Педагогическое общение.

Педагогическое общение – структура, функции, стили, основы

Детей нужно обучать. Какой родитель не занимается обучением своего ребенка, не сдает его в детский садик, школу, кружки и прочие институты, направленные на формирование навыков и знаний о мире? Здесь важным становится педагогическое общение, которое должно преследовать свои функции. Это закладывает в нем определенную структуру, стили и основы.

Педагогическое общение предполагает такое ведение диалога с детьми, чтобы они эффективно усваивали и понимали материал, который им преподносится. Лишь благодаря разному подходу, учету индивидуальных особенностей, а также использованию различных дополнительных инструментов знания усваиваются.

Педагогическому общению обучают педагогов в специальных учреждениях, где они должны придерживаться определенной формы контакта с детьми. Об этом поговорим на сайте психологической помощи psymedcare.ru.

Что такое педагогическое общение?

Педагогическим общением называется многоуровневое составление диалога, который направлен на передачу и эффективное усвоение материала детьми.

Здесь важно учитывать психологические особенности детей, их возрастные критерии, направленность мышления и пр. Частыми становятся наглядно-образные материалы, которые дополняют монолог учителя.

Не только слова, но и прочие инструменты позволяют учителю донести нужную информацию до детей.

Важно понимать, что педагогическое общение – это не столько стиль общения педагога с детьми, сколько стиль общения любого взрослого человека с малышами различных возрастов. Обучением ребенка занимаются не только педагоги, но и родители. Им также важно знать, как общаться со своими детьми, чтобы они быстро усваивали нужные знания.

На вопрос о том, почему у людей кожа бывает разного цвета, можно дать ответ, что цвет кожи передается ребенку от его родителей или определяется той частью света, из которой происходит семья этого человека. Подтверждайте наблюдения своего малыша: «Да, ты прав, у Александра коричневая кожа, как и у его мамочки».

С ранних лет учите своих детей принимать непохожесть. Вы можете рассказать ребенку о разных культурах и этнических особенностях, что поможет вам в дальнейшем вести откровенный и честный разговор о подобных предметах.

Купите детям книжки, в которых будут представлены изображения детей разных рас. Во многих городах есть национальные рестораны, где ребенок может познакомиться с культурой питания других народов.

Можно познакомить ребенка с людьми, которые более подробно расскажут ему о культуре и обычаях своих стран.

Вы хотите передать своему ребенку впечатление о том, что мир чрезвычайно разнообразен и многокрасочен, в нем можно попробовать множество вкусных блюд, встретиться с множеством интересных людей и познакомиться с удивительными культурами. Такое отношение не игнорирует различия культур, оно приветствует все культуры!

перейти наверх

Стили педагогического общения

Педагогическое общение включает стили, в которых оно проходит. Каждый стиль включает не только интонацию голоса и составление предложений учителем, но и методы, инструменты, даже отношение преподавателя к учащимся. Выделяют такие стили педагогического общения:

  1. Демократический стиль предполагает уважительное и положительное отношение к ребенку. Учитель старается установить с учеником доверительные контакты, не прибегать к наказанию, а использовать положительные оценки. Демократический стиль общения направлен не только на обучение ребенка, но и на формирование в нем определенных положительных качеств. Устанавливаются дружеские отношения, которые способствуют доверительному общению.
  2. Авторитарный стиль продолжает оставаться распространенным. Он предполагает отношение учителя к ученикам, как к вещам. Здесь присутствуют указания, требования, наказания за непослушание. Ученик должен слушаться учителя и выполнять все так, как он говорит. Здесь отсутствует креативность, творчество, полет в обучении. Такая форма обучения ведет к возникновению недружелюбности между сторонами, конфликтности, неуспешности в обучении.
  3. Либеральный стиль обучения предполагает непоследовательность, безынициативность и даже безответственность. Детям все позволено. Их обучение идет то в гору, то вниз.

Смешанный стиль обучения предполагает объединение в себе несколько методик воспитания.

О неактуальности школьного образования и ненужности школьных знаний во взрослой жизни уже говорят многие люди.

Выходя во взрослый мир, каждый бывший ученик понимает, что многое из того, чему он учился в школе, ему не нужно. Знания вскоре забываются, а аттестат об окончании со временем становится никому ненужным.

Зачем же тогда в школе, которая является обязательной для каждого гражданина, обучают тому, что по жизни не пригодится?

На этот вопрос можно найти множество ответов. Начнем с того, для чего вообще была придумана школа. Поначалу школа предназначалась для элиты – людей из богатых семей, которые должны были чем-то отличаться от бедных. Образование было обязательным в высшем сословии. Оно не только отделяло богатых от бедных, но и позволяло заниматься той работой, на которую не допускались простые люди.

Поскольку школьная система не меняется, то и на сегодняшний день детям дают знания, чтобы сделать их образованными, а не приспособленными к жизни. Вы можете выдавать научные факты и даты, но эти знания не помогут вам в решении ваших жизненных проблем.

Таким образом, школа является большой «библиотекой», в которой каждый человек получает научные знания просто для того, чтобы считаться начитанным, образованным, умным. Но большая часть этих знаний становится ненужной в повседневной жизни. Необходимо менять систему школьного образования, чтобы дети тратили свои молодые годы не на получение ненужных им знаний, а на подготовку к взрослой жизни.

Но кто этим будет заниматься, если понадобится переквалифицировать абсолютно всех учителей и изменить саму систему школьного образования?

Когда обучение идет на пользу? Когда вы понимаете, зачем вам нужны те знания, которые получаете. Вспомните себя в школьные годы, когда вас насильно заставляли что-то изучать. Вы вынуждены были обладать какими-то знаниями, абсолютно не понимая, зачем они вам нужны.

Конечно, есть дети, которые любят физику, другим нравится биология, третьи увлекаются музыкой.

Поскольку под каждого ученика школа не может подстраиваться, она обучает всех одним и тем же предметам, выдвигая одинаковые требования, вне зависимости от их интересов и желаний.

