Психодиагностика дошкольников

Психологическая диагностика в детском саду

вт, 05/30/2017 — 15:53

Большинство родителей задают вопрос: «Зачем проводится психологическая диагностика в детском саду и нужна ли она вообще»? Ответ- несомненно, необходима, она позволяет оценить творческие и интеллектуальные способности дошкольника и подобрать наиболее эффективные методы развития малыша. А также, благодаря диагностике, у ребенка можно своевременно выявить разного рода проблемы или даже отклонения в развитии, которые могут негативно повлиять на процесс развития и существенно осложнить обучение.

Виды психодиагностики детей В ДОУ

При поступлении в детский сад, дети обладают уже целым набором устоявшихся черт характера, набором привычек и предпочтений.Важно найти индивидуальный подход к каждому ребенку.

В противном случае педагог столкнется с тем, что малыш замкнется в себе или, напротив, начнет проявлять беспричинную агрессию и упрямство, вряд ли пойдет на контакт.

Когда проводится психологическая диагностика в ДОУ, удается выявить: особенности мышления и поведения, уровень кругозора и психоречевого развития, способность к адаптации в социуме и т. д.

На основе полученных данных психолог может подобрать оптимальную методику коррекции и развития ребенка. В психологии диагностика и коррекция – это два тесно взаимосвязанных процесса.

При выявлении различных отклонений в развитии ребенка психолог подбирает способ устранения той или иной проблемы, но коррекции поддаются только те свойства и особенности личности, которые обусловлены воздействием среды или ближайшего окружения ребенка, а не заданы генетически, как например, скорость, подвижность протекания психических процессов или их устойчивость.

Большинство педагогов-психологов проводят психологические диагностики в ДОУ по определенному плану, который включает в себя несколько этапов.

  1. Скрининговое тестирование – проводится среди группы детей одной возрастной категории. Позволяет выделить малышей, обладающих различными творческими способностями. Кроме того, благодаря этому тестированию оценивается адаптация малыша в социуме.

  2. Углубленное или целевое тестирование – проводится среди детей, которые обладают определенными особенностями и отклонениями: творческие и интеллектуальные способности, различные отклонения при адаптации в социуме и т. д. Психологическая диагностика дошкольников путем углубленного тестирования подразумевает под собой разделение детей на группы: по возрасту и виду особенностей или отклонений.

  3. Динамическое тестирование – проводится для определения адаптации и развития дошкольника в динамике. При проведении подобных исследований психолог оценивает насколько малыш восприимчив к обучению.

  4. Итоговое тестирование – заключающий метод, в котором специалист подводит итоги о развитии и психологическом состоянии малыша. Заключающий метод состоит из нескольких этапов: наблюдательный, экспериментальный, тестовый. Стоит отметить, что особое значение при подведении итогов играет общение с дошкольником.

Благодаря этому тестированию педагог-психолог может составить объективное мнение о состоянии и развитии дошкольника.

Что оценивает психолог

При общении с дошкольником, психолог уделяет особое внимание тому, как ребенок идет на диалог. Если малыш угрюмый и зажатый, возбудимый и отвлекаемый или всячески избегающий любого контакта — это свидетельствует о каких-то сложностях в его развитии. Не менее важно и другое:

  • внешний вид малыша (чистота одежды, тела и лица);
  • инициативность в общении;
  • усидчивость в процессе диалога;
  • интерес к обсуждаемой теме;
  • общее самочувствие дошкольника;
  • умения и знания малыша с учетом его возрастной категории;
  • состояние основных физических функций;
  • подвижность;

Если присутствуют какие-либо отклонения педагог-психолог, скорее всего, назначит коррекционные занятия. Эффективность их оценивается в последующих психологических диагностиках в детском саду.

Методы проведения психодиагностики в зависимости от возраста

Когда проводится психологическая диагностика в детском саду, педагог-психолог должен быть объективным и учитывать возраст малыша. Именно поэтому детей делят на возрастные группы.

Тестирование детей в возрасте 3–4 лет

Для оценки развития детей от трех до четырех лет некоторые педагоги используют четыре метода тестирования. Все исследования проводятся в игровой форме и доставляют ребенку минимальные неудобства. Все действия оцениваются в баллах, которые после проведения исследования суммируются.

  1. «Коробка форм» – для определения уровня восприятия формы и размера предметов. Проводится подобное тестирование очень просто: перед малышом ставят коробку, в которой проделаны прорези под фигурки различной формы.

    Дошкольник должен складывать в ящик предметы через прорези, которые соответствуют форме фигуры. Если ребенок делает все правильно и опирается только на визуальное соотношение, то малыш получает 2 балла.

    Если примеривает фигурки к прорезям, то один.

  2. «Матрешка из трех частей» – позволяет определить степень развития процесса мышления. Взрослый разбирает матрешку и ставит перед малышом. Дошкольник должен собрать матрешку вновь и расположить фигурки по размеру.

  3. «Разрезные картинки» – для оценки качества восприятия, мышления и визуально-моторной координации. Проводится по методу мозаики. Большую картинку разрезают на несколько частей и выкладывают их перед малышом. Он должен собрать картинку.

  4. «Цветные кубики» – визуальное и слуховое восприятие цветовой гаммы. Педагог берет кубик одного цвета и предлагает малышу показать другой, но с таким же оттенком. Затем дошкольнику перечисляют цвета, и он должен указать их на кубиках нужного оттенка.

После того как психологическая диагностика в ДОУ подошла к концу, педагог суммирует все баллы, и если малыш не набрал необходимую сумму, то дошкольника и психолога ожидает совместная работа по коррекции психоэмоционального или интеллектуального развития.

Тестирование детей в возрасте 4–5 лет

Психологическая диагностика в детском саду для средней группы (4–5 лет) может включать в себя пять методов тестирования.

  1. «Покажи и назови» – дошкольнику задают загадки и предлагают найти ответ на расположенных перед ним картинках.

  2. «Восемь предметов» – перед малышом выкладывают различные картинки с изображением людей, животных и т. д. Дошкольник должен внимательно их изучить и запомнить, что изображено. После этого рисунки убирают, и дошкольник по памяти перечисляет, что он видел.

  3. «Лабиринт» – малышу показывают картинку с изображением лабиринта, он должен нарисовать на нем проход от одного предмету к другому.

  4. «Найти такую же картинку» – перед малышом выкладывают похожие картинки и показывают одну из них. Дошкольник должен найти такую же.

  5. «Найди домик» – выкладывают ячейки с изображением: животных, овощей, посуды и одежды, а также картинки, например, с изображением: тарелки, огурца, кошки, и свитера. Дошкольник должен распределить их по соответствующим ячейкам.

