Особенности современной системы образования

Система образования в России: особенности, понятие, структура и характеристики :

Образование на сегодняшний день является одной из основных и важных сфер жизни человека и общества. Это самостоятельная отрасль социальной и экономической сферы. Система образования в нашей стране неоднократно подвергалась изменениям.

Понятие образования

Как правило, образование относится в основном к педагогической сфере, и в рамках этого направления науки понятие его заключается в следующем: это процесс, направленный на воспитание и обучение в интересах члена общества, в течение которого он овладевает совокупностью знаний. Таким образом, процесс образования можно охарактеризовать по нескольким признакам: целенаправленность, организованность, управляемость, завершенность и соответствие требованиям качества, устанавливаемых государством.

Зарождение образования на Руси

Образование и грамотность всегда были распространены в России, о чем говорят найденные берестяные грамоты, относящиеся еще к I тысячелетию.

Начало повсеместному образованию на Руси положил князь Владимир, когда издал указ о том, чтобы брать детей из лучших семей и учить их «книжному научению», что воспринималось древними русичами как дикость и вызывала страх. Родители совершенно не хотели отдавать детей учиться, поэтому учеников в школы зачисляли насильно.

Первое большое училище появилось в 1028 году усилиями Ярослава Мудрого, который смог собрать 300 детей и издал повеление «учить их книгам». С тех пор число школ начало возрастать. Открывали их в основном при монастырях и церквях, и не только в городах, но и сельских поселениях.

Стоит отметить, что князья Древней Руси были людьми образованными, поэтому уделяли обучению детей и книгам повышенное внимание.

Образование и его уровень росли вплоть до монголо-татарского нашествия в XIII веке, которое имело катастрофическое значение для русской культуры, поскольку были уничтожены практически все очаги грамотности и книги.

И только в середине XVI века правители задумались о грамотности и образовании вновь, и уже в XVIII веке образование стало занимать особе место в истории России. Именно тогда была совершена попытка создания государственной системы образования. Открывались школы и приглашались специалисты по разным наукам из-за рубежа или российских подростков отправляли обучаться заграницу.

Лишь при Петре I образование и просвещение, а также их развитие, открытие школ различных специализаций (математическая, географическая) стало важной государственной задачей. Благодаря этому в России возникла система профессионального образования.

Со смертью Петра I российское образование пришло в упадок, поскольку его преемники не уделяли должного внимания наукам.

Но если ранее к обучению допускались только дети дворян и других знатных родов и семей, то со второй половины XVIII века все изменилось кардинальным образом. Екатерина II заложила в понятие «образование» совсем другой смысл – воспитание народа.

Министерство народного просвещения впервые было создано в 1802 году по указу царя Александра I, установились типы образовательных учреждений: приходские и уездные училища, гимназии и университеты. Установилась преемственность между этими заведениями, количество ступеней классов увеличилось до 7, а в университет можно было поступить только после окончания гимназии.

В конце XIX и начале XX веков стали подниматься вопросы о реформе школьного образования, которые очень скоро оказались в центре общественного внимания. В этот период российская школа, несмотря на различные сложности и противоречия, пережила период подъема: выросло количество учебных заведений, число учащихся в них, появилось разнообразие форм и типов обучения, а также его содержание.

История развития образования в XX веке

Разрушение существовавшей на тот момент системы образования началось после революции 1917 года. Была уничтожена структура школьного управления, закрыты частные и духовные учреждения образования, начался отсев «неблагонадежных» наук и учителей.

Идея советской школы заключалась в единой системе бесплатного и совместного общего образования. Преимущества на зачисление в классы отдавалось крестьянам и рабочим, развивалась система социалистического воспитания, и школы были отделены от церквей.

Законы, принятые в 40-х годах об образовании в России, фактически сохранились и до сих пор: обучение детей в школе начиная с 7 лет, введение пятибалльной оценочной системы, выпускные экзамены по окончании школы и награждение отличников медалями (серебряными и золотыми).

Реформа российского образования

В современной истории Российской Федерации реформа образования началась в 2010 году с подписания законопроекта о комплексе мероприятий по модернизации системы образования. Официальный старт был дан в 2011 году 1 января.

К основным мерам, предпринятым по реформированию образования, относятся:

  • Введение единого государственного экзамена (ЕЭГ) взамен «несправедливой», по мнению законодателей, экзаменационной системы действовавшей в России долгие десятилетия.
  • Внедрение и дальнейшее развитие высшего образования нескольких уровней – бакалавриата и магистратуры, направленных на сближение российского образования с европейским. Некоторые ВУЗы сохранили пятилетнее обучение по некоторым специальностям, но их на сегодняшний день осталось совсем немного.
  • Постепенное сокращение численности учителей и педагогов.
  • Сокращение числа высших учебных заведений путем их полного закрытия или реорганизации, в результате которой они присоединяться к более сильным ВУЗам. Такую оценку им дала специальная комиссия, созданная Министерством образования.

Итоги реформы еще будут подведены нескоро, но мнения уже разделились. Одни говорят о том, что вследствие этих изменений развалилась одна их самых качественных и фундаментальных образовательных систем в мире.

Поскольку государственных дотаций стало гораздо меньше, все свелось к коммерциализации образования во всех уровнях учебных заведений.

Другие же говорят о том, что благодаря европейской стандартизации российские студенты получили шанс работать за границей, а в школах снизилась количество подтасовок результатов экзаменов.

Структура

Система образования в России состоит из нескольких компонентов:

  • Государственные требования и стандарты образования, разрабатываемые на федеральном уровне.
  • Программы образования, состоящие из разных видов, направлений и уровней.
  • Учреждения в сфере образования, а также педагогический состав, непосредственно сами ученики и их законные представители.
  • Органы управления образованием (на федеральном, региональном и муниципальном уровнях) и созданные при них органы совещательного или консультативного характера.
  • Организации, призванные обеспечивать образовательную деятельность и проводить оценку ее качества.
  • Различные объединения, работающие в образовательной сфере (юридические лица, работодатели, общественные структуры).

