Воспитываем вежливость

Волшебные слова воспитываем вежливость

Имея навыки вежливого общения, легко решить спорный вопрос, найти компромисс, да и просто наладить хорошие отношения с другими людьми. Чем раньше начать воспитание вежливости у ребенка, тем лучше.

Но одни дети легко усваивают эти нормы, а другим это дается с трудом. Почему так происходит и как воспитать ребенка вежливым человеком, поможет разобраться детский психолог Екатерина Георгиевна ФЕДЮКИНА.

Что такое вежливость и почему она так важна? Просто ли это правила, соблюдения которых постоянно требуют от детей взрослые?

Вежливость – одно из важнейших качеств воспитанного человека. До XVI века слово «вежа» означало «знаток» – тот, кто знает правила приличия, формы выражения доброго отношения к людям.

Быть вежливым и воспитанным в нашем мире необходимо, так как вежливость – это составная часть доброжелательности, и она присутствует во всех культурах.

Мы используем вежливые слова, чтобы не задеть чувства другого, чтобы смягчить смысл слов, которые нам кажутся резкими или прямолинейными, чтобы попросить о чем-то так, чтобы человеку нетрудно было согласиться. Да и просто для того, чтобы быть воспитанными.

Вежливость – это не только употребление слов «извините», «пожалуйста», «спасибо». Хотя эти слова и важны, вежливость означает гораздо больше. Это сумма поступков, определяющих внутреннюю культуру человека.

Поступки человека ясно говорят о том, вежлив он или груб. Вежливость показывает наше уважение к другим людям вне зависимости от того, нравятся они нам или нет. Каждый человек достоин вежливого к нему отношения. Когда вы грубите или в какой-то другой форме проявляете свою невежливость, то тем самым демонстрируете свое неуважение. И тогда нечего удивляться, если человек обижается!

Вежливый, воспитанный ребенок – гордость родителей и радость окружающих. Как же научить ребенка вежливости?

Для этого необходимо, прежде всего, сформировать у него представление о базовых правилах поведения в обществе.

Например, ребенок должен знать, что в театре во время спектакля нужно вести себя тихо, не шуршать фантиками и не играть с музыкальными игрушками. В магазине или поликлинике нужно спокойно идти по коридору, а не бегать, не кричать и не ползать по полу. Играя в песочнице, нельзя отбирать игрушки у партнеров по игре, драться или задирать других детей.

Если базовые правила поведения в обществе не привить ребенку с раннего детства, потом будет очень сложно наверстать упущенное и научить ребенка вежливости. Если вы не хотите, чтобы ваш малыш стал невоспитанным подростком, а затем и взрослым, – начинайте учить ребенка вежливости с раннего возраста.

Именно родители должны быть примером вежливости и приличного поведения в обществе для своего ребенка.

Следите за своим поведением. Если ваша цель – добиться, чтобы малыш благодарил за подарки и услуги, – говорите «спасибо» сами. Пусть ребенок наблюдает ваше общение с окружающими и постепенно понимает, что это нормально.

Можно также обращать его внимание на общение других людей друг с другом – причем здесь должен быть как отрицательный пример, так и положительный.

Естественно, каждую ситуацию необходимо сопровождать соответствующими комментариями.

Не стоит приберегать хорошие манеры на момент встречи гостей или на особые случаи. Ваше чадо должно понять, что нужно быть всегда вежливым, даже если он наедине с мамой.

Имеет смысл разграничить стиль общения ребенка со взрослыми и со сверстниками. Если в общении со сверстниками можно употребить некоторые «свое­образные» выражения – в разговоре со взрослыми это должно быть табу.

Вот некоторые напоминания для родителей, которые помогут научить ребенка вежливости:

• Обязательно употребляйте вежливые слова сами в тех ситуациях, где они необходимы.

• Покажите ребенку «волшебство» вежливых слов: не выполняйте его просьбы, например «дай мне», без слова «пожалуйста».

• Здоровайтесь, прощайтесь и благодарите первыми, не дожидаясь, когда об этом вспомнит ребенок.

• Вместе с ребенком разработайте и утвердите обязательные правила вежливости. Например: «Здороваться надо со всеми знакомыми, кого увидел в этот день впервые».

• Учите вежливости вежливо!

Пытаясь научить ребенка вежливости, необходимо дать ему понять, что каждый человек иногда бывает не прав. И нужно уметь просить прощения за свои неверные поступки.

Причем извинение не должно говорить о том, что ребенок плохой. Извинение – это лишь показатель того, что он не прав и сожалеет об этом.

И совсем не обязательно, что человек, перед которым ваш ребенок извиняется, потом будет относиться к нему хуже.

Маленькие дети часто перебивают друг друга и взрослых, встревают в разговор, что тоже является проявлением невежливости.

Первые слова, первые фразы… Как мы радуемся тому, что ребенок умеет говорить! Проходит время, и мы замечаем, что малыш не только научился разговаривать со взрослыми, он научился взрослых перебивать.

Необходимо знать, что, когда ребенок перебивает взрослого, влезает в разговор без спроса, это может означать многое. Например, что он не умеет слушать или проявляет агрессию по отношению к тому, кого он перебил, а может быть, хочет обратить на себя внимание, к которому привык, являясь центром семейной вселенной, или наоборот, недополучает родительского внимания.

Проявление крайней степени нетерпеливости характерно для детей, имеющих повышенное нервное напряжение. Когда ребенок много говорит, вмешивается в разговоры взрослых и других детей, вторгается в чужие игры, – это может быть одним из симптомов гиперактивности.

Частенько дети требуют от родителей немедленного внимания. В таком случае нужно учить их терпению и вырабатывать умение ждать.

Можно посоветовать следующие правила, чтобы научить ребенка не перебивать взрослых:

1. Попросите запомнить то, что ребенок хочет вам сказать, с тем чтобы выслушать его тогда, когда закончите разговор.

2. Не используйте такие фразы, как: «Только плохие дети так делают», «Ты грубый, невоспитанный, встреваешь в чужой разговор».

3. Научите, как вежливо прервать разговор. Фраза: «Извините, пожалуйста, за то, что я вас прерываю!» – может стать поистине волшебной.

4. Показывайте ребенку пример и не влезайте в чужой разговор без необходимости.

5. Учитывайте возраст: чем младше ребенок, тем сложнее ему сдерживаться в ожидании паузы в разговоре.

6. Хвалите ребенка за то, что он нашел, чем ему заняться, когда вы были заняты разговором.

7. Сами никогда не перебивайте ребенка!

