Роль среды в развитии личности

Раскройте роль наследственности и среды в развитии личности

⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 5Следующая ⇒

Под наследственностью понимается воспроизведение у потомков биологического сходства с родителями. Наследственность – это генетическая программа человека, определяющая его генотип.

Наследственные программы развития человека включают детерминированную и переменную части, определяющие как то общее, что делает человека человеком, так и то особенное, что делает людей столь непохожими друг на друга.

Детерминированная часть наследственной программы обеспечивает прежде всего продолжение человеческого рода, а также видовые задатки человека как представителя человеческого рода, в том числе задатки речи, прямохождения, трудовой деятельности, мышления.

От родителей к детям передаются внешние признаки: особенности телосложения, конституции, цвет волос, глаз и кожи.

Жестко генетически запрограммировано сочетание в организме различных белков, определены группы крови, резус-фактор.

Наследственный характер имеют болезни крови (гемофилия), сахарный диабет, некоторые эндокринные расстройства – карликовость.

К наследственным свойствам относятся также особенности нервной системы, обусловливающие характер, особенности протекания психических процессов.

По наследству передаются задатки к различным видам деятельности. У каждого ребенка от природы имеются четыре группы задатков: интеллектуальные, художественные и социальные. Задатки являются природной предпосылкой развития способностей.

Несколько слов необходимо сказать об интеллектуальных (познавательных, учебных) задатках. Все нормальные люди от природы получают высокие потенциальные возможности для развития своих умственных и познавательных сил.

Имеющиеся различия в типах высшей нервной деятельности, изменяют лишь протекание мыслительных процессов, но не предопределяют качества и уровня самой интеллектуальной деятельности. Но педагоги и психологи признают, что может быть неблагоприятная для развития интеллектуальных способностей наследственность.

Отрицательные предрасположения создают, например, вялые клетки головного мозга у детей алкоголиков, нарушенные генетические структуры у наркоманов, наследственные психические заболевания.

Очень важен вопрос о наследовании моральных качеств и психики.

Ведущим положением отечественной педагогики было утверждение, что все психические и моральные качества личности не наследуются, а приобретаются в процессе взаимодействия организма с внешней средой.

Считалось, что человек не рождается ни злым, ни добрым, ни щедрым, ни скупым, а тем более ни злодеем или преступником. Дети не наследуют моральных качеств родителей, в генетических программах человека не заложена информация о социальном поведении.

Среда — это реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека:

социальная среда (общественный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни, др.); социальную среду относят к отдаленному окружению;

ближняя среда (семья, родственники, друзья).

Педагоги всего мира признают огромную важность среды, однако при оценке степени влияния среды взгляды педагогов не совпадают, так как абстрактной среды не существует — есть конкретный общественный строй, конкретные условия жизни человека, его семья, школа, друзья. Когда педагоги говорят о влиянии среды, то имеют в виду, прежде всего, среду социальную и домашнюю.

Домашняя среда оказывает огромное влияние на развитие человека, особенно в детском возрасте.

Семья во многом определяет круг интересов и потребностей, взглядов и ценностных ориентаций ребенка; семья предоставляет условия (в том числе материальные) для развития природных задатков ребенка; в семье закладываются нравственные и социальные качества личности.

Общий вывод состоит в том, что человек достигает более высокого уровня развития там, где близкое и далекое окружение предоставляет ему наиболее благоприятные условия. Каждый человек развивается по-своему, и «доля'' влияния наследственности и среды у каждого своя.

Раскройте сущностный смысл социализации,охарактеризуйте основные факторы социализации.

Социализация— это процесс (и результат) усвоения и активного индивидом социального опыта, осуществляемый в общении, деятельности и поведении, опыта общественной жизни, системы социальных связей и общественных отношений.

Социализация предполагает активное участие индивида в освоении культуры человеческих отношений, в формировании определенных социальных норм, ролей и функций, в приобретении умений и навыков, необходимых для их успешной реализации. Социализация включает познание человеком социальной действительности, овладение навыками практической индивидуальной и групповой работы. Определяющее значение для процессов социализации имеет общественное воспитание.

