Вальдорфская педагогика в детском саду

Особенности и недостатки вальдорфских детских садов

Вальдорфская группа детского сада – это распространенное вид занятий для детей в современных детских садах. В Москве таких дошкольных учреждений много. Их относят к частным заведениям, где с малышами занимаются по особой программе.

Особенности вальдорфских садов

Впервые заведение такого вида появилось в начале прошлого века. Оно размещалось в Штутгарте, при фабрике Вальдорф-Астория. Отсюда и пошло такое название. Программа развития ребенка отличается от основной. Спустя много лет, ничего не изменилось. Сегодня дошкольные учреждения работают по тем же принципам, что и ранее.

Хотите отправить ребенка в вальдорфский детский сад? Тогда нужно ознакомиться со всеми особенностями заведения:

  • размещаются дошкольные учреждения в красивых, даже живописных местах;
  • при обустройстве помещений продумывают красивое оформление, сочетают светлые, нежные оттенки;
  • мебель и другие предметы, окружающие детей – только из натурального материала;
  • группы детей разновозрастные. Их могут посещать до 15 человек, возрастом от 3 до 7 лет;
  • к игре допускаются игрушки, выполненные из натурального материала;
  • жизнь в таком учреждении связана с культурными и народными традициями. К каждому празднику изготовляют поделки: лепят, рисуют, мастерят, участвуют в танцевальных номерах, театрализованных постановках, поют;
  • программа обучения направлена на развитие творческого ребенка;
  • все увлекательные процессы проходят с музыкальным сопровождением и в игровой форме;
  • много времени уделяется чтению сказок и изобразительному искусству;
  • детей учат выполнению домашних обязательств: готовить, убирать, работать в саду, шить;
  • работы малышей не оцениваются. Ребенок должен проявлять инициативу по своему желанию, а не для того чтобы получить одобрение;
  • в садах запрещены средства массовой информации. Отсутствуют компьютеры и телевизоры.

Недостатки вадьдорфской системы в саду

Перечисляя все преимущества, нельзя не указать и на минусы. Вальдорфская система неидеальная, недостатков у нее много. Ключевыми считаются следующие:

  • в вальдорфской группе детского сада существует запрет на ранее интеллектуальное развитие и обучение. Воспитатели не проводят занятия по письму, чтению, счету. Если не заниматься с малышом, и не давать конкретные знания, то этот период попросту упускается;
  • несмотря на то, что много внимания уделяют чтению книг воспитателем, все же список литературы очень ограничен. Преимущественно, это сказки Х.К. Андерсена, братьев Гримм, средневековые легенды и разные мифы. Другая литература не приветствуется;
  • посещая вальдорфский детский сад в Москве, адреса которых мы укажем ниже, нельзя дополнительно заниматься в других кружках, например, посещать изостудии, музыкальную или спортивную школу;
  • отсутствуют оценки деятельности и запреты в поведении малыша. Это повлияет негативно на развитие ребенка. Он станет эгоцентричным, у него будет высокая самооценка и негативное отношение к критике;
  • у ребят могут возникнуть проблемы в социуме, общении с другими детьми. Так как у них будут разные интересы.

Московские адреса вальдорфских детских садов

В столице действует много дошкольных учреждений такого вида. Многие родители хотят отправить малышей на обучение. Мы укажем лучшие вальдорфские детские сады в Москве, их адреса:

  • домашний детский сад «Домовенок», разместившийся на ул. Берзарина, д. 4, около метро Октябрьское поле. Детки учатся петь, рисовать, лепить, танцевать, готовить и убирать;
  • заведение частного типа «Аленушка». Размещен этот вальдорфский детский сад по адресу: ул. Кулакова, д. 3, корпус 2.
  • детский сад №740. Разместился по адресу Чертановская ул., д. 62Б. Это дошкольное учреждение, где есть 2 группы, действующие по вальдорфской системе;
  • сад «Путь Зерна», размещенный по ул. Миклухо-Маклая, д. 20а, около станции Беляево. Цель этого учреждения – помочь ребенку войти в жизнь и общество.

Информация, представленная на нашем сайте в том или ином виде, носит информационно — рекомендательный характер и ее нельзя заменить очной консультацией со специалистом.

Тонкости воспитания и образования по вальдорфской системе в детских садах

Вальдорфский детский сад – дошкольное учреждение с особой программой обучения. Рейтинг вальдорфских детских садов в Москве с адресами.

2016-12-02T01:11:37+01:00

Видеонаблюдение в садах или как обезопасить своё чадоПрактика видеонаблюдения в садах ежедневно набирает обороты. Благодаря ей родители наблюдают за поведением своего ребёнка и влияют на его воспитание вне дома. Это обеспечивает высокий уровень защищенности малыша.Под словосочетанием лепка в детском саду обычно имеется в виду изобразительная деятельность, в ходе которой дети производят отображение предметов окружающей действительности, делают элементарную скульптуру, используя при этом глину или пластилин.Как же организовать выпускной в садике и выбрать интересный сценарий для его проведения, чтобы в итоге получился веселый и не обременительный праздник, который запомниться на всю последующую жизнь малышей.

Источник: https://best-mother.ru/article/deti/deti_ot_3_do_7/Detskij_sad/tonkosti_vospitaniya_i_obrazovaniya_po_valdorfskoy_sisteme_v_detskih_sadah/

» Вальдорфская педагогика в детском саду

Вальдорфский детский сад

Что касается вальдорфских школ, то они в России до сих пор считаются некой экзотикой, в то время как детские сады на основе вальдорфской школы получили широкое признание воспитателей и родителей, их сеть с каждым годом растет все больше и больше. Сами дети с большим удовольствием посещают такие детские сады, поскольку в них соблюдается один из главных принципов вальдорфской педагогики – отсутствие любого принуждения.

Основным преимуществом этих детских садов перед традиционными является то, что в них одинаково легко и интересно проводить время как детям, так и воспитателям. Личность ребенка считается в таких детских садах главной ценностью, а потому именно ребенку предоставляется приоритетное право в выборе игры.

Задача воспитателя заключается в том, чтобы организовать совместные занятия для детей, однако любой ребенок имеет право отказаться от участия в общем мероприятии.
Группа в вальдорфском детском саду включает в себя детей разных возрастов, как и в обычной семье, а воспитатель для них играет роль мамы.

Детей младшего возраста нет необходимости обучать основам поведения, рисования, лепки, они сами обучаются всему этому, подражая старшим по группе.

Работа воспитателя заключается в том, чтобы готовить еду, поддерживать порядок, чинить одежду, шить кукол, изготавливать различные поделки и время от времени уделять внимание своим воспитанникам, читая им интересные познавательные книги, играя в игры, рассказывая сказки или помогая в каком-нибудь деле.

Поскольку такое положение вещей очень похоже на обычную семью, ребенку легче адаптироваться, и он ведет себя более естественно, наиболее полно раскрывая свой творческий потенциал.

Рисование в вальдорфском детском саду

В вальдорфском детском саду отсутствует разделение ручного труда по половому признаку – все дети, и мальчики и девочки, в равной степени учатся резьбе по дереву, вышиванию, работе на гончарном круге и на ткацком станке.

Помимо ручного труда огромную роль играют занятия изобразительным искусством, которые имеют разительные отличия от традиционных занятий рисованием в обычных детских садах. В распоряжении детей краски только трех основных цветов: красного, желтого и синего. Все остальные цвета дети получают смешением этих красок в различных пропорциях.

