Принципы отбора содержания образования

Критерии и принципы отбора содержания образования

В основе учебного материала лежат предметные знания, которые являются системой различных понятий – технических, научных, технологических, определенным образом организованных и сформулированных. 

Определение 1

Предметными познаниями называются те научные знания, которые в ходе процесса обучения преобразуются в учебные.

Все научные знания, в свою очередь, можно разделить на:

  • предметные – к ним относятся описания процессов, объектов, явлений и др;
  • знания о научных методах, с помощью которых осуществляются исследования;
  • знания о научной логике, которые иллюстрируют ход развития науки, процесс разработки процедур и содержание исследований,
  • историко-научные знания, показывающие исторический аспект решения научных проблем, анализ творчества ученых, историю открытий.

Сложность учебного материала можно определить по следующим параметрам:

  • насыщенность и информативность (объем содержащихся в нем новых понятий);
  • новизна содержания;
  • количество и частота употребления уже изученных терминов;
  • сложность изложения (в первую очередь это длина и конструкция предложений);
  • сложность построения;
  • степень абстрактности.

Основные принципы отбора учебного материала

В основе этого процесса лежит множество принципов, однако В.В. Краевский смог свести их все к трем основным:

  • соответствие содержания образования современному уровню развития науки, производства и гражданского общества;
  • единство процессуальной и содержательной сторон образования, выражающееся в том, что в нем представлены все основные виды человеческой деятельности в определенной взаимосвязи;
  • структурная целостность содержания на разных уровнях с учетом индивидуальности развития ученика (учебный материал должен быть пропорциональным, уравновешенным и гармоничным в отношении всех компонентов).

Следуя перечисленным выше принципам, можно сформулировать следующие критерии отбора:

  1. Целостность отображения основных частей социального опыта, перспектив развития общества, стремление к многостороннему развитию личности ученика. Этот критерий обусловливает необходимость включения в содержание образования знаний о природе, обществе, культуре, человеке, технике, а также возможности усвоить навыки работы по образцу, изучить творческую деятельность народа, заложить основы формирования ценностного отношения, имеющего важное значение для перехода знания в убеждение.
  2. Выделение главного, наиболее существенного во всем многообразии учебного материала, маркировка особенно значимых частей изучаемого, в основном наиболее нужных и универсальных познавательных компонентов.
  3. Соответствие возрастным и психологическим особенностям учеников.
  4. Соотнесенность со временем, которое выделяется на изучение конкретного предмета.
  5. Необходимость учета как отечественного, так и иностранного опыта в построении учебной программы.
  6. Соответствие содержания уровню обеспеченности школы материальными и учебно-методическими средствами с учетом перспективы развития в этом направлении.

Итогом процесса отбора является документ, определяющий содержание учебного материала по предметам. Все указанные принципы имеют достаточно общий характер, и их реализация зачастую обрастает множеством вопросов.

Так, особенности возраста учеников весьма сложно учесть, не разрушив систему науки, деятельности или сферы, которая лежит в основе школьного предмета.

Также сложность могут представлять формирование межпредметных, системных знаний о мире, преподавание методов практического преображения действительности вокруг себя, выявление и оценка значимых способностей отдельных учеников, определение исключительной значимости способов, тем, подходов или разделов науки. Для того чтобы решить данные вопросы, необходимо получить оценки экспертов, проанализировать исторический опыт, по возможности проверить отдельные положения экспериментальным путем.

Как установить степень проблемности учебного материала

Используя краткий конспект учебного материала и его структурно-логическую схему, мы можем установить систему теоретических понятий в предметном материале.

Далее нам нужно определить, какие понятия будут сформированы с помощью проблемного обучения, а какие нужно предоставить ученикам для самостоятельного изучения.

Также важно указать, как будет вестись работа: с помощью учебной литературы, опорных конспектов, частично-поисковых или исследовательских методов и т.д. Закрепление проблемных ситуаций и вопросов осуществляется путем их объяснения, повторения, формирования конкретных навыков и умений.

Важно заранее выделить средства усиления занимательной стороны материала, подчеркивания его новизны. Ими могут быть курьезные случаи, неожиданные способы применения, любопытные биографические факты и т.д., а также другие мотивационные средства, которые педагог выбирает в соответствии со спецификой предметного содержания каждого урока.

Определение 2

Содержание учебного материала – это исходная информация, на основе которой разрабатывается методика обучения.

Его основу составляют предметные знания, которые собираются в систему технологических, технических и иных понятий. Преподавая материал, нужно отбирать только самое необходимое и отмерять объем в соответствии с познавательными возможностями учеников.

Что такое понятие

Определение 3

Согласно методологическому подходу, понятие является обобщенным знанием о наличии связей и закономерностей в изучаемом предмете, выраженным с помощью четких и кратких формулировок. Все понятия можно разделить на новые и опорные.

Как отбирать новые понятия в области предметного знания

Отбор новых понятий возможен двумя способами:

  • экспертным (в роли экспертов выступают наиболее опытные и компетентные специалисты в области образования);
  • экспериментальным (в качестве объекта эксперимента выступает профессиональная деятельность специалистов, студентов и выпускников, на основе результатов формируется учебный материал).

