Всё о методике «найди и вычеркни»

Методика «Найди и вычеркни»

Цель
Определение продуктивности и устойчивости внимания

Оборудование
Ребенку показывают рисунок

Для детей 3-4 лет— рисунок, на котором в случайном порядке даны изображения: грибок, домик, ведерко, мяч, цветок, флажок, елочка, звездочка (Рис.1)

Для детей 4-6 лет— рисунок, на котором в случайном порядке даны изображения простых фигур: треугольник, прямоугольник, флажок, круг, звездочка, полукруг (Рис.2)

Для детей старше 6 лет рекомендуется пользоваться матрицей с кольцами Ландольта

Инструкция
«Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных, знакомых тебе предметов. Когда я скажу слово «начинай», ты по строчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать те предметы, которые я назову. Искать и зачеркивать названные предметы необходимо до тех пор, пока я не скажу слово «стоп».

В это время ты должен остановиться и показать мне то изображение предмета, которое ты увидел последним. После этого я отмечу на твоем рисунке место, где ты остановился, и снова скажу слово «начинай». После этого ты продолжишь делать то же самое, т.е. искать и вычер­кивать из рисунка заданные предметы. Так будет несколько раз, пока я не скажу слово «конец».

На этом выполнение задания завершится»

Описание
В этой методике ребенок работает 2,5 мин, в течение которых пять раз подряд (через каждые 30 сек) ему говорят слова «стоп» и «начинай».

Экспериментатор в этой методике дает ребенку задание искать и разными способами зачеркивать какие-либо два разных предмета, например, звездочку перечеркивать вертикальной линией, а домик — горизонтальной. Экспериментатор сам отмечает на рисунке ребенка те места, где даются соответствующие команды

Рис.1 Матрица с фигурками к заданию «Найди и вычеркни» для детей 3-4 лет

Рис.2 Матрица с фигурками к заданию «Найди и вычеркни» для детей в возрасте 5-6 лет

Рис.3 Матрица с кольцами Ландольта к заданию «Найди и вычеркни» для детей старше 6 лет

Обработка и оценка результатов
При обработке и оценке результатов определяется количество предметов на рисунке, просмотренных ребенком в течение 2,5 мин (150 секунд), т.е.

за все время выполнения задания, а также отдельно за каждый 30-секундный интервал.

Полученные данные вносятся в формулу, по которой определяется общий показатель уровня развитости у ребенка одновременно двух свойств внимания: продуктивности и устойчивости:

S = (0,5 * N – 2,8 n)/120,

где S — показатель продуктивности и устойчивости внимания обследованного ребенка; N — количество изображений предметов на рисунке, просмотренных ребенком за время работы; t — время работы, в секундах;

n — количество ошибок, допущенных за время работы. Ошибками считаются пропущенные нужные или зачеркнутые ненужные изображения.

В итоге количественной обработки психодиагностических данных определяются по приведенной выше формуле шесть показателей, один — для всего времени работы над методикой (2,5 мин), а остальные — для каждого 30-секундного интервала. Соответственно, переменная t в методике будет принимать значение 150 и 30.

По всем показателям S, полученным в процессе выполнения задания, строится график (Рис.4), на основе анализа, которого можно судить о динамике изменения во времени продуктивности и устойчивости внимания ребенка. При построении графика показатели продуктивности и устойчивости переводятся (каждый в отдельности) в баллы по десятибалльной системе следующим образом:

Количество баллов Показатель S
10 баллов выше 1,25
8-9 баллов от 1,00 до 1,25
6-7 баллов от 0,75 до 1,00
4-5 баллов от 0,50 до 0,75
2-3 балла от 0,24 до 0,50
0-1 балл от 0,00 до 0,2

Рис. 4 Варианты графиков, показывающих динамику продуктивности и устойчивости внимания по методике «Найди и вычеркни»

Устойчивость внимания в свою очередь в баллах оценивается так:

Количество баллов Устойчивость внимания
10 баллов все точки графика не выходят за пределы одной зоны, а сам график своей формой напоминает кривую 1
8-9 баллов все точки графика расположены в двух зонах наподобие кривой 2
6-7 баллов все точки графика расположены в трех зонах наподобие кривой 3
4-5 баллов все точки графика расположены в четырех зонах наподобие кривой 4
3 балла все точки графика расположены в пяти зонах наподобие кривой 5

На графике представлены различные зоны продуктивности и типичные кривые, которые могут быть получены в результате психодиагностики внимания ребенка по данной методике

Выводы об уровне развития

Количество баллов Продуктивность и устойчивость внимания
10 баллов Очень высокая
8-9 баллов Высокая
4-7 баллов Средняя
2-3 баллов Низкая
0-1 балл Очень низкая

ДИАГНОСТИКА МЫШЛЕНИЯ

  1. Методика «Обведи контур»
  2. Методика «Воспроизведи рисунки»

Методика «Обведи контур»

Цель
Оценить наглядно-действенное мышление

Оборудование
Рисунки 1,2,3, карандаш для ребенка, ручка для психолога, секундомер

Инструкция
Детям показывают рисунки и говорят: «Как можно быстрее и как можно точнее соедини прямыми линиями фигуры в нижней части рисунка так, как это сделано в верхней части»

Все линии необходимо стараться делать прямыми и точно соединять углы фигур. Желательно также, чтобы контуры фигур были воспроизведены в тех же самых местах, где они изображены на рисунках — образцах. Оцениваться в итоге выполнения задания будут аккуратность, точность и скорость работы.

Оценка результатов
Оценки даются в баллах в зависимости от скорости и качества (точности) выполнения задания

10 баллов — ребенок затратил на выполнение всего задания меньше чем 90 сек.
Причем все линии на рисунках прямые и точно соединяют углы фигур. Все линии следуют точно по заданным контурам.

8-9 баллов — на выполнение задания ушло от 90 до 105 сек.
При этом имеет место хотя бы один из следующих недостатков:

  • одна или две линии не являются вполне прямыми
  • в двух или в трех случаях начертанные линии не вполне правильно соединяют углы фигур
  • от двух до четырех линий выходят за пределы контура
  • от четырех до пяти углов соединены неточно

6-7 баллов — на выполнение всего задания в целом ушло от 105 до 120 сек.
При этом дополнительно обнаружен хотя бы один из следующих недочетов:

  • три или четыре линии непрямые
  • от четырех до шести углов соединены не вполне точно
  • от пяти до шести линий выходят за пределы контура
  • от шести до семи углов соединены не вполне точно

4-5 баллов — на выполнение задания затрачено от 120 до 135 сек.
Имеется хотя бы один из следующих недочетов:

  • пять или шесть линий не являются вполне прямыми
  • от семи до десяти углов соединены не вполне правильно
  • есть семь или восемь линий, которые не являются вполне прямыми
  • имеется от восьми до десяти углов
  • которые соединены не вполне точно

2-3 балла — на выполнение задания ушло от 135 до 150 сек.
Отмечен хотя бы один из следующих недостатков:

  • от семи до десяти линий непрямые
  • от одиннадцати до двадцати углов соединены не вполне правильно
  • от девяти до восемнадцати линий выходят за пределы контура
  • от одиннадцати до семнадцати углов соединены не вполне правильно

0-1 балл — на выполнение задания ушло более 150 сек.

  • Почти все линии, за исключением одной или двух, не являются прямыми
  • почти все углы, за исключением одного или двух, соединены неправильно

Выводы об уровне развития мышления
10 баллов — очень высокий, 8-9 баллов — высокий, 4-7 баллов — средний, 2-3 балла — низкий, 0-1 балл — очень низкий

Источник: Р.С. Немов Психология — Кн.3: Психодиагностика

Методика «Воспроизведи рисунки»

Цель Определение наглядно-действенного мышления

Эта методика предназначается для детей в возрасте от 3 до 4 лет

Читайте также:  Как обучать дошкольников английскому языку?

