Содержание и формы, методы и организация образования

Содержание образования

Содержание образования — это система научных знаний, умений и навыков, мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, а также элементов социального, познавательного и творческого опыта.

Эти элементы представляют собой лишь незначительную часть того, что человечество накопило за время своего существования. Чем же руководствуются при отборе содержания? Во-первых, целями, которые отвечают на главный вопрос — для чего учить.

(Смена идеологии приводит к коренному изменению программ и учебников практически по всем учебным дисциплинам.) Во-вторых, экономическим уровнем развития страны. В-третьих, традициями государства в сфере образования.

В-четвертых, представлениями о психологических возможностях учащихся.

В дидактике разработаны теории отбора содержания образования, в которых обосновывается перечень знаний, необходимых для общеобразовательной средней школы, и последовательность их усвоения.

Эти теории исходят из определения таких факторов, как: •требования общества к выпускнику школы: социальные, профессиональные, культурные; • соответствие современному уровню научного знания о мире, культуре, человеке, технике; • соблюдение дидактических принципов: систематичности, последовательности и др.

; • учет психологических возможностей школьников на разных ступенях обучения: младший, средний и старший школьный возраст;

• потребности личности в образовании — не только общество выдвигает требования к образованию, но и граждане имеют право на его выбор.

В содержание образования включаются основы всех наук, определяющие естественно-научную картину мира: фундаментальные понятия, законы, основные теории и проблемы, принципы и методы.

Важным элементом содержания образования являются актуальные для общества, но нерешенные научные, социальные проблемы, демонстрирующие перспективы подрастающего поколения, что, в свою очередь, создает мотивацию и не дает возникнуть ощущению, что все уже давно решено.

Содержание образования пронизывают такие ценностные ориентации, как отношение к природе, труду, миру, человеку, самому себе. В современных направлениях образования прослеживается идея формирования человека с четкой жизненной позицией, способного к самостоятельному выбору жизненного пути и личной ответственности за свой выбор.

Одна из особенностей современного образования заключается в его стандартизации, обеспечивающей минимальный единый уровень общего образования для всех учащихся, независимо от того, в какой школе (вузе) они обучаются, с одной стороны, и создающей возможности для отражения национальных, региональных особенностей — с другой. Для этих целей Государственный стандарт разбит натри блока: федеральный, национально-региональный, школьный (вузовский).

На основе Госстандарта разрабатывается учебный план — нормативный документ, определяющий состав учебных предметов, их распределение по годам обучения, недельное и годовое количество времени, отведенное на каждый учебный предмет. Принято различать базисный учебный план (составная часть Госстандарта), типовой (разрабатывается министерством) и рабочий (разрабатывается учебно-методическими объединениями).

Для каждого учебного предмета создается своя программа — нормативный документ, определяющий ценностную направленность преподавания предмета, содержащий оценку теорий, событий, интерпретацию фактов.

Под эгидой Министерства образования и науки разрабатывается типовая программа, и на ее основе преподаватели создают рабочие программы. В системе подготовки, особенно вузовской, существуют и так называемые авторские программы.

Они сохраняют основу базового Государственного стандарта, но содержат подходы к материалу, его структуре и изложению, отражающие научную позицию автора.

Содержание образования может быть построено и преподнесено учащимся по-разному. Наиболее распространенными являются линейные, концентрические, спиральные и смешанные способы построения учебного материала и соответствующая им структура.

Линейная структура предполагает изучение учебного материала в строгой, логически обоснованной последовательности, без повторного возвращения к пройденному. Это наиболее экономичный способ, который нашел применение в программированном обучении как особом виде самостоятельной работы в условиях машинного контроля.

Программа обучения составлена из шагов, т.е. логически завершенных доз учебного материала. Каждый шаг содержит пять кадров: информационный, операционный, обратной связи, контрольный и указательный. Линейное обучение (Б.Ф.

Скиннер) предполагает, что если ученик выполнил задание неверно, то его возвращают повторить весь пройденный материал. Ошибки не разъясняются, ученик их разыскивает сам. При разветвленном обучении (Н. Кау-дер) ученику указывают на его ошибку и возвращают к тому материалу, незнание которого и привело к появлению ошибки.

Современные компьютерные программы, оставаясь столь же жестко запрограммированной системой, позволяют включать в обучение и элементы творческого характера.

