Упражнения дыхательной гимнастики для дошколят

Дыхательная гимнастика в детском саду: комплексы для детей 2-3, 4-5, 6-7 лет

Детский иммунитет очень хрупкий. Родители зачастую не понимают причин частых ОРЗ, насморков, длительного кашля. А виной тому может быть поверхностное дыхание. Оно неполноценное – вдох и выдох производится в неполную силу. Вентиляция легких ухудшается, организму не хватает кислорода.

Польза дыхательной гимнастики

Определить, что у вашего малыша плохо развитая система дыхания, просто. Обратите внимание на следующие внешние признаки:

  • Бледность
  • Утомляемость
  • Сонливость
  • Медлительность
  • Отставание в физическом развитии (неразвитая грудная клетка, мускулатура)
  • Дыхание через рот
  • Частые респираторные заболевания.

От кислородного голодания страдает весь организм. В первую очередь мозг. Задача гимнастики дыхания – обогатить кровь кислородом. В процессе занятий общее состояние малышей улучшается. Они становятся более активными, работоспособными. Это сказывается в дальнейшем на развитии интеллекта, тела.

Делать упражнения на дыхание для детей рекомендуется при следующих заболеваниях:

  • Астме, частых бронхитах, ларингитах, аденоидах, ОРЗ и т.д.

Улучшается иммунитет за счет повышения сопротивляемости вирусам, закаливания, развития мышц дыхательной системы.

Улучшается моторика желудочной и кишечной мускулатуры.

  • Заболевания скелетно-мышечной, опорно-двигательной систем, ДЦП.

Улучшается циркуляция крови в мышцах.

Сочетание ЛФК и тренажера органов дыхания.

  • При ЗРР (задержках речевого развития), ОНР (общих нарушениях речи)

Тренируются мышцы органов речи.

Цели и задачи дыхательной гимнастики в детском саду

Воспитатели ДОУ вводят в занятия с группой дыхательную гимнастику с единой задачей – укрепить дыхательную систему дошколят.

Целей ставится гораздо больше:

  1. Укрепление иммунитета
  2. Развитие мышц гортани, носоглотки и т.д.
  3. Корректировка дефектов речевого дыхания
  4. Повысить уровень кислорода в крови
  5. Улучшить обменные процессы детского организма
  6. Научить детей носовому дыханию
  7. Избавиться от поверхностного дыхания
  8. Развить плавный вдох, длительный выдох
  9. Укрепить физиологическое дыхание дошкольников
  10. Тренировать силу, ритм вдоха-выдоха.

Одновременно с укреплением дыхательного и речевого аппарата воспитатели развивают интеллект малышей в детском саду. Тренировки проводятся под музыку, читаются стихи для создания ритма движений. Все это благотворно влияет на общее развитие детей. По этой причине, говорить о вреде или отсутствии пользы дыхательных тренажеров весьма глупо.

Общие правила выполнения

Основная задача педагога – научить ребенка правильно использовать вдох, выдох. Следуйте общим требованиям по подготовке к занятиям и их проведению:

  • Перед занятиями проветрите комнату. Воздух должен быть свежим, но не холодным.
  • Каждое упражнений проводится в течение 2-3 минут.
  • Нельзя делать слишком резких вдохов и выдохов. Контролируйте их плавность.
  • Первые занятия проводите лежа на спине.
  • Не говорите дошкольнику: “Быстрее дыши, глубже”. Не фиксируйте его внимание на дыхании. Пусть постепенно привыкает делать вдохи-выдохи автоматически.
  • Следите за напряжением мышц груди, шеи, плеч. Они должны быть расслаблены.
  • Если у дошкольника насморк, не забудьте перед началом занятий очистить носовые проходы от грязи и слизи.
  • В периоды болезней сократите нагрузку на детсадовца при выполнении дыхательной гимнастики вполовину.

Упражнения

Уровень сложности заданий, продолжительность тренировки зависят от возраста, индивидуальных особенностей дошкольников.

Проводить занятия можно во время утренней зарядки, повторять их на прогулке до обеда, вечером. Форма занятий – игровая.

Комплекс для детей 2-3 лет

УпражнениеЦельИсходная позицияИнструкцияПовторы
Пузырики Учимся правильно дышать. Стоя, руки спокойно вытянуты вдоль тела. Вдох через носик, надуваем щечки (как пузырьки). Выдох через рот. 2-3
Насосик Обучение правильному дыханию. Стоя На вдох — приседаем, на выдохе — встаем в исходное положение. Чем ниже приседание, тем глубже вдох. 3-4
Рубим дрова Укрепление физиологического дыхания. Стоя, руки опущены Вдыхаем, руки поднимаются наверх, на выдохе — наклоняемся, вытягиваем руки чуть вперед, как будто рубим дрова. 3
Трубач Обучение плавному выдоху. Сидя или стоя в удобном устойчивом положении. Руки сложить трубой, поднести ко рту. Свободно вдохнуть, на выдохе громко сказать: «П-ф-ф..». 5
Паровозик Ритмичное дыхание, контроль за его частотой. Ходим по игровой комнате. Руками изображаем движения колес паровоза. Во время хождения друг за другом на выдохе приговариваем ритмично: «Чух-Чух». 30 секунд
Мяч Обучение длительному выдоху. Стоя. В руках зажат мяч. Руки готовятся к броску. Неглубокий вдох, на выдохе делаем бросок мяча вперед с силой и говорим протяжно: «У-у-ух». 5-6

Дыхательную гимнастику для детей младших групп (2-3 лет) следует проводить в форме веселой игры. Обязательно участие взрослых, воспитателей.

Комплекс для детей 4-5 лет

Дошкольники средней группы детского сада, более самостоятельные и подвижные. Дыхательная гимнастика для детей от 4 лет может включать в себя следующие задания:

УпражнениеЦельИсходное положениеИнструкцияПовторы
Слушай свое дыхание Обучение контролю над ритмом, глубиной дыхания. Удобная для ребенка позиция. Сидя, лежа, стоя. Мышцы тела расслаблены. Спокойно дышим и слушаем себя. Наблюдаем за тем, куда проходит воздушная струя, как двигается грудная клетка и т.д. 1-2 раза
Воздушный шар Тренировка мышц брюшной полости, контроль за наполнением легких воздухом. Лежа на спине, руки протянуты вдоль тела. Концентрация внимания на животе. Медленно, глубоко вдыхаем, наблюдаем, как поднимается, опускается живот. 5-10
Подыши одной ноздрей Тренировка мышц дыхательного аппарата. Любое удобное расположение тела. Мышцы полностью расслаблены. Открываем ноздри для вдоха и выдоха попеременно. Через одну вдыхаем медленно, глубоко, через другую выдыхаем. 6
Трубочка Укрепление мышц носоглотки, легких. Сидя, стоя Делаем максимально глубокий выдох через нос, при этом живот, ребра должны подтянуться к телу. Вытягиваем губы трубочкой и резко вдыхаем как можно больше воздуха. Задерживаем дыхание. Поднимаем голову вверх, выдыхаем через нос. 6
Мыльные пузыри Укрепление тонуса мышц легких, носоглотки. Стоя Поднимаем голову в ИС и выдыхаем медленно через нос. Вдыхаем, не опуская голову. Выдыхаем с опущенной головой носом. 4
Ежик Тренировка ритмичного неглубокого дыхания. Стоя. Голову поворачиваем в ритме марша. При каждом повороте головы влево-вправо делаем короткий вдох носом, дышим шумно, напрягая мышцы носоглотки. Выдыхаем через нос. 6

Комплекс для детей 6-7 лет

Для этого возраста и более младшего подойдут дыхательные упражнения для детей по методу Толкачева, гимнастика по Стрельниковой. Разминку можно начинать с комплекса для детей 3-4 лет.

УпражнениеЦельИсходное положениеИнструкцияПовторы
Качалка Тренировка мышц дыхательной системы, развитие речевого аппарата. Сидя на стульчике, ладошки лежат на коленях. Раскачиваем тело в стороны с небольшими наклонами. Вдыхаем через нос, на выдохе говорим: «Ф-р-о-о-ох». 6-8
Достань пол Тренировка мышц дыхательной системы, развитие речевого аппарата. Стоя. Руки вперед, ноги чуть расставлены по сторонам. Вдохнуть носом и сделать медленный наклон, доставая руками до пола. Во время наклона говорим на выдохе: «Бак». 4
Прыжки Контроль за ритмом, глубиной дыхания. Стоя, руки вытянуты по швам. Прыгаем на обеих ножках вверх. Каждый прыжок сопровождаем словом «Ха». Стараемся дышать ровно. 12-16 прыжков чередуем с ходьбой на месте. Повторить 3-4 раза.
Заблудился Тренировка мышц речевого аппарата. Стоя ровно, руки сложены около рта как рупор. Делаем медленный вдох, на выдохе произносим: «АУ….». 8-10
Задуй свечку Тренировка мышц речевого аппарата. Стоя Делаем вдох и задерживаем дыхание. Складываем губы трубочкой и выдыхаем с силой три раза, задуваем воображаемую свечу, проговаривая во время выдоха : «Фу, Фу…». 4

Логопеды, воспитатели – это грамотные специалисты по работе с детьми разного возраста. Они умеют вплести в канву занятий в дошкольном учреждении дыхательную гимнастику методически верно. Проводят гимнастику артистично, в форме игры. Дети продолжают профилактику болезней в старшем возрасте самостоятельно.

Источник: https://orechi.ru/razvitie-rechi/dyhatelnaya-gimnastika-v-detskom-sadu

Дыхательная гимнастика для детей: значение, методики, примеры упражнений

Педиатры настоятельно рекомендуют применять дыхательную гимнастику для детей, особенно если ребенок часто болеет. Действенность ее неоднократно доказана на практике, главное условие — регулярность и соблюдение выбранной методики.

Упражнения на дыхание разрабатывают легкие, оптимизируют их объем, восполняют содержание кислорода либо, напротив, регулируют его баланс с углекислым газом.

Дыхательная гимнастика применяется для профилактики и лечения многих заболеваний дыхательной системы, аллергии, устранения симптомов других системных недугов, а также при реабилитации после болезней. Конкретный перечень показаний зависит от выбранной методики.

Что такое дыхательная гимнастика

Дыхательная гимнастика — это комплекс особых упражнений, задействующих как дыхательную систему, так и опорно-двигательный аппарат.

Дыхание состоит из двух этапов: вдох и выдох. Если дышать неправильно, то в легких будет оставаться некоторое количество использованного воздуха. Он затрудняет поступление кислорода в легкие и в кровь.

Упражнения на дыхание заключаются в определенной последовательности вдохов и выдохов, а также положения рук, грудной клетки и всего тела.

Детям дошкольного возраста следует выполнять гимнастику в игровой форме вместе с родителями или в группе.

Цели и польза дыхательной гимнастики

Значение дыхательной гимнастики для детей — это ее многосторонняя помощь в лечении и профилактике болезней. Она не только бодрит и оздоравливает организм в целом, но и способствует лучшему усвоению медикаментов и народных лечебных средств.

У маленьких детей легкие недостаточно развиты, отсюда и частые заболевания, даже если в целом ребенок активен и правильно питается.

Работа с дыханием необходима при хронических заболеваниях носоглотки и органов дыхания: бронхите, астме, ларингите, тонзиллите, рините и т.д.

Если родители не поспособствуют развитию дыхательной системы, то это может привести к более серьезным проблемам.

Целесообразно добавить дыхательную гимнастику для развития речи ребенка. Некоторые комплексы успешно решают проблему заикания, хотя это заболевание трудно поддается лечению. Помимо этого, дыхательная гимнастика решает проблемы опорно-двигательного аппарата, заболевания выделительной системы, желудочно-кишечного тракта.

Польза дыхательных упражнений:

Подписывайтесь на бесплатный закрытый эфир

Как развивать ребенка ГАРМОНИЧНО

ЗАРЕГИСТРИРУЙТЕСЬ И ПОЛУЧИТЕ В ПОДАРОК ПЛАН ИГР НА НЕДЕЛЮ

Нажимая на кнопку «Отправить заявку», я даю согласие на обработку персональных данных

  1. Они укрепляют мышцы брюшной полости, носоглотки и верхних дыхательных путей.
  2. Способствуют выравниванию осанки.
  3. Насыщают кровь кислородом и усиливают ее приток к головному мозгу. Отсюда — бодрость и хорошая концентрация внимания.
  4. Это надежная профилактическая мера многих заболеваний, особенно дыхательной системы.
  5. Улучшается работа мозга, сердца, нервной системы.
  6. Прекращаются головные боли.
  7. Стимулируется деятельность желудка и кишечника.

Источник: https://Razvivashka.online/fizicheskoe/dyhatelnaya-gimnastika-dlya-detey

Дыхательные упражнения для дошкольников

Простые дыхательные упражнения действительно способны улучшить иммунитет, а значит, и качество жизни ребенка. Они могут быть элементом физкультуры или же осуществляться отдельно. Делать гимнастику для дыхания можно в процессе утренней зарядки или после того, как дети поспят днем.