Оборудование
Рисунок для ребенка, фломастер, секундомер

Ее задание заключается в том, чтобы в специальных пустых квадратах, представленных справа на рис.1, воспроизвести картинки, изображенные на этом же рисунке слева

Инструкция
Ребёнку дает фломастер темного цвета, рис. 1 и говорят: «Справа в пустых клетках необходимо нарисовать точно такие же фигуры, которые имеются слева. Нужно сделать это как можно аккуратнее, равномерно заштриховав все части, где имеются темные поля, не оставляя пустых участков и не выходя за пределы заданного контура»

На выполнение задания отводится 5 мин.

Оценка результатов
10 баллов — ребенок за 5 мин выполнил все задание.
Нарисовал в пустых матрицах все шесть фигур. При этом ни в одной из фигур не осталось пустых, незаштрихованных участков в тех местах, где штриховка должна была быть сплошной, а контуры фигур не более чем на 1 мм вышли за пределы заданных образцов.

8-9 баллов — ребенок справился с заданием за 5 мин.
При этом в каждой фигуре остались не заштрихованными не более одного — двух участков, а контуры выполненных фигур не более чем на 1 мм отличаются от оригиналов.

5-7 баллов — ребенок выполнил задание за 5 мин, но в его работе имеется хотя бы один из следующих недочетов: почти в каждой фигуре есть от 3 до 4 незаштрихованных участков; контуры некоторых фигур отличаются от оригиналов на величину до 1,5 мм.

4-6 баллов — ребенок за 5 мин смог заштриховать 4 — 5 фигур из шести, причем в каждой из них встречается хотя бы один из следующих недостатков: не менее одной пятой части ее площади осталось не заштриховано; контуры некоторых фигур отличаются от оригиналов на величину до 2 мм.

2-3 балла — ребенок смог за 5 мин заштриховать только 2 — 3 фигуры, и в каждой из них можно обнаружить хотя бы один из следующих недостатков: не менее одной пятой ее части осталось не заштриховано; контуры некоторых фигур отличаются от оригиналов на величину до 2 мм.

0-1 балл — ребенок за 5 мин смог заштриховать не более одной фигуры, и в ней имеется хотя бы один из следующих недостатков: площадь фигуры не менее чем на одну четверть не заштрихована; контуры некоторых фигур отличаются от оригиналов на величину до 3 мм.

Источник: Р.С. Немов Психология — Кн.3: Психодиагностика

ДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТИ

  1. Методика «Какой Я?»
  2. Методика «Рене Жиля»
  3. Тест на развитие самоконтроля

Методика «Какой Я?»

Цель
Определение самооценки ребёнка-дошкольника

Оборудование
Протокол методики

Инструкция
Экспериментатор, пользуясь представленным протоколом, спрашивает у ребёнка: «Как ты сам себя воспринимаешь и оцениваешь по десяти различным положительным качествам?»

Оценки, предлагаемые ребёнком самому себе, проставляются экспериментатором в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы

Оценка результатов Ответы типа «да» оцениваются в 1 балл. Ответы типа «нет» оцениваются в 0 баллов.

Ответы типа «не знаю» и также ответы типа «иногда» оцениваются в 0,5 балла

Самооценка ребёнка определяется по общей сумме баллов, набранной им по всем качествам личности

Выводы об уровне самооценки ребенка
10 баллов очень высокий, 8 — 9 баллов — высокий, 4 — 7 баллов — средний, 2 — 3 балла — низкий, 0 — 1 балл — очень низкий

Источник: https://megaobuchalka.ru/3/4538.html

Методика: «Найди и вычеркни»

Автор: адаптация Е.В. Доценко

Цель: оценка переключения и распределения внимания ребенка.

Проведение обследования:ребенку показывается бланк, на котором в случайном порядке даны изображения простых фигур: треугольник, прямоугольник, флажок, круг, звезда, половинка круга.

Инструкция: « Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных фигурок. Когда я скажу тебе «начинай», ты по строчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать те фигурки, которые я назову.

