Кто автор и в чем сущность методики простых аналогий в интерпретации для младших школьников

Психологическая безопасность: учебное пособие

Мышление – познавательный процесс установления закономерностей, взаимосвязей явлений окружающей действительности. Оно формируется в общественных условиях жизни, проявляется сначала как развернутая предметная деятельность, затем приобретает характер «умственных действий».

Материальной основой мышления является речь. Мысль опирается на свернутую внутреннюю речь. Эксперименты показали, что ни одна мысль не протекает без свернутых внутренних речевых процессов.

Если зафиксировать положение языка в спокойном состоянии, а затем дать человеку мыслительную задачу, то можно наблюдать движение его речедвигательного аппарата.

Начальный момент мышления – проблемная ситуация. Она вовлекает личность в активный мыслительный процесс. Проблемная ситуация – это конфликт между тем, что дано человеку и тем, чего он должен достигнуть.

Проблема – это вид интеллектуальных задач, которые имеют следующие характеристики:

• цель (ориентировочную основу для задач);

• условия, в которых задается данная цель;

• потребность в достижении цели;

• недостаточность стандартных средств для решения, вытекающих непосредственно из условия.

Выделяют три типа мыслительных действий:

• ориентировочные;

• исполнительные;

• нахождение ответа.

Ориентировочные действия – это анализ условий и выдвижение гипотез. Исполнительные действия сводятся к выбору приемов решения задачи. Нахождение ответа состоит в сверке решений с исходными условиями задачи.

Если результат согласуется с условиями, то процесс прекращается. Если нет – цикл возобновляется. Фазовая динамика мыслительного процесса выглядит следующим образом.

Мышление включает следующие операции: сравнение – обнаружение различий;

 анализ – обнаружение существенных признаков;

 синтез – переход от частей к целому;

 обобщение – установление взаимосвязей;

 абстрагирование – выделение существенных связей и отвлечение от несущественных.

К основным формам мышления относят понятие, суждение, умозаключение.

Понятие – форма мышления, отражающая существенные свойства и связи предметов, выраженные словами. Умение мыслить всегда связано с умением оперировать понятиями, знаниями.

Суждение – утверждение или отрицание тех или иных связей и отношений между предметами, явлениями и событиями. Суждения могут быть общими (все птицы имеют крылья), частными, одиночными.

Умозаключение – форма мышления, при которой на основании нескольких суждений делается определенный вывод. Различают два вида умозаключений: индуктивное (индукция) и дедуктивное (дедукция). Индуктивным называется умозаключение от частных суждений к общему, а дедуктивным – от общего к частному.

Мышление различается по форме, характеру решаемых задач, степени развернутости, степени новизны. По форме оно может быть наглядно-действенным (у детей до года), наглядно-образным (у детей до пяти лет), абстрактно-логическим – допонятийным (у детей до семи лет), понятийным (начиная с младшего школьного возраста).

По характеру решаемых задач различают мышление теоретическое, устанавливающие новые взаимосвязи, и практическое, решающее задачи с использованием установленных закономерностей. По степени развернутости – дискурсивное – последовательное, вербально логическое мышление и интуитивное – одномоментное, образное и понятийное.

По степени новизны мышление может быть репродуктивным – воспроизводящим, продуктивным – творческим.

Методика «Простые аналогии»

Применяется для обследования лиц в возрасте от 10 лет и старше.

Цель: выявление характера логических связей и отношений между понятиями.

Материал: серия логических заданий, отпечатанных на листе бумаги.

Инструкция. Посмотрите, слева написаны два слова – сверху лошадь, снизу – жеребенок. Какая между ними связь? Жеребенок – детеныш лошади.

А справа то же: сверху одно слово – корова, а снизу – 5 слов на выбор. Из этих слов надо выбрать только одно, которое также относится к слову корова как жеребенок к лошади, т.

 е., чтобы оно обозначало детеныша коровы.

Это будет… теленок. Значит нужно вначале установить, как связаны между собой слова слева, а затем установить такую же связь справа.

Тестовый материал

Интерпретация результатов. Обычно испытуемый усваивает порядок решения задач после 2–3 примеров. О неустойчивости, хрупкости процесса мышления, утомляемости можно судить в том случае, если испытуемый делает случайные ошибки 3–4 раза подряд, выбирая слово по конкретной ассоциации, а потом без напоминания решает правильным способом.

Подсчитывается количество правильных и ошибочных ответов. Анализируется характер установленных связей между понятиями – конкретные, логические, категориальные. Фиксируется последовательность и устойчивость выбора существенных признаков для установления аналогий.

По типу связей можно судить об уровне развития мышления у испытуемого – преобладании наглядных или логических форм.

Источник: https://bookap.info/psywar/solomin_psihologicheskaya_bezopasnost/gl25.shtm

Методика исследования мыслительных операций у младших школьников

Цель: исследование мыслительных операций у младших школьников (Тараканова А.А., 2015)

Источник: в процессе разработки методики исследования мыслительных операций использовались в модифицированном виде приемы и методы, представленные в работах Т.Г. Богдановой, Т.В.

