Общее понятие о педагогических источниках и педагогическом источниковедении

1. Общее понятие о педагогических источниках информации

Влияние традиций народной педагогики на развитие нравственной культуры личности младшего школьника

Личность — это характеристика человека в целом, она про-является во всех видах его деятельности. Именно поэтому А.Н.Леонтьев говорил, что деятельностный подход к анализу человеческой психики есть одновременно и личностный под-ход. И наоборот…

Математические игры, как средство развития логического мышления

1.1 Общее понятие о мышлении

Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий (цвета, звуки, формы, размещение и перемещение тел в видимом пространстве)…

Медицинские аспекты адаптации детей к обучению в первом классе

1.1 Общее понятие об адаптации

Понятие адаптации, в его наиболее широком определении означает соответствие между живой системой и внешними условиями, причём адаптация — это и процесс, и результат, то есть определённая организация. С физиологической точки зрения…

Методика педагогических исследований. Научная гипотеза и её проверка

1. ОБЩЕЕ ПЕДСТАВЛЕНИЕ О ВИДАХ И МЕТОДАХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Научно-педагогическое знание представляет собой воспроизведение в языковой или символической форме обобщённых представлений о закономерных связях в отношениях, существующих между педагогическими фактами и явлениями…

Основы умственного развития младших школьников

1.1 Общее понятие о мышлении

Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий (цвета, звуки, формы, размещение и перемещение тел в видимом пространстве)…

Особенности развития личности одаренного ребенка

1.1 Общее понятие одаренности

Проблема одаренности возникает в связи с возрастающими потребностями общества, обусловленными изменениями экономических и политических систем, с острой необходимостью в одаренных, талантливых специалистах…

Особенности развития различных форм мышления у младших школьников

1.1. Общее понятие мышления

Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий (цвета, звуки, формы, размещение и перемещение тел в видимом пространстве)…

Понятие личности в педагогике

Общее понятие личности

Наряду с понятием «личность» в науке нередко употребляют такие понятия, как «человек», «индивид» и «индивидуальность». Их отличие от понятия «личность» состоит в следующем…

Профессиональная компетентность как интегральная характеристика личности и ее развитие

1.1 Общее понятие компетентности

В педагогической литературе часто используются и уже «устоялись» термины компетенция, компетентность. Их широкое применение вполне оправдано, особенно в связи с необходимостью обновления содержания образования. [8, с…

Развитие воображения младших школьников на уроках изобразительного искусства

1.1 Общее понятие о воображении

Воображение-это создание нового в форме образа, представления или идеи. Мальчик читает интересную книгу: он никого и ничего не видит и не слышит, он живёт жизнью своих героев, сочувствует их радостям и горю, борется с врагами, побеждает их и т.д…

Развитие профессиональной компетентности на примере Красночикойского профессионального лицея №22

1.1 Общее понятие компетентности

В педагогической литературе часто используются и уже «устоялись» термины компетенция, компетентность. Их широкое применение вполне оправдано, особенно в связи с необходимостью обновления содержания образования. [9, с.136] Среди множества причин…

Разработка рабочей тетради по информатике для учащихся 5-х классов

3.1. Общее понятие информации

Информация. Как устроен компьютер. Задания на умение связывать объект с именами его атрибутов. 1. Каждому термину, указанному в левой колонке, поставьте в соответствие его описание, приведенное в правой колонке…

Специфика социально–психологического климата подросткового класса сельской школы

п1. Общее понятие микроклимата как более частное понятие социально-психологического климата

Определение социально психологического климата, данное А.В. Петровским достаточно широко и относится к общему понятию. Данный термин используется для определения общности любого порядка, т.е. и к обществу в целом и к школе…

Стиль формирования волевых качеств учащихся в общении «ученик-учитель»

1.1 Общее понятие о характере

В буквальном переводе с греческого характер означает чеканка, отпечаток. В психологии под характером понимают совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств…

Творческое воображение школьников

1. Общее понятие воображения

Источник: http://ped.bobrodobro.ru/44104

Источники педагогических идей План 1. Разнообразие педагогических источников 2. Письменные педагогические источники 3. Научная литература 4. Народная педагогика. — презентация

1 Источники педагогических идей План 1. Разнообразие педагогических источников 2. Письменные педагогические источники 3. Научная литература 4. Народная педагогика Для самостоятельной работы студентов 1 Разработал к.п.н., доц. Сидоров С.В.Сидоров С.В.<\p>

2 1. Разнообразие педагогических источников Письменные Изустные Педагогические источники Педагогика черпает научные факты и новые идеи из разнообразных источников. Достаточно ли этих оснований? 2<\p>

3 Статистические Педагогическая практика Педагогическое новаторство Научные исследования в педагогике Народная педагогика Наглядно-изобразительные Электронные и интернет-источники Вещественные Произведения искусства Материалы смежных наук Педагогические источники Педагогические источники 3<\p>

4 2. Письменные педагогические источники Письменные педагогические источники – печатные и рукописные материалы, в которых зафиксированы педагогические факты (научно- теоретические положения, результаты педагогических исследований, конкретные педагогические ситуации и размышления по их поводу). 4<\p>

5 1. Учебно-методическая литература: учебники и учебные пособия, методические пособия, рекомендации, указания для педагогов, методические разработки Письменные педагогические источники 5<\p>

6 2. Нормативные документы: законодательные акты, приказы Минобрнауки, а также документы регионального, муниципального уровней управления органов, локальные акты образовательных организаций (приказы, уставы, инструкции и т.п.) Письменные педагогические источники 6<\p>

