Тенденции развития форм обучения. нетрадиционные формы организации уроков

Нетрадиционные формы организации обучения (нестандартные уроки)

Урок как организационная форма обучения — явление динамическое. Он постоянно развивается, отражая основные тенденции развития педагогического процесса. Имеет место тенденция усиления творческих начал урока — организации самостоятельной работы, в том числе увеличение выделяемого на нее времени.

Структура нетрадиционного урока определяется внутренней логикой учебного материала и движением мысли детей в сотрудничестве ученик-учитель.

Изменяются способы организации урока, оригинальна подача учебного материала, стимулируется познавательный интерес, развиваются нестандартные, творческие умения и навыки в учебной работе, создается ситуация успеха, стимулируется коллективная и индивидуальная работа.

Нетрадиционные уроки способствуют формированию устойчивого интереса к учению, развитию творческих способностей, оказывают глубокое эмоциональное воздействие на учеников, помогают школьникам с разными способностями и уровнем развития самореализоваться.

Так, нетрадиционную структуру урока предложила М.В. Нечкина — учитель задает учащимся на дом тему, которую еще не объяснял. На следующем уроке эта тема разбирается коллективно. Учитель предлагает учащимся вопросы.

Отвечающий отмечает места в тексте учебника, которые не понял, он может задавать вопросы учителю. Другие ученики исправляют и дополняют ответ. Учитель следит за тем, чтобы они не повторялись, а только добавляли или возражали. В заключение он сам делает обобщение по теме, отвечая на все заданные ему вопросы.

Такое построение урока становится своеобразной лабораторией приобретения знаний.

Наряду с уроками учебная работа в школе проводится в форме экскурсий.

Под экскурсией понимается такая форма организации обучения, при которой учащиеся воспринимают и усваивают знания путем выхода к месту расположения изучаемых объектов (природы, заводов, исторических памятников) и непосредственного ознакомления с ними.

При проведении экскурсий закрепления того материала важнейшая задача состоит в том, чтобы добиться обстоятельного осмысления и прочного усвоения изучаемого материала. Решению ее должна быть подчинена методика экскурсий.

В общем плане эта методика включает: а) подготовку экскурсии; б) выход (выезд) учащихся к изучаемым объектам и усвоение (закрепление) учебного материала по теме занятий; в) обработку материалов экскурсии и подведение ее итогов.

Нетрадиционным уроком является урок-мастерская, это нацеливает учащихся на то, чтобы они собственным трудом добывали знания.

Дидактические игры можно использовать как нетрадиционную форму обучения.

Основное обучающее воздействие, принадлежит дидактическому материалу, игровым действиям, которые автоматически ведут учебный процесс, направляя активность детей в определенное русло.

Одной из нетрадиционных форм обучения является учебная викторина. Она нацеливает учащихся на интерес к математике, развивает их умственные способности, заставляет их мыслить нетрадиционно.

Ценность этих форм обучения заключается в последовательной, экспериментальной, творческо-коллективной и изобретательской направленности занятий. Помимо этого, совершенно очевидно, что данные формы обучения отличаются прежде всего своими содержательными особенностями.

Они учат школьников полемизировать, руководить группой, быть рядовым соучастником, фиксировать ход обсуждения, отчитываться за работу своей группы, оценивать работу других групп и ее членов, самостоятельно организовывать свою работу.

Следует отметить, что данное содержание, вносимое нетрадиционными формами организации обучения, неподменяемо и не может быть построено другими средствами.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ.

Технология — это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Технология обучения — это составная процессуальная часть дидактической системы (М.Чошанов).

Педагогическая технология — это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя.

ПАРАМЕТРЫ КЛАССИФИКАЦИИ ТЕХНОЛОГИЙ

По уровню применения технологии бывают:

-общепедагогические (характеризуются целостностью педагогического процесса в регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения).

-частнопредметные (совокупность средств и методов для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках предмета, например, иностранного языка).

-локальные или модульные (используются в отдельных частях учебно-воспитательного процесса).

По организационным формам технологии бывают:

классно-урочные;

-альтернативные;

-академические;

-клубные;

-индивидуальные;

-групповые;

-коллективных способов обучения;

-дифференцированного обучения.

