Роль наследственности в развитии личности

Понятие о развитии личности, Роль наследственности в формировании личности — Педагогика Библиотека русских учебников

ГлавнаяПедагогикаПедагогикаПредыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Каждый человек рождается как индивид (от лат individuum — неделимый), т.е. как представитель человеческого сообщества, социального типа с генетически заложенными природными задатками.

Через систему общественных х отношений и целенаправленного воспитания путь человека пролегает к личности — социального индивида, который сочетает в себе черты общечеловеческого и индивидуально-неповторимого, что составляет такой уровень психического развития, который, согласно.

СЛРубинштейнр, позволяет ей сознательно управлять собственным поведением и деятельностью. В процессе них личность опосредует и определяет уровень взаимосвязь связей индивида как с общественным, так и с природным средуищем.

В процессе развития человека, т.е. совершенствования ее функций и качеств, касающиеся духовной, психической, биологической и социальной сфер жизнедеятельности (ОВишневський) формируются те психические и физические и особенности, которые образуют ее индивидуальность — синтез тех внешних и внутренних особенностей личности, которые обеспечивают ей оригинальность и самобытностьь.

Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности является внутренне интенциональной направленности, генетически унаследованные анатомо-физиологические задатки, которые в процессе развития человека как сложно организованной.

Неста абильнои системы благодаря выбору вариантов движения в точках бифуркаций, под влиянием целенаправленных и стихийных микрофлуктуаций порождают одну из многочисленного количества возможность проявления индивидуальности чел ского жизненного путь.

Роль наследственности в формировании личности

Во наследственностью принято понимать способность человеческого организма во время воспроизведения потомства передавать ему свои признаки, т.е. совокупность определенных задатков, которые основаны не только непосредственно бат тькамы, но и связанные с глубинными корнями обоих роде.

Носителями наследственности есть гены (от гр genos — происхождение). В генотипе — своеобразном генетическом коде — сохраняется и передается вся информация о свойствах организма.

Генотип определяет анатомо-физиолог логическому структуру организма, стадии его созревания, строение нервной системы, динамичность нервных процессов. Унаследованные задатки типа нервной системы становятся основой для формирования определенного типа темперы енту: меланхоличного, флегматичного, сангвинистичного, холерического.

Внешне наследственность наблюдается в наследовании рис родителей или и отдаленных поколений: черт лица, фигуры, движений, цвета волосы я, глаз, кожи наследуются от родителей также чисто физические задатки, как группа крови, резус-фактор. Неизменным является генетически запрограммировано сочетание в организме различных белков.

К сожалению, детям передает ься также предрасположенность к определенным болезням: венерических, шизофрении, сахарного диабета, болезни крови (гемофилии) и других. Генетика обнаружила более 1500 наследственных аномалий человека.

В связи с этим родители должны и помнить, что, заботясь о своем здоровье, они беспокоятся о здоровье своих будущих детей. Особо опасен влияние на них оказывает злоупотребление родителей алкоголем, наркотическими веществами, курениеи, палінням.

Физиологи и психологи склоняются к мнению, что врожденными у человека есть не готовы способности, а только потенциальные возможности для их развития — задатки.

Сами по себе они еще не предопределяют отличительных черт с личности, но могут влиять на выработку определенных навыков, форм поведения, скорости выработки условных рефлексов.

При отсутствии благоприятных условий для их развития или несформированности рефлек су цели на такое развитие они вообще могут не проявлятьсяся.

В споре о соотношении биологического и социального в человеке случались мысли, очень много оставляли на долю воспитания и очень мало на долю наследственности. Так известный советский ученый-генети ик. МПДубинин утверждал:»Тот идеальный (т.е. социальный) смысл, который наполняет психику в ходе становления личности, не записан в генетической программе человека.

Мозг имеет безграничные возможности для спр ийняття разносторонней социальной программы, обеспечивает универсальную готовность новорожденного подключиться к общественной форме движения материи. Реализовать должным образом этот колоссальной значимости потенции л — задача воспитания.

Никаких генов для духовного содержания человека не существует, черты человеческой психики формируются с помощью общественно практической деятельности людей. Понимание этого открывает огромные перспе ктивы для подготовки и формирования нового человека. Многое остается здесь использован, это касается, в частности, развития личности в раннем возрасте (до двух лет) (См.:.

Дубинин. ЧП. Наследие биол огическое и социальное / /. Коммунист -1987 — № 11 — я 67 -1987. -№11. -. С. 67).

Однако многие ученые склоняются к мысли о наследовании интеллектуальных способностей — основы развития умственных и познавательных сил. О»врожденный интеллект»писал в свое время академик. АМКолмогоров:»Т.

Талант, одаренность, скажем, в работе в области математики, физического эксперимента, конструирования новых приборов даны от природы не всем. Ни упорная. Проця не может заменить эту природную обдаров анисть»(Колмогоров. А. Наука требует горения / /.

Известия -1962 — 21 феврИзвестия. -1962. — 21 февр.).

Попытка преувеличивать роль той или иной составляющей в балансе биологического и социального наблюдались не раз

Еще в начале XX в на основе исследований. ВМБехтерева,. ДжБолдуина,. ЕМеймана,. АПНечаева,. ВПрейера,. ГСХолла и др. сформировалась особая наука о детях — педология (от гр paidos — ребенок), которая повьязува ала развитие ребенка прежде всего наследственностью.

Абсолютизируя роль наследственности в судьбе человека, педология игнорировала свою деятельность учащихся, ведущую роль воспитания и обучения в развитии ребенка ошибочным м оказался ее дуалистический подход к пониманию природы человека как биосоциального существа. Человек, считали педагоги, имеет биологический»фундамент»и социальную»надстройку», позже вызвало возражения.

