Методология в педагогике

Методология педагогики

Развитие науки возможно при постоянном пополнении ее новыми фактами. Для накопления и объяснения данных фактов необходимы научно-обоснованные методы исследования, зависящие от теоретических принципов, получивших название «методология».

Часто понятие «методология» воспринимается как что-то абстрактное и далекое от реальной образовательной практики. Это не так, потому что методология представляет собой систему принципов и способов организации, построения теоретической и практической работы.

Определение 1

Методология педагогики – наука о методах, которая ориентирована на внутренние механизмы, логику развития и организации педагогического процесса. Методология основывается на научных идеях, которые определяют смысл всей педагогической деятельности, способы личного и профессионального самоопределения субъектов педагогической науки в постоянно меняющейся социо-культурной ситуации.

Научная методология любой науки и практической деятельности, построенной на ее основе раскрывается через специфические, самостоятельные подходы. В педагогике такими подходами являются:

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

  • системный,
  • личностный,
  • культурологический,
  • деятельностный,
  • этнопедагогический,
  • полисубъектный,
  • антропологический.

Системный подход

Определение 2

Одним из базовых методологических принципов в педагогике является системный подход, который заключается в том, что самостоятельные элементы рассматриваются не отдельно, а в их взаимосвязи с другими.

Системный подход предоставляет возможность выявить общие свойства и качественные характеристики обособленных элементов, которые составляют систему. Системность – ключевая характеристика педагогических процессов и явлений.

Согласно системному подходу система характеризуется определенными особенностями, в частности:

  • целостностью, когда свойства целого не сводятся к механической сумме всех его элементов, при этом каждый элемент имеет свое место и функции в системе;
  • структурностью, при которой работа системы обусловлена не только особенностями отдельных компонентов, но и свойствами целой структуры;
  • иерархичностью, когда отдельный элемент системы может рассматриваться как самостоятельная подсистема;
  • взаимозависимостью между системой и средой, при которой система работает и развивается во взаимодействии со средой;
  • множественностью описаний.

Подход к образовательным системам должен быть целостным. Педагогической системе нельзя навязывать способы поведения и развития. Необходимо выбирать и активно стимулировать один из возможных в определенных условиях вариантов, рассчитывая на самоуправляемый процесс.

Деятельностный подход

Деятельность представляет собой целесообразное преобразование человеком окружающей действительности. Начальная форма данного преобразования — это труд.

Вся материальная и духовная деятельность человека является производной от труда и несет в себе его главную черту – творческая трансформация окружающего мира.

Преобразуя мир, человек изменяется сам, проявляясь в качестве субъекта своего развития.

Формирование и проявление личности в деятельности личность – это еще не деятельностный подход.

Деятельностный подход требует работы по определению и организации деятельности ребенка, по его переводу в позицию субъекта познания и труда.

Это предполагает обучение ребенка выбирать цель и планировать деятельность, организовывать и регулировать ее, контролировать, проводить самоанализ и оценивать результаты деятельности.

Полисубъективный подход

П[Определение] олисубъектный подход основывается на том, что человеческая сущность на много богаче и сложнее, чем деятельность, которую он ведет, поэтому она не может отождествляться с ней. [/Определение]

Свое человеческое и гуманистическое содержание личность обретает в общении с другими. Здесь она является продуктом и результатом общения с окружающими людьми. Поэтому личность следует рассматривать как систему присущих ей отношений и носитель взаимоотношений социальной группы.

Диалогический,личностный и деятельностный подходы в единстве составляют основу методологии гуманистической педагогики. Применение данных принципов делает возможным создание психологического единства субъектов, за счет которого творческий процесс саморазвития и взаиморазвития приходит на смену объектному воздействию.

Культурологический подход

Культурологический подход обусловлен связью индивида с культурой как системой ценностей. Человек несет в себе часть этой культуры и является творцом ее новых элементов.

Этнопедагогический подход

Воспитание, опирающееся на национальные традиции, культуру, обрядность, обычаи и привычки – это основное условие реализации этнопедагогического подхода к организации педагогического процесса. Задача педагогов заключается в том, чтобы одновременно изучать, формировать данную среду и использовать ее воспитательный потенциал.

Антропологический подход

Антропологический подход был разработан и обоснован К.Д.Ушинским. Под антропологическим подходом он понимал системное применение данных из всех научных областей о человеке, их учет при реализации педагогического процесса.

Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/metodologiya_pedagogiki/

Шпаргалка по педагогике (для педагогов) — 5. Понятие методологии в педагогической науке

Страница 5 из 90

5. Понятие методологии в педагогической науке

В широком смысле методологию трактуют как систему принципов и способов построения теоретической и практической деятельности, а также как учение об этой системе. Соответственно методологию педагогической науки рассматривают как учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности в области педагогической теории и практики.

