Оптимальные условия для достижения целей воспитательного процесса.

Цель воспитания и ее место в воспитательной системе

Выполнила учитель начальных классов МОУ СОШ с. Бобровка

Степина Галина Александровна

Цели и задачи воспитательной деятельности — отражают целевые ориентиры воспитательной деятельности педагога. Воспитания без цели не бывает, так как сущностными характеристиками этого процесса являются целесообразность, целеустремленность, целенаправленность.

Классный руководитель должен об этом помнить и уделять более пристальное внимание целеполаганию.
Под целью принято понимать мысленно предвосхищенный ожидаемый результат осуществляемой деятельности. 

В теории и практике различают три основных вида цели:

  1. идеальная цель – это некий идеал, к которому стремится общество, школа, педагог;
  2. результатная цель – это прогнозируемый результат, часто выраженный в желаемом образе учащегося, который планируется достичь за определенный промежуток времени;
  3. процессуальная цель – это проектируемое состояние воспитательного процесса, наиболее оптимальное для формирования желаемых качеств учащегося.

В процессе целеполагающей деятельности классного руководителя, каждая из названных целей наполняется конкретным содержанием, обусловленным педагогическим кредо воспитателя, целевыми установками и ценностными ориентациями образовательного учреждения, особенностями ученического коллектива класса и спецификой условий его жизнедеятельности.
В качестве идеальной цели большинство педагогов избирают воспитание всесторонне и гармонично развитой личности. Однако следует заметить, что в последнее десятилетие не редко появляются призывы отказаться от такой цели – идеала, в связи с невозможностью ее достижения в нынешних социальных и экономических условиях.

В выборе результатной цели классные руководители опираются на итоги индивидуальной и коллективной аналитической деятельности и спроектированные образы учащегося и класса.

При разработке результатной цели необходимо соблюдать требования, предъявляемые к целевым ориентирам воспитательной деятельности.

Они должны быть направлены на развитие личности ребенка, формирование его интеллектуального, нравственного, эстетического и физического потенциалов, овладение учащимися целостной системы знаний об окружающем мире, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности, приемами и методами самопознания и саморазвития.

Цели должны быть конкретными, четко и ясно сформулированными, трудными, но реально достижимыми.

В плане работы классного руководителя наряду с результатной целью формулируются задачи, которые можно рассматривать как подцели или как компоненты цели, то есть при ее разделении на составляющие надо определить такие задачи воспитательной деятельности, решение которых позволило бы достичь поставленной цели.

Например: в качестве главного ориентира воспитательной системы можно избрать цель – формирование творческой личности учащегося, обладающей интеллектуальной, этической и педагогической культурой, а для ее реализации определить следующие задачи:

  1. создать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности личности каждого ребенка;
  2. способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений;
  3. развивать познавательную активность учащихся;
  4. содействовать формированию нравственной позиции школьников.

Процессуальные цели неразрывно связаны с результатами, так как они предусматривают изменения в воспитательном процессе, обеспечивающие достижения воспитанниками желаемого образа учащегося.

В планах работы классного руководителя встречаются цели и задачи этого вида, сформулированные таким образом:

  1. использовать воспитательные возможности народных праздников и обрядов для приобщения учащихся к ценностям русской национальной культуры;
  2. способствовать повышению роли ученического самоуправления в планировании, организации и анализе жизнедеятельности в классе;
  3. обеспечить участие родителей в подготовке и проведении ключевых воспитательных дел в классе.

Воспитание – это событие, то есть совместная с воспитанником жизнь. Однако это так и не так: речь идет о воспитании, а стало быть, о целенаправленном воздействии на бытие, о разумном и профессиональном взаимодействии с ним, о специально организуемом педагогическом пространстве, о педагогическом процессе.

Процесс воспитания не всегда стартует с целеполагания: часто цель оформляется в ходе процесса через его содержание, жизненные ситуации, общение.

Возникает противоречие между всеобъемлющей жизнью и специально создаваемыми условиями для самораскрытия, самоутверждения, самореализации каждого нашего воспитанника.

Человек, особенно ребенок, нуждается в понимании, принятии, поддержке — в тех социально – педагогических условиях, при которых он сможет самоосуществиться и преодолеть негативные, разрушительные силы, имеющиеся не только в социуме, но и в нем самом.

Совершенство человеку лишь задано, но не дано. Речь идет о необходимости целенаправленной, систематической педагогической поддержки ребенка, которая осуществляется в процессе воспитания педагогами – профессионалами.

Процесс воспитания — это специально организуемый педагогический процесс, в котором реализуются социально – педагогические цели, создаются условия для полноценной духовной жизни воспитанников, для максимальной реализации их природных способностей, для актуализации душевных и духовных ценностей.

Процесс воспитания — это организация осмысленной жизни в культуре, это реальные условия для свободного выбора нравственных ценностей и ценностного самоопределения, для выбора лучшего себя как субъекта собственной жизни.

Воспитательный процесс предъявляет то, из чего следует выбирать, и помогает сделать правильный выбор. Процесс воспитания направлен на внутреннее самоизменение личности. Качественный результат процесса воспитания может сказаться через годы, и даже поколения.

Процесс воспитания имеет четкую структуру взаимосвязанных и упорядоченных компонентов: цель — содержание – методы – средства – организационные формы.

Обратимся к изначальному компоненту процесса воспитания — цели.
Цель задает ориентацию всему процессу воспитания и определяет его специфику.

Если цель — человек, то и специфика процесса воспитания может быть представлена в терминах духовного бытия, таких как понимание, свобода, смысл жизни, ответственность, самореализация.

Относительно конкретного человека цель — это приход к истинному себе. В результате собственных усилий человек становится собою, реализует свое предназначение.

Смысл целеполагания в воспитательном процессе в том, чтобы направить его на индивидуальные цели воспитанников, которые всегда есть, даже в том случае, если эти цели не осознаны ими.

Итак, цель всякого воспитания – человек: полнота его духовной жизни; проектирование и созидание собственной жизни и как субъекта социально – исторического процесса; осознание своей включенности в глобальные земные и космические, вселенские процессы.

