значит?

Ален Браконье: Оптимизм — это умение, с одной стороны, видеть позитивные варианты развития событий и, с другой, давать разумную оценку неприятностям.

Пессимисты склонны к обесценивающим суждениям и негативным обобщениям. Они часто говорят: «я пустое место», «я не могу совладать с обстоятельствами».

Оптимисты не зацикливаются на том, что уже случилось, они стараются понять, что им делать дальше.

Оптимизм — врожденное или приобретенное качество? Как распознать у ребенка склонность к оптимизму?

Все дети с рождения демонстрируют признаки оптимизма. С первых месяцев ребенок улыбается взрослым, чтобы показать, что ему хорошо. Ему все любопытно, он увлечен всем новым, всем, что движется, блестит, издает звуки. Он непрерывно требует к себе внимания. Он быстро становится большим выдумщиком: хочет все попробовать, до всего дотянуться.

Когда ребенок вырастает достаточно, чтобы выбраться из своей кроватки, он тут же начинает исследовать пространство вокруг нее. В психоанализе это называется «влечением к жизни». Оно толкает нас на завоевание мира.

Но исследования показывают, что некоторые дети более любопытны и общительны, чем другие. Среди специалистов сложилось мнение, что таких детей 25% от общего числа. Это значит, что для трех четвертей природный оптимизм можно пробудить с помощью обучения и соответствующей атмосферы.

Когда ребенок растет, он сталкивается с ограничениями и может стать агрессивным и несчастным. Оптимизм помогает ему не пасовать перед трудностями, а преодолевать их. Между двумя и четырьмя годами такие дети много смеются и играют, они меньше тревожатся из-за расставания с родителями, лучше переносят одиночество. Они способны проводить время наедине с собой, могут сами себя занять.

Чтобы это получилось, воспитывайте ребенка так, чтобы его привязанность к вам не была похожа на зависимость, но в то же время давала чувство защищенности. Важно, чтобы вы были рядом, когда он нуждается в вас — например, чтобы помочь ему заснуть. Ваше участие нужно, чтобы ребенок научился переживать страхи, разлуку, потери.

Важно также поощрять упорство во всем, за что берется ребенок, будь то спорт, рисование или игры-головоломки. Когда он проявляет настойчивость, он добивается больших успехов, и в результате у него складывается позитивный образ самого себя. Достаточно понаблюдать за детьми, чтобы понять, что доставляет им удовольствие: сознание, что у них что-то получается.

Родители должны подкреплять позитивное самоощущение ребенка. Они могут сказать: «Давай посмотрим, почему ты не справился с заданием». Напоминайте ему о его прошлых успехах. Сожаления ведут к пессимизму.

Не кажется ли вам, что слишком оптимистичный ребенок будет смотреть на мир через «розовые очки» и вырастет неготовым к жизненным испытаниям?

Разумный оптимизм не мешает, а, наоборот, помогает лучше адаптироваться к реальности. Исследования показывают, что оптимисты более собранны и сосредоточены в ситуации стресса, они проявляют гибкость мышления, когда сталкиваются с проблемами.

Конечно, речь не идет об оптимизме патологическом, который связан с иллюзией всемогущества. В такой ситуации ребенок (а затем и взрослый) мнит себя гением, Суперменом, которому все подвластно. Но это представление основано на искаженной картине мира: сталкиваясь с трудностями, такой человек будет пытаться защитить свои убеждения с помощью отрицания и ухода в фантазии.

Как формируется такой чрезмерный оптимизм? Как родителям избежать такого сценария?

Самооценка ребенка, его оценка собственных сил и способностей зависит от подхода родителей к воспитанию. Если родители перехваливают ребенка, восторгаются им по поводу и без, у него может сложиться представление, что ему все должны. Таким образом, самооценка не связывается в его представлении с реальными делами.

Чтобы этого не случилось, родителям следует формировать у ребенка мотивацию к самосовершенствованию. Ценить его достижения, но в той степени, в какой они этого заслуживают. Главное, чтобы ребенок понимал, за что его хвалят, что он сделал, чтобы заслужить эти слова.

С другой стороны, есть родители, которые поднимают планку очень высоко. Что бы вы посоветовали им?