Корниловой (1994), Л. Брайт (1997), Д. Векслера (1993), А. Гермаковска (2000), Т.В. Егоровой (1969), Р.И. Лалаевой (1993, 1990, 2000), А.Р. Лурии (1956), Л.Г. Милостивенко (1995), Л.Ф. Тихомировой, А.В.

Басова (1995).

1. Исследование анализа и синтеза.

1.1. Исследование симультанного анализа и синтеза.

А — 1.1. Исследование симультанного анализа и синтеза на невербальном материале.

А — 1.1.1. Проба С. Борель-Мезонни.

Материал: 3 набора по 5 серий с изображением полукруга и черточки в разном пространственном расположении.

Инструкция: Срисовать серии изображений из полуовалов и линий.

Оценка результатов:

Каждый набор оценивается следующим образом:

4 б — задание выполнено без нарушений;

3 б — допущенные ошибки самостоятельно найдены и исправлены испытуемым;

2 б — имеется 1 — 2 ошибки;

1 б — правильно срисованы лишь отдельные серии;

0 б — отсутствие правильно срисованных серий, отказ от выполнения задания.

Нахождение среднего балла за 3 набора.

Максимальный балл — 4.

А — 1.1.2. Определение различий 2-х сходных сюжетных картинок.

Материал: две сюжетные картинки, отличающиеся лишь отдельными элементами.

Инструкция: Перед тобой две похожие картинки. Найди как можно больше отличий между ними.

Оценка результатов:

1 балл за каждое отличие.

Максимальный балл — 25.

А — 1.1.3. Тест Равена. Нахождение нужных вставок.

Материал: тесты Равена.

Инструкция: Мышка прогрызла в коврике дырку. Какую заплатку нужно выбрать, чтобы починить коврик?

Оценка результатов:

Каждое задание оценивается следующим образом:

2 б — задание выполняется без нарушений;

1 б — выполняет задание правильно, но долго рассматривает картинку, комментирует словами;

0 б — неправильное выполнение задания.

Нахождение среднего балла за 3 задания.

Максимальный балл — 2.

А — 1.1.4. Складывание фигур.

Тест “Складывание фигур” обнаруживает умение соотнести части и целое. Решение теста связано с формированием идеального эталона. Однако идеальный образ фигуры не является достаточным для успеха. Образ необходимо воссоздать практически, адекватно соотнося отдельные части в структуре целого. В выполнение теста включены эвристические компоненты мышления.

Материал: четыре разрезанные картинки субтеста 10 Методики Векслера.

А — 1.1.5. Подбор парных карточек с изображением геометрических фигур.

Материал: набор из восьми карточек (4 пары) с 5 геометрическими фигурами, разными по форме и цвету. Например, красный круг, синий треугольник, зеленый квадрат, желтый овал, черный прямоугольник на одной карточке.

Исследователь кладет перед испытуемым карточки вразброс.

Инструкция: Посмотри внимательно и найди пары одинаковых карточек.

При затруднении исследователь берет одну карточку и предлагает ребенку найти такую же.

Оценка результатов:

3 б — задание выполнено без затруднений в течение 25 сек и быстрее;

2 б — задание выполнено правильно, но время выполнения больше 25 сек.

1 б — пользуется методом приложения, страдает программа и организация действий;

0 б — неправильное выполнение задания, отказ от выполнения задания.

Максимальный балл — 3.

А — 1.1.6. Деление круга на 5 частей.

Материал: нарисованный круг (R=4 см).

Инструкция: Раздели круг на 5 примерно одинаковых частей.

Оценка результатов:

4 б — разделяет круг на 5 примерно равных частей;

3 б — разделяет круг на 5, но неодинаковых частей;

2 б — разделяет круг не на 5. но на примерно равные части (например, на 3, 4, 6 частей);

1 б — разделяет круг не на 5 и не на равные части;

0 б — грубо нарушено равенство и количество частей, отказ от выполнения задания.

Максимальный балл — 4.

А — 1.1.7. Кубики Кооса.

Материал: кубики Кооса — субтест 6 Методики Векслера.

А — 1.1.8. Тест “Лабиринты”

Материал: субтест 12 Методики Векслера.

А — 1.1.9. Восприятие и понимание картинки с нелепым сюжетом.

Материал: картинка с нелепым сюжетом.

Перед ребенком выкладывается картинка.

Инструкция: Веселый художник нарисовал смешную картинку. Посмотри внимательно и скажи, что на картинке правильно, а что неправильно.

Оценка результатов:

4 б — самостоятельно, быстро и правильно находит все “ошибки” художника;

3 б — правильно выполняет задание, но темп работы замедлен;

2 б — темп выполнения задания медленный, пропущены 1-2 “ошибки” художника;

1 б — не названа большая часть “ошибок”;

0 б — не понимает бессмысленности сюжета, отказ от выполнения задания.

