Позиция учителя в педагогической деятельности.

Профессиональная позиция педагога

Профессиональная позиция педагога представляет собой сложное личностное образование, выражающее систему его отношений к своему месту и своей роли в образовательном процессе, к своим ученикам и коллегам как к субъектам совместной деятельности.

В позиции отражается вся сложная совокупность ценностного отношения человека к миру, система взглядов и установок личности педагога, определяющая выбор линий поведения в обществе и в школе, а также способов организации взаимодействия с учениками и всеми, кто имеет отношение к его профессиональной деятельности.

При определении своей профессиональной позиции педагог должен задуматься над такими вопросами: кем я являюсь для своих учеников и воспитанников? Для чего я иду к ним? Кем мои ученики и воспитанники являются для меня? Иначе говоря, профессиональная позиция — это, прежде всего, отношение педагога-профессионала к своей миссии в учебном учреждении, к своим ученикам и воспитанникам, которая предопределяет его действия и операции в общении с ними.

Кем же педагог может быть для своих учеников, в качестве кого он способен предстать перед ними? И кем могут быть ученики для него? Основываясь на выделенных в работе педагога приоритетах, можно определить пять основных видов его профессиональной позиции.

Педагог может видеть свою основную задачу в том, чтобы быть источником нужной и полезной информации для своих учеников.

Занимая такую позицию, педагог акцентирует свое внимание главным образом на источниках, откуда эту информацию можно почерпнуть, а также на способах ее изложения учащимся.

Как правило, он сосредоточивает свои действия и операции на том, чтобы выстроить подачу учебной информации в определенной логике, красочно оформить ее изложение, использовать при объяснении различные технические средства, наглядные пособия, интересные опыты и эксперименты.

Порой педагог бывает настолько увлечен самим процессом работы с информацией, что ученики для него как бы уходят на второй план.

Он понимает, что все, что он говорит и показывает, предназначено для учащихся, однако его захватывает роль интересного рассказчика, эдакого сказочника или даже волшебника.

Сам процесс подачи учебного материала интересует его больше, чем те, для кого этот материал предназначен.

Следствием такой позиции часто бывает то, что педагог не соизмеряет особенности изложения своей информации с особенностями ее восприятия учениками.

Ему кажется, что данная информация должна быть интересна для учащихся так же, как для него самого, что она несложна для понимания, что все ученики способны ее усвоить, а затем успешно применять в учебной работе.

Но поскольку педагог акцентирует свое внимание на изложении учебного материала, т.е. на своей работе, на себе, то он практически не обращает внимания на то, как этот материал воспринимается учениками. А те, в свою очередь, могут совершенно иначе относиться к этому материалу.

Он может быть для них абстрактен и непонятен, сложен для понимания в изложении педагогом или просто неинтересен. Поэтому при такой позиции возможны «потери» учителем некоторой части своих учеников.

Педагог может предстать перед учениками в роли человека, бдительно следящего за порядком в классе, в роли своеобразного надзирателя. С первых минут урока он подчиняет свои действия и операции дисциплинарным моментам.

По его мнению, все ученики должны четко встать при появлении педагога в классе, у каждого на парте должны быть все необходимые для урока учебные принадлежности.

Главная задача учеников — не отвлекаться и внимательно следить за действиями педагога, быстро реагировать на все его требования и вопросы.

Основной заботой педагога, придерживающегося такой позиции, является дисциплина в классе: чтобы ученики тихо сидели, внимательно слушали ответы своих одноклассников и объяснения педагога, все вместе открывали тетради и записывали то, что требует учитель. Если это соблюдается, урок доставляет учителю удовлетворение. Напротив, любые дисциплинарные отклонения со стороны учащихся вызывают раздражение и гнев педагога.

Учитель работает прежде всего на себя, а не на учеников. Во-первых, он отводит учащимся пассивную роль своеобразных марионеток, которые должны главным образом послушно реагировать на его действия.

Инициатива учащихся, как правило, им не очень-то приветствуется, так как это может нарушить привычный ход урока, создать помехи дисциплине.

Во-вторых, ориентируясь на дисциплинарные моменты, педагог отодвигает на второй план вопросы организации познавательной и практической деятельности учащихся: как создать интеллектуальное напряжение в классе? Как включить учащихся в поиски ответов на вопросы, возникающие в ходе исследования той или иной научной проблемы? Какие вопросы и в какой последовательности задавать на уроке, чтобы активизировать познавательную и практическую деятельность всех учащихся? Как убедиться в том, что учащиеся включены в познавательный процесс и что материал урока им понятен и доступен? Как его лучше закрепить?

Именно подобные вопросы должны стоять в центре процесса обучения. Поэтому такая позиция учителя также не создает благоприятных условий для плодотворного общения на уроке.

Учитель может занимать позицию «заботливой наседки», направляющей свои действия и операции на опеку и защиту своих «деток».

Педагог исходит из того, что его ученики — это еще маленькие неразумные существа, которых в жизни, и конкретно в учебном процессе, поджидают постоянные трудности, неприятности, преграды.

Поэтому он видит свою главную задачу в том, чтобы уберечь учеников от этих трудностей и неприятностей, максимально помогать им в преодолении всех препятствий.

Исходя из такой установки, педагог делает акцент на том, чтобы как можно подробнее объяснить учащимся новый материал, тщательно растолковать им самые трудные места, самостоятельно разобрать решения типовых задач.

Он делает все, чтобы облегчить ученикам путь в свой учебный предмет, чтобы не перенапрягать и не переутомлять своих «деток».

При опросе он внимательно следит за ответом каждого ученика, участливо кивает ему, чуть ли не после каждой верно произнесенной фразы, а в случае затруднения сам стремится быстренько исправить ошибку и подсказать ученику необходимую мысль.

Педагог создает для своих учеников своеобразные тепличные условия, которые выражаются в том, что он тщательно «обрабатывает почву», убирая из нее все «камешки и сорняки», заботливо «поливает каждый кустик» и своевременно «подкармливает» его, осторожненько «снимает каждый созревший плод» и аккуратненько «складывает» его в специально приготовленную ячейку.

Следует отметить, что ученикам довольно уютно в такой «теплице», они с удовольствием принимают позицию «своего» учителя и быстро привыкают к тепличным условиям обучения.

Более того, попадая к другому, «обычному» учителю, они сразу же ощущают различия в подходе к себе и довольно болезненно отмечают, что новый учитель «не такой», «невнимательный», «сердитый», «раздраженный», «безразличный».