Подобные виды тестирования позволяют определить уровень: мышления, зрительного восприятия и памяти малыша.

Тестирование детей в возрасте 5–6 лет

К детям в этом возрасте требования становятся еще выше. Примерные задания выглядят следующим образом:

  1. «Несуразица» – малышу показывают картинку, на которой изображены различные нелепицы: кот летает, или рыбы сидят на дереве. Дошкольник должен определить, что на рисунке изображено неправильно.

  2. «Времена года» – малышу предъявляют картинки с изображением времен года, но в различной последовательности. Дошкольник должен показать их в правильной закономерности.

  3. «Рыбка» – выкладывают разноцветные треугольники и квадраты и выкладывают их форме рыбки. Дошкольник должен угадать, что изображено. После этого ее разбирают, и малыш собирает рисунок вновь.

  4. «Человек» – малышу дают чистый лист бумаги и простой карандаш с ластиком. Дошкольник должен изобразить фигуру человека, желательно с соблюдением всех пропорций.

  5. «Что нарисовано» – малышу показывают различные картинки с изображением: геометрических фигур, силуэтов людей и животных. Дошкольник определяет на что похожа, демонстрируемая ему картинка

Желательно, чтобы при этом тестировании малыш набрал как можно больше баллов, поскольку следующий год является подготовительным к школе.

Тестирование детей в возрасте 6–7 лет

В этом возрасте малышу предстоит подготовиться к школе и важно оценить все особенности его развития. Дошкольнику предстоит пройти тестирование не только по тем задачам, которые предлагались прежде.

 Будущему школьнику предлагается еще серия заданий для определения его личностной готовности, например, для определения ведущего типа мотивации или степени развития волевого процесса.

Кроме того, важно учитывать, как ребенок адаптируется в коллективе.

Психологическое тестирование в центре Сократ

Благодаря психологической диагностике развития малыша в центре «Сократ», удается выявить различные отклонения в мышлении и развитии дошкольника и скорректировать их.

  • кризис переходного возраста, связанный с формированием у малыша характера в возрасте 3-4 лет;
  • капризность, агрессивность, задиристость, тревожность. Если малыш не слушается и часто капризничает, то благодаря коррекционно-развивающей программе, которую предлагает центр Сократ, можно в короткие сроки избавиться от негативных проявлений;
  • задержка умственного и речевого развития. При прохождении тестирования, в 98% случаев удается выявить отклонения в развитии личности дошкольника и его познавательной сферы. Кроме того, педагог-психолог может сразу же подобрать методику коррекции различных отставаний;
  • плохая адаптация в социуме (застенчивость, страх общения и т. д.) – с ребенком работают лучшие психологи, которые подберут оптимальную методику избавления от трудностей общения и нарушений поведения.

В онлайн-режиме можно пройти тест на выявление способностей ребенка http://cokrat.com/test. Он не заменяют консультацию специалистов, но помогает определить сильные стороны малыша.

В центре Сократ работают лучшие психологи, прошедшие обучение французской методике комплексного психологического обследования, широко применяемой и признанной в странах Европы. Они найдут подход к любому малышу.

Благодаря тестированию специалисты выявляют не только отклонения в поведении и развитии, но и определяют способности ребенка, дают практические рекомендации по обучению и воспитанию.

 Педагоги-психологи подбирают и успешно реализуют индивидуальную программу коррекции выявленных отклонений.

Пройдя процедуру комплексного психологического обследования в центре Сократ, родители доверяют своего малыша специалистам, которые полноценно подготовят его к поступлению в школу и дадут родителям перечень рекомендаций по успешному прохождению адаптационного периода, развитию учебных навыков и формированию у ребенка позиции ученика.

Источник: http://cokrat.com/articles/psihodiagnostika_v_detskom_sadu

Психодиагностика дошкольников Задачи психологопедагогического обследования детей

Психодиагностика дошкольников

Задачи психологопедагогического обследования детей: • раннее выявление отклонений в развитии, их коррекция и профилактика нарушений в поведении и деятельности; • выявление причин и характера первичных нарушений в развитии у обследуемого ребенка, а также определение степени тяжести этого нарушения; • выявление индивидуально-психологических особенностей развития обследуемого ребенка (личностных и интеллектуальных); • определение условий воспитания ребенка; • обоснование педагогического прогноза; • разработка индивидуальной программы коррекционной работы; • организация коррекционной работы с родителями и детьми.

П с и х о л о г о — м е д и к о — п е д а г о г и ч е с к о е конс у л ь т и р о в а н и е детей проводится • • • • поэтапно. Этап 1. Специалист проводит краткую беседу с родителями, выслушивая и фиксируя первые жалобы. Этап 2. Посвящен обследованию ребенка.

Сначала изучается уровень познавательной деятельности, затем при необходимости проводится обследование слуха и в заключение проводится обследование речи.

Выбор методик для обследования познавательной сферы детей раннего и дошкольного возраста обусловлен их возрастными особенностями и поведением в новых условиях.

Специалисты обращают внимание на то, как ребенок входит в экспериментальную комнату: держась за руку матери (отца); самостоятельно; охотно или неохотно, отворачиваясь от новых взрослых; вбегает и начинает сразу хватать игрушки, не фиксируя на них внимание, и т. д.

• Этап 3. Собираются анамнестические сведения о развитии • ребенка. Уточняются условия воспитания в младенческом и • раннем возрасте, микроклимат в семье, понимание родителями • проблем развития ребенка.

• Этап 4. Даются рекомендации по изменению условий жизни • ребенка и микроклимата в семье. • Этап 5. Составляется индивидуальная коррекционная • программа развития ребенка и делается педагогический прогноз.

Основные параметры оценки познавательной деятельности детей раннего и дошкольного возраста • принятие задания; • способы выполнения задания; • обучаемость в процессе обследования; • отношение к результату своей деятельности. Выявляется как актуальное развитие, так и ЗБР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА • МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ • Под редакцией Е. А. СТРЕБЕЛЕВОЙ • • •

Рекомендации к процедуре обследования • Ошибки, допущенные ребенком при выполнении, замедленный темп выполнения заданий не должны вызывать раздражения, нетерпения, со стороны взрослых (взрослый «принимает» любой результат, поощряет и поддерживает ребенка, однако и не допускает излишней похвалы).

♦ Для выполнения задания ребенку дают достаточно времени, не торопят, не подсказывают, не кивают головой при каждом действии ребенка, предоставляют ему возможность справиться с заданием самостоятельно, а уже потом при необходимости оказывают помощь.

