Педагогическое взаимодействие

Педагогическое взаимодействие как основа педагогического процесса — Педагогическая деятельность, педагогический процесс и общие основы педагогики — Сидоров Сергей Владимирович

  Педагогическое взаимодействие — универсальная характеристика педагогического процесса, его основа. Педагогическое взаимодействие в широком смысле — это взаимосвязанная деятельность педагога и воспитанников. Благодаря этой деятельности и обеспечивается динамика педагогической системы и протекание педагогического процесса.

Взаимодействия, происходящие в педагогическом процессе, разнообразны: «ученик — ученик», «ученик — ученический коллектив», «ученик — учитель», «учащиеся — усваиваемые ими знания и опыт (объект усвоения)» и т.д.

При этом основным отношением для педагогического процесса является взаимосвязь «деятельность педагога — деятельность воспитанника» (именно эта взаимосвязь обеспечивает взаимодействие между педагогом и ребенком).

Однако, поскольку результатом педагогического процесса являются усвоенный воспитанником знания, опыт, компетенции, то и результат взаимодействия в конечном итоге определяется по отношению «воспитанник — объект усвоения».

Это определяет специфику педагогических задач, которые могут быть решены только посредством руководимой педагогом собственной деятельности детей. Таким образом, главная особенность педагогической задачи состоит в том, что результатом её решения является не правильное выполнение воспитанником требуемых действий или получение им правильного ответа, а приобретение учеником определённых свойств, качеств, овладение способами действия. 

В педагогической науке существуют термины «педагогическое воздействие» и «педагогическое взаимодействие».  

Педагогическое воздействие предполагает активные действия педагога в отношении воспитанника и готовность воспитанника принять их и измениться вод их влиянием.

Иначе говоря, педагог в таких отношениях выступает субъектом, а воспитанник – объектом, а сами отношения являются субъект-объектными. Педагогическое воздействие может строиться, например, так: педагог демонстрирует образцы, правила, алгоритмы деятельности и поведения, а ребёнок их запоминает и воспроизводит.

При неправильном воспроизведении педагог разъясняет ошибки, снова демонстрирует образец, а ребёнок снова запоминает и воспроизводит его до тех пока, пока не усваивает данную норму, правило.

  При чёткой организации педагогическое воздействие даёт хороший эффект, однако имеет существенный недостаток: оно крайне неэффективно для формирования самостоятельности, творчества, инициативы, активной жизненной позиции – тех качеств, без которых немыслима свободная саморазвивающаяся личность (а именно такая личность является целью современного воспитания).  

Педагогическое взаимодействие – это согласованная деятельность педагога и воспитанника по достижению совместных целей и результатов.

При взаимодействии педагога и воспитанника оба они являются субъектами, их взаимоотношения приобретают субъект-субъектный характер. Таким образом, понятие педагогического взаимодействия гораздо шире понятия педагогического воздействия.

Педагогическое взаимодействие всегда имеет два взаимообусловленных компонента: педагогическое воздействие и ответную реакцию воспитанника.

Педагогические взаимодействия возникают и тогда, когда воспитанники и без участия воспитателей в повседневной  жизни вступают в контакт с окружающими людьми и предметами. В этом случае наиболее существенным для отнесения таких ситуаций к педагогическим взаимодействиям являются наличие обратной связи и изменения, происходящие с субъектом-воспитанником.

Идея приоритетности в педагогическом процессе субъект-субъектных отношений была реализована в «педагогике сотрудничества» учителями-новаторами Ш.А. Амонашвили, И.П. Волковым, Е.Н. Ильиным и др. И это неслучайно, поскольку именно сотрудничество (партнёрство) взрослых и детей является ключевым для понимания сущности педагогического взаимодействия.

  В основе сотрудничества педагога и ребёнка лежит диалогичность общения, требующая от педагога демократического стиля педагогического управления. По Ш.А. Амонашвили, оптимальным вариантом педагогического взаимодействия при сотрудничестве является повышение статуса воспитанника при сохранении статуса педагога.