По типу управления познавательной деятельностью:

-традиционные ( классическое лекционное, с использованием ТСО, обучение по книге);

-дифференцированное ( система малых групп, система « репетитор»);

-программированное ( компьютерное, программное, система «консультант»).

По подходу к ребенку технологии подразделяются на:

-авторитарные (педагог является единоличным субъектом учебно-воспитательного процесса, а ученик только объект. Эти технологии отличаются жесткой организацией школьной жизни, подавлением инициативы и самостоятельности учащихся, применением требований и принуждения);

-сотрудничества ( это демократизм. равенство, партнерство в субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учение, находясь в соавторстве вырабатывают общие цели своей деятельности, содержание, дают оценки);

— свободного воспитания (такие технологии предоставляют ребенку свободу выбора и самостоятельности в разных сферах его жизнедеятельности);

-личностно-ориентированные ( они ставят в центр образовательной системы личность ребенка, обеспечивают комфортные, бесконфликтные и безопасные условия для его развития);

-гуманно-личностные ( отличаются психотерапевтической педагогикой, направленной на поддержку личности. на помощь ей.);

-массовая (традиционная) технология ( школьная технология, рассчитанная на усредненного ученика);

-технология продвинутого образования (углубленное изучение предметов и типична для гимназического, лицейского, специального образования);

-технология компенсирующего обучения ( используется для педагогической коррекции, поддержки. выравнивания, компенсации).

По ориентации на личностные структуры педагогические технологии подразделяются на:

-информационные (формирование школьных знаний, умений и навыков);

-операционные (обеспечивают формирование умственных действий);

-технологии саморазвития ( направлены на формирование способов умственных действий);

-эвристические (развивают творческие способности учащихся);

-прикладные (обеспечивают формирование действенно-практической сферы личности).

По характеру содержания и структуры технологии бывают:

-обучающие;

-воспитательные;

-светские;

-религиозные;

-общеобразовательные;

-профессиональные;

-гуманистические;

-технократические;

-моно- и политехнологии;

-проникающие.

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ОУ

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования— их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.

Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт.

Также изменяются и технологи обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в общеобразовательном учреждении, в том числе и по математике.

В этих условиях традиционная школа, реализующая классическую модель образования, стала непродуктивной.

Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаст условия для смены видов деятельности обучающихся, позволит реализовать принципы здоровьесбережения.

Рекомендуется осуществлять выбор технологии в зависимости от предметного содержания, целей урока, уровня подготовленности обучающихся, возможности удовлетворения их образовательных запросов, возрастной категории обучающихся.

Часто педагогическую технологию определяют как:

• Совокупность приёмов – область педагогического знания, отражающего характеристики глубинных процессов педагогической деятельности, особенности их взаимодействия, управление которыми обеспечивает необходимую эффективность учебно-воспитательного процесса;

• Совокупность форм, методов, приёмов и средств передачи социального опыта, а также техническое оснащение этого процесса;

• Совокупность способов организации учебно-познавательного процесса или последовательность определённых действий, операций, связанных с конкретной деятельностью учителя и направленных на достижение поставленных целей (технологическая цепочка).В условиях реализации требований ФГОС ООО наиболее актуальными становятся технологии:

v Информационно – коммуникационная технология

v Технология развития критического мышления

v Проектная технология

v Технология развивающего обучения

v Здоровьесберегающие технологии

v Технология проблемного обучения

v Игровые технологии

v Модульная технология

Читайте также:  Грамотное раннее развитие ребенка

v Технология мастерских

v Кейс – технология

v Технология интегрированного обучения

v Педагогика сотрудничества.

v Технологии уровневой дифференциации

v Групповые технологии.

v Традиционные технологии (классно-урочная система)

На сегодняшний день существует достаточно большое количество педагогических технологий обучения, как традиционных, так и инновационных. Нельзя сказать ,что какая-то из них лучше ,а другая хуже, или для достижения положительных результатов надо использовать только эту и никакую больше.

Источник: https://cyberpedia.su/4x334d.html

Нетрадиционные формы организации учебного процесса

Дата добавления: 03 Апреля 2014 в 11:41
Автор работы: Пользователь скрыл имя
Тип работы: курсовая работа

Скачать архив (140.49 Кб)Файлы: 1 файлСкачать файл  Просмотреть файл    —  143.