Что следует учесть, объясняя маленькому ребенку правила вежливости?

Во-первых, делайте это не в виде нотаций, а тогда, когда есть повод.

Во-вторых, говорите на языке, понятном малышу, не забывайте аргументировать. Ребенок хочет знать, почему нужно вести себя именно так.

В-третьих, каждый запрет сопровождайте разрешением.

Преподнести ребенку правила поведения в обществе проще всего в доступной и интересной для него форме – игровой манере. Стихи и рассказы о вежливости для детей станут незаменимым подспорьем в воспитании хороших привычек.

Книги о вежливости для детей должны быть красочными, яркими, запоминающимися и связанными с конкретными образами.

Отличный пример тому – стихотворение Самуила Маршака «Урок вежливости», где на примере медвежонка объясняются основные правила поведения.

Ребенок не мыслит абстрактно, поэтому, чтобы донести до него информацию, нужно конкретизировать ситуацию. Слушая текст, он должен «нарисовать» все в нем происходящее в своей голове.

Необходимо не только совместное чтение стихов, заучивание их наизусть, но и беседы. Даже с самым маленьким ребенком нужно обсуждать прочитанное.

Только так родители смогут понять, что малыш уловил смысл правильно. В конце беседы у ребенка должна выстроиться и полная картина происходящего, и собственное мнение о ситуации.

Отличным выбором станут стихи о вежливости для детей С. Маршака, А. Барто и А. Кондратьева.

Игра для ребенка – один из эффективных способов показать ему хорошие стороны общения и разрешения маленьких, детских, но уже не совсем простых проблем! Чтобы поиграть с ребенком в вежливость, понадобятся различные игрушки, какие только есть у вас дома. Сюжетов для игры может быть множество, ведь нужно быть по-разному вежливым в различных ситуациях.

Научить своих детей быть вежливыми – задача родителей. И начинать этот процесс надо как можно раньше. Причем очень важно не просто учить ребенка говорить правильные слова и выполнять правильные действия, но и по сути быть вежливым.

Источник: http://panteleimon.org.ua/volshebnye-slova-vospityvaem-vezhlivost/

Как воспитать вежливость и заботу — Психологос

Вежливость – или душевная чуткость?

Автор статьи Симон Соловейчик, отрывки из статьи «Надо ли учить ребенка вежливости?»

Не нужно быть специалистом, чтобы заметить: привычки (навыки) и способности приходят к людям по-разному. Навыки прививают, способности развивают. Привычка связана с автоматизмом, способность – с творческим отношением к жизни. То, что полезно для образования привычки, чаще всего вредно для развития способностей, и наоборот.

Вы пришли в гости, принесли маленькому мальчику подарок. «Что надо сказать?» – строго напоминает мама. «Спасибо», – бурчит сын. Сказав одно это «волшебное слово», он как бы рассчитался с гостем.

Ему вроде бы и незачем теперь выражать благодарность улыбкой, радостью. Привычка к вежливости укрепилась, сердечный слух притупился…

Сто или тысяча таких упражнений – и от драгоценного этого природного свойства не останется и следа.

Мне кажется, далеко не каждый ребенок может одновременно и приучаться к вежливости, и развивать сердечный слух. Ибо правила вежливости как раз и рассчитаны на то, чтобы человек, например, выражал благодарность, даже если он её не чувствует. Преждевременно приучая сына или дочь выказывать словами чувства, которых он ещё не испытывает, мы можем заглушить эти чувства навсегда.

Зачем мы, например, заставляем ребенка говорить «спасибо»? Думаю, чаще всего, чтобы хорошо выглядеть перед людьми, показать воспитанность сына или дочери.

Воспитание вежливости так похоже на воспитание! Но уверен: подлинное воспитание происходит тогда и только тогда, когда приходится нам отдавать хоть каплю душевных сил.

Чтобы ребенок научился чувствовать другого, надо и в нём этого другого признавать. Вот мама решила воспитывать трудолюбие: «Подай… Принеси… Помоги…» Учит любить: «Я так устала… Пожалей маму… Покажи, как ты любишь маму…

Кого ты больше любишь – маму или папу?» Какой же пример видит он перед собой с первых дней жизни? Перед ним всегда человек (да такой авторитетный – мама!), который постоянно жалуется, устаёт, нуждается в помощи, не может сам пойти и взять напёрсток, не считает зазорным каждую минуту обращаться с пустяковыми просьбами.

Значит, и мне тоже можно жаловаться, затруднять других и, если больно, громогласно объявлять о своей боли – пусть мама тоже страдает!

Думаю, в такой семье ребенок никогда не поймёт: жаловаться любящим тебя – это бессовестно. Не затрудняй людей ни в чём, не огорчай их своими неприятностями, обходись по возможности сам! Этот урок должны преподать мы, взрослые.

Ну а уж коли просим ребенка о чем-нибудь, скажем ему не одно, а десять «пожалуйста», чтобы он видел, как это нелегко – просить, затруднять, а потому, чтобы не смог отказать в просьбе.

Если мы делаем замечание ребенку, мы вроде бы исправляем его поведение, но порой притупляем его сердечный слух.

Женщина-инженер сказала мне о двух своих маленьких детях:

– Я стараюсь научить их отдавать. Брать они сами научатся…

И действительно, четырёхлетняя её дочка приходит с мамой в гости не иначе как с подарком в руках: мама сумела сделать так, что для девочки удовольствие – отдавать, дарить и радоваться чужой радости.

В обычном нашем представлении сердечный человек прежде всего отзывчив к чужой боли. Несладко жилось людям, и в языке осталось: «со-страдание», «со-жаление», «со-чувствие». А вот «со-радости» в языке нет. Чаще хотелось бы слышать и сердечное: «Я за тебя рад», нежели: «Я тебе завидую».

Научим ребенка радоваться за других, причём радоваться бескорыстно, не соотнося чужую удачу со своими неудачами. Если дочь рассказывает, что в классе появилась отличница, от души порадуемся за незнакомую девочку и не будем торопиться с упреком: «Вот видишь? А ты?» С примерами вообще нужно быть поосторожнее. Ставя в пример сверстника, мы чаще всего возбуждаем не желание подражать, а зависть.

Воспитание сердечного слуха требует нравственной тишины. В котельном цехе – какой слух?

Папа с сыном-первоклассником подходит к дому, предупреждает: «Не будем звонить – мама больна. Откроем дверь ключом».

Прекрасный урок…

Но не успел отец договорить, как сын нажал кнопку звонка. И тогда: – Я кому сказал? Паразит!

