Понятие педагогики в древние времена

Развитие педагогики и образования в античном мире

Кошелева И. В. Развитие педагогики и образования в античном мире [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2018 г.). — Краснодар: Новация, 2018. — С. 1-4. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/306/14447/ (дата обращения: 11.12.2018).



Образование сегодня представляет собой многосложную структуру, ориентированную, прежде всего не только на рынок труда, но и на формирование в человеке как личности таких качеств как целеустремленность, критическое мышление, креативность и т. п.

История образования на ранних этапах развития человечества и до наших дней приобретала различные вектора развития, которые детерминировались развитием экономической и технократической мысли. Однако многие методики и формы подачи материала были заложены еще с древних времен.

Возникновение принципов воспитания сопряжено с возникновением человеческого общества и существует на протяжении всей его истории. Сегодня педагогика и образование являются важнейшими механизмами передачи знаний. Вместе с тем весьма трудно с определенностью назвать время, когда воспитание оформилось как специальная социальная функция.

Общие черты принципов передачи знаний последующим поколениям наблюдались уже около 250 тыс. лет назад, в сообществах палеоантропов. Важно понимать, что развитие приемов передачи знаний тесно связано с развитием самого человечества.

Во времена античной культуры вместе с развитием земледелия, ремесленничества и особенно философских идей и доктрин, важным встает вопрос о передаче знаний последующим поколениям. Более подробный взгляд на эпоху античности позволяет понять, что развитие общества и системы образования имеют прямую зависимость.

Во времена античности наиболее ярко были сформулированы идеи и концепции воспитания и обучения молодежи.

В это время получили развитие школьные формы обучения, появились новые типы школ, начала оформляться система образовательных учреждений. Для данного этапа характерны три периода развития: архаичный (IX в. до н. э. — VIII в. до н. э.

), период расцвета Эллады (VII в. до н. э. — IV в. до н. э.), эллинистический период (III в. до н. э. — I в. до н. э.). [5,7]

Во времена архаичного периода обучение и воспитание подрастающего поколения проходило в домашне-семейных условиях под руководством наставников. Школьной формы обучения в Древней Греции еще не существовало, однако, внимание общественности к обучению и воспитанию физически и нравственно развитого грека было велико. Об этом свидетельствуют произведения Гомера и Гесиода.

Период расцвета Эллады характеризуется развитием воспитания и школы по разным направлениям. Наибольшую известность получили города Афины и Спарта. Идеал развития личности в Спарте основывался на воспитании мужественного, физически развитого, духовно сильного человека.

До семи лет дети в Спарте воспитывались в семье, где особое внимание уделялось развитию физического здоровья ребенка. До тридцати лет молодой спартанец не обладал всей полнотой гражданских прав и воспитывался под контролем государства. В этом процессе можно выделить три этапа: от 7 до 15 лет, от 15 до 20 лет, от 20 до 30 лет.

С семи лет всех мальчиков собирали в агелы — военизированные интернаты казарменного типа, где они воспитывались до 14 лет. Основной упор в воспитании делался на гимнастические и военные упражнения. Изучение счета, письма и музыки было утилитарным.

Особое внимание уделялось лаконичной речи — способности кратко и точно выразить свою мысль. Этот период воспитания заканчивался в 14 лет большим состязанием — агоном, который включал в себя гимнастические упражнения, а также испытания мужества и выдержки.

Спартанцы, выдержавшие этот своеобразный экзамен, принимались на «испытательную» службу на территории всей Спарты. Задача воспитания беспощадного воина решалась в процессе облав на илотов, во время которых юношам разрешалось убивать рабов.

По прошествии испытательного года, подростки переходили в разряд эйренов, в обязанности которых входила помощь в воспитании детей от 7 до 14 лет. Таким образом, каждый возрастной этап становления спартанца заканчивался агоном. Девушки в Спарте воспитывались по тем же принципам, с упором на постоянные гимнастические упражнения. [5,11]

В Афинах, напротив, целью воспитания личности было развитие духовных качеств, заключенных в понятии «калокагатия» — в переводе означающее «нравственная красота». В раннем возрасте дети находились с матерью, а с 4–5 лет под присмотром раба-педагога (от др.-греч. «ведущий ребёнка»). В 7 лет дети поступали в школу.

Система образовательных учреждений имела двухступенчатый характер. Учебные заведения были частными и платными. Центральное место занимало обучение литературе, а также музыкальное образование. С 12 лет ребенок начинал упражняться в пятиборье.

Все юноши с 18 до 20 лет должны были пройти двухгодичный курс в эфебии, целью которого была военная подготовка. Характерной особенностью афинского образования является становление и развитие философских школ. Женское образование в Афинах ограничивалось рамками семейного воспитания.

Девочка получала элементарные знания в чтении, письме, музыке, но основное время было занято рукоделием. [8]

В эпоху эллинизма греческая культура получила широкое распространение на большей территории. Этот период характеризуется сменой греческой личности на независимого в суждениях человека. На первое место выходит мусическое образование (от греч. musike — общее образование — духовная культура, букв. — искусство муз).

Получают развитие государственные учебные заведения, они существуют на платной основе, однако облегчается доступ детям свободнорожденного населения. В программу обучения включаются риторика, математика, география.

В преподавании впервые используются дидактические пособия (географические карты, небесные глобусы), однако упражнения в гимнастике и военном искусстве все еще являются актуальны. Школы не подразделяются по гендерному признаку. [4] Именно в этот период начинают выделяться ступени образования: начальная, средняя, высшая.

Содержание образования представляется «семью свободными искусствами», которые стали основой для формирования содержания образования в европейской образовательной традиции. Они включали в себя тривиум (грамматика, риторика, диалектика) и квадриум (арифметика, геометрия, астрономия и музыка). В школах практиковались диспуты, изучалась астрономия, философия, математика.