Максимальный балл — 4.

Б — 1.1. Исследование симультанного анализа и синтеза на вербальном материале.

Б — 1.1.1. Узнавание предметов по заданным признакам.

Читайте также:  Школа и воспитание и в античном мире. зарубежная педагогика

Инструкция: Назови предмет, про который можно сказать:

а) черная, четырехугольная, сделана из дерева;

б) белый, сладкий, твердый;

в) продолговатый, зеленый, съедобный;

г) желтый, продолговатый, кислый.

Оценка результатов: 1 балл за каждый правильно названный предмет.

Максимальный балл — 4.

Б — 1.1.2. Составление предложений из данных слов.

Материал: 5 наборов карточек с написанными на них словами, из слов каждого набора можно составить предложение; количество слов в наборах увеличивается от трех до семи.

Инструкция: Составь из данных слов предложение.

Оценка результатов:

Предложение из 3-х слов:

4 б — 11,<\p>

Источник: http://www.psmetodiki.ru/index.php/mladshie-shkolniki/poznavatelnoe-razvitie/169-metodika-issledovaniya-myslitelnykh-operatsij-u-mladshikh-shkolnikov

Анализ, синтез, аналогия и другие мыслительные операции

Для решения задач человек использует множество мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение, сравнение и др. Без них невозможна познавательная деятельность, обучение, продуктивное мышление в целом. Сегодня мы рассмотрим суть основных мыслительных операций и узнаем, как научить им ребенка.

Виды мыслительных операций

Мыслительные операции или теоретические методы исследования – это один из инструментов мыслительной деятельности, направленной на решение задач. Основной функцией этих операций является осознание сущности процессов, явлений или предметов. Проще говоря, все то, что мы подразумеваем под словом «думать».

Теоретических методов исследования много. Основными являются:

  • Анализ. Разложение целого на части, выделение отдельных признаков, свойств, качеств предметов/явлений.
  • Синтез. Объединение частей в целое на основе смысловых связей предметов/явлений между собой.
  • Сравнение. Сопоставление предметов/явлений друг с другом, нахождение сходств и различий между ними.
  • Обобщение. Объединение различных предметов/явлений в одну группу на основе общих признаков (на основе схожести).
  • Конкретизация. Наполнение какой-то обобщенной схемы частным смыслом (признаками, свойствами).
  • Аналогия. Перенос знаний об одном предмете/явлении на другой (менее изученный или недоступный для изучения).

Данные операции незаменимы в процессе обучения, усвоения новых знаний. Многие из них используются человеком неосознанно и интуитивно. Однако для того, чтобы эффективно применять эти мыслительные операции, необходимо развивать и совершенствовать их уже с младшего школьного возраста.

Анализ

Для младших школьников

  • Назови свойства. Предложите ребенку ряд понятий (яблоко, стол, собака и т.д.) и попросите назвать существенные признаки каждого из них. Например, яблоко круглое, зеленого цвета, растет на дереве. Чем больше свойств назовет школьник, тем лучше. Для усложнения задания можно попросить ребенка выделить определенное количество признаков (не менее пяти, семи, десяти).
  • Раздели по признаку. Ученику предлагается набор различных фигур (маленькие/большие, красные/синие/зеленые/желтые квадраты/круги/треугольники), которые необходимо разделить по определенному признаку: сначала по форме, потом по цвету и, наконец, по размеру.

Источник фото

Для школьников среднего и старшего возраста

  • Анализ литературного произведения. Задача школьника – прочитать стихотворение или рассказ и объяснить, как он понимает его смысл, предположить, что хотел сказать автор той или иной частью произведения.
  • Анализ ситуации. Ребенку предлагается ситуация, которую ему необходимо рассмотреть со всех сторон, предложить какое-то решение задачи, возможное развитие событий. Например, обучение в вузе. Может быть платным и бесплатным. Платное обучение стоит 80 000 рублей, для бесплатного нужно набрать не менее 200 баллов ЕГЭ. Для поступления на один факультет нужны русский язык, математика и биология, на другой — математика, русский язык и физика. По физике у ученика пятерка, а по биологии — четверка. И т.д.

ВАЖНО! Школьник должен не просто выдвигать предположения, но еще и объяснять их. Я так думаю, потому что…

Синтез

Для младших школьников

  • Нарисуй недостающую фигуру. Ребенку предлагается несколько фигур, объединенных по какому-то признаку (цвет, форма, размер). В ряду не хватает одного объекта – школьник должен его назвать и дорисовать.
  • Выложи фигуру. Из набора элементов ребенку нужно сложить предмет: квадрат, треугольник, ромб, домик, стул и т.д.

