Школа и воспитание и в античном мире. зарубежная педагогика

Развитие педагогики и образования в античном мире

Кошелева И. В. Развитие педагогики и образования в античном мире [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2018 г.). — Краснодар: Новация, 2018. — С. 1-4. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/306/14447/ (дата обращения: 13.12.2018).



Образование сегодня представляет собой многосложную структуру, ориентированную, прежде всего не только на рынок труда, но и на формирование в человеке как личности таких качеств как целеустремленность, критическое мышление, креативность и т. п.

История образования на ранних этапах развития человечества и до наших дней приобретала различные вектора развития, которые детерминировались развитием экономической и технократической мысли. Однако многие методики и формы подачи материала были заложены еще с древних времен.

Возникновение принципов воспитания сопряжено с возникновением человеческого общества и существует на протяжении всей его истории. Сегодня педагогика и образование являются важнейшими механизмами передачи знаний. Вместе с тем весьма трудно с определенностью назвать время, когда воспитание оформилось как специальная социальная функция.

Общие черты принципов передачи знаний последующим поколениям наблюдались уже около 250 тыс. лет назад, в сообществах палеоантропов. Важно понимать, что развитие приемов передачи знаний тесно связано с развитием самого человечества.

Во времена античной культуры вместе с развитием земледелия, ремесленничества и особенно философских идей и доктрин, важным встает вопрос о передаче знаний последующим поколениям. Более подробный взгляд на эпоху античности позволяет понять, что развитие общества и системы образования имеют прямую зависимость.

Во времена античности наиболее ярко были сформулированы идеи и концепции воспитания и обучения молодежи.

В это время получили развитие школьные формы обучения, появились новые типы школ, начала оформляться система образовательных учреждений. Для данного этапа характерны три периода развития: архаичный (IX в. до н. э. — VIII в. до н. э.

), период расцвета Эллады (VII в. до н. э. — IV в. до н. э.), эллинистический период (III в. до н. э. — I в. до н. э.). [5,7]

Во времена архаичного периода обучение и воспитание подрастающего поколения проходило в домашне-семейных условиях под руководством наставников. Школьной формы обучения в Древней Греции еще не существовало, однако, внимание общественности к обучению и воспитанию физически и нравственно развитого грека было велико. Об этом свидетельствуют произведения Гомера и Гесиода.

Период расцвета Эллады характеризуется развитием воспитания и школы по разным направлениям. Наибольшую известность получили города Афины и Спарта. Идеал развития личности в Спарте основывался на воспитании мужественного, физически развитого, духовно сильного человека.

До семи лет дети в Спарте воспитывались в семье, где особое внимание уделялось развитию физического здоровья ребенка. До тридцати лет молодой спартанец не обладал всей полнотой гражданских прав и воспитывался под контролем государства. В этом процессе можно выделить три этапа: от 7 до 15 лет, от 15 до 20 лет, от 20 до 30 лет.

С семи лет всех мальчиков собирали в агелы — военизированные интернаты казарменного типа, где они воспитывались до 14 лет. Основной упор в воспитании делался на гимнастические и военные упражнения. Изучение счета, письма и музыки было утилитарным.

Особое внимание уделялось лаконичной речи — способности кратко и точно выразить свою мысль. Этот период воспитания заканчивался в 14 лет большим состязанием — агоном, который включал в себя гимнастические упражнения, а также испытания мужества и выдержки.

Спартанцы, выдержавшие этот своеобразный экзамен, принимались на «испытательную» службу на территории всей Спарты. Задача воспитания беспощадного воина решалась в процессе облав на илотов, во время которых юношам разрешалось убивать рабов.

По прошествии испытательного года, подростки переходили в разряд эйренов, в обязанности которых входила помощь в воспитании детей от 7 до 14 лет. Таким образом, каждый возрастной этап становления спартанца заканчивался агоном. Девушки в Спарте воспитывались по тем же принципам, с упором на постоянные гимнастические упражнения. [5,11]

В Афинах, напротив, целью воспитания личности было развитие духовных качеств, заключенных в понятии «калокагатия» — в переводе означающее «нравственная красота». В раннем возрасте дети находились с матерью, а с 4–5 лет под присмотром раба-педагога (от др.-греч. «ведущий ребёнка»). В 7 лет дети поступали в школу.