95 Кб

    • способствуют развитию умения анализировать, сравнивать и обобщать изученные явления;
    • способствуют совершенствованию процесса усвоения знаний и умений, развитию устной и письменной речи учащихся;
    • развивают навыки работы с лингвистической справочной литературой и т.д.
Элементы Традиционный урок Нетрадиционный урок
Концептуальная основа Недостатки:субъект – объектные взаимодействия в системе “учитель-ученик”, изоляция учащихся от коммуникативного диалога друг с другом Достоинства:субъект – субъективные позиции в системе “учитель – ученик”, возможность коммуникативного (интерактивного) диалога между учащимися.
Содержательная часть
Цели Достоинства: формирование знаний, умений и навыков Достоинства: развитие творческого потенциала личности учащихся
Содержание учебного материала Достоинства: наибольший объем информации, систематичность Достоинства: более глубокое изучение учебного материала.Недостатки: меньший объем изучаемого материала
Процессуальная часть Достоинства: четкая структура урока.Недостатки: шаблонность, однообразие Достоинства: внутренние источники мотивации, опора на самоуправляющие механизмы личности.Недостатки: большие затраты времени
Организация учебного процесса Недостатки: низкий уровень самостоятельности, пассивная познавательная позиция, отсутствие возможностей критического мышления Достоинства: разнообразие форм деятельности, высокий уровень самостоятельности, возможность для формирования критического мышления
Методы и формы учебной деятельности школьников Недостатки: вербальные методы обучения, преобладание монолога учителя Достоинства: приоритет стимулирующей деятельности учителя
Методы и формы работы учителя Достоинства: контроль со стороны учителя за содержанием, ходом урока, его временными рамками Недостатки: меньшие возможности для контроля со стороны учителя
Деятельность учителя по процессу управления усвоением материала.Диагностика учебного процесса Достоинства: предсказуемость, контролируемость результатов обученияНедостатки: слабая обратная связь Достоинства: сильная обратная связьНедостатки: трудности в прогнозировании и диагностики результатов обучения

Нельзя не заметить, что основными элементами данной структуры являются: концептуальная основа; содержательная часть обучения; процессуальная часть. Эти же элементы являются основными в структуре соотношения традиционных и нетрадиционных форм урока, предложенные Г.В. Селевко. [18; с. 128]

Разумным выводом, вытекающим из анализа теоретического материала, следует считать такой: для развития познавательных интересов у учащихся необходимо сочетать традиционные и нетрадиционные формы и методы обучения, что будет способствовать росту их активности на уроках, качеству их знаний, формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности и вызовет повышение эффективности процесса обучения. Превращать нестандартные уроки в главную форму работы, вводить их в систему нецелесообразно из-за большой потери времени, отсутствия серьезного познавательного труда, невысокой результативности

Классификация уроков нетрадиционной формы

Общим недостатком нетрадиционных уроков является отсутствие чётких классификаций, помогающих учителю разобраться в сущности этого явления. То, что оно состоялось, а не продолжает оставаться научной абстракцией, подтверждается возрастающим вниманием учителей к нестандартным урокам. Их стало настолько много, отмечает С.В. Кульневич, что потребовалось обращение к классификации. Классификация, т.е. распределение по разрядам (классам), помогает выделить общие основания в том случае, когда приходится выбирать наиболее необходимое, интересующее,   подходящее из очень большого количества информации. Сегодня не совсем обычных методов обучения и целых уроков — огромное количество, но далеко не все они соответствуют общепринятым представлениям о нестандартности в образовании, о необычности урока и, наконец, не соответствуют представлениям ни об уроке, ни о методе. Выбирая из этого массива именно ту информацию, которая необходима, учитель, как правило, опирается на свою интуицию, а  не на какие-либо научные основания. Такой «выбор» приводит к существенным недостаткам, снижающим педагогическую эффективность учебного процесса: стихийность и бессистемность использования. [9; с 10]