Концентрическая структура предполагает изучение одного и того же материала на разных уровнях, каждый из которых имеет свои цели и требования к уровню подготовки учащихся. Так построено изучение ряда школьных дисциплин, например математики: начальная, средняя школа, вуз.

Необходимость в построении учебного материала таким способом объясняется сложностью изучаемых явлений, с одной стороны, и возможностью прекратить изучение учебного предмета в момент завершения цикла — с другой.

Современный вариант концентрического построения — модульная система, при которой изучаемый материал представлен в виде самостоятельных информационных блоков, усвоение которых происходит в соответствии с целью (объем знания и уровень освоения).

Спиральная структура предполагает расширение и углубление учебного материала, включение связанных с ним знаний, но исключает завершенность и перерывы. При смешанном подходе используются различные комбинации описанных выше способов построения учебного материала.

Источник: https://psyera.ru/4307/soderzhanie-obrazovaniya

Лекция 5. ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ | Социальная сеть работников образования

Учебный процесс может быть организован разнообразно.

Существует целый комплекс форм его организации: урок (в классическом понимании), лекция, семинар, конференция, лабораторно-практическое занятие, практикум, факультатив, экскурсия, курсовое проектирование, дипломное проектирование, производственная практика, домашняя самостоятельная работа, консультация, экзамен, зачет, предметный кружок, мастерская, студии, научное общество, олимпиада, конкурс и др.

В современной отечественной школе урок остается основной формой организации обучения, позволяющей эффективно осуществлять учебно-познавательную деятельность учащихся.

Урок – это такая форма организации учебного процесса, при которой педагог в течение точно установленного времени организует познавательную и иную деятельность постоянной группы учащихся (класса), используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы ученики овладевали основами изучаемого предмета, а также для воспитания и развития познавательных и творческих способностей, духовных сил обучаемых.

В каждом уроке можно выделить его основные компоненты (объяснение нового материала, закрепление, повторение, проверка знаний, умений, навыков), которые характеризуют различные виды деятельности учителя и учащихся. Эти компоненты могут выступать в различных сочетаниях и определять построение урока, взаимосвязь между его этапами, т.е. его структуру.

Под структурой урока понимают соотношение компонентов урока в их определенной последовательности и взаимосвязи между собой. Структура зависит от дидактической цели, содержания учебного материала, возрастных особенностей учащихся и особенностей класса как коллектива. Многообразие структур уроков предполагает разнообразие их типов.

Общепринятой классификации типов уроков в современной дидактике нет. Это объясняется целым рядом обстоятельств, прежде всего сложностью и многосторонностью процесса взаимодействия учителя и учащихся, протекающего на уроке. Б.П. Есипов, И.Т. Огородников, Г.И. Щукина классифицируют уроки по дидактической цели. Выделяют следующие уроки:

  1. ознакомления учащихся с новым материалом (сообщение новых знаний);
  1. закрепления знаний;
  2. выработки и закрепления умений и навыков;
  3. обобщающий;
  1. проверки знаний, умений и навыков (контрольный урок).

И.Н. Казанцев классифицирует уроки по двум критериям: содержанию и способу проведения. По первому критерию уроки математики, например, подразделяются на уроки арифметики, алгебры, геометрии и тригонометрии, а внутри них – в зависимости от содержания преподаваемых тем. По способу проведения учебных занятий выделяют уроки-экскурсии, киноуроки, уроки самостоятельной работы и т.д.

В.И. Журавлев предлагает классифицировать уроки в зависимости от преобладающих в них компонентов. При этом различают смешанные (комбинированные) и специальные уроки. Комбинированные в своей структуре содержат все компоненты урока. В структуре специальных уроков преобладает один компонент. К специальным относятся уроки:

  1. усвоения нового материала;
  2. закрепления;
  3. повторения;
  4. контроля, проверки знаний.

Кроме урока, как было отмечено выше, существуют и другие организационные формы обучения.

Лекция – это особая конструкция учебного процесса. Преподаватель на протяжении всего учебного занятия сообщает новый учебный материал, а обучающиеся его активно воспринимают.

Лекция является наиболее экономичным способом передачи учебной информации, так как материал излагается концентрированно, в логически выдержанной форме.

Такое занятие допускает импровизацию, которая оживляет его, придает творческий характер, акцентирует внимание слушателей, вызывает повышенный интерес.

В зависимости от дидактических целей и места в учебном процессе различают вводные, установочные, текущие, заключительные и обзорные лекции.