На пример, по мнению. СЛРубинштейна, развитие человека — не надстройка социального начала над естественным, а процесс»становления природы человеком»Педология как наука была запрещена в тогдашнем. СССР постановлением. ЦК. ВКП (б) от 4 июля 1936 года»О педологических извращениях в системе.

Наркомпроса»ее разгром поднял проблему наследственности до ламаркських представлений о монопольное влияние среды и целенаправленного вых ованныйро монопольний вплив середовища і цілеспрямованого виховання.

Нынешний же состояние развития генетики показывает, что в человеческой психике нет ни одного компонента, который был бы только естественным или социальным (АВБрушлинський). Наследственность, среда, воспитание — три взаимно озвьязани факторы развития, которые призваны действовать гармонично при условии оптимального их использования.

При условии же переоценки одного из двух или обоих внешних факторов, и их недооценки, такая гарм онийнисть нарушается. Однако педагогические аспекты исследований закономерностей человеческого развития, которые охватывают изучение трех основных проблем — наследования интеллектуальных, специальных задатков и. ВВИ бностей, моральных качеств, остаются неоднозначными.

Если, например, педагоги-материалисты утверждают, что различия в типах высшей нервной деятельности изменяют лишь протекание мыслительных процессов существенно не влияя на уровень самой интеллектуальной деятельности, создают»возможности воспитания неограниченными»для развития интеллекта человека с нормальным мозгом (МПДубинин), то педагоги-идеалисты.

УПЭ внени, что человеческая природа не подлежит усовершенствованию, поскольку благодаря биологической наследственности существует интеллектуальная неравенство людей время общепризнанной в педагогических кругах есть мнение, что спадковис во нередко создает неблагоприятные условия для развития интеллекта ребенка (унаследованные психические заболевания, дряблые клетки коры головного мозга у детей алкоголиков и т.д.й алкоголіків тощо).

В поисках практических путей интеллектуального развития личности педагоги-материалисты, соглашаясь с биологической неравенством в интеллектуальном наследства, подчеркивают необходимость создания равных условий для развития каждого ребенка, поскольку правильно организованное обучение должно стимулировать его. Сторонники противоположного подхода уверены, что обучение должно идти за развитием, поскольку только вспом агае вызреванию того, что заложено природною.

Специальные задатки (математические, литературно-художественные, спортивные, лингвистические и т.д.) могут реализоваться или не реализоваться зависимости, как уже упоминалось, от двух причин:

1) при возможности и обстоятельств для»их реализации;

2) сформированности в процессе жизнетворчества рефлекса цели на такую ??реализацию

Противоречивые взгляды ученых вызывает проблема наследования нравственных качеств личности. Хотя, как утверждал.

МПДубинин, никаких»генов для духовного содержания»человека не существует, сегодня многие ученые вопр ляют склонность к теории»врожденного зла», поскольку генетика подтверждает существование корреляционной зависимости между определенными унаследованными дефектами и отклонениями в психике и моральном поведении подтвер джують это и продолжительные народные наблюдения, которые находят отражение в народном творчестве, в частности, в пословицах. Например:»Каково плотина — такой мельница, какой отец — такой сын»Среди ученых, признают возможности наследования моральных качеств и связанных с ними ценностных ориентаций, — академики. ММАмосов,. ПКАнохин, известные генетики. ВПЕфроимсон,. ПВСимоно, відомі генетики. В.П.Ефроїмсон,. П.В.Сімонов.

Однако, несмотря на разнообразие подходов, общепризнанным в генетике является вывод, что на протяжении длительных геологических эпох человеческая сущность испытывает жесткой генной регламентации

К сожалению, не совсем изученными остаются генетические аспекты проблемы уникальной для каждого человека интуитивно действующей интенции (от лат intentio — устремление) — т.е. определенной неосознанной целенаправлен ности мышления и деятельности.

Ведь, как известно, по идее релятивистской-плюралистической философии непосредственная жизнедеятельность любого человека определяется не знаниями о закономерностях этой действовали ьность в осознанно-логической форме, а той «живой интенцией», которая, будучи первичной по языку и недоступной для раскрытия логическими формами познания, является своеобразным первоначалом судьбе человека, тем перво родным зерна, в которое заложен потенциал первоначального движения и ростомта зростання.

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Источник: http://uchebnikirus.com/pedagogika/pedagogika_-_palchevskiy_ss/ponyattya_pro_rozvitok_osobistosti.htm

Понятие о наследственности и ее роль в развитии личности человека

⇐ ПредыдущаяСтр 47 из 75Следующая ⇒

Наследственность определяют как совокупность природных свойств организма, передаваемых от поколения к поколению, или как «свойство живых систем воспроизводить свою организацию, или, иначе говоря, свойство живых организмов воссоздавать себе подобных в ряду поколений»[5].

Биологическая наследственность имеет огромное значение в жизни человека. Она сохраняет человека как природное существо, как уникальную популяцию (вид) в биологическом мире. С момента рождения ребенок наследует многие врожденные свойства и инстинкты, относящиеся к группе безусловных рефлексов (по И.П. Павлову)[6]. К ним относятся:

· пищеварительные рефлексы (слюноотделение),

· оборонительные (отдергивание рук от горячего, зажмуривание глаз при ярком свете),

· ориентировочные (реакция на звук, свет и т.д.).

Говоря о нерасторжимой связи человека с животным миром, следует отметить, что эти свойства характерны и для высших животных.

