Классификация уроков

Классификация уроков. Типы уроков

Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является урок. Одним из важных условий проведения урока является рациональный выбор его типа и соблюдения основных элементов его структуры.

Довольно часто наблюдается несоответствие между типом урока и его основными структурными элементами (например, в уроке систематизации и обобщения вообще отсутствует систематизация в определенной системе взаимосвязей, а является лишь повторением отдельных фактов или действий в виде перечня). Особенно это касается уроков в виде игр, соревнований и т.п. Типичной ошибкой является и то, что иногда подменяются понятия «определение темы, цели и задач урока» с «мотивацией» учебной деятельности.

Существует несколько подходов к классификации уроков: по дидактической цели, по цели организации познавательной деятельности, по основным этапам учебного процесса, методам обучения, по способам организации учебной деятельности учащихся.

Дидактическая цель является важнейшей составляющей процесса обучения, поэтому классификация по этому признаку наиболее близка к реальному уроку. Интересной типологией уроков по признаку дидактической цели является классификация уроков В.А. Онищука

Тип урока определяет особенности его структуры (наличие, последовательность и взаимосвязь элементов). Одни уроки включают все элементы структуры, другие — только некоторые.

Урок усвоения новых знаний

Цель: усвоение учащимися, восприятие, осмысление определенных понятий, законов, теорий.

Наиболее эффективно процесс усвоения новых понятий, умений и навыков осуществляется учащимися во время активной деятельности, обусловленной применением учителем разнообразных методов, средств обучения и технологий.

Структура урока

Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся (5-7 мин.).

Мотивация учебной деятельности учащихся. Сообщения темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности школьников (до 5 мин.).

Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения (10-20 мин. / Для младшего школьника / или 10-30 мин. / Для старшеклассника /).

Обобщение и систематизация знаний (10-15 мин.).

Подведение итогов урока и сообщение домашнего задания (до 10 мин.).

Чаще всего таким уроком является вводный урок курса (темы, раздела), когда он незначительной степени связан с темой предыдущего урока. Также, правильно выбрать этот тип урока в случае, когда содержание материала сложное, объемное, содержит значительное количество новых понятий и положений.

Может использоваться объяснительно-иллюстративное, проблемное изложение. Занятие можно провести в форме беседы, лекции, экскурсии, видеоурока, учебной конференции с подготовленными докладами (сообщениями) учащихся.

Во время проведения урока уместны конспектирование, составления тезисов, опорных схем, работа с учебником, картой и т.д.

Главное, чтобы изучение нового материала учащимися шло не пассивно, а в ходе разнообразной активной познавательной деятельности.

Урок усвоения навыков и умений

Цель: закрепление и осознание ранее усвоенного материала (знаний, умений, навыков), овладение учащимися определенным теоретическим материалом, правилом или алгоритмом. Наиболее эффективно процесс усвоения умений и навыков осуществляется учащимися во время активной деятельности, обусловленной применением учителем разнообразных методов, средств обучения и технологий.

Структура урока

— Актуализация опорных знаний и практического опыта учащихся.

— Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний и опыта учащихся (подготовительные задачи ).

— Сообщения темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности школьников.

— Изучение нового материала (вступительные упражнения).

— Первичное применение приобретенных знаний (пробные упражнения).

— Применение учащимися знаний в стандартных условиях с целью усвоения навыков (тренировочные упражнения).

а) упражнения по образцу;

б) упражнения по инструкции;

в) упражнения по заданию учителя.

— Творческий перенос знаний и навыков в новые условия с целью формирования умений (творческие упражнения).

— Итоги урока и сообщение домашнего задания.

Основой такого урока можно назвать тренировки в различных вариантах, которые требуют от ученика перенос знаний и умений в новые, нестандартные ситуации. Для проведения таких уроков используется практическая работа.

В педагогической литературе именно этот тип урока рекомендуется как наиболее уместный для таких предметов, как физика, химия, география, биология и, конечно информатика.

Практические работы в значительном количестве представлены в учебных программах, и практические задачи являются неотъемлемой составной фактически каждого урока информатики.

Содержание уроков этого типа имеет значительные возможности для большой вариативности задач и способствует дифференциации и индивидуализации обучения. Урок формирования и совершенствования умений и навыков могут проводиться в виде игр, соревнований, и т.д. и сочетать и индивидуальные, и фронтальные, и групповые методы работы.

Урок применения знаний, умений и навыков

Цель: научить самостоятельно и творчески применять знания, навыки и умения в жизненных условиях, способствовать подготовке учащихся к жизни, труду на производстве, усилению связи теории с практикой, формирование у учащихся трудолюбия, самостоятельности и творческой активности в решении различных производственных задач и жизненных проблем.

Структура урока

— Актуализация опорных знаний и деятельности учащихся, необходимых для творческого решения задач.

— Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний, навыков и умений, необходимых учащимся для самостоятельного выполнения практического задания.

— Мотивация учебной деятельности.

— Осмысление содержания и последовательности применения практических действий.

— Самостоятельное выполнение учащимися заданий под руководством учителя.

— Обобщение и систематизация учащимися результатов работы.

— Отчет учащихся о способах и результатах выполнения работы и теоретическая интерпретация полученных результатов.

— Итоги урока, сообщение домашнего задания.

Урок применения знаний, умений и навыков (практическая работа)

Структура урока

— Актуализация опорных знаний и деятельности учащихся, необходимых для творческого решения задач.

— Усвоение новых знаний.

— Формирование элементарных навыков на основе применении их в стандартных условиях.

— Формирование дифференцированных обобщенных умений.

— Анализ задачи (раскрытие способов решения творческих элементов).

— Подготовка необходимого для работы оборудования.

— Самостоятельное выполнение практической части работы.

— Творческое применение обобщенных знаний, умений и навыков в постоянно меняющихся условиях, или в ситуациях, приближенных к жизненным.

— Контроль, самоконтроль, взаимоконтроль в процессе выполнения работы.

— Итоги урока.

— Сообщение домашнего задания.

Урок обобщения и систематизации знаний

Цель: приведение усвоенных учащимися понятий в стройную систему, которая предусматривает раскрытие и усвоение связей и отношений между ее элементами; сознательное овладение основными теориями и ведущими идеями учебного предмета или принципами соответствующей отрасли науки.

