Контроль как звено учебного процесса. объект (содержание) и функции контроля

Контроль как звено учебного процесса. Объект и функции контроля

Неотъемлемой частью сложного процесса учебно-воспитательной работы является контроль. В широком смысле контроль связан с ориен-тировочной деятельностью человека, а без нее учебная работа ученика и работа учителя невозможны.

Контроль — наиболее широкое по объему понятие. Он охватывает и включает в себя все другие понятия как составные структурные компоненты. Начальным моментом контроля являются наблюдение и провер-ка. В процессе наблюдения и проверки выявляется (выявление) и изме-ряется (измерение) тот материал, который предстоит проконтролировать.

В результате наблюдения и проверки накапливается первичная информа-ция, она учитывается (учет). В последующем эта информация подверга-ется анализу-синтезу, сравнению. При этом выявляется ее смысл и значе-ние, проводится оценивание (процесс оценки) этой информации с точки зрения задач контроля.

Результаты оценки получают внешнее или внут-реннее выражение, словесный комментарий. В дальнейшем, исходя из смысла, значения и значимости, эта информация становится своеобраз-ным сигналом для продолжения педагогического процесса в том же направлении или для внесения в него коррекций.

Все зависит от того, соот-ветствуют ли результаты оценки ранее намеченным учебно-воспитательным задачам или отличаются от них.

Результаты оценивания могут быть выражены в баллах — отметках.

Наглядно структурные компоненты контроля можно представить схематически (схема 1).Схема

Структурные компоненты контроля в учебном процесс

Объектом (или содержанием) контроля может стать все, что отно-сится к учебно-воспитательному процессу. Конкретное же его содержание будет зависеть от целевой установки и задач контроля. В частности, кон-тролируется деятельность учителя и ученика в процессе обучения.

Учи-тель, проверяя ученика, выясняет особенности понимания и осмысления учеником изучаемого материала, точность, глубину и прочность его зна-ний, широту кругозора, развитие познавательных процессов (памяти, логи-ческого мышления, воображения).

В процессе обучения у учащихся фор-мируются общеучебные, специальные и другие практические умения и навыки.

Учитель также контролирует степень их точности и устойчивости, способности ученика применять знания на практике, творческий подход к выполнению учебного дела, владение рациональными приемами работы, умение «совмещать», «сливать» одни навыки с другими.

В деятельности учителя контролируются его умение организовать классные занятия, его методы и приёмы обучения учащихся, стиль и приёмы общения.

Таким образом, контроль в учебно-воспитательном процессе позво-ляет установить качество теоретических знаний и практических умений и навыков учащихся, способы их учебной деятельности, степень умст-венного развития, а также уровень педагогического мастерства учителя.

Как элемент ориентировочной деятельности контроль имеет разные функции, из которых главная — функция обратной связи.

Только лишь постоянно имея информацию о том, как «ведет» себя, как реагирует «обучающаяся система» (класс, группа, ученик) на воздействие «обучающей» (учитель, ученик-консультант, технические и электронные средства ин-формации), можно надежно идти вперед по пути овладения знаниями, уме-ниями и навыками.

Только тогда учитель может быть уверенным в том, что он учит так, как задумано и как надо. Если результат обучения слабый, то информацию он воспримет как сигнал к перестройке своей методики.

Все остальные функции контроля по их задачам можно свести к двум группам: педагогической и проверочно-оценочной. Педагогиче-ская функция в учебном процессе распадается на ряд подфункций: обучающая, развивающая, воспитывающая, диагностическая, профилактиче-ская, ориентирующая.

Обучающая подфункция связана с тем, что, выявляя в процессе проверки уровень знаний, умений и навыков учащихся, учитель побуждает ученика к систематическим занятиям, исправляет ошибки и неточ-ности в его знаниях, дает рекомендации о том, как лучше овладеть мате-риалом конкретной темы, побуждает пользоваться дополнительной лите-ратурой, приучает обращаться к справочникам и энциклопедиям.

Развивающая подфункция контроля в учебном процессе заключает-ся в том, что учитель через него имеет возможность постоянно знать уро-вень умственного развития ученика, успехи или отставание в этом разви-тии: особенности восприятия, типов и процессов памяти, развития мыс-лительной деятельности, речи, воображения. Это необходимо ему знать для того, чтобы, во-первых, осознанно и грамотно проводить работу по совершенствованию умственного развития и, во-вторых, через это знание лучше учитывать индивидуальные особенности-развития познавательной деятельности и добиваться хорошей успеваемости каждого.

Воспитывающая подфункция контроля вытекает из того, что уче-ник, зная о проверке (на уроке могут спросить, а не знать — стыдно; ожидается контрольная работа и т.п.), начинает терпеливо овладевать знаниями; когда трудно — напрягает силу воли, упорно добиваясь хороших знаний.

Эта подфункция выражается также и в том, что контроль способствует формированию у ребят мотивов учения, в том числе таких моральных чувств, как долг, обязанность, ответственность, совесть, честь.

Школьники избавляются от таких ложных мотивов, как отметка «любой ценой», в классе формируется негативное отношение к нечест-ным приемам получения высокой отметки — к списыванию, «шпаргал-кам», подсказкам, групповому саботажу, третированию отличников.

В процессе контроля складываются межличностные отношения учащихся, формируется сотрудничество между учениками и учителем.

Сущность диагностической подфункции контроля — в получении информации об ошибках, недочетах и пробелах в знаниях и умениях учащихся и порождающих их причинах затруднений учащихся в овладении учебным материалом, о числе, характере ошибок. Результаты диагностических проверок помогают выбрать наиболее интенсивную методику обучения, а также уточнить направление дальнейшего совершенствования содержания методов и средств обучения.

Ориентирующая подфункция вытекает из диагностической подфунк-ции. Выяснив сильные и слабые стороны знаний учащихся в процессе диагностики, преподаватель ориентируется в методике собственной работы, в индивидуальных особенностях каждого учащегося. Эта информация служит для него ориентиром для совершенствования учебного процесса.

Профилактическая подфункция. Известно, что выученный и даже хорошо усвоенный материал со временем забывается. Это особенно за-метно, если знания ученика не были востребованными.

