Воспитываем ребенка чтением

Как воспитать в ребенке интерес к чтению

Как выбрать для ребенка самые первые книги? Не правда ли, хочется, чтобы они были одновременно и красивыми, и полезными, понравились ему? Как прочитать их малышу? Что нужно, чтобы первое знакомство с книгой породило интерес к чтению?

Начнем с того, что книга должна соответствовать возрасту ребенка и его возможностям, иначе вряд ли удастся его заинтересовать.

Хотя, если взрослый не заставляет слушать весь текст книжки, а просто показывает понятные малышу картинки, то можно воспользоваться и книжками для более старшего возраста и даже взрослыми журналами.

Если же книгу читают ребенку полностью, то желательно, чтобы сюжет ее был простым, с четкой последовательностью событий.

Часто дети хотят сами «почитать» книгу: они ее листают, без конца открывают и закрывают, а иногда даже пробуют на вкус. Поэтому, выбирая первые книжки для малышей, взрослые должны обратить внимание на прочность страниц и обложки.

Книжки с объемными, выдвигающимися картинками не подходят для маленьких детей и вряд ли прослужат долго, так как движения малыша еще не скоординированны, а материал, из которого изготовлены подобные вкладыши, достаточно тонок и предназначен для более деликатного обращения.

По формату книжки лучше выбирать небольшие, чтобы ребенок сам смог переворачивать страницы и переносить книгу с места на место.

Многие родители спрашивают, с какими иллюстрациями следует покупать детям книжки: с высокохудожественными, выполненными известными мастерами, или с примитивными, доступными маленькому ребенку. Наверное, каждый взрослый решает этот вопрос, ориентируясь на свой вкус и опыт, и в зависимости от тех задач, которые он хочет решить.

Некоторые родители стремятся с раннего возраста привить ребенку интерес к искусству и выбирают книги с иллюстрациями известных художников. Другие, читая книги, главным образом стремятся расширить познания ребенка и развить его речь.

В этом случае книги выбираются по содержанию, а иллюстрациям уделяется не такое пристальное внимание. У нас есть только одно пожелание родителям: иллюстрации должны быть понятны ребенку, изображения должны быть похожи на реальные предметы.

Когда книжка уже куплена, перед родителями встает новый вопрос: как читать ее, чтобы у ребенка появился интерес к чтению?

Прежде всего, опять-таки надо учитывать возраст ребенка и его возможности. Так, один ребенок уже может подолгу сидеть с мамой и завороженно слушать даже сложные для него истории, а другой вырывается и убегает, как только родители начинают ему читать.

Некоторые дети уже в год (а бывает, и раньше) живо интересуются книгами, повсюду носят их, без конца перелистывая страницы, рассматривают картинки и «читают» вслух. Они с огромным удовольствием слушают, когда им читают взрослые.

Но случается, что и трехлетнего ребенка не удается заинтересовать книжкой. Почему? Причин может быть много:

— в выбранной книге нет интересных картинок (их может быть слишком мало, или они непонятны);

— взрослые читают слишком быстро или слишком медленно, а возможно, слишком долго, и ребенок не в состоянии усидеть на месте;

— а может, малыш просто устал, плохо себя чувствует или хочет в этот момент заниматься чем-нибудь другим.

Бывает даже и так, что родители, осознавая безусловную пользу чтения, стараются при помощи хитрости, а иногда даже и силы усадить ребенка к себе на колени и почитать ему.

Тогда ребенок чаще всего начинает вырываться, а если и сидит смирно, то, скорее всего, вряд ли слушает маму или папу.

Все перечисленные случаи (и, вероятно, многие другие) могут вызвать не интерес к чтению, а только сопротивление ребенка.

Может быть, малышу сначала стоит показать книгу, полистать ее, обратить внимание на некоторые картинки. Пусть он сам полистает страницы. Быть может, до определенной поры это будет единственно приемлемый для него способ общения с книгой. В этом случае лучше не форсировать события, а предоставить малышу свободу.

И только тогда, когда ребенок освоит эту операцию (или параллельно с ее освоением), взрослый может привлекать его внимание к той или иной картинке, называя, что на ней изображено: «Вот зайчик. Зайчик». Если ребенка заинтересует это, следует фиксировать его внимание уже на деталях изображения: «Зайчик. Смотри, какие у зайчика ушки — длинные-длинные».

После таких нетрудных занятий ребенок, перелистывая в очередной раз книжку, будет радостно улыбаться, узнавая знакомую картинку.

В том случае, когда ребенок уже получает удовольствие от подобного совместного «чтения», взрослые могут перейти к краткому пересказыванию текста, называя и показывая при этом героев и предметы на картинках (если ребенок уже говорит, попросите его повторить название картинки). Однако рассказ взрослого не должен быть чрезмерно длинным и состоять из сложных предложений и речевых оборотов. Ребенок раннего возраста с удовольствием слушает незамысловатые рассказы, которые взрослые придумывают, листая вместе с ним страницы взрослых журналов.

Первой книжкой для малыша может стать и семейный фотоальбом (ребенок будет перелистывать его вместе с вами, узнавать себя самого, а затем и близких людей). Дети, которые уже умеют говорить, называют альбом «книжкой про Настю» (Катю, Сережу и др.). И, как водится, «книжка про меня» становится любимой и желанной для ребенка на долгое время.

Вслед за этим этапом знакомства с книгой возможен переход и к более сложным пересказам сюжета, и к собственно чтению текста под картинкой.

Если вы уже достигли этого этапа, будьте внимательны, следите за реакцией ребенка. Как только заметите признаки утомления, переключите малыша на другой вид деятельности, а к чтению можно будет вернуться позже. Тогда у ребенка не сформируется негативного отношения к этому интересному и полезному занятию.

И еще очень важная деталь: совместное чтение книг — это одновременно и способ научить ребенка чему-то новому, и возможность приласкать малыша, установить с ним тесный контакт.

Во время чтения может возникнуть чувство близости между взрослым и ребенком. Постарайтесь не разрушать это волшебное чувство, не отвлекайтесь во время чтения на телефонные звонки, на домашние дела, на разговоры с другими членами семьи.

