Основные характеристики урока

Основные характеристики современного урока

  • Тема занятия формулируется учащимися. Задача учителя: подвести учеников к осознанию темы.
  • Учащиеся самостоятельно осуществляют постановку целей и задач. Учитель лишь задает наводящие вопросы, предлагает задания, которые помогают ученикам верно сформулировать практические цели.
  • Учащиеся с помощью педагога разрабатывают практический план достижения поставленной цели.
  • Учащиеся выполняют учебные действия по разработанному плану. Учитель организует работу индивидуальную, в парах, в группах, консультирует учеников.
  • Правильность выполнения заданий проверяется с помощью самоконтроля, взаимоконтроля.
  • Возникшие недочеты, ошибки, учащиеся исправляют самостоятельно, сами поясняют суть затруднений.
  • Ученики сами оценивают результаты своей деятельности (самооценивание), и результаты деятельности своих товарищей (взаимооценивание).
  • Этап рефлексии: обсуждение учащимися своих успехов в достижении цели урока.
  • Домашнее задание, составленное с учетом индивидуальных особенностей учащихся, предполагающее возможность выбора упражнения, разные уровни сложности.
  • В течение всего урока учитель играет роль советчика, консультирует учащихся на каждом этапе.

В связи с этим меняется и анализ урока.

Образец схемы анализа урока по ФГОС

Основные пункты, которые принимает во внимание эксперт, анализируя современный урок: цели, организация урока, способы мотивации учащихся, соответствие требованиям ФГОС, содержание урока, методика, психологические моменты.

В карте эксперта указывается ФИО учителя, полное название образовательного учреждения, класс, название учебного предмета, автор УМК/ учебника, тема урока, дата посещения.

Ниже приведена примерная схема-образец анализа урока по ФГОС.

Этапы анализа

Количество баллов

1

Основные цели

Наличие образовательной, воспитательной, развивающей целей. Достигнуты ли поставленные учителем цели? Достигнуты ли практические цели, поставленные учениками?

2

Как организован урок? Тип, структура, этапы, логика, временные затраты, соответствие структуры, применяемых методов поставленной цели и содержанию урока.

3

Какие способы мотивации применяет педагог?

4

Насколько урок соответствует требованиям ФГОС?

  • Ориентированность на стандарты нового поколения.
  • Развитие УУД (универсальных учебных действий).
  • Применение современной технологии: ИКТ, исследовательской, проектной и др.

5

Содержание урока

  • Правильность освещения учебного материала с научной точки зрения, соответствие возрасту учащихся.
  • Соответствие урока, его содержания требованиям образовательной программы.
  • Развитие самостоятельности и познавательной активности с помощью создания ситуаций для применения собственного жизненного опыта школьников (взаимосвязь теории и практики).
  • Связь нового и ранее изученного учебного материала, наличие межпредметных связей.

6

Методика проведения урока

  • Актуализация имеющихся знаний, способов учебной деятельности. Формирование проблемной ситуации, наличие проблемных вопросов.
  • Какие методы применял педагог? Каково соотношение репродуктивной и исследовательской/ поисковой деятельности? Сравните примерное количество репродуктивных (чтение, повторение, пересказ, ответы на вопросы по содержанию текста) и исследовательских заданий (доказать утверждение, найти причины, привести аргументы, сравнить информацию, найти ошибки и др.)
  • Преобладает ли деятельность учащихся в сравнении с деятельностью педагога? Насколько объемна самостоятельная работа учащихся? Каков ее характер?
  • Какие методы получения новых знаний применяет педагог (опыты, сравнения, наблюдения, чтение, поиск информации и др.)?
  • Использование диалога в качестве формы общения.
  • Использование нестандартных ситуаций для применения учащимися полученных знаний.
  • Наличие обратной связи между учеником и учителем.
  • Грамотное сочетание разных форм работы: групповой, фронтальной, индивидуальной, парной.
  • Учет принципа дифференцированного обучения: наличие заданий разного уровня сложности.
  • Целесообразность применения средств обучения в соответствии с тематикой и содержанием урока.
  • Использование демонстрационных, наглядных материалов с целью мотивации, иллюстрации информационных выкладок, решения поставленных задач. Соответствует ли количество наглядного материала на уроке целям, содержанию занятия?
  • Действия, направленные на развитие умений самооценки и самоконтроля учащихся.

7

Психологические моменты в организации урока

  • Принимает ли учитель во внимание уровень знаний каждого отдельного учащегося и его способности к обучению?
  • Направлена ли учебная деятельность на развитие памяти, речи, мышления, восприятия, воображения, внимания?
  • Есть ли чередование заданий разной степени сложности? Насколько разнообразны виды учебной деятельности?
  • Есть ли паузы для эмоциональной разгрузки учащихся?
  • Насколько оптимален объем домашнего задания? Дифференцировано ли оно по уровню сложности? Есть ли у учеников право выбора домашнего задания? Понятен ли инструктаж по его выполнению?