Искать и зачеркивать их надо до тех пор, пока я не скажу слово «стоп». Ты должен сразу остановиться и показать, какую фигуру увидел последней. После этого я отмечу это место и снова скажу «начинай». После этого ты продолжишь делать то же самое – искать и вычеркивать фигуры.

Так будет несколько раз, пока я не скажу «конец». На этом игра закончится».

Ребенок работает 2,5 минуты, в течении которых 5 раз через каждые 30 секунд ему говорят «стоп».

Для проведения этой методики необходим бланк, секундомер, карандаш для ребенка и ручка для экспериментатора.

Инструкция обработки:

При обработке определяется количество фигур, просмотренных ребенком в течение 2,5 минут, а также отдельно за каждый 30-сек интервал. По формуле определяется общий показатель развитости продуктивности и устойчивости внимания: S=(0.5N-2.8n)/t;

Где S – показатель продуктивности и устойчивости внимания

N – количество изображений, просмотренных ребенком за время работы

t – время работы

n – количество ошибок, допущенных за время работы. Ошибками считаются пропущенные нужные или зачеркнутые ненужные изображения.

По показателям строится график, на основе анализа которого можно судить о динамике изменения во времени продуктивности и устойчивости внимания ребенка.

Рисунок 1. Варианты графиков, показывающих динамику продуктивности и устойчивости внимания по методике «Найди и вычеркни»

На рисунке № 1 представлены различные зоны продуктивности и типичные кривые, которые могут быть получены в результате психодиагностики внимания ребенка по данной методике.

• 10 баллов – показатель S у ребенка выше, чем 1,25 балла.

• 8-9 баллов – показатель S находится в пределах от 1,00 до 1,25 балла

• 6-7 баллов – показатель S находится в интервале от 0,75 до 1,00 балла

• 4-5 баллов – показатель S находится в границах от 0,50 до 0,75 балла.

• 2-3 балла – показатель S находится в пределах от 0,24 до 0,50 балла.

• 0-1 балл – показатель S находится в интервале от 0,00 до 0,2 балла.

Устойчивость внимания в свою очередь в баллах оценивается так:

• 10 баллов – все точки графика на рисунке 8 не выходят за пределы одной зоны, а сам график своей формой напоминает кривую 1.

• 8-9 баллов – все точки графика расположены в двух зонах наподобие кривой 2.

• 6-7 баллов – все точки графика располагаются в трех зонах, а сама кривая похожа на график 3.

• 4-5 баллов – все точки графика располагаются в четырех разных зонах, а его кривая чем-то напоминает график 4

• 3 балла – все точки графика располагаются в пяти зонах, а его кривая похожа на график 5.

Выводы об уровне развития продуктивности и устойчивости внимания

• 10 баллов – продуктивность внимания очень высокая, устойчивость внимания очень высокая.

• 8-9 баллов – продуктивность внимания высокая, устойчивость внимания высокая.

• 4-7 баллов – продуктивность внимания средняя, устойчивость внимания средняя.

• 2-3 балла – продуктивность внимания низкая, устойчивость внимания низкая.

• 0-1 балл – продуктивность внимания очень низкая, устойчивость внимания очень низкая.

Фамилия, имя __________________________________________ Возраст _____________

Дата обследования _________________________

Обработка результатов

Просмотрено изображений N Количество ошибок   n Продуктивность и устойчивость S=(0.5N-2.8n)/t; (t=30 и 150)
Общее

Методика: «Цветные коврики»

Цель:Определение особенностей зрительного восприятия, знание основных цветов.

Проведение обследования:Ребёнку предлагают поочерёдно выбрать карточки-коврики называемых цветов (основных). Затем взрослый поочерёдно показывает карточки и предлагает назвать их цвет. 6 цветных карточек: красная, синяя, жёлтая, зелёная, оранжевая, голубая.