Это предполагает, что при педагогическом взаимодействии развиваются оба субъекта: педагог помогает детям в их разностороннем развитии, но и дети стимулируют развитие педагога, его самосовершенствование как в профессиональном, так и общечеловеческом плане.

Таким образом, реализация педагогического взаимодействия предъявляет более высокие требования к профессионально-личностным качествам педагога, чем реализация педагогического воздействия.

Благодаря педагогическому взаимодействию наиболее успешно развиваются инициативность, способность строить свои действия с учётом действий партнёра, понимать эмоциональные состояния участников совместной деятельности, способность добывать недостающую информацию в диалоге, готовность предложить свою помощь и план общего действия, способность к мирному разрешению конфликтов,

Спонсор публикации

Решившись купить Сузуки Suzuki в нашем автосалоне, вы сможете получить.. Описание модели. Цена от 584 000 р. Grand Vitara 3d.

Источник: http://si-sv.com/publ/20-1-0-218

Педагогика — Педагогическое взаимодействие

Педагогическое взаимодействие – это такой процесс, который происходит между воспитателем и воспитанником в ходе учебно-воспитательной работы и направлен на развитие личности ребенка.

Педагогическое осмысление это понятие получило в работах В. И. Загвязинского, Л. А. Левшина, Х. Й. Лийметса и др.

Педагогическое взаимодействие – сложнейший процесс, состоящий из множества компонентов: дидактических, воспитательных и социально-педагогических взаимодействий. Оно обусловлено:

1) учебно-воспитательной деятельностью;

2) целью обучения;

3) воспитанием.

Педагогическое взаимодействие присутствует во всех видах человеческой деятельности:

1) познавательной;

2) трудовой;

3) творческой.

В его основе лежит, главным образом, сотрудничество. Педагогическое взаимодействие может рассматриваться как процесс, который выступает в нескольких формах:

1) индивидуальный (между воспитателем и воспитанником);

2) социально-психологический (взаимодействие в коллективе);

3) интегральный (объединяющий различные воспитательные воздействия в конкретном обществе).

Взаимодействие становится педагогическим, когда взрослые (педагоги, родители) выступают в роли наставников. Педагогическое взаимодействие предполагает равенство отношений.

Для взрослых педагогическое взаимодействие связано с моральными трудностями, с опасностью перейти зыбкую грань, за которой начинается авторитаризм, морализаторство и, в конечном счете, насилие над личностью.

В ситуациях неравноправия у ребенка наступает ответная реакция, он оказывает пассивное, а иногда и активное сопротивление воспитанию.

Изменение социальных условий в конце 1980-х – начале 1990-х гг. привело к кризису воспитательной работы в образовательных учреждениях. Отказ от коммунистического воспитания привел к потере цели воспитания (гармонически развитая личность), основного направления воспитательной работы (деятельности пионерской и комсомольской организаций).

В результате воспитательная работа, представляющая собой совокупность воспитательных мероприятий, перестала решать современные проблемы воспитания.

Программа воспитания (Петербургская концепция) предложила иной взгляд на воспитание, воспитательную работу, раскрыв гуманистический смысл данных мероприятий. Воспитание стало определяться как развитие, сохранение и преобразование человеческого качества в педагогическом взаимодействии.

Источник: https://cribs.me/pedagogika/pedagogicheskoe-vzaimodeistvie

Педагогическое взаимодействие как основа образовательного процесса

Понятие «взаимодействие» в самом общем значении является универсальной, общей формой движения, позволяющем влиять объектам друг на друга. Человек стремится контактировать с различными субъектами окружающей среды.

С помощью взаимодействия человек может познать природные и социальные явления, процессы, закономерности, научиться ориентироваться в окружающей реальности, определить способы собственного полведения и мышления, познать других, а также освоить процесс самопознания.

С помощью взаимодействия человек удовлетворяет свои потребности в общении, обучении, образовании, саморазвитии [1, 3].

Процесс обучения является процессом управления, включающий управляемую (воспитанники) и управляющую (воспитатели) подсистемы.

Педагог выступает в роли управляющего субъекта, в задачи которого входит организация, контроль и коррекция (при необходимости) учебно-позновательной деятельности воспитанников.

От того насколько компетентен педагог зависит то, насколько быстро ребенок сам захочет получать знания.