Читайте также:  Как научить ребёнка работать пальчиками и ручками

В зависимости от способа проведения выделяют:

  1. информационные лекции, при проведении которых используется объяснительно-иллюстративный метод изложения. Это самый традиционный тип лекций в высшей школе;
  2. проблемные лекции предполагают изложение материала с использованием проблемных вопросов, задач, ситуаций. Процесс познания происходит через научный поиск, диалог, анализ, сравнение разных точек зрения и т.д.;
  3. визуальные лекции предполагают визуальную подачу материала средствами ТСО, аудио-, видеотехники, с кратким комментированием демонстрируемых материалов;
  4. бинарные лекции (лекция-диалог) предусматривают изложение материала в форме диалога двух преподавателей, например ученого и практика, представителей двух научных направлений и т.д.;
  5. лекции-провокации – это занятия с заранее запланированными ошибками. Они рассчитаны на стимулирование обучающихся к постоянному контролю предлагаемой информации и поиску неточностей. В конце лекции проводится диагностика знаний слушателей и разбор сделанных ошибок;
  6. лекции-конференции проводятся как научно-практические занятия с заслушиванием докладов и выступлений аудитории по заранее поставленной проблеме в рамках учебной программы. В заключение преподаватель подводит итоги, дополняет и уточняет информацию, формулирует основные выводы;
  7. лекции-консультации предполагают изложение материала по типу «вопросы–ответы» или «вопросы–ответы–дискуссия».

Лекции определяются и по другим основаниям:

  1. по общим целям: учебные, агитационные, пропагандистские, воспитывающие, развивающие;
  2. по содержанию: академические и научно-популярные;
  3. по воздействию: на уровне эмоций, понимания, убеждений.

В структурном отношении лекция обычно включает в себя три части: вводную, основную и заключительную. Во вводной части формулируется тема, сообщаются план и задачи, указывается основная и дополнительная литература к лекции, устанавливается связь с предшествующим материалом, характеризуется теоретическая и практическая значимость темы.

В основной части раскрывается содержание проблемы, обосновываются ключевые идеи и положения, осуществляется их конкретизация, показываются связи, отношения, анализируются явления, дается оценка сложившейся практике и научным исследованиям, раскрываются перспективы развития.

В заключительной части подводится итог, кратко повторяются и обобщаются основные положения, формулируются выводы, даются ответы на вопросы.

Семинар – учебное занятие в форме коллективного обсуждения изучаемых вопросов, докладов, рефератов. Отличие семинаров от других форм обучения состоит в том, что они ориентируют обучаемых на большую самостоятельность в учебно-познавательной деятельности.

В ходе семинаров углубляются, систематизируются и контролируются знания обучающихся, полученные в результате самостоятельной внеаудиторной работы над первоисточниками, документами, дополнительной литературой, утверждаются мировоззренческие позиции, формируются оценочные суждения.

В зависимости от способа проведения выделяют несколько видов семинаров.

Наиболее распространенный вид – семинар-беседа. Проводится в форме развернутой беседы по плану с кратким вступлением и подведением итогов преподавателем.

Предполагает подготовку к семинару всех обучающихся по всем вопросам плана, что позволяет организовать активное обсуждение темы.

По конкретным вопросам плана заслушиваются выступления отдельных учащихся, которые обсуждаются и дополняются другими выступающими.

Иногда предварительно распределяются вопросы между участниками семинара, они готовят доклады, сообщения. Непосредственно на семинаре идет их заслушивание и обсуждение (семинар-заслушивание).

Особой формой семинара является семинар-диспут. Он предполагает коллективное обсуждение какой-либо проблемы с целью установления путей ее решения. Цель такого семинара – формирование оценочных суждений, утверждение мировоззренческих позиций, развитие умения вести полемику, защищать взгляды и убеждения, лаконично и ясно излагать свои мысли.

Конференция (учебная)– организационная форма обучения, направленная на расширение, закрепление и совершенствование знаний. Проводится, как правило, с несколькими учебными группами.

Лабораторно-практические занятия, практикумы – формы организации обучения, при которых обучающиеся по заданию и под руководством преподавателя выполняют лабораторные и практические работы. Проводятся в учебных кабинетах, лабораториях, мастерских, на учебно-опытных участках, в ученических производственных комбинатах ученическими производственными бригадами.

Основные дидактические цели таких занятий – экспериментальное подтверждение изученных теоретических положений; овладение техникой эксперимента, умение решать практические задачи путем постановки опытов; формирование умений работы с различными приборами, аппаратурой, установками и другими техническими средствами.