Законодательство и правовое регулирование образования

Право на получение образование гражданам нашей страны гарантировано Конституцией Российской Федерации (ст. 43), а все вопросы, связанные с этим, находятся в ведении государства и его субъектов.

Основным документом, регулирующим систему образования, является Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Согласно документу, указы, распоряжения, постановления и прочие документы в образовательной сфере могут приниматься не только на федеральном, но также и на региональном и муниципальном уровнях, как дополнения к основным общегосударственным законам.

Стандарты и государственные требования к образованию

Все стандарты по обучению принимаются на федеральном уровне и призваны обеспечивать:

  • Единый образовательный процесс на всей территории РФ.
  • Преемственность основных программ.
  • Разнообразие содержания программ на соответствующем уровне, формирование программ различной направленности и сложности, принимающих во внимание потребности и способности учащихся.
  • Гарантированный уровень и система качества образования в рамках единых обязательных требований образовательных программ – по условиям и результатам их изучения.

Помимо этого, они являются основой, исходя из которой оценивается качество образования учащихся, а также устанавливаются сроки обучения того или иного вида образования.

Исполнение стандартов и требований является обязательным условием при реализации основных программ образования в дошкольных и в других организациях, ведущих образовательную деятельность.

Государственные стандарты включают в себя, в том числе, и требования к основным образовательным программам:

  • К их структуре.
  • К условиям реализации, включая финансовые, кадровые и вопросы материально-технического характера.
  • К итоговым результатам по их освоению.

Для учеников с ограниченными возможностями предусмотрены специальные требования и стандарты, которые имеются и на уровне профессионального образования.

Управление образованием в России

Управление системой образования происходит в рамках нескольких уровней: федеральном, региональном и муниципальном.

На федеральном уровне управление осуществляется Министерством образования и науки РФ, в функции которого входят выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в образовательной сфере. Документы принимаются на уровне Президента и Правительства РФ.

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) занимается лицензированием, аттестацией учреждений образования, аттестацией научных работников и педагогов ВУЗов, аттестацией выпускников, подтверждением документов об образовании.

Управление образованием на региональном уровне находится в ведении министерств, департаментов образования, образованных в субъектах РФ. Контролирует исполнение федерального и регионального законодательств в сфере образования Рособрнадзор.

На муниципальном уровне управлением образованием, а также исполнением федеральных, региональных и муниципальных законов и требований занимаются департаменты, управления и отделы образования, находящихся на территории муниципальных образований.

Виды систем образования и формы обучения

Современная система образования в России подразделяется на несколько видов.

  • Система дошкольного образования (ясли, детский сад).
  • Начального (детский сад, школа).
  • Основного (школы, гимназии, лицеи, кадетские корпуса).
  • Среднего (школы, гимназии, лицеи, кадетские корпуса) .

Профессиональное:

  • Система среднего специального образования (профессиональные училища, колледжи, техникумы);
  • Система высшего образования – бакалавриат, специалитет, магистратура и подготовка кадров высшей квалификации (ВУЗы, академии).

Дополнительное подразумевает:

  • Специализированное обучение для взрослых и детей (дворцы детского творчества, школы искусств для взрослых и детей).
  • Профессиональное образование (институты повышения квалификации). Осуществляется, как правило, научными организациями, учреждениями.

Образование подразделяется на 3 основные формы обучения: очная, или дневная форма; очно-заочная (вечерняя) и заочная.

Помимо этого, образование возможно получить по форме экстерната, то есть самообучения и самообразования, и семейного образования. Эти формы также дают право обучающимся на прохождение итоговых аттестаций в учреждениях образования.

К новым формам обучения, появившимся вследствие реформ, относятся: сетевая система образования (получение образования с помощью сразу нескольких учебных заведений), электронное и дистанционное обучение, которое возможно с использованием удаленного доступа к учебным материалам и прохождению итоговых аттестаций.

Образование и его учебно-методическое обеспечение

Информационная база является основным инструментом организации образовательного процесса. Она отражает не только способы выстраивания учебного процесса, но дает полное представление об объеме содержания обучения, которое подлежит усвоению.

Основная преследуемая цель – это реализация требований государственных образовательных стандартов по предоставлению всем учащимся полного комплекта учебных и методических материалов для всех форм образования.

Вопросы учебно-методического обеспечения процесса образования курирует Минобрнауки РФ. Оно же утверждает федеральный перечень учебников, их содержание. Согласно приказу ведомства, все школьные учебники должны также иметь и электронную версию с содержанием мультимедийных и интерактивных элементов.

Хорошо налаженное учебно-методическое обеспечение позволяет систематизировать методические, нормативные материалы; проанализировать и повысить эффективность и качество учебных занятий; выстроить объективную систему оценок знаний обучающихся и выпускников.

Расходы на образование

В последние годы система общего образования в России, ее обновление и улучшение является одной из самых приоритетных задач государства, несмотря на экономические сложности. В связи с этим дотационные средства, выделяемые Правительством, растут от года к году.

Так, например, если в 2000 году на развитие образования было направлено более 36 млрд. руб., то уже в 2010 году — 386 млрд. руб. бюджетных вливаний. По итогам 2015 года бюджет расходов на образование исполнен на сумму 615 493 млн. руб.

Развитие системы образования

Концепция изложена Правительством РФ в Постановлении от 23.05.15 № 497 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы».

Программа направлена на формирование ряда условий для эффективного развития образования в России, направленных на обеспечение доступного качественного образования, которое будет отвечать современным требованиям социально ориентированного общества в целом.

Читайте также:  Как определить уровень школьной тревожности с помощью методики филлипса

Задачами для достижения поставленной цели являются:

  • Формирование и интеграция инноваций структурного и технологического характера в среднем профессиональном и высшем образовании.
  • Разработка и внедрение комплекса мер по развитию эффективной и привлекательной системы дополнительного обучения детей, научной и творческой среды в образовательных заведениях.
  • Формирование такой инфраструктуры, которая бы обеспечила условия для подготовки высококвалифицированных кадров в условиях современного рынка.
  • Формирование востребованной системы оценки качества самого образования и его образовательных результатов.