На усмотрение эксперта в графе «Количество баллов» напротив каждого подпункта делаются пометки или выставляются баллы от 0 до 2, где 0 — полное отсутствие критерия, 1 — частичное присутствие критерия, 2 — критерий представлен в полном виде.

Примечание

В графе «Как организован урок?», анализируя структуру занятия, необходимо учитывать разнообразие типов уроков по ФГОС (урок усвоения новых знаний, комплексного применения знаний и умений (закрепление), актуализации знаний и умений (повторение), систематизации и обобщения знаний и умений, контроля, коррекции, комбинированного урока), каждый из которых имеет свою структуру.

В графе «Насколько урок соответствует требованиям ФГОС?», необходимо оценить результаты, представленные в виде универсальных учебных действий. Эксперт указывает определенные виды действий и группу, к которой они относятся. Например:

  • Регулятивные: учащиеся самостоятельно определяют цель урока, составляют план, действуют по плану, оценивают результат своей работы.
  • Познавательные: учащиеся извлекают информацию из предложенных источников, ее анализируют / классифицируют/ сравнивают и др.
  • Коммуникативные: учащиеся четко формулируют свою позицию, способны к пониманию других, считыванию явной информации или подтекста, к сотрудничеству.
  • Личностные: учащиеся ориентируются в системе ценностей, выбирают правильные направления, способны оценивать поступки, находить мотивы совершенным действиям.

Представленный пример схемы анализа учебного занятия может служить рабочей картой эксперта. Он достаточно подробен, позволяет отразить наиболее полно самые важные составляющие современного урока по ФГОС.

Источник: https://infourok.ru/user/trisheva-marina-gennadevna1/blog/osnovnie-harakteristiki-sovremennogo-uroka-95725.html

Урок как основная форма организации обучения, Сущность и основные классификации уроков — Основы дидактики Библиотека русских учебников

ГлавнаяПедагогикаОсновы дидактикиПредыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

В дидактической теории уроком считают более или менее завершенную часть педагогического процесса в классно-урочной системе обучения, либо систематически применяемую для решения задач обучения, воспитания я и развития форму организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный промежуток времени.

Сущность и основные классификации уроков

В уроке отражены все компоненты учебно-воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, деятельность по организования и управления, все остальные дидактические элементы.

Сущность урока как целостной динамической й системы заключается в коллективно-индивидуальной взаимодействия учителя и учеников, в результате которой происходит усвоение знаний, умений и навыков, опыта деятельности, общения и взаимодействий, развитие способностей ей школьников, а также совершенствование педагогического мастерства учителя. Такая характеристика урока позволяет определять его как форму движения обучения в целом и как форму организации обучения, обусловленную йог в закономерностями и принципами, основными дидактическими требованиями. Урок — наиболее экономически выгодная форма сравнению с индивидуальным обучением, что позволяет эффективно использовать стимулирующий оп лил ученического коллектива на учебную деятельность каждого ученика, предусматривает связь учебной и внеучебной робототи.

Во время урока педагогическое взаимодействие построена на личностном контакте учителя со школьниками в процессе общения педагог направляет и контролирует деятельность всех учеников класса, а также обеспечивает взаимодействий действие между ними. Поэтому обучение в условиях урока можно считать системой направленных на достижение учебных целей непосредственных и опосредованных взаимодействий учителя и ученикиів.

. Урок — организационная форма обучения в рамках классно-урочной системы, характеризующаяся относительной завершенностью ограниченного во времени педагогического процесса, который проводит учитель по определенному расписанию с грпределенному расписанию с гр. Рупо учащихся постоянного состава, одинакового возраста и уровня подготовки.

сравнению с другими формами организации обучения урок имеет специфические и неспецифические характеристики.

К специфическим относятся: относительно постоянная на всех стадиях процесса обучения группа учащихся (класс), руководящий водство учителем познавательной деятельностью учащихся с учетом их особенностей, соблюдение норм наполняемости класса, овладение основами изученного непосредственно во время урока. К неспецифическим характе ристик урока относятся те, которые проявляются и в других организационных формах: цель обучения, содержание и методы работы, место учебы, время обучения и иін.

В условиях урока для обеспечения благоприятных условий обучения используют различные виды организации работы, в частности, коллективные, индивидуальные и групповые. Все они направлены на достижение учебных целей соответствующими методами и средствами обученияя.

Существует несколько классификаций уроков по различным критериям

Русский педагог. Сергей. Иванов (1890-1969) разработал классификацию уроков на основе этапов обучения:

1) подготовка к изучению темы;

2) первичное восприятие учебного материала;

3) осмысление учебного материала;

4) закрепление знаний путем повторения;

5) закрепление через применение знаний на практике;

6) формирование навыков в процессе упражнений и тренировки;

7) контроль и проверка;

8) подведение итогов, обобщение результатов обучения

Согласно этих этапов. С. Иванов выделил следующие типы уроков: вступительные; первичного ознакомления с материалом формирование понятий, усвоение законов и правил, применение знаний на практике формирование н навыков (тренировочные уроки); повторения и обобщения; контрольные;. Комбинированнойі.