Упражнения на дыхания для детей дошкольного возраста основаны на элементах статики и динамики. В основе гимнастики – удлиненный выдох, который достигается произношением гласных и шипящих звуков, а также их сочетанием.

Упражнения следует проводить в хорошо проветриваемом помещении. Длительность гимнастики может составлять от 10 до 30 минут в зависимости от формы проведения и возраста детей.

Начинать следует с самых простых упражнений, постепенно усложняя технику и увеличивая время выполнения.

В процессе специальной гимнастики дети могут научиться разным видам дыхания. Это всецело зависит от задействованных мышц в течение дыхания. Выделяют его несколько типов.

  • Брюшное. Его называют диафрагмальным, а также нижним. В данном типе задействована диафрагма, без изменения положения грудной клетки. Работает нижняя область легких;
  • Среднее. Его называют реберным. При этом типе дыхания в работу включаются мышцы межреберные. Грудная клетка при этом слегка расширяется;
  • Верхнее. Часто его называют ключичным. Человек дышит, поднимая плечи и ключицы, не меняя положение грудной клетки. Работает верхний отдел легких;
  • Смешанное называют дыханием йогов. Данный тип включает в себя все вышеперечисленные способы дыхания.
Читайте также:  Характеристики педагогических технологий

Помочь выяснить, что именно работает в процессе, можно, поместив руки перед грудью или на живот.

Комплекс первый

Упражнение «Слушаем дыхание»

Данное дыхательное упражнение учит ребенка дошкольного возраста анализировать свое дыхание, определять его глубину и тип. Его можно проводить и до физкультуры, и после.

Исходное положение может быть любым. Дети могут сидеть, стоять или лежать. Следует создать идеальную тишину и попросить расслабить свое тело.

В таком положении дети должны понять траекторию воздуха, который попадает в легкие, определить, что именно движется при дыхании внутри тела. Детям необходимо понять, какой вид дыхания они используют.

Чтобы это лучше прочувствовать, нужно руки поместить перед грудью или положить на область желудка.

«Тихо и спокойно»

Данный вид дыхательной гимнастики научит дошкольников расслабляться посредством дыхания после активной нагрузки. Цель – отрегулировать процесс и сконцентрироваться на нем, чтобы обрести контроль над своим телом и организмом в целом.

Исходное положение также может быть любое. Чтобы концентрация была лучше, глаза могут быть закрыты. Следует выполнить глубокий вдох носом.

Вдох нужно остановить и выдержать паузу тогда, когда грудь начнет расширяться. Выдох осуществить также через нос. Главное – делать упражнение абсолютно бесшумно.

Попросите детей держать у носа ладонь и дышать так плавно, чтобы она не чувствовала воздушную струю при выдохе.

Упражнение «Дышим одной ноздрей»

Дыхание с помощью одной ноздри очень полезно. В данном случае оно поможет укрепить дыхательные пути.

Исходное положение может быть стоя или сидя с прямой спиной. Сначала закрываем ноздрю справа и делаем медленный вдох второй. Далее необходимо поменять ноздри и сделать выдох через правую.

Выдох должен полностью вывести газ из легких, а диафрагма при этом должна быть наверху так, чтобы на животе образовалась впадина.

Таким образом, следует проделать гимнастику около шести раз, а затем подышать полностью одной и другой ноздрей поочередно.

Упражнение «Шарик»

Выполнение данной дыхательной гимнастики позволяет дошкольникам укрепить мышцы брюшной части и научиться нижнему дыханию. Это также полезно для полноценной очищения легких.

Исходное положение – дети лежат на спине с закрытыми глазами и полностью расслабленным телом. Внимание должно быть на пупке. Для этого детям нужно положить на него ладони. Выполнив размеренный вдох носом, нужно ощутить, как живот поднимается вверх, приобретая форму шарика. Выдыхая, следует втянуть живот.

Упражнение применяется и для проработки среднего, то есть межреберного дыхания. Это поможет укрепить мышцы, расположенные между ребер, и провентилировать легкие в среднем отделе.

Дети должны принять исходное положение в любой удобной позе. Руки следует поместить на ребра, распложенные внизу. Все внимание уделяется данной области.

Далее необходимо сделать вдох носом, во время которого дети должны ощутить, как раздувается грудная клетка. Затем на выдохе почувствовать, как она принимает исходное положение.

Важно отметить, что при выполнении этой дыхательной гимнастики сами по себе мышцы живота неподвижны.

Для проработки верхнего зоны легких также подойдет упражнение «Шарик». Дети принимают начальное положение в любой удобной позе. Одну руку нужно поместить на область, которая находится между ключицами. На каждом вдохе и выдохе необходимо поднимать плечи, а затем их опускать.

«Ветер»

Это упражнение еще называется очистительным. Исходное положение принимается удобное для детей. Затем они производят глубокий вдох через нос и наполняют целиком легкие так, что грудь вместе с животом должны слегка выпячиваться вперед.

Затем дыхание задерживается на четыре секунды, после чего воздух выдыхается отрывисто сквозь вместе сжатые губы, будто бы создавая ветер. Лучшее время для данной дыхательной гимнастики – после активной деятельности.

Оно не только помогает очистить дыхательные пути, но и снимет усталость после нагрузок.

«Радуга»

Идентичные цели преследует и данный вариант выполнения. Исходное положение дети принимают стоя. Дошкольники должны выполнить вдох носом, разводя руки по сторонам, затем задержать воздух, а на выдохе произнести «С». Губы растягиваются при этом в улыбке. Руки также меняют сове положение: выполняя выдох, их нужно поставить вперед, а потом сложить руки перед грудью крестом.

Завершить данный блок дыхательной гимнастики нужно вариантом под названием «Тихо и спокойно».

Комплекс второй

Этот блок предлагает провести дыхательные упражнения, прорабатывающие пути в области верха и носоглотку.

Исходное положение для всех представленных упражнений второго блока – стоя или двигаясь.

Начинается занятие с упражнения, знакомого из первого блока – «Одной ноздрей».

«Ежик»

Приняв исходное положение, детям необходимо покрутить головой влево и вправо. При каждом повороте осуществляется короткий и шумный вдох, будто дышит ежик. Для этого дети должны напрячь носоглотку и почувствовать напряжение в шее. Выдох же, напротив, должен быть мягким, воздух выходит через рот.

«Трубка»

Приняв исходное положение, дети производят выдох с помощью носа, при этом втягивая мышцы живота. Далее они складывают губы в форме трубочки и резко вдыхают, заполняя полностью воздухом легкие. Потом нужно совершить глотательные движения и через две секунды следует совершить выдох, поднимая наверх голову.

