Педагогическая техника и педагогическая технология

Педагогические технологии в образовательном процессе

Сохрани ссылку в одной из сетей:

1. Из истории становления понятия педагогической технологии

Технология (от греч.

techne – искусство, мастерство, ремесло, умение и logos – учение, наука) – совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции» (Советский энциклопедический словарь, — М., 1994. – С. 1329). В Словаре русского языка С.И. Ожегова (М., 1994. – С. 692) отмечается: «Технология – совокупность производственных процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства».

Технология – термин производственный. Однако распространение достижений научно-технического прогресса в различные области знаний и практики, проникновение технологического подхода в непроизводственную сферу жизнедеятельности общества выступают важнейшими общемировыми тенденциями социального развития.

Анализ зарубежной и отечественной научно-педагогической литературы по проблеме технологизации образовательного процесса и управления им позволяет выделить этапы формирования понятия педагогической технологии: педагогическая техника, аудивизуальное образование, программированное обучение, алгоритмизация учения, научная организация труда учителя и школьника, оптимизация и интенсификация учебно-воспитательного процесса, дидактическая технология, информационная технология, модульное обучение, педагогическая технология (в безмашинном и автоматизированном вариантах).

Причины технологизации образовательного процесса школы:

  1. недостаточный уровень готовности выпускников школ жить и работать в динамично меняющемся обществе.

    Действительно, традиционные методики обучения и воспитания, направленные на усвоение учащимися готовых ЗУНов, не создают условия для формирования у них коммуникативных, проектировочных, оценочных, рефлексивных умений, которые и составляют суть так называемых универсальных способностей или компетенций личности. Именно интеллектуальные, коммуникативные, информационные и другие виды компетенций личности позволяют ей успешно разрешать нестандартные ситуации в новых условиях;

  2. недостаточно высокий уровень результативности учебно-воспитательного процесса современной школы свидетельствует о том, что традиционные методики себя исчерпали. Следовательно, повышение качества и эффективности образовательного процесса школы может произойти только за счет реализации новых подходов к способам и содержанию обучения;

  3. потребности повышения мотивации и активизации учебно-познавательной, поисковой деятельности школьников; замены малоэффективного вербального способа передачи знаний (по данным психологов, ученик усваивает не более 36% информации «со слов»);

  4. возможности экспертного проектирования технологической цепочки процедур, методов, организационных форм взаимодействия учеников и учителя, обеспечивающих гарантированные результаты обучения и снижающие негативные последствия работы малоквалифицированного учителя.

Необходимо отметить, что у истоков технологизации педагогики стоял А.С. Макаренко, смело использовавший понятие педагогической техники.

Во всемирно известной «Педагогической поэме» (1933-1935) он писал: «Наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди … Именно поэтому у нас просто отсутствуют все важные отделы производства: технологический процесс, учет операций, конструкторская работа, применение конструкторов и приспособлений, нормирование, контроль, допуски и браковка».

И все же массовое внедрение педагогических технологий исследователи относят к началу 60-х годов и связывают его с реформированием вначале американской, а затем и европейской школы. Наиболее известные авторы современных педагогических технологий за рубежом: Дж. Кэрролл, Б. Блум, Д. Брунер, Д. Хамблин, Г. Гейс, В. Коскарелли.

Отечественная теория и практика осуществления технологических подходов к обучению отражена в научных трудах П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной, А.Г. Ривина, Л.Н. Ланда, Ю.К. Бабанского, П.М. Эрдниева, И.П. Раченко, Л.Я. Зориной, В.П. Беспалько, М.В. Кларина и др.

В настоящее время педагогические технологии в науке рассматриваются как один из видов человековедческих технологий и базируются на теориях психодидактики, социальной психологии, кибернетики, управления и менеджмента (Шепель В.М. Настольная книга бизнесмена и менеджера. — М.

, 1992. — 144 с.).

В современной педагогической теории нет единой, общепринятой позиции в отношении сущности слагаемых характеристик понятия педагогической технологии. Это связано с продолжающимся спором о том, является ли педагогика, педагогическая деятельность наукой или искусством. Академик РАО В.П.

Беспалько считает, что «любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология – на науке. С искусства все начинается, технологией заканчивается, чтобы все началось сначала» (Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М., 1989. – С.5.

).

Сегодня понятие «педагогическая технология» вошло в педагогическую науку и практику, однако пока остаётся неясным его место и взаимосвязи в тезаурусе педагогики. Используется целый ряд определений.

  1. В российском учебном пособии по педагогике под ред. П.И. Пидкасистого (Изд. 2-е, М., 1996. — 168 с.

    ) технология рассматривается как направление в педагогической науке, как средство научного исследования процесса обучения.

    «Технология обучения (педагогическая технология) – это новое (с 50-х годов) направление в педагогической науке, которое занимается конструированием оптимальных обучающих систем, проектированием учебных процессов».

  2. В.П. Беспалько определяет педагогическую технологию как проект определенной педагогической системы, осуществляемой на практике. Педагогическая система является основой для разработки технологии.

