Методы, операции и процедуры контроля в педагогической технологии

Психологический взляд (PsyVision) — викторины, учебные материалы, каталог психологов

Управление любым процессом предполагает осуществление контроля, т.е. определенной системы проверки эффективности его функционирования.

Контроль направлен на получение информации, анализируя которую, педагог вносит необходимые коррективы в осуществление процесса обучения.

Это может касаться изменения содержания, пересмотра подхода к выбору форм и методов обучения или же принципиальной перестройки всей системы учебной работы.

Теорией и практикой обучения установлены следующие педагогические требования к организации контроля за учебной деятельностью учащихся:

• индивидуальный характер контроля, требующий осуществления контроля за работой каждого ученика, за его личной учебной работой, не допускающий подмены результатов учения отдельных учащихся итогами работы коллектива (группы или класса), и наоборот;

• систематичность, регулярность проведения контроля на всех этапах процесса обучения, сочетание его с другими сторонами учебной деятельности учащихся;

• разнообразие форм контроля, обеспечивающее выполнение его обучающей, развивающей и воспитывающей функции, повышение интереса учащихся к его проведению и результатам;

• всесторонность, заключающаяся в том, что контроль должен охватывать все разделы учебной программы, обеспечивать проверку теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков учащихся;

• объективность, исключающая преднамеренные, субъективные и ошибочные оценочные суждения и выводы учителя, основанные на недостаточном изучении школьников или предвзятом отношении к некоторым из них;

• дифференцированный подход, учитывающий специфические особенности каждого учебного предмета и отдельных его разделов, а также индивидуальные качества учащихся, требующий от учителя педагогического такта, адекватной методики контроля;

• единство требований учителей, осуществляющих контроль, за учебной работой учащихся в данном классе (Н. А. Сорокина).

Соблюдение указанных требований обеспечивает надежность контроля и выполнение им своих задач в процессе обучения.

Контроль в процессе обучения — как относительно самостоятельный этап выполняет взаимосвязанные образовательную, развивающую и воспитательную функции.

Образовательно-развивающее значение проверки знаний, умений и навыков выражается в том, что учащиеся не только получают пользу, выслушивая ответы товарищей, но и сами активно участвуют в опросе, задавая вопросы, отвечая на них, повторяя материал про себя, готовясь к тому, что сами могут быть спрошены в любой момент. Обучающая роль проверки и в том, что учащиеся слушают дополнительные объяснения или комментарии учителя по поводу плохого ответа ученика или плохо усвоенного ранее изученного материала. Воспитательная функция контроля заключается в приучении учащихся к систематической работе, в их дисциплинировании и выработке воли.

На различных этапах обучения используются различные виды контроля: предварительный, текущий, тематический и итоговый.

Предварительный контроль направлен на выявление знаний, умений и навыков учащихся по предмету или разделу, которые будут изучаться.

Текущий контроль осуществляется в повседневной работе с целью проверки усвоения предыдущего материала и выявления пробелов в знаниях учащихся.

Тематический контроль осуществляется периодически по мере прохождения новой темы, раздела и имеет целью систематизацию знаний учащихся.

Итоговый контроль проводится в конце четверти, полугодия, всего учебного года, а также по окончании обучения в начальной, неполной средней и полной средней школе.

По формам контроль подразделяется на индивидуальный, групповой и фронтальный.

Методы контроля обучения.

В процессе обучения в различных сочетаниях используются методы устного, письменного, практического (лабораторного), машинного контроля и самоконтроля учащихся.

Устный опрос осуществляется в индивидуальной и фронтальной формах.

Цель устного индивидуального контроля — выявление учителем знаний, умений и навыков отдельных учащихся. Ученику предлагается ответить на общий вопрос, который в последующем разбивается на ряд более конкретных, уточняющих.

Обычно для ответа учащиеся вызываются к доске.

Дополнительные вопросы при индивидуальном контроле задаются при неполном ответе, если необходимо уточнить детали, проверить глубину знаний или же если у учителя возникают колебания при выставлении отметки.