«Ушки»

Дети начинаются качать головой в разные стороны и производить вдохи. При наклонах уши стараются достать плеч, но туловище поворачивать нельзя.

«Пузыри»

Дети должны наклонять голову ближе к груди и одновременно совершать вдох. Носоглотку при этом нужно сильно напрячь. Затем на выдохе голова поднимается вверх, как будто дети пускают мыльные пузыри. Тут же необходимо снова вдохнуть, а выдохнуть, опустив голову.

«Язык-трубочка»

Дети складывают губы в виде трубочки, будто произнося «О». Также складывается трубкой и язык. Через него воздух затягивается в легкие, заполняя все их отделы. Когда вдох окончен, рот следует закрыть и опустить вниз голову так, чтобы подбородок касался груди. Выдержав три секунды, голова снова поднимается, а воздух выходит с помощью носа.

Упражнение «Насос»

Дети перед грудью должны соединить руки и совершать вперед и вниз наклоны. Вдох необходимо делать на каждом наклоне. Он должен быть резким, будто насос качает воздух. Выдох должен быть произвольным. Упражнение можно усложнить: при произведении наклонов вперед, потянуть руки к полу, наклоняясь обратно сторону – возвратить их к плечам.

Комплекс третий

Третий блок представляется собой упражнения, которые дети выполняют полностью в форме забавных игр.

«Сат-нам»

Это отличное упражнение, которое научит дошкольников не только развивать все мышцы системы дыхания, но и приводить в тонус весь организм.

Исходное положение следующее: дети садятся на пятки, упирая в них ягодицы и соединяя вместе стопы. Спина при этом прямая, а руки над головой. Особое внимание следует уделить пальцами. Все, они переплетаются, кроме указательных, которые поднимаются над остальными как стрела.

Воспитатель говорит: «Планета, отзовись!» и после этого дети хором поют «Сат-нам». Слово «сат» нужно произносить так, чтобы живот подтянулся к позвоночнику, то есть, резко и быстро выдыхая.

Все мышцы тела напряжены. Слово «нам», напротив, произносится мягко, на вдохе. Мышцы расслабляются. Между этими двумя словами должна выдерживаться пауза.

Когда дети сказали фразу около шести раз, воспитатель говорит «Позывные приняты!»

«Инопланетяне»

Все делается аналогично «Сат-нам» с той разницей, что расслабляются мышцы в течение выдоха, а напрягаются в процессе вдоха. Проводя упражнение, воспитатель может придумать разнообразные фразы о действиях инопланетян, например, они расслабляются, напрягаются, засыпают, просыпаются.

Сначала дети выдыхают носом, затем глубоко вдыхают до полного заполнения легких. Затем задерживают дыхание с напряжением всех мышц и снова выдыхают, расслабляясь.

Как делать дыхательные упражнения в комплексе

Данные блоки упражнений предлагают начинать гимнастику с самых простых действий, постепенно усложняя и увеличивая нагрузку. Первый блок – это упражнения, которые очищают и успокаивают.

Второй – это гимнастика, укрепляющая носоглотку и верхние зоны. В течение занятий предусмотрен небольшой мышечный тонус. Третий блок – это дыхательные упражнения, которые затрагивает всю систему целиком.

Комплексы выполняются не все сразу. На каждый блок отводится по три дня. Если же вы хотите их совместить, то количество упражнений и их повторения необходимо сократить. Также существуют дыхательные блоки, разработанные специально для детей определенного дошкольного возраста.

Младшая группа

«Перекличка»

Воспитатель распределяет между детьми роли животных. Когда он называет конкретное животное, участник, которому принадлежит роль, должен на выдохе с помощью определенного звука изобразить животную «речь».

«Трубач»

Дошкольники формируют с помощью рук трубу у губ и начинаются в нее на выдохе дуть. Поощряется тот, кто дул в трубу дольше всех.

«Гуси»

Дошкольники сидят на стульях, сгибают кисти так, будто имитируют гусиные крылья. После резкого вдоха, они наклоняют тело вниз, отводя назад локти, и выдыхают, произнося «га».

«Топор»

Положение стоя. Руки сцеплены в замке внизу. На вдохе они поднимают замок и наклоняются вперед. В течение выдоха они неторопливо возвращаются в первоначальное положение, произнося «ух».

«Ворона»

Дети сидят на стульях с опущенными вниз руками. При совершении вдоха они поднимаются в стороны, имитируя крылья, и возвращаются в начальное положение на выдохе, произнося «кар».

Для средней группы

«Узнай по запаху»

Для этого дыхательного упражнения понадобятся предметы, имеющие характерный запах. Это могут быть фрукты или цветы. Сначала дети нюхают предметы, запоминая запах. Затем воспитатель закрывает ребенку глаза и просит определить поднесенный к носу предмет. Дошкольник делает вдох, пробуя запах, а после выдоха он должен сразу же назвать предмет.

«Мяч в воротах»

Воспитатель просит вообразить детей мяч и ворота. Затем он предлагает подуть на мяч, чтобы загнать его в вымышленные ворота.

«Погудим»

Для данного дыхательного упражнения понадобятся небольшие стеклянные пузыри или бутылки. Сначала воспитатель показывает, как следует дуть, чтобы емкость зазвенела.

Нижняя губа касается края голышка, а струя выдыхаемого воздуха достаточно сильная и резкая. Далее дети пробуют сделать то же самое.

Чтобы сделать игру интереснее, можно попросить детей изобразить сигнал поезда или парохода. А можно создать целый оркестр.

Упражнения для старших

«Разное дыхание»

С помощью этого упражнения дошкольники могут опробовать на себе все способы дыхания. Сначала можно попросить сделать детей вдох и выдох с помощью носа, затем вдох с помощью рта, а выдох – носа. Потом наоборот. Можно вдыхать и выдыхать через разные ноздри, или сжатые губы, а также чередовать силу дыхания.

«Свечка»

Интереснее, если в данном дыхательном упражнении участвует настоящая свеча. Дети должны воздухом выдохе колебать пламя, но не задувать его. Для этого дуть надо медленно. Внимание уделяется животу. Если свечу применять нельзя, можно использовать бумажную полоску длиной в 10 см.

«Погасите свечи»

Сначала воспитатель просить поочередно погасить выдохом три изображаемые свечи. Затем пять и так далее до десяти. Упражнение помогает натренировать брюшные мышцы.

«Танец живота»

Дети наклоняют тело, ставя руки на поясе. На выдохе живот следует втянуть в себя, на вдохе выпятить.