Уроки рисования больше похожи на игры с красками, в которых дети должны найти самостоятельные уникальные образы, а не копировать готовый шаблон.

Уроки музыки в вальдорфском детском саду заменены так называемой ритмической игрой, которая представляют собой некую музыкальную разминку, в которой сочетаются музыка, пение, свободные движения и декламация стихов. Нередко воспитатель, рассказывая детям сказку, сопровождает свое повествование игрой на каком-нибудь музыкальном инструменте, который имеется в группе, например на ксилофоне или лире.

Кроме того, детским садикам, основанным на вальдорфской педагогике,  неплохо иметь небольшой огородик, где дети могли бы выращивать буквально все возможные сельскохозяйственные продукты, включая злаковые – пшеницу, рожь или овес – зерна которых потом можно будет смолоть и испечь настоящий хлеб. Также в идеале желательно иметь небольшое молочное животное – козу или овечку, чтобы у детей было представление о том, откуда берется молоко.

Еще одним отличительным признаком детского сада, основанного на вальдорфской педагогике, является огромное количество праздников, которые здесь отмечаются с большим размахом.

Помимо государственных и религиозных праздников в вальдорфском детском саду отмечаются праздники, придуманные самими детьми.

А дни рождения дети празднуют особенно торжественно, превращая их в настоящие театрализованные представления с маскарадом, чтением стихов и пением песен в честь именинника и вручением ему собственноручно изготовленных подарков.

Источник: https://paidagogos.com/valdorfskaya-pedagogika-v-detskom-sa.html

Вальдорфский детский сад — ВашПедагог

«Пребывать в атмосфере любви и подражать здоровым примерам — это и есть нормальное состояние ребёнка» 

(Р. Штайнер).

В России вальдорфские школы и сады появились только в конце 80-х — начале 90-х годов. По инициативе одной многодетной мамы в Москве в 1987 году был создан домашний детский сад.

А в 1991 году в Москве открылся семинар по подготовке воспитателей вальдорфских детских садов.

В это же время в Москве, Петербурге, Ярославле, Самаре и других городах начали открываться первые вальдорфские общеобразовательные школы.

Вальдорфской педагогике в мире уже около 100 лет, первые детские сады появились в Германии в 1925г. На сегодняшний день в мире на всех континентах работают примерно 900 вальдорфских школ, 2000 вальдорфских детских садов, 500 лечебно-педагогических учреждений.

Основные идеи и принципы работы

Принципиальным для дошкольной вальдорфской педагогики является положение о том, что детство — это уникальный период жизни человека, перед которым стоят свои особые задачи. К этому возрасту нельзя подходить с оценками и целями, которые присущи более поздним этапам развития ребенка.

Чрезвычайно важно дать раскрыться с наибольшей полнотой тем формам, способам жизни и деятельности детей, которые характерны именно для этого возраста. Поэтому вальдорфская педагогика отклоняет те формы работы с малышами и воздействия на них, которые стремятся «ускорить» интеллектуальное развитие в ущерб всему остальному.

Сторонники вальдорфской педагогики исходят из того положения, что развитие интеллекта должно быть включено в общее развитие личности — прежде всего психосоматическое, эмоциональное, социальное и практическое.

Основные принципы работы вальдорфского детского сада:

  • воспитание через подражание и пример; через ясные, осмысленные, обозримые и доступные для участия ребёнка действия;
  • культивирование многообразных форм игровой деятельности;
  • создание пространства, способствующего развитию свободной игры;
  • организация здорового ритма жизни группы;
  • занятия различными видами трудовой деятельности («педагогика руки») и различными искусствами (живопись, музыка, лепка, танец);
  • создание атмосферы, благоприятной развитию.

Все вышеперечисленные положения не являются отдельными частями «программы» работы детского сада или методическими «приемами», а представляют собой единое органичное целое. Жизнь группы напоминает скорее жизнь большой, дружной семьи, чем работу «учебного заведения».

Особенности вальдорфского детского сада бросаются в глаза сразу: разновозрастной состав групп, особая эстетика интерьера и игрушек, творчество воспитателя и детей, пронизывающее все занятия и атмосферу дсада, активная вовлеченность родителей, особого рода внимательная сдержанность и доброжелательность воспитателей. Элементы традиционной народной культуры: песни, игры, сказки, хороводы, ремёсла, а также праздники, которые «проводят» детей через кругооборот года, — органично вливаются в педагогическую деятельность.

В детских садах, работающих по Вальдорфской методике, не встретишь пластмассовых игрушек, зато много игрушек из дерева, сшитых мягких зверушек и самодельных кукол, а также материала для самостоятельного рукоделия детей. Как таковых материалов в методике нет, равно как нет и игрушек, имитирующих пердметы быта – все только настоящее, пусть и уменьшенное.

Это — три семилетки, каждая из которых проходит под определенным девизом и целью. В первые 7 лет жизни ребенок должен усвоить, что мир ДОБР. Это ему должны показывать и родители, и воспитатели, окружая его любовью и демонстрируя, что именно доброта — основа мироустройства. Вторая семилетка — о том, что мир ИНТЕРЕСЕН. И третья — о том, что мир СПРАВЕДЛИВ.

Именно этим трем понятиям подчинена вся система обучения и воспитания. При условии усвоения всех трех истин, к 21 годам получается прекрасно развитая личность, твердо стоящая на ногах и уверенно глядящая вперед. При этом все проиходит в свое время, здесь нет места опережающим методам и спешке.

Именно поэтому особенностью этого метода является сравнительно позднее обучение ребенка чтению, счету и письму. Упор делается на эмоциональный мир ребенка.



Ритм года делит год на несколько эпох, каждая из которых заканчивается праздником,  есть праздники Урожая, Михаила, фонариков, Рождество, Масленица, Праздник окончания года. Для детей, с их еще пока мифологическим сознанием, это — часть окружающей их сказки. И лишь в период смены зубов, то есть около 7 лет, начинается обучение детей грамоте и счету.

К слову сказать, к этому времени они обычно уже сами всему научаются. Вальдорфские дети обычно очень уравновешены, уверены в себе, открыты, ответственны и тянутся к знаниям, поэтому дополнительное обучение не составляет труда.

Природный натуральный игровой материал безграничен в применении, так, например, с вальдорфским шелком можно придумать множество игр и дома. Такое разнообразное применение материала учит детей творческому подходу и умению находить креативные пути решения любого вопроса.

В семейном клубе «Апрель» вальдорфская педагогика положена в основу организации быта и обучения, но мы приветствуем и другие методики, созвучные принципу ненасильственного и своевременного развития.  

Источник:

Особенности и недостатки вальдорфских детских садов

Вальдорфская группа детского сада – это распространенное вид занятий для детей в современных детских садах. В Москве таких дошкольных учреждений много. Их относят к частным заведениям, где с малышами занимаются по особой программе.

Особенности вальдорфских садов

Впервые заведение такого вида появилось в начале прошлого века. Оно размещалось в Штутгарте, при фабрике Вальдорф-Астория. Отсюда и пошло такое название. Программа развития ребенка отличается от основной. Спустя много лет, ничего не изменилось. Сегодня дошкольные учреждения работают по тем же принципам, что и ранее.