Читайте также:  Напряжение и ненужные ссоры

Там, где достаточно было огорчения, – там ненужное раздражение.

А ведь для воспитанного ребенка наказанием служит едва заметное удивление в голосе старшего, чуть-чуть приподнятая бровь: «Да что же это с тобой, миленький?» Если родителям приходится выговаривать, делать замечания, осуждать ребенка, значит, воспитание приняло опасное направление.

Ребенок должен сердечным слухом своим слышать огорчение старших. Когда же огорчение это выливается в слова, в упрёки, в попрёки – сердечный слух становится как бы ненужным и, следовательно, притупляется. Если я сегодня только упрекнул сына, завтра мне придётся долго выговаривать ему. И с каждым днём он будет слышать меня всё хуже и хуже.

Тогда вслед за малым педагогическим набором – «Ты что, не слышишь? Оглох? Я кому говорю? Русского языка не понимаешь?» – неминуемо последует большой педагогический: сжатые кулаки, подзатыльники, ремень – и так вплоть до детской комнаты милиции. Ребенка, у которого отбит сердечный слух, воспитывать, на мой взгляд, почти невозможно.

Приходится лишь пожалеть учителя, которому такой ребенок достанется.

Наградить ребенка сердечным слухом – лучшее, что могут сделать родители для его счастья.

Что же касается правил вежливости, то когда человек подрастёт, он, наделённый сердечным слухом, сам овладеет ими – быстро и легко, по примеру старших.

Какой мы подаем пример

Источник: http://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l_030187.shtml

(отрывки из статьи «Когда ребенок невоспитан»)

Иногда мы не понимаем, насколько сами невежливы с детьми. Забавной иллюстрацией этому служит одна из сценок, показанных по телевизору в развлекательной программе. Четверо взрослых людей обедают, общаясь между собой так, как обычно общаются с детьми.

Хозяйка велела своим гостям вымыть руки прежде, чем сесть за стол, а один из гостей изобразил, что он шокирован жутким поведением за столом хозяина, положившего на стол локти.

Званый обед не просто превратился в кошмар, он стал убедительным напоминанием о том отсутствии уважения, с которым мы относимся к нашим детям.

Пример. Подруга рассказала мне о том, как недавно в ее разговор с матерью вмешался ее маленький племянник. Она сказала ему, что так поступать невежливо, надо дождаться, когда она кончит говорить, и тогда сказать то, что он хочет. Разговор с матерью был долгим, но мальчик терпеливо ждал.

Когда же он закончился, моя подруга сказала: «Ну, Дэвид, теперь твоя очередь». Но едва малыш дошел до середины своего рассказа, как бабушка прервала его.

«Я заставила Дэвида ждать, пока мы кончим говорить, — напомнила ей моя подруга, — и думаю, теперь нам надо подождать, когда он закончит свой рассказ».

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/kak-vospitat-vezhlivost-i-zabotu

Воспитание вежливости у детей дошкольного возраста, формирование

Дети должны быть правильно воспитаны, чтобы их хорошо принимали в обществе, и чтобы в последующем за них не было стыдно родителям. Для этого необходимо воспитание вежливости у детей, обучить ребенка дошкольного возраста всем необходимым правилам вежливости. Их, конечно, много, но есть вполне конкретные манеры, которые ребёнок должен знать обязательно.

Формирование и воспитание вежливости у детей дошкольного возраста

Во-первых, ребёнок, конечно, должен обязательно знать слова благодарности, и более того, они должны автоматически вылетать из его уст при необходимости. Для того, чтобы у ребёнка эти важные слова вошли в привычку, нужно постоянно употреблять их дома внутри семьи. Именно так ребёнок научится говорить «спасибо» тогда, когда нужно.

Слово «спасибо» нужно совмещать со словом «пожалуйста», это самые простые вежливые слова, с которых и необходимо обучать своё чадо хорошим манерам. Важно объяснить ребёнку, когда именно эти слова нужны, почему их стоит говорить и т.д. Требуя что-то от ребёнка, нужно объяснять ему значение этого.

Любому человеку очень сложно искренне просить прощения, многие люди во взрослом возрасте не умеют извиняться и из-за этого очень страдают, так как не могут наладить отношения с друзьями и знакомыми.

К извинениям нужно приучать с детства, но только просить прощения ребёнок должен только тогда, когда он действительно виноват, а не при каждом удобном случае.

Прежде чем сказать слова извинений, малыш должен осознать свою вину, иначе смысла в сказанном не будет.

Родители тоже должны извиняться перед своим ребёнком, если они не правы. Не имеет значение, кто старше, а кто младше, важна искренность и правильность в поступках, и пример должны подавать мамы и папы.

Вежливость у детей дошкольного возраста

Приучать своё чадо нужно и к приветствию. Приходя в гостя, видя на улице знакомых людей, заходя в учебное заведение и т.д., ребёнок должен обязательно здороваться с людьми. В семье тоже должно быть принято здороваться, поэтому по отношению к ребёнку нужно почаще употреблять слова приветствия.

Крайне важно, чтобы ребёнок правильно общался. Некоторые дети абсолютно не умеют этого делать, например, постоянно перебивают собеседника и вовсе его не слушают, с такими людьми очень тяжело общаться, поэтому нужно постараться, чтобы ребёнок не был таким. Нужно объяснить, что так вести себя невежливо, что это показатель неуважения к собеседнику.

Нельзя также обсуждать кого-либо прилюдно, так как это опять-таки некрасиво.

Воспитание вежливости у детей, взгляд в будущее

За вежливого ребёнка не придётся переживать в будущем, так как можно будет быть уверенным в том, что в обществе он будет вести себя правильно и никто не будет над ним смеяться, показывать на него пальцем и т.д. В современном обществе вежливые люди очень ценятся, причём как в обычной жизни, так и в работе. Все люди на вышестоящих должностях знают хорошие манеры, стоит принять это к сведению.

Источник: https://womaninc.ru/vospitanie-vezhlivosti-u-detey/

Как воспитать вежливость у детей и взрослых

«Поздоровайся с тётей», «Уступи место дедушке». С самого раннего возраста детям прививают вежливое поведение, и постепенно они усваивают его основные механизмы. Вежливость, как и хорошие манеры, являясь залогом мирного сосуществования, неотделимы от успешной жизни в социуме.

Однако довольно часто мы сталкиваемся с невоспитанностью детей или грубостью подростков, которые выведут из себя любого взрослого.