[6] Данные школы готовили в основном политических деятелей. Военная подготовка осуществлялась в легионах. Деятельность всех образовательных учреждений курировалась государством, что способствовало распространению образования и увеличению числа школ. Также в этот период учителям начинают выплачивать жалованье. [8]

Педагогические идеи времен античности ярко иллюстрируются философией того времени. Так древнегреческий философ Демокрит предлагает развернутую теорию познания. Он выделяет две разновидности знания: чувственное и рассудочное, причем первое лежит в основе второго.

Также впервые в истории педагогики Демокрит говорит о необходимости сочетания воспитания и развития внутренней природы ребенка (принцип природосообразности). Этот философ обосновал важность воспитания внутри семьи как значимый этап в развитии ребенка, при котором пример родителей играет решающую роль.

[3] Несколько позже другой древнегреческий философ Сократ определяет цель воспитания не как овладение комплексом моральных норм и установленных в обществе правил, а как формирование мыслительных и познавательных способностей человека. По мнению философа, каждый человек должен интериоризировать такие качества как верность, честность, честь, дружба.

По мнению Сократа, цель воспитания можно достичь через диалог. Сократ как никто другой в свое время довел до совершенства технологию диалога с учеником, или сократической беседы. Он первый использовал в процессе обучения индуктивные доказательства и абстрактные понятия.

Главной задачей диалога являлось постановка проблемы там, где ранее обучающийся ее не замечал, на следующем этапе педагог с помощью наводящих вопросов подводил ученика к истине (в споре рождается истина). Финал сократической беседы характеризовался формулировкой общего понятия или определения. Ученик Сократа Платон основал Афинскую философскую школу.

Философские идеи Платона тесно связаны с развитием знания, постигающего гармонию между реальным миром и творческим началом, заложенным в человеке. Другими словами сущность познания заключается в «припоминании» высших идей, которые влияют на формирование человека как личности. Таким образом, была поставлена проблема факторов, влияющих на развитие личности.

Еще один из значимых мыслителей того времени Аристотель, продолжил исследование данной проблемы и выделил три основные группы: внешние факторы (окружающий мир), внутренние факторы (силы, развивающие задатки), а также фактор целенаправленного воспитания. По мнению Аристотеля, воспитание требует всестороннего развития: физического, нравственного, эстетического и умственного.

Аристотель стал основоположником периодизации воспитания. Его идеи оказали влияние на развитие педагогических взглядов и эволюцию образования в целом. [1] Позже идеи Аристотеля получили развитие в трудах Марка Фабия Квинтилиана, практикующего педагога и юриста того времени, сформулировавшего последовательную концепцию обучения ораторскому искусству.

Данным педагогом также была высказана идея о том, что образование должно быть государственным, а школы и учителя должны находиться на содержании казны. В соответствии со взглядами Квинтилиана в обязанности учителя входит умение вызвать интерес к обучению, стремление быть примером нравственного поведения. Эти взгляды оказали большое влияние на теоритические и практические методики обучения последующих эпох. [10]

Школа, как и общество в целом, стоит на распутье исторических дорог, претерпевая изменения, связанные с особенностями конкретного исторического периода, основанных на своих прошлых ошибках и достижениях.

Способность повернуть взгляд педагогики, как науки, на саму себя, в разрезе различных исторических эпох, позволяет преодолевать проблемы, связанные с эффективностью обучения новых поколений..

[2,9] Во все времена, равно как и сейчас, актуальными являются знания современности, наше время содержит в себе опыт прошлого, множественность технических средств, большая обусловленность взаимодействия индивидов через высокотехнологичные средства обмена информацией.

Однако во времена античности и до настоящего времени, процесс воспитания и образования включает в себя привитие не только «семи свободных искусств», но и формирование в следующих поколениях таких качеств личности как честность, мужественность, благородство, доброта и т. п. Осознание учителем сегодня важности не просто передачи знаний, но и целенаправленному воспитанию вечных ценностей будет являться залогом становления полноценного и порядочного общества.

Литература:

  1. Аристотель. Собрание сочинений: В 4 т. М., 1984.
  2. Беляев В. И. Педагогика А. С. Макаренко: традиции и новаторство. М., 2000.
  3. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию М., 1995.
  4. Джуринский А. Н. История педагогики. М., 2000.
  5. Жураковский Г. Е. Очерки по истории античной педагогики. М., 1963.
  6. Андреева И. Н., Буторина Т. С., Васильева З. И. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. М., 2001.
  7. История педагогики / Под ред. А. И. Пискунова. М., 2001.
  8. История педагогики и образования: от зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. А. И. Пискунова. М., 2001.
  9. Лихачев Б. Т. Философия воспитания. М., 1995.
  10. Моздалевский Л. Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших и до наших времен: В 2 кн. СПб., 2000.
  11. Педагогика народов мира: история и современность / Под ред. К. И. Соловьевой. М., 2001.

Основные термины (генерируются автоматически): Спарта, время, Афины, развитие, школа, воспитание, древнегреческий философ, сократическая беседа, военная подготовка, особое внимание.

Источник: https://moluch.ru/conf/ped/archive/306/14447/

5 С истории педагогики

ГлавнаяПедагогикаПедагогикаПредыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Человечество от поколения к поколению передает свой опыт, совершенствует его. Одним из аспектов этого опыта е воспитания

зависимости от методологических позиций ученые по-разному объясняли природу воспитания. Представители биологической теории (французский этнограф. Ш. Летурно, 1831-1902), английский социолог. Г.

Читайте также:  Что делать, если ребенок заболел и не хочет пить лекарство?

Спенсер, 1820-1903)) считали, что воспитание не является специфической, характерной особенностью человеческого общества, что оно — биологическое явление, присущее всем живым организмам. Сторонники психологической теории (американский исто рык и теоретик педагогики. П.