    Основное внимание сосредоточено на предварительной разработке учебно-педагогического проекта. Перевод осуществляется на языке дидактики – «дидактическая задача» и «технология обучения».

    Технология обучения определяет структуру и содержание учебно-познавательной деятельности учащихся (Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989).

  3. «Педагогическая технология – это проект системы последовательного развертывания педагогической деятельности, направленной на достижение целей образования и развития личности учащихся» (Левина М.М. Основы технологии обучения профессиональной педагогической деятельности. – Мн., 1996).

  4. «Педагогическая технология есть область исследования теории и практики (в рамках системы образования), имеющая связи со всеми сторонами организации педагогической системы для достижения специфических и потенциально воспроизводимых педагогических результатов» (Митчел П. Энциклопедия педагогических средств, коммуникаций и технологий. – Лондон, 1978).

  5. «Педагогическая технология – систематический метод планирования, применения и оценивая всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования» (ЮНЕСКО, 1986).

В каждом из вышеприведенных определений технологий выделяются общие признаки технологизации образовательного процесса.

Критерии технологичности учебного процесса школы (по Г.К.Селевко):

  1. концептуальность. Каждая из технологий основана на одной или нескольких теориях (философских, педагогических или психологических).

    Например, программированное обучение – на бихевиористской теории; развивающее обучение – на теориях учебной деятельности и содержательного обобщения; интегральная технология – на теории поэтапного формирования умственных действий, теории проблемного обучения, идее укрупнения дидактических единиц и т.д.;

  2. системность, которая характеризуется логикой построения, взаимосвязью элементов учебного процесса, завершенностью и структурированностью учебного материала;

  3. управляемость, то есть возможность эффективного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся за счет диагностичной постановки целей; проектирования процесса обучения; «встроенного» контроля, который позволяет корректировать результаты и сам процесс; отбора средств и методов обучения;

  4. эффективность. Она предполагает достижение запланированного результата с оптимальными затратами средств и времени на обучение;

  5. воспроизводимость, то есть тиражирование, передача и заимствование технологий другими педагогами.

Сравнительный анализ традиционного и технологического подходов к процессу обучения

Таблица 22

Позиции для сравнения Традиционная практика обучения Технологии обучения
1 2 3
Возможность предварительного проектирования Нет возможностей, поскольку учителю тема хорошо знакома, он проводил урок по данной теме уже много раз Есть. Заметим, что педагог, освоив технологию, может воспользоваться готовым проектом урока
Основания для построения Традиция, интуиция педагога, метод проб и ошибок; личностные качества и профессионализм педагога Научные (в основе каждой их технологий обучения лежит одна или несколько научно-педагогических теорий)
Возможности передачи и заимствования другими педагогами Ограничены. При изучении педагогического опыта перенимаются, в лучшем случае, отдельные приемы работы педагога Большие, поскольку наука универсальна и объективна. В технологиях практически не проявляются личностные качества педагога
Способ целеполагания Через деятельность учителя или изучаемое содержание Через действия учащихся, которые участвуют в разработке целей урока, учебной деятельности
Контроль Эпизодический (учащиеся опрашиваются по разным темам в разные дни); итоговый «Встроенный» в процесс, обеспечивающий обратную связь: все учащиеся опрашиваются по всем учебным элементам
Достижение запланированного результата Результат достигается не всегда Результат достигается. Если нет, то технология пока не освоена или для ее применения нет соответствующих условий

2. Некоторые классификации существующих педагогических технологий

Существуют различные классификации технологий. Например, М.В. Кларин на основе анализа инновационных моделей обучения в зарубежной педагогической практике выделяет четыре модели учебно-воспитательного процесса:

  • обучение как усвоение заданных образцов;
  • обучение как дискуссия;
  • обучение как игра;
  • обучение как исследование.

Этим моделям соответствуют технологии: полного усвоения, коммуникативные, игровые и исследовательские.

Г.К. Селевко выделил классы педагогических технологий, которые имеют различную концептуальную основу:

  • личностную ориентацию педагогического процесса;
  • активизацию и интенсификацию деятельности учащихся;
  • эффективное управление и организацию учебного процесса;
  • дидактическое совершенствование и реконструирование материала;

а также следующие виды технологий:

  • технологии современного традиционного обучения;
  • частнопредметные;
  • альтернативные;
  • природосообразные;
  • развивающего обучения;
  • авторских школ.

В современной образовательной практике выделяются две ведущие тенденции модернизации педагогического процесса: 1) реализация технологического подхода к его проектированию и осуществлению; 2) гуманизация отношений учителя и учащихся (преподавателя и студентов или слушателей). В соответствии с этим Д.Г.

Левитес предложил различать предметно-ориентированные и личностно-ориентированные технологии. Предметно-ориентированные технологии еще называют знаниевыми или обучения, а личностно-ориентированные – способностными, развивающими, гуманитарными.