Реализация Программы разбита на 2 этапа:

  • 2016-2017 – апробация и внедрение мер, начатых с момента старта Федеральной реформы образования.
  • 2018-2020 – изменение структур образования, распространение новых образовательных программ, внедрение новых технологий и многое другое.

Последствия реформы и проблемы развития образования в России

Российское образование, которое было недофинансировано в 90-х годах и подвергается принципиальным изменениям с 2010, по оценкам многих экспертов, начало сильно терять в качестве. Здесь можно выделить ряд проблем, из-за которых образование не только не развивается, но скатывается вниз.

Во-первых, снизился социальный статус учителей, преподавателей. Это относится не только к степени уважения к подобному труду, но и к уровню оплаты и социальных государственных гарантий.

Во-вторых, мощная бюрократическая система, не дающая молодым и талантливым ученым получать научных степеней и званий.

В-третьих, ликвидация образовательных критериев и стандартов, выстраиваемых десятилетиями, и от того ставших прозрачными и доступными для понимания всем интересующимся.

В-четвертых, введение ЕЭГ как экзамена, сводящегося всего лишь к оценке памяти обучающегося по тем или иным предметам, но никак не способствующего развитию логики, творческого мышления.

В-пятых, внедрение новых видов систем обучения: бакалавриата (4 года) и магистратуры (6 лет). Уход от программ обучения по специалитету (5 лет) привел к тому, что теперь рассчитанные на 5 лет программы урезаны до минимума, а программы магистратуры изобилуют дополнительными и зачастую совсем не нужными предметами для обучения будущего магистранта.

Источник: https://BusinessMan.ru/new-sistema-obrazovaniya-v-rossii-osobennosti-ponyatie-struktura-i-xarakteristiki.html

Отличительные особенности российской системы образования

Система образования в Российской Федерации — это комплекс обучающих программ, регламентированных государственными стандартами образования, и реализующих их образовательных сетей, состоящих из независимых друг от друга учреждений, подчиненных контролирующим и управляющим органам.

Как функционирует

Российская система образования — это мощная совокупность четырех сотрудничающих структур.

  1. Федеральные стандарты и образовательные требования, которые определяют информационную составляющую учебных программ. В стране реализуются два вида программ – общеобразовательные и специализированные, то есть профессиональные. Оба вида подразделяются на основные и дополнительные.

К основным общеобразовательным программам относят:

  • дошкольные;
  • начальные;
  • основные;
  • средние (полные).

Основные профессиональные программы подразделяются следующим образом:

  • средние профессиональные;
  • высшие профессиональные (бакалавриат, специалитет, магистратура);
  • послевузовское профессиональное обучение.

Современная система образования в России предполагает несколько форм обучения:

  • в стенах аудиторий (очная, очно-заочная (вечерняя), заочная);
  • внутрисемейное;
  • самообразование;
  • экстернат.

Также допускается сочетание перечисленных учебных форм.

  1. Научные и образовательные институции. Они функционируют для реализации учебных программ.

Образовательное учреждение — это структура, занятая осуществлением учебного процесса, то есть реализацией одной или нескольких обучающих программ. Учебное учреждение также обеспечивает содержание и воспитание учащихся.

Схема системы образования в РФ выглядит так:

  • Первое звено — дошкольное обучение (детские садики, ясли-садики, центры раннего детского развития, прогимназии).
  • Второе звено — общеобразовательные заведения (школы, лицеи, гимназии), предлагающие начальное, основное и среднее образование.
  • Третье звено — среднее профобразование (училища, техникумы, лицеи, колледжи).
  • Четвертое звено — высшее образование (университеты, институты, академии).
  • Пятое звено — послевузовское образование (аспирантуры, докторантуры, ординатуры).

Учреждения образования бывают:

  • государственными (регионального и федерального подчинения);
  • муниципальными;
  • негосударственными, то есть частными.

Все они являются юридическими лицами.

Типы образовательных заведений:

  • дошкольные;
  • общеобразовательные;
  • начального, общего, высшего профобучения и послевузовского профобразования;
  • военного высшего профобразования;
  • дополнительного образования;
  • специального и корректирующего обучения санаторного типа.

ІІІ. Структуры, осуществляющие управленческие и контрольные функции.

ІV. Объединения юридических лиц, общественных групп и общественно-государственных компаний, работающих в системе образования РФ. 

Структура

Учреждения — главное звено системы образования Российской Федерации. Обучающие заведения ведут учебно-воспитательную работу по специально разработанным планам и сводам правил.

Кратко систему образования в РФ описать невозможно, поскольку она многообразна и складывается из разных составляющих.

Но все они входят в комплекс, призванный на каждой образовательной ступени осуществить последовательное развитие индивидуальных и профессиональных качественных показателей личности.

Образовательные учреждения и всевозможные виды обучения образуют российскую систему непрерывного образования, которая сочетает такие типы обучения:

  • государственное,
  • дополнительное,
  • самообразование.

Компоненты

Программы образования в педагогической системе РФ — это целостные документы, разработанные с учетом:

  • ФГОС, на которые приходится более 70% содержания образовательных программ;
  • национально-региональных запросов.

ФГОС — Федеральные государственные образовательные стандарты — содержат требования, соблюдение которых обязательно для учреждений, имеющих государственную аккредитацию.

Профобразование

Развитие системы образования в России невозможно представить без полноценного формирования личности, которое достигается при овладении глубокими знаниями, профессиональными умениями, навыками и солидными компетенциями по одной или нескольким профессиям. Реформирование профобразования призвано обеспечить прогресс каждому обучающемуся.

К основным направлениям совершенствования профобразования относятся:

  • укрепление и расширение материальной основы профобразования;
  • создание на предприятиях центров практики;
  • привлечение к подготовке кадров профессионалов-производственников;
  • повышение качества обучения специалистов.

Современная система образования в РФ подразумевает расширение профессиональной составляющей.

Нормативные документы

Основной документ, регулирующий деятельность учебных учреждений, — это принятый в 2012 году Закон «Об образовании в Российской Федерации».