Но школьные годы прошли, даже студенческие. Теперь есть возможность как учиться, так и не учиться. Когда обучение идет на пользу в таком случае? Когда вы понимаете, зачем вам нужны получаемые знания.

Учиться ради учебы не нужно, ради получения диплома тоже нет необходимости.

Но когда вы понимаете, что вам нужны некоторые познания, тогда уже четко определяете, куда вам идти, с каким преподавателем работать и на какие свои вопросы отвечать.

Когда обучение идет на пользу? Когда знания вам нужны. Вы учитесь не ради учебы, не ради диплома, не ради удовлетворения интересов близких людей, а ради того, чтобы изучить тот предмет, который вас интересует. В таком случае обучение пойдет не только на пользу, но и вдохновит вас, даст полноту и радость.

перейти наверх

Функции педагогического общения

Педагог не только обучает детей новым знаниям, но и выполняет другие функции. Здесь выделяют такие функции педагогического общения:

  1. Обозначающую.
  2. Познавательную.
  3. Эмотивную.
  4. Фасилитативную.
  5. Самоактуализации.
  6. Регулятивную.

Педагог должен не только выдавать информацию, но и вызывать эмоции, побуждать интересоваться ею, понимать и усваивать, а затем еще и применять на практике.

Обучение и воспитание детей занимают главные позиции в жизни их родителей. Каждая мамочка желает, чтобы ее малыш вырос счастливым и организованным человеком, отец же хочет видеть в своем ребенке будущего профессионала экстра-класса.

Однако мало кто из родителей задумывается, чему они учат своих детей? Поначалу дети усваивают действительно важные вещи: письмо, чтение, слушание и счет.

Но затем родители их начинают отдавать в кружки и различные учебные заведения, которые лишь бесцельно тратят то самое бесценное время ребенка, когда он мог научиться жизненно важным урокам, а не наукам как таковым.

Поразмышляйте, вы начинаете обучать своего малыша дошкольного возраста английскому языку. А нужен ли он будет ему во взрослой жизни? Точно знать не возможно, но с учетом современного развития любой области дела английский язык понадобится. Значит, вы правильно делаете, что преподаете его вашему малышу.

А теперь задумайтесь, ваш ребенок учится в школе, затем в университете или колледже, получает профессиональное образование, но не работает по нему. Такая ситуация наиболее распространенная, нежели когда взрослый человек работает по специальности, на которую учился.

Теперь посчитайте и посудите даже по себе: приблизительно 25% школьных знаний вы используете по жизни. И те вы получили в начальных классах – это чтение, правописание, математика (счет) и слушание. Все остальные знания, начиная со средней школы и далее, вы вообще можете никогда не использовать.

Вы же не пользуетесь логарифмами каждый день? А на работе не высказываете знания средневековой истории? Что касается физических или химических формул?

Так, чему вы хотите обучить своего ребенка? Хотите ли вы просто дать ему бесполезные знания, которые забудутся сразу же, как он начнет работать, или вы хотите использовать драгоценное время, когда малыш еще способен улавливать любую информацию и крепко запоминать ее, а затем использовать в повседневной взрослой жизни? Только вы, родители, будете в ответе за то, насколько успешным будет ваш ребенок. Если вы ему дадите просто знания, то они ему никак не помогут заработать миллионы, создать благополучную семью и жить счастливо. Если же вы будете осознанно подходить к выбору получаемых знаний вашим ребенком, тогда он сможет легко выстроить свою взрослую жизнь в соответствии со своими желаниями.

Если вы хотите не просто «заполнять» малыша ненужными знаниями, тогда проследите за собой: какими познаниями вы сами пользуетесь в настоящее время? Конечно же, программа обучения детей в младшей школе очень полезна.

Ваш ребенок научится писать, считать, читать, рисовать, изучит основы всех наук, чтобы быть способным выбрать, какая область ему более всего нравится. Далее задумайтесь о денежном вопросе.

Ребенку нужно знать, что такое деньги, как их зарабатывать и сохранять, чтобы стать богатым? А что касается личной жизни: его нужно подготовить к тому, чтобы понимать свою половую принадлежность, ответственность за свою семью, проявление чувств к родным? Как общаться с другими людьми, налаживать с ними контакты и получать для себя определенную прибыль? А что такое домашнее хозяйство: как стирать, убирать, кушать готовить (этому должны учиться не только девочки)?

Задумайтесь, на что вы тратите свое время и детство вашего ребенка. Если ваше чадо будет лишь учиться, как зомби, и получать типичные знания, то он станет таким же заурядным человеком, как и многие другие люди.

Но если вы построите свою схему по принципу «С чем сталкивается любой взрослый человек?», то вы сможете обучить своего ребенка тем вопросам и их решениям, с которыми он будет разбираться, когда станет самостоятельным человеком.

Обучите своего ребенка не наукам, потому что он в любое время сможет их изучить, а жизненно важным умениям и знаниям, которые помогут ему легко решать любые взрослые проблемы и конфликты в каждой сфере жизни.

перейти наверх

Читайте также:  Практическая готовность педагога.

Итог

Обучение детей является очень важным. Многое зависит от педагогического общения, которое будет стимулировать обучение или угнетать его.

 

Источник: http://PsyMedCare.ru/pedagogicheskoe-obshhenie

Процесс обучения. — Педагогическое общение

Страница 27 из 29

Педагогическое общение.

Педагогическое общение как форма взаимодействия педагогов и учащихся. Общение – это не просто ряд последовательных действий (деятельности) общающихся субъектов. Любой акт непосредственного общения – это воздействие человека на человека при их взаимодействии.

Общение между педагогом и учащимся, в ходе которого педагог решает учебные, воспитательные и личностно-развивающие задачи, называется педагогическим общением.