Хотите отправить ребенка в вальдорфский детский сад? Тогда нужно ознакомиться со всеми особенностями заведения:

  • размещаются дошкольные учреждения в красивых, даже живописных местах;
  • при обустройстве помещений продумывают красивое оформление, сочетают светлые, нежные оттенки;
  • мебель и другие предметы, окружающие детей – только из натурального материала;
  • группы детей разновозрастные. Их могут посещать до 15 человек, возрастом от 3 до 7 лет;
  • к игре допускаются игрушки, выполненные из натурального материала;
  • жизнь в таком учреждении связана с культурными и народными традициями. К каждому празднику изготовляют поделки: лепят, рисуют, мастерят, участвуют в танцевальных номерах, театрализованных постановках, поют;
  • программа обучения направлена на развитие творческого ребенка;
  • все увлекательные процессы проходят с музыкальным сопровождением и в игровой форме;
  • много времени уделяется чтению сказок и изобразительному искусству;
  • детей учат выполнению домашних обязательств: готовить, убирать, работать в саду, шить;
  • работы малышей не оцениваются. Ребенок должен проявлять инициативу по своему желанию, а не для того чтобы получить одобрение;
  • в садах запрещены средства массовой информации. Отсутствуют компьютеры и телевизоры.
Читайте также:  Обращайте внимание на достижения ребенка в начальной школе

Недостатки вадьдорфской системы в саду

Перечисляя все преимущества, нельзя не указать и на минусы. Вальдорфская система неидеальная, недостатков у нее много. Ключевыми считаются следующие:

  • в вальдорфской группе детского сада существует запрет на ранее интеллектуальное развитие и обучение. Воспитатели не проводят занятия по письму, чтению, счету. Если не заниматься с малышом, и не давать конкретные знания, то этот период попросту упускается;
  • несмотря на то, что много внимания уделяют чтению книг воспитателем, все же список литературы очень ограничен. Преимущественно, это сказки Х.К. Андерсена, братьев Гримм, средневековые легенды и разные мифы. Другая литература не приветствуется;
  • посещая вальдорфский детский сад в Москве, адреса которых мы укажем ниже, нельзя дополнительно заниматься в других кружках, например, посещать изостудии, музыкальную или спортивную школу;
  • отсутствуют оценки деятельности и запреты в поведении малыша. Это повлияет негативно на развитие ребенка. Он станет эгоцентричным, у него будет высокая самооценка и негативное отношение к критике;
  • у ребят могут возникнуть проблемы в социуме, общении с другими детьми. Так как у них будут разные интересы.

Московские адреса вальдорфских детских садов

В столице действует много дошкольных учреждений такого вида. Многие родители хотят отправить малышей на обучение. Мы укажем лучшие вальдорфские детские сады в Москве, их адреса:

  • домашний детский сад «Домовенок», разместившийся на ул. Берзарина, д. 4, около метро Октябрьское поле. Детки учатся петь, рисовать, лепить, танцевать, готовить и убирать;
  • заведение частного типа «Аленушка». Размещен этот вальдорфский детский сад по адресу: ул. Кулакова, д. 3, корпус 2.
  • детский сад №740. Разместился по адресу Чертановская ул., д. 62Б. Это дошкольное учреждение, где есть 2 группы, действующие по вальдорфской системе;
  • сад «Путь Зерна», размещенный по ул. Миклухо-Маклая, д. 20а, около станции Беляево. Цель этого учреждения – помочь ребенку войти в жизнь и общество.

Информация, представленная на нашем сайте в том или ином виде, носит информационно — рекомендательный характер и ее нельзя заменить очной консультацией со специалистом.

Тонкости воспитания и образования по вальдорфской системе в детских садах

Вальдорфский детский сад – дошкольное учреждение с особой программой обучения. Рейтинг вальдорфских детских садов в Москве с адресами.

2016-12-02T01:11:37+03:00

Нужен ли вообще ребенку садХотите узнать нужен ли ребенку сад? — Достоинства и недостатки дошкольных заведений, нюансы подготовки и полезные советы родителям вы найдете в нашей статье.

Ребенок писается в саду, что делать?Что делать, если ребенок писается в детском саду? Разбираем причины и способы лечения с советами доктора Комаровского, анализ телепередачи за 2012 годПодготовительная группа детского садаВ основном в этой возрастной группе продолжается применение сюжетно-ролевых игр в обучении деток дошкольного возраста.

В подготовительной группе детского сада применяются интегрированные (комплексные) занятия, о которых пойдет речь чуть позже и проходит непосредственное развитие необходимых навыков у детей данного возрастного периода.

Коррекционные детские сады: их виды и порядок оформленияПосещение детского сада предстоит практически каждому ребенку, но далеко не каждого из них принимают в обычное дошкольное образовательное учреждение (ДОУ). Есть малыши с определенными проблемами здоровья. Для них существуют коррекционные детские сады.

Разработанные программы таких заведений устраняют проблемы со здоровьем, помогают чадам адаптироваться, правильно развиваться, учиться налаживать контакт и обучаться на уровне с другими детьми.Как поговорить с учителем детского сада?Занятия в детском саду — милые, с их яркими досками объявлений и стульями с теленком.

Прогуливаясь по всем стопкам книжек с картинками и полками на полках, трудно представить что-нибудь, кроме забавы.Почему так часто болеют дети, начинающие ходить в детский сад?Три дня в детском саду, — три недели на больничном. Эта типичная статистика детей, только что начавших посещать детский сад. у каждого ребенка имеется определенный набор бактерий, который он получает в своей семье, где все родственники обмениваются ими…

Источник: https://65-school.ru/detyam/valdorfskij-detskij-sad.html

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида 60» Вальдорфская педагогика «Есть лишь две вещи, которые. — презентация

1 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида 60» Вальдорфская педагогика «Есть лишь две вещи, которые стоит оставить в наследство детям — это корни и крылья» Ходдинг Картер<\p>

2 Историческая справка Вальдорфская педагогика была основана Рудольфом Штайнером. В 1907 году он издал книгу «Образование ребенка», в которой раскрыл основные принципы обучения. А 7 сентября 1919 года открыл первую школу, а затем и детский сад для детей, чьи родители работали на табачной фабрике «Вальдорф-Астория» в Штутгарте (Германия). Именно от названия фабрики и произошло название методики – вальдорфская. Вскоре подобные детские сады и школы были открыты и в других городах Германии, а также США, Великобритании, Швейцарии, Голландии, Норвегии, Австрии и Венгрии и др. На данный момент по всему миру насчитывается около 2000 вальдорфских садов и 800 вальдорфских школ. В России первые вальдорфские сады и школы начали появляться с 1990 года, в основном в них работали и работают православные педагоги, получившие специальную подготовку.<\p>

3 Биография. Рудольф Штайнер ( – ) — немецкий ученый философ и педагог, видный деятель, родоначальник антропософии. Им было написано более 20 книг и прочитано около 6000 лекций, в которых затрагивалась религия, философия, наука, экономика, сельское хозяйство, образование, медицина и искусство. Ближайшей соратницей Рудольфа Штейнера была его жена — Мария фон Сиверс ( – ).<\p>

4 «Пребывать в атмосфере любви и подражать здоровым примерам это и есть нормальное состояние ребёнка» (Р. Штайнер).<\p>

