Уровни методологических знаний

Уровни методологии педагогики

Наука развивается только при условии, что она постоянно пополняется новыми фактами. Для накопления и интерпретации этих фактов требуются научно обоснованные методы исследований, которые зависят от совокупности теоретических принципов, названных методологией.

Определение 1

Методология — учение о принципах построения, способы и формы научно-познавательной деятельности. Научная методология характеризует компоненты исследования: задачи, объект, предмет, совокупность средств, а также формирует понятие о структуре и последовательности решения различных исследовательских задач.

Определение 2

Методология в педагогике — это совокупность теоретических положений о педагогическом познании и преобразовании действительности.

Данное определение объединяет две большие группы научного инструментария. Первая группа включает в себя систему методов познания педагогической реальности и представляет комплекс средств, условий, предписаний и ориентиров исследования. Вторая группа содержит принципы, средства, методы, процедуры, которые являются технологией преобразования и регуляцией педагогической деятельности.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Уровни педагогической методологии

Структура методологии представлена четырьмя уровнями:

  • философским,
  • общенаучным,
  • конкретно-научным,
  • технологическим.

Философский уровень

Определение 3

Содержание методологии высшего философского уровня методологии — общие принципы познания и научные категории в целом.

Фактически вся система философских знаний выполняет методологические функции. Философские направления, которые чаще всего выбираются исследователями:

  • экзистенциализм;
  • прагматизм;
  • бихевиоризм;
  • диалектический материализм;
  • идеализм.

Экзистенциализм или философия существования. В рамках этого направления считается, что в человеке все способности заложены изначально и только от него зависит их развитие, а не от внешних воздействий. Воспитание представлено самовоспитанием. Объектом познания является внутренний мир человека.

Ведущая роль в обучении данная философия отводит гуманитарным предметам, а в воспитании — самовоспитанию, саморазвитию и самообразованию. Экзистенциальный подход обращается к изучению внутреннего мира индивида, его ценностей и смыслов, проявления внутренне обусловленной активности.

На данном подходе основываются педагогические концепции, разрабатываемые в рамках образовательной гуманитарной парадигмы.

Основная идея прагматизма заключается в том, что школа должна не учить, а готовить ребёнка к общественной жизни. Соответственно приоритетными являются практические методы обучения. Важной идеей данного направления является уникальность каждого человека, что привело к возникновению педоцентризма, при котором ребёнок является центром образовательного процесса.

Бихевиоризм преследует цель улучшать поведение человека. Задача образования при этом состоит в приобщении человека к общественным нормам посредством создания условий, стимулирующих необходимое поведение, и его закрепление при помощи поощрений. На идеях бихевиоризма основываются некоторые теории организации воспитывающей среды и программированного обучения.

Диалектический материализм считает, что личность развивается в деятельности, цели образования задаются государством и обществом, все обладает причинно-следственной взаимообусловленностью. Воспитание последователи данного направления видят в целенаправленном формировании заданных качеств.

Религиозная или идеалистическая философия видит в воспитании подготовку к вечной жизни. Смысл духовной жизни человека в поиске смысла жизни и своего места в этом мире, а задача педагога заключается в том, чтобы научить различать зло и добро, делать правильный выбор. Особое значение здесь придаётся нравственному воспитанию.

Ярко выражен приоритет воспитания над обучением.

Общенаучный уровень

Второй уровень представлен общенаучной методологией, которая включает теоретические концепции, используемые в большинстве научных областей.

Конкретный научный уровень

Определение 4

Третий уровень – это конкретно-научная методология, являющаяся совокупностью принципов, методов исследования, процедур, которые используются в определенной научной дисциплине.

Методология определенной науки включает одновременно проблемы специфического характера для научного знания в данной конкретной области и, выдвигаемые на более высоких уровнях методологии, например, моделирование в педагогических исследованиях или проблемы системного подхода.

Технологический уровень

Определение 5

Технологическая методология представляет собой методику и технику исследования, то есть определенный набор процедур, которые обеспечивают получение эмпирического достоверного материала и его обработку для последующего включения в массив научных знаний.

На данном уровне методология имеет ярко выраженный нормативный характер.

Уровни методологии образуют систему, в рамках которой они подчиняются друг другу. Философский уровень при этом является содержательной базой любого методологического знания и определяет мировоззренческие взгляды на процесс познания и преобразования действительности.

Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/urovni_metodologii_pedagogiki/

Методология психологии, уровни методологического знания

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Столичная финансово-гуманитарная академия»

Филиал в г.Омске

Факультет: Психологии, педагогики и права

Специальность/направление: Психология

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Дисциплина: Методологические основы психологии

Тема: Методология психологии, уровни методологического знания.

Выполнил:

Студентки 4 курса 1 группы

Насонова О.В

Проверил:

Преподаватель, к. пс. н. Ефремов Е.Г.

.

Омск, 2011

Содержание

1.Что такое методология науки…………………………………………..3

2. Общефилософский уровень методологии……………………………4

3. Особенности ненаучного и научного познания………………………6

4. Структура современного научного знания…………………………10

5. Способы построения и подтверждения научных теорий…………14

6. Список литературы…………………………………………………..23

1.Что такое методология науки?

Методология науки —это система знаний о принципах построения, формах и способах организации научного по­знания, а также о способах установления степени достаточ­ной обоснованности и верифицированности знаний, полу­чаемых в процессе научного исследования естественных (природных) и социальных явлений.