При осуществлении совместной деятельности воспитанники также влияют на педагога, и могут изменять характер его действий. Взаимосвязь и взаимозависимость управляющего и управляемого субъектов образовательного процесса приводят к изменениям в содержании образования, а также к изменению характера своего профессионально-педагогического взаимодействия.

Читайте также:  Ниткография, ниткопись, изонить на занятиях по рисованию в старшей группе детского сада

Педагогическое взаимодействие также включает субъекта воздействия и объекта, находящегося под воздействием, которое осуществляется с помощью сознательности, целенаправленности и активности, в результате чего достигается перевод объекта на позицию субъекта. Только тогда можно будет говорить о педагогическом взаимодействии.

Оно предполагает такое воздействие субъекта на объект, которое позволит последнему перейти в позицию субъекта и обеспечить эффективность совместной и индивидуальной деятельности.

В целом педагогическое воздействие – это особая деятельность педагога, его тонкое прикосновение к личности ребенка, позволяющее раскрыть ее потенциальные возможности быть и становиться субъектом деятельности и собственной жизни [81, с. 28].

Для эффективности педагогического взаимодействия важно соотношение педагогического влияния с его активным восприятием, а также активность воспитуемого, которое проявляется в самовлиянии и влиянии на педагога. Альтернативность взаимодействия возникает из-за разного характера проявления активности учителя и ученика в учебной и  внеучебной деятельности.

С опорой на психолого-педагогические исследования ряда авторов (Г. А. Балл, М. А. Поваляева, М. И. Лукьянова) можно выделить ряд показаний к педагогическому взаимодействию [2, 5, 6].

1. Сложность и комплексность решаемых профессиональных задач, отражающих существующие проблемы. Комплексность и триединство цели в совокупности образовательных, воспитательных и развивающих задач образовательного воздействия предполагают взаимодействие педагога с различными субъектами образовательного процесса, что позволяет решать актуальные проблемы.

2. Изменение системы отношений, в которых находится ребенок, обусловливает эффективность воздействия на него педагога. Педагогический коллектив зачастую определяет стиль жизни учреждения и, принимая участие в сложившихся отношениях, оказывает влияние на формирование и развитие личности ребенка.

3. Объективная и субъективная ограниченность ресурсов отдельно взятого педагога препятствует решению задач гуманизации педагогического процесса в формировании действительно равных отношений и реализации индивидуального подхода в полном объеме.

Основные подходы к организации педагогического взаимодействия реализуются благодаря сущностным чертам современных образовательных технологий, к которым относят субъект-субъектную схему взаимодействия и отношение принятия в общении (К. Н. Вентцель, Ш. А. Амонашвили, И. И. Рыданова и др.).

В качестве ведущих идей современного образования ряд авторов (В. А. Сластенин, А. С. Смирнов, С. Я. Ромашина) рассматривают гуманизацию и демократизацию образования. Это ведет за собой изменение облика образовательной системы, ее содержания и организационных форм. Это прописано в основных нормативно правовых актах Российской Федерации и задано мировыми гуманистическими тенденциями.

В организации педагогического взаимодействия очень важными являются положения педагогической поддержки, выделенные Л.А. Даринской.

1. Личность с самого начала является субъектом творчества, где приоритет отдается индивидуальности, самобытности и самоценности ученика, являющегося активным носителем субъектного опыта творческой деятельности, формирующегося задолго до влияния специально организованного образовательного процесса.

2. Творчество является индивидуальной деятельностью по изменению аспектов жизнедеятельности, и это должно быть предусмотрено при проектировании образовательного процесса.

3. Конструирование и реализация образовательного процесса способствует выявлению творческого опыта каждого участника и фиксацию складывающихся способов учебной и внеучебной деятельности.

4. В процессе сотрудничества, происходящем в совместной деятельности, педагог и учащиеся, как субъекты образовательного процесса, обмениваются творческим опытом.

5. Общественно-исторический и индивидуально-творческий опыт должны находиться в постоянном согласовании, использовать все то, что накоплено личностью как субъектом творчества и его жизнедеятельности.