5 Основные принципы работы вальдорфского детского сада воспитание через подражание и пример; через ясные, осмысленные, обозримые и доступные для участия ребёнка действия; культивирование многообразных форм игровой деятельности; создание пространства, способствующего развитию свободной игры; организация здорового ритма жизни группы; занятия различными видами трудовой деятельности («педагогика руки») и различными искусствами (живопись, музыка, лепка, эвритмия1); создание атмосферы, благоприятной развитию. Все вышеперечисленные положения не являются отдельными частями «программы» работы детского сада или методическими «приемами», а представляют собой единое органичное целое. Жизнь группы напоминает скорее жизнь большой, дружной семьи, чем работу «учебного заведения».<\p>

6 Дети — дошкольники. В вальдорфских садах разновозрастные группы для детей от 3х до 7 лет. Таким образом, дети живут, как в одной большой многодетной семье. Младшие ребятки стремятся подражать старшим, старшие учатся ухаживать за младшими. Наполняемость групп — до 20 человек.<\p>

7 Организация пространства. Индивидуальность ребенка может развиваться свободно, если её ничего не подавляет. Поэтому для создания радостной, спокойной и творческой атмосферы в вальдорфской группе организовано игровое пространство (столы, плетеные стульчики, вдоль стен стоят деревянные открытые полки, на них — корзины с шелковыми и хлопчатобумажными лоскутами и т.д.), подготовлено разнообразное оборудование (самодельные игрушки) и художественно оформлены помещения (стены и занавески – нежно-розового цвета, на стенах — панно из тканей и природных материалов, репродукции икон и картин, на столах – льняные скатерти и т.д.). Вальдорфская среда не предусматривает наличие телевизора, радио и компьютеров.<\p>

8 Вальдорфские игрушки. Вальдорфцы не признают пластмассовые, электронные и механические игрушки. Предпочтение отдается упрощенным игрушкам исключительно из природных материалов. Игрушки только намекают на свою возможную функцию и позволяют вариативно использовать себя в игре. Считается, что именно такие рукотворные игрушки заставляют ребенка фантазировать, додумывать образы и придумывать с ними свои сюжеты. Так, например, куколкой может стать завязанный по-особому носовой платок или веточка, листик дерева. Строительным материалом здесьвыступают деревянные брусочки, поленья, чурбаны, спилы веток и стволов, шишки, желуди, каштаны, кусочки коры, камни, ракушки и т.п. Руками воспитателей, родителей и самих детей создаются красиво сшитые куклы, гномы, животные, эльфы, набитые непряденой шерстью, вязаные куры и овечки, подвижные деревянные игрушки по типу загорских (кузнец стучит по наковальне) и т.п.носовой платокветочка, листик дерева.<\p>

9<\p>

10<\p>

11<\p>

12<\p>

13 Воспитатель. В вальдорфском саду важны не столько знания, сколько общее самочувствие малыша, осознание им своего места в мире, развитие его индивидуальности. А всего этого можно добиться благодаря приятной атмосферы в группе, сплоченности детского коллектива и доверительных отношений с воспитателем, а всё это полностью зависит от личности самого педагога. Поэтому к вальдорфским преподавателям особые требования – ведь они для своих воспитанников «образцы для подражания» и высший авторитет. Воспитатели должны заниматься самосовершенствованием и следить за своим поведение, движениями, манерами и всем остальным.<\p>

14 Подражание. Первые семь лет малыш постигает мир опытно — подражательным, а не рассудочным путем. Взаимодействуя с родителями и другими людьми, играя, рисуя, кушая, ребенок подсознательно впитывает окружающую действительность и приобретает огромный опыт, который проходит через его руки, голову и сердце и закладывает основу его чувств, мыслей, поступков и стремлений. Именно подражательный инстинкт и естественное любопытство, а не зубрежка и формальные требования взрослых сохраняют и приумножают в детях искреннюю любовь к учению.<\p>

15 Игровая деятельность. Самой важной деятельностью для ребенка – является свободная игра. Наверно ни в одном саду дети не играют столько, сколько в вальдорфском саду. При этом детям не задаются правила игр, они играют только в то, что им интересно (в основном это сюжетно – ролевые игры), а задача взрослых как можно меньше вмешиваясь в саму игру, а просто побуждать, поддержать и развить интерес ребят к игровой деятельности. Помимо игровой деятельности дети подражают и помогают взрослым в ухаживании за садовыми растениями, варке компота, резке салатов, выпечке хлеба, пирогов и печенья, уборке группы и т.д. То есть дети занимаются осмысленным, настоящим и полезным делом, получая тем самым широкое и глубокое представление об окружающем мире.<\p>

16 Всему своё время. Вальдорфские педагоги противники раннего целенаправленного обучения — они избегают нагрузок на память и интеллект детей. Они считают, что от вложенных в ребенка готовых знаний нет никакого прока. Процесс обучения должен быть тесно связан с индивидуальными, возрастными и духовными особенностями развития детей и выстроен так, чтобы определенные знания дети получали именно в тот период, когда им действительно это интересно. Для маленького ребенка будет более естественным постигать мир в игре, через эмоции, а не изучать абстрактные понятия в виде букв и цифр. С детьми раннего возраста в вальдорфской системе в основном уделяется внимание лепке, развитию мелкой моторики, азам вышивания. А со старшими — пошиву игрушек, резьбе по дереву, обработке камня.<\p>

17 Ритм и повторения. Вся наша жизнь пронизана ритмом и повторениями (части суток, неделя, времена года и т.д.). И наши предки всегда жили в согласии с ритмами природы. Поэтому в вальдорфской педагогике жизнь детей в соответствии с их ритмическими циклами — считается одним из условий их гармоничного развития. У последователей Штайнера ритм дня представляет собой чередование фаз «вдоха» и «выдоха». Фаза «выдоха» — это свободная творческая игра ребенка, в которой он выражает и проявляет себя. Она сменяется фазой «вдоха», когда дети впитывают в себя что-то новое, занимаясь с воспитателем. Ритм недели состоит из чередующихся занятий – в понедельник дети рисуют, во вторник – лепят из воска, в среду – занимаются прядением, в четверг – пекут, в пятницу у них генеральная уборка. Годовой ритм связан с изменениями погодных условий – весной дети делают грядки на садовом участке, летом – плетут венки из цветов, зимой – лепят из теплого воска. Жизнь в ритме дает ребенку уверенность и спокойствие.<\p>

18 Занятия. При избытке умственной деятельности ухудшается здоровье детей, поэтому по вальдорфской программе в течение дня идет плавный переход от «трудовых» видов деятельности (шитье, вязание, прядение, валяние, резьба по дереву, обработка камня и металла) к «художественно-эстетическим» (живопись, музыка, лепка, игра на музыкальных инструментах, эвритмия (образная пластика), ритмические игры, гимнастика, традиционно-народные игры).<\p>

19 Индивидуальность. В вальдорфской системе все равны – тут нет «хороших» и «плохих» детей, «толстых» и «злых», отсутствует разделение детей по материальному, социальному, национальному, религиозному статусу, нет цифровых отметок (безоценочная система) и соревнований. Данный подход позволяет детям наиболее полно раскрыть свои способности и избежать ощущения неполноценности.<\p>

20 Родители. В вальдорфской системе очень важна совместная работа родителей и педагогов, посвященная общей задаче воспитания. Родители здесь частые и желанные гости, и их инициатива всегда приветствуется – помощь в изготовлении игрушек, оформлении и уборке группы, активное участие в праздниках и т.д.<\p>