По содержанию, дидактическим целям, основным способом проведения уроков. И. Казанцев классифицирует их на следующие типы: урок с различными видами занятий; урок-лекция; урок-беседа; урок-экскурсия;. Киноуроки; урок же остийнои работы учащихся в классе лабораторные и практические занятияя.

Наибольшее распространение в педагогической теории и практике получила классификация уроков по дидактической целью (Б. Есипов,. М. Махмутов,. В. Онищук):

— уроки усвоения новых знаний;

— уроки формирования и совершенствования умений и навыков;

— уроки обобщения и систематизации знаний;

Читайте также:  Ниткография, ниткопись, изонить на занятиях по рисованию в старшей группе детского сада

— уроки комплексного применения знаний, умений и навыков;

— уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков;

— комбинированные уроки

В»чистом»виде ни один тип урока, кроме комбинированного, почти не существует.

Предложенная классификация удобна, дает возможность заключать календарные и тематические планы занятий, формировать представление о динамике пр роцесу обучения, усвоения знаний, умений и навыков, но она не отражает воспитательных задач и характера познавательной деятельности учащихся. Соотношение уроков различных типов зависит от особенностей учебных ьнои дисциплины, дидактических целей и задаей і завдань.

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Источник: http://uchebnikirus.com/pedagogika/osnovi_didaktiki_-_chayka_vm/urok_osnovna_forma_organizatsiyi_navchannya.htm

Рефераты, дипломные, курсовые работы — бесплатно: Библиофонд!

Министерство Просвещения, Молодёжи и Спорта Республики Молдова

Кишинёвский Педагогический Колледж имени Алексея Матеевича

Дидактический проект
учебного занятия по педагогике

специальность: «Педагогика начального обучения»

тема:  Урок — как основная форма организации учебного процесса, его характеристика

 и требования к нему

преподаватель: Н. Даний-Серебрянская

Кишинёв, 2006

Ø Группа:                      24 школьная

Ø Предмет:                    Педагогика  

Ø Тип занятия:             передача и усвоение новых знаний

Ø Тема:                          Урок — как основная форма организации учебного процесса, его характеристика
                                     и требования к нему

Ø Ключевая цель:       — передача и усвоение знаний об организации учебного процесса в начальной школе;

                                         — формирование и развитие интеллектуальных способностей;
                                         — развитие практических умений;

Ø Операциональные цели: а) познавательные:

                                  0.

1. – Усвоить и понять важность и необходимость урока – как одной из основных                                            форм организации учебного процесса;

                                  0.

2. – Знать структурные элементы урока;
                                  0.
3. – Аргументировать ведущую роль урока – как формы организации учебного                                            процесса в начальном звене обучения;

                                  0.

4. – Применять соответствующую научную терминологию; б) психомоторные:

                                  0

.5. – Проявлять оригинальность, креативность, работоспособность;
                                  0.
6.  — Искать и находить аргументы в сравнении различных форм организации учебного                                            процесса в трёх циклах обучения, отдавая приоритет уроку в начальном звене;

                                  0.

7.  – Анализировать, выявлять, обобщать, приводить доводы и аргументы; в) аффективные:

                                  0.

8.  –  Проявлять интерес, любознательность, желание изучать проблему;
                                  0.
9.  –  Осознавать необходимость и значимость знаний для будущей профессии;
                                  0.
10. –  Проявлять способность применения приобретенных знаний в                                              педагогической практике  (организуя и проводя внеклассные занятия).

Ø Стратегические основы урока:

Источник: https://www.BiblioFond.ru/view.aspx?id=37662

Характеристика отдельных форм обучения. Урок

Урок – основная форма организации учебного процесса в школе.

В практике работы школы в зависимости от содержания учебного материала, целей и задач, поставленных учителем и методов обучения различают следующие типы уроков:

  • урок изучения новых знаний,
  • урок закрепления знаний, умений и навыков,
  • повторительно-обощающие уроки,
  • объединенный, или комбинированный урок.

Данная классификация уроков вытекает из его дидактических задач.

Урок изучения нового материала. Содержанием их является новый, неизвестный учащимся материал, включающий в себя сравнительно широкий круг вопросов и требующий значительного времени на его изучение.

На таких уроках в зависимости от сложности изучаемого материала и подготовленности учителя, учитель сам излагает новый материал, или привлекает учащихся к самостоятельному его изучению, или использует и те и другие методы работы в совокупности.

Уроки закреплений знаний, умений и навыков. На этих уроках производится вторичное осмысливание изучаемого материала, воспроизведение и применение знаний в целях их прочности.

Школьники при этом решают новые задачи на известные им правила, отвечают на вопросы, выполняют различного рода упражнения.

Полезно при закреплении материала повторно изучить знакомое содержание по другим источникам, что внесет элементы новизны в работу, расширит и углубит знания.