6. Развитие творческого потенциала личности есть сумма овладения личностью творческими образцами деятельности, а также постоянного обогащения и преобразования опыта как источника собственного развития.

7. Творчество – это процесс, описываемый в соответствующих терминах, которые отражают его природу, психологические механизмы реализации и стимулирования, обеспечивающих творческое развитие личности.

8. Базовым основанием личности является формирование творческой активности, выступающим как результат образовательного процесса [4, с. 18 – 22].

Разделение субъект-объектного и субъект-субъектного взаимодействия лежит в основе авторитарной и демократической парадигм образования.

Авторитарная педагогика трактует взаимодействие как воздействие педагога на учащегося, как обусловленность и порожденность поведения ученика активными действиями педагога, а также как готовность принять воспитывающее воздействие взрослого.

Современная (гуманистическая) педагогика базируется на основе совместной деятельности, что требует создания тончайших педагогических ситуаций развития.

Взаимодействие всегда демократично и основывается на принятии индивидуальных интересов партнера.

Взаимодействие представляет собой сотрудничество субъект-субъектных отношений, развитие которых возможно при положительной установке творческую работу, совместном планировании, анализе результатов деятельности, осознании ее цели и личностного смысла.

Эффективности взаимодействия также способствует создание ситуации свободного выбора видов и способов деятельности ее участниками, наличие достоверной информации о делах в группе детей, педагогическом коллективе, о каждом участнике деятельности, организация воспитательных и досуговых мероприятий, позволяющая наиболее полному раскрытию личности [80].

В процессе обучения взаимодействие педагога и ребенка трансформирует учебное взаимодействие в учебное сотрудничество, благодаря чему они становятся единым совокупным субъектом образовательного процесса. Достичь единства можно в том случае, если у ребенка к моменту поступления в школу сформируется способность к «осознанию» и «целеполаганию» совместной деятельности как основы учебной.

Понимание взаимодействия как взаимовоздействия помогает определить его формулу, содержащую этапы и уровни развития взаимодействия субъектов образовательного процесса (ребенка и взрослого, взрослого и взрослого) [7]:

1-й этап – субъект-объектные отношения (традиционное воздействие):

S →   O.

2-й этап – субъект-объект-субъектные отношения (переходное воздействие):

S →   O (S1).

Педагог оказывает оптимальное воздействие на ребенка с целью его перевода на позицию субъекта, тем самым трансформируя субъект-объектные отношения в субъект-субъектные. Эти два этапа педагогического взаимодействия характерны для авторитарной парадигмы образования. Что взаимодействие стало полным, необходимо достичь двух следующих уровней.

3-й этап – субъект-объектные отношения (ответное воздействие):

S →   O (S1).

4 –й этап – субъект-субъектные отношения (взаимодействие):

(O1) S ↔ O (S1).

Достижение последних двух этапов осуществляется за счет способности ребенка оказывать обратное воздействие.

Исходя из представленной технологической схемы развития педагогического взаимодействия, видно, что каждый этап обеспечивает новое качество в его формировании. Выпадение любого из них не позволит достичь становления подлинных субъект-субъектных отношений.

Признание в качестве исходного субъект-объектного типа отношений дает возможность определить перспективы развития педагогического взаимодействия через становление субъектности ребенка, что сопровождается эволюцией субъектной позиции взрослого к его объектности.