21 Последователи Штайнера берегут и поддерживают любую инициативу ребенка. У них существует только три причины, по которым можно отказать или запретить ребенку что-то делать: — если выполнение желания ребенка может причинить вред ему самому. — если его действия могут повредить другим. — если могут пострадать какие-либо вещи. При этом запрет взрослого должен быть четким, лаконичным и не допускающим возражений. Тогда он будет действенным и ребенок поймет, что все в жизни происходит не по произволу взрослого, а подчиняется необходимым законам.<\p>

22 Пусть каждый припомнит свое детство, и он увидит, что праздник для ребенка совсем не то, что для нас, что это действительно событие в годовой детской жизни и что ребенок считает дни от праздника до праздника, как мы считаем свои годы от одного важного события нашей жизни до другого. Константин Дмитриевич Ушинский<\p>

23 Праздники — это душа вальдорфского детского сада<\p>

24 Занятия Занятия живописью, лепкой, выпечкой хлеба, эвритмией. Ежедневно проводятся музыкально-ритмические занятия (хоровод) и рассказывается сказка. Такие занятия как живопись, лепка, выпечка хлеба и эвритмия, проводятся один раз в неделю, а хоровод устраивается каждый день. Сказку воспитатель рассказывает ежедневно, а кукольный спектакль раза в месяц.<\p>

25 Эвритмия Эвритмия (в переводе с греческого – гармоничное движение, ритм) появилась в начале ХХ в Европе (в Швеции, Швейцарии, Голландии, Германии) и на протяжении многих лет органично входит в программы школы и детского сада. Она представляет собой искусство движения, выражающее закономерности поэтического и музыкального в движении и пространстве. Эвритмия соединяет само движение и образ, созданный на основании музыкальных тонов, звуков речи или более сложных форм — музыкальных произведений, стихов, и других явлений окружающего мира. Эвритмические занятия в детском саду проходят в форме увлекательной истории, которая рассказывается педагогом и сопровождается движениями всех участников. Подражая движениям педагога, дети перевоплощаются в образы различных растений и животных, проживают явления природы, имитируют деятельность людей. Занятия эвритмией способствуют развитию крупной и мелкой моторики, ловкости, координации движений, чувства равновесия, пространственной ориентации. После занятия у детей улучшается эмоциональное состояние, они становятся дружелюбнее и свободнее в фантазии и творческих замыслах.<\p>

26 Выпечка хлеба<\p>

27 Живопись<\p>

28<\p>

29 Отрицательные моменты Вальдорфские детские сады подойдут далеко не всем детям, вернее не всем родителям. Ведь принципы Штайнера должны быть близки вашим жизненным взглядам – следование народным традициям, обстановка дома без всяких излишеств, отсутствие плодов цивилизации, творческий семейный уклад, любовь к искусству, литературе, театру и т.д. Нужно понимать, что основное направление вальдорфских садов и школ – гуманитарное. Так что если ваш ребенок больше склонен к точным наукам – ему это врядли подойдет. Закончив школу, выпускники — «вальдорфцы» в основном идут учиться на педагогов, актеров, художников, дизайнеров и т.п. Изначально вальдорфская система была рассчитана на детей рабочих табачной фабрики. Поэтому-то так много внимания уделяется именно хозяйственно-трудовым навыкам, а не интеллектуальным, научным, техническим и логическим. Сам Рудольф Штайнер был весьма незаурядным человеком – мистиком, эзотериком, увлеченным изучением души и ауры человека, основателем антропософского общества. Естественно, что и в его системе идет небольшой «перекос» имеемо в чувственно — духовную сферу. Педагогика создавалась около ста лет назад и за всё это время она почти не изменилась! Но прогресс-то не стоял на месте. Получается, что дети в вальдорфском детском саду живут в замкнутой искусственной среде – играют в палочки и камушки, учатся читать и считать только в третьем классе, не знакомятся с классическими произведениями для детей (Пушкина, Барто, Михалкова, Носова и т.д.), не прилагают никаких усилий для добычи знаний. Но рано или поздно ребенок столкнется с реальностью – не будет ли она для него подобно «удара молнии» и не окажется ли он «белой вороной» в нашем динамичном мире. Воспитатели никогда не ругают детей, не делают им замечаний (только в самом крайнем случае). А если ребенок итак слишком темпераментный и неуравновешенный, он может в дальнейшем стать и вовсе не управляемым. Хотя как правило, дети, посещающие вальдорфский садик – ходят в него с большим удовольствием. Ведь один из главных принципов вальдорфской педагогики – отсутствие любого принуждения.темпераментный<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/840603

Педагогическая система Вальдорф

Ваш ребенок уже подрос, и пришло время отдавать его в детский сад или школу.

Но наряду с обычными районными или муниципальными садиками и школами на просторах нашей маленькой страны существует огромное количество необычных учебных заведений, которые работают в соответствии с особой педагогической системой.

Среди них выделяются сады и школы системы Вальдорф, которые еще иногда называют «антропософскими».

Вальдорф – одна из самых модных систем в современной педагогике, хотя первая вальдорфская школа открылась еще в 1919 году в Штутгарте, в Германии (она финансировалась фирмой «Вальдорф-Астория», которая и дала название новой педагогической системе). Через несколько лет при школе открылся детский сад. Автор концепции и руководитель школы Рудольф Штайнер (1861-1925) был основателем не только особой педагогической системы, лечебной педагогики и медицины, но и целого духовного направления.

Штайнер с самого начала придавал большое значение развитию детей в раннем возрасте, задолго до того, как это стало модным в 60-х-70-х годах ХХ века. Именно в эти годы интерес к вальдорфским детским садам и школам резко возрос.

В настоящее время вальдорфские детские сады и школы распространены на всех континентах, но больше всего их в странах Европы: Германии, Швейцарии, Голландии, Швеции, Финляндии и России. Есть они и в США, Канаде, Израиле, Индии и Японии.

Всего насчитывается более двух тысяч садов и 800 школ, которые работают при поддержке ЮНЕСКО и правительств этих стран.

В Израиле существует 37 детский садов, записанных в амуте «Антропософия бе-исраэль», одни домашние ясли, два садика для детей с проблемами развития, и 5 школ (самая известная из них – школа «Хардуф», котоаря находится в киббуце носящем то же название.

Это единственная в Израиле школа системы Вальдорф где дети проходят 12-летнее обучение, остальные школы начальные и самый старший класс в них – шестой или восьмой). Кроме того, существуют частные садики (которые обычно открываются и субсидируются самими родителями), которые не являются, строго говоря, вальдорфскими, но работают «в духе антропософии». Все вальдорфские учебные заведения являются частными, и, как вы догадываетесь, обучение в них стоит недешево.

Что же такое система Вальдорф?

В основе педагогической системы лежит целая философия, которую следует изучать спецаиально – что, кстати, и обязан сделать каждый, кто решит стать воспитателем в вальдорфском садике или учителем в школе.

Сады и школы системы Вальдорф постоянно подчеркивают, что у них уделяется особое внимание образованию и личности воспитателя и учителя. Воспитатель – самая главная для ребенка личность, авторитет. От его поведения зависит вся атмосфера в садике или в классе.