Инструкция обработки: Для детей 3-х лет достаточно правильного выбора 3-4 цветов и названия 2-3х. карточек. Для детей 4 — х. лет удовлетворительным считается, если ребёнок правильно выбирает все основные цвета и называет 4-6 цветов

Читайте также:  Учим ребенка собирать свои игрушки

Образец стимульного материала.

Источник: https://cyberpedia.su/4xab6b.html

Диагностика внимания у младших школьников с нарушениями речи

Задание, содержащееся в этой методике, предназначено для определения продуктивности и устойчивости внимания. Ребенку показывают рисунок. На нем в случайном порядке даны изображения простых фигур: грибок, домик, ведерко, мяч, цветок, флажок. Ребенок перед началом исследования получает инструкцию следующего содержания:

«Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных, знакомых тебе предметов. Когда я скажу слово «начинай», ты по строчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать те предметы, которые я назову. Искать и зачеркивать названные предметы необходимо до тех пор, пока я не скажу слово «стоп».

В это время ты должен остановиться и показать мне то изображение предмета, которое ты увидел последним. После этого я отмечу на твоем рисунке место, где ты остановился, и снова скажу слово «начинай». После этого ты продолжишь делать то же самое, т.е. искать и вычеркивать из рисунка заданные предметы. Так будет несколько раз, пока я не скажу слово «конец».

На этом выполнение задания завершится».

В этой методике ребенок работает 2,5 мин, в течение которых пять раз подряд (через каждые 30 сек) ему говорят слова «стоп» и «начинай»

Экспериментатор в этой методике дает ребенку задание искать и разными способами зачеркивать какие-либо два разных предмета, например звездочку перечеркивать вертикальной линией, а домик – горизонтальной. Экспериментатор сам отмечает на рисунке ребенка те места, где даются соответствующие команды

Оценка результатов теста

При обработке и оценке результатов определяется количество предметов на рисунке, просмотренных ребенком в течение 2,5 мин, т.е. за все время выполнения задания, а также отдельно за каждый 30-секундный интервал. Полученные данные вносятся в формулу, по которой определяется общий показатель уровня развитости у ребенка одновременно двух свойств внимания: продуктивности и устойчивости:

S=(0.5N-2.8n)/t;

  • S – показатель продуктивности и устойчивости внимания обследованного ребенка;
  • N – количество изображений предметов на рисунках, просмотренных ребенком за время работы;
  • t – время работы;
  • n – количество ошибок, допущенных за время работы. Ошибками считаются пропущенные нужные или зачеркнутые ненужные изображения.

В итоге количественной обработки психодиагностических данных определяются по приведенной выше формуле шесть показателей, один – для всего времени работы над методикой (2,5 мин), а остальные – для каждого 30-секундного интервала. Соответственно, переменная t в методике будет принимать значение 150 и 30.

По всем показателям S, полученным в процессе выполнения задания, строится график, на основе анализа которого можно судить о динамике изменения во времени продуктивности и устойчивости внимания ребенка. При построении графика показатели продуктивности и устойчивости переводятся (каждый в отдельности) в баллы по десятибалльной системе следующим образом:

  • 10 баллов – показатель S у ребенка выше, чем 1,25 балла.
  • 8-9 баллов – показатель S находится в пределах от 1,00 до 1,25 балла
  • 6-7 баллов – показатель S находится в интервале от 0,75 до 1,00 балла
  • 4-5 баллов – показатель S находится в границах от 0,50 до 0,75 балла.
  • 2-3 балла – показатель S находится в пределах от 0,24 до 0,50 балла.
  • 0-1 балл – показатель S находится в интервале от 0,00 до 0,2 балла.