♦ Нецелесообразно давать задание маленькому ребенку только в словесной форме. Речь сопровождает действия взрослого (указательные жесты, например), а не заменяет их. ♦ Взрослый внимателен к состоянию ребенка, учитывает степень его утомляемости, не обследует ребенка, если тот устал, раздражен.

Читайте также:  Проблема выбора между десятым классом и колледжем

Длительность обследования ребенка 3 -4 -х лет составляет не более 1520 минут.

Задания для обследования познавательной сферы детей раннего возраста • Наименование • Задания Возраст детей 2— 2, 5 года 2, 5— 3 года • 1 Поймай шарик + + • 2 Спрячь шарики: в две коробочки /в три коробочки • Разбери и сложи матрешку: двусоставную/трехсоста вную • Сложи разрезные картинки: из 2 частей /из 3 частей • Нарисуй: дорожку/домик

Рекомендации к процедуре обследования детей младшего дошкольного возраста (3 -4 лет). • Необходимо оборудовать место для обследования, для чего понадобятся детский стол и стул для ребенка. Во время занятий взрослый обычно садится напротив ребенка.

♦ Материал для проверочных заданий надо расположить так, чтобы он не отвлекал ребенка (например, положить на стул или кресло рядом с собой и накрыть его салфеткой). • ♦ Игрушки, дидактические материалы, которые предлагаются ребенку, должны вызывать у него интерес.

♦ Игрушки и материалы, которые используются для обследования, нецелесообразно брать из игрушек в повседневного пользования (они утрачивают новину и привлекательность).

♦ Взаимодействие с ребенком строить на положительной эмоциональной основе с учетом ведущих потребностей ребенка в младшем дошкольном возрасте

Комплект диагностических методик для изучения развития детей младшего дошкольного возраста (3 -4 лет). • Задание 1. «Поставь в вазочки цветы» .

В процессе выполнения задания выявляется: — сравнение и идентификация предметов по цвету, — группировка предметов по цвету при условии самостоятельного выделения цвета • Стимульный материал.

Четыре карточки (9 Х 10 см каждая) с изображением вазочек красного, желтого, синего, зеленого цвета; 12 кружочков с изображением цветков (по 3 каждого цвета). Предъявление материала. Карточки с изображением вазочек раскладываются перед ребенком в горизонтальный ряд, а цветочки – вперемешку внизу. Объяснение задания.

Посмотри на картинки, здесь нарисованы вазочки. В эту вазочку (экспериментатор указывает на первую) надо поставить цветочки, которые сюда подходят, а в эту (указывает на другую вазочку) – какие подходят к ней подходят … и т. д. После выполнения ребенка спрашивают, почему он так разложил цветочки.

• Виды помощи. Если ребенок неправильно положил цветок, взрослый молча перекладывает его на место. И так до 5 попыток. Если ребенок не понял задания, переходят к следующему • Дополнительные наблюдения. — Отношение к заданию, реакция на результат; степень сосредоточения, — стремление к самостоятельности, коммуникативность; — качество ручной моторики, ведущая рука.

Достань тележку

Задание . «Найди игрушке домик» . При выполнении задания выявляется — способность осуществлять группировку предметов по форме по трем образцам – эталонам отвлекаясь от функ ционального назначения предметов; — умение словесно объяснить принцип группировки.

Стимульный материал. Три коробки-емкости для игрушек. Каждая коробка маркирована (изображение геометрической фигуры – круга, квадрата и треугольника). Набор игрушек (не менее 12). Предъявление материала.

Перед ребенком ставят коробки так, чтобы ребенок ясно видел маркировку. Затем предлагают коробку с игрушками. Либо раскладывают их на столе. Объяснение задания. «Вот это домики для игрушек. А двери все разные. Найди каждой игрушке свой домик.

Внимательно смотри на дверцу» . Я сначала помогу вот этому клубочку (выполняет). Теперь ты сам» . •

• Виды помощи. Ребенку предоставляется возможность все выполнить самостоятельно. Затем спросить, какие игрушки он положил в эту коробку (в эту, эту…).

• В том случае, если ребенок разложил игрушки без соблюдения заданного условия, взрослый привлекает его внимание к дверцам (геометрическим фигурам-эталонам), обводя их пальчиком ребенка, затем обводя значимые части предметов, сопоставляя их. Затем дается повторная попытка

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 4 -5 ЛЕТ • 1. ПОИГРАЙ (набор сюжетных игрушек). • 2. КОРОБКА ФОРМ. 3. РАЗБЕРИ И СЛОЖИ МАТРЕШКУ (четырехсоставную 4. ГРУППИРОВКА ИГРУШЕК 5. СЛОЖИ РАЗРЕЗНУЮ КАРТИНКУ (из трех частей). 6. Нарисуй; расскажи 7. Построй из кубиков

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ 5 -7 ЛЕТ • • • присутствие родителей (или лиц, их заменяющих); • налаживание доброжелательного контакта взрослого с ребенком в целях создания особых, доверительных отношений между ними; • предложение заданий с постепенным возрастанием уровня познавательной трудности; • в случаях затруднений при выполнении заданий и появления отрицательных реакций на неуспех ребенку необходимо оказать помощь, а затем предложить ряд заданий с учетом его возможностей.

Наименование задания (5 -7 -лет) • • • 1. ВКЛЮЧЕНИЕ В РЯД (матрешка 6 составная) 2. КОРОБКА ФОРМ. 3. ПОСТРОЙ ИЗ ПАЛОЧЕК (лесенка). Проведение обследования: ребенку показывают, как • • построить лесенку из десяти палочек, и просят запомнить.

Затем взрослый закрывает лесенку экраном и предлагает ребенку сделать такую же по памяти. Если у него отмечаются затруднения, то • • задание предлагают выполнить по образцу 4. СЛОЖИ РАЗРЕЗНУЮ КАРТИНКУ (из четырех частей). • 5.

СГРУППИРУЙ КАРТИНКИ (по цвету и форме). • 6. сравни

Методы работы с диагностической сказкой Диагностика межличностных отношений с помощью сказки для диагностики межличностных отношений, для выявления причин межличностных конфликтов. 1.

Взрослый рассказывает специально заготовленную сказку и наблюдает за реакцией ребенка(выявить ценностные представления, наиболее значимые эпизоды, возможные страхи ) главный герой должен быть очень похожим на ребенка, и с ним должно происходить примерно то же, что и с вашим малышом Через некоторое время вернитесь к прослушанной ребенком сказке и спросите: «Кто из героев сказки тебе понравился больше всего? » , «А как бы ты поступил на его месте? » .