Закрепление знаний, умений и навыков условно можно подразделить на такие основные виды:

  • воспроизводящее закрепление, когда учащиеся вторично осмысливают известный им учебный материал и доводят его понимание до того уровня, при котором могут его пересказать, письменно оформить и обобщить.
  • тренировочное закрепление, при котором первоначально образовавшиеся умения и навыки доводятся до необходимого совершенства и прочности.
  • творческое закрепление, когда учащиеся не только воспроизводят и совершенствуют знания, умения и навыки, но и раскрывают новые стороны изучаемых вопросов.

Между этими видами закреплений имеется тесная связь и взаимодействие. Совершенно изолированных видов закрепления в действительности не существует.

Повторительно-обощающие уроки. На такого рода уроках воспроизводятся и систематизируются усваиваемые знания, восполняются имеющиеся пробелы, глубже и полнее раскрываются важнейшие идеи изучаемого курса.

Такие уроки, как правило, проводятся после изучения целой темы или ряда тем тесно связанных между собой, а также в конце учебного года.

Педагогически правильно продуманное повторение не замедляет изучение предмета, а ускоряет его, способствует сознательному и активному усвоению знаний.

Объединенный, или комбинированный урок. На таком уроке решаются различные дидактические задачи: и ознакомление учащихся с новыми знаниями, умениями и навыками, и их закрепление, и повторение ранее пройденного, и учет знаний.

На таких уроках нередко изучение нового материала органически объединяется с его закреплением и повторением ранее пройденного, опирается на известные учащимся знания и проводится не только через изложение и объяснение учителя, но и через разнообразную самостоятельную работу учащихся.

Однако, это не значит, что такой урок не имеет своей структуры.

На любом уроке структура определяется целями и задачами урока, его содержанием. Но это не означает, что она не может быть подвижной.

Но при любом структурном построении комбинированного урока он включает следующие элементы:

  1. Проверка домашнего задания и опрос учащихся с целью актуализации знаний.
  2. изложение нового материала.
  3. Закрепление знаний
  4. задание на дом.

Особенностью учебного процесса в сельской малокомплектной школе является, то что дети из разных классов, разного возраста,  обучаются в одной классной комнате, занятие проводит один учитель. В связи с этим в практике работы таких школ сложились три основных типа урока:

  1. Урок, на котором в обоих классах изучается новый материал.
  2. Урок,  на котором в одном классе изучается новый материал, а в другом  классе организуется работа по закреплению знаний, умений, повторение изученного или учет знаний и умений детей.
  3. Урок, на котором в обоих классах проводится работа по повторению изученного ранее. (по И.Т. Огородникову)

Семинарские занятия. Проводятся главным образом, в старших классах, преимущественно по гуманитарным предметам, и заключаются в коллективном обсуждении подготовленных учащимися по разработанному учителем плану сообщений, рефератов, докладов по определенной теме или разделу программы.

Учащимся рекомендуется литература обязательная для всех, или только для докладчиков.

Семинарские  занятия рассчитаны на проявление школьниками большой самостоятельности и активности.

Вопросы, темы сообщений и докладов формулируются, как правило, в проблемной форме.

Учителем осуществляется контроль за подготовкой учащимися докладов, рефератов, выступлений, за изучением указанной литературы. При необходимости консультирует учащихся.

Семинарские занятия обычно начинаются с краткого выступления учителя, в котором ставятся цели и задачи, после чего заслушиваются и обсуждаются выступления учащихся. В заключении учитель обобщает выступления учащихся и подводит итог.

Очень важно подготовить не только докладчиков, но и подготовить к занятию всех учащихся.

Одной их форм, вызывающих высокую активность учащихся, является проведение семинарского занятия в виде урок-диспута.

Урок-диспут отличается  от внеклассного диспута тем, что у него  — всегда постоянный состав, руководит им учитель.

Урок-диспут предполагает более длительную и тщательную подготовку, чем простое семинарское занятие. Он допускает более широкое и всестороннее обсуждение отдельных вопросов, чем при семинарских занятиях.

Источник: http://neudoff.net/info/pedagogika/xarakteristika-otdelnyx-form-obucheniya-urok/

Общая характеристика классно-урочной системы. Типы уроков. Структура урока. Требования к современному уроку

Классно-урочная система утверждает твердо регламентированный режим  учебно-воспитательной  работы:  постоянное место  и  продолжительность  занятий,  стабильный состав учащихся одинакового уровня подготовленности,  а позже и одного  возраста, стабильное расписание. Основной формой организации занятий в рамках классно-урочной системы, по Я.А.

Коменскому, должен быть урок. Задача  урока должна быть соразмерна часовому промежутку времени, развитию учащихся. Урок начинается сообщением учителя, заканчивается проверкой усвоения материала. Он имеет неизменную структуру: опрос,  сообщение учителя,  упражнение,  проверка. Основное время при этом отводилось упражнению.