«Душистая роза»

Дети стоят, поместив руки на ребра. Воспитатель просит их понюхать воображаемый цветок, рекомендуя уделить внимание реберной области. Вдох должен быть плавным, с акцентом на слегка расширяющуюся клетку груди. Выдыхая, дети должны почувствовать, как ладони вместе с ребрами опускаются.

«Птица»

Дети принимают положение стоя и опускают руки вдоль тела. На вдохе их нужно поднять через стороны вверх, после небольшой паузы они на выдохе опускаются плавно вниз, при этом дети произносят звук «ССС».

Читайте также:  Как справиться с проблемным учеником

«Весёлые шаги»

Вдыхая воздух, дети выполняют шаг, задерживаются на один счет, на выдохе они делают сразу четыре шага. Постепенно количество шагов, которое выполняется на выдохе, должно быть доведено до 15. Упражнение хорошо выполнять на улице в течение прогулки.

Несмотря на кажущуюся простоту, дыхательные упражнения оказывают большую пользу для еще неокрепшего здоровья дошкольника.

Гимнастика системы дыхания позволяет не только укреплять дыхательные мышцы и поднимать тонус всего организма, увеличить объем органов дыхания, но и улучшать иммунитет.

Кроме того, дыхание играет важную роль в выравнивании эмоционального плана. Поэтому так важно учить контролю над своей дыхательной системой еще в дошкольном возрасте.

Источник: http://deti.center/doshkolnyy_vozrast/dyhatelnye_uprazhneniya_dlya_detej_doshkolnogo_vozrasta.html

Дыхательная гимнастика для детей: упражнения по возрасту

Время чтения: 7 минут

19 октября 2017

Нервная система, пищеварительный тракт, головной мозг – не единственные части организма, нуждающиеся в постоянном притоке кислорода, особенно у малышей.

С этой целью педиатры и логопеды советуют проводить дыхательную гимнастику для детей разных возрастных групп – комплексы упражнений можно подобрать и для дошкольников, и для самых маленьких.

Однако как не навредить ребенку и всем ли доступна такая методика оздоровления?

Что такое дыхательная гимнастика для детей

Система специальных упражнений, созданная для обогащения организма кислородом, присутствует в нескольких системах оздоровления типа «body&mind»: пилатесе, йоге.

Отдельно врачи выделяют гимнастику Стрельниковой – комплекс дыхательных упражнений, изначально ориентированный на восстановление голоса, однако позже методику Стрельниковой начали применять в остальных сферах медицины, включая педиатрию.

Для чего нужна

Дыхательная гимнастика Стрельниковой для детей дошкольного возраста среди прочих методик выделяется способностью быть полезной для иммунитета малышей, не оказывая на него негативного влияния, как медикаментозные схемы лечения. В процессе выполнения дыхательных упражнений происходит не только поставка воздуха в легкие, но и обогащение кислородом крови и тканей, что приводит к улучшению состояния:

  • сердца;
  • легких;
  • мозга;
  • нервной системы.

Дети, которые регулярно занимаются дыхательной лечебной гимнастикой, реже страдают от частых простудных заболеваний, лучше переносят физические/умственные нагрузки, более гармонично развиваются, получают хорошо разработанный дыхательный аппарат, правильную осанку. Отдельно врачи выделяют благотворное воздействие некоторых дыхательных упражнений на речевой аппарат, что поможет обойтись без вмешательства логопеда при проблемах с произношением.

Показания к выполнению

Врачи советуют делать дыхательную оздоровительную гимнастику не только для лечения уже имеющихся патологий – она может быть и профилактикой заболеваний, либо способом укрепить детский организм и укрепить дыхательный аппарат, находящийся в несовершенной форме. Особо педиатры рекомендуют гимнастику детям, которые имеют:

  • заболевания верхних дыхательных путей;
  • бронхиальную астму;
  • слабый иммунитет;
  • патологии нервной системы;
  • речевые нарушения;
  • врожденные проблемы сердца.

Противопоказания к занятиям

Дыхательные упражнения для детей любого возраста не стоит делать без врачебного контроля, если недавно были перенесены травмы головного мозга, либо позвоночника. В список противопоказаний к дыхательной гимнастике специалисты включают:

  • остеохондроз, иные патологии шейно-грудного отдела;
  • повышенное внутричерепное давление;
  • гипертонию;
  • проблемы с внутриглазным давлением.

Комплексы дыхательной гимнастики

Все перечисленные ниже упражнения рекомендуется выполнять в умеренном маршевом темпе, обязательно следя за равномерным соотношением длительности вдохов и выдохов.

Занятия должны быть регулярными, в идеале этими упражнениями дополняется традиционная утренняя гимнастика.

Родителям нужно отслеживать самочувствие детей – занятия прекращают, если есть жалобы на: кашель, головокружение, тошноту.

При кашле

С целью лечения бронхитов и остальных болезней бронхо-легочной системы, врачи советуют делать упор на верхнее дыхание с обязательным произнесением шипящих звуков и активными выдохами.

  • Посадить ребенка на стул. При повороте туловища вправо отвести руку назад и вдохнуть. Вернувшись в исходную позицию, выдохнуть и издать жужжащий звук.
  • Стоя прямо, делая вдох, поднимать медленно обе руки. На выдохе опускать с той же скоростью и издавать протяжный звук «у-у».
  • Продолжая стоять, опустить руки вдоль тела, ладошки к себе. Правую повести вперед, левую назад. Размахивать, как маятником, и негромко произносить «тик-так».

Дыхательная гимнастика в стихах

Совмещение говорения, движения и дыхания очищает слизистую дыхательных путей, помогает укреплять общую выносливость и сердце. Эффективна такая дыхательная гимнастика при кашле у детей, приступах бронхиальной астмы, проблемах с речевым аппаратом. Упражнения простые:

  • На строчке «У медведя дом большой» потянуться вверх, раскинуть руки со вдохом. Следом на «а у зайки маленький» сесть на корточки, выдыхая и обхватывая колени. Со строчкой «мишка наш пошел домой» пройтись косолапыми шагами с шумными вдохами-выдохами, а с «да и крошка заинька» пропрыгать аналогично.
  • Читая «Каждый бутончик склониться бы рад направо, налево, вперед и назад», дети совершают аналогичные движения головой с короткими вдохами-выдохами. Со строкой «От ветра и зноя бутончики эти спрятались живо в цветочном букете» сначала производятся повороты головы вправо-влево, а после нужно накрыть её «домиком» из рук.
  • Сомкнув руки у рта и округлив, дети читают: «Тру-ру-ру, бу-бу-бу, подудим в свою трубу».