С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина предлагают классификацию уроков на основании не совсем обычных и совсем необычных методов и форм их проведения. Урок не совсем обычный для учеников – это переход в иное психологическое состояние, это другой, по сравнению с традиционным уроком, стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве, возможность развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и видеть возможности их применения на практике, ощутить взаимосвязь разных наук, самостоятельность. Но и для учителя не совсем обычный урок – это возможность лучше узнать и понять учеников, оценить их индивидуальные особенности, наконец, это прекрасная возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществления собственных идей. Совсем необычный урок  развивает все процессы, которые начались в не совсем обычном уроке по всем параметрам. Следующая таблица наглядно представляет преимущества таких  уроков в сравнении с традиционными

Таблица 2.1.2

Основные характеристики традиционных, «не совсем обычных» и «совсем необычных уроков»

Элементы Традиционный урок Не совсем обычный урок Совсем необычный урок
Концептуальная основа 1.Прямая трансляция знаний.2.Полное подчинение ученика  инициативе учителя.3.Взаимодействие на уровне  однозначной реакции учеников  на обучающие действия учителя.4.Низкий уровень самостоятельности, пассивная познавательная позиция, отсутствие условий для развития  творческого мышления. 1.Трансляция знаний с  опорой на развитие познавательного  интереса.2.Ведущая инициатива учителя  организует учебную активность  учеников.3.Взаимодействие на уровне  различных реакций учеников на  обучающие действия учителя.4.Введение новых форм  деятельности, ориентация на самостоятельность, закладка оснований для формирования  творческого мышления.  1.Опосредованная трансляция  знаний с опорой на развитие  познавательного интереса.2.Взаимодействие на уровне  неоднозначных реакций учеников  на исследовательскую и творческую  деятельность, организованную учителем.3.Разнообразие форм деятельности, начальный уровень самостоятельности, развитие творческого мышления.    
Цели Формирование знаний, умений, навыков, жестко алгоритмизированное (заданное) мышление. Формирование познавательного интереса на основе изменения способов организации обучения, гибко алгоритмизированное мышление. Развитие познавательной активности на основе поисковой деятельности, частично алгоритмизированное (условно творческое) мышление.
Содержание учебного материала Максимальный объём знаний строго соответствует содержанию учебного предмета. Фактологический характер информации по предмету (точной и полной, но однозначной, линейной). Усвоение зависит от работы памяти. Выход за рамки знаний по одному предмету (интеграция знаний). Привнесение в содержание элементов проблемности, альтернативности, парадоксальности. Усвоение знаний зависит не только от памяти, но и от воображения, умственных действий, развиваемых в процессе частичного дополнения учителем содержания. Сокращение объёма знаний, обращение к частично преобразованному содержанию изучаемого материала с ориентацией на открытие, размышление, осмысление, самореализацию личности.  Усвоение знаний зависит от включения учеников в коллективную игровую мыследеятельность.
Характер и методы учебной деятельности. ИНФОРМАЦИОННО-РЕПРОДУКТИВНЫЙ: изучение готовых знаний, обучение по образцу, индуктивная логика от части к целому, вербальное изложение, механическое запоминание, репродуцированное воспроизведение, катехизисный (с заданными «правильными» ответами) диалог. ИНФОРМАЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЙ: изучение знаний, требующих изобретательности, размышления. Метод «прямого доступа», дедуктивной (от общего к частному) логики, словесного оформления устанавливаемых учениками взаимосвязей, закономерностей; воспроизведение по аналогии. Интерактивный диалог «ученик — учитель». ИНФОРМАЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЙ: изучение знаний, требующих исследования, «открытия заново», проектировочных умений, навыков взаимообучения учеников и учителя. Методы совместного проектирования,  коллективного взаимодействия, оценочно-дискуссионной рефлексивной деятельности. Интерактивный диалог «ученик — ученик». 
Деятельность учителя на уроке. Учитель определяет цели, планирует, управляет, анализирует ответы, оценивает, контролирует. Переход к совместной деятельности учителя и ученика в области целеполагания, планирования, анализа и оценивания. Приоритет стимулирующей деятельности учителя. Совместная деятельность учителя и ученика при ведущей инициативе учителя. Учитель – координатор, консультант учебного процесса. Приоритет «незаметного» управления.
Формы учебного процесса. Уроки сообщения новых знаний, закрепления, проверки; лекция, семинар, практическое занятие, итоговый зачёт, собеседование и т.п. Уроки с изменёнными способами организации. Уроки, основанные на оригинальной организации, построенные по аналогии с известными формами деятельности.
Диагностика учебного процесса. Учитель оценивает работу ученика. Предсказуемость, контролируемость результатов обучения. Слабая обратная связь. Переход к совместной оценочной деятельности. Ослабление предсказуемости результатов обучения. Усиление обратной связи. Совместная оценочная деятельность. Сильная обратная связь. Рефлексивная деятельность учителя и учащихся.
  1. Уроки с измененными способами организации: все виды уроков-лекций, методики подготовки и проведения; защита знаний, защита идей, урок вдвоем, урок-встреча.
  2. Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок творчества, урок — творческий отчет, сочинение, осмотр самодеятельной выставки, вернисаж, театрализованный урок, урок-психодрама, урок-сюрприз.
  3. Уроки, имитирующие какие-либо занятия или виды работ: урок-экскурсия, заочная экскурсия, комплексная экскурсия, экспедиция, защита туристических проектов, урок – выпуск «живой газеты»
  4. Уроки с игровой состязательной основой: урок – игровая технология, с дидактической игрой; ролевая игра, проверочный кроссворд, урок в форме игры «Лото», урок типа»Следствие ведут знатоки», урок-деловая игра, урок типа КВН, урок»Что? Где? Когда?», урок-эстафета, конкурс, игра, дуэль, соревнование; урок-журнал, урок-викторина, урок-футбольный матч, урок-тест, урок-дидактическая игра, урок-кроссворд и другие.
  5. Уроки, предусматривающие трансформацию стандартных способов организации: парный опрос, урок-зачет, защита оценки, урок-консультация, урок-практикум, урок-семинар, телеурок без телевидения, урок-общественный смотр знаний, урок-консультация, итоговое собеседование, ученическая конференция. [9; с. 15]
Читайте также:  Если ребенок не хочет учиться