Эти уроки направлены на решение двух основных дидактических задач:

а) проверку и установление уровня овладения учащимися основами теоретических знаний и способами познавательной деятельности;

б) повторение, коррекцию и более глубокое осмысление учебного материала.

Структура урока

— Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности школьников.

— Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.

— Повторение и анализ основных фактов, событий, явлений.

— Повторение, обобщение и систематизация понятий, усвоение соответствующей системы знаний, ведущих идей и основных теорий.

Для систематизации и обобщения выделяются ключевые вопросы курса. Внимание обращается на нахождение и раскрытие в уже выученном материале закономерностей, логических связей, глубокой сущности процессов и явлений, на переход от отдельных к более широким обобщениям.

Следует обратить внимание на то, что систематизация предполагает определенную форму отражения отдельных фактов в определенной системе отношений — схему, обобщающую таблицу. В любом случае нельзя считать систематизацией простое воспроизводство отдельных фактов или действий в конце изучения темы.

Это будет простое повторение.

Урок такого типа может проходить в форме обзорной лекции, беседы, опросов, выполнение системы заданий и др.

Уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков.

Уроки этого типа предназначены для:

а) контроля за уровнем усвоения учащимися теоретического материала,  сформированности умений и навыков;

б) коррекции усвоенных учащимися знаний, умений и навыков.

Цель: проверка качества и прочности усвоенного материала, сформированности умений и навыков, внесение корректив, выявление пробелов в знаниях, навыках и умениях, выявление качества усвоения знаний, навыков и умений.

Структура урока

1. Мотивация учебной деятельности школьников и сообщение темы, цели и задач урока:

— показ необходимости широкого и свободного использования в жизненных ситуациях приобретенных в школе знаний, навыков и умений;

— сообщение о характере задач на уроке, последовательность и способы их выполнения, оформление результатов самостоятельной работы.

2. Проверка знания учащимися фактического материала и умение раскрывать элементарные внешние связи в предметах и ​​явлениях:

— устная фронтальная беседа;

— устный индивидуальный опрос.

3. Проверка знаний учащимися основных понятий (законов) и умений объяснять их сущность, приводить самые убедительные аргументы в своих суждений и примеры:

— письменная работа (8 — 10 мин.)

— индивидуальный опрос.

4. Проверка глубины осмысления учащимися знаний и степени их обобщения:

— письменный опрос;

— самостоятельное составление или заполнение таблицы.

5. Применение учащимися знаний в стандартных условиях:

— письменное решение задач (вычислительных, качественных или познавательных)

— выполнение самостоятельных практических заданий с готовыми данными, сформулированными вопросами и известным способом выполнения действий.

6. Применение знаний в измененных (нестандартных) условиях:

— выполнение комплексных творческих письменных работ, требующих переноса приобретенных знаний и способов выполнения действий в новых условиях;

— выполнение комплексных творческих практических задач.

7. Проверка, анализ и оценка выполненных заданий.

8. Итоги урока и сообщение домашнего задания.

Такие уроки проводятся в конце изучения темы, раздела и исполняют целый ряд функций: контролирующую, обучающую, воспитательную, диагностирующую и др.

Уроки проверки могут быть организованы весьма разнообразно (в виде игр-соревнований, контроля знаний и т.д.), имеют широкие возможности для сочетания в индивидуальной, и групповой работе.

Комбинированный урок

Структура урока:

применяются различные комбинации структурных элементов различных типов уроков.

1. Актуализация чувственного опыта и опорных знаний учащихся.

2. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3. Сообщение темы, задач урока.

4. Восприятие и усвоение учащимися нового учебного материала.

5. Применение учащимися знаний и действий в стандартных условиях с целью усвоения навыков (тренировочные упражнения).

6. Творческий перенос знаний и навыков в новые условия с целью формирования умений (творческие упражнения).

7. Анализ достижений учащихся.

8. Итоги урока.

Рассмотренные выше структуры уроков являются ориентировочными. Они предусматривают вариативность в зависимости от возраста учащихся, их подготовки, содержания учебного материала, методов обучения, места проведения уроков и т.п.

Источник: http://apruo.ru/metodicheskie-razrabotki/provedenie-uroka/263-klassifikaziya-urokov-tipi-urokov.html?showall=1

Классификация уроков истории

Классификация уроков по ведущему методу, несомненно, содержит рациональное зерно: уроки, действительно, различаются по методу их проведения. Причем методика урока является существенным элементом его характеристики.

Методическая сторона урока не украшение, а форма, в которой предстает перед учащимися идейное содержание учебного материала. Но именно поэтому неправомерно класть в основу классификации уроков методы их проведения.

Форма — важный, но не определяющий момент: методика урока сама определяется его идейным содержанием, служит решению его образовательных и воспитательных задач.

Поэтому характеристика урока по его ведущему методу не может быть положена в основу при определении типа урока, а служит лишь его существенным видовым признаком: уроки могут быть отнесены к различным разновидностям одного типа в зависимости от методики их проведения, и, обратно, уроки, формально сходные по методу проведения, часто должны быть отнесены к различным типам: они играют принципиально различную роль в общем ходе процесса обучения. Так, урок-лекция может служить изложению нового материала, а может быть формой итогового повторения.

Классификация уроков истории, предложенная В. Н. Вернадским, безусловно сыграла в свое время прогрессивную роль.

Она ориентировала учителей на многообразие построения урока и в свою очередь отражала творческий опыт преподавания истории в школе, характеризующийся многообразием методов и видов, среди которых имели место и уроки-лекции, и уроки-экскурсии, и киноуроки, и повторительно-обобщающие уроки, и уроки, построенные на докладах учащихся, и многие другие виды уроков, отразившие творческий поиск учителя истории.

К сожалению, в течение последующих 15 лет проблема типологии урока истории не получила дальнейшей плодотворной разработки.

В общих работах по методике истории отсутствует принципиальная постановка этой проблемы, в них нет ни главы, ни даже параграфа, посвященного типологии урока; журнал «Преподавание истории в школе» не опубликовал ни одной статьи по этому вопросу.

Характерно также, что авторы указанных работ по методике склонны сводить всю типологию уроков истории к двум-трем разновидностям, отрицая многообразие типов уроков.