Однако в пределах биологической эволюции возникла новая форма отражения, обеспечившая переход предков в современных людей:

· развитие «собственно человеческих задатков» (движение в вертикальном положении — прямохождение, развитие речи),

· предрасположенность к целенаправленному труду,

· развитие мыслительных способностей человека,

· осознание своих действий, поступков, деятельности.

Наследственность программирует передачу от взрослых детям ряда биохимических, физических качеств:

· физический облик,

· цвет волос,

· физические данные;

· группу крови и резус-фактор,

· задатки способностей;

· программирует также свойства нервной системы,

· свойства зрительных органов (дальтонизм, особая чувствительность, цвет глаз) и др.[7]

Биологическая наследственность определяет как то общее, что делает человека человеком, так и то отличное, что делает людей столь разными и внешне и внутренне. Под наследственностью понимается передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей, заложенных в их генетическую программу.

Читайте также:  Как выбрать матрас для ребенка

Великая роль наследственности заключается в том, что по наследству ребенок получает человеческий организм, человеческую нервную систему, человеческий мозг и органы чувств.

От родителей к детям передаются особенности телосложения, окраска волос, цвет глаз, кожи – внешние факторы, отличающие одного человека от другого.

По наследству передаются и некоторые особенности нервной системы, на основе которых развивается определенный тип нервной деятельности.[8]

Наследственность предполагает также формирование определенных способностей к какой-либо области деятельности на основе природных задатков ребенка.

Согласно данным физиологии и психологии, врожденными у человека являются не готовые способности, а лишь потенциальные возможности для их развития, т.е. задатки.

Проявление и развитие способностей ребенка во многом зависит от условий его жизни, образования и воспитания. Яркое проявление способностей принято называть одаренностью, или талантом.

Природные особенности (задатки) являются потенциальным условием формирования способностей. Они обусловлены индивидуальными структурно-функциональными различиями головного мозга и речедвигательных органов, органов чувств, и их следует рассматривать лишь как анатомо-морфологические предпосылки способностей[9].

Показатель развитости человека проявляется через интегрированную развитость его способностей. Выделяют общие и специальные способности. Общие способности определяют успехи человека в различных видах деятельности. Это

· умственные способности,

· тонкость и точность ручных движений,

· развитая память,

· совершенная речь и ряд других.

Специальные способности раскрывают индивидуальность личности и определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. К ним можно отнести:

· математические,

· музыкальные,

· лингвистические,

· литературные,

· художественно-творческие,

· технические,

· спортивные,

· организаторские,

· экономические и др.

Общие и специальные способности могут гармонизировать между собой, взаимно дополнять, компенсировать, усиливать и обогащать друг друга .

Значительный теоретический интерес представляет вопрос о наследовании задатков и способностей к определенному виду, а вернее, к области деятельности (искусству, конструированию, математике и т. п.). Для ответа на этот вопрос основополагающее значение имеет известное положение К.

Маркса об определенных жизненных силах, которыми человек наделен от природы Так, К. Маркс писал: «Человек является непосредственно природным существом. В качестве природного существа, притом живого природного существа, он…

наделен природными силами, жизненными силами, являясь деятельным природным существом, эти силы существуют в нем в виде задатков и способностей в виде влечений…»[10]. Эти слова К.

Маркса указывают, прежде всего, на то, что в воспитании необходимо учитывать естественную природу человека, выявляя его задатки и способности, определяя характер и направленность заложенных в нем жизненных сил, особенности влечений, склонностей и интересов.

Эта направленность жизненных сил, заложенных в природе человека и проявляющихся в форме задатков и способностей, предполагает, прежде всего, возможность успешной деятельности в отдельных (в целом довольно широких) областях. Реализация же их во многом зависит от условий жизни и воспитания.

Наследование способностей в отдельных семьях, т. е. появление в ряде поколений людей, одаренных в определенной области, объясняется во многом не только передачей по наследству определенных задатков, но и тем, что в этих семьях дети воспитывались в атмосфере интереса к определенному виду деятельности, их довольно рано начали привлекать к этой деятельности.

Следует отметить, что задатки характеризуют лишь самые общие области деятельности. Они не ориентированы на какой-то определенный вид труда или творчества, которые всегда конкретно-исторически обусловлены и связаны с определенными видами производства, искусства, науки, определяются уровнем их развития.

Эти задатки заложены в структуре мозга, органах чувств, речедвигательных органах и служат одним из условий успешности выполнения затем какой-либо конкретной деятельности, выбранной самим человеком под влиянием условий и обстоятельств жизни. Однако в значительно большей степени успех в этой области деятельности будет обеспечен прилежанием, самой практикой и накоплением опыта в сфере данного вида труда.

Особенно острые, принципиальные теоретические споры вызывает вопрос о наследовании или наличии врожденных способностей к интеллектуальной деятельности.

Педагогика признает, что может быть неблагоприятная для развития интеллектуальных способностей наследственность, например вялость клеток коры полушарий мозга детей алкоголиков, некоторые наследственные болезни и, в частности, психические заболевания.

Имеющиеся же у нормальных (здоровых) людей различия в типах высшей нервной деятельности придают известное своеобразие протеканию мыслительных процессов, но не предопределяют качества и уровня самой интеллектуальной деятельности В целом следует признать, что развитие познавательных процессов и обучаемость физически здоровых и психически нормальных людей во многом определяется тем, в какие условия обучения они поставлены[11].

Признавая возможное биологическое неравенство задатков и способностей, педагогика делает акцент не на выявлении различий и приспособлений к ним обучения, а на создании равных условий для развития имеющихся у каждого задатков и способностей. Современная система обучения и воспитания на деле обеспечивает это равенство условий для всестороннего развития всех и каждого, что не исключает дифференцированного подхода к учащимся и учета их индивидуальных особенностей.