Список использованной литературы

  1. Абульханова, К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. – 299 с.
  2. Балл, Г. А., Бургин, М. С. Анализ психологических воздействий и его педагогическое значение. Вопросы психологии 1994. №4. С. 56-66.
  3. Бурлова, Бурлова, Н. Б. Социальная защита детства / Н.Б. Бурлова // Справочник руководителя дошкольного учреждения. – 2012. № 10, с. 56-60.
  4. Даринская, Л. А. Педагогическая поддержка как механизм развития творческого потенциала // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всерос. съезда психологов, 25 – 28 июня 2003 г. – СПб.: Изд-во С.-Петеб. ун-та, 2003. – Т. 3. – С. 18 – 22.
  5. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов: Коллективная монограф. / под общ. ред. М. А. Поваляевой. – Ростов нД: Феникс, 2002. – 352 с.
  6. Лукьянова, М. И. Взаимодействие школьного психолога с учителями — основа развития их компетентности // Психологическая наука и образование. 1999. № 3-4. С. 23-29.
  7. Майер, А. А. Становление субъектности ребенка в процессе педагогического взаимодействия со взрослым // Материалы Всероссийского совещания-семинара по подготовке организатора-методиста к работе с детьми в классах раннего развития. Барнаул: БГПУ, 2005. С. 71 – 77.
  8. Широкова, Е. Ф., Шептенко, П. А. Будущему педагогу — воспитателю о личностно ориентированном педагогическом взаимодействии «педагог-воспитанник». (Теоретический, методико-технологический аспекты.) М. – Барнаул: Изд-во БГПУ, 2003. – 298 с.
  9. Щуркова, Н. Е. Педагогическая технология. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 224 с.
Читайте также:  Какую опасность для ребенка несет в себе семейный скандал?

Источник: https://dohcolonoc.ru/stati/10439-pedagogicheskoe-vzaimodejstvie-kak-osnova-obrazovatelnogo-protsessa.html

Педагогическое взаимодействие

Педагогическое взаимодействие — ϶ᴛᴏ такой процесс, который происходит между воспитателœем и воспитанником в ходе учебно-воспитательной работы и направлен на развитие личности обучаемого.

Педагогическое взаимодействие – одно из ключевых понятий педагогики и научный принцип, лежащий в базе воспитания. Педагогическое осмысление это понятие получило в работах В. И. Загвязинского, Л. А. Левшина, Х. Й. Лийметса и др.

Педагогическое взаимодействие – сложнейший процесс, состоящий из множества компонентов: дидактических, воспитательных и социально-педагогических взаимодействий. Оно обусловлено:

1) учебно-воспитательной деятельностью;

2) целью обучения;

3) воспитанием.

Педагогическое взаимодействие присутствует во всœех видах человеческой деятельности:

1) познавательной;

2) трудовой;

3) творческой.

В его базе лежит сотрудничество, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ является началом социальной жизни человечества. Взаимодействие играет важнейшую роль в человеческом общении, в деловых, партнерских отношениях, а также при соблюдении этикета͵ проявлении милосœердия.

Педагогическое взаимодействие может рассматриваться как процесс, который выступает в нескольких формах:

1) индивидуальный (между воспитателœем и воспитанником);

2) социально-психологический (взаимодействие в коллективе);

3) интегральный (объединяющий различные воспитательные воздействия в конкретном обществе).

Взаимодействие становится педагогическим, когда взрослые (педагоги, родители) выступают в роли наставников. Педагогическое взаимодействие предполагает равенство отношений.

Очень часто данный принцип забывается, и в отношениях с детьми взрослые используют авторитарное воздействие, опираясь на свои возрастные и профессиональные (педагогические) преимущества.

По этой причине для взрослых педагогическое взаимодействие связано с моральными трудностями, с опасностью перейти зыбкую грань, за которой начинается авторитаризм, морализаторство и, в конечном счете, насилие над личностью.

В ситуациях неравноправия у обучаемого наступает ответная(неадекватная) реакция, он оказывает пассивное, а иногда и активное сопротивление воспитанию. Важное значение педагогического взаимодействия состоит в том, что, совершенствуясь по мере усложнения духовных и интеллектуальных потребностей его участников, оно способствует не только становлению личности ребенка, но и творческому росту педагога.

Изменение социальных условий в конце 1980-х – начале 1990-х гᴦ. привело к кризису воспитательной работы в образовательных учреждениях. Отказ от коммунистического воспитания привел к потере цели воспитания (гармонически развитая личность), основного направления воспитательной работы (деятельности пионерской и комсомольской организаций).

В результате воспитательная работа͵ представляющая собой совокупность воспитательных мероприятий, перестала решать современные проблемы воспитания. Программа воспитания предложила иной взгляд на воспитание, воспитательную работу, раскрыв гуманистический смысл данных мероприятий.

Воспитание стало определяться как развитие, сохранение и преобразование человеческого качества в педагогическом взаимодействии.