Акт целеполагания в деятельности воспитателя достаточно сложен. Сложность целеполагания в воспитании еще и в том, что воспитатель работает на индивидуальные маршруты принятия и реализации индивидуальных целей, на индивидуальные темпы и содержание, на перевод общих целей в конкретные и индивидуальные цели воспитанников.

Всего комментариев:

Источник: https://www.uchportal.ru/publ/26-1-0-2199

Способы достижения целей воспитательной системы

Способы достижения целей воспитательной системы

Центр школьной Вселенной – личность ребенка.

Для достижения поставленных целей и задач используются современные личностно-ориентированные технологии и методики: ситуативные, кейс-технологии, творческие мастерские, ролевые игры. Учащимся очень нравятся проведение школьных событий с использованием инновационных методик: «Пила», «Шесть разноцветных шляп», «Мозговая атака», «Поуч-технология», «Аквариум».

В школе успешно используется методика КТД. В ключевых делах участвуют все учителя, ученики, родители.

По рейтенгу КТД самыми яркими запомнившимися стали «Осенняя рапсодия», «Цветы, как люди, на добро щедры», «Весь мир – театр, и наша школа тоже», «Парад планет школьной Галактики».

 Стало популярным проведение мероприятий по методике «Свободный класс»,  где собираются дети и решают интересующие их проблемы: «Что такое счастье?», «Мой завтрашний день», «Оглянемся в прошлое», «Карта интересов — на отлично»,

В школе в течение 15 лет работает система классов-клубов. Разработаны авторские воспитательные программы классов – клубов «Экос», «Семейный родник», «Союз семьи и класса», «Перезвон сердец», класс народных традиций «Край Донской, казачий». Функционируют клубы патриотического направления: «Память», «Олимп», «Спасатель».

В классе народных традиций «Край Донской казачий» ребята изучают историю казачества, казачий фольклор, собирают старинные вещи, проводят посиделки, встречаются с атаманом казачьего юрта Алексеевым А.И.

Другой вариант интеграции – воспитательные центры: музей Боевой и Трудовой славы села, компьютерный класс, библиотека, школьные мастерские, пришкольный участок, летний оздоровительный лагерь «Утренняя зорька».

           В  музее «Память» властвует ее Величество История. И каждый, кто посещает  музей, соприкасается с прошлым, без которого невозможно настоящее и будущее. Об исторических событиях, происходивщих в селе на протяжении более двух веков, жизни и быте людей ребята узнают, знакомясь с экспонатами школьного музея боевой и трудовой славы села и истории школы.  

Формы деятельности совета музея разнообразны: встречи, круглые столы, диспуты, презентации. Музей оснащен техническими средствами: компьютер, проектор, магнитофон.

            Девизом клуба служат слова «Пока я помню, я живу…». Секции клуба: «Не стареет память войны», «Пароль один, Афган», «Берегите матерей», «Творческая», «Исследовательская», «Поисковая».

К юбилею Победы были проведены  патриотические акции «Синий платочек», «День добрых сердец», «С добрым утром, ветеран», «Золотое сердце», экскурсии, походы, выпуск газеты «Колокол Памяти», «Полотно Победы».

 Участники клуба, используя материалы школьного музея «Память», разработали проекты «Детство и старость защитим», «Как живете, солдаты-афганцы?», «О многодетных семьях замолвите слово» в рамках конкурса «Я  — гражданин России».

Социальный проект «Памятник должен возродиться, и возродимся мы с тобой» занял в районе 1 место (2008). Проблема реконструкции устаревшего памятника затронула жителей села, администрацию. 9 мая 2009 года все стали участниками открытия нового памятника павшим войнам в селе Средний Егорлык.

В 2011 году ребята разработали новый социальный проект «Зеленый памятник солдатам», который успешно был защищен на областном конкурсе.

В 2010 году по инициативе учащихся был создан волонтерский отряд «Незабудки», который проводит большую шефскую работу с ветеранами, тружениками тыла, инвалидами.

                  Воспитательным центром является и интерьер школы: зеленые уголки, уголки общения, цветочные композиции,  галерея детских рисунков украшают стены.

Стенды «Нам в ХХI веке жить», «Творчество сближает сердца», «Как прекрасен этот мир», «Остановись, мгновение»,  «Вы навсегда в созвездии РОССИИ» несут воспитательный смысл. Большой интерес вызывает свободная территория (по образцу «Орленка»).

На ней ребята выражают своё настроение, отношение к различным школьным проблемам, размышляют над вопросами: «Приносит ли учеба в нашей школе радость», «Если бы вы были учителем…

Воспитательный потенциал пространственной среды несёт весь школьный двор: зеленые насаждения, аллея выпускников, аллея учителей, аллея ветеранов, клумбы радуют глаз. По проекту детей при поддержке сельской Администрации перед зданием школы установлена зона отдыха для детей: небольшой фонтан, детские горки, цветники.

  Учащиеся школы объединены в детскую организацию «Созвездие. ru». Создана система школьного самоуправления, которая «работает» на ребенка, на развитие его способностей, лидерских качеств.

Выборным органом ученического самоуправления является парламент.

Источник: http://sr-eskola4.ucoz.ru/load/vospitatelnaja_rabota/sposoby_dostizhenija_celej_vospitatelnoj_sistemy/2-1-0-6

Воспитательный процесс и роль педагога в его организации

 Воспитательный  процесс и роль педагога в его организации.

В целостном педагогическом процессе важное место зани­мает процесс воспитания. Сущ­ность, а также место и роль этого процесса легче всего понять, рассматривая его в структуре общего процесса формирования личности. Воспитание имеет ряд особенностей[1].

Во-первых, воспитание — процесс целенаправленный. Воспитание становится эффективным, когда педагог специально выделяет цель воспитания, к которой он стремится. Наибольшая эффективность достигается в том случае, когда эта цель известна и понятна воспитаннику, и он согласен принять ее.

Во-вторых, это процесс многофакторный. При его осуществлении учитель должен учитывать и использовать огромное количество объективных и субъективных факторов. Личность подвергается воздействию множества разнофакторных влияний и накапливает не только положительный, но и отрицательный опыт, требующий корректировки. Многофакторность объясняет эффект неоднозначности результатов воспитания.