Выделяют два вида общения:

1) социально-ориентированное общение (лекция, доклад, ораторская речь, телевизионное выступление и т.д.), в ходе которого решаются социально значимые задачи, реализуются общественные отношения, организуется социальное взаимодействие;

2) личностно-ориентированное общение, которое может быть деловым, направленным на какую-то совместную деятельность, или связанным с личными взаимоотношениями, не имеющими отношения к деятельности.

В педагогическом общении присутствуют оба вида общения. Когда учитель ведет объяснение нового материала, он включен в социально-ориентированное общение; если он работает с учеником один на один (беседа в ходе ответа у доски или с места), то общение личностно-ориентированное.

Педагогическое общение представляет собой одну из форм педагогического взаимодействия учителей с учащимися. Цели, содержание общения, нравственно-психологический уровень его для педагога выступают как заранее заданные.

Педагогическое общение в большей части достаточно регламентировано по содержанию, формам, а потому не является лишь способом удовлетворения абстрактной потребности в общении.

В нем отчетливо выделяются ролевые позиции педагога и обучаемых, отражающие “нормативный статус” каждого.

Педагогическое общение – система социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммуникативных средств.

Искусство общения с детьми среди важнейших умений, слагающих педагогическую технику, поставим на первое место.

С детьми надо разговаривать так же, как и с другими людьми, независимо от их возраста, стараясь всегда быть простым, естественным и понятным.

Верный стиль и тон общения определяется положением воспитателя в коллективе. Он является старшим товарищем, который, по словам А.С.Макаренко, всегда рядом и чуть-чуть впереди.

Педагогическая техника – совокупность умений и навыков, необходимых для применения методов педагогического воздействия. Сюда входят умения выбрать правильный стиль и тон в общении, управлять вниманием, темпом деятельности, навыки демонстрации своего отношения к поступкам учащихся.

Особое место в ряду умений и навыков педагогической техники занимает развитие речи педагога как одного из важнейших воспитательных средств — правильная дикция, “поставленный голос”, ритмичное дыхание и разумное присоединение к речи мимики и жестикуляции.

Кроме названных, к умениям педагогической техники необходимо отнести следующие: располагать к себе собеседника, образно передавать информацию, по необходимости изменять подтекстовую нагрузку; мобилизовывать творческое самочувствие перед предстоящим общением; управлять своим телом, снимать мышечное напряжение в процессе выполнения педагогических действий; регулировать свои психические состояния; вызывать “по заказу” чувства удивления, радости, гнева и т.п.; владеть техникой интонирования для выражения разных чувств (просьбы, требования, вопроса, приказа, совета, пожелания и т. п.) и др.

Средства и способы самовоздействия бесконечно разнообразны. Учитывая особенности своей личности и конкретные условия, каждый человек выбирает их оптимальное сочетание. Особое место занимают средства управления своим психическим состоянием, т.е. средства саморегуляции.

К ним относятся разного рода приемы отключения, самоотвлечения, расслабления мышц (релаксации – общего состояния покоя, расслабления после сильных переживаний или физических усилий), а также самоубеждение, самоприказ, самоконтроль, самовнушение и др.

В последние годы благодаря широкой популяризации все шире используются методы целенаправленного самовнушения с помощью специальных словесных формул – аутотренинг.

В одном из своих выступлений А.С. Макаренко говорил: “Я сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить “иди сюда” с 15-20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса. И тогда я не боялся, что кто-то ко мне не пойдет или не почувствует того, что нужно”.

Стили педагогического общения. Под стилем педагогического общения понимаются индивидуально-типологические особенностивзаимодействия педагога и обучающихся. В нем находят выражение коммуникативные возможности педагога; сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников; творческая индивидуальность педагога; особенности учащихся.

Общепринятой классификацией стилей педагогического общения является их деление на авторитарный, демократический и попустительский.

При авторитарном стиле общения педагог единолично решает все вопросы, касающиеся жизнедеятельности как классного коллектива, так и каждого учащегося. Авторитарный стиль – стиль педагогического общения, основанный на прямом подчинении власти.

Исходя из собственных установок, педагог определяет положение и цели взаимодействия, субъективно оценивает результаты деятельности.

Противодействие школьников властному давлению педагога чаще всего приводит к возникновению устойчивых конфликтных ситуаций.

Педагоги, придерживающиеся этого стиля общения, не позволяют проявить учащимся самостоятельность и инициативу. Авторитарный педагог акцентирует внимание на негативных поступках школьника, но при этом не принимает во внимание мотивы этих поступков.

Внешние показатели успешности деятельности авторитарных педагогов (успеваемость, дисциплина на уроке и т.п.) чаще всего позитивны, но социально-психологическая атмосфера в таких классах, как правило, неблагополучная.

Попустительский (анархический, игнорирующий) стиль общения характеризуется стремлением педагога минимально включаться в деятельность, что объясняется снятием с себя ответственности за ее результаты.

Следствием тактики подобных педагогов является отсутствие контроля за деятельностью школьников и динамикой развития их личности.

Успеваемость и дисциплина в классах таких педагогов, как правило, неудовлетворительны.

Общими особенностями попустительского и авторитарного стилей общения, несмотря на кажущуюся их противоположность, являются дистантные отношения, отсутствие доверия, явная обособленность, отчужденность, демонстративное подчеркивание своего доминирующего положения.

Альтернативой этим стилям общения является стиль сотрудничества участников педагогического взаимодействия, чаще называемый демократическим. При таком стиле общения педагог ориентирован на повышение роли учащегося во взаимодействии, на привлечение каждого к решению общих дел. Основная особенность этого стиля — взаимоприятие и взаимоориентация.

Для педагогов, придерживающихся этого стиля, характерны активно-положительное отношение к учащимся, адекватная оценка их возможностей, успехов и неудач.

Им свойственны глубокое понимание школьника, целей и мотивов его поведения, умение прогнозироватьразвитие его личности.

По внешним показателям своей деятельности педагоги демократического стиля общения уступают своим авторитарным коллегам, но социально-психоло­гический климат в их классах всегда более благополучен.