Эти занятия применяются также для проверки степени усвоения теоретического материала крупных разделов программы.

Факультативные занятия предусматривают углубленное изучение учебных предметов по выбору и желанию учащихся. Они направлены на расширение научно-теоретических знаний и практических умений обучаемых.

В соответствии с образовательными задачами выделяют факультативы по:

  1. углубленному изучению базовых учебных предметов;
  1. изучению дополнительных дисциплин (логика, риторика, иностранный язык);
  2. изучению дополнительной дисциплины с приобретением специальности (стенография, программирование).

Направленность факультативов может быть теоретической, практической или комбинированной.

Экскурсия (учебная) – форма организации обучения в условиях производства, музея, выставки, природного ландшафта с целью наблюдения и изучения учащимися различных объектов и явлений действительности.

В зависимости от объектов наблюдения экскурсии подразделяются на производственные, природоведческие, краеведческие, литературные, географические и т.п.

По образовательным целям экскурсии могут быть тематическими и обзорными. Тематические экскурсии проводятся в связи с изучением одной или нескольких взаимосвязанных тем учебного предмета или нескольких учебных предметов (например физики и химии, биологии и географии). Обзорные экскурсии охватывают более широкий круг тем.

По месту в изучаемом разделе экскурсии бывают вводными (предваряющими), текущими (сопутствующими) и итоговыми (заключительными).

Любая экскурсия не является самоцелью, а входит в общую систему учебной работы.

Развитием экскурсионной формы обучения являются экспедиции – многодневные походы с целью изучения, например, экологической обстановки, сбора исторических сведений, фольклорного материала и т.д.

Курсовое проектирование как организационная форма обучения используется в высшей школе на заключительном этапе изучения учебного предмета. Оно позволяет применять полученные знания при решении комплексных производственно-технических или других задач, связанных со сферой деятельности будущих специалистов.

Согласно учебным планам и программам обучающиеся в образовательных учреждениях пишут курсовые проекты и курсовые работы. Курсовые проекты выполняются по циклам общенаучных, математических и специальных дисциплин. В процессе их подготовки студенты решают технические, технологические и математические задачи.

Курсовые работы выполняются по гуманитарным, общепрофессиональным и специальным предметам. В процессе их подготовки обучаемые решают задачи учебно-исследовательского характера.

Дипломное проектирование – организационная форма, применяемая на завершающем этапе обучения в образовательном учреждении. Она заключается в выполнении студентами дипломных проектов или дипломных работ, на основании защит которых Государственная квалификационная комиссия выносит решение о присвоении студентам квалификации специалиста.

Производственная практика – одна из форм организации учебного процесса в высшей школе.

Дидактические цели производственной практики – формирование профессиональных умений и навыков, а также расширение, закрепление, обобщение и систематизация знаний путем их применения в реальной деятельности.

Структура производственной практики зависит от содержания практического обучения и в конечном счете должна обеспечивать целостную подготовку специалиста к профессиональной деятельности, то есть выполнению основных профессиональных функций тех должностей, на которых может быть использован данный специалист согласно квалификационной характеристике.

Домашняя самостоятельная работа – составная часть процесса обучения, относящаяся к внеаудиторным занятиям.

Роль этого вида учебной деятельности особенно возрастает в настоящее время, когда перед учебными заведениями поставлена задача формирования у обучающихся потребности к постоянному самообразованию, навыков самостоятельной познавательной деятельности. Домашняя работа развивает мышление, волю, характер учащегося.

Как форма обучения консультация используется для оказания помощи ученикам по освоению учебного материала, который либо слабо усвоен ими, либо не усвоен совсем. Проводятся консультации и для учащихся, которые заинтересованы в углубленном изучении предмета. На консультациях также излагаются требования, предъявляемые к обучающимся на зачетах и экзаменах.

Различают индивидуальные и групповые консультации. И тот и другой вид создает благоприятные условия для индивидуального подхода к учащимся.

Экзамен – форма обучения, имеющая целью систематизацию, выявление и контроль знаний учащихся. Обучающее значение экзамена состоит в мобилизации и интенсивном развитии умственных сил ученика в условиях экстремальной ситуации.

Используются различные формы проведения экзамена: ответы на вопросы экзаменационных билетов, выполнение творческой работы, участие в соревнованиях, защита результатов исследования, тестовое испытание и др.