Когда рассматриваются методологические основания со­времен-ной научной психологии, часто собственно методо­логические проблемы смешиваются с проблемами теорети­ческими, с одной стороны, и с проблемами методическими, с другой стороны. Эти две группы проблем полезно разво­дить. Укажем основания такого разведения.

Методологические проблемы психологии, как правило, свя­зываются с поиском ответов на два центральных для психо­логии вопроса:

• Что выступает предметом исследования в психологии? Что такое психика?

• Как добиться научной достоверности и объективности знаний, получаемых в процессе исследования психиче­ских явлений?

Теоретические проблемы психологии, как и любой другой науки, возникают в связи с построением конкретных психо­логи-ческих теорий, направленных на объяснение опреде­ленной группы психических явлений, и с ответами на вопро­сы:

• Как объяснить особенности состава, структуры, функций, происхождения, формирования и развития различных психических явлений?

• Какие закономерные, причинно-следственные связи лежат в основе формирования, развития психических явле­ний?

Методические проблемы связаны с планированием, орга­низаци-ей и анализом конкретных способов получения но­вых научных результатов, с ответами на вопросы:

• Какие существуют конкретные способы (методы) получе­ния новых научных данных?

• Как могут быть организованы конкретные условия и какие средства могут быть использованы для получения новых научных данных?

Как правило, выделяется три уровня методологического анализа научных исследований и получаемых результатов — научных знаний: общефилософский, общенаучный и конк­ретно-научный.

Общефилософский уровень методологической ориенти­ровки определяется теми философскими позициями, кото­рые занимает ученый по отношению к изучаемым явлениям. Диапазон возможных стихийных или осознаваемых фило­софских позиций достаточно широк, и их последовательный анализ или обоснование требует от исследователя высокой философской культуры.

Общенаучный уровень методологической ориентировки обеспечивает обоснование тех критериев, в соответствии с которыми организация исследований и получаемые резуль­таты признаются научными и относительно верными для данного уровня развития познавательной деятельности.

Конкретно-научный уровень методологии обеспечивает ориентировку в организации научной деятельности и в ана­лизе научных знаний в рамках каждой конкретной науки.

2. Общефилософский уровень методологии

Общефилософский уровень методологических представ­лений определяет основы мировоззрения субъекта, познаю­щего мир. Такие представления могут быть совместимы с общенаучными методологическими позициями (см. ниже), но могут быть и прямо противоположны. Так, в качестве основ­ных общефилософских позиций при исследовании психиче­ских явлений наиболее часто указывается следующий ряд рассуждений.

Какие существуют философские позиции, определяющие место и роль психических явлений в мире?

На уровне общефилософского анализа психических явлений можно выделить несколько основных философско-методологи-ческих позиций, которые можно занимать в интерпрета­ции значения, роли, сущности, а также причин возникновения психики в мире. Такие позиции наиболее отчетливо проявля­ются в ответе на вопрос: что выступает первоосновой (суб­станцией) всех явлений во Вселенной?

Позиция панпсихизма. В основе всего существующего за­ложена единая субстанция, являющаяся первоосновой все­го существующего. Психические характеристики так же, как и материальные характеристики, представляют собой свойства (атрибуты) любого явления. Существует градация степеней одушевленности всех явлений в мире: все явления имеют большую или меньшую степень одушевленности.

Позиция идеализма. Первоосновой всего существующего выступает духовная субстанция — всеобщий разум или пер­сонифици-рованный Бог. Такой разум либо творит материю, либо материальные свойства явлений являются продуктами его восприятия и мышления.

Если в качестве первоосновы, причины всего материального в мире признается творческий акт всеобщего разума или Бога, то это позиция объективного идеализма.

Если же в качестве первоосновы, причины всего в мире субъект признает самого себя — деятельность своих ор­ганов чувств и своего мышления, то это позиция субъективно­го идеализма (позиция солипсизма).

Позиция материализма. Первоосновой всего признается одна субстанция — материя, существование которой под­чиняется объективным естественным законам развития. По мере эволюционирования, развития материальные яв­ления приобретают особые свойства — быть живыми и пе­редавать жизнеспособность другим организмам (см. опре­деление жизни в учебниках биологии).

У некоторых живых организмов формируются и развиваются особые функцио­нальные способности и органы, которые обеспечивают ориентировку организма во внешней среде, построение на основе такой ориентировки собственной двигательной ак­тивности, а также переживание организмом внутренних со­стояний и отношений к событиям во внешнем мире.

Сово­купность таких способностей (функций) живого организма относят к области психических явлений.

При этом следует разводить позицию вульгарного материализма, утверждаю­щую, что психика есть особый вид тонкой материи, и пози­цию научного материализма, утверждающую, что психика есть особая, присущая живым организмам функция, форми­рующаяся и развивающаяся в процессах взаимодействия с окружающим миром.

Позиция дуализма. Первоосновами всего существующего предполагаются две субстанции: материя (вещество) и пси­хика (мышление, дух).

При этом обе субстанции либо при­знаются сосуществующими параллельно, либо сосуществу­ющими в постоянном взаимодействии.

Позицию дуализма явно или интуитивно (неосознанно) занимают сторонники психофизического параллелизма и некоторые представите­ли концепций психофизического взаимодействия (см. тек­сты по истории психологии).

Между такими крайними философскими позициями мо­гут наблюдаться смешанные, иногда противоречивые формы, которые не всегда осознаются авторами психологиче­ских текстов и которые не всегда легко бывает обнаружить.