Привыкнув к работе в условиях постоянной опеки и поддержки, ученики испытывают определенный дискомфорт без «своего» учителя и не могут реализовать свой потенциал.

Ошибочность такой позиции очевидна, поскольку сущность процесса обучения заключается не в том, чтобы учитель преподносил ученикам готовые знания и оберегал их от интеллектуального перенапряжения, а в том, чтобы педагог специально создавал для учащихся ситуации затруднений, ставил их в активную позицию исследователей различных вариантов решений учебных задач. Ведь школа в целом и каждый конкретный учитель в частности призваны готовить своих учеников к «самостоятельному полету», к поиску ответов на нестандартные жизненные вопросы, к действиям без посторонней помощи и поддержки. А учитель, занимающий позицию «заботливой наседки», упускает это из виду.

Одним из проявлений подобного опекунства со стороны учителя является растерянность его лучших учеников и выпускников на межшкольных олимпиадах, конкурсах и особенно на вступительных экзаменах в средние и высшие образовательные учреждения. Довольно часто обычные вопросы, задаваемые экзаменаторами, ставят их в тупик не из-за своей сложности, а из-за отсутствия привычной поддержки со стороны педагога.

Позиция невмешательства также характерна для некоторой категории учителей. Придерживаясь такой позиции, учитель не очень-то обременяет себя лишними заботами.

При подготовке к урокам он не утруждает себя поисками дополнительных источников информации и стремлением расширить свой методический арсенал: ему вполне хватает школьного учебника и методических рекомендаций, содержащихся в пособии по методике преподавания соответствующего предмета, либо им используются конспекты уроков прошлых лет.

При проведении урока учитель идет по пути наименьшего сопротивления. Его действия и операции подчинены не задачам развития учащихся, а собственным интересам. Объяснение нового материала он строит на содержании школьного учебника, порой настолько близко к тексту, что некоторые ученики даже сверяют его речь с текстом.

Довольно часто он вообще не утруждает себя объяснением учебного материала, а предлагает учащимся самостоятельно прочитать тот или иной параграф учебника.

При опросе учеников учитель довольствуется выслушиванием их пересказов содержания соответствующих параграфов, иногда задает 1 — 2 «дежурных» вопроса и на основании этого оценивает их ответы.

Педагог порой смотрит на своих учеников как на обузу, как на досадную помеху в решении собственных проблем. Находясь «рядом, но не вместе» с учениками, он стремится не брать на себя лишней работы, дополнительной ответственности за все то, за что могут спросить.

Он не любит дополнительных занятий со школьниками, не стремится к их участию в предметных олимпиадах, не заботится о проведении внеурочной работы по своему предмету.

Его вполне устраивает «мирное сосуществование» с учащимися, работа по принципу: «Вы мне не мешайте, и я вам не помешаю».

Учитель может занимать позицию старшего товарища, мудрого и заботливого друга и наставника учащихся.

Он видит свое назначение в том, чтобы понять каждого своего ученика, максимально учесть особенности его интеллектуального, физического и нравственного развития, оказать ему необходимую помощь и поддержку. Этому подчинены все основные действия и операции педагога.

Учитель не позволяет себе унизить учеников, поскольку настоящая дружба предполагает взаимное уважение каждой личности. В то же время он не допускает и панибратства с учащимися, не позволяет им «садиться ему на шею».

Такая позиция предполагает, что в памяти педагога сохранились воспоминания о его школьных годах, когда он сам, возможно, не всегда отличался прилежанием, дисциплинированностью и абсолютно отличной успеваемостью по всем предметам.

Как и у многих обыкновенных школьников, у него, вероятно, случались и неподготовленные домашние задания, и неудовлетворительные отметки по отдельным дисциплинам.

Поэтому сохранение в памяти особенностей многих характерных ситуаций своего детства позволяет учителю не идеализировать себя, не быть максималистом по отношению к своим ученикам, не требовать от них невозможного, с пониманием относиться к их затруднениям, ошибкам и недостаткам, по-родительски прощать их проступки.

Наряду с этим педагог не оставляет без внимания проявления у учащихся лени, небрежности, зазнайства, пытается активно бороться с безразличием к людям, с безнравственными поступками.

Максимально ориентируясь на своих учеников и желая им добра, учитель умеет, и призвать к порядку нерадивого, и пристыдить лентяя, и оказать необходимую помощь отстающему.

Он стремится к сотрудничеству с каждым учеником и с классом в целом.

Таким образом, профессиональная позиция педагога изначально предрешает характер его общения с учащимися, определенным образом программирует его взаимодействие с классом.

Как же должен вести себя педагог? Какое обращение использовать в общении с учениками и коллегами? Существуют ли какие-то рекомендации на этот счет?

Интересный подход к решению данной проблемы предлагает Н.Е. Щуркова, которая использует для в этих целях такие понятия, как «дистанционная позиция», «уровневая позиция» и «кинетическая позиция».

Дистанционная позиция отражает то расстояние по горизонтали, на котором могут находиться учитель и ученик. Эта позиция может быть далекой, близкой и «рядом».

При далекой позиции учитель обращается к ученикам и коллегам довольно официально: «Уважаемые господа учащиеся!» или «Милостивый Сергей Иванович!», «Товарищ директор!».

Когда педагог выходит на близкую позицию, то он использует более теплые обращения: «Мои дорогие!», «Мои любимые!».

О позиции «рядом» могут свидетельствовать обращения типа: «Друзья!», «Коллеги!».

Уровневая позиция отражает положение педагога и воспитанника по вертикали. Учитель может находиться «сверху», «снизу» и «наравне» с учеником.

Очевидно, в начале урока, когда предстоит поставить цель и наметить задачи, педагог находится «сверху», так как владеет инициативой, задает ритм урока, включает учащихся в учебную деятельность.

В ходе урока учитель может предоставить инициативу ученикам, дать им возможность проявить себя, показать свои способности. Здесь педагог как бы отступает на задний план и находится «снизу». Однако этот «низ» не унижает учителя, не умаляет его педагогической роли.

Читайте также:  Детская влюбленность

Напротив, раз учитель способен создать условия для возвышения ученика и при этом порадоваться его успеху, то, следовательно, он верно понимает и реализует свою педагогическую миссию — способствовать развитию инициативы, самостоятельности и субъектности у своих подопечных.

Когда же учитель анализирует отдельные моменты совместной с учащимися деятельности и использует выражения «Мы с вами…», он занимает позицию «наравне» со своими учениками.