Читайте также:  Детский сад: за и против

Те, кто требуют от ребенка слишком много, рискуют взрастить в нем чувство неудовлетворенности и неполноценности. Постоянное ожидание только лучших результатов создает чувство тревоги.

Родителям кажется, что только так можно чего-то добиться в жизни.

Но страх оказаться недостойным на самом деле мешает ребенку экспериментировать, пробовать новое, сходить с проторенной дороги — из страха не оправдать ожиданий.

Оптимистическое мышление невозможно без ощущения «я это могу». Поощрять в ребенке здоровую состязательность и целеустремленность необходимо. Но родители должны чутко следить за состоянием ребенка и понимать, что ему действительно по силам. Если ему плохо даются уроки игры на фортепьяно, не стоит ставить ему в пример Моцарта, который сочинял собственные пьесы в пять лет.

Ален Браконье — психолог, психоаналитик, автор книги «Ребенок-оптимист: в семье и в школе» («Enfance optimiste. En famille et a l'ecole», Odile Jacob, 2015).

Источник: http://www.psychologies.ru/roditeli/children/kak-vyirastit-rebenka-optimistom-sovetyi-psihoterapevta/

Как вырастить ребенка оптимистом

Очень трудно вырастить ребенка оптимистом, в тех условиях, которые преобладают у нас, в наше время. Дело в том, что ребенок должен общаться с людьми, ведь он не может быть изгоем, живя в своей собственной комнате и общаясь только с родителями.

Тем не менее, есть множество способов помочь ребенку расти и взрослеть правильно в эру компьютеров и безопасного доступа к любым знаниям. Проблема в том, что большинство из нас даже не предполагает, насколько высока сила оптимизма, граничащего с реальным восприятием мира.

Не делайте из ребенка отличника и паиньку. Пусть будет собой. 

Станьте оптимистами тоже

Естественно, что в семье людей, которые привыкли только осуждать всех подряд и не работать над собой, вряд ли вырастут дети-оптимисты. Оптимистичный взгляд на жизнь — это практически обязательное требование в современном мире, потому что иначе просто невозможно переживать все проблемы.

Поменяйте взгляды на жизнь ради своего ребенка. Это должно стать для вас поводом измениться и изменить свое мировоззрение. Конечно, никто не говорит, что будет просто, однако, в противном случае, у ребенка будет не самое лучшее будущее. Бывает так, что волей случая ребенок становится весьма оптимистичным и успешным человеком вопреки всему, но это редкость.

Хотелось бы отметить, что нельзя ставить знак полного равенства между успешной жизнью и оптимизмом. Оптимизм поможет вашему ребенку и вам прожить счастливую жизнь.

Нужно помнить, что живем мы здесь и сейчас, а не в прошлом или будущем, поэтому изменение в вас самих будет своевременным всегда. Никогда не поздно начать двигаться к чему-то, даже менять свой взгляд на что-то.

Человек от природы гибок и готов к изменениям. Всё умирает и рождается у нас в голове.

Мы не будем вас учить тому, как делать ваших детей счастливыми во всем. Мы может дать вам несколько советов о том, как сделать из них людей, которые могли бы любить жизнь по-настоящему, а не ненавидеть ее и жаловаться на плохого президента, погоду, условия жизни, страну.

Правило первое: не воспитывайте пессимиста. Все предельно просто — если вы тащите тяжелый груз, то нужно снизить лобовое сопротивление. Невозможно научить ребенка правильно смотреть ан мир, если вы ему одновременно мешаете.

Избавьте себя от нравоучений о политике, о мире в целом. Сфокусируйтесь на том, что ребенку нравится и на том, что для него полезно. Не нужно вешать на него проблемы, избавьте его от страданий и негативных мыслей.

Это самый верный способ вырастить оптимиста и нормального человека.

Правило второе: не давайте ему или ей смотреть телевизор. Большинство мультфильмов и обучающих программ есть в интернете. Политические передачи за ужином — это излишество, которое сделает из ребенка циника.

Он или она не должны знать, что миром управляют люди. Они должны верить в то, что миром управляет любовь и дружба. Когда придет время, ребенок сам узнает обо всем. Если вы любите смотреть телевизор, то смотрите что-то поучительное, интересное, причем вместе.

Не оставляйте с этим зомбическим ящиком ребенка один на один.