Читайте также:  Правила, которые должны соблюдать родители при воспитании детей

Так, М. А. Зиновьев в работе «Основные вопросы методики преподавания истории» указывает лишь два типа уроков: уроки изучения нового материала и уроки повторения. Уроки первого типа, по мнению М. А. Зиновьева, составляют основную массу всех уроков.

В. Г. Карцов в «Очерках методики обучения истории в 9-11 классах» различает 4 типа урока:

  • урок сообщения новых знаний;
  • урок повторения и обобщения пройденного;
  • урок проверки знаний учащихся;
  • урок смешанный, включающий опрос, и обобщение нового материала, и закрепление знаний, и разъяснение домашнего задания.
  • В отличие от М. А. Зиновьева В. Г. Карцов именно этот «смешанный» урок считает основным и ведущим типом урока истории. Следует отметить, что М. А. Зиновьев и В. Г. Карцов не дают научного педагогического обоснования предложенной ими классификации уроков истории.

    Отказ от признания многообразия типов урока явился в значительной мере отражением отрицательных явлений, имевших место в практике школы тех лет, и в частности в преподавании истории. Они заключались, во-первых, в чрезмерной перегрузке школьного курса истории программным материалом.

    Усвоение непомерного количества фактических сведений все более становилось основной целью школьного обучения истории, вытесняя другие задачи.

    Но перегрузка программ, в свою очередь, была одной из причин постепенного отхода от активных методов обучения, применение которых, как известно, требует времени.

    Поставленный перед необходимостью выполнения раздутой программы, учитель не имел времени на организацию развернутой беседы, вдумчивой работы с документом, глубокого осмысливания, активного мышления учащихся, на выработку у них умений и навыков самостоятельной работы.

    Он вынужден был ограничивать свою работу на уроке спешным изложением материала, его беглым закреплением и опросом на следующем уроке.

    В этих условиях все реже практиковались повторительно-обобщающие уроки (превращаясь по существу в уроки опроса), уроки работы по документу, уроки-экскурсии, уроки с докладами учащихся становились редчайшим исключением, а урок истории, содержавший ранее все звенья процесса обучения и призванный обеспечить нормальное осуществление закономерностей усвоения знаний, умений и навыков, постепенно деформировался, приобретая все более уродливую форму: из него выпадали одно за другим необходимые звенья, пока структура урока не свелась к трехчленной формуле «опрос — изложение — закрепление» плюс «дача» домашнего задания. Но уж эти-то три «этапа» урока стали рассматриваться как безусловно обязательные для любого урока истории в строгой и непреложной последовательности. Учителю ставилось в вину отсутствие опроса или закрепления в конце урока. Такой «трехэтапный» урок был почему-то назван «комбинированным».

    И главная беда заключалась, пожалуй, в том, что с благословения методической науки такой «комбинированный» урок был объявлен преобладающим типом уроков истории на всех возрастных ступенях школьного обучения, что прямо противоречило основам российской дидактики и опыту школы, ибо даже в годы, отмеченные наибольшим отходом от активных методов и наибольшим «окостенением» уроков истории, «комбинированный» урок не был единственным, а в творческом опыте передовых учителей даже и преобладающим типом урока, по крайней мере в старших классах.

    Источник: https://kurspresent.ru/page/klassifikacija-urokov-istorii

    Педагогика — Классификация уроков. Типы уроков. Виды уроков

    Классификаций уроков десятки. Проблема эта очень сложна и не решена окончательно ни в мировой, ни в отечественной дидактике. Современная классификация уроков осуществляется на основе дидактической цели. Авторами такой классификации является В. А. Онищук, Н. А. Сорокин, Н. И. Махмутов и др.

      Основные типы уроков в современной отечественной школе: комбинированные (смешанные) уроки; уроки усвоения новых знаний; уроки формирования навыков и умений; уроки обобщения и систематизации знаний; уроки практического применения знаний, навыков и умений; уроки контроля и коррекции знаний, навыков и умений.

    Такая классификация является наиболее удобной для планирования, прогнозирования деятельности учителя, обоснование методики каждого урока. 

    Каждый тип урока имеет свою структуру, то есть этапы построения урока, их последовательность, взаимосвязи между ними.

    Характер элементов структуры определяется задачами, которые нужно постоянно решать на уроках типа, чтобы наиболее оптимальным путем достичь той или иной дидактической, развивающей и воспитательной цели урока. Определение и последовательность этих задач зависят от логики и закономерностей учебного процесса.

    Понятно, что логика усвоения знаний отличается от логики формирования навыков и умений, а потому и разнится структура уроков соответствующих типов. Каждый тип урока имеет свою структуру.

    Комбинированный урок: проверка выполнения учащимися домашнего задания практического характера; проверка, оценка и коррекция ранее усвоенных знаний, навыков и умений; воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся; сообщение темы, цели и задач урока и формирование мотивации учения; восприятие и осознание учащимися нового материала; осмысление, обобщение и систематизация новых знаний; итоги урока и сообщение домашнего задания. Из всех указанных типов комбинированный урок распространенный в современной общеобразовательной школе. Ему принадлежит 75-80 процентов общего количества уроков, проводимых. Этот тип урока в основном используется в начальных и средних классах.
    Раскроем содержание основных этапов комбинированного урока.

    Подготовка учителя к уроку. Этот этап предполагает: изучение учащихся класса; стиля преподавания других учителей в этом классе; подробное изучение содержания учебного материала; планирование учебной работы; подготовку учебно-материальной базы.

    Подготовка учителя к конкретному уроку. В. А. Сухомлинский отмечал, что учитель к уроку готовится всю свою жизнь.

    Его подготовка к конкретному уроку включает: формулировку темы; определение воспитательной, развивающей и дидактической целей урока; подбор конкретного материала к теме; определение структуры выбранного типа урока; определение методики урока; подготовку дидактических средств и материалов; определение формы контроля и оценки знаний, навыков и умений; определение места и роли наблюдения, демонстрации средств наглядности и опроса в рамках урока; проверку своей готовности к уроку; проверка готовности учащихся к уроку.  Тематическое планирование предусматривает определение типа урока; определение объема учебного материала; подготовку средств наглядности, использование технических средств обучения и подбор фактического материала. 