В-третьих, огромную роль в процессе воспитания играет личность педагога: его педагогическое мышление, черты характера, личностные качества, ценностные ориентиры.

В-четвертых, воспитательный процесс характеризуется отдаленностью результатов от момента непосредственного воспитательного воздействия. Воспитание не дает мгновенного эффекта. Его результаты не так ощутимы, не так явно обнаруживают себя, как, например результаты процесса обучения.

В-пятых, особенностью воспитательного процесса выступает его непрерывность. Воспитание, осуществляемое в ходе педагогического процесса – это процесс систематического взаимодействия воспитателей и воспитанников.

Читайте также:  Контроль как звено учебного процесса. объект (содержание) и функции контроля

Одно мероприятие, каким бы ярким оно ни было, не способно сильно повлиять на поведение воспитуемого, в частности ученика.

Если же процесс воспитания не регулярен и идет от случая к случаю, то воспитателю приходится заново закреплять то, что уже осваивалось учеником, а затем забылось.

В той части, где формирова­ние личности имеет управляемый, контролируемый характер, где люди руководствуются сознательными намерениями, дей­ствуют не стихийно, а по заранее намеченному плану в соот­ветствии с поставленными задачами, и проявляется воспита­ние.

Воспитание — процесс целенаправленного формирования личности[2]; это специально организованное, управляемое и кон­тролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.

В учебных пособиях по педаго­гике прежних лет была распространена формулировка, соглас­но которой процесс воспитания — это организованное, целе­направленное руководство воспитанием школьников в соответ­ствии с целями, поставленными обществом[3].

Уязвимость данно­го определения мы легко обнаруживаем, сопоставляя значения понятий «взаимодействие» и «руководство».

Первое отражает сложнейшие отношения воспитателей и воспитуемых, отводя последним активную роль, а второе пред­ставляет их как пассивный объект педагогического руководства.

В современном понимании процесс воспитания — это именно эффективное взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение заданной цели.

Установлено, что соответствие субъективных факторов, выражающих внутренние потребности личности, объективным условиям, в которых лич­ность живет и формируется, помогает успешно решать задачи воспитания. Чем больше по своему направлению и содержа­нию совпадают влияния организованной воспитательной дея­тельности и объективных условий, тем успешнее осуществляет­ся формирование личности.

Безусловно, процесс воспитания — процесс комплексный. Комплекс­ность в данном контексте означает единство целей, задач, со­держания, форм и методов воспитательного процесса, подчи­ненное идее целостности формирования личности.

Формирование личностных качеств происходит не поочередно, а одновременно, в комплексе, поэтому и педаго­гическое воздействие должно иметь комплексный характер.

Это не исключает, что в какой-то момент приходится уделять большее внимание тем качествам, которые по уровню сформи­рованное не соответствуют развитию других качеств.

Ком­плексный характер воспитательного процесса требует соблюде­ния целого ряда важных педагогических требований, тщатель­ной организации взаимодействия между воспитателями и вос­питанниками[4].

Воспитательному процессу присущи значительная вариа­тивность и неопределенность результатов[5]. В одних и тех же условиях последние могут существенно отли­чаться.

Это обусловлено действиями названных выше субъек­тивных факторов: большими индивидуальными различиями воспитанников, их социальным опытом, отношением к воспи­танию.

Уровень профессиональной подготовленности воспита­телей, их мастерство, умение руководить процессом также ока­зывают большое влияние на его ход и результаты.

Процесс воспитания имеет двусторонний характер. Его те­чение необычно тем, что идет в двух направлениях: от воспи­тателя к воспитаннику и от воспитанника к воспитателю. Управление процессом строится главным образом на обратных связях, т. е. на той информации, которая поступает от воспитанников. Чем больше ее в распо­ряжении воспитателя, тем целесообразнее воспитательное воз­действие.

Важным аспектом изучения воспитательного процесса как определяющего компонента педагогического процесса является содержание воспитания.

Под содержанием воспитания понимают систему знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами[6].

Умствен­ное, физическое, трудовое и политехническое, нравственное, эстетическое воспитание, слитые в целостном педагогическом процессе, и дают возможность достичь главную цель воспита­ния — формирование всесторонне и гармонически развитой личности.

В последние годы взгляды на содержание воспитательного процесса быстро и радикально менялись. Нет единства и се­годня: наше общество, а вместе с ним и школа переживают трудный период постижения объективной истины. Взят курс на гуманизацию и демократизацию школы, который должен привести к новому качеству воспитания.

В основе современной идеологии воспитания лежат следующие компоненты[7]:

— реализм целей воспитания. Реальная цель сегодня — раз­ностороннее развитие человека, опирающееся на его способ­ности и дарования. Средство достижения этой цели — освое­ние человеком базовых основ культуры.

Отсюда центральное понятие содержания воспитания — «базовая культура» лично­сти.

Это культура жизненного самоопределения: экономическая культура и культура труда; политическая, демократическая и правовая; нравственная и экологическая, художественная и физическая; культура семейных отношений;

— совместная деятельность детей и взрослых. Поиск со­вместно с детьми нравственных образцов, лучших образцов ду­ховной культуры, культуры деятельности, выработка на этой основе собственных ценностей, норм и законов жизни состав­ляют содержание работы воспитателя, обеспечивая активную личную позицию школьника в воспитательном процессе;

— самоопределение. Развивающее воспитание предполагает формирование целостной личности — человека с твердыми убеждениями, демократическими взглядами и жизненной по­зицией. Важнейший элемент содержания воспитания — куль­тура жизненного самоопределения человека.

Жизненное само­определение — понятие более широкое, чем только профес­сиональное и даже гражданское. Культура жизненного самооп­ределения характеризует человека как субъекта собственной жизни и собственного счастья.

Именно в гармонии человека с самим собой должно идти гражданское, профессиональное и нравственное самоопределение;

— личностная направленность воспитания. В центре всей воспитательной работы школы должны стоять не программы, не мероприятия, не формы и методы, а сам ребенок, подрос­ток, юноша — высшая цель, смысл нашей педагогической за­боты.

Надо развивать их индивидуальные склонности и инте­ресы, своеобразие характеров, чувство собственного достоинст­ва.