Можно назвать несколько оснований для такого разделения: а) по ведущей деятельности на уроке – преподавание или познание, б) по содержанию образования – знания, умения и навыки или, помимо них, еще и опыт мышления и деятельности, в) по «продуктам» применения технологий – человек, умеющий работать по готовым нормам, в стандартных ситуациях или способный к успешной деятельности в нетипичных ситуациях, в условиях быстрых перемен и множественных вариантов для ответственного выбора и т.д. Вполне очевидно, что в каждой из технологий заключен как знаниевый, так и развивающий потенциалы.

Читайте также:  Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника по фгос: его цель, разработка, образец с примерами заполнения + фото

Если рассматривать понятие «технология» как деятельностную категорию, как инструментарий упорядочения и повышения эффективности деятельности педагога, а саму педагогическую деятельность определять как целостную, полифункциональную, полиструктурную, которая в динамике представляется как сложноорганизованная, саморазвивающаяся система, то целесообразнее всего вести речь не о педагогических (образовательных) технологиях или технологиях обучения, а о более широком понятии – технологиях профессиональной деятельности педагога. В связи с этим выделяются 3 основания, по которым можно классифицировать технологии педагогической деятельности:

  • по основанию реализации базовых процессов образования;
  • по основанию управления деятельностью;
  • по основанию профессиональных функций педагога.

Тогда педагогические (образовательные) технологии – это технологии профессиональной деятельности педагога, представленные на схема 4.

Схема 4

технологии

реализации базовых управления реализации

процессов образования деятельностью профессиональных

педагога функций педагога

Технологии:-обучения;-воспитания;-подготовки;-становления грамотности;-образовательные технологии -технологии организации педагогической деятельности (технология формирования заказа на деятельность; целеполагания; ресурсного обеспечения педагогического процесса; проектирования педагогического процесса);-технологии педагогического процесса (обучения (трансляции знания) и развивающие):а) технологии обучения (трансляции знания):

  1. адаптивные, связанные с изучением реальных учебных возможностей учащихся и реализацией четкого планирования, последовательности и темпов изучения материала. Они направлены на гарантированное достижение конкретных учебных целей;
  2. технология поэтапного формирования умственных действий (по П.Я.Гальперину, Н.Ф. Талызиной);
  3. технология программированного обучения как дидактическая интерпретация кибернетического подхода;
  4. технология оптимизации обучения (по Ю.К. Бабанскому);
  • технологии анализа и преобразования педагогического процесса;

б) развивающие технологии(см. технологии реализации профессиональных функций педагога)

-технологии трансляции (воспроизводства культуры и деятельности) (см. технологии управления деятельностью педагога);-развивающие технологии (личностно-ориентированные):

  1. технологии активизации учебно-познавательной деятельности учащихся (игровые технологии и др.);
  2. технология проблемного обучения;
  3. исследовательские технологии, которые направлены на развитие у учащихся теоретических способностей к исследовательской деятельности;
  4. коммуникативные технологии (коммуникация рассматривается как единица взаимодействия всех участников образовательного процесса):
  • технологии диалога (диалоговые формы и методы обучения);
  • герменевтические технологии (связаны с понимаем смыслов изучаемых явлений, предметов, процессов);
  • технологии критического анализа, связанные с развитием критического мышления, рефлексии;
  • технологии, связанные с развитием умений согласовывать позиции, организовывать полемику, другие виды сложных коммуникаций;
  1. проектно-конструкторские технологии – направлены на создание конкретных продуктов деятельности – проектов, моделей, программ;
  2. технологии развивающего обучения (существуют концепции развивающего обучения – системы Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Л.В.Занкова и др.).

Вопросы и задания для самопроверки

1. Каково происхождение понятия «технология»? Раскройте сущность категории «педагогическая технология».

2. Каковы причины и критерии технологизации образовательного процесса в школе?

3. Раскройте отличительные особенности методики и технологии обучения.

4. Какие Вы знаете классификации педагогических технологий?

Источник: https://works.doklad.ru/view/3_Wq3u6x67E.html

Технология, педагогическая техника, мастерство

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 95Следующая ⇒

Одна и та же технология может осуществляться различными исполнителями с большим или меньшим мастерством, более или менее технично, точно по инструкции или творчески, что и обусловливает различие результатов. Здесь на сцену выступают педагогическое мастерство, педагогическая техника исполнителя, учителя.

Понятия педагогическое мастерство, педагогическаятехника до сих пор не имеют общепринятой трактовки идостаточно четкого разграничения ни в теории, ни на практике.

Педагогическое мастерство – 1) высокий уровень развития профессиональных умений (Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин), 2) комплекс качеств (способностей) личности (Ю.Н.

Ку­лют­­кин), 3) мастерство часто отождествляют с понятием «искусство» (С.И. Ожегов).

В гуманистической педагогике мастерство учителя включает признание детства, заботу о каждом ученике и его личностном развитии на основе учета индивидуальности и предоставления свободы выбора ребенку в сложившейся ситуации.