Монро, 1869-1947) убеждены, что воспитание основывается только на бессознательном желании детей подражать поведению взрослых, а подражание е механизмом, сущностью, воспитательного пр оцесу. Согласно религиозной теорией (немецкий педагог. К. Шмидт, 1819-1864), в воспитании человека проявляется прежде творческое действие.

Бога, который, создав людей, дал им и способности воспитывать детей. Представь ники трудовой теории (немецкий философ. Ф. Энгельс, 1820 — 1885, английский социолог. Л.

Морган, 1818-1881) утверждали, что толчком к возникновению воспитание было производство простейших орудий труда и связанная с этим необходимость передачи молодому поколению знания и умения их изготовления и пользования ими. Однако все ученые соглашаются, что воспитание возникло из потребности родителей передать детям у это то, что они создали в своей практике, свои взгляды на окружающую действительность. Такое передачи опыта и взглядов является одной из важнейших предпосылок существования и развития обществ суспільства.

Много информации о содержании и методику воспитания в первобытном обществе дают этнографические описания и этнологический анализ, наблюдение за племенами, до сих пор остались на очень низком уровне обще ильного развития. Первобытнообщинный строй существовал сотни тысяч лет. В своем развитии он преодолел этапы первобытного стада, родовой общины, распада. В каждом из них воспитание подрастающего поколения мало своих й особенностисті.

На этапе развития первобытного стада (с древнейших времен до 200 тыс. лет назад) произошло завершение процесса биологической становления человека. Никаких организованных форм воспитания тогда не существовало. Дети первобытных племен через наблюдение и подражание перенимали опыт взрослых.

Принимая непосредственное участие во всех видах деятельности (сбор плодов, охота, рыболовство, обустройства жилья, изготовлен ния орудий труда и др.), они постепенно привлекались к жизнедеятельности стада. Воспитание осуществлялось в процессе трудовой деятельности через подражание, но не было планомерным.

На этом этапе возникают элементы обучения. Взрослые учили детей соблюдать племенных традиций, передавая им то, что знали сами.

Это касалось определенных правил гигиены, половых отношений, сохранения здоровья, соблюдение добри х обычаев, получения жизненной мудрости их передавали из поколения в поколение как абсолютные истинытні істини.

По родового строя (примерно 10 тысяч лет назад) человек приобретает всех основных антропологических качеств, ее социальные параметры начинают доминировать над остатками зоологического индивидуализма, она опа ановуе связную речь. Человеческие стада превращаются в коллективы родственников — роды.

Для периода расцвета родового строя характерны коллективизм и кооперация родственников в трудовых процессах, загальнородова или зага льноплеминна собственность на основные средства производства, уравнительное распределение продуктов охоты, рыболовства и других отраслей хозяйства.

Формируются религиозные представления, оказывая значительное влияние на вос ния подрастающего поколенияння.

Развитие общественной жизни первобытных людей обусловил соответствующие изменения в их воспитательной практике их цель заключалась в передаче подрастающему поколению трудовых навыков, способов поведения, религиозных представят ень, традиций, обычаев и обрядов.

Содержание и характер воспитания детей зависели от условий и характера производственной деятельности взрослых.

В родовой общине семья делилась на три возрастные группы: дети и подлет ки, которые принадлежали всей общине; взрослые, были полноценными и равноправными участниками жизни и труда, лица пожилого возраста, кормили и ухаживали детей (древнерусское слово»воспитание»имеет корень» питать»(кормить) и префикс»вос», который означает рост вверх).

К 10-12 лет мальчики и девочки воспитывались вместе и жили на половине своих матерей, ходили с ними собирать растительную пищу, играли в свободных ный время. С началом полового созревания хлоп эти-подростки переходили в состояние холостяков и вдовцов, а девушки — в состояние женщин тех пор они жили и воспитывались отдельно.

Ребят готовили преимущественно в мужских видов деятельности (охоты, рыболовства, изготовление орудий труда), девочек — к женским (сбор растительной пищи, ведение домашнего хозяйства, ухода за маленькими детьми). Воспитание осуществлялось привлечением детей к конкретным видам трудовой деятельности, они включались в систему производственных отношений и межличностных отношений взрослых людижособистісних стосунків дорослих людей.

Важным этапом в воспитании подрастающего поколения была организация его перехода в группу взрослых, который сопровождался специальными ритуалами — инициацией

Инициация (лат initiatio — делать таинство) — система испытаний, церемония посвящения подростков в полноправные члены коллектива

Этому событию предшествовала длительная специальная подготовка инициации подвергали как парней, так и девушек, но более распространены они были относительно ребят.

Прохождение различных испытаний (голодом, огнем, обрезанные нням, битьем палками) было засвидетельствовать наличие у молодого человека физических и духовных качеств, соответствующих требованиям общества к индивиду, вступает на путь активной общественной жизнитя.

На последних этапах развития матриархата появились первые в истории заведения для жизни и воспитания подрастающего поколения, отдельно для мальчиков и для девочек.

Здесь их приучали к исполнению религиозных обряд дов и праздничных ритуалов, учили игр, танцев, пения, рассказывали об истории рода и племени. Такие заведения создавала родовая община в интересах всего общества, у них доминировали демократические порядк и.

К воспитанию детей привлекали обогащенных опытом, опытных жителей рода, которые были первыми в истории человечества воспитателямями.

С развитием производительных сил сформировалась новая организация родового общества — патриархат. Общество перешло от мотижного к плужного земледелия, от разведения домашних животных — к скотоводству а следовательно и к новому разделению труда между полами.

Руководящую роль в обществе исполнял мужчина, а женщина вела домашнее хозяйство. Возникла моногамия, а с ней — большая патриархальная семья, происходил пер. Эхидо к патриархальному поселения.

В такой семье жена и дети подчинялись главе семьи, что не могло не сказаться на их воспитаниеанні.

Воспитание подрастающего поколения родовая община поручала опытным, специально предназначенным людям, оно начало выделяться как особая форма общественной деятельности расширяли и углубляли его содержание и программы испытаний.