Не менее острым является вопрос о наследовании психических свойств и обусловленности форм поведения физиологическими задатками.

Развитие человека с физиологической точки зрения — очень сложный процесс.

Различные его органы и системы на разных этапах возрастного созревания развиваются по-разному, наблюдается известная неравномерность и нескорректированность их развития в отдельные периоды роста и взросления человека, что в свою очередь сказывается на особенностях психического развития детей разного возраста, облегчая или, наоборот, усложняя работу воспитателей. Например, особые трудности представляет в силу особенностей анатомо-физиологического развития воспитание подростков. Однако это не дает основания считать, что те или иные формы поведения заложены в человеке от природы.

Современная педагогика и психология утверждают, что все психические качества личности приобретаются в процессе жизнедеятельности человека в труде и его общении с окружающей средой. В человеке от рождения не заложено никаких ни социальных, ни асоциальных программ поведения, т. е.

его поведение в обществе биологически не запрограммировано. Люди рождаются свободными от моральных ценностей и представлений о формах поведения и отношения к другим людям, и процесс формирования этих личностных качеств для каждого человека начинается фактически с нуля.

Поскольку же для каждого он протекает в индивидуально-неповторимых условиях, даже при одинаковых внешних условиях (ибо у каждого человека не одинаковы на них реакции), каждый из них развивается по-своему и формирует свое индивидуальное отношение к миру, что не отрицает общих закономерностей формирования личности человека в условиях целенаправленного воспитания

Психика человека, его психические проявления формируются под воздействием внешних условий, всегда преломляясь через внутренние индивидуальные условия каждого, и являются результатом, продуктом этого взаимодействия.

Социальные стороны, личность человека формируются только посредством социальных условий и не могут быть предетерминированы биологическими основами человека[13].

Говоря о роли наследственности в формировании и развитии ребенка, нельзя игнорировать тот факт, что существует ряд болезней и патологий, которые могут носить наследственный характер, например, болезни крови, шизофрения, эндокринные расстройства. Наследственные заболевания изучает медицинская генетика, однако их необходимо учитывать и в процессе социализации ребенка.

Итак, можно сделать вывод, что развитие человека – очень сложный процесс. Оно происходит под влиянием, как внешних воздействий, так и внутренних сил, которые свойственны человеку, как всякому живому и растущему организму.

К внешним факторам относятся, прежде всего, окружающая человека естественная и социальная среда, а также специальная, целенаправленная деятельность по формированию у детей определенных качеств личности; к внутренним – биологические, наследственные факторы.

Факторы, влияющие на развитие человека, могут быть управляемые и неуправляемые.

Развитие ребенка — не только сложный, но и противоречивый процесс – означает превращение его как биологического индивида в социальное существо – личность.

В процессе развития ребенок вовлекается в различные виды деятельности (игровую, трудовую, учебную, спортивную и т.д.) и вступает в общение (с родителями, сверстниками, посторонними людьми) проявляя при этом присущую ему активность. Это содействует приобретению им определенного социального опыта.

Взаимодействие наследственности и среды в развитии человека играет важную роль на протяжении всей его жизни. Но особую важность оно приобретает в периоды формирования организма: эмбрионального, грудного, детского, подросткового и юношеского. Именно в это время наблюдается интенсивный процесс развития организма и формирования личности.

Наследственность определяет то, каким может стать организм, но развивается человек под одновременным влиянием обоих факторов — и наследственности, и среды.

Сегодня становится общепризнанным, что адаптация человека осуществляется под влиянием двух программ наследственности: биологической и социальной. Все признаки и свойства любого индивида являются результатом взаимодействия его генотипа и среды. Поэтому каждый человек есть и часть природы, и продукт общественного развития.

С такой позицией сегодня согласно большинство ученых. Разногласие возникает тогда, когда речь заходит о роли наследственности и среды в исследовании умственных способностей человека. Одни считают, что умственные способности наследуются генетически, другие говорят о том, что развитие умственных способностей определяется влиянием социальной среды.

⇐ Предыдущая42434445464748495051Следующая ⇒

Источник: https://mykonspekts.ru/1-1561.html

Роль наследственности в формировании личности

Содержание

Введение …………………………………………………………………… 3

  1. Роль наследственности в формировании личности …………….. 4 — 6       
  2. Роль среды в формировании личности ………………………….. 7 — 10
  3.   Взаимодействие среды и наследственности

 в формировании личности  ………………………………………… 11- 12                                          

Заключение …………………………………………………………………13 — 14

Список литературы ……………………………………………………….. 15

Введение

В психологической науке категория личности относится к числу базовых категорий, и изучается всеми  общественными науками. Становление личности не простое сцепление случайностей, а закономерный процесс развития. Люди издавна стремились изучить эти закономерности, понять характер развития психики человека.

Структура личности человека шире структуры его индивидуальности, и всегда имеет конкретное социально – историческое содержание. Понять, что такое личность, можно через изучение реальных общественных связей и отношений, в которые вступает человек.

  Первое с чем сталкиваются при обращении к изучению – это вопрос о соотношении в нем биологического и социального.

В истории изучения факторов биологического и социального существуют различные подходы к изучению психического развития личности человека.

Биогенетический подход определяется биологическим, преимущественно наследственным, фактором. Человек от природы имеет предрасположение не только к особенностям протекания эмоциональных реакций, особенностям темпа действий, но и к определенному комплексу мотивов.

Социогенетический подход рассматривает развитие личности как результат прямых воздействий окружающей социальной среды. При этом, игнорируется собственная активность развивающегося человека, ему отводится пассивная роль существа, лишь приспособляющегося к окружающей обстановке. Но остается необъясненным, почему в одной и той же социальной среде вырастают подчас столь разные люди.