Факторами социализации и называют такие обстоя­тельства, при которых создаются условия для протекания процес­сов социализации. Основные факторы социализации, объединив их в три группы:

макрофакторы (космос, планета, мир, страна, общество, государ­ство), которые влияют на социализацию всех жителей планеты или очень больших групп людей, живущих в определенных странах;

мезофакторы (мезо — «средний, промежуточный») — условия социализации больших групп людей, выделяемых по националь­ному признаку (этнос как фактор социализации); по месту и типу поселения, в котором они живут (регион, село, город, поселок);

по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидение, кино);

микрофакторы — к ним относятся те, которые оказывают не­посредственное влияние на конкретных людей — семью, группу сверстников, микросоциум, организации, в которых осуществля­ется социальное воспитание, — учебные, профессиональные, об­щественные и др.

Микрофакторы, как отмечают социологи, оказывают влияние на развитие человека через так называемых агентов социализа­ции, т.е. лиц, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. На различных возрастных этапах состав агентов специфичен.

Так, по отношению к детям и подросткам таковыми выступают родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя. В юности или в молодости в число агентов входят также супруг или супруга, коллеги по работе, учебе и службе в армии.

В зрелом возрасте добавляются собственные дети, а в пожилом — и члены их семей.

Охарактеризуйте карьеру человека как условие и уровень его самореализации.

Карьера человека как условие и уровень его самореализации
Термин «самореализация» впервые был приведен в «Словаре по философии и психологии», изданном в 1902 году. Это стремление человека совершенствоваться, выражать, проявлять себя в значимом для него деле.

С одной стороны, для актуализации и реализации высших потенциалов личности необходимы хорошие условия. Такие условия работодатель может создать через организацию трудовой деятельности и обеспечение возможности успешной реализации профессиональных планов работника.

Стоит отметить, что выраженность мотива самореализации связана с удовлетворенностью трудом в целом и по таким параметрам, как удовлетворенность видом трудовой деятельности, организацией труда. Есть другая категория работников, которые стремятся к реализации себя, к росту.

Они находят возможность построения своей карьеры, к примеру, в коммерческих структурах, не всегда дающих необходимый уровень защищенности и не всегда удовлетворяющих потребность в уважении и признании.

Но именно в них стремление к профессиональной самореализации, к достижениям, готовность к риску и сверхнормативной активности не являются редкостью. Таким образом, очевидна важность детерминации процесса самореализации еще и внутренней потребностью самой личности

⇐ Предыдущая12345Следующая ⇒

Читайте также:  Проведение занятий по рисованию во второй младшей группе

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/6x5b64.html

Влияние среды на развитие личности — Педагогика Библиотека русских учебников

ГлавнаяПедагогикаПедагогикаПредыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Человек становится личностью только в процессе социализации, т.е. общения, взаимодействия с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное, психическое развитие происходить не может

Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой. На формирование личности влияют разнообразные внешние условия, в том числе географические и социальные, школьные и семейные.

Когда педагоги говорят о влиянии среды, то имеют в виду, прежде всего, с среду социальное и домашнее. Первое относят к дальнему окружения, а второе — в ближайшее.

Понятиеття социальную среду имеет следующие общие характеристики, как общественный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни. Ближайшее среда — семья, родственники, друзья

Большое влияние на развитие человека, особенно в детстве, оказывает домашнюю среду. В семье проходят первые, решающие для становления, развития и формирования годы жизни человека.

Семья определяет круг ин ересь и потребностей, взглядов и ценностных ориентаций. Семья же, обеспечивает и условия для развития природных задатков.

Моральные и социальные качества личности также закладываются в семьиім'ї.

Взаимодействие человека с обществом называется» социализация«Понятие о социализации как процесс полной интеграции личности в социальную систему, в ходе которого осуществляется ее приспособление, сформировалось в американской социологии (Т. Парсонс,. Р. Мертон). В трад дициях этой школы социализация раскрывается с помощью понятия»адаптацияuot;адаптація».

Понятие адаптация, будучи ведущим понятием биологии, означает приспособление живого организма к условиям среды.

Оно было экстраполированы в обществоведение и стало означать процесс приспособления человека к условиям соц социальном среды.

Так возникли понятия социальной и психической адаптации, результатом которой является адаптированность личности к различным социальным ситуациям, микро-и макрогрууп.

С помощью понятия адаптация социализация трактуется как процесс вхождения человека в социальную среду и ее приспособления к культурным, психических и социальных факторов. Несколько иначе осмысливается сущность социализации в гуманистической психолог гии, представителями которой являются. Г. Олпорт,. А. Маслоу,. К. Роджерс и др..