Сформировались первые в истории человечества организационные формы воспитания: детские игры, традиции, обычаи, ритуалы, обряды, во время которых детям прививали определенные правила и н ормы поведения.

Важную роль играла и устное творчество (предания, легенды, мифы, песни, пословицы, загадки, сказки и т.д.), а также табу — религиозные запреты на использование предметов, действий, слов, нарушь ения которых, как считалось, вызывает казнь сверхъестественных сил.

Все эти формы и средства воспитания были органической частью жизни первобытного общества, а дети воспитывались, принимая непосредственное участие в этом же. ИТТитті.

В период развитого патриархата возникает так называемое узелковое (предметное) письмо — объединение разных знаков, с помощью которых передавались важнейшие жизненно необходимые знания и навыки.

С распадом п первобытного строя появилась первоначальная форма письменного уведомления или записи — пиктография, т.е.

рисуночный или образное письмо, которое состояло из отдельных рисунков или связной композиции, реалистично аб в условно отражали предметы, события. Эти изображения наносили на кору бересты, кожи, костики.

Для периода распада первобытного строя (7-6 тысяч лет назад) характерно возникновение соседских общин, становления моногамной семьи, сословное и имущественное расслоение общества. Эти изменения в общественном ро озвитку сказались на воспитании. Прежде возросла роль семейного воспитания.

В семье дети учились труда, усваивали нормы и правила поведения, религиозных обрядов. Формирование сословий (вожди, жрецы, ста рийшины) преобразовать общую цель воспитания в отдельные цели для каждого состояния. Идеал вождя ориентировал воспитания на подготовку к войне и руководства общиной.

Идеал жреца предусматривал развитие интеллекта и подготовку к отправки религиозных обрядов и ритуалов. Основой идеала общинников была подготовка к труду. Господствующие группы населения пытались отделить умственное воспитание от физического труда.

Они сосредоточили в своих руках зачатки знаний (пиктографическое письмо, обмер полей, предсказания наводнений, ориентирование по звездам, приемы лечения), окутав их таинственностью, мистикой.

Помещения для молодежи по постепенное превратились в специальные учреждения для детей знати, которым передавали эти знания. Детей, которые учились в этих заведениях, освобождали от физического трудаичної праці.

В этот период сосуществовали элементы общественного и семейно-сословного воспитания, которое находилось под контролем общины время оно теряло при родословную сообщений ний и ненасильственный характер, поскольку посы илювалы тенденции авторитаризма в воспитании, все чаще использовалось наказания как метод воспитательного воздействия.

Это было обусловлено несоответствием сословного воспитания непосредственным потребностям жизни ребенка, разрывом между ее непосредственной жизнедеятельностью и подготовкой к взрослой жизни, между целями воспитателя и целями питомца. Все это вызывало сопротивление воспитанника направленным на него воспитательным воздействиям.

Такой сопротивление преодолевался суровыми наказаниями (в том числе и физическими) или запугиванием младітей.

Рост объема человеческих знаний и необходимость передачи их подрастающему поколению обусловило выделение процесса воспитания, который осуществлялся в непосредственной трудовой деятельности, в специально организ зированный процесс умственного воспитания и обучения. А это требовало специально подготовленных людей, для которых воспитание стало сферой профессиональной деятельностиі.

Итак, за первобытнообщинного строя воспитание как общественное явление преодолело путь от стихийного и ограниченного по содержанию и методике в специально организованных форм интеллектуальной подготовки подрастающего поколения. Его содержание и методика углублялись и расширялись в следующих общественно-экономической формациих.

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Источник: http://uchebnikirus.com/pedagogika/pedagogika_-_fitsula_mm/z_istoriyi_pedagogiki.htm

История развития педагогических идей

С возникновением общества появилась и традиция передачи накопленного опыта молодому поколению. Долгое время этот процесс происходил естественно. Так, в первобытном обществе передача социального опыта осуществлялась в основном через игровые и имитационные действия, то есть младшие копировали поведение старших.

Однако с увеличением объема передаваемой информации стал актуальным вопрос о повышении эффективности данного процесса. Общественная значимость успешной передачи информации стала возрастать.

Общество не могло бы существовать и развиваться, если бы молодое поколение, приходящее на смену старшему, вынуждено было начинать все сначала, без творческого освоения и использования того опыта который оно получило в наследство.

Итак, накопление человечеством знаний, развитие орудий и способов труда, их усложнение исторически привели к необходимости специально заниматься обучением и воспитанием детей. Каждому новому поколению необходимо было решить четыре основных задачи: — усвоить опыт предыдущих поколений; — обогатить и приумножить приобретенный опыт; — дать жизнь новому поколению людей;

— передать новому поколению людей все то, что усвоено, понято и принято (свои знания).

Процесс передачи знаний от старшего поколения к молодому получил название педагогического и является наиважнейшим с древних времен. Так, например, по античным законам отец обязывался обучать своего сына какому-либо ремеслу, а если он этого не делал, то сын мог не кормить отца в старости.

В Древнем Вавилоне, Египте, Сирии учителями чаще всего были жрецы, а в Древней Греции — наиболее умные, талантливые вольнонаемные граждане: педономы, педотрибы, дидаскалы, педагоги.

В Древнем Риме от имени императора учителями назначались государственные чиновники, хорошо знавшие науки, но главное, много путешествовавшие и, следовательно, много видевшие, знавшие языки, культуру и обычаи разных народов.

В древних китайских хрониках, дошедших до наших дней, упоминается, что еще в хх в. до Н.Э. В стране существовало министерство, ведавшее делами просвещения народа, назначавшее на должность учителя мудрейших представителей общества.

В средние века педагогами, как правило, были священники, монахи, хотя в городских школах, университетах ими все чаще становились люди, получившие специальное образование.

