Воспитание ребенка в семье

Семейное воспитание детей

Семья – главный институт воспитания человека. Семейное воспитание детей – это система воспитательных и образовательных процессов, регулирующаяся определенными традициями и нормами, принятыми в условиях отдельно взятой семьи, и реализуемая силами всех членов семьи.

Главной целью семейного воспитания является формирование нравственной, интеллектуально развитой личности, подготовленной к жизни в современном обществе. Семья является для ребенка естественной средой существования, отличающейся от прочих коллективов, с которыми ему предстоит взаимодействовать в дальнейшей жизни.

Какова роль семьи и семейных традиций в воспитании детей? Чем отличается семейное воспитание от воспитательных процессов, реализуемых прочими образовательными и воспитательными институтами?

Семейное воспитание детей: общие принципы и положения

Семейное воспитание детей – это совокупность методов и мер, предпринимаемых членами семьи последовательно и регулярно с целью формирования у ребенка социальных и личностных норм поведения, моральных и нравственных ценностей и устоев, общегражданских и общечеловеческих идеалов.

Семейное воспитание детей – один из основных механизмов, обеспечивающих подготовку личности к интеграции в современное общество. Именно в семейной среде ребенок получает первые представления о взаимодействии личности и общества, об интересах и приоритетах, о выгодах обеих сторон.

Характер семейного воспитания обусловлен следующими факторами:

  • Физическое и психическое здоровье членов семьи;
  • Наследственность;
  • Материально-экономический статус семьи;
  • Социальный статус семьи;
  • Уклад жизни;
  • Количество членов семьи;
  • Условия проживания;
  • Отношения между членами семьи;
  • Культурный, моральный, нравственный потенциал семьи.

Основными задачами семейного воспитания детей являются:

  • Создание максимально благоприятных условий для умственного, физического и психического развития ребенка;
  • Передача жизненного опыта и знаний, систем ценностей;
  • Обучение детей базовым навыкам и умениям, привитие интереса к знаниям и познанию;
  • Воспитание чувства собственного достоинства, ценности собственного «я».

Основными методами реализации семейного воспитания детей являются:

  • Убеждение (беседы, советы, внушение);
  • Личный пример;
  • Поощрение и развитие в ребенке чувства удовлетворенности своими успехами;
  • Наказание (ограничение удовольствий ребенка, однако без применения физических мер).

Основные принципы семейного воспитания детей сводятся к следующим положениям:

  • Признание ребенка равноправным членом семьи, уважительное отношение к его личности, интересам, потребностям;
  • Восприятие своего ребенка таким, каким он есть, не предъявляя завышенных требований к его деятельности и достижениям;
  • Создание благоприятной, эмоционально-комфортной, доверительной атмосферы для установления контакта с ребенком;
  • Оказание необходимой помощи ребенку, избегая при этом гиперопеки;
  • Последовательность в своих действиях и требованиях, как в воспитательном процессе, так и в повседневной жизни;
  • Построение воспитательных стратегий с учетом возрастных, гендерных и личностных особенностей ребенка.

Ребенок воспринимает семью, ее традиции и принятые в семейном кругу нормы, как должное. Семья для малыша является первым воспитательным институтом, являющимся наиболее авторитетным в отличие от каждого последующего.

А также тем естественным фильтром, который имеет непосредственное воздействие на формирование личности. Так, родители в первые годы жизни ребенка определяют основной круг его интересов, круг его общения, места его пребывания и точки соприкосновения с социумом.

Именно в атмосфере семьи ребенок познает первый опыт межгендерных отношений (матери и отца), опыт отношений поколений (отцы и дети). Дети подсознательно копируют поведение взрослых, принимая их модели поведения как истинные и единственно правильные.

В дальнейшей жизни ребенку будет крайне сложно понять, почему у него не складываются отношения в коллективе, с друзьями, личные отношения с противоположным полом.

Семейное воспитание детей дошкольного возраста

Дети дошкольного возраста являются наиболее восприимчивыми к ситуациям, событиям, происходящим в кругу их семьи. Это объясняется основной особенностью семейного воспитания детей, которое выстраивается на чувствах и эмоциях, а не на постижении нового опыта, получении новых знаний (что реализуется в детских садах, школах, прочих образовательных учреждениях).

Основа успешного семейного воспитания детей дошкольного возраста – любовь родителей к ребенку, которая должна проявляться в словах, отношении, поступках, ощущениях ребенка, семейной атмосфере. Ребенок, недополучающий родительского внимания и любви, всеми силами пытается привлечь недостающее внимание различными поступками, непослушанием, капризами, замкнутостью.

Основной ошибкой родителей в данном случае является наказание ребенка без выявления сущности проблемы такого поведения. Многие родители предпочитают решать проблемы с детьми с привлечением педагогов и психологов, хотя ребенку в этот момент просто необходима родительская ласка и поддержка.

К основным ошибкам семейного воспитания детей дошкольного возраста относятся:

  • Признание материальных благ приоритетными над духовными и моральными ценностями;
  • Низкий культурный, нравственный и духовный потенциал родителей, их аморальное, безнравственное поведение;
  • Авторитаризм и безнаказанность, а также чрезмерное физическое наказание детей;
  • Тяжелая психологическая атмосфера в семье.

Роль семейных традиций в воспитании детей

Семейные традиции – это совокупность принятых и соблюдаемых норм, правил, обычаев и взглядов, определяющих поведение каждого члена семьи в отдельности, а также семьи в общем, передаваемые из поколения в поколение. Семейные традиции в воспитании детей играют первостепенную роль.

Это именно тот фактор, который отличает семью от других коллективов, с которыми ребенку предстоит взаимодействовать. Семейные традиции укрепляют родственные связи, развивают чувства долга и ответственности, гордости за семью и переживания за ее целостность и единство.

С падением ценности института семьи в современном обществе семейные традиции являются инструментом укрепления семьи.

Соблюдение семейных традиций упорядочивает жизнь человека. Традиции объединяют поколения, позволяя детям в процессе воспитания лучше усваивать механизмы взаимоотношений поколений.

Соблюдение традиций прививает ребенку чувства любви, привязанности, уважения.

Совместный досуг на выходных, совместные воскресные обеды, празднование важных событий способствуют не только укреплению семейных связей и ценностей, но и формируют положительную атмосферу семьи.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

Источник: https://www.neboleem.net/stati-o-detjah/6696-semejnoe-vospitanie-detej.php

Как мы воспитываем наших детей?

Воспитание детей в семье на современном этапе развития человеческого общества по-прежнему остается одним из актуальных вопросов.

Не нравится мне повторять заезженные в сети фразы, но как не скажи — семья остается по-прежнему тем главным университетом воспитания, с окончанием обучения в котором человек, хоть и маленький, получает звание «индивида». А каким получится этот индивид, зависит от стараний и умений самих родителей. Они же в лице ребенка и его первые педагоги.