В реальной педагогической практике чаще всего имеют место “смешанные” стили общения. Педагог не может абсолютно исключить из своего арсенала некоторые частные приемы авторитарного стиля общения. Они оказываются иногда достаточно эффективными, особенно при работе с классами и отдельными учащимися, имеющими низкий уровень социально-психологического и личностного развития.

Однако думающий педагог, осмысливая и анализируя свою деятельность, должен обращать особо пристальное внимание на то, какие способы взаимодействия и общения являются для него более типичными и чаще используемыми, т.е.

должен владеть навыками профессиональной самодиагностики, без чего не может быть сформирован стиль общения, органичный ему, адекватный его психофизиологическим параметрам, отвечающий решению задачи личностного роста педагога и учащихся.

Гуманистическая технология педагогического взаимодействия признает общение важнейшим условием и средством развития личности.

Источник: https://libsib.ru/pedagogika/protsess-obucheniya/pedagogicheskoe-obschenie

Педагогическое общение — важное условие эффективности учебно-воспитательного процесса

Общение — важнейшая составная часть человеческого бытия, присутствующая во всех видах человеческой деятельности.

Во многих видах деятельности общение — это не только обыденная функция взаимодействия, но и функциональная категория.

Функциональным профессионально значимым является общение в педагогической деятельности, где оно выступает как инструмент взаимодействия, при этом обычные условия и функции общения получают дополнительную нагрузку.

Но в профессиональной педагогической деятельности общение приобретает специальные задачи. Педагог должен знать закономерности педагогического общения, обладать коммуникативными способностям и культурой общения.

Педагогическое общение выполняет функции познания личности, обмена информацией, организация деятельности, обмена ролями, сопереживания и самоутверждения.

Две главные фигуры в школе — учитель и ученик.

Их общение на уроке, во внеклассной работе, на досуге становятся важным условием эффективности учебно-воспитательного процесса, средством формирования личности школьника.

Наше сложное время в значительной мере изменило и усложнило роль педагога. Он теперь является не только источником информации, но человеком, организующим и направляющим учебно-воспитательный процесс. [1, с.24–28].

Сегодня парадигма сотрудничества “учитель-ученик» устарела и приняла новый облик «человек-человек». А это значит, что меняется и весь социально-психологический аспект их взаимодействия. Представим себе тот педагогический процесс, в котором мы ежедневно участвуем.

Каких только компонентов он в себе не содержит! Привычно среди этого многообразия выделять три основных компонента: содержательный, методический и социально-психологический, точнее — компонент общения. Он-то как раз особенно важен.

Ведь самые интересные и развивающие дидактические материалы, самые прогрессивные методы обучения и воспитания «заработают» только тогда, когда будут использоваться в рамках соответствующего педагогического общения.

Выделяют два вида общения:

Социально-ориентированное общение в ходе, которого решаются социально значимые задачи, реализуются общественные отношения, организуется социальное взаимодействие.

Личностно-ориентированное общение, которое может быть деловым, направленным на какую-то совместную деятельность. [2, с.11]

В педагогическом общении присутствуют оба эти вида. Когда учитель ведет объяснение нового материала, он включен в социально-ориентированное общение, если работает с учеником один на один, то общение личностно ориентировано.

Наше неумение или нежелание правильно общаться с учащимися является причиной многих педагогических неудач — и плохой дисциплины на уроках, и отсутствия интереса к предмету, и грубости учащихся, и наших собственных неврозов.

Психологические исследования неоднократно показывали, что отношение к преподавателю учащиеся часто переносят на предмет, который он преподает. В педагогическом процессе взаимоотношения «человек-человек».

первичны, и тем не менее это обстоятельство не всегда осознается даже опытными учителями. Начинающие же учителя очень часто испытывают трудности в общении с учащимися.

И не случайно, так как в общении педагог выполняет много функций — он выступает и как человек, познающий другого человека или группу людей, и как организатор коллективной деятельности и взаимоотношений.

Важнейшей характеристикой профессионально-педагогического общения является стиль. Стиль — это индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и ученика. Стиль отношений и характер взаимодействия в процессе руководства обучением и воспитанием детей создают в совокупности стиль педагогического общения.

Так как же мы общаемся с детьми? Условно можно выделить несколько стилей общения:

1.         Самый плодотворный и высокопрофессиональный стиль — общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью. Таким стилем общения владели выдающиеся педагоги В. А. Сухомлинский, Ш. А. Амонашвили, А. С. Макаренко. Граница между педагогом и детьми должна быть обязательно, но возводиться она должна на основе уважения к знаниям, опыту, культуре педагога.

В современной школе такой стиль присутствует в той или иной мере и у наших опытных педагогов.

2.         Достаточно продуктивным является и стиль педагогического общения на основе дружеского расположения. Он является предварительной ступенью к стилю педагогического сотрудничества учителя и ученика.

Но следует помнить, что дружественность, как и любое эмоциональное настроение, должна иметь меру. Зачастую молодые педагоги превращают дружественность в панибратские отношения с учащимися.

Как, впрочем, и сами учащиеся проявляют такое панибратство, которое затем превращается в неуважительное отношение к учителю.

3.         Многие педагоги выбирают стиль «общение-дистанция». Здесь в качестве ограничителя панибратства выступает некоторое «расстояние», которое учитель создает между собой и учащимися.

При таком стиле тоже стоит соблюдать меру.

Дистанцироваться необходимо, но это может повлечь за собой невольный переход к авторитарному стилю, который в конечном счете отрицательно сказывается на формировании личности учащихся.

4.         «Общение-дистанция» в известной степени является переходным этапом к такому негативному стилю, как «общение-устрашение».

Его довольно часто используют не только начинающие, но и опытные учителя, так как этот стиль дает нам желаемое — беспрекословное подчинение учащихся и кажущийся авторитет педагога.

Однако такое общение не подразумевает взаимопонимания между учителем и учеником и может вызвать даже тихую ненависть к педагогу.