Указанные позиции обычно не формулируются учеными при проведении исследований, но обязательно сказываются на интерпретации и характере объяснения результатов, по­лучаемых в процессах исследования.

К философскому уровню методологии относятся и во­просы о вере и атеизме, а также о возможности и невозмож­ности (агностицизм) объективного познания окружающего мира.

Читайте также:  Основные характеристики урока

В связи с этим заметим, что в своих конечных фило­софских основаниях любое мировоззрение опирается на веру. Например, ученый-атеист, стоящий на позициях научного материализма, также имеет особую форму веры.

Он верит в то, что природа существует независимо ни от чьего со­знательного (психического) вмешательства и развивается по внутренне присущим ей законам. Ученый также верит в то, что такие законы природы он имеет возможность по­знавать, фиксировать и опираться на них при организации жизнедеятельности.

В настоящее время, пожалуй, полезно признать, что споры и дискуссии между разными людьми, направленные на выявление конечных (философских) оснований веры, пока не позволяют найти единственно верного решения.

Отметим также, что и среди ученых-естествоиспытате­лей, и среди ученых, исследующих психические явления, имеются глубоко верующие, религиозные люди. Это не обя­зательно служит препятствием к осуществлению серьезной научной деятельности.

Тем не менее, в настоящее время при организации своих исследований ученый стихийно или осознанно вынужден опираться на общепризнанные науч­ные методы и придерживаться общенаучной методологии.

В противном случае результаты его исследований не будут признаны в качестве научно обоснованных.

Общефилософский взгляд на мир определяет готов­ность человека разделять или отвергать: а) различные вари­анты ненаучных и научно обоснованных представлений, на которые может опираться мировоззрение человека; б) раз­личные варианты общенаучной методологии. Общенауч­ные методологические проблемы традиционно исследуют­ся в рамках таких систем знаний, которые получили наиме­нования «гносеология», «эпистемология», «теория и логика научного познания».

3. Особенности ненаучного и научного познания

Что такое наука?

Наука — сфера человеческой деятельности, результатом которой является новое знание об объективно существую­щей действительности, отвечающее критериям относитель­ной истинности, которые совершенствуются и конкретизи­руются по мере развития методов научного познания (см. ниже). История развития науки позволяет сделать вывод о том, что знание не может являться абсолютным. Научные представления о различных явлениях постоянно дополня­ются, уточняются, а иногда — в периоды «научных револю­ций» — радикально преобразовываются.

Наряду с научно обоснованными знаниями, каждый че­ловек является носителем и ненаучных знаний. Не любое знание может быть признано научным или научно обосно­ванным.

На какие формы познания окружающего мира опирается человек?

Человек (и человечество) в познании окружающего мира опирается на различные формы познавательной деятельно­сти. Условно можно выделить четыре основных источника знаний, на которые в разной степени опирается человек, ориентируясь в окружающем мире и познавая его.

Обыденное, наивное познание: приобретается в повсед­невных формах взаимодействий с предметным миром и другими людьми преимущественно индуктивным путем, часто опирается на единичные, необобщенные факты, получаемые в индивидуальном жизненном опыте; осно­вывается на субъективной статистике совпадений или на ограниченном количестве наблюдаемых событий; зна­ния неполны и не систематизированы, недостаточно рефлексивны и осознаны; знания некритично заимству­ются на основе непосредственных прагматических или эмоционально-ценностных предпочтений.

Религиозно-мистическое познание, часто имеет гипотетико-дедуктивный характер, может строиться на системе взаимосвязанных постулатов и иметь видимость доста­точной обоснованности и систематизированности; опи­рается на веру, апеллирует к вере; основывается на «от­кровении» — непосредственной данности отдельным «из­бранным» личностям; принципиально не подлежит эмпирической верификации.

Эмоционально-ценностное познание: опирается на опыт эмоциональных переживаний субъекта и эмоциональ­но-оценочных отношений к окружающей действитель­ности; результаты субъективны и не могут быть зафикси­рованы однозначно, но могут выражаться в объективных произведениях искусства; предполагает многозначность интерпретаций событий и явлений с позиций эмоциональ­ных обобщений и ценностных отношений.

Научное познание: опирается на тщательно организован­ные и спланированные методы получения знаний, предпо­лагает постоянную верификацию получаемых знаний об­щечеловеческой практикой и экспериментом.

Цель науч­ного познания — описание, объяснение и предсказание событий и явлений в окружающем мире на основе откры­ваемых законов.

Результаты научного познания могут мак­сималь-но однозначно транслироваться и при их использовании обеспечивают получение одинаковых результатов разными людьми.

Какие особенности характеризуют мировоззрение «идеального» ученого?

Общенаучный уровень методологии опирается на ряд поло­жений, которые могут быть сформулированы как общенауч­ные принципы «классического» естественно-научного исследо­вания.

Источник: https://works.doklad.ru/view/RmTOLQbaqEI.html

Методология и метод. Уровни методологии

Методология и метод. Уровни методологии.

Часто методологию понимают, как науку о методе. Существует широкое и узкое понимание метода. Широкий смысл:

Метод- путь познания, опирающийся на совокупность уже известных знаний

Узкий смысл:

Метод- способ или прием научного познания или практической деят-ти.

В этом случае метод- это целая группа методик исследования или практической д-ти, имеющих общие значимые признаки. Широкое и узкое понимание метода задает различные трактовки понятия методология: либо как философско-мировоззренческую основу познания, либо как совокупность приемов, средств и процедур исследования.