Методологию можно также понимать как учение о методе научного познания и преобразования мира.

Согласно этому определению методология педагогики трактуется как система знаний об исходных положениях, об обосновании и структуре педагогической теории, о принципах научных подходов и способах добывания знаний, отражающих педагогическую действительность; учение об исходных (базовых) положениях, структуре, функциях и методах педагогического исследования, о познании и преобразовании педагогической действительности.

Методологи педагогической науки обеспечивают фундаментально-достоверный подход к специфике познания любых объектов и явлений педагогической действительности.

Методология отвечает на вопрос, как достичь того или иного результата в познавательной или практической деятельности, ориентируясь на некоторую систему ценностей. Следовательно, это совокупность норм поведения, приводящих к определенным результатам в соответствии с целями, которые требуется достичь. Она может быть дескриптивной, изучающей, или нормативной.

В методологии как отрасли науки правомерно выделение деятельностного аспекта, который интерпретируется через понятие «методологическая деятельность» в двух формах – методологическое обеспечение и методологические исследования.

Читайте также:  Лепка на тему «птицы» в подготовительной группе

Задача методических исследований – выявление закономерностей и тенденций развития педагогической науки и ее связи с практикой, принципов повышения эффективности и качества педагогических исследований, анализ их понятийного состава и методов.

Методологическое обеспечение конкретного педагогического исследования можно понимать как возможность использования определенной совокупности знаний для обоснования процесса исследовательской деятельности, ее логики и методов, а также для оценки ее качества.

Источниками знаний, позволяющих обеспечить исследование методологически, являются:

– общефилософские положения и категории, дающие возможность рассматривать проблему через призму философских знаний;

– общенаучная методология;

– знания, полученные в результате методологических исследований в области педагогики;

– специально-научные теории, которые могут стать средством методического обеспечения конкретного исследования;

– результаты методологической рефлексии, размышлений педагога о применяемых им способах научного познания, о логике.

В последние годы у образовательных учреждений появилась новая функция – исследовательско-поисковая, реализация которой способствует повышению эффективности всего педагогического процесса.

Учитель становится исследователем, т. е. субъектом познания, следовательно, его деятельность также нуждается в научном обеспечении (прежде всего методологическом). Методологическое обеспечение – это совокупность средств познания, выполняющих роль регулятора, с помощью которых планируется, корректируется и контролируется собственный научный поиск, процесс исследования.

Источник: https://libsib.ru/pedagogika/shpargalka-po-pedagogike-dlya-pedagogov/5-ponyatie-metodologii-v-pedagogicheskoy-nauke

Методология педагогики

совокупность исходных философских и педагогических идей, которые лежат в основе исследования педагогической действительности и влияют на теоретическую интерпретацию полученных результатов.

Источник: Cловарь-справочник основных терминов и понятий, используемых при подготовке диссертационного исследования

исходящая из всеобщей методологии науки и изучения тенденций общественного развития система знаний об отправных положениях пед. теории, о принципах подхода к рассмотрению пед. явлений и методах их исследования, а также путях внедрения добытых знаний в практику воспитания, обучения и образования.

Источник: Педагогический словарь

система знаний об исходных положениях, об основании и структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, отражающих … педагогическую действительность…, а также система деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ, логики и методов, оценке качества специально-научных педагогических исследований» (М.А. Данилов).

Источник: Учебное пособие «Педагогический словарь по темам»

система знаний о методах педагогических исследований. (Кичева И.В. Обогащение педагогической терминологии в 90-е годы XX века. — Пятигорск, 2004.

) — учение о принципах, методах, формах и процессах познания и преобразования педагогической действительности. (Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. — М., 2005.

) — это учение о педагогическом знании и о процессе его обретения, т.е. учение о познании. (Перченок Р.Л. Основы педагогики. — М., 2003. )

Источник: Хрестоматия-педагогический словарь библиотекаря

1) учение о педагогическом знании и о процессе педагогического познания; 2) учение об исходных положениях, структуре, функциях и методах научно–педагогического исследования.

Представляет собой систему знаний об основах и структуре педагогической теории, о подходах к исследованию педагогических явлений и процессов, о способах получения знаний, объективно отражающих постоянно, быстро меняющуюся действительность в условиях развивающегося общества [19, c. 9].

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

учение о педагогическом знании, о процессе его добывания, способах объяснения (создания концепции) и практического применения для преобразования или совершенствования системы обучения и воспитания. В методологии выделяют две взаимосвязанные стороны: теоретическую и нормативную.