2 и 3 методы работы со сказкой • 2.

Взрослый начинает сочинять сказку, а ребенку надо продолжить или ответить на специальные вопросы: «Что было дальше? » , «Что подумал зайчик» , «Как думаешь, послушался ежик свою маму? » . • 3.

Взрослый просит ребенка самому сочинить сказку, в том числе и о самом себе • можно проследить, кем себя ощущает ребенок: героем или несчастливцем, и какой представляет свою дальнейшую жизнь.

4 метод работы со сказкой • Взрослый просит рассказать ребенка его любимую или наиболее запомнившуюся сказку или рассказ, при этом подразумевается, что главный герой сказки и есть прообраз ребенка. Сказки, прочно закрепившиеся в детской душе, являются плодами родительских предписаний и лежат в основе жизненных сценариев ребенка.

Признаки психологического дискомфорта: • моменты, которые вызывают особый интерес или, наоборот, не привлекли внимания ребенка, на его комментарии по ходу рассказа, смех, тревогу; • с кем из героев сказки ребенок себя идентифицирует; • если ребенок прерывает рассказ и предлагает неожиданное решение; если ребенок отвечает торопливо, понизив голос, с признаками волнения на лице (излишнее покраснение или бледность, потливость и т. д. ); • если малыш отказывается отвечать на вопрос, появляется настойчивое желание опережать события или начать сказку сначала.

Психологический анализ сочиненной сказки • Психологический анализ сказки поможет установить внутренние проблемы ребенка, узнать о его переживаниях, желаниях, страхах, мечтах, которые в жизненных ситуациях могут и не проявиться. • Тема. Выбранный ребенком сюжет сказки и его тематика рассказывает о том, что для него наиболее значимо

Психологический анализ сочиненной сказки • Главный герой – персонаж, с которым идентифицируется себя ребенок • можно проследить, кем себя ощущает ребенок: героем или несчастливцем, и какой представляет свою дальнейшую жизнь. • Вспомогательные персонажи.

Действующие в сказки персонажи чаще всего являются для ребенка значимыми людьми. • Отношения между героем и персонажами. Надо обратить внимание, конфликтует или сотрудничает главный герой с другими участниками сказки.

Это и будет истинное отношение ребенка к окружающим его людям или неосознанное желание подобным образом вести себя с ними.

Варианты затруднений, возникающие в сказках : внешние и внутренние • Внешние выступают как различные преграды: огромные реки, высокие скалы, чудовища, – что может отражать какие-то независящие от ребенка преграды.

• Важно : находит ли ребенок в своей сказке средства для преодоления этих затруднений: лодку, веревку, лестницу и т. д. • Вторые представляют собой изъяны в самом человеке: трусость, жадность, злость, физическая слабость.

• Связано с тем, что ребенок подсознательно ощущает свою проблему и пытается найти пути ее решения

Диагностика эмоциональной сферы • Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики”. • Тест разработан О. А.

Ореховой и позволяет провести диагностику эмоциональной сферы ребенка в части высших эмоций социального генеза, личностных предпочтений и деятельностных ориентаций, что делает его особенно ценным с точки зрения анализа эмоционального отношения ребенка к школе.

Методика выявления детских страхов “Страхи в домиках • Цель: выявление и уточнение преобладающих видов страхов (страх темноты, одиночества, смерти, медицинские страхи и т. д. ) у детей старше 3 -х лет. Прежде чем помочь детям в преодолении страхов, необходимо выяснить, весь спектр страхов и каким конкретно страхам они подвержены.

Изучение самоотношения (самооценки) • Рисунок «лесенки» для изучения самооценки Ребёнка заранее предупреждали о том, что на 5 -ой ступени (самой верхней) стоят самые лучшие ребята, а на первой (самой нижней) — самые плохие, остальные — не очень хорошие и не совсем плохие располагаются между ними.

Далее задавались вопросы: Где ты стоишь? Куда тебя поставит мама? Куда тебя поставит твой друг? Номера выбранных ступеней, ставились в протоколе только после ответов детей, т. к. дети иногда интерпретируют их как «оценки» .

В данной методике ответ на вопрос считается соответствующим возрастной норме в том случае, если ребёнок ставит себя на самую верхнюю ступень во всех трёх случаях. Такой выбор свидетельствует об эмоциональном благополучие ребёнка • •

Интервью «Волшебный мир» • • Ребенку предлагается идентифицировать себя с всемогущим волшебником, может сделать все, что захочет, в волшебной стране и в нашем реальном мире: превратиться в любое существо, в любое животное, стать маленьким или взрослым, мальчику стать девочкой и наоборот и т. п.

По ходу интервью идентификация со всемогущим волшебником ослабевает, и в конце интервью психолог выводит ребенка из роли волшебника. • Обследование рекомендуется проводить наедине с ребенком. Ответы на вопросы интервью следует записывать дословно.

Эмоциональный контакт с ребенком в ходе интервью необходим для перехода к дальнейшему этапу диагностической работы или к психокоррекции. После каждого ответа ребенка следует спросить, почему он сделал бы то или иное дело, превратился бы в кого-то и т. д.

Содержательная интерпретация ответов, невербальные проявления, анализ формальных составляющих реакций ребенка (длина, развернутость, лексика, грамматическое построение и др. ) составляют диагностическую основу данной методики.

САТ (3 -10)тест самоактуализации для детей Изучение личности в целом и взаимодействии, социальном окружении • • Помогает увидеть личностные проблемы ребенка, его конфликты, динамику побуждений, влияний семьи. 10 картинок изображений животных. Инструкция.

«Мы сейчас поиграем, я покажу картинки, а ты посмотришь и составишь рассказ по ним.

» В ходе разрешаются побуждающие вопросы: Расскажи о животном? Что было перед этим? Что делают? О чем разговаривают? Можно поощрять, можно прерывать, можно помогать (так это или так? Это или это? ) Главное подсказкой не подводить на определенную тему, соблюдать последовательность. 1 картинка Вводная (легкая) Тема – кормление, тема соперничества (этому дала, этому не дала). Просматривается тревога. Как интерпретирует уход (уход из семьи или погулять) .

Источник: http://present5.com/psixodiagnostika-doshkolnikov-zadachi-psixologopedagogicheskogo-obsledovaniya-detej/

Психодиагностика дошкольников: комплекс методик

В представленном пособии рассматриваются методики психологической диагностики детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Приведенная возрастная категория имеет свои особенности и требует особого внимания психологов. Нарушения развития дошкольников имеют прямое влияние на последующие этапы развития ребенка и усвоение им опыта в период школьного обучения. Невыявленные нарушения развития в детском возрасте у взрослого человека могут проявиться расстройством адаптации.