Движение от ближайших интересов воспитанников к разви­тию высоких духовных потребностей должно стать правилом воспитания;

— добровольность. Без собственной доброй воли воспитан­ников не могут быть воплощены сущностные идеи воспитания: ни идея развития, ни идея со­трудничества.

Воспитательный процесс, если он организован как принудительный, ведет к деградации нравственности как ребен­ка, так и учителя. Детей нельзя обязать «воспитываться».

Сво­бодная воля воспитанника проявляется, если воспитатели опи­раются на интерес, романтику, чувство долга, стремление к самодеятельности и творчеству.

— коллективистская направленность. В содержании воспи­тательной работы предстоит преодолеть отношение к коллек­тиву как к сугубо дисциплинарному средству, способному лишь подавлять личность, а не возвышать ее духовные, нравствен­ные силы.

Следовательно, устремленность школы в жизнь — залог обновления содер­жания и способов воспитания, открывающего путь от нивелирования личности к ее разностороннему разви­тию; от заучивания догм к познанию и преобразованию мира; от авторитарности и отчужденности к гуманности и со­трудничеству[8].

Как практически должно быть организовано воспитание в рамках педагогического процесса для осуществления этих идей? Сегодня мало сооб­щить воспитаннику: человек должен получить умственное, нравственное, эстетическое и т. д. воспитание.

У него неизбеж­но возникают практические вопросы — для чего это нужно, что это дает? Пожалуй, именно эта практическая сторона должна выйти на первый план и стать мощным стимулом выработки положительного отношения к процессу воспитания.

Здесь особая роль в воспитательном процессе возлагается на педагога, его особенности организовывать свое взаимодействие с воспитуемыми.

Характер этого взаимодействия определяется качеством осуществления педагогом относительно самостоятельной внешне проявляющейся организаторской деятельности. Организаторская деятельность, будучи отнесенной к отдельному человеку, есть не что иное, как система взаимосвязанных действий (технологий), направленных на объединение групп людей для достижения общей цели[9].

Особое место организаторская деятельность занимает в структуре целостной деятельности педагога. Воспитательная работа, отмечал

А.С. Макаренко, есть прежде всего работа организатора[10]. Благодаря организаторской деятельности педагога учащиеся включаются в различные виды деятельности.

Содержание деятельности педагога на этапе осуществления педагогического процесса может быть представлено взаимосвязанной системой таких педагогических действий, как постановка перед воспитанниками целей и разъяснение задач деятельности; создание условий для принятия задач деятельности коллективом и отдельными воспитанниками; применение отобранных методов, средств и приемов осуществления педагогического процесса; обеспечение взаимодействия субъектов педагогического процесса и создание условий для его эффективного протекания; использование необходимых приемов стимулирования активности учащихся; установление обратной связи и своевременная корректировка хода педагогического процесса.

В теории управления организаторскую деятельность в ее собственно узком смысле принято рассматривать конечным, завершающим звеном в широкой системе управления людьми.

В развернутом виде ее структура отражает последовательность относительно самостоятельных этапов и их взаимосвязей: усвоение задачи, установление соотношения организаторов и организуемых к условиям задачи;  подбор младших организаторов, ознакомление организуемых с задачей, принятие коллективного решения; определение материальных средств, временных и пространственных условий, планирование на основе оптимальных данных; распределение обязанностей, определение формы организации, инструктаж; внутренняя координация и взаимосвязь, работа с младшими организаторами, обеспечение внешних связей; учет, контроль, анализ эффективности хода выполнения задачи; определение ударных участков, перегруппировка сил, средств и перепланирование; работа по завершению выполнения задачи, сдача работы и материальных средств, отчетность; итоговый анализ выполнения задачи и оценка индивидуальной и коллективной деятельности[11].

Эта структура организаторской деятельности в равной мере относится и к организаторской деятельности педагога.

Специфика организаторской деятельности педагога проявляется, прежде всего, в ее целях.

Она не имеет конкретного предметного результата, который можно было бы воспринимать с помощью органов чувств, поскольку направлена на обеспечение эффективности других видов деятельности (учебной, трудовой, научной).

Содержание, формы и методы организаторской деятельности педагога всегда подчинены тому или иному виду деятельности детей. Л. И. Уманский отмечал в связи с этим, что конечная цель организаторской деятельности задается, как правило, не самим организатором, а другим человеком или группой людей[12].

Своеобразная отстраненность организаторской деятельности педагога от результатов деятельности детей, тем не менее, обнаруживает свою эффективность в количественно-качественных показателях продуктивных и непродуктивных видов деятельности.

В то же время о ее эффективности можно судить и по таким критериям, как уровень развития коллектива, обученность и воспитанность учащихся, характер сложившихся взаимоотношений, сплоченность группы школьников.

Однако основной продукт организаторской деятельности всегда носит психологический характер.

Деятельность педагога-организатора, как и любая другая, строится на основе переработки поступающей информации.

Важнейшей для организаторской деятельности является психологическая информация о свойствах и состояниях коллектива и его отдельных членов[13].

Отсюда организаторская деятельность представляет собой различные методы, средства и приемы психологического и педагогического воздействия и взаимодействия.

Общие функции организаторской деятельности специфически проявляются в деятельности педагога. Первое место среди них занимает функция групповой интеграции, формирования межличностного внутреннего единства. Результатом осуществления этой функции являются установившиеся взаимосвязи, взаимоотношения и скоординированные действия внутри группы, т.е. внутренние коммуникации.

Вторая функция — внешнекоммуникативная, направленная на установление связей и координацию действий между микрогруппами (горизонтальная коммуникация) и вышестоящими организациями (вертикальная коммуникация).

Третья и четвертая функции вытекают из понимания самой сущности организаторской деятельности и связаны с обучением и воспитанием, понимаемых в самом широком смысле этих явлений.

В деятельности педагога эти четыре функции проявляются в единстве и взаимообусловленности, выступая в разных сочетаниях при преобладании то одной, то другой.

Постановка в центр внимания основы социального воспитания ориентирует на осуществление важнейших функций общества — подготовку обучающихся к включению в общественную жизнь, к нормальному функционированию в обществе.