В ней социализация — это процесс самоактуализации»Я-концепции», само реализации личностью своих потенциальных творческих способностей, перебор вания негативных воздействий среды, мешающих ее саморазвитию и самоутверждению. Здесь субъект рассматривается как саморозвиваюча система, как продукт самовоспитания.

Эти два подхода не противоречат друг от ному, а определяют двусторонний процесс социализацицес соціалізації.

Общество с целью воспроизводства социальной системы, сохранения своих структур стремится сформировать социальные стереотипы и стандарты (групповые, классовые, этнические, профессиональные и др.), образцы поведения.

Чтобы не е быть в оппозиции по отношению к обществу, личность усваивает этот социальный опыт путем вхождения в социальную среду, систему существующих социальных связей.

Однако, в связи со своей природ ной активностью личность сохраняет и развивает тенденцию к автономии, независимости, свободы, формирования собственной позиции, не повторной индивидуальности. Результатом выявления такой тенденции? и преобразования не только самой личности, но и обществоства.

Таким образом, сущностное содержание социализации раскрывается в совокупности таких ее процессов, как адаптация, интеграция, саморазвитие и саморегуляция их диалектическое единство обеспечивает оптимальное развитие ос собистости протяжении всей жизни человека во взаимодействии с окружающей средум.

Социализация — это непрерывный процесс, который продолжается в течение всей жизни.

Он состоит из этапов, каждый из которых»специализируется»на решении определенных задач, без решения которых следующий этап может не наступить, быть искаженным или заторможенным.

В отечественной науке при определении стадий (этапов) социализации считают, что она осуществляется более плодотворно в трудовой деятельности. В зависимости от отнош ения к трудовой деятельности выделяют следующие ее стадиині її стадії:

к трудовой, содержащий весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. Эта стадия разделяется на два более или менее самостоятельные периода: ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до его вступления й в школу; юношеская социализация — обучение в школе, техникуме, вузе;

трудовая стадия охватывает период зрелости человека;

пислятрудова стадия, наступающая в пожилом возрасте в связи с прекращением активной трудовой деятельности

АВПетровський выделил три макрофазы социального развития личности на к трудовой стадии: детство — адаптация индивида, овладение нормами социальной жизни; отрочество — индивидуальная, выражающаяся в необходимости индивида в максимальной персонализации, в потребности»быть личностью»; юность — интеграционная, что выражается в приобретении черт и свойств личности, отвечают необходимости и потребностям группового и личностного развития

Какие же факторы социализации и формирования личности? . Факторами социализации называют такие обстоятельства, при которых создаются условия для осуществления процесса социализации. АВМудрик выделил основные факторы специализации, объединив их в четыре группы:

мегафакторы (мега — очень большой, общий) — космос, планета, мир, которые в той или иной степени через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей планеты или очень больших труп людей, проживающих в в отдельных странах

макрофакторы (макро — большой) — страна, этнос общество, государство, которые влияют на социализацию всех жителей, проживающих в определенных странах (это влияние опосредованное другими группами факторов)

мезофакторы (мезо -«средний, промежуточный») — условия социализации больших групп людей, выделяемых: по месту и типу поселения, в котором они живут (регион, село, поселок, город), по принадлежности к аудитории тех или других сетей массовой коммуникации (радио, телевидение, кино и др.), по принадлежности к тем или иным субкульту субкультур.

микрофакторы — это те, которые непосредственно влияют на конкретного человека — семья и домашний очаг, группа сверстников, микросоциум, организации, в которых осуществляется социальное воспитание — учебные, профессиональные, гром щественные и и.

микрофакторы оказывают влияние на развитие личности через так называемых агентов социализации, т.е. лиц, в непосредственном взаимодействии с которыми происходит ее жизнь. На разных возрастных этапах состав агентов р разное.

Так, в отношении детей и подростков таковы родители, братья и сестры, родственники, ровесники, соседи, учителя. В юности или в молодости агентами также супруг, коллеги по работе, уч. Анне и службе в армии.

В зрелом возрасте добавляются собственные дети, а в пожилом и членов их семейімей.

Социализация осуществляется с помощью широкого набора средств, специфичных для определенного общества, социального положения, возраста человека.