Сами же сады системы Вальдорф работают по следующим педагогическим принципам: • создание атмосферы, благоприятствующей развитию ребенка; • воспитание через подражание и пример; • культивирование многообразных форм игровой деятельности; • создание пространства, способствующего развитию свободной игры; • организация здорового ритма жизни группы; • занятия различными видами трудовой деятельности («педагогика руки») и различными искусствами (живопись, музыка, лепка, эвритмия) Надо сказать, что для меня, как для матери, все это прозвучало чрезвычайно заманчиво, но поскольку у меня уже есть определенный опыт в нашей системе дошкольного образования, я решила не поддаваться, так сказать, волшебству красивых слов, а проверить, как же все эти принципы воплощаются в жизнь.

Вальдорфский садик разительно отличается от обычного израильского садика даже внешне. Совершенно иная эстетика, садик очень красив, все в нем сделано из натуральных материалов: дерева, ткани. Нет практически ярких цветов и пластмассы. В помещении с утра царит уютный полумрак, но затем комната освещается более ярко (это часть «ритма жизни»).

В большинстве садиков нет (или очень мало) обычных игрушек, зато есть множество деревянной утвари, чурочек, перегородочек, одеял, платков – словом, все для того чтобы дети проявляли в играх фантазию. Есть куклы, но не пластмассовые, а из ткани, и без четких черт лица.

Нет здесь и компьютера (хотя в старших классах школы «Хардуф» все дети изучают компьютеры), и магнитофона, и телевизора. Воспитатели сами поют детям и играют на музыкальных инструментах. В вальдорфском саду принят очень четкий режим дня («тихое» время сменяет более «активное») – чтение сказки чередуется с приготовлением завтрака, игра на улице с рукоделием.

Сами «вальфдорцы» описывают эту систему с помощью понятий «вдох» и» выдох»: «Фаза «выдоха» — свободное творческое раскрытие сил ребенка в игре, — сменяется фазой «вдоха», когда дети занимаются с воспитателем или слушают сказку». Дети помогают готовить еду (обычно совершенно натуральную, основанную на крупах) и убирать.

Они занимаются земледелием, сеят, жнут, выращивают овощи. Еще в садике приняты определенные ритуалы связанные с природой: благодарение силам природы, Солнцу, Матери-Земле. Для моего еврейского уха это прозвучало как чистейшей воды идолопоклонство, но в садике меня уверили, что «это не элементы язычества, а просто приближение, слияние с природой и ее элементами.

» Я не нашла в саду и тех обычных для израильского садика моментов, которые призваны формировать ранее интеллектуальное развитие ребека: висящих на стене плакатов с буквами и цифрами, например. Зато дети там учатся рукоделию, там много внимания уделяется физическому развитию ребенка, его моторике.

Даже гостям не позволено сидеть в садике «сложа руки» и смотреть на детей – это отвлекает малышей от игры. Взрослые, воспитатели и гости, постоянно заняты рукоделием, или каким-то другим спокойным делом, а дети стараются подражать взрослым, или играют между собой в разные ролевые игры.

Цели и задачи Вальдорфского садика

На сайте Вальдорфского воспитания можно выяснить, какие цели преследуют все эти оригинальные обычаи садика: «Детство – это уникальный период жизни человека, перед которым стоят свои особые задачи. К этому возрасту нельзя подходить с оценками и целями, которые присущи более поздним этапам развития ребенка.

Чрезвычайно важно дать раскрыться с наибольшей полнотой тем формам, способам жизни и деятельности детей, которые характерны именно для этого возраста. Сторонники вальдорфской педагогики исходят из того положения, что развитие интеллекта должно быть включено в общее развитие личности – прежде всего психосоматическое, эмоциональное, социальное и практическое.

» Другими словами, дошкольный возраст считается удачным временем для развития моторики, обучения разным действиям через подражание, социализации ребенка в обществе других детей (кстати, группы в вальдорфских садиках обычно разновозрастные). Зато чтение и арифметика, по мнению последователей этой системы, никак не подходят дошкольникам.

С чтением, кстати, вообще дело обстоит интересно. В школе «Хардуф» дети учатся читать через письмо.

Сначала ребенок умеет писать буквы и слова, и лишь затем читать их! При этом считается нормальным, что дети не умеют читать до 3 класса, зато знают несколько десятков стихотворений на разных языках, умеют прясть и вязать, выращивать овощи, готовить еду, и играют на музыкальных инструментах. Счету и другим «премудростям» в системе Вальдорф обучают через сказки и игры.

При этом никак нельзя сказать что дети в системе Вальдорф ничему не учатся. Просто они учатся иначе: через подражание, игру, движение. При этом дети развиты не менее своих сверстников, обучаемых в средней израильской школе…

Мнения родителей

А что же говорят родители? Вот мнение Нооми Ф., матери троих детей. Старшие, мальчики, учатся в одной из антропософских школ, а девочка посещает вальдорфский садик. «Дети очень любят ходить в школу, что само по себе является необычным.

В школе принято что один и тот же учитель сопровождает группу с 1 класса и до выпуска. Моим детям крупно повезло, у них прекрасные учителя – впрочем, в системе образования Вальдорф это обычное явление. Старший сын, например, очень любит своего учителя.

Дети в школе учатся огромному спектру различных умений, особенно следует подчеркнуть рисование, лепку, движение под музыку (эвритмия), прикладное искусство, музыку. Уделяется также внимание и связи с природой – дети занимаются земледелием, ухаживают за животными, много времени проводят на природе.

Постоянно проводятся выставки и концерты, в которых участвуют дети, даже самые маленькие. Родители также должны активно участвовать в жизни школы и садика.»

— Не является ли проблематичным то, что интеллектуальному развитию детей не уделяется должного внимания? Как же дети поступят в университет, приобретут профессию?

«Выпускники нашей школы сдают экзамены на аттестат зрелости, правда, по минимуму. Но основная задача школы – воспитать личность, гармонично развитую, индивидуальность, самостоятельного человека.

Такой человек найдет свою дорогу в жизни, будь это получение высшего образования или открытие собственного дела.

Главное, что он сможет быть счастливым, ведь годы его детства прошли в гармоничной, дружелюбной атмосфере».

— А как сочетается с воспитанием индивидуальности тот факт, что все дети должны рисовать на определенную тему определенными цветами, что все они слышат изо дня в день те же тексты, что все они обязаны, скажем, вывязать футлярчик для флейты к концу первого класса? «Детям необходимы границы, ведь все родители так или иначе хотят чтобы их дети следовали их идеалам. Так же и наша школа. В раннем возрасте на первый план выступает потребность ребенка чувствовать психологический комфорт и защиту. Если ребенок окружен вниманием и пониманием любящих его взрослых — в его восприятии таких сильных, почти всемогущих, — он спокоен и имеет возможность для свободного саморазвития, он будет смел, инициативен, активен, будет доверять своим силам. Для того, чтобы чувствовать себя комфортно, ребенку необходимы границы, режим, заданный ритм. Тем не менее, детям предоставляются большие возможности для индивидуального развития и творчества. Необходимо присмотреться внимательно к рисункам и тетрадкам детей, чтобы увидеть, насколько они индивидуальны и различны».

— Для всех ли детей подходит школа вальдорфского направления? Такое ощущение, что она создана только для природных «гуманитариев».

«Школа подходит для всех детей, но определенно не для всех родителей. Родители дожны продумать, что им важно, что они ищут в школе, в воспитании ребенка. Не все родители, дети которых учатся в вальдорфской системе, являются последователями антропософии. Но у них у всех есть определенные приоритеты, которые сочетаются с вальдорфской методикой школьного и дошкольного воспитания».