Правило третье: не нужно воспитывать ребенка словами. К теоретическим знаниям дети относятся равнодушно. Никто не хочет учиться — все хотят жизненный опыт, хотят видеть всё своими глазами, чувствовать. Больше оперируйте этим знанием. Показывайте ребенку реальные жизненные ситуации, учите его чему-то новому.

Помогайте ему искать себе новые хобби, мотивируйте на спорт. Если это мальчик, то скажите ему, что он всегда сможет за себя постоять. Скажите девочке. Что спорт сделает ее более красивой. Не давите на ребенка, говоря, что ему нужно худеть или становиться сильным. Покажите ему реальный пример того, о чем вы говорите.

Интересуйте его, мотивируйте, давайте возможность и порождайте желание двигаться вперед.

Правило четвертое: будьте честными. Не говорите, что мир прекрасен, если это не так. Скажите правду о том, что он сам выбирает, что думать о мире. Научите его или ее верить в закон притяжения.

С самых ранних лет говорите ребенку о том, что его мысли становятся реальными. Поэтому не нужно никому желать зла, а нужно мечтать и представлять себя победителем.

Это очень полезно для ребенка, ведь он учится верить.

Правило пятое: учите ребенка ответственности. В некоторых аспектах ребенку нужно взрослеть как можно раньше. Например, можно научить его тому, что у любого действия есть последствия.

Для этого вам нужно придумать какие-то бонусы за хорошие дела и штрафы за плохие. Когда бонусы копятся, ребенок сможет менять их на что-то нужное ему — на игрушки, сладости.

Пусть учится работать с детства, это абсолютно нормально.

Правило шестое: не срывайтесь на ребенка. Даже если он или она сделали что-то плохое, то до определенного возраста кричать и ругаться просто нельзя. Это ломает психику детей, настраивает их негативно по отношению к вам. Они закрываются и не хотят с вами общаться все чаще и чаще. Уважение заменяет страх, а это верный путь к уничтожению любых позитивных начал в его жизни.

Конечно, оптимизм может быть врожденным. В этом случае вам, надо сказать, сильно повезет. Тут никак нельзя угадать, в кого превратится ваше чадо, когда поймет, что мир не так уж и дружелюбен. Помните о том, что взгляды на мир формируются в детстве.

Дети подражают взрослым, забирая у них даже негатив. Они как никто другой впитывают наши переживания. Недаром говорят, что дети являются нашим отражением. Измените жизнь к лучшему, чтобы ваши дети могли жить в мире добра и покоя, а не хаоса и грязи.

Удачи вам, и не забывайте нажимать на кнопки и

На нашем канале в Яндекс.Дзен всегда самые интересные статьи по этой теме. Обязательно подпишитесь!

3 февраля 01:39

Источник: https://gurutest.ru/publication/kak-vyirastit-rebenka-optimistom/

Как воспитать и вырастить оптимиста

Любой родитель желает, чтобы его ребенок уверенно шагал по жизни, с улыбкой встречал новый день, не унывал в трудных ситуациях и мог  достичь успеха.

Как хочется, чтобы ребенок был позитивным, улыбчивым и радостным.

Но как воспитать и вырастить оптимиста? Как привить ребенку жизнерадостный и оптимистичный взгляд на жизнь?

Оптимизм помогает  легче воспринимать жизненные события и проще относится к неприятным происшествиям.

Оптимистический взгляд на жизнь, чувство собственного достоинства у ребенка формируется в те моменты, когда ему что-то удается хорошо сделать, когда его достижения и поступки замечены и  положительно оценены, когда ребенок чувствует себя уверенно и комфортно. При этом эмоциональная и психологическая поддержка взрослых  гармонично развивает в ребёнке уверенность в том, что мир для него устроен лучшим образом.

Задача родителей при воспитании – укрепить такое видение ребенка.

Ежедневно общаясь со своими детьми, мы непроизвольно закладываем в них своё отношение к жизни. Поэтому желая воспитать в ребенке жизнерадостность и оптимизм, стоит больше говорить с ним о положительных и позитивных сторонах жизни, чем о своих страхах.

Избегайте постоянного предостережения ребенка от совершения ошибок. Развивайте в ребенке уверенность в себе, нацеливайте его на успех.