Читайте также:  Как выбрать матрас для ребенка

Не всегда во время медико-психолого-педагогической диагностики профессиональные психологи ограничиваются использованием теста Векслера. В зависимости от задач, поставленных перед психологом, работающим с детьми, широко варьирует и диагностический инструмент, используемый для исследования особенностей психического развития детей.

При обследовании детей с нарушениями психического развития или испытывающих трудности в усвоении стандартных обучающих программ, следует обратить внимание на подбор методик, так как часто в процессе обследования психологу приходится определять не только уже имеющиеся проблемы ребенка, но и уметь прогнозировать перспективу психического развития.

В пособии «Психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности» подробно изложен принцип организации и проведения психодиагностического обследования детей с нарушениями познавательной деятельности и психического развития. Даны рекомендации, как правильно подобрать методики для обследования ребенка, изложены принципы применения психодиагностических методик.

Пособие дает ответ на следующие вопросы: «Какие методики лучше использовать при первичном психодиагностическом обследовании познавательной деятельности?», «Как определить необходимость проведения более углубленного психологического обследования ребенка?» и «Что для этого надо?».

В книге подробно рассказывается, в каких случаях надо прибегнуть к нейропсихологическим, психофизиологическим и другим обследованиям.

Авторы представили методики, нацеленные на исследование познавательной деятельности: прогностической деятельности, словесно-логического мышления, уровня развития зрительной перцепции, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

Кроме психодиагностических методик в книге приводится перечень нормативной документации, необходимой для работы психолога.

Психодиагностический комплекс методик (ред. Переслени Л.И.)

Источник: http://psy-diagnoz.com/book/138-opredelenie-urovnya-razvitiya.html

Психологическая диагностика детей дошкольного возраста

Особенности психодиагностики детей дошкольного возраста Слово «психодиагностика» означает буквально «постановка психологического диагноза», или принятие квалифицированного решение о конечном психологическом состоянии человека в целом или о какой — либотдельно взятом психологическом свойстве.

Практическая психодиагностика используется в самых разных областях деятельности психолога: и тогда, когда он выступает как автор или участник прикладных психолого — педагогических экспериментов, и тогда, когда он занят психологическим консультированием или психической коррекцией. Но чаще всего психодиагностика выступает как отдельная, вполне самостоятельная сфера деятельности.

Ее целью становится постановка психологического диагноза, т.е. оценка наличного психического состояния человека. Дети дошкольного возраста обладают рядом психологических и поведенческих особенностей, знание которых необходимо для того, чтоб получать достоверные результаты в процессе их психодиагностического обследования.

К этим особенностям, прежде всего, относится сравнительно низкий уровень сознания и самосознания. У большинства дошкольников такие познавательные процесс как внимание, память, восприятие, воображение и мышление находится на сравнительно низком уровне развития.

Чтобы правильно судить об уровне развития, достигнутом ребенком, необходимо тестовые психодиагностические задания подбирать таким образом, чтобы они одновременно были рассчитаны как на произвольный, так и непроизвольный уровень регуляции когнитивной сферы.

Это позволяет адекватно оценить, с одной стороны, степень произвольности познавательных процессов, а с другой стороны — реальный уровень их развития в том случае, если они еще не являются произвольными. У детей 3-6 лет уже есть элементы произвольности в управлении своими познавательными процессами.

Но основная часть детей этого возраста характеризуется преобладанием непроизвольных познавательных процессов, на них и опирается ребенок, познавая окружающий мир. Психодиагностика детей этого возраста, следовательно, должна быть двояконаправленной: Детальное изучение развития непроизвольных познавательных процессов.

Своевременное обнаружение и точное описание произвольных когнитивных действий и реакций. Дети — дошкольники очень слабо осознают собственные личностные качества и не могут правильно оценить свое поведение. Начиная с 4-х — 6 лет, дети уже могут оценить себя как личность, но в ограниченных пределах.

Поэтому здесь рекомендуют обращаться к методу внешней экспертной оценки, используя в качестве экспертов взрослых людей, хорошо знающих данного ребенка. Также для детей — дошкольников не вполне годятся личностные опросники, содержащие в себе прямые суждения самооценочного типа.

Если речь идет о косвенных суждениях, то они также не должны включать в себя особенности психологии поведения, которое ребенок еще недостаточно хорошо осознает. Вообще, использование подобных опросников в психодиагностических целях дошкольном возрасте следует свести к минимуму, и если обращение к ним неизбежно, то каждый вопрос необходимо подробно и доступно объяснять ребенку.

Дошкольники лишь тогда будут в процессе психодиагностики демонстрировать свои способности, т.е. показывать результаты, правильно отражающие уровень их психического развития, когда сами методики и имеющиеся в них задания вызывают и поддерживают к себе на протяжении всего времени интерес ребенка. Как только непосредственный интерес ребенка к выполненному заданию утрачивается, он перестает проявлять те способности и задатки, которыми реально обладает. Поэтому, если мы хотим выявить действительный уровень психологического развития ребенка и его возможности, например, зону потенциального развития, необходимо заранее, составляя инструкцию и методику, позаботиться о том, чтобы все это вызывало со стороны ребенка непроизвольное внимание и было достаточно интересно для него.

Наконец, следует учитывать особенности самих непроизвольных познавательных процессов, к примеру, непостоянство непроизвольного внимания и повышенную утомляемость детей данного возраста. Поэтому серию тестовых заданий не следует делать слишком длинной, требующей большого количества времени.

Оптимальным для детей дошкольного возраста считается время выполнения тестовых заданий, находящихся в пределах от одной до десяти минут, причем, чем меньше возраст ребенка, тем более коротким оно должно быть.

Наилучшие психодиагностические результаты можно получить, наблюдая за детьми в процессе занятия ведущей для данного возраста деятельностью — игрой.

Забирая ребенка на диагностику, надо иметь в виду, что он не должен быть оторван от интересного для него занятия и приведен против своей воли. В этом случае результаты исследования могут оказаться недостоверными.

Установление доброжелательного контакта и хорошего взаимопонимания между ребенком и экспериментатором — необходимое условие для получения достоверных результатов. Пути установления контакта могут быть различными в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка и его отношения к психологу.

Может оказаться целесообразным вначале вовсе не обращать внимания на ребенка, дать ему самостоятельно сориентироваться в ситуации и привыкнуть к новой обстановке, далее предложить интересную игрушку, а затем постараться организовать совместную игру и постепенно перевести ребенка к выполнению инструкций.