Тогда процесс чтения доставит удовольствие и вам, и вашему малышу.

Можно показать ребенку, что книга — это не просто предмет, который купили в магазине, а результат вашего с ним взаимодействия, игры. Малышу предлагается сочинить вместе с вами текст (если малыш уже умеет разговаривать) и стать главным героем новой книги.

Тема может быть выбрана любая, но обязательно связанная с ежедневными занятиями ребенка.

Если у него существует какая-то проблема (например, ребенок не хочет ходить в детский сад, не желает расставаться с соской и др.), то сделанная вместе с ним книга поможет и ему, и вам.

Мы предлагаем вам познакомиться с такими книжками (их авторами были совсем маленькие дети и их родители, посещавшие наши тренинги.

Книжка «Моя семья»

Книжка подойдет для детей, которые начали посещать детский сад и плохо адаптируются к новым условиям.

Книжка может быть выполнена в виде раскладушки, иметь контуры домика, а можно использовать и обычный фотоальбом.

На каждой странице наклейте фотографию одного из членов семьи: мамы, папы, бабушки, дедушки, брата или сестры, а также домашних животных — любимцев малыша. Если под рукой нет фотографий, можно нарисовать каждого члена семьи. На обложке книжки или на последней странице можно поместить фотографию всей семьи или дома, в котором живет ребенок.

Формат книжки лучше выбрать маленький, чтобы она поместилась в кармашке платьица или рубашки. Тогда малыш, загрустив в детском саду, может достать книжку и полистать ее, называя по имени маму, папу и др.

Как правило, это занятие отвлекает ребенка от невеселых мыслей. А воспитатель воспринимает это как просьбу о помощи, сигнал о том, что малышу требуется уделить внимание.

Книжка «Про смелую Наташу»

Если ваше чадо отказывается идти на детскую площадку, можно попробовать сделать вместе с ним и многократно прочитать вот такую книжку.

На первой странице можно нарисовать ребенка: «Это Наташа». На второй странице — детскую площадку, на которой изображено все, что есть на реальной площадке: качели, песочница, лестница и др. Детей на площадке нет. Взрослый и ребенок называют то, что нарисовано на картинке.

Показывая, например, качели, взрослый рассказывает, что Наташа любит качаться на качелях, ей весело, когда она качается. Затем точно так же взрослый объясняет, как и чем можно заниматься на других снарядах детской площадки.

Если малыш уже умеет говорить, он тоже участвует в разговоре, вспоминает, как и во что он играл в песочнице, в детском домике и т.д.

На следующей странице нарисован ребенок, которого вы встречали на детской площадке, например Миша (или кто-то другой). Взрослый говорит: «Вот Миша. Посмотри, какие у него красивые глазки, он улыбается. Он любит играть с детьми, а в руках у Миши мяч» и т. д. На нескольких следующих страницах могут быть изображены другие дети, с которыми Наташа тоже может встретиться на площадке.

Затем нарисовано несколько детей вместе. Они играют на площадке и зовут Наташу. Следующая страница — Наташа стоит рядом с детьми, в руках у нее мяч. Взрослый говорит: «Вот играют Наташа, Миша, Катя. Они играют в мяч. Они играют вместе. Им весело. Они улыбаются».

В том случае если Наташа не хочет играть вместе с другими детьми, взрослые читают ей эту книжку многократно, не обязательно всю сразу. Вместо картинок можно использовать фотографии.

Все, о чем мы рассказали, прежде всего, заинтересует родителей и воспитателей малышей от года до трех лет.

Мы рады помочь Вам и Вашим детям!

Источник: http://www.bestlogoped.com/psihologya/176-kak-vospitat-v-rebenke-interes-k-chteniyu

Чтение маленьким детям

Домашнее чтение способствует формированию в семье развивающей и доброжелательной среды. Читая вместе, вы стимулируете в ребенке интерес к жизни, даете ему возможность понять и оценить его значимость и родительскую любовь к себе.

Вечернее чтение – это возрождение и укрепление семейных традиций и ритуалов, позволяющих детям успокоиться и расслабиться после шумных игр и сложных занятий, эмоционально подготовиться ко сну и снять напряжение.

Совместное чтение с детьми укрепляет внутрисемейные отношения и налаживает контакт между ребенком и родителями.

Польза совместного чтения

Зачем читать с детьми:

  1. Чтобы развивать и обучать ребенка, эффективно и качественно пополнять его словарный запас.
  2. Дети, которым с детства много и часто читали, не только лучше обучаются самостоятельному чтению, но и значительно лучше учатся в школе.
  3. Семейное чтение формирует гармоничную и целостную личность, так как в процессе чтения книг ребенок испытывает самые разнообразные эмоции и чувства, учиться понимать и воспринимать речь, фантазирует, анализирует и размышляет.
  4. В свою очередь взрослые, читая своему ребенку разную литературу, могут наблюдать за его духовным и психологическим развитием, грамотно управляя, корректируя и контролируя этот важнейший процесс.
  5. Чтение вслух – это превосходное домашнее развлечение, улучшающее взаимоотношение и понимание родителей и детей, остающееся в памяти на долгие годы.

Читаем с пеленок

  • У каждого человека книга вызывает интерес и желание, в детстве книга рисует ребенку целый мир – невероятно сказочный и яркий.
  • Читая вместе с ребенком, побуждайте его к разговорам и обсуждению прочитанного, оживляйте и придумывайте вместе, рассматривайте картинки и иллюстрации, задавайте вопросы и отвечайте на них.
  • Перед сном лучше всего читать сказки, дети обожают слушать сказки, они просто замирают от восторга, в их сердцах надолго остаются волшебные герои, яркие эмоции и глубокие впечатления.