Поскольку вежливость не является врожденным качеством, ее понимание и воспитание в разных семьях происходит по-разному.

Французские эксперты – Аньес де Виарис (Agnès de Viaris), семейный психолог, автор книги «Повторная семья.

Руководство по гармоничной жизни» и Фредерик Рувийуа (Frédéric Rouvillois), профессор права в Университете Париж Декарт, автор книги «История вежливости: от Революции до наших дней» – готовы помочь в постановке задач и достижении результатов в этом непростом вопросе.

Когда ребенок демонстрирует вопиющую невоспитанность, родители часто не признают свою вину и перекладывают ее на воспитателей, учителей, окружение своего ребенка или даже на характер самого ребенка.

Однако в первую очередь воспитание вежливости является, безусловно, задачей родителей, хоть это и бывает непросто.

Почему можно говорить «Эта тётя красивая», но нельзя «Эта тётя страшная»? Почему нельзя говорить «Это невкусно», а нужно «Я такое не люблю» (и в любом случае хотя бы попробовать)? Аньес де Виарис: «Именно родители должны заниматься воспитанием вежливости как способности проявлять понимание к другим людям и адаптироваться к окружающему миру». Фредерик Рувийуа подтверждает: «В идеале, родители должны воспитывать вежливость с помощью косвенных приемов, демонстрируя вежливое обращение в семье, с соседями и знакомыми на собственном примере, ведь теория без практики не принесет никаких результатов».

Важно также понимать и основной механизм вежливости и хорошего тона, который необходимо передать детям: к разным людям мы обращаемся по-разному. Нельзя одинаково разговаривать с другом, соседом и учительницей. Ключевой принцип при этом – уважение себя и других. Но что значит проявлять уважение? Это значит:

– соблюдать приличную речь и адаптировать ее к своему собеседнику;– стараться не делать замечаний, чтобы не причинять дискомфорт собеседнику;– уметь слушать;– не быть навязчивым, проявлять такт;– не вести себя громко в транспорте и других общественных местах;– уметь извиняться;

– проявлять интерес к собеседнику.

Однако, несмотря на усилия родителей, дети иногда ведут себя невоспитанно, и даже из рук вон плохо. Почему? Потому что всегда есть соблазн неожиданно удивить сверстника или взрослого неподобающим поведением и посмотреть на реакцию.

Иногда детям хочется преодолеть запрет: что будет, если сказать плохое слово? Если не сказать «спасибо»? К тому же, дети очень любят, когда взрослые обращают на них внимание, и готовы прибегать к любым способам, которые его привлекут (даже если для этого нужно плохо себя вести).

Поэтому нельзя идти на поводу у подобных проявлений: если ваш ребенок плохо себя повел, отругайте его, объясните ему, что он сделал неправильно, но не заостряйте внимание на этом, если не хотите, чтобы единичный случай перерос в привычку.

В то же время, продолжайте быть для него примером вежливого поведения, и когда ребенок снова начнет хорошо себя вести, не забудьте похвалить его. По словам Аньес де Виарис, «нет четкого списка приемов для воспитания вежливости, по большей части это вопрос здравого смысла; нужно объяснять, почему правила именно такие и наказывать за их несоблюдение.

Само собой, главная проблема – это авторитет. Без родительского авторитета невозможно заниматься воспитанием».

Несколько приемов, которые могут помочь:– отвечайте на вопросы, объясняйте детям почему одно делать можно, а другое – нельзя;– не реагируйте на просьбы ребенка до тех пор, пока он не прибавит «пожалуйста»;– напоминайте ему о вежливости в отношении других: «ты ничего не забыл сказать?», «а волшебное слово?»;– не забывайте о собственном примере: демонстрируйте манеры повсюду (даже в гостях у тети, даже на приеме у доктора или на кассе в магазине);– читайте вместе с ним сказки о вежливости, чтобы идея усвоилась в развлекательной манере, в комфортной для ребенка атмосфере.

Дети должны усвоить золотое правило: «Относись к другим так, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе».

Всем родителям порой приходилось краснеть за то, что их дети показывают пальцем, или вдруг начинают сыпать откровениями, пытаясь доказать свою правоту.

И правда, мы учим детей говорить правду, в то же время запрещая им говорить «какой уродливый дядя», «почему он такой толстый?» или «фу, какой ужасный подарок».

Что нужно объяснить детям, которые не хотят быть вежливыми, чтобы говорить неправду?

Аньес де Виарис: «Некоторые говорят, что «спасибо» лицемерно, или что «подарок мне очень понравился» – это неправда, что это угодливость и даже лесть.

Но благодаря обучению дети должны научиться не только выражать свои мысли, но и слушать других, развивая эмпатию. Сопереживание – ключевой навык для успешной жизни в обществе.

Нужно уметь говорить то, что важно для себя, но при этом уметь прислушиваться и в соответствии с этим делать компромиссный выбор».

Фредерик Рувийуа признает, что этот вопрос действительно сложный. «Вспомним «честность любой ценой», о которой Мольер рассказывает в «Мизантропе».

Центральный вопрос в пьесе: «Что важней: честность или вежливость?» Бескомпромиссно честный Альцест упрекает свое окружение в заискивании перед некоторыми людьми. Но в конце концов он понимает, что так ему не построить мирные отношения с окружающими.

Вежливость учит нас, что необходимо отказаться от прямолинейности. Нельзя все время говорить правду, исходя из собственного интереса, а если поступать подобным образом, то никакую связь наладить не получится».

Так или иначе, большинству родителей удается привить вежливость и другие базовые навыки жизни в социуме своим детям, во многом – на своем примере. Так почему же взрослые иногда проявляют полное отсутствие манер, и даже откровенную грубость?

«Все дети вырастают, меняются, и не всегда эти изменения – к лучшему» – отвечает профессор Рувийуа. Не всегда усилия родителей приносят плоды. Но это нельзя назвать общей тенденцией. Напротив, есть множество невоспитанных детей, которые в конце концов берутся за голову и приучаются с возрастом быть вежливыми, чтобы лучше себя чувствовать в обществе».

Существуют также и конкретные ситуации, в которых базовые правила вежливости не учитываются. Например, речи политиков зачастую пестрят резкими выражениями и оскорблениями. И как в таком случае соблюдать правило хорошего тона «не говорить о политике, религии и сексе», если вокруг этих тем и вращается политическая риторика.

Фредерик Рувийуа также приводит пример автомобиля в качестве исключительного: «Машина – отдельный разговор, но это тема совсем не нова. Выражение «ругаться как извозчик» пришло в оборот задолго до создания автомобилей».