Зачет – форма обучения, близкая по назначению к экзамену. Зачет можно также рассматривать как подготовительный этап перед экзаменом.

Предметные кружки и другие подобные им формы обучения {мастерские, лаборатории, кафедры, студии) отличаются большим разнообразием как по направленности, так и но содержанию, методам работы, времени обучения и т.д. Работа учащихся в предметных кружках способствует развитию у них интересов и склонностей, положительного отношения к обучению, повышению его качества.

Читайте также:  Вольно или невольно мы выбираем учителя

На основе кружковой работы могут создаваться научные общества (академии и т.д.), которые объединяют и корректируют работу кружков, проводят массовые мероприятия, организуют конкурсы и олимпиады.

Конкурсы и олимпиады стимулируют и активизируют деятельность учащихся, развивают их творческие способности, формируют дух состязательности. Конкурсы и олимпиады проводятся на различных уровнях: школьном, областном, республиканском, международном. В последнее время множество олимпиад и конкурсов проводится дистанционно с помощью сети Интернет.

Источник: https://nsportal.ru/vu/fakultet-pedagogicheskogo-obrazovaniya/teoriya-obucheniya-didaktika/lektsiya-5-formy-obucheniya

Формы организации и содержание образовательной

деятельности по реализации образовательных областей Учитывая, что каждая обр. область емеет свою специфику, воспитатель самостоятельно выбирает формы образовательной деятельности детей.

При этом общий объем обязательной части Программы рассчитывается в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного образования и включает время, отведенное на:

  • образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности;
  • образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
  • самостоятельную деятельность детей;
  • взаимодействие с семьями детей по реализации ООП ДО

В образовательный процесс включено два основных составляющих блока: совместная партнерская деятельность взрослого с детьми; свободная самостоятельная деятельность детей.

Такая структура образовательного процесса должна быть принята как каркасная для всего дошкольного возраста(3-7 лет) и как единственно возможная для младшего дошкольного возраста (3-5 лет).

НОД реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач.

В соответствии с возрастом детей , наличием приоритетных направлений образовательной деятельности и спецификой осуществления образовательного процесса рекомендуется учитывать следующие параметры:

  • общий объём НОД в неделю;
  • продолжительность периодов непрерывной НОД в течении дня;
  • количество периодов непрерывной НОД в течение дня ( в первую и вторую половину)
  • перерывы между периодами непрерывной НОД
  • -основные виды деятельности детей в конкретные периоды непрерывной НОД в течении дня, недели и их чередование
  • образовательные области, задачи которых решаются в каждый из конкретных периодов непрерывной НОД
  • формы работы, в которых осуществляется НОД.

Основными отличиями новой структуры планирования от старой можно считать:

  1. замену учебного блока на блоки образовательной деятельности, осуществляемой в совместной деятельности взрослых и детей;
  2. Увеличение объема совместной деятельности взрослого и детей, в которую входит уже не только образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов, но и НОД, не связанная с проведением режимных моментов;

3.Изменение содержания понятия «совместная деятельность взрослого и детей» с учетом ее сущностных (а не формальных) признаков;

4.Изменение объема и содержания понятия «НОД»

Поскольку сущностным принципом учебной модели является наличие учебной деятельности детей как ведущей деятельности дошкольного возраста, а данное обстоятельство принципиально не соответствует теоретико-методическим основам ФГТ следовательно и весь учебный блок в прежнем понимании не может и не должен присутствовать в практике дошкольного образования. Однако из данного положения не следут, что процесс обучения отменяется. Обучение является одной из главных составляющих дошкольного образования(наряду с воспитанием и развитием). Специфика дошкольного образования заключается в том, что обучение является, по сути , процессом «усвоения» содержания в видах деятельности. Иными словами, согласно теории Выготского процессы обучения и воспитания не сами по cебе развивают ребенка, а лишь тогда когда они имеют деятельностные формы и обладают соответствующим содержанием между обучением и психическим развитием (Эльконин).

Поэтому организация совместной деятельности детей и взрослых должна распространяться как на проведение режимных моментов( это понималось и делалось ранее) так и на всю НОД.

Необходимо отметить, что в основе определения образовательных областей, обозначенных в ФГТ лежит именно деятельностный подход, т.е каждая образовательная область направлена на развитие какой-либо детской деятельности, а каждому виду деятельности соответствуют определенные формы работы с детьми ( таблица 2)

Исключение «из деятельностного подхода» составляют две образовательные области-«Здоровье» и «Безопасность».