Чтение детям – с года до трех лет

У детей в возрасте от года до трех лет память работает на все 100%, психологи говорят, что в этот период ребенок способен справиться с огромным потоком информации, многое запомнить и понять. Поэтому в процессе чтения книг в это время необходимо вводить новые обучающие элементы:

  • делать акцент на буквах и словах;
  • обращать внимание на детали и нюансы в сюжете и главных героях;
  • приучать к бережному и внимательному отношению к книгам.
Читайте также:  Дефекты речи у вашего ребенка

Советы и рекомендации по совместному чтению с детьми:

  1. Выбирайте книги с позитивным и поучающим сюжетом, в этом случае чтение приносит двойную пользу – дарит удовольствие и учит добру.
  2. В процессе чтения делайте паузы, чтобы малыш отдохнул и отвлекся, а потом просите его напомнить, где вы остановились и в чем суть уже прочитанного текста.
  3. Сказка на ночь должна стать любимой привычкой, добрая сказка несет в себе спокойствие и умиротворение, дает понимание защиты и ощущение любви.
  4. Для детишек двух и трех лет особенно хороши стихотворные рассказы, которые легко читаются и запоминаются малышами.

Источник: http://lucina.ru/deti/chtenie-malenkim-detyam.html

Любовь к чтению – можно ли ее воспитать?

На правах рекламы

Читать, конечно, рано или поздно учатся все. Но для кого-то чтение и во взрослой жизни остается «обязанностью», а кто-то становится книголюбом уже в дошкольном возрасте. Можем ли мы, родители, привить своим детям эту любовь сознательно?

Начинать надо с самого простого – собственного примера. Доказанный факт: у детей, чьи родители любят читать, скорее разовьется вкус к чтению, нежели у тех, кто не видит хорошего родительского примера. Это не значит, что малышу надо постоянно читать сказки вслух.

Не менее важно, чтобы он часто видел вас с книгой в руках, увлеченно читающими или обсуждающими прочитанное. Порой это формирует столь сильную положительную ассоциацию, что дополнительные стимулы в развитии любви к чтению просто не требуются.Большое значение имеет выбор детской литературы.

Даже если малыш еще не читает самостоятельно, а знакомится с миром сказок через вас, старайтесь читать ему книги с яркими иллюстрациями и крупным шрифтом. При этом детская литература – тот самый случай, когда нужно подобрать идеальное сочетание формы и содержания. Не секрет, что малыши обожают все блестящее и яркое, с этим ничего не поделаешь.

Поэтому сказка без картинок, какой бы интересной она ни была, может совсем не понравиться крохе дошкольного возраста.Кстати, иногда дети не любят читать именно потому, что их первые книги были скучными. Чтобы избежать этого, ориентируйтесь на индивидуальный вкус своего малыша. После чтения вслух расспрашивайте малыша, что ему запомнилось и особенно понравилось.

Со временем вы сможете вместе определить его предпочтения. К тому же, ребенок поймет, что книги – отличный повод для общения.Пусть все, что связано с чтением, будет привлекательным для малыша. Постарайтесь выделить отдельную полку для детских книг и красиво оформите ее, не забывая спрашивать совета у самого крохи.

Так у него появится целый литературный уголок! Если ребенок не хочет читать самостоятельно, попробуйте заинтересовать его. Читая книгу вслух, останавливайтесь на самом интересном месте, чтобы у крохи появилось желание узнать продолжение истории.

Хорошие привычки и манеры воспитывать можно и нужно.

Такие вещи, как любовь к чтению, трепетное отношение к природе, интерес к творчеству, отнюдь не полностью зависят от «склада характера». Но как заложить в малыше эти качества? Ответы на эти и другие вопросы, связанные с воспитанием и развитием детей, можно искать вместе с новым онлайн-шоу для родителей «Тёма дня».

Уникальность этого интернет-шоу в том, что его гости ищут ту самую «золотую середину»: интересный и развлекательный формат умело сочетается с достоверной информацией из уст экспертов. Большинство из нас в век технологий уже привыкли к обилию информации и ее далеко не идеальной достоверности.

Но кто нуждается в ней больше, чем мама в первые годы жизни малыша? Вопросы детского развития и питания всегда были и будут как актуальными, так и спорными.

Программа «Тёма дня» создана для того, чтобы стать помощником в воспитании ребенка, дающим только полезные советы и профессиональные рекомендации.

Онлайн-шоу «Тёма дня» также уникально своим современным форматом. Вам не придется подстраивать свой день под телевизионное расписание или искать записи программы по всей сети. Все выпуски будут выложены на вэб-странице программы http://mir-tema.ru/show , и вы сможете посмотреть их в любое удобное вам время.

Кроме того, вы можете выбирать темы и влиять на содержание шоу. В программе «Тёма дня» обсуждаются только самые важные для родителей вопросы.

Оставляйте свои идеи и темы уже сейчас на сайтеhttp://mir-tema.ru/show, и самые интересные из них будут озвучены в студии.

Благодаря всему этому «Тёма дня» — и развлекательная передача, и одновременно источник актуальной и важной для родителей информации.

Дата публикации 04.09.2012

Источник: https://materinstvo.ru/art/8098

Как научить ребёнка читать книги, как развить у ребёнка интерес к чтению, книга лучший друг детей

дети и книга«Чтение – это привычка, которой не учат, а которой заражаются» 

Английские детские писатели

Этой статьёй мне хочется донести в первую очередь до родителей значимость книги в жизни ребёнка, ответить на главный вопрос: зачем надо читать? Можно ли обойтись без книги, когда наш технически развитый век предлагает столько альтернатив художественной литературе? Мне хочется показать родителям, как важно, начиная с первых шагов, которые делает их малыш в книжном мире, пробудить и закрепить в его душе потребность в чтении, чего он никогда не приобретёт, если не будет читать и что нужно сделать, чтобы он полюбил книги. 

Ни для кого ни секрет, что желание читать и стойкий интерес к чтению формируется в семье, и основа его — привычка ребёнка читать. Приучение детей к чтению потребует времени и усилий. Никто за родителей этого не сделает.

Мировой опыт подсказывает: надо как можно раньше приобщить ребёнка к книге — кладезю знаний, идей, мудрости и опыта.

А вот разовьётся ли любознательность и интерес к чтению, превратится ли этот интерес в источник мудрости — зависит во многом от Вас, мамы и папы.