Более интенсивно идет процесс забывания в первое время после усвоения новой информа-ции. Предупредить забывание можно путем эпизодического повторения.

А повторение как мера профилактическая, предупреждающая забывание, неизбежно связано с контролем знаний. В этом заключается смысл его профилактической функции.

Проверочно-оценочная функция контроля также включает ряд подфункций. Они, скорее всего, относятся к проверке работы учителя, к организации методической работы в школе.

Контроль в подфункции государственной аттестации результатов учебно-воспитательной работы. Прежде всего, отметим, что внутришкольный контроль учебно-воспитательной работы есть в то же время сред-ство аттестации.

Администрация школы, а также органы образования разных уровней всегда интересуются состоянием успеваемости учащихся своей школы, школ района и т.д.

Кроме того, их интересует, в какой мере удачен учебный план школ различных типов, доступны ли учебные про-граммы и учебники по разным предметам и для всех классов и т.д.

Контроль как средство государственной аттестации выступает в процессе итогового и заключительного учета.

Так, на основании контроля знаний, умений и навыков учащиеся переводятся из младших клас-сов в старшие; по результатам экзаменов они выпускаются из школы и получают соответствующий документ об образовании; им присваивается также квалификация в ПТУ, средних специальных и высших учебных заведениях; в техникумах и вузах назначается стипендия (обычная или повышенная). Контрольные и часто — конкурсные экзамены практику-ются при приеме абитуриентов в вузы и техникумы: проверяется готов-ность поступающего для успешного продолжения образования по из-бранной специальности. На основании государственной аттестации учащиеся и студенты получают награды и особые дипломы: золотую и се-ребряную медали, свидетельства об успехах по отдельным учебным предметам, диплом с отличием, квалификацию более высокой категории (более высокий разряд), которые дают их владельцам льготные права при поступлении на работу или учебу.

Контроль в подфункции государственной аттестации необходим также для выявления, изучения и обобщения передового и новаторского педагоги-ческого опыта, для его использования в массовой практике учителей.

Таковы основные функции контроля учебно-воспитательной работы. В наглядном виде они представлены на схеме 2..

Схема2

Основные функции контроля успешности обучения и развития учащихся

Источник: https://students-library.com/library/read/57561-kontrol-kak-zveno-ucebnogo-processa-obekt-i-funkcii-kontrola

Контроль в учебном процессе

Механизм контроля в учебном процессе разработан в психолого-педагогической литературе значительно хуже, чем проблема обучения. Между тем он играет значительную роль в познавательной деятельности студентов.

Педагогический контроль — это способ получения информации о качественном состоянии учебного процесса.

Контроль педагога за процессом и результатом труда направлен как на деятельность студентов, так и собственную деятельность, а также на взаимодействие студентов и педагога.

По цели различают следующие формы контроля в учебном процессе: ♦ диагноз (что может студент), ♦ констатация (что знает и умеет студент),

♦ прогноз (чего можно добиться).

По своему назначению все эти три вида контроля в учебном процессе очень близки, однако каждый специфичен в зависимости от цели. Готовясь к проведению контроля, все преподаватели задумываются над тем, что и как контролировать.

В педагогике вопрос, что контролировать, считается частным, так как он зависит от предмета или темы в самом предмете. Можно контролировать знания (.усвоение материа ла, правила, закона и т.п.).

В первом случае (три контроля усвоения знаний) контроль будет называться дифференцированным (поаспектным), во втором — комплексным.

Контроль может быть проведен с учетом разных уровней активизации мыслительных процессов: познание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка. Тогда задания в контрольных работах могут включать ключевые слова и фразы, как представлено Б. Блюмом.

Данная таксономия (от гр. taxis — «расположение в порядке» + nomos — «закон») целей обучения была разработана в США Б. Блюмом. По его мнению, эти уровни представляют собой зависимую иерархию. Первый уровень означает умение узнавать факты, структуры и т.п. на основе распознавания.

Второй уровень, понимание, «позволяет осуществлять воспроизведение материала, не гарантируя применение его в решении других задач». Третий уровень уже связан с деятельностью, обеспечивающей решение определенного класса задач.

Все остальные уровни предполагают усвоение деятельности, лежащей в основе решения продуктивных (творческих) задач /224, с. 20/.

Они могут быть реализованы в комплексном контроле на монодисциплинарном или полидисциплинарном экзамене, например, на итоговом междисциплинарном экзамене по профилю специальности, на защите дипломной работы, проекта или на промежуточном экзамене.

Н. Ф. Талызина различает три вида контроля в учебном процессе: «предварительный, текущий, итоговый» /224, с. 3/. Предварительный (поэтапный ) контроль необходим для получения сведений об исходном уровне познавательной деятельности студентов, а также перед изучением отдельных тем дисциплины.

Результаты контроля должны использоваться для адаптации учебного процесса к особенностям данного контингента студентов /224, с. 4/. Текущий контроль предназначен для управления усвоением знаний и умений, итоговый — для подведения итогов и определения качества сформированности комплексных умений.

Общим для педагогики вопросом является, как контролировать? По средствам педагогической коммуникации контроль можно рассматривать с точки зрения: 1) способов: традиционный или нетрадиционный (программированный контроль, тест); 2) характера: субъективный, объективный; 3) использования ТСО: безмашинный, машинный; 4) формы: устный, письменный; 5) времени: предварительный, начальный, исходный, текущий, поэтапный, итоговый, пообъектный; 6) массовости (по охвату студентов): индивидуальный, фронтальный, индивидуально-групповой; 7) контролирующего лица: преподаватель, студент-напарник (взаимоконтроль), студент сам (самоконтроль);

8) дидактического материала:

♦ контроль без дидактического материала (сочинение, устный опрос, диспут-общение и т.п.); ♦ с дидактическим материалом (раздаточный материал, тесты, билеты, контролирующие программы и т. п.); ♦ на основе знакомого, проработанного и усвоенного материала;

♦ на основе нового материала, сходного по форме и содержанию с усвоенным ранее материалом.

Система проверки знаний и умений студентов — органическая часть учебного процесса, и ее функции выходят далеко за пределы собственно контроля. Наряду с контролирующей контроль выполняет обучающую, управляющую, воспитывающую и развивающую функции.