Читайте также:  Если ваш ребенок не успевает за школьным курсом

В Киевской Руси обязанности учителя совпадали с обязанностями родителя и властителя.

В «Поучении» Мономаха раскрывается основной свод правил жизни, которым следовал сам государь и которым советовал следовать своим детям: любить свою Родину, заботиться о народе, творить добро близким, не грешить, уклоняться от злых дел, быть милостивым, Он писал: «Что умеете хорошо, то не забывайте, а чего не умеете, этому учитесь … Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а что не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленись ни на что хорошее …»». В Древней Руси учителей называли мастерами, подчеркивая этим уважение к личности наставника подрастающего поколения. Но и
мастеров-ремесленников, передававших свой опыт, называли, и сейчас, как известно, называют уважительно — «учитель».

Термин педагогика — греч. Paidagogike (детовождение, дето водство) возник в Древней Греции.

Педагогом в Древней Греции называли раба, который в буквальном смысле слова брал за руку ребенка своего господина и сопровождал его в школу Постепенно термин «педагогика» стал употребляться в более общем смысле для обозначения искусства «вести ребенка по жизни», т.е. воспитывать его и обучать, направлять духовное и телесное развитие. Со временем накопление знаний привело к возникновению особой науки о воспитании детей.

Древнегреческие корни имеют и ряд других педагогических терминов: гимназия — gumnasion и др.

Однако развитие педагогики от Древней Греции до Средневековья еще не было периодом развития науки. Наука о воспитании сформировалась значительно позже.

В то время в наиболее развитых странах древнего мира — Греции, Египте, Индии, Китае шел процесс обобщения воспитательного опыта, сбора информации и аккумуляции ее в философии — науке, которая положила начало первым педагогическим системам.

По характеру системы педагогических знаний выделяют три периода развития педагогики как науки: 1-й период — педагогические знания донаучного периода — систематизированные на основе эмпирического опыта воспитания и образования в форме народной мудрости поколений.

В современных условиях эту систему знаний относят к народной педагогике, основой которой является семейное и общественное воспитание, народное творчество, народная мудрость, нашедшая свое отражение в афоризмах, крылатых фразах, пословицах и поговорках, заповедях, сказках, традициях и обычаях народа. 2-й период — возникновение теоретических и педагогических концепций, для построения целостной системы светского образования. Этот период характеризуется прежде всего педагогическими идеями и положениями, содержащимися в философских системах древности.

3-й период- Античность. Древние философы в своих трудах уделяли достаточно много внимания вопросам воспитания и формирования личности человека (Демокрит (ок. 470 или 460 — нач. IV в. до н.э.), Сок/ч т (ок. 470-399 до н.э.), Платон (428 или 427-348 или 347 до нз.),Аристотель (384-322 до н.э.), Эпикур (341-270), Квинтипиан (ок. 35-ок. 96) и др.).

Демокрит — важнейший представитель древнегреческой философии. Во многих своих трудах касался вопросов педагогики. Дожившие до наших дней его крылатые афоризмы и сегодня не утратили своей актуальности.

Например: «Учение вырабатывает прекрасные вещи только на основе труда»; «Природа и воспитание подобны.

А именно воспитание перестраивает человека и, преобразуя, создает природу»; «Хорошими людьми становятся больше от упражнения, чем от природы».

Сократ поднял вопрос о существовании в творчестве нравственного начала, рассматривал творчество как духовную деятельность челове ка. Большое внимание в своих трудах уделял вопросам деятельности личности и самосознанию творящего субъекта, а также необходимости об щения, ибо считал творчество продуктом взаимодействия людей.

Платон, ученик Сократа, высоко ценил роль воспитателя в обществе. Считал, что если плохо свою работу будет выполнять башмачник, то интересы государства не будут сильно ущемлены, ибо население будет всего лишь хуже обуто, но в случае, если воспитатель станет хуже выполнять свою работу, то это породит на свет целое поколение невежественных людей.

Аристотель выступал за развитие трех главных, на его взгляд, сторон души человека: разумной, нравственной и волевой.

Период Античности знаменит также своими системами воспитания — спартанской и афинской, которые можно рассматривать в качестве родоначальниц многих направлений современного образования.

Образование в Спартанском государстве было привилегией рабовладельцев. Главной была общественная система воспитания. Дети (мальчики и девочки) рабовладельцев с 7 до 15 лет вне семьи учились чтению, письму, счету и очень много занимались военно-физической подготовкой.

В возрасте с 15 до 20 лет юные спартанцы получали музыкальное воспитание (хоровое пение), не прекращая усиленной физической и военной подготовки. Особое внимание в спартанских школах уделяли умению метко и кратко отвечать на заданные вопросы.

По преданию, этим искусством особенно славились жители Лаконии (область Спарты), отсюда пошло известное выражение «лаконичный стиль». В возрасте около 20 лет молодые спартанцы подвергались итоговым испытаниям, главным из которых было испытание на выносливость: юношей публично секли у алтаря Артемиды.

Выдержав испытание, они получали оружие, становились полноправными спартанцами и начинали принимать участие в систематических избиениях рабов с целью держать их в постоянном страхе.

Некоторые принципы спартанского воспитания пережили века и с поправкой на современные нормы: выносливость, непритязательность, скромность культивируются и в нашей жизни, особенно в военных учебных заведениях.

Более полной и развитой по сравнению со спартанской была афинская система воспитания. Дети в Афинах до 7 лет находились в сфере домашнего воспитания. Воспитание девочек этой сферой и ограничивалось. А мальчики с 7 лет обучались в частных и платных школах.

В школе грамматиста они учились основам грамоты, а несколько позже одновременно занимались музыкой, пением, декламацией в школе кифариста. С 12-16 лет подростки в школе палистра занимались гимнастикой и пятиборьем (бег, борьба, прыжки, метание копья и диска).