7 3. Учебно-программная документация – совокупность нормативных документов, определяющих цели и содержание образования (учебные планы, образовательные программы, приложенные к ним рецензии, перечни средств обучения, планы учебных занятий и т.д.) Письменные педагогические источники 7<\p>

8 4. Учетно-отчетная документация образовательных организаций: планы и отчеты работы школы, классных руководителей, методических объединений, протоколы заседаний советов школ, педагогических советов, родительского комитета, отчеты о работе разных подразделений школы, акты инспекторских проверок, служебная переписка, классные журналы и дневники учащихся и др. Письменные педагогические источники 8<\p>

9 5. Методические разработки (конспекты уроков, планы праздников, фестивалей, предметных олимпиад, конкурсов, школьных вечеров и т.д.) 6. Материалы периодической печати: газет, журналов, бюллетеней, в которых поднимаются актуальные вопросы образования и педагогической деятельности, социально-педагогические проблемы Письменные педагогические источники 9<\p>

10 7. Научная педагогическая литература 8. Художественная педагогическая литература 9. Мемуарные и эпистолярные источники, личные дневники, содержащие материал о воспитании 10. Педагогическая публицистика Письменные педагогические источники 10<\p>

11 3. Научная литература Главная особенность научной литературы – объективность, достоверность представляемой информации. Научно-педагогические публикации посвящены актуальным проблемам образования. Их изучение помогает увидеть динамику развития науки, сориентироваться в направлении современных тенденций, использовать в практике научно- методические разработки. 11<\p>

12 Научные издания Научно- документальные (источниковедческие) Научно- исследовательские 12<\p>

13 Монография – научное или научно-популярное книжное издание, в котором осуществлено полное и всестороннее исследование одной научной проблемы или темы. Виды научно-исследовательских изданий 13<\p>

14 Автореферат диссертации – брошюра, содержащая составленный автором реферат диссертации – научного исследования, проведенного и представляемого им на соискание ученой степени. Виды научно-исследовательских изданий 14<\p>

15 Сборник научных трудов – научное издание, объединяющее несколько самостоятельных исследовательских материалов, как правило, разных авторов. Виды научно-исследовательских изданий 15<\p>

16 Материалы научной конференции – сборник трудов участников научной конференции. Научный журнал – периодическое научное издание, содержащие материалы исследований теоретического или прикладного характера. Виды научно-исследовательских изданий 16<\p>

17 Научно-популярное издание – книга или журнал, в которой сведения об исследованиях в области науки, культуры и техники, изложены в форме, доступной широкому кругу читателей, не являющихся специалистами. Виды научно-исследовательских изданий 17<\p>

18 Народная педагогика (этнопедагогика) – это совокупность педагогических знаний и опыта воспитания, сохраняющаяся в народных культурных традициях, в народном художественном творчестве, в свойственных каждому народу особых устойчивых формах взаимодействия разных поколений друг с другом. 4. Народная педагогика 18<\p>

19 Фольклор – произведения народного поэтического творчества (народные песни, сказки, пословицы, поговорки, скороговорки и т.д.) Средства народной педагогики 19<\p>

20 Народные игрушки (куклы, лошадки, различные фигурки людей и животных используются разными народами, чтобы рассказать детям об окружающем их мире, о взаимодействии человека с другими людьми, с природой) Средства народной педагогики 20<\p>

21 Труд – средство, позволяющее не только готовить ребёнка к самостоятельному труду во взрослой жизни, но и укреплять связь поколений, передавая от старших младшим опыт практической деятельности Средства народной педагогики 21<\p>

22 Народные игры: — подвижные (салки, прятки, горелки, жмурки, кошки- мышки); — игры на внимание; — пальчиковые игры на развитие мелкой моторики; — сюжетно-ролевые (в которых дети разыгрывают различные ситуации из жизни взрослых) и др.; Средства народной педагогики 22<\p>

23 Религия выступала одним из важнейших источников нравственного и эстетического воспитания; постоянно обращаясь к Богу, дети ясней представляли себе идеал нравственной жизни, а посещая храм, они любовались красотой убранства и стремились к прекрасному в жизни Средства народной педагогики 23<\p>

24 Народные праздники, которые были связаны с важными событиями в семье и в общине (именины, свадьба) либо с религиозными традициями (Троица, Пасха, Рождество) Средства народной педагогики Участвуя в праздниках, дети усваивали обычаи своего народа, религиозно-нравственные ценности, учились общаться с людьми разного возраста, и статуса 24<\p>

25 Забота о младших и престарелых членах семьи воспитывала ответственность, милосердие Средства народной педагогики 25<\p>

26 Взаимопомощь в крестьянской общине развивала чувство сплоченности, формировала взаимовыручку (помощь погорельцам, сиротам, потерявшим кормильца, пострадавшим от болезни, стихийного бедствия, неурожая) Средства народной педагогики 26<\p>

27 Социальный контроль – особое средство, когда каждый член социальной группы, общины несёт ответственность не только за своих, но и за чужих детей (не задумываясь, поможет плачущему малышу, похвалит ребёнка за хороший поступок, сделает замечание шалуну, расскажет его родителям о плохом поведении и т.д.) Средства народной педагогики 27<\p>

28 Быт как средство воспитания позволяет увидеть педагогический смысл в любой, даже самой обычной бытовой ситуации (напомнить ребёнку о его обязанности в работе по хозяйству, о том, что надо первым поздороваться со старшими и т.д.) Средства народной педагогики 28<\p>