На практике, как правило, применяются оба способа, поскольку они дополняют и взаимно обогащают друг друга.

Необходимые свойства любого учебного материала:

  • соответствие образовательным целям;
  • содержание наиболее важных, основополагающих сведений;
  • научность (обращение к сути процессов, событий и явлений);
  • доступность (зависит от аудитории);
  • необходимый уровень сложности (слишком простой материал не привлекает учеников);
  • необходимость сочетания, профессионально направленного и жизненно значимого, привлекательности (материалы учебника должны рационально сочетаться с дополнительными фактами, историями, биографиями и др. из иных источников);
  • оптимальное сочетание теории, фактов, иллюстраций и практических сведений;
  • отражение связи с ранее изученным материалом;
  • способствование формированию разносторонне развитой личности;
  • соответствие имеющейся у учебного заведения материально-технической базе;
  • временное соответствие учебному плану.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://www.Zaochnik.com/spravochnik/pedagogika/teorija-obuchenija/kriterii-i-printsipy-otbora-soderzhanija-obrazovan/

Принципы и критерии отбора содержания образования

Поиск Лекций

В педагогической теории нашли признание принципы формирования содержания общего образования, разработанные В.В. Краевским.

Принцип соответствия содержания образования во всех его элементах и на всех уровнях конструирования требованиям развития общества, науки, культуры и личности.

Он требует включения в содержание общего образования как традиционно необходимых знаний, умений и навыков, так и тех, которые отражают современный уровень развития социума, научного знания, культурной жизни и обеспечивают личностный рост.

Принцип единой содержательной и процессуальной стороны обучения при отборе содержания общего образования предполагает учет педагогической реальности, связанной с осуществлением конкретного учебного процесса, вне которого не может существовать содержание образования.

Принцип структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования предполагает согласованность таких составляющих, как теоретическое представление, учебный предмет, учебный материал, педагогическая деятельность, личность учащегося.

Принцип гуманитаризации содержания общего образования связан прежде всего с созданием условий для активного творческого и практического освоения школьниками общечеловеческой культуры. Речь идет о качественной реорганизации содержания конкретных учебных предметов (в том числе гуманитарных).

Наиболее приоритетными компонентами гуманитарной культуры являются культура жизненного самоопределения; экономическая культура и культура труда; политическая и правовая культура; интеллектуальная, нравственная, экологическая, художественная и физическая культура; культура общения и семейных отношений.

Принцип фундаментализации его содержания требует интеграции гуманитарного и естественнонаучного знания, установления преемственности и междисциплинарных связей, опоры на осознание учащимися сущности методологии познавательной и практической преобразующей деятельности. Фундаментализация содержания общего образования обусловливает его интенсификацию и, следовательно, гуманизацию процесса обучения, так как учащиеся освобождаются от перегрузки учебной информацией и получают возможность для творческого саморазвития.

Содержание общего среднего образования, по И.Я. Лернеру и М.Н. Скаткину, включает в себя:

– основные понятия и термины, отражающие как повседневную действительность, так и научные знания;

– факты повседневной действительности и науки, необходимые для доказательства и отстаивания своих идей;

– основные законы науки, раскрывающие связи и отношения между разными объектами и явлениями действительности;

– теории, содержащие систему научных знаний об определенной совокупности объектов, о взаимосвязях между ними и о методах объяснения и предсказания явлений данной предметной области;

– знания о способах научной деятельности, методах познания и истории получения научного знания;

– оценочные знания, знания о нормах отношений к различным явлениям жизни, установленным в обществе.

Опыт осуществления способов деятельности (практический опыт) включает в себя знания об этих способах, которые присутствуют уже в первом компоненте содержания общего образования и базовой культуры личности.

Без таких знаний ни один способ деятельности нельзя выполнить сознательно. Нужно еще усвоить опыт их применения, т.е. умения и навыки, выработанные человечеством.

Умения – внешние или внутренние действия, выполняемые на основе знаний в соответствии с поставленными задачами и условиями.

Навыки – частично автоматизированные действия.

Практический компонент содержания общего образования представлен системой общих интеллектуальных и практических умений и навыков, являющихся основой конкретных видов деятельности:

– познавательная (учебная и внеучебная) деятельность расширяет кругозор школьника, развивает любознательность и формирует потребность в самообразовании, способствует интеллектуальному развитию;

– трудовая деятельность направлена на создание, сохранение и приумножение материальных ценностей (предметов культуры);

– художественная деятельность развивает эстетическое мироощущение, потребность в прекрасном, способность к художественному мышлению и тонким эмоциональным отношениям;

– деятельность по формированию физической культуры формирует силу, выносливость, пластичность и красоту человеческого тела;

– ценностно-ориентировочная деятельность направлена на рациональное осмысление учащимися общечеловеческих и этнических ценностей, осознание личной причастности к миру;

– коммуникативная деятельность – свободное общение в виде специально организованного досуга учащихся.

Конкретное содержание опыта творческой деятельности и ее основные черты проявляются в следующем:

– самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию;

– видение новой проблемы в знакомой ситуации;

– видение структуры объекта и его новой функции;

– самостоятельное комбинирование известных способов деятельности в новый;

– нахождение различных способов решения проблемы и альтернативных доказательств;

– построении принципиально нового способа решения проблемы, на основе комбинации известных.