Теоретическая сторона педагогической методологии характеризуется как определенный подход к явлениям действительности, установление основных закономерностей как исходных посылок научного поиска.

Нормативная сторона понимается как учение о принципах применения мировоззрения к процессу подхода к различным объектам действий общих и частных методов и приемов научного исследования.

Источник: Исследовательская деятельность

отрасль педагогического знания, содержащая в себе знания о методе и сами методы педагогического исследования, технологию исследования, а также наиболее общие теоретические положения (парадигмы, концепции, идеи, законы, принципы) о педагогической и научно-педагогической деятельности.

Методология педагогики сегодня это сильно разветвленное знание, включающее в себя, помимо указанных знаний, еще и знания о понятийно-терминологическом аппарате педагогики, о ее связях с другими науками и др.

В настоящее время она находится на стадии активного развития: идет процесс отхода от материализма в его наиболее крайней форме марксизма-ленинизма и сближения с методологией православной педагогики.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Источник: http://didacts.ru/termin/metodologija-pedagogiki.html

Методология педагогики и методы педагогических исследований

7752

Методология педагогики и методы педагогических исследований

Контрольная

Педагогика и дидактика

Методология педагогики и методы педагогических исследований 1. Методология педагогики, её уровни и функции Понятие методология педагогической науки. Термин методология в научной лексике используется в нескольких смыслах: 1) методология — это у…

Русский

2013-01-28

82 KB

552 чел.

Понятие методология педагогической науки. Термин методология в научной лексике используется в нескольких смыслах:

1)  методология — это учение о научном методе познания;

2)  методология — это совокупность методов, применяемых в какой-нибудь науке;

3) система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности.

Существует 2 уровня методологии: I уровень практической деятельности; II уровень науки.

I уровень: методология — как учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности.

II уровень: методология как учение о принципах построения, формах и методах научного познания.

В науке признано существование иерархии методологий и выделяются:

-общенаучная методология (материалистическая диалектика, теория познания, логика);

-частно-научная (методология педагогики или др. науки);

-предметно-тематическая (методология дидактики, методология (отбора) содержания образования; методология повышения квалификации учителей математики и … т.д.)

Читайте также:  Организация игровой деятельности дошкольников разного возраста по фгос

В педагогике наиболее адекватным уровню ее теоретического развития является следующее определение методологии:

Методология — учение о принципах, методах, формах и процедурах познания и преобразования педагогической действительности.

В этом определении соединены две группы инструментария — комплекс средств для познания педагогической реальности и технологии преобразования педагогической действительности.

Функции методологии педагогической науки:

1}  гносеологическая   (познавательная)   функция   —   реализация   этой   функции обеспечивает    описание    (что    есть?),    объяснение    (почему    так    устроено?), предсказание (что будет?) изучаемых педагогических явлений, предметов;

2}   праксеологическая (преобразовательная) функция — обеспечивает целеполагание и конструктивное описание путей, способов, технологий достижения поставленных образовательных целей и внедрение  результатов  в  педагогическую  практику. Реализация праксеоглогической функции делает педагогическую науку прикладной и выявляет её практическую значимость;

3}  аксиологическая    (оценочная)    функция    или    функция    критики    развития

педагогической науки — реализация этой функции способствует разработке системы

Источник: http://5fan.ru/wievjob.php?id=7752

Методология и методы педагогической науки (стр. 1 из 3)

Содержание

Введение

1. Уровни методологии педагогики

2. Методы педагогического исследования

Заключение

Литература

Введение

Психология и педагогика изучают факты и закономерности психической жизни и процессов воспитания и обучения.

Эти науки взаимосвязаны, так как без знания психологии, которая является своеобразной методологической базой педагогики, нельзя понять законы и способы адекватного воспитательного воздействия на других, в том числе и на детей, невозможна и разработка методик обучения.

В то же время психологии необходима практическая проверка ее теоретических концепций, что и происходит в педагогическом процессе. Взаимодействие этих наук обеспечивает развитие теории и практики, позволяющее лучше понять человека, его поведение и переживания, причину его радостей и тревог.

Поэтому для нас было интересно изучить методологию и методы психологической науки.

Естественно, что в реферате дано только краткое освещение тех сложных проблем, которые решили и решают в настоящее время психология и педагогика

1. Уровни методологии педагогики

Структура методологического знания может быть представлена четырьмя уровнями (по Э.Г.