Система образовательных учреждений имела двухступенчатый характер. Учебные заведения были частными и платными. Центральное место занимало обучение литературе, а также музыкальное образование. С 12 лет ребенок начинал упражняться в пятиборье.

Все юноши с 18 до 20 лет должны были пройти двухгодичный курс в эфебии, целью которого была военная подготовка. Характерной особенностью афинского образования является становление и развитие философских школ. Женское образование в Афинах ограничивалось рамками семейного воспитания.

Девочка получала элементарные знания в чтении, письме, музыке, но основное время было занято рукоделием. [8]

В эпоху эллинизма греческая культура получила широкое распространение на большей территории. Этот период характеризуется сменой греческой личности на независимого в суждениях человека. На первое место выходит мусическое образование (от греч. musike — общее образование — духовная культура, букв. — искусство муз).

Получают развитие государственные учебные заведения, они существуют на платной основе, однако облегчается доступ детям свободнорожденного населения. В программу обучения включаются риторика, математика, география.

В преподавании впервые используются дидактические пособия (географические карты, небесные глобусы), однако упражнения в гимнастике и военном искусстве все еще являются актуальны. Школы не подразделяются по гендерному признаку. [4] Именно в этот период начинают выделяться ступени образования: начальная, средняя, высшая.

Содержание образования представляется «семью свободными искусствами», которые стали основой для формирования содержания образования в европейской образовательной традиции. Они включали в себя тривиум (грамматика, риторика, диалектика) и квадриум (арифметика, геометрия, астрономия и музыка). В школах практиковались диспуты, изучалась астрономия, философия, математика.

[6] Данные школы готовили в основном политических деятелей. Военная подготовка осуществлялась в легионах. Деятельность всех образовательных учреждений курировалась государством, что способствовало распространению образования и увеличению числа школ. Также в этот период учителям начинают выплачивать жалованье. [8]

Педагогические идеи времен античности ярко иллюстрируются философией того времени. Так древнегреческий философ Демокрит предлагает развернутую теорию познания. Он выделяет две разновидности знания: чувственное и рассудочное, причем первое лежит в основе второго.

Также впервые в истории педагогики Демокрит говорит о необходимости сочетания воспитания и развития внутренней природы ребенка (принцип природосообразности). Этот философ обосновал важность воспитания внутри семьи как значимый этап в развитии ребенка, при котором пример родителей играет решающую роль.

[3] Несколько позже другой древнегреческий философ Сократ определяет цель воспитания не как овладение комплексом моральных норм и установленных в обществе правил, а как формирование мыслительных и познавательных способностей человека. По мнению философа, каждый человек должен интериоризировать такие качества как верность, честность, честь, дружба.

Читайте также:  Искусство запоминания: всё о методике "запомни и расставь точки"

По мнению Сократа, цель воспитания можно достичь через диалог. Сократ как никто другой в свое время довел до совершенства технологию диалога с учеником, или сократической беседы. Он первый использовал в процессе обучения индуктивные доказательства и абстрактные понятия.

Главной задачей диалога являлось постановка проблемы там, где ранее обучающийся ее не замечал, на следующем этапе педагог с помощью наводящих вопросов подводил ученика к истине (в споре рождается истина). Финал сократической беседы характеризовался формулировкой общего понятия или определения. Ученик Сократа Платон основал Афинскую философскую школу.

Философские идеи Платона тесно связаны с развитием знания, постигающего гармонию между реальным миром и творческим началом, заложенным в человеке. Другими словами сущность познания заключается в «припоминании» высших идей, которые влияют на формирование человека как личности. Таким образом, была поставлена проблема факторов, влияющих на развитие личности.