Позволяйте своим детям решать возникающие маленькие проблемы. Убеждайте ребёнка в необходимости самостоятельно принимать решения.

<\p>

Чтобы воспитать в ребенке оптимиста обязательно  награждайте похвалой его стремление к инициативе, даже если  результаты «проявить себя в деле» будут неудачными.  Будь то желание научиться самостоятельно держать ложку, строить пирамидку или научиться рукоделию.

Ваша задача при этом: мягко направлять усилия ребенка в нужное русло и незаметно помогать. Проявите терпение и скажите ему: «У тебя все обязательно получится, но можно я тебе немножко помогу?»

Поддерживайте ребёнка в его начинаниях, подбадривайте. Не забывайте говорить ему слова любви, на сколько он важен для вас, что он необходимое звено вашей семьи. Так ребенку будет легче справиться с неудачами, если он будет уверен в вашей  поддержке.

Помогайте малышу отвлекаться от плохих мыслей и унылого настроения. Переключайте внимание ребёнка на что-то позитивное, что приносит ощущение счастья. Даже в случившихся неприятностях, всегда старайтесь найти плюсы, какими бы маленькими они не были.

Читайте с малышом литературу, которая поможет вам воспитать в нём оптимиста. Выбирайте книги, в которых главный герой верит в свой успех и добивается его. Сочиняйте подобного рода сказки о Вашем малыше.

Запреты для ребенка формулируйте так, чтобы во фразах больше звучало оптимистичное «Да», и совсем мало «Нет». Например, вместо унылого: «Нет, не дам тебе мороженое», оптимистично скажите: «Конечно, ты получишь свое мороженое, но только после того, как съешь свой обед».

Слушайте и выслушивайте своих детей, говорите об их чувствах и эмоциях, – это поможет им справиться со своими страхами, тревогами и сомнениями.

Сообщайте ребёнку, что ему НУЖНО делать, а не то, что  НЕ НУЖНО. Мозг детей устроен так, что отрицательная частица «не» им не воспринимается, а концентрируется на самом запрете. Поэтому вместо: «Не бегай по комнате», скажите: «Возьми книжку – почитаем».

Заранее продумывайте, как добиться успеха мероприятия. Например, собираясь с ребенком в поликлинику, подумайте о том, что там, возможно, придется долго ждать своей очереди.  Возьмите с собой   карандаши, раскраски, карточки с изображениями животных, книжку со стихами, чтобы занять малыша при необходимости.

И последнее, самое главное!

Мы, родители, как и в любом другом деле, так и в оптимистичном взгляде на жизнь должны служить своему ребенку примером. Красивая правильная речь, добрые взаимоотношений в семье и с окружающими людьми, красивое оформление дома, веселые игры, красивые добрые рисунки и фотографии, вышивка, моделирование и т.д. – все должно быть поставлено на службу малышу и его мировоззрению.

Ищите поводы для радости и хорошего настроения. Акцентируйте внимание ребенка на позитиве, на приятной мелочи, на маленьких радостях. Ищите их в повседневности. Устраивайте малышу сюрпризы, приятные неожиданности, маленькие  праздники, чаще включайте весёлую позитивную музыку.

И тогда ваш ребенок научится сам поднимать себе настроение, преодолевать уныние, справляться с трудностями. Ведь так важно для ребенка быть уверенным в своих силах, не поддаваться  страхам неудач.

Научите ребенка находить хорошее рядом, заряжайте его оптимизмом и позитивом. Пусть у вашего ребенка будет появляться больше поводов для того чтобы быть счастливым и жизнерадостным человеком.

Источник: http://tobemum.ru/deti/kak-nauchit/pro-vospitanie-optimizma/

Как вырастить ребенка оптимистом

Оптимизм – это отнюдь не слепая вера в абстрактное добро и человечество. Психологи призывают понимать под этим словом способность человека, несмотря на трудности и неопределенность, понимать ценность самой жизни и никогда не сдаваться. Кажется, в наше время, такое умение является действительно одним из самых необходимых и ценных.

Правда, приобрести его не так просто как кажется, особенно в сознательном возрасте. Детские психологи советуют развивать оптимизм смолоду, прививая юному поколению любовь к жизни и стремление двигаться вперед, не обращая внимания на сложности и преграды. Только родители и близкие люди могут подарить ребенку вкус к жизни и страсть к развитию.