Чтение играет неоценимую роль в жизни ребенка. Оно расширяет его кругозор, открывает ему дверь в мир нравственных ценностей, учит его культурно вести себя, красиво говорить, обогащает его язык, улучшает память и, наконец, является прекрасной возможностью для удивительно увлекательного, интересного и в тоже время полезного времяпрепровождения.

Отношение к чтению на сегодняшний день у детей весьма противоречивое. Есть дети, для которых книга лучший друг. В них виден интеллект, эрудиция, культура, способность решать нестандартные задачи. К сожалению, таких детей с каждым годом становиться все меньше. А вот детей, которые не любят читать, с каждым годом становиться все больше.

Для них чтение — тяжкая повинность. А ведь от чтения зависят учебные успехи по всем предметам. Чтение в школе является основой для изучения всех дисциплин, даже математики. Неверно понятая задача ведет к неправильному решению.

Вместе с тем, начитанность школьников определяет уровень межличностных отношений в классе, обусловливает духовный климат в школе и дома.

Почему первая книжка иногда не вызывает у детей интереса? Да потому, что в первое время пользоваться ею без помощи взрослых они еще не могут. Наслаждайтесь чтением сами и выработайте у детей отношение к чтению, как к удовольствию. Основой обучения всегда был собственный пример.

Как часто и как много читаете вы? Не так часто, как хотелось бы? Не хватает времени? Много важных забот и неотложных дел? Как это ни парадоксально, но у вашего маленького сына или маленькой дочери тоже много важных дел и забот.

Только если для вас это работа и бытовые обязанности, то для них— игры, разговоры, рисование.

Ваша задача сделать так, чтобы в списке приоритетов чтение поднялось как можно выше. Для этого ребенок должен находить его полезным и интересным.

Если чтение не привлекает вас, то почему оно должно привлекать ваших детей? А вот если ребенок видит вас с книгой, пусть недолго, но регулярно, то он делает вывод, что чтение для вас интересно и является элементом взрослой жизни, которой дети очень часто стремятся подражать. Казалось бы, любой ребенок с удовольствием будет слушать, как мама или папа ему читают. Но это далеко не так. 

Когда-то, когда каждая книга была событием и почти единственным источником духовной и интеллектуальной пищи, наверное, так и было. Сейчас с книгой успешно конкурируют телевидение, видео, компьютеры.

Восприятие книги на слух (не говоря уже про последующее самостоятельное чтение) требует от малыша значительных усилий, активного внимания, напряженной работы памяти, мышления и воображения. А просмотр тех же мультфильмов подразумевает пассивную позицию, которая детьми быстро усваивается, а многими родителями покорно принимается.

Некоторые даже не видят в этом особой проблемы: лишь бы на улице не пропадал целыми днями, пусть будет компьютер или телевизор, под присмотром— и ладно. Психологи с такой позицией категорически не согласны.

Дело в том, что чтение не только развивает образное мышление ребенка и расширяет кругозор, но и приносит книголюбу эстетическое удовольствие, что, в свою очередь, влияет на формирование личности. Плюс ко всему, художественная литература несет в себе огромный воспитательный потенциал, приобщая ребенка к духовному опыту человечества.

Самые важные вещи, которые стоит учесть, приучая ребенка к книгам.

Важно приучать ребенка к книге с самых первых дней жизни. Хоть новорожденный еще и не понимает слов и смысла рассказанного, но он слышит мамин размеренный голос! Поэтому младенцы очень любят стихи! Стихи – это мир гармонии такта, они действуют на детей умиротворяющее.

Читайте малышу, когда он еще не умеет разговаривать. А когда он станет читать сам, сохраняйте ритуал «чтения после обеда или на ночь». Читайте с ребенком вслух, по ролям и по очереди— к взаимному удовольствию.

Читайте больше сами. Пусть ребенок видит, что вы увлечены чтением, он должен видеть, что вам это нравится. Читайте сами «про себя» у ребенка на глазах.

Иногда именно так возникает желание тоже познать это удовольствие. Время от времени берите детские книги. Читайте их «увлеченно», улыбаясь, идите на всякие хитрости, чтобы пробудить его интерес.

И обязательно попросите малыша «не брать вашу книгу», пока не дочитаете.

При выборе книг учитывайте доступность литературного произведения в соответствии с возрастными и психологическими особенностями ребенка.

Покупайте книги, соответствующие увлечениям вашего ребенка (про пауков, фей, принцесс, лошадей, динозавров и т. д.), а также по мотивам мультфильмов и фильмов, которые ему нравятся.

Закрепите у ребенка ощущение, что от книг можно получать много удовольствия и позитивных эмоций. После этого будет легче перейти к художественной литературе.

Помните, что огромное значение для ребенка имеет чтение книг с нравственным содержанием. В них через художественные образы воспитываются смелость, любознательность, эффективные коммуникативные навыки, сочувствие, отзывчивость и заботливое отношение к близким.

Выразительное чтение, заинтересованность самого взрослого, его эмоциональный контакт с малышом, повышают степень воздействия художественного слова. Во время чтения постарайтесь не отвлекать ребенка от восприятия текста вопросами или дисциплинарными замечаниями, достаточно бывает иногда повысить или понизить голос, а может быть выдержать паузу.

Стоит ли сразу переходить к аналитической беседе? Е. А. Флерина (педагог, специалист в области дошкольного воспитания) считала, что наиболее целесообразно поддержать детские переживания, а элементы анализа усилить при повторном чтении.

Однако, во время чтения научно-популярных книг, например, о труде, о природе, целесообразнее включить обсуждение непосредственно в процесс чтения.

Одним из приемов, углубляющих понимание содержания и выразительных средств, является повторное чтение. Дети любят слушать знакомые рассказы и сказки по много раз.

Одним из условий, обеспечивающих наиболее полноценное восприятие произведения — объяснение незнакомых слов. Не ленитесь пояснять все слова, значение которых может быть не совсем ясным для ребенка. Интерес к читаемому сильно снижается, когда в тексте много непонятных слов.

Помните, что большое литературное произведение важно правильно разделить на части. Каждая часть должна быть законченной. Не следует останавливаться на самом интересном месте.