Область «Здоровье» не является вполне образовательной, т.

к наряду с задачами по формированию культурно-гигиенических навыков и начальных представлений о здоровом образе жизни предусматривает решение оздоровительных и профилактических задач. Выделение обр.

области «Безопасность» во многом особый социальный заказ семьи, общества и государства, обуславливающий важность и актуальность ее реализации.

Поэтому необходимо рассмотреть вопрос об использовании адекватных форм работы в процессе организации детских видов деятельности. В тексте ФГТ не употребляется слово «занятие».

Это не означает, что занятия в детском саду отменяются, в него вкладывается другой, самый широкий смысл-как занимательное дело, без отожествления его с занятием как дидактической формой учебной деятельности.

Это занимательное дело основано на одной из специфических детских деятельностей(или нескольких таких деятельностях-интеграции различных детских деятельностей), осуществляемых совместно со взрослым, и направлено на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей(интеграция содержания образовательных областей). Реализация занятия как дидактической формы учебной деятельности возможна только в старшем дошкольном возрасте.

Организуя воспитательно-образовательный процесс воспитатели должны принять философско-концептуальные взгляды, которые лежат в основе ООП ДО. Однако, чтобы грамотно организовать воспитательно-образовательный процесс, воспитатель должен умело его спланировать.

Перед воспитателями сегодня встал вопрос как планировать образовательный процесс?

Во-первых, необходимо не выпустить ни один компонент образовательного процесса(образовательная деятельность, самостоятельная деятельность детей, взаимодействие с родителями)

Во-вторых, большое количество форм работы с детьми: воспитатель должен суметь распределить их в течении дня, в течении месяца, а есть также формы, которые используются 1 раз в квартал, 1 раз в полгода.

Анализ требований ФГТ показывает необходимость строить образовательный процесс на основе комплексно-тематического принципа, приближенного к так называемому «событийному» принципу, что позволит сделать жизнь детей в детском саду более интересной, а образовательный процесс-мотивированным, т.к ребенок способен усваивать программу, составленную для него взрослым, только в том случае если она станет его собственной программой, т. е станет для него интересной и значимой.

Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития детей.Темы помогают организовать информацию оптимальным способом.

У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления. Кроме того темы должны быть социально-значимы для общества, государства, семьи также вызывать личностный интерес у детей(большей части группы).

Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет легко вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику ДОУ.

При использовании комплексно-тематического планирования учитывается следующее:

-количество тем самостоятельно определяется педагогами

-темы могут быть заменены другими социально и личностно-значимыми

-формы подготовки и реализации тем носят интегративный характер

-формы работы по подготовке и реализации тем для детей 3-5 лет могут быть использованы при подготовке тем для 5-7 лет

-одной теме уделяется не менее одной недели

-тема отражается в подборе материалов, находящихся в группе и в уголках развития.

В Приложении 1 показана форма календарного планирования для воспитателей ДОУ. Она рекомендована Минобрнауки Хабаровского края ХКИРО.

Планирование воспитательно-образовательного процесса в соответствии с ФГТ может быть представлено в других формах и видах.

Необходимо отметить, что организация образовательного процесса с учетом комплексно-тематического принципа может проходить в разных вариантах:

  • организация разных видов деятельности подчиненных одной теме и на основе интеграции (охватывая все образовательные области)
  • -метод проектов.

Авторы разных программ предлагают свои варианты комплексно-тематического планирования. Успех (под ред. Фединой) на основе примерного календаря праздников. Авторы Программы «От рождения до школы»(рук. Авторского коллектива Н.Е.Веракса) рекомендует одной теме уделять 2-3 недели. Тема должна быть отражена в уголках развития.