Еще один из значимых мыслителей того времени Аристотель, продолжил исследование данной проблемы и выделил три основные группы: внешние факторы (окружающий мир), внутренние факторы (силы, развивающие задатки), а также фактор целенаправленного воспитания. По мнению Аристотеля, воспитание требует всестороннего развития: физического, нравственного, эстетического и умственного.

Аристотель стал основоположником периодизации воспитания. Его идеи оказали влияние на развитие педагогических взглядов и эволюцию образования в целом. [1] Позже идеи Аристотеля получили развитие в трудах Марка Фабия Квинтилиана, практикующего педагога и юриста того времени, сформулировавшего последовательную концепцию обучения ораторскому искусству.

Данным педагогом также была высказана идея о том, что образование должно быть государственным, а школы и учителя должны находиться на содержании казны. В соответствии со взглядами Квинтилиана в обязанности учителя входит умение вызвать интерес к обучению, стремление быть примером нравственного поведения. Эти взгляды оказали большое влияние на теоритические и практические методики обучения последующих эпох. [10]

Школа, как и общество в целом, стоит на распутье исторических дорог, претерпевая изменения, связанные с особенностями конкретного исторического периода, основанных на своих прошлых ошибках и достижениях.

Способность повернуть взгляд педагогики, как науки, на саму себя, в разрезе различных исторических эпох, позволяет преодолевать проблемы, связанные с эффективностью обучения новых поколений..

[2,9] Во все времена, равно как и сейчас, актуальными являются знания современности, наше время содержит в себе опыт прошлого, множественность технических средств, большая обусловленность взаимодействия индивидов через высокотехнологичные средства обмена информацией.

Однако во времена античности и до настоящего времени, процесс воспитания и образования включает в себя привитие не только «семи свободных искусств», но и формирование в следующих поколениях таких качеств личности как честность, мужественность, благородство, доброта и т. п. Осознание учителем сегодня важности не просто передачи знаний, но и целенаправленному воспитанию вечных ценностей будет являться залогом становления полноценного и порядочного общества.

Литература:

  1. Аристотель. Собрание сочинений: В 4 т. М., 1984.
  2. Беляев В. И. Педагогика А. С. Макаренко: традиции и новаторство. М., 2000.
  3. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию М., 1995.
  4. Джуринский А. Н. История педагогики. М., 2000.
  5. Жураковский Г. Е. Очерки по истории античной педагогики. М., 1963.
  6. Андреева И. Н., Буторина Т. С., Васильева З. И. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. М., 2001.
  7. История педагогики / Под ред. А. И. Пискунова. М., 2001.
  8. История педагогики и образования: от зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. А. И. Пискунова. М., 2001.
  9. Лихачев Б. Т. Философия воспитания. М., 1995.
  10. Моздалевский Л. Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших и до наших времен: В 2 кн. СПб., 2000.
  11. Педагогика народов мира: история и современность / Под ред. К. И. Соловьевой. М., 2001.

Основные термины (генерируются автоматически): Спарта, время, Афины, развитие, школа, воспитание, древнегреческий философ, сократическая беседа, военная подготовка, особое внимание.

Источник: https://moluch.ru/conf/ped/archive/306/14447/

Воспитание и школа в Античном мире

Замечание 1

Воспитание в период Античности включает описание особенностей организации обучения и воспитания подрастающего поколения в Древней Греции, в Древнем Риме, а также в период эллиницма, по временным рамкам охватывает конец IV в. до н.э. – I в. до н.э. В качестве наивысшего развития культура Античности достигает в VI–IVв. до н.э. в Афинах и Спарте.

В педагогике система воспитания получила название «спартанская».

Основной целью являлось осуществление подготовки членов военной общины, что накладывало отпечаток на систему воспитания мальчиков и девочек. Рассмотрим основные особенности данной системы воспитания.