Каждая семья хочет для своего ребенка самого лучшего. Однако, зачастую все сводится лишь к тому, чтобы вкусно покормить, красиво одеть и научить некоторым манерам поведения.

Но проблемы воспитания в семье маленького ребенка так не решаются. Детям нужно нечто большее, чем средства для роста и существования. Ребенок нуждается в воспитании, а это означает, что ребенок сможет вскоре применять полученные навыки в самостоятельной деятельности — среди сверстников и других¸ взрослых, отличных от его родителей по статусу, характеру и т.п.

Влияние семьи на воспитание ребенка, таким образом, очень велико. Только в семье малыш получает необходимые ему для социализации навыки поведения.

Сегодня мы рассмотрим все основные вопросы, касающиеся семейного воспитания ребенка, касательно дошкольного возраста.

Особенности семейного воспитания

Итак, каковы же особенности воспитания ребенка в семье?

Казалось бы ничего особенного — то в этом и нет. Ребенок родился и растет себе с мамой и папой в кругу братьев и сестер. Родители уходят на работу. Ребенка оставляют с бабушками и дедушками, или приводят в дом чужую тетю, которая будет на протяжении некоторого времени присматривать за малышом.

Или же оформляют ребенка в детское заведение на весь день. А некоторые даже на круглосуточное проживание с тем, чтобы забрать малыша в семью лишь на выходные дни.

Такое воспитание детей дошкольного возраста в семье и воспитанием — то назвать сложно. Даже не знаю, какую цель преследовали родители, когда планировали рождение ребенка.

Конечно, ситуаций бывает в жизни много. Иногда ребенок рождается «нечаянно». Но во многих семьях дети желанны по-настоящему. И тем не менее и про такие семьи можно говорить, что «родили и сдали».

Воспитание детей в семье должно стать главной задачей в оспитании детей молодых родителей, да и не молодых тоже, которые получили самый драгоценный дар в виде малыша.

Особенности воспитания ребенка в семье в том и состоят, что родителям следует относиться к данному процессу как к подарку. Воспитание детей дошкольного возраста в семье ответственное дело, и каждая семья подходит к этому по-разному.

Как же воспитывают детей в разных семьях?

Принципы семейного воспитания

Фактором, влияющим на ребенка как положительно, так и отрицательно в плане воспитания, является семья. Если родители придерживаются определенных принципов, то у них может получиться стать для малыша настоящими воспитателями. Если же воспитание проходит как-нибудь, ничего хорошо из ребенка обычно не вырастает.

Принципы воспитания не сложны для понимания. Рассмотрим их на наглядных примерах.

Принцип первый. Ребенка надо принимать таким, какой он есть. Какого сделали, такого и получайте — ваша работа. Даже если что-то вам не нравится в малыше, не стоит дергать его по всякому поводу. Это еще тот возраст, когда можно его подредактировать. В умелых руках и камень — глина.

Допустим, ваш малыш привык капризничать при посторонних. Вам это неприятно, и вы перестаете ходить с ним на разные мероприятия, на прогулку. Дескать, пусть в детском саду гуляет с другими детьми и воспитателем.

Но это не выход. Когда малыш подрастет, он будет привычен гулять только с чужими людьми, без вас.

Чтобы исправить такую ситуацию, педагоги и психологи считают нужным обсудить с ребенком цель прогулки, чем вы будете заниматься, куда пойдете. Возможно, предложите после улицы нарисовать, что вы там встретится на пути.

А если у вас запланирована встреча с кем-то, и ребенок должен быть при вас, можно договориться прийти с детьми всем, кто будет на встрече. Чтобы малышам было чем заняться, можно подготовить какие-то несложные игры. Это увлечет каждого ребенка, и дети не будут капризничать, привлекая внимание взрослых к себе. Они будут заняты друг другом и совместными играми.

Принцип второй. Ребенку нужно сопереживать, смотреть на детские проблемы серьезно, разделяя взгляды малыша.

Если у мальчика сломалась машинка, не нужно бежать в магазин за новой, чтобы унять горе у ребенка. Лучше посмотреть это как на возможность вместе отремонтировать игрушку. Не думаю, что поломка очень сложная.

В этом возрасте еще не умеют ломать по-серьезному. Зато совместная ремо-деятельность сблизит с сыном, даст ему понимание того, что взрослый рядом и всегда готов прийти на помощь.

Принцип третий — не улюлюкать, а адекватно беседовать. Даже самые маленькие дети очень хорошо понимают, серьезен ли с ним взрослый и правдив, или же считает его за несмышленыша, которому готов отдать весь мир.

И это очень нравится малышам. Они схватывают идею — поманипулировать родителями. Эта черта очень крепко укореняется в детской головке. В будущем такие малыши стать недостаточно отзывчивыми членами общества, зато замечательными потребителями. В очень прямом смысле слова.

По-разному родители воспитывают, но принципы воспитания, которыми мне хотелось поделиться, очень неплохо соблюдать, но при этом будет не лишним выбрать наиболее эффективные методы воспитания.

Методы воспитания детей в семье

У каждого есть свои методы воспитания детей в семье. Им придерживаются традиционно из поколения в поколение. «Как воспитывали нас, так и мы будет воспитывать» — это нормальный ответ современных родителей. Ведь, как они считают, не так важна сама система воспитания детей, как результат, с которым мы столкнемся или не столкнемся в будущем.

Несмотря на многие различия в применении методов воспитания, каждый родитель хоть изредка но беседует с малышом. Чаще, конечно, убеждает и внушает, вместо того, чтобы советовать.

Немаловажен личный пример взрослого. Ребенок — зеркало. Замечали, как малыши копируют движения нас, родителей — то встряхнет волосами, как папа, то грозит пальчиком кукле, как мама.

Другие взрослые могут применять метод поощрения своими достижениями. Это не плохо, но надо знать меру. Ведь малыш может легко привыкнуть быть хорошим за похвалу.

И уж совсем негоже наказывать ребенка, который еще и выводы — то делать не умеет из наказаний. Наказания и угрозы — не лучшие методы воспитания детей в семье.

А у вас какие методы воспитания в семье?

И все же главным в семейных отношениях часто считается здоровое развитие малыша, о формировании его как личности семья часто не задумывается. А ведь семья — основа становления индивида. И от воздействия семьи на ребенка развиваются те или иные черты его характера.

В разных семьях взаимоотношения между взрослыми и детьми нельзя назвать правильными с точки зрения педагогики и тем более психологии. Частые наказания ребенка приводят к его отторжению от методов такого воспитания. Малыш отдаляется от родителей, уходит в себя.