И.А.Зязюн определяет педагогическое мастерство как комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной педагогической деятельности и выделяет следующие его элементы:

– гуманистическую направленность (интересы, ценности, идеалы);

профессиональное знание (предмета, методики его преподавания, педагогики, психологии);

– педагогические способности (коммуникативность, перцептивные способности, динамизм, эмоциональная устойчивость, оптимистическое прогнозирование, креативность);

– педагогическую технику (умение управлять собой, умение взаимодействовать).

Современная трактовка и применение понятия педагогическая техника также достаточно широка: 1) комплекспрофессиональных умений, приемов, методов и средств взаимодействия с объектами обучения или воспитания (пример: техника урегулирования конфликтов); 2) педагогическое мастерство; 3) методика или локальная технология (пример: техника демонстрационного эксперимента); 4) микротехнология (пример: техника интервьюирования).

Итак, в исполнении технологии (процессов обучения, воспитания) неизбежно присутствует индивидуальность, личностная специфика учителя (его мастерство, педагогическая техника), хотя определяющей является компонента, характеризующая закономерности усвоения материала, состав и последовательность действий учащихся.

Естественно, результаты применения одной и той же технологии различными педагогами будут различными, однако близкими к некоторому среднему статистическому значению, характерному для данной технологии.

Таким образом, педагогическая технология опосредуется педагогической техникой и свойствами личности педагога, его мастерством.

Иногда педагог-мастер использует в своей работе элементы нескольких технологий, применяет оригинальные методические приемы. В этом случае следует говорить об «авторской» технологии данного педагога.

К сожалению, сегодня в педагогике отсутствует общепринятый категориальный тезаурус, в педагогической практике встречается применение не совсем корректных терминов-ярлы­ков, утвердившееся за некоторыми технологиями (коллективный способ воспитания, система Базарного, методика Макаренко и др.). Поэтому избежать терминологических неточностей, затрудняющих понимание, удается далеко не всегда.

Основные качества современных педагогических технологий

Нечто есть благодаря своему качеству то, что оно есть, и, теряя свое качество, оно перестает быть тем, что оно есть.

Гегель

Для описания таких сложных объектов, какими являются педагогические технологии, следует прежде всего выделить их основные общие качества.

Системность.

Важнейшим качеством любой технологии выступает системность как особое качество множества определенным образом организованных компонентов, выражающееся в наличии у этого множества интегральных свойств и качеств, отсутствующих у его компонентов.

Технологический процесс включает цели, содержания, методы и формы взаимодействия участников, достигаемые при этом результаты. Между ними существуют многообразные причинно-следственные, генетические, исторические и другие содержательные и функциональные связи.

Новые интегральные качества технологии как системы проявляются в новых образовательных результатах, отношениях, качествах субъектов деятельности и т.д.

Комплексность. Многофакторность и содержательное разнообразие педагогических процессов делает педагогические технологии комплексными, требующими координации и взаимодействия различных педагогических, психологических, организационно-управленческих и др. элементов.

Целостность. Целостность педагогической технологии заключается в наличии у нее общих интегративных качеств при сохранении специфических свойств составляющих элементов. Целостность представляет также единство компонентов технологии на основе общей цели и концептуальной основы и структурную взаимосвязь входящих в нее обособленных подсистем.

Научность.

Педагогическая технология как научно-обоснованное решение педагогической проблемы включает анализ и использование опыта, концептуальность, прогностичность и др. качества, представляет собой синтез достижений науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и того, что рождено общественным прогрессом, гуманизацией и демократизацией общества.

Концептуальность. Педагогический процесс всегда совершается во имя каких-то глобальных социальных целей на основе:

· представлений о процессе и его закономерностях;

· выбора методологических, идейно-философских позиций, на которых основывается технология;

· выдвижения гипотезы о механизме освоения общественного опыта.

Эта основа и составляет концепцию технологии — систему взглядов на педагогический процесс, идей, принципов, на основе которых организуется деятельность.

Развивающий характер современных педагогических технологий состоит в:

· направленности на совершенствование педагогического процесса, на развитие личности ребенка;

· выделении и использовании психогенных факторов развития индивида;

· выборе и использовании личностного подхода к ребенку и личностной ориентации воспитательного процесса;

· разработке направлений развития (модернизации) процесса.

Структурированность.

Структурированность означает наличие определенной внутренней организации системы (цели, содержания), системообразующих связей элементов (концепция, методы), устойчивых взаимодействий (алгоритм), обеспечивающих устойчивость и надежность системы.

Иерархичность. Четыре иерархически соподчиненных класса (уровня) педагогических технологий, о которых говорилось выше, адекватных организационным уровням социально-педагогических структур деятельности и образуют модель «матрешки» (рис. 15).

Рис. 15. Иерархия педагогических технологий.

1) Метатехнологии (социально-политический уровень).

2) Отраслевые макротехнологии (общепедагогический и общеметодический уровень).

3) Модульно-локальныемезотехнологии: частнометодический (модульный) и узкометодический (локальный) уровни.

4) Микротехнологии (контактно-личностный уровень).