Поделитесь с Вашими друзьями:

Источник: http://dogmon.org/formi-organizacii-i-soderjanie-obrazovatelenoj.html

Формы и методы обучения информатике. Образовательный процесс цель-содержание- методы-формы -средства-результат. — презентация

1 Формы и методы обучения информатике<\p>

2 Образовательный процесс цель-содержание- методы-формы -средства-результат<\p>

3 цель-содержание- методы-формы -средства-результат<\p>

4 Метод обучения произошел от греч. Metodos – путь, способ. Метод обучения – способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности учителя и обучающегося, направленный на достижение цели образования.<\p>

Читайте также:  Детская влюбленность

5 Прием – это элемент метода, его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода.<\p>

6 Классификация методов обучения 1. По источнику знаний: практический, наглядный, словесный, работа с книгой, видео метод.<\p>

7 Классификация методов обучения 2. По назначению: приобретения знаний; формирования умений и навыков; применения знаний; творческой деятельности; закрепления; проверки знаний, умений и навыков. (М.А.Данилов, Б.П.Есипов)<\p>

8 Классификация методов обучения 3. По типу (характеру) познавательной деятельности : объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; проблемное изложение; частично поисковый (эвристический) ; исследовательский. (И.Я.Лернер, М.Н. Скаткин)<\p>

9 Сущность объяснительно-иллюстративного метода знания учащимся предлагаются в «готовом» виде; учитель организует различными способами восприятие этих знаний; учащиеся осуществляют восприятие и осмысление этих знаний, фиксируют их в своей памяти.<\p>

10 Сущность репродуктивного метода знания учащимся предлагаются в «готовом» виде; учитель не только сообщает знания, но и объясняет их; учащиеся сознательно усваивают знания, понимают их и запоминают. Критерием усвоения является правильное воспроизведение (репродукция) знаний; необходимая прочность усвоения обеспечивается путем многократного повторения знаний.<\p>

11 Сущность частично поискового (эвристического) метода знания учащимся не предлагаются в «готовом» виде, их нужно добывать самостоятельно; учитель организует не сообщение или изложение знаний, а поиск новых знаний с помощью различных средств; учащиеся под руководством учителя самостоятельно рассуждают, решают возникшие познавательные задачи, создают и решают проблемные ситуации, анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы и т.д., в результате чего у них формируются осознанные прочные знания.<\p>

12 Сущность исследовательского метода учитель вместе с учащимися формулирует проблему, разрешению которой посвящается отрезок учебного времени; знания учащимся не сообщаются. Учащиеся самостоятельно добывают их в процессе исследования. Средства достижения определяются самими учащимися; деятельность учителя сводится к оперативному управлению процессом решения проблемных задач; учебный процесс характеризуется высокой интенсивностью.<\p>

13 Классификация методов обучения 4. Классификация методов обучения, предложенная академиком Ю.К.Бабанским: методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности ; методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности ; методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно- познавательной деятельности.<\p>

14 Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности Основание ИсточникиЛогика МышлениеУправление Название метода Словесные Наглядные Практические Индуктивные Дедуктивные Традуктивные Репродуктивные Проблемно- поисковые Самостоятельная работа Работа под руководством<\p>

15 Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности Методы стимулирования мотивации и интереса к учению Методы стимулирования и мотивации долга и ответственности ­ познавательные игры; ­ учебные дискуссии; ­ создание ситуации занимательности; ­ создание ситуации успеха, эмоциональных переживаний. ­ формирование убеждения в социальной и личностной значимости; ­ предъявление требований; ­ упражнение в выполнении требований; ­ состязательность, поощрения, наказания.<\p>

16 Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности Методы устного контроля и самоконтроля Методы письменного контроля и самоконтроля Методы лабораторного и практического контроля и самоконтроля индивидуальный опрос; фронтальный опрос; устный зачет; устный экзамен; устное тестирование; устный самоконтроль контрольная работа; письменный зачет; письменный экзамен; тестирование; коллоквиум; письменный. лабораторные работы; практические занятия; графические работы; лабораторно- практический самоконтроль.<\p>

17 Классификация методов обучения 5. По степени взаимодействия учителя и обучающегося (И.П. Подласый): рассказ; беседа ; лекция; дискуссия; работа с книгой; демонстрация;<\p>

18 Классификация методов обучения 5. По степени взаимодействия учителя и обучающегося (И.П. Подласый): иллюстрация; видео метод; упражнения; лабораторный метод; практический метод; познавательная игра;<\p>

19 Классификация методов обучения 5. По степени взаимодействия учителя и обучающегося (И.П. Подласый): метод программированного обучения; обучающий контроль; ситуационный метод.<\p>

20 Классификация методов обучения 6. По принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий, классификационный.<\p>

21 Классификация методов обучения 7. По характеру движения мысли от незнания к знанию : индуктивный, дедуктивный, традуктивный.<\p>