Устный фронтальный контроль (опрос) требует серии логически связанных между собой вопросов по небольшому объему материала. При фронтальном опросе учитель ждет от учащихся кратких лаконичных ответов с места.

Обычно он применяется с целью повторения и закрепления учебного материала, пройденного за короткий промежуток времени. По отношению к индивидуальному опросу фронтальный имеет свои преимущества и недостатки.

Преимущества в том, что он активизирует работу всего класса, позволяет спросить многих учащихся, экономит время. При фронтальном опросе всем учащимся предоставляется возможность участвовать в дополнении, уточнении, подтверждении, исправлении ответа товарища.

Недостатки фронтального опроса очевидны: он не проверяет глубину знаний; возможны случайные удачные ответы учащихся.

Письменный контроль редко бывает индивидуальным, когда отдельным учащимся предлагаются контрольные задания по карточкам. Обычно это фронтальные контрольные работы по математике, физике, химии, русскому языку (диктанты, изложения, сочинения) и т.п.

Фронтальные и индивидуальные работы могут быть рассчитаны на весь урок или его часть. Во втором случае проверка осуществляется, как правило, после выполнения задания. Письменные работы могут предлагаться также в форме отчетов, графических построений, составления карточек (например, при систематизации растений).

Для контрольных мероприятий письменного характера имеется широкий арсенал сборников диктантов, задач и упражнений, которые могут быть использованы также и для индивидуальной проверки знаний, умений и навыков учащихся в случаях, если ученик пропустил какую-то тему, чтобы не отрывать весь класс от работы, или если у ученика речевые дефекты (плохо говорит), или если он стесняется отвечать публично.

Практический контроль применяется на уроках рисования (в начальных классах), труда, физвоспитания, математики, физики, химии. В старших классах он осуществляется на лабораторных занятиях.

По математике это связано с измерительными работами, на других уроках — с проверкой умения пользоваться приборами типа амперметр, вольтметр, микрометр и др.

Другими словами, этот метод контроля необходим, а следовательно, и применяется, когда надо выявить сформированность тех или иных умений и навыков практической работы или двигательных навыков, как, например, на уроках физкультуры и изобразительного искусства.

С развитием информационных технологий обучения все шире используется машинный контроль.

Наибольшее распространение получили различные виды программированного контроля, когда учащиеся должны из нескольких вариантов возможных ответов выбрать правильный. Преимущества машинного контроля в том, что машина беспристрастна.

Вместе с тем этот метод не выявляет способа получения результата, затруднений, типичных ошибок и других нюансов, которые не проходят мимо внимания педагога при устном и письменном контроле.

Возможности применения контролирующих устройств в школе велики. Однако они используются не всегда эффективно, в частности из-за того, что учащимся не доверяют работать самостоятельно. Этим ограничиваются возможности самоконтроля.

Самоконтроль с применением машин сходен с безмашинным контролем по окончательному результату, который должен сочетаться с самоконтролем по ходу выполнения задания.

Учащихся специально надо учить самостоятельно находит ошибки, анализировать причины неправильного решения познавательной задачи и устранять обнаруженные пробелы в знаниях.

Сочетание различных методов контроля получило название комбинированного, или уплотненного, контроля. Обычно это сочетание устного и письменного опроса.

Его особенность заключается в том, что к доске для ответа вызывается сразу несколько учеников, из которых один отвечает устно, два или больше готовятся к ответу на классной доске, часть выполняет письменные задания по карточкам, а остальные участвуют в опросе.

Достоинства этого метода в том, что он позволяет провести основательную проверку нескольких учащихся за небольшой промежуток времени. Этот вид контроля применяется, когда весь материал усвоен и есть необходимость проверить знания сразу у нескольких учащихся.