И тогда уже до него будет сложно или даже невозможно достучаться. И воспитывать его будут уже не родители, а его обиженные чувства. От таких состояний малыша зависит, как он будет относиться к родителям, повзрослев.

Стили семейного воспитания

Если методы воспитания у каждой семьи могут быть совершенно отличными от других семей, то стиль воспитания ребенка в семье можно отнести к той или иной классификации.

Читайте также:  Основные характеристики урока

Существуют следующие стили воспитания:

  • демократический;
  • авторитарный;
  • попустический.

Первый стиль воспитания ребенка в семье — демократический — наиболее приемлем в воспитании ребенка. Семьи с данным стилем воспитания учитывают интересы своего малыша, идут на компромиссы с ребенком, всегда находят выход из любой сложной и капризной ситуации.

Авторитарному стилю воспитания я бы сказала резкое «нет». Ведь взрослый сильнее, при этом стиле, навязывая свое мнение, он конечно же «победит». Но стоит ли делать так, чтобы малыш уже с раннего детства плясал под вашу дудочку. Самим такой стиль на себя примерить не хотели бы?

Есть еще один стиль с явно негативной направленностью — попустительский. Тут уж взрослым до своего ребенка совсем никакого дела нет. Каждый в семье сам по себе. Но малыш еще так нуждается не только в понимании, но и в активном участии в его развитии и обучении.

Стоит отметить, значение семьи в оспитании ребенка зависит от выбора или самопроизвольно организованного стиля.

Выбранный стиль воспитания — залог хороших взаимоотношений между родителями и детьми. Если хотите, чтобы малыш доверял вам, не будьте к нему слишком требовательны. Больше эмоционального тепла и совместных дел — вот основа ваших доверительных отношений.

Роль семьи в воспитании ребенка

Хочу поделиться историей одной семьи, в которой ребенок стал желанным подарком.

В самый канун майских праздников, 30 апреля, в 2.20 ночи у Амалии и Александра Гольданских родилась дочь. Ребенок родился именно у обоих, потому что неуемный отец, доставивший супругу в 25-й роддом около полуночи, наотрез отказался расставаться с ней хоть на минуту.

Врачу Клавдии Васильевне Бондаренко не оставалось ничего иного, как позволить Александру присутствовать при родах.

Гольданские, не так давно основавшие свое уникальное «Театральное дело», уже привыкли все делать вместе: и пьесы писать, и эскизы декораций размечать, и с актерами работать. Так они и решили рожать тоже вместе.

Конечно, главная роль досталась Амалии, а Саша на протяжении всего процесса неотступно держал ее крепко за руку.

Рождение дочери принесло радость и облегчение обоим счастливым родителям. Девочку назвали Дианой. Старшая дочка Гольданских, пятилетняя Аня, сейчас гостит у дедушки с бабушкой в Америке. Она уже послушала голосок младшей сестренки по телефону и теперь тщательно обходит детские магазины в поисках самых красивых погремушек.

Ребенок пришел в мир, такой желанный и любимый с самого своего рождения. На то, какой личностью вырастет этот малыш, очень повлияют дальнейшие взаимоотношения взрослых и детей в семье.

Копируя семейные отношения, не следует забывать, что ребенок как бы формирует свое Я на примере родителей. Хорошо, когда семья благополучная, отношения строятся на доброжелательной нотке. Тогда и ребенок растет спокойным и послушным.

Также и его развитие находится в соответствии с возрастной нормой. А если отношения строятся на негативе, присутствуют повышенные тона, строгие требования, то ребенок получает заряд отрицательных эмоций. И вырастет личность неуравновешенная, не способная адекватно поступать в жизненных ситуациях.

Воспитание детей в современной семье лежит по большей части на нянях и бабушках. Считаю, что это не правильно. Ведь ребенку нужны мама и папа, старшее поколение должно быть как десерт для малыша — хорошо, но не постоянно.

Если посмотрим на воспитание детей в неполной семье, то тут есть проблемка — недостающего родителя бабушки и дедушки не заменят. Если уж с этим ничего поделать нельзя, то хотя бы объясняйте малышу, почему у вас «не все дома».

Поэтому можно констатировать, что семья влияет прямо на личность ребенка дошкольника.

Роль отца в воспитании ребенка

Отцовское влияние на ребенка неоценимо. Даже не важно — мальчик это или девочка. Каждый малыш интуитивно ищет защиты со стороны «сильного папы». Хотя можно наблюдать и некоторые различия в отношении детей разного пола к главе семейства.

Например, мальчики тянутся к отцу за тем, чтобы научиться у него поступать по-мужски в любой ситуации. Мальчишки смотрят на то, как папа поступает, как он говорит и даже, какие у него движения рук. Все папины привычки становятся желаемыми, а временами интуитивными для мальчишки.

Девочки же ищут в папе укрытие от любого негативного воздействия. Девочки по натуре более трусливые, а папа для них олицетворение крепости, которую ничто не сломит. Рядом с отцом маленькие девочки чувствуют себя в полной безопасности.

Что касается воспитательного эффекта на ребенка со стороны отца, то тут можно констатировать факт — большинство детей не требуют так уж много времени со стороны взрослого. Им достаточно недолгого общения с папой, чтобы понять, что тыл на месте. А дальше уже можно и своими делами детско-игрушечными позаниматься.

Исподтишка мальчишки будут наблюдать за делами отца, при этом занимаясь своими. А девочки могут порой даже и покапризничать, привлекая внимание большого папы. Им требуется для отцовского внимания гораздо больше времени.

Дочки готовы сидеть на ручках у папы весь день. Им всегда уютно в объятиях папы. Большого эффекта от такого сидения на ручках у папы дочки не получают, зато эмоциональное состояние у них при этом формируется благоприятно.

Как для сына, так и для дочери общение с отцом сказывается весьма положительно. Поэтому, дорогие мамочки маленьких и не очень маленьких детей, прежде чем разрывать связь с отцами своих малышей, подумайте, как будет чувствовать и как будет расти ребенок без отцовского плеча.

Советы родителям по воспитанию детей

Итак, подошли к некоторым советам, которые хотелось бы здесь написать.

  1. Создавайте семьи с теми, кого вы на самом деле любите.
  2. Планируйте малыша вместе.
  3. Будьте с ребенком с самой первой секунды его жизни.
  4. Разговаривайте с малышом, когда он бодрствует и когда он или она засыпает.
  5. Позволяйте сынишке или дочке задавать вам любые вопросы и не смущайтесь отвечать на них честно.
  6. Будьте правдивы с детьми.
  7. Не заставляйте ребенка делать выбор, с кем идти гулять — идите всей семьей.
  8. Проводите как можно больше времени в совместной деятельности.

И, наконец, дорожите друг другом в глазах ребенка и никогда не расставайтесь.

Семья — это не надолго. Семья — это НАВСЕГДА!