Читайте также

  • — ТЕМА 13. Педагогическое взаимодействие семьи и школы в современных условиях

    Общее понятие о педагогическом взаимодействии. Феномены педагогического взаимодействия (психологический статус личности, доверие, авторитет, феномен «отраженной субъектности» — А.В. Петровский). Стратегия и тактика педагогического взаимодействия. Стили педагогического… [читать подробнее].

  • — Педагогическое взаимодействие

      Любой процесс представляет собой смену одного состояния другим. В педагогическом процессе таким двигателем является педагогическое взаимодействие. Педагогическое взаимодействие состоит из влияния, активного восприятия и усвоения и собственной активности… [читать подробнее].

  • — Педагогическое взаимодействие

    Движущие силы педагогического процесса Требования обучающего и противоречия между ними являются движущей силой педагогического процесса и возможностями выполнения таких требований и задач воспитуемым. Выдвигаемые требования – это познавательная,… [читать подробнее].

  • — Социально-педагогическое взаимодействие как учебная дисциплина

    Литература Тема 1. Социально-педагогическое взаимодействие в системе наук о человеке 1.Социально-педагогическое взаимодействие как учебная дисциплина. 2. Понятие о взаимодействии как категории социально-гуманитарных наук. 3. Человек в системе социальных… [читать подробнее].

  • — Педагогическое взаимодействие как совместная деятельность

    Начать такую проработку можно с представления взаимо-действия ребенка и взрослого как ситуации совместной деятельнос-ти, в которой каждый из участников выполняет определенную фун-кцию (роль, операцию). Мотивы, детерминирующие данную деятель-ность, у ребенка и… [читать подробнее].

  • — ЛЕКЦИЯ № 3. Педагогическое взаимодействие

    Педагогическое взаимодействие – это такой процесс, который происходит между воспитателем и воспитанником в ходе учебно-воспитательной работы и направлен на развитие личности ребенка. Педагогическое взаимодействие – одно из ключевых понятий педагогики и научный… [читать подробнее].

  • — ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

    Педагогическое взаимодействие –процесс, происходящий между воспитателем и воспитанником в ходе учебно-воспитательной работы и направленный на развитие личности ребёнка. Взаимодействие – категория философская, отражающая всеобщую сущностную связь всего живого. В… [читать подробнее].

  • — ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

    В ВОСПИТАНИИ ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ: СЕЛИВАНОВ В. С. ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ Воспитатели и воспитанники: … [читать подробнее].

  • Источник: http://referatwork.ru/category/obrazovanie/view/225346_pedagogicheskoe_vzaimodeystvie

    Педагогическое взаимодействие в воспитательном процессе

    Педагогическое взаимодействие, его цели, характеристики. Классификация типов педагогического взаимодействия. Пути развития педагогического взаимодействия.

    Воспитательный процесс есть процесс взаимодействия всех включенных в него субъектов: педагог – коллектив воспитанников, педагог – воспитанник, педагог – родители воспитанников и т.д. Взаимодействие участников воспитательного процесса является важнейшим средством, необходимым способом успешного решения поставленных задач.

    Педагогическое взаимодействие – это личностный контакт воспитателя с воспитанниками (родителями воспитанников), направленный на взаимные изменения в их поведении, деятельности, отношениях, установках.

    Ведущей целью взаимодействия является развитие личностей взаимодействующих сторон, их взаимоотношений, развитие коллектива и реализация его воспитательных возможностей.

    Основными характеристиками взаимодействия считают: взаимопознание, взаимопонимание, взаимоотношение, взаимные действия, взаимовлияние.

    Каждая из этих характеристик имеет свое содержание, но только их комплексная реализация в воспитательном процессе обеспечивает его эффективность.

    К интегративным характеристикам любого взаимодействия, в том числе и педагогического, относят срабатываемость и совместимость.

    Срабатываемость характеризует согласованность в действиях, обеспечивающую их успешность с позиций количества, качества, скорости, оптимальной координации действий контактирующих сторон на основе взаимного содействия.

    Совместимость выражается в максимально возможной удовлетворенности партнеров друг другом, эмоциональной поддержке.