29 29 Средства народной педагогики сегодня с успехом используются в профессиональной педагогической деятельности. Народная педагогика формировалась и совершенствовалась на протяжении многих веков, и поэтому обладает высокой эффективностью и отражает определенный уровень педагогических знаний.<\p>

30 Контрольные вопросы и задания по материалу лекции 1. Перечислите основные виды педагогических источников. 2. Перечислите виды письменных педагогических источников. 3. Какие произведения художественной литературы относятся к педагогическим источникам? Приведите примеры. 4. Объясните различие источниковедческих и научно- исследовательских научных изданий. 5. Какие педагогические источники относятся к научной литературе? 6. Чем научное издание отличается от научно-популярного? 7. Что такое народная педагогика? 8. Приведите примеры средств народной педагогики. 9. Почему народная педагогика является важным источником педагогических идей? 30<\p>

31 Материалы для подготовки к семинару Все вопросы темы Для самостоятельной работы студентов Контрольные вопросы и задания по теме Список терминов 31<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/919694/

Основные педагогические понятия

Поиск Лекций

Тема «Предмет и задачи педагогики»

План:

1. Понятие «педагогика», объект и предмет педагогики.

2. Задачи и функции педагогики

3. Источники развития педагогики

4. Основные педагогические понятия

5. Система педагогических наук. Связь педагогики с другими науками.

-1-

Свое название педагогика получила от греч. слов пайдос — дитя, аго – вести. В дословном переводе «пайдагогос» означает «детоводитель».

Педагогом в Древней Греции называли раба, который в буквальном смысле слова брал за руку ребенка своего господина и сопровождал его в школу.

С развитием общества роль педагога существенно изменилась, переосмыслилось и само понятие, оно стало употребляться в более широком смысле для обозначения искусства вести ребенка по жизни – обучать, воспитывать, развивать духовно и физически.

Педагогика – это наука о воспитании человека. Понятие «воспитание» здесь употребляется в самом широком смысле, включая образование, обучение, развитие.

Педагогика – наука о воспитании и обучении человека.

Педагогика – наука о воспитании, образовании, обучении и развитии человека.

Объект педагогики – образование – сфера обучения и воспитания (по П. И. Пидкасистому).

Предмет – закономерности процессов, происходящих в системе отношений, которые формируются в этой сфере (обучения и воспитания) (по П. И. Пидкасистому).

В определении предмета исследования педагогики среди специалистов до сих пор нет единого мнения. В конце XX века ведущей категорией и предметом исследования в педагогике стало образование.

И.П. Подласый считает предметом педагогики воспитательную деятельность, осуществляемую в учебно-воспитательных учреждениях.

И.Ф. Харламов уточняет: «Предметом педагогики является исследование закономерностей развития человеческой личности и разработка на этой основе теоретических и методических проблем воспитания как специально организованного педагогического процесса».

Фицула М.Н. – воспитательная деятельность, осуществляемая в образовательных заведениях людьми, уполномоченными на то обществом.

-2-

Задачи педагогики подразделяются на постоянные и временные.

постоянные:

— вскрытие закономерностей воспитания, образования, обучения и управления этими процессами;

— изучение, обобщение практики, опыта педагогической деятельности;

— разработка новых методов, средств, форм обучения, воспитания, управления образовательными структурами;

— прогнозирование развития образовательных систем на ближайшее и отдаленное будущее;

— внедрение результатов педагогических исследований в практику.

Временные задачи: разработка стандартов, учебников, программ. Они возникают в ходе удовлетворения текущих потребностей науки и практики и решаются творческими коллективами.

Задачи педагогики (по П. И. Пидкасистому) – описание, объяснение, прогнозирование явлений и процессов, происходящих в сфере образования.

Функции педагогической науки: общетеоретическая, прогностическая и практическая.

Общетеоретическая функция — теоретический анализ закономерностей педагогического процесса.

Наука описывает педагогические факты, явления, процессы, объясняет, по каким законам, при каких условиях, почему они протекают, делает выводы.

Прогностическая функция – обусловленное (вызванное чем-либо, зависящее от чего-либо) предвидение развития педагогической реальности (какой, например, будет школа будущего, как будет изменяться контингент учащихся и т.п.).

На базе научно обоснованного прогноза становится возможным более уверенное планирование. В области воспитания значимость научных прогнозов исключительно велика, ибо по своей природе воспитание обращено в будущее.

Практическая (преобразовательная, прикладная) функция — усовершенствование педагогической практики, разработка новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания, управления образовательными структурами.

-3-

Источники развития педагогики:

— многовековой практический опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традициях, обычаях людей;

— религия;

— философские, педагогические и психологические труды;

— текущая мировая и отечественная практика воспитания;

— данные специально организованных педагогических исследований;

— опыт педагогов-новаторов, предлагающих оригинальные идеи, новые подходы, технологии воспитания.

-4-

Основные педагогические понятия

Основные педагогические понятия, выражающие научные обобщения, принято называть также педагогическими категориями. К основным педагогическим категориям относятся воспитание, обучение, образование. Наша наука широко оперирует также общенаучными категориями, такими, как развитие и формирование.