Дайте свободу экспериментов

Крайне важно поощрять любопытство ребенка. Не останавливайте его на пути открытий, а лучше присоединяйтесь и помогайте. Поддерживайте его любознательность и стремление к экспериментам, ведь это лучшее, что вы можете сделать.

В противном случае, ребенок, предоставленный самому себе перед лицом неизвестного и неразрешимых тайн, постепенно потеряет интерес к развитию и начнет сомневаться в себе и своих силах. Чтобы поддерживать любопытство ребенка, разделяйте его восхищение новыми открытиями, объясняйте новые вещи и отвечайте на все вопросы, какими бы малозначительными они вам не казались.

Ваша задача – создать ощущение, что жизнь объяснима, что всегда рядом есть человек, готовый помочь, что радость существует, и она вполне осязаема.

Не преувеличивайте неудачи

Вспомните, как неприятны провалы, как унизительно бывает ошибаться и как противно становится на душе, когда другие подогревают это чувство собственной незначительности.

А теперь умножьте эти ощущения в сотни раз, уберите опыт, который вам подсказывает, что многое можно исправить и что многое со временем забывается – вот, что будет чувствовать ваш ребенок без должной поддержки семьи на пути развития.

Ежедневно маленький человек делает не только сотни открытий, но сотни ошибок, которые могут свести на нет все его достижения и отвадить от дальнейших экспериментов. Частые неудачи могут сломать даже самого уверенного в себе взрослого, что уж говорить о ребенке.

Важно объяснить, что неудача – это не конец, а что это опыт, из которого можно сделать выводы и который помогает двигаться дальше. Также необходимо понять, какой пример вы подаете сами. Умеете ли вы справляться с трудностями, можете ли вы преодолевать проблемы? Помните,  ребенку нужно доверять самостоятельно решать вопросы, позволять самому искать решения и поощрять стойкость и преуспевания.

Расскажите про доверие

И научите его уважать и понимать. Не секрет, что то, как ребёнок смотрит на мир, сильно зависит от того, кто его окружает.

Развивая в ребенке доверие к людям, мы не делаем из него легкую мишень для мошенников и аферистов, как хочется сначала подумать.

Совершенно наоборот, мы учим его не бояться обращаться за помощью, быть открытым для общения, не бояться новых людей в жизни и проявлять сочувствие. Развивая доверие к людям, вы помогаете ему познавать мир, а также учите дружить и любить.

Научите думать

Чем пессимист отличается от оптимиста? Первый – пассивен и терпит неприятные ситуации, второй – активно решает их и делает выводы.

Читайте также:  Нужно ли отправлять ребенка в лагерь?

Пессимистическая установка в целом характеризуется отсутствием действий, люди с подобным складом ума склонны принимать неудачи на свой счет и придаваться обобщающему чувству беспомощности.

Происходит это во многом из-за того, что такие личности не склоны к размышлениям, они редко работают над ошибками, а лишь добавляют их в свою копилку неуверенности.

Отсюда следует, что потерпевшему неудачу ребенку, необходимо  как можно точнее объяснить, что собственно случилось, почему это произошло, каких именно действий не хватило малышу, чтобы событие закончилось положительным результатом, и что делать с этой полученной информацией. Так поражение приобретет новый смысл: ребенок поймет, что неудачи – это, во-первых, повод для анализа ситуации и себя самого, а во-вторых, любая ситуация имеет свой выход.

Приучите работать

Юному испытателю жизни необходимо привить любовь к работе и усилиям. Ребенок должен как можно раньше понять, что для того, чтобы что-то получить, необходимо приложить определенное количество энергии и чем трепетнее и с большим энтузиазмом подходить к делу, тем качественнее будет результат.

Например, если перед ребенком стоит ситуация, которая ему кажется безысходной и нерешаемой, нельзя ему позволить опустить руки или сделать все за него, необходимо напомнить о конечном приятном результате, который будет ждать по окончанию дела. Важно фокусировать внимание ребенка на хорошем.

Это умение замечать положительные вещи в любой ситуации станет хорошим подспорьем в его взрослой жизни. Вам ли этого не знать.