Крайности этих 2-х трактовок могут быть сняты в следующем определении (МВ Мостепаненко) Метод- это путь познания в основе которого находятся общие принципы и знания, имеющиеся на данный момент науки. Из этого следует Методология- это учение о методах и принципах познания.

Поскольку метод связан с предварительными знаниями, то методология делится на 2 части:

учение об исходных основах и принципах познания

учение о способах и приемах исследования, опирающиеся на эти основы

В первой части анализируются и оцениваются те философские представления и взгляды, на которые исследователь опирается в процессе познания. Эта часть методологии непосредственно связана с философией и мировоззрением.

Во второй части рассматриваются общие стороны частных методов познания, составляющие общую методику исследования.

Трехуровневая модель методологического знания Ядов и Андреева выделили 3 ур методологического знания:

всеобщая или философская методология( всеобщий философский подход, общий способ познания. На этом уровне представлены наиболее общие понятия, законы, принципы, кот направляют дея-ть человека в определенное русло)

общенаучная методология(представляет совокупность методологический принципов, применяемых в разных науках. Понятия и законы этого уровня являются эффективными в различных областях знаний)

конкретнонаучный (совокупность методологических принципов в конкретной области знаний. Частная методология -это реализация философских принципов, применительно к специфическому объекту исследования)

Четырехуровневая модель Юдина, Зинченко и др.

Ур философской методологии (философские знания, полученные при помощи метода философии. Методологическое значение философии выражается в следующем:

— осуществляется оценка условий и границ применения научного знания.

— проводится анализ адекватности методолог фундамента и общих тенденций развития научного знания

— философия представляет мировоззренческую интерпретацию результатов науки

2. Ур общенаучной методологии. К нему относятся:

— содержание научной концепции

— универсальные концептуальные системы

— современные общенаучные методологичсекие подходы

— собственно методологические концепции

Концепции этого уровня направлены на выделение общих черт процесса научного познания в его развитых формах.

3.Ур конкретнонаучной методологии

Ур. применяется к конкретной науке и специфич для нее познавательным задачам

4. Ур процедуры и техники исследования

Этот ур связан с исследов практикой, представляет собой нормы и требования ведения исследования и практической деятельности. В психологии к ним относятся нормы проведения эксперимента, психол исследов и классификац в-в эксперимента. Сюда относят и требования к разработке психодиагностических методов и их классификации.

По Дружинину след ур методологического знания:

Ур методики

Ур методического приема(проективные м-ки)

Ур организации исследования (близнецовый м-д)

Ур методологического подхода (генетический м-д, психофизиологический м-д)

Т.к знания в каждой конкретной ситуации характеризуются не одним признаком, а всем их набором сразу, то появилось основание, чтобы определить через них следующие уровни методологического знания:

1. Концептуальный(критерий истинности является импликативность-выводимость, доказуемость промежуточных и итоговых знаний)

2. Метасистемный (критерий истинности является когерентность- внутр непротиворечивость, совместимость, взаимосогласованность высказываний)

3. Общесистемный (критерий истинности является референтность- проекция высказываний на действительность, представленной в ней их содержания)

4. Теоретический (критерий истинности явл кореспондентность- соответствие высказываний действительности, адекватность их содержания отражаемой реальности)

Источник: https://infopedia.su/4x3e86.html

Уровни методологического знания

⇐ ПредыдущаяСтр 29 из 59Следующая ⇒

Содержание высшего — философского уровня методологии составляют общие принципы познания и категориальный аппарат науки в целом. Методологические функции на этом уровне выполняет вся система философского знания: философские категории, законы, закономерности, подходы.

Второй уровень — общенаучная методология представляет собой теоретические положения, которые можно применить ко всем или к большинству научных дисциплин.

Третий уровень — конкретно-научная методология это совокупность методов и принципов, применяемых в той или иной науке.

Четвертый уровень — технологическая методология — составляют методика и техника исследования, то есть набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку. На этом уровне методологическое знание носит четко выраженный нормативный характер.

Все уровни методологии взаимосвязаны и имеют определенное самодвижение. При этом философский уровень выступает в качестве всеобщей методологии и содержательного основания всякого методологического знания.

Чтобы успешно осуществляться научно-исследовательскую деятельность, педагогу необходимо овладеть методологической культурой, основными признаками которой являются(СНОСКА: См.: Сластенин В.А. и др. Педагогика. — М.: Изд. центр «Академия», 2002. — С. 82-83.):

представление о методологии как системе принципов и способов построения не только теоретической, но и практической (продуктивной) деятельности;

овладение принципами диалектической логики;

понимание сущности педагогики как науки об образовании и основных категорий педагогики;

установка на преобразование педагогической теории в метод познавательной деятельности;

освоение принципов единства образования и социальной политики, системного и целостного подхода, расширения совокупного субъекта образования, приоритета развивающих и воспитательных целей в целостном педагогическом процессе;

направленность мышления педагога на генезис педагогических форм и методов;

потребность воспроизводить практику образования в понятийно-терминологической системе педагогики;

стремление выявлять единство и преемственность педагогического знания в его историческом развитии;

критическое отношение к аргументам и положениям, лежащим в плоскости обыденного педагогического сознания;

рефлексия по поводу собственной познавательной деятельности;

понимание мировоззренческих, гуманистических функций педагогики.