 Не один из подходов не может быть принят за основу понимания закономерностей психического развития личности.

Цель работы- проанализировать, какую роль играют в развитии личности оба подхода. Объект исследование — личность. Предмет исследования – роль наследственности и среды в  развитии личности.

  1. Роль наследственности в формировании личности
Читайте также:  Правильное развитие отношений между ребенком и «новым папой»

     Наследственность определяют как совокупность природных свойств организма, передаваемых от поколения к поколению, и как «свойство живых систем воспроизводить свою организацию, или, иначе говоря, свойство живых организмов воссоздавать себе подобных в ряду поколений» [1]. 
      Наследственность сохраняет человека как природное существо, как уникальную популяцию (вид) в биологическом мире.

С момента рождения ребенок наследует многие врожденные свойства и инстинкты, относящиеся к группе безусловных рефлексов (по И.П.

Павлову): пищеварительные, оборонительные (отдергивание рук от горячего, зажмуривание при ярком свете), ориентировочные (реакция на звук, свет); программирует передачу биохимических, физических качеств: физический облик, цвет волос, физические данные; группу крови и резус-фактор, задатки способностей; программирует свойства нервной системы, свойства зрительных органов (дальтонизм, особая чувствительность, цвет глаз) и др.  Генетическая программа заложена в молекулярных структурах ДНК. Биологические процессы обозначены и наличием наследственных заболеваний и различных аномалий. К ним относят, шизофрению, сахарный диабет, ряд эндокринных расстройств (карликовость и др.).  По наследству могут передаваться и особенности протекания психических процессов, предрасположенность к правонарушениям, садизм, суицидальное поведение и т.д. Но генный аппарат, как и весь организм человека, не изолирован от внешних воздействий, а включен в их многообразие. [2]

Нарушение генной наследственности может быть вызвано тяжелыми условиями труда, нервно-психическими расстройствами, алкоголем, курением, медикаментами, звуковыми нагрузками и многим другим. Современные науки ведут  поиск средств лечения генных болезней, ослабления их влияния на развитие личности.  

Показатель развитости человека проявляется через интегрированную развитость его способностей. Выделяют общие и специальные способности.

Общие способности определяют успехи человека в различных видах деятельности. Это «умственные способности, тонкость и точность ручных движений, развитая память, совершенная речь и ряд других».

Специальные способности раскрывают индивидуальность личности и «определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие».

К ним можно отнести математические, музыкальные, лингвистические, литературные, художественно-творческие, технические, спортивные, организаторские, экономические и др. Общие и специальные способности могут гармонизировать между собой, взаимно дополнять, компенсировать, усиливать и обогащать друг друга.            

Проявление наследственного находится в прямой зависимости от внешней среды, условий жизни и воспитания. В науке имеется немало фактов о жизни малолетних детей со зверями (так называемых «детей Маугли»): волками, медведями, обезьянами и вскормленных их молоком.

Возвращение к людям, они были лишены почти всех человеческих качеств: уровень интеллекта и мышления у многих из них находятся ниже уровня животных, ходили они на четвереньках, речь отсутствовала, воспроизводили ее только звуки, которые «произносили» животные; для таких детей характерна неразвитость чувств, короткий срок жизни вследствие неразвитости психических процессов. [1]            

Биологически здоровый человек имеет колоссальные возможности развития, но практически реализует их не более чем на 10-15%. Для правильного воспитания важна глубокая диагностика выявления природных дарований с целью создания необходимых условий их развития.

 Развитие человека  рассматривается преимущественно  как развитие его способностей.

С одной стороны, развитие происходит за счет резервных сил генотипа (задатки способностей могут проявляться очень рано, с 2-3-летнего возраста, или наоборот — на склоне лет), с другой — условий внешней среды и их взаимного влияния. Несовершенство структуры питания и тяжелые условия жизни (дети сироты, неполные семьи, трудные семьи, привлечение детей к тяжелой работе) задерживают рост и развитие. Наследственные возможности

растущего человека велики, но реализовать их в качества личности он сможет только в процессе своей социальной жизни в обществе, в деятельности.

  1. Роль среды в формировании личности

Важнейшим аспектом психического развития человека является приобретаемые им в ходе жизни опыт и знания.

Очевидно, что их объем и содержание будут зависеть от той среды, в которой находится индивид и с которой он активно взаимодействует. Среду рассматривают как совокупность условий существования живых организмов и человека.

Понятие «среда» имеет много значений. Остановимся на их рассмотрении, так как в каждую единицу времени человек подвергается их влиянию.      

Макросреда. Многочисленными наблюдениями, фактами, экспериментами подтверждено влияние еще на уровне внутриутробного развития, не говоря о родившемся человеке, космоса, особого расположения звезд, комет, действия магнитных бурь на Солнце, смены фаз Луны, лунных и солнечных затмений, магнитного и гравитационного полей Земли.       

Микросреда — это особенности квартиры или рабочего помещения, микроволны и магнитные воздействия, вибрации и т.п., а именно геометрические формы квартиры, высота этажа дома, дизайн стен, расстановка мебели, излучения электроприборов, биополевые воздействия растений и животных, отдельных людей (с отрицательной биоэнергией) и т.д.

      По-своему воздействие могут оказывать и результаты науки и техники.

