Народная педагогика и этнопедагогика как научные понятия

1.1. Этнопедагогика как наука | Тема 1. Особенности этнопедагогики как междисциплинарной отрасли научно-педагогического знания | Раздел I Концептуальные основы этнопедагогики | Читать онлайн, без регистрации

1.1. Этнопедагогика как наука

Прежде чем рассматривать становление этнопедагогики России необходимо уяснить, что представляет собой этнопедагогика как научное понятие.

Слово этнопедагогика состоит из двух греческих слов: «этно» – первая часть сложных слов со значением, относящимся к народу, «…н-р, этнография, этнопсихология, этнолингвистика и др…» (словарь С.И. Ожегова) и «пайдогос» – детоводитель.

Так в Древней Греции называли раба, сопровождавшего ребенка в школу. Постепенно это слово приобретало несколько иное значение. Им стали называть процесс руководства духовным и физическим развитием человека.

Этнопедагогика по группе предметной области знания – гуманитарная. По способу отражения сущности знания – феноменалистская (т. е. наука, основанная на кантовском понятии: «… феномен – явление, которое возможно постигнуть посредством научного или обыденного, преимущественно чувственного опыта…»). По формам научного познания – теоретическая.

Важно отметить, что, возникнув и развиваясь в составе педагогического знания и имея тесные связи с другими науками, этнопедагогика является, прежде всего, наукой педагогической. Ее категориально – терминологический аппарат, включает значительное количество научных понятий педагогики, в исследованиях она использует методы педагогики, наряду с исследовательскими методами других наук.

Актуальность и значимость этнопедагогики обусловлена тем, что она отражает одну из главных «…тенденций в развитии гуманитарного научного знания – интеграцию научных областей с целью формирования комплексного системного представлении о человеке как объекте этнопедагогического воздействия».

Объект изучения этнопедагогики – народная педагогика и народная культура. Предметом этнопедагогики являются общие закономерности становления и развития традиционного народного воспитания определенного этноса и возможности использования его потенциала в современном образовании детей и молодежи.

В определении предмета этнопедагогики есть свои сложности. Этнос, его культура – сложнейший феномен. Он является объектом изучения ряда наук, в том числе и этнопедагогики. И каждая из них имеют в этом объекте свой особый предмет изучения.

И только совместные и скоординированные усилия различных отраслей знания, могут помочь понять это сложнейшее явление, раскрыть одну из важнейших сторон природы человека и, следовательно, понять законы и перспективы его развития, в том числе и в области этнопедагогики.

Кроме того, только во взаимодействии с другими науками этнопедагогика может уточнить свой собственный предмет.

Этнопедагогика охватывает разные области человеческого знания. С точки зрения происхождения этнопедагогика находится в предметном поле педагогики.

С точки зрения, социального проявления этнопедагогика частично входит в предметное поле истории, философии, этнографии, культурологии, социологии и др.

Развитие этнопедагогики, как и всякой другой науки, началось с зарождения первых этнопедагогических мыслей, простейших этнопедагогических знаний до теоретико-методологических концепций и обоснований.

Народная педагогика, как объект этнопедагогики, – это совокупность знаний и навыков воспитания, сохранившаяся в этнокультурных традициях, народном поэтическом и художественном творчестве, устойчивых формах общения и взаимодействия детей друг с другом и с взрослыми. Заключая в себе многовековую бытовую культуру воспитания, народная педагогика сохраняет общие черты, имеющиеся в воспитательных традициях разных народов.

Народная культура – зафиксированная в результатах и орудиях труда материальная и духовная деятельность человека, передаваемая от поколения к поколению: фольклор, героический эпос, музыкально-песенное искусство, традиции, предметы народных промыслов, орудия и способы их изготовления и т. д.

(определение каждого из этих компонентов имеется в этнографических словарях и справочниках). В исследовании проблем этнопедагогики мы рассматриваем именно народную культуру, абстрагируясь от того обстоятельства, что она может быть национальной, региональной, этнической, регионально-этнической и т.

 д.

Исследование становления этнопедагогики направлено на изучение отечественной этнопедагогической мысли с древних времен по настоящее время с целью выявления эмпирических обобщений, научно – практических, теоретико-методологических обоснований традиционного народного воспитания России.

Начальные этнопедагогические мысли получили развитие в глубокой древности. По мере накопления родоплеменными общностями опыта воспитания формировалась народная педагогика. До появления письменности народный опыт воспитания детей и молодежи обобщался, сохранялся и передавался новым поколениям при помощи фольклора, обычаев, традиций, обрядов, ритуалов, церемоний и др.

Официальная педагогика возникает в условиях государства. И воспитание здесь направлено на подготовку детей и молодежи в соответствии с целями и задачами, обусловленными социально – политическими, экономическими, культурными и др. потребностями государства в целом.

Это притом, что эти государства зачастую были многонациональными. В отличие от государственной педагогики, народная педагогика решает задачи связанные в первую очередь с существованием этноса, его социально – экономическими и культурными потребностями.

Первоначально научное педагогическое знание зародилось в философии. Формирующееся научное педагогическое знание, с самого своего возникновения, базируется на традиционных народных знаниях о воспитании детей и молодежи.

Этнопедагогическая мысль получила зарождение и развитие в фольклоре, а затем в русле научной педагогики.

XVII век это тот исторический период, который рассматривается в истории как период становления государств в современном их понимании, т. е. обладающими всеми теми функциями и институтами, что и современные государства.

Эти государства принципиально отличались от древних мононациональных государств, таких как Вавилон, Древний Китай, Ассирия, Иудея, Древний Египет, Киевская Русь и т. д.

Мононациональность определялась в первую очередь не отсутствием в данных ранних государствах иноплеменников, но тем, что социальное и правовое пространство таких государств, в первую очередь, ориентировалось на доминирующую нацию.

Понятие гражданина, как жителя государства вне зависимости от национальной принадлежности, складывается только в государствах современного типа. Даже в Римской Империи гражданами, обладающими всеми правами, была только незначительная часть многонационального государства.

Следует отметить, что истории известны так же государства, где правовое пространство ориентировано по религиозному признаку в ущерб всем остальным вероисповеданиям. При этом национальный признак становится вторичным.

В таких государствах педагогическая система хотя и направлена на социализацию граждан, но во многом нацелена на религиозные догмы и положения.

Необходимо помнить, что государства современного типа в силу своих основных социальных функций и необходимости поддержания правового пространства, не могут решать только специфически узко национальные проблемы и задачи.