Как всегда и везде, родители и дети остаются довольны учебным заведением если личность воспитателя или учителя импонирует им, если к ребенку действительно хорошо относятся, и если садик или школа проявляет терпимость к детским особенностям и слабостям.

Так, например, в некоторых учебных заведениях системы Вальдорф воспитатели запрещали приносить в садик игрушки из дома, и были слишком строги с маленькими шалунами, покрикивая на них, когда те играли на улице. Это, естественно, вызвало недовольство родителей, которые считали что в саду дети должны встречаться лишь с мягким, терпеливым отношением.

В другом саду неопытные воспитатели не обращали вимание даже на такие элементарные вопросы, как детская безопасность. В связи со всем этим, рекомендую не надеяться на красивые фразы и не дать внешней эстетике ослепить нас.

В любом садике, будь он обыкновенным государственным, или же вальфдорским, следует проверить, какое образование и опыт имеет воспитатель, отвечает ли садик правилам безопасности, как отзываются дети и родители о личности воспитателя и прочие важные моменты, включа количество и возраст детей в группе.

И если садик подходит вам по разным параметрам, возможно, вы останетесь очень довольны им даже если не имеете никакого понятия об антропософии! Если же вы решили обойтись обычным районным детсадом, можно практиковать некоторые принципы Вальдорф дома: например, позволить детям участвовать в приготовлении еды – и стараться, чтобы это была натуральная, основанная на крупах и бобовых пища. Можно посеять вместе овощи прямо на балконе, вместе ухаживать за ними и вместе следить за их созреванием. Можно разрешить детишкам играть кастрюлями, платками, диванными валиками и стульями, ограничить доступ к компьютеру и прочим прелестям цивилизации, и научить малышей вашему любимому рукоделию. Уверена, это будет чрезвычайно полезный опыт для всей семьи.

Дата публикации 28.09.2007

Источник: https://materinstvo.ru/art/valdorf

Возможности реализаций идей вальдорфской педагогики в дошкольной образовательной организации



В статье рассматривается проблема возможности реализации идей вальдорфской педагогической системы в современном детском саду. Обращается внимание на особенности организации педагогического процесса в вальдорфском детском саду. Авторы выделяют причины малочисленности вальдорфских детских садов.

Ключевые слова: вальдорфская педагогика, дошкольный возраст, педагогический процесс, воспитание дошкольников.

Идеи вальдорфской педагогической системы, основы которой были положены в трудах Рудольфа Штайнера (1861–1925) [5, с. 7], привлекают внимание работников дошкольных образовательных организаций, родителей воспитанников и сегодня.

Вальдорфская педагогика — система способов и приемов воспитания и обучения, основанная на антропософской концепции (соотношение тела и духа) развития человека как целостного взаимодействия плотских, искренних и духовных причин [6].

Применительно к дошкольному возрасту для вальдорфской педагогики характерно признание того обстоятельства, что детство — это неповторимый период жизни человека, перед которым стоят свои особые задачи. К этому возрасту невозможно подходить с оценками и целями, которые присущи более поздним этапам развития ребенка [5, с. 13].

Формы работы с детьми, которые стремятся «ускорить» развитие для этой педагогической системы не приемлемы, она исповедует резко отрицательное отношение к «насильственному» раннему обучению, обучению в дошкольном возрасте письму и чтению [5, с. 27].

Вальдорфские детские сады и школы носят огромную известность в странах Европы: Германии, Швейцарии, Голландии, Швеции, Финляндии и др. Есть они и в США, Канаде, Израиле, Индии и Японии. Всего насчитывается более 2000 садов и 800 школ.

Становление вальдорфской педагогики в России связано с общественно-педагогическим клубом «Аристотель», который возник в начале 1989 года в Москве. Его организатором является педагог А. А. Пинский. Основное направление работы клуба — ознакомительные лекциипо вальдорфской педагогике.

Их читали датские, шведские, финские и немецкие вальдорфские учителя. Официальный день рождения практической российской вальдорфской педагогики — 13 апреля 1989 года, эта дата связана с началом работы детского сада, работающего по вальдорфской системе, в городе Москва [2, с. 20].

В начале 90-х годов по всей России активно создавались вальдорфские детсадовские группы.

Имеются данные о том, что в настоящее время в России насчитывается около 50 вальдорфских детских садов, находящихся в таких городах как Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Владимир, Воронеж, Екатеренбург, Иваново, Иркутск, Ижевск, Казань, Киров, Калуга, Красноярск, Оренбург, Рязань, Самара, Смоленск, Сыктывкар, Томск, Чебоксары и Ярославль.

Существуют как государственные, так и не государственные (частные) вальдорфские детские сады, а также отдельные группы, работающие по вальдорфской педагогике.

В Нижегородской области существует два таких детских сада — МБДОУ д/с № 421 г. Нижний Новгород и д/с № 17 «Золушка» г. Бор.

Поэтому история развития вальдорфских детских садов в России имеет достаточно богатую географическую протяжённость и относительно небольшую временную.

Педагогический процесс в вальдорфских детских садах направлен на то, чтобы для детей создавалась благоприятная атмосфера, ребёнок не чувствовал себя эмоционально напряжённо (создаётся атмосфера «домашнего» спокойствия, ребёнок должен чувствовать себя в детском саду, как дома).

Воспитатель являет собой образец поведения, ему должны подражать дети, делать и выполнять всё так, как делает их воспитатель. Воспитатель своим примером формирует образ правильного поведения. Практикуется использование разнообразных игр с игрушками, предполагающими внутренне преобразование, основанное на воображении ребёнка. Применяются различные многофункциональные игры.

Дети в группе приобщаются к труду, непосредственно наблюдая за действиями воспитателей и выполняя посильные задания. Задания не навязываются детям. Ребёнок сам заинтересовывается и присоединяется к работе. Детей не перегружают заданиями. День не построен на жёстком расписании.

Однако дети приучаются всё делать вовремя и без спешки, потому, что в группе естественным образом поддерживается рабочий ритм группы. Большое внимание уделяется воспитанию путём приобщения детей к различным видам искусства [6, с. 39].

Все перечисленные выше положения органично переплетаются между собой и представляют собой гармоничную жизнь дружной семьи дошкольной организации.

Также можно отметить, что в вальдорфских образовательных заведениях воспитанники играют особенными игрушками. Это куклы, сделанные своими руками из натуральных материалов, некрашеные игрушки из дерева и глины.

Ребенок должен играть лишь такими игрушками, так как они развивают творческие способности и воображение. Обычные классические игрушки из магазина здесь под запретом.

Фабричная игрушка может стать лишь объектом для манипуляций, по мнению многих педагогов [1, с. 59].

Дидактический материал для занятий делается руками воспитателей и их подопечных. В процессе его изготовления используется только природный материл: шишки, желуди, сено и др. Запрещены игрушки с полностью сформированным образом, а также правильной геометрической формы.

Ребенок должен тренироваться фантазировать и развивать творческое мышление для самостоятельного дополнения образа, дети сами рисуют лица на куклах, чтобы не навязывать ему готовый облик и эмоции куклы.

Малыш подключает свою фантазию и придумывает куклу, которая не похожа на другие [1, с.78].

Вальдорфская группа детского сада — разновозрастная. Ее посещают дети от трех до семи лет. Всем детям без исключения уделяется особое индивидуальное внимание. К детям не обращаются по фамилии, а только по имени.