Источник: http://psyvision.ru/help/pedagogika/45-teory2/587-pedagogicheskij-kontrol

Возможность описания педагогической практики как технологии | Главная | Научно-культурологический журнал

В современной системе образования существует большое количество педагогических практик. Их многообразие имеет огромное значение для обучения школьников. Многие из них успешно работают и одобрены психологами и педагогами развития благодаря их адаптации к каждому школьному возрасту и способности обеспечить  учащимся важный опыт для их полноценного развития. 

Читайте также:  Совместный сон

Но, к сожалению, большее количество практик используются только в узких педагогических кругах. Они закрыты для понимания и воспроизведения другими педагогами. Для решения этой проблемы возникает необходимость описать образовательную практику как технологию, что позволит передавать накопленный педагогический опыт другим людям, другим поколениям.

В данной статье предлагается один из способов технологического описания образовательной практики. Это даст возможность педагогам подробно разобраться с понятием педагогической технологии, увидеть ее основные черты, и на основании этого описать свою педагогическую практику как технологию.

Кроме того, подробно рассмотрим  отличительные  особенности образовательных процессов в современных и традиционных технологиях.

В педагогической литературе существует большое количество подходов, в которых по-разному определяется понятие «педагогическая технология». Мы будем опираться на подход М.В.

Кларина, который понимает под педагогической технологией «системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей» [2].

Данное определение, на наш взгляд, наиболее ёмкое, оно соответствует и традиционным и современным педагогическим подходам в образовании. Далее мы в этом убедимся. 

Примерами успешных педагогических технологий могут быть: «Технология развивающего обучения» Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова, «Технология проектов» Д. Дьюи [6].

Согласно Г.К. Селевко, каждая педагогическая технология должна опираться на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей [4]. Ее концептуальность, является одним из основных критериев педагогической технологии.

По мнению М.В. Кларина, важнейшим признаком педагогической технологии является воспроизводимость педагогической деятельности. 

Под понятием воспроизводимости, вслед заГ.К. Селевко [4], мы понимаем возможность применения, повторения, педагогической технологии другими субъектами в других однотипных образовательных учреждениях.

Воспроизводимость педагогической технологии автором поясняется как повторяемость педагогических целей и результатов, педагогического процесса другими субъектами.  

Под воспроизводимостью педагогического процессапонимается предписание этапов, соответствующих им целей обучения и характера деятельности обучающего и обучаемого [4]. 

Воспроизводимость результатов обучения предполагает повторяемость результатов обучения в другом месте, другими субъектами.

Для описания современных практик по главному признаку педагогических технологий советуем расписать составляющие элементы воспроизводимости педагогического процесса и результатов, перечисленные ранее.

Неотъемлемыми критерием педагогической технологии, как утверждает Г.К. Селевко, является управляемость процесса обучения.

Важными действиями здесь являются планирование, организация, стимулирование, текущий контроль, регулирование деятельности и анализ ее результатов [4]. Перечисленные действия не всегда осуществляются только педагогом.

  От степени участия в них учеников педагогические технологии делятся на типы: традиционные или «строгие», и современные или «нестрогие» [2]. 

В традиционных технологиях все перечисленные выше действия осуществляются только педагогом. Позиция ученика пассивная, заключается в запоминании и накапливании знаний. Это характеризует его как объект процесса обучения.

Совсем другая ситуация сложилась в современных технологиях, где ученик является субъектом образовательного процесса.  Большинство действий в процессе обучения здесь осуществляется совместно педагогом и учеником. Современные технологии ориентированы на создание условий для решения проблем и рассчитаны на продуктивную, а не на репродуктивную деятельность учащихся [2].

Позиция ученика в процессе обучения не только определяет тип педагогической технологии, от нее также зависит структура образовательного процесса. Именно она создаетцелостность и системность в учебном процессе,что является также важным критерием педагогической технологии. К ней относятся следующие элементы [4]: цель, принципы, содержание, методы, средства и формы процесса обучения. 

Для оценки значимости той или иной практики для учащихся определяется ее  эффективность в учебном процессе.

Эффективность результата обучения зависит от степени соответствия заданной цели и полученного результата при оптимальных затратах [4]. Это еще один критерий педагогической технологии.