В нем изложено отношение к процессу обучения и регламентирована его финансовая составляющая.

Поскольку система обучения находится на стадии реформирования и совершенствования, время от времени появляются новые указы и приказы, и перечень нормативных актов постоянно пополняется, но на сегодня в него включены:

  1. Конституция РФ.
  2. Целевая программа развития образования.
  3. Федеральные законы «О высшем и послевузовском образовании», «О внесении изменений в законодательные акты об уровнях высшего профобразования».
  4. Приказы Минобрнауки «О головных вузах и организациях», «О реализации Болонской программы».
  5. Примерные положения об организации учебного процесса.
  6. Концепция модернизации системы образования в России.
  7. Постановление «О сотрудничестве с зарубежными организациями в области образования».
  8. Типовые положения о дополнительном обучении.

В список также входят законы, постановления, указы и распоряжения, касающиеся отдельно каждого «этажа» образовательной системы.

Управление образовательной системой в РФ

На верхней ступени стоит Министерство образования и науки, занятое выработкой доктрины учебной сферы и составлением нормативно-правовых документов. Далеерасполагаются федеральные агентства и исполнители муниципального уровня. Коллективы местного самоуправления следят за реализацией вышедших актов в структурах образования.

Любая управленческая организация имеет свои четко прописанные полномочия, которые передаются от высшего уровня к низшему, не обладающему правами на реализацию некоторых действий в образовательной политике. Это не означает делегирование права на финансирование тех или иных мероприятий без согласования с вышестоящей структурой.

Инспектирование общего соблюдения законодательных положений ведет государственно-общественная система управления образованием в РФ. Входящие в нее организации заняты в основном вопросами функционирования школ и контролем выполнения принципов:

  • гуманного и демократичного подхода в управлении;
  • систематичности и целостности;
  • правдивости и полноты сведений.

Чтобы политика была последовательной, в стране существует система органов управления образованием следующих уровней:

  • центрального;
  • вневедомственного;
  • республиканского;
  • автономно-областного;
  • автономно-окружного.

Благодаря сочетанию централизованного и децентрализованного управления удается обеспечивать работу администраторов и общественных организаций в интересах коллективов. Это создает плацдарм для внедрения управленческих постановлений без дублирования и приводит к повышению координации действий всех подразделений образовательной системы.

Отзывы и обсуждения

Источник: https://edunews.ru/education-abroad/sistema-obrazovaniya/v-rossii.html

Современная система отечественного образования

Под системой образования понимается совокупность образовательно-воспитательных учреждений, функционирующих в том или ином обществе, связь между ними и те общие принципы, на основе которых эти учреждения строятся и работают.

В систему образования входят учебно-воспитательные учреждения, которые осуществляют:

  1. дошкольное воспитание;
  2. общее среднее образование;
  3. внешкольное обучение и воспитание;
  4. профессионально-техническое образование;
  5. среднее специальное образование (техникумы и колледжи);
  6. высшее образование;
  7. подготовку научных и научно-педагогических кадров;
  8. последипломное образование;
  9. повышение квалификации и переподготовку кадров.

Стратегия развития современной системы отечественного образования

Стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, которое соответствует требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

Приоритетными задачами в реализации стратегической цели являются:

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

  • модернизация институтов образования как инструментов социального развития;
  • формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях;
  • обеспечение инновационного характера базового образования в соответствии с требованиями экономики, основанной на знаниях;
  • создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров.

Важнейшим аспектом в развитии системы современного образования является процессы интеграции и интернационализации, обеспечивающие сближение стран при создании единого мирового образовательного пространства.

Сближению образовательных систем способствует принятие Россией Болонской декларации (2003 г.).

Основными положениями Болонской декларации является введение двухуровневой (трехуровневой) системы подготовки специалистов (бакалавр-магистр); введение кредитной системы; обеспечение контроля качества образования; расширение мобильности; обеспечение трудоустройства выпускников. Переход к общеевропейскому стандарту системы российского образования не означает тождественности. Современная система российского образования, используя накопленные результаты исследований, модернизирует её, взяв за основу мировой опыт.

Современная система отечественного образования характеризуется такими чертами, как: федеральность и централизованность.

Структура системы образования

В структуру современной системы отечественного образования входит:

  • дошкольное образование, осуществляющее обучение и воспитание детей от 1,5 до 7 лет.
  • начальная школа – обучение детей младшего школьного возраста с 7 до 11 лет.
  • неполное среднее образование получают школьники с 5 по 9 класс, далее школьники подают документы в 10-11 классы, либо в колледж (техникум).
  • Общее среднее образование – обучение школьников 10 и 11 класса, после чего они получают документ об общем среднем образовании.
  • Среднее специальное образование получается школьниками после окончания 9 класса (4 года обучение), либо после 11 класса (2 года обучения), получают диплом о среднем специальном образовании.
  • Современная система отечественного образования предусматривает обучение в вузах, в зависимости от срока обучения, студенты заканчивают бакалавриат, специалитет или магистратуру.

Реформы высшего образования

Общая характеристика современной системы высшего образования включает в себя несколько основных этапов: неполное высшее образование получают студенты, прошедшие обучение в вузе в течение двух лет; бля получения степени «бакалавр» — четыре года, специалистов готовят пять лет, а магистров – шесть лет.

Также в России набирает популярность система по непрерывному образованию, благодаря которой все желающие могут обновить свои знания, одновременно с этим, удается получить специальные навыки. Иными словами, под непрерывным образованием принято понимать своеобразное учение, связанное с постоянным совершенствованием человека и пожизненным развитием его способности.

Большинство современников уверены в том, что сейчас лучше всего достроить такую систему образования при помощи новых ступеней, рассчитанных на различные периоды жизни человека.

Одна из основных целей в управлении этой системы связана с развитием потенциальных качеств человека и его мышления.

Но в центральной части системы должен располагаться человек, а также всего его желания, потому что без этого невозможно развивать способности.