Для укрепления иммунитета

Общее оздоровление подарит использование любых комплексов дыхательной гимнастики, поскольку все они хорошо проводят кислород в организм. Ниже предложено 3 самых используемых педиатрами даже у грудных детей. Все эти дыхательные упражнения выполняются около минуты. Список такой:

  • Закрыть одну ноздрю пальцем, делать короткие вдохи носом (свободной частью), считая до 8. Поменять стороны, повторить.
  • Поставить перед ребенком банку с водой, опустить туда соломинку. На выдохе – пусть долго дует через нее, провоцируя пузырьки, а вдох нужно делать носом.
  • Выдыхать попеременно долгие звуки «О» и «А», чередуя и одновременно рисуя разведенными в стороны руками круги или треугольники.

Для развития речевого аппарата и речи

Самым маленьким такая гимнастика нужна редко – правильное речевое дыхание развивают преимущественно в старшем дошкольном возрасте, работая над силой воздушной струи. Тренировку дыхательного аппарата и речи проводят с такими упражнениями:

  • Сдувать пушок с одуванчика, не округляя щеки.
  • Попробовать долго дуть на лист бумаги, лежащий на столе, не набирая воздух в рот.
  • Подбросить в воздух кусочек (маленький) ваты и пытаться держать его дыханием – поддувать вверх.

От заикания

Для лечения заболевания такого типа нужно знать его первопричину. При проблемах с речевым дыханием специалист может прописать указанные выше варианты гимнастики. Если же с ними ребенок справляется, а речь сбивается ввиду напряженной нервной системы, подобранные врачом упражнения способствуют ее расслаблению:

  • Выставить вперед ладошки, сжимать на вдохах и разжимать на выдохах в быстром темпе, постепенно замедляясь.
  • В вертикальном положении делать шумный выдох, опуская голову и запрокидывая назад. Вдох тихий, между этими движениями.
  • Аналогично предыдущему упражнению, наклоняя голову, тянуться ухом к плечу. В каждой нижней точке шумно выдыхать носом, вдох делать тихим.

Дыхательная гимнастика для детей 1-3 лет

У самых маленьких важно следить за правильным дыханием в целях профилактики простудных заболеваний, улучшения работы легких, стимуляции деятельности органов ЖКТ, для чего подходят приведенные выше варианты. Если же совместить дыхательные комплексы упражнений с физическими (берите простую гимнастику), это поспособствует и обретению правильной осанки. Несколько упражнений, которые выполняются стоя:

  • Потянуться руками вверх, медленно вдыхая. На счет «2» расслабиться, делая шумный выдох.
  • Разводя руки в стороны, медленно вдыхать, а на быстром выдохе обнять себя за плечи.

Дыхательная гимнастика для дошкольников

Детям старше 3-х лет специалисты советуют больше внимания уделять гимнастике, помогающей укреплять речевой аппарат и иммунитет, развивать дыхательную мускулатуру. Некоторые педиатры рекомендуют покупать ребенку мыльные пузыри – они способствуют правильному дыханию и особенно хорошо помогают научиться совершать долгие дующие выдохи, которые полезны для развития речи.

В младшей группе

Для разминки специалисты советуют дать малышам простое имитационное дыхательное упражнение: пусть они произносят звуки, которые издают поезд, машинка, собачка, либо протягивают гласные распевкой. На это задание отводится минута-полторы, а после можно перейти к основному комплексу. Пара эффективных упражнений дыхательной гимнастики для самых маленьких:

  • Детям нужно изображать насос: встать прямо, поставить руки на талию. Приседая вниз, нужно вдыхать воздух, а поднимаясь – выдыхать.
  • Набрать воздух через нос как можно сильнее, округлить щеки. Выдыхают его порциями из собранного трубочкой рта.

В средней группе

Упражнения на дыхание для детей возрастом 4-х лет подразумевают первичное освоение разных типов выдохов. Перед основной гимнастикой нужно научить малышей дышать беззвучно: совершать плавные вдохи-выдохи носом, поднеся к нему ладонь для контроля струи воздуха – она не должна ощущаться. После выполняют такие дыхательные упражнения:

  • Делая вдох, потянуться руками вверх, встать на носочки. На выдохе в том же положении наклониться в сторону, замереть. Вернуться со вдохом в исходную позицию.
  • Ноги на ширине бедер, руки согнуты и прижаты к бокам. На выдохе сгибать ноги поочередно, заводя их назад, подражать звуку коньков «с-кр-р».

В старшей группе

Дыхательная гимнастика для детей 5-ти лет уже сочетается с двигательной активностью, тогда она не только обогащает организм кислородом, но и укрепляет мышцы. Ребенок должен научиться чередовать короткие и длинные выдохи, разные типы дыхания. Несколько упражнений:

  • Подняться, делая вдох, на носочки. Руки вверх, сомкнуть ладони над головой. Опуститься резко, выдыхая со звуком «у-у», присесть.
  • Собрать пальцы в замок, согнуть руки, занести за голову. Резко на выдохе разогнуть руки, опуская их вниз со звуком «у-у-ух!».

В подготовительной группе

Детям, приближающимся к младшему школьному возрасту, уже можно давать меньше игровых упражнений, а в идеале на каждое дыхательное давать легкое физическое упражнение (желательно из пилатеса). Данный комплекс будет полезным для укрепления мышц живота:

  • Лежа на спине, сделать вдох. Оторвать лопатки от пола. Медленно выдыхая, совершать пружинящие движения вытянутыми вперед руками. Досчитав до 10, лечь обратно, расслабиться.
  • Лежа на спине, медленно набрать в легкие воздух. Выпускать из приоткрытого рта рваными порциями, со звуком «х-ха».

Видео

Источник: https://mosmama.ru/2344-dyhatelnaya-gimnastika-dlya-detej.html

Дыхательная гимнастика для детей: эффективные упражнения и техника выполнения

Совершенно здоровый ребенок сегодня — большая редкость. Это вам подтвердит любой педиатр.

Состояние экологии, стрессы, компьютерные технологии, гаджеты практически с пеленок — все это не может не накладывать своего отпечатка на состояние здоровья детей.

Поэтому все больше родителей интересуются тем, как улучшить здоровье малыша, усилить его иммунитет и помочь справиться с заболеваниями.

Одним из эффективных методов, который помогает достичь и лечебных, и лечебно-профилактических целей, считается дыхательная гимнастика для детей. В этой статье мы расскажем, как и для чего ее проводить и можно ли организовать занятия самостоятельно.

Дыхательная гимнастика представляет собой систему упражнений, основанных на самопроизвольной активизации работы функций органов дыхания.