Юноши из наиболее знатных семей с 16-18 лет продолжали образование в гимназиях, где изучали философию, литературу, политику. Самый высокий уровень образования давала эфибия, куда поступали юноши в 18-20 лет.

В эфи-бии юноши продолжали изучение политических наук, изучали законы Афинского государства и одновременно проходили курс профессиональной военной подготовки. Окончание двухлетнего обучения в эфибии означало, что ее выпускники стали полноправными гражданами Афин.

Аристократический характер афинского образования проявлялся не только в том, что оплатить его могли только очень богатые люди, но и в том, что оно отличалось полным презрением к физическому труду, который был только уделом раоов.

Риторская школа Квинтилиана одной из первых получила статус государственного учебного заведения. Квинтилиан исповедовал принципы гуманистической ненасильственной педагогики. Он обосновал и применял в своей педагогической практике три метода обучения и воспита ния: подражание, наставление и упражнение.

По убеждению Квинтилиана, школьное образование имеет гораздо больше достоинств, чем до машнее (индивидуальное). Его главный научный труд «Наставление и ораторском искусстве» — это гораздо больше, чем руководство по изучению риторики, это по сути — педагогика современного Квинтилиану образования.

Вот почему научная педагогика ведет свою историю от Квинтилиана, а его знаменитый труд считается первым среди научных трудов по педагогике.

Трактат Квинтилиана подвел своеобразную черту под развитием античной педагогической мысли. В нем содержались предложения но развитию речи, а также по умственному и моральному воспитанию детей и подростков. Данный труд долгое время изучали во всех школах риторики.

Средневековье. Период от падения Римской империи (V в.) до первых революций (XVI в.) — это эпоха средних веков, характеризующаяся безраздельным господством церкви. В период средневековья воспита ние носило духовный характер. Его проблемами занимались философы богословы.

В связи с этим в педагогике того времени основу составляли идеи повиновения и аскетизма, принципы догматического и схоластического обучения. Применение таких методов, как зазубривание, угрозы, наказания (в том числе и телесные) стали нормой в воспитании детей.

Яркие представители этого времени (Августин (354-430), Фома Аквинский (1225-1274)) и др.

В странах Востока школа в содержании образования и в методах преподавания отражала господствующие там религиозные идеологию и мировоззрение (индуизм, буддизм, ислам) и верно служила интересам церковных и светских феодалов.

В Западной Европе монополия церкви на образование видна уже из простого перечисления типов школ: при ходские (при церковном приходе), монастырские (при монастырях), соборные или кафедральные (при епископских резиденциях).

Во всех этих школах дети 7-15 лет обучались основам грамоты, религиозным догма там и пению псалмов и молитв.

Эпоха Возрождения. Мощный импульс к развитию педагогики дала эпоха Возрождения (XIV-XVI вв.). В 1623 г.

англичанин Фрэнсис Бэкон (1561-1626) вычленил педагогику из системы философских знаний как отдельную науку в своем трактате «О достоинстве и увеличении наук» (1623 г.).

Он назвал педагогику самостоятельной научной дисциплиной среди других отраслей знаний. Таким образом, была признана огромная роль педагогики в развитии общества, что привело к ее более активному развитию.

Период Возрождения выдвинул также идею гуманистического воспитания и всестороннего развития личности.

Поменялась направленность методов воспитания, которые стали основываться на уважении личности ребенка, обращении к нему как к высшему началу бытия, вере в его волю и разум и ориентации на его творческое начало.

Эти идеи развивали такие педагоги-гуманисты, как Эразм Роттердамский (14691536), ФрансуаРабле (1494-1553), Мишель Монтень (1553-1592). В их трудах идеалом выступала раскрепощенная творческая личность.

Начало самостоятельности педагогики как науки связывают с именем великого чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670).

Выпущенный им в Амстердаме в 1657 году труд «Великая дидактика» является одним из первых научно-педагогических трудов. Он до сих пор представляет интерес для педагогов.

Ядро современной теории обучения составляют большинство сформулированных в нем положений: предложенная классно-урочная система обучения, методы и принципы и т.д.

Я. А. Коменский доказал, что организация учебного процесса должна быть направлена на формирование у детей желания учиться. Одно из условий обеспечения познавательных стремлений-положительная мотивация учения. Поддержка интереса происходит благодаря положительному отношению к детям, похвале, использованию занимательного материала.

Великого чешского педагога интересовали также вопросы нравственности, которую он считал выше учености.

В это же время вопросами педагогики, поставив акцент на воспитании, занимался английский философ и педагог Джон Локк (16321704).

В своем главном труде «Мысли о воспитании» он предложил систему воспитания джентльмена — образованного, уверенного в себе молодого человека, умеющего вести коммерческие дела.

Из всех направлений воспитания Джон Локк особое внимание уделял нравственному и физическому.

Активную борьбу со схоластикой вели французские просветители XVIII в Д. Дидро (713~17U), К. Гельвеций (17'15-1771),Ж. Ж. Руссо.

Жан-Жак Руссо предложил модель общества, в котором гармонично сочетается природное и социальное развитие человека. При этом огромную роль отводил воспитанию природой, людьми и вещами. Среди дидактических принципов, которые содействуют воспитанию природой, Ж.Ж. Руссо выделял необходимость восприятия обучения с удовольствием, а таюке познание путем опыта.

Под воспитанием природой им понималось внутреннее развитие способностей и органов. В природу человека Руссо включал ряд склонностей, которые подчинены стремлению к действию и должны развиваться на каждом определенном этапе воспитания. Главное — это правильная организация воспитательно-образовательной системы.

Читайте также:  Общее понятие о педагогических источниках и педагогическом источниковедении

Воспитание должно быть свободным, а главная цель его — подготовить воспитанника к жизни в обществе.

Идеи французских просветителей легли в основу творчества великого швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци (1746-1827). Целью воспитания он считал саморазвитие природных сил и способностей человека, постоянное его совершенствование, развитие нравственности. Им была выдвинута идея развивающего и воспитывающего обучения.