Так, японскими учеными установлено, что слушание беременными женщинами народной или классической музыки развивает интеллект будущего ребенка, вызывает гармонические вибрации, которые создают условия для увеличения притока крови и питательных веществ, благотворно воздействуют на развитие нервных тканей и головного мозга      

Среда географическая — История существования древнейших цивилизаций Египта, Междуречья, Индии, Греции, Рима выявляет тот факт, что их центрами были географически и биологически исключительно благоприятные территории (обилие тепла и света, воды, растительного и животного мира), способствовавшие своими условиями социализации биологических свойств человека.

Но даже в период технического прогресса многие географические территории являются крайне трудными с точки зрения их влияния на развитие человека (зоны геологических разломов и землетрясений, районы пустынь и гор, вечной мерзлоты и избыточной влажности).

Живущим в таких районах, естественно, ограничивается доступ к интеллектуальным источникам, социализация личности задерживается.       

Социальная среда — совокупность общественных отношений, складывающихся в обществе (уклад жизни, традиции, «окружающие человека социально-бытовые условия, обстановка, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий»), доминирующие общественные идеи и ценности.      

Домашняя среда — колыбель начала жизни, окружение близких людей, материальные условия; это целый мир, воплощенный в игрушки и игры, своя жизненная территория.

Развитие ребенка обеспечивается дружбой и любовью в родительских отношениях, отношениях с родными и близкими.

У ребенка формируется потребность общения с окружающими, что становится важнейшим источником его разностороннего развития.      

Домашняя и социальная среда могут оказывать и отрицательное воздействие: пьянство и ругань в семьях, грубость и невежество, вопиющее унижение детей, отрицательное влияние товарищей и друзей, особенно старших по возрасту и взрослых; все негативное, что совершается вокруг нас.

В научных концепциях западных авторов имеются толкования о первостепенной роли географической среды. Народы, живущие в благоприятных географических условиях в разные исторические периоды «сбавили» темпы своего промышленного и социального развития, потребляя готовые дары природы.

Народы северных территорий, наоборот, организовались, закалились в борьбе с суровыми условиями жизни, нарастили мощный интеллектуальный и промышленный потенциал. Но сама среда в современных условиях, в век научного и технического прогресса не может обеспечить решение программы развития личности и адаптацию ее к самостоятельной жизни и деятельности.

В значительной степени социальные факторы определяют развитие человека.

Развитие социальных факторов приводит к разнообразию их воздействия на развитие личности. Факторами преднамеренного воздействия на личность могут выступать государственный строй и политика, наука, школа, обучение и воспитание, условия труда и быта, семья, культура и традиции, многое другое.

  Имеется группа социальных факторов, которые не оказывают тотального действия, но дают человеку возможность развития: литература, искусство, СМИ, технические и спортивные общества, различные клубы, выставки, секции и т.д. Степень воздействия факторов будет определяться возможностями и стремлениями самой личности в их реализации.

Но природное начало всегда индивидуально: особенности протекания психических процессов, задатки способностей, степень активности и т.д. Сами люди неодинаково относятся к познанию, освоению знаний. Кто-то увлечен спортом, кому-то он противопоказан по состоянию здоровья. Естественно, что формирующиеся качества у них будут различны.

Таким образом, даже совокупное действие этих факторов не всегда обеспечивает формирование необходимых качеств личности.

Среди социальных факторов особым можно назвать воспитание. Его можно рассматривать как целенаправленный процесс формирования конкретных качеств и свойств личности, ее способностей, процесс, опирающийся на закономерности общественного развития.

Все, чем человек обладает, чем он отличается от животных, является результатом его жизни в социальной среде. Характерно, что ребенок, не впитавший в себя культуру общества, оказывается неприспособленным к социальной жизни, не может реализовать то, что заложено в нем самой природой.

Различные условия жизни людей и воспитания, принадлежность к разным социальным группам, взаимодействие и борьба их интересов развивают и формируют и различное сознание. В этом смысле сознание как высшая форма психической деятельности не тождественна мышлению.

Человеческое сознание меняется не только от эпохи к эпохе, оно может изменяться на протяжении жизни одного и того же человека в зависимости от особенностей общественных отношений, в которые он включен (он может быть в одно время религиозным, в другое — атеистом, в одно время приверженцем одних взглядов, в другое — других и т. д.).

Приведем исторический пример: ребенок из африканского племени попадает в Париж и там воспитывается, вырастает образованным человеком, истинным парижанином.

Таким образом, развитие новых субъектно-объектных отношений проявляется и реализуется в новых социальных ролях личности, которые постепенно персонифицируются и превращаются в ее личные свойства: черты характера, способности и т.д. Уже в трудах И.П.

Павлова проходила идея о пластичности нервной системы, податливости ее к воспитанию в разных средовых условиях, а также о больших компенсаторных возможностях организма, т.е. способности к компенсации ряда функций другими органами вследствие травм, болезней и т. д. Все сказанное дает возможность говорить о влиянии социальных факторов на развитие личности как приоритетных.

Источник: http://referat911.ru/Psihologiya/rol-nasledstvennosti-v-formirovanii-lichnosti/479932-3121048-place1.html

Влияние наследственности, среды и воспитания на формирование личности

1. Общие основы педагогики

1.2. Формирование творческой личности

1.2.1 Влияние наследственности, среды и воспитания на формирование личности

Человек рождается как индивид, как общественный субъект, с присущими ей природными задатками и формируется как личность в системе общественных отношений благодаря целенаправленному воспитанию.

Развитие человека — процесс физического и психического становления и формирования его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов, среди которых ведущую роль играют целенаправленное воспитание и обучение.

Процесс развития человека сопровождается физическими и психическими, количественными и качественными изменениями.

К физическим изменениям относятся рост, развитие костной и мышечной систем, внутренних органов, нервной системы и прочее. Психические изменения охватывают умственное развитие, формирование психических черт личности, обретение социальных качеств.