Образование Результат обучения, в буквальном смысле оно означает формирование образов, законченных представлений об изучаемых предметах. Это объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый.
Воспитание Целенаправленный и организованный процесс формирования личности.
Обучение Специально организованный, целеполагаемый и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых.
Развитие Процесс качественного и количественного изменения во внутреннем мире, облике человека в результате внешних влияний и его собственной активности; деятельность по достижению такого результата. Процесс количественных и качественных изменений в организме человека.
Саморазвитие (самовоспитание) Собственная активность человека в изменении себя, в раскрытии, обогащении своих духовных потребностей, творчества, всего личностного потенциала в процессе естественного физиологического, физического, психического, социального развития.
Основу обучения составляют знания, умения, навыки (ЗУН), выступающие со стороны преподавателя в качестве исходных (базовых) компонентов содержания, а со стороны учеников — в качестве продуктов усвоения
Знания Отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки. Освоенная человеком информация, ставшая его достоянием.
Умения Готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков. Овладение способами применения знаний на практике
Навыки Компоненты практической деятельности, проявляющиеся при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного упражнения. Умения доведенные до автоматизма, высокой степени совершенства
Формирование Процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов — экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и т.д.

-5-

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://poisk-ru.ru/s42701t3.html

Лекция 4. Педагогика как наука

План.

1. Понятие науки педагогики.

2.Этапы развития педагогики.

3.Источники педагогической науки.

4.Функция, объект и предмет педагогики.

5. Основные педагогические понятия

6. Структура науки педагогики

7.Связь педагогики с другими науками.

Ведущая идея: «Знает не тот, кто безошибочно отвечает, а тот, кто правильно применяет»

Вспомните материал темы «Воспитание как общественное явление».

Вопросы для размышления:

— Что появилось раньше: воспитание или наука педагогика?

— Когда могла появиться наука о воспитании?

— Каковы причины возникновения и развития науки педагогики?

— Попробуйте дать определение педагогике как науке.

— Как Вы думаете: педагогика одна из самых простых или сложных наук? Почему так считаете?

(см. учебник «Педагогика», автор И.П. Подласый, часть 1)

1. Понятие науки педагогики.

Свое название педагогика получила от греческих слов «пайдос» – дитя и «аго» – вести. В дословном переводе «пайдагогос» означает – «детоводитель». Педагогом в Древней Греции называли раба, который в буквальном смысле этого слова брал ребенка своего господина за руку и сопровождал его в школу.

Постепенно слово «педагогика стало употребляться в более общем смысле для обозначения искусства «вести ребенка по жизни», т.е. воспитывать его, обучать, направлять духовное и телесное развитие.

Со временем накопление знаний привело к возникновению особой науки о воспитании и обучении детей.

Такое понимание педагогики сохранялось почти до конца 20 века. В последнее время возникло понимание того, что в квалифицированном педагогическом руководстве нуждаются не только дети, но и взрослые. Поэтому самое краткое и относительно точное определение современной науки педагогики – это наука о воспитании человека.

Воспитание здесь употребляется в широком смысле слова, включая в себя образование, обучение и развитие.

Тысячелетиями по крохам накапливались необходимые знания, одна за другой создавались, проверялись и отвергались педагогические системы, оставались самые жизнестойкие.

Развивалась и наука о воспитании, главной задачей которой становилось накопление и систематизация научных знаний о воспитании человека.

2.Этапы развития педагогики.

Педагогика как наука прошла сложный путь формирования. Воспитание появилось с появлением человеческого общества. А педагогика как наука появилась тогда, когда уже накопился определенный опыт воспитания и необходимо было:

— осмыслить накопленный опыт

— определить закономерности воспитания и обучения

— найти наилучшие формы организации воспитания и обучения

— создать правила руководства по воспитанию и обучению (методику)

1 этап: Педагогические идеи явились составной частью философских и политических сочинений. Например, Сократ заявил о том, что дети должны быть умнее своих родителей и учителей. За что был упрятан в тюрьму, где и умер.

Метод сократовской беседы до сих пор используется в теории проблемного обучения. Платон написал политический трактат «О государстве», где изложил, как воспитывать политических и государственных деятелей, начиная с раннего возраста. (Аристотель, Плутарх, Демокрит, Т.

Мор (1478-1535), Т. Кампанелла 1568-1639)

2 этап: В 16 веке появилась стройная педагогическая система Я.А. Коменского (1592-1670 ) («Великая дидактика» – первое произведение теоретической педагогики. Разработал дидактические принципы обучения (чему и как учить): наглядность, доступность, систематичность и т.д.

3 этап: Возникновение гуманистических идей в педагогике (Жан Жак Руссо (1712—17780): ребенок – высшая ценность на земле, провозглашал необходимость уважения к ребенку)

4 этап: Начало социалистического направления в педагогике. Сен-Симон, Фурье, Р. Оуэн: провозглашали равенство для воспитания и обучения детей всех классов, взаимное уважение, воспитание на принципах коллективизма, в общественных государственных учреждениях.

5 этап: Построение научных основ педагогики. И.Г. Песталоцци (1746-1827) выдвинул идею о соединении производительного труда и обучения, реализовал ее на практике, организовав школу для бедных, сделал определенные выводы. (А. Дистервег (1790-1866)

6 этап: Значительный вклад в развитие педагогической мысли внесли русские революционеры-демократы и общественные деятели: А.Н. Радищев, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Н.

И. Пирогов. Провозгласив главной целью воспитания в России: воспитание борца, патриота, труженика. Л.Н. Толстой открыл в Ясной поляне школу для крестьянских детей на принципах свободного воспитания.

7 этап: Велики заслуги в развитии педагогики К.Д. Ушинского (1824-1870) (отец русской педагогики), развивающего идею народности в образовании.

На русской природе, фольклоре, с учетом возраста и особенностей каждого ребенка. Образование для народа, на традициях народа, в интересах народа.

«Если педагогика хочет воспитать ребенка во всех отношениях, она должна узнать его тоже во всех отношениях».

Окончательно педагогика как наука сложилась в 19 веке.