Читайте также:  Педагогическая техника

Чтение «длинных» книг приучает детей на протяжении определенного времени следить за действиями героев, оценивать их поступки, устанавливать свое отношение к ним, учит сохранять в памяти прочитанное и связывать части текста.

Значительное место в детском чтении занимает веселая книга. Она способствует воспитанию чувства юмора, а чувство юмора связано с переживанием положительных эмоций, с умением замечать смешное в жизни, понимать шутки окружающих и шутить самому. Дети смеются, слушая небылицы, считалки, дразнилки, потешки, перевертыши, шуточные диалоги. Заключенное в них остроумие доступно детям 5 – 7 лет.

Для формирования у ребенка повышенного интереса к художественной литературе и воспитания бережного отношения к книге, создайте дома уютный уголок книги. Пусть это будет спокойное, удобное и эстетически оформленное место, где ребенок сможет самостоятельно пообщаться с книгой.

С комфортом для ребенка расположите в этом уголке полочки или витрины, на которые можно поставить книги и альбомы. Желательно, чтобы эти книги были с небольшим количеством текста и с крупными красочными иллюстрациями.

Если ребёнок уже не совсем малыш, то устройте небольшую библиотечку прямо в его комнате или отведите место в общем книжном шкафу.

Ходите вместе с ребенком в книжный магазин тогда, когда там не очень много народу. Если ребенок выберет книгу, которая вас почему-либо не устроит, идите на компромисс: мы купим ее, и ты сам будешь читать, а вместе почитаем то, что нравится и мне. И не забывайте о том, что не следует противопоставлять чтение игре и игрушкам.

Купите занимательные энциклопедии. Современные дети часто «входят» в мир книг при помощи энциклопедий. Убедитесь, что они их читают, а не только рассматривают картинки. Для этого играйте в вопросы-ответы, загадки и прочее.

Спросите у друзей вашего ребёнка, что они читают. Наступает возраст, когда мнение приятелей имеет большее значение, чем советы родителей. При этом постарайтесь не упрекать и постарайтесь не сравнивать своего ребенка с читающими ровесниками. Как правило, подобные сравнения вызывают у ребенка отторжение. И он, чтобы доказать свою самостоятельность, будет отрицать поставленные примеры.

Рассказывайте ребенку интересные истории из книги, постепенно переходя на чтение самой книги. Важно – зафиксировать возникший интерес.

Экспериментируйте с жанрами. Ребёнок имеет полное право не любить волшебные сказки, несмотря на то, что вам так они нравились.

Разрешайте читать в постели. Предложите на выбор: немедленно спать или 10 минут почитать — обычно дети готовы на многое ради того, чтобы не спать, и выбирают чтение, причем десятью минутами не ограничиваются.

Никогда не заставляйте ребенка дочитывать книгу, над которой он скучает. Скука не должна ассоциироваться с чтением, иначе чтение будет восприниматься как наказание.

Читайте ребёнку, даже когда он уже сам научится читать. Выразительное чтение взрослого помогает обращать внимание на важные детали, влияет на правильность восприятия и оценки текста. Многие родители, к сожалению, считают, что, научив ребёнка читать самостоятельно в раннем возрасте, они тем самым привили ему интерес к книгам.

Это не так! В раннем возрасте дети читают чисто механически, не вдаваясь в смысл рассказа, и чтение превращается для них в нелюбимое занятие. Когда же книгу им читают взрослые, дети сосредотачиваются не на сложение буков в слова, а полностью погружаются в мир книжной фантазии.

Так что не спешите с обучением ребенка чтению, пусть он немного пофантазирует!

Как говорится: «Всему свое время!»

материал подготовлен Элиной Ромалинской

Источник: https://www.oum.ru/literature/roditelyam-o-detyah/kak-priuchit-rebenka-chitat-neskolko-sovetov/

Как воспитать у детей любовь к чтению

«Что сейчас происходит с детьми? Они совсем не хотят читать», ‒ сетуют учителя начальной школы, обеспокоенные тем, что школьники мало и неохотно читают. Родители тоже жалуются, что порой приходится с трудом усаживать за книгу ребенка.

Отчасти такую ситуацию можно объяснить тем, что ребят окружает множество гаджетов, которые заменяют им книги, общение. Но нередко виноваты сами взрослые, так как не придают значения своевременному воспитанию у ребенка интереса к литературе.

Зачем нужно как можно раньше прививать у детей любовь к книге? 

Доказано, что чтение имеет большое значение для человека, так как только при помощи чтения можно полноценно развить интеллект, сформировать умение связно излагать мысли, стать интересным собеседником. Постоянное чтение расширяет кругозор, углубляет знания об окружающем мире.

Поэтому родителям важно знать, когда учить читать своего ребенка и как привить любовь к чтению.

Причины нежелания читать у детей

Специалисты утверждают, что нет готовых рецептов, которые бы заставили школьника полюбить книгу. Однако каждый родитель всегда может найти подход к своему ребенку, используя определенные средства. Главное условие ‒ работу с книгой надо начинать как можно раньше.

Например, в педагогической практике определяется возраст 4-5 лет, когда уже можно учить малыша читать. В этом возрасте сформирован артикуляционный аппарат, развивается произвольность психических процессов, обнаруживается интерес к звуковой культуре речи, имеется определенный опыт в окружающем мире.

Учитывая все это, можно своевременно сформировать мотивацию к чтению и добиться того, чтобы дети полюбили книгу. 

Наблюдения психологов свидетельствуют, что у многих школьников не развивается желание читать из-за неправильных действий родителей:

  • взрослые сами читают мало и неохотно;
  • насильно навязывают книгу ребенку;
  • заставляют читать, когда школьник не расположен к этому;
  • при покупке книг не учитывают интересы ребенка;
  • не придают должного значения обустройству книжного уголка;
  • не прививают детям опыт совместного чтения, когда родители в эмоциональном плане могут воздействовать на них, прививая любовь, интерес к чтению.

Важно! Родителям стоит проявить самое серьезное внимание к домашнему чтению. Надо помнить, что своим неправильным поведением они могут вызвать у детей стойкое нежелание читать.