Кинетическая позиция характеризует местонахождение педагога в различные моменты совместного движения со своими воспитанниками. Здесь педагог может находиться «впереди», «сзади» или «вместе» с учениками.

Например, когда учитель ведет свой класс в поход, то в начале пути, а также на самых ответственных участках (при переходе реки вброд) он находится «впереди». Педагог ведет школьников, задавая им направление, темп, показывая личный пример.

В ходе движения учитель может выдвинуть на роль лидера кого-то из учеников и тем самым сделать его направляющим. Заняв позицию «сзади», педагог получает возможность понаблюдать, как чувствуют себя менее сильные и менее подготовленные к походу ученики. На привале, у костра, учитель занимает позицию «вместе», т.е.

наравне с учащимися участвует в разбивке лагеря, в приготовлении обеда, в различных конкурсах.

Позиция педагога может быть открытой и скрытой. При открытой позиции учитель не скрывает своих намерений, открыто заявляет о них, а порой специально сообщает партнерам по общению свои взгляды, убеждения и задумки.

Например, учитель, ориентированный на поддержание порядка в классе, порой подчеркивает это в разговорах со своими коллегами и родителями учащихся: «Для меня главное — дисциплина!», «Может детям и не нравятся мои требования, но я считаю, что только так можно заставить их работать!»

Занимая скрытую позицию, педагог предпочитает не говорить о своих истинных намерениях либо сознательно упоминает о каких-то иных, второстепенных в данный момент деталях. В частности, позиция старшего товарища и заботливого друга учащихся многими учителями не рекламируется, ибо дружба проявляется не в словах, а во взаимоотношениях, поступках.

Таким образом, позиция педагога — это не что-то раз и навсегда установленное и неизменное. Напротив, позиция — это нечто динамичное и подвижное. Очевидно, задача педагога заключается в том, чтобы умело занимать ту позицию, которая наиболее целесообразна в конкретной ситуации общения с учениками.

Использованная литература

  1. ПЕДАГОГИКА: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. — М.: Школа-Пресс, 1997. — 512 с.
  2. Журнал Человек и образование Выпуск№ 4 (37) / 2013

Источник: http://www.informio.ru/publications/id1357/Professionalnaja-pozicija-pedagoga

6.3. Педагогическая позиция

  Позиция педагога — это система интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической действительности и педагогической деятельности.  В позиции педагога проявляется его личность, характер, социальные ориентации, тип гражданского поведения и деятельности.

  Социальная позиция педагога определяется системой взглядов, убеждений и ценностных ориентации.  Профессиональная позиция тесно связана с социальной позицией. На выбор профессиональной позиции педагога решающее влияние оказывают его профессиональные установки, индивидуальнотипологические особенности личности, темперамент и характер.  Л.Б.

Ительсон дал характеристику типичных ролевых педагогических позиций. Учитель может выступать в качестве информатора, друга, диктатора, советчика, просителя, вдохновителя.  Профессиональные знания и умения.

  Каждый учитель независимо от предмета его специализации должен соответствовать определенным общепрофессиональным требованиям, обладать совокупностью общечеловеческих качеств личности, педагогическими знаниями и умениями, необходимыми для его успешной профессиональной деятельности.

  В философии знание определяется как «продукт общественной, материальной и духовной деятельности людей; как идеальное выражение в знаковой форме объективных свойств и связей мира, природного и человеческого». В психологии — это результат процесса познания действительности, адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений, суждений, умозаключений, теорий.

В педагогике знание рассматривается как «верное отражение действительности в мышлении человека; проверенный общественной практикой результат процесса познания». Общеупротребительное понимание знания как обладания сведениями, осведомленности в какой-либо области, совокупности сведений.

  В педагогических исследованиях часто употребляется определение знания как «способности включать полученную информацию в различные виды деятельности».

Характер использования знаний различен: они могут быть воспроизведены целиком; применены в своем узкофункциональном виде, когда из всей совокупности знания востре- буется лишь какой-либо минимум свойств, необходимых для совершенствования конкретного действия; использованы с учетом существенных связей в знаемом.  Е.В.

Ильенков подчеркивает, что ум, мудрость человека — не в знании самом по себе, не в совокупности сведений, «заложенных образованием в память… Это умение правильно знаниями распоряжаться, соотносить знания с фактами и событиями реальной жизни».  Качество знаний определяется тем, насколько они широко включаются в различные виды деятельности.

Знания не существуют сами по себе: они приобретаются индивидом и обогащаются, реализуются в деятельности.  Специфика педагогических знаний в том, что они обогащены личностным отношением к ним учителя, пропущены через его мировосприятие, его опыт, специфику его мышления.

Ядро профессионально-педагогических знаний составляют фундаментальные знания в области педагогики и психологии, мировоззренческие и методологические знания, технологические знания.

  В педагогической литературе умение рассматривается как «приобретенное в опыте мастерство, готовность или способность человека быстро и легко находить приемы решения проблемы, возникающей в ситуации усвоения новых навыков и знаний» (Ходжава З.И.).

С таким определением согласно большинство исследователей, считая, что умение по своему характеру предполагает всегда сознательное установление взаимоотношений между целью деятельности и условиями или способами ее выполнения; по структуре — совокупность различных знаний и навыков; по механизму реализации — самостоятельный перенос известных способов поведения в новые условия.

  В профессионально-педагогической деятельности актуализируются более двух тысяч умений. В основе всех многообразных умений лежат общетрудовые умения: умения осознавать цели деятельности, планировать предстоящую деятельность, осуществлять самоконтроль ее протекания.

К познавательным умениям, необходимым в любом виде деятельности относят умение запоминать, сравнивать, анализировать, прогнозировать, предвидеть.  В исследованиях педагогической деятельности вычленяются профессиональные умения в зависимости от предмета исследования:  Н.В.