Источник: http://www.marieclaire.ru/psychology/kak-vyirastit-rebenka-optimistom/

Азбука оптимизма: как растить счастливых детей

Какой же родитель не мечтает, чтобы его дети росли оптимистами? Оказывается, способности радоваться жизни детей можно научить точно так же как грамотности или хорошим манерам! И самые лучшие по части оптимизма учителя – сами родители… О том, как развить в ребенке позитивное мышление, расскажет психолог Ольга Даниленко.

Позитивное отношение к жизни и оптимизм — неотъемлемая черта счастливого человека. Хорошая новость для каждого родителя заключается в том, что этим качествам малыша вполне можно обучить, причем — с самых юных лет!

Ольга Даниленко, кандидат психологических наук, доцент МГППУ, психолог ГБУ Центр помощи семье и детям в трудной жизненной ситуации «Семья», а также автор и ведущая курса «Уверенная мама» Академии Просвещение:  

Ольга Даниленко

О пользе оптимизма написано много: и успешнее в делах оптимисты, и здоровье у них крепче, и живут они дольше. Причем, эти факты научно доказаны и обоснованы. Да и всем нам, положа руку на сердце, приятнее общаться с позитивными людьми. И образ идеального ребенка у нас ассоциируется с улыбкой и звонким смехом – «капитан очевидность» ведет именно этим курсом!

Вот только почему порой так раздражают советы: думай позитивно, настройся на лучшее, будь оптимистом? Мы постарались разобраться, почему так не просто многим дается оптимизм, реально ли развить у себя способности к позитивному мышлению и как это сделать, а главное, как подарить оптимизм своим детям.

Что мешает нам и нашим детям быть оптимистами

Давайте проанализируем для начала, что мешает нам быть оптимистами. Одним из препятствий на пути оптимистичного отношения к жизни является категоричность суждений: оптимизм и пессимизм рассматриваются противоположностями, как, например, белый и черный.

Оптимист при этом представляется этаким некритично настроенным человеком с розовыми очками, отрицающим реальность, живущим в мире иллюзий, а пессимист, напротив, противопоставляется как человек реальности, осторожный, старающийся предусмотреть последствия событий.

Этот образ заставляет испытывать некоторое смущение, заявляя, что ты – оптимист! Кроме того, рекомендации по развитию позитивного мышления и оптимизма часто предлагают буквально притвориться, что у тебя все хорошо, в надежде на то, что подобная «установка» со временем изменит и саму реальность.

Нередко любящие родители, те, которые стремятся быть идеальными родителями, стараются следовать подобным рекомендациям во взаимоотношениях с детьми, создавая для ребенка особую, оптимистичную атмосферу, но при этом скрывая проблемы и переживания, вытесняя собственные чувства – все для ребенка, лишь бы он был счастлив!

Сама мысль о том, что ребенок огорчится, вызывает усиление тревоги у взрослых, а ребенок чувствует эту тревогу и все чаще капризничает, родители раздражаются, и вот уже долгожданный оптимизм ускользает.

К тому же свойство психики человека таково, что негативной информации отдается предпочтение при анализе текущего потока событий. Это связано с задачей выживания и закреплено эволюционно.

А как сильно повышается наша тревожность с рождением ребенка! Не зря же говорится, что родить ребенка — значит решиться на то, чтобы твое сердце отныне и навсегда разгуливало вне твоего тела. Тревога идет рука об руку с родительством!

Все родители в этом одинаковы — мы так хотим всего самого хорошего для наших любимых детей, что постоянно держим в фокусе внимания возможные угрозы и потенциальные опасности. Начиная обучать ребенка чему-либо, концентрируем внимание на каждом промахе – как же, мы обязаны добиться совершенства, кто еще вовремя укажет на это нашему ребенку, если не мы!

Многие родители, считая своих детей умными и способными, чаще обращают внимание на ошибки и неудачи ребенка, чем на его успехи. Хорошо выполнить дело, с их точки зрения, норма, поэтому не заслуживает похвалы, а указание на недостатки и критика призвана побудить ребенка стараться больше.

В наших школах работают такие же ответственные и тревожные учителя, они просто обязаны заметить и поправить каждую ошибку! И одноклассникам предлагают отмечать, в чем ошибся ребенок, отвечающий на уроке.

Так формируется склонность фиксировать внимание на негативных фактах, ошибках, недостатках – уходит детская непосредственность, природный оптимизм.