Современные тенденции развития отечественного образования

Основными тенденциями развития современного отечественного образования являются процессы диверсификации, интернационализации, индивидуализации, развивается быстрыми темпами опережающее и непрерывное образование, интенсифицируется и компьютеризируется процесс обучения, получают признание цикличность и многоступенчатость.

Читайте также:  Вовлеченность подростков в процесс приема алкоголя

Перечисленные тенденции способствуют повышению качества образования в соответствии с современными требованиями социального и экономического развития общества. Использование новых методов и технологий в современном образовании сопровождается инновациями и использованием инновационных технологий.

Сущность информатизации образования заключается в реализации аспектов повышения качества содержания образования. Основные направления информатизации образования являются следующие:

  • виртуальная информационная среда и её создание на уровне учебных заведений;
  • обеспечение системной интеграции информационных технологий в системе образования, позволяющих поддерживать процесс обучения школьников, их научные исследования;
  • построение единого образовательного информационного пространства;
  • создание сети, включающей информационные центры, которые ориентированы на информационное обеспечение системы образования компьютерными программами.

Открытое образование, получающее распространение в России, ориентирует школьников и молодых людей на осуществление подготовки к полноценному участию в общественной и профессиональной области в современных рыночных условиях.

Качество открытости в системе образования позволяет более свободно осуществлять процесс планирования обучения, а также осуществлять выбор места, времени, темпа осуществления образования.

В практической деятельности данная система реализуется при помощи использования сетевых технологий.

Открытость и дистанционность обучения в современном образовании позволяет различным группам населения при использовании сети Интернет получить качественное дополнительное образование. Дистанционное обучение в отечественной системе образования только получает своё развитие, но количество образовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение, растёт с каждым годом.

Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/sovremennaya_sistema_otechestvennogo_obrazovaniya/

Современная система образования в России

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Введение …………………………………………………………………………..3

  1. Роль образования в развитии российского общества……………………5

  2. Структура современного Российского образования……………………..8

3. Система высшего профессионального образования в Российской Федерации………………………………………………………………………..16

Заключение……………………………………………………………………….22

Список литературы………………………………………………………………25

Введение

Для современной экономики характерен динамизм, а также быстрые и глубокие структурные сдвиги, что вызывает двоякие последствия для узкоспециализированной подготовки кадров высокой квалификации.

Во-первых, перспективная потребность в такой подготовке в определенной мере сокращается по отношению к подготовке кадров широкого профиля, приобретающих и меняющих специализацию в рамках системы непрерывного образования.

Во-вторых, сохраняющаяся потребность в узкоспециализированной подготовке поддается достоверному прогнозированию со стороны государственных органов и работодателей не более чем на два года.

Неотъемлемым условием эффективного использования бюджетных средств выступает совпадение горизонтов бюджетирования и прогнозирования тех потребностей, которые реализуются с помощью бюджета.

Переход к двухуровневой системе образования повлек за собой изменения во многих методиках преподавания.

Педагогическая наука отреагировала на эти процессы потоком исследований, посвященных осмыслению путей реформирования образования.

В них показано, что решение проблем образования требует совершенно иного уровня мышления, привычки оперировать иными категориями, руководствоваться иными представлениями о жизненных идеалах и ценностях.

Научный поиск в решении данной проблемы направлен на устранение противоречий, характерных для современной высшей военной школы: между новым качеством жизни и действующей системой образования; между социальными требованиями к личности специалиста и отсутствием соответствующей профессиональной подготовки в вузе; между потребностью вовлечения иноязычной профессиональной коммуникации (устной и письменной, теоретической в том числе) в образовательный процесс и отсутствием четкой системы в обучении иностранному языку такого рода; между желанием обучаемых в технических вузах приобрести дополнительное высшее (гуманитарное) образование по иностранному языку; между наличием значительных корпусов иноязычных текстов-источников профессиональной информации, формирующих профессиональную компетенцию (книга, компакт-диск, текстовый файл в электронной почте, электронный учебник, традиционные лекция и доклад и т.п.), и незнанием обучаемыми оптимальных систем анализа их смысловой структуры и др.

Переход в России к двухуровневой системе высшего профессионального образования продиктован интересами личности. Двухуровневая система позволяет построить более гибкие, индивидуализированные (личностно-ориентированные) образовательные программы.

После получения степени бакалавра человек может скорректировать свою образовательную траекторию: в случае необходимости пойти на работу или продолжить образование, если это потребуется, в магистратуре или по программе подготовки специалиста с одногодичным сроком обучения либо в структурах дополнительного профессионального образования.

Данная система позволяет более рационально использовать финансовые ресурсы обучающихся.

Цель данной работы – рассмотреть становление российской системы образования.

Объект исследования – система образования.

Предмет исследования – российская система образования.

Задачи:

  • рассмотреть образование как социальный феномен;
  • рассмотреть российскую систему образования;
  • провести исследование статей по вопросам современного образования.
  1. Роль образования в развитии российского общества

Образовательная политика России, отражая общенациональные интересы в сфере образования и предъявляя их мировому сообществу, учитывает вместе с тем общие тенденции мирового развития, обусловливающие необходимость существенных изменений в системе образования:

— ускорение темпов развития общества, расширение возможностей политического и социального выбора, что вызывает необходимость повышения уровня готовности граждан к такому выбору;

— переход к постиндустриальному, информационному обществу,

— значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с чем, особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности;

— возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть решены лишь в результате сотрудничества в рамках международного сообщества, что требует формирования современного мышления у молодого поколения;

— динамичное развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда,

— глубокие структурные изменения в сфере занятости, определяющие постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, росте их профессиональной мобильности;

— возрастание роли человеческого капитала, который в развитых странах составляет 70-80 процентов национального богатства, что, в свою очередь, обусловливает интенсивное, опережающее развитие образования как молодежи, так и взрослого населения[3, 68].

Отечественная система образования является важным фактором сохранения места России в ряду ведущих стран мира, ее международного престижа как страны, обладающей высоким уровнем культуры, науки, образования.

Особое значение имеет развитие плодотворного сотрудничества и сохранение общего образовательного пространства со странами Содружества Независимых Государств, образовательная поддержка соотечественников за рубежом[8, 27].