От работы легких, бронхов и верхних дыхательных путей во многом зависит насыщение кислородом всех органов и систем детского организма. Еще врачеватели Древней Греции обратили внимание на то, что от дыхания человека зависит его самочувствие.

За несколько тысячелетий медицина выработала большой комплекс дыхательных упражнений, которые могут помочь при самых разных заболеваниях и состояниях.

Детская дыхательная гимнастика широко применяется для профилактики частых простудных заболеваний, поскольку она укрепляет органы дыхания, увеличивает объем легких, укрепляет мускулатуру.

Упражнения на дыхание позволяют избежать состояния гипоксии — организм ребенка получает достаточное количество кислорода.

Читайте также:  Кондиционер в детскую комнату

В первую очередь, польза этого кроется в улучшении работы коры мозга, сердца, органов пищеварения и ЦНС.

Ребенок, который занимается дыхательной гимнастикой, значительно увереннее владеет собой, и это неоспоримый факт.

Такому ребенку в экстренной ситуации гораздо проще сделать глубокий медленный вдох, чтобы справиться со стрессом.

Благотворное действие упражнений на нервную систему замечено давно, а потому комплексы дыхательной гимнастики стали обязательными при заикании, неврастении, истерии.

Гимнастика позволяет быстрее восстановиться после операции на аденоидах, после удаления аденоидов. В качестве вспомогательного лечения она выступает и показывает отличные результаты при бронхите, пневмонии, при бронхиальной астме, а также на стадии выздоровления после острого периода других респираторных заболеваний.

Логопедическая дыхательная гимнастика в комплексе со специальным массажем лица позволяет ребенку справиться с такими проблемами, как дизартрия, задержка речевого развития.

Поскольку основой любой дыхательной гимнастики являются носовые вдохи и выдохи, в момент которых активно стимулируются рецепторы носа, носоглотки, глотки, то у ребенка повышается как местный иммунитет, так и общий.

Уже через несколько месяцев становится заметно, что чадо стало меньше болеть.

Для детей дошкольного и школьного возраста упражнения дыхательной гимнастики вводят в разминки и физкультурные занятия для восстановления дыхания.

Существует несколько основных видов, которые получили наибольшее распространение среди детей. Бесспорным лидером считается дыхательная гимнастика Александры Стрельниковой.

Педагог-фониатр изначально придумала комплекс упражнения для тех, кто занимается вокалом, но методика оказалась полезной и для лечения — собственная дочь Стрельниковой, страдающая сердечным недугом, смогла заметно поправить свое состояние, пользуясь методикой матери.

Гимнастику Стрельниковой ценят врачи всего мира, называя ее «русской гимнастикой». Ее рекомендуют для облегчения дыхания при кашле любого происхождения. Гимнастику ценят спортсмены, певцы, актеры. Для детей методика нашла самое широкое применение.

Метод основан на вдохах разной глубины и частоты, на чередовании носовых и ротовых вдохов и выдохов. Правильные вдохи и выдохи по методу Стрельниковой рекомендуются беременным, чтобы избавиться от токсикоза, освоить дыхание в родах. В детском возрасте такая гимнастика имеет свои показания и противопоказания, о них расскажем ниже.

Пример занятия по методу Александры Стрельниковой смотрите в видео ниже.

Еще один вид дыхательных упражнений — гимнастика по К. Бутейко. Константин Бутейко — врач-физиолог, который в середине прошлого столетия открыл собственную методику лечения заболеваний дыхательными упражнениями.

Доктор был убежден, что причиной недугов является именно глубокое дыхание, а потому его система основана на подавлении глубоких вдохов и выдохов. Детям метод поверхностного дыхания по Бутейко рекомендуется не с самого раннего возраста. Оптимальным возрастом для начала занятий считается возраст от 4-5 лет и старше.

Метод позволяет ребенку не только избавиться от мучащих его респираторных заболеваний, но и от кожных недугов — аллергии, дерматита.

Также некоторые родители вполне успешно практикуют дыхательные упражнения из хатха-йоги, китайской гимнастики цигун и многие другие.

По своему предназначению дыхательные упражнения можно условно разделить на:

  • общеукрепляющие, профилактические;
  • лечебные;
  • логопедические;
  • развивающие.

По технике выполнения все дыхательные упражнения могут быть динамическими и статическими. Первые выполняются строго в движении, сочетаются с зарядкой или гимнастикой. Статические делают в состоянии покоя — дыхательные упражнения в этот момент являются единственной нагрузкой.

Прежде чем начать заниматься дома с сыном или дочкой дыхательной гимнастикой, маме обязательно нужно проконсультироваться с педиатром, чтобы исключить наличие у дошкольника или школьника противопоказаний. К обстоятельствам, которые препятствуют самостоятельным занятиям упражнениями на дыхание, относятся следующие заболевания и состояния:

  • некоторые пороки сердца (для занятий по методу Стрельниковой);
  • почечная недостаточность;
  • близорукость, глаукома (для метода Стрельниковой);
  • тяжелые заболевания сосудов и крови;
  • психические заболевания;
  • острый период болезни (с высокой температурой, лихорадкой);
  • сахарный диабет (для метода Бутейко);
  • хронический тонзиллит (для занятий по методике Бутейко).

До 5 лет занятия должны содержать лишь некоторые элементы дыхательных практик. Полноценной дыхательной гимнастикой врачи рекомендуют заниматься с 5-6 лет, а сложными ее формами, которые присутствуют в некоторых видах йоги — не ранее, чем в 6-7 лет и старше.

Нельзя начинать занятие, если ребенок не выспался, если он чувствует себя неважно, если у него плохое настроение и он не настроен играть и заниматься. Насильно малыш не станет выполнять упражнение так, как нужно, соответственно, добиться желаемого результата будет практически невозможно.

Не оставляйте ребенка одного, внимательно следите за его самочувствием в момент выполнения упражнений.

Если противопоказаний нет, а лечащий доктор полностью одобрил вашу идею заняться с ребенком дыхательными упражнениями, нужно выбрать программу, по которой вы хотели бы заниматься — несколько видов было описано выше.

Если остановиться на одном методе не получается, хочется всего и сразу, можно начать занятия по универсальному комплексу, который включает в себя лучшие и самые интересные упражнения для детей из различных методик. Расскажем о нем подробнее ниже.

Задачей родителей является обучить ребенка дышать так, как подразумевает техника конкретного упражнения. Лучше всего делать это в игровой форме, чтобы чаду было интересно заниматься, иначе достаточно быстро он разочаруется в занятиях и не захочет принимать в них участия.

Рассмотрим общие правила, которые лучше узнать перед началом практики.