Кузьмина отмечает в качестве методологического — умение переводить общегосударственные задачи в задачи педагогические В.А. Сластенин выделяет следующие общепедагогические умения: определять уровень воспитанности и обученности личности и коллектива: умение проектировать развитие личности и коллектива: умение прогнозировать результаты обучения и воспитания; умение выделять и точно формулировать задачи, определяя условия их решения; умение предвидеть характер реакции учащихся на педагогическое воздействие; умение наблюдать и анализировать педагогический процесс.  В блок базовых педагогических умений учителя, по мнению А.И. Пискунова, входят следующие типы умений:   — диагностические — умение оценивать уровень умственного, нравственного и физического развития детей, выявлять их индивидуально-психологические особенности, а также специфику межличностных отношений в сообществах учащихся, учителей, взрослых;   — проективные — умение прогнозировать педагогическую деятельность, ее цели, задачи и ход с учетом возрастных, половых, индивидуальных особенностей учащихся, их социального окружения;   — конструктивные — умение целенаправленно организовывать и проводить целостный педагогический процесс на основе теоретических и технологических знаний, эффективно применять в различных сочетаниях методы и средства обучения в условиях совместной деятельности взрослых и детей;   — коммуникативные — умение общаться с детьми, их родителями, коллегами, организовывать сотрудничество учащихся друг с другом и взрослыми, владеть культурой демократического общения;

  — аналитические — умение выделять, систематизировать и предвидеть возможные просчеты в своей профессиональной деятельности, возможности и способы их предотвращения; выделять напряженные, конфликтные и экстремальные моменты в профессиональной деятельности, проводить психолого-педагогический анализ учебно-педагогического процесса как в целом, так и по частям; анализировать педагогический опыт как таковой и личностный опыт профессиональной деятельности, делая из этого соответствующие практические выводы.

Проблемные вопросы и практические задания

  1. Каждый ли человек может стать учителем? Если да, что для этого требуется?  2. Что приоритетно для каждого человека как педагога — качества личностные или профессиональные? Какие профессиональнозначимые качества личности важно иметь педагогу?   3.

Как вы думаете, что представляет собой профессиографический метод изучения профессии? Имеет ли он свою историю? Что вы можете сообщить по данному вопросу?  4. В каком соотношении находятся профессиональные знания и умения педагога?  5.

Какие функции выполняет учитель (педагог), воспитатель в школе, в других образовательных учреждениях?

  6. Из текстов художественной литературы подберите отрывки, иллюстрирующие или доказывающие необходимость педагогу иметь те или иные профессиональные качества личности.

Тесты для самоконтроля

  1. Что должно быть общего в людях, занимающихся педагогической деятельностью:   1) желание учиться и развиваться;   2) умение контролировать;   3) правильно оценивать результат;  4) быть справедливым?  2.

Кто может заниматься педагогической деятельностью:   1) профессионал, обладающий необходимыми знаниями и умениями;   2) взрослый человек;   3) родители;  4) человек, имеющий высшее образование?  3. Как называется роман А. С. Макаренко, в котором отражена история колонии им. М.

Горького:   1) «Книга для родителей»;   2) «Флаги на башне»;   3) «Педагогическая поэма»;   4) «Марш 30-го года»?;  4. Какие качества приоритетны для педагога:   1) профессионально-педагогические;   2) общественные;   3) индивидуальные;

  4) личностные?

Литература

  1. Берне Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. — М., 1986.  2. Болдырев Н.И. Классный руководитель. — М., 1978  3. Гаврилова Т. Т. Остаться собой или быть другим // Магистр. 1992. № 4.  4. Горбатов Д. С. Умения и навыки: о соотношении содержания этих понятий // Педагогика. 1994. № 2.  5. Громкова М.Т. Образование — стимул саморазвития личности // Педагогика, 1993, N 3.  6.

Закон Российской Федерации «Об образовании». — М., 1996.  7. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. — М., 2000.  8. Кроль Л.М., Михайлова Е.Л. Человек — оркестр: микроструктура общения. — М., 1993.  9. Крутецкий В.А. Психология. — М., 1986.  10. Кузьмина Н.В. Способность, одаренность, талант учителя. — Л., 1985.  11. Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности. — М.

, 1991.

  12. Сластенин В. А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. — М., 1977.

Добавить свое объявление
Загрузка…

Источник: http://txtb.ru/83/25.html

Эссе «Моя педагогическая позиция»

Кайрис Галина Ионовна

ТМК ОУ «Дудинская

средняя школа № 7»

Эссе

«Моя педагогическая позиция»

«Человек может жить своей профессией

только тогда, когда он стремится познать

через неё самого себя, и именно таким

путем он может принести наибольшую

пользу обществу».

Ш. А. Амонашвили

Известно, что, большую часть времени ребенок проводит в школе, общаясь со сверстниками и педагогами.

И, наверное, уже стало аксиомой то, что, педагог занимает одно из важнейших мест в жизни ребёнка, в его воспитании и развитии.

При самом поверхностном наблюдении становится ясно, что действия, установки и позиции педагога при общении с детьми имеют огромное значение для определения пути, по которому пойдет развитие ребенка, его становление.

Мне, как и большинству педагогов, часто приходится думать и говорить о личности педагога, его профессионализме, стилях педагогического общения и т.п. Однако когда речь заходит о такой категории, как педагогическая позиция, которой придерживается педагог во взаимодействии с детьми, приходится надолго задуматься и невозможно быстро и однозначно эту позицию определить и сформулировать.

Я думаю, что важная роль профессиональной позиции вообще, в том, что она определяет личностное отношение к той деятельности, которой занимается человек, к себе самому в этой деятельности.

«Профессиональная педагогическая позиция — это точка зрения, отношение к назначению своей профессии и действия, поведение, обусловленное ими; это система интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической действительности и педагогической деятельности».

Профессиональная педагогическая позиция уникальна и единственна в своем роде. Она одновременно является и педагогически-личностной, выявляется во всякой встрече взрослого и ребенка, и педагогически-профессиональной, выявляется при создании условий достижения профессиональных, педагогических целей.

Как я определяю свою педагогическую позицию?

Эталоном своей профессиональной педагогической позиции считаю:

во-первых: позицию рядом (уважительное отношение к детям, принятие интересов, чаяний детей как своих собственных, неформальное отношение к своим профессиональным обязанностям);

Читайте также:  Ребенок хочет стать архитектором

во-вторых: позицию наравне (признание Человека и в ребенке, и в педагоге; при этом характерно взаимное уважение личности с обеих сторон, только в исключительных случаях педагог позволяет себе занять позицию «над», то есть подчинить себе волю ребёнка в силу ответственности и опыта взрослого);

в-третьих: позицию вместе, но чуть впереди (педагог и ребёнок вырабатывают стратегию совместных действий для достижения общей цели, в главном — педагог «впереди», в мелочах — «сзади», в целом — «вместе» с детьми идет по жизни, преодолевая с ними все её препятствия).