Иногда оказывается эффективной предварительная спокойная беседа на необременительные для ребенка темы. Доброжелательное, доверительное отношение к дошкольнику, полное принятие ребенка, без требования от него соблюдения обязательных норм поведения (здороваться, обращаться на «вы» и т.п.

), положительная оценка его личности и его действия создают тот фон, на котором могут реализоваться интеллектуальные возможности ребенка и наиболее полно проявиться особенности его личности.

Для проведения диагностики необходима отдельная комната, в которой никто не помешает работе с ребенком. Внешний вид комнаты имеет большое значение. Чем меньше она похожа на официальный кабинет, тем свободнее почувствует себя ребенок.

Подходящую обстановку создадут детские рисунки, поделки и книжки с картинками, которые ребенку можно будет рассмотреть перед обследованием. Яркие, необычные предметы или привлекательные игрушки нежелательны, поскольку они могут отвлекать внимание ребенка от предложенных заданий.

Перед началом обследования экспериментатор должен подготовить все материалы методик, но расположить их так, чтобы они не были видны ребенку.

Важное условие психодиагностики — приспособление к индивидуальным особенностям ребенка: его темпу, уровню утомляемости, колебаниям мотивации и т.д. В случае быстрого утомления можно сделать перерыв и поговорить с ребенком или дать ему возможность встать, походить, поиграть с ним в мяч и сделать несколько физкультурных упражнений. В целом обследование может занимать от 30 до 60 минут.

При проведении психодиагностики детей младшего и среднего дошкольного возраста следует иметь в виду, как изменение формы игр, так и возникновение нового вида социальной активности — межличностного общения.

Соответственно и методики психодиагностики следует разрабатывать так, чтобы они предполагали не только наблюдения за детьми в индивидуальной предметной деятельности, но и в коллективной игре сюжетно — ролевого плана. Такую игру с ребенком может организовать и в психодиагностических целях и провести сам психолог.

В старшем дошкольном возрасте к названным видам деятельности добавляются игры с правилами и, кроме того, возникают элементарные рефлексивные способности.

Старшие дошкольники не только осознают и руководствуются в своем поведении некоторыми правилами межличностного общения, особенно в играх, но в определенных пределах могут, занимаясь тем или иным видом деятельности, например чтением и игрой, анализировать собственное поведение в нем, давать оценки самому себе и окружающим людям. Это открывает возможность для использования в данном возрасте тех психодиагностических методик, которые обычно применяются для изучения психологии школьников и взрослых людей. Сказанное, прежде всего, относится к методам исследования познавательных способностей.

Источник: https://cyberpedia.su/4x597b.html

1С:Дошкольная психодиагностика

Интернет-курс «Программно-методические комплексы «1С» для психологов дошкольных учреждений»

Программный продукт включён в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных: https://reestr.minsvyaz.ru/reestr/73690/.

Видеоролики по работе с программой: http://edubase.ru/childbase.php#rec21672320

Главная цель психологической службы дошкольного образования — психологическое здоровье детей, содействие формированию подрастающего поколения, становлению индивидуальности и творческого отношения к жизни на всех этапах дошкольного детства; развитие способностей и склонностей детей, изучение особенностей их психического развития, определение психологических причин нарушения личности и интеллекта, а также профилактика подобных нарушений.

В помощь психологам по заказу Федерального агентства по образованию в рамках НИР  «Разработка и апробация социальной сети возрастно-психологического консультирования воспитателей дошкольных образовательных учреждений, родителей и детей, обеспечивающих выбор вариативных развивающих программ с учетом индивидуальных психологических особенностей личности ребенка» была разработана первая редакция данной программы. Разработка выполнена специалистами группы компаний Персонал Софт совместно с фирмой 1С.

Программа одобрена экспертным советом Федеральным институтом развития образования Министерства образования и науки Российской Федерации в качестве программно-методического комплекса для использования в образовательных учреждениях.

Под руководством доктора психологических наук А.Н.Гусева группой ведущих психологов МГУ им. М.В. Ломоносова были отобраны научно-обоснованные, надежные, апробированные психодиагностические методики, направленные на оценку:

  • индивидуально – психологических особенностей ребенка;
  • отклонений в интеллектуальном и личностном  развитии;
  • отношений к себе, сверстникам, взрослым;
  • адаптации в коллективе;
  • креативности;
  • готовности к школе старших дошкольников и др.

Программный продукт «1С:Дошкольная психодиагностика. Базовая версия» предназначен для психологов:

  • системы дошкольного, общего и дополнительного образования,
  • центров социальной помощи семье и детям,
  • центров медико-психолого-педагогической помощи.

Программа одобрена экспертным советом ФГАУ «Федеральный институт развития образования» Министерства образования и науки Российской Федерации в качестве программно-методического комплекса для использования в образовательных учреждениях:

Под руководством доктора психологических наук А.Н.Гусева группой ведущих психологов МГУ им. М.В. Ломоносова были отобраны и включены в состав программных продуктов научно-обоснованные, надежные, апробированные психодиагностические методики.

Использование программ в практической деятельности психолога сокращает трудозатраты на неизбежную и необходимую диагностическую работу.

Сэкономленное время психолог имеет возможность направить на оказание непосредственной психологической помощи и поддержки детям, родителям и педагогам для максимального содействия личностному и индивидуальному развитию воспитанников.

  • Проведение диагностики различными способами:
    • Тестирование непосредственно за компьютером психолога, на котором установлена программа.
    • Удаленное тестирование за любым компьютером при помощи флеш- программ.
    • Тестирование с использованием бумажных бланков.
  • Автоматическое формирование заключений после проведения диагностики (в т.ч. после тестирование с помощью бумажных бланков).

  • Ведение в программе истории работы психолога с детьми, родителями, воспитателями.

  • Анализ и обобщение результатов тестирования: сравнение результатов групп детей. Поддерживается выгрузка в программы для статистической обработки данных.

  • Учет работы психолога с возможностью автоматического формирования отчетной документации о работе психолога.

  • Автоматизировать рабочее место.
  • Стандартизировать процедуру проведения психодиагностического тестирования.
  • Минимизировать возможные ошибки при обработке результатов тестирования.
  • Формировать надежные и содержательные психодиагностические заключения.
  • Отслеживать динамику в развитии детей и при необходимости своевременно вносить изменения в образовательную программу с учетом индивидуально-психологических особенностей ребенка.
  • Быстро и оперативно искать информацию о  результатах ранее проведенных тестирований.
  • Анализировать результаты диагностики, в том числе, для выявления «трудных» детей, а также детей, чей уровень развития не соответствует возрастной норме.
  • Выгрузить обезличенные результаты тестирования для статистической обработки с целью обновления психодиагностических норм.  В программе предусмотрено использование как общих норм, так и специально загруженных норм конкретного региона.
Читайте также:  Дефекты речи у вашего ребенка

В программе ведутся личные дела, содержащие всестороннюю информацию по следующим категория тестируемых:

  • Детей, включая дополнительные возможности по ведению карточки социального педагога.
  • Родителей и опекунов.
  • Воспитателей, работающих с детьми.