Социальное воспитание в школе осуществляется в процессе взаимодействия множества «цепочек»: социум – коллектив – личность, проявляющихся в различных сферах деятельность и активности[14].

Сохранение в школе традиций ценностного характера обеспечивает создание атмосферы сотрудничества, ответственности, ощущение себя причастным к коллективу, к общему успеху.

Основным признаком эффективного педагогического взаимодействия является взаимосвязь всех составных частей школы, всех её состояний, в процессе которых происходит: во-первых, передача положительного опыта старшего поколения; во-вторых, формирование способности воспользоваться этим капиталом.

Следовательно, взаимодействие педагогов и воспитанников в педагогическом процессе должно быть направлено на развитие личности,   социального и профессионального становления, гармонизацию взаимоотношений детей с окружающим социумом, природой, самим собой.

Читайте также:  Грамотное раннее развитие ребенка

Для этого необходимо при организации воспитательных отношений использовать потенциал основных и дополнительных образовательных программ и включать обучающихся в разнообразную, соответствующую их возрастным индивидуальным особенностям деятельность, направленную на формирование у детей гражданственности и патриотизма, уважения к правам и свободам человека, опыта взаимодействия  со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами, приобщение к системе культурных ценностей, готовности к осознанному выбору профессии, экологической культуры, предполагающей ценностное отношение к природе, людям, собственному здоровью, эстетическое отношение к окружающему миру, потребности самовыражения в творческой деятельности, организационной культуры, активной жизненной позиции.

[1] См.: Зимняя И.Л. Общая стратегия воспитания в системе непрерывного образования: подход, концепция, стратегия. Ярославль, 2000. С.27-33.

[2] Педагогика / Под ред. И.П.Пидкасистого.С.49.

[3] Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М., 1985. С.31.

[4] Новикова Л.И., Сидоркин А.М. Воспитательная система // Российская педагогическая энциклопедия. М., 1993. Т.1. С.55.

[5] Смирнова Г. Воспитательная система средней школы // Воспитание школьников. 2003. № 8. С.94.

[6] Караковский В.А. Воспитательная система школы. М., 1997. С.71.

[7] См.: Подласый И.П. Педагогика. М., 1996. С.65-69; Закон РФ «Об образовании».

[8] Подласый И.П. Указ. соч. С.72.

[9] Кураковский В.А. Указ. соч. С.60.

[10] Макаренко А.С. Избранные педагогические сочинения. М., 1978. Т.1. С.27.

[11] Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности. М., 1980. С.32-25.

[12] Уманский Л.И. Указ. соч. С. 48.

[13] Зимняя И.Л. Указ. соч. С. 82.

[14] Смирнова Г. Указ. соч. С. 97.

Источник: https://moluch.ru/archive/2/77/

Статья на тему: Воспитательный аспект образовательного процесса, направленный на личностный рост учащегося

Воспитательный аспект образовательного процесса, направленный на личностный рост учащегося.

Доклад подготовила  Симанова Ирина Игоревна – учитель русского языка и литературы ГОУ ЦО 1085.

Современные реалии развития общества требуют выработки современных подходов к воспитанию детей и юношества на основе решения задач всестороннего развития личности, формирования стратегии активной жизнедеятельности, создания условий для самореализации и самоопределения.

Воспитание следует рассматривать как создание психолого- педагогических условий жизни и деятельности школьников для их позитивной социализации, нравственного развития личности в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и с учетом культурных традиций России, общечеловеческих ценностей, новой социально – экономической реальности.

Обучение  и воспитание осуществляется в социальных институтах, главные из которых – семья, детский сад, школа, общество в целом.

Воспитание молодого поколения должно быть системой. Система предполагает, что каждый институт – семья, школа, детский сад, общество-выполняет свою определенную  функцию в деле воспитания, не дублируя  при этом другие  институты, а целесообразно взаимодействует с ними. Проблема воспитания в образовательном учреждении решается только во взаимодействии педагогов, психологов, родителей.

Цель воспитательной системы образовательного учреждения – воспитание и развитие свободной, талантливой, физически здоровой, обогащённой научными знаниями, готовой к созидательной трудовой деятельности и нравственному поведению личности.

Создание в школе условий для развития личности ребенка – это значит создание условий для решения каждой личностью четырёх задач на каждом возрастном этапе своей жизни: самопознание, самоопределение, самореализация, саморегуляция.

Задачи воспитательной системы — помочь ребенку на каждом возрастном этапе решить все четыре задачи в пяти основных сферах жизнедеятельности:

Сфера познания ( учеба, информация, знания)

Сфера практической деятельности ( трудовая деятельность, умения, навыки)

Сфера игры ( игровая активность, реализация творческих и природных  возможностей, способностей).

Сфера физического развития ( реализация физических возможностей)

Сфера отношений ( познай себя, людей, взаимодействуй с ними).

В современных условиях  существует проблема определения приоритетных целей образования. Что важнее: знания или развитие личности ученика, его воспитание?

О гуманизации образования, об индивидуальном подходе к ученику в процессе обучения и воспитания, о создании в школе психологического комфорта , о роли и значении воспитания в общеобразовательном процессе в настоящее время говорят и пишут ученые в области педагогики, психологии. Это декларируется в основных документах, касающихся образования.

Так, в «Законе об образовании» ст. 11 гласит: Задачами системы образования являются:

1) создание необходимых условий для получения качественного образования, направленного на формирование, развитие и профессиональное становление личности;

2) развитие творческих, духовных и физических возможностей личности, формирование прочных основ нравственности и здорового образа жизни, обогащение интеллекта путем создания условий для развития индивидуальности;

3) воспитание гражданственности и патриотизма, любви к своей Родине .

4) воспитание личности с активной гражданской позицией, формирование потребностей участвовать в общественно-политической, экономической и культурной жизни республики

.Это ожидаемые результаты образования, так называемые базовые компетенции учащихся – какой вырастет человек, с чем будет шагать по жизни

Главными, на мой взгляд, ключевыми являются слова развитие, воспитание, формирование.  Еще в древности был сформулирован принцип воспитывающего обучения: « Non scholae, sed vitae discimus»- « мы учимся не для школы, а для жизни»

Возникает вопрос, что каждый из нас, как учитель, должен сделать, где и когда, чтобы решить поставленные задачи.