Логичность. Формально-описательный аспект технологии выражается в логике и четкости действий, зафиксированных в различных документах (проект, программа, положение, устав, руководство, технологическая схема, карта) и учебно-методическом оснащении (учебно-методическое пособие, разработки, планы, диагностические и тренинговые методики).

Алгоритмичность пространственной структуры данной технологии состоит в разделении на отдельные содержательные участки (ступени, шаги, кадры, порции и т.п.), которые совершаются в определенном пространственном и временном порядке, по алгоритму.

Преемственность. Любая из нижерасположенных в иерархии технологий является частью вышерасположенной, т.е. связана с ней узами преемственности: принимает идеологию, решает определенную часть общей задачи, координируется по содержанию, времени и другим параметрам.

Системные качества педагогических технологий выступают также в единстве научного, процессуально-действенного и формально-описательного аспектов.

В деятельностном аспекте технологии выступают также качества субъекта (профессионализм) и качества объекта (способности, потребности).

Вариативность и гибкость технологии основывается на изменении последовательности, порядка, цикличности элементов алгоритма в зависимости от условий осуществления технологии.

Процессуальность

Процессуальность (временной алгоритм).

Педагогическая технология рассматривается как процесс — развивающееся во времени взаимодействие его участников, направленное на достижение поставленных целей и приводящее к заранее запланированному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств объектов. Развитие целенаправленного и управляемого технологического процесса включает последовательные этапы целеполагания, планирования, организации, реализации целей и аналитический.

Управляемость.Управление исходит из стратегической направленности технологии, определяемой ее ценностями и целями.

Оно предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования педагогического процесса, варьирование средствами и методами с целью коррекции, адаптации и т.д.

Цели и управление рассматриваются как системообразующие факторы педагогических технологий.

Инструментальность –инструментальная обеспеченность комплексом учебно-методи­чес­ких, дидактических средств и инструментов, сопровождающих основные операции образовательного процесса (учебники, методические материалы на всех видах носителей информации, оборудование, ИКС и т.п.)

Диагностичность выражается в диагностически сформулированных целях, в возможности получения информации о ходе процесса и контроля его отдельных этапов, возможности мониторинга результатов.

Прогнозируемость результатов является обобщенным качеством любой технологии, и выражается в частности в «гарантированности» достижения определенных целей.

Своеобразие обучения как системы управления состоит прежде всего в том, что управляемый процесс учения, усвоения осуществляется всегда конкретной личностью, но сложность и многообразие личностных факторов так велики, что при осуществлении основной технологии обучения они не всегда могут быть учтены.

Поэтому педагогические процессы отличаются вероятностным характером и подчиняются статистическим законам, а не детерминистским. Прогнозируемый результат характеризуется степенью его вероятности и допустимыми отклонениями. Гарантия может быть дана лишь с определенной степенью вероятности и в пределах определенного доверительного интервала значений результата.

Эффективность. Под эффективностью технологии понимается отношение результата к количеству израсходованных ресурсов. Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам.

Оптимальность – это достижение максимума результата при минимуме затрат; оптимальная технология представляет лучшую из возможных для данных условий.

Воспроизводимость подразумевает возможность применения (переноса, повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других условиях и другими субъектами.

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/3x5f33.html

Тема 1: Педагогическая технология и мастерство педагога

Цель:знать сущность педмастерства и его составляющие.

Вопросы:1) В чем сущность педагогической технологии? 2) Назовите основные признаки педагогической технологии. 3) Какова структура педагогического мастерства? 4) Как соотносятся понятия «педагогическая технология» и «педагогическое мастерство»? 5) Что такое мастерство, по Макаренко? Согласны ли вы с таким пониманием?

Задания:1) Изучите материал из пособия В. Сластенина. 2) Установите, связаны ли педагогическая технология и педагогическое мастерство. Ответ прокомментируйте. 3) Назовите составляющие педагогического мастерства (напишите эссе).

Методические рекомендации.Изучите приведенный далее материал из пособия Сластенина В. Педагогика. – М., 1997 (глава 18 — Педагогическая технология и мастерство учителя).

Педагогическая технология взаимосвязана с педагогическим мастерством. Совершенное владение педагогической технологией и есть мастерство. Но педагогическое мастерство, с другой стороны, — высший уровень владения педагогической технологией, хотя оно и не ограничивается только операционным компонентом.

В среде педагогов прочно утвердилось мнение, что педагогическое мастерство сугубо индивидуально, поэтому его нельзя передать из рук в руки. Однако, исходя из соотношения технологии и мастерства, ясно, что педагогическая технология, которой можно овладеть, как и любая другая, не только опосредуется, но и определяется личностными параметрами педагога.

Одна и та же технология может осуществляться разными учителями.

Педагогическое мастерство, выражая высокий уровень развития педагогической деятельности, владения педагогической технологией, в то же время выражает и личность педагога в целом, его опыт, гражданскую и профессиональную позицию. Мастерство учителя — это синтез личностно-деловых качеств и свойств личности, определяющий высокую эффективность педагогического процесса.

Компоненты педагогического мастерства. В педагогической науке сложилось несколько подходов к пониманию составляющих педагогического мастерства.