На графике представлены различные зоны продуктивности и типичные кривые, которые могут быть получены в результате психодиагностики внимания ребенка по данной методике. Интерпретируются эти кривые следующим образом:

  • Кривая №1. Это график очень высокопродуктивного и устойчивого внимания
  • Кривая №2. Это график низкопродуктивного, но устойчивого внимания
  • Кривая №3. Представляет собой график среднепродуктивного и среднеустойчивого внимания
  • Кривая №4. Является графиком среднепродуктивного, но неустойчивого внимания
  • Кривая №5. Представляет график среднепродуктивного и крайне неустойчивого внимания

Устойчивость внимания в свою очередь в баллах оценивается так:

  • 10 баллов – все точки графика на рисунке 8 не выходят за пределы одной зоны, а сам график своей формой напоминает кривую 1.
  • 8-9 баллов – все точки графика расположены в двух зонах наподобие кривой 2.
  • 6-7 баллов – все точки графика располагаются в трех зонах, а сама кривая похожа на график 3.
  • 4-5 баллов – все точки графика располагаются в четырех разных зонах, а его кривая чем-то напоминает график 4
  • 3 балла – все точки графика располагаются в пяти зонах, а его кривая похожа на график 5.

Выводы об уровне развития продуктивности и устойчивости внимания

  • 10 баллов – продуктивность внимания очень высокая, устойчивость внимания очень высокая.
  • 8-9 баллов – продуктивность внимания высокая, устойчивость внимания высокая.
  • 4-7 баллов – продуктивность внимания средняя, устойчивость внимания средняя.
  • 2-3 балла – продуктивность внимания низкая, устойчивость внимания низкая.
  • 0-1 балл – продуктивность внимания очень низкая, устойчивость внимания очень низкая.

внимание младший школьник нарушение речь

Приложение 2

Игра «Найди различия»

Развивающая игра «Найди отличия» предназначена для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Она развивает мышление, логику, внимание. Предложите ребенку внимательно рассмотреть картинки и найти отличия между ними

Приложение 3

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

Учащегося школы______________________класса_________________

Фамилия, имя________________________________________________

возраст ребенка______________________________________________

Ф.И.О. родителей_____________________________________________

В этом представлении Вы найдете перечень утверждений, характеризующих различные стороны жизни ученика: его поведение, трудности обучения, особенности взаимоотношений с учителями и сверстниками. Прочитайте каждое из них и подчеркните то, что, по Вашему мнению, относится к этому ребенку.

Источник: http://TopRef.ru/referat/126360/7.html

Методы диагностики внимания

Поиск Лекций

Следующий набор методик предназначается для изучения внимания детей с оценкой таких качеств внимания, как продуктивность, устойчивость, переключаемость и объем. Каждая из этих характеристик может рассматриваться отдельно и вместе с тем, как частная оценка внимания в целом.

Для диагностики перечисленных характеристик внимания предлагаются различные методические приемы. В заключение обследования ребенка по всем четырем представленным здесь методикам, относящимся к вниманию, можно вывести общую, интегральную оценку уровня развития внимания дошкольника.

Все частные оценки внимания, как в предыдущем случае, вносятся в Индивидуальную карту психологического развития ребенка.

Методика 5. «Найди и вычеркни»

Задание, содержащееся в этой методике, предназначено для определения продуктивности и устойчивости внимания. Ребенку показывают рис. 5. На нем в случайном порядке даны изображения простых фигур: грибок, домик, ведерко, мяч, цветок, флажок. Ребенок перед началом исследования получает инструкцию следующего содержания:


Рис 5 Матрица с фигурками к заданию «Найди и вычеркни» для детей от трех до четырех лет

Рис 7 Матрица с фигурками к заданию «Найди и вычеркни» для детей в возрасте от четырех до пяти лет

«Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных, знакомых тебе предметов. Когда я скажу слово «начинай», ты по строчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать те предметы, которые я назову. Искать и зачеркивать названные предметы необходимо до тех пор, пока я не скажу слово «стоп».

В это время ты должен остановиться и показать мне то изображение предмета, которое ты увидел последним. После этого я отмечу на твоем рисунке место, где ты остановился, и снова скажу слово «начинай». После этого ты продолжишь делать то же самое, т.е. искать и вычеркивать из рисунка заданные предметы. Так будет несколько раз, пока я не скажу слово «конец».

На этом выполнение задания завершится».