Читайте также:  Характеристики педагогических технологий

В своем исследовании «История вежливости: от Революции до наших дней» он объясняет, что в авто, как и во время охоты, поведение кардинальным образом меняется. В целом вежливые люди превращаются в грубиянов за рулем или с ружьем в руках. «Возможно, они ощущают себя в позиции силы, безнаказанности.

Приобретенное поведение изменяется – становится более диким, жестоким, менее уважительным».

Но даже не принимая во внимание эти случаи, мы часто слышим, что «хорошие манеры исчезают». Наше общество становится все менее и менее вежливым.

Так ли это? Профессор Рувийуа утверждает, что «галантность, манеры никогда не существовали повсеместно, во все времена существовали общества, которые прибегали к манерам в большей или меньшей степени.

Сейчас мы живем в такое время, когда социальные связи меньше зависят от правил и норм, в котором социальная градация не столь четкая и когда всё ускоряется. Само собой, в таких условиях вежливость и манеры постепенно исчезают, несмотря на то что их важность и необходимость все признают».

Аньес де Виарис подтверждает: «в современном обществе, в котором царит сиюминутность, вежливость требует времени: чтобы здороваться, чтобы написать благодарственное письмо. Хорошие манеры приносятся в жертву быстроте».  

Фредерик Рувийуа подытоживает: «люди все отчетливей осознают, что вежливость и хорошие манеры необходимы им в профессиональной и личной жизни. Ведь чем жестче становится жизненный темп, тем более отлаженными должны быть социальные связи.

В то же время, в мире, где все происходит очень быстро, люди зачастую не находят времени научиться вежливости, не всегда могут ее практиковать. С другой стороны, по сравнению с 1968 годом (во время майских событий 1968 г.

во Франции прокатилась волна антиправительственных леворадикальных студенческих волнений), когда все считали вежливость пережитком прошлого, сегодня все больше людей понимают ее важность, и если они не переняли ее «по наследству» – делают все, чтобы самостоятельно воспитать ее в себе.

Со времен Французской революции было издано более 600 книг, посвященных правилам хорошего тона, и сегодня они пользуются большой популярностью. Взрослые покупают их не только для того, чтобы объяснить своим детям, как правильно себя вести, но и чтобы лучше понимать, как им самим правильно поступать в тех или иных ситуациях».

Источник: https://letidor.ru/psihologiya/kak-vospitat-vezhlivost-u-detey-i-vzroslyh.htm?full

Учим ребенка хорошим манерам и воспитываем вежливого человека

Как приятно слышать от своего крохи вежливые фразы: «Спасибо», «Пожалуйста», «Будьте добры»; видеть проявления благодарности в ответ на заботу! Чтобы ребенок с раннего детства обучался вежливым словам и выражениям, необходимо их постоянное использование в речи окружающими людьми. Тогда малыш будет впитывать все, как губку. Однако вежливость для детей заключается не только в заученных фразах, но и в тактичном поведении, которое также зависит от действий взрослых. Только своим собственным примером можно выработать у малыша хорошие манеры.

Что такое вежливость, какую роль она играет в жизни человека

Важно! Прежде чем преподносить уроки вежливости для детей, родителям самим надо хорошо понимать, что такое вежливость. Главное в воспитании крохи — не только знать, как формируются хорошие манеры, но и самому ими обладать.

Вежливость — важнейшее качество воспитанного человека, которое помогает установить нравственное равновесие, облегчить дальнейший путь в жизни. В древности словом «вежа» называли знатока, знающего правила приличия, умеющего выразить доброжелательное отношение к другим людям.

И сегодня, общаясь с воспитанным человеком, ощущаешь его благорасположение, при этом беседа с ним доставляет радость и позитив. При этом каждый в жизни сталкивался с людьми, у которых масса положительных качеств, но если у них отсутствуют хорошие манеры, то начинаются неприятности.

В то же время, если хорошие манеры являются лишь притворством, средством достижения собственных целей, такая тактичность не вызывает доверительных отношений. Поэтому вежливость не является необходимой мерой общения с людьми, она должна исходить из внутреннего состояния человека, из его общей доброжелательности ко всему окружающему.

Известный священнослужитель Франциск Ассизский справедливо сказал: «Вежливость тесно связана с любовью. Она ее младшая сестра, всегда сопровождает ее, и раскрывает ей врата сердец».

С чего нужно начинать воспитание вежливости

У многих родителей возникает вопрос, как научить ребенка вежливости и хорошим манерам. Психологи говорят, что вежливость для детей начинается с «волшебных» слов. Уже с раннего возраста малышу необходимо объяснить, что в разных ситуациях нужно говорить: спасибо, пожалуйста, извините. Это первые слова вежливости, которые должен знать каждый ребенок. Специалисты дают такие советы:

  • Не заставляйте свое чадо заучивать эти фразы на автомате, старайтесь, чтобы он произносил их искренне.
  • Уделяйте внимание любым мелочам, за которые нужно благодарить, так как из них складывается наша повседневная жизнь.
  • Обращайте внимание ребенка, что говоря каждый раз слово «спасибо», он учится быть благодарным; желая спокойной ночи или доброго утра, он сам заряжается позитивом.
  • Стоит объяснить крохе, что нужно считаться с правами других людей, не высказывать громко свои негативные мысли, сдерживать свои эмоции, заменяя их «волшебными» словами.
  • Учите малыша отстаивать свое мнение не криками и кулаками, а вежливым отношением к окружающим.

Проблемы при обучении вежливым манерам

Не всегда мамам, папам и педагогам удается с первого раза обучить дитя этикету. Основными препятствиями, с которыми могут столкнуться взрослые при воспитании вежливости у детей, становятся следующие моменты:

  • карапуз не реагирует на замечания взрослых;
  • отмалчивается при попытке заставить его произнести «волшебные» слова;
  • использует в речи ненормативную лексику;
  • капризничает и не подчиняется просьбам взрослых проявить хорошие манеры.

С чем это связано?

  1. Часто такие проблемы с вежливостью проявляются у детей — трехлеток, так как кризис трехлетнего возраста характеризуется повышенным упрямством. Родители должны запастись терпением и исправлять погрешности в поведении малыша собственным примером. Не помешает чаще хвалить кроху за хорошие поступки.
  2. Зачастую подобное поведение проявляется и в младшем школьном возрасте, когда ребенок стоит на пороге перехода к подростковому периоду. В этот период ребята хотят доказать окружающим свою взрослость. И не находят ничего лучшего, чем нарушать этикет, вносить в свое поведение вызывающие манеры: грубый тон, нарочитое пренебрежение правилами поведения в общественных местах, нежелание выполнять застольный этикет. Задача родителей — проявить максимум понимания и показать своим поведением вежливое отношение к ребенку, к его возрастающей самостоятельности.