[12; с. 33]

Эта классификация на основе типа традиционного урока представляется интересной. Но, по нашему мнению, она требует некоторых дополнений и уточнений. Возникает ряд вопросов, например, напротив комбинированного урока указано «сюда входят основные виды всех четырёх типов уроков». Можно ли считать такое пояснение классификацией? Также ещё одним недостатком этой классификации, на наш взгляд, является то, что она включает на ряду с видами уроков методы (устный опрос, письменный опрос и др.). В результате раскрыто очень мало как традиционных, так и нетрадиционных форм. Поэтому мы предлагаем усовершенствовать эту классификацию, дополнив её другими нестандартными видами уроков (см. Таблицу 2.1.3)

Описание работыЦелью работы является комплексное описание нетрадиционных форм организации уроков, их систематизация для дальнейшего использования в процессе подготовки студентов-филологов к их профессиональной деятельности.

Для достижения цели необходимо разрешить такие задачи: 1) проанализировать научно-методическую литературу с целью описания основного понятия исследования нетрадиционная форма урока;2) изучить и проанализировать исторический аспект проблемы, проследить динамику содержания основных понятий исследования в диахронии;3) выявить, систематизировать и сделать описание основных видов нетрадиционных уроков;4) установить соотношение традиционных и нетрадиционных уроков в учебном процессе, наблюдаемом в условиях современной школы;

5) разработать и апробировать нетрадиционный урок в учебном процессе.

Содержание работыВведение 3Раздел I. Нетрадиционная организация урока в современном учебном процессе 1.1. Понятие «нетрадиционный урок» в дидактике и лингводидактике 6Раздел II. Практическое применение нетрадиционных форм уроков 2.1. Нетрадиционная форма организации учебной деятельности на уроке (конспект урока) 31Заключение 39

Литература 41

Источник: http://yaneuch.ru/cat_16/netradicionnye-formy-organizacii-uchebnogo-processa/432228.2873721.page2.html

ISSN 1996-3955 ИФ РИНЦ = 0,618

1Жунисбекова Ж.А. 1 Калыбекова Г.Ж. 1 Айменова Ж.А. 1 Керимбекова Р.А. 2 Момбиева Г.А. 3 Койшибаева Н.И. 11 Южно-Казахстанский государственный университет им. М.