Читайте также:  Грамотное раннее развитие ребенка

К ним относятся способы кормления грудью и ухода за ним; методы поощрения и наказания в семье, в группах сверстников, в учебных ных и профессиональных группах, разнообразные виды и типы отношений в основных сферах жизнедеятельности человека (общение, игра, спорт и др.).

Чем лучше организованы социальные группы, тем больше возможностей вы представить социализирующую влияние на личность. Однако социальные группы неравнозначны по своим возможностям оказывать влияние на личность на разных этапах ее онтогенетического развития. Так, в раннем и дошкил ьному возрасте наибольшее влияние оказывает семья.

В подростковом и юношеском возрасте увеличивается и оказывает действенное влияние группа сверстников, в зрелом же возрасте на первое место по значимости выдвигается хозяйствово й состояние, трудовой и профессиональный коллектив, отдельные личности.

Есть факторы социализации, ценность которых сохраняется на протяжении всей жизни человека. Это нация, ментальность, этнос время все большее значение вч карманы предоставляют макрофакторы социализации, в том числе. И природно-географическим условиям, поскольку установлено, что они влияют на становление личностиобистості.

Факторы социализации — это развивающая среда, должно быть спроектировано, хорошо организованное и даже построено.

Важнейшим требованием к развивающей среды является создание атмосферы, в которой п господствовать гуманные отношения, доверие, безопасность, возможность личностного роста. Вместе с тем, нельзя переоценивать роль социальных факторов в формировании личности. Еще.

Аристотель писал, что душа»есть неисписанная книга природы, опыт наносит на ее страницы. Свои письмена»ДЛокк считал, что человек рождается с душой чистой, как доска (tabyla rasa), покрытая воском. Воспитание пишет на этой доске все, что ему заблагорассудится.

Социальная среда в этом случае трактовалось метафизически, как что-то неизменное, роковое, определяющее судьбу человека, а человек трактовалась как пассивный объект воздействия средвпливу середовища.

Переоценка роли среды (Гельвеций,. Дидро,. Оуэн) позволила сделать вывод: чтобы изменить человека, нужно изменить среду. Но среда — это, в первую очередь, люди, поэтому получается замкнутый круг. Щ. Чтобы изменить среду, нужно изменить людей. Однако, человек не пассивный продукт среды, она тоже влияет на среду. Изменяя среду, человек тем самым изменяет себсебе.

Признание деятельности личности ведущим фактором ее становления выдвигает вопрос о целенаправленную активность, саморазвитие личности, т.е. вопрос о непрерывную работу над собой, над собственным ду уховним развитием.

Саморазвитие обеспечивает возможность последовательного усложнения задач и содержания образования, реализации возрастного и индивидуального подхода, формирования творческой индивидуальности школьника, осу снення коллективного воспитания и стимулирования личностью своего дальнейшего развитияу.

Характер развития личности, широта, глубина этого развития при одинаковых условиях обучения и воспитания зависит в основном от ее собственных усилий, от той энергии и работоспособности, которые она проявляет в различных видах деятельности, разумеется, с соответствующей поправкой на природные задатки. Именно этим во многих случаях объясняются те различия в развитии людей, в том числе и школьников, которые живут и воспитываются в одних и тех же условиях и испытывают на себе примерно одинаковые воспитательные влияниеи.

Отечественная педагогика руководствуется положением о том, что свободный и гармоничное развитие личности возможно в условиях коллективной деятельности. Конечно, при определенных условиях коллектив нивелирует личность. Однако и индивидуальность может развиваться и найти свое выражение в коллективе.

Организация различных форм коллективной деятельности (учебно-познавательная, трудовая, художественно-эстетическая и др.) способствует выявлению творческие ого потенциала личности.

Коллектив с его общественным мнением, традициями, обычаями незаменим как фактор формирования общественного положительного опыта, а также социально значимых умений и навыков обще кой поведениедінки.

Как в теоретическом, так и в практическом плане интересное такой вопрос: что имеет большее влияние на развитие человека — среда или наследственность? ский психолог. Д.

Шаттлеворт (И935) пришел к такому выводу по поводу влияния основных факторов на умственное развитие: 64% из факторов умственного развития приходится на наследственные влияния, 16% — на отлично ости в уровне семейной среды, 3% — на различия в воспитании детей в семье, 17% — на совокупные факторы (взаимодействия наследственности со средойм).