Развитие человека зависит как от внешних воздействий, так и от внутренних сил.

К внешним относят влияния на индивида окружающей природной и социальной среды и целенаправленную деятельность педагогов по формированию у ребенка качеств, необходимых для участия в жизни общества (воспитания). Эффект внешних воздействий зависит от тех внутренних сил и процессов, которые определяют индивидуальное реагирование на них каждого человека.

Читайте также:  Общее понятие о прирщштах и правилах обучения

Развитие человека не сводится к усвоению, простого накопления знаний, умений и навыков. Поэтому его не следует рассматривать лишь как количественный рост. Ведь развитие заключается прежде всего в качественных изменениях психики, в переходах от низших ступеней к высшим, в формировании личности.

Формирование личности — становление человека как социального существа вследствие влияния среды и воспитания на внутренние силы развития.Понятие «развитие человека» и «формирование личности» очень близки, их нередко употребляют как синонимы.

На самом деле понятие «личность» означает социальную характеристику человека, то есть те ее качества, которые формируются под влиянием общения и установления отношений с другими людьми, обществом в целом.

Развитие человека и формирование его личности является единым, целостным процессом.

Источником, внутренним содержанием формирования личности являются такие внутренние и внешние противоречия:

— в нервной системе — между возбуждением и торможением;

— в эмоциональной сфере — между удовольствием и неудовольствием, радостью и горем;

— между наследственными данными и потребностями воспитания (ребенок — инвалид благодаря воспитанию достигает высшего уровня развития);

— между уровнем сформированности личности и идеалом (поскольку идеал всегда совершеннее конкретного питомца, он побуждает личность к самосовершенствованию);

— между потребностями личности и моральным долгом (чтобы потребность не вышла за пределы общественных норм, она «сдерживается» моральным долгом человека);

— между стремлениями личности и ее возможностями (когда индивид стремится достичь определенных результатов в обучении, а уровень его познавательных возможностей еще недостаточен, ему нужно усиленно работать над собой).

Формирование личности зависит от наследственности, среды и воспитания.

Роль наследственности в формировании личности.

Самым первым фактором, влияющим на формирование личности, является наследственность.

Наследственность — воспроизведение у потомков биологических особенностей родителей.

От биологической наследственности зависит как то общее, что определяет принадлежность индивида к человеческому роду в целом, так и то отличное, что делает людей разными по внешним видом и внутренними качествами.

Человек как представитель своего биологического вида наследует прежде всего тип нервной системы, на базе которой формируется тип темперамента (меланхолический, флегматический, сангвинический, холерический); некоторые безусловные рефлексы (ориентировочный, оборонительный, слиновидільний); конституцию тела, внешние признаки (цвет волос, глаз, кожи).

К чисто физических задатков относятся и группа крови и резус-фактор (особое вещество, которое содержится в крови и обуславливает совместимость крови матери и плода, донора и реципиент). Родители могут передать потомкам также некоторые болезни: гемофилию, шизофрению, сахарный диабет, венерические болезни.

Самыми опасными для физического здоровья детей является алкоголизм и наркомания родителей.

Особую роль в формировании личности играют собственно человеческие задатки (высокоорганизованный мозг, за датки речи, хождения в вертикальном положении).

Сложной в педагогике является проблема способностей в определенной области. Особого внимания заслуживает вопрос о наследственности интеллектуальных способностей. Результаты генетических исследований свидетельствуют, что здоровые люди имеют задатки к неограниченному духовному развитию, и подтверждают предположение о больших возможностях человеческого мозга.

На этом основании в педагогике и психологии разработана концепция развивающего обучения. Она основывается на том, что правильно организованное обучение может и должно стимулировать развитие человека.

Все же от природы разные дети имеют неодинаковые интеллектуальные задатки. Поэтому, организуя учебно-воспитательный процесс в школе, следует осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику, то есть внедрять дифференцированное обучение. В значительной степени эта проблема актуальна и в высших учебных заведениях.

Роль среды в формировании личности.

Не меньшее значение в формировании личности имеет влияние на нее окружающей среды.

Среда — совокупность внешних явлений, стихийно действующих на человека и влияют на ее развитие.

Среда, которая окружает индивида от его рождения до конца жизни, условно можно разделить на природную среду и социальное. Факторами природной среды является климат, рельеф, географическое положение и тому подобное.

Социальная среда образуют социальные группы, которые непосредственно или косвенно влияют на человека (семья, детский сад, школа, внешкольное учреждение, двор, общества сверстников, средства массовой информации и др.).

В социальной среде человек социализируется — усваивает социальный опыт, ценности, нормы, установки, активно вовлекается в систему социальных связей, самостоятельно находит пути эффективного самоопределения в обществе. При этом ребенок не только зависит от среды, но и сама является активным, деятельным существом.

Одним из самых действенных факторов социализации являются целенаправленное воспитание.

«Главное дело воспитания как раз в том и состоит, — считает Сергей Рубинштейн, — чтобы тысячами нитей связать человека с жизнью так, чтобы со всех сторон перед ним вставали задачи, для него значимые, для него притягательные, которые он считает своими, в решение которых она привлекается.

Это важно потому, что главный источник моральных проблем, всех отклонений в поведении — это та душевная пустота, которая образуется у людей, когда они становятся равнодушными к жизни, что их окружает, отходят в сторону, чувствуют себя в ней посторонними наблюдателями, готовыми на все махнуть рукой, — тогда все им становится ни к чему».

Особое влияние на формирование личности ребенка имеет домашнюю среду, а также ближайшее окружение. Именно здесь дети осваивают умение общаться, налаживая отношения с близкими людьми — родными, ровесниками, соседями, учатся жить с людьми и для людей, любить свою нацию и уважать другие народы.