  • От рождения до 7-летнего возраста дети воспитывались в условиях семьи, воспитание обеспечивалось матерью или нянькой-кормилицей. Детям разрешалось свободно бегать, прыгать, детей обеспечивали минимумом одежды и пищи, практиковалось нахождение детей в темноте, но по возможности удерживали от плача, крика.
  • Начиная с 7-ми лет дети поступали в агеллы («школа послушания»), обучение длилось до 18 лет. Детьми осваивались элементарные навыки чтения и письма, проводились военные и гимнастические упражнения. Обучение и воспитание осуществлял учитель («педон») или его помощник («эйрен»). С 13 лет мальчики принимали участие в многочисленных учебных походах и учебных сражениях. Кроме того, проводились беседы с детьми, которые обеспечивали краткость и ясность речи, учили смелости, преданности гражданам, и гордости за свою жизнь.
  • С 18 до 20 лет в Эфебии осуществлялась военная подготовка, а до 30 лет – военная служба.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Воспитание девочек практически не отличалось от воспитания мальчиков. Девочки посещали гимнастические курсы, росли сильными, рослыми, отличались мужеством и чувством чести, имели большой авторитет. Спартанки самостоятельно вскармливали и воспитывали детей, управляли домом, участвовали в обсуждении общественных дел, оказывали виляние на мужа и детей.

Система воспитания в Афинах (Аттике)

Основной целью воспитания являлось обеспечение гармонического развития личности.

  • С рождения до 7-летнего возраста дети воспитывались в условиях семьи («калокагатия», где развивались физические силы, обеспечивалось формирование чувства красоты, нравственных установок.
  • С 7 лет дети проходили обучение в «дидаскалейонах», которые были двух видов – частные, платные и общественные.
  • С 7 до 15 лет обучение мальчиков проходило в мусической школе, где специальные учителя (учитель-грамматист или учитель-кифарист) обучали чтению, письму, счёту, поэзии, музыке, танцам. В 13-14 лет параллельно мальчики занимались в Палестре гимнастикой (бегом, борьбой, прыжками, метанием дисков, копья, фехтованием).
  • С 16 до 18 лет юноши могли продолжить обучение в Гимнасие (Академия, Ликей или Киносарг), где изучали философию, политику, красноречие, гимнастику, мифологию, историю.
  • 18-20 лет – в Эфебии проходили военную подготовку – учились верховой езде, стрельбе из лука, катапульты, метаниям дротиков.
  • В 20-30 лет занимались воинской службой.
Читайте также:  Занятия по аппликации в старшей группе детского сада на тему "грибы"

Девочки до замужества воспитывались в семье, их учили чтению, письму (элементарные навыки), музыке и женскому рукоделию.

Воспитание детей в эпоху эллинизма

Замечание 2

Временные рамки исторического периода — III–Iвв. до н.э.

Идеалом воспитания в данную эпоху было воспитание самостоятельности, независимости, сильной и мудрой личности.

Мальчики и девочки начинали своё образование с 7 лет, до 12-летнего возраста в школах детьми осваивались элементарные навыки письма, чтения и арифметики. Далее мальчики продолжали обучение в грамматической школе (риторика и грамматика), дети зажиточных горожан продолжали обучение в Гимнассии, где изучали литературу, философию, музыку, математику, географию, риторику.

В 18-20 лет посещали Эфебий, где осуществлялась систематическая атлетическая и военная подготовка.

Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/vospitanie_i_shkola_v_antichnom_mire/

Воспитание и школа в античном мире. Зарубежная педагогика / Шпаргалки

В Древней Греции педагогом назывался раб, приставленный к ученику, сопровождавший его в школу, прислуживающий ему на занятиях и вне их. Греческое слово «пейдагогос» можно перевести как «детоводитель».

Потребность передачи социального опыта подрастающим поколениям возникла вместе с человеком. Воспитание как целенаправленный процесс берет свое начало с периода разделения труда.

Целью и содержанием воспитания в условиях первобытнообщинного строя было развитие трудовых навыков, чувства верности интересам рода и племени при безусловном подчинении им интересов отдельной личности, сообщение знаний о традициях, обычаях и нормах поведения в данном роде и племени на основе ознакомления со сложившимися в них преданиями и верованиями. Видное место в первобытнообщинном воспитании занимали игры, имитирующие различные виды труда взрослых.