5.         Отрицательную роль в работе с учащимися играет также «общение-заигрывание», которое вызвано стремлением завоевать быстрый авторитет у детей, понравиться им. Однако практика показывает, что это ложный авторитет, недолговечная любовь. [3, с.45–49]

Читайте также:  Методология в педагогике

При отсутствии у педагога профессиональных навыков общения стили устрашения, заигрывания или крайние формы дистанцирования могут стать штампами, затрудняющими педагогическую работу, и привести к непреодолимым психологическим барьерам.

Исходя из вышеперечисленных стилей общения, можно выделить несколько наиболее типичных моделей поведения педагога на уроке.

Модель 1. Педагог как бы возвышается над учащимися. Он парит в мире знаний, науки, увлечен своим делом, но недосягаем для ребят. Учащиеся для него лишь приемники информации, а не живые личности.

Модель 2. Соблюдая дистанцию, педагог постоянно подчеркивает свое превосходство над учащимися, у него преобладает стремление сообщить информацию, а не научить, и отсутствует желание к сотрудничеству с детьми. Он снисходительно покровительствует ученикам, что мешает организовать взаимодействие с ними, как с взрослыми личностями. Итог — равнодушие к педагогу.

Модель 3. Учитель строит взаимоотношения с детьми избирательно, то есть концентрирует свое внимание либо на сильных, либо на слабых учащихся. В результате — общение на уроке постоянно «рвется», система постоянного общения отсутствует.

Модель 4. Педагог общается с детьми, но в этом общении слышит только себя — и при объяснении, и при опросе, и в индивидуальных беседах. Последствия таковы, что вокруг учителя создается своеобразный педагогический вакуум.

Модель 5. Педагог направленно действует в соответствии с заранее спланированной программой, не реагируя на изменяющиеся обстоятельства. Например, на уроке запланировано обсуждение некоторой темы, а учащиеся по объективным причинам не готовы к нему. Эффект от хорошего плана будет нулевым, но учитель не хочет изменить методику проведения урока.

Модель 6. Учитель мучается постоянными сомнениями: правильно ли учащиеся его понимают, верно ли истолковывают то или иное замечание, не обижаются ли на его критику. Он постоянно сомневается, колеблется, анализирует каждое свое слово. Такие действия вполне могут привести к неврозам. От подобного «самокопания» следует избавляться.

Модель 7. В системе взаимоотношений преобладают дружеские характеристики.

Теоретические исследования и практика показывают, что учащиеся предъявляют высокие нравственно-психологические требования не только к сути взаимоотношений, но и к средствам, которыми мы выражаем свое отношение к ним.

Именно поэтому стили общения, основанные на дружественности, создают ощущение психологического комфорта, стимулируют деятельность детей. [4, с.52–55]

Правильный стиль общения создает атмосферу эмоционального благополучия, которая во многом определяет результативность учебно-воспитательной работы.

Верно найденный стиль педагогического общения, соответствующий неповторимой индивидуальности педагога, способствует решению многих задач. Педагогическое воздействие в этом случае становится адекватным личности педагога, упрощается процесс общения с аудиторией, облегчается процедура налаживания взаимоотношений.

Современная педагогика меняет свои ведущие принципы. Ее основными параметрами становятся взаимоотношения, взаимоприятие, поддержка, доверие и д. р.

Гуманистическая технология педагогического взаимодействия признает общение важнейшим условием и средством развития личности.

Необходимо также отметить, что выбор стиля педагогического общения неразрывно связан с выбором педагогического стиля вообще.

Педагогическое общение — это особый вид творчества, ведь каждый самый обычный урок — это цепь микроскопических педагогических ситуаций: ссора в классе; невыполненное домашнее задание; опоздавший на урок ученик; неожиданный вопрос ребенка и другие. И каждая ситуация требует мгновенного обдумывания, быстрого и точного решения проблемы. Поэтому и решения будут приниматься в разных случаях — разные. В этом и заключен творческий подход к общению. Он проявляется:

—          в умении передавать информацию, точно ориентируя ее на собеседника, используя при этом все средства эмоционального воздействия: яркую выразительную речь, жесты, мимику, юмор;

—          в умении понять ситуацию и быстро принять нужное решение;

—       в умении организовать взаимоотношения с детьми;

—          в умении через общение воспитывать детей;

—          в умении регулировать собственные психические состояния, быть жизнерадостным и оптимистичным;

—          в поиске новых путей работы.

Дети разные, они просто не могут быть одинаковыми по природе своей, у них разные способности и разные наклонности. Они по-разному воспринимают и обрабатывают информацию, по-разному устают и отдыхают, они привыкли к определенному отношению к себе. Это и должно учитываться в школе. На это и должен быть направлен авторитет учителя.

Литература:

1.                 Бодалев А. А. Личность и общение. Москва 2003, с. 24–28

2.                 Белух ин Д. А. Основы личностно-ориентированной педагогики. Москва,1996, с.11

3.                 Педагогика. /Под ред. П. И. Пидкасистого. Мосвка, 2002, с.45–49

4.                 Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. Москва, 1998, с.52–55

Основные термины (генерируются автоматически): педагогическое общение, общение, педагог, учащийся, учитель, стиль, ребенок, стиль общения, учебно-воспитательный процесс, социально-ориентированное общение.

Источник: https://moluch.ru/conf/ped/archive/70/3839/

Понятие и функции педагогического общения

Одним из важнейших качеств педагога является его умение организовывать взаимодействие с учениками, общаться с ними и руководить их деятельностью.

Общение — это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией (коммуникативная функция), восприятие и понимание другого человека (перцептивная функция), взаимодействие (интерактивная функция).

Педагогическое общение — это разновидность общения, которое возникает в профессиональном взаимодействии педагога с учениками. По определению А.А.