Ауэзова2 Институт повышения квалификации педагогических работников по Южно-Казахстанской области (Филиал АО «Национальный центр повышения квалификации педагогических кадров «Орлеу»)3 Казахский Национальный педагогический университет им.

АбаяАктуальность и значимость данной работы состоит в том, что школы, внедряющие нетрадиционные формы и методы обучения или их элементов в учебный процесс, дают более качественные знания учащимся начальных классов. Применение нетрадиционных педагогических технологий способствуют реализации современных требований к уровню обучения и воспитания в начальной школе.

Эффективность использования нетрадиционных форм обучения зависит от многих факторов, в том числе возрастных психологических особенностей и приемов умственной деятельности учащихся, так как в ней через специально организованные педагогом формы деятельности учащийся усвоит не только знания, но и нравственные формы поведения.

Личностно-ориентированное образование требует особого внимания к взаимодействию не только в системе «педагог-учащийся» но и в таких, как «педагог-педагог», «педагог-родители», «ученик-ученик».педагогические технологии1. Шмелькова Л.В. Технология образовательного процесса как средство его индивидуализации // Школа. – 2011. – № 5/44. – С. 54–58.2. Жунисбекова Д.А.

Методические основы повышения уровня знаний учащихся начальной школы по математике. Монография. – Алматы: Нурлы Алем, 2010. – 224 с.3. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе обучения. – М.: Педагогика, 1979. – 164 с.4. Иванова Л.А. Технология развивающего обучения при переходе к коллективному способу обучения // Плюс, минус. – 2009. – № 3. – С. 42–49.5.

Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. – СПб.: КАРО, 2006. – 368 с.

Сегодня большинство образовательных учреждений Казахстана в той или иной степени работают в инновационном режиме. Главной особенностью программы развития казахстанской системы образования стало внедрение в педагогический процесс и его структуру многообразных нововведений. Это относится и к новой идеологии образования, в основу которой положен личностно-ориентированный подход к организации обучения и воспитания школьников.

Педагоги выступают за широкое использование активных методов обучения, стимулирующих познавательную деятельность учащихся. Важнейшими условиями реализации таких методов они считают учет уровня развития и интересов учеников, сотрудничество учащихся друг с другом и с учителем, внесение в учебный процесс элементов игры.

Одной из важных и актуальных задач современного образования является его интенсификация посредством использования активных и интерактивных методов обучения, использования информационных технологий, создание обучающих систем, активизации работы самих обучаемых.

Как показывает практика работы учебных заведений, наиболее эффективными оказываются методы активного обучения, так как они работают не только на когнитивном уровне, но и на смысловом, эмоциональном и поведенческом.

В современной отечественной и зарубежной педагогике и психологии существует немало исследований проблемы воздействия на личность различных активных методов обучения (Г.М. Андреева, Н.Н. Богомолова, Ю.Н. Емельянов, Е.С. Кузьмин, Л.А. Петровская, А.

Е. Абылкасымова, М.Е. Есмухан, Д. Рахымбек, Л.Т. Искакова и др.). Сегодня активное обучение понимается как комплексная социально-дидактическая технология, включающая в себя ряд методов психологического воздействия и реализуемая в различных формах.

Обобщение исследований использования системы методов активного обучения в различных областях образования, позволяет заключить, что с их помощью можно решить целый ряд задач, трудно достижимых в традиционном обучении.

К их числу относятся: формирование опыта интерактивного решения профессиональных проблем; увеличение скорости принятия решений; повышение сензитивности; расширение тезауруса профессиональных реакций в проблемных ситуациях; развитие оценочных, аналитических, рефлексивных и прогностических умений, а также умений интерпретации поведения и трансформации новых знаний в практические действия; умение управления стилем своего поведения за счет осознания оценок окружающих [1].

К активным методам обучения традиционно относятся деловые игры, социально-психологический тренинг, ролевые игры, активное социальное обучение, методы актуализации творческого потенциала.

Несмотря на различие названий и техники проведения занятий подобного типа, как справедливо подчеркивает А.А.

Вербицкий, их объединяет акцент на активности личности в обучении, которая обеспечивается дидактическим построением и является одной из основных предпосылок достижения целей обучения.

Основная цель методов активного обучения – оказать воздействие на личность обучаемого, способствующее развитию различных видов психологической компетентности.