Одни ученые считают, что это сплав интуиции и знаний, подлинно научного, авторитетного руководства, способного преодолевать педагогические трудности, и дара чувствовать состояние детской души, тонкого и бережного прикосновения к личности ребенка, внутренний мир которого нежен и хрупок, мудрости и творческой дерзости, способности к научному анализу и фантазии, воображению. В педагогическое мастерство входят наряду с педагогическими знаниями, интуицией также умения в области педагогической техники, позволяющие воспитателю с меньшей затратой энергии добиться больших результатов.

Педагогическое мастерство складывается из специальных знаний, а также умений, навыков и привычек, в которых реализуется совершенное владение основными приемами того или иного вида деятельности. Какие бы частные задачи ни решал педагог, он всегда является организатором, наставником и мастером педагогического воздействия.

Исходя из этого, в мастерстве педагога можно выделить четыре относительно самостоятельных элемента: мастерство организатора коллективной и индивидуальной деятельности детей; мастерство убеждения, мастерство передачи знаний и формирования опыта деятельности и, наконец, мастерство владения педагогической техникой.

В реальной педагогической деятельности эти виды мастерства тесно связаны, переплетаются и взаимно усиливают друг друга.

Владение основами педагогической техники — необходимое условие вооружения технологией. А.С.

Макаренко писал: «Я сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить «иди сюда» с 15-20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса. И тогда я не боялся, что кто-то ко мне не пойдет и не почувствует того, что нужно».

Из этого признания А.С. Макаренко очевидно, что особое место в ряду умений и навыков педагогической техники занимает развитие речи учителя как одного из важнейших воспитательных средств.

Необходимая в деятельности учителя культура речи — это четкая дикция, «поставленный голос», правильное дыхание и разумное использование в речи мимики и жестикуляции. «Не может быть хорошим воспитатель, — писал А.С.

Макаренко, — который не владеет мимикой, который не может придать своему лицу необходимого выражения или сдержать свое настроение. Воспитатель должен уметь организовывать, ходить, шутить, быть веселым, сердитым.

Воспитатель должен себя так вести, чтобы каждое его движение воспитывало, и всегда должен знать, что он хочет в данный момент и чего не хочет».

Форма отчетности:письменная работа.

Сроки выполнения задания и оценки знаний:2 неделя.

Тема 2: Традиционное образование и инновационные технологии

Цель:уяснить разницу в понятиях, уметь комментировать их особенности.

Вопросы:1) Что такое инновационное образование? 2) Каковы характерные свойства инновационного образования? 3) Каковы цели инновационного образования? 4) Каковы цели традиционного образования? 5) Каковы основные функции инновационного образования?

Задания:1) Дайте характеристику профессионализму как ключевому понятию инновационного образования. 2) Составьте сравнительную таблицу «Инновационное образование и традиционная система образования» на основе следующих критериев: цель, задачи, методы и формы организации учебного процесса, работа системы обучаемый – преподаватель, результат, полюсы и минусы.

Методические рекомендации.При выполнении задания используйте приведенный далее материал.

Учитывайте, что понятие инновационное образование в литературе рассматривается как двухполюсная конструкция: ряд авторов рассматривают инновации с точки зрения философско-теоретической, другие — описывают рационализацию учебного процесса за счет использования какого-либо фактора, например, активных методов обучения или технических средств обучения. А между тем смысл образовательных инноваций заключается в их прикладном характере: они призваны формировать инновационную способность мышления выпускника вуза.

Под инновационным высшим образованием мы понимаем образование, которое основано на новых знаниях и инновационной динамике. А.

Савельев под инновационной динамикой понимает логическую последовательность технологий преобразования новых знаний в техническую или социальную реальность, превращение научных знаний в товар или услугу.

Характерные свойства инновационного образования — антропоцентризм, самоуправление, профессионализм.

Целями инновационного образования являются: обеспечение высокого уровня интеллектуально-личностного и духовного развития студента; создание условий для овладения им навыками научного стиля мышления; научение методологии нововведений в социально-экономической и профессиональной сферах.

Инновационное образование ориентируется на студента и педагога, полагая их субъектами образовательного процесса. Их интересы — духовные, интеллектуальные, культурные — служат предпосылкой становления профессионального мышления, а потому выносятся в центр внимания такого образования.

Антропоцентризм как свойство инновационного образования предполагает высокий уровень самостоятельности студента, его способности к самоуправлению, от преподавателя требуется высокий уровень педагогической компетентности, инициативности и технологической функциональной грамотности.

Ключевым понятием инновационного образования является понятие профессионализм. Профессионализм в педагогике высшей школы понимают через призму качества, норму качества, эталонный уровень.

Большинство педагогов под профессионализмом понимают: определенный уровень мастерства решения профессиональных задач; способность в рамках своей профессии к надежной, безотказной деятельности; творчество в нестандартных ситуациях, поиск эффективных решений; высокий интеллектуально-личностный уровень развития; наличие ключевых квалификаций и компетенций.