Читайте также:  Почему ребенок замыкается в себе?

Опыт отношений личности как компонент содержания общего образования и базовой культуры личности может быть рассмотрен как система мотивационно-ценностных и эмоционально-волевых отношений. Рассмотренные принципы формирования содержания общего образования позволяют вычленить критерии отбора основ наук, изучаемых в современной школе:

– целостное отражение в содержании общего образования задач гармоничного развития личности и формирования ее базовой культуры;

– научная и практическая значимость содержания, включаемого в основы наук;

– соответствие сложности содержания учебных предметов реальным учебным возможностям учащихся того или иного возраста;

– соответствие объема содержания учебного предмета времени, отводимому на его изучение;

– учет международного опыта построения содержания общего среднего образования;

– соответствие содержания общего образования имеющейся учебно-методической и материальной базе современной школы.

Компетентностный подход

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://poisk-ru.ru/s60668t4.html

Содержание образования. Понятие, сущность, основные компоненты, принципы отбора

В процессе обучения реализуется содержание образования, которое выступает одним из основных его средств и факторов развития личности. Оно представляет собой особый разрез образования, абстрагированный от технологии.

Содержание образования — совокупность систематизированных ЗУН, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутые в результате учебно-воспитательной работы.

Подходы: 1) знаниево-ориентировочный (в центре – знания). 2) личностно-ориентировочный подход (в центре – развитие собственных способностей и особенностей, формирование свойств субъекта). 3) целостный (возвращение человека к самому себе).

Компоненты: 1) когнитивный опыт личности (познавательный). Связан с системой разнообразия знаний о природе, обществе, мышлении, различных способов деятельности, обеспечивающих формирование в сознании учащихся научной картины мира.

Виды – термины, основные понятия, факты повседневной жизни, основные законы науки, теории, методы. 2) опыт практической деятельности (формирование УН), т.е.

практическим компонентом выступают общий специфический интеллект практических УН, являющиеся основой конкретных видов деятельности и обеспечивающий способность людей к сохранению культуры.

УН: а) общие (характерны для различных учебных предметов), б) специфические (в рамках отдельных предметов), в) общеучебные=общеинтеллектуальные – конспект, работа с учебником. 3) опыт творческой деятельности – обеспечивает готовность школьника к поиску решения новых проблем, творческое преобразование действительности.

Выражается в: а) самостоятельном переносе ЗУН в новую ситуацию, б) видении новой проблемы в знакомой ситуации, в) самостоятельное комбинирование известных способов в новый способ деятельности, г) нахождение различных способов решения и альтернативных доказательств задач. 4) опыт отношений личности. Система мотивационно-ценностных и эмоционально-волевых отношений.

Специфика в формирования отношений личности к миру, окружающим людям, деятельности, к самому себе.

Принципы отбора содержания образования: 1) соответствие содержания образования требованиям развития общества, науки, культуры и личности, 2) единство содержательных и процессуальных сторон обучения (учет педагогической реальности, связанной с осуществлением конкретного учебного процесса, вне которого не может существовать содержание образования.

Это означает, что при проектировании содержания общего образования необходимо учитывать принципы и технологии его передачи и усвоения, уровни последнего и связанные с ним действия), 3) структурное единство содержания образования на разных уровнях его формирует: последовательность, прочность знаний (согласованность таких составляющих, как теоретическое представление, учебный предмет, учебный материал, педагогическая деятельность, личность учащегося), 4) гуманитаризация содержания общего образования (связан прежде всего с созданием условий для активного творческого и практического освоения школьниками общечеловеческой культуры), 5) фундаментализация содержания образования – фундамент для дальнейшего образования (обусловливает его интенсификацию и, следовательно, гуманизацию процесса обучения, так как учащиеся освобождаются от перегрузки учебной информацией и получают возможность для творческого саморазвития), 6) соответствие основных компонентов содержания образования структуре базовой культуры личности (Все компоненты содержания общего образования и базовой культуры личности взаимосвязаны. Умения без знаний невозможны, творческая деятельность осуществляется на основе определенных знаний и умений, воспитанность предполагает знание о той действительности, к которой устанавливается то или иное отношение, о той деятельности, которая вызывает те или другие эмоции, предусматривает поведенческие навыки и умения).

Источник: http://www.i-po.ru/shpory/pedagogika2/pedagogika215.html

Принципы и критерии отбора содержания общего образования

В педагогической теории нашли признание принципы формирования содержания общего образования, разработанные В. В. Краевским.

Прежде всœего, это принцип соответствия содержания образования во всœех его элементах и на всœех уровнях конструирования требованиям развития общества, науки, культуры и личности.

Он требует включения в содержание общего образования как традиционно необходимых знаний, умений и навыков, так и тех, которые отражают современный уровень развития социума, научного знания, культурной жизни и обеспечивают личностный рост.

Принцип единой содержательной и процессуальной стороны обучения при отборе содержания общего образования отвергает одностороннюю предметно-научную его ориентацию.