8 этап: К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин.Дали научное освещение проблемам воспитания и зависимости его целей и содержания от социальных условий и уровня развития общества. Раскрыли исторический и классовый характер воспитания.

9 этап: Классики советской и зарубежной педагогики 20 века: Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Я.Корчак. В их трудах представлены все вопросы воспитания и обучения детей в общественных учреждениях и в семье.

10 этап: Педагоги –новаторы и педагогика сотрудничества (конец 20 века). Шаталов В.Ф. – метод опорных сигналов и обучаемость каждого ученика. Щетинин М.П.– всестороннее развитие каждого ребенка в условиях школы-комплекса. И.П. Иванов, Караковский В.А.

коммунарская система воспитания с девизом «Работать творчески – иначе зачем?» Лысенкова С.Н.– абсолютная грамотность способом комментированного письма. Волков И.П.– решал проблемы профориентации школьников. Ильин Е.Н.

– разработал оригинальную концепцию преподавания литературы на основе педагогического общения. Ш.А. Амонашвили – уникальная система обучения детей с 6-летнего возраста на основах гуманной педагогики. Крылова Н.А.

– уникальная система развития личности ребенка –дошкольника по программе «Детский сад – дом радости».

11 этап: 21 век, Россия: Разрушение на государственном уровне сложившейся системы образования и поддержка на уровне отдельных учреждений и педагогов лучших традиций отечественной и зарубежной педагогики.

3.Источники педагогической науки.

— многовековой практический опыт воспитания, закрепленный в традициях

— философские, обществоведческие педагогические и психологические труды

— текущая мировая и отечественная практика воспитания

— данные специально организованных педагогических исследований

— опыт педагогов – новаторов, предлагающих оригинальные идеи и системы воспитания в быстро меняющихся условиях.

4. Функция, объект и предмет педагогики.

Д.И. Менделеев говорил, что у каждой научной теории две основные и конечные цели – предвидение и польза. Не является исключением и педагогика. Ее функция (назначение) – познавать законы воспитания и обучения людей и на этой основе указывать педагогической практике лучшие пути и способы достижения поставленных целей.

Объектом исследования научной педагогики А.С. Макаренко определил систему педагогических явлений (или фактов), связанных с развитием человека в процессе целенаправленной деятельности общества. (т.е. объект педагогики – образование)

Несмотря на то, что педагогика занимается «вечными» проблемами, ее предмет вполне конкретен: это целостный педагогический процесс, осуществляемый в специальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях.

5. Основные педагогические понятия (категории)

Воспитание – целенаправленный, систематический и организованный процесс формирования личности.

В широком смысле воспитание – это передача накопленного опыта от старшего поколения к младшему (в рамках общественно-исторической формации)

В узком смысле воспитание – это направленное воздействие на решение каких-либо конкретных воспитательных задач.

Обучение – это передача и усвоение знаний, умений, навыков, способов познавательной деятельности.

Знание – усвоенная информация (в переводе с санскрита- игра, времяпровождение)

Умения – способность совершать действия на основе полученных знаний (в переводе с санскритского- способность трансформировать сознание, удачу, радость, счастье)

Навыки – автоматизированное умение быстро и безошибочно совершать действия на основе полученных знаний.

Образование – результат воспитания и обучения (интеллигентность)

Воспитание и обучение процесс двусторонний (Подумайте почему?)

Воспитание невозможно без самовоспитания (Почему?)

Образование без самообразования (Почему?)

Перевоспитание – это воспитание, нацеленное на перестройку неправильно сложившихся взглядов, на изменение способов поведения…

Формирование – процесс становления личности в процессе воздействия различных факторов.

Развитие – процесс и результатколичественных и качественных изменений, происходящих в организме человека.

(Приведите примеры на понимание всех понятий педагогики)

(Вспомните и сравните основные понятия гуманной педагогики с традиционными)

5. Структура науки педагогики (Система педагогических наук)

Если в 19 веке педагогику можно было сравнить с ровным прямым стержнем (единая наука о воспитании детей), то сегодня педагогика – это достаточно разветвленная структура, которую можно сравнить с разветвленным деревом.

Фундамент педагогики:

Философия – методологические основы

Физиология – естественно-научные основы

История педагогики – основа педагогических наук

Общая педагогика – стержень науки, базовая дисциплина

Возрастная педагогика – наиболее значимая отрасль (пренатальная, педагогика раннего возраста, дошкольная, школьная, СПО)

Частные методики (предметные дидактики) – преподавание отдельных дисциплин

Специальная педагогика – сурдопедагогика, тифлопедагогика, логопедия, олигофренопедагогика, коррекционная.

Педагогика взрослых (андрогогика)– педагогика высшей школы, педагогика труда

Социальная педагогика – семейная, военная, педагогика детских организаций и т.д.

7. Связь педагогики с другими науками.

Педагогика связана с такими науками, как психология, анатомия, этика, эстетика, педиатрия, гигиена, информатика и т.д.

Вывод: педагогика, как и любая другая наука имеет:

— Объект и предмет исследования

— Цель и задачи

— Свой понятийный аппарат

— Методологию

— Отрасли

— Связь с другими науками

— Прошла определенный путь своего развития

Вопросы для размышления по материалам урока:

— Принято считать, что педагогика не столько наука, сколько искусство. Почему?

— Искусство – это Творчество, Талант и Труд. (ТТТ). А педагогика?