Целью контролирующей функции является установление обратной связи (внешней: студент — преподаватель и внутренней: студент — студент), а также учет результатов контроля. Обучающий контроль дается с профилактико-предупредительной целью, а также с целью управления обучением, формирования навыков и умений, их корректировки и совершенствования, систематизации знаний.

Читайте также:  Основные характеристики урока

Воспитывающая функция контроля означает максимальный учет личности студента, создание ему условий для формирования личностных качеств, например, дисциплинированности, трудолюбия и т.д. Развивающий контроль предназначен для развития памяти, внимания, логического мышления, интереса к предмету, творчества, мотива познавательной деятельности и т.д.

Контроль в учебном процессе может выполнять и специфические функции в зависимости от цели: диагностирующие, констатирующие, прогнозирующие.

Основными принципами контроля являются: профессиональная направленность, валидность, надежность, системность и систематичность.

Профессиональная направленность контроля обусловливается целевой подготовкой специалиста, поэтому повышается мотивация познавательной деятельности студента, что, несомненно, положительно сказывается на подготовке высококвалифицированного специалиста.

Валидность контроля (от лат. слова validus — «крепкий, здоровый») обеспечивается, с одной стороны, его адекватностью целям обучения, с другой стороны, по возможности большим количеством контрольных заданий. Под адекватностью контроля понимается его содержательная сторона, т. е.

контролировать следует то, чему обучали студентов, и то, что намечено проконтролировать. К сожалению, бывает нарушение этого принципа.

Например, преподаватель обучал студентов узнаванию и распознанию какой-либо формулы, а в контрольной работе дает задание на применение этой формулы для расчета чего-либо.

Валидность контроля всегда должна быть связана как с предметными знаниями, так и с теми видами познавательной деятельности, в системе которой эти знания должны функционировать, т. е. если изучается орфографическое правило, то изучается и его применение, тогда правомерен и контроль его применения.

Кроме того, валидность контроля зависит от количества контролируемых заданий. «Известно, что в экзаменационные билеты включаются всего два-три вопроса, которые, естественно, на могут охватить всего содержания предмета.

В силу этого экзамен нередко не отражает истинных достижений учащихся» /224, с. 21/. Именно поэтому на Западе используются письменные тесты, включающие десятки заданий и позволяющие сделать контроль достаточно валидным.

«Используя увеличение числа заданий как путь повышения валидности контроля, нельзя забывать, что цель будет достигнута только тогда, когда эти задания будут полней охватывать не только содержание предметных знаний, но и систему предусмотренных видов познавательной деятельности» /224, с. 24/. С этой целью можно использовать междисциплинарный итоговый экзамен. Он обеспечивает синтезированный контроль, который «позволяет судить об усвоении всей системы знаний и соответствующих им видов деятельности, предусмотренные целями обучения» /224, с. 27/.

Надежность контроля — это устойчивость результатов, получаемых при повторном контроле, а также близких результатов при его проведении разными преподавателями.

Валидность и надежность контроля — очень близкие друг к другу принципы. Если контроль имеет достаточную валидность, то он будет и надежным. Однако не всякий надежный контроль может быть валидным. Если контроль не охватывает всего объема знаний, он не может быть валидным.

И, наконец, последний принцип контроля, который по своей значимости занимает ведущее место, — это его системность и систематичность. Все еще велика роль каждого преподавателя в планировании, организации и проведении контроля.

Главное — продумать всю систему контроля от начала до конца с учетом его цели, содержания, средств педагогической коммуникации, роли студента и своей роли, функций и принципов, видов контроля. Никогда нельзя применять контроль наспех или, чтобы «подловить, подхлестнуть, поймать» студентов. Такой контроль малоэффективен и неэтичен.

Студенты должны знать содержание (что будут контролировать), средства (как будет осуществляться контроль), сроки и длительность контроля. При разработке системы контроля вам может помочь табл. 8.

Опыт проведения контроля в учебном процессе показывает: ♦ нельзя подвергать контролю то, что усвоено на 1-м уровне, т. е.

на уровне ознакомления, первичного представления; ♦ не стоит прибегать к контролю, если преподаватель уверен, что все студенты выполнят задание на 100%, но рекомендуется предусмотреть примерно полное его выполнение, чтобы создать у студентов веру в себя («уроки радости»); ♦ хорошо организованный поэтапный (пообъектный) контроль снимает необходимость в итоговом; ♦ необходимо варьировать средства контроля, делать поэтапный контроль обучающим;

♦ создание спокойного психологического климата в процессе контроля (релаксация) способствует лучшей работе студентов и положительно сказывается на результатах контроля.

Встает вопрос, как часто надо использовать контроль в учебном процессе? На этот вопрос может ответить только сам преподаватель, исходя из специфики предмета (вероятно, по математике будет значительно чаще необходим обучающий контроль, чем, скажем, по истории), контингента студентов, их исходного уровня знаний и умений и т.д.

Однако примерные данные распределения учебного времени приводятся доктором педагогических наук И. И. Тихоновым: сообщение информации — 40 %, освоение информации — 40, контроль освоения — 10—15, коррекция рассогласования — 5—10, т. е. на контроль и коррекцию отводится 20 % учебного времени, но это только ориентировочная цифра.

К сожалению, в методической литературе нет научно обоснованного расчета затрат учебного времени на систему контроля в учебном процессе.

В кибернетике является общепризнанным, что чем чаще осуществляется контроль за процессом, тем выше эффективность управления познавательным процессом студентов и лучше результаты усвоения учебного материала. «Попытки механически перенести это положение в учебный процесс не увенчались успехом».

Практика показывает, что отсутствие поэтапного (пооперационного, пообъектного) контроля «сильно ухудшает качество протекания усвоения, не позволяет своевременно корректировать его ход» /224, с. 10/.

Кроме того, необходимо иметь в виду, что контроль может проводить не только преподаватель, но и студент может контролировать студента (парная работа) или студент может проверять себя сам (например, выполняя компьютерную обучающую программу) по ключам.

Весьма продуктивен обучающий самоконтроль, если студент сразу же после выполнения задания может сверить свой ответ с эталоном. Не менее продуктивен и взаимоконтроль.

Замечено, что в парной работе студенты лучше усваивают материал, если что-то объясняют своему напарнику или контролируют его по ключам (эталонам). Н. Ф.