в-четвёртых, большое значение для меня имеет гуманистический характер воспитания, который не только ориентирует ребенка на гуманистические ценности, но и ориентирован на ребенка как основную ценность. Таким образом, моя воспитательная деятельность должна быть, как бы, пронизана ценностным отношением к ребенку (к его физическому здоровью, душевному равновесию, личной свободе и т.д.).

Настоящий педагог-воспитатель проходит нелегкий путь становления личности вместе со своими воспитанниками, отдавая им свои знания, свой опыт, свои силы, свою душу.

Мне кажется, что предназначение человека, выбравшего профессию педагога и решившего посвятить себя формированию будущего поколения, заключается в том, чтобы помочь своим воспитанникам пройти трудный путь становления и развития, каким бы он не был.

Не тянуть за руку вперёд и не толкать в спину, а идти рядом и быть готовым вовремя подставить плечо.

А еще, каждый день, общаясь с детьми, такими разными и неугомонными, стараться находить в этом радость и удовлетворение. Думать о них, сопереживать успехам и неудачам, нести ответственность, любить, видеть в них личность, помогая эту личность развивать. Такова, на мой взгляд, позиция настоящего педагога-воспитателя.

Я хочу помочь детям научиться понимать мир, в котором они живут, осознавать себя в этом мире, подготовить их к пониманию и решению проблем, связанных с разными сторонами реальной жизни, к жизнеспособному существованию, безопасному для самого себя и развитию в изменяющемся современном обществе. Хочу поделиться с ними тем опытом, которым обладаю. Я буду, рада, если это им поможет.

Подводя итог вышеизложенного, хочется отметить, что это мои рассуждения о педагогической позиции ещё раз убедили меня в том, что профессиональная позиция педагога-воспитателя — одно из важнейших условий развития личности ребенка, это единство сознания и деятельности педагога, где деятельность выступает одним из способов реализации его ценностей.

Моя личностно-профессиональная позиция как педагога — это способ реализации моих собственных ценностей в деятельности по созданию условий для развития личности ребенка.

Гуманистический характер моей педагогической позиции будет определяться тем, насколько ценности гуманизма являются ведущими для меня, а также тем, насколько адекватны ценностям избираемые мною формы, методы и средства воспитательной деятельности.

Источник: https://multiurok.ru/files/essie-moia-piedaghoghichieskaia-pozitsiia.html

Личность учителя и её направленность

Высокий профессионализм, мастерство являются базовыми требованиями к любой профессиональной деятельности. К личности учителя и осуществляемой им деятельности, кроме данных требования, предъявляется ряд других. О высоком предназначении учителя и требованиях к нему высказывались многие педагоги прошлого. В таблице представим некоторые требования, описанные в истории педагогики.

Таблица. Требования к педагогу в истории педагогики

Требования к личности учителя в современном обществе и противопоказания

В истории педагогики представлены основные требования к учителю, но с развитием педагогики и педагогической деятельности, изменяются требования к учителю. Вместе с требованиями, представленными классиками педагогики как ведущими, был выявлен ряд требований к учителю, предъявляемый современным обществом. К таким требованиям можно отнести следующие:

  • корректность, гибкость, любознательность, отсутствие консерватизма, педагог также должен быть неординарным, с хорошим чувством юмора, доброжелателен, терпелив, многоуважаем, иметь большой жизненный опыт, быть мудрым, воспитанным, энергичным, владеть грамотной речью;
  • высокая работоспособность, способность выдерживать действие сильных раздражителей, умение к концентрации своего внимания, активность, бодрость, умение сохранять на протяжении рабочего дня высокий общий и эмоциональный тонус, способность к быстрому восстановлению сил;
  • сдержанность, проявление терпеливости, уравновешенности, собранности, чёткость дикции и выразительность в изложении мысли;
  • высокий темп выполнения работы, умение быстрого переключения с одного вида деятельности на другой, способность к экспромту, быстрое привыкание к новой обстановке, способность к установлению контактов, непринуждённость в кругу незнакомых или малознакомых людей.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

В педагогической профессии существует целый ряд противопоказаний, которые можно кратко охарактеризовать следующим образом:

  • низкий уровень идеалов и убеждений;
  • корыстно-эгоистическая направленность личности;
  • равнодушное отношение к детям;
  • низкий интеллектуальный уровень развития;
  • безволие, отсутствие целеустремлённости, собранности, инициативы, находчивости, выдержки;
  • наличие некоторых психических заболеваний (шизофрения, эпилепсия);
  • серьёзные нарушения опорно-двигательного аппарата;
  • выраженные дефекты речи и слуха.

Выявление противопоказаний к педагогической деятельности можно осуществить в ходе профессионального отбора.

Учитель как субъект педагогической деятельности

Определение

Учитель – профессионал, обладающий компетентностью в осуществлении педагогической деятельности в образовательном учреждении.

Под профессионально компетентным понимается труд, в котором на высоком уровне обеспечивается педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуются личностные особенности педагога, достигаются высокие результаты в обученности и воспитанности школьников.

Основными свойствами субъектности педагога являются:

  • психофизиологические свойства субъекта (задатки);
  • направленность личности;
  • профессионально-педагогические и предметные знания и умения.

Важнейшим требованием педагога-профессионала является чёткость его социально-профессиональной позиции, в которой он может выразить себя как субъект педагогической деятельности.

Определение

Позиция педагога – это система интеллектуального, волевого, эмоционально-оценочного отношения к миру, педагогической деятельности, которые представляют источник активности педагога.

Позиция педагога может быть представлена двумя структурными компонентами – социальная позиция педагога и профессиональная позиция педагога.

В основе социальной позиции педагога лежат взгляды, убеждения, ценностные ориентации, сформированные ещё в общеобразовательной школе. В выборе профессиональной позиции важнейшими факторами являются профессиональные установки, индивидуально-типологические особенности личности, особенности темперамента и характера.

В рамках рассмотрения данной темы, можно остановиться на характеристике двух понятий – «педагогический талант» и «педагогическая квалификация».

Под педагогическим талантом понимается высшая степень способностей личности, способствующая успешному, творческому выполнению педагогической деятельности.

Под педагогической квалификацией понимается особенность подготовленности индивида к осуществлению педагогической деятельности, то есть наличие знаний, умений и навыков, которые необходимы для осуществления педагогической деятельности.

Отсюда следует, что педагогический талант, дополненный специальными знаниями, умениями, навыками, будет способствовать становлению настоящего педагога.

Социально-профессиональная направленность личности педагога

Определение

Направленность личности понимается как мотивационная обусловленность действий, поступков, поведения человека конкретными жизненными целями, источниками которых являются потребности, общественные требования.