Но игнорирование интересов той или иной нации в государстве современного типа, всегда ведут к бунтам и гражданским войнам: восстание Гарибальди, польское восстание в России, борьба басков в Испании, освободительные движения в Африке, Юго-восточной Азии, Индии, национальные выступления в СССР: Казахстан, Грузия, Абхазия и др.

Но вместе с тем, следует заметить, что такое «игнорирование» не полностью бессмысленно. Оно имеет право на существование в те моменты истории, когда опасность угрожает существованию самого государства. В этом случае перед лицом общей опасности расовые, национальные, этнические, религиозные и иные различия отступают на задний план.

Поразительный пример такого «игнорирования» расовых и иных различий приведен в древнеиндийском эпосе Рамаяна, где «люди-обезьяны», «люди-медведи» во главе с героем Рамой и его братом выступают против общего врага ракшаса Раваны.

В XVII веке, благодаря английскому философу и естествоиспытателю Френсису Бэкону (1561–1626), педагогика впервые была вычленена из системы философских знаний и начала приобретать признаки самостоятельной научной дисциплины. В 1623 г. ученый пишет свой трактат «О достоинствах и увеличении наук». В нем он предпринимает попытку классифицировать науки.

В качестве отдельной области научного знания называет педагогику, под которой понимает «руководство чтением». В этом же столетии статус педагогики как самостоятельной науки был закреплен трудами и авторитетом выдающегося чешского педагога Я.А. Коменского (1592–1670).

В 1631 году было опубликовано его выдающееся произведение «Великая дидактика», положившее начало науке о процессе обучения.

В России заслуга научного обоснования использования народной педагогики и народной культуры в воспитании детей и молодежи, формирования научной педагогики принадлежит, прежде всего, К.Д. Ушинскому.

В России долгое время народную педагогику понимали преимущественно как практику традиционного народного воспитания и потому не связывали с педагогической теорией, с педагогикой как наукой. Для практики воспитания в русской педагогической литературе XIX в. употреблялся иной термин – «педагогия».

Именно с «педагогией» соотносил значение народных игр их крупнейший отечественный исследователь Е.А.Покровский. Постепенно слово «педагогия» было вытеснено термином «педагогика», расширившим свое значение и обозначившим теперь не только науку, но и практику воспитания, всю сферу педагогической культуры.

Произошло явление, общее для всей терминологии: первому употреблению термина обычно стремятся придать четкую однозначность, но по мере употребления он обрастает все новыми оттенками значений, а затем и самостоятельными новыми значениями. Особенно характерно это для терминов из сфер общественной и культурной жизни, включая педагогическую.

Этнопедагогические знания, были неотъемлемой составляющей педагогики на протяжении всей истории человечества. Они были как бы фундаментом, на котором строились педагогические системы выдающихся педагогов Конфуция, Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского и мн. др.

В дореволюционной России этнопедагогическая мысль развивалась достаточно активно. Почти полному забвению исследования проблем народной педагогики была преданы в Советском Союзе. Развитие этнопедагогической мысли в этот период хотя и продолжалось, но в очень незначительной степени.

Актуализация этнических проблем, в том числе и в области воспитания, в СССР началась в 60–80 г.г. XX века. И этому послужили объективные причины социально – политического и культурного характера. Многие этносы были в этот период оторваны от своей традиционной народной культуры и родного языка.

Естественно, они рассматривали существующий порядок как незаконный и стремились отстаивать свои национальные права. Национальная напряженность проявлялась во многих регионах, произошли и массовые выступления: «…например в 70-х – начале 80-х гг. в Грузии, Абхазии, Северной Осетии, Якутии.

Но известны они были только специалистам. Этнографы и социологи знали, что на территории СССР существуют многочисленные узлы межнациональных противоречий, которые в любой момент могут вспыхнуть – Абхазия, Нагорный Карабах, Южная Осетия и многие другие».

Народы, составляющие единую советскую общность, хотели знать свой язык свою культуру использовать в воспитании детей вековые традиции своих предков. Это и стало основной причиной для активного исследования в 70 – 80 г.г. учеными: В.А Сухомлинским, Б.А. Александровым, В.Х.Арутюнян, В. Ф. Афанасьевым, Г.Н.Волковым, А.Ш.

Гашимовым, К.Ш. Ахияровым, Я.И. Ханбиковым и др. воспитательного потенциала традиционных народных культур, в том числе и педагогических.

В 1974 году выходит монография Г.Н.Волкова «Этнопедагогика», которая положила начало этнопедагогике как самостоятельной области научного знания. Академик Г.Н. Волков вводит в науку фундаментальное понятие: «этнопедагогика.

Выделение этнопедагогики в самостоятельную область научного знания не было случайностью, это был закономерный процесс развития научного знания, вступившего в следующий этап своего развития, обусловленный социально – политическими и культурными условиями.

Этнопедагогика междисциплинарная отрасль научно-педагогического знания. Междисциплинарные исследования – способ организации исследовательской деятельности, предусматривающий взаимодействие в изучении одного и того же объекта представителей различных дисциплин.

В нашем случае, объект изучения этнопедагогики – народная педагогика и народная культура изучаются также и другими науками: философией, этнографией, культурологией и др.

В настоящее время междисциплинарные исследования рассматриваются, прежде всего, как проблема исследовательской практики и перевода ее результатов в систему знания.

Что понимают под этнопедагогическим знанием современные ученые. В научных исследованиях дается такое его определение: – «это такое знание, сущность которого имеет познавательное и воспитательное значение в педагогической культуре конкретного этноса особым образом преобразованное, трансформированное знание об этническом воспитании…».

На наш взгляд, в содержание этнопедагогического знания входят понятия: о действительности и общей этнической картине мира, многообразии и специфичности традиционных этнических культур и их взаимодействии; об идеалах и духовно-нравственных ценностях; этносоциальном окружении, языке, религии; о труде как основе человеческого бытия; земле как доме человечества; человеке как части природы; преемственности поколений, культе предков; семье как непреходящей ценности; системе родственных отношений; сущности этносоциальных ролей; механизмах регулирования отношений между субъектами этноса; традициях, обычаях, обрядах, народном этикете, религии, общественном мнении как регуляторах нравственного поведения человека и др.

Читайте также:  Особенности педагогической деятельности

Исследователь методологических проблем этнопедагогики Кожахметова К.Ж. считает, что эти знания выполняют три функции:

первая функция этих знаний состоит в том, что они служат основой представлений о действительности и общей этнической картине мира.

При этом этническая картина мира выступает как центральное понятие ряда культурологических и этнологических подходов, согласно которым члены данного общества (этнической общности) придерживаются единой познавательной ориентации.