У будущих педагогов должны быть сформированы основы методологической культуры. Работающие педагоги должны строить свою теоретическую и практическую деятельность на основе системы методологических принципов и способов.

⇐ Предыдущая24252627282930313233Следующая ⇒

©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.

Источник: https://arhivinfo.ru/1-72728.html

Лекция Определение методологии и теории науки. Структура, виды, уровни и функции методологического знания и его значение для психологии

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Методологические основы психологии

Лекция 1. Определение методологии и теории науки. Структура, виды, уровни и функции методологического знания и его значение для психологии

Читайте также:  Как научить ребёнка делать упражнение колесо правильно?

Методология – это учение о методе, который рассматривается в узком и широком смысле. Вшироком смысле слова метод рассматривается как путь познания, опирающийся на некоторую совокупность ранее полученных зна­ний (например, «диалектический метод»). В узком смысле слова метод — способ научного познания или практической деятельности.

Напри­мер, метод тестов, метод формирующего эксперимента, методе психоанализа. Под методом в дан­ном случае имеется в виду целая группа методик ис­следования или практической деятельности, имею­щих общие значимые признаки.

Широкое и узкое понимание метода задает раз­личные трактовки понятия «методология»: либо как философско-мировоззренческих оснований позна­ния, либо как совокупности приемов, средств и про­цедур исследования.

Таким образом, методология — это учение о ме­тодах и принципах познания.

А также методология – это особая форма рефлексии, самосознания науки, включающая в себя анализ предпосылок и оснований научного познания, методов, способов организации познавательной деятельности, выявление внешних и внутренних детерминант процесса познания, его структуры, критическую оценку получаемых наукой знаний, определение исторически конкретных границ научного познания при данном способе его организации. Применительно к конкретной науке методологический анализ включает вопросы о предмете науки, об основных методах данной науки, о строении е концептуального аппарата. К методологическому анализу также относятся анализ используемых в науке объяснительных принципов, ее связей с другими науками, общая оценка уровня и перспектив развития данной науки. Так как метод свя­зан с предварительными знаниями, методология делится на две части: учение об исходных основах (принципах) познания и учение о способах и приемах исследования, опирающихся на эти основы. В учении об исходных основах познания анализиру­ются и оцениваются те философские представления и взгляды, на которые исследователь опирается в процессе познания. Следовательно, эта часть методо­логии непосредственно связана с философией и с ми­ровоззрением.

Давая определение методологии науки, следует отделить данную область знания от науки вообще, науковедения и мировоззрения.

Наука – это область челове­ческой деятельности, основная функция которой — получение знаний о мире и их систематизация, на основе которой возможно построение научной кар­тины мира и научно обоснованной практики. Методология, безусловно, является одним из ви­дов научного знания, но в ней разрабатываются лишь проблемы, связанные с принципами и методами по­лучения и применения знаний.

Философия — научное знание о наиболее общих законах природы, общества и человеческого познания. Определенная часть философских зна­ний входит в структуру методологического знания.

Науковедение — отрасль исследований, изучающую закономерности функционирования и раз­вития науки, структуру и динамику научной деятельно­сти, взаимодействие науки с другими социальными ин­ститутами и сферами жизни общества.

В науковедении применяются методы истории, социологии, экономики, а некоторые науковедческие проблемы разраба­тываются с помощью методов психологии.

Принципы и мето­ды получения знаний не становятся предметом науковедческих исследова­ний.

Мировоззрение — сис­тема «взглядов на объективный мир и место в нем че­ловека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловлен­ные этими взглядами основные жизненные позиции» (Спиркин, 1983. С. 375). Выделяют три вида мировоззрения как различные формы общественного сознания — обыденно-житейское, религиозное и фи­лософское.

По мнению В. С. Степина, основа для мировоз­зренческих представлений и установок — универса­лии данной культуры. Формами, в которых они реа­лизуются, «…являются категории культуры — ми­ровоззренческие универсалии, систематизирующие и аккумулирующие накапливаемый человеческий опыт.

Именно в их системе складываются характер­ный для исторически определенного типа культуры образ человека и представление о его месте в мире, представления о социальных отношениях и духовной жизни, об окружающей нас природе и строении ее объектов и т. д.

Мировоззренческие универсалии определяют способ осмысления, понимания и пере­живания человеком мира» (2000. С. 120).

Для науки основное назначение методологиче­ского знания состоит в том, что оно выполняет реф­лексивную функцию, т. е.

функцию интеллектуального средства, позволяющего ученому или практику вый­ти в рефлексивную позицию и осознать свои позна­вательные средства и адекватность их применения. Для современной науки характерно расширение сфе­ры рефлексии.

Одно из основных направлений в со­временной методологии науки — рефлексия познава­тельных средств, имеющихся у ученого, и влияние этих средств на познание им объекта.

Э.Г. Юдин (1978) выделяетдва вида методологического знания — дескриптивную и нормативную методологию.

Дескриптивная методология – охватываетисследования, имеющие характер ретроспективного анализа уже осуществленных процессов научного по­знания. С. Д.

Смирнов отмечает, что даже в тех случа­ях, когда мы осуществляем выбор и обоснование на­правления научного исследования, мы опираемся на рефлексию ранее пройденного пути к знанию.

Мето­дологический анализ ранее пройденных этапов раз­вития науки выполняет целый ряд функций для раз­вития научного познания. Это:

1. Катализация, стимулирование процесса научного познания. Эта функция методологического зна­ния осуществляется за счет критического осмыс­ления идей, имеющихся в культуре, анализа суще­ствующих научных теорий и концепций.