Дальнейшее развитие классического учения  Я.А.Коменского  об уроке в отечественной педагогике осуществил К.Д.Ушинский. Он глубоко научно обосновал все преимущества классно-урочной системы  и создал стройную теорию урока, в частности обосновал его организационное строение и разработал типологию уроков.  В  каждом  уроке К.Д.

Ушинский  выделял три последовательно связанные друг с другом части.  Первая часть урока направлена на осуществление сознательного  перехода от пройденного к новому и создание у учащихся устремленности на интенсивное восприятие материала. Эта часть урока, писал  К.Д.Ушинский,  является необходимым ключом,  как бы дверью урока.

Вторая часть урока направлена на разрешение основной задачи  и  является  как  бы определяющей,  центральной частью урока. Третья часть направлена на подытоживание проделанной работы и  на закрепление знаний и навыков. Изучение сущности и структуры урока приводит, к выводу, что урок является сложным педагогическим объектом.

Как и всякие сложные объекты, уроки могут бить разделены на типы по различным признакам. Этим объясняется существование многочисленных классификаций уроков.

Читайте также:  Всё о методике «найди и вычеркни»

В теории и практике обучения ведущее значение отводится следующим типологиям уроков:

— по основной дидактической цели различают: урок ознакомления с новым материалом; урок закрепления изученного; урок применения знаний и умений; урок обобщения и систематизации знаний; урок проверки и коррекции знаний и умений; комбинированный урок.

— по основному способу проведения урока различают: урокв форме беседы; лекции; экскурсии; киноуроки; самостоятельная работа учащихся; лабораторные и практические работы; сочетание различных форм занятий.

— по основным этапам учебного процесса различают: вводные; первичного ознакомления материалом; образования понятий, установления законов и правил; применения полученных правил на практике; повторения и обобщения; контрольные; смешанные или комбинированные.

Подразделение уроков на типы и виды, тем не менее, не делает полными имеющиеся типологии. Сопоставление различных типологий уроков позволяет отметить определенную тенденцию — стремление более полно охватить современные формы организации урока.

Вместе с тем созданные в последнее время типологии нуждаются в регулярном пополнении, уточнении и переработке. И за всей информацией об этом учитель должен постоянно следить и хорошо в ней разбираться.

К тому же в практике обучения конструирование учителем систем уроков, как правило, не укладывается в рамки какой-то одно типологии.

Структура урока – это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность.

Урок ознакомления с новым материалом

Структура этого урока определяется его основной дидактической целью: введением понятия, установлением свойств изучаемых объектов, построением правил, алгоритмов и т.д. Его основные, этапы:

1.сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности; 2. подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний; 3. ознакомление с новым материалом; 4. первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения;  5. постановка задания на дом; 6. подведение итогов урока.

Урок закрепления изученного

Основная дидактическая цель его — формирование определенных умений. Наиболее общая структура урока закрепления изученного такова: 1. проверка домашнего задания, уточнение направлений актуализации материала; 2.

сообщение темы, цели и задач урока, мотивация учения; 3. воспроизведение изученного и его применение в стандартных условиях; 4. перенос приобретенных знаний и их первичное применение в новых или измененных условиях с целью формирования умений; 5.

подведение итогов урока; 6. постановка домашнего задания.

Урок проверки и коррекции знаний и умений

Контроль и коррекция знаний и умений осуществляется на каждом уроке. Но после изучения одной или нескольких подтем или тем учитель проводит специальные уроки контроля и коррекции, чтобы выявить уровень овладения учащимися комплексом знаний и умений, и на его основе принять определенные решения по совершенствованию учебного процесса.

При определении структуры урока контроля и коррекции, целесообразно исходить из принципа постепенного нарастания уровня знаний и умений, т.е. от уровня осознания до репродуктивного и продуктивного (конструктивного) уровней. При таком подходе возможна следующая структура урока: 1.

ознакомление с целью и задачами урока, инструктаж учащихся по организации работы на уроке; 2. проверка знаний учащимися фактического материала и их умений раскрывать элементарные внешние связи в предметах и явлениях; 3.

проверка знаний учащимися основных понятий, правил, законов и умений объяснить их сущность, аргументировать свои суждения и приводить примеры; 4. проверка умений учащихся самостоятельно применять знания в стандартных условиях; 5.

проверка умений учащихся применять знания в измененных, нестандартных условиях; 6. подведение итогов (на данном и последующих уроках).

Искусство проведения уроков во многом зависит от понимания и выполнения учителем социальных и педагогических требований, которым должен удовлетворять урок.

Требования эти определяются задачами школы, закономерностями и принципами обучения. Каждый урок направляется на достижение триединой цели: обучить, воспитать, развить.

С учетом этого общие требования к уроку конкретизируются в дидактических, воспитательных и развивающих требованиях.

К дидактическим, или образовательным, требованиям относятся: 1. Четкое определение образовательных задач урока в целом и его составных элементов, а также места конкретного урока в общей системе уроков. 2.