Роль этих знаний огромна в формировании этнического мировоззрения подрастающего поколения и их необходимо включать в содержание этнического воспитания;

вторая функция знаний состоит в их роли ориентира при определении человеком направления своей деятельности – практической или духовной, они служат базой формирования отношения к объектам действительности. В соответствии с этой функцией автор выделяет систему средств этнического воспитания: воспитательные традиции, обычаи, обряды, правила, которые составляют основу этносоциальных ролей;

третья функция заключается в познании сложной системы родственных отношений, сущности этносоциальных ролей и их значений в регулировании отношений между субъектами этноса, в познании своей родословной. В основу этой группы знаний исследователем положена идея о воспитательном значении родственных отношений, которые регулируются системой норм, составляющих ядро обычаев и традиций.

Исследование становления этнопедагогики направлено на изучение, анализ фольклора, традиций, обычаев, церемоний, обрядов, летописей, ранних педагогических памятников, трудов выдающихся ученых, классиков педагогической науки, этнографических материалов и др. с целью выявления и обобщения этнопедагогических знаний о традиционном народном воспитании подрастающих поколений русского народа и предполагает решение следующих задач:

• выявление предпосылок зарождения этнопедагогических знаний;

• познание творческой взаимообогащающей взаимосвязи народной педагогики и педагогических идей выдающихся зарубежных педагогов и мыслителей;

• определение этапов развития этнопедагогики в России в контексте исторических, культурно-политических, этнологических процессов;

• изучение влияния особенностей развития русского этноса, его культуры и религии на становление этнопедагогической мысли России с древнейших времен до начала XX века;

• анализ русского фольклора с целью выявления в его произведениях обобщений традиционного народного воспитательного опыта детей и молодежи;

• изучение педагогического наследия выдающихся российских ученых: педагогов, этнологов, философов и др. с целью выделения в нем этнопедагогических знаний и опыта их применения в воспитании и обучении детей;

• определение особенностей становления этнопедагогики как междисциплинарной отрасли научнопедагогического знания, тенденций ее развития в XX – начале XXI века;

• получение знаний об обогащающей роли народной педагогики и народной культуры в совершенствовании обучения и воспитания подрастающего поколения на современном этапе;

• определение состояния этнопедагогики как самостоятельной отрасли научного знания на современном этапе ее развития.

В течение многих столетий народ отработал систему формирования у детей и молодежи духовных ценностей, идеалов, эффективных методов и приемов приобщения их к жизни и труду.

Знание богатого воспитательного потенциала народной педагогики и народной культуры необходимо не только для осмысления и сохранения исторической памяти этносов, но и для использования его лучших традиций в педагогической практике сегодняшнего дня.

Источник: http://velib.com/read_book/nezdemkovskaja_galina_vadimovna/stanovlenie_ehtnopedagogiki_rossii/razdel_i_konceptualnye_osnovy_ehtnopedagogiki/tema_1_osobennosti_ehtnopedagogiki_kak_mezhdisciplinarnojj_otrasli_nauchno_pedagogicheskogo_znanija/11_ehtnopedagogika_kak_nauka/

Народная педагогика

система семейного и общественного воспитания, основанная на национально-исторических особенностях конкретного народа, его традициях, обычаях, вере, и отражающая его менталитет, психологический склад и эмоционально-эстетические пристрастия. В этом смысле народную педагогику называют родительской педагогикой.

В понятие «народная педагогика» входит также научной знание, описывающее эту систему и ее особенности. В этом случае народную педагогику нередко называют этнопедагогикой (этнической педагогикой). Народная педагогика является частью народной культуры, существует как прикладная философия, т.е.

как система воспитательных взглядов народа (нации), его миропонимание в сфере человеческого становления. Это народная мудрость, зафиксированная самим народом в различных жанрах фольклора.

Народная педагогика аккумулировала в себе основные педагогические идеи многовекового опыта народа: сотрудничество в совместной жизнедеятельности, заботу во взаимной зависимости, духовную самоотдачу и милосердие, возвышение духовных потребностей над «земными» и многое другое.

Народная педагогика может содержать в себе не только положительные позиции (методы воспитания, содержание, виды деятельности), но и отрицательные, консервативные в виде предрассудков, жестокости. Работая с учеником и семьей, педагоги образовательного учреждения необходимо учитывают «родительскую педагогику».

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

совокупность знаний и навыков воспитания, передающаяся в этнокультурных традициях, народном поэтическом и художественном творчестве, устойчивых формах общения и взаимодействия детей друг с другом и со взрослыми. Заключая в себе многовековую бытовую культуру воспитания, Н.п. сохраняет общие черты, имеющиеся в воспитательных традициях разных народов.

Одним из определяющих компонентов воспитания в Н.п. выступает передача некоторых традиций в процессе взаимодействия поколений. С древнейших времен сохранились традиции ухода за малолетними детьми, воспитания подростков и юношества, подготовки к семейной жизни. В народном сознании четко выражены идеи необходимости, природосообразности и непрерывности воспитания, отраженные в фольклоре.

В Н.п. прослеживаются логическая стройность и системность. Традиционные представления о ребенке как субъекте воспитания в Н.п. реализовались в особом внимании и заботливом отношении к детям, в т.ч. к сироте, приемышу, падчерице, пасынку и пр. Достаточно полно представлены факторы воспитания: природа, слово, труд, быт, обычай, традиции, искусство, религия, общение, игра, пример.

Важнейшая роль отводилась приобщению ребенка к языковой культуре. Словесному воздействию придавался особый (иногда магический) смысл (поверье, просьба, совет, намек, пожелание и пр.). В традиционной педагогике всех народов последовательно проводится идея полного педагогического цикла (человек рождается внуком, умирает дедом).

Конкретные цели воспитания воплощались в образе идеального человека («добрый молодец», «умница-красавица» и т.д.) и в виде добродетелей, в которых просматривается традиционное народное понимание педагогических функций: развитие ума, воспитание честности, порядочности, трудолюбия и т.д. Идеалы совершенной личности у разных народов очень близки друг другу.

Они включают ум, красоту, нравственные достоинства, физическую силу (здоровье), выносливость. В Н.п. учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей. В народных традициях имеют место и своеобразные формы организации жизни и самодеятельности детей и молодежи: трудовые объединения, вечерки, праздники с многочисленными состязаниями, театрализованными представлениями, маскарадом.

В истории Н.п. можно выделить особые этапы, связанные с формированием этнокультурных общностей, а также с изменениями в распределении воспитательных функций. Первым и гл. лицом в традиционном воспитании первоначально была мать.