Леонтьева, «педагогическое общение — это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определённые педагогические функции и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися внутри ученического коллектива» (Зимняя, 1997, с. 434-435). Проблематика педагогического общения широко представлена в отечественной психологии (А.Б. Добрович, Н.В. Кузьмина, А.А Леонтьев, В.А. Кан-Калик, С.В. Кондратьева и др.).

Специфика педагогического общения в том, что оно представляет собой сложный и противоречивый диалог, поскольку в нем одновременно участвует много субъектов, происходит своеобразное взаимодействие интеллектов, эмоциональных сфер, воли, характеров различных по возрасту, статусу, уровню развития участников. Поэтому педагогическое общение по своему характеру может быть различным: оно может происходить в форме сотрудничества, соперничества, конфликта и даже конфронтации. Выбор педагогом той или иной формы общения определяется профессиональной мотивацией, особенностями личности учителя, состоянием его эмоциональной сферы, коммуникативными способностями и творческой индивидуальностью педагога, а также прошлым опытом общения, сложившимся характером взаимоотношений педагога и воспитанников, спецификой ситуации взаимодействия, особенностями ученической группы и воздействиями со стороны учеников.

Еще одна особенность педагогического общения в том, что оно одновременно выполняет обучающую и воспитывающую функции. Обучающая функция является ведущей и состоит в трансляции учителем общественного знания и координации совместных с учениками действий в учебном процессе и формировании личности. Как отмечает А.Б.

Добрович, «какой бы предмет ни преподавал учитель, он передаёт ученику, прежде всего убеждение в силе человеческого разума, могучую тягу к познанию, любовь к истине и установку на самоотверженный общественно полезный труд…

Когда же учитель способен заодно продемонстрировать учащимся высокую и отточенную культуру межличностных отношений, справедливость в сочетании с безупречным тактом, энтузиазм в сочетании с благородной скромностью — тогда, невольно подражая такому педагогу, младшее поколение формируется духовно гармоничным, способным к человеческому разрешению столь нередких в жизни межличностных конфликтов…» (А.Б. Добрович, 1987, с. 4).

По мнению амриканского психолога Роджерса, эффективное педагогическое общение выполняет ещё и психотерапевтическую функцию — облегчения, фасилитации общения. Эта функция столь важна, что К.

Роджерс называет учителя прежде всего фасилитатором обучения и общения. Это означает, что учитель помогает ученику выразить себя, проявить то, что в нём есть позитивного.

Заинтересованность в успехе ученика, благожелательная атмосфера помогает, облегчает обучение, способствует самоактуализации и дальнейшему развитию ученика.

Эффективное педагогическое общение осуществляется на основе учебного сотрудничества и предполагает следующие способности педагога: 1) пристальное внимание к мыслительному процессу ученика (учеников), малейшее движение мысли требует немедленной поддержки, одобрения, иногда просто знака, что мысль замечена;
2) эмпатия — умение поставить себя на место ученика, понять цель и мотивы его поведения, а значит, и его самого, что позволяет прогнозировать деятельность ученика и управлять ею заранее; 3) доброжелательность, заинтересованность в успехе ученика; 4) рефлексия — непрерывный анализ своего поведения и деятельности, управляющих деятельностью учеников и введение максимально быстрых поправок в учебный процесс (Зимняя, 1997).

Источник: https://psyera.ru/ponyatie-i-funkcii-pedagogicheskogo-obshcheniya_8108.htm

Общение педагогическое

Несмотря на то что общение обучающего с обучающимся исторически возникло вместе с началом процесса передачи социального опыта и с тех пор не прекращается, понятие О. п.

родилось недавно: в отечественный психолого-педагогический тезаурус оно практически одновременно введено в конце 1970-х гг. В. А. Кан-Калликом и А. А. Леонтьевым.

В самом формальном значении О. п.

определяется как профессиональное общение отдельного педагога или группы педагогов (педколлектива) с обучаемыми в процессе обучения и воспитания последних как в урочное, так и во внеурочное время. При прагматически-технологическом отношении к ученикам как объектам управления О. п.

рассматривается как способ реализации методов и приемов педагогических воздействий, имеющих целью или эффективное усвоение программы, или развитие личности ученика, или и то и др. вместе.

Причины разночтений в дефинициях О. п. коренятся в различном понимании не ситуативного, а субъектного атрибута этого вида общения, что вытекает из трактовки учебной деятельности, обучения, роли учителя и ученика. Следует отметить вопросы, без ответа на которые невозможна точная спецификация О. п. 1.

Имеет ли смысл отождествлять общение между учителем и учеником и О. п.? Следствиями утвердительного ответа будут: 1) расширение понятия О. п.; 2) признание паритетности педагога и ученика как субъектов общения, что приводит к пониманию О. п.

как общения между учителем и учеником, обеспечивающего их совместную деятельность; негативный ответ приводит к сужению понятия О. п. фактически до одностороннего педагогического воздействия. 2. Имеет ли смысл отождествление О. п.

и общения «по поводу обучения и воспитания (данного ученика)»? В случае утвердительного ответа мы должны отнести к О. п. и профессионально-деловое общение учителей, и функционально-ролевое общение между учителем и родителями. Остается также открытым вопрос о допустимости отнесения к П. о.

(в широком смысле) коммуникации между самими учениками в процессе учебной деятельности, особенно в том понимании последней, которое лежит в основе развивающего обучения (по Эль-конину-Давыдову).

На практике каждый преподаватель так или иначе сталкивается со специфическими особенностями О. п., благодаря которым его следует квалифицировать как один из наиболее трудных видов профессионального общения. Перечислим некоторые из них: 1. О. п.