Он предполагает учет педагогической реальности, связанной с осуществлением конкретного учебного процесса, вне которого не может существовать содержание образования.

Это означает, что при проектировании содержания общего образования крайне важно учитывать принципы и технологии его передачи и усвоения, уровни последнего и связанные с ним действия.

Принцип структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования предполагает согласованность таких составляющих, как теоретическое представление, учебный предмет, учебный материал, педагогическая деятельность, личность учащегося.

В последние годы в связи с переходом от знаниево-ориентированного к личностно-ориентированному образованию наметились тенденции становления таких принципов отбора содержания общего образования, как гуманитаризация и фундаментализация.

Принцип гуманитаризации содержания общего образования связан прежде всœего с созданием условий для активного творческого и практического освоения школьниками общечеловеческой культуры. Для этого гуманитарная культура должна проникать в самую «ткань» содержания общего образования, во всœе учебные предметы.

В свою очередь, это требует изменения взаимоотношения и взаимодействия гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, в базе которого должен лежать поворот к личности.

Речь идет о качественной реорганизации содержания конкретных учебных предметов (в том числе гуманитарных), которым недостает именно человека в его действительном (социальном и природном, объективном и субъективном) бытии. Особенно это относится к обществоведческим дисциплинам.

Принцип гуманитаризации содержания общего образования имеет много аспектов, связанных как с мировоззренческой подготовкой школьников, так и с формированием, исходя из современной ситуации развития общества, наиболее приоритетных компонентов гуманитарной культуры (культура жизненного самоопределœения; экономическая культура и культура труда; политическая и правовая культура; интеллектуальная, нравственная, экологическая, художественная и физическая культура; культура общения и семейных отношений).

Преодолеть дегуманизацию общего образования позволяет принцип фундаментализации его содержания.

Он требует интеграции гуманитарного и естественнонаучного знания, установления преемственности и междисциплинарных связей, опоры на осознание учащимися сущности методологии познавательной и практической преобразующей деятельности.

Обучение в этой связи предстает не только как способ получения знания и формирования умений и навыков, но и как средство вооружения школьников методами добывания новых знаний, самостоятельного приобретения умений и навыков.

Фундаментализация содержания общего образования обусловливает его интенсификацию и, следовательно, гуманизацию процесса обучения, так как учащиеся освобождаются от перегрузки учебной информацией и получают возможность для творческого саморазвития.

Принципы гуманитаризации и фундаментализации содержания общего образования вызвали к жизни становление и такого принципа, как соответствие базовых компонентов содержания общего образования структуре базовой культуры личности. Исходя из концепции И. Я. Лернера и М. Н. Скаткина, эти компоненты бывают представлены как когнитивный опыт личности, опыт практической деятельности, опыт творчества и опыт отношений личности.

Когнитивный опыт личности как компонент содержания общего образования и базовой культуры включает в себя систему знаний о природе, обществе, мышлении, технике, способах деятельности, усвоение которых обеспечивает формирование в сознании учащихся научной картины мира, вооружает их диалектическим подходом к познавательной и практической деятельности. Он по праву считается основным, поскольку без знаний невозможно ни одно целœенаправленное действие.

Знания как основной элемент содержания общего образования — это результат познания действительности, законов развития природы, общества и мышления. В них выражается обобщенный опыт людей, накопленный в процессе социально-исторической практики. Знания представляют из себяотражение свойств вещей, предметов и явлений действительности, переработанное в категориях человеческого опыта.

Содержание общего среднего образования, по И.Я.Лернеру и М.Н.Скаткину, включает в себя:

основные понятия и термины, отражающие как повсœедневную действительность, так и научные знания;

факты повсœедневной действительности и науки, необходимые для доказательства и отстаивания своих идей;

основные законы науки, раскрывающие связи и отношения между разными объектами и явлениями действительности;

теории, содержащие систему научных знаний об определœенной совокупности объектов, о взаимосвязях между ними и о методах объяснения и предсказания явлений данной предметной области;

знания о способах научной деятельности, методах познания и истории получения научного знания;

оценочные знания, знания о нормах отношений к различным явлениям жизни, установленным в обществе.

Названные виды знаний отличаются друг от друга тем, что они имеют разные функции в обучении и требуют использования разных технологий в обучении. Основные функции знаний связаны с тем, что они выступают средством создания общей картины мира, инструментом познавательной и практической деятельности, основой целостного научного мировоззрения.

Опыт осуществления способов деятельности (практический опыт) включает в себя знания об этих способах, которые присутствуют уже в первом компоненте содержания общего образования и базовой культуры личности. Без таких знаний ни один способ деятельности нельзя выполнить сознательно.

Но этих знаний недостаточно. Нужно усвоить опыт их применения, ᴛ.ᴇ. умения и навыки, выработанные человечеством. Умения — внешние или внутренние действия, выполняемые на базе знаний в соответствии с поставленными задачами и условиями. Навыки — частично автоматизированные действия.

Внешние (практические) и внутренние (интеллектуальные) навыки и умения бывают общими для всœех учебных предметов (составить план, выделить существенное, сравнить, сделать выводы и т.п.) и специфическими, формирующимися и проявляющимися только в рамках учебных предметов (решение физических или математических задач, постановка опытов по химии и т.п.).