Юдиной): философским, который представлен общими принципами познаний и категориальным строем науки в целом; общенаучным, который содержит теоретические концепции, применяемые ко всем или большинству научных дисциплин; конкретно-научным, который представлен совокупностью методов, принципов исследования, в конкретной специальной научной дисциплине; технологическим, который включает в себя методику и технику исследования, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его обработку.[2]

Философский уровень

Создание педагогических теорий базируется на философских моделях описания мира. Кратко обозначим те основные положения философских направлений, которые наиболее часто лежат в основе педагогических теорий.

1. Неотомизм. Основатель этого направления — известный средневековый философ Фома Аквинский в целях усиления влияния церкви на людей признавал разум как средство, необходимое для доказательства религиозных догм.

Он утверждал, что, собирая эмпирические данные, наука все равно не способна раскрыть сущность мира, а высшая истина постигается только путем приближения к Богу, только «сверхразумом».

Неотомисты доказывают ведущую роль религии в воспитании подрастающего поколения и считают, что вся система образования должна быть направлена на развитие «досознательного» стремления приблизиться к Богу.[1]

2. Позитивизм и неопозитивизм.

Большая часть представителей этого философского направления — крупные ученые-естественники. Для позитивистов верным и испытанным является только то, что получено с помощью количественных методов.

Абсолютизируя методы естественных наук, перенося их в область педагогики, неопозитивисты отдают приоритет в процессе обучения не его содержанию, а методам познания, считая, что главное ≪не знание, а методы их приобретения≫.

Основной недостаток педагогики этого философского направления видят в том, что в ней доминируют бесполезные (с их точки зрения) идеи и абстракции, а не реальные факты.[1]

3. Прагматизм.

Главное понятие — «опыт», а познание действительности сводится к индивидуальному опыту человека. Отрицая наличие объективного научного знания, прагматисты утверждают, что всякое знание истинно, если оно получено в процессе практической деятельности человека и полезно для него. Основателем прагматической педагогики является американский ученый

Дж. Дьюи, который выдвинул ряд важнейших принципов обучения и воспитания: развитие активности детей, возбуждение интереса как мотива учения ребенка, увеличение практических методов при обучении и др.

Дьюи объявил индивидуальный опыт ребенка основой учебного процесса, считал, что цель образования сводится к процессу ≪самовыявления≫ данных ребенку от рождения инстинктов и склонностей.

Рассматривая вопросы нравственного воспитания, прагматисты утверждали, что человек не должен руководствоваться в своем поведении заранее сформулированными нормами и правилами, он должен вести себя так, как диктует ему данная ситуация и поставленная им цель. Нравственно все, что помогает достижению личного успеха.[2]

4. Диалектический материализм.

Крупнейшие его представители К. Маркс и Ф. Энгельс обосновали роль общественной практики в познании, органично соединили материализм и диалектику. Основные положения этого научного направления сводятся к следующему:

• материя первична, сознание вторично, оно возникает в результате развития материи и является его продуктом;

• явления объективного мира и сознания взаимосвязаны и взаимозависимы и, следовательно, причинно обусловлены;

• все предметы и явления находятся в движении, развитии и изменении.

Педагогика, построенная на методологии диалектического материализма, считает личность объектом и субъектом общественных отношений, предполагает, что ее развитие определено внешними социальными обстоятельствами и природой человеческого организма.

Воспитанию отводится решающая роль в развитии личности, а само воспитание рассматривается как сложный социальный процесс, имеющий исторический и классовый характер.

Важным для этого подхода представляется необходимость рассматривать личность и деятельность в единстве.[3]

Читайте также:  Важные уроки – принципы здоровья

5. Экзистенциализм.

Основное понятие этого философского наблюдения — существование (экзистенция) — индивидуальное бытие человека, погруженного в свое Я. Для экзистенциалистов объективный мир существует лишь благодаря бытию субъекта.

Они отрицают существование объективного знания и объективных истин. Окружающий мир таков, каким его воспринимает внутреннее Я каждого человека. Отрицая объективные знания, экзистенциалисты выступают против программ и учебников в школах. Считая, что ценность знаний определяется важностью их для конкретной личности, представители этого научного под-

хода предлагали учителю предоставлять ученикам полную свободу в освоении этих знаний. Ученик сам должен определять смысл вещей и явлений, при этом ведущую роль, с точки зрения экзистенциалистов, играет не разум, а чувства и вера. Экзистенциализм выступает в качестве философского основания индивидуализации обучения.[2]

Общенаучный уровень

Общенаучная методология может быть представлена двумя подходами: системным и аксиологическим.

Системный подход отражает общую связь и взаимообусловленность процессов и явлений окружающей действительности. Сущность системного подхода заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в развитии и движении.

Такой подход требует реализации принципа единства педагогической теории и практики. Педагогическая практика является критерием истинности научных знаний и источником новых фундаментальных проблем, требующих теоретического исследования.