Источник: http://kursak.net/lekciya-4-pedagogika-kak-nauka/

Педагогический процесс. История понятия и современность

Федеральное агентство  по образованию

Астраханский Государственный  университет

КУРСОВАЯ 

РАБОТА

Дисциплина: специальная педагогика

Тема: Педагогический процесс. История понятия и современность

Выполнила:

студентка дневного отделения группы НЯ-31

Головачева Анастасия  Михайловна

Проверила:

Акмамбетова

Астрахань 2012 г.

Содержание

Введение

1.     Теоретические обоснования целостного педагогического процесса

1.1.   Педагогический процесс как система

1.2.  Педагогический процесс как целостное явление и этапы педагогического процесса

2.      История развития педагогики

2.1.  Основные понятия о педагогической науке

2.2.  Возникновение и развитие педагогики

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Образование и педагогическая наука насчитывают несколько тысячелетий своей истории. На этом пути педагогика постепенно из разрозненных взглядов, идей и теоретических положений превращалась в науку.

Развитие воспитательно-образовательных институтов было многообразным, противоречивым и неоднозначным процессом.

Изучение истории образования и педагогических учений – важное условие формирования общей и педагогической культуры будущего специалиста, поскольку оно дает знание о процессе развития теории и практики образования и воспитания и содействует становлению мировоззрения и педагогического профессионализма.

История педагогики и  образования как учебная дисциплина давно является неотъемлемой частью педагогического образования. Это одна из самых старых отраслей педагогического знания, которая выделилась внутри педагогики уже в середине XIX в.

История педагогики и образования изучает развитие теории и практики образования, воспитания и обучения в различные исторические эпохи, включая и современность в контексте ее исторического развития.

Вместе с тем историко-педагогические исследования не сводятся только к хронологическому обзору явлений прошлого и рассказу о великих педагогах или великих педагогических идеях.

Актуальность моей темы состоит в том, что любое будущее строится на знании своей истории, так же и в педагогике, чтобы смотреть в будущее нужно знать прошлое, чтобы не повторять ошибок. Та цивилизация, которая не знает своего прошлого, не имеет будущего.

Целью курсовой работы является просмотреть и проанализировать историю развития теоретических основ педагогической науки и сделать соответствующие выводы.

Для того чтобы достичь  этой цели, я ставлю следующие задачи: 1) рассмотреть теоретические обоснования педагогического процесса; 2) рассмотреть этапы развития педагогического процесса; 3) проанализировать путь развития педагогической науки и обобщить все положительное, что было накоплено в предыдущие исторические эпохи.

Объектом моей курсовой работы является всемирный историко-педагогический процесс, рассматриваемый в единстве теории и практики воспитания, обучения и образования.

Иными словами, в истории педагогики и образования педагогические явления прошлого анализируются в тесной взаимосвязи с генезисом культуры, науки, общественной мысли, и на этой основе выявляются тенденции развития этих явлений в будущем.

Предметом моей курсовой работы выступает сложный процесс становления и развития педагогической теории и практики образования в различные исторические периоды, в условиях различных цивилизаций, стран и культур.

Исходя из данного определения предмета науки в структуре историко-педагогических знаний, можно выделить две основные предметные зоны: исследование теории и практики.

Каждая из этих зон как область исследования обладает относительной самостоятельностью, но в своей сущности они едины, поскольку педагогика представляет собой одну из форм духовного и практического освоения мира, а педагогическая практика (от политики государства в области образования до образовательной деятельности семьи, школы и др.) является источником и сферой реализации педагогических идей. Синтез знаний, полученных в каждой из этих предметных зон, позволяет воссоздать целостную картину историко-педагогического процесса и раскрыть закономерности его развития.

К источникам исследования в истории педагогики и образования относятся письменные источники (законодательные и нормативные акты, документация органов управления образованием и внутришкольная документация, учебники, учебные пособия и руководства, программно-методические документы, научно-педагогическая и методическая литература, периодическая печать, статистические материалы, художественная литература и публицистика, мемуары, дневники, письма), вещественные источники (разнообразные результаты деятельности учащихся, дидактические пособия и средства воспитания), фото-, кино-, фонодокументы и др.

1. Теоретические обоснования целостного педагогического процесса

1.1. Педагогический процесс как система

Обращение к истокам возникновения педагогической профессии показывает, что стихийно протекавшие в ее рамках дифференциация и интеграция привели сначала к разграничению, а затем и к явному противопоставлению обучения и воспитания: учитель учит, а воспитатель воспитывает. Но уже к середине XIX в.

в трудах прогрессивных педагогов все чаще и чаще стали встречаться обоснованные аргументы в пользу объективного единства обучения и воспитания. Наиболее отчетливо эта точка зрения была выражена в  педагогических воззрениях И.Ф.

Гербарта,  отмечавшего,  что обучение без нравственного образования есть средство без цели, а нравственное образование (или образование характера) без обучения есть цель,  лишенная средства. Более глубоко идея целостности педагогического процесса была выражена К.Д. Ушинским.

Он понимал ее как единство административного, учебного и воспитательного элементов школьной деятельности. От комбинации основных элементов всякой школы, отмечал он, более всего зависит ее воспитательная сила, без которой она является декорациями, закрывающими от непосвященных пробел в общественном воспитании1.

 Прогрессивные идеи К.Д. Ушинского нашли свое отражение в трудах его последователей – Н.Ф. Бунакова, П.Ф Лесгафта, В.П. Вахтерова и других.

Особое место в ряду исследователей педагогического процесса занимает П.Ф. Каптерев.

Общеобразовательный курс школы, по его замыслу, был призван обеспечить правильное соотношение между образованием и воспитанием в целях всестороннего совершенствования личности гражданина.