На протяжении длительного времени старшие братья и сестры имели важнейшее значение в воспитании, роль отца как воспитателя утвердилась только после возникновения института семьи. В рамках рода и племени семья являлась средоточием народной педагогики — идей, традиций, опыта. В процессе формирования общественных образовательных институтов Н.п. прочно сохраняла свои позиции.

Переход воспитательных функций в ведение государства оказывал разрушительное воздействие на Н.п.: утрачивались национально-педагогические традиции, самобытные формы воспитания. Н.п. представляет собой лишь часть целостного фольклорного сознания. Задача педагогики состоит в выделении и систематизации элементов педагогической системы без изменения оригинального характера Н.п.

Развитие педагогической науки во многом определялось содержанием Н.п., т.к. научная педагогика основывалась на сложившихся воспитательных традициях, в педагогической практике отражался опыт народного воспитания. В рос. педагогической теории термин «Н.п.» впервые употребил (1864) К.Д. Ушинский. Идеи и традиции Н.п. нашли отражение в педагогических трудах Н.Ф. Бунакова, П.Ф. Каптерева, Д.

Д. Семенова и др. Удачный опыт соединения традиционного воспитания с педагогической теорией продемонстрировали Яснополянская школа Л.Н. Толстого и Симбирская чувашская учительская школа И.Я. Яковлева. Во 2-й половине 20 в. тенденции демократизации системы образования во всем мире способствуют возрождению мн. традиционных форм воспитания.

Источник: Хрестоматия-педагогический словарь библиотекаря

совокупность знаний и навыков воспитания, передающаяся в этнокультурных традициях, нар. поэтич. и худож. творчестве, устойчивых формах общения и взаимодействия детей друг с другом и со взрослыми. Заключая в себе многовековую бытовую культуру воспитания, Н.п. сохраняет общие черты, имеющиеся в воспитат. традициях разных народов.

Источниками изучения Н.п. являются фольклор, этнографич. и антропологич.материалы, археологич.находки, мемуарная лит-ра и др. Нормативные требования Н.п. преим извлекаются из устного нар. творчества (т и фольклорная педагогика) Представленная в фольклорных текстах и обрядности, Н.п. в совокупности составляет целостную воспитат. систему.

Одним из определяющих компонентов воспитания в Н.п. выступает передача нек-рых традиций в процессе взаимодействия поколений.

С древнейших времен сохранились традиции ухода за малолетними детьми, воспитания подростков и юношества, подготовки к семейной жизни, а также соответствующие устойчивые дидактич.

принципы Особенно плодотворны идеи и опыт Н.п. в дошк. воспитании, как общественном, так и семейном.

В нар. сознании четко выражены идеи необходимости, природосообразности и непрерывности воспитания Необходимость воспитания человека основана на наблюдениях за живой природой, в фольклорных текстах разл. народов имеется много метафор, передающих конкретные пед.

представления «цветок», «отросток», «побег», «поросль», «семя» и т. д. Положения о возможности воспитания и непрерывности пед.традиции реализовались гл. обр. через устное нар. творчество. Произведения фольклора, часто описывающие ист. события, являлись не только носителями пед.

идей, но и своего рода дидактич. материалом.

В Н.п. прослеживается логич.стройность и системность. Пед.понятия народов четко определены питание, вскармливание, уход, пестование, наставление и др. Традиц.представления о ребенке как субъект воспитания реализовались в Н.п. в особом внимании и заботливом отношении к детям, в т.ч.

к сироте, приемышу, падчерице, пасынку, в попытках разумно регулировать взаимоотношения детей и взрослых, старших и младших Достаточно полно представлены факторы воспитания природа, слово (мысль), труд (действие, дело, деятельность), быт, обычай, традиция, иск-во, религия, общение, игра, пример Важнейшая роль отводилась приобщению ребенка к языковой культуре Словесному воздействию придавался особый (иногда магический) смысл (поверье, просьба, совет, намек, пожелание, благословение, заклинание, зарок, клятва, упрек, укор, уговор, запрет, брань, угроза, проклятие и др) В традиц.педагогике всех народов последовательно проводится идея полного пед.цикла (человек рождается внуком, умирает дедом) Конкретные цели воспитания воплощаются в образе идеального человека (напр., «добрый молодец», «умница-красавица» у русских, «настоящий джигит» у горцев, «честно живущий человек» у чукчей) и в виде добродетелей (напр., «три добра — доброе слово, доброе намерение, доброе дело» у таджиков, «семь добродетелей» — согласие, ум, трудолюбие, покладистость, бережливость, честность, верность у чувашей) В этих идеалах просматривается традиц. нар. понимание пед.функций развитие ума, воспитание честности, порядочности, благородства, человечности, трудолюбия и др. Идеалы совершенной личности у разных народов очень близки друг другу Они включают ум, красоту, нравств. достоинства, физич. силу (здоровье), выносливость. В Н.п. учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей, т.н. материнская педагогика, содержащая многообразные средства воспитания детей мл. возраста, предусматривает сочетание словесного и эмоционального воздействия (потешки, пестушки, считалки, скороговорки, прибаутки и т п) с физич. упражнениями. В нар. традициях имеют место и своеобразные формы организации жизни и самодеятельности детей и молодежи трудовые объединения, вечерки, праздники с многочисл. состязаниями, театрализов представлениями, маскарадом.

В истории Н.п. можно выделить особые этапы, связанные с формированием этнокультурных общностей, а также с изменениями в распределении воспитат. функций Первым и главным лицом в традиц.

воспитании первоначально была мать На протяжении длительного времени старшие братья и сестры имели важнейшее значение в воспитании, роль отца как воспитателя утвердилась только после возникновения института семьи Взаимодействие воспитуемых и воспитателей достаточно сложно и в каждом конкретном обществе имеет свои особенности В рамках рода и племени семья являлась средоточием нар. педагогики — идей, традиций, опыта В процессе формирования обществ.образоват.институтов Н.п. прочно сохраняла свои позиции Введение массового обучения в гос. образоват.учреждениях несколько ограничило ее влияние, но в то же время, обусловливая взаимодействие Н.п. с пед.наукой, шк практикой, дало толчок к обогащению нар. опыта воспитания новыми сведениями Однако переход воспитат. функций в ведение гос-ва оказывал одновременно разрушительное воздействие на Н.п. утрачивались нац -пед.традиции, самобытные формы воспитания.