Наивно рассуждать, что воспитательная работа – это нечто внеклассное, внеурочное, что это забота классных руководителей, завуча по воспитательной работе, но не учителя, ведущего урок .

другим ошибочным тезисом является утверждение, что проведение воспитательной работы непосредственно на уроке вступает в конфликт с основным содержанием урока, наносит ему ущерб (хотя бы в том смысле, что время на воспитательную работу надо отрывать от объяснения нового материала или от других видов деятельности на уроке) По-настоящему развивающее обучение не может не быть не воспитывающим.

Доказано, что классные часы и иные внеклассные мероприятия составляют не более 3% времени общения ребенка с педагогом. Воспитательная работа должна проводиться главным образом на уроке, а не после него. Урок обладает уникальными возможностями влиять на становление очень многих качеств личности учащихся.

Воспитывающий аспект должен предусматривать использование содержания учебного материала, технологий обучения, форм организации познавательной деятельности в их взаимодействии для осуществления формирования и развития нравственных, трудовых, эстетических, патриотических, экологических и других качеств личности школьника.

Он должен быть направлен на воспитание правильного отношения к общечеловеческим ценностям, высокого чувства гражданского долга. Нельзя согласиться с мнением тех теоретиков и практиков, которые считают, что воспитательная работа на уроке не нуждается в специальном планировании, так как проводится неосознанно. Воспитательная работа должна планироваться заранее самым тщательным образом.

Поэтому сегодня я буду говорить о воспитательном аспекте урока, о том, как правильно учителю при подготовке к уроку поставить .воспитательную цель. Без участия в воспитании все знания педагога остаются мертвым багажом.

Я пролистала методические пособия по разработке уроков, проанализировала свой собственный опыт и убедилась, что если образовательные и развивающие цели продумываются, чему обучить и что развить, то воспитательные задачи урока либо прописаны в обобщенном виде, либо поставлены формально.

Я возьму на себя смелость сказать, что многие из нас, учителей не задумываются над постановкой воспитательных целей. Что мы пишем чаще всего: воспитать чувство патриотизма, прививать интерес к изучению литературы, воспитывать милосердие, доброту и сочувствие, развивать логическое мышление.

Как можно за один урок воспитать патриота, привить любовь к прекрасному, на протяжении нескольких лет из урока в урок развивать логическое мышление и т.д.

Одинаково опасен безнравственный профессионал и добродушный незнайка, поэтому воспитание невозможно без знаний. Они неразрывно связаны как две стороны единого целого. Содержание воспитательной работы на уроке должно вытекать из содержания самого урока.

« Учить и воспитывать как «молния» на куртке: обе стороны затягиваются одновременно и накрепко неторопливым движением замка – творческой мысли. Вот эта соединяющая мысль и есть главное на уроке» Именно урок обладает уникальными возможностями влиять на становление многих качеств личности учащихся.

На уроке мы учим, вооружаем умениями применять знания на практике. Но урок – это не просто «форма организации», а часть жизни ученика и продолжение этой жизни, и прежде всего общение .И задача учителя – сделать так, чтобы каждые 45 минут урока стали полноценным нравственным общением, продуманным взаимодействием.

Урок – продолжение жизни ученика и продолжение процесса формирования его личности. Переступив порог класса, учитель организует не только учебную деятельность учеников, но и их отношения на уроке. Если учитель сузил границы своего внимания дидактическими рамками, то урок лишается воспитательного влияния.

Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности школьника, формированию единого образовательного пространства.

. Какими путями можно реализовать воспитательный потенциал урока? Что должен сделать учитель, чтобы диалог на уроке состоялся?

Существует несколько подходов к проблеме воспитательных возможностей урока. Один из них отражен в суждении: «Каждый урок воспитывает». Это суждение порой произносят как педагогическую аксиому, видя в ней отражение некой закономерности: если урок дидактически правильно организован, он окажет позитивное влияние на формирование личности.

На формирование – да, но не на воспитание, т.к. воспитание – непременно целенаправленный процесс, непрерывный , т.е. организованный и построенный с осознанной и специально поставленной целью. Следовательно, урок, лишенный такой цели, не воспитывает, хотя, конечно же, оказывает формирующее влияние на личность.

Нередко учитель стремится формировать новые воспитательные аспекты триединой дидактической цели к каждому уроку, забывая, что воспитание происходит гораздо медленнее, чем процесс его обучения и что воспитание осуществляется в значительной мере как результат правильно организованного обучения.

Отсюда следует, что один и тот же воспитательный аспект цели урока может быть сформулирован для триединых целей нескольких уроков, а иногда и для уроков целой темы.

Воспитывающее обучение – это такое обучение, в процессе которого организуется целенаправленное формирование запланированных педагогом отношений учащихся к различным явлениям окружающей жизни, с которыми ученик сталкивается на уроке. Круг этих отношений достаточно широк. Поэтому воспитательная цель будет охватывать целый ряд отношений. Но эти отношения достаточно подвижны.

Из урока в урок, имея одну воспитательную цель, учитель ставит различные воспитательные задачи и указывает, через что они могут быть достигнуты, через какие виды деятельности. Должна быть система воспитательных задач. Если это обобщающий урок, то учитель должен выйти на конкретный результат.

А так как становление отношения не происходит в один момент, на одном уроке, и для его формирования необходимо время, то внимание учителя к воспитательным целям и ее задачам должно быть постоянным. Нужно помнить одно: цель должна быть конкретной и достижимой. В отличие от целей обучения воспитательные цели вовсе необязательно (даже некорректно) объявлять ученикам. Это стратегические цели образования и общества в целом, которые призван из урока в урок реализовывать в повседневной практике учитель.

Я подошла к ключевому вопросу : формулированию воспитательных целей и задач. Воспитание любого качества, любой черты должно проходить (по Рубинштейну) следующие стадии: возбуждение – побуждение(подкрепление) – генерализация.