Для измерения эффективности возникает необходимость в диагностировании цели и результата обучения, которая в современных и традиционных технологиях отражается по-разному.

Прежде чем дать понятие диагностичности в обучении обратимся к ключевым признакам, которые выделил  М.В. Кларин для каждого типа технологий.

Так, для традиционных технологий характерными признаками являются:  диагностичность описания целей и результатов, воспроизводимость процесса и результата обучения.

Ключевыми признаками современных технологий являются: воспроизводимость процесса обучения и недиагностичность цели и результата. 

Диагностичность обучения в «строгих» или традиционных технологиях состоит из нескольких компонентов, таких, как постановка точной и определенной цели обучения, планирование процесса обучения, определение предмета цели, управление образовательным процессом.

Цель обучения должна быть описана так, чтобы она определялась по четко выделенным критериям [5].Как правило, она подразумевает передачу знаний от учителя к ученику. Здесь же программируются операции и действия педагога и ученика в процессе обучения необходимые для достижения поставленной цели.

По мнению П. Беспалько [1], для определения предмета цели необходимо иметь точное и определенное описание формируемого личностного качества, что его можно безошибочно дифференцировать от любых других качеств личности.

Кроме того, должен существовать способ, «инструмент» для однозначного выявления диагностируемого качества. Это даст возможность измерить интенсивность диагностируемого качества на основе данных контроля.

Обязательным элементом для измерения качества служит шкала оценки.

В традиционных технологиях управление образовательным процессом характеризуется воплощением  спланированного в процесс обучения, корректировкой операций и действий педагога и учеников, если они не приводят к ожидаемому результату.

Диагностичность обучения в «нестрогих», или современных технологиях определяется иначе.М.И. Рожков [3] считает, что педагог должен изучать потребности и возможности учащихся, а также условия воспитательной работы, после чего ставить цель обучения.  

Следуя из данного высказывания, современные педагогические технологии характеризуются неспособностью поставить точную цель, поскольку она корректируется в зависимости от возможностей детей. Кроме того, планировать можно только основные этапы и соответствующие им цели и их воспроизведение.

       По сравнению с традиционными технологиями здесь не все качества или предмет цели возможно точно определить и  измерить. Не всегда есть инструмент для его выявления и возможной оценки. Процесс контроля и оценки может осуществляться в рефлексии педагога и ученика в процессе коммуникации. Средством измерения может быть рефлексивный отчет или иные рефлексивные тексты.

Управление процессом обучения происходит и педагогом и ребенком на каждом воспроизведенном этапе. Корректировка предварительных целей и плана может произойти в результате деятельности учащихся и педагога.

Перейдем теперь к основным выводам по традиционным педагогическим технологиям.

Разделим процесс обучения на 3 этапа: планирование, образовательный процесс, контроль. 

Во-первых, на этапе планирования педагог полностью программирует учебный процесс, описывая при этом цель, операции для ее достижения, методы, предмет передачи знаний от педагога ученику. Цель педагога заключается в передаче знания ученику.

Во-вторых,  этап образовательного процесса точно соответствует тому, что педагог запланировал ранее. Это означает, что главная задача педагога точно следовать запланированной цели.

Все действия, которые будут выходить за рамки плана, педагог будет расценивать как не удачный выбор подходящих операций и методов для работы в учебном процессе.

В результате учебного процесса ученик получает знания от учителя. 

В-третьих, действия контроля в строгих педагогических технологиях осуществляется только педагогом. Целью контроля есть выяснение соответствия знаний, передаваемых учащемуся на уроке, и степень их усвоения учеником.

В строгих технологиях для контроля знаний у педагога есть «инструмент», который измеряет или диагностирует достижение цели и соответствие ей полученного результата.

Предполагается, что для оценки полученного результата имеется оценочная шкала. 

 На этом этапе педагог выясняет, правильно ли им были выбраны операции, благодаря которым ученик усвоил тот или иной материал. Если они не приводят к ожидаемому результату, то операции и действий педагога и учащихся корректируются.