Для школьников среднего и старшего возраста

  • Мозаика. Количество элементов пазла зависит от возраста ребенка: школьникам среднего звена можно предложить мозаику из 50-150 деталей или разноцветную мозаику, из которой на специальной доске можно собирать различные картинки; более старшим детям – масштабные изображения от 150 элементов.
  • Свяжи предметы по смыслу. Школьнику дается два или более понятия, которые ему необходимо связать между собой по смыслу. Например, лужа и радуга. Возможный ход рассуждения: лужа образуется после дождя, радуга появляется, когда солнечные лучи освещают капли влаги в воздухе. Значит, связь между этими понятиями в том, что они появляются благодаря одному явлению – дождю.

Сравнение

Источник фото

Для младших школьников

  • Что общего? Ребенку дается ряд предметов и предлагается найти сходство между ними. Это могут быть фигуры одинаковой формы/цвета/размера, цветы/животные одного вида, похожие люди и др.
  • Чем различаются? Данное задание схоже с предыдущим, только здесь необходимо сказать, в чем отличие предметов. Можно использовать фигуры одного цвета, но разной формы, животных разных видов (кошка и собака) и т.д. Для совсем маленьких детей используются максимально непохожие объекты. Также можно предложить ребенку две картинки на поиск отличий между ними.

Для школьников среднего и старшего возраста

  • Что лишнее? Задача ученика – из набора предметов выделить один, который не похож на остальные, чем-то отличается от них. Чем старше ребенок, тем более схожими между собой должны быть объекты, чтобы различие вычленялось максимально трудно. Легкий пример: стол, стул, кровать, пол, шкаф. Усложненный пример: грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение.
  • Сравнение героев. После прочтения литературного произведения или просмотра фильма (нескольких) школьнику предлагается сравнить между собой любых двух (или более) персонажей. Сравнивать можно внешность, характер, поступки героев. Важно, чтобы ученик не просто отмечал, чем схожи/различаются персонажи, но и приводил примеры, объяснял свою точку зрения.

Обобщение

Для младших школьников

  • Подбери картинку. Данное упражнение может выполняться двумя способами. 1. Ребенку дается набор картинок, изображающих различные предметы/явления (стол, шкаф, книга, кукла, чашка, собака, ручка, радуга, яблоко и т.д.). Его задача найти и отложить все изображения предметов определенной группы (мебель: стол, кровать, стул, шкаф). 2. Школьник получает такой же набор картинок, как и в первом варианте, только теперь его задачей будет подобрать изображение предмета, входящего в одну группу с предложенным. Например, предложенный объект – диван, в одну группу с ним входят стул, стол, шкаф, кровать.
  • Назови группу. Задание может выполняться на основе картинок или словесных понятий. Школьнику дается ряд изображений/определений, которые ему необходимо объединить в одну обобщающую группу и назвать ее. Например, клубника, вишня, малина, ежевика. Группа – ягоды.

Источник фото

Для школьников среднего и старшего возраста

  • Назови группу. Это задание выполняется также, что и аналогичное упражнение для детей младшего школьного возраста. Только здесь ученикам даются более сложные понятия. Например, любовь, ненависть, счастье. Группа – чувства.
  • Классификация. Материалом для упражнения может быть текст из учебника биологии, химии, обществознания и т.д. или произвольный набор понятий. В первом случае задача усложняется, так как для начала ученику необходимо вычленить понятия из текста. Далее он объединяет их в различные группы по определенному признаку, который можно обозначить заранее или попросить ребенка выделить самостоятельно.

Конкретизация

Для младших школьников

  • Назови слова. В этом упражнении ученику нужно назвать как можно больше слов, входящих в группу. Например, группа – ягоды, мебель, игрушки и т.д.
  • Ответь на вопрос. Школьник должен как можно более полно ответить на вопросы, касающиеся его знаний, умений, понимания. Например, каких животных ты знаешь, чем они различаются?

Для школьников среднего и старшего возраста

  • Дай определение. Школьнику предлагается ряд понятий, которые необходимо объяснить своими словами, сказать, как он понимает суть того или иного явления. Например, радость, любовь, отрочество и др.
  • Развернутый ответ. В этом упражнении ребенку задаются вопросы, на которые ему нужно ответить наиболее полно. Почему светит солнце? Почему люди не летают? и пр.

Аналогия

Источник фото

Для младших школьников

  • Простые аналогии. Сначала ребенку дается пример, на основе которого и будет выполняться упражнение. Важно удостовериться, что школьнику пример понятен. Задание: лес – дерево (в лесу дерево); луг — ? (а что на лугу?) коза – животное; хлеб — ? и т.д.Задание может быть как в свободной форме (ученик сам придумывает ответ), так и с вариантами ответов.

Для школьников среднего и старшего возраста

  • Сложные аналогии. Упражнение выполняется по такому же принципу, что и «Простые аналогии» для учеников начальной школы. Только пары слов более сложные. Задание: лицо – зеркало; голос — ? шар – круг; куб — ? и т.д.

ПРИМЕЧАНИЕ. Задания на аналогию могут быть абсолютно любыми. Главное условие заключается в том, что они должны строиться на взаимосвязях понятных ребенку.

Школьнику дается пример и по аналогии с ним выполняются похожие задания. Например, популярные математические примеры с отношениями: А=С, B=D. A больше B, следовательно C…? (Больше D).