Теория дает основы для выбора оптимальных и эффективных практических решений, а также разрабатывает новые концепции и модели, нуждающиеся в экспериментальной практической проверке.

Аксиологический подход — основание новой методологии педагогики. Он присущ гуманистической педагогике, которая рассматривает человека как высшую цель общества и самоцель общественного развития.

Следовательно, аксиология, будучи более общей по отношению к гуманистической проблематике, может рассматриваться как основа новой философии образования и соответственно методологии современной педагогики.

Смысл аксиологического подхода можно раскрыть через систему аксиологических принципов:[2]

• равноправие философских взглядов в рамках единой гуманистической системы ценностей при сохранении разнообразия их культурных и этнических особенностей;

• равнозначность традиций и творчества, признание необходимости изучения и использования учений прошлого и возможности духовного открытия в настоящем и будущем, взаимообогащающего диалога между традиционным и новаторским;

• экзистенциальное равенство людей, социокультурный прагматизм вместо демагогических споров об основаниях ценностей, диалог и подвижничество вместо мессианства и индифферентности.

Аксиологический подход предполагает, что одна из важнейших задач педагогики — это изучение отношения к человеку как к субъекту познания общения и творчества. Образование как компонент культуры в этой связи приобретает особую значимость, рассматриваясь как основное средство гуманистической сущности человека.[2]

Конкретно-научный уровень

Конкретно-научный уровень включает в себя следующие подходы.

1. Личностный подход— ориентация при конструировании и реализации педагогического процесса на личность как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности. Предполагает опору в образовании на естественный процесс саморазвития творческого потенциала и способностей человека, создание для этого соответствующих условий.

2. Деятелъностиый подход — рассмотрение деятельности как основы, средства и решающего условия развития личности. Уже во время обучения необходимо в меру возрастных особенностей вовлекать детей в разнообразные виды деятельности (познание, труд, общение), организовывать полноценную в социальном отношении жизнедеятельность детей.

3. Полисубъектный (диалогический) подход— ориентация на то, что сущность человека значительно сложнее и разностороннее, чем его деятельность. Активность личности, ее потребности в саморазвитии происходят в условиях взаимоотношений с другими людьми.

Диалог с другим — то самое реальное поле взаимодействия, где эти потребности удовлетворяются.

Личностный, деятельностный и полисубъектный подходы составляют основу методологии гуманистической педагогики.

Источник: http://MirZnanii.com/a/177813/metodologiya-i-metody-pedagogicheskoy-nauki

Основные методологические подходы в педагогике

Глава 2. Методология педагогики и методы педагогических исследований

Охарактеризуйте основные образовательные парадигмы в мировой педагогической практике, реализация которых определяет общекультурное значение педагоги

Филол.—-2.1. Методология педагогики, её уровни и функции

Понятие «методология» педагогической науки.Термин «методология в научной лексике используется в нескольких смыслах:

1) методология — это учение о научном методе познания;

2) методология — это совокупность методов, применяемых в какой-нибудь науке;

3) система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности.

Существует 2 уровня методологии: I уровень практической деятельности; II уровень науки.

I уровень: методология — как учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности.

II уровень: методология как учение о принципах построения, формах и методах научного познания.

В науке признано существование иерархии методологий и выделяются:

общенаучная методология(материалистическая диалектика, теория познания, логика);

-частно-научная(методология педагогики или др.

науки);

-предметно-тематическая(методология дидактики, методология (отбора) содержания образования; методология повышения квалификации учителœей математики и … т.д.)

В педагогикенаиболее адекватным уровню ее теоретического развития является следующее определœение методологии:

Методология— учение о принципах, методах, формах и процедурах познания и преобразования педагогической действительности.

В этом определœении соединœены две группы инструментария — комплекс средств для познания педагогической реальности и технологии преобразования педагогической действительности.

Функции методологии педагогической науки:

1} гносœеологическая (познавательная)функция — реализация этой функции обеспечивает описание (что есть?), объяснение (почему так устроено?), предсказание (что будет?) изучаемых педагогических явлений, предметов;

2} праксеологическая (преобразовательная)функция — обеспечивает целœеполагание и конструктивное описание путей, способов, технологий достижения поставленных образовательных целœей и внедрение результатов в педагогическую практику. Реализация праксеоглогической функции делает педагогическую науку прикладной и выявляет её практическую значимость;

3} аксиологическая (оценочная)функция или функция критики

Источник: http://referatwork.ru/category/pedagogika/view/256392_osnovnye_metodologicheskie_podhody_v_pedagogike

Ссылка на основную публикацию