Определение оптимального содержания урока в соответствии с требованиями учебной программы по предмету и целями урока, с учетом уровня подготовки учащихся, прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке в целом, так и на от дельных его этапах. 3.

Выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального взаимодействия их на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной работы на уроке с самостоятельной деятельностью учащихся.

4 Осуществление на уроке принципов и условий успешного обучения, в частности межпредметных связей.

Воспитательные требования к уроку: 1. Постановка воспитательных задач урока, обеспечение идейно-политической направленности, коммунистической идейности и партийности. 2.

Формирование у учащихся на основе приобретенных научных знаний диалектико-материалистического мировоззрения, высоких моральных качеств и эстетических вкусов, обеспечение тесной связи обучения с жизнью, с практикой коммунистического строительства. 3.

Формирование и развитие у учащихся познавательных интересов, положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, умений и навыков самостоятельного овладения знаниями переноса знаний, творческой инициативы и активности. 4.

Всестороннее изучение и учет уровня развития и психологических особенностей учащихся (типа мышления, памяти, внимания, наличия эмоций, воображения и др.) 5. Соблюдение учителем педагогического такта. Следует иметь в виду, что требования, выражающие воспитательные задачи школы, реализуются и в других формах организации обучения и во всей системе внеучебной воспитательной работы с учащимися, проводимой школой и семьей.

К развивающим требованиям относятся: 1. формирование и развитие у учащихся положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, интересов, творческой инициативы и активности; 2.

изучение и учет уровня развития и психологических особенностей учащихся, проектирование «зоны ближайшего развития»; 3. проведение учебных занятий на «опережающем» уровне, стимулирование наступления новых качественных изменений в развитии; 4.

прогнозирование «скачков» в интеллектуальном, эмоциональном, социальном развитии учащихся и оперативная перестройка учебных занятий с учетом наступающих перемен.

Организационные требования к уроку: 1 Наличие продуманного плана проведения урока на основе тематического планирования. 2.

Организационная четкость проведения урока (своевременность начала, максимальное использование каждой его мину ты, оптимальный темп обучения, логическая стройность и законченность, сознательная дисциплина учащихся на протяжении всего урока). 3. Подготовка и рациональное использование различных средств обучения, в том числе и ТСО.

Выполнение перечисленных требований является необходимым условием эффективности урока, т. е достижения желаемых результатов. Учитель должен хорошо знать эти требования, обеспечивать их выполнение при подготовке к уроку и его проведении.

Источник: http://lartdoll.net/shpargalki-po-distsipline-pedagogicheskaya-psikhologiya/47-jekzamenacionnye-voprosy-po-specialnosti/1227-obshhaja-harakteristika-klassno-urochnoj-sistemy.html

Основные элементы урока и их характеристика

⇐ ПредыдущаяСтр 15 из 28Следующая ⇒

Структура урока теоретического обучения – дидактически обусловленная внутренняя взаимосвязь основных компонентов урока, их целенаправленная упорядоченность и взаимодействие.

Различают дидактическую (основную) структуру и три подструктуры: логико-психологическую, мотивационную и методическую.

Дидактическая структура состоит из трех этапов: актуализация опорных знаний и способов действий; формирование новых понятий и способов действий; применение знаний, формирование навыков и умений, которые выступают как три обобщенные дидактические задачи, в разной степени решаемые на каждом уроке. Дидактическая структура является регулятивом деятельности прежде всего преподавателя.

Учебная деятельность учащегося регулируется логико-психологической подструктурой урока, включающей: восприятие новых знаний и способов действий; осознание и осмысление элементов нового; обобщение и систематизацию элементов знания и способов действий; применение знаний и новых способов действий в ситуациях по образцу и в измененных условиях. Эта подструктура детерминирована общей логикой усвоения.

Для учета интересов и потребностей учащихся преподаватель осуществляет свою деятельность в соответствии с мотивационной подструктурой урока: совместная с учащимися постановка целей занятий; актуализация мотивационных состояний, разъяснение смысла предстоящей деятельности; организация и управление вниманием учащихся; обеспечение ситуаций успеха в достижении цели; поддержание положительных эмоций и состояния уверенности учащихся в своих действиях [27].

Все вышеназванные подструктуры урока реализуются в практической деятельности преподавателя и учащихся при помощи методической подструктуры, которая характеризуется большой вариативностью.