Читайте также:  Компьютерное обучение школьников

  Опишем основные выводы по современным педагогическим технологиям.

Учебный процесс, так же, как и в традиционных технологиях, включает три этапа: планирование, образовательный процесс, контроль.

Во-первых, на этапе планирования  ставится предмет коммуникации  педагога и ученика. Заметим, что педагогом не запланировано, к чему должна  привести коммуникация, нет точной цели. 

Во-вторых, наэтапе образовательного процесса в результате коммуникаций педагога и ученика преобразовывается предмет общения. Не только предмет изменяется, но и сами участники коммуникаций.

В конце разговора они стали не такими как были в начале, произошли личностные или качественные изменения в них. Например, педагог мог предложить разобрать любую проблему.

В процессе работы над ней участники получают  не только новые знания, но возможность преобразовать ее и  соответственно себя по отношению к ней. 

В-третьих, действия контроля осуществляются и педагогом и учеником. В основном, организовывается  общая рефлексия по поводу того, что произошло в образовательном процессе. 

Мы рассмотрели два абсолютно разных подхода в образовании, которые можно отразить в традиционных и современных педагогических технологиях. Мы выделили основные отличительные черты технологии, наличие которых отличает ее от педагогической практики. 

Отметим еще раз, что, согласно М.В. Кларину, выделенные выше признаки диагностичности цели и результата процесса обучения, а также воспроизводимости образовательного процесса и его результата являются основными признаками педагогических технологий. 

__________________

© Штейгер Мария Владимировна

Источник: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=2874&level1=main&level2=articles

Основные виды, формы и методы контроля

Контроль является обязательной частью процесса обучения. В зависимости от выполняемых функций контроль делится на 4 вида: предварительный, текущий, периодический, итоговый.

  1. Предварительный контроль. Он имеет диагностические задачи и проводится для выявления имеющихся знаний, умений и навыков учащихся к началу обучения. Используется традиционно в первых числах учебного года или же перед изучением новой темы.
  2. Его значение велико, поскольку характер изучения нового материала напрямую зависит от степени усвоения тех понятий, определений, положений, которые были рассмотрены ранее. В случае, если таковой информации об этом педагог не имеет, то он лишен возможности проектирования и управления учебным процессом.

    Именно предварительный контроль фиксирует начальный уровень обученности, сопоставление которого с достигнутым впоследствии дает возможность измерить так называемый «прирост» знаний, степень сформированности умений и навыков, а также проанализировать динамику и эффективность педагогического процесса, сделать выводы о вкладе преподавателя в обученность детей, оценить его профессиональную компетентность.

  3. Текущий контроль. Осуществляется учителем по ходу преподавания, в процессе ежедневной учебной работы, как правило на уроках. Он дает возможность квалифицировать степень сформированности знаний, умений, навыков, а также их глубину и прочность. Данный контроль позволяет вовремя выявить пробелы в знаниях учащихся и оказать им помощь в усвоении программного материала.
  4. Главной функцией текущего контроля считается функция обратной взаимосвязи. Она дает возможность учителю получать сведения о ходе процесса усвоения новой информации каждым учеником. Обратная взаимосвязь предоставляет сведения не только об усвоении или неусвоении материала, но и позволяет контролировать сам учебно-воспитательный процесс, наблюдать за действиями учащихся.

    Традиционно текущий контроль осуществляется посредством устного опроса, который всегда совершенствуется: учителя все шире практикуют такие его формы, как выборочный, фронтальный, компьютерный и другие.

    Тестовые задания для текущего контроля формируются так, чтобы охватить все главные составляющие знаний, умений, изученные учащимися на протяжении последних 2-3 уроков.

    После окончания работы непременно анализируются допущенные ошибки.