Вместе с тем именно в ближнем окружении дети могут столкнуться с такими патологическими явлениями общественной жизни, как курение, пьянство, наркомания, воровство, рэкет, проституция и тому подобное. Поэтому с целью профилактики нужно формировать у несовершеннолетних умение противостоять таким явлениям.

Ощутимое влияние на формирование личности имеют средства массовой информации (телевидение, радио, пресса) как компоненты социального окружения.

Правильно организованная информация о значимых события, процессы, явления в обществе, воспитывает у подрастающего поколения сознательное, ответственное отношение к жизни, способствует его духовному обогащению, формированию активной жизненной позиции.

Поразительным является и пагубное влияние информации, которая пропагандирует патологические, сомнительные ценности, стандарты поведения, которые негативно влияют на еще не сформировавшееся сознание молодого человека. Учитывая это, педагоги должны помогать ей правильно оценивать увиденное, услышанное или прочитанное.

Главным критерием социализированые личности является не степень ее приспособления, а степень независимости, уверенности в себе, раскрепощенности, инициативности, проявляющаяся в реализации социального в индивидуальном и обеспечивает реальное воспроизводство человека и общества. На разных возрастных этапах становления личности наблюдаются определенные особенности развития самосознания, самореализации, творческой активности, социальной зрелости, разные процессуальные характеристики социализации. Свидетельством социализации индивида является обретение им на каждом этапе онтогенеза соответствующего уровня самости и самосознания как предпосылок формирования индивидуальности. Чем более развитыми являются самосознание и самоопределение индивида, тем более он индивидуален и одновременно социально-определен.

Роль воспитания в формировании личности.

Решающую роль в формировании личности играет процесс воспитания, который выполняет такие функции:

— организация деятельности, в которой формируется личность;

— отбор содержания обучения и воспитания, что направляет формирование личности в нужном направлении;

— устранение влияний, которые могут негативно сказаться на формировании личности;

— изолирование личности от неблагоприятных для ее формирования условий, которые невозможно устранить.

Как целенаправленная, планомерная деятельность педагогов воспитание призвано развивать природные задатки, формировать личность.

Изменить такие физические качества, как цвет кожи, глаз, волос, конституция тела воспитание не способно, но оно может существенно повлиять на состояние здоровья, сделать ребенка крепким и выносливым путем специальной тренировки и упражнений. Воспитание не может изменить врожденный тип высшей нервной системы, но способно внести коррективы в силу и динамичность нервных процессов.

Природные задатки могут развиться в способности лишь под влиянием воспитания и приобщения человека к соответствующему виду деятельности. Воспитание определяет проявление и совершенствование задатков и способностей: в процессе правильного воспитания можно развить очень слабые задатки, в то время как неправильное воспитание тормозит развитие сильных задатков или совсем подавляет слабые.

Воспитание не только определяет развитие, но и постоянно опирается на достигнутый уровень развития. Однако главная его задача заключается в опережении уровня развития. Такую идею выдвинул Л. Выготский.

В то же время он обосновал тезис о ведущей роли обучения в развитии личности, утверждая, что программа и методы обучения должны соответствовать не только достигнутом ребенком умственном развитии, но и «зоне ближнего развития». В соответствии с его концепцией существуют два уровня умственного развития ребенка.

На первом ребенок выполняет определенные задачи самостоятельно. Этот этап называют «уровнем актуального развития». Второй уровень — «зона ближнего развития», на котором ребенок получает задание, с которым она еще не может справиться самостоятельно.

Поэтому, предлагая способы выполнения задания, объясняя приемы работы и т. д., взрослый одновременно помогает ребенку выполнить задание и учит его делать это самостоятельно. Цель воспитания, по мнению Л.

Выготского, состоит в том, чтобы создать «зону ближнего развития», которая позже достигла «уровня актуального развития». Следовательно, формировать личность способно такое воспитание, что побуждает развитие, ориентирующееся на процессы, которые еще не созрели, но находятся в стадии становления.

Эффективно развивает только такое воспитание, которое умело включает молодого человека в различные виды деятельности, направленной на выполнение поставленных задач.

В течение учебы школьник участвует в игровой, учебной, трудовой, художественной, спортивной и общественной деятельности, которые обеспечивают его всестороннее развитие. Однако «только и деятельность дает счастье души, — писал К.

Ушинский, — сохраняя ее достоинство, которое исходит из нее самой, следовательно, деятельность любимая, деятельность свободная; а потому, насколько нужно воспитывать в душе стремление к деятельности, столь же нужно воспитывать и стремление к самостоятельности или свободы: один развитие без второго, как мы видим, не может подвигаться вперед». Поэтому важным условием эффективности воздействия всех видов деятельности на формирование личности является ее активность, которая проявляется в общении, познании окружающей действительности, труду.

Активность в общении дает возможность приобрести нравственного опыта, развивает организаторские способности. Познавательная активность обеспечивает интеллектуальное развитие ребенка.

Для нее характерна как потребность решать интеллектуальные проблемы, так и умение творчески применять теоретические знания в учебной и практической деятельности.

Трудовая активность практически и психологически готовит ученика к участию в будущей трудовой деятельности.

Движущей силой любой деятельности и проявления в ней активности являются потребности. Вот почему перед педагогом всегда стоит задача не только направлять активность своих воспитанников в общественно полезное русло и сдерживать от вредных увлечений, но и формировать потребность в положительной активности.

Источник: http://schooled.ru/psychology/psyho_pedagog/73.html

Ссылка на основную публикацию