Применительно к специальным и общетехническим предметам выделяют следующие типовые элементы методической подструктуры урока:

· организационная часть;

· подготовка учащихся к изучению учебного материала: сообщение темы и целевая установка на урок; актуализация ранее усвоенных знаний и умений; мотивация и стимулирование познавательной деятельности учащихся;

· сообщение учебного материала преподавателем: объяснение, эвристическая беседа, применение наглядных пособий и технических средств обучения, демонстрационный эксперимент и т.д.;

· самостоятельное усвоение учащимися новых знаний: работа с учебником, эвристическая беседа, просмотр видео- и кинофильмов, работа с наглядными пособиями и ТСО, работа с производственной документацией, инструкциями и т.д.;

· первичное закрепление и текущее повторение: опрос, работа с карточками-заданиями, развернутая беседа, текущие письменные работы и т.д.;

· упражнения и самостоятельная работа по закреплению и совершенствованию знаний и умений: решение задач, работа с карточками-заданиями, разбор схем, работа на тренажерах, работа с применением компьютеров и других программирующих устройств и т.д.;

Читайте также:  День рождения ребенка дома

· обобщающее повторение: обзорная лекция, беседа, выполнение и разбор письменных работ, работа с карточками-заданиями, демонстрация кино- и видеофильмов и т.д.;

· контроль и оценка знаний и умений учащихся: опрос, решение задач, выполнение контрольных работ, работа с карточками-заданиями, зачет и т.д.;

· выдача домашних заданий.

В зависимости от ведущей дидактической цели урока, т.е. типа, преобладающими являются те или иные комбинации структурных элементов. Количество, последовательность и содержание этих структурных элементов определяется преподавателем в зависимости от цели и содержания урока, исходного уровня знаний и умений учащихся, конкретных условий проведения урока [27].

При определении рациональной методической структуры урока руководствуются следующими дидактическими требованиями: структура урока отражает логическую последовательность шагов обучения, вытекающую как из содержания учебного материала, так и из необходимости решения определенных дидактических задач; структура урока предусматривает условия, обеспечивающие непрерывность руководства учебным процессом со стороны преподавателя на каждом его этапе.

Каждый структурный элемент выполняет определенную роль на уроке, количество их должно быть оптимальным. Урок не должен быть однообразным, но и не перегруженным различными элементами только ради разнообразия.

При определении структуры предусматриваются ожидаемые результаты деятельности учащихся на каждом этапе учебной работы и на этой основе выбираются только те структурные элементы, которые дадут наибольший эффект.

Преподаватель свободен в выборе структурных элементов и структуры урока в целом, главное, чтобы она обеспечивала высокую результативность обучения и воспитания учащихся [27].

⇐ Предыдущая10111213141516171819Следующая ⇒

©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.

Источник: https://arhivinfo.ru/1-6092.html

Типы и виды уроков

ТИПЫ И ВИДЫ УРОКОВ (ПО М.И. МАХМУТОВУ)

Типы уроков

Виды уроков

1. Урок изучения нового материала (сюда входят вводная и вступительная части, наблюдения и сбор материалов – как методические варианты уроков)

1 – урок-лекция; 2 – урок-беседа; 3- урок с использованием учебного кинофильма; 4 – урок теоретических или практических самостоятельных работ (исследовательского типа); 5 – урок смешанный (сочетание различных видов урока на одном уроке) 

2. Урок совершенствования знаний, умений и навыков (сюда входят уроки формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного и др.)

1 – урок самостоятельных работ (репродуктивного типа – устных или письменных упражнений); 2 – урок — лабораторная работа; 3 – урок практических работ; 4 – урок-экскурсия; 5 – семинар

3. Урок обобщения и систематизации

Сюда входят основные виды всех пяти типов уроков

4. Уроки контрольные (учета оценки знаний, умений и навыков)

1 – устная форма проверки (фронтальный, индивидуальный и групповой опрос); 2 – письменная проверка; 3 – зачет; 4 – зачетные практические и лабораторные работы; 5 – контрольная (самостоятельная) работа; 6 – смешанный урок (сочетание трех первых видов)

5. Комбинированные уроки

На них решаются несколько дидактических задач

МНОГООБРАЗИЕ СТРУКТУР УРОКА РАЗВИВАЮЩЕГО ТИПА ОБУЧЕНИЯ

Структура урока изучения нового материала   (1):

1 — первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познавания при высокой мыслительной активности учащихся;

2 – указание на то, что учащиеся должны запомнить;

3 – мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти;

4 – сообщение, либо актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти материалами, смысловая группировка и т.п.);

5 – первичное закрепление материала под руководством учителя посредством прямого повторения, частичных выводов;

6 – контроль результатов первичного запоминания;

7 – регулярное систематизирующее повторение через короткие, а затем более длительные промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями;

8 – внутренне повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новых;

9 – частное включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регулярная оценка результатов запоминания и применения.

Структура урока изучения нового материала   (2):

1.          Организационный момент:  подготовка учащихся  к восприятию  новых знаний, сообщение темы и целей урока.

Проверка домашнего задания:

–      проверка выполнения письменного задания обходом по рядам;

–      зачитывание учащимися решенных примеров, задач;

–      сверка ответов решенных задач, сделанных расчетов;

–      выборочная проверка конспектов;

–      проверка выполнения задания по составлению различных схем, изготовлению плакатов, моделей, макетов;

–      фронтальная беседа по проверке хода решения задачи.

3.          Повторение пройденного материала.

4.          Изложение нового материала по плану.