Средства, помогающие родителям приобщить ребенка к чтению

Прежде чем выбирать средства, эффективно воздействующие на ребенка, надо понимать, в каких условия он растет и развивается. Если семья читающая, мама с папой проводят значительную часть времени с книгой, ребенок постоянно видит положительное отношение родителей к чтению – это одно направление.

Первое направление

В этом случае можно рекомендовать:

  • совместный подбор книг для домашней библиотечки;
  • домашние субботние чтения с обсуждением прочитанного;
  • экскурсии на книжные ярмарки, выставки, встречи с писателями;
  • создание ситуаций, когда ребенок без принуждения согласится почитать, например, «не успела дочитать страницу, прочти мне, пожалуйста, пока я готовлю ужин»;
  • организовать дежурство по книжному уголку с поощрительным призом (в семье с несколькими детьми предложить поочередно наводить порядок в книжном уголке, следить за пополнением библиотечки);
  • изготовление самодельных книжек с нарисованными картинками для подарка друзьям, родственникам;
  • запись в близлежащую библиотеку.

Игра является ведущей деятельностью у дошкольников, пока важна и для младших школьников наравне с учением, поэтому целесообразно использовать игровые моменты: предложить детям настольные игры, по правилам которых обязательно надо прочитать какой-либо текст. Это могут быть различные лото: «Времена года», «Домашние и дикие животные»; сюжетные разрезные картинки с текстом по любимым сказкам, мультфильмам. 

Хорошо помогают дидактические (обучающие) игры по типу «В гости к сказочным героям» (вспомнить сказку или героя по фрагменту из нее); мнемотаблицы (зашифрованная книжка, которую ребенок должен отгадать); ребусы и пиктограммы с названием любимых книг.

Второе направление

Если же в семье нет места книге, родители большую часть времени проводят за компьютером, то и ребеночек тоже не будет читать. Поэтому в этом случае нужно выбрать средства, которые помогут исправить ситуацию:

  • взрослые должны сами «подружиться» с книгой и стать примером для ребенка;
  • выделить место для обустройства книжного уголка;
  • ежедневно читать вслух, даже если вначале это будет чтение перед сном;
  • вместе с ребенком устраивать ежемесячные походы в книжный магазин, где совместно выбирать детскую книгу с яркими иллюстрациями;
  • взрослому предварительно прочесть детское произведение и заинтриговать свое чадо интересным сюжетом;
  • использовать игровые ситуации, например, «День рождения у любимой игрушки, подарим ей книжку», «Заболела наша книжка, изорвал ее братишка» (починка книг), «Книжкина неделя» (играем и читаем только книги).

Важно! Заинтересованность и творчество родителей помогут им самим придумать множество средств, направленных на воспитание у детей любви к чтению.

Что нужно знать о методиках развития интереса к чтению?

Методика обучения предлагает специальные приемы, помогающие развивать у ребятишек навыки чтения с желанием читать. Специалисты обращают внимание на такие интересные методики, как:

  1. Обучение чтению по Кассилю: родитель подбирает интересную книжку и читает ребенку, потом резко останавливается на интересном месте, ссылаясь на нехватку времени. Ребенок, увлекшись сюжетом, пробует сам дочитать. Взрослый поощряет его и предлагает вариант поочередного чтения «строчку я, строчку ты».
  2. Методика Искры Даунис: утром малыш находит письмо от любимого сказочного героя, в котором написано, что он хочет дружить с ребенком и присылает ему подарок, находящийся в определенном месте. Так начинается регулярная переписка с описанием интересных событий из жизни семьи (походы цирк, поездки с родителями и прочее), что развивает у ребенка читательские навыки.
  3. Методика древнего народа, суть которой заключается в том, что ребенку разрешается читать за хорошее поведение, так как чтение — это праздник.

Если какие-либо методики заинтересовали родителей, с ними можно более подробно ознакомиться на специальных сайтах.

Советы специалистов

Если родителям сложно углубляться в специальные знания, им помогут актуальные приемы, эффективно используемые в семейном воспитании.

  • Чтобы чтение стало нормой для дошколят и младших школьников, оно должно стать образом жизни всей семьи.
  • Книжки подбираются, исходя от возраста и индивидуальных особенностей ребенка. Сначала малышу покупаются специальные книжки-малышки с пластиковыми страницами. В дошкольный период количество увеличивается, меняется содержание и материал. Яркие, красочные иллюстрации, крупный шрифт способны привлечь внимание дошколят. К школе у будущего первоклассника должна быть солидная детская библиотечка.
  • Использовать разные приемы чтения: читать по ролям; поочередно (начинает взрослый, продолжает ребенок); заинтересовать загадкой: «Я загадаю героя, а ты в тексте найди его описание»; заинтриговать сюжетом, остановившись на самом интересном месте.
  • Устраивать театрализованные представления по мотивам сказок на семейных праздниках, днях рождения, когда ребятишкам нужно выучить свою роль.
  • Когда младший школьник научится читать довольно сносно, обязательно перейти к отработке выразительного чтения с интонациями, логическими паузами, что тоже немаловажно для формирования любви к чтению. Ведь чаще всего трудности, встречающиеся на пути ребятишек, не дают им возможности полюбить чтение.

По мнению психологов, период привития любви к чтению достаточно короткий: начиная с дошкольного возраста до 9 лет (обучение в начальной школе), а дальше делать это будет чрезвычайно трудно. Поэтому родителям не стоит надеяться только на работу дошкольного учреждения или школы, так как задача по воспитанию своего читающего чада ложится именно на них. 

Источник: https://myintelligentkids.com/kak-vospitat-u-detej-lyubov-k-chteniyu

Роль книги в развитии ребенка

Шеховцова Л. Д., Прокофьева И. В., Молчанова Е., Маркова Р. И. Роль книги в развитии ребенка // Образование и воспитание. — 2018. — №1. — С. 3-6. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/81/3071/ (дата обращения: 12.12.2018).



Значение книг для ребенка очень велико. Книги служат для того, чтоб расширять представление ребенка о мире, знакомить его с вещами, природой, всем, что его окружает.