Талызина подчеркивает: «Следует также отметить, что положительное отношение в группах, где учащиеся работали парами, поочередно контролируя друг друга, было более устойчивым, чем в группах самоконтроля» /224, с. 10/. Это еще одно положительное качество взаимоконтроля.

Если идет итоговый контроль или текущий, но с контролирующей, а не обучающей функцией, то лучше осуществлять проверку самому преподавателю, ибо тогда реализуется обратная (внешняя: студент — преподаватель) связь, возможен учет результатов для продолжения или корректировки учебного процесса.

При определении качества знаний существенными и важными являются такие показатели, как полнота и глубина, обобщенность и конкретность, систематичность и системность, оперативность и гибкость, сознательность и прочность, действенность и практическая приложимость приобретенных знаний и формируемых умений.

Контроль в учебном процессе способствует развитию личности, ее интеллекта, внимания. Так, ленинградскими учеными под руководством Б. Г. Ананьева доказано, что в студенческом возрасте повышается роль фактора внимания.

В 18—21 год он занимает четвертое место по числу и мощности корреляционных связей, а в 20—25 лет — уже второе. В 19, 24 года мнемонические функции опережают логические, а 20, 23, 25 лет — обратная картина.

В 18—19 лет человек характеризуется относительной стабильностью мыслительных функций.

Многолетняя практика преподавания в вузе и организации системы контроля подтверждает, что контроль становится тем эффективнее, чем полнее учтены психофизиологические особенности контролируемых.

Высшее педагогическое требование — соблюдение закона целесообразности, формирование доверия к преподавателю и веры студентов в себя (им этого не хватает), прежде всего основано на уважении контролируемого. Важную роль при этом играет словесное общение (в меру «ругать» и подбадривать) и спокойная обстановка.

Всем преподавателям следует помнить, что контроль — это всегда стресс, и наша задача сделать его не разрушающим, а созидающим, стимулирующим усвоение учебного материала и формирование умений.

Умелое использование преподавателем современных средств, будь то программированный или машинный контроль (например, ЭВМ), повышает эффективность контроля более чем в 2 раза (по результатам группового эксперимента, проведенного преподавателями кафедры немецкого языка Южно-Российского государственного технического университета). Перспективы контроля с помощью ЭВМ самые радужные.

Чрезвычайно важным вопросом при разработке системы контроля является вопрос о критериях знаний. Что понимать под «знает — не знает»? Эти понятия не самоочевидные, они требуют определения, уточнения и оценки. Только в этом случае контроль может быть надежным и объективным. С критериями знаний и соответственно оценок студентов надо знакомить заранее.

Именно такой подход осуществляется в рейтинговом контроле знаний при модульном обучении.

Слово «рейтинг» происходит от английского — rating и имеет 5 значений: 1. Мощность, производительность; 2. Параметр, расчетная величина; 3. Нормирование, хронометраж; 4. Оценка, тарификация; 5. Цифровые данные.

В термине «рейтинговый контроль» нашли отражение все эти значения, т. е.

рейтинговый контроль — это мощный, оценочный, хронометражный контроль, выраженный в цифровых данных (баллах), хронометражная оценка успеваемости студентов (их «производительности») с оценкой качества их работы.

В модульном обучении оценивается в баллах каждое задание, устанавливаются его рейтинг и сроки выполнения (своевременное выполнение задания тоже оценивается соответствующим количеством баллов), т. е. основной принцип рейтингового контроля — это контроль и оценка качества знаний и умений с учетом систематичности работы студентов.

Естественно, разработать критерии знаний и умений, а также их оценки — дело очень трудоемкое. Видимо, поэтому в вузах России рейтинговый контроль не нашел широкого распространения.

А на Западе он широко используется на основе тестовой методики проверки знаний. Поскольку там он себя оправдал, можно надеяться, что и у нас тесты займут подобающее им место в рейтинговом контроле.

Рассмотрим далее, что такое тесты, историю их становления и суть.

Источник: https://psyera.ru/5161/kontrol-v-uchebnom-processe

Сущность, содержание, структура и функции контроля как компонента педагогической системы вуза

Любой вид обучения при всем различии его целей, методов, средств, организационных форм представляет собой органическое единство двух процессов: передачу обучаемому в том или ином объеме учебной информации и выявление степени ее усвоения, т. е. контроль результатов обучения.

Контроль в современном вузе носит системный характер, т. к. связан со всеми компонентами педагогического процесса.

В целях рассмотрения сущности контроля в структуре высшего образования обратимся к понятию «система». Оно является ключевым в таких сложных категориях, как «педагогическая система» и «система контроля».

В словарном значении слово «система» (от греч. systema — целое, составленное из частей; соединение) означает множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство.

Согласно толковому словарю русского языка, «система» означает: 1. форма организации чего-нибудь; 2. Нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей.

Понятие «педагогическая система» в современном педагогическом словаре определяется как совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами.

С педагогической точки зрения понятие «система» довольно подробно рассмотрено в работах СИ. Архангельского, Ю.К. Бабанского, В.П. Беспалько, Л.Г. Викторовой, Т.А. Ильиной, Н.В. Кузьминой и др. Так, по мнению

С.И. Архангельского система — это «множество взаимосвязанных компонентов, составляющих определенное целое в своем строении и функционировании».

В работах Ю.К. Бабанского система трактуется как «определенная общность элементов, функционирующих по внутренне присущим ей законам».

В понимании В.П. Беспалько, система — это «любой процесс, протекающий в определенных условиях, в совокупности с этими условиями».

По мнению Т.А.Ильиной, термин «система» означает «выделенное на основе определенных признаков упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единством управления и выступающих во взаимосвязи со средой как целостное единство».

Анализ литературных источников показывает, что в работах многих исследователей педагогическая система рассматривается как отдельно взятое явление педагогической действительности.

Однако в ряде случаев допускается подмена понятия «педагогическая система» такими, как учебный процесс, система средств и методов, организационных форм обучения. На наш взгляд, наиболее точное и исчерпывающее определение понятия «педагогическая система» дано Н.В.

Кузьминой, которая под ним понимает множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям воспитания, образования и обучения подрастающего поколения и взрослых людей.