    Поурочный план включает дату проведения урока, его порядковый номер по тематическому плану; название, тип урока и его цель; структуру урока; содержание урока; методы работы учителя и учащихся; учебное оборудование и домашнее задание.

    Начало урока. Организация активного участия учеников в уроке является важной методической проблемой. Она не должна отнимать много времени, поэтому желательно привлекать учащихся к учебно-познавательной деятельности с первой минуты урока.

    Для этого начало урока должно быть динамичным, давать учащимся заряд энергии, бодрости, деловитости.

    Урок начинается так: взаимное приветствие учителя и учащихся; проверка отсутствующих; проверка внешнего состояния помещения; проверка рабочих мест и внешнего вида учащихся; организация внимания.

    Важность повторительно-учебной работы обусловлена тремя причинами:  1) более ответственным отношением учащихся к подготовке к уроку, потому что их знания обязательно проверяются;  2) актуализацией знаний учащихся во время проверки, что способствует осознанию, углублению, систематизации и закреплению учебного материала; 

    3) направленностью повторения и проверки знаний на развитие речи и мышления учащихся. Поэтому эта работа должна быть творческой и, одновременно, нацеленной как на отдельного ученика, так и на весь класс.

    С этой целью можно применить индивидуальный устный опрос, фронтальный и другие виды опроса по поурочному оцениванию.

    Сообщение темы, цели и задач урока. Тему каждого Урока учитель сообщает в начале занятия или работы над новым материалом. При этом важно четко ее сформулировать, определить задачи урока и основные вопросы, которые учащиеся должны усвоить.

     
    Мотивировка учителем учебно-познавательной деятельности учащихся должна происходить в течение всего урока. Оно направлено на формирование и развитие у учащихся широких интересов, потребностей в разнообразных знаниях, четких жизненных перспектив, профессиональной ориентации и самосовершенствования.

    Мотивы – это внутренние импульсы, побуждающие ученика к активной учебно-познавательной деятельности.

    Объяснение материала.

    Этот этап должен соответствовать следующим требованиям: учитель должен продумать свое место в классе, чтобы его было слышно и видно всем ученикам; не ходить по классу; говорить громко и четко; темп повествования должна быть размеренным; речь доступной. При этом важно опираться на предыдущий опыт учащихся; выделять существенное и главное в учебном материале; последовательно излагать тему; использовать иллюстративный и демонстрационный материал.

    Восприятия, осмысления и усвоения нового материала. Восприятие является первым этапом процесса усвоения учащимися нового материала. Оно самое успешное, когда правильно сочетаются изложение материала, наглядные пособия и самостоятельную работу учащихся.

    Осмысление знаний – это углубление в суть явлений, процессов, которые изучаются. Оно предполагает прежде всего раскрытие внутренних закономерностей этих явлений.

    Основными приемами такой работы являются анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, сравнение и обобщение, моделирование, классификация и тому подобное.

    Формирование навыков и умений. Вместе с усвоением учебного материала ученики осваивают разнообразные навыки и умения, которые формируются на основе знаний.

    Основные компоненты формирования навыков и умений: разбор и усвоение правила, которое лежит в основе навыков; преодоление трудностей во время приобретения навыка; совершенствование и автоматизация навыка; закрепление достигнутого уровня навыков и использования ее на практике. Основным методом формирования навыков являются упражнения.

    Подводя итоги урока, учитель кратко сообщает цели урока и определяет, достигнуты ли они, оценивает дисциплину, как отдельных учащихся, так и всего класса.

    Домашнее задание. Методика предусматривает четкую систему домашних заданий; определение и конкретизацию отдельного домашнего задания; определение времени на ознакомление с ним учащихся; доходчивость домашнего задания; инструктаж о его выполнении.

    Урок усвоения новых знаний: проверка домашнего задания, актуализация и коррекция опорных знаний; сообщение темы, целей и задач урока; мотивация учения; восприятие и осознание учащимися фактического материала, осмысление связей и зависимостей между элементами изучаемого материала; обобщение и систематизация знаний; итоги урока; сообщение домашнего задания.

    Урок формирования навыков и умений: проверка домашнего задания, актуализация и коррекция опорных знаний, навыков и умений; сообщение темы, целей и задач урока; актуализация мотивации обучения учащихся; изучение нового материала (вступительные, мотивационные и познавательные упражнения); первичное применение новых знаний (пробные упражнения); самостоятельное применение учащимися знаний в стандартных ситуациях (тренировочные упражнения по образцу, инструкции, заданию); творческое перенос знаний и навыков в новые ситуации (творческие упражнения); итоги урока и сообщение домашнего задания.

    Урок обобщения и систематизации знаний: сообщение темы, целей и задач урока; актуализация мотивации обучения учащихся; воспроизведение и обобщение понятий, и усвоение соответствующей им системы знаний; обобщение и систематизация основных теоретических положений и соответствующих научных идей; итоги урока и сообщение домашнего задания.

    Урок практического применения знаний, навыков и умений: проверка домашнего задания, актуализация и коррекция опорных знаний, навыков и умений; сообщение темы, целей и задач урока; актуализация мотивации обучения учащихся; осмысление содержания и последовательности применения способов выполнения действий; самостоятельное выполнение учащимися заданий под контролем и с помощью учителя; отчет учащихся о работе и теоретическое обоснование полученных результатов; итоги Урока и сообщения домашнего задания.

    Урок контроля и коррекции знаний, навыков и умений: сообщение темы, целей и задач урока; актуализация мотивации обучения учащихся; проверка знания учащимися фактического материала и основных понятий; проверка глубины осмысления учащимися знаний и степени их обобщения; применение учащимися знаний в стандартных и изменяющихся условиях; проверка, анализ и оценка выполненных во время урока работ; итоги урока и сообщение домашнего задания.

    Читайте также:  Повышаем самооценку

    Методика определенных типов уроков состоит из трех частей:  – организация работы – 1-3 мин;  – основная часть (формирование знаний, навыков и умений; их усвоение, повторение, закрепление и контроль; применение на практике и т. п) – 35-40 мин;  – подведение итога урока и сообщение домашнего задания – 2-3 минуты.