Читайте также:  Важные уроки – принципы здоровья

Н.п. представляет собой лишь часть целостного фольклорного сознания Задача педагогики состоит в выделении и систематизации элементов пед.системы без изменения оригинального характера Н.п. Развитие пед.науки во многом определялось содержанием Н п, т к науч. педагогика основывалась на сложившихся воспитат. традициях, в пед.

практике отражался опыт нар. воспитания В классич.педагогике проблемы взаимодействия теории воспитания и нар. пед.

традиций, пути проникновения идей Н и в культурное сознание рассмотрел Я А Коменский в трудах «Мудрость старых чехов», «Материнская школа», «Великая дидактика» На традиции семейного воспитания опирался И Г Песта-лоцци («Лингард и Гертруда», «Как Гертруда воспитывает своих детей») Непосредственным развитием положений Н и являются принцип культуросо-образности воспитания, разработанный Ф А В Дистервегом, и идея народности воспитания, определяющая пед.систему К.Д. Ушинского. Своеобразное преломление опыт традиц.воспитания получил в ведущих пед.направлениях 20 в, в т.ч. в педагогической антропологии.

В рос. пед.теории термин «Н и » впервые употребил (1864) Ушинский в метод руководстве для учащих по его книге «Родное слово» Подчеркивая воспитат. значение рус.

сказок, педагог назвал их «первыми и блестящими попытками русской народной педагогики» Идеи и традиции Н и нашли отражение в пед.трудах Н Ф Бунакова, II Ф Каптерева, Д Д Семенова и др. Удачный опыт соединения традиц.воспитания с пед.

теорией продемонстрировали Яснополянская школа Л Н Толстого и Симбирская чуваш. учит школа И Я Яковлева

Во 2-й пол 20 в тенденции демократизации системы образования во всем мире способствуют возрождению мн традиц.форм воспитания Н и находит отражение не только в устной традиции, но и в худож. творчестве, науч.

-просветительской деятельности, публицистике, что способствует обогащению общечеловеческой пед.культуры Одним из наиб.

плодотворных направлений в истории педагогики становится изучение эволюции Н п, зависимости ее от конкретных условий жизни народа, расшифровки забытых подтекстов, точного воспроизведения утерянного смысла пед.культуры народа

Лит Ханбиков Я И, К изучению нар. педагогики, «Доклады АПН РСФСР», 1961, №3, Егоров Д E Нар. пед.традиции в наследии Я А Коменского (на чуваш. яз), в кн Ян Амос Коменский и современность, Чебоксары, 1970, ХадиковХ X, К вопросу о специфике нар.

воспитания, в кн Единство национального и интернационального в коммунистич воспитании, Орджоникидзе, 1971, Волков Г Н, Идея совершенного человека в народном воспитании, СП, 1971, № 10, Краевский В В, Соотношение педагогической науки и педагогической практики, M, 1977, Сухомлинский В А, Родительская педагогика, M 1978 Суслопарова Л Д, Семейные традиции, M, 1979, ВасильцоваЗ П, Мудрые заповеди народной педагогики, M, 1983, С т с л —маховичМ И, Народная педагогика, К, 1985 (на укр яз); S t о] a n S, А 1 с х-s a n d г. u P, Pedagoie §1 Folclor Gmdirea pedagogica a poporului, reflectata su deosebire in proverbe §1 zicaton, Buc, 1978 Г Н Волков

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Источник: http://didacts.ru/termin/narodnaja-pedagogika.html

Предмет педагогики, этнопедагогики, основные понятия

Инфоурок › Другое › Презентации › Предмет педагогики, этнопедагогики, основные понятия.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Предмет педагогики, этнопедагогики, основные понятия.

2 слайд Описание слайда:

План: 1. Этнопедагогика как наука и учебный предмет. 2.Методологические основы этнопедагогики, ее связь с другими науками. 3. Функции воспитания этнопедагогики: развитие детского ума.

3 слайд Описание слайда:

Литература: Волков. Г.Н. Этнопедагогика / Г.Н. Волков. Чебоксары, 1974. Волков, Г.Н. Этнопедагогика / Г.Н. Волков. М.: Академия,1999. Этнопедагогика / B.C. Кукушкин М.-Воронеж, 2002 Этнопсихология / Т. Г. Стефаненко. М., 2003. Этнопсихологический словарь под ред. В.Г.Крысько, М. 1999

4 слайд Описание слайда:

Этнопедагогика как часть педагогической науки исследует закономерности и особенности народного (этнического) воспитания. По определению Г.Н.Волкова, предметом этнопедагогики является педагогическая культура рода, этносоциума, нации или народности.

«Этнопедагогика» и «народная педагогика» два близких по смыслу термина: народная педагогика — это воспитательные традиции конкретной этнической группы; этнопедагогика — обобщенное понятие, означающее сравнительный анализ воспитательных традиций различных народов. 1.

Этнопедагогика как наука и учебный предмет.

5 слайд Описание слайда:

Этнопедагогика (наука о воспитании детей) — отрасль педагогической науки, занимающаяся: исследованием своеобразия целей, задач, методов, приемов и способов воспитания и обучения, традиционных для конкретных народов (народная педагогика); сравнительным изучением специфики обучения и воспитания, существующей у различных народов; анализом влияния национальной психологии на обучение и воспитание представителей тех или иных этнических общностей; учетом закономерностей этого процесса в организации и осуществлении педагогического и обучающего воздействия.

6 слайд Описание слайда:

Впервые термин «этнопедагогика» был использован в 1972 году академиком Г.Н.Волковым. Программы по этнопедагогике в советское время разрабатывались в Чебоксарах, в Москве, в педагогических вузах Северного Кавказа.

В истории отечественной педагогики было немало имен, сопричастным попыткам использовать народную мудрость и вопитательный опыт в классических образовательных учреждениях: И.К.Марджани, Б.В.Гаспринский, К.Настири, С.Михайлов, И.Яковлев, И.

Михеев, С.Шацкий, П.Блонский и др.

7 слайд Описание слайда:

Методология- учение об идейных позициях этой науки, общей концепции принципов построения, форм, методов, способов и приемов познавания ею своего объекта исследования. 2. Методологические основы этнопедагогики, ее связь с другими науками

8 слайд Описание слайда:

Методологические принципы : Принцип детерминизма показывает причинную обусловленность психологии нации и ее зависимость от объективных природных, экономических, социальных, культурных и иных факторов, имевших место в формировании той или иной этнической общности.

Для того, чтобы правильно осмыслить конкретный этнопсихологический феномен, необходимо понять наиболее общие и специфические условия, его породившие.

Принцип гносеологического подхода к анализу и осмыслению национально-психологических особенностей людей ориентирует на тщательное изучение и сопоставление социально-исторического своеобразия процессов развития одной нации или народа в отличие от других.