  5. Периодический контроль. Как правило, он бывает тематическим и имеет цель систематизации знаний учащихся. Проводится после изучения логически завершенной части, раздела программы или же в конце учебной четверти. Таким образом подводятся результаты работы за конкретный период времени.
  6. Итоговый контроль. Призван обозначить конечные результаты обучения, систематизировать и обобщить весь учебный материал. Он осуществляется в конце каждого учебного года, а также по завершении курса обучения в школе в форме выпускных экзаменов.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

В последнее время наибольшее распространение получают технологии итоговых испытаний с применением компьютеров и специализированных программ. Как правило, это тестовые задания, когда учащиеся должны из нескольких вариантов ответа выбрать верный.

Превосходства информационных технологий безусловно в том, что компьютеры объективны при выведении конечного результата.

Однако они не предоставляют возможности выявить конкретные затруднения учащих, похожие ошибки и прочие аспекты, на которые обращает внимание преподаватель при традиционной системе контроле.

Формы контроля

Формы контроля находятся в зависимости от специфики организационной структуры учебной работы. Традиционно выделяют 5 ключевых форм контроля:

  1. фронтальная форма (ученики с места предоставляют короткие ответы на вопросы, составленные учителем по небольшому объему изученного материала);
  2. групповая форма (контроль осуществляется только для определенной части класса, то есть вопросы ставятся перед конкретной группой учеников, но в этом могут принимать участие и оставшиеся учащиеся);
  3. индивидуальный контроль (используется для полного ознакомления учителя со знаниями, умениями и навыками отдельных учащихся, которые вызываются для ответа к доске);
  4. комбинированная форма (сочетание индивидуального контроля с фронтальным и групповым);
  5. самоконтроль (обеспечивает функционирование внутренней обратной взаимосвязи в ходе обучения).

Методы контроля

Определение

Методы контроля – это способы, с помощью которых оценивается результативность учебно-познавательной деятельности учащихся и педагогической работы учителя.

Среди главных методов контроля выделяют следующие: наблюдение, опрос, письменные работы, зачеты и экзамены.

Ежедневное наблюдение помогает учителю составить верное суждение об отношении ученика к занятиям, доступности и посильности для него учебного материала. На этой основе возможно планирование и организация особого контроля знаний конкретного ученика.

Опрос, как метод контроля, может быть индивидуальным (вызов ученика к доске для развернутого ответа на оценку), фронтальным (вызов множества учащихся для ответа на вопросы, требующие маленького по объему ответа), комбинированным (одновременно вызываются несколько учеников, из которых один отвечает устно, а другие по указанию учителя выполняют письменные либо практические задания по карточкам, по учебным пособиям). Плюсы комбинированного опроса в том, что он дает возможность провести фундаментальную проверку нескольких учащихся за короткий промежуток времени. Его использование уместно, когда весь материал усвоен и нужно выяснить степень усвоения знаний сразу у нескольких учащихся.

К письменным работам относятся: проверка тетрадей, проведение контрольных, оценка домашних заданий, работа с тетрадями на печатной основе.

Зачеты и экзамены являются отличительным методом итогового контроля и используются, как правило, в старших классах. Зачетная система дает возможность вести тематический учет знаний, а экзамен также позволяет следить за работой каждого учителя и всей школы в целом.

Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/osnovnye_vidy_formy_i_metody_kontrolya/

Методы контроля и самоконтроля в обучении — Педагогика Библиотека русских учебников

Управление любым процессом предполагает осуществление контроля, т.е. определенной системы проверки эффективности его функционирования с кибернетических позиций контроль призван обеспечить внешний обратная связь (контроль педагога) и внутренний (самоконтроль. УЧН ния).

Контроль направлен на получение информации, анализируя которую педагог вносит необходимые коррективы в ход учебно-воспитательного процесса.

Это может касаться изменения содержания, пересмотра подхода к выбору фор м и методов педагогической деятельности или же принципиальной перестройки всей системы робототи.

Контроль бывает разных видов и форм, а также может осуществляться с помощью разнообразных методов

.

Методы контроля — это способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной и других видов деятельности учащихся и педагогической работы учителя доступным методом контроля является планомерное целенаправленное е и систематическое наблюдение учителя за деятельностью ученики.