Впервые зачатки образования появились в странах Древнего Востока. Наибольшее распространение в этих странах получили три типа школ:

1) жреческие школы создавались при храмах;

2) дворцовые школы готовили писцов-чиновников;

3) военные школы готовили военачальников. Наиболее широким и многопредметным было содержание образования в жреческих школах.

Возникновение профессии педагога связано с историей развития школ в Древнем Египте и Древней Греции. Первым профессиональным педагогом считается Марк Фибий Квинтилиан (римлянин).

На острове Крит в III тысячелетии до н. э. зародился вид письменности, который восходил к пиктографическим знакам и отражал потребности храмов и дворцо– вых хозяйств.

В середине II тысячелетия до н. э. появилось слоговое письмо. Критские писцы установили твердые правила письменности:

Афинские учебные заведения были частными, платными. Всего было два типа школ:

1) мусические (обучение чтению, письму, счету, музыке);

2) гимнастические (обучение бегу, борьбе, прыжкам, метанию).

В эпоху эллинизма (III–I вв. до н. э.) школы становятся достаточно организованными учреждениями:

1) имеют свои помещения, учителей и руководителей;

2) любой свободнорожденный ребенок мог получить образование в государственных и частных начальных школах (от 7 до 12 лет);

3) был открыт ряд философских школ, игравших роль высших учебных заведений;

4) высшими учебными заведениями руководили выдающиеся мыслители того времени.

Основные системы воспитания в Древней Греции.

1. Спартанская система обучения. Большое внимание в спартанской системе обучения уделялось военно-физической подготовке.

2. Афинская система обучения. Ее принципиальным отличием от спартанской системы было презрение к физическому труду, который считался уделом рабов. Как особая наука зарубежная педагогика формируется в начале XVII в.

Среди педагогических деятелей зарубежной буржуазной педагогики: Я. А. Коменский, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Песталоцци, И. Гербарт. Я. А.

Коменский (1592–1670) написал труд «Великая дидактика» которая призывает обучать всех детей, проводить обучение на родном языке.

Источник: https://www.cribs.su/pedagogika/13026/

Воспитание и образование в античном мире

Главная » История Педагогики » Воспитание и образование в античном мире

 

Следующим после древнейшего мира определяющим этапом мировой культуры стала античность. В переводе с латинского antiquusозначает «древний». Исторически сложилось, что понятие «античность» относят к греческой истории и культуре. Будучи преемницей древнейших культур Египта и Двуречья, античность составила базис развития всей европейской цивилизации.

Истоки античной культуры восходят к III – II тысячелетию до н. э., обнаруживаясь в крито-микенской культуре, которая сыграла роль связующего звена между греко-римской и древнейшими цивилизациями.

На острове Крит и некоторых других островах Эгейского моря в этот период возникла самобытная культура, которая славилась искусством, эзотерическими знаниями, особым отношением к жизни, письменностью.

Традиция письма, зародившаяся на Крите, была принята европейской цивилизацией и прошла путь от пиктографии до слогового письма. Письмом владели знатные жрецы и вельможи, состоятельные граждане, которые обучались в специальных школах, создаваемых при дворцах и храмах.

Некоторые правила письма, заложенные в свое время на Крите, такие как написание строк слева на право, сверху вниз, выделение заглавной буквы и др., нашли распространение во всем мире, и дошли до наших дней.

Однако культ роскоши и пресыщение стали причинами упадка и гибели крито-микенской культуры.

Дальнейшее развитие воспитания и зарождение педагогической мысли Древней Греции связано с культурой городов-полисов (государств) (VI — IV вв. до н. э.). В период расцвета Древней Греции определяющую роль играли два города-полиса: Спарта в Лаконии и Афины в Аттике.

В каждом из этих государств сложились особые системы воспитания: афинская и спартанская. Отличия этих двух систем общественного воспитания были обусловлены некоторыми особенностями экономического, географического и политического развития, состоянием культуры городов-полисов.

Впервые воспитание подрастающего поколения в Древней Греции стало рассматриваться как одна из важнейших функций государства.