Читайте также:  Фантазия ребенка

Предложенная Н.В. Кузьминой трактовка педагогической системы впоследствии была дополнена Л.Г. Викторовой еще одним существенным компонентом — результатом.

Применительно к высшей школе под результатом нередко понимают идеальную модель специалиста, выступающую в качестве цели образования и функционирующей педагогической системы.

По мнению Н.В. Кузьминой, структурными компонентами педагогической системы являются:

— цель как отправная точка создания педагогической системы;

— учебная информация (условием существования любой системы является функционирование информационного потока);

— средства педагогической коммуникации, с помощью которых организуется деятельность;

— деятельность обучающихся по усвоению учебной информации в зависимости от целей педагогической системы;

— педагоги, владеющие знаниями, и организующие деятельность. Такая инвариантная модель приложима к любой педагогической системе.

Педагогические системы, как и любые другие, являются самоорганизующимися, а их функционирование определяется, прежде всего, целью, которая выступает системообразующим фактором. Важнейшим условием достижения цели является сходное представление о ней у всех участников учебного процесса.

Такую единую характеристику представляют собой образовательно-профессиональные программы, в которых содержатся формулировки целей и задач обучения, основного содержания учебного процесса, что обеспечивает на разных уровнях и этапах организацию соответствующих видов и форм контроля.

Рассматривая проблему функционирования педагогических систем, исследователи определяют в этом процессе место контроля.

Так, СИ. Архангельский выделяет входной и выходной контроль, которые обладают собственными задачами и характеристиками. В этом подходе место контроля точно определено, но не уделяется внимание его процедурам как средству осуществления обратной связи.

Ю.К. Бабанский в предложенной им модели учебного процесса включает контроль лишь как самостоятельный компонент обучения.

В.П. Беспалько считает контроль необходимым компонентом деятельности человека вообще. Автор отмечает, что эта деятельность складывается из следующих этапов:

— ориентировочный, в процессе которого выбираются правила и методы деятельности в соответствии с поставленными целями;

— исполнительский, в ходе которого преобразуется объект или ситуация и достигается заданный целью результат;

— контрольный, с помощью которого осуществляется сравнение результата и цели;

— корректирующий, содержащий анализ итогов контроля об окончании деятельности или о возврате на один из ее этапов для совершенствования отдельных операций.

Как видим, В.П. Беспалько выделяет контроль в качестве одного из важных аспектов человеческой деятельности.

Комплекс структурных элементов, выделенный Т.А. Ильиной в педагогической системе, это: учебный материал, учебные пособия, учитель, ученик, — вряд ли можно считать исчерпывающим. Контроль в данном перечне вообще отсутствует.

В диссертационном исследовании Л.С. Ушаковой место контроля определено достаточно четко: как элемент управления он связан со всеми звеньями учебного процесса. Именно поэтому контроль определяется автором как важнейший инструмент управления.

Как показывает практика, на современном этапе развития системы высшего образования значение контроля повышается в связи с тем, что результат на выходе зачастую не соответствует образовательным стандартам. Тогда как в целях измерения фактически достигнутых результатов в дидактико-воспитательной системе контроль становится крайне необходимым.

Обращение к словарным источникам показывает, что термин контроль (от франц. controle — контроль, проверка, управление) определяется в них как проверка кого-чего-либо; наблюдение за кем-чем-либо с целью проверки.

В педагогической литературе также предпринимались неоднократные попытки дать толкование этому термину. Приведем несколько определений:

— контроль — это предъявление государственных требований к содержанию, уровню и результатам работы каждого учителя и ученика;

— контроль — это система получения и анализа данных, характеризующих состояние усвоения знаний на различных стадиях учебного процесса, и использование этих данных для управления дальнейшим обучением;

— контроль — это процесс сравнения достигнутого уровня владения знаниями с эталонными представлениями, описанными в учебной программе;

— педагогический контроль — это способ получения информации о качественном состоянии учебного процесса.

Таким образом, несмотря на многократные обращения исследователей к проблеме контроля, само понятие пока не получило однозначной трактовки.

Нередко в современной педагогике контроль результатов обучения определяется как педагогическая диагностика: «Педагогическая диагностика — процесс, в ходе которого производятся измерения уровня усвоения знаний, обученности учащихся, а также и некоторых сторон развития и воспитанности, обработка и анализ полученных данных, обобщение и выводы о корректировке процесса обучения и о продвижении обучающихся на следующие ступени обучения, выводы об эффективности работы преподавателей и всего образовательного учреждения».

В некоторых источниках под контролем результатов обучения понимается административно-формальная процедура проверки работы преподавателя и вуза, как средство управления, результаты которого и служат для принятия управленческих решений.

По мнению В.И. Горовой, сущность контроля составляет совокупность обратной связи и оценки прогнозируемых и реальных параметров.

Приведенные определения позволяют сделать вывод о том, что суть контроля состоит в обеспечении обратной связи в процессе обучения, в выявлении уровня его результатов, который должен соответствовать образовательному стандарту.

В современной педагогической литературе нет устоявшегося определения и других понятий — «проверка», «оценка», «учет», непосредственно связанных с процедурой контроля.

Можно предположить, что выявление и измерение являются проверкой. Тогда проверка может считаться составной частью контроля. В некоторых педагогических источниках приводятся определения понятия «проверка знаний»:

— Проверка (учебная) — выявление состояния знаний, умений и навыков, составляющая часть процесса обучения.

Проверка существенно помогает разрешению многих задач обучения: повторению, уяснению, закреплению и систематизации знаний, развитию памяти, логического мышления и речи, выработке воли и настойчивости; работе учителя по изучению индивидуальных особенностей учащихся и применению индивидуального подхода к ним. По результатам проверки производится оценка знаний.

— Проверка знаний, умений и навыков — средство обучения, заключающее в себе виды опроса, самостоятельную и контрольную работы, анализ результатов учебной деятельности.

С понятием «проверка» соотносится другое понятие — «учет знаний». Это — более широкое понятие. В толковом словаре русского языка отмечается, что слово «учет» — производное от глаголов «учесть, учитывать». В переносном смысле оно означает: «принять во внимание, в соображение, рассчитать».