Источник: https://podrastu.ru/vospitanie/vospitanie-detej-v-seme.html

Что же такое правильное воспитание детей в семье?

Любые родители хотят, чтобы их ребёнок вырос воспитанным человеком, и для этого обязательно нужно прилагать много усилий. Прежде всего, сами родители должны показывать хороший пример своему ребёнку. Родитель обязан быть вежливым и честным, добрым и отзывчивым, понимающим и дружелюбным человеком, если он хочет, чтобы его ребёнок был таким же.

Некоторые родители не придерживаются таких правил, и как следствие ребёнок повторяет ту же модель поведения, а после чего родители удивляются, почему их чадо не ведёт себя подобающим образом. Старшее поколение обязано подавать хороший пример, иначе воспитание не будет иметь никакого смысла.

Сам процесс воспитания ребёнка — очень долгий и трудоёмкий. Он включает много факторов, например, такие как: вежливость по отношению к окружающим, уверенность в себе, ответственность за свои поступки и многое другое.

Прежде всего, родители должны быть последовательными в воспитании ребёнка. Любое поощрение или запрет на какие-то действия должен повторяться изо дня в день. Если этого не выполнять, то ребёнок поймёт, что установленные правила являются необязательными, и начнёт их нарушать. 

Очень важно поощрять ребёнка за какие-либо заслуги и успехи в том, чем он любит заниматься. Тем самым он будет понимать, что это у него получается и начнёт более усердно заниматься любимым делом. Так можно впоследствии выбрать хобби или даже будущую профессию для ребёнка. 

Безусловно, поощрения является важным аспектом в воспитании ребёнка, но наказание также должно присутствовать. Если его не использовать, ребёнок не будет понимать, чего нельзя делать и почему.

Но очень важно выбрать адекватное наказание. Оно должно быть соразмерно его поступку.

Ребёнка ни в коем случае нельзя запугивать и воспитывать только криком, потому что это может привести к плачевным последствиям. 

Очень важно давать ребёнку некую самостоятельность в своих действиях. В некоторых моментах можно предоставить ему выбор, и если он окажется неправильным, ребёнок поймёт это и будет учиться на своих ошибках. Такая самостоятельность в выборе далее приведёт к уверенности в своих действиях и ответственности за свои поступки.

Уверенность в себе является важнейшей чертой характера любого человека, и чтобы заложить это в ребёнке, потребуется немало усилий. 

Ни в коем случае нельзя сравнивать своего ребёнка с другими, потому что это может сформировать неправильное мнение относительно других и себя. Лучше сравнивать его самого с тем, кем он был вчера, и кем является сегодня. Это поможет ему понять, как следует себя вести в некоторых ситуациях.

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-922461-chto-zhe-takoe-pravilnoe-vospitanie-detey-v-seme

Главные условия воспитания детей в семье

Содержание статьи: Роль семьи в обществе играет самую важную и главную роль. В семье ребенок с первых дней жизни учится любить, сочувствовать, сопереживать, заботиться о других. Именно родители являются главными учителями и наставниками ребенка.

Родители должны постараться быть более терпимыми и понимающими, ведь только от них зависит то, станет ли ребенок успешным, целеустремленным и найдет ли он свое место во взрослой жизни. Поэтому всем, у кого подрастает малыш, важно знать, как воспитать ребенка правильно.

Родительский дом – это не просто место, в котором ребенок родился и вырос, это связующая нить между родителями и чадом. Семья – это любовь и забота о своих ближних, это ответственность и надежная опора. Именно в семье формируются нормы поведения, закладываются нормы морали.

Семья способствует развитию и формированию личности, раскрывает индивидуальность.

Что такое условия воспитания детей

Воспитание – это не только умение воздействовать на ребенка, когда мы его поучаем, ругаем или наоборот — поощряем. Более важную роль играет модель поведения родителей. Иногда мы сами того нее замечая, подаем пример нашим детям.

Одно слово или один поступок взрослого могут сыграть более важную роль в воспитании, оставить большой след, нежели постоянные поучения. Такое же воздействие может оказать простая улыбка, кивок головой в знак одобрения.

Когда ребенок вырастает, он забывает конкретные жизненные случаи, но остается то, что формирует личность. Характер семейной атмосферы формируется, прежде всего, тем, как члены семьи ведут себя друг с другом. Умение выслушать, поддержать близкого в трудный момент. Уважение и честность между родителями.

Семья – это маленькая вселенная, в котором отражается вся жизнь! Все трудности и невзгоды семья должна переживать вместе, на одном уровне с радостью и счастьем.

Авторитет родителей

Очень важным аспектом в воспитании детей является авторитет родителей. Влияние отца или матери на ребенка — вот, что принято считать авторитетом. Для того, чтобы заслужить авторитет в глазах ребенка, необходимо, прежде всего, проявлять требовательность, и в первую очередь — к себе. Добросовестно относиться к труду, быть примером во всем.

Некоторые родители считают, что ребенок должен их уважать только за то, что они — родители. Но это ложное мнение. Уважение и авторитет необходимо заслужить.Авторитет можно разделить на несколько видов:

Авторитет подавления. Взрослый часто повышает голос, кричит, угрожает ребенку расправой ремнем.

Дети в таких семьях вырастают слабовольными или наоборот — чересчур уверенными в себе, мстящими за свое безвольное детство.

Авторитет чванства. Родители упоминают при каждом удобном случаи значимость своих заслуг, высокомерно относятся к окружающим. Чаще всего в таких семьях у детей формируются неверные идеалы. Глядя на родителей, ребенок перенимает их манеру общения, и вырастает самовлюбленным, не умеющим относиться к себе самокритично.

Авторитет педантизма. Данный вид означает то, что родители хотят видеть беспрекословное повиновение в своих детях. Взрослый приказывает и распоряжается ребенком, у него нет права голоса.

Ребенок выполняет все, что говорят родители, в противном случае семья погрязнет в постоянных конфликтах и спорах.

Такой вид авторитета ведет к тому, что у ребенка отсутствует собственное мнение, и он не может самостоятельно принять решение, а так же всегда ждет одобрение родителей.

Авторитет резонерства. Данный способ влияния на ребенка — это поучение и чтение натаций. При каждом удобном случаи родители заводят длинные разговоры, зачастую одни и те же.

Такие родители не дают раскрыться своим детям, забывают, что ребенок в любом возрасте заслуживает уважения и может иметь свою точку зрения. Вскоре ребенок привыкает к данному виду воздействия и перестает слушать взрослого.

В таких семьях родители не хотят понять одну простую вещь, что жизненный опыт нарабатывается годами.

Авторитет любви или так называемая слепая любовь. Один из самых распространенных видов. Родители безмерно обнимают, целую, ласкают ребенка.