    Творческие педагоги постоянно совершенствуют методику проведения классического урока, в результате чего в учебный процесс внедряются нестандартные уроки. Нестандартный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру. Названия уроков дают некоторое представление о целях, задачах и методике проведения таких занятий.

    Самые распространенные среди них – уроки-пресс-конференции, уроки-аукционы, уроки – деловые игры, уроки-погружения, уроки-соревнования, уроки типа КВН, уроки-консультации, компьютерные уроки, уроки-консилиумы, уроки-сочинения, уроки-открытия, уроки-зачеты, театрализованные уроки, уроки взаимного обучения учащихся, уроки творчества, уроки-сомнения, уроки-конкурсы, уроки-фантазии, уроки-концерты, уроки-экскурсии, интегральные уроки и тому подобное. 

    Нестандартные уроки направлены на активизацию учебно-познавательной деятельности учащихся, ибо они глубоко затрагивают эмоционально-мотивационную сферу, формируют дух состязательности, возбуждают творческие силы, развивают творческое мышление, формируют мотивацию учебно-познавательной и будущей профессиональной деятельности. Поэтому такие уроки больше нравятся учащимся и вызывают у них творческий интерес.

    Итак, форма организации обучения является важной дидактической проблемой, которая непосредственно влияет на результативный компонент учебного процесса. Она тесно связана с методами и средствами обучения, поскольку конечный результат определяется комплексом дидактических условий, среди которых важное место занимают организационные формы обучения.

    Источник: http://pedagogika.ucoz.org/index/klassifikacija_urokov_tipy_urokov_vidy_urokov/0-162

    Классификация уроков теоретического и практического обучения по дидактическим целям. Управление качеством обучения

    

    Обратная связь

    ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

    Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение

    Как определить диапазон голоса — ваш вокал

    Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими

    Целительная привычка

    Как самому избавиться от обидчивости

    Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам

    Тренинг уверенности в себе

    Вкуснейший «Салат из свеклы с чесноком»

    Натюрморт и его изобразительные возможности

    Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.

    Как научиться брать на себя ответственность

    Зачем нужны границы в отношениях с детьми?

    Световозвращающие элементы на детской одежде

    Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия

    Как слышать голос Бога

    Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)

    Глава 3. Завет мужчины с женщиной

    Оси и плоскости тела человека — Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.

    Отёска стен и прирубка косяков — Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.

    Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) — В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

    Единой классификации форм и видов уроков на сегодняшний день не существует.

    ? Почему? (Сложность и многогранность процесса взаимодействия учителя и учеников)

    Возможные основания для классификации:

    Ведущие методы обучения (Борисов И.Н.)

    · Тип организации учебной деятельности (Кирюшкин Д.М.)

    · Содержание и способы организации деятельности на уроке (Казанцев И.Н.)

    · По дидактическим целям (Огородников И.Т., Есипов Б.П. и т.п.)

    Классификация по дидактическим целям наиболее распространены. Как наиболее часто используемая называется классификация Б.П.Есипова

    Б.П.Есипов

    · комбинированные, или смешанные, уроки;

    · уроки по ознакомлению учащихся с новым материалом, имеющие целью ознакомление учащихся с фактами, конкретными явлениями или осмысление и усвоение обобщений;

    · уроки закрепления и повторения знаний;

    · уроки, имеющие основной целью обобщение и систематизацию изученного;

    · уроки выработки и закрепления умений и навыков;

    · уроки проверки знаний и разбора проверочных работ.

    Еще один подход к классификации уроков технологии, исходя из того, что абсолютное большинство уроков относятся к комбинированному типу (Распопов В.М.):

    · Урок формирования знаний и умений на непродуктивном уровне мыслительной деятельности

    · Урок формирования знаний и умений на репродуктивном уровне мыслительной деятельности

    · Урок формирования знаний и умений на продуктивном уровне мыслительной деятельности

    · Урок формирования знаний и умений на творческом уровне мыслительной деятельности

    Мы также будем использовать упрощенную классификацию, отражающую соотношение теоретической и практической деятельности на уроке:

    · Урок теоретического обучения (Изучение теории занимает свыше 70% резерва времени)

    · Урок практического обучения (Практика занимает свыше 70% резерва времени)

    · Комбинированный урок (соотношение теории и практики примерно 50/50)

    Деление уроков в зависимости от организационной формы также называют делением на виды.

    · Классический урок

    · Урок-лекция

    · Урок-семинар

    · Урок-конференция

    · Урок-экскурсия

    · Урок-беседа

    · Киноурок

    · Зачет

    · Лабораторно — практическая работа и т.д.

    Примером смешанной классификации может служить классификация Махмутова М.И.

    1 тип: Уроки изучения нового материала. Целью данного типа уроков является овладение учащимися новым материалом путем разъяснения нового материала учителем, упорядочения и закрепления ранее усвоенного. Невозможно изучать новый материал, не вспоминая уже пройденный материал, не опираясь на него и не применяя его. Формами изучения нового материала могут быть:

    · лекция;

    · объяснение учителя с привлечением учащихся к обсуждению отдельных вопросов;

    · эвристическая беседа;

    · самостоятельная работа с учебником и другими источниками;

    · постановка и проведение опытов и экспериментов.

    В рамках данного типа учителя могут применять такие виды уроков, как:

    · урок-лекция;

    · урок-семинар;

    · киноурок;

    · урок теоретических и практических самостоятельных работ;

    · урок смешанный (сочетание различных видов урока на одном уроке).

    2тип: Уроки совершенствования знаний, умений и навыков. Основные дидактические задачи, которые решаются на этих уроках, сводятся к следующему:

    · систематизация и обобщение новых знаний;

    · повторение и закрепление ранее усвоенных знаний;

    · применение знаний на практике для углубления и расширения ранее усвоенных знаний;

    · формирование умений и навыков;

    · контроль за ходом изучения учебного материала и совершенствования знаний, умений и навыков.

    В данном типе уроков различают несколько подтипов: уроки закрепления изучаемого материала, уроки повторения, уроки комплексного применения знаний, умений и навыков.