Традиционный образовательный процесс в вузе дает студентам учебные знания, но привязка этих знаний к конкретной профессиональной деятельности происходит эпизодически, например, во время курсовой, преддипломной или производственной практик. Ясно, что оснастить студента реальными профессиональными знаниями и качествами в этих условиях довольно сложно.

Инновационное же образование ориентированно на формирование профессиональных знаний и качеств в процессе освоения инновационной динамики, например, в процессе освоения типичных инноваций через электронную хрестоматию, где представлены типичные инновации, демонстрирующие ход развития данной профессиональной сферы деятельности, собраны профессиональные задачи интегрального типа.

Форма отчетности:письменная работа.

Сроки выполнения задания и оценки знаний:4 неделя.

Тема 3: Специфика дистанционного образования

Цель:уметь работать творчески.

Вопросы:1) Что такое дистанционное образование? 2) Каковы характерные особенности дистанционного образования? 3) Проанализируйте плюсы и минусы дистанционного образования? Обозначьте собственное мнение. 4) Позволяет ли дистанционное образование индивидуализировать процесс образования? Объясните как.

Задание:1) Подготовьте пакет заданий (по теме на выбор). 2) Составьте тестовые задания по лингвистической дисциплине, изучаемой в вузе.

Методические рекомендации.Выберите курс, по которому вы будете составлятьтестовые задания и готовить пакет заданий.

Дистанционное обучение как технология обучения предполагает организацию учебного процесса вдали от учебного заведения, за что и получила название дистанционного обучения. Обучающийся получает комплект (портфель) учебно-методических материалов, изучает их самостоятельно.

Заканчивая изучение предмета или учебного курса, обучающийся сдает экзамен, получая экзаменационные материалы (вопросы и задания) в электронном виде, выполняет работу на компьютере и отсылает ее на проверку по электронной почте преподавателю.

Преподаватель выступает в данном случае как в роли консультанта, оказывающего помощь ученику при выборе учебной программы, литературы, помогающего при освоении трудных разделов курса, так и в роли экзаменатора.

Дистанционное обучение может значительно способствовать снижению учебной нагрузки за счет дифференциации и индивидуализации обучения. Выполняются творческие проекты или индивидуальные задания на своих компьютерах или в компьютерном центре школы в удобное для них время, широко используя различные источники информации, информационно-образовательные ресурсы Интернета.

Форма отчетности:пакет заданий.

Сроки выполнения задания и оценки знаний:6 неделя.

Источник: https://cyberpedia.su/15xff8b.html

Педагогическая технология: сущность и содержание

О.Н.Емельянова, Известия ВГПУ. Педагогические науки № 3 (272), 2016

АННОТАЦИЯ. В статье представлен анализ базовых понятий, формирующих проблемное поле педагогических технологий, проанализированы ведущие точки зрения исследователей на понятие педагогической технологии в целом и информационных технологий в частности. Автор обобщает основные подходы к пониманию сущности и содержания педагогических технологий.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: технология, педагогическая технология, информационная технология, технология обучения, образовательная технология.

Системы образования в любой стране призваны способствовать реализации основных задач социально-экономического и культурного развития общества. Именно школы и вузы готовят человека к активной деятельности в разных сферах общества. Процесс обучения современного человека не заканчивается в школе, колледже, вузе. Он становится непрерывным.

Поэтому уже в настоящее время возникла необходимость не только в очном обучении, но и в дистанционном, на основе современных информационных технологий. В качестве источников информации все шире используются электронные средства (радио, телевидение, компьютерные технологии).

В последнее время все большую популярность набирает сеть Интернет [6].

Исходя из вышеперечисленного, стоит отметить, что современная система образования диктует новые требования к организации учебного процесса.

Неудовлетворенность многих стран результатами системы школьного образования привела к необходимости ее реформирования.

Одно из требований современной образовательной системы заключается в необходимости использования информационно- коммуникативных педагогических технологий [10].

Термин «технология» в переводе с греческого означает «наука об искусстве». Он пришел в педагогику из производственной сферы и употребляется все чаще, хотя еще не стал привычным и понятным. Тем не менее феномен «педагогической технологии» раз за разом завоевывает популярность, являясь предметом исследования для смежных с педагогикой областей знаний.

Зародившись более трех десятилетий назад в США, термин «педагогическая технология» быстро вошел в лексикон всех развитых стран.

В зарубежной педагогической литературе понятие «педагогическая технология», или «технология обучения», первоначально соотносилось с идеей технизации образования, сторонники которой видели в качестве основного способа повышения эффективности учебного процесса широкое использование технических средств обучения. Такая трактовка сохранялась до 70-х годов прошлого столетия [2].

Согласно М.В.