С детства за чтением книг человек активно развивает свое мышление. Книга будит как мысль, так и воображение. Книга приучает к усидчивости и выработке навыков самостоятельной работы, заставляет думать, анализировать, предугадывать.

Читайте также:  Глобальная компьютеризация

Эти качества важны для того, чтобы справляться с жизненными проблемами и заботами, находить решения для самых сложных задач. Книги формируют мировоззрение, ценности, убеждения, личную философию. Все это указывает влияние на уровень жизни. Книга открывает перед ребенком новый, еще неизведанный и огромный мир.

Если дети будут видеть в книгах и в чтении источник информации, то для них будут открыты все накопленные человечеством знания.

Знакомить ребенка с книгами лучше с самого рождения. Книга — это очень важная форма общения между ребенком и родителями. Книги можно начинать читать ребенку еще с колыбели. Пока вы занимаетесь малышом (купаете, кормите и т. д.) рассказывайте ему небольшие детские стишки и сказки. Конечно, малыш еще ничего не понимает, но зато он прекрасно улавливает интонацию и звуки.

Прививать любовь к книгам нужно с самого раннего детства, тогда и в последствии не возникнет проблем. У ребенка должна появиться привычка к чтению и тогда в более старшем возрасте, он так же будет продолжать читать.

Родители должны приложить максимум усилий, чтобы сформировать у детей потребность в чтении. И тогда будет не очень важно, когда ребенок впервые прочитает самостоятельно первую книгу: в 4 года или в первом классе. Дверь в чудесный мир литературы будет открыта. Огромное достоинство книг — это содержащаяся в них мораль.

Умение читать предполагает целый комплекс навыков, и для овладения каждым из них требуются усилия. Мало запомнить все буквы и научиться складывать из них слова, а потом и предложения.

Придется тренировать память, чтобы не забывать к концу фразы ее начало, а ко второй странице — содержание первой. Читая или слушая книгу, дети представляют себя на месте главных героев. Перед ними открывается чудесный мир, полон принцесс, благородных поступков и злых колдунов.

Книга для ребенка выступает в роли учителя, показывает ему, какие поступки хорошие, а какие — плохие. Этим книга выгодно отличается от фильма или мультика, в которых герои даны уже готовыми — такими, как их захотел представить создатель фильма.

Иногда трудные переживания побуждают ребенка перечитывать одни и те же книги много раз, пока не выкристаллизуется собственная точка зрения, и эту работу души ничем заменить нельзя.

Глубокий смысл детских сказок напрямую влияет на воспитание ребенка, рассказывая ему о добре и зле, о хороших и плохих поступках. На примере любимых персонажей ребенок сможет научиться тому, как следует поступать, и каких действий нужно избегать.

Иногда книги действуют на противоречии, делая главными персонажами злодеев и высмеивая их плохие поступки. Разъяснив ребенку смысл и содержание книги, родитель поможет не только развивать воображение, но и повлияет на грамотное установление причинно-следственной связи.

При помощи литературы ребенок сможет понять, что за любым действием следуют свои последствия, и что любой плохой поступок рано или поздно будет наказан.

Установление причинно-следственных связей у малышей происходит с трудом, но благодаря литературе и этот сложный момент обучения будет освоен.

Чтение способствует увеличению словарного запаса и развитию речи. А каждое новое слово, ставшее понятным, расширяет границы мира, обогащает его новыми смыслами. Его мышление становится более стройным и упорядоченным, формируется прочный фундамент для дальнейшего образования.

Регулярное общение ребенка с книгой может привести к пожизненной любви к письменному слову. Представляя книги в повседневной жизни вашего ребенка, вы привьете ему привычку читать, вероятно, на всю оставшуюся жизнь. Стоит отметить, что, когда ребенок слушает книги, он может стать более самостоятельным.

Во время чтения концентрация увеличивается, и ребенок учится слушать, что другой говорит. Чтобы проникнуть в рассказ, ребенок находится в максимальном центре внимания и внимательно прислушивается к каждому слову. Это улучшает его концентрацию. Кроме того, в то время как вы читаете сказку, она учит, что мы должны молчать и слушать, как кто-то разговаривает.

После прочтения обязательно попросите ребенка кратко рассказать о том, что он услышал и узнал нового.

Еще одно огромное достоинство книг — то, что они пробуждают глубокий интерес в ребенке. Если малышу нравится та или иная книга, он обязательно прочтет ее до конца, развивая и собственное воображение, и свою усидчивость.

Психологи давно доказали, что дети, которые много читают, отличаются спокойным характером. Они способны дольше сосредотачивать свое внимание на конкретном объекте изучения, а это, в свою очередь, сильно облегчает процесс обучения.

Те дети, которые в детстве много читали и часто проводили время за книгой, в школе будут гораздо более усидчивыми.

Не стоит беспокоиться, если ребенок читает одну и ту же книгу по несколько раз. Детям комфортнее, когда они уже знают конец любимой истории и могут рассказать её наизусть. Перечитывайте вместе с ребенком любимые книги, но потихоньку предлагайте ему новые варианты.

С помощью книг можно развить и память. Учить стихи, рассказывать сказки и так далее. Ребенок рано или поздно сам начнет рассказывать родителям то или иное произведение. Особенно такой эффект получается в вечернее время.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок читал — подавайте ему пример. Если он видит, что в доме есть книги и журналы, то он будет знать, что вы цените чтение и последует вашему примеру. Главное — не нужно насильно заставлять читать, иначе ребенок будет воспринимать процесс как каторгу, наказание, от которого хочется быстрее избавиться.

После таких мер ваш ребенок, вряд ли захочет продолжать читать для себя. Ведь в первую очередь книга — это все — таки развлечение и бесконечные часы удовольствия. Она должна восприниматься как приятное занятие, источник интересной и полезной информации, а не навязанная необходимость. Также родителям следует внимательно отбирать литературный материал для своей ребёнка.

На раннем этапе развития, когда малыш только начинает тянуться к книгам, для него стоит отбирать только самые интересные произведения, короткие сказки и притчи с яркими образами. В дальнейшем, ребёнок может перейти к изучению более серьезных и сложных произведений.