Профессиональная направленность личности педагога обусловлена ценностями педагогической деятельности, гуманистическими социально-профессиональными установками на педагогическую профессию, взглядом на школьника как на цель, а не на средство, развитием рефлексии, эмпатии, социальных способностей, которые способствуют обеспечению продуктивности общения и успешности взаимодействий с окружающими людьми.

Педагогическая направленность личности учителя характеризуется наличием у учителя интереса к самим учащимся, творческим подходом к решению разнообразных педагогических задач, заинтересованностью самой педагогической профессией, склонностью ею заниматься, уровнем профессионального самосознания. Учитель с ярко выраженной педагогической направленностью активно включается в процесс профессионального самосознания. Этот процесс связан с осознанием учителем норм, правил, модели педагогического поведения, с формированием педагогического кредо, с осознанием и принятием неких профессиональных эталонов, образцов и соотнесением себя с ними на основе самооценки и оценки другими участниками педагогического процесса своих педагогических способностей, характера и эффективности своей деятельности, а также профессионально значимых личностных качеств.

Гуманистическая направленность личности учителя

Педагогическая направленность личности учителя может быть ориентирована на профессиональное самоутверждение, либо на создание условий всестороннего развития личности; во втором случае говорят о гуманистической направленности личности учителя.

Под гуманизмом понимается признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей.

Под гуманностью понимается наличие человечности, человеколюбия, уважения к достоинству другого человека.

Гуманистическая направленность педагогической деятельности означает подчинение всех действий педагога интересам личности ребёнка; что в полной мере реализует основные задачи личностно-ориентированной педагогики – оказания содействия человеку в определении отношения к самому себе, другим людям, окружающему миру.

Гуманистическая направленность личности формируется на базе общечеловеческих ценностей, является важнейшим фактором успешности профессиональной педагогической деятельности.

Познавательная направленность личности учителя

Под познавательной направленностью личности учителя понимается культура научно-педагогического мышления, основным признаком которого является диалектичность. Она проявляется в способности в каждом педагогическом явлении обнаруживать составляющие его противоречия.

Диалектический взгляд на явления педагогической действительности позволяет учителю воспринимать ее как процесс, где через борьбу нового со старым совершается непрерывное развитие, влиять на этот процесс, своевременно решая все возникающие в его деятельности вопросы и задачи.

Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/lichnost_uchitelya_i_ee_napravlennost/

Формирование педагогической позиции преподавателей в новых условиях

Формирование педагогической позиции преподавателей в новых условиях

Щербакова Л.В, преподаватель ГБОУ РМ СПО (ССУЗ) «Темниковский сельскохозяйственный колледж»

Современное развивающееся образование требует преподавателей, глубоко владеющих психолого-педагогическими знаниями, понимающих особенности развития студентов, являющихся профессионалами в различных областях деятельности, способными помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творчески-ми и уверенными в себе людьми.

Сколько бы методисты ни описали методов, сколько бы чиновники ни утвердили стандартов, сколько бы ученые ни сформулировали целей — все это ничуть не отразится на результате, если не прошло через сознание преподавателя, не превратилось в его убеждения, его позицию.

Педагогическая позиция (видение собственного места) преподавателя в образовании предопределяет характер взаимодействия в педагогическом процессе, технологию формирования целей, освоения содержания, овладения методом.

Преподаватель всегда был центральной фигурой в образовании. Необходимые изменения в образовании не могут происходить, если педагоги не будут стремиться совершенствовать свою профессиональную деятельность.

Педагогическая позиция синтезирует и личностную позицию педагога, проявляемую во встрече взрослого и ребенка, и профессионально-деятельностную позицию, связанную с созданием условий для достижения целей образования и характеризую-щую видение им собственных педагогических функций.

Первый компонент педагогической позиции — «мудрец», Главная задача педаго-га, в этой позиции – помочь ребенку открыть в общечеловеческой сокровищнице духовно-нравственных ценностей, богатство собственной души.

В позиции «мудрец» воплощена идея высокого назначения преподавателя — носителя культуры, духовности, педагога-профессионала, сочетающего в себе широкий теоретический кругозор, внеш-нее обаяние, уникальный стиль педагогической деятельности.

Второй – «культурный» компонент педагогической позиции – «преподаватель» соответствует педагогической функции вооружения обучающихся культурными нормами, средствами, способами образовательной деятельности.

В данной позиции, преподаватель решает задачу формирования у ребенка позиции обучающегося («обучающего себя»), приобретения им «умения учиться», овладения способами учебных действий.

Реализуя позицию «преподаватель», педагог превращает процесс учения для студента в процесс самообучения: «приобретение познаний становится плодом самодеятельности самого студента, его собственного умственного труда, роль же преподавателя сводится к тому, чтобы руководить процессом умственной работы студента и таким образом обеспечить достижение правильных результатов».

Педагогический процесс, ориентированный на овладение обучающимися культурой самообразования способствует постоянному обмену идей между студентом и преподавателем.

Уникальность позиции преподавателя как организатора образовательного процесса заключается в особой взаимосвязи «мудрец» и «преподаватель».

Признавая их равноценность в образовательном процессе, приоритет закрепляется за позицией «мудрец», как непосредственно относящейся к главной цели развивающего образования — формирование многосторонне и нравственно – образованного человека, готового к свободной и ответственной самореализации в обществе.

В современных документах, определяющих стратегические направления инновационной образовательной политики профессиональная педагогическая позиция трактуется как миссия современного педагога. Она включает несколько компонентов, без которых педагогическая деятельность в новых условиях лишается потенциала развития:

Превращение процесса образования в ценностно — и смысло-определенный образовательный процесс, возможен лишь на основе целенаправленной проектно-преобразующей деятельности педагога.

Отправной точкой этого вида педагогической деятельности служит позиционное самоопределение педагога, выбор собственного способа «реализации базовых целей и ценностей личности в ее взаимоотношениях с другими», составляющего, основу позиции.

Целью позиционного самоопределения педагога — достижение единства профессионального сознания и профессиональной деятельности.

Преподаватель, обладающий соответствующей педагогической позицией, при-зван помочь ребенку максимально раскрыть все стороны его индивидуальности и должен быть профессионально готовым к построению гуманных отношений с коллективом обучающихся.