Развивается каждый человек индивидуально и»судьба»влияния наследственности и среды у каждого своя [29 -. Кн 1,86]

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Источник: http://uchebnikirus.com/pedagogika/pedagogika_-_zaychenko_ib/vpliv_seredovischa_rozvitok_osobistosti.htm

1.2 Роль социальной среды в развитии личности дошкольника

Среду рассматривают как совокупность условий существования живых организмов и человека. Понятие «среда» имеет много значений.

Среда человека охватывает совокупность природных (физических, химических, биологических) и социальных факторов, которые могут влиять прямо или косвенно, мгновенно или долговременно на жизнь и деятельность людей.

Для человека среда — это мир, который существует в его общении, взаимодействии, взаимосвязи, коммуникации и других процессах.

Среда человека — это его естественное и социальное окружение, обладающее комплексом влияний, условий и возможностей. [8; с. 114]

Рассмотрим макросреду (естественную), социальную, домашнюю среду как часть социальной и макросреды, так как в каждую единицу времени человек подвергается их влиянию.

Макросреда — имеется ввиду окружающее нас космическое пространство. Многочисленными наблюдениями, фактами, экспериментами подтверждено влияние еще на внутриутробное развитие, не говоря о родившемся человеке, космоса, особого расположения звезд, комет, действий магнитных бурь на солнце, смены фаз луны, лунных и солнечных затмений, магнитного и гравитационного полей земли.

Социальная среда — совокупность общественных отношений, складывающихся в обществе (уклад жизни, традиции, окружающие человека, социально-бытовые условия, обстановка, а так же совокупность людей, связанных общностью этих условий), доминирующие общественные идеи и ценности. Благоприятной социальной средой является та, где доминирующие идеи и ценности направлены на развитие творческой, инициативной личности.

Домашняя среда — колыбель начала жизни, окружение близких людей, материальные условия; это целый мир. Развитие ребенка обеспечивается дружбой и любовью в родительских отношениях, отношениях с близкими.

Особое значение в обогащении знаниями и жизненным опытом имеет общение с родителями и взрослыми.

У ребенка формируется потребность в общении с окружающими, что становится важнейшим источником его разностороннего развития.

Читайте также:  Вальдорфская педагогика в детском саду

Домашняя и социальная среда могут оказывать и отрицательное воздействие: пьянки и ругань в семьях, грубость и невежество, вопиющее унижение детей, отрицательное влияние товарищей и друзей, особенно старших по возрасту и взрослых, все негативное, что совершается вокруг нас.

Микросреда — это особенности квартиры или рабочего помещения, микроволны и магнитные воздействия, вибрации и т.д.

Психологическая позиция заключается в изучении средовых влияний на развитие ребенка с целью формирования его анатомо-физиологических структур, так и с целью формирования духовных основ; в осознанном понимании родителями, взрослыми, педагогами проблем формирования полноценной личности.

Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой. На формирование личности влияют разнообразные внешние условия, в том числе географические, социальные, школьные, семейные.

По интенсивности контрастов выделяется ближняя и дальняя среда. Когда психологи говорят о влиянии среды, то имеют ввиду, прежде всего, среду социальную и домашнюю.

Первую относят к отдаленному окружению, вторую — к ближайшему.

Социальная среда — понятие широкое. Это общество, в котором растет ребенок, его культурные традиции, преобладающая идеология, уровень развития науки и искусства, основные религиозные течения.

От особенностей социального и культурного развития общества зависит принятая в нем система воспитания и обучения детей, начиная с государственных и частных учебных заведений (детских садов, школ, домов творчества и т.д.

) и кончая спецификой семейного воспитания.

Социальная среда — это и ближайшее социальное окружение, непосредственно влияющее на развитие психики ребенка: родители и другие члены семьи, позже воспитатели детского сада и школьные. Следует отметить, что с возрастом социальное окружение расширяется.

Вне социальной среды ребенок развиваться не может — не может стать полноценной личностью. Известны случаи, когда в лесах обнаруживали детей, потерянных совсем маленькими и выросших среди зверей. Такие «Маугли» бегали на четвереньках и издавали такие же звуки, как и их приемные родители. [3, с. 8]

Социальная среда — все то, что окружает нас в социальной жизни и, прежде всего, люди, с которыми каждый индивид находится в специфических отношениях. Социальная среда имеет сложную структуру, представляющую собой многоуровневое образование, включающее в себя многочисленные социальные группы, которые оказывают совместное воздействие на психическое развитие и поведение индивида. [6, с. 185]

Чем больше и полнее личность использует возможности среды, тем более успешно происходит ее свободное и активное развитие: «Человек одновременно является продуктом и творцом своей среды, которая дает ему физическую основу для жизни и делает возможным интеллектуальное, моральное, общественное и духовное развитие». [8, с. 114]

В процессе развития личности ребенка от рождения до трех лет доминирует семья, и его основные личностные новообразования связаны в первую очередь с ней.