К общеинтеллектуальным умениям и навыкам вплотную примыкают общеучебные: конспектирование, аннотирование, работа с учебником, словарями, справочниками и т.п.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, практический компонент содержания общего образования представлен системой общих интеллектуальных и практических умений и навыков, являющихся основой конкретных видов деятельности и обеспечивающих способность молодых людей к сохранению культуры. К этим видам деятельности относятся познавательная, трудовая, художественная, валеологическая, общественная, ценностно-ориентировочная, коммуникативная.

Читайте также:  Как протестировать внимание детей разного возраста с помощью теста мюнстерберга?

Познавательная (учебная и внеучебная) деятельность расширяет кругозор школьника, приобщает его к чтению как одному из важнейших средств познания мира, развивает любознательность и формирует потребность в самообразовании, способствует интеллектуальному развитию и систематическому овладению научными знаниями.

Трудовая деятельность направлена на создание, сохранение и приумножение материальных ценностей (предметов культуры). Это должна быть самообслуживающий, общественно-полезный и производительный труд.

Организация трудовой деятельности предполагает сочетание бескорыстной и оплачиваемой работы, что крайне важно для формирования уважительного отношения к материальным ценностям как средствам существования человека.

Художественная деятельность развивает эстетическое мироощущение, потребность в прекрасном, способность к художественному мышлению и тонким эмоциональным отношениям, стимулирует художественную самодеятельность учащихся.

Валеологическая деятельность культивирует здоровый образ жизни, формирует силу, выносливость, пластичность и красоту человеческого тела. Общественная деятельность содействует социализации школьника, формирует его гражданскую позицию, приобщает к активному преобразованию действительности.

Ценностно-ориентировочная деятельность направлена на рациональное осмысление учащимися общечеловеческих и этнических ценностей, осознание личной причастности к миру во всœех его проявлениях, становление их как субъектов социальных отношений.

Коммуникативная деятельность представляет собой прежде всœего свободное общение в виде специально организованного досуга учащихся, когда оно освобождено от предметной цели и когда содержанием и целью деятельности становится общение с другим человеком как ценностью.

Важно заметить, что перечисленные виды деятельности оказывают и обратное влияние на содержание общего образования, ᴛ.ᴇ. в свою очередь они выступают существенным источником его предметного наполнения.

Опыт творческой деятельности как компонент содержания общего образования и базовой культуры личности призван обеспечить готовность школьника к поиску решений новых проблем, к творческому преобразованию действительности.

Его специфика состоит в том, что он не совпадает с содержанием первых двух компонентов. В противном случае, приобретя любым способом знания и умения, каждый человек был бы подготовлен к творческой деятельности.

При этом ни объём знаний, приобретенных в готовом виде, ни умения, освоенные по образцу, не могут обеспечить развития творческих возможностей человека.

Опыт творческой деятельности человечество накапливало постепенно. И хотя не во всякой деятельности он формируется и проявляется, творчеству можно научить, но по-иному, чем научают знаниям и умениям.

Конкретное содержание опыта творческой деятельности и ее основные черты проявляются в следующем:

— самостоятельном переносœе знаний и умений в новую ситуацию;

— видении новой проблемы в знакомой ситуации;

— видении структуры объекта и его новой функции;

— самостоятельном комбинировании известных способов деятельности в новый;

— нахождении различных способов решения проблемы и альтернативных доказательств;

— построении принципиально нового способа решения проблемы, являющегося комбинацией известных.

Черты творческой деятельности проявляются не одновременно при решении какой-либо проблемы, а в различном сочетании и с разной силой. В самом характере творческой деятельности заключена та особенность содержания данного элемента базовой культуры личности, которая состоит в том, что для ее осуществления нельзя указать систему действий. Эти системы создаются самой личностью.

Опыт отношений личности как компонент содержания общего образования и базовой культуры личности должна быть рассмотрен как система мотивационно-ценностных и эмоционально-волевых отношений.

Его специфичность состоит не в знаниях и не в умениях, хотя он и предполагает их, а в оценочном отношении к миру, к деятельности, к людям. О значимости этого компонента содержания общего образования писал К.Д.

Ушинский: «Ничто — ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования». ( Ушинский К.Д. Собрание сочинœений: В 11 т. — М., 1948-1952. — Т. 9. — С. 117).

Эмоции и чувства всœегда содержательны и являются особой формой отражения действительности. Культура чувств, подлежащая воспитанию у учащихся, не совпадает с культурой мышления, с объёмом и системностью знаний.

Это особый феномен — следствие социального развития человека.

Опыт отношений человека вместе со знаниями и умениями выступает условием формирования системы ценностных ориентаций, идеалов, а в конечном счете и мировоззрения личности.

Все компоненты содержания общего образования и базовой культуры личности взаимосвязаны.

Умения без знаний невозможны, творческая деятельность осуществляется на базе определœенных знаний и умений, воспитанность предполагает знание о той действительности, к которой устанавливается то или иное отношение, о той деятельности, которая вызывает те или другие эмоции, предусматривает поведенческие навыки и умения. Пока человек только знает о нормах поведения, даже ведет себя как принято, но делает это вопреки отрицательной оценке этих норм или при равнодушии к ним, его нельзя считать воспитанным.