Такой поступательный подход поможет малышу отыскать свой любимый жанр литературы и ознакомиться с богатым выбором детских произведений.

Совместное чтение книг ребенка с родителями будет сближать семью. Такие дети никогда не будут чувствовать себя одинокими, а у родителей появится возможность узнать круг интересов своего ребенка, ведь зачастую ребенок ассоциирует себя в будущем с любимым персонажем.

Можно после прочтения книги устроить общее обсуждение, так вы научите ребенка четко выражать свою мысль, слушать мнение других и разовьете навыки коммуникации с другими людьми. Психологи считают, что дети, которым читают книги родители, эмоционально уравновешены и уверенны в себе. Посещайте книжные магазины.

Соберите дома интересную детскую библиотеку. Приобретайте вдохновляющие книги, красочные и увлекательные, чтобы детям хотелось читать ещё больше. Разгадывайте с детьми кроссворды, шарады, ребусы, интересные логические задачки. Побуждайте детей к чтению вслух, тренируйте технику чтения, выразительность.

Чтобы ребенок рос психически здоровым, ему необходимо полноценное общение с родителями, личностное общение, когда внимание уделяется ему полностью и совместное чтение дает такую возможность. Опыт показывает, что те дети, которым читали книги в детстве, рассказывали сказки, став взрослыми, много читают.

Чтение помогает ребенку лучше узнать язык, развивает фантазию.

Книга всегда поможет найти контакт с малышом, сблизиться с ним, поговорить по душам и просто побыть вместе, не говоря уже о том, что она может дать ребенку много полезных качеств.

Приучая ребёнка к чтению и предлагая ему интересные, познавательные книги, мы воспитываем его. Книги пробуждают интерес к учёбе, труду, самопознанию. Объясняйте ребёнку, что чем больше он читает, тем он лучше учится.

С момента прихода в школу ребёнок должен осознать, что многие знания нужно добывать самому, а поможет в этом книга.

Не только от учителя зависит, будет ли ребёнок любить читать. Заслуга в этом, прежде всего, родителей. Если в доме царит атмосфера уважения к книге, а родители откликаются на просьбы ребёнка почитать, помочь в чём-то разобраться, то ребёнок будет ценить чтение как один из неотъемлемых компонентов жизни.

Если ребенок проявляет интерес к книгам необходимо его поддерживать и развивать. Нужно предлагать ребенку, чтобы он нарисовал своего любимого персонажа либо придумал конец для какой-то истории из книги. Эти упражнения помогут развить мышление, логику и внимательность, а такая книги как «Мойдодыр» или «Федорино горе» приучат ребенка к гигиене.

В наши дни дети все реже и реже берут в руки книгу. Происходит это из-за того, что современный мир буквально напичкан телевиденьем и интернетом.

Также виной этому могут быть несознательные родители, которые ошибочно считают, что все необходимые знания в жизни ребенок сможет почерпнуть с телевизора или интернета. Но не следует забывать, что для ребенка очень важно, чтобы ему перед сном читали книгу.

Сначала она просто помогает ему уснуть, но на подсознательном уровне у ребенка откладывается необходимая информация, которая ему обязательно пригодится в будущем.

Важно, чтобы ребенок знакомился не только с отечественной, но и зарубежной литературой. Начать можно с простых сказок бр. Гримм, Г. Андерсена и приключений Дж. Свифта и М. Твена. Это поможет в будущем осознать себя как часть большого мира, который не заканчивается рамками дома и школы.

Роль чтения в развитии каждого ребёнка велика. Ведь чтение оказывает огромное влияние на развитие ребёнка: его интеллект, творческое и логическое мышление, эмоциональное и социальное развитие, психологическое и психофизиологическое развитие.

Чтение развивает речь ребёнка, способствует формированию правильного нравственного и эстетического отношения ко всему происходящему.

Литература знакомит ребёнка с разными проявлениями жизни, с трудовой деятельностью, природой, развивая социальный опыт.

Помните, что, читая, ребёнок становится полноценно развитой личностью.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, книга, родитель, чтение, ваш ребенок, достоинство книг, любимый персонаж, малыш, сказка.

Совместное чтение книг ребенка с родителями будет сближать семью.

ребенок, книга, родитель, чтение, ваш ребенок, достоинство книг, любимый персонаж, малыш, сказка.

У малыша постоянно работает фантазия: часто чтение книг вдохновляет ребёнка на выдумку продолжения понравившейся ему истории. Вы сами будете с интересом выслушивать от ребенка его же варианты развития дальнейших событий книги.

книга, ваш ребенок, чтение, ребенок, просмотр телевизора, родитель, родной язык, процесс чтения, взрослый, библиотека.

При чтении этой книги у ребенка может возникнуть жажда путешествий, или

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, книга, маленький принц, родитель, красная Шапочка, эта, любовь, главная героиня

Дети и взрослые лепят своих любимых героев книг.

19 правило: Если ваш малыш не хочет слушать, то не нужно его заставлять, так как это не принесёт никакой пользы.

Основные термины (генерируются автоматически) : ребенок, сказка, правило, чтение, время чтения, внимание детей, собственное мнение, собственное…

Роль книги и чтения в жизни детей | Статья в сборнике… ребенок, книга, чтение, произведение, чтение книг, литературное произведение, дошкольный возраст, детская литература, малыш, дошкольное детство.

Самые первые книги читает ребенку мама. Например, маленькому Пушкину читала сказки его няня Арина Родионовна

Современные дети больше увлечены телевизором или компьютером, нежели чтением книг.

Именно родители должны привить любовь ребенка к книгам.

Их сделали дети под руководством педагогов и родителей. Начиналось все с чтения русских народных сказок, которые дети очень любили.

Эти сказки мы записывали, так у нас получилась целая книга сказок.

Издание книг.

Чтение сказок помогает ребёнку преодолеть жизненные трудности, найти выход из сложных ситуаций [1].

3. Есть ли у ребёнка любимый герой? 4. Запоминает ли Ваш ребёнок сказки?

Источник: https://moluch.ru/th/4/archive/81/3071/

Ссылка на основную публикацию