    К основным видам уроков данного типа относятся:

    · уроки самостоятельных работ (репродуктивного типа — устных и письменных упражнений);

    · урок-лабораторная работа;

    · урок практических работ;

    · урок-экскурсия;

    · урок-семинар)

    3тип: Уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков.Уроки этого типа предназначены для оценки результатов учения, уровня усвоения учащимися учебного материала, диагностики уровня обученности учащихся, коррекции в процессе обучения. Такие уроки могут иметь следующий вид:

    · устный опрос (фронтальный, индивидуальный, групповой);

    · письменный опрос;

    · диктанты;

    · изложения;

    · решения задач;

    · зачетная работа;

    · контрольная самостоятельная работа;

    · экзамен.

    Эти виды уроков проводятся после изучения объемных разделов и тем учебного курса.

    Среди прочего принято разделять уроки на традиционные и нетрадиционные. Разделение это достаточно зыбкое, но можно опираться на следующие определения:

    По определению Л.В.Жаровой «Нетрадиционные уроки — это… уроки, которые по целям, по форме организации, по методам и содержанию отличаются от обычных уроков» [2].

    И.П. Подласый дает следующее определение «Нетрадиционный урок — это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (не установленную структуру) [5].

    Источник: https://megapredmet.ru/1-55555.html

    Классификация уроков

          Структура урока изучения новых знаний:       а) организационное начало, введение в урок (подготовка к усвоению нового материала, актуализация ранее изученного с целью связи с новым);       б) постановка целей и задач урока;       в) изложение, объяснение нового материала, включение учащихся в самостоятельную работу (с учебником, справочной литературой, приборами, оборудованием, компьютерной техникой);       г) выполнение практических работ как закрепление нового материала;       д) домашнее задание и его комментарий;       ж) подведение итогов урока с комментарием успехов и трудностей в усвоении темы.       2) Урок совершенствования (закрепления) новых знаний и умений:       а) для систематизации и обобщения знаний и более глубокого их осмысления;       б) задачи уроков этого типа направлены на развитие и формирование умений и навыков в процессе учебной и практической деятельности;       в) закрепление ранее усвоенных знаний и органической связи с новыми;

          г) коррекция знаний и умений.

          Структура такого урока:       а) организация начала урока;       б) постановка целей и задач;       в) упражнения разных видов и уровней сложности по изученному материалу, практические и лабораторные работы и включение учащихся в самостоятельную деятельность под руководством учителя (наблюдения, консультации);       г) подведение итогов работы: показ достигнутых результатов, коллективное обсуждение, уточнение каких-либо особенностей, выставление отметок учащимся;       д) обобщение основных идей, положений, гипотез, выводов, определения тенденций развития темы в науке и ее связей с другими темами учебного курса;       е) постановка и комментарий выполнения домашнего задания;       ж) коррекция знаний и деятельности учащихся.       На таких уроках почти не применяется классическое объяснение материала учителем. Новые сведения, пояснения, отдельные сообщения делаются учащимися непосредственно по ходу выполнения намеченных работ. Готовясь к уроку, учитель подбирает соответствующий материал и виды работ, постановочные вопросы для урока. Повторение ранее изученного материала не выделяется в самостоятельный этап и логически вписывается в содержание основных упражнений урока.       Достижение дидактических целей урока связано и с организацией контрольно-оценочной функции. Разнообразие заданий и видов работ предполагает оптимальное сочетание индивидуального и фронтального опроса (на материале проблемных вопросов и ситуаций) с переходом к устным и письменным практическим упражнениям. Варианты уроков предусматривают: организацию работы по написанию диктантов, микросочинений, по решению задач, составлению схем, графиков, диаграмм;       обращению с приборами, механизмами, устройствами, проведению несложных опытов и экспериментов.       3) Уроки обобщения и систематизации изученного.       Дидактические задачи уроков этого типа:       а) сформировать у учащихся систему теоретических знаний по основным темам или разделам учебного предмета;       б) выделить узловые положения, изученные на предыдущих уроках, показать взаимосвязь изученных фактов, событий, формировать понятия, систематизировать знания;

          в) провести проверку и учет знаний, навыков и умений по изучаемым темам, разделам, всему изученному учебному материалу за четверть, полугодие, год.

          Структура этого типа урока:       а) организация начала, постановки целей и задач;       б) непосредственное повторение учебного материала.

    Для этого используются разные виды опроса: устный в виде изложения темы, фронтальный, собеседование, дискуссия; письменный — написание дат, описание событий, выведение формул, работа с географической картой;       в) подведение итогов работы с анализом осмысленности глубины знаний, указание способов самостоятельной работы, определение ориентиров работы над новым учебным содержанием.       Уроки обобщения и систематизации формируют потребность в постоянном повторении учебного материала. На них выделяются основные теоретические положения, обобщаются знания по разным темам, устанавливаются межпредметные связи. Школьники учатся переносить приобретенный опыт в новые условия и ситуации.       При необходимости учитель проводит консультации, обзорные лекции, готовит наглядные и раздаточные материалы, оборудование.       Результативны занятия в форме проблемных дискуссий, уроков-семинаров, уроков деловых игр, решают задачи теоретического и практического характера. С целью эффективного влияния таких уроков на формирование мышления, интеллекта и способностей учащихся важно и психологически обоснованное пространственное размещение в учебном кабинете самой группы2.       4) Уроки контроля и коррекции знаний, умений.

          Достижение поставленных целей обучения и учения всегда связано с объективным контролем и коррекцией знаний, умений и навыков.

    Такие уроки применяются для определения и оценки качества усвоенности теоретических знаний, мировоззренческих и духовно-нравственных ценностей, взглядов на мир, образ жизни, системы научных понятий, способов творческой деятельности, подготовленности их к жизни и труду.

    Оценка знаний и умений учащихся показывают их качество, отражает степень усвоенности программного материала и обученности. Выявляется система отношений учащегося к учению, к разным аспектам учебной деятельности, что способствует применению личностно-ориентированного подхода, внесению изменений в процесс учения и корректив в организацию и содержание обучения.