Это приводит к тому, что ребенок начинает бояться неудачи, а если пытаться сделать что-то новое, всегда есть риск неудачи. Шаг за шагом формируется отказ от риска, поиска новых решений, ребенок перестает верить в свою способность учиться, верить в собственные силы.

Мы, взрослые, не задумываемся, что дети, в большинстве случаев, не видят нас в те моменты, когда мы проявляем профессионализм, уверенность, гибкость, например, на работе. Наши дети наблюдают за нами в домашней обстановке, в период «расслабления».

Для многих взрослых кажется естественным обсуждать в присутствии детей проблемы, возникающие на работе, жаловаться родственникам и друзьям-подругам на подорожание, неразумную власть, на родственников и коллег и т. д.

К сожалению, в настоящее время общий уровень напряжения в обществе существенно повышен.

Многие социальные установки дают подрастающим детям ориентиры, построенные на соперничестве, принижении личных способностей и достижений перед лицом связей и денег: «только те, у кого есть связи, могут добиться жизненного успеха, без денег ты никому не нужен, женщины любят только богатых и т.п.» Это формирует тревожную и неустойчивую картину будущего.

Неудивительно, что у многих детей и подростков будущее рисуется в мрачных тонах, они не верят в свой успех, отказываются планировать свою жизнь. Такое отношение к будущему не вызывает желание учиться, а, значит, даже самая богатая образовательная среда не рассматривается как шанс, ресурс, который надо использовать.

Оптимистами не рождаются, ими — становятся!

Чтобы успешно развивать способности к оптимистическому стилю мышления, надо уточнить само понятие оптимизма. Оптимист — это не тот, кто всегда ходит с улыбкой, не замечающий проблем, существующих в жизни, и не тот, кто за показной улыбкой скрывает мрачные мысли, Оптимизм — не столько генерация положительных мыслей, сколько та основа, на которой эти мысли базируются.

https://www.youtube.com/watch?v=2NQgfpVFFIU

Оптимист целостно воспринимает действительность, его стиль мышления позволяет сохранять способность фиксировать позитивные стороны жизни, даже при наличии проблемной ситуации.

Американский психолог, основоположник позитивной психологии, Мартин Селигман определяет оптимизм как стиль мышления, при котором человек неудачи считает случайными и непостоянными во времени, а хорошие события — закономерными и естественными. В противовес пессимисту, который считает неудачи делом обычным, а хорошие события — случайными, никак не связанными с его достоинствами и заслугами.

То есть, человек, мыслящий оптимистично, не слеп, он видит свои и чужие промахи, но при этом сохраняет веру в себя и веру в людей. Именно такой стиль мышления формирует настоящий, «фундаментальный» оптимизм.

Оптимисты смотрят в будущее с надеждой, потому что верят, что у них хватит навыков и возможностей для решения сложных задач.

Как воспитать оптимиста: советы и рекомендации

Дать другому можно только то, что имеешь. Чтобы подарить ребенку оптимизм важно развивать у себя способность к позитивному мышлению. Этому поможет использование некоторых особенностей нашего мозга.

Если провести аналогию с компьютером, то можно представить, что наш мозг, наш «бортовой компьютер» постоянно сортирует поступающую информацию по двум папкам: «Все хорошее» и «Все плохое».

Чтобы сохранить объективность и эмоциональную устойчивость, важно наполнять обе папки, но принцип адресации информации у этих папок различен. В папку «Все плохое» информация поступает автоматически.

А чтобы поместить информацию в папку «Все хорошее», нужно приложить усилия — «подписать файл и кликнуть мышью».

Однако, когда нам бывает несладко, мы можем реально опереться на те накопления, которые есть в папке «Все хорошее».

А стало быть первая рекомендация по развитию оптимизма: сохраняйте память о хороших моментах, создавайте свой «позитивный банк» — поверьте, это настоящий «золотой запас», греющий сердце и дающий уверенность.

Для этого можно вести специальные записи, отмечая хорошие моменты за прошедший день, создавать позитивные коллажи из фотографий, грамот и других свидетельств наших счастливых событий, и т.п.