Выдающийся немецкий педагог Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (1790-1866) исследовал противоречия, присущие всем педагогическим явлениям, выступал против религиозного и сословного воспитания, считал, что воспитание должно способствовать гармоничному развитию физических и духовных сил человека.

В XIX веке Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1871) — основоположник русской педагогической науки в России — принес мировую славу русской педагогике.

Он считал необходимым переустройство всей системы образования и ее тесную связь с наукой. Его педагогические взгляды строились на принципах народности, воспитания в труде, самобытности русской педагогической науки.

Рассматривал воспитание как всестороннее развитие человека.

Основой для становления и развития современной педагогики как научной системы стал диалектический подход к теории развития личности, общества, человечества; целостный, всесторонний подход к формированию личности представлен трудами А. С. Макаренко, В. Сухомлинского, С. Шацкого, А. Пинкевича и др.

Антон Семенович Макаренко (1888-1936) разработал методику трудового воспитания, выдвинул и проверил на практике основные принципы создания и педагогического руководства детским коллективом, и изучал проблемы воспитания детей в семье. Огромное внимание уделин проблеме воспитания коллектива и через коллектив. Его педагогические взгляды изложены в книгах: «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях», «Книга для родителей».

Василий Александрович Сухомлинский (1918—1970) исследовал моральные проблемы молодежи. Широко известны его труды: «Руководство учебно-воспитательной работой в школе «Верьте в человека», «Павлышская средняя школа», «Сердце отдаю детям», которые и сегодня сохраняют свою актуальность.

В 1980-1990-х гг. в России возникло направление педагогики сотрудничества. Ее представители Ш.А. Амонашвили, С.Н. Лысенкова, В.Ф. Шаталов и др. — в обучении и воспитании ставили акцент на развитии творческого потенциала ребенка, вере в него и сотрудничестве с ним.

Источник: https://psyera.ru/istoriya-razvitiya-pedagogicheskih-idey-703.htm

Возникновение и развитие педагогики

Педагогика как наука о воспитании, основы которой заложены в передаче опыта и активного его усвоения подрастающим поколением, зародилась в давние времена. Связано это с поэтапным историческим развитием человеческого общества.

Еще в первобытном обществе с разделением труда возникла специально организованная деятельность по приобщению детей к тем занятиям, которые поддерживали жизнь взрослых людей: охота, собирательство, земледелие, приготовление пищи.

Старшие не только прививали младшим трудовые навыки, но и рассказывали о традициях и обрядах, действующих в конкретном роде и племени, обучали нормам поведения, знакомили со сложившимися преданиями и верованиями.

К этому же времени можно отнести и появление роли педагога, осуществлявшего данную деятельность, но воспринимавшегося в тот период, прежде всего, как наставник.

Педагогика в Древнем мире непременно была связана с развитием письменности и чтения, с правилами которых знакомили в первых центрах обучения при храмах и царских дворцах.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Первые шаги на пути к становлению системы образования были сделаны в странах Древнего Востока. Именно там возникают прототипы современных школ, отличавшиеся однако по характеру реализуемой деятельности. Так, существовали жреческие школы, готовившие служителей культа, дворцовые школы для подготовки писцов-чиновников, а также школы военного дела.

Круг преподаваемых дисциплин был довольно широк. Например, в Вавилонских школах помимо письма, счета и чтения, изучали право, астрологию, медицину и цикл религиозных дисциплин. Обучение длилось около десяти лет, и было весьма дорогим, что делало его недоступным для детей ремесленников и землевладельцев.

Занятия продолжались с утра до позднего вечера и нередко применялись телесные наказания.

В период расцвета Древней Греции и Древнего Рима, именуемого эпохой античности (III тыс. до н.э. — V века н.э.) происходило дальнейшее развитие школ и воспитательного процесса. Тогда и входит в употребление сам термин «педагог» греческого происхождения, обозначавший рабов, сопровождающих детей своих хозяев в школу и прислуживающих им на занятиях.

Первым профессиональным педагогом принято считать римлянина Марка Фибия Квинтилиана, отмечавшего, достичь гармонии человеку можно за счет правильно организованного обучения с упором на общегуманитарное развитие детей.

Квинтилиан впервые высказал идею о требованиях, предъявляемых к личности учителя, среди которых совершенствование своих знаний, любовь к детям и уважение их личности.

Своими педагогическими высказываниями в форме философских идей стали также известны великие мыслители Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон.

Система греческого воспитания строилась на существовании образа идеального человека, развитого умственно, физически и нравственно. Педагоги стремились максимально расширить кругозор подрастающего поколения, большое внимание уделяли развитию чувства прекрасного. В связи с этим каждый ребенок стремился быть самым лучшим и достичь славы в жизни.

Иной порядок воспитания и обучения господствовал в Спарте, где духовное невежество и безграмотность мало учитывались, а преимущество отдавали развитию физических качеств и военной подготовке.

В римских школах предпочтение отдавали изучению грамматики и системы права. Для лиц аристократического происхождения действовали риторские школы, в основе которых лежало овладение ораторским искусством.

Педагогика в эпоху Средневековья и Нового времени

В эпоху Средних веков (V–ХVII вв.) в сфере образования господствовала церковь и ее деятели, в руках которых сосредоточились ценнейшие письменные источники на латинском языке. Школы действовали при храмах и соборах и в большинстве своем отражали религиозную идеологию и мировоззрение.

В Западной Европе параллельно церковным школам сложилась особая рыцарская система воспитания для светских феодалов, в основе которой лежали «семь рыцарских добродетелей» (верховая езда, плавание, владение копьем, фехтование, охота, игра в шахматы, стихосложение или игра на музыкальных инструментах).