 Большой вклад в  развитие представлений о целостности  педагогического процесса уже  в новых социально-экономических и политических условиях внесли  Н.К. Крупская, А.П. Пинкевич,  С.Т. Шацкий, П.П. Блонский, М.М. Рубинштейн, А.С. Макаренко.

Однако начиная с 30-х  гг. основные усилия педагогов были направлены на углубленное изучение обучения и воспитания как относительно самостоятельных процессов.

Научный интерес к  проблеме целостности педагогического  процесса, вызванный потребностями практики школы, возобновился в середине 70-х гг. Наметились и различные подходы к пониманию целостного педагогического процесса (Ю.К. Бабанский, М.А. Данилов, В.С. Ильин, В.М. Коротов, В.В. Краевский, Б.Т.

Лихачев, Ю.П. Сокольников и др.). Это объясняется сложностью педагогического процесса. В то же время авторы современных концепций едины во мнении, что раскрыть сущность педагогического процесса и выявить условия приобретения им свойств целостности можно только на основе методологии системного подхода2.

Латинское слово  «процессус» означает «движение вперед», «изменение». Педагогическим процессом называется развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых.

Иными словами, педагогический процесс — это процесс, в котором социальный опыт переплавляется в качества личности. В педагогической литературе прежних лет употреблялось понятие «учебно-воспитательный процесс». Исследования П.Ф. Каптерева, А.И. Пинкевича, Ю.К.

Бабанского и других педагогов показали, что это понятие суженное и неполное, не отражающее всей сложности процесса и, прежде всего, его главных отличительных черт — целостности и общности. Обеспечение единства обучения, воспитания и развития на основе целостности и общности составляет главную сущность педагогического процесса.

В остальном же термины «учебно-воспитательный процесс» и «педагогический процесс» и обозначаемые ими понятия тождественны3.

Рассмотрим  педагогический процесс как систему. Важная характеристика педагогического процесса — наличие в нем множества подсистем, внедренных одна в другую или объединенных между собой другими типами связей.

Система педагогического процесса не сводима ни к одной из своих подсистем, какими бы большими и самостоятельными они ни были. Педагогический процесс — это главная, объединяющая все система.

В ней воедино слиты процессы формирования, развития, воспитания и обучения вместе со всеми условиями, формами и методами их протекания.

Педагогическая  теория сделала прогрессивный шаг, научившись представлять педагогический процесс как динамическую систему.

Помимо четкого выделения составных компонентов такое представление позволяет анализировать многочисленные связи и отношения между компонентами, а это главное в практике управления педагогическим процессом. Педагогический процесс как система не идентичен системе протекания процесса.

В качестве систем, в которых протекает педагогический процесс, выступают система народного образования, взятая в целом – школа, класс, учебное занятие и другие. Каждая из этих систем функционирует в определенных внешних условиях: природно-географических, общественных, производственных, культурных и других.

Есть и специфические для каждой системы условия. К внутришкольным условиям, например, относятся материально-технические, санитарно-гигиенические, морально-психологические, эстетические и другие условия.

Структура (от лат. structura — строение) — это расположение элементов в системе. Структуру системы составляют выделенные по принятому критерию элементы (компоненты), а также связи между ними. Уже подчеркивалось, что понимание связей важнее всего, т.к.

только зная, что с чем и как связано в педагогическом процессе, можно решать проблему улучшения организации, управления и качества данного процесса. Связи в педагогической системе не похожи на связи между компонентами в других динамических системах. Целесообразная деятельность педагога выступает в органическом единстве со значительной частью средств труда.

Результат процесса находится в прямой зависимости от взаимодействия педагога, применяемой технологии, ученика.

Компоненты системы, в которой протекает педагогический процесс, — педагоги, воспитуемые, условия воспитания. Сам педагогический процесс характеризуют цели, задачи, содержание, методы, формы взаимодействия педагогов и воспитуемых, достигаемые при этом результаты. Это и есть образующие систему компоненты — целевой, содержательный, деятельностный, результативный.

Целевой компонент процесса включает все многообразие целей и задач педагогической деятельности: от генеральной цели — всестороннего и гармонического развития личности — до конкретных задач формирования отдельных качеств или их элементов.

Содержательный компонент отражает смысл, вкладываемый как в общую цель, так и в каждую конкретную задачу, а деятельностный — взаимодействие педагогов и воспитуемых, их сотрудничество, организацию и управление процессом, без которых не может быть достигнут конечный результат. Этот компонент в литературе называется еще организационным или организационно-управленческим.

Наконец, результативный компонент процесса отражает эффективность его протекания, характеризует достигнутые сдвиги в соответствии с поставленной целью.

Немало систем педагогического процесса выделено для анализа связей, проявляющихся между компонентами системы. Особое значение имеют информационные, организационно-деятельностные, коммуникативные связи, проявляющиеся в процессе педагогического взаимодействия.

Важное место занимают связи управления и самоуправления (регуляции и саморегуляции). Во многих случаях полезно учитывать причинно-следственные связи, выделяя среди них наиболее существенные.

Например, анализ причин недостаточной эффективности педагогического процесса позволяет обоснованно проектировать будущие изменения, избегать повторения допущенных ошибок. Небесполезным оказывается учет генетических связей, т. е.

выявление исторических тенденций, традиций в обучении и воспитании, обеспечивающих должную преемственность при проектировании и осуществлении новых педагогических процессов.