Привлекайте к этому процессу своих детей, помогайте им вспомнить и назвать свои приятные моменты. После приятного события обсудите с ребенком, какие чувства он испытал, помогите выразить удовольствие, восторг, восхищение – это не является чем-то само собой разумеющимся, а полезный навык, который формируется не за один раз!

Когда встречаете ребенка из школы, не спрашивайте сразу об отметках, а спросите, что было интересного, чему он сегодня улыбнулся или над чем они смеялись с ребятами, что узнал нового и интересного – ежедневно учите ребенка замечать позитивные проявления! Помогайте детям заметить даже самую маленькую победу, отмечать простые, но составляющие ткань повседневной жизни, позитивные переживания: вкусную еду, интересный фильм, удовольствие от игры с другом или домашним животным, приятно проведенный вечер в семейном кругу, и многое другое.

Вторая рекомендация – рассказывайте детям хорошее! Помните, что отрицательные эмоции перетягивают на себя внимание, искажают целостность восприятия картины жизни. Когда вы жалуетесь на своих родственников, мужа или соседей в присутствии детей, это формирует искаженное отношения ребенка к ним.

Поэтому чаще рассказывайте детям хорошее о себе, как вам удалось что-то преодолеть, достичь, понять. Рассказывайте хорошее о своих родителях, друзьях, сослуживцах, вообще, о хороших людях. Важно не сочинять, то, чего нет, но и не упускать того, что есть! Это научит вашего ребенка видеть хорошее в себе и людях.

Это поможет создать запасы позитивного отношения к жизни, к будущему, к вам!

Третья рекомендация: верьте в потенциал – свой, своего ребенка, других людей! Нейробиологи доказали, что мозг человека не видит принципиальной разницы между нашими мыслями и тем, что происходит в действительности.

Ожидание неудачи заставляет нас чувствовать себя так, как будто уже состоялся провал, а, кроме того, программирует негативное развитие событий. Оптимистичный стиль мышления повышает шансы на успех, улучшает здоровье.

Избегайте негативного мышления, накапливайте крылатые выражения, мотиваторы, позитивные высказывания – это поможет найти нужные слова ободрения и для себя, и для ребенка. 

Четвертая рекомендация — старайтесь управлять своими чувствами. Помните, самое главное, что вы можете дать своему ребенку, это уверенность в вашей любви и веру в его потенциал.

Испытывать гнев и обиду – это нормально, даже самый любящий родитель испытывает, порой, негативные эмоции по поводу поведения ребенка.

Однако не надо выражение этих чувств смешивать с решением проблемы.

Не обсуждайте важные вопросы в раздраженном состоянии! Когда внутри кипит обида, можно прямо сказать сыну или дочери, что вы сейчас очень огорчены, рассердились и не можете пока спокойно говорить.

Перенесите разговор на некоторое время, даже несколько минут могут дать возможность успокоиться и подойти к проблеме более рационально. Контролируйте себя так, как если бы вы общались с коллегой по работе.

Это будет отличной моделью зрелого, взрослого подхода к решению проблем для вашего ребенка.

Пятая рекомендация: соблюдайте пропорцию! В отношениях между близкими людьми всегда возникают привычные стереотипы реагирования, при этом в отношениях с детьми, к сожалению, не только хорошие.

Часто наши дети так привыкают, что мы всегда в определенных ситуациях говорим одно и то же, например, приходя домой, и, видя беспорядок в прихожей, начинаем вечер с замечания. Сын или дочь начинают слышать это замечание, даже если мы его не сделаем!

Попробуйте как-нибудь вспомнить один день вашего взаимодействия с ребенком. Сколько раз вы похвалили его, а сколько раз сделали замечание? Нет ли перекоса в сторону негативных реакций, критики и осуждения?

Специалисты считают, что для формирования уверенности в себе и ощущения, что он хороший, любимый, как взрослому, так и ребенку, необходимо соотношение между критикой и похвалой как один к пяти (конечно же, с перевесом похвалы!).

И, наконец, еще одна важная рекомендация: подходите к формированию оптимизма творчески, создавайте в своей семье свои позитивные традиции! Культивируйте и взращивайте в вашей семье оптимизм, словно комнатные цветы на окне! Это даст вам возможность быть счастливыми вместе с детьми!

Источник: http://www.woman.ru/kids/evolution/article/203793/

Ссылка на основную публикацию