9 слайд Описание слайда:

Принцип личностного подхода требует учитывать при изучении любых этнопсихологических феноменов, что их носителем всегда является , во-первых, конкретная личность, и во-вторых, представитель конкретной этнической общности, с характерными для него чувствами, мыслями, волей, ценностными ориентациями и т.д.

Нужно постоянно принимать во внимание ото факт, что в психологии каждого человека присутствует и конкретно личностное и национально особенное, проявляющееся в единстве и противоречивости своего содержания.

Принцип единства сознания и деятельности вооружает этнопсихологов правильным пониманием сущности проявления этнопсихологических феноменов в зависимости от закономерностей того или иного вида деятельности, в которую вовлечен представитель национальной общности.

10 слайд Описание слайда:

Методы изучения национальной психики: Наблюдение; Эксперимент (ассоциативный и естественный); Беседа; Опрос; Обобщение результатов деятельности; Метод «подбора черт» и «свободного описания»; Метод изучения этнических стереотипов; Метод моделирования и др.

11 слайд Описание слайда:

Связь этнопедагогики с другими науками- ее взаимодействие с другими отраслями знаний, которое обуславливается необходимостью объединения усилий многих исследователей в интересах изучения сходного объекта — явлений, выступающих следствием взаимодействия, общения, взаимоотношений и поведения людей в составе этнических общностей. Этнопедагогам помогают этнография и социология, историческая наука, политология, лингвистика, биология, экология, психология, антропология, этнопсихология

12 слайд Описание слайда:

Важнейшая цель этнопедагогики — достижение гармонии природно-биологического, социального и духовного в развитии человека. Достижение гармонии — многоступенчатый и многогранный процесс, происходящий в условиях измеряемых и неизмеряемых явлений.

Смысл этнопедагогического воспитания — укрепление преемственности поколений для вековых гуманистических традиций народа, в конечном итоге — осознание принадлежности своим корням. Народ хотел видеть в каждом ребенке комплекс социально-этических качеств.

В основе народной педагогики лежит триада «УМ-ДОБРОТА-ТРУДОЛЮБИЕ» 3. Функции воспитания этнопедагогики: развитие детского ума

13 слайд Описание слайда:

В педагогической мудрости народа наблюдается достаточно широкий спектр фольклорных средств воспитания: пословицы — для социально-этического; загадки — для умственного; песни — для эстетического патриотического; сказки — для разных видов воспитания.

14 слайд

Общая информация

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Источник: https://infourok.ru/predmet-pedagogiki-etnopedagogiki-osnovnie-ponyatiya-2207137.html

Этапы становления и особенности развития этнопедагогики (стр. 1 из 3)

Реферат на тему:

«Этапы становления и особенности развития этнопедагогики»

В России объективно все более возрастает интерес к этническим проблемам. От их решения во многом зависят конструктивность национальной политики государства и, следовательно, ориентиры обучения и воспитания подрастающих поколений.

Этнопедагогические аспекты — зона пересечения различных, нередко полярных интересов. Государство заинтересовано, чтобы система образования была в известном смысле инструментом консолидации этнически разнородного населения.

И эту важную задачу отчасти призвана решать этнопедагогика, предметом которой является такой сложный социально-культурный феномен, как народная педагогика.

Первые элементы этнопедагогического знания зародились в период образования начальной этнической общности — племени. На протяжении истории развития человеческого общества этнопедагогическое знание постоянно развивалось, пополняясь новыми элементами.

Некоторые исследователи не проводят четкой границы между этнопедагогикой и народной педагогикой и зачастую, описывая традиционный народный воспитательный опыт, используют термин «этнопедагогика». Принципиальное различие между этими научными понятиями определил академик РАО Г.Н.

Волков: если народная педагогика имеет отношение к опыту и эмпирическим сведениям и знаниям по вопросам воспитания, которые обычно распространяются устно, то этнопедагогика — сфера теоретической мысли, сфера науки.

Народная педагогика — это исторически сложившаяся совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, героическом эпосе, своде правил традиционного поведения и воспитания, обычаях, обрядах, традициях, детских играх и игрушках.

Народная педагогика содержит как идеал воспитания, так и пути и средства его достижения. Ценности народной педагогики помогают направить современный учебно-воспитательный процесс на формирование этнического самосознания у подрастающих поколений, развитие у них понимания роли своего народа, этнической группы в социальном окружении, мировой культуре [1].

Народная педагогика является основным объектом науки этнопедагогики.

В народной педагогике превалирует эмпирика, в ней много ценных фактов и оригинальных идей, но нет целостной системы, взглядов, обобщающей теории, а этнопедагогика представляет собой научный взгляд на явление, в ней анализируются социальные и педагогические процессы, взаимосвязи, взаимодействия, взаимовлияния педагогики с образовательно-воспитательными традициями того или иного этноса.

Народная педагогика не является наукой, так как она представляет собой не систему научных взглядов на воспитание человека, а совокупность эмпирических знаний, проверенных практикой воспитания многими поколениями, органично соединенными с жизнью и трудом ребенка. Таким образом, по словам Г.Н.

Волкова, этнопедагогику можно было бы, в общем и целом представить как историю и теорию народного (естественного, обыденного, неформального, нешкольного, традиционного) воспитания.

Этнопедагогика — наука об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этических и эстетических воззрениях на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации.

Имеются две наиболее распространенные взаимоисключающие точки зрения, касающиеся специфики этнопедагогики как науки. Одна из них сводится к обоснованию того, что в этнопедагогике объединены элементы разных наук (философии, антропологии, психологии, педагогики, культурологии и др.

), что она по существу — междисциплинарная область научного знания. Другая исходит из того, что это — самостоятельная отрасль научного знания.

Кроме того, различные ученые утверждают, что этнопедагогика — это: прикладная наука; отраслевая наука; учебная дисциплина; интегральная область научного гуманитарного знания.

На наш взгляд, этнопедагогика — междисциплинарная область научного знания, сформировавшаяся на стыке философии, педагогики, этнографии, этнокультуры, этнопсихологии, изучающая традиционную культуру и педагогику этнических общностей с целью выявления общих закономерностей их становления и развития, возможностей использования их богатого воспитательного потенциала в современных учебно-воспитательных системах. Необходимо заметить, что в современных педагогических представлениях часто бытует мнение, что исторический опыт предшествующих эпох следует изучать для того, чтобы все лучшее использовать сегодня. Историю народной традиционной культуры и педагогики, безусловно, необходимо знать, но не столько для того, чтобы непосредственно использовать в учебно-воспитательной практике, сколько для того, чтобы создать педагогическое знание, отвечающее потребностям современности.