Читайте также:  Роль наследственности в развитии личности

Как относительно самостоятельный этап, контроль в процессе обучения выполняет взаимосвязанные образовательную, развивающую и воспитательную функции

.

Образовательно-развивающее значение проверки знаний, умений и навыков выражается в том, что учащиеся не только получают, выслушивая ответы товарищей, но и сами активно участвуют в опросе, задавая вопросы, отвечаю кая на них, повторяя материал про себя, готовясь к тому, что каждый из них может быть опрошен в любой момент. Учебная роль проверки заключается и в том, что учащиеся слушают дополнительные объяснения или ком ентари учителя по поводу неудачной ответа ученика или неудовлетворительного усвоения материалу.

.

Воспитательная фун кция контроля состоит в приучении учащихся к систематической работе, в их дисциплинированности, выработке воли

Ожидание проверки заставляет учащихся систематически учить уроки, вызывает необходимость отказываться от развлечений и удовольствий, если они мешают готовить уроки

Систематический контроль повышает ответственность за выполненную работу не только учеников, но и учителя, приучает к опрятности, формулирует положительные нравственные качества и коллективистские отношения.

Кроме того, контрол ль помогает ученику самому разобраться в своих знаниях и способностях, т.е. формированию самооценки.

А это одних лишает излишней самоуверенности и самоуспокоенности, а другие начинают ясно осознавать св й недостатокки.

Теорией и практикой обучения установлены следующие педагогические требования к организации контроля за учебной деятельностью:

1) индивидуальный характер контроля, требует осуществления контроля за личной учебной работой и поведением каждого ученика. Результаты обучения отдельного ученика не отождествляются с результатом работы коллектива (группы или класса) и и наоборот;

2) систематичность, регулярность контроля на всех этапах процесса обучения, сочетание его с другими видами учебной деятельности учащихся;

3) разнообразие форм проведения контроля, обеспечивающих реализацию учебной и воспитательной функций контроля, повышение интереса учащихся к его проведению и результатам;

4) всесторонность, которая означает, что контроль должен охватывать все разделы учебной программы, обеспечивать проверку теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков учащихся;

5) объективность контроля, устраняет субъективные и ошибочные оценочные суждения и выводы учителя, основанные на недостаточном изучении школьников или предвзятом отношении к некоторым из них;

6) дифференцированный подход, учитывающий специфические особенности каждого учебного предмета и отдельных его разделов, а также индивидуальные качества учащихся и требует использования в соответствии с этими особенностями различной методики осуществления контроля и педагогического такта учителя

7) единство требований учителей, осуществляющих контроль за учебной работой учащихся в данном классе

Соблюдение этих требований обеспечивает надежность контроля и выполнение им своих задач в процессе обучения

На различных этапах обучения используются разнообразные виды контроля: предварительный, текущий, тематический, итоговый, а также формы его организации

.

Предварительный контроль направлен на выявление знаний, умений и навыков учащихся по предмету или раздела, который будет изучаться. В V и X классы приходят учащиеся с разным уровнем подготовки.

Чтобы спланировать свою работу, учитель должен зн нати, кто что может и которыми знания.

Это поможет ему определить, на каких моментах необходимо больше сосредоточить внимание, решения каких вопросов требует большего времени, а каких меньше, поможет определить инди видуальний подход к каждому. УЧНчня.

.

Текущий контроль осуществляется в повседневной работе с целью проверки усвоения предыдущего материала и выявления пробелов в знаниях учащихся. Осуществляется он с помощью систематического наблюдения учителя за работой ю класса в целом и каждого ученика в частности, на всех этапах обученияя.

.

Тематический контроль осуществляется периодически, после изучения темы или нового раздела и имеет целью систематизацию знаний учащихся. Этот вид контроля осуществляется на повторительно-обобщающих уроках и способствует подготовке д к контрольным мероприятиям: устных и письменных зачетовв.

.