Очень часто взрослые пытаются надавить на ребенка, спрашивая: «Ты не любишь свою маму?».

Подрастая, ребенок понимает, что родителями можно манипулировать, сказав о том, как он их любит, и получить желаемое. Дети в таких семьях вырастают эгоистами.

Авторитет доброты – родители покупают послушание ребенка добротой и вседозволенностью. Взрослый пытается быть безотказным и разрешает все ребенку, так как боится конфликтов в семье. Чрезмерная уступчивость не всегда идет на пользу ребенку. Очень часто в таких семьях дети вырастают очень требовательными и капризными. И занимают «главную» позицию в семье.

Читайте также:  Изучение английского в москве. как выучить английский быстро

Авторитет подкупа – родители пытаются купить свой авторитет подарками и различными обещаниями. Получить от ребенка послушания – вот, что хотят отец и мать. Они часто забывают о том, что поощрять ребенка нужно за выполнение поставленных задач, а не за то, что ребенок слушается взрослого. Данный вид авторитета является самым безнравственным.

У всех из представленных видов авторитета есть одна особенность — они выражают авторитарную позицию родителей. Диктат – вот, что лежит в основе авторитарности. Возможность подавить ребенка, властвовать над ним – ведь это так просто. Ребенок не всегда может противостоять взрослому.

Есть семьи, в которых ложный авторитет приводит к необратимым последствиям. В таких семьях испытывают дефицит ласки и любви. Построение родительского авторитета вполне возможно. Умение объяснить ребенку, что либо, а не запретить.

Родителям нужно научиться правильно расставлять приоритеты, а авторитарность — не всегда лучший способ повлиять на ребенка. Владение знаниями о ложных видах авторитета поможет родителям не совершить необдуманные поступки.

Поможет увидеть разницу между авторитетом и авторитарностью, поможет определиться с выбором правильной позиции в воспитании детей.

Отношения между братьями и сестрами

Один ребенок в семье в наше время — это обыденность, а вот многодетные семьи стали встречаться реже. Родителям проще воспитать одного ребенка, нежели двух. Одному можно дать все. Лучшее образование, помочь финансово, а самое главное — отдать все свое внимание, заботу и любовь.

Очень часто в семьях с одним ребенком дети не проходят ту жизненную школу, которая так нужна в жизни. И только общение с другими людьми может частично компенсировать факт отсутствия брата или сестры. Такие дети не сталкиваются с ситуациями, когда нужно учиться делить любовь родителей, тем самым, не сталкиваются с ревностью.

В многодетных семьях ситуация немного иная. Отношения в семье более сложные. Однако сложность таких отношений имеет огромное значение в социальном развитии ребенка и благотворно влияет на самооценку родителей. Дети, в семьях в которых двое и более детей, умеют уступать друг другу, учатся взаимопомощи.

Умение не только брать, но и отдавать — очень важное качество, которое важно присвоить ребенку. Внимание родителей в большой семье не может принадлежать одному из детей. Ребенок учится делиться не только игрушками, но и вниманием отца и матери. Однако в многодетных семьях могут возникать конфликты.

Родители, сами того не желая, начинают сравнивать детей. Ставить старшего ребёнка в пример младшему, говорить, что один из детей лучше. Тем самым, родители провоцируют ребенка на агрессию. Не понимая, что это может навредить детям.

Чувство несправедливости и обиды может привести к тому, что ребенок будет злиться на того, кого ставят ему в пример. Однако, влияние братьев и сестер не играет главную роль в формировании личности. По этому, нельзя утверждать, что ребенок из многодетной семьи будет превосходить единственного ребенка.

Ему социальное развитие дают, прежде всего, родители. Родители, живущие в мире и согласии, являются лучшей моделью и примером для детей. Семейные отношения учат ребенка находить пути решения проблем, способы существования в мире и умение дружить и сотрудничать другими людьми.

Роль бабушек и дедушек

Роль бабушки и дедушки напрямую зависит от того, как родители относятся к своим родителям. Хорошо, когда все члены семьи занимают единую позицию в воспитании детей, но бывает иначе. Очень важно беречь теплые и понимающие отношения между молодым и старшим поколением.

Следует принять тот факт, что бабушка и дедушка желают ребенку только добра. Их накопленная мудрость, внимание — очень ценны. Причиной разногласия могут стать методы воспитания ребенка. Разница в понимании проблемы и задачах. Конфликтность членов семьи может привести к негативному воздействию на детей.

Так же, при совместном проживании, ярче видны разные стили воспитания, которые ведут к дезориентации ребенка. Дети теряются и не понимают, кого им слушать. Пытаются выбрать между родителями и бабушкой с дедушкой. А по сути, роль бабушки и дедушки совсем иная.

Пожилые люди, не имея более важных дел, стараются все свое свободное время отдать внукам. Зачастую они всерьез озабочены детскими проблемами, умеют включаться в любую игру. И зачастую, позволяют внукам гораздо больше, чем позволяют им родители. Благодаря бабушке и дедушке, вырастая, дети чувствуют себя более защищенным.

С чувством надежного тыла. Считается, что именно старшее поколение способно привить ребенку навыки непринужденного общения и передать семейные традиции. В заключении хочется сказать, что, если дети уважают, прислушиваются к своим родителям, это значит, что в семье существует родительский авторитет.

От отношения человеку как к высшей ценности зависит психологическая атмосфера в семье!

Читайте на baby.ru: детская ревность в семье https://www.baby.ru/wiki/detskaa-psihologia/detskaa-revnost/

Последние материалы раздела:

Кукольный домик своими руками из фанеры, коробок, бумаги, фетра У каждой маленькой девочки есть любимые куклы, которым просто необходим большой красивый домик. Конечно, игрушечные апартаменты можно купить, однако их стоимость порой очень высокая…Живой песок для детей Многие дети просто обожают играться в песочнице, лепить куличики, разные фигурки, строить домики и настоящие замки. Но, когда наступает зима или просто льет дождь, о песочных забавах…Шариковый пластилин: поделки для детей Шариковый пластилин – это очень популярная, яркая и необычная масса для лепки. Он состоит из маленьких шариков, которые соединены между собой тонкими клеевыми нитями. Из этого материала…

Источник: http://birth-info.ru/1137/parenting-Glavnye-usloviya-vospitaniya-detey-v-seme/

«Воспитание ребенка в семье»

Пример родителей – это наглядный образец для детей. Хорошие качества, которые воспитываются у детей, будут наиболее прочными, если дети видят их у родителей.

Чем объясняется воспитательная сила примера? Почему дети живо воспринимают примеры поведения других людей и следуют им? Ребенок в дошкольном возрасте всегда стремится подражать окружающим: родителям, старшим братьям и сестрам, товарищам. Подражательность является психологической особенностью дошкольников. Дети склонны подражать как хорошим, так и плохим поступкам.