В этой методике ребенок работает 2,5 мин, в течение которых пять раз подряд (через каждые 30 сек) ему говорят слова «стоп» и «начинай».

Читайте также:  Акселерация подростков.

Экспериментатор в этой методике дает ребенку задание искать и разными способами зачеркивать какие-либо два разных предмета, например звездочку перечеркивать вертикальной линией, а домик – горизонтальной. Экспериментатор сам отмечает на рисунке ребенка те места, где даются соответствующие команды.

Обработка и оценка результатов

При обработке и оценке результатов определяется количество предметов на рисунке, просмотренных ребенком в течение 2,5 мин, т.е. за все время выполнения задания, а также отдельно за каждый 30-секундный интервал. Полученные данные вносятся в формулу, по которой определяется общий показатель уровня развитости у ребенка одновременно двух свойств внимания: продуктивности и устойчивости:

где S – показатель продуктивности и устойчивости внимания обследованного ребенка;

N– количество изображений предметов на рис. 5 (6), просмотренных ребенком за время работы;

t – время работы;

n – количество ошибок, допущенных за время работы. Ошибками считаются пропущенные нужные или зачеркнутые ненужные изображения.

В итоге количественной обработки психодиагностических данных определяются по приведенной выше формуле шесть показателей, один – для всего времени работы над методикой (2,5 мин), а остальные – для каждого 30-секундного интервала. Соответственно, переменная t в методике будет принимать значение 150 и 30.

По всем показателям S, полученным в процессе выполнения задания, строится график следующего вида (рис. 8), на основе анализа которого можно судить о динамике изменения во времени продуктивности и устойчивости внимания ребенка. При построении графика показатели продуктивности и устойчивости переводятся (каждый в отдельности) в баллы по десятибалльной системе следующим образом:

10 баллов – показатель S у ребенка выше, чем 1,25 балла.
8-9 баллов – показатель S находится в пределах от 1,00 до 1,25 балла
6-7 баллов – показатель S находится в интервале от 0,75 до 1,00 балла
4-5 баллов – показатель S находится в границах от 0,50 до 0,75 балла.
2-3 балла – показатель S находится в пределах от 0,24 до 0,50 балла.
0-1 балл – показатель S находится в интервале от 0,00 до 0,2 балла.

Устойчивость внимания в свою очередь в баллах оценивается так

10 баллов – все точки графика на рисунке 8 не выходят за пределы одной зоны, а сам график своей формой напоминает кривую 1.
8-9 баллов – все точки графика расположены в двух зонах наподобие кривой 2.

Рис. 7 Варианты графиков, показывающих динамику продуктивности и устойчивости внимания по методике «Найди и вычеркни»

На графике представлены различные зоны продуктивности и типичные кривые, которые могут быть получены в результате психодиагностики внимания ребенка по данной методике. Интерпретируются эти кривые следующим образом

1 Кривая, изображенная с помощью линии типа –.–.–. Это график очень высокопродуктивного и устойчивого внимания

2 Кривая, представленная линией типа Это график низкопродук тивного, но устойчивого внимания

3 Кривая, изображаемая посредством линии типа – – – – –. Представ ляет собой график среднепродуктивною и среднеустойчивого внимания

4 Кривая, изображенная с помощью линии –––– Является графиком сред-непродуктивного, но неустойчивого внимания

5 Кривая, изображенная линией – – – – –. Представляет график среднепро дуктивного и крайне неустойчивого внимания

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://poisk-ru.ru/s45468t4.html

Методика «Найди и вычеркни»

Методика предназначена для определения продуктивности и устойчивости внимания.

Стимульный материал. Таблица с изображенными на ней в случайном порядке простыми фигурами: (грибок, домик, мяч, ведерко, цветок, флажок); секундомер.

Инструкция. Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных, знакомых тебе предметов. Когда я скажу слово «начинай», ты по строчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать те предметы, которые я назову. Искать и зачеркивать названные предметы нужно будет до тех пор, пока я не скажу слово «стоп».