Читайте также:  Как воспитать оптимиста

Также в эту категорию упражнений можно отнести выполнение действий по образцу.

Источник заглавной картинки

Источник: https://repetit.ru/blog/articles/analiz-sintez-analogiya-i-drugie-myslitelnye-operacii

Диагностический блок методик для младшего школьника

Рассмотрим используемые при проектировании терминологию и обозначения.

Сущность — реальный либо воображаемый объект, имеющий существенное значение для рассматриваемой предметной области, информация о котором подлежит хранению.

Каждая сущность должна обладать уникальным идентификатором. Каждый экземпляр сущности должен однозначно идентифицироваться и отличаться от всех других экземпляров данного типа, т. е. каждая сущность должна:

• иметь уникальное имя, причем это имя должно всегда однозначно интерпретироваться (определять сущность), и наоборот, одна интерпретация не может применяться к различным именам, если только они не являются псевдонимами;

• обладать одним или несколькими атрибутами, которые либо принадлежат ей, либо наследуются ею через связь;

• обладать одним или несколькими атрибутами, которые однозначно идентифицируют каждый ее экземпляр.

Сущность может быть зависимой и независимой.

Признаком зависимой сущности служит наличие у нее наследуемых через связь атрибутов. Каждая сущность может обладать любым количеством связей с другими сущностями модели.

Связь — поименованная ассоциация между двумя сущностями, значимая для рассматриваемой предметной области. При этом одна из участвующих в связи сущностей — независимая — называется родительской, а другая — зависимая — называется дочерней, или сущностью-потомком.

Как правило, каждый экземпляр родительской сущности ассоциирован с произвольным (в том числе нулевым) числом экземпляров дочерней сущности. Каждый экземпляр сущности-потомка ассоциирован в точности с одним экземпляром сущности-родителя.

Таким образом, экземпляр сущности-потомка может существовать только при существовании сущности родителя.

Связи дается имя, выражаемое глаголом и помещаемое возле линии связи. Имя каждой связи между двумя данными сущностями должно быть уникальным, но имена связей в модели не обязаны быть уникальными. Каждая связь имеет определение. Определение связи образуют соединением имени сущности-родителя, имени связи, выражения степени связи и имени сущности-потомка.

Например, связь продавца с контрактом может быть определена следующим образом:

• продавец может получить вознаграждение за один или более контрактов;

• контракт должен быть инициирован одним продавцом.

На диаграммах связь изображается отрезками. Концы этих отрезков с помощью специальных обозначений указывают степень связи. Кроме того, характер линии (штриховая или сплошная) указывает обязательность связи.

Атрибут — любая характеристика сущности, значимая для рассматриваемой предметной области. Он предназначен для квалификации, идентификации, классификации, количественной характеристики или выражения состояния сущности.

Атрибут представляет собой тип характеристик (свойств), ассоциированных с множеством реальных или абстрактных объектов (людей, мест, событий, состояний, идей, пар предметов и т.д.). Экземпляр атрибута — это определенная характеристика конкретного экземпляра сущности.

Экземпляр атрибута определяется типом характеристики (например, цвет) и ее значением (например, лиловый), называемым значением атрибута. В ЕRD-модели атрибуты ассоциируются с конкретными сущностями. Каждый экземпляр сущности должен обладать одним конкретным значением для каждого своего атрибута.

Атрибут может быть либо обязательным, либо необязательным. Обязательность означает, что атрибут не может принимать неопределенных значений. Атрибут может быть либо описательным (т. е. обычным дескриптором сущности), либо входить в состав уникального идентификатора (первичного ключа).

Уникальный идентификатор — это атрибут или совокупность атрибутов и/или связей, однозначно характеризующая каждый экземпляр данного типа сущности. В случае полной идентификации экземпляр данного типа сущности полностью идентифицируется своими собственными ключевыми атрибутами, в противном случае в идентификации участвуют также атрибуты сущности-родителя.

Каждый атрибут идентифицируется уникальным именем, выражаемым существительным, описывающим представляемую атрибутом характеристику. Атрибуты изображаются в виде списка имен внутри блока ассоциированной сущности, причем каждый атрибут занимает отдельную строку. Атрибуты, определяющие первичный ключ, размещаются вверху списка.

Каждая сущность должна обладать хотя бы одним возможным ключом. Возможный ключ сущности — это один или несколько атрибутов со значениями, однозначно определяющими каждый ее экземпляр. При существовании нескольких возможных ключей один из них обозначается в качестве первичного, а остальные — как альтернативные.

Диагностический блок методик для младшего школьника.