Поддерживается учет тестируемых по группам, включая автоматический перевод в следующую группу с началом нового учебного года.

Методики

Программа предоставляет набор готовых методик для всех возрастных категорий:

  • Диагностическая методика определения мотивационной готовности к школе старших дошкольников «Рисунок «Я в школе».
  • Диагностическая методика определения мотивационной готовности к школе старших дошкольников «Беседа о школе» (по методике Т.А. Нежновой).
  • Карта экспертной оценки социально-психологической адаптации ребенка к школе (Карта Стотта).
  • Методика «Проба на произвольность»  (модификация методики «Графический диктант» Д.Б. Эльконина).
  • Методика «Тест руки» Э. Вагнера для детей от 4 до 11 лет.
  • Методика «Тест руки» Э. Вагнера для детей от 12 лет. 
  • Методика выявления детских страхов «Страхи в домиках».
  • Методика диагностики поведенческих проявлений темперамента (Опросник А.Томаса и С.Чесса).
  • Методика диагностики уровня развития наглядно-образного мышления «Полянки».
  • Методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейна (модифицированая А.М. Прихожан).
  • Методика определения мотивов учения старших дошкольников  (по методике М.Р. Гинзбург).
  • Методика определения преобладающего мотива, определяющего желание ребенка идти в школу (по методике М.В.Матюхиной).
  • Методика определения силы выраженности учебного мотива (Методика «Расписание»).
  • Методика оценки функций контроля и рабочей памяти «Сердечки и цветочки».
  • Опросник для воспитателя: отношение ребенка к сверстникам.
  • Опросник для воспитателя: отношение ребенка к чужому взрослому.
  • Опросник для воспитателя: проявление агрессии у детей.
  • Опросник жалоб ребенка (Hock K., Hess H., Schwarz E.).
  • Психолого-педагогическая характеристика ребенка.
  • Субтест «Необычное использование» (из батареи Е. Торренса для диагностики креативности).

Проведение тестирования

Программа поддерживает следующие формы тестирования:

  • В самой программе (на компьютере психолога).
  • При помощи проекторов, вне программы.
  • На бумажных бланках, с последующим вводом в программу ответов тестируемых.

Анализ результатов тестирования

Групповой анализ результатов основан на составлении выборок результатов тестирования (по группе, возрасту и полу тестируемых). По каждой выборке можно получить детализированную информацию:

  • Данные о количестве тестируемых с высоким или низким уровнем выраженности того или иного фактора: тревожности, готовности к школе.
  • Данные о количестве тестируемых, для которых наиболее характерен тот или иной фактор, например, мотив деятельности.

Учет работы психолога

Учет работы психолога в программе основан на следующих нормативных документах:

  • Инструктивное письмо Министерства образования и науки РФ от 24.12.2001 № 29/1886-6 «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения».

Источник: https://solutions.1C.ru/catalog/preschool-psy/features

Особенности психодиагностики детей дошкольного возраста

Дети дошкольного возраста обладают рядом психологических и поведенческих особенностей, знание которых необходимо для того, чтобы получать достоверные результаты в процессе их пси­ходиагностического обследования. К этим особенностям преж­де всего относится сравнительно низкий уровень сознания и са­мосознания.

Когда мы говорим о сознании в контексте психодиагности­ки, то имеем в виду произвольность, внутренний волевой конт­роль и опосредованность речью основных познавательных про­цессов ребенка, его восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления. Как сознательно регулируемые, эти процессы у боль­шей части дошкольников находятся на сравнительно низком уровне развития, так как когнитивное развитие в данном возрас­те еще далеко не завершено. Приобретение познавательными про-

Часть I. Психологическая диагностика

https://www.youtube.com/watch?v=azHFTVTcTKI

цессами произвольности начинается у ребенка примерно с трех-четырехлетнего возраста и завершается только к концу подрост­кового возраста.

Поэтому, осуществляя психодиагностику детей дошкольного возраста, особенно раннего, следует иметь в виду, что тестовые задания не должны требовать от ребенка высоко­развитого произвольного управления своими познавательными процессами.

Если это условие не учитывается, то в результате тестирования возникает опасность получить такие данные, ко­торые не вполне соответствуют реальному уровню познаватель­ного развития ребенка.

Чтобы правильно судить об уровне раз­вития, достигнутом ребенком, необходимо тестовые психодиа­гностические задания подбирать таким образом, чтобы они од­новременно были рассчитаны как на произвольный, так и непро­извольный уровень регуляции когнитивной сферы. Это позво­лит адекватно оценить, с одной стороны, степень произвольнос­ти познавательных процессов, а с другой стороны — реальный уровень их развития в том случае, если они еще не являются про­извольными.

Что же касается детей более старшего дошкольного возра­ста, от трех-четырех до пяти-шести лет, то у них уже есть эле­менты произвольности в управлении своими познавательными процессами.

Вместе с тем значительная часть детей этого возра­ста все же характеризуется доминированием непроизвольных по­знавательных процессов, и именно на такие процессы опирается ребенок, познавая окружающий мир.

Психодиагностика детей этого возраста, следовательно, должна быть двояконаправленной: как на детальное изучение развития природных, или непроиз­вольных, познавательных процессов, так и на своевременное об­наружение и точное описание произвольных когнитивных дей­ствий и реакций.

Когда мы говорим о сравнительно низком уровне развития самосознания дошкольников, то вкладываем в это следующий смысл: дети-дошкольники, особенно в возрасте до четырех лет, еще весьма слабо осознают собственные личностные качества и не в состоянии дать правильную оценку своего поведения. Са­мооценка и уровень притязаний у них еще не оформились на­столько, чтобы иметь четкое представление о себе, о своих до­стоинствах и недостатках.

Глава 3. Методы психодиагностики детей дошкольного возраста

Дети более старшего возраста, от четырех до шести лет, име­ют уже такие возможности и в состоянии оценивать себя как лич­ностей, но еще в ограниченных пределах, главным образом те свойства личности и особенности поведения, на которые обра­щали, общаясь с ребенком, неоднократно его внимание окружаю­щие взрослые люди.