Появление множества научных исследований «на стыке» разных наук — зримая примета двадцатого столетия. С точки зрения происхождения, этнопедагогика находится в предметном поле педагогики.

Читайте также:  Основные характеристики урока

С точки зрения социального проявления, этнопедагогика охватывает разные области человеческого знания — философию, антропологию, психологию, этнографию, культурологию и др. — и, таким образом, частично входит в предметное поле и этих наук.

Как область научного знания этнопедагогика находится в стадии становления и не обладает устоявшимся понятийно-категориальным аппаратом.

Зарождение начальных элементов этнопедагогических знаний относится к периоду родоплеменных общностей. Обобщение этнопедагогических знаний на этом этапе происходило в произведениях устного народного творчества: сказках, легендах, былинах, пословицах, поговорках, а также в традициях, обычаях, обрядах и т.д.

Племена были первой в истории человечества этнической общностью. Традиционная педагогическая культура племен уже включала в себя достаточно отработанные цели и идеалы воспитания, методы, средства обучения и воспитания.

Целенаправленно формировались также эт-нопедагогические знания: об истории происхождения рода, о героических делах предков, традициях, обычаях.

Молодежь знакомили с преданиями, сказаниями, песнями, раскрывающими суть идеологических установок своего времени (о защите сородичей, родовой земли, свободы даже ценой своей жизни; об уважении предков; необходимости быть достойными их и др.).

Чувство связи с достойными героическими предками, осознание себя их соплеменниками, убеждение в необходимости принесения в жертву своей жизни во имя защиты родной земли и своих сородичей — все это становится неотъемлемыми элементами мировоззрения и этнического самосознания.

Прослеживается тенденция этнизации народного воспитания, способствующая формированию самосознания и самобытности детей и молодежи. Воспитание пополняется элементами этнического содержания.

Например, идеалы харизматических и культурных героев наделяются чертами, наиболее характерными для этого племени; вводятся специфические обряды посвящения во взрослую жизнь, выявляющие готовность защищать свое племя, зачастую включающие испытания на способность переносить физическую боль; своеобразные, приобретающие этническую окраску системы военно-физической подготовки и др. Вместе с тем целенаправленно формируются такие нравственные качества личности, как готовность защищать свою землю, свой народ, преданность своему племени, мужество, отвага, стойкость.

Археологические исследования свидетельствуют, что примерно в IV тысячелетии до н.э. возникли шумерские города-государства Аккад, Вавилон, Ассирия. Их населяли крупные этносы со своей неповторимой культурой.

Постепенно происходила дифференциация этнопедагогического знания в соответствии с особенностями этнических культур. Формирующие государственные системы воспитания наследовали этнические характеристики, которые были развиты и усовершенствованы в новых условиях.

Развитие письменности явилось важнейшим условием повсеместного распространения школ.

Ранние государства использовали в них опыт традиционного народного воспитания для формирования у детей и молодежи этнического самосознания, чувства преданности своему народу, готовности защищать свою землю, мужества, смелости, стремления к сохранению территориального и государственного единства.

Наиболее ранними считаются письменные обобщения традиционного педагогического знания вообще и этнопедагогического в частности, приведенные в древних письменных памятниках: «Законах царя Вавилонии Хаммурапи» (1792— 1750 гг. до н.э.), «Законах Ассирии» (вторая половина II тыс. до н.э.

), «Летописи ассирийского царя Ашшурбанипала» (669— 633 гг. до н.э.), «Книге притч иудейского царя Соломона» (965—928 гг. до н.э.) и др.

Они позволяют составить представление об организации школьного образования, содержании и методах обучения и воспитания детей в учебных заведениях тех времен.

Обучение везде основывалось, прежде всего, на народных воспитательных традициях предков. Древние источники свидетельствуют о достаточно большом объеме существовавших в то время этнопеда-гогических знаний.

Немало часов отводилось заучиванию преданий, сказок, легенд, а также усвоению обрядов и ритуалов.

Можно сделать вывод, что первичные этнопедагогические знания, зародившиеся и сформировавшиеся в общем виде еще в первобытном обществе, получили широкое развитие и в последующие исторические периоды.

Великие умы прошлого с большим уважением относились к воспитательным традициям своих предков. Изучая культуру народа, в том числе и педагогическую, они отбирали в ней все лучшее и включали в свои научные труды и повседневную педагогическую практику.

Одним из первых мыслителей, занимавшихся изучением и обобщением народной педагогической культуры, был выдающийся китайский философ Конфуций (551—479 гг. до н.э.).

Он обогатил этнопедагогику такими мировоззренческими и этическими положениями: незыблемой нормой поведения является сыновняя почтительность и святость любого начинания, предпринятого предыдущими поколениями; в целях достижения социальной стабильности и высокой нравственности общества и, прежде всего, молодежи, должна браться за основу накопленная в прошлом мудрость; в воспитании детей и молодежи необходимо следовать культурным традициям, прежде всего, своего, а затем других народов; основой принципов построения совершенного общественного устройства является гуманность, соблюдение ритуалов и обрядов и практическое воплощение нравственных норм в жизнь; основу образования должно составлять изучение традиций и мудрости предков, а также изучение классических трудов; культура и традиции развивают заложенные в человеке качества в нужном направлении [2].

Источник: http://MirZnanii.com/a/176555/etapy-stanovleniya-i-osobennosti-razvitiya-etnopedagogiki

Народная педагогика и ее идеи

Осуществляемая в нашей стране перестройка общества и нацеливает на исторические изменения в системе народного образования, в частности в общественном дошкольном воспитании.

В реализации современных учебно-воспитательных задач детского сада выдающуюся роль может и должна играть народная педагогика.

Значение активного применения в дошкольных заведениях приобрело сегодня особую актуальность в связи с гуманизацией и демократизацией нашей жизни.

Возросшие требования нынешнего времени, обусловленные особенностями нашей действительности, направляют педагогов и теоретиков, и практиков на поиски новых путей совершенствования воспитания подрастающего поколения.

Сейчас можно констатировать: сложился определенный слой взрослых, которые выполняя воспитательные функции общества, принимающих участие в этом процессе на гражданских началах – это шефы, наставники, ветераны, активисты по месту жительства и другие. В своей работе они руководствуются профессионально-педагогическими знаниями, но в то же время опираются на здравый смысл, на опыт предыдущих поколений и свой личный.