  1. Диагностический блок является важным поисково-исследовательским проектом.
  2. Структура диагностического блока:

a)Диагностика познавательного развития (3 методики по трем познавательным процессам на выбор (память, внимание, мышление, речь, воображение, восприятие)

b) Диагностика готовности к школе (1 методика)

c)Изучения мотивации учебной деятельности (1 методика: выясняем, почему дети учатся, что является их мотивом к учению)

d) Диагностика эмоционально-волевой сферы (1 методика на выбор: сила воли, тревожность, агрессивность, депрессивность, преобладающие эмоции и их особенности)

e)Изучение сферы самосознания (1 методика на выбор: самооценка, ценностные ориентации, нравственные представления, характер, темперамент)

f) Изучение межличностных отношений со взрослыми и сверстниками (1 методика на выбор: общение в классе, социометрия, конфликтология, владение эмоциями в общении, коммуникативные барьеры, детско-родительские отношения, отношения учитель-ученик)

  1. Оформление: Тimes New Roman, 12, одинарный интервал, все поля по 1,5 см , титульный лист (см. приложение). Нумерация снизу по центру, на титульном листе номер страницы не ставится.
  2. Схема оформления каждой методики (см.пример):

a) Полное название (с автором, если есть)

b) Источник, откуда взята методика (книга или сайт (адрес полностью)

c) Цель методики

d) Возраст (если указан в рекомендациях к методике)

e) Оборудование (может быть протокол (вопросы и бланк для испытуемого), картинки, видео, музыкальные треки, предметы, карандаши с бумагой и тд, в зависимости от специфики методики)

f) Инструкция для испытуемого

g) Сам текст методики (вопросы или описание, что мы делаем с испытуемым)

h) Оценка результатов (ключ к методике, расшифровка)

i) Стимульный материал (если был. Расписываем то,что указали в оборудовании. Например, приводим картинки, по которым работали, название фильма и тд)

  1. Пожалуйста, не скачивайте готовый блок из интернета. Он предназначен для подростков и в нем много ошибок.
  2. В качестве методики Вы можете выбрать различные методы: тест, рисуночная методика, беседа, анкетирование, наблюдение, эксперимент.
  3. Подбирая методику, внимательно оцените, насколько она подходит для младшего школьного возраста, возможно, она окажется слишком простой или слишком сложной.
  4. Работа должна быть сделана Вами, одинаковые работы к проверке не принимаются.
  5. По итогам задания Вы получаете для работы комплекс методик, собранный всем потоком. Отнеситесь к работе с ответственностью. Вашими данными будут пользоваться.
  6. Обратите свое внимание на работу с книгами по психологии. Там содержится достоверная информация. Часть книг можно найти у преподавателя психологии, в библиотеке и в интернете.
  7. Рекомендуемые методики (Ваш блок не может быть точным повторением рекомендаций).

a)Детский личностный опросник Кэттелла (8-12 лет)

b) Тематическая пиктограмма

c)Методика комплексного изучения самооценки и ценностных ориентаций (6-9 лет)

d) Методика оценки привлекательности классного коллектива

e)Школьный тест тревожности Филлипса и тд.

  1. Блок методик сдается в 2 вариантах: печатный преподавателю, электронный – скидывается на компьютер на отделении в папку «Гачкова» на рабочем столе.
  2. За работу, сданную позже установленного срока, снимается 1 балл.

Литература:

1). Диагностика детей младшего школьного возраста//Психология детства. Практикум. Тесты, методики для психологов, педагогов, родителей. /под ред.А.А.Реана.

2). Психология подростка. Практикум. Тесты, методики для психологов, педагогов, родителей. /под ред.А.А.Реана.

3). Битяновой «Психологическая работа в начальной школе»

4). Практикум по возрастной психологии/под ред. Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко.

5). Е.И.Рогов Настольная книга практического психолога в образовании

6). Р.И.Овчарова Практическая психология в начальной школе.

7). Г.И.Урунтаева. Диагностика психологических особенностей дошкольника.

8). Чередникова Т.В. Тесты для подготовки и отбора детей в школы: рекомендации практического психолога

9). Немов Книга 3, Психодиагностика

10). Дубровина. Психокоррекционная и развивающая работа.

Приложение 2.

Пример оформления методики

Методика «Определение активного словарного запаса»

Источник: Практикум по возрастной психологии/под ред. Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко.

Цель: изучить уровень развития речи

Возраст: младший школьный

Оборудование: картинки с различными жизненными ситуациями

Инструкции: Ребенку предлагается любая картинка, на которой изображены люди и различные предметы. Его просят в течение 5 минут как можно подробнее рассказать о том, что изображено и что происходит на этой картинке.

Речь ребенка фиксируется в специальном протоколе, форма которого приводится в таблице, и затем анализируется.

Стимульный материал:

Оценка результатов: 10 баллов ребенок получает в том случае, если в его речи (рассказе по картинке) встречаются не менее 10 из перечисленных в протоколе признаков.

В 8-9 баллов его речь оценивается тогда, когда в ней обнаруживается не менее 8-9 разных протокольных признаков.

6-7 баллов за свою речь ребенок зарабатывает при наличии 6-7 разных признаков.

Оценка в 4-5 баллов ему дается за присутствие в речи 4-5 разных признаков.