Как поступать с детской непосредственностью

При воспитании вежливости у детей родители часто сталкиваются с детской непосредственностью, которая проявляется, казалось бы, в неумении детей вести себя правильно в обществе. Порой взрослые могут попасть в такие неудобные ситуации, связанные с нарушением правил вежливости их детьми, как:

  • показ на людей пальцем в общественных местах;
  • высмеивание других детей, попавших в неловкую ситуацию;
  • обсуждение необычной внешности постороннего во всеуслышание;
  • обсуждение домашних дел при посторонних людях;
  • нарушение застольного этикета (ковыряние в носу, чавканье, хватание еды руками и подобное).

Даже при правильном воспитании такие ситуации могут возникнуть от недостаточного самосознания малышей.

Во всех этих случаях родителям необходимо поговорить со своим чадом еще дома, объяснить, какие поступки можно делать, а какие нельзя.

Постарайтесь при помощи разных способов (см ниже в тексте) объяснить крохе, если бы он был на месте тех людей, в отношении которых были произведены неэтичные действия, то ему стало бы неприятно общаться с такими ребятами.

Как обучать детей вежливости дома

Известно, что первые зачатки вежливости закладываются в семье. Практически правила вежливости для детей преподносятся близкими, а потом уже социумом. Карапуз неосознанно копирует поведение своих мам и пап.

Родители могут воспользоваться этим и ненавязчиво прививать первые правила этикета, например, если каждый вечер желать чаду спокойной ночи, а после пробуждения доброго утра, благодарить за добрые дела, просить прощения в неловких ситуациях, то дети уже с младенчества будут вести себя так же.

Как еще можно рассказать детям про вежливость? По советам специалистов используем детскую «азбуку вежливости»:

«Вежливые» игры

Игра – метод самый доступный для понимания и формирования у крохи необходимых навыков вежливости, так как является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте.

Наиболее эффективными в уроках вежливости для детей будут сюжетные игры: «Накормим куклу», «День рождения мишки», «Магазин», «Купание куклы», «Водитель автобуса», «Путешествие» и подобные им. Такие любимые игры дошколят учат их правилам вежливости и хорошим манерам.

Даже для самых маленьких можно создавать игровые ситуации, в которых малыш будет учиться этикету.

Например:

  • Возьмите куклу или плюшевого мишку, протяните его лапку и скажите: Здравствуй! Ребенок протянет руку в ответ и ответит.
  • Передайте при помощи игрушки любой предмет и скажите: Пожалуйста, это тебе! Карапуз должен сказать: Спасибо!
  • Дети очень любят стишки, можно поиграть с игрушками, задавая вопросы про вежливость и хорошие манеры в стихотворной форме:

Кто из вас, проснувшись бодро,
“С добрым утром!” скажет твердо? (игрушки «отвечают» маминым голосом: это я, это я, это все мои друзья!)

Кто из вас, скажите, братцы,
Забывает умываться? (аналогично: это не я…)

У кого из вас в порядке,
Куклы, книжки, шоколадки? (игрушки отвечают)

Кто из вас в трамвае тесном
Уступает старшим место?

Кто из вас молчит, как рыба,
Вместо доброго “спасибо”?

Кто быть вежливым желает,
Малышей не обижает?

«Вежливые» загадки

Дошкольникам нравятся загадки в стихах, когда в конце фразы можно подставить правильное слово и закончить рифму. Подобные загадки помогают ненавязчиво закрепить правила вежливости для детей:

  1. Если встретился знакомый, хоть на улице, хоть дома – не стесняйся, не лукавствуй, а скажи погромче:… (Здравствуй).
  2. Если просишь что-нибудь, то сначала не забудь, разомкнуть свои уста и сказать:… (Пожалуйста).
  3. Если словом или делом тебе помог кто – либо, не стесняйтесь громко, смело говорить:… (Спасибо).
  4. Говорить друзьям не лень, улыбаясь:… (Добрый день).
  5. Друг другу на прощание мы скажем:… (До свидания).
  6. Друг друга не стоит винить, лучше скорее всего… (Извинить).
  7. Когда виноваты, сказать вы спешите:… (Прошу вас, пожалуйста, извините).
  8. В чужой разговор никогда не встревай, и взрослых ты лучше… (Не перебивай).
  9. Зазеленеет старый пень, когда услышит:… (Добрый день).
  10. Если друг встречает друга, жмут друзья друг другу руку. На приветствие в ответ каждый говорит:… (Привет).

Просмотр мультфильмов

Существует много добрых мультиков, которые можно просмотреть совместно с крохой, например, про Винни-Пуха, Дюймовочку, Чебурашку и др.

После просмотра обсудите правильные или неправильные поступки героев. Пусть малыш выскажет свое мнение по этому поводу. Слушайте, не перебивая, это тоже элемент воспитания вежливости.

Если вы считаете, что его мнение не совсем правильное, мягко объясните неверные моменты.

Читая старые добрые сказки или авторские рассказы, можно извлечь из них уроки вежливости. Например, произведения Н. Носова, В. Осеевой, Г. Шалаевой, В. Степанова и многие другие помогут понять, что такое вежливость для детей. Довольно актуально в отношении хороших манер произведение Носова про Незнайку в Солнечном городе. Или сказки «Два жадных медвежонка», «Морозко», «Вежливый кролик».

Многочисленные стихи о вежливости учат уважению к старшим, заботе о младших. Чтобы малыш их запомнил, они должны иметь хорошую рифму и сопровождаться красочными картинками.

Например, всем известно стихотворение Самуила Маршака «Урок вежливости», где говорится о медвежонке, который учился вежливости. Интересно прочитать деткам произведение Агнии Барто «Любочка».

После прочтения книг, обязательно обсудите с малышом героев, их поступки, позадавайте ему ненавязчиво вопросы. Так вы можете убедиться, что ребенок действительно слушал и понял, о чем это произведение.

Пословицы

В культуре каждого народа обязательно есть и другие фольклорные формы, кроме сказок, которые также помогут закрепить правила вежливости для детей. Вы можете почитать пословицы про доброту и вежливость, малыши быстро их запоминают:

  • Про доброе дело говори смело.
  • Жизнь дана на добрые дела.
  • Не мудрен привет, а сердце покоряет.
  • Ласковое слово лучше мягкого пирога.
  • Как проживёшь, так и прослывёшь.