Результаты исследования и их обсуждение

Как показывает анализ педагогической практики в начальной школе, за последние годы четко обозначился переход на гуманистические способы обучения и воспитания детей.

Но все же в учебном процессе массовой школы сохраняются противоречия между «фронтальными» формами обучения и сугубо индивидуальными способами учебно-познавательной деятельности каждого ученика; между необходимостью дифференциации образования и единообразием содержания и технологий обучения, между преобладающим объяснительно-иллюстративным способом преподавания и деятельностным характером учения [2].

Читайте также:  Гимназии санкт-петербурга

Определился целый ряд проблемных вопросов, требующих комплексного решения.

Это и организационное переустройство учебного процесса с учетом психофизиологических особенностей детей, и совершенствование методических принципов, связанных с внедрением вариативного содержания обучения, индивидуализацией усвоения знаний, развитием познавательных интересов школьников, реализацией их творческого потенциала, и рационализация процессуальных основ обучения и воспитания, позволяющая сделать приоритетным развитие личности школьников.

Одним из важных направлений разрешения названных проблем является разработка и внедрение технологий обучения, основным признаком которых можно считать степень адаптивности всех элементов педагогической системы, а именно: целей, содержания, методов, средств, форм организации познавательной деятельности учащихся, прогнозов соответствия результатов обучения требованиям современной школы.

Усиление интереса к нетрадиционным технологиям обучения в начальной школе связано с социальными преобразованиями, происходящими в нашей стране, которые создали определенные условия для создания новых типов школ, активного внедрения в практику различных педагогических инноваций, авторских программ и учебников.

Внедрение нетрадиционных технологий обучения обусловлено так же тем, что каждому учителю, по мнению Г.И. Щукиной, важно проникнуть во «внутреннюю среду своих питомцев, чтобы обучение не только образовывало, воспитывало, развивало их, но было бы приятным, радостным, что так необходимо для процесса творчества» [3].

Психологические и педагогические исследования доказывают, что нетрадиционные технологии обучения создают условия для овладения школьниками приемами умственной деятельности.

Овладение ими не только обеспечивает новый уровень усвоения, но и дает существенные сдвиги в умственном развитии.

Овладев этими приемами, ученики становятся более самостоятельными в решении различных учебных заданий, могут рационально строить свою деятельность по усвоению новых знаний.

Критерий результативности или признак успеха нетрадиционной технологии обучения заключается в том, что эти результаты выше прежних результатов того же учителя; выше результатов типичных для школ данного региона; оптимальны для конкретных детей, что определяется совпадением реальных знаний и умений учащихся с их учебными возможностями.

Нетрадиционные технологии обучения предполагают для достижения результатов сокращение затрат времени. «Время – это универсальный интегральный показатель эффективности любого труда». Нетрадиционные технологии обучения позволяют интенсифицировать урок и в целом учебно-воспитательный процесс.

Новые технологии обучения не отбрасывают преподнесение информации ученикам. Просто меняется роль информации. Она необходима не столько для запоминания и усвоения, сколько для того, чтобы ученики использовали ее в качестве условий или среды для создания собственного творческого продукта.

Исследуя традиционные и нетрадиционные технологии обучения, можно составить следующую таблицу, где вкратце выделены особенности каждой технологии (таблица).

Анализ традиционных и нетрадиционных технологий обучения

Традиционные технологии обучения

Нетрадиционные технологии обучения

1

2

– классно-урочная организация обучения /Я.А. Коменский/

– ориентирована на среднего ученика

единообразие содержания

– усредненность темпа учебного продвижения

– структура (опрос, изложение нового, задание на дом)

– дидактические игры / Варламова Г.Г./

– походы и экскурсии / Семенов Г., Королевская С./

– развитие мыслительных операций / Истомина Н.Б./

– дифференциация обучения по интересам / Американская система/

– игра, наглядные примеры /Step by step/

/Лернер И., Скаткин М.Н./ методы обучения:

– информационный;

– репродуктивный;

– проблемное изложение;

– частично-поисковый /эвристический/;

– исследовательский.