2. Организация и структурирование научного зна­ния как целого за счет его интеграции и синтези­рования, за счет разработки общенаучных средств и форм познания общенаучных понятий, катего­рий, методов, подходов, а также за счет выделения философско-мировоззренческих принципов.

3. Выработка стратегии развития науки, оценка перспективности того или иного научного на­правления. Данная функция методологического знания становится особенно важной при планиро­вании междисциплинарных исследований.

В российской философии второй половины XX в. крупнейшими специалистами в области дескриптив­ной методологии можно назвать Б. М. Кедрова, М. К. Мамардашвили, П. П. Гайденко, В. С. Степина.

Нормативная методология играет в науке роль предписаний и норм, направленных на решение ряда организационных проблем научно-исследователь­ской деятельности. По Э. Г.

Юдину, она выполняет три основных функции: обеспечивает правильность постановки проблемы (по форме и по содержанию), дает средства для решения уже поставленных задач и улучшает организационную сторону исследований. Крупнейшим российским методологом, разрабаты­вавшим нормативные аспекты науки, был Г. П.

Щед-ровицкий. Проблемы нормативной методологии раз­рабатываются Н. Г. Алексеевым, О. С. Анисимовым, П. Г. Щедровицким и др.

Структура методологического знания

Выделяют следующие структурные уровни методологического знания:

1) уровень фило­софской методологии;

2) уровень общенаучных принципов и форм исследования;

3) уровень конкретно-научной методо­логии;

4) уровень методики и техники исследова­ния.

Уровень философской методологии представляет собой философские знания, полученные при помо­щи методов философии и разрабатываемые обычно профессиональными философами.

Философия выполняет двоякую мето­дологическую роль: «во-первых, осуществляет конструктивную критику научного знания с точки зре­ния условий и границ его применения, адекватно­сти его методологического фундамента и общих тенденций его развития.

Во-вторых, философия дает мировоззренческую интерпретацию результа­тов науки.

Философская методология, становясь неотъемлемой частью ми­ровоззрения психолога, определяет постановку им исследовательских и практических задач, задает наиболее существенные мировоззренческие пред­посылки для видения той реальности, с которой имеет дело ученый или практик, поэтому данный уровень в структуре методологического знания было бы правомерно назвать также философско-миро-воззренческим.

Уровень общенаучных общенауч­ных принципов и форм исследования, как отмечают В. П. Зинченко и С. Д. Смирнов, получил развитие лишь в XX в. К нему относятся содержательные науч­ные концепции (например, концепция ноосферы В. И.

Вернадского), универсальные концептуальные системы (тектология А. А. Богданова, общая теория систем Л. фон Берталанфи) и некоторые современ­ные общенаучно-методологические подходы (си­нергетика Г. Хакена, концепция автопоэзиса У. Матураны и Ф. Варелы, теория диссипативных структур И.

Р. Пригожина), а также методологические или ло­гико-методологические концепции — структурализм, получивший широкое распространение в антрополо­гии, этнографии и отчасти в психологии и психотера­пии, системный анализ, логический анализ. Методо­логию системного проектирования Г. П.

Щедровицкого также можно отнести к данному уровню.

Уровень конкретно-научной методологии приме­няется к конкретной науке и специфическим для нее познавательным задачам.

Методология этого уровня разрабатывается прежде всего специалистами в дан­ной области знания.

На этом уровне методологиче­ских исследований философские и общенаучные принципы конкретизируются и преобразуются при­менительно к данной науке и той реальности, кото­рую она изучает.

Уровень методики и техники исследования связан с исследовательской практикой. Он представляет со­бой нормы и требования к приемам ведения исследо­вательской и практической работы. В психологии к нему относятся нормы проведения экспе­риментально-психологических исследований и клас­сификации видов эксперимента, требования к разработке психоди­агностических методов и их.

Значение методологического знания для псиихологии особенно велико, можно назвать целый ряд при­чин этому. Прежде всего, к этим причинам относятся особенности психологии как науки. Пси­хология — «наука о самом сложном, что пока извест­но человечеству» (Гиппенрейтер, 1996. С.

9), наука, в которой сливаются субъект и объект познания. Эти обстоятельства делают психологию наукой, за­нимающей особое место в системе научного знания. Б. М. Кедров не относил психоло­гию ни к естественно-научным, ни к гуманитарным дисциплинам. В предложенной Б. М.

Кедровым схе­ме психология занимает центральное место в треу­гольнике, образованном естественно-научными и гу­манитарными дисциплинами, которые делятся на со­циальные и философские.

Особое место психологии в системе знания требует особого внимания к методо­логическим проблемам психологии и методологичес­ким аспектам деятельности ученого и практика.

Психология как наука имеет еще одну особенность, заметно отличающую ее от других наук. М. К. Мамардашвили считал, что наука взаимосвязана с культурой в той мере, в которой она воспринята человеком как феномен культуры: «…

есть различие между самим научным знанием и той размерностью (всегда конк­ретной, человеческой и, теперь замечу, культурной), в какой мы владеем содержанием этого знания и сво­ими собственными познавательными источниками.

Вот это последнее, очевидно, и называется культу­рой, взятой в данном случае в отношении к науке» (Мамардашвили, 1982. С. 41). Становясь явлением культуры, психо­логическое знание начинает определять представле­ния человека о себе, своем внутреннем мире, моти­вах, поступках.