          Структура урока:       а) организационное начало урока и психологическая настройка на собранность, спокойствие, уверенность, готовность к работе;       б) постановка целей и задач урока: раскрывается замысел урока, объясняется, на что будет обращено внимание, что подлежит проверке, очерчивается круг действий учащихся, актуализируется роль самого контроля;       в) основная часть — инструкции, задания контрольного типа и непосредственно самостоятельная работа учащихся под контролем учителя, краткие оперативные консультации, устранение неполадок в учебном оборудовании, в разрешении возникающих нетрадиционных ситуаций и т.д., поддержании интеллектуально-эмоционального фона работы;       г) заключительная часть— подведение итогов работы: анализ типичных ошибок и их причин, выбор рациональных способов решений, предупреждение отставания и неуспеваемости некоторых учащихся, определение общей тенденции усвоения программного материала; выделение хороших работ, комментарий их специфичности, ориентировка учащихся на изучение предстоящего материала.

    Читайте также:  Почему ребенок замыкается в себе?

          К контрольным относятся уроки по написанию контрольной работы, зачетный урок.

    Педагогика © 2010 All Rights Reserved

    Источник: http://znakka4estva.ru/dokumenty/pedagogika/klassifikaciya-urokov/

    Типы уроков в школе согласно наиболее распространенной классификации

    Урок – это способ организации учебного процесса для одной возрастной не меняющейся по составу группы обучающихся детей, где существует расписание и единая программа учебно-воспитательного процесса. У каждого занятия есть своя цель, методы и средства для ее достижения, содержательная часть с использованием дидактического материала.

    Урок – это процесс взаимодействия учителя с учениками, в ходе которого учащиеся усваивают новые знания, умения, навыки, развивают индивидуальные способности, систематизируют ранее полученные знания, а учитель совершенствует свое педагогическое мастерство.

    В педагогике существуют определенные типы уроков. Чаще всего их подразделяют исходя из общей дидактической цели урока, характера содержания подаваемого материала, интеллектуального уровня учащихся, а также организации урока.

    Сам урок обычно состоит из 5 основных элементов:

    1. Закрепление ранее изученного материала,
    2. Усвоение нового материала,
    3. Оценка и контроль знаний обучающихся детей,
    4. Задание для самостоятельного выполнения дома,
    5. Обобщение и систематизация полученных знаний.

    Типы и виды уроков в школе

    При этом ученики должны усвоить новые понятия и способы действий, среди которых можно выделить самостоятельный поиск и формирование системы ценностей. Наиболее актуальны эти уроки для школьников средних и старших классов, так как именно с этого возраста начинают изучать материал в больших объемах.

    Для данного типа уроков наиболее характерны следующие формы изучения материала:

    • лекция;
    • вовлечение учащихся в процесс объяснения учителем учебного материала с помощью конкретных вопросов для разъяснения определенных моментов;
    • эвристическая беседа;
    • самостоятельная работа с учебником, дидактическим материалом;
    • эксперименты, опыты.

    Дидактические задачи, которые помогает решать данный тип урока:

    • обобщение и систематизация полученных знаний;
    • закрепление и повторение ранее изученного материала;
    • применение полученных знаний на практике, расширение этих знаний;
    • формирование навыков и умений.
    • контроль над процессом получения новых знаний, умений и навыков.

    Виды уроков, характерные для данного типа:

    • самостоятельная устная или письменная работа;
    • лабораторная работа;
    • практическая работа;
    • семинар;
    • экскурсия.

    Данные действия на протяжении всего учебного года помогают учащимся овладеть предметом в целом, установить контроль над полученными знаниями от изучения всего учебного материала.

    Такие уроки вызывают необходимость в повторении крупных разделов материала определенной дисциплины на подсознательном уровне, а также выявить их системный характер, особенности решения задач по заданному образцу и возможность переноса этого умения в другие нестандартные учебные ситуации для решения новых задач.

    Все типы уроков подразумевают ещё наличие определенной разновидности своих уроков. В этом случае же применяются  виды уроков, которые наблюдаются во всех 5 типах.

    Основные методические элементы данного типа урока:

    • подготовка учащихся к предстоящему занятию;
    • выявление уровня прочности закрепления и понимания учащимися ранее изученного материала в результате системной проверки, а также определение актуальности приобретенных навыков для последующей работы на уроке;
    • подача педагогом нового материала и работа с учащимися, направленная на его осмысление и усвоение;
    • первичное практическое применение усвоенных знаний, формирование новых умений и навыков по данной теме;
    • поэтапное объяснение метода выполнения домашнего задания;
    • выставление оценок школьником, подведение общих итогов занятия.

    Также подобная деятельность представляет собой процесс коррекции технологии обучения в ходе занятий в связи с темпами усвоения материала классом, а также выявление и исправление ошибок.

    Виды уроков коррекции и контроля:

    • устный или письменный опрос;
    • зачет;
    • лабораторная работа;
    • практикум;
    • самостоятельная контрольная работа;
    • экзамен и др.

    Классификация, дающая нам приведенные выше типы уроков в школе, является наиболее удачной и актуальной, хотя признается она далеко не всеми специалистами в данной области.

    Формы работы на уроках

    Источник: http://www.rastut-goda.ru/questions-of-pedagogy/7214-tipy-urokov-soglasno-naibolee-rasprostranennoj-klassifikatsii.html

    Готовые школьные сочинения

    марта 14 2013

    Классификация типов уроков

    В дидактике и частных методиках нет единого принципа классификации типов уроков. Назовем некоторые из них: уроки классификации по признаку основной дидактической цели (М. А.Даилов, И. Т.

    Огородников) — уроки первоначального усвоения нового материала, закрепления и повторения знаний, самостоятельной работы, обобщающего повторения, смешанный. Иной подход к типологии уроков связан с анализом процесса обучения, с определением места урока в системе уроков по изучению темы, раздела.

    В методике преподавания литературы такая типология урока была разработана В. В.Голубковым — вступительные занятия, чтение, ориентировочная беседа, анализ произведения, итоговые уроки. Классификация В. В.Голубкова несет в себе не один признак, ибо заключает в себе также способы организации урока. Н. И.

    Кудряшев разработал классификацию уроков литера туры, исходя из специфики самого предмета: уроки изучения художественных произведений, уроки изучения теории и истории литературы, уроки развития речи. Из всего разнообразия уроков первого типа (изучения художественных произведений) Н. И.

    Кудряшев суммирует три его основные разновидности: уроки художественного восприятия произведения, уроки углубленной работы над текстом произведения, обобщающие работу над произведением.