Поэтому своим поведением родители должны показывать детям положительные примеры для подражания. Разговорами и разъяснениями самого благородного содержания вы не добьетесь многого, если ваше повседневное поведение не подкрепляет ваши наставления.

Легко увидеть, как перенимают малыши характерные движения отца или матери, как появляются в их речи слова и обороты, свойственные старшим. Почему так важен личный пример в воспитании желательных нам черт личности? Психологи говорят, что всякое научение должно сопровождаться «положительным эмоциональным сдвигом» — только тогда оно ляжет в характер прочно. Т.е.

малыш легко усваивает хорошее, если при этом испытывает радость.
Вам хочется, чтобы ребенок постепенно привыкал к выполнению простых трудовых обязанностей. Но вы замечаете, что он, например, не любит убирать за собой игрушки.

Конечно, вы можете просто заставить его сделать это, как и многое другое, доступное в том или ином возрасте: вытирать пыль, поливать цветы, кормить рыбок. Заставить-то вы его заставите, и он будет делать-это. Но не трудолюбие вы в нем вырастите. В лучшем случае — привычку делать то, что требуют. В худшем — отвращение к труду.

Как же создать «положительный эмоциональный сдвиг»? Конечно, важную роль может сыграть любовь и внимание взрослых, одобрение ими поведения малыша. Но огромное значение будет иметь, когда ребенок будет учиться трудиться у вас, подражая вам, оттого, что рядом с вами, вместе с вами. Напомним: общение со взрослыми — самый мощный источник радостных переживаний для малыша. Вот почему живой пример, который вы являете ему своим трудолюбием — или доброжелательностью, или вежливостью, или обязательностью, — не может не запасть ему в душу.

Сила воздействия личного примера родителей зависит и от их авторитета. Что такое авторитет родителей? -этот вопрос волнует многих. Авторитет родителей заключается в их умении растить и воспитывать детей, не принижая их человеческого достоинства и не превознося его. Семья –это воспитывающий коллектив. Много говорят и пишут о воспитательных возможностях семьи.

В семье воспитывают чувства любви, сопереживания, радости, поэтому семью и называют школой воспитания чувств. Добрые чувства побуждают к действию, развивают в нем активность, отзывчивость, жизнерадостность. Положительные эмоции -это большая нравственная сила. Постоянное эмоциональное общение между членами семьи являются одним из важных условий семейного воспитания.

Если отношения между родителями не сложились, в семье возникают ссоры, взаимные упреки на глазах детей, то авторитета родителей в такой семье не бывает. Чтобы образовался дружный семейный коллектив, многое зависит от личных качеств отца и матери. Отношение их друг к другу, к работе, общественная активность-все это не проходит незамеченным для ребенка.

Если у отца или у матери нет авторитета, то такой сильный воспитательный эффект, как любовь к детям, теряет силу. Непризнание влияния родителей или одного из них выражается обычно в невыполнении ребенком требований взрослых, в непослушании. Начинается открытая или скрытая борьба с ребенком, в которой родители, как правило, сдают позиции. Такую ситуацию можно назвать .

В других семьях складывается противоположный стиль воспитания, когда родители начинают применять физическую силу. Отрицательная сила такого приема общеизвестна. Как быть? Заслужить авторитет у детей очень трудно. Искусственность поведения отца или матери ребенок тонко чувствует. Невозможно пробудить у ребенка уважение к себе, навязывая ему свои позиции:>, .

Такие призывы не получают отклика в душе ребенка. Но положительные результаты приносит только авторитет, основанный на уважении. Он складывается из мелочей. Сегодня пообещал-забыл, завтра — было не досуг, послезавтра — оказалось срочное дело. Пока представления ребенка ограничены, постепенно в его сознание будут входить такие понятия, как верность долгу, слову, ответственности за близких и т.

д.А пока мерило всех ценностей слова и поведение отца и матери. Поэтому так важно взрослым предъявлять к себе высокую требовательность! С обещаниями надо быть особенно острожными. Невыполнения даже единожды обещанного надо суметь объяснить. Ребенку небезразлично, как работают его мать и отец, что о них говорят.

А уж если родители помогли что-то сделать в детском саду – у детей нет предела радости. Они с такой гордостью рассказывают о своих родителях! Они очень хотят быть похожими на папу и маму!. При ребенке можно рассказывать очень многое, это имеет большое значение в воспитании. Но нельзя забывать о том, что обсуждения должны носить оптимистический характер.

Если родители говорят о справедливости, о честности, о трудолюбии, о красоте, а в разговорах между взрослыми он слышит другое, то наставления их будут напрасны. Воспитательной силой обладает лишь слово, подкрепленное делом, положительным примером.Родителям кажется, что ребенок еще мал, чтобы понимать то, о чем они говорят.

Однако они, если и не понимают, то всегда улавливают тон и отношение к человеку. Однако нельзя рассчитывать на то, что видя только положительные примеры от старших, ребенок будет поступать также. Необходимы условия для постоянных упражнений в добрых поступках.

Положительно влияет на авторитет старших членов семьи, их совместный с ребенком труд по обслуживанию и организации семейного быта. Умение с пользой для всей семьи проводить свободное время — большое искусство. В дошкольном возрасте ребенок мыслит образами, звуками, чувствами. Основной формой деятельности для него является игра, а основным средством воспитания в игре — слово взрослого.

Нередко встречаются родители, которые любят назидание, утомительные беседы. Это приводит к тому, что слово, как средство воспитания теряет свою силу. Вредны в воспитании, как подчеркнутая холодность в отношениях с ребенком, так и чрезмерные излияния любви. В первом случае ребенок чувствует свою неполноценность, во втором — чувствует себя кумиром, которому все поклоняются.

Необходимо любить ребенка сердцем, стремиться искать «золотую середину» в подходе к нему. Важно в таких условиях, чтобы все старшие были единодушны в своих требованиях. Если папа сказал, то мама должна поддержать, а бабушка напомнить. Совершают ошибку и те родители, которые воспитывают по принципу «будешь слушаться — куплю». В таких семьях идет купля-продажа отношений: «Ты мне, я — тебе».

Успех такого воспитания сомнителен. Пример: Беря сына из детского садика, родители постоянно спрашивают его: «Кого ты больше любишь — меня или папу?», -«Тебя больше!»-отвечает сын. Признание делается второпях, с одинаковой мягкостью папе и маме: мальчик стремится к маминой сумке или папиному карману, где был сувенир или фрукты, конфеты.

Обе стороны испытывают удовольствие от того что ребенок в настроении и доволен очередным сувениром. Вскоре ребенок начинает спрашивать сразу: «А что мне принесли?». Если сюрприз не устраивает его, то отношения между взрослыми и ребенком портятся и начинается: «Не хочу одеваться!», «Не пойду домой!», «Почему пришла ты, а не папа!» и т.д. Пройдет время, и родители поймут, что совершили ошибку.