Методология позволяет оценить, на­сколько верным путем получены выводы о человеке и насколько адекватно они переданы в культуре. Поэтому методологическое знание имеет большое значе­ние в процессе превращения тех или иных направле­ний психологии в явления культуры.

По мнению В.П. Зинченко, психология в нашей стране развивалась не по естественной логике кризи­сов, а по безумной логике катастроф. Многие направ­ления отечественной психологии, развивавшиеся в 20-х — начале 30-х гг. XX в., были уничтожены вместе с их создателями.

Читайте также:  Курсы английского онлайн

Чтобы проанализировать научное на­следие того времени, необходимы специальные сред­ства научного анализа, которыми располагает методология.

Со­временная психология представляет собой пеструю картину разнообразных, несовместимых, а зача­стую отрицающих друг друга теорий и подходов.

Методологическое зна­ние необходимо для проведения содержательного ана­лиза разнородных теорий и концепций, поиска идей, которыми одна теория или концепция может удачно дополнить другую, для соотнесения между собой по­нятийных систем, используемых разными теориями.

Основные понятия методологии науки

Базовыми понятиями методологического анализа научного исследования являются предмет исследова­ния, объект исследования, средства исследования и познавательная ситуация.

Предмет исследования – это совокупность объекта исследования и познавательных средств его изучения. Предмет науки для психо­логии — системообразующая категория, поскольку, как очевидно из всей ее истории, система научного знания строилась в зависимости от того, что было признано учеными в качестве предмета науки.

Структура научного предмета (по Щедровицкому Г.П.):

1) факты, или единицы эмпирического материала;

2) средства выражения, среди которых окажутся языки разного типа, математические описания, системы понятий и др.;

3) методические предписания и системы мето­дик, фиксирующие приемы научно-исследовательской работы;

4) онтологические схемы, изображающие идеальную действительность изучения;

5) модели, ре­презентирующие частные объекты исследования;

6) знания, объединяемые в теоретическую систему;

7) проблемы;

8) задачи научного исследования.

Объект исследования – область непосредственно наблюдаемой реальности, для которой выявлены устойчивые и необходимые связи между отдельными ее составляющими и закреплены в системе научных абстракций.

<\p>

Средства исследования – базовые понятия науки, с помощью которых расчленяется объект исследования и формулируется проблема, принципы и методы изучения объекта, средства получения эмпирических данных, включая технические средства.

Познавательная ситуация — фундаментальная категория методологии науки. Специфика психологии как науки в том, что по­знавательная ситуация в ней — субъект-субъектная, то есть и исследователь, и испытуемый в психоло­гическом исследовании или психолог и клиент в практике неотъемлемы от ситуации.

Первым в истории психологии как самостоятельной науки общепсихологическим под­ходом стал ассоцианизм, где главным методом исследования была аналитическая интро­спекция. Постепенно в психологии была осознана и необ­ходимость учета личности исследователя или созда­теля теории.

Таким образом, основными методами исследования в методоло­гии науки являются исторический анализ развития науки, логический анализ имеющегося научного зна­ния и методологический эксперимент.

  1. Документ

    Патопсихология является отраслью психологической науки. Ее данные имеют теоретическое и практическое значение для психологии и психиатрии. В этом смысле ее можно причислить к прикладным областям знания.

  2. Документ

    Одним из направлений преодоления кризиса в психологии, реализо­вавшим идеи преодоления постулата непосредственности, разработки материалистической платформы в психологии и обоснования своего пути построения объективного психологического

  3. Лекции

    Алексей Николаевич Леонтьев (1903-1979) — выдающийся советский психолог, действительный член АПН РСФСР, доктор педагогических наук, профессор. Разрабатывал совместно с Л.

  4. Документ

    Курс методологии истории искусства (искусствознания) ставит целью систематическое изложение основных исследовательских методов и подходов, выработанных искусствознанием на протяжении его развития как научной дисциплины и имеющихся

  5. Документ

    Эта статья пишется накануне конференции «Интегративная психология: теория и практика», который будет проходить в г. Ярославле. Неординарность события для нашей науки невольно заставляет задуматься о том, когда, как и почему город на

Источник: https://refdb.ru/look/1808174.html

2.2 Взаимосвязь методологии, методов и методик психолого-педагогических исследований. Уровни методологических знаний

В педагогической психологии используются все те методы, которые есть в общей, возрастной и многих других отраслях психологии: наблюдение, устный и письменный опрос, метод анализа продуктов деятельности, контент-анализ, эксперимент и др.

, но только здесь они применяются с учетом возраста детей и тех психолого-педагогических проблем, в контексте которых возникает необходимость обращения к ним.

Вносимые в эти методы изменения, когда они используются в педагогической психологии, касаются возможности оценки с их помощью наличного уровня воспитанности и обученности ребенка или тех изменений, которые происходят в его психике и поведении под влиянием обучения и воспитания.

Для определения специфики применения общенаучных методов исследования в педагогической психологии необходимо рассмотреть некоторые особенности взаимосвязи методологии, методов и методик психолого-педагогических исследований, а также уровни методологических знаний [1].

Каждая наука, в том числе и педагогическая психология, для того чтобы продуктивно развиваться, должна опираться на определенные исходные положения, дающие правильные представления о феноменах, которые она изучает. В роли таких положений выступают методология и теория.