22 ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Форма – это строение, устройство, система организации, внутренняя структура, неразрывно связанная с определенным содержанием. (С.Н.Смирнов) Форма организации познавательной деятельности – целенаправленно формируемый характер общения в процессе взаимодействия учителя и учащихся, отличающихся спецификой распределения учебно-познавательных функций, последовательностью и выбором звеньев учебной работы и режимом – временным и пространственным. (Н.Л.Терский)<\p>

23 Индивидуальная форма познавательной деятельности: Характерные черты: Учитель ведет работу с каждым учащимся индивидуально: дает задание, рассказывает, консультирует, проверяет. В ходе осуществления этой формы осуществляется «обратная связь», т.е. информация о ходе усвоения учеником учебной информации идет от ученика учителю.<\p>

24 Индивидуальная форма познавательной деятельности: Характерные черты: Познавательная задача в этом случае не выступает перед классом как общая, а решается индивидуальными усилиями каждого ученика самостоятельно, без непосредственного его общения с другими учащимися. Индивидуальная форма имеет место в том случае, когда содержание учебного материала вполне доступно для самостоятельного изучения школьников.<\p>

25 Индивидуальная форма познавательной деятельности: Характерные черты: Данная форма может хорошо учитывать особенности каждого ученика сообразно его подготовке и возможностям. Ее организация требует больших расходов времени и усилий учителя. Нет общения ровесников, нет адекватного представления ученика о самом себе, о своих знаниях.<\p>

26 Фронтальная форма познавательной деятельности: Характерные черты: Учитель ведет работу и непосредственно общается со всеми учащимися класса – рассказывает, объясняет, показывает, вовлекает учеников в обсуждение проблем, обеспечивая одновременное руководство всеми учащимися. Все, что необходимо знать и уметь каждому ученику, показывается учителем одновременно для всех. Общая цель работы достигается за счет индивидуальных усилий каждого ученика.<\p>

27 Фронтальная форма познавательной деятельности: Характерные черты: Для того чтобы эта форма была более эффективной, учитель должен заранее проектировать, а затем и создавать на уроке учебные ситуации, отвечающие намеченным аспектам триединой цели урока. Педагогическая эффективность фронтальной формы во многом зависит от умения учителя держать в поле зрения всех учащихся класса, обеспечивать активную работу каждого из них, поддерживать внимание и рабочую дисциплину.<\p>

28 Фронтальная форма познавательной деятельности: Характерные черты: Если эта форма осуществляется на активной основе, то участвуя в общей работе, ученик ощущает ритм совместного поиска, разделяя успех общих достижений, проявляет определенную творческую активность. Если же эта форма основывается на элементарной, сухой передаче учебной информации, то тогда учитель утрачивает обратную связь. Примитивная передача учебной информации не способствует проявлению взаимопомощи и сотрудничества учащихся, что отрицательно влияет на развитие их социальной активности.<\p>

29 Фронтальная форма познавательной деятельности: Характерные черты: Существенным недостатком этой формы является то, что при ее использовании резко ограничиваются возможности осуществления общественно полезной деятельности учащихся в процессе их обучения, ибо учитель обучает всех. Для фронтальной работы обязательной является общая оценка ее результатов, ибо она в определенной степени способствует становлению коллективных интересов.<\p>

30 Групповая форма познавательной деятельности: Групповой формой познавательной деятельности является организация таких учебных занятий, при которых единая познавательная задача ставится перед определенной группой школьников. Величина группы различна, в зависимости от содержания и характера работы, от 2 до 6 человек, но не более, т.к. в много- численных группах невозможно обеспечить активную работу всех членов группы.<\p>

31 Групповая форма познавательной деятельности: Характерные черты: Отдельные ученики становятся в положение учителя, проявляя возможность оказания реальной помощи друг другу. Групповая форма порождает взаимную ответственность, внимательность, формирует интерес к работе товарища. Успех осуществления этой формы зависит от тщательности ее подготовки учителем и его умения уделить внимание каждой группе. Оценку получают все участники группы.<\p>

32 Коллективная форма познавательной деятельности: Характерные черты: Наличие у всех участников общей цели. Между ее участниками имеет место разделение труда, функций и обязанностей. Работа строится на сотрудничестве и взаимопомощи. Участники работы привлекаются к учету и контролю за ее выполнением. Всей работой руководит педагог, а активность учащихся проявляется непосредственно в учебных занятиях, что является важнейшим условием формирования активной жизненной позиции каждого ученика.<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/971822/

Ссылка на основную публикацию