В это время ты должен будешь остановиться и показать мне то изображение предмета, которое ты увидел последним. После этого я отмечу на твоем рисунке место, где ты остановился, и снова скажу слово «начинай». После этого ты продолжишь делать то же самое, т.е. искать и вычеркивать из рисунка названные предметы. Так будет несколько раз, пока я не скажу слово «конец».

На этом выполнение задания завершится.

Проведение теста. Перед работой проводят тренировочный тест. После его проведения ребенок работает 2,5 минуты в течение которых пять раз подряд (через каждые 30 сек) ему говорятся слова «стоп» и «начинай».

Экспериментатор в этой методике дает ребенку задание искать и разными способами зачеркивать какие-либо два разных предмета, например звездочку перечеркивать вертикальной линией, а домик – горизонтальной.

Экспериментатор сам отмечает на рисунке ребенка те места, где даются соответствующие команды.

Обработка и оценка результатов. При обработке и оценке результатов сначала определяется количество предметов на рисунке, просмотренных ребенком в течение 2,5 минут, т.е.

за все время выполнения задания, а также отдельно за каждый 30-секундный интервал.

Полученные данные вносятся в формулу, по которой определяется общий показатель уровня развитости у ребенка одновременно двух свойств внимания, продуктивности и устойчивости:

S= N t– 2 ,8n

где S – показатель продуктивности и устойчивости внимания обследованного ребенка;

N – количество изображений предметов, просмотренных ребенком за время работы;

t —время работы;

n – количество ошибок, допущенных за время работы. Ошибками считаются пропущенные нужные или зачеркнутые ненужные изображения.

В итоге количественной обработки психодиагностических данных определяются по приведенной выше формуле шесть показателей, один – для всего времени работы над методикой (2,5 мин), а остальные – для каждого 30-секундного интервала. Соответственно, переменная t в методике будет принимать значение 150 и 30.

По всем показателям S , полученным в процессе выполнения задания, строится график, на основе анализа которого можно судить о динамике изменения во времени продуктивности и устойчивости внимания ребенка. При построении графика показатели продуктивности и устойчивости переводятся (каждый в отдельности) в баллы по десятибалльной системе следующим образом:

10 баллов – показатель S у ребенка выше, чем 1,25 балла.

8-9 баллов — показатель S находится в пределах от 1,00 до 1,25 балла.

6-7 баллов — показатель S находится в интервале от 0,75 до 1,00 балла.

4-5 баллов — показатель S находится в границах от о,50 до 0,75 балла.

2-3 балла — показатель S находится в пределах от 0,24 до 0,50 балла.

0-1 балла — показатель S находится в интервале от 0,00 до 0,24 балла.

Устойчивость внимания в свою очередь в баллах оценивается так:

10 баллов – все точки графика не выходят за пределы одной зоны (преимущественно зоны высокопродуктивного или среднепродуктивного внимания), кривая 1;

8-9 баллов – все точки графика расположены в двух зонах, кривая 2;

6-7 баллов – все точки графика располагаются в трех зонах, а сама кривая похода на график 3;

4-5 баллов – все точки графика располагаются в четырех разных зонах, а сама кривая похода на график 4;

3 балла – все точки графика располагаются в пяти разных зонах, 5 график.

Рис. Для детей 3-4 лет

Рис. Для детей 4-5 лет

1 Кривая, изображенная с помощью линии типа –.–.–. Это график очень высокопродуктивного и устойчивого внимания

2 Кривая, представленная линией типа Это график низкопродук тивного, но устойчивого внимания

3 Кривая, изображаемая посредством линии типа – – – – –. Представ ляет собой график среднепродуктивною и среднеустойчивого внимания

4 Кривая, изображенная с помощью линии –––– Является графиком сред-непродуктивного, но неустойчивого внимания

5 Кривая, изображенная линией – – – – –. Представляет график среднепро дуктивного и крайне неустойчивого внимания

Выводы об уровне развития

Источник: https://studlib.info/proizvodstvo/3265506-metodika-naydi-i-vycherkni/

Ссылка на основную публикацию