5.          Самостоятельной усвоение новых знаний:

–                                 работа с учебником;

–                                 просмотр кинофильма;

–                                 просмотр телепередач;

–                                 выполнение лабораторной работы;

–                                 работа с наглядными пособиями;

–                                 работа по опорным конспектам, сигналам, схемам.

6.                      Закрепление нового материала:

–           повторение учителем наиболее трудных, важных вопросов;

–           повторение учащимися основных положений темы;

–           ответы на вопросы;

–           выполнение упражнений устных и письменных;

–           решение задач (качественных, количественных, познавательных, тренировочных, развивающих);

–           проведение опытов.

7.       Самостоятельная работа учащихся:

–      работа с учебником, справочниками, составление тезисов, конспектирование;

–      вычерчивание схем, эскизов, графиков;

–      письменная фронтальная работа;

–      индивидуальные самостоятельные работы (по карточкам);

–      тестовые задания;

–      диктанты;

–      решение примеров и задач;

–      вывод формул;

–      написание сочинений, творческих работ;

–      разрешение проблемных ситуаций.

8.       Подведение итогов урока:

–    систематизация и обобщение знаний;

–    анализ усвоения учащимися программного материала;

–    выставление и корректирование оценок;

–    анализ проделанной на уроке работы;

–    поведение на уроке.

9.       Домашнее задание:

–                                 выделение основного в домашнем задании;

–                                 изучение материала по новой теме;

–                                 выполнение упражнений по новой теме.

10.                   Индивидуальные задания учащимся:

–    подготовка рефератов различной тематики;

–    сбор материала, документации и так далее;

–    выполнение наглядности (графической, объемной, натуральной);

экспериментальная работа (опыт, наблюдение, изготовление макетов).

  Структура уроков формирования умений и навыков:

1 – постановка цели урока,

2 – повторение сформированных умений и навыков,являющихся опорой,

3 – проведениепроверочных упражнений,

4 – ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования,

5 – упражнения на их основе,

6 – упражнение на их закрепление,

7 – тренировочные упражнения по образцу и подобию, алгоритму, инструкции,

8 – упражнения на перенос в сходную ситуацию,

9 – упражнения творческого характера,

10 – итог урока,

11 – задание на дом.

 Структура урока закрепления и развития знаний, умений и навыков:

1 – сообщение учащимися цели предстоящей работы;

2 – воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий;

3 – выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений;

4 – проверка выполненных работ;

5 – обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;

6 – задание на дом (если это необходимо).

Структура урока контроля и коррекции знаний, умений и навыков:

1 —  сообщение темы, цели и задач урока;

2 – показ использования приобретенных знаний, навыков, умений в жизненных ситуациях;

3 – проверка знаний фактического материала, фронтальная беседа, индивидуальный опрос;

4 – проверка знаний основных понятий ,законов и умений объяснить их сущность, письменная работа;

5 – проверка глубины осмысления знаний и степени их обобщения, самостоятельное сопоставление обобщенных таблиц, письменный опрос;

6 – применение учащимися знаний, практические задания;

7 – выполнение комплексных творческих работ;

8 – итоги урока;

9 – домашнее задание.

 Структура урока проверки знаний:

1 – организация начала урока. Здесь необходимо создать спокойную, деловую обстановку. Дети не должны бояться проверочных и контрольных работ ил чрезмерно волноваться, так как учитель проверяет готовность детей к дальнейшему изучению материала;

2 – постановка задач урока. Учитель сообщает ученикам, какой материал он будет проверять или контролировать. Просит, чтобы дети вспомнили соответствующие правила и пользовались ими в работе. Напоминает, что учащиеся обязательно сами проверяют работы;

3 – изложение содержания контрольной или проверочной работы (задачи, примеры, диктант, сочинение или ответы на вопросы и т.п.). Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и должны быть посильными для каждого ученика;

4 – подведение итогов урока. Учитель выбирает хорошие работы учащихся, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками (иногда на это уходит следующий урок);

5 – определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей их устранения. Совершенствование знаний и умений.

Структура урока обобщения и систематизации знаний:

1 – сообщение темы, цели и задач урока;

2 – повторение и обобщение отдельных фактов, событий, явлений;

3 – повторение и обобщение понятий и усвоение соответствующей системы знаний;

4 – повторение и систематизация основных теоретических положений и ведущих идей науки.

Структура комбинированного урока, который, как правило, имеет две или несколько дидактических целей:

1 – организация начала урока;

2 –проверкадомашнего задания, постановка цели урока;

3 –подготовка учащихся к восприятиюнового учебного материала, т.е. актуализация знаний и практических и умственных умений;

4 –изучение нового материала, в том числе и объяснение;    

5 – закрепление изученного материала на данном урокеи ранее пройденного, связанногос новым;

6 – обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными;

7 – подведение итогов и результатов урока;

8 – задание на дом;

9 – подготовка (предварительная работа), необходимая учащимся для изучения новой темы (не всегда).

Источник: http://bokshic.slutsk.edu.by/ru/main.aspx?guid=54771

Ссылка на основную публикацию