В дошкольном детстве к воздействиям семьи добавляется влияние общения со сверстниками, другими взрослыми людьми, обращение к доступным средствам массовой информации.

С поступлением в школу открывается новый мощный канал воспитательного воздействия на личность ребенка через сверстников, учителей, школьные учебные предметы и дела.

В младенчестве преимущественное влияние на ребенка оказывает мать или тот человек, который ее заменяет, кто непосредственно ухаживает за ребенком и постоянно общается с ним. В целом семья начинает активно воздействовать на ребенка примерно с раннего возраста, когда он овладевает речью, и прямохождением.

В ранние годы семейное воспитательное воздействие в основном сводится к разнообразным влияниям на эмоциональную сферу ребенка, а также на его внешнее поведение: подчинение элементарным дисциплинарно — гигиеническим нормам и правилам.

В дошкольном возрасте к описанным семейным воздействиям добавляются воздействия, направленные на воспитание у ребенка любознательности, настойчивости, адекватной самооценки, стремления к отзывчивости, общительности, доброты, а также нравственных качеств личности, которые прежде всего проявляются в отношениях к людям: порядочность, честность и др.

Здесь участие в воспитании ребенка начинают принимать не только взрослые люди, но и сверстники, с которыми он много и разнообразно играет, и это происходит в сюжетно-ролевых играх с правилами, характерных для детей дошкольного возраста. [6, с. 185]

Развитие и усложнение игровой деятельности ставит ребят перед необходимостью договориться и заранее спланировать свою деятельность. Основная потребность в общении состоит в стремлении к сотрудничеству с товарищами, которое приобретает внеситуативный характер. Изменяется ведущий мотив общения. Складывается устойчивый образ сверстника. Поэтому возникает привязанность, дружба.

Эмоционально-практическая форма общения побуждает детей проявлять инициативу, влияет на расширение спектра эмоциональных переживаний.

Ситуативно-деловая среда создает благоприятные условия для развития личности, самосознания, любознательности, смелости, оптимизма, творчества.

А внеситуативно-деловая формирует умение видеть в партнере по общению самоценную личность, понимать его мысли и переживания. [10, с. 110]

Педагог, знающий о роли социальной среды как факторе формирования личности, придает наиважнейшее значение организации воспитывающей среды.

Воспитывающая среда — это совокупность окружающих ребенка обстоятельств, социально ценностных, влияющих на его личностное развитие и содействующих его вхождению в современную культуру.

Содержанием среды как фактора социального развития личности выступают предметно-пространственное окружение, социально-поведенческое окружение, событийное окружение и информационное окружение — совокупность их разворачивается на фоне природного окружения ребенка.

Педагог, профессионально использующий объективное влияние данных социальных агентов, придает этому влиянию целевую направленность, переводя социальную ситуацию развития в педагогическую — тем самым, сознавая воспитывающую среду.

Педагог, не учитывающий влияние среды, закрывающий глаза или отторгающий даже возможность такого влияния или же пассивно констатирующий случайный характер факторных средовых влияний на ребенка, предоставляет случаю, стихии, обстоятельствам определять становление личности — тем самым неизбежно отказывается от воспитания.

Итак, воспитание — это организованная педагогом среда, выступающая фактором социального развития ребенка в силу того, что она разворачивает перед ним образ жизни на уровне высокой культуры, позволяя осваивать все достижения культуры и естественно входить в контекст современной ребенку культуры.

Профессиональное назначение педагога состоит в том, чтобы организовать процесс формирования личности — как сказали, организовать жизнь ребенка, как постоянное хождение к культуре, чтобы в ходе такого взаимодействия протекало максимальное развитие личности, и на уровне данного развития он входил в контекст социальной жизни. [10, с. 98]

социальный эмоциональный личность дошкольник

Источник: http://psy.bobrodobro.ru/5251

Ссылка на основную публикацию