2-3 балла — в речи присутствуют 2-3 признака.

0-1 балл — рассказа нет или в нем имеются 1-2 слова, представляющие собой одну-единственную часть речи.

Читайте также:  Основные характеристики урока

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

4-7 баллов — средний.

2-3 балла — низкий.

0-1 балл — очень низкий.

Протокол:

№ п/п   Фиксируемые признаки речи Частота употребления этих признаков ребёнком
Существительные
Глаголы
Причастия
Деепричастия
Прилагательные в начальной форме
Прилагательные в сравнительной степени
Прилагательные в превосходной степени
Союзы
Предлоги
Частицы
Однородные члены предложения
Сложные предложения с союзами типа «и», «а», «но», «да», «или» и др.
Сложные предложения, соединённые подчинительными союзами типа: «который», «потому что», «так как» и др.
Вводные конструкции, начинающиеся со слов «во-первых», «по моему мнению», «я думаю», «мне кажется» и т.п.

| следующая страница ==>
| Базовые Компоненты Delphi

Дата добавления: 2014-07-23; просмотров: 1.

Источник: http://refac.ru/diagnosticheskij-blok-metodik-dlya-mladshego-shkolnika/

§3 Методы диагностики рефлексивных способностей младших школьников

Основными методами диагностики рефлексивных способностей являются: стандартизированное наблюдение, беседа, психодиагностические методики («Оцени себя», «Что мне нравится в школе», «Автопортрет», методика определения самооценки и уровня притязаний Т.В.Дембо, С.Я.Рубинштейн).

Традиционно рефлексия исследовалась посредством решения учащимися специально сконструированных интеллектуальных задач.

Диагностировать уровень сформированности рефлексивных способностей возможно как при помощи диагностик с четкими критериями интерпретации, так и с помощью проективных методов, которые опосредствованно позволяют выявить и установить уровень развития рефлексивных действий. Рассмотрим основные из них.

Под наблюдением как методом педагогического исследования понимается целенаправленное, планомерное восприятие воспитательных явлений, в процессе которого исследователь получает фактический материал. Этот метод, в отличие от других, позволяет фиксировать события в момент их осуществления и в меньшей мере влиять на естественное поведение испытуемых [12, с. 15].

Методика «Автопортрет», авторы — Е. С. Романова и С. Ф. Потемкин. Автопортрет — это изображение человека, созданного им самим. Суть методики состоит в том, что детям предлагается нарисовать себя. В результате проведенной диагностики можно выявить уровень самооценки ребенка, его представлений о себе, своей внешности, личности и отношений к ней [9, с. 286-292].

Методика «Оцени себя». С помощью данной методики можно определить уровень самооценки учащихся и умение адекватно оценивать себя, что является косвенным проявлением рефлексии. Суть методики состоит в том, что ребенку необходимо оценить себя.

При этом уровень самооценки определяется по сходству и различиям с оценкой учителя, одноклассников, родителей. Возможно также диагностировать уровень самооценки, используя метод «волшебные линеечки». При этом детям предлагается отметить на линейке свой уровень успешности в выполнении какого-либо задания, действия.

Уровень самооценки определяется в сравнении с оценками учителя, родителей, одноклассников.

Методика определения самооценки и уровня притязаний. Ученикам предлагается выполнить любое учебное задание в письменной форме. Уровень самооценки школьников определяют на основе полученных данных по следующим показателям:

— совпадение или не совпадение самооценки с адекватной оценкой учителя,

— характер аргументации самооценки.

Уровень притязаний обнаруживается в прогностической или априорной самооценке, в которой оценивается еще не полученные результаты [9, с. 139-142].

Методика «Что мне нравится в школе». Данная методика предполагает систему вопросов и несколько вариантов ответов к каждому вопросу. Ребенку необходимо выбрать один ответ из предложенных, по его мнению, верный. В результате ребенок набирает определенное количество баллов, по которым легко определить уровень сформированности умений оценивать себя и свои действия.

Как вариант данной методики, ребенку необходимо нарисовать то, что ему нравится в школе. Тогда результаты будут оцениваться как в любой проективной методике [6, с. 112 — 114].

Модификация методики нахождения количественного выражения уровня самооценки по таблице «полярных профилей» [12, с. 75]. Суть метода нахождения количественного выражения уровня самооценки состоит в том, что ребенку предлагается отметить знаком + в таблице, в определенной графе, степень выражения отдельного личного качества.

Для нахождения уровня сформированности рефлексивных способностей лучше использовать модификацию данной методики. В данной методике необходимо изменить перечень личностных качеств, подобранный в соответствии с темой настоящей работы, т.е.

подобрать те качества, которые являются косвенным проявлением рефлексивных способностей младших школьников.

1-я степень — качество выражено очень слабо;

2-я степень — качество выражено достаточно ярко;

3-я степень — качество выражено очень сильно.