Итоговый контроль проводится в конце четверти, полугодия, учебного года, а также после окончания обучения в начальной, средней и полной средней школе

По формам контроль делится на индивидуальный, групповой и фронтальный.

В учебном процессе в различных сочетаниях используются методы устного, письменного, практического (лабораторного), машинного контроля и самоконтроля учащихся

Устный опрос осуществляется в индивидуальной и фронтальной формах

Цель устного индивидуального контроля — выявление учителем знаний, умений и навыков отдельных учащихся. Ученику предлагается ответить на общий вопрос, который в дальнейшем разбивается на ряд конкретных, уточняющих.

Как правило, дня ответа и ученики приглашаются к доске. Дополнительные вопросы при индивидуальном контроле даются при неполной ответа ученика.

Если необходимо уточнить детали, проверить глубину знаний, или, если у учителя виникают ь сомнения при выставлении оценкиінки.

.

Устный фронтальный контроль (опрос) требует серии логически связанных между собой вопросов по небольшому объему материала

При фронтальном опросе учитель ожидает от учеников четких, лаконичных ответов с места. Используется он в основном с целью повторения и закрепления учебного материала на коротком промежутке ч времяу.

отношении индивидуального опроса фронтальный контроль имеет свои преимущества и недостатки. Преимущества заключаются в том, что он способствует активизации работы всего класса, позволяет опросить много учеников, сэкономить ты время.

При фронтальном опросе всем учащимся предоставляется возможность участвовать в дополнении, уточнении, подтверждении, исправлении, но после прослушанной ответа товарища.

Недостатки очевидны: не забей зпечуе проверки глубины знаний, возможны случайные удачные ответы учащиесянів.

.

Письменный контроль редко бывает индивидуальным, когда отдельным учащимся предлагаются контрольные работы по карточкам основном это фронтальные контрольные работы по математике, физике, химии, украинского и русского языка (диктант ты, переводы, произведения) и др.. Фронтальные и индивидуальные работы могут быть рассчитаны на весь урок или его часть. Письменные работы могут предлагаться также в форме отчетов, графических построений, карт да и ін.

.

Практический контроль используется на уроках рисования (в начальных классах), труда, физического воспитания, математики, физики, химии. В старших классах с этой целью проводятся лабораторные работы. На уроках математики. ВВИ ийснюють измерительные работы, на других — проверяют умение пользоваться приборами, вроде амперметра, вольтметра и иін.

Таким образом, этот метод необходим тогда, когда надо выявить сформированность тех или иных умений и навыков практической работы или двигательных навыков как, например, на уроках физкультуры и изобразительного искусств,. ЦТВ.

С развитием информационных технологий все шире используется машинный контроль распространенными являются виды программированного контроля, когда учащимся предлагается из нескольких вариантов возможных ответов выбрать правильный. Преимущества машинного контроля в его беспристрастности. ОДН нак, он не проявляет способа получения результата, затруднений, типичных ошибок и и ін.

.

Методы самоконтроля. Существенной особенностью современного этапа совершенствования контроля в школе является развитие у учащихся навыков самоконтроля за степенью усвоения учебного материала, умение самостоятельно находить допущенные ошибки неточности, а также способ устранения выявленных недостатковв.

Сочетание различных методов контроля получило название комбинированного или плотного контроля. Как правило, это сочетание устного и письменного опроса

Сущность его заключается в том, что к доске для ответа вызываются сразу несколько учеников, из которых один отвечает устно, другие готовятся к ответу у доски, часть учеников выполняет письменные задания по карточкам, а остальные участвует в опросе.

Преимущества этого метода в том, что он дает возможность основательной проверки знания нескольких учеников за незначительный промежуток времени: применяется, когда весь материал усвоен и есть необходимость проверить ведра азу нескольких ученики.

Источник: http://uchebnikirus.com/pedagogika/pedagogika_-_zaychenko_ib/metodi_kontrolyu_samokontrolyu_navchanni-1.htm

Ссылка на основную публикацию