И в Спарте и в Афинах образованность почиталась как необходимое и неотъемлемое свойство достойного гражданина полиса. Если хотели сказать дурно о человеке, говорили, например: «Он не умеет ни читать, ни плавать». Лишиться права и возможности стать образованным рассматривалось как одно из больших зол.

 Воспитание спартиатов преследовало основную цель – подготовить члена военной общины. Идеалом спартанского воспитания был физически развитый, сильным духом, разбирающийся в военном деле молодой человек.  Государство жестко регламентировало и контролировало систему воспитания детей.

 Сильные и здоровые младенцы передавались на воспитание в семью до семилетнего возраста. Определенную роль в процессе воспитания ребенка первых лет жизни играли физически здоровые и опытные кормилицы.

После достижения ребенком семилетнего возраста обязанности по воспитанию брало на себя государство. С 7 до 15 лет дети организованно поступали в государственные воспитательные  учреждения называемые агеллами, под началом известного властям человека – пайдонома.

На данном этапе дети приобретали минимальные навыки чтения и письма, все остальное время было отдано физической подготовке (бег, прыжки, метание диска и копья, борьба, рукопашный бой) и закаливанию. Воспитанники приучались стойко переносить голод, холод, жажду, выносить боль, быть немногословными и покорными.

Любой намек на красноречие пресекался. Дети всегда ходили босиком, спали на тонких соломенных подстилках, во все времена года подростки обходились в качестве верхней одежды легким плащом. Кормили детей скудно, приучали к воровству.

Так попавшийся на воровстве подросток, должен был быть жестоко наказан плетьми, но не за воровство, а за то, что он потерпел неудачу.

Юношей 14-летнего возраста посвящали в эйрены – члены общины. С этих пор у воспитанников появлялись некоторые гражданские права. В процессе посвящения подростка подвергали различным болезненным испытаниям. Как правило, молодых людей подвергали унизительной публичной порке, которую следовало выдержать без стона и слез.

С 15 до 20 лет к минимальному обучению грамоте добавлялись музыка, пение военных песен и религиозные танцы, носившие преимущественно боевой, воинственных характер.

Методы воспитания становились еще более суровыми.

Нравственно-политическим воспитанием молодежи занимались представители старшего поколения, отважные и опытные воины, которые в беседах с юношами рассказывали легенды о героических событиях прошлых лет.

К 18 – 20 годам эйрены переводились в особую группу эфебов и получали полное вооружение воина, где еще в течение последующих десяти лет совершенствовали свое военное мастерство и постепенно вливались  в военную общину полноправными ее членами.

Воспитание  девочек и девушек-спартиаток практически не отличалось от воспитания юношей. Минимальное внимание уделялось общеобразовательной подготовке и более пристальное – физическому воспитанию и военным упражнениям. Задача женщины-спартиатки состояла в несении охраны жилища и держании в повиновении рабов во время отсутствия мужа в периоды военных действий и подавлений восстаний рабов.

По иному было организовано афинское воспитание. К середине  I тыс. до н. э. Афины становятся центром ремесел и торговли, прекраснейшим городом с великолепными памятниками архитектуры и скульптуры, театральными представлениями и спортивными состязаниями, публичными выступлениями философов и поэтов, гимнастическими залами и целой системой школ.

Афинское воспитание эволюционировало в динамично развивавшемся, социально неоднородном обществе, ориентировалось на интересы различных слоев населения, в своих высших формах отражало идеал рабовладельческой верхушки – идеи «калокагатии (человек, прекрасный душой и сильный телом), «арете» (образцовое поведение гражданина, политического деятеля).

Цель афинского воспитания предполагала всестороннее развитие личности как в физическом, нравственном, умственном и эстетическом отношении.  По сути, речь шла о всестороннем формировании личности, прежде всего с развитым интеллектом и культурой тела.

Все свободные афиняне до 7 лет воспитывались дома и получали семейное воспитание. Когда мальчику из состоятельной семьи свободных граждан  исполнялось 7 лет, он приступал к обучению в частных и  в общественных учебных заведениях.