Деятельность людей в любой ее форме (научная, практическая и т.д.) определяется целым рядом факторов.

Конечный ее результат зависит не только от того, кто действует (субъект) или на что она направлена (объект), но и от того, как совершается данный процесс, какие способы, приемы, средства при этом применяются. Это и есть проблемы метода.

История и современное состояние познания и практики убедительно показывают, что далеко не всякий метод, не любая система принципов и других средств деятельности обеспечивают успешное решение теоретических и практических проблем. Не только результат исследования, но и ведущий к нему путь должен быть истинным.

Методология — система принципов и способов организации, построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Понятие «методология» имеет два основных значения: а) система определенных способов и приемов, применяемых в той или иной сфере деятельности (в науке, политике, искусстве и т.п.); б) учение об этой системе, общая теория метода, теория в действии.

Методология: учит, как надо действовать ученому или практику, чтобы получить истинный результат; исследует внутренние механизмы, логику движения и организации знания; выявляет законы функционирования и изменения знания; изучает объяснительные схемы науки и т.п.

В вою очередь, теория — это совокупность взглядов, суждений, умозаключений, представляющих собой результат познания и осмысления изучаемых явлений и процессов объективной действительности (Приложение В).

Тот или иной научный подход и методологические принципы реализуются в конкретно-исследовательских методах. В общенаучном плане, метод (от греч. methodos — путь исследования, теория, учение) — «способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического и теоретического освоения (познания) действительности» [1].

Основная функция метода — внутренняя организация и регулирование процесса познания и практического преобразования того или иного объекта. Поэтому метод (в той или иной своей форме) сводится к совокупности определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия.

Он есть система предписаний, принципов, требований, которые должны ориентировать в решении конкретной задачи, достижении определенного результата в той или иной сфере деятельности.

Он дисциплинирует поиск истины, позволяет (если он правильный) экономить силы и время, двигаться к цели кратчайшим путем.

Истинный метод служит своеобразным компасом, по которому субъект познания и действия прокладывает свой путь, избегает ошибок.

В свою очередь, методы педагогической психологии конкретизируется в исследовательских методиках, которые отвечают конкретным целям и задачам психолого-педагогического исследования, содержат описание объекта и процедур изучения, способов фиксации и обработки полученных данных.

На основе определенного метода может быть создано множество методик. Например, экспериментальный метод в педагогической психологии воплощен в методиках изучения интеллекта, воли, личности учащегося и других сторон психической реальности.

Рассмотрим «треугольник» взаимосвязи методологии, методов и методик психолого-педагогических исследований на примере отечественной психологии и гуманистической психологии. В советский период развития отечественной педагогической психологии, как и психологии в целом, был обусловлен превалированием диалектико-материалистического подхода к пониманию сущности явлений действительности.

Суть его выражалась в: представлении о первичности материи и вторичности сознания; представлении о движущих силах развития окружающей действительности и психики; понимании единства внешней, материальной деятельности и внутренней, психической; осознании социальной обусловленности развития психики человека.

Следовательно, одним из важнейших методов исследования в области психологии, в частности педагогической психологии, был метод эксперимента. С помощью этого метода проверяются гипотезы каузального (причинно-следственного, характера). Особую популярность получила в то время такая разновидность эксперимента как формирующий эксперимент.

Поэтому активно разрабатывались различные программы формирующего эксперимента, коррекционно-развивающие учебные программы [1].

Основу гуманистической психологии (К. Роджерс, А. Маслоу и др.) составляет гуманитарная парадигма, предполагающая познание природы, общества, самого человека с антропологической, человековедческой позиции; вносит «человеческое измерение» во все сферы общественной жизни.

Здесь характерно использование общих принципов при интерпретации индивидуальных, общественных или исторических событий, но единичный случай не рассматривается как частный случай общей закономерности, а берется в своей самоценности и автономности.

Для гуманитарного познания важно постичь единичные факты как таковые. Поэтому одним из основных способов познания человека и его «второй природы» является понимание — не только знание, но и соучастие, сопереживание, сочувствие другому.

Поэтому среди основных методов познания превалируют методы практической психологии (психологическая консультация, психотерапия, психотренинг).

В современной методологии и логике науки выделяется следующая общая схема уровней методологии:

— уровень философской методологии;

— уровень методологии общенаучных принципов исследования;

— уровень конкретно-научной методологии;

— уровень методик и техник исследования [1].

Методология философская — это та основа, на которой базируется исследовательская деятельность. В роли методологической основы конкретных научных направлений выступают крупные философские учения.

Она существует не как система жестких норм или указаний на необходимость неопределенных технических приемов, а только предлагает основные ориентиры.

К этому же уровню методологии относится рассмотрение общих форм научного мышления.

К общенаучной методологии относятся попытки разработки универсальных принципов, средств и форм научного познания, соотносимые, хотя бы потенциально, не с какой-то конкретной наукой, но применимые к широкому кругу наук.

Однако этот уровень методологии остается все же, в отличие от методологии философской, в рамках собственно научного познания, не расширяясь до общемировоззренческого уровня. Сюда относятся, например, концепции системного научного анализа, структурно-уровневый подход, кибернетические принципы описания сложных систем и др.

На этом уровне разрабатываются и общие проблемы построения научного исследования, способы осуществления теоретической и эмпирической деятельности, в частности — общие проблемы построения эксперимента, наблюдения и моделирования.

Источник: http://psy.bobrodobro.ru/44240

Ссылка на основную публикацию