Постепенно с развитием городов и появлением мануфактур возникла потребность в повышении уровня образования. В этот период возникают самостоятельные образовательные центры – университеты (Парижский, Оксфордский, Кембриджский, Краковский), в стенах которых действовали богословский, юридический, артистический факультеты.

Западноевропейская педагогическая мысль была представлена именами ученых, писателей и философов, в числе которых Франсуа Рабле, Мишель Монтень, Эразм Роттердамский, а Востоке развивались идеи ученых–энциклопедистов: Аль-Фараби, Ибн-Сины, Омара Хайяма и других.

На Руси система образования начинает развиваться с появлением письменности и алфавита Кирилла и Мефодия (IХ в.). Народные суждения стали носить характер советов, правил и рекомендаций. Так зародилась народ¬ная педагогика, включавшая педагогические представле¬ния, наиболее полно проявлявшиеся в обы¬чаях, традициях, фольклоре.

После принятия христианства повсеместно открывались церковные и приходские школы, в которых обучение письму, чтению и счету тесно переплеталось с верой. Педагогическими памятниками письменности того времени считаются «Изборник Святослава», «Поучение князя Владимира Мономаха детям», «Домострой».

В начале XVII в. педагогика выделяется как отдельная отрасль научного знания. Этому способствовал трактат Ф. Бэкона «О достоинстве и увеличении наук», в котором он попытался классифицировать все науки.

Важный вклад в развитие зарубежной педагогики внесли многие деятели того времени. Среди них Коменский Я. А., сформулировавший целый блок дидактических принципов и выдвинувший идею классно-урочной системы обучения, Локк Дж.

, делавший акцент на психологических основах обучения, Руссо Ж.-Ж., заложивший основы «свободного воспитания», Песталоцци И., обосновавший теорию элементарного обучения всестороннего развития детей, Гербарт И.

, открывший понятие «воспитывающее обучение» и другие.

Видными представителями отечественной педагогической мысли по праву считают Ломоносова М. В., развивавшего идею об общеобразовательном и бессословном характере средней школы, Бецкого И. И., выступившего инициатором создания Смольного института благородных девиц, Радищева А. Н.

, высказавшего свое представление об идеале человека и его воспитании в духе демократических и антикрепостнических идей, Чернышевского Н. Г. и Добролюбова Н. А., занимавшихся проблемой женского воспитания и образования. Основоположником всей отечественной системы педагогики заслуженно признают Ушинского К. Д.

, являвшегося автором первого капитального труда по педагогической антропологии – «Человек как предмет воспитания». В то же время большое значение имеют педагогические труды Толстого Л. Н., реализовавшего в своей школе идею свободного воспитания, Лесгафта П. Ф., отводившего первостепенную роль семейному воспитанию, Пирогова Н. И.

, выступавшего с передовыми идеями о сущности и назначении общечеловече¬ского воспитания.

Развитие педагогики в ХХ веке

Основные изменения в школьном деле произошли после окончания Первой мировой войны (1918–1922гг.) и проявились в усилении централизации управления школами и продлении сроков обучения в начальной школе в большинстве стран.

Первоочередной задачей педагогической науки в демократических странах стала разработка модели нового человека, содержания, организации и методов его формирования. В это время развивается теория Д.

Дьюи о значении самостоятельно детского опыта под руководством учителя, система индивидуального обучения «Виннетка – план», система индивидуализированного обучения «Дальтон – план», предусматривавший совместное планирование учебной нагрузки учениками и учителями.

В 1919 году в Германии открылась школа для детей работников фабрики «Вальдорф-Астория», ставшая известной как Вальдорфская школа, инициатором и теоретиком которой стал Рудольф Штейнер. Основу его педагогической концепции составили идеи свободного воспитания и развитие личности ребенка через искусство.

В России после Октябрьской революции 1917 года и образования СССР система воспитания и обучения подверглась глубоким изменениям. Педагогика развивалась с учетом коммунистической идеологии, а важнейшей ее задачей стало воспитание физически здорового человека.

Образование было бесплатным и доступным, вводилось совместное обучение лиц обоего пола. Школа провозглашалась светским учреждением. Основной формой организации учебной работы был признан урок со строгим расписанием занятий. В конце года вводились обязательные проверочные испытания для всех учащихся по каждому предмету.

Значимыми деятелями педагогической науки данного периода считаются Макаренко А. С. (идея коллективного трудового воспитания), Сухомлинский В. А. (идея гуманизации школьного образования), Блонский П. П. (идея трудовой народной школы), Каптерев П. Ф. (учение о педагогическом процессе), Шацкий С. Т.

(эксперимент по созданию детского сообщества в процессе совместного производительного труда), Вахтерев В. П. (концепция «эволюционной педагогики»).

После Второй Мировой войны (1939-1945 гг.) для стран в целом было характерно прежде всего стремление к созданию единых систем образования и повышение общего интеллектуального уровня обучения.

Права человека и права ребенка, признанные международными конвенциями, во всем мире дали толчок развитию таких подходов к образованию и воспитанию, которые ориентированы на учет потребностей и возможностей духовного и физического развития личности.

Появляются и активно развиваются концепции развивающего, проблемного и программированного обучения (Давыдов В. В., Эльконин Д. Б., Лернер И. Я., Гальперин П. Я.).

Ряд социально-экономических явлений обусловил возникновение в сфере образования таких направлений, как экологическое воспитание и борьба с детской преступностью и наркоманией.

Также стала очевидна необходимость и неизбежность внедрения в образование компьютерных средств.

К концу ХХ века во всём мире были признаны принципы демократизации, гуманизации и гуманитаризации образования, его вариативность и альтернативность, национальный характер.

Сегодня педагогика не стоит на месте, а продолжает развиваться с появлением новых концепций, образовательных технологий, методов и средств обучения, способов организации учебно-воспитательного процесса, а также решений всевозможных педагогических ситуаций.

Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/vozniknovenie_i_razvitie_pedagogiki/

Ссылка на основную публикацию