Народная педагогика в воспитании подрастающего поколения

Определились два главных направления их деятельности: участие в воспроизводстве кадров и в воспитании юных граждан страны. Отсюда непосредственная связь с народной педагогикой, словно разлитая во всем образе жизни людей.

Объектами воздействия участников массового воспитательного процесса являются дети в семье (семейное воспитание).

Все заметнее становится роль средств массовой информации – осмысление ее составляет актуальную социально-педагогическую проблему.

После длительного перерыва в научной педагогике опять началось исследование воспитательных влияний различных духовных движений, в том числе и народных традиций воспитания.

Прогрессивные деятели дореволюционной России привлекали внимание общественности к педагогической поддержке поколений.

Высказывая мнение о необходимости организации воспитательных воздействий на крестьянских детей, активный просветительский деятель выступил за создание общества повышение духовной культуры народа, которое могло бы издавать и распространять книги, устраивать читальни, воскресные школы, проводить социологические исследования состояния образования трудового люда. Естественно, в условиях самодержавия и капитализма, развивался, эти идеи выглядели утопическими.

В первые послереволюционные годы проблемы народной педагогики исследовались на высоком научном уровне, в частности, дальнейшим развитием ее основ заинтересовался Сек.Т. Шацкий. Так, в своей статье “К вопросу о педагогике деревни” он отметил, что для новой школы очень важно разобраться в выработанном веками теории воспитания и подчинить ее делу дошкольного воспитания.

Как общественное проявление культуры рассматривали народную педагогику Г.С. Виноградов со своими коллегами по географическому обществу.

Ученый-педагог, этнограф обосновал научный подход к анализу ее как принадлежащую философии, опирающейся на мировоззрение народа, включающей в себя и его стихийный материализм и суеверие, показал связь воспитания с представлениями людей о роли наследственности, среды жизни, детской психологии в формировании личности. Эта связь прослеживается ним в народных пословицах и поговорках, сказках и легендах, играх и обычаях.

Воспитательные возможности НП

Значительное внимание уделено воспитательным возможностям детского среды и детских группировок, забавам и стиля общения с детьми и самих детей. Такой подход, можно считать, предшествовал социально-психологическим исследованиям, осуществляемым в современной науке и его прогностическая функция еще не исчерпана вполне.

Скажем детский жаргон, «тайная речь», сатирический фольклор (дразнилки, прозвища, и т. п) и сегодня во многом определяют становление ребенка в группе сверстников.

Современный исследователь Г.М. Волков, проанализировав национальные элементы в практической педагогической деятельности А.С. Макаренко, показал, как характерные особенности украинского народа органично входили в систему его работы.

Лучшие воспитательные традиции трудящихся масс питали творческую деятельность выдающегося советского педагога В.А. Сухомлинского. Народ, отметил Василий Александрович, — вечный источник педагогической мудрости, и если бы у нас не было постоянного духовного общения с людьми, мы не могли бы успешно обучать молодое поколение.

Прогрессивные педагогические взгляды разных народов вдохновляли его мнение и труд, ориентировали на пропаганду идей воспитания у детей и молодежи беззаветной преданности Отечеству, глубокой любви к матери, отцу, родным, уважения к старшим, чуткости к людям труда, готовности помочь им, усердия в работе, бережного отношения к природе и ее богатств.

Очень высоко ценил.А.

Сухомлинский традиции мудрой любви родителей к детям, гуманного и одновременно умного требовательного подхода к ним, использование в обучении и воспитании сокровищ родного языка, подчинение знаний, приобретенных из книг реальным потребностям трудовой жизни, соблюдения естественных способов физического воспитания детского организма. В своих педагогических сочинениях, в практической работе педагог часто использовал такие народные перлы, как пословицы, поговорки, афоризмы, этические учения, задачи на смекалку, удачно, ярко пересказывал притчи, легенды.

Итак, ученые подошли к изучению народной педагогики, как к явлению общественной жизни, общественного сознания и психологии.

Но все катаклизмы социализма имели и негативные сторону, которая отразилась на идеях народной педагогики, а именно: было потеряно то глубинное и неиссякаемый источник, который постоянно наполнял научную педагогику.

Вместо того чтобы почерпнуть тот бесценный, поистине золотой фонд, который собрал народ, передавая из поколения в поколение, педагогика ополчилась научными громкоговорящими фразами марксизма-ленинизма.

Духовные ценности народной педагогики

И только сейчас, в годы гуманизации, демократизации общества мы обратились к тем духовным ценностям, которые всегда несли в себе реальный смысл: язык, традиции, обычаи и культура.

Народная педагогика получает новый мощный импульс для своего дальнейшего творческого развития.

Это свидетельствует о том, что настоящие возможности для своих воспитательных идеалов народная педагогика имеет в условиях духовного возрождения общества.

Мудрость народных заключалась и заключается в том, что они каким-то чутьем знали и знают главный закон воспитания, его основу: только духовная взаимодействие воспитателя и воспитанника обеспечивает достижение педагогической цели. Есть искусство воспитывать, но есть и искусство воспитываться – иметь желание приобщиться к культуре человечества, стремление стать достойным гражданином своей Родины.

Сейчас эти и другие закономерности воспитания человека можно успешно реализовать на основе интеграции педагогических сил в регионе. Организация воспитательного воздействия должно быть связано со всеми сторонами общественной жизни, и каждый из этих связей должна направляться на создание условий, которые пробуждают самосознание человека.

Воспитательные возможности народной педагогики оптимизируются в том случае, если духовное пробуждение детей и их родителей осуществляется по методике воспитательной работы в микросреде, которая уже сложилась. На территории микрорайона создается педагогический центр: это может быть школа, детский клуб, кинотеатр.

Итог

Таким образом, народная педагогика как вид духовной культуры общества выполняет существенные функции общественной жизни: гуманизации, социализации, индивидуализации подрастающего поколения. Они осуществляются конкретно – исторически, их направления обусловлена классовой природой общества; зависят они и от национальных условий жизни (- этнопедагогика).

И, несмотря на разнообразие форм всегда выступало вперед общечеловеческую задачу – воспитание юного поколения. В течение последних лет происходит интенсивное взаимообогащение массовой и научной педагогики.

В своем чистом виде народная педагогика уже, наверное, не возродится – это будет сплав профессиональных знаний и опыта старших поколений. Педагогика миллионов – не вечно живой источник идей и мудрости, а потому только не отрываясь от живого дела и практики, может развиваться современная теория воспитания.

Источник: https://diplomustart.ru/informacionnye-stati/narodnaya-pedagogika-i-ee-idei.html

Ссылка на основную публикацию