Из сказанного следует, что методы личностной и поведенчес­кой психодиагностики детей до четырехлетнего возраста не долж­ны включать в себя такие задания и вопросы, которые ориенти­рованы на самосознание ребенка и предполагают с его стороны осознанную, взвешенную оценку собственных личностных ка­честв. Нарушение этого правила может привести к тому, что ре­бенок или не будет отвечать на поставленные вопросы, или даст ответы на них механически, без должного понимания сути са­мих вопросов.

Детям в возрасте от четырех до шести лет можно уже предла­гать личностные и поведенческие опросники, опирающиеся на адекватную самооценку. Однако и в этом случае следует иметь в виду, что самооценочные возможности ребенка данного возрас­та все же не безграничны.

В связи со сказанным при проведении личностной и пове­денческой психодиагностики детей дошкольного возраста реко­мендуется чаще обращаться к методу внешней, экспертной оцен­ки, используя в качестве экспертов независимых, профессиональ­но подготовленных взрослых людей, хорошо знающих данного ребенка. В старшем дошкольном возрасте к экспертным оцен­кам можно добавлять самооценку ребенка, но все же больше до­верять суждениям взрослых о нем.

Есть определенные трудности и ограничения, связанные с ис­пользованием методик психодиагностики опросного типа в дан­ном возрасте.

Для детей-дошкольников не вполне годятся лич­ностные опросники, содержащие в себе прямые суждения само­оценочного типа, адресуемые к недостаточно осознаваемым лич­ностным качествам.

Если речь идет о косвенных суждениях, то они также не должны включать в себя особенности психологии и поведения, которые ребенок-дошкольник еще недостаточно хо­рошо осознает. Вообще, использование подобных опросников в

__________ Часть I. Психологическая диагностика_____________

психодиагностических целях в дошкольном возрасте следует све­сти к минимуму, и если обращение к ним неизбежно, то каждый вопрос необходимо подробно и доступно разъяснить ребенку.

Отметим еще одну особенность, связанную с непроизволь­ностью процессов у дошкольников, которую обязательно необ­ходимо учитывать, производя их психодиагностику. Дошколь­ники лишь тогда будут в процессе психодиагностики демонст­рировать свои способности, т.е.

показывать результаты, правильно отражающие уровень их психологического развития, когда сами ме­тодики и имеющиеся в них психодиагностические задания вы­зывают и поддерживают к себе интерес на протяжении всего вре­мени психодиагностики.

Как только непосредственный интерес ребенка к выполняемым заданиям утрачивается, он перестает проявлять те способности и задатки, которыми реально облада­ет.

Поэтому, если мы хотим выявить действительный уровень психологического развития ребенка и его возможности, напри­мер зону потенциального развития, необходимо заранее, состав­ляя инструкцию и методику, позаботиться о том, чтобы все это вызывало со стороны ребенка непроизвольное внимание и было достаточно интересно для него.

Наконец, следует учитывать особенности самих непроизволь­ных познавательных процессов, к примеру непостоянство непро­извольного внимания и повышенную утомляемость детей дан­ного возраста, вызываемую прежде всего психогенными факто­рами.

В этой связи серию предлагаемых им тестовых заданий не следует делать слишком длинной, требующей большого количе­ства времени.

Оптимальным для детей дошкольного возраста считается время выполнения тестовых заданий, находящееся в пределах от одной до пяти минут, причем чем меньше возраст ребенка, тем более коротким оно должно быть.

Рассмотрим некоторые другие, кроме уже названных выше, особенности психодиагностики дошкольников, разделив их сле­дующим образом по возрастам:

1. Ранний возраст, от года до трех лет.

2. Младший и средний дошкольный возраст, от трех до пяти лет.

3. Старший дошкольный возраст, от пяти до шести-семи лет. Психодиагностика детей раннего возраста в основном может

быть только объективной, т.е. лишь в очень малой степени опи-

Глава 3. Методы психодиагностики детей дошкольного возраста

раться на самооценку и самоанализ ребенка. Наибольшей цен­ностью в этом возрасте обладает психодиагностический матери­ал, связанный с экспертной оценкой внешне наблюдаемых дей­ствий и реакций ребенка.

Поэтому основным средством сбора информации о детях в этом возрасте является наблюдение, а глав­ным психодиагностическим методом — естественный экспери­мент, в котором создается некоторая жизненная ситуация, до­статочно хорошо знакомая ребенку.

Наилучшие психодиагно­стические результаты у детей этого возраста можно получить, наблюдая за ними в процессе занятий ведущей для данного воз­раста деятельностью — предметной игрой.

При проведении психодиагностики детей младшего и сред­него дошкольного возраста следует иметь в виду как изменение формы игры, так и возникновение нового вида социальной ак­тивности, ведущей за собой психологическое развитие ребенка, — межличностного общения. Дети этого возраста впервые начина­ют проявлять интерес к сверстникам как личностям и включать­ся с ними в совместные игры.

Соответственно и методики пси­ходиагностики следует разрабатывать так, чтобы они предпола­гали не только наблюдение за детьми в индивидуальной пред­метной деятельности, но и в коллективной игре сюжетно-роле-вого плана. Ее участниками могут быть не только дети, но и взрос­лые. Такую игру с ребенком может, например, организовать и в психодиагностических целях провести сам психолог.

Кроме того, в этом возрасте в определенной мере уже можно отпираться на данные самосознания детей и на оценки, которые сами они дают другим детям и взрослым людям. Это особенно касается проявления различных индивидуальных качеств в об­щении с окружающими людьми.

В старшем дошкольном возрасте к названным видам деятель­ности добавляются игры с правилами и, кроме того, возникают элементарные рефлексивные (см. рефлексия) способности.

Стар­шие дошкольники не только осознают и руководствуются в сво­ем поведении некоторыми правилами межличностного взаимо­действия, особенно в играх, но в определенных пределах могут, занимаясь тем или иным видом деятельности, например учени­ем и игрой, анализировать собственное поведение в нем, давать

_ Часть I. Психологическая диагностика

оценки себе и окружающим людям. Это открывает возможность для использования в данном возрасте тех психодиагностических методик, которые обычно применяются для изучения психоло­гии школьников и взрослых людей. Сказанное прежде всего от­носится к методам исследования познавательных процессов, но отчасти касается личности и межличностных отношений.

Все эти замечания и ограничения были учтены в подробно описываемом далее стандартизированном комплексе психодиа­гностических методик, предназначенных для изучения и опре­деления уровня психологического развития детей дошкольного возраста, от трех до пяти-шести лет1.



Источник: https://infopedia.su/2x1b18.html

Ссылка на основную публикацию