  • Планируйте время так, чтобы к дыхательным упражнениям ваше чадо переходило не раньше, чем через час-полтора после очередной трапезы.
  • Заниматься возможно до двух раз в сутки. Длительность занятия на начальном этапе не должна превышать 10 минут. Постепенно время занятий увеличивают, усложняют и сами упражнения, добавляют новые приемы. Максимальное время гимнастики — 30 минут.
  • Дыхательная гимнастика требует обязательного соблюдения рекомендаций по технике выполнения приемов, но только на начальном этапе. Потом мама вполне может в меру собственной фантазии придумывать любые другие упражнения, которые понравятся ее сыну или дочке, основываясь на изученных и освоенных приемах.
  • Если на дворе стоит лето, отправляйтесь заниматься на открытом воздухе — пользы будет значительно больше.
  • Зимой, когда гимнастику делают в комнате, обязательно проветривайте помещение перед началом сеанса.
  • Температура воздуха в помещении не должна превышать 21 градуса тепла — интенсивное вдыхание более теплого воздуха может привести к пересыханию слизистых оболочек органов дыхания и развитию или отягощению респираторных заболеваний.

Часто мамы интересуются, можно ли самостоятельно начинать практики. Когда есть возможность первый сеанс провести в присутствии педагога, доктора или инструктора по дыхательной гимнастике, воспользуйтесь ею. Если такой возможности нет, ничего страшного — все упражнения довольно простые, их вполне можно начать практиковать самостоятельно.

Начнем с комплекса для самых младших дошкольников.

  • «Мячик». Это упражнение носит такое название за образ, который малыш должен держать перед глазами. Мячиком станет его собственный животик в момент глубокого вдоха. Попросите малыша принять положение лежа на спине, поставьте на живот маленькую мягкую игрушку. Медленно вдыхая через нос, ребенок должен надувать «мячик» как можно сильнее, а потом так же медленно сдувать его, выдыхая через рот, сложив губки трубочкой.
  • «Аквалангист». Это упражнение можно выполнять в любом положении — стоя, сидя, лежа. Попросите ребенка представить себе, что ему предстоит погружение в воду. Пусть он наберет как можно больше воздуха и удерживает его как можно дольше — мама ведет отсчет вслух, хвалит ребенка, если сегодня у него получилось удерживать воздух хотя бы на секунду дольше, чем вчера.
  • «Легкое перышко». Для этого упражнения вам понадобится самое настоящее перышко из подушки или небольшой воздушный шарик (его, кстати, можно надуть вместе с ребенком! ). Цель игры — как можно дольше удержать шарик или перышко в воздухе, совершая короткие и интенсивные выдохи. Все в детстве дули на перышко, а потому больших трудностей техника выполнения этого упражнения не вызовет.

Упражнения для детей от 5 лет также могут включать в себя вышеперечисленные приемы. Кроме того, добавляют другие упражнения, которые, по своей сути, являются комбинированными.

  • «Ближе-дальше». Это упражнение можно проводить в положении сидя и в положении стоя. Попросите ребенка втянуть воздух носом так, как будто он вдыхает аромат чудесного цветка. Выдох нужно сделать через рот, сложив губы трубочкой. При этом ребенок должен выдохнуть более интенсивно, как будто он отталкивает от себя какой-то легкий предмет.
  • «Хомяк на охоте». Это упражнение обычно очень нравится детям. Попросите его изобразить хомячка, надув щеки как можно сильнее. Потом малыш выпускает воздух резко, хлопнув по щекам ладошками. За новой порцией «запасов» воображаемый грызун отправляется после предварительного обнюхивания — ребенок делает носом серию мелких и частых вдохов.
  • «Дракоша Тоша». Это упражнение нужно выполнять с детьми, которые прекрасно представляют себе, как выглядит дракончик. Расскажете, что дракон заболел и теперь может выдыхать огонь только через одну ноздрю. В этом и будет заключаться игра — попеременные выдохи через одну ноздрю (вторую прикрывают пальцем).
  • «Кулачки». Такой прием выполняют одновременно с движением. Попросите ребенка встать и вытянуть руки вперед. Вдох совершают серией в четыре коротких резких вдоха, а выдох — любым удобным способом. Во время вдохов кулачки ритмично сжимают и разжимают.

Есть и отдельная группа упражнений, которые предназначены для развития речи и улучшения произношения отдельных букв и звуков. Вот несколько из них.

  • «Летят гуси». Мама предлагает ребенку представить себя гусем, который летит высоко. При этом она читает стишок «Гуси, гуси полетят, на Сережу (Марину, Наташу, Ирину, Алешу и т. д. ) поглядят». На первой строке ребенок делает вдох и совершает руками движения, как гусь крыльями. На второй строке нужно сделать выдох со звуком «гу-у-у-у-у», руки опустить вдоль туловища.
  • «Часы». Мама просит ребенка представить, что его руки — это часовая и минутная стрелки. Одну руку поднимают вверх, вторую отводят в сторону (положение «три часа»). Потом меняют (положение «девять часов»). При первой позиции вдох, при второй — выдох. Мама читает стишок: «Время точное покажут, час и день они укажут». При выдохе ребенок должен произносить звук, который дается ему с трудом («ля-ля-ля» или «р-р-р»).
  • «Полицейский». Мама читает стишок: «За порядком я слежу, влево вправо погляжу. Если что-нибудь случится, я на помощь прихожу! ». Ребенок в положении стоя делает ритмичные повороты головы вправо влево. На каждый поворот приходится вдох, на следующий — выдох. Выдох сопровождается протяжным «жу-жу-жуууу».

Многие мамы регулярно применяют упражнения дыхательной гимнастики в своих ежедневных занятиях и играх с детьми дошкольного возраста и с младшими школьниками. Они отмечают, что результаты становятся заметными не слишком быстро.

Если же каждый день играть с малышом и правильно дышать хотя бы по 15 минут, то заметные результаты появляются лишь через полгода – год. Но оно того стоит, говорят опытные мамы на тематических форумах.

Особенно для заикающихся, стеснительных и робких детей, которым сложно поддерживать нормальное дыхание в моменты волнения и стресса, в незнакомом коллективе.

Довольно редко родители отмечают, что дети не хотят заниматься гимнастикой для дыхания. Обычно такое происходит в случае, если маме не удалось сделать занятия интересными изначально. Исправить ситуацию можно на любом этапе, просто пересмотрев собственный подход к дыхательной гимнастике. Если ею увлечется вся семья, ребенок вряд ли откажется поддержать идею.

Источник: http://www.o-krohe.ru/bolezni-rebenka/profilaktika/dyhatelnaya-gimnastika/

Ссылка на основную публикацию