представляет собой сложный конгломерат делового (социально-ролевого) и личностного общения, причем соотношение компонентов весьма подвижно и зависит от личностных качеств как учителя, так и ученика, «истории» их взаимоотношений, совпадения-несовпадения их целей и мотивов, а также целого ряда ситуативных характеристик (в частности, наличия или отсутствия свидетелей или др. участников общения, времени и места и пр.). 2. Нередко О. п. одновременно является аксиальным и ретиальным: постоянно и в течение длительного времени учитель общается с urbi et orbi, не ограничиваясь односторонней передачей сообщений и даже коммуникацией. 3. Полифункциональность О. п. заключается в том, что оно может предприниматься в расчете одновременного достижения ряда целей: установления и поддержания контакта, понимания, координации, оказания влияния и т. д. 4. О. п. требует хорошо развитых умений параллельного использования широкого арсенала средств и языков общения для одновременного взаимодействия с большим числом партнеров. 5. Даже на отдельно взятом уроке число реальных партнеров по общению чаще не совпадает с числом присутствующих и постоянно меняется, причем варьирует также уровень их активности. 6. Учитель редко может позволить себе роскошь чистого общения: как правило, О. п. осуществляется одновременно с др. видами и компонентами деятельности учителя, переплетаясь с ними и зачастую являясь условиями их осуществления. 7. Как правило, О. п. пролонгировано и может продолжаться годами. 8. По большей части О. п. носит обязательно-принудительный характер: ни один из партнеров фактически не свободен выйти из него. К этому следует прибавить разный социальный опыт, принадлежность к различным субкультурам участников О. п., существующие между ними различия в физиологии, интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной сферах (нерефлек-сируемые учениками и часто забываемые учителем).

Читайте также:  Воспитываем коммуникабельного ребёнка с помощью детской мебели

Осознание необходимости социально-психоло-1 гической оптимизации и гуманизации учебного про-! цесса привело Леонтьева к вычленению понятия оптимального О. п.

, а именно такого общения педагога (педагогов) с уч-ся в процессе обучения, которое создает наилучшие условия для развития мотивации и творческого характера учебной деятельности, для правильного формирования личности школьника, обеспечивает благоприятный эмоциональный климат обучения и позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности учителя (Леонтьев А. А., 1979; 1996). Несмотря на то что данная дефиниция относится к не очень строгим «определениям-идеалам», введение этого понятия — чрезвычайно важный шаг: во-первых, потому, что как ценность фиксируется не только передача-усвоение знаний, но и развитие личности, а также развитие ученического коллектива; во-вторых, потому что очеловечивание начинает затрагивать и учителя как субъекта О. п. и одного из субъектов учебной деятельности. (И. А. Мещерякова.)

Источник: https://vocabulary.ru/termin/obschenie-pedagogicheskoe.html

Педагогическое общение и его функции (стр. 1 из 2)

В соответствии с центральным назначением педагогического воздействия общение выполняет три функции.

Первая функция — «открытие» ребенка на общение — призвана, с одной стороны, создать ему комфортные условия на уроке, в классе, в школе, во время внеклассного мероприятия.

В состоянии психологической раскрепощенности дети активнее развиваются, смелее проявляют себя, не боятся показаться смешными или попасть в немилость к учителю.

С другой стороны, без реализации этой функции не удается выявить отношение ребенка, и педагог вынужден довольствоваться лишь его поведенческими реакциями, которые, как известно, могут определяться и диктоваться скрытыми мотивами.

Например, внешне благополучные взаимоотношения учителя и ученика могут иметь в своей основе заискивание и желание понравиться со стороны последнего, но могут определяться действительным уважением личности и авторитетом педагога. Знание истинного отношения ребенка помогает воспитателю планировать дальнейшую совместную работу с ним по освоению социально-культурных ценностей.

Вторая функция «соучастие» ребенку в педагогическом общении — обнаруживается в результате анализа процесса взаимодействия учителя с детьми. В зависимости от возраста ребенок посещает первый, второй, третий… одиннадцатый классы. В соответствии со школьным расписанием он приходит на урок один, два, три раза в неделю.

На уроке ученик осваивает тот учебный материал и включается в те формы работы, которые ему предлагает преподаватель. Он как бы «навязывает» ребенку общение, которое время от времени ставит его в затруднительное положение потому, что оно оказывается нехарактерным, несвойственным ему.

Реализуя соучастие в адрес ребенка, педагог помогает ему справиться с теми трудностями, которые встречаются на его пути восхождения к культуре человечества.

Третья функция — «возвышение» ребенка в педагогическом общении— понимается не как завышенная оценка, а как стимулирование ценностных новообразований.

Даже среди необразованных в педагогическом смысле родителей не найти таких, которые бы не пользовались возвышением в общении со своими детьми: вот малыш сделал первый робкий даже не шаг, а шажок в своей жизни, а ему говорят: «Молодец! Ты уже научился ходить!..

» Ребенок написал первое слово, им восхищаются: «Как здорово у тебя получилось!..» Девочка в первый раз испекла блины — вся семья в восторге, ей говорят: «Таких вкусных блинов мы в жизни не ели».

Разве можно представить себе педагога, который бы не возвышал на своих уроках детей, и особенно тех, которым этот предмет дается труднее, чем остальным? Теоретически — нет! Практически — да!!! В одиннадцатом классе идет урок по философии жизни.

Преподавателю класс незнаком, поэтому он использует визитки, чтобы называть всех по именам.

Ученица с болью говорит: «А знаете, меня первый раз на уроке назвали по имени, а не по фамилии!» Спросим себя: как же жилось ей в школе? Что пережила и простила педагогам эта хрупкая девочка?

А задумываемся ли мы, почему первоклассники, такие нарядные, жизнерадостные и веселые первого сентября, уже через месяц не хотят идти в школу? Не потому ли, что не реализуются эти три функции в педагогическом общении с детьми?

Функция открытия ребенка на общение практически воплощается с помощью разнообразных операций, многие из которых сугубо индивидуальны, и их простое перечисление оказалось бы задачей, пожалуй, непосильной, поэтому назовем лишь некоторые.

1. Выбор пластической позы. Пластический язык человека сравнительно недавно стал изучаться педагогами, но, как показывает практика, именно этот вопрос вызывает наиболее оживленный интерес.