Читайте также:  Если ваш ребенок не успевает за школьным курсом

Всего комментариев:

Источник: https://www.uchportal.ru/publ/22-1-0-1576

открытая библиотека учебной информации

Модуль11. Личность учителя, его профессионально-личностное становление

Одним из важнейших требований, которые предъявляет педагогическая профессия, является четкость социальной и профессиональной позиций ее представителœей. Именно в ней учитель выражает себя как субъект педагогической деятельности.

Позиция педагога — это система тех интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической действительности и педагогической деятельности в частности, которые являются источником его активности. Она определяется, с одной стороны, теми требованиями, ожиданиями и возможностями, которые предъявляет и предоставляет ему общество.

А с другой стороны, действуют внутренние, личные источники активности — влечения, переживания, мотивы и цели педагога, его ценностные ориентации, мировоззрение, идеалы. В позиции педагога проявляется его личность, характер социальной ориентации, тип гражданского поведения и деятельности.

https://www.youtube.com/watch?v=0e0exiOuKSU

Социальная позиция педагога вырастает из той системы взглядов, убеждений и ценностных ориентации, которые были сформированы еще в общеобразовательной школе.

В процессе профессиональной подготовки на их базе формируется мотивационно-ценностное отношение к педагогической профессии, целям и средствам педагогической деятельности.

Мотивационно-ценностное отношение к педагогической деятельности в самом широком ее понимании в конечном итоге выражается в направленности, составляющей ядро личности учителя.

Педагогическая деятельность требует установки на личность ребенка (это есть цель, предмет и основная потребность), ᴛ.ᴇ. педагогической направленности. В структуре профессиональной деятельности учителя она является основополагающим образованием, стимулирующим ряд других.

Социальная позиция педагога во многом определяет и его профессиональную позицию. К.Д.Ушинский особо подчеркивал, что: «Всякая программа преподавания, как бы хороша она ни была, не перешедшая в убеждение воспитателя, остается мертвой буквой, не имеющей никакой силы в действительности” [20].

На выбор профессиональной позиции педагога, развитие его педагогической направленности оказывают влияние многие факторы. Специальные исследования показали, что динамика педагогической направленности зависит от многих факторов, но в числе определяющих являются следующие:

1) формы и методы обучения, влияющие на эмоциональный компонент в общей структуре направленности личности студента;

2) активные методы обучения в курсе педагогики, которые приобщают студентов к реальной педагогической практике и влияют на характер направленности;

3) дифференцированный подход к студентам, который определяется типом направленности, уровнем способностей и практической готовностью к реализации профессиональных функций;

4) результаты самооценок педагогических способностей и уровня сформированности умений в структуре деятельности, являющиеся показателœем качества преподавания психолого-педагогических дисциплин;

5) опросы, проводимые в логике учебного процесса с целью психолого-педагогической самодиагностики профессионально-личностного становления будущих педагогов.

Л.Б. Ительсон дал характеристику типичных ролевых педагогических позиций. Педагог может выступать в качестве: информатора, если он ограничивается сообщением требований, норм, воззрений и т.д.

(к примеру, нужно быть честным); друга, если он стремился проникнуть в душу ребенка»диктатора, если он насильственно внедряет нормы и ценностные ориентации в сознание воспитанников; советчика, если использует осто-

рожное уговаривание просителя, если педагог упрашивает воспитанника быть таким «как нужно», опускаясь порой до самоунижения, лести; вдохновителя, если он стремится увлечь (зажечь) интересными целями, перспективами.

Каждая из этих позиций может давать положительный и отрицательный эффект в зависимости от личности воспитателя. При этом всœегда дают отрицательные результаты несправедливость и произвол; подыгрывание ребенку, превращение его в маленького кумира и диктатора; подкуп, неуважение к личности ребенка, подавление его инициативы и т.п.

Совокупность профессионально обусловленных требований к учителю определяется как профессиональная готовность к педагогической деятельности. В ее составе правомерно выделить с одной стороны, психологическую, психофизиологическую и физическую готовность, а с другой — научно-теоретическую и практическую подготовку как основу профессионализма.

Содержание профессиональной готовности как отражение цели педагогического образования аккумулировано в профессиограмме, отражающей инвариантные, идеализированные параметры личности и профессиональной деятельности учителя.

К настоящему времени накоплен богатый опыт построения профессиограммы учителя, который позволяет профессиональные требования к учителю объединить в три базовых комплекса, взаимосвязанных и дополняющих друг друга: общегражданские качества; качества, определяющие специфику профессии учителя; специальные знания, умения и навыки по предмету (специальности). Психологи при обосновании профессиограммы обращаются к установлению перечня педагогических способностей, представляющих собой синтез качеств ума, чувств и воли личности. В частности, В.А. Крутецкий выделяет дидактические, академические, коммуникативные способности, а также педагогическое воображение и способность к распределœению внимания.

А.И. Щербаков к числу важнейших педагогических способностей относит дидактические, конструктивные, перцептивные, экспрессивные, коммуникативные и организаторские.

Он также считает, что в психологической структуре личности учителя должны быть выделœены общегражданские качества, нравственно-психологические, социально-перцептивные, индивидуально-психологические особенности, практические умения и навыки: общепедагогические (информационные, мобилизационные, развивающие, ориентационные), общетрудовые (конструктивные, организаторские, исследовательские), коммуникативные (общение с людьми разных возрастных категорий), самообразовательные (систематизация и обобщение знаний и их применение при решении педагогических задач и получении новой информации).

Учитель — не только профессия, а высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке.

В этой связи цель педагогического образования может быть представлена как непрерывное общее и профессиональное развитие учителя нового типа, которого характеризуют:высокая гражданская ответственность и социальная активность; любовь к детям, потребность и способность отдать им свое сердце; подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими; высокий профессионализм, инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений; потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему; физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность.

Эта емкая и лаконичная характеристика учителя может быть конкретизирована до уровня личностных характеристик. В профессиограмме учителя ведущее место занимает направленность его личности. Рассмотрим в этой связи свойства личности учителя-воспитателя, характеризующие его социально-нравственную, профессионально-педагогическую и познавательную направленность.

В деятельности учителя идейная убежденность определяет всœе другие свойства и характеристики личности, выражающие его социально-нравственную направленность. В частности, социальные потребности, моральные и ценностные ориентации, чувство общественного долга и гражданской ответственности.

Идейная убежденность лежит в основе социальной активности учителя. Именно в связи с этим она по праву считается наиболее глубокой фундаментальной характеристикой личности учителя. Учитель-гражданин верен своему народу, близок ему.