Особенности детской «азбуки вежливости»

До 3-х летнего возраста

В этом возрасте кроха знает уже много правил этикета, но, в то же время, к трем годам малыш начинает познавать мир и ищет границы дозволенного. Он все чаще дерется, отбирает игрушки у сверстников, не всегда говорит спасибо и т.д.

Читайте также:  Занятия по аппликации в старшей группе детского сада на тему "грибы"

Перед мамами и папами стоит нелегкая задача — не потеряв спокойствие духа, донести до своего дитя весь негатив его поступков. Делать это нужно серьезным тоном, объяснив малышу его плохое поведение.

Не стоит после такого разговора сразу шутить и смеяться, иначе чадо ничего не поймет. За хорошие поступки поощряйте и хвалите.

Дети после 3-4 лет

В этом возрасте у дошколят появляются специфические черты характера:

  1. Дошколята нередко жалуются на своих товарищей по игре. Но нельзя обвинять их в том, что они ябеды. Это происходит потому, что ребята не всегда могут самостоятельно разобраться во взаимоотношениях с ровесниками и ищут помощи у взрослых. Стоит мягко объяснить ребенку, что его друг поступил по отношению к нему неправильно и необходимо напомнить товарищу о хороших манерах.
  2. Дети детсадовского возраста часто не хотят делиться своими игрушками. Раньше такие действия осуждались, но современные психологи говорят, что любимая игрушка — это продолжения собственного «Я» ребенка. Нельзя осуждать его за то, что он не расстается с ней. Вы можете предложить малышу поменяться на время с другим ребенком игрушкой. Или, если он не хочет этого делать, пусть любимая кукла или машинка подождут его дома.

Советы родителям

  • Бывает так, что ваше чадо начинают учить посторонние люди, что делать в этом случае? Даже если вы знаете, что он неправ и вел себя некрасиво, проявите сдержанность и постарайтесь достойно выйти из ситуации. Для ребенка такие моменты могут быть поучительными. Не стоит опускаться до склок и разбирательств. Вежливо ответьте, что вы разберетесь и поговорите со своим малышом сами.
  • Всегда будьте на стороне своего чада, поругать его нужно, но сделайте это дома за закрытыми дверями. Это относится и к малышам, и к школьникам. Другое поведение родителей будет расценено как предательство.
  • Дома в спокойной обстановке побеседуйте с сыном или дочкой, обыграйте ситуацию заново. Если он считает себя правым, объясните, что в любом случае с окружающими нельзя вести себя грубо.
  • Путем поощрения и замечания можно добиться многого в воспитании вежливости. Маленькие детки, которые только постигают азы этикета, должны часто слышать слова похвалы. Тогда они будут видеть разницу между хорошими и плохими поступками. Если дошкольник поступил нетактично, прежде чем делать замечание, выясните, по какой причине он сделал именно так. Возможно, такому поведению есть свое объяснение. Это может быть стеснение или плохое настроение, незнание правил. Если вы не научитесь понимать своего малыша, в дальнейшем будет трудно налаживать с ним контакт.
  • Откройте для себя и своих детей определенные правила, придерживаясь которых, родителям будет легче выработать у малыша вежливые манеры. Оформите их красочно, повесьте в доме на видном месте. Дошколенок лучше уясняет слово в сочетании с наглядностью.
  • Важно, чтобы ребенок чувствовал уважение со стороны своих близких и родственников, только тогда можно рассчитывать на взаимность.
  • Несмотря на открытость и доброжелательность между детьми и родителями, каждый из них должен знать свое место. Если кроха переходит границы и начинает общаться с вами как со сверстниками, нужно деликатно его поправить.
  • Всегда проще одернуть кроху и отчитать за неправильное поведение. Сложнее говорить и беседовать, объяснять, как правильно себя вести, а как нет. Но нужно уделять своим детям чуть больше времени, хвалить за хорошие поступки, напоминать, как близкие гордятся своим ребенком за то, или иное действие, проявлять свою любовь. Тогда у него появится чувство благодарности, он захочет говорить такие слова, как спасибо, пожалуйста, научится хорошим манерам.

Источник: https://myintelligentkids.com/uchim-rebenka-xoroshim-maneram-i-vospityvaem-vezhlivogo-cheloveka

Фу, какой невежливый ребенок! Это не про нашего…

Сегодня я хочу поразмышлять на тему вежливости. Что значит быть вежливость, что такое вежливость в прямом смысле этого слова?

Что такое вежливость и ее значение?

Из определения, данного в нашем уважаемом издании Википедии, мы можем видеть, что вежливость — это специфическая черта, характеризующая человека как личность образованную, склонную к добрым делам и хорошим манерам. Вежливость предполагает, что человек умеет уважительно общаться с окружающими его людьми.

Другие источники трактуют вежливость как некий эквивалент нормального поведения в людях. При этом большое внимание здесь уделяется такту и деликатности. Речевой этикет, среди всего прочего, занимает ведущее место и является основой вежливости

Существует очень большое количество форм вежливости, позволяющих нам демонстрировать правила хорошего тона в речевой деятельности и общении людей друг с другом.

Для вежливого общения есть ряд устойчивых фраз, относящихся к речевому этикету. Знание и владение данными фразами, или формами, делает человека успешным и уверенным в социуме, помогает непринужденно общаться и говорит о его культуре поведения.

Быть вежливым не значит лишь здороваться и говорить «спасибо». Можно вообще не употреблять данные фразы, но при этом выглядеть достаточно вежливым. Само поведение человека также показывает, насколько он обладает этим качеством. Манеры двигаться, обращаться, и просто смотреть — эти составляющие также могут сказать о человеке многое, о его вежливости, в частности.

Проблемы воспитания навыков вежливого поведения

В настоящий момент проблема вежливости находится на первом месте среди форм взаимодействия в социуме. Стало общепринятым показывать свое превосходство и амбиции, а это прямо противоположные черты. Все это далеко от вежливости.

В разных жизненных ситуациях человек по-разному может вести себя. Но ни одна из них не дает право вести себя с другими по-хамски. Равнодушное отношение к другим по законам морали допускается, но не приветствуется для уважительного взаимодействия людей.

Все-таки необходимо иметь некую культуру общения с соответствующими формами отношений, будь то словесные или невербальные формы вежливости.