Пока человек только осведомлен о мировоззренческой идее, использует ее для объяснения каких-либо явлений действительности, но не убежден в ее истинности и, следовательно, эта идея не вызывает в нем эмоционального отношения, до тех пор она не становится частью его мировоззрения, выступающего критерием образованности и воспитанности личности.

Научное мировоззрение личности, являющееся следствием освоения содержания образования, характеризует высокий уровень ее развития.

При этом усвоение мировоззренческих знаний само по себе еще не обеспечивает прочности мировоззрения личности. Необходима и глубокая внутренняя убежденность в истинности того или иного знания.

Суть убеждений заключается не только в знании, но и во внутренней потребности поступать, действовать именно так, а не иначе.

Мировоззрение личности представляет собой совокупность положений и идей, теоретических принципов и ценностных ориентаций, которыми человек сознательно руководствуется в истолковании явлений окружающей действительности и которые определяют содержание, направление и характер его преобразующей деятельности. Научным считается мировоззрение, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ характеризуется такими чертами, как диалектичность, историчность, эволюционность. Оно обосновывает человеческое бытие законами развития природы и общества. Такое мировоззрение отражает научную картину мира, складывающуюся на базе обобщений современных концепций развития природных и социальных явлений. Образ научной картины мира позволяют формировать всœе учебные дисциплины, но в особенности — обобщающие (общетеоретические). При этом в силу названных черт мировоззрение личности не может раз и навсœегда быть связанным с признанием какого-то одного образа мира.

Мировоззрение личности имеет свою структуру, которая должна быть представлена тремя компонентами. Прежде всœего следует выделить такую его часть, как мироощущение, проявляющееся уже в раннем детстве. Второй компонент — знания (миропонимание) как система наиболее общих понятий о действительности.

При этом мировоззрение будет истинным в том случае, в случае если научными, истинными являются знания. При этом недостаточно освоить научные знания, крайне важно еще верить в их истинность, ᴛ.ᴇ. иметь убеждения. Это третья структурная часть мировоззрения. Убежденностью вообще называют уверенность в истинности или ложности каких-либо представлений, мыслей, идей.

Убеждения важны для осуществления любого вида деятельности.

Знания и убеждения — не одно и то же. Знания, взгляды объективно бывают либо истинными, либо ложными. Что касается убеждений, то они не бывают ни истинными, ни ложными, а только существуют или не существуют. Убеждение есть не истина, а признание или непризнание истины. Когда ложь принимается за истину, то имеет место слепая вера.

Человека, имеющего устойчивые убеждения, называют идейно убежденным. Учитывая зависимость оттого, какие идеи, знания лежат в базе убеждений, различают политические, нравственные, научные убеждения, а также эстетические пристрастия.

Идейная убежденность — это интегральная характеристика сознания человека, означающая его приверженность к определœенной идее, исходя из которой он совершает свои поступки и руководствуясь которой живет.

Идейная убежденность выражается в направленности личности, ее гражданской позиции и социальной зрелости.

Рассмотренные принципы формирования содержания общего образования, следствием освоения которого становится мировоззрение личности, позволяют вычленить критерии отбора основ наук, изучаемых в современной российской средней школе:

‣‣‣ целостное отражение в содержании общего образования задач гармоничного развития личности и формирования ее базовой культуры;

‣‣‣ научная и практическая значимость содержания, включаемого в основы наук;

‣‣‣ соответствие сложности содержания учебных предметов реальным учебным возможностям учащихся того или иного возраста;

‣‣‣ соответствие объёма содержания учебного предмета времени, отводимому на его изучение;

‣‣‣ учет международного опыта построения содержания общего среднего образования;

‣‣‣ соответствие содержания общего образования имеющейся учебно-методической и материальной базе современной школы.

Источник: http://referatwork.ru/category/obrazovanie/view/604360_principy_i_kriterii_otbora_soderzhaniya_obschego_obrazovaniya

Принципы и критерии отбора учебного материала

Основу учебного материала составляют предметные знания, которые представляют собой систему научных, технических и технологических понятий, определенным образом сформулированных и структурированных.

Определение

Предметные познания – это научные знания, которые были преобразованы в учебные знания.

Научные знания состоят из:

  • предметных научных знаний (к примеру, описание явлений, объектов, процессов и т. д.)
  • знаний о методах науки (о методах исследований, с помощью которых знания были получены)
  • логики науки (ход развития, разработка содержания и процедур исследований и др.)
  • историко-научных знаний (история науки, история решения научных проблем, творчество ученого, история открытий и т.д.)

Параметры сложности учебного материала включают в себя:

  1. информативность (количество новых понятий),
  2. новизну содержания,
  3. частоту употребления уже известных терминов,
  4. сложность предложений (их длина, конструкция),
  5. сложность структуры,
  6. абстрактность и др.