Новые социальные требования к системе российского образования

Школа — в широком смысле этого слова — должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности.

Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильность, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.

На современном этапе развития России образование, в его неразрывной, органичной связи с наукой, становится все более мощной движущей силой экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности народного хозяйства, что делает его одним из важнейших факторов национальной безопасности и благосостояния страны, благополучия каждого гражданина.

Потенциал образования должен быть в полной мере использован для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления этнонациональной напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур и различных концессий, ограничения социального неравенства.

Многонациональной российской школе предстоит проявить свою значимость в деле сохранения и развития русского и родного языков, формирования российского самосознания и самоидентичности.

Обновленное образование должно сыграть ключевую роль в сохранении нации, ее генофонда, обеспечении устойчивого, динамичного развития российского общества — общества с высоким уровнем жизни, гражданско-правовой, профессиональной и бытовой культурой.

Надлежит повсеместно обеспечить равный доступ молодых людей к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями независимо от материального достатка семьи, места проживания, национальной принадлежности и состояния здоровья.

Необходимо использовать все возможности для социальной защиты детей и подростков, лишенных попечения родителей. Важной задачей также является формирование профессиональной элиты, выявление и поддержка наиболее одаренных, талантливых детей и молодежи.

В условиях приоритетной поддержки образования со стороны государства система образования должна обеспечить эффективное использование своих ресурсов — человеческих, информационных, материальных, финансовых.

  1. Структура современного Российского образования

Содержание школьного образования — это основа образовательной системы, и в условиях переходного периода в развитии общества оно является основным объектом реформирования и обновления. Содержание образования и его реализация воплощают те ценности и цели, которые общество ставит перед новым поколением.

Успешная реализация реформы в области содержания образования является сложной и труднодостижимой задачей. Она требует тщательного планирования, хорошо разработанной стратегии, приверженности цели тех, кто ее реализует, внимания к ресурсам, обеспечения переподготовки и разработки соответствующей процедуры оценки.

Реформу содержания образования затрудняет еще и то, что она проводится в обществе, где преподаватели и инфраструктура не обеспечены соответствующими ресурсами.

Прежняя советская образовательная система отличалась жесткими учебными планами, составляемыми централизованно. Эти планы основывались на том, что учащиеся приобретали факто-логические познания в узко специализированных предметах. Акцент делался на науку и инженерное дело. Педагогическим инициативам школы или учителя места почти не отводилось.

Существовал общий учебный план, для всех школ, который составлялся под руководством государства. Учебники производились государством монопольно и были бесплатными. Не было никакой структурированной системы оценки образовательных стандартов в национальном масштабе.

Образовательные потребности определялись централизованным планированием распределения рабочей силы[6, 85].

Сейчас российское общество перестраивается, переоценивает свои ценности и цели, и эти перемены влекут за собой демократизацию и в образовательной сфере.

Гуманизация, индивидуализация, новые концепции гражданского образования нашли свое место в образовательном процессе.

Во многом это происходит благодаря многообразию типов общеобразовательных заведений (равно как и в ФРГ) и вариативности образовательных программ, что напрямую связано с развитием сети негосударственных общеобразовательных учреждений в региональных системах России.

Несмотря на все это, сегодняшняя система образования в России — федеральная, централизованная.

В настоящее время российская система образования очень схожа с немецкой, но все же она представлена в более упрощенном виде:

1) Дошкольное образование, которое, как и в Германии, дает детям элементарные знания, но, все же, не приравнивается к первой ступени школьного образования. Дети начинают посещать детский сад с 1/1,5 года (ясли) и находятся там до 6 лет (также добровольно по желанию родителей).

2) Начальное образование (начальная школа) начинается с полных 6 лет и длится в течение 4 лет (по результатам последних реформ в сфере образования). В отличие от Германии начальное образование дети могут получать уже в гимназиях или лицеях, так как в России данные типы учебных заведений представлены комплексно — с 1 по 11 классы.

3) Неполное среднее образование в лицеях, гимназиях, общеобразовательных школах длится в течение 5 лет. Окончание 9 классов каждого из этих типов учебных заведений дает право на получение аттестата об общем среднем образовании.

4) Полное среднее образование или производственно- техническое образование с правом поступления в техникум, колледж и другие профессиональные учреждения.

По завершении обучения 10 и 11 классов школы, гимназии, лицея выпускники получают аттестат о полном среднем образовании и имеют полное право на поступление в ВУЗ.

Это право распространяется также на окончившего любое профессиональное учреждение, что в Германии является неприемлемым.

5) Высшее образование с получением диплома специалиста, степени бакалавра, магистра или мастера с правом повышения квалификации в университете или НИИ, по окончании которого получают степень кандидата наук, а позже — доктора наук.

Источник: https://works.doklad.ru/view/QvzdDE3yLpY.html

Особенности современной системы аграрного образования за рубежом

РАЗДЕЛ VII СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

УДК 378

Юстус Ирина Викторовна

Доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Ульяновского государственного университета, irinclouci@mail.ru, Ульяновск

Болтунов а Светлана Владимировна

Аспирант Ульяновской государственной сельскохозяйственной академии, svetb@mail. ги, Ульяновск

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ АГРАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЗА РУБЕЖОМ

Читайте также:  Дидактика как отрасль педагогики

Justus Irina Viktorovna

The doctor ofpedagogical sciences, the professor of the chair ofpedagogic, of the Ulyanovsk state university irincloud@ mail.ru, Ulyanovsk

Boltunova Svetlana Vladimirovna

The post-graduate student of the Ulyanovsk state agricultural academy, svetb@mail.ru, Ulyanovsk

FEATURES OF MODERN SYSTEM OF THE AGRARIAN EDUCATIONS ABROAD

Современное состояние аграрного образования за рубежом характеризуется, прежде всего, экономическими и социальными изменениями, произошедшими на рубеже столетий, которые повлекли за собой ряд изменений в долгосрочной стратегии развития высшего сельскохозяйственного образования.