И тут встает вопрос: в каком возрасте начинать формировать вежливость у ребенка? Не важнее ли сначала учить его обычным навыкам коммуникации, формировать у малыша познавательный интерес — как две основы его становления. А слова вежливости появятся в лексике малыша сами по себе?

Однако, нет. Без знания форму вежливости и норм поведения, никакая коммуникация не получится, а знания не пригодятся для успешной социализации.

Проблема еще и в том, что вежливости быстро не научить. Это довольно длительный процесс. Задача взрослого — быть терпеливым, лишь постепенно ребенок будет преодолевать ошибки путем многочисленных проб.

Дошкольный возраст — наиболее подходящий для обучения, в том числе коммуникации и вежливости. Для этого необходимо его тесное общение как со сверстниками, так и взрослыми, не только с родителями.

Но если с чужими взрослыми ребенок еще как-то старается вести себя подобающе и скромно, то со сверстниками и уж тем более родителями дошкольник вдруг начинает кривляться, вести себя чересчур свободно. Совсем уж не вежливо!

Все это потому, что дети видят разницу между теми, с кем они общаются и позволяют себе в связи с этим менять технику общения на ту, которая им привычна с тем или иным объектом общения.

Родители всегда рядом, они сами ведут себя с малышом просто и без признаков уважения — так и малыш начинает вести себя с ними.

Сверстники, обычно, буйно ведут себя друг с другом. С ними тоже вежливость никак не связывается.

А вот чужие взрослые — они всегда поздороваются, спросят о делах. И с ними ребенок будет вести себя всегда сдержанно и уважительно.

Получается, что ребенок видит ту дистанцию отношений и соответствующе ведет себя в зависимости от ситуации.

Поговорим же о правилах вежливости, которым необходимо научить малыша.

Правила вежливости

Как и все, чем мы пользуемся, вежливость имеет свои правила или нормы общения и поведения. Так называемые догмы, как себя вести.

Знать правила и выполнять их — не одно и то же, но стремиться необходимо, если мы хотим быть принятыми в социуме.

С чего начать? Ребенок сам не догадается, что требует общество от него, поэтому малыша уже с раннего возраста следует учить, как, когда и что можно говорить, а чего говорить ни в коем случае и никому, и никогда недопустимо.

Шаги к воспитанию вежливости у детей должны быть мелкими и точными. Объясняя дошкольнику правила вежливости, взрослый должен показать его исполнения в действии. Ну, и конечно же, сам взрослый должен делать так, как учит своего подопечного. Иначе, малыш быстро усвоит главное правило обучения — знай, что делать надо так, но поступать можешь, как вздумается.

Пример взрослого должен стать заразительным в плане вежливости. Вежливый педагог — источник понимания у малыша норм правильного поведения и коммуникации.

Успешное формирование у детей навыков вежливого общения возможно благодаря тому, что в дошкольном возрасте идет интенсивное развитие анализирующей деятельности коры головного мозга ребенка, что способствует легкому пониманию смысла требований, предъявляемых взрослым. Это является хорошим основанием воспитывать вежливость в столь юном возрасте.

А так как ребенок-дошкольник испытывает потребность в общении с внешним миром, и ему надо быть принятым, то правила этикета и вежливости будут быстро закрепляться в его сознании.

Правила вежливости можно разделить на несколько категорий, важнейшими из которых можно назвать следующие, которые далее мы и рассмотрим.

Правила общения с незнакомыми и малознакомыми людьми

При встрече с незнакомцем малыш может и вовсе не разговаривать, склонив головку, стоять где-нибудь поодаль. Родители радуются — скромница какой, в разговоры не встревает, не перебивает.

Но это ли вежливое поведение? Отнюдь, нет. Это какое-то отрешение от действительности. Общаться надо с незнакомыми и малознакомыми людьми, если такая встреча проходит в присутствии родителей. Вопрос, как общаться, чтобы было вежливо?

Для этого как раз и существуют особые правила поведения с точки зрения вежливости.

Во-первых, надо обязательно поприветствовать тех, кто пришел в ваш дом или поздороваться, придя самому в гости. Совсем не обязательно распинаться, хвалить. как в доме хорошо, если вы в гостях, как хорошо выглядят тетя и дядя и т.п.

Можно просто скромно сказать: «Здравствуйте». Этого достаточно для вежливого приветствия.

Во время встречи следует отвечать на все вопросы человека. Делать это кратко и правдиво, не прибавляя и не убавляя, не приукрашивая действительность.

Если человек что-то предложить покушать или просто что-то дал, следует поблагодарить, также коротко, сдерживая свою внезапно растягивающуюся во все лицо улыбку.

И, наконец, уходя из гостей, просто сказать «до свидания». При этом можно добавить: «Было очень приятно с Вами познакомиться и пообщаться»

Нормы поведения за столом

Вежливость за столом — это еще одна немаловажная норма поведения. За стол нужно садиться, по возможности, вместе со всеми. Не кривляться, я, мол, не хочу кушать. Я дома поел(а). Или — я это не ем. Ну вот что делать с детской непосредственностью?

Сидя за столом в присутствии незнакомых и малознакомых людей, важно вести себя сдержанно, не накидываться на вкуснятину, отодвигая в сторону «серьезное» блюдо.

Можно сначала покушать то, что предложат. Если аппетит не приходит, можно просто съесть пару ложек, медленно откусывая и также медленно прожевывая. Но лицо страдальческим не делать при этом.

Вежливо будет, если после принятия пищи ребенок поблагодарит за стол. Не надо говорить, как все было очень вкусно. Просто сказать «спасибо», и этого будет достаточно. Это уже будет вежливо.

Тон имеет большое значение. Говорить надо не сквозь зубы, не с хмурым выражением лица и торчащими исподлобья глазами. Глядя хозяину в глаза, сказать спокойным голосом с чуть приподнятыми уголками губ.

Но уж если еда действительно сильно понравилась, то можно попросить маму, чтобы она взяла у тети рецепт и дома приготовила также.

Хозяевам очень понравится, что ребенок так сказал. Впечатление вежливого ребенка останется надолго.

Слова благодарности из уст ребенка всегда благотворно сказываются на взаимоотношениях семей. Своими манерами малыш станет показателем образцового воспитательного климата в своей семье. То, как ведет себя малыш, говорит о правильности детско-семейных отношений и правильном подходе в воспитательном процессе конкретной семейной ячейки.

Так что, если хотите, чтобы уважали вас, научите ребенка правильным манерам, и он прославит вас и ваши старания как родителей.

Источник: https://podrastu.ru/vospitanie/vezhlivost.html

Ссылка на основную публикацию