Чтобы яснее представить  себе педагогический процесс, протекающий в педагогической системе, необходимо выяснить слагаемые системы народного образования в целом. В этом отношении серьезного внимания заслуживает подход, изложенный американским педагогом Ф.Г. Кумбсом в книге «Кризис образования. Системный анализ». В ней автор основными компонентами системы образования считает:

  1. цели и первоочередные задачи, определяющие деятельность систем;
  2. учеников, обучение которых — основная задача системы;
  3. управление, осуществляющее координацию, руководство и оценку системы;
  4. структуру и распределение учебного времени и потоков учеников в соответствии с различными задачами;
  5. содержание — основное, что школьники должны получить от образования;
  6. преподавателей;
  7. учебные пособия: книги, классные доски, карты, фильмы, лаборатории и т. д.;
  8. помещения, необходимые для учебного процесса;
  9. технологию — все приемы и методы, используемые в обучении;
  10. контроль и оценку знаний: правила приема, оценка, экзамены, качество подготовки;
  11. исследовательскую работу для повышения знаний и усовершенствования системы;
  12. затраты показателей эффективности системы.

Источник: http://stud24.ru/pedagogy/pedagogicheskij-process-istoriya-ponyatiya-i/429625-1528147-page1.html

открытая библиотека учебной информации

Источники изучения истории педагогики.

Историко-педагогические источники – памятники прошлого, свидетельствующие об истории развития педагогической мысли и практики образования и воспитания

История образования и педагогической мысли как учебная дисциплина предполагает знакомство с основными категориями и понятиями данной области научного знания.

Всемирный историко-педагогический процесс – базовая категория, получившая всœеобщую научную интерпретацию, отражающая сущность процесса исторического развития педагогической мысли и практики образования и воспитания в контексте человеческой цивилизации.

Для трактовки данной категории существенное значение имеют понятия «историко-педагогические источники», «историко-педагогические факты, события, явления».

· Историко-педагогический факт – объективное, достоверное событие (ситуация) из области педагогической практики, теории, имеющее не только локальное, региональное, но и всœемирное значение.

Изучение в исторической ретроспективе и перспективе на основе фактов и документов передового опыта в области воспитания и образования ориентирует на его творческое освоение.

· Историко-педагогическое событие – наиболее значимый факт всœемирного историко-педагогического процесса, оказавший существенное влияние на дальнейшее развитие педагогической теории и практики.

· Историко-педагогическое явление – некая системная целостность, совокупность фактов, опыта из области педагогической теории и практики, несущая на себе пространственно-временной отпечаток (как историко-педагогическое явление может быть рассмотрен факт зарождения образовательных институтов – школ, научно-педагогического знания в виде учений, концепций и т.д.).

В понимании сущности и закономерностей протекания всœемирного историко-педагогического процесса значительную роль имеет понятие «педагогическая традиция».

· Педагогическая традиция– исторически сложив­шиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядок, нормы и идеи в облас­ти обучения и воспитания, благодаря которым осуществляется преемственность в разви­тии национальной педагогической культуры.

Рассмотрение всœемирного историко-педагогического процесса как сложной динамичной системы позволяет выделить в нём такие подсистемы и соответствующие им категории, как «история образования» и «история педагогической мысли».

История образования – процесс становления и развития образовательной практики: от единичного опыта͵ не дифференцированного от общего процесса воспитания, до его конкретных форм в виде систем образования и его социальных институтов – образовательных учреждений различных типов и направленности.

История педагогической мысли – процесс зарождения и развития педагогического знания о сущности и закономерностях воспитания, образования, обучения.

Для понимания этих категорий существенное значение имеют понятия «педагогические идеи», «педагогические взгляды», «педагогическая концепция», «педагогическая мысль».

· Педагогические идеи– высшая форма познания, концентрированное выражение мысли того или иного мыслителя, педагога, отражающей состояние педагогической прак­тики и направленной на её преобразование, к примеру: идея природосообразности в воспитании и образовании, идея соответствия педагогической теории и практики, идея самоценности детства для создания воспитательных систем, связь обучения с жизнью, трудом и т.д.

· Педагогические взгляды (воззрения) – совокупность идей, отражающих в себе детерминированные конкретно-историческими, социально-политическими и культурными условиями существенные тенденции развития современной педагогической мысли и прак­тики воспитания и оказавших на них существенное влияние.

· Педагогическая концепция (теория) – система идей, выводов о закономернос­тях и сущности педагогического процесса, принципах его организации и методах осу­ществления, основанная на определённой методологии и обобщении современного пере­дового педагогического опыта͵ в т.ч. экспериментально проверенного.

· Педагогическая мысль – совокупность идей, концепций, теорий наиболее важных философов, педагогов в области обучения, воспитания, выработанных в процессе ис­торического развития, педагогической практики.

В свою очередь следует иметь в виду целый ряд специальных понятий из области истории образования и педагогической мысли, которые являются порождением конкретной исторической эпохи и цивилизации. В их трактовке поможет обращение к словарю историко-педагогических терминов, попытку составления которого предприняли авторы данного учебно-методического пособия.

В целом, история образования и педагогической мысли как область научного знания и учебная дисциплина призвана содействовать – с учётом сложившихся подходов к осмыслению современных модернизационных процессов в области образования – пониманию развития мира как единого, глобального организма, объективных тенденций взаимопроникновения и взаимообогащения национальных культур, интернационализации общественной жизни, формированию единого поля мировой культуры и опыта воспитания, единого мирового образовательного пространства.

Читайте также

  • — Основные категории и понятия истории педагогики.

    Источники изучения истории педагогики. Историко-педагогические источники – памятники прошлого, свидетельствующие об истории развития педагогической мысли и практики образования и воспитания История образования и педагогической мысли как учебная… [читать подробенее]

  • Источник: http://oplib.ru/random/view/528794

    Ссылка на основную публикацию