    Задача уроков художественного восприятия произведений — «непосредственное общение с произведениями искусства, целостное, глубоко эмоциональные впечатления от них, затрагивающие личностные переживания; развитие культуры художественного восприятия, умение слушать или читать художественное произведение; развитие художественной зоркости, воспитание культуры эстетических и нравственных чувств, влияющих и на все поведение учащихся».

    В уроках углубленной работы над текстом Н. И.Кудряшев ставит задачу научить «школьников все более основательно и сознательно следить за мыслями писателя, за логикой его образов, понимать произведение как художественное единство.

    Это очень сложные умения, требующие размышлений, сопоставления, анализа и синтеза». Обобщающие уроки важны в силу необходимости «развития последовательного, логически правильного мышления, умения обосновывать свою мысль убедительными доводами и фактами», справедливо отмечает Н.

    И.Кудряшев. В целом им создана стройная убедительная типология уроков литературы. работах М. М.Ильиной урок рассматривается в свете «соотношения частей процесса обучения», учебного процесса и психологии обучения. За основу классификации М. М.

    Ильина берет два положения: дидактические цели и место урока в системе уроков.

    Г. Л.Кириллова особое внимание обращает на связь между преподаванием и учением.

    На соотношение конкретного и обобщенного содержания урока, на сочетание практической и теоретической деятельности — и вычленяет следующие возможности в построении урока: приближение самостоятельной работы учащихся к началу изучения нового учебного материала, увеличение в работе учащихся элементов творчества, сокращение объема однотипной тренировочной работы.

    В ряде работ приводятся веские доводы в пользу целесообразности постановки работы над новым материалом в первой половине урока, ибо именно первая треть урока перегружена учетом знаний.

    М. А.Данилов, суммируя полемику по проблемам урока, ратует за обоснование различных его структур, а также за повышение значения перспективного планирования системы уроков как одной из важнейших областей творчества учителя.

    Современная дидактика и частные методики ищут пути активизации деятельности учащихся, повышения уровня преподавания гуманитарных дисциплин. В. П.Стрезикозин, говоря о характере методического руководства и педагогического контроля в школе, напоминает, что еще К. Д.

    Ушинский выступал против традиционной системы занятий, опирающейся на устное изложение знаний, задавание на дом и опрос. Не отрицая сложившихся методов и приемов работы на уроке (лекция, беседа, личные наблюдения учащихся), которые в современном уроке также приобретают большую значимость. В. П.

    Стрезикозин подчеркивает значение следующих моментов в организации процесса обучения в школе: поэлементное усвоение новых знаний, усвоение знаний — не самостоятельный изолированный этап, поисковый путь усвоения новых знаний, активизация процесса совершенствования и закрепления знаний, умение учащихся практически использовать усвоенные знания, многообразие видов деятельности на уроке, его темп, учет индивидуальных возможностей в процессе коллективной учебной работы на уроке.

    Выход на проблему поэтапного развития познавательной деятельности учащихся, и в целом на проблему развития личности, характерен для современной педагогической науки как в нашей стране, так и в педагогике других стран.

    Эта продуктивная идея заложена, в частности, в разделе книги «Педагогика» — «Урок и его структура», написанном Э. Дрефенштелтом. Немецкий ученый пишет, что «структура урока должна включать последовательность шагов процесса учения и направляющей деятельности преподавания».

    На каждом этапе, по мнению автора, раздела, внимание акцентируется на решении одной доминирующей дидактической задачи.

    В методике преподавания литературы проблема урока ставиться в целом ряде работ, пособий, сборников. Н. И.Кудряшев останавливается на специфических для урока литературы проблемах: роль его в воспитании ученика, учет своеобразия литературы как искусства слова. Подчеркивая творческий характер урока литературы, Н. А.

    Станчек ищет в нем то, что определено логикой познания литературы, особенностями психологии ученика.

    Методист-словесник прямо говорит, что в современном уроке недостаточно ориентироваться на традиционные структурные элементы (опрос, объяснение нового, закрепление, задание на дом), и выдвигает вслед за рядом других исследователей учебную ситуацию как новую структурную единицу урока. Н. А.

    Станчек считает учебную ситуацию клеточкой урока, в которой воплощается в единстве цели, содержание, характер современной деятельности учителя и ученика. На примере анализа двух уроков по пьесе А. С.Грибоедова Н. А.Станчек раскрывает значение организации урока в решении задач развивающего обучения.

    Интересная типология уроков внеклассного чтения предложена Н. К.

    Силкиным: уроки вводного типа, уроки подготовки учащихся к самостоятельному чтению и восприятию сложных произведений, уроки анализа, обобщающие.

    Ряд сборников, методических рекомендаций к работе по учебникам и учебным пособиям несут в системе уроков, в рекомендациях авторов идею развивающего обучения, дают образцы современного построения урока.

    Важнейшие проблемы урока литературы нуждаются в дальнейших исследованиях.

    Назовем некоторые из них: место урока в системе развивающего обучения, роль урока литературы в развитии логического и образного мышления учащихся, в формировании их творческой самостоятельности, взаимосвязь коллективной, групповой и индивидуальной работы учащихся на уроке, особенности объяснения учителя и ученика на уроке литературы. Развитие форм урока: урока-диспута, урока-панорамы, урока-концерта, урока-лекции и т. д.

    Возможности использования не только «четырехчастной», но и «поэтапной» структуры урока в старших классах возрастает в связи с необходимостью увеличения творческого начала в усвоении учащимися новых знаний, активизацией процесса закрепления и применения знаний, ориентацией на многообразие видов деятельности на уроке и на сочетание коллективной, групповой и индивидуальной работы.

    Немаловажное значение имеют особенности психологии старшего школьника, его интерес к моральным свойствам личности, стремление дать оценку изображенному автором миру и героям, желание систематизировать впечатления от прочитанного, понять произведение как единое целое и вместе с тем свойственная ряду учащихся чрезмерная логолизация в ущерб способности эмоционально воспринять текст.

    Нужна шпаргалка? Тогда сохрани — » Классификация типов уроков . Литературные сочинения!

    Источник: http://www.testsoch.net/klassifikaciya-tipov-urokov/

    Ссылка на основную публикацию