Булановой-Топорковой в 70-е годы в педагогике достаточно сформировалась идея полной управляемости учебного процесса, которая вскоре привела к следующей установке в педагогической практике: решение дидактических проблем возможно через управление учебным процессом с точно заданными целями, достижение которых должно поддаваться четкому описанию и определению.
Соответственно, во многих международных изданиях появляется новая интерпретация сущности изучаемого феномена: педагогическая технология — это «не просто исследования в сфере использования технических средств обучения или компьютеров; это исследования с целью выявить принципы и разработать приемы оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность, путем конструирования и применения приемов и материалов, а также посредством оценки применяемых методов» (Международный ежегодник по технологии образования и обучения, 1978/79. — Лондон — Нью-Йорк, 1978).

В педагогической литературе встречаются понятия: «педагогическая технология», «образовательная технология», «технология обучения». Они соотносятся так же, как и категории: «педагогика», «образование» и «обучение». Самым широким является понятие педагогическая технология, оно охватывает процессы образования, обучения и воспитания.

Образовательная технология связана с
организацией образовательных систем и образовательных учреждений. Технология обучения и технология воспитания описывают деятельность учителя и учащихся соответственно в учебном и воспитательном процессе [15]. Однако термин «технология» нельзя рассматривать в таком узком аспекте.

У него есть много смыслов и значений, обусловленных различными подходами к пониманию содержания педагогических явлений.

Процессуальный подход рассматривает педагогическую технологию как системный способ построения педагогического процесса в определенной последовательности действий, операций, обеспечивающих достижение диагностируемого и прогнозируемого результата.

Инструментальным подход определяет педагогическую технологию как совокупность методов, приемов, средств обучения и воспитания.

Личностный подход рассматривает педагогическую технологию как компонент педагогического мастерства преподавателя: умение проектировать и осуществлять учебно-воспитательный процесс как систему педагогических действий.

Системный подход определяет педагогическую технологию как целостный образовательный процесс в учебном учреждении: совокупность целей, содержания, средств и методов обучения и воспитания (педагогическая система).

На наш взгляд, процессуальный подход наиболее точно отражает сущность педагогической технологии, поскольку подчеркивает процессуальную, деятельностную сторону педагогической системы. Различия в подходах отражены в определениях, сформулированных разными исследователями.

«Педагогическая технология — это системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методических средств, используемых для достижения педагогических целей» (М.В. Кларин).

«Педагогическая технология — это упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательного процесса» (В.А. Сластенин).

«Педагогическая технология — это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий» (В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов).

В.П. Беспалько дает следующее определение педагогической технологии: «Педагогическая технология — это систематичное воплощение на практике заранее спроецированного учебно-воспитательного процесса».

Отличием педагогических технологий от любых других является то, что они способствуют более эффективному обучению за счет повышения интереса и мотивации к нему у учащихся.

Поскольку описание любого учебно-воспитательного процесса представляет собой описание некоторой педагогической системы, то педагогическая технология — это проект определенной педагогической системы, реализуемой на практике [7].

Г.К. Селевко трактует понятие «педагогическая технология» как содержательное обобщение, вбирающее в себя смыслы всех определений различных авторов. Он утверждает, что педагогическая технология может быть представлена тремя аспектами: научным, процессуально-описательным и процессуально-действенным. Под научным аспектом Г.К.

Селевко понимает педагогическую технологию как часть педагогической науки, изучающую и разрабатывающую цели, содержание и методы обучения и проектирующую педагогические процессы. Процессуально-описательный аспект вбирает в себя описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения.

А процессуально-действенный — осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что «педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения» [7].

Анализируя феномен педагогической технологии в научном и практическом аспектах, целесообразно прокомментировать родственные ему понятия.

«Технология обучения — это совокупность методов обучения, обеспечивающих реализацию определенной дидактической системы» (Е.С. Полат).

Технология обучения — это составная процессуальная часть дидактической системы (Н.Е. Щуркова).
«Образовательная технология — это комплекс, состоящий из: представления планируемых результатов обучения, средств диагностики текущего состояния обучаемых, набора моделей обучения, критериев выбора оптимальной модели для данных конкретных условий» (В.В. Гузеев).

Технология обучения — это составная процессуальная часть дидактической системы (М.Чошанов) [7].
Образовательная технология — это система деятельности педагога и учащегося, основанная на определенной идее, принципах организации и взаимосвязи целей, содержания и методов образования [1].

Образовательная технология — общепринятый термин для обозначения педагогической технологии. В отечественной современной педагогической науке понятие «образовательная технология» представлено в нескольких аспектах, основными из которых являются следующие:

1. Образовательная технология — это систематический метод планирования, применения, оценивания всего процесса обучения и усвоения знания путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования.

2. Образовательная технология — это решение дидактических проблем в русле управления учебным процессом с точно заданными целями, достижение которых должно поддаваться четкому описанию и определению.

3. Образовательная технология — это выявление принципов и разработка приемов оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность с помощью конструирования и применения приемов и материалов, а также посредством применяемых методов [22].

4. Образовательная технология — это модель и реальный процесс осуществления целостной педагогической деятельности, которая включает в себя индивидуально-групповую, ин

Источник: http://vuzirossii.ru/publ/pedagogicheskaja_tekhnologija_sushhnost_i_soderzhanie/15-1-0-4833

Ссылка на основную публикацию