Девочки продолжали получать семейное воспитание, приучаясь вести домашнее хозяйство. Афинская традиция предусматривала для девушки исключительно домашнее воспитание.

В семье афинская девушка получала элементарные навыки чтения и письма, а также музыкальную подготовку.

Начальное образование  (с 7 до 13 — 14 лет) мальчики получали в школах грамматиста и кифариста. Занятия в школах вели учителя-дидаскалы («дидаско» — я учу или поучающий). В школу ребенка сопровождал один из рабов, называвшийся педагогом (от слов «pais» (paidos) – дитя и «ago» — веду) дословно поводырь.

В школе грамматиста мальчиков обучали чтению, письму и счету. В школе кифариста дети получали литературное и эстетическое воспитание. Основными предметами были музыка, пение, декламация. Альфой и омегой обучения было изучение поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея». Школы грамматиста и кифариста назывались мусическими школами.

Обычно школьники посещали оба типа школ одновременно.

Следующий этап в обучении древнего афинянина наступал в 13 — 14 лет, когда мальчики поступали  в гимнастическую школу – палестру (школу борьбы). В палестрах сутью образования являлось развитие культуры тела. Здесь в течение двух лет ученики интенсивно занимались пятиборьем, которое включало в себя: (плавание, бег, прыжки, метание копья и диска, плавание).

Для наиболее обеспеченной части молодежи, следующей ступенью образования, могли стать общественные учреждения – гимнасии. В гимнасиях совершенствовали свое образование юноши 16 – 18 лет, где изучали философию, политику, литературу, риторику, диалектику. В этих учебных заведениях у учеников всегда была возможность послушать популярных политиков и философов.

Завершалось образование афинских юношей 18 – 20 лет в эфебиях – общественных учреждениях по совершенствованию военного мастерства. В течение двух лет молодые люди изучали военное ремесло:  строительство укреплений, управление военными машинами, несение службы в городских гарнизонах, верховая езда, стрельба из лука, метание дротика и пр.

Древнегреческая цивилизация дала миру немало превосходных мыслителей, в философские концепции которых вплетены идеи, касающиеся воспитания.

Софисты (от греч. sophist’s – искусник, мудрец) – по сути, были первыми профессиональными учителями, которые предлагали свои знания за высокое вознаграждение.

Софисты (Протагор, Горгий, Гиппий, Антифон) не оставили после себя единой школы.

Общими в их взглядах были отказ от религии, рациональное объяснение явлений природы, этический и социальный релятивизм (идеалистическое учение об относительности, условности и субъективности человеческого познания).

Своей задачей софисты считали воспитание активных, образованных граждан полиса. За довольно высокую плату софисты учили красноречию, умению убеждать и спорить древнегреческую «золотую молодежь».

По сути образование, которое давали софисты, было «наукой побеждать» в любом споре. Основное внимание софисты уделяли диалектике (искусству спорить), риторике (искусству говорить) и грамматике (искусству грамотно излагать свои мысли письменно).

Со временем к ним этим были добавлены арифметикагеометрия, астрономия и музыка, что с совокупности составило семичастную «эн (семь) – киклос (часть) – пайдейу» (энциклопедию), которая оказалась предтечей программы «семи свободных искусств», являвшихся символом образованности вплоть до Нового времени. 

Как учителя софисты одни из первых поставили вопрос об определяющей роли воспитания в развитии личности. Большое значение они придавали упражнению. «Для учения, – считал Протагор, нужны и природные задатки и упражнения. Ни теория без практики, ни практика без теории не имеют значения».

Переходя из города в город, софисты были популяризаторами новой философии, естествознания, правоведения, служили носителями оригинальных взглядов и идей. Они стремились к тому, чтобы их ученики, действуя в условиях полисной демократии, умели внушать собеседнику свое мнение, подчинять его своему влиянию.

Источник: http://www.best-pedagog.ru/pedagogika-i-shkola-v-epohu-vozrozhdeniya/

Ссылка на основную публикацию