– крупно-блочная технология / П.М. Эрдниев / (составление → выполнение → проверка → переход к родственному)

– формирование творческих способностей /И.П.Волков/

– урок-игра, урок-творчество / Амонашвили Ш.Ю./

– самостоятельность ученика / С. Френе/

/Ю.К. Бабанский/ методы обучения:

– рассказ, беседа, дискуссия;

Проблемно-поисковый метод

– словесный;

– наглядный;

– практический;

– репродуктивный;

– проблемно-поисковый;

– индуктивный и дедуктивный.

– активное участие родителей в учебном процессе /Корзников Н.И./

– сочетание групповых и индивидуальных занятий / Англия/

– развитие у ребенка мелкой моторики, развитие речевых центров мозга / Вальдорфская система – Германия/

– индивидуальные занятия, 100-бальная система оценок /система Ховарда/

– память без границ, совместный поиск решения задач /система эйдетики/

 

Как видно из данной таблицы нетрадиционные технологии обучения включают в себя: дидактические игры, походы и экскурсии, урок-творчество, самостоятельное приобретение новых знаний, формирование творческих способностей и самостоятельность учащихся, развитие мыслительных операций и т.д. Но традиционные технологии тоже включают в себя использование репродуктивных методов обучения, постановку проблемы перед учащимися, творческую деятельность учащихся, самостоятельное овладение учащимися элементами научного познания через беседу, дискуссию, игры и т.д. Поэтому, по-нашему мнению нельзя говорить только о применении нетрадиционных технологий обучения и отбрасывании сложившихся технологий. Нужно не просто применять разнообразные технологии сами по себе, а отбирать в каждом конкретном случае их оптимальное сочетание.

Опыты введения в традиционные уроки в начальных классах элементов нетрадиционных технологий обучения показывают достаточную эффективность их применения. Введение в школьную программу начальных классов нетрадиционных технологий преподавания имеет целью расширить учебный процесс и, не отрываясь от проблем обучения и воспитания, развить личностные качества ребенка [4].

Исходя из анализа, эффективность нетрадиционных технологий обучения заключается в следующем:

а) в повышении познавательной активности ученика, интереса к учебным занятиям;

б) в развитии инициативы, творческого потенциала личности ученика;

в) в создании у учителей установки на творческую профессиональную деятельность, на постоянный поиск;

г) в предупреждении утомления, создании комфортной среды для обучения и воспитания личности учащихся;

д) в создании условий для формирования профессионально-значимых качеств, выражающихся в умении управлять эмоциональным состоянием, в режиссерских, исполнительских, артистических, художественных способностях и др.;

е) в формировании оперативных профессиональных умений.

Анализируя традиционные и нетрадиционные технологии обучения, мы пришли к следующему выводу:

– нельзя отбрасывать имеющиеся технологии обучения, а нужно умело сочетать различные технологии обучения;

– необходимо творчески подходить к построению структуры урока;

– не просто применять разнообразные технологии, а отбирать их оптимальное сочетание;

– эффективность обучения зависит не только от характера заданий, но, прежде всего, от активности учащегося;

– разнообразными приемами активизировать деятельность учащихся [5].

Выводы

Таким образом, различные технологии обучения характеризуют с разных сторон одно и то же взаимодействие учителя и учащихся. Поэтому выбор и целесообразное сочетание технологий обучения являются сложной педагогической проблемой, которая может быть разрешена учителем на разных уровнях: интуитивном, осознанном и обоснованном.

Обоснование выбора и сочетание технологий при разработке урока должно осуществляться путем установления их соответствия поставленным образовательным, воспитательным и развивающим целям, отобранному содержанию учебного материала, возможностям учащихся и учителя, имеющимся условиям и отведенному времени на изучение учебного материала. При этом используются знания о возможностях различных технологий обучения, условиях эффективности их применения, алгоритмах их выбора. Своеобразие же выбора технологий обучения при конструировании уроков математики кроется в наметившейся тенденции к использованию традиционных и нетрадиционных методов.

Библиографическая ссылка

Жунисбекова Ж.А., Калыбекова Г.Ж., Айменова Ж.А., Керимбекова Р.А., Момбиева Г.А., Койшибаева Н.И. НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКОВ МАТЕМАТИКИ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 3-3. – С. 438-441;
URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=6562 (дата обращения: 13.12.2018).

Источник: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=6562

Ссылка на основную публикацию