Внедрение пластического языка в вузовское обучение учителя началось с экспериментальных курсов по педагогической технике, актерскому и педагогическому мастерству, а также с введения интенсивных курсов обучения иностранному языку.

Поза, которую принимает человек, содержит в себе большое количество информации, не требующей специальной расшифровки, она легко прочитывается даже ребенком. Учеными установлено, что невербальным языком (языком пластики, мимики, жеста) передается от 55 до 80% информации, в то время как вербальными средствами — от 20 до 40%, причем большая часть здесь принадлежит тону, интонации, экспрессии.

Трансляция информации с помощью пластического образа влияет на настроение и самочувствие, поэтому поза учителя на уроке создает для учеников либо комфорт, либо дискомфорт и тем самым способствует или препятствует их «открытию» на общение.

Допустим, преподаватель находится в так называемой позе льва (широко расставленными руками опирается на край стола). Как это влияет на детей? Они внутренне «сжимаются», опускают глаза, боясь взгляда учителя, и понятно, что доверительного общения между ними не будет.

Более того, характер и стиль общения, избираемый человеком, во многом обусловлен позой, которую он принимает в этот момент: если в качестве эксперимента предложить учителю, находящемуся в «позе льва», сказать несколько комплиментов учащимся, то это задание вызовет у него определенное затруднение, но если ему все же удастся произнести их, в его голосе обязательно проявятся неискренность, сарказм или какие-то другие интонации, снижающие доверие слушателей.

Оптимальный пластический образ учителя на уроке выглядит примерно так:

— открытая поза;

— руки опущены вдоль тела или немного согнуты в локтях;

— ладони время от времени разворачиваются к аудитории;

— пластика плавная, мелодичная;

—преобладание психологических жестов над описательными;

—для привлечения внимания слушателей производится несколько шагов от стола к аудитории, и наоборот, для ослабления внимания — несколько шагов назад.

2. Подача информации с позиции «Мы». Реализация этой операции становится возможной при устранении трех барьеров: физического, социального и терминологического.

Физический барьер общения возникает при нарушении границы личного пространства, размеры которого составляют примерно 60 сантиметров.

Каждый человек избирательно регулирует присутствие в этом пространстве других людей и осуществляет это на основе личных симпатий и привязанностей (за исключением тех случаев, когда у него нет выбора или когда этот вопрос заранее решен и закреплен как норма, например, расположение учеников за одной партой, «притертость» пассажиров в транспорте в часы «пик» и т.п.). В противном же случае чрезмерная физическая близость воспринимается как вызов, как посягательство на личные интересы и действует либо раздражающе, либо подавляюще. Барьер физического порядка возникает и тогда, когда над сидящим человеком нависает фигура другого, занимающего более выгодную в физическом плане позицию, или когда один из них самовольно прибегает к тактильному контакту.

Социальный барьер общения лучше всего удается проиллюстрировать известным во всем мире «тюремным экспериментом». Группа студентов по желанию была разделена на «тюремщиков» и «заключенных». «Тюремщики» приходили на дежурство и поочередно сменяли друг друга, «заключенные» же постоянно находились в камере.

Через несколько дней после начала эксперимента «заключенные» предприняли попытку бунта, «тюремщики» его подавили, а зачинщиков развели по отдельным камерам.

Затем события стали развиваться следующим образом: «тюремщики», осознав свою силу, власть и ролевые возможности, стали смелее и активнее использовать их при выполнении профессиональных обязанностей, что не замедлило сказаться на психическом состоянии и физическом самочувствии «заключенных».

Эксперимент был прекращен, так как его продолжение грозило серьезными последствиями и для тех, и для других. В итоге было выявлено, что социальная роль, которую человек принимает на себя самостоятельно или под воздействием окружающих людей, определяет стиль и характер его взаимодействия с другими субъектами.

Те же закономерности действуют и в школе. Если учитель занимает позицию, выражаемую словами: «Не мешайте мне работать…», — то его социальная роль становится непреодолимым барьером в общении с учениками.

Третий барьер — терминологический . Причина его кроется в чрезмерном использовании преподавателем всевозможных специальных научных терминов и слов иностранного происхождения, значения которых подчас непонятны ему самому.

Это создает для детей препятствие в общении, так как они спонтанно, сравнивая свою лексику с лексикой учителя, делают выводы о скудости и неразвитости своей речи.

В результате этого дети зажимаются, не желая выставлять себя в неприглядном виде.

Устранив эти барьеры, педагог действительно получает возможность выстраивать общение с позиции «Мы»: «Мы приступаем к изучению новой темы…», «Нам необходимо еще раз вернуться к вопросу…», «Настало время проверить наши силы…» и т.д. Использование этой операции способствует «открытию» детей на общение.

3. Установление личного контакта. Личный контакт может устанавливаться разными способами:

—вербально,

—визуально,

—тактильно.

Вербальный контакт осуществляется посредством слов. Это может быть обращение к человеку по имени, безличное обращение («Пожалуйста…», «Будь любезен…»), просьба и т.п. К этому виду контакта тяготеют так называемые аудиалы, люди с доминирующим развитием слухового восприятия.

Визуальный контакт — это контакт глаз: человек взглядом передает свое настроение, свою симпатию и свое требование. Не случайно в начале урока преподаватель просит детей подняться для приветствия. В этот момент их глаза находятся примерно на одном уровне, что способствует визуальному общению.

Тактильный контакт производится через прикосновение и является наиболее тонким и даже интимным видом коммуникации. К этому виду связи в большей степени тяготеют дети дошкольного и младшего школьного возраста, а также взрослые люди, называемые кинестетиками.

В школе кинестетики выявляются очень рано: со звонком на перемену они стремятся как можно ближе подойти к любимой учительнице, чтобы физически ощутить близость в результате непосредственного прикосновения к ней, дотронуться до ее стола или вещей (опосредованный тактильный контакт).

Источник: http://MirZnanii.com/a/177338/pedagogicheskoe-obshchenie-i-ego-funktsii

Ссылка на основную публикацию