Читайте также:  Безопасность детей дошкольного возраста

Но сделать ее легче, чем исправить. Следите за тем, что вы говорите и каким тоном. Ребенок перенимает поведение, манеру говорить, жесты в готовом виде. Он подражает и хорошему, и плохому. Иногда можно слышать от родителей, что сейчас такая жизнь, когда не следует учить ребенка добру, иначе ему будет трудно в жизни. Зло, как правило, не рождает добро. Оно порождает зло.

Следовательно, исходная точка добра и заключена в нас самих, во взрослых членах семьи. От ребенка необходимо требовать внимания и заботы к каждому взрослому, создавая для этого условия. Например, ребенка угостили. Он спешить разделить конфету с мамой, с папой. Те отказываются под разными предлогами, чтобы ребенку больше досталось: «Не хочу, зубы болят», «Не люблю». Или другая ситуация.

Воспитатель предлагает новогодний подарок отнести и угостить всех, некоторые дети отвечают: «Моя мама не хочет». Так у ребенка вырабатывается позиция, «Взрослым оставлять не обязательно, а я вот особый». «Особым» он продолжает оставаться и в автобусе, когда спешит сесть первым, и дома, когда собираются гости и т.д. Авторитет взрослых зависти от нас самих.

Он заключается в содержании нашей жизни, в нашем поведении, отношении к окружающим.Ответственные родители думают о своем авторитете, стараются его поддерживать, укреплять, во всяком случае, не разрушать недостойным поведением, понимают, что завоевать его трудно, а безвозвратно потерять легко, особенно в мелких повседневных стычках, перебранках, ссорах.

Часто супруги, не задумываясь о последствиях, по поводу и без повода в присутствии детей высмеивают, оскорбляют и унижают достоинство друг друга. Особенно плохо, когда это делается по отношению к отцу. Схема такова: отец, от большой занятости или, может, просто от нежелания, не участвует или почти не участвует в воспитании и развитии ребенка с самого рождения.

И тут-то важна роль женщины. Если, она сразу «взвалит» весь груз забот о малыше на себя, будет генератором, и исполнителем идей, не допуская папу, и не стараясь его в это втянуть.

Да еще и унижая руганью его перед малышом, каждый раз напоминая всем вокруг, какой же папа плохой, не заботливый, безответственный, и, вообще, … То это, в конце концов, принесет свои плоды, и ребенок вскоре начнет говорить то же самое и, соответственно, так же думать.

Это подорвет еще не сформировавшийся «в глазах» ребенка авторитет папы, который восстановить будет очень сложно, а порой и невозможно. И вот тогда в семье появляются понятия «жесткой» мамы и слабого папы. Ребенок это быстро понимает и начинает манипулировать родителями. Ведь мама хоть и строгая, но она же мама и все равно, в итоге, пожалеет.

А папа – не указ, потому что он плохой (так ведь мама постоянно говорит и значит, так оно и есть) . Исследования показывают, что мальчики особенно чувствительны к падению престижа отца в семье; в условиях «матриархата» они усваивают образ мужчины как «лишнего существа» и переносят этот образ на самих себя.

Как правило, мальчик испытывает к «второстепенному отцу» чувство любви и жалости, а унижение отца воспринимает как свое собственное. Но бывают случаи, когда, отвергнув образ отца, ребенок будет искать другие мужские идеалы, и неизвестно, куда заведут его эти поиски. Девочки несколько меньше ранимы в этом отношении. Они способны ориентироваться даже на такого отца, который утратил положение главы семьи, если он ласков и добр с ними. Давайте рассмотрим еще одну довольно типичную проблему для многих семей. Когда родители, особенно мамы, ссылаются на то, что они не являются для своего ребенка авторитетом, что с ребенком может справиться только отец или дедушка с бабушкой. По сути, родители перекидывают ответственность воспитания ребенка друг на друга. В итоге, им никто не занимается, ребенок предоставлен сам себе. Таким образом родителям просто необходимо искать общий язык со своим ребенком, чтобы понимать его. И тогда больше не возникнет ощущение бессилия и растерянности перед его очередной истерикой. Ведь кто, как ни родители больше всего проводят время со своим ребенком. Найти подход и постараться понять свое чадо – задача каждого родителя.

Куда исчезает авторитет у ребенка к одному из родителей?

Причинами такого пренебрежения со стороны ребенка могут быть:

1. Первая причина — когда кто-то из родителей постоянно занят, на работе, и не проводит с малышом достаточно времени. Что происходит в таком случае? Ребенок сам по себе, часто бывает один и со временем, когда он подрастет, замечания им больше не будут восприниматься. Справиться с ним становится очень сложно.

Все мы знаем, что сначала воспитание малыша сводится к совместным играм и занятиям, во время которых малыш познает окружающий мир и некоторые правила поведения. И ребенок начинает осознавать, что мама или папа это тот, кто все знает, всегда защитит, поможет.

Если этот период не пройден, ребенок не проводил с родителями достаточно времени, авторитет исчезает. Когда ребенок выходит из-под контроля, наступает момент, когда никто не хочет уступать, искать контакт с ребенком и в ход идет угроза авторитетом другого родителя или воспитателя.

Уклоняясь от ответственности за воспитание, родитель уходит в сторону, уступая место более авторитетному.

2. Вторая причина потери авторитета, это когда родитель идет на поводу у малыша, выполняя его прихоти при первой истерике. Не забывайте, что дети — это отличные психологи и могут очень часто манипулировать взрослыми людьми.

В первую очередь они тренируются на своих родителях. Порой дети доводят родителей до предела терпения, тем самым, узнавая границы, до которых можно шалить, требовать свое, истерить. Так малыш осознает рамки своей самостоятельности.

Не стоит давать, покупать, делать то, что малыш хочет, в данную минуту или по первому требованию. Упустив момент в самом начале этих проб, наверстать упущенное уже сложно, но можно.

Как вернуть потерянный авторитет?

1. Начните больше проводить время с ребенком, занимайтесь, играйте, гуляйте, читайте с ним. 2. Если малыш начинает истерить, требуя что-то получить, попытайтесь поговорить с ним. Разговаривайте с ребенком на доступном ему языке, почему вы не можете это ему дать сейчас. 3. Постарайтесь не обращать внимания на плохое поведение ребенка, когда он хочет этим чего-то от вас добиться. 4.

Покажите ребенку, как вы расстроены, выразите словами свое отношение к его плохому поведению. Если вам удастся подобрать правильные слова, то ребенок обязательно поймет, что огорчил вас, и постарается вести себя хорошо. 5. Если ребенок игнорирует вас, займите его внимание, заинтересуйте тем, что его привлекает. 6.