    В связи со сложностью и многосторонностью воспитательного процесса, большим количеством его участников выделяют множество типов взаимодействия, что находит отражение в различных подходах к их классификации. В основании классификаций лежит тот или иной ведущий признак.

    1. По субъекту и объект-субъекту: личность – личность (ученик – ученик, педагог – ученик, педагог – педагог, педагог – родитель и т.д.); коллектив – коллектив (коллектив младших – коллектив старших, класс – класс, ученический коллектив – педагогический коллектив и т.д.).

    2. По направленности взаимодействия: прямое и косвенное.

    Читайте также:  Контроль как звено учебного процесса. объект (содержание) и функции контроля

    3. По содержанию деятельности: взаимодействие в учебной, трудовой, спортивной и другой деятельности).

    4. По наличию или отсутствию цели: целенаправленное, стихийное.

    5. По степени управляемости: управляемое, полууправляемое, неуправляемое.

    6. По типу взаимосвязи: «на равных», руководство.

    7. По характеру взаимодействия: сотрудничество, диалог, соглашение, опека, подавление, индифферентность, конфронтация, конфликт.

    Кроме этого выделяют случайное или преднамеренное, частное или публичное, длительное или кратковременное, вербальное или невербальное взаимодействие, продуктивное и непродуктивное. Каждый из типов взаимодействия оказывает соответствующее влияние на психологическое состояние взаимодействующих сторон.

    Так, продуктивное взаимодействие приносит удовлетворенность, приводит к откровенности, искренности, открытости. Непродуктивное – сопровождается отрицательными эмоциями: страха, тревожного ожидания, паники, приводит к недоверию, скрытности, враждебности.

    Все типы взаимодействия взаимосвязаны, они сопутствуют друг другу, при изменении условий переходят друг в друга. В конкретной педагогической ситуации задача педагога состоит в поиске ведущего, оптимального типа взаимодействия.

    Быстрая сменяемость ситуаций обуславливает динамику характера взаимодействия участников воспитательного процесса и требует принятия оперативного решения.

    В организации педагогического взаимодействия педагогу принадлежит руководящая роль (в скрытой или открытой форме), но это не означает пассивности воспитанников, так как их стремления, интересы, потребности зачастую определяют выбор содержания и форм работы воспитателей.

    В школьной практике воспитание не всегда строится на основе взаимодействия, учитель достаточно часто выбирает не демократическое (взаимодействующее), а авторитарно подавляющее поведение.

    Источниками такого поведения являются: иерархическая организация большинства государственных и общественных структур; собственный опыт воспитания; попытка компенсации чувства неполноценности и неуверенности педагога и др.

    В условиях гуманистически ориентированного воспитания каждый педагог должен стремиться к организации воспитания на основе взаимодействия.

    Путями его развития являются: 1) организация совместной деятельности; 2) объективность и всесторонняя информированность друг о друге участников взаимодействия; 3) овладение способами организации совместной деятельности и общения (психологическая, теоретическая и практическая подготовка).

    Вопросы и задания:

    1. Раскройте содержание основных характеристик взаимодействия: взаимопознание, взаимопонимание, взаимоотношение, взаимные действия, взаимовлияние.

    2. Приведите примеры, показывающие влияние срабатываемости и совместимости на эффективность воспитательного процесса.

    3. Охарактеризуйте типы взаимодействия по их характеру: сотрудничество, диалог, соглашение, опека, подавление, индифферентность, конфронтация, конфликт.

    4. Проанализируйте свой опыт школьного воспитания, какой тип поведения педагога был преобладающим? Предположите, почему?

    Технологии воспитания

    Сущность понятия. Технология организации коллективных творческих дел (И. П. Иванов). Организация групповых форм работы (Н. Е. Щуркова).

    Педагогическая технология – это система действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательного процесса. Принято выделять технологии обучения и технологии воспитания.

    Впервые идею технологизации воспитания выдвинул А. С. Макаренко. Он был противником стихийности воспитания и предложил «технику создания нового человека».