Это обусловлено, прежде всего, тем что современное сельскохозяйственное и агропромышленное производство нуждается в специалистах, которые должны обладать определенными качествами личности, необходимыми для повышения их конкурентоспособности на рынке труда.

Такими качествами выступают: способность гибко адаптироваться в быстро меняющихся жизненных ситуациях; умение интегрировать профессиональные знания и умело применять их для получения новых; способность критически мыслить и рационально решать разнообразные проблемы, используя современные технологии; умение анализировать возникшую проблему, а в последствии выдвигать гипотезы её решения, самостоятельно работать над собственным развитием в рамках образовательного, культурного и нравственного уровня.

Изменения, происходящие в настоящее время в сельскохозяйственном производстве, повлекли за собой крупные изменения в образовательной и кадровой политике аграрной сферы. На сегодняшний момент перед сельскохозяйственными вузами стоит задача подготовить специалистов нового поколения, способных самостоятельно применять на практике по-

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ АГРАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ…

лученные знания для управления современным высоко технологичным агробизнесом.

Современное высшее аграрное образование опирается на три составляющие: образование — научно-исследовательская деятельность — долгосрочное развитие.

Основной особенностью высшего аграрного образования за рубежом, можно считать, прежде всего, то что высшие учебные заведения системы профессионального сельскохозяйственного образования на сегодняшний день готовят специалистов, в большинстве случаев выходящих за рамки только сельскохозяйственного производства. Тенденции таковы, что сельскохозяйственное образование перестаёт быть исключительно сельскохозяйственным.

Зарубежное высшее аграрное образование в значительной степени ориентируется на представителей различных социальных слоев населения. Прослеживается тенденция получения данного образования людьми различных возрастов, с различными уровнями базовых знаний.

В данной статье мы постарались дать сравнительный анализ систем образования крупных западноевропейских стран, таких как США, Германия, Франция. Система аграрного образования в данных странах характеризуется, прежде всего, гибкостью, демократичностью, многофункциональностью, а также децентрализацией и высокой степенью автономности учебных заведений.

Состояние высшего аграрного образования США достаточно неоднородно. Есть университеты государственные, получающие деньги из бюджетов своих штатов, но также есть и высшие учебные заведения финансируемые частными лицами или фондами.

Многочисленные фонды и организации готовят рейтинги высших учебных заведений каждый год. К вузам, имеющим аграрный профиль можно отнести Университет Западного Кентукки, Университет Айдахо, Университет штата Юта, Университет штата Айова.

В аграрном образовании США создана и активно работает комплексная система научно-информационного обслуживания, которая основана на триаде «научные исследования — образование — внедрение». Это позволяет более эффективно осуществлять систему аграрного образования в стране.

Система управления научно-исследовательской деятельностью является преимущественно децентрализованной.

Исключением только те научно-исследовательские учреждения, которые находятся в подчинении федерального правительства, в частности, в рамках Министерства сельского хозяйства.

Такая система управления исторически обусловлена и позволяет учебным заведением тесно взаимодействовать непосредственно с производителями.

Что касается мотивов, побуждающих молодых людей обучаться в аграрных учебных заведениях, то по результатам исследований первое место занимает влияние семьи, затем советы друзей, влияние учителей школы, преподающих основные аграрные дисциплины. Также факторами, оказавшими влияние на решение старшеклассников пройти аграрное обучение,

выступают поездки учащихся на фермы, знакомство с присылаемой в школы специальными информационными материалами и прохождение летней производственной практики. Часть респондентов свой окончательный выбор в пользу сельского хозяйства объясняли любовью к животным [1].

Главные цели работы учебных заведений аграрного профиля, которые стали принципиальной частью законов, определивших направление аграрной политики страны, состоят в следующем:

— повышение уровня образования сельского населения;

— направление научных исследований на решение насущных проблем фермерства;

— внедрение научных разработок в сельскохозяйственное создание и развитие социальной инфраструктуры села [2].

Таким образом, достаточная отлаженная система высшего аграрного образования США привела к тому, что на настоящее время американская аграрная наука является одна из самых эффективных и прогрессивных в мире.

Анализ системы аграрного образования Германии выявил ряд особенностей. Вся система в вузах, например, таких как Университет Хойенхайм, построена на рациональном объединении теоретического и практического обучения. Уровень подготовки специалистов данного профиля в целом достаточно высок.

Одним из главных принципов высшего образования в Германии является принцип академической свободы. Его особенность заключается в том, что каждый студент самостоятельно определяет перечень тех дисциплин, которые войдут в его диплом, и соответственно которые будут им углубленно изучаться.

Каждый семестр состоит из лекционных (14-20 недель) и не лекционных периодов, во время которых студент занимается самостоятельной научной работой.

Основным видом подготовки студентов является самостоятельная работа (студент самостоятельно изучает заведомо заданную тему, а на лекции профессор лишь делает короткий обзор темы и разъясняет места, которые вызвали вопрос при изучении).

Учитывая специфику получения образования данного профиля, где теоретические и практические знания очень тесно переплетаются и без достаточно наработанных практических знаний невозможно получить диплом квалифицированного специалиста, сельскохозяйственные учебные заведения в Германии оснащены учебно-производственные хозяйства, а именно современными фермами с ведением сельского хозяйства и переработки сельскохозяйственной продукции.

Правительство Германии уделяет достаточно большое внимание учебным заведениям высшего аграрного образования.

Вся прибыль от реализации продукции произведенной в учебно-производственных хозяйствах является внутренней инвестицией для учебного процесса, а учебно-производственные хозяйства платят лишь налог из оборота.

Показателем заинтересованности правительства развитием данной сферы образования является также, то что на развитие производства учебных хозяйств оно предоставляет долгосрочный беспроцентный кредит, а новая сельскохозяйственная техника

поставляется всеми заводами-производителями в хозяйство без оплаты на один год. Через год техника обязательно возобновляется. Сельскохозяйственная техника используется бесплатно.

Главная задача данной аграрной политики страны является, прежде всего, подготовка квалифицированного, высокообразованного, конкурентоспособного специалиста аграрного профиля.