Поэтому и формулировки воспитательных целей для учителя на конкретных примерах могут приобретать соответствующее выражение:

— вызвать заинтересованность в…

— пробудить любознательность;

— возбудить готовность решать задачи самостоятельно;

— побудить учащихся к активности;

— закрепить уверенность в…

Исходя из представления о трех стадиях воспитательного воздействия , учитель может выстроить определенную иерархию воспитательных задач урока. Говоря о последовательности, воспитательные цели можно разбить на следующие:

— по возбуждению обучаемых к восприятию, готовности включиться в единое информационное поле;

-побуждения (подкрепления) к адекватным действиям;

Читайте также:  Игрушки для детей от 2 до 3 лет

-генерализации, т.е. способности эмоционально и адекватно реагировать, формулировать оценочные суждения.

На уроке можно достичь желаемого в воспитательной области через эмоции. Учителю порой нет необходимости количественно проверять, насколько он достиг воспитательной цели.

Если во время урока учитель видит пустые глаза учеников, значит урок проходит зря. «Не активностью поднятых рук, а активностью глаз определяю эффективность урока» Е.Н. Ильин.

Конечно, при постановке воспитательных задач везде, где возможно, необходимы показатели ее решения. Один из таких показателей – нравственный выбор учащегося

Нельзя забывать о роли неосознанного воспитания.

Под неосознанным принято называть то воспитание, которое учитель не планирует заранее, не прописывает в тетради, но воспитывает каждый день своим примером, своим отношением к детям и окружающим, своим внешним видом и реакциями на раздражители. Когда же учитель говорит одно, а реально поступает наоборот, -это тоже пример негативного, неосознанного воспитания.

Не всякое содержание учебного занятия позволяет воспитывать, а лишь то, которое через вызов эмоций и субъективных переживаний затрагивает мотивационную сферу психики учащихся.

Для того чтобы их воспитывать, содержание учебной дисциплины должно быть соответствующим образом подготовлено, тогда и учебные цели будут эффективнее достигаться через достижение воспитательных целей.

Знания без мотивации их применения могут иметь место, но целенаправленной деятельности даже у самых способных учеников не бывает.

Круг воспитательных задач определен, как реализовать задуманное? При составлении плана урока важно продумывать виды деятельности ученика на каждом этапе урока в связи с поставленными воспитательными задачами, т.е.

через какие виды деятельности, формы работы может быть достигнута поставленная цель. Начало урока – очень важный момент с воспитательной точки зрения, т.к именно на этом этапе происходит влияние на мотивационную сферу.

У каждого учителя имеется в арсенале немало различных способов и приемов: это может быть и «раскручивание формулировки темы», и создание проблемной ситуации, и практическая работы исследовательского характера (это пробуждает и любознательность, и вызывает заинтересованность, и побуждает учащихся к активности, воспитывается критическое мышление, создает мотивы к изучению темы.

« Если урок литературы не сделать воспитательным – значит, к прорехам семейного воспитания добавить еще одну и вовсе оголить человека», — утверждал Ильин. Думаю, что это уже аксиома. И как подтверждение этому – стихотворение Б. Слуцкого «Романы из школьной программы»

…Не молью побитая совесть,

А Пушкина твердая повесть

И Чехова честный рассказ

Меня удержали не раз.

А если я струсил и сдался

А если пошел на обман,

Я, значит, некрепко держался

За старый и добрый роман.

Художественное произведение – это не панацея от всех обед, оно не навязывает, как поступить в той или иной ситуации, но подсказывает и предупреждает.

Этап актуализации тоже можно организовать разными способами. Этап рефлексии в конце урока или на промежуточных этапах должен присутствовать обязательно.

Именно на этом этапе предоставляется возможность оценить урок с воспитательной точки зрения.. Делаются акценты на нравственных критериях, затрагиваются аспекты умственного воспитания.

Методически правильно построенный урок воспитывает каждым своим моментом.

Рекомендации по реализации воспитательного аспекта урока:

— при планировании урока учитывать диагностику уровня воспитанности ученика и класса в целом;

— продумывать виды деятельности учащихся на каждом этапе урока в связи с поставленными целями;

-осуществлять выбор оптимальных способов и приемов для начала урока;

-использовать на этапе актуализации инновационные технологии;

— использовать на уроке разные виды контроля, что позволит воспитывать ответственность, самостоятельность, критичность, коммуникабельность, трудолюбие;

-применять разные способы оценивания, что оказывает положительное воздействие на ребенка и в плане успеха в случае неудач;

-проводить этап рефлексии на каждом уроке, что позволит корректировать воспитательные задачи урока.

Опыт показывает, что огромную роль в реализации воспитывающего потенциала учебных школьных предметов имеет грамотное и уместное использование в школьной практике личностно- ориентированных педагогических технологий.

Х Паркхерст, основательница школы Дальтон, писала: « Я пытаюсь передать  Вам понимание того, что кроме знания, являющегося важной составной частью интеллектуального образования, существует еще одна не менее  важная составная часть. Древние называли эту составную часть мудростью.

Невозможно стать мудрым, не овладев основами знаний, однако можно легко приобрести знания и оставаться в неведении того, что есть мудрость.

 Мудрость в том, как Вы обращаетесь  со знаниями, как Вы  отбираете знания для того, чтобы определить связь между различными областями и проблемами, как Вы используете знания для того, чтобы опыт, который Вы получаете во время работы, приобрел ценность. Вот такое владение знаниями и есть мудрость».

Анализ работы над данной проблемой показывает , что, если учитель на уроке успешно раскрывает и использует воспитательный и развивающий потенциал своего предмета,  у ученика формируется гуманистическое мировоззрение, активная жизненная позиция, высокий уровень нравственной воспитанности, появляются такие качества, как ответственность, чувство долга.

На таких уроках ученики способны осознать человека как носителя огромных познавательных и творческих возможностей, как преобразователя собственной личности и окружающего мира, как хранителя природы и жизни на Земле.

Так у ребят формируется ответственность за развитие собственной личности, формируется установка на непрерывное самообразование, на приобретение навыков планирование собственной жизни.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/mezhdistsiplinarnoe-obobshchenie/library/2012/11/06/vospitatelnyy-aspekt-obrazovatelnogo

Проблемы организации воспитательного процесса в школе

Всеобщая модернизация отечественного образования — введение ФГОС, принятие Федерального закона об образовании в РФ, переход на новую систему оплаты труда – меняет кардинально основы учебно-воспитательного процесса в современной школе. Особенно неоднозначная ситуация складывается в области воспитания. Одной из приоритетных задач в концепции модернизации российского образования является воспитание подрастающего поколения.