Принципы отбора учебного материала

Всё многообразие принципов В. В. Краевский выразил в трех главных принципах:

  • принцип соответствия содержания образования уровню современной науки, производства и основным требованиям развивающегося демократического общества;
  • принцип учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения, подразумевающий представленность всех видов человеческой деятельности в их взаимосвязи во всех предметах учебного плана;
  • принцип структурной целостности содержания образования на разных уровнях его формирования с учетом индивидуального развития учащегося, который предполагает взаимную пропорциональность, уравновешенность и гармоничность всех компонентов образования.
Читайте также:  Диагностика психологической готовности ребенка к школе

Критерии отбора учебного материала

Из указанных принципов следуют критерии отбора учебного материала:

  1. Критерий целостного отображения основных компонентов общественного опыта, перспектив его развития, задач многостороннего развития личности. В соответствии с этим критерием в содержание образования обязаны войти: познания о природе, человеке, обществе, культуре, технике, овладение способами деятельности по образцам; усвоение опыта творческой деятельности и формирование эмоционально-ценностных отношений, которые имеют важнейшее значение для перехода познаний в убеждения.
  2. Критерий выделения существенного, главного в содержании образования, высокой значимости изучаемого, т. е. отбора наиболее универсальных, нужных элементов.
  3. Критерий соответствия возрастным способностям воспитанников.
  4. Критерий соответствия времени, выделенному на исследование определённого предмета.
  5. Критерий учета отечественного и зарубежного опыта формирования содержания учебных программ.
  6. Критерий соответствия содержания учебно-материальному и методическому оснащению школы с учетом настоящих перспектив ее развития.

Таким образом, указанные принципы и критерии носят довольно общий характер, и их применение вызывает много вопросов.

Как учитывать особенности возраста, не разрушив при этом систему той науки (или сферы опыта, вида деятельности), лежащую в основе школьного предмета? Как вывести детей на встроенные межпредметные представления о мире, методы его практического преображения? Как выявлять и оценивать развивающие способности тех или других тем? Чем определяется исключительная значимость определённых тем, способов, разделов, подходов? В решении этих вопросов помогут экспертные оценки, анализ исторического опыта, частично экспериментальная проверка.

Установление степени проблемности учебного материала

На основании краткого конспекта учебного материала и структурно- логической схемы (или схем) следует установить:

  • понятия, формируемые преподавателем. Необходимо далее определить, какие из них предполагается формировать методами проблемного обучения;
  • понятия, которые осваиваются учащимися самостоятельно. Необходимо установить, какими способами:
    1. работа с учебной литературой, с опорными конспектами и др. или
    2. частично-поисковыми или исследовательскими методами.

В случае использования проблемных ситуаций, проблемных вопросов при объяснении, закреплении, формировании умений и навыков разрабатывается их содержание.

Следует определить средства усиления новизны и занимательности учебного материала.

Таковыми могут быть факты из биографии ученых и практиков, история открытия, неожиданные области применения, курьезы и т. д.

Ими могут быть и некоторые из перечисленных средств создания мотивации, а также и другие средства, определяемые педагогом для конкретных ситуаций, исходя из специфики предметного содержания урока.

Исходной информацией для разработки методики обучения является содержание учебного материала. Основой содержания являются предметные знания. Они представляют собой систему научных, технических и технологических понятий, определенным образом сформулированных и расположенных.

Для изучения надо отбирать только необходимую информацию и дозировать ее объем соответственно познавательным возможностям учащихся. Что такое «понятие»? В методике «понятие» — это обобщенное знание о связях и закономерностях в изучаемом предмете, которое выражается в кратких и четких формулировках.

Понятия подразделяются на опорные, которые усвоены учащимися, и новые. Все понятия (структурные элементы учебного материала) между собой связаны.

Отбор новых понятий, составляющих предметное знание. Как отбирать необходимый объем понятий? Возможны два способа:

  • экспертный, при котором экспертами являются компетентные и опытные преподаватели и методисты;
  • экспериментальный, при котором исследуется профессиональная деятельность специалистов, выпускников учебного заведения, и на этой основе определяется необходимое содержание учебного материала. На практике используются оба способа, взаимно обогащая, дополняя друг друга.

Методика отбора содержания учебного материала

Учебный материал:

  • должен соответствовать целям обучения;
  • содержать наиболее существенные, основополагающие сведения;
  • быть научным — вскрывать сущность процессов, явлений, событий;
  • быть доступным (доступность — относительное понятие, доступность зависит от того, кому мы объясняем). И, в то же время, материал должен быть достаточно сложным, т.к. очень простой материал не вызывает желание учиться.
  • быть профессионально направленным, жизненно значимым, интересным, новым. В нем должно быть рациональное сочетание материала учебника (основная часть) и дополнительной информации (интересные факты из разных источников по данной теме, история открытий, факты биографии ученых и практиков и т.д.);
  • оптимально сочетать теоретический, фактический, иллюстративный и практический материал;
  • быть структурированным, отражать связь ранее изученного материала с новым.
  • отражать задачи формирования разносторонне развитой личности будущего специалиста;
  • соответствовать имеющейся учебно-методической и материально-технической базе;
  • соответствовать по объему имеющемуся времени на изучение данного предмета (дисциплины).

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/principy_i_kriterii_otbora_uchebnogo_materiala/

I. Дидактика и информатика

7. Критерии отбора содержания

Общие принципы отбора материала, претендующего стать содержанием школьного образования, всегда находились под пристальным вниманием ведущих дидактов.