Он не замыкается в узком кругу своих личных забот, его жизнь непрерывно связана с жизнью села, города, где он живет и работает.

Профессиональная направленность личности учителя включает интерес к профессии учителя, педагогическое призвание, профессионально-педагогические намерения и склонности.

Основой педагогической направленности является интерес к профессии учителя, который находит свое выражение в положительном эмоциональном отношении к детям, к родителям, педагогической деятельности в целом и к конкретным ее видам, в стремлении к овладению педагогическими знаниями и умениями.

Педагогическое призвание в отличие от педагогического интереса, который может быть и созерцательным, означает склонность, вырастающую из осознания способности к педагогическому делу.

Наличие или отсутствие призвания может выявиться только при включении будущего учителя в учебную или реальную профессионально ориентированную деятельность, ибо профессиональная предназначенность человека не обусловлена прямо и однозначно своеобразием его природных особенностей. Между тем субъективное переживание призвания к выполняемой или даже избранной деятельности может оказаться весьма значимым фактором развития личности: вызывать увлеченность деятельностью, убежденность в своей пригодности к ней.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, педагогическое призвание формируется в процессе накопления будущим учителœем теоретического и практического педагогического опыта и самооценки своих педагогических способностей. Отсюда можно сделать вывод, что недостатки специальной (академической) подготовленности не могут служить поводом для признания полной профессиональной непригодности будущего учителя.

Еще раз подчеркнем, что основу педагогического призвания составляет гуманистическая позиция учителя по отношению к детям. Это основополагающее качество является предпосылкой самосовершенствования, целœенаправленного саморазвития многих профессионально значимых качеств, характеризующих профессионально-педагогическую направленность учителя.

Среди таких качеств — педагогический долг и ответственность. Руководствуясь чувством педагогического долга, учитель всœегда спешит оказать помощь детям и взрослым, всœем, кто в ней нуждается, в пределах своих прав и компетенции; он требователœен к себе, неукоснительно следуя своеобразному кодексу педагогической морали.

Высшим проявлением педагогического долга является самоотверженность учителя. Именно в ней находит выражение его мотивационно-ценностное отношение к труду. Учитель, имеющий данное качество, работает, не считаясь со временем, подчас даже с состоянием здоровья.

Ярким примером профессиональной самоотверженности является жизнь и деятельность А.С. Макаренко и В.А.Сухомлинского.

Исключительный пример самоотверженности и самопожертвования — жизнь и подвиг Януша Корчака, видного польского врача и педагога, презревшего предложения фашистов остаться в живых и шагнувшего в печь крематория вместе со своими воспитанниками.

Взаимоотношения учителя с коллегами, родителями и детьми, основанные на осознании профессионального долга и чувстве ответственности, составляют сущность педагогического такта͵ который есть одновременно и чувство меры, и сознательная дозировка действия, и способность проконтролировать его и, если это крайне важно, уравновесить одно средство другим. Тактика поведения учителя в любом случае состоит в том, чтобы, предвидя его последствия, выбрать соответствующие стиль и тон, время и место педагогического действия, а также провести своевременную их корректировку.

Педагогический такт во многом зависит от личных качеств педагога, его кругозора, культуры, воли, гражданской позиции и профессионального мастерства.

Он является той основой, на которой вырастают доверительные отношения между учителями и учащимися.

Особенно отчетливо педагогический такт проявляется в контрольно-оценочной деятельности педагога, где крайне важны особая внимательность и справедливость.

Педагогическая справедливость представляет собой своеобразное мерило объективности учителя, уровня его нравственной воспитанности. В.А.

Сухомлинский писал: «Справедливость — это основа доверия ребенка к воспитателю. Но нет какой-то абстрактной справедливости — вне индивидуальности, вне личных интересов, страстей, порывов.

Чтобы стать справедливым, нужно до тонкости знать духовный мир каждого ребенка».

Качества личности, характеризующие профессионально-педагогическую направленность педагога, являются предпосылкой и концентрированным выражением его авторитетности. В случае если в рамках других профессий привычно звучат выражения «научный авторитет», «признанный авторитет в своей области» и т.п., то у учителя может быть единый и неделимый авторитет личности.

Л.Н.Толстой отмечал, что если «хочешь наукой воспитать ученика, люби свою науку и знай ее, и ученики полюбят тебя, а ты воспитаешь их; но ежели ты сам не любишь ее, то, сколько бы ни заставлял учить, наука не произведет воспитательного влияния»'.

Эту мысль развивал и В.А.Сухомлинский. Он считал, что мастер педагогического дела настолько хорошо знает азбуку своей науки, что на уроке, в ходе изучения материала в центре его внимания не само содержание того, что изучается, а ученики, их умственный труд, их мышление, трудности их умственного труда.

Современный учитель должен хорошо ориентироваться в различных отраслях науки, основы которой он преподает, знать ее возможности для решения социально-экономических, производственных и культурных задач. Но этого мало — он должен быть постоянно в курсе новых исследований, открытий и гипотез, видеть ближние и дальние перспективы преподаваемой науки.

Педагогический профессионализм — это реализованная в педагогической деятельности индивидуальность учителя определœенной специальности, обеспечивающая успешность и отражающая качественную характеристику этой деятельности.

Как видно из определœения, индивидуальность учителя является его базовым стержневым качеством.

По этой причине педагогическую деятельность, ее успешность нужно рассматривать с точки зрения того, пытается ли учитель в своей деятельности использовать сильные стороны собственной индивидуальности.

Особо следует обратить внимание на понятие «внутренние смыслы работы» учителя, для чего крайне важно обратиться к понятиям «значение» и «личностный смысл». В значениях, пишет А.Н.

Леонтьев, «представлена преобразованная и свернутая в материи языка идеальная форма существования предметного мира, его свойств, связей и отношений, раскрытых совокупной общественной практикой».

Субъективность, избирательность, эмоциональная окрашенность познавательных процессов, их зависимость от потребностей и влечений отражена в их «личностном смысле» [12, с.158]. Личностный смысл деятельности учителя заключается в реализации гуманистической функции по отношению к личности ребенка.

Читайте также

  • — Личность учителя как субъекта педагогической деятельности

    Модуль11. Личность учителя, его профессионально-личностное становление Одним из важнейших требований, которые предъявляет педагогическая профессия, является четкость социальной и профессиональной позиций ее представителей. Именно в ней учитель выражает себя как… [читать подробенее]

  • Источник: http://oplib.ru/random/view/534867

    Ссылка на основную публикацию