Воспитание — важная и неотъемлемая часть образовательного процесса, направленная на достижение двух взаимосвязанных целей: обеспечение процесса социализации гражданина в обществе и поддержку процесса индивидуализации личности.

В связи с этим возникает закономерный вопрос: кто же должен воспитывать детей — семья или школа? Большинство людей бы ответили: и семья, и школа! А если перефразировать вопрос: кто должен быть ведущим в воспитании детей — семья или школа? Если выслушать ответы, то выясняется, что ни семья, ни школа не хотят взять власть в вопросе воспитания в свои руки. Наше общество столкнулось с этой проблемой особенно остро в связи с тем, что в последние два десятилетия страна претерпела много изменений, которые не могли не повлиять на социум.

Из-за нестабильного положения в государстве, отсутствия экономической стабильности, дезориентации населения, обострения политической ситуации, социальной напряженности, межнациональных распрей, криминализации жизни, ухудшения экологической обстановки, падения нравственности большинство семей оказалось в условиях выживания как материального, так и физического. В таких условиях семья перестала выполнять свои воспитательные функции как основной социальный институт. Во многих семьях недостает элементарной духовной близости между родителями и детьми. Естественно, что при таких условиях воспитание подрастающего поколения в семье отошло на второй план.

Но до сих пор многие педагоги считают, что семья является наиболее мощным фактором воспитания, так как ей доступен больший арсенал воспитательных средств, а школа не может скорректировать в ребенке то, что заложено родителями.

Результатом является отсутствие единого воспитательного пространства. Методика воспитательной работы школы — самый слаборазвитый отдел современной педагогики.

Кто прав — семья или школа — не мне решать, но я считаю, что школа может и должна выступать как руководящая воспитательная организация.

В чем же проблемы воспитания в школе?

  • Во-первых, школа уже долгое время выполняет функции «фабрики» по производству людей, начиненными неким набором знаний. Зачастую о вопросах воспитания начинают задумываться только тогда, когда случается какое-то происшествие. Многие видят воспитательный процесс только как средство повышения успеваемости, метод борьбы с правонарушениями.
  • Во-вторых, отсутствие единого педагогического коллектива. Педагоги до сих пор не осознали, что невозможно воплощать даже самые гениальные воспитательные идеи, не будучи единым, сплоченным коллективом единомышленников. До тех пор пока учитель отвечает только за «свой» класс, у процесса воспитания нет будущего.
  • В-третьих, отсутствие индивидуального подхода к ребенку. У многих педагогов индивидуальный подход ассоциируется с возней с капризными детьми и их родителями, забывая о том, что необходимо учитывать личные особенности ребенка для создания ситуации успеха при включении его в коллектив.
  • В-четвертых, отсутствие хорошей дисциплины. К ребенку необходимо предъявлять дисциплинарные требования с начальных ступеней образования. Детям необходимо четко сформулировать, что такое хорошо и что такое плохо. Ребенка необходимо учить нормам поведения в обществе, так же как и умению читать и считать! Только в этом случае ребенок может стать достойным членом этого общества, и независимо от того, где он будет находиться, он будет соблюдать те правила и нормы поведения, к которым был с детства приучен. Все это приведет к силе характера, воспитанию гражданской ответственности, самоконтролю.
  • В-пятых, отсутствие системы наказания. Наказания могут быть совершенно разными. Это и замечание наедине, и перед классом; это и обсуждение проступка на педсоветах или школьных собраниях. Главное, при любой форме наказания необходимо соблюдать принцип уважения к человеку. Нельзя забывать, что обсуждается конкретный поступок, и любому наказанию должны предшествовать беседы тет-а-тет. Наказание — процесс достаточно тонкий, поэтому нельзя допускать, чтобы все работники школы имели возможность наказывать. Необходимо сузить круг людей до директора и заместителей директора по учебно-воспитательной работе.
  • В-шестых, отсутствие единого коллектива учащихся школы. Ученики мало общаются между собой. Хорошо, если они знают учащихся из своей параллели. Вся школа разбита на множество маленьких коллективов, не общающихся между собой. Многие педагоги считают саму идею создания единого коллектива абсурдной и невыполнимой! Но, по моему мнению, это возможно. Как же добиться желаемого результата? Необходимо создавать школьное самоуправление, развивать идею совместных школьных мероприятий, в которых будут задействованы учащиеся разных возрастных категорий, проводить общешкольные собрания, на которых бы совместно решались вопросы, касаемые жизни школы, вводить шефство. Т.е., фактически, необходимо создавать школьную семью.

Проблема воспитания и организации воспитательного процесса имеет важное значение в современном обществе, и есть все основания считать, что в ближайшие годы оно станет ключевым в нашей педагогике.

При этом важно помнить, что воспитательная система — не самоцель. Она служит оптимизации процессов личностного развития.

Поэтому главным критерием ее эффективности будет результат — развитие и самовыражение личности воспитанника и педагога.

Литература:

  1. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред.В. В. Козлова, А. М. Кондакова. —4е изд.,дораб.—М. : Просвещение, 2011. — 79 с. — (Стандарты второгопоколения).
  2. Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА», утвержденная Президентом Российской Федерации от 04.02.2010 № Пр-271;.
  3. Федеральная целевая программа развития образования 2011–2015 г.г. утверждена постановлением Правительства РФ от 07 февраля 2011 г. № 61
  4. Лизинский В.М. «Практическое воспитание в школе”, М, Центр «Педагогический поиск”, 2002.
  5. Гуткина ЛД. Планирование и организация воспитательной работы в школе. М. Центр «Педагогический поиск”, 2002.
  6. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание… Воспитание – М, 2000.
  7. Аршинов В.И., Савичева Н.Г. Воспитательное пространство в контексте синергетического подхода // Воспитательное пространство как объект педагогического исследования. – Калуга, 2000.
  8. Воспитательный процесс: изучение эффективности /Под ред. Е.Н.Степанова- М.,2001.

Источник: http://pedsovet.su/publ/164-1-0-3894

Ссылка на основную публикацию