В числе таких принципов отбора содержания первым следует назвать наличие развивающего потенциала в отбираемом материале по той простой причине, что диктующий его дидактический принцип — принцип развивающего и воспитывающего развития уже был назван ведущим в системе дидактических принципов (см. “Принципы и законы обучения”).

В перечисляемых ниже принципах отбора содержания отсутствует специфика того или иного предмета: с точки зрения их общности они смыкаются со столь же общими дидактическими принципами.

В содержание школьного образования предлагается включать:

· основы всех наук, определяющих современную естественно-научную и социальную картину мира, то есть совокупность фундаментальных понятий, законов, теорий, базовых фактов, основных типов проблем, решаемых наукой;

· основные области применения, приложения теоретического знания;

· методологические знания, обеспечивающие сознательность усвоения и развития мышления;

· сведения, необходимые для обеспечения всех или многих сфер человеческой деятельности;

· нерешенные, но важные научные и социальные проблемы;

· обобщенные идеи и положения, дающие понятие о единстве и развитии мира [9].

Вся совокупность принципов отбора содержания полностью отражается в четверке основных дидактических принципов (по [11] и [9]) (см. “Принципы и законы обучения”):

· принцип соответствия содержания образования уровню современной науки, производства и основным требованиям развивающегося общества;

· принцип учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения, который предполагает презентативность всех видов человеческой деятельности в их взаимосвязи во всех предметах учебного плана;

· принцип структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования с учетом личностного развития и становления школьника, предполагающий взаимную уравновешенность, пропорциональность и гармоничность компонентов образования;

· принцип отражения в содержании образования всех ведущих элементов мировой и отечественной культуры, содержащих потенциал личностного развития учащихся.

Критерии отбора содержания следуют непосредственно из перечисленных выше принципов:

· критерий целостного отражения основных компонентов социального опыта, перспектив его развития, задач всестороннего развития личности;

· критерий выделения главного и существенного в содержании образования, высокой значимости изучаемого материала; то есть отбора наиболее универсальных, инвариантных элементов;

· критерий соответствия возрастным особенностям учащихся;

· критерий соответствия времени, выделенному на изучение предмета;

· критерий учета отечественного и зарубежного опыта формирования содержания учебных программ;

· критерий соответствия содержания учебно-материальному и методическому оснащению школы с учетом реальных перспектив ее развития.

Динамичность отбора содержания в современной дидактике

Одна из трудностей отбора содержания обучения состоит в некоторых традициях общества, которые выражаются в стремлении отражать в содержании образования каждое новое направление в развитии науки или культуры. Результатом такой тенденции становится многопредметность, в школе появляется множество новых дисциплин.

Достаточно вспомнить мерцавшие в школьных расписаниях риторику и психологию. Довольно часто такие предметы появляются по воле авторитетных представителей науки, считающих, что каждому школьнику необходимо усвоение таких “новых” предметов.

Многопредметность становится главной причиной перегрузки детей в школе, и это усвоение приносится в ущерб развитию творческих качеств личности.

Появление информатики в школе перед 1985 годом некоторые скептики считали очередным проявлением этой традиции реагировать на новые идеи общества.

Однако этот скептицизм был развеян быстро растущими потребностями всего человеческого общества, которое получило название информационного еще до признания информатики обязательным школьным предметом.

Именно требованиями преобразующегося общества и обусловили появление и становление информатики в школе (см. “Дидактическое обоснование школьного курса информатики”).

Информатика пришла не как веяние моды, а как инструмент формирования и развития личности молодых поколений информационного общества. Именно поэтому государственной важности задачи школьного курса информатики не могли не отразиться на обновлении критериев формирования содержания обучения.

Убедительно звучат слова В.С. Леднева [13] о том, что в системе общего образования изучают не науки, а “области действительности”. И когда определенная область действительности приобретает заметную социальную значимость, тогда в системе общего образования по необходимости возникает новый учебный предмет.

Долгосрочное (измеряемое десятилетиями) апробирование, предшествующее преобразованию научной дисциплины в школьный предмет или включение в школьную программу новых явлений научной мысли, внешне воспринималось как вполне естественный критерий. Однако динамизм информатики заставил такие внешние оценки критериев отбора отойти на второй план.

Становилось ясно, что критерием отбора становится не время само по себе, а степень востребованности новой науки современным обществом. Поэтому одновременно со становлением школьной информатики изменились взгляды на динамику формирования содержания школьных предметов.

Недаром за относительно недолгое время школьный курс информатики трижды менял свое название (в соответствии с содержанием): от первых учебников “Основы информатики и вычислительной техники” до десятилетнего этапа “Информатики” к утвержденному ныне в качестве государственного стандарта “Информатика и информационно-коммуникационные технологии”.

И в этих сменах названий стержневой школьной дисциплины отражается не попытка отыскать красивую наукообразную терминологию, а динамические, обоснованные развитием общества, изменения в содержании дисциплины.

Продолжение

Источник: http://xn--80aawbkjgiswr.xn--1-btbl6aqcj8hc.xn--p1ai/article.php?ID=200701109

Ссылка на основную публикацию