Будьте рядом, уделите время, когда ему нужна в чем-то ваша помощь или руководство.

Как видите, завоевание авторитета у своего ребенка – довольно кропотливая и каждодневная работа. Зато, если вам все же удастся найти общий язык со своим чадом – ваша семья будет очень счастлива, а дети не забудут вас, когда вы уже не будете такими молодыми! Ради этого, наверное, стоит постараться.

Подготовила выступление: педагог-психолог МДОУ «Детский сад комбинированного вида №23» г.Заволжье Сизова М.Н.

Источник: http://me-po.ru/articles/266-vospitanie-rebenka-v-seme.html

Условия успешного воспитания детей в семье

Условия воспитания в семье, при которых каждый ребенок может стать нормальной личностью можно сформулировать следующим образом:

Рассмотрим все эти условия подробнее.

Атмосфера любви и взаимного уважения в семье формирует личность способную уважать своих близких и других окружающих людей, несущую добро людям. Здесь следует избегать крайностей – слепой и неразумной любви. Такая любовь делает человека безнравственным потребителем и честолюбивым человеком.

Созданию положительной атмосферы в семье способствуют семейные традиции, крепкие устои и принципы.

Проведение общественных и семейных праздников, подготовка детьми и взрослыми подарков, вручение их при особом эмоциональном подъеме создают атмосферу торжественности, радости и счастья, которая в свою очередь формирует духовную культуру, делает семью коллективом.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Родители должны быть высоконравственными воспитателями. Только в такой роли они смогут научить ребенка быть правдивым, держать свое слово, реализовывать сказанное. Только выполняя сами морально-нравственные нормы, родители смогут научить этому ребенка.

Родительский пример и авторитет – идеальная форма передачи социального, нравственного опыта. Это важный механизм социального наследования.

Родители в глазах ребенка должны обладать этим авторитетом.

Труд в семье должен быть почетным. Наблюдая за работой взрослых, ребенок начинает сам имитировать ее сначала в игре, затем включается в трудовой процесс как помощник и в итоге становится самостоятельным исполнителем. Физический труд помогает бороться с утомлением, особенно если ребенок много занимается умственным трудом.

Баланс между умственным и физическим трудом обеспечивает успешное обучение и сохраняет работоспособность. От того, как будет организовано трудовое воспитание дошкольников, зависит их успех в учении, а также в общем трудовом воспитании.

Наличие у детей такого качества, как трудолюбие, является хорошим показателем их нравственного воспитания.

Для успешного воспитания ребенка в семье следует исключить из его жизни так называемые прибавочные раздражители. К таким раздражителям относятся: роскошь, нищета, чрезмерные подарки, беспорядочная и избыточная еда и другие. Ребенок, привыкший испытывать такие раздражители, не способен к целеустремленной деятельности.

Развитие способностей ребенка в семье

В семье все способности ребенка должны развиваться гармонично. Чтение литературы, прослушивание музыки должно сменяться занятиями спортом, активным отдыхом, полезной трудовой деятельностью. Такой подход помогает определить область деятельности, в которой у ребенка может проявиться особый талант.

В семье как правило существуют благоприятные условия для эстетического воспитания детей. Чувство прекрасного зарождается у ребенка со знакомства с первыми красивыми игрушками, с красочно оформленной книгой, с проживания в уютной квартире. Взрослея, ребенок обогащается эстетикой при посещении театров и музеев.

Прекрасным средством эстетического воспитания является природа. Очень полезны совместные семейные прогулки, поездки на природу. Чувство прекрасного, интерес к красоте помогают воспитанию потребности беречь прекрасное и создавать его. Большую воспитательную роль играет эстетика быта.

Дети не просто пользуются домашним уютом, они вместе с родителями учатся его создавать.

Соблюдение принципа постепенности и последовательности позволяет сделать процесс семейного воспитания наиболее эффективным. По мере взросления и развития ребенка задания должны усложняться. Но они должны быть адекватными и посильными. Давая ребенку задания, не соответствующие этапу развития, существует риск, что ребенок потеряет к ним интерес, появиться такое качество, как лень.

Взрослые, любящие ребенка и желающие ему добра, должны контролировать свое поведение, чтобы не создавать пример безнравственного поведения. Следует исключить из круга общения людей не соответствующих морально-нравственным принципам семьи.

Взаимоотношения между супругами также являются фактором, влияющим на успешное воспитание ребенка. Культура общения родителей определяет общий психологический климат семьи. Взаимодействие родителей становится моделью поведения детей, которая сознательно или бессознательно перенимается ими.

Требования, которые родители предъявляют к ребенку, методы воспитания должны быть едины внутри семьи, и не расходиться с требованиями, предъявляемыми в образовательных учреждениях (Рис.1). Только в единстве требований, подходов и методов воспитания можно получить гармонично развитую личность.

Рис. 1

Физический контакт между родителями и детьми, выраженный в поцелуях, объятиях, прикосновениях, помогает укрепить психологическое и физическое здоровье детей. Это действенный способ для передачи ребенку родительской любви и установления добрых взаимоотношений.

Внимание со стороны родителей воспринимается ребенком как показатель своей нужности. Такое отношение позволяет ребенку чувствовать себя значимой личностью.

Важно вникать в проблемы ребенка, разделять и сглаживать его страхи и опасения, радоваться вместе его удачам, заниматься совместными делами и играми.

В любой семье должна соблюдаться дисциплина. Это определенная последовательность адекватных требований, которые соответствуют возрасту. Наказание должно соответствовать проступку. Частным проявлением дисциплины является соблюдение режима дня детьми.

В распорядок дня ребенка должно быть включено время на полноценный сон, занятия спортом, на упорядоченный прием пищи, на все виды труда, обучения и отдыха. При этом необходимо учитывать возраст и состояние здоровья ребенка. Режим дня носит воспитательную роль, если выполняется без принуждения со стороны взрослых.

Родители должны осуществлять только контроль за качественным выполнением режима и различных поручений, помогать в случае затруднений.

Правила воспитания ребенка

Для успешного воспитания своих детей родители должны придерживаться определенных правил:

  • Помогите ребенку стать собой.
  • Не требуйте от ребенка благодарности за сделанное вами.
  • Не вымещайте на ребенке свои обиды и неудачи.
  • Не игнорируйте проблемы ребенка, умейте поддержать его.
  • Не унижайте достоинство ребенка.
  • Общайтесь как можно больше с ребенком.
  • Вы должны сделать для ребенка все, что в ваших силах.
  • Умейте любить чужих детей, а не только своих.
  • Любите ребенка любым: неталантливым, неудачливым, взрослым.
  • Получайте радость от общения с ребенком.

Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/usloviya_uspeshnogo_vospitaniya_detey_v_seme/

Ссылка на основную публикацию