    Идея технологизации воспитания неоднозначно рассматривается в педагогической науке, так как процесс воспитания — это, в значительной степени, субъектный процесс, поэтому о технологиях можно говорить только условно. Но все же в науке делаются попытки определить сущность воспитательной технологии.

    Воспитательная технология – система методов и приемов, направленная на решение типовых педагогических задач (технология коллективного планирования, технология педагогической диагностики, технология установления контакта со школьниками и проч.).

    В. В. Сериков под воспитательной технологией понимает некоторую законосообразную деятельность, приводящую к законосообразному результату, реализацию обоснованной модели педагогической ситуации. В идеале технология – это «пакет» методик, прилагаемых к целям; блоки программ совместной деятельности воспитателя и воспитуемых, отражающие индивидуальные варианты развития детей.

    В настоящее время выделяют следующие технологии воспитания: технологию организации коллективных творческих дел (КТД), игровую технологию (организация длительных педагогических игр); групповых форм работы (философические, психологические, этические занятия, разработанные Н. Е. Щурковой), суггестотехнологию.

    Технология КТД реализуется в рамках теории коллективного творческого воспитания, разработанной И. П. Ивановым.

    Основные идеи: наличие привлекательных для детей идеалов; сменяемость актива; чередование творческих поручений; опора на малые группы; коллективное планирование, организация и анализ общего дела; организация обществено и личностно значимой, художественно-инструментованной деятельности; особая позиция педагога как старшего товарища.

    Выделяют шесть стадий организации и проведения КТД:

    1) предварительная работа или стартовая беседа воспитателя, создание положительной мотивации;

    2) коллективное планирование, разработка КТД; выбор совета дела;

    3) коллективная подготовка КТД (уточнение программы, распределение поручений, подготовка оформления, творческих сюрпризов);

    4) проведение КТД. Выделяют следующие схемы форм проведения КТД: бой, защита, эстафета, путешествие, ролевая игра и др.

    5) коллективный анализ (разговор по кругу);

    6) ближайшее последействие (выработка дальнейших действий, педагогический анализ отношений в коллективе).

    Технология организации групповых форм общения разработана Н. Е. Щурковой. Основная цель такого рода занятий – выработка умения самоанализа, формирования ценностного отношения к человеку. Н.Е. Щурковой разработаны этапы и требования к проведению философических, этических и психологических занятий. Рассмотрим сущность философических занятий.

    Содержание философических занятий определяется системой общечеловеческих ценностей: жизнь как наивысшая ценность, красота, проблема счастья и страдания, культура и человек как ее носитель и др. Алгоритм занятия включает следующие этапы:

    1) постановка вопроса, имеющего жизненное значение для человека и актуального для детей (например, роль одежды и ее место в жизни человека);

    2) осмысливание и фиксация в точных формулировках значения основного понятия (определение одежды из толкового словаря);

    3) подбор иллюстративных примеров реального воплощения понятия в действительности (функции тех или иных предметов одежды);

    4) подбор особых ситуаций, благодаря которым поставленный вопрос принимает проблематичный характер и иллюстрирует проблему жизни, т.е. становится философским (проблема формы и содержания, например, на свадьбу человек пришел в траурной одежде);

    5) изучение того, как данная проблема решается в философии (Гегель: форма – то же содержание), формулировка решения проблемы;

    6) проведение ролевой игры, иллюстрирующей данную проблему;

    7) организация рефлексии для осмысления каждым участником своих духовных усилий и личностных выводов.

    При проведении такого рода занятий необходимо учитывать следующие требования: предоставлять каждому право на свободу мнений и высказываний; обращаться к непосредственному опыту детей, организовывать наглядно-иллюстративную обеспеченность; опираться на игровые ситуации.

    Вопросы и задания:

    1. Дайте определение воспитательной технологии.

    2. Если воспитательная технология понимается как система, то, что является элементами этой системы? Чем задается их взаимосвязь и соподчиненность? Что является системообразующим элементом, задающим целостность технологии?

    3. Чем отличается воспитательная технология от традиционного воспитательного мероприятия?

    4. На основании чего осуществляется выбор технологии воспитания в конкретных условиях?

    

    Источник: https://infopedia.su/6x8a53.html

    Ссылка на основную публикацию