По словам И.И. Подласого, контроль, помимо проверки и учета знаний, содержит в себе оценивание (как процесс) и оценку (как результат).

Оценивание — это процесс измерения обученности, отметка — это результат обученности. По И.И. Подласому, оценка и отметка являются результатами проведенного педагогического контроля. Оценка — способ и результат, подтверждающий соответствие или несоответствие знаний, умений и навыков студента целям и задачам обучения. Отметка — численный аналог оценки.

Источник: https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=3280

Вопросы и ответы — Педагогика и психология высшей школы — файл 51.doc

Вопросы и ответы — Педагогика и психология высшей школы
скачать (680.9 kb.)

Реклама MarketGid:
51. Сущность контроля в учебном процессе. Функции, виды и способы контроля.

Цели, функции и принципы контроля знаний в учебном процессе

Основная цель контроля знаний и умений состоит в обнаружении

достижений, успехов учащихся, в указании путей совершенствования,

углубления знаний, умений, с тем, чтобы создавались условия для

последующего включения студентов в активную творческую деятельность.

Эта цель в первую очередь связана с определением качества усвоения

учащимися учебного материала — уровня овладения знаниями, умениями и

навыками предусмотренных программой по предмету. Во-вторых,

конкретизация основной цели контроля связана с обучением студентов

приемам взаимоконтроля и самоконтроля, формированием потребности в

самоконтроле и взаимоконтроле. В-третьих, эта цель предполагает

воспитание у учащихся таких качеств личности, как ответственность за

выполненную работу, проявление инициативы.

Если перечисленные цели контроля знаний и умений реализовать, то

можно говорить о том, что контроль выполняет следующие функции:

Контролирующую

Обучающую

Диагностическую

Прогностическую

Развивающую

Ориентирующую

Воспитывающую

Контролирующая функция состоит в выявлении состояния знаний и умений учащихся, уровня их умственного развития, в изучении степени усвоения приемов познавательной деятельности, навыков рационального учебного труда.

При помощи контроля определяется исходный уровень для дальнейшего овладения знаниями, умениями и навыками, изучается глубина и объем их усвоения. Сравнивается планируемое с действительными результатами, усваивается эффективность используемых учителем методов, форм и средств обучения.

Обучающая функция контроля заключается в совершенствовании знаний и умений, их систематизации. В процессе проверки учащиеся проверяют и закрепляют изученный материал. Они не только воспроизводят ранее изученное, но и применяют знания и умения в новой ситуации.

Проверка помогает учащимся выделить главное, основное в изученном материале, сделать проверяемые знания и умения более ясными и точными. Контроль способствует также обобщению и систематизации знаний.

Сущность диагностической функции контроля — в получении информации об ошибках, недочетах и пробелах в знаниях и умениях учащихся в овладении учебным материалом, о числе, характере ошибок.

Результаты диагностических проверок помогают выбрать наиболее интенсивную методику обучения, а также уточнить направление дальнейшего совершенствования содержания методов и средств обучения. Прогностическая функция проверки служит получению опережающей информации в учебно-воспитательном процессе.

В результате проверки получают основания для прогноза о ходе определенного отрезка учебного процесса: достаточно ли сформированы конкретные знания, умения и навыки для усвоения последующей порции учебного материала ( раздела, темы ).

Результаты прогноза используют для создания модели дальнейшего поведения учащегося, допускающего сегодня ошибки данного типа или имеющего определенные проблемы в системе приемов познавательной деятельности. Прогноз помогает получить верные выводы для дальнейшего планирования и осуществления учебного процесса.

Развивающая функция контроля состоит в стимулировании познавательной активности учащихся, в развитии их творческих способностей. Контроль обладает исключительными возможностями в развитии учащихся. В процессе контроля развиваются речь, память, внимание, воображение, воля и мышление студентов. Контроль оказывает большое влияние на развитие и проявление таких качеств личности, как способности, склонности, интересы, потребности.

Сущность ориентирующей функции контроля — в получении информации о степени достижения цели обучения отдельным учащимся и группой в целом — насколько усвоен и как глубоко изучен учебный материал. Контроль ориентирует учащихся в их затруднениях и достижениях.

Вскрывая пробелы, ошибки и недочеты учащихся, он указывает им направления приложения сил по совершенствованию знаний и умений. Контроль помогает учащемуся лучше узнать самого себя, оценить свои знания и возможности. Воспитывающая функция контроля состоит в воспитании у учащихся ответственного отношения к учению, дисциплины, аккуратности, честности.

Проверка побуждает студентов более серьезно и регулярно контролировать себя при выполнении заданий. Она является условием воспитания твердой воли, настойчивости, привычки к регулярному труду. Выделение функции контроля подчеркивает его роль и знание в процессе обучения. В учебном процессе сами функции проявляются в разной степени и различных сочетаниях.

Реализация выделенных функций на практике дает контроль более эффективным, а также эффективней становится и сам учебный процесс. [7] Контроль должен быть целенаправленным, объективным, всесторонним регулярным и индивидуальным.

  Отсюда вытекают следующие правила , которыми следует неукоснительно руководствоваться при проведении контроля : 1) Контроль должен носить регулярный характер. 2) Контроль должен охватывать максимальное количество учащихся за единицу времени. Поэтому в каждом отдельном случае он не должен занимать много времени.

3) Объём контролируемого материала должен быть небольшим, но достаточно репрезентативным , чтобы по степени его усвоения/неусвоения , владения/невладения им учащимися можно было судить , приобрели ли они необходимые навыки и умения. 4) Так как обучение и контроль органично связаны , при проведении контроля следует отталкиваться от конкретных задач урока.

^

В зависимостиот того, кто осуществляет контроль за результатами деятельности учащихся, выделяют следующие три типа контроля:

Внешний (осуществляется преподавателем над деятельностью учащегося) Взаимный (осуществляется учащимся над деятельностью товарища) Самоконтроль (осуществляется учащимся над собственной деятельностью)

^

В процессе контроля преподавателем знаний и умений учащихся выделяют следующие компоненты: Уточнение целей изучения данного отрезка учебного материала и установление конкретного содержания контроля. Оценка результатов учебной деятельности учащихся. Выбор видов, форм, способов и средств контроля, соответствующих поставленным целям.

Читайте также:  Лепка на тему «птицы» в подготовительной группе

^

Роль взаимного контроля качества и эффективности учебной деятельности студентов трудно переоценить. Он содействует выработке таких качеств личности, как честность и справедливость, коллективизм. Взаимный контроль помогает преподавателю осуществить проверку знаний учащихся.

В учебном заведении сравнительно часто используется взаимная проверка организационной готовности к уроку (констатирующей взаимоконтроль выполнения домашнего задания) и частичная, эпизодическая взаимопроверка знаний учащихся (рецензирование ответов на уроке, рецензирование письменных работ).

Систематическая же проверка знаний, умений, навыков применяется весьма редко. Взаимопроверка знаний значительно активизирует деятельность учащихся, повышает интерес к знаниям и даже нравится им.

В ходе взаимного контроля раскрываются индивидуальные особенности студентов, их взаимоотношение с товарищами. [8]

Самоконтроль

На хорошем уроке всегда есть своя сверхзадача, которая сводится к формированию этих навыков и меняется в зависимости от темы урока. В одном случае она состоит в обучении приемам анализа, умению видеть закономерности, ставить вопросы, делать выводы. В другом — в формировании критического отношения учащихся к результатам своей работы, требовательности к себе.

Постоянного внимания преподавателя требует и проблема воспитания у учащихся веры в свои способности. Известно, что многие учащиеся боятся приступать к решению проблемных вопросов, процесс решения которых им неизвестен. Иногда проявляется страх перед трудностями, неумение преодолевать их самостоятельно.

Выход здесь только один — прививать учащимся умения и навыки самоконтроля. Это важно с воспитательной, психолого-педагогической точки зрения. Ведь при этом учащиеся фактически участвуют в управлении своей собственной учебной деятельностью.

Это порождает у них у них удовлетворенность своими занятиями, своей работой, позволяет им поверить в себя, в свои познавательные способности, открывает простор для творческой инициативы и самостоятельности. [ 4 ]

^

Учебные планы и программы средних специальных учебных заведений предусматривают следующие формы организации контроля знаний и умений учащихся: обязательные контрольные работы, зачеты, квалификационные испытания, защиту курсовых и дипломных проектов (работ), семестровые, а также государственные экзамены.

Проверка осуществляется в различных формах итогового контроля, во многом определяется характер контрольных заданий и информацией заключенной в них. Все это требует тщательного, обоснованного отбора заданий.

Задание всегда должно отражать цели изучения того или иного предмета при подготовке специалиста, соответствовать требованиям учебных программ.

 Контрольные работы проводятся, как правило, после завершения изучения тем или узловых вопросов, особо значимых для усвоения других учебных предметов, важных для овладения приобретаемой специальностью, наиболее сложных для понимания учащихся.

В учебных заведения используют следующие виды контрольных работ: теоретические, позволяющие проверить усвоение учащимися основных теоретических понятий, закономерностей, умение выделять характерные признаки, особенности процессов и явлений; практические, с помощью которых проверяют умение применять полученные знания для решения конкретных задач; комплексные, содержащие задания как теоретического, так и практического характера.

Зачет как итоговая форма контроля применяется главным образом в период производственной практики. По результатам учебной, производственной технологической и производственной преддипломной практики учащиеся получают зачет с дифференцированной оценкой.

Зачет служит также одной из форм контроля за выполнение лабораторных и практических работ, предусмотренных учебным планом и программами.

^ предусматриваются только учебными планами по техническим и сельскохозяйственным специальностям.

Основное направление квалификационных испытаний заключается в проверке сформированности знаний, умений и навыков по одной из рабочих профессий, установленной учебным планом специальности.

Проводятся квалификационных испытаний после завершения учебной практики для получения рабочей профессии.

^ наряду с обучающей функцией выполняет в учебном процессе и функцию контроля, является важнейшей формой проверки овладения учащимися теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками.

^

Различают следующие виды контроля: предварительный, текущий, рубежный, (периодический) и итоговый.

Основанием для выделения этих видов контроля является специфика дидактических задач на разных этапах обучения: текущий контроль проводят в процессе усвоения нового учебного материала, рубежный применяют для проверки усвоения значительного объема изученного материала (темы, раздела); с помощью итогового контроля выявляют степень овладения учебным материалом по предмету, ряду дисциплин (на экзаменах, приеме курсового проекта, защите дипломного проекта ). Таким образом, все эти виды в какой-то степени повторяют логику учебного процесса.

^

Методы контроля — это способы деятельности преподавателя и учащихся, в ходе которых выявляются усвоения учебного материала и овладения учащимися требуемыми знаниями, умениями, навыками. В средних специальных заведениях основными методами контроля знаний, умений и навыков учащихся являются: устный опрос, письменная и практическая проверки, стандартизированный контроль и др.Скачать файл (680.9 kb.)

Источник: http://gendocs.ru/v28141/?cc=51

Научная электронная библиотека Монографии, изданные в издательстве Российской Академии Естествознания

Осуществление функции «Контроль» в менеджменте предназначено для предупреждения возможных отклонений от намеченных планов.

Контроль выступает в качестве многозначного термина, поэтому, необходимо отметить, что применяя его в теории менеджмента, имеют в виду организационный или, как ещё называют, управленческий контроль.

Специфика контроля как управленческой функции заключается в том, что он представляет собой систему обратной связи, позволяющую корректировать действия организации, которая по тем или иным причинам отклонилась от первоначального курса.

Контроль (организационный/управленческий контроль) – это процесс обеспечения достижения организацией своих целей; постоянное сравнение, что есть, с тем, что должно быть.

В роли субъекта контроля (или его инициатора) выступает контролирующее звено.

В зависимости от ситуации в качестве такого звена могут выступать: учредители (собственники) организации; акционеры; топ-менеджеры; линейные руководители различного уровня; специализированное подразделение организации или специально выделенный работник, государственные органы, общественные организации (например, профсоюзы), а также межгосударственные органы и международные организации [10, 34].

Объект контроля – это сама организация, внутри которой контролю подвергаются происходящие в ней процессы или отдельные элементы системы (подразделения организации, её филиалы, отдельные работники) [10, 34].

Предметом контроля могут стать технические характеристики, количество и качество продукции, служебные документы, настроение и поведение людей, степень удовлетворённости работой, информационные и финансовые потоки и т.д. [34].

В системе управления контроль выполняет функции, представленные в табл. 5.1.

Широкий спектр функций контроля в управлении организацией обуславливает разнообразие его видов, основная часть которых классифицирована в табл. 5.2.

Таблица 5.1

Основные функции контроля в системе управления организацией

Функция
контроля

Содержание функции контроля

Проверочная

установление целесообразности, обоснованности, законности решений; проверка их выполнения, соблюдения технических, экологических, правовых и иных норм и нормативов; выявление ошибок и нарушений

Информационная

сбор, передача, обработка информации о состоянии объекта

Диагностическая

изучение и оценка реального положения дел в организации и ее окружении, выявление основных тенденций его изменения, угроз и возможностей, скрытых резервов

Прогностическая

создаёт основу для предположений о будущем состоянии объекта и возможных отклонениях от заданных параметров

Коммуникационная

обеспечивает установление и поддержание обратной связи

Ориентирующая

указывает, на что нужно обращать особое внимание

Стимулирующая

по итогам контроля происходит оценка персонала, поощрение или наказание

Корректирующая

на основе полученных результатов, состояние и поведение объекта (его части) изменяются таким образом, чтобы обеспечивались необходимые значения его характеристик или устойчивость функционирования при отклонении от них

Защитная

способствует сохранности ресурсов

Составлено по: [11].

Таблица 5.2

Основные виды контроля в системе управления организацией

Виды
контроля

Содержание видов контроля

1

2

В зависимости от соотнесения времени с исполняемым управленческим решением

Предварительный

осуществляется до фактического начала работ и используется применительно к трем видам ресурсов: человеческим, материальным и финансовым. В области человеческих ресурсов этот контроль проводится при приеме людей на работу и при перемещении работающих на новые должности.

1

2

Контроль осуществляется посредством анализа профессиональных знаний и практических навыков, а также деловых и личностных качеств работников на предмет их соответствия предъявляемым требованиям.

Для того чтобы обеспечить производство качественными материальными ресурсами (материалами, полуфабрикатами, оборудованием и др.), на промышленных предприятиях проводится их обязательный предварительный контроль.

Он состоит в выработке стандартов минимально допустимых уровней качества и проведении физических проверок соответствия поступающих ресурсов этим стандартам. Контролируется также уровень запасов материальных ресурсов, чтобы не допустить остановки производства из-за их отсутствия.

Основным средством такого контроля финансовых ресурсов является составление и использование бюджета – документа, устанавливающего баланс и распределение доходов и расходов

Текущий

осуществляется непосредственно в процессе проведения работ. Контролирующей инстанцией является руководитель, а объектами контроля – его подчиненные.

Контроль заключается в регулярной проверке работы подчиненных с выявлением отклонений от намеченных планов и инструкций, обсуждении возникающих проблем и путей их преодоления.

В системе текущего контроля активно функционируют как прямая информационная связь (данные, поступающие от объектов контроля к руководителю), так и обратная связь (данные, поступающие от руководителя к объектам контроля)

Заключительный

проводится после того, как работа выполнена; либо сразу по завершении контролируемой деятельности, либо по истечении заранее установленного периода времени фактические результаты сравниваются с требуемыми.

Заключительный контроль выполняет две основные функции: дает руководителю информацию, необходимую для правильного планирования аналогичных работ в будущем (чтобы избежать ошибок, допускавшихся ранее); позволяет получить данные для обеспечения надлежащей мотивации к труду (фактические результаты труда в сравнении с требуемыми)

По объёму вопросов, охватываемых контролем,
и его масштабу в управлении организацией

Общий

охватывает все основные направления, линии, участки деятельности (объём контроля) одного (организации, подразделения работника) или одновременно нескольких (масштаб контроля) объектов

1

2

Специальный

по субъекту контроля, он затрагивает лишь одно направление, какую-либо линию или сторону организации (подразделения, работника); специальный контроль также могут осуществлять соответствующие подразделения аппарата управления (кадровое, финансовое и т. д.)

Самоконтроль

нацелен на собственную деятельность субъекта управления; является непременным условием эффективной деятельности работника

В зависимости от того, входят ли субъекты контроля
в состав контролируемой системы или нет

Внешний (вневедомственный)

осуществляют представители вышестоящей организации – материнской компании, управляющей структуры холдинга и т.д., а также государственных контролирующих органов, общественных организаций, международных структур

Внутренний (внутриведомственный)

осуществляют должностные лица, которым контрольные полномочия определены по должности или делегированы соответствующими субъектами управления (руководители предприятий и филиалов, руководители и работники подразделений, для которых контроль – служебная обязанность)

По направленности контроля

Стратегический

направлен на решение соответствующих задач организации и непосредственно связан со стратегическим планированием и управлением, предполагает оценку и регулирование деятельности организации с позиции выполнения долгосрочных целей и взаимоотношений с внешней средой.

Тактический (или административный)

призван обеспечивать систематическое слежение за выполнением текущих задач, программ, планов.

Оперативный

осуществляется с периодичностью, характерной для оперативного планирования, в большинстве случаев ежедневно. Его задача – непрерывное обеспечение выполнения плановых заданий.

По виду деятельности

Финансовый

выступает в форме бюджетного контроля, анализа рентабельности, анализа относительных показателей деятельности, анализа использования инвестиций и т. д.

1

2

Производственный

включает в себя контроль последовательности выполнения операций, контроль загрузки мощностей (распределения работ), контроль выполнения производственных графиков и т.д.

Маркетинговый

базируется на анализе возможностей сбыта, доли рынка, соотношения между затратами на маркетинг и сбытом и т. д.

По предмету: контроль технологии, организации процессов, условий труда, информации, документационных потоков и т.д.

По стадии жизненного цикла объекта: контроль при подготовке объекта к функционированию, вводе его в эксплуатацию, свёртывании деятельности объекта и т. д.

С учётом стадии производственного процесса: входной контроль, операционный, готовой продукции, транспортирования продукции или её хранения и т. д.

Составлено по: [11, 21, 27, 32, 34].

Источник: https://monographies.ru/en/book/section?id=6586

Ссылка на основную публикацию