Высшее аграрное образование Франции характеризуется главным образом гибкостью и вариативностью структуры сельскохозяйственного образования, что позволяет реально, а не декларативно обеспечить каждому желающему доступ к получению высшего образования данного профиля.

Современная система французского образования, в том числе и аграрного, заслуженно занимает одно из первых мест и является одним из самых прогрессивных в мире.

Главной ее особенностью является то, что преобладают государственные учебные заведения, финансирование которых осуществляется правительством Франции. В свою очередь образовательный учебный процесс в частных учебных заведениях также находиться под четким контролем государственных структур.

Благодаря этому качество обучения в высших заведениях данной страны достаточно высокое, а дипломы французских вузов пользуются международным признанием.

Высшие учебные заведения Франции обладают правом создавать центры обучения самостоятельно. Студенты, обучающиеся в таких центрах, после успешной сдачи экзаменов при завершении подготовки получают диплом о прохождении углубленного курса обучения.

Те, из них кто проходил специализированное обучение в своем сельскохозяйственном вузе, дополнительно получают диплом об углубленной подготовке в области сельского хозяйства, например диплом инженера-агронома с указанием названия высшего учебного заведения.

Все научные разработки в области агрономии проводятся в классических институтах, таких как Высший сельскохозяйственный институт г. Лилль, Высший сельскохозяйственный институт г.

Анже, Национальный сельскохозяйственный институт в Париже-Гриньоне, которые традиционно во Франции считаются носителями теоретических знаний и в большей мере, чем школы, ориентированы на подготовку будущих учёных.

В университетах также ведется подготовка специалистов как сельскохозяйственного, так и агропищевого профиля. В рамках этой подготовки существуют:

— университетские технологические институты (IUT), обеспечивающие в двухгодичный срок подготовку с получением университетского диплома по технологии (DUT) со специализацией в области агрономии и биопищевой индустрии;

— образование первого цикла, которое завершается выдачей дипломов об общем университетском образовании (DEUG) по специальностям, связанным с изучением почв, окружающей среды, а также управлением и организацией агропромышленного комплекса;

— образование второго цикла, оканчивающееся защитой степени университетского лиценциата или мэтризой, то есть правом на преподавательскую должность [3].

Наличие различных уровней, циклов, многообразие форм и многофункциональность системы высшего сельскохозяйственного образования во Франции привели к тому, что в настоящее время оно становиться всё более доступным и открытым представителей для различных социальных слоев населения.

Анализ всего вышеизложенного отображен в Таблице.

Таблица- Сравнительная характеристика высшего аграрного образования за рубежом

Наименование основных параметров

Германия

США

Франция

1

Структура высшего образования

¡.Степень лиценциата: срок обучения 3-4 семестра

2.Степень магистра: срок обучения 4-6 семестров (студенты технических специальностей вместо этой степени получают диплом специалиста)

3. Степень доктора

¡.Степень бакалавра: срок обучения 4 года

2.Степень магистра: срок обучения зависит от специализации, уровня подготовки студента (от 1 года)

3.Докторская степень. Присваивается после получения степени магистра. Длительность обучения 2-5 лет.

1 цикл: диплом об общем (DEUG) или научно-техническом (DEUST) университетском образовании: срок обучения 2 года

2 цикл: диплом лиценциата: срок обучения 1 год, диплом магистра: срок обучения 2 года, диплом инженера: срок обучения 3 года.

3 цикл: диплом о специальном высшем образовании (DESS) или углубленном образовании (DEA): срок обучения от 1 года.

Достоинства

Доступная стоимость обучения. Право на работу во время обучения. Государственная поддержка студенчества. По окончании обучения возможность заключить контракт на работу в Германии, других странах Европы, США. Возможность выбора любой комбинации курсов по своему усмотрению_

Высокая рентабельность системы образования.

Высокое качество обучения, за счет использования самых новых достижений в области науки и техники.

Возможность получения бесплатной стипендии за высокие показатели в учебе.

Право на работу во время обучения.

Гибкость и вариативность структуры сельскохозяйственного образования.

Обучение условно бесплатное.

Право получения льгот на обучение. Равные права при обучении как для студентов данной страны, так и для иностранцев.

1 2 3 4

Недостатки Нет личных кураторов, в результате чего студент полностью предоставлен сам себе. Неопределенный срок обучения, зависит от желания и возможностей каждого студента.

Достаточно высокая оплата за обучение по сравнению с другими странами. Отсутствие стабильности не позволяет американским ученым длительное время сосредоточиться на одном направлении.

Сложная сфера разветвления системы высшего образования. Слишком быстрая смена программ и методов обучения.

Орган управления Министерство образование Земель Министерство сельского хозяйства Министерство сельского хозяйства и рыбной промышленности

Таким образом, проведя анализ систем высшего аграрного образования ведущих западных стран, мы пришли к выводу, что, не смотря на проблемы и недостатки в сфере аграрного образования, все процессы интеграции, происходящие в последние годы в вузах данных стран направлены, прежде всего, на повышения качества образования, с целью обеспечения современного сельскохозяйственного и агропромышленного производства высококвалифицированными, эрудированными, творчески мыслящими, деловыми и инициативными специалистами.

Библиографический список

1. Бочкарёв, А. Г. Социальные и демографические изменения в составе студентов аграрных вузов США и России [Текст]/А. Г. Бочкарёв// Сетевой научно-мето-дический журнал «Агрожурнал» Московского государственного агроинженерного университета. — 2011. — № 15.

2. Жигалова, Л. П. Особенности функционирования лэнд-грант университетов на примере Техасского и Калифорнийского университетов (Часть 1) [электронный ресурс] // Православный образовательный портал «Слово», 2010.

3. Гущина, О. Д. Основные тенденции подготовки дипломированных специалистов сельскохозяйственного профиля в современной Франции [Текст] / О. Д. Гущина// Диссертация кандидата педагогических наук. — Курск, 2005.-220 с.

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-sovremennoy-sistemy-agrarnogo-obrazovaniya-za-rubezhom

Ссылка на основную публикацию