Воспитатели никогда не повышает голос на детей, наоборот, к каждому ребенку внимательно прислушиваются, ценят его мнение [4, с. 20].

Здороваться с каждым ребенком принято за руку. После прихода всех детей, все собираются в кружок, зажигают свечку, берутся за руки и поют утреннюю песенку. Так начинается каждый день в вальдорфском детском саду.

В вальдорфском саду нет того момента, когда детям все нужно делать строем, у каждого ребенка индивидуальный режим дня, который подходит именно ему, это касается всех аспектов, даже таких как прием пищи, график занятий, режим сна и бодрствования и многое другое [4, с. 37].

Воспитатели описывают воспитательную систему с помощью понятий «выдох» и «вдох». Выдох — ребенок самостоятельно выбирает какой-либо вид деятельности и проявляет себя в ней. Вдох — занятия с воспитателем, когда ребенок вбирает в себя что-то новое [1, с. 25].

Гостям вальдорфских детских садов не разрешается бездейственно наблюдать за детьми, так как это отвлекает их. Все постоянно заняты рукоделием. Подражая взрослым, дети играют в разнообразные игры [7, с. 30].

Воспитатель в вальдорфсоком детском саду исполняет роль «мамы», которая занимается различными повседневными делами, а иногда она присоединяется к детям, чтобы поиграть с ними, рассказать сказку или помочь в каком-то сложном деле [1, с. 63].

Пища готовится в группе при детях. Дети участвуют в процессе приготовления еды. Учитываются вкусы детей. Если ребенок захочет добавки — он сам возьмет себе еще одну порцию [1, с. 94].

Перед принятием пищи, все поют короткую благодарственную песню. Дети едят вместе с воспитателем, глядя на взрослого, учатся есть неторопливо, аккуратно [1, с. 96].

Содержание работы в вальдорфском детском саду определяется тем, что дети должны освоить элементы народной культуры и различных видов художественной деятельности [7, с. 45].

Одним из наиболее распространенных занятий является рисование. Но это не обычное рисование, а игры с красками. Краски детям даются только трех цветов: красная, желтая и синяя, дополнительные цвета и оттенки дети должны уметь самостоятельно смешивать из основных [7, с. 50].

В саду приняты определенные ритуалы, связанные с природой: благодарение силам природы, Солнцу, Матери — Земле [1, с. 38].

Согласно вальдорофской педагогике, чем реже воспитатель использует слово «нет», тем лучше это влияет на ребенка. Все запреты взрослого должны быть четкими, не допускающими возражений и компромиссов. Существуют три причины, по которым можно запретить что-то делать, если:

 вследствие выполнения желания ребенка может причинить вред ему самому;

 его действия могут навредить окружающим людям;

 в результате действий ребенка могут пострадать какие-либо вещи.

В вальдорфских детских садах существую некоторые специфические запреты [1, с.126]:

Запрет на раннее обучение до 7 лет, ребенка не нагружают интеллектуальными тренингами и заданиями. Он должен осмыслять окружающий его мир только опытным путем и оставаться как можно дольше в собственном образно-абстрактном мире.

Запрет на СМИ. Различные программы, транслируемые по телевидению, для малыша являются источником негативной информации, они разрушают внутренний мир малыша, и он попадает в сильную зависимость к ним.

Запрет на оценивание действий ребенка. Если малыш выполняет какие-либо задания, чтобы лишь получить от взрослого положительную оценку собственных действий, то он лишается возможности действовать естественно и непринужденно.

Ведущими понятиями педагогического процесса и организации работы вальдорфской педагогики являются понятия «целостности», «намерение дать образование всему человеку, его мышлению, чувству, воле или, иными словами, его голове, сердцу и рукам» [5, с. 87].

Главная мысль вальдорфской педагогики, это идея общечеловеческого образования. Педагогическое воздействие должно быть направлено на как можно более полное раскрытие того, что уже заложено в ребёнке, на раскрытие его задатков и на создание условий для естественного, а не «насильственного» развития его способностей [3, с. 24].

К сожалению, вальдорфские детские сады в настоящее время являются достаточно узким направлением педагогики. Все дело в том, что они предъявляют высокие требования.

Требования к педагогическому коллективу — личностные и профессиональные. Педагог вальдорфского детского сада должен пройти долгую специальную подготовку под руководством опытных специалистов.

Это не дает возможности расширять данное направление.

Реализация вальдорфской педагогики в условиях ДОО возможна только при активном участии и поддержке родителей. Родители должны обязательно участвовать в различных праздниках, в выставках, в спектаклях.

Должны помогать мастерить игрушки, помогать в оформлении помещении группы и т. д. Отличительная черта деятельности вальдорфского детского сада заключается в активном участии родителей воспитанников.

Для этого необходимы большие временные и энергетические затраты с их стороны. Но к этому готовы далеко не все современные родители.

Еще одним из основных моментов, препятствующих развитию вальдорфской педагогики, является тот факт, что большинство родителей в настоящее время ориентированы на умственное и интеллектуальное развитие детей, а также на их подготовку к школе.

Отсутствие познавательной направленности и специального обучения снижает привлекательность данного направления. Представления и возможности современных родителей для данного направления трудно реализуемы в современных городских условиях.

Препятствием является и то обстоятельство, что воспитание ребёнка в вальдорфском детском саду предполагает преемственность этой воспитательной системы в школе. Последнее также затруднительно в силу того, что численность вальдорфских школ в России столь же не велика.

Все перечисленные факторы вместе являются препятствием широкому распространению вальдорфской педагогической системы.

Однако, выделенные ранее отличительные черты этой педагогики, можно проследить в тенденциях развития современного стандартизированного дошкольного образования. ФГОС ДОО предъявляет, во многом, «созвучные» с идеями вальдорфской педагогики требования.

Это требования и к формированию предметно-развивающей среды, и к «запрету» на раннее обучение, и к усилению сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьями воспитанников, и создание комфортной эмоциональной обстановки в детской группе, «право» на уединение, возможность побыть ребёнку в «собственной зоне», и др.

Таким образом, из вальдорфской педагогики есть что позаимствовать. Но главное, чему она может научить — это уважение к личности малыша, бережное отношение к детству, которое так важно для каждого человека.

Литература:

  1. Грюнелиус М. Э. Вальдорфский детский сад. — М., 1992. — 390 с.
  2. Загвоздкин В. К. О вальдорфской педагогике и ее критика. — Ижевск: Журнал «Человек» 1998. — 85- 87 с.
  3. Краних Э. М. Свободные вальдорфские школы. — М: «Парсифаль», 1993. – 40 с.
  4. Пегов В. А. Вальдорфская педагогика как образец свободного образования. Смоленск: СОИУУ, 1992 год. — 82 с.
  5. Штайнер Р. Познание и посвящение: Две лекции 1922 г. — М: «Московский центр вальдорфской педагогики», 1922. — 350 с.
  6. Штеффен А., Штейн В. Статьи о вальдорфской педагогике: учеб. пособие. — Рязань, 2007.
  7. Элизабет М. Грюнелиус М. Вальдорфский детский сад. — М: МПИ «Мир книги», 1992. — 72 с.

Основные термины (генерируются автоматически): вальдорфская педагогика, ребенок, вальдорфский детский сад, Россия, педагогический процесс, детский сад, сад, детская, воспитатель, вальдорфская педагогическая система.

Источник: https://moluch.ru/archive/112/28721/

Ссылка на основную публикацию