Обработка результатов: число + каждого столбика умножается на степень качества. Затем находится сумма трех чисел — отдельно по положительным и отрицательным качествам. Находится среднее арифметическое этой суммы, которое, в свою очередь, делится на количество качеств (10), и таким образом определяется коэффициент самооценки.

Интерпретация результатов: самооценка адекватна, если коэффициент 0,4-0,6. Если коэффициент по положительным качествам приближается к 1, то самооценка завышена, если к 1 приближается коэффициент по отрицательным качествам, то самооценка занижена.

Данные методики имеют свои преимущества и недостатки. Методики, которые предполагают ответы на вопросы в виде тестов дают конкретные числовые показатели уровня сформированности способностей, однако эти данные могут быть недостоверны из за неискренних ответов детей.

Преимущество проективных методик состоит в том, что здесь нет готовых ответов, которые ребенок может расценивать как верные и ошибочные, позволяют ребенку быть искренним. Однако данные методики не имеют четких критериев интерпретации, что усложняет оценить результаты.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что при диагностике уровня сформированности рефлексивных способностей необходимо использовать, как проективные методики, так методики с четкими критериями интерпретации. Это позволит получить наиболее полную и достоверную информацию.

При выборе диагностических методик важно учитывать показатели их надежности и валидности, а также сложность обработки диагностического материала, поскольку большинство диагностических методик предназначены для психологического обследования и требуют дополнительной подготовки специалиста.

Источник: http://ped.bobrodobro.ru/38307

«Подборка методик для диагностики самооценки личности младшего школьного возраста»

ДИАГНОСТИКА САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ

Педагогическая диагностика является неотъемлемым компонентом педагогической деятельности, т.к. осуществление процессов обучения и воспитания требует оценки, анализа и учета результатов этих процессов. Педагогическая диагностика направлена на решение задач оптимизации учебного процесса, дифференциации учащихся, а также совершенствования учебных программ и методов педагогического воздействия.

Самооценка личности младшего школьника является объектом исследования для многих психологов.

Из числа многообразных методик измерения самооценки у детей в данную работу включены те, которые являются наиболее адекватными в работе с детьми младшего школьного возраста.

Для выявления различных уровней нравственных суждений и самооценки, которые формируются у младших школьников в процессе учебной деятельности, был проведен специальный констатирующий эксперимент. При изучении уровней сформированности самооценки у третьеклассников применяли методику взаимо- и самооценок. На основе оценочной шкалы Дембо-Рубинштейн (С.Я.

Рубинштейн,1970)была разработана инструментальная часть методики: трехцветная шкала, состоящая из красной, зеленой и черной частей, указывающих на сильную, среднюю и слабую выраженность (или отсутствие) какого-либо личностного качества. Детям предлагали отметить на этой шкале свое положение и положение одноклассников.

Тем самым они имели возможность давать себе и своим товарищам высокие, средние и низкие оценки относительно десяти отобранных экспериментатором качеств, характеризующих нравственную сферу человека (доброта, честность, справедливость), особенности деятельности, связанные с гуманистической и общественной направленностью личности (помощь товарищам, работа для класса), эмоционально-волевые проявления (веселость, смелость), а также рационально-деловые характеристики (умный, хорошо учится). Чтобы определить, как дети осознают уровень своего положения и положения товарищей в классе, им предлагали дать оценку по такому показателю, как «уважаемый в классе». Методика ранжирования качеств была нацелена на определение ценностей ориентации детей. С ее помощью можно было увидеть, в какой последовательности дети выделяют перечисленные качества у человека. Методика определения качеств человека позволила узнать уровни представленности в суждениях детей сущности указанных качеств, т.е. то, насколько четко дети понимают суть качеств, которые им предъявляли для оценки и ранжирования. Определения детей оценивались по трем критериям: наличию качеств, адекватности и степени обобщенности. В результате были выделены четыре уровня определений этих качеств (отсутствующие, неадекватные, адекватно-ситуативные и адекватно-обобщенные), которым для последующей количественной обработки данных придавались соответствующие баллы (0, 1, 2, 3). Данная экспериментальная процедура, предложенная французским психиатром Де Греефе, является простым и весьма остроумным приемом определения самооценки. Ее рекомендуется использовать при работе со школьниками 1-2 класса.

Цель исследования: определить характер самооценки ребенка.

Материал и оборудование: лист бумаги, ручка или карандаш.

Процедура исследования

В индивидуальной беседе ребенку показывают нарисованные на листе бумаги три одинаковых кружка и говорят: «Перед тобой три кружка: первый кружок обозначает твоего учителя, второй — тебя самого, третий – твоего одноклассника (назвать имя). От каждого кружка надо опустить вниз линию. От того, кто из вас самый умный, надо опустить самую длинную линию; от того, кто самый глупый — самую короткую; от того, кто средний — среднюю». После выполнения этого задания ребенка просят объяснить свое решение.

Обработка и анализ результатов

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/podborka-mietodik-dlia-diaghnostiki-samootsienki-lichnosti